Женский статус в христианстве и исламе в преломлении феминистской философии религии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Соколова, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат философских наук Соколова, Ирина Александровна
Ведение.
Глава 1. Статус женщины в христианстве.
1.1. Онтологические основания положения женщины в христианстве.
1.2. Проявление социальной активности женщины в христианстве.
Глава 2. Статус женщины в исламе.
2.1. Природа женщины в традиционном исламе.
2.2. Реформаторское движение в исламе и решение женского вопроса.
Глава 3. Перспективы развития женского религиозного опыта.
3.1. Феминистская теология как культурная наррация.
3.2. Тендерные аспекты христианства и ислама в России конца XX-XXIbb.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа2009 год, кандидат философских наук Лысенко, Оксана Егоровна
Конструктивно-критическая рефлексия феминизма и антифеминизма в философско-антропологическом контексте2012 год, кандидат философских наук Страхова, Ксения Александровна
Трансформация гендерных норм и практик в современном иудаизме2008 год, кандидат философских наук Анистратенко, Светлана Викторовна
Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях2005 год, кандидат философских наук Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна
Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе2008 год, кандидат философских наук Лебединцева, Оксана Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женский статус в христианстве и исламе в преломлении феминистской философии религии»
Актуальность темы исследования. Религия как социальный институт выполняет многочисленные общественные задачи, одна из которых состоит в поддержании культурных практик, трансформирующих биологический пол в культурные конструкты «мужественности» и «женственности», как на уровне индивидуального, так и на уровне общественного сознания. В силу своего консервативного характера, роль религий в создании устойчивых представлений о природе и предназначении полов чрезвычайно велика. Они закрепляются не только с помощью религиозных ритуалов, но и посредством базовых мифов, догм и концептуальных схем. Для адептов религиозного сознания они наделяются значением сакральности и непогрешимости. В этом смысле религиозные институты оформляют неравномерное распределение властных ресурсов между полами и способствуют их удержанию в системе властных отношений и социальной иерархии. Не исключением являются такие религии как, христианство и ислам, переживающие в России своеобразное возрождение.
Конечно же, религиозная ситуация в России в настоящее время несравнима с религиозным бумом начала 90-х гг. Однако качественное различие ситуаций заключается в том, что традиционные религии ныне чувствуют себя в российской действительности достаточно уверенно и претендуют на роль духовной опоры общества, с одной стороны. В современных документах, отражающих видение Российской православной церкви (РПЦ) и ислама насущных проблем современности, уделяется внимание вопросам взаимоотношений мужчин и женщин, их тендерных ролей, проблемам биоэтики и демографии. Но с другой стороны, процессы секуляризации общества способствуют возникновению напряжения между ортодоксальными сторонниками традиций, в том числе и религиозных, реформаторами, пытающимися реформировать религиозные институты и идеи внутри самих институций, и новаторами, пытающимися изменить саму сущность религии.
К числу новаторов как раз и относятся феминистские теологи. Они идентифицируют опыт «женщины» как отличный от опыта «мужчины», исследуют пределы мужского богословия и возможность его расширения в женской перспективе. Теоретики феминистской мысли отмечают, что догматы и практики религий, наряду с одобряемыми ими запретами, приписывают женщинам негативную роль и лишают их возможности выражения женского духовного опыта. В связи с вышеуказанным, представляется актуальным выявление онтологического статуса женщин в религиях и предлагаемые им возможности социального служения, как с точки зрения традиционных религиозных учений и доктрин, так и с точки зрения альтернативных концепций, представленных феминистской теологией.
Женский вопрос в религии позволяет изучить его влияние на различные духовные процессы, протекающие в обществе. Религия способна предложить определённые идеалы и ценности, ориентируясь на которые мы можем ответить на многие актуальные вопросы настоящего времени. Но всё дело в соответствии этих идеалов требованиям современного мира. Мы полагаем, что религия не способна уйти от древних догм, которые на данный момент часто не соответствуют социальной практике, и она по-прежнему отстаивает патриархатные идеалы и ценности.
Степень научной разработанности проблемы. В историко-философской ретроспективе исследования, посвящённые роли женщин в церкви представлены работами христианских богословов Тертуллиана, Филона Александрийского, Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др.1 и мусульманских просвещенных теологов, таких как Ибн аль-Хаджара, Абу Ханифа, Аль-Газали и др.2.
1 См., напр.: Августин А. О супружестве и похоти // Философия любви в 2-х т. - М.: Политиздат, 1990. - Т. 2. - С. 480-490.; Аквинский Ф. Сумма теологии. - Киев: Нина-Центр, 2005.-4.1.
2 См., напр.: Аль-Газали Абу Хамид. «Наставления правителям» и другие сочинения. - М.: Ансар, 2005.
Вопросам христианского осмысления статуса и исторической значимости образов женщин в Библии были посвящены работы Э. Дин и А. Ильяшенко1. Идею возможности женского служения в христианстве, их активного участия в распространении и поддержке христианского вероучения отстаивают О.А. Ленцевич, И.С. Свенцицкая, Э. Бер-Сижоль, епископ Диоклийский Каллист2. Сравнительный анализ решения указанных проблем в православии и католицизме имеет место в философских работах авторов, ориентированных на тендерные исследования: Е. Косевич, Ф.Г. о
Овсиенко, H.JI. Пушкарёвой и JI. Шихлярова .
На данном этапе общественного развития изучению проблем онтологического статуса и социальной роли женщин, семейно-брачных отношений посвящены работы ряда православных авторов4, опирающихся на официально выраженную православной и католической церковью точку зрения при решении женского вопроса5.
Позитивная феминистская и тендерная критика христианства представлена в российской литературе немногочисленными исследованиями Т.И. Благовой, H.J1. Пушкарёвой, М. Степанянц, В. Суковатой6. В большей Дин Э. Знаменитые женщины Библии. -М.: Крон-Пресс, 1995.
2 Бер-Сижоль Э., еп. Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви». -М.: Библейско-Богослов. ин-т, 2000; Дин Э. Знаменитые женщины Библии. - М.: Крон-Пресс, 1995; Ленцевич О.А. Женское служение в античном христианстве; Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. - М.: «Наука», 1995. -С. 156-167 и др.
3 См., напр.: Косевич Е. Категории тела и пола в Ветхом и Новом Завете // Человек. - 1996. -№ 5. - С. 8-91 и др.
4 См., напр.: Мумриков А. Задание от Бога. Брак и семья в православной традиции // Наука и религия. - 2002. - №3. - С. 34-35; О православном браке. - СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2001; О христианском браке и об обязанностях мужа и жены: Учение св. Иоанна Златоуста. - М., 1990.; Православная женщина в современном мире. - М.: «Центр Благо», 2000 и др.
5 Из официального документа РПЦ. Основы социальной концепции РПЦ. гл. X. 5. -Доступно из URL: http:www.rnssian-orthodox.org.ru [Дата обращения 19.08.03.]; Иоанн Павел И. Апостольское послание "Mulieris dignnitatem", п. 6 (1997), Иоанн Павел II. Мысли о земном. - М.: Издательство «Новости», 1992. - С. 179-195.
6 Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки и современность. - 1993. - № 4. - С. 177-183; Суковатая В.А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 183-192 и др. степени затрагивают вопросы женской духовности, половой принадлежности Бога, конструирования новой женской спиритуальности зарубежные представители феминистской теологии такие как Марджоли Хеввит Сачёки, П.Н. Френкенберри, X. Хайн, М. Холливуд1.
Комплексные исследования, рассматривающие эволюцию положения женщины в исламе от его истоков до XX в. представлены книгах В.М. Вагабова, Л.И. Климовича, Л.И. Шайдулиной Г. Балтановой и др.2.
Анализ женских и мужских образов в исламе, проблемы конструирования стереотипов женской сексуальности, вопросы, связанные с многоженством, интимными и правовыми аспектами семейно-брачных отношений находят отражение в исследованиях Азизах аль-Хибри, Е. Барковской, Н.В. Жданова, А.Л. Крутье, Н. Крыловой, М. Фирдоуси, В.В. Цмай и др.3. Укреплению патриархатных принципов семейно-брачных отношений посвящены изыскания М.А. Кахтани, И. Насырова, Мухаммада Али-аль Хашими и др. ученых4, которые на примере положения женщин в странах западной Европы приходят к выводу о воздействии женской эмансипации на превращение женщин в товар потребления и рабынь5.
Попытка объективно рассмотреть происходящие в мире изменения, а вместе с ними и возможности переосмысления женских статусов в исламе содержится в исследованиях Абдуллахи Ахмед Ан-Наим, М. Ниязи, М. http://www.tatannoscow.ru [Дата обращения 3.09.05] php?option:
Бигиев, Башарат Тайяб1. Феминистская критика ислама представлена немногочисленными исследователями стран исламского мира такими как: Къюзим Амин, Сид Ахман Кхан, Али Шариати2.
Объект исследования - религиозные догматы христианства и ислама
0 женском статусе.
Предмет исследования - феминистская экспликация о женском статусе в христианстве и исламе.
Основная цель исследования - выявить перспективы женского социально-духовного опыта в аспекте феминистской философии религии. Задачи исследования:
- установить онтологический статус женщины с позиции христианства и ислама в контексте феминистской философии религии;
- исследовать проявления женской социальной активности в христианстве и исламе с точки зрения феминистской философии религии;
- выявить специфику теологических идей и концепций в свете феминистской трактовки основных религиозных догм;
- изучить феминистские дискурсы и практики, выражающие женский духовный опыт;
- рассмотреть позицию христианской и исламской церквей в России по женскому вопросу в конце XX - начале XXI вв.
Методологическая основа исследования. В работе диссертант опирался на методологию К. Уэста и Д. Зиммерманна3, рассматривающих тендер как социальную конструкцию и на методологию французских феминисток Хелен Сиксу и Юлиии Кристевой, представляющую тендер как культурную метафору. В работе мы также опирались на идеи феминизма
1 Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации. - М,: Музей и обществ, центр им. А. Сахарова, 1999; Башарат Тайяб. Ислам // Россия в XXI в.: Экономика. Политика. Культура. - Владивосток, 2002. - №1(4). - С. 25 и др.
2 См., напр.: Башарат Тайяб. Ислам. - С. 17-28.
3 Уэст К. и Зиммерман Д. Создание тендера. Пер. с англ. Е. Здравомысловой. - Тендерные тетради. Вып. 1. Труды СПб-филиала ИС РАН. - СПб.: ИС РАН, 1997. - С. 94-120.
Симоны де Бовуар, Суламифь Файерстоун, Энн Оукли, Кейт Миллет), дополняющих выше представленную методологию. В феминизме анализу подвергаются маскулинные практики конструирования мужское/маскулинное в качестве позитивной культурной норма, а женское/феминное - как негативной, как как «Другой». Эта теория позволяет нам рассмотреть не только происхождение сексизма, но попытаться устранить его проявления из религиозного опыта и утвердить ценность особого женского духовного опыта. Феминистские теологи, опираясь на теорию радикального феминизма, предложили устранить тендерную асимметрию в религии путем либеральной критики сексистских представлений о женщине или созданием альтернативной женской религиозности.
Автор обращался к методу деконструкции Ж. Деррида, активно используемого представительницами феминистской теологии (например, М. Дэйли, Люси Иригарей) для рассмотрения религиозных дискурсов, разделяющих мир на бинарные категории женское/мужское.
Диссертант применял устоявшиеся в науке критико-аналитический, сравнительный, историко-логический методы, необходимые для определения этапов развития женских статусов в христианстве, исламе и феминистской теологии.
Положения, выносимые на защиту
1. В контексте тендерных исследований религию (христианство и ислам) можно рассматривать как тендерную идеологию, метафизически оправдывающую тендерные различия.
2. Религия является семиотическим объектом, допускающим множественность интерпретаций со стороны феминистской теологии.
3. Христианство и ислам в России оказывают воздействие на формирование властной идеологии и возрождение патриархатных стереотипов в обществе.
Научная новизна исследования зафиксирована в следующих положениях:
- впервые выявлены и сопоставлены теоретические позиции христианства, ислама и феминистской философии религии в определении тендерной сущности индивида;
- вскрыты социально-философские истоки тендерного неравенства в христианстве и исламе;
- определена зависимость модернизационных процессов при решении женского вопроса в христианской и исламской теологии от социального положения женщин в обществе;
- впервые исследована категория «женского» в поле религии в виде разнообразных направлений феминистской теологии;
- определены социальные механизмы влияния христианства и ислама в России на формирование тендерных стереотипов общественного сознания.
Рабочие определения.
Тендер - набор социокультурных характеристик, которые закрепляются за мужским и женским поведением.
Сексизм - идеология и практика дискриминации по признаку пола.
Сексуальная политика - парадигма социальной власти, способ контролировать женскую субъективность в соответствии с правилами патриархата.
Патриархат - система ценностей, определяющая господство мужчин над женщинами.
Феминистская теология - религиозное учение, выражающее стремление женщин создать возможности для объяснения, выражения и донесения их идентичности с помощью религиозных образов и символов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы определяется следующими показателями: во-первых, религия рассмотрена как идеология, способная конструировать гендер, во-вторых, исследован религиозный социально-духовный женский опыт в рамках логоцентрической культуры и как альтернатива ей - женский опыт духовности в контексте феминистской теологии. В-третьих, выявлено влияние религиозных стереотипов на общественное сознание российского народа.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов по гендерологии и феминологии, философской антропологии, социальной философии, в исследовательской работе при создании региональных программ социального развития и воспитания религиозной толерантности, а так же используются автором при чтении лекций во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.
Структура и объём работы. Структура диссертации подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нём задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Содержание работы изложено на 175 страницах. Список литературы состоит из 173 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности2004 год, кандидат философских наук Сазонова, Людмила Алексеевна
Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе2004 год, кандидат философских наук Третьяков, Андрей Валентинович
Эволюция образов женщины в общественном сознании2008 год, кандидат философских наук Ворошилова, Оксана Николаевна
Духовные и социокультурные основания российского феминизма2004 год, доктор социологических наук Ельникова, Галина Алексеевна
Ислам и женщина в современной Турции: опыт философско-культурологического анализа2011 год, кандидат философских наук Кютюкчю, Мустафа
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Соколова, Ирина Александровна
Выводы по III главе.
Исследование перспектив развития женского религиозного опыта позволяет сделать следующие выводы:
1. Теоретики феминизма, исследовав Библию и догматы христианства, пришли к выводу о существовании половой дискриминации в духовной сфере, которая не позволяет в полной мере отражать женский опыт духовности.
2. Феминистская теология представлена несколькими направлениями, в которых отражаются разнообразные варианты преодоления дискриминации в духовной сфере, начиная от либеральной критики христианства, заканчивая созданием альтернативной формы религиозности, созданием женских религий.
3. Христианство и ислам по-прежнему отражают мужской опыт и поддерживают нормы патриархатной культуры, оказывают влияние на формирование гендерныхх стереотипов общественного сознания.
157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Рассмотрев онтологический статус женщины в христианстве сквозь призму методологии тендерных исследований, мы пришли к выводу, что такие вопросы как сотворение человека, грехопадение, качества женщин, обязанности мужа и жены отражают мужской духовный опыт. Его результатом, становится контроль над женщиной и ограничение её активности, как в религиозной деятельности, так и в общественной.
2. Мы полагаем, что в христианстве не наблюдается тендерного равенства между мужчиной и женщиной. Ортодоксы же христианства настаивают на равенстве мужчины и женщины, но при этом отмечают, что такое равенство возможно лишь как духовное слияние с Богом. Рассмотрев социальное учение христианства, мы пришли к выводу, что христианство поддерживает тендерную иерархию полов. Возможность женской реализации в мире ограничивается материнством и той деятельностью, которая не противоречит её природе. Христианство до сих пор продолжает контролировать не только духовный мир женщины, но и её телесный опыт.
3. Рассматривая сущность женщины в исламе, мы пришли к выводу, что эта религия дискриминационна по отношению к женщине. Дискриминация находит своё выражение в догмате о сотворении; в учении о предназначение женщины, которое заключается в том, чтобы быть объектом наслаждения; в существовании института полигамии; в унизительной процедуре развода.
4. Анализируя возможность женщины проявлять себя вне домашней сферы в исламе, мы обратили внимание, что в различных странах исламского мира существуют различные подходы к данной проблеме. Существуют государства, декларирующие возврат к традиционности (Саудовская Аравия, Нигерия) и государства, придерживающиеся «Всеобщей декларации прав человека» и «Всеобщей исламской прав человека» (Египет, Ливия, Кувейт, ОАЭ). Среди уступок, на которые пошло исламское духовенство, можно отметить право на труд, не противоречащий женской природе и право на образование. Но, несмотря на эти изменения, ислам по-прежнему является религией, в которой явно выражена женская дискриминация.
5. Если рассматривать сущность той или иной религии и при этом полагать, что её догматы даны окончательно и не подлежат интерпретации, то тогда мы останемся в рамках логоцентристского мышления и не будем иметь возможности к духовному самовыражению женского опыта. Феминизм предлагает закрепить за теологией статус культурной наррации, что обеспечит возможность многообразия феминистской критике. Она существует как в виде критики религиозных традиций, так и в виде альтернативной женской религиозности.
6. Русская православная Церковь, взаимодействуя с государством, старается стать ему духовной опорой и предлагает своё видение насущных проблем современности, включая проблемы демографии, социальных ролей мужчин и женщин. Мы пришли к выводу, что РПЦ, основываясь на онтологическом статусе женщины, по-прежнему отводит ей роль помощницы мужчины и пытается контролировать как духовный, так и телесный опыт женщины. Роль ислама в формировании тендерной идентичности россиян намного ниже, чем православия. Но в связи с террористическими актами, в которых главным действующим лицом становится женщина, возникла необходимость анализа такой ситуации. Мы полагаем, что в исламе женщина не ассоциируется с шахидкой, но в исламской культуре женщина является жертвой в руках мужчины, угнетённым и забитым существом, что обусловило её использование в террористических актах исламистов.
7. Для возможности осуществления тендерного равенства в религии в России, на наш взгляд необходимо попытаться установить диалог между христианством и исламом с одной стороны и феминистской теологией, с другой. Если же установить такой диалог не удастся, то женщины могут обратиться к нетрадиционной религиозности или же откажутся от самореализации в религиозной сфере, и будут стремиться реализовать себя в тех общественных сферах, которые предоставляют им возможность осуществить это стремление (экономика, политика, образование и т д.).
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Соколова, Ирина Александровна, 2006 год
1. Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации / Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. М.: Музей и обществ, центр им. А. Сахарова, 1999.-283 с.
2. Августин, А. Исповедь / А. Августин. Минск: Харвест, 2006. - 336 с.
3. Августин, А. О супружестве и похоти / А. Августин // Философия любви в 2-х т. М.: Политиздат, 1990. - Т. 2. - С. 480-490.
4. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский. Киев: Нина-Центр, 2005.-Ч. 1.- 576 с.
5. Аль-Газали, Абу Хамид. «Наставления правителям» и другие сочинения / А.Х. Аль-Газали. М.: Ансар, 2005. - 336 с.
6. Амвросий. Православие и протестантизм. Сопоставительный богословский анализ / Амвросий. Иваново, «Ивановская газета» — 1994.-144 с.
7. Аннаньел, Т. Христианство: догмы и ереси / Тристан Аннаньел. -СПб.: Академический проект, 1997. С. 136-140.
8. Апостольское послание «Ordinatio sacerdotalis» Епископам католической Церкви о предназначении священнического рукоположения только для мужчин. Доступно из URL: http://crusader.org.m/women.html Дата обращения 2.06.06.
9. Азизах аль-Хибри. Исламское право / Азизах аль-Хибри // Россия в XXI в.: Экономика. Политика. Культура. 2002. - №1(4). - С. 26-33.
10. Ю.Балтанова Г.Р. Мусульманка / Г.Р. Балтанова. М.: Логос. - 2005. - 376 с.11 .Барковская, Е. Ислам сегодня и права человека / Е. Барковская // Азия и Африка сегодня. 2000. - № 8. - С. 19-26.
11. Барт, Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
12. Барт Р. Мифологии: пер. фр М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. -320 с.
13. М.Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса. -СПб.: Мифрил, 1994. С. 245-268.
14. Беляев, Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье /Е.А. Беляев. -М.: Наука, 1965.-279 с.1 б.Бер-Сижоль, Э. Рукоположение женщин в Православной Церкви» / Э. Бер-Сижоль. М.: Библейско-Богослов. ин-т, 2000. - 84 с.
15. Библия. М.: Российское библейское общество, 1994. - 296 с.
16. Бигиев М. Избр. тр. / М. Бигиев. Казань: Татарское книжное изд-во, 2005.-Т. 1.-336 с.
17. Бовуар де, Симона. Второй пол / Симона де Бовуар. М.: Прогресс, 1997.-832 с.
18. Богушева, Е. Уж замуж. Выходить ли за неверующего. Беседы со священником / Е. Богушева. М.: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 64 с.
19. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла.: Сб. эссе. М.: Добросвет, 2000. - 257 с.
20. Вагабов, М.В. Ислам защитник рабства женщин / М.В. Вагабов. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1962. - 94 с.
21. Вагабов, М.В. Ислам и женщина / М.В. Вагабов. М.: Мысль, 1968. -230 с.
22. Вагабов, М.В. Ислам. Женщина. Семья / М.В. Вагабов. Махачкала, Дагагестанское кн. изд-во, 1994. - 192 с.
23. Викторов, В. Живые бомбы. Женский терроризм становится реальной угрозой / В. Викторов // Военно-промышленный курьер от 19 октября2005. Доступно из URL: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-1191.html Дата обращения 10.01.06.
24. Волкова, О.В. Куда идёшь? / О.В. Волкова // Самиздат. Доступно из URL: http://zhurnal.lib.ruyw/wolkovaow/gender.shtml Дата обращения 5.09.05.
25. Волынский-Басманов, Ю. Социально-психологический портрет современного террориста / Ю. Волынский-Басманов, М. Тюфякова -Доступно из URL: http://daily.sec.ru/dailvpblshow.cfm?rid:=17&pid=:13639 Дата обращения 20.01.06.
26. Воробьёва, М.В. Образ женщины в современном христианстве: традиции, стереотипы, мнения / М.В. Воробьева // Женщина в христианстве. Доступно из URL: http:women.upelsinka.com/modern/christl.htm Дата обращения 6.09.05.
27. Воронина, О.А. Феминизм и тендерное равенство / О.А. Воронина. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.
28. Гайдук, Э.Г. Терроризм в современном обществе. Некоторые сведения о его структуре, основных видах и функциях / Э.Г. Гайдук // Юрист. -2001.-№ 11.-С.7-10.
29. Гильдебранд, Е.В. Пути успешного вовлечения женщин в служение// Роль христианки в современном обществе / Е. В. Гильдебранд // Перваямежденоминационная конференция. Москва, 6-7 июня 1997 г. М., 1998. - С.56-57.
30. Горичева, Т. «Дочери Иова». Христианство и феминизм / Т. Горичева. СПб. СП «Ага-Фонд», ТПО «Ступени», 1992 - 45 с.
31. Граждан, В.Д. Вероучение и мораль пятидесятников / В.Д. Граждан. -М.: Знание, 1989.-64 с.
32. Губман, Б.Л. Современная католическая философия: человек и история / Б.Л. Губман. -М.: «Высшая школа», 1998 190 с.
33. Гурко, Е.Ж. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации / Е. Ж. Гурко. — Доступно из URL http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000215/st000.shtml Дата обращения: 18.10.06.
34. Делёз, Ж. Логика смысла: пер. с фр. / Ж. Делёз. М.: Изд. центр Академия, 1995.-297 с.
35. Дин, Э. Знаменитые женщины Библии: пер. с англ. / Э. Дин М.: Крон-Пресс, 1995.-463 с.
36. Дубко, Е.Л. Терроризм и нравственность / Е.Л. Дубко // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Политические науки. - 2005. -№ 4. - С. 27-39.
37. Дубов, И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам / И.Г. Дубов // Политические исследования 2001. - № 2. - С. 78-92.
38. Еремеев, Д.В. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. В. Еремеев. -М.: Изд-во полит, лит., 1990. 288 с.
39. Ерохина, Л. Д. Два лика транснациональной организованной преступности: терроризм и торговля людьми / Л. Д. Ерохина // Российско-американские отношения в условиях глобализации.
40. Доклады научно-практ. конференции. Москва, 2004. М.: РОО «Содействие сотрудничеству ин-та Дж. Кеннана», 2005. - С. 296-305.
41. Доступно из URL: http://vAvw.crime.vl.ru/docs/stats/stat 118.htm Дата обращения 20.05.06.
42. Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. М.: Международные отношения, 1991. - 216 с.
43. Женщина христианка в современном мире. М.: «Русское зерцало», 1998.-44 с.
44. Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве. -М.: Изд-во «Отчий дом», 2000. 352 с.
45. Женское лицо террора // Новейшие времена Доступно из URL: http://www.newst.ru/raznoe/terror/terrorwomen/index.khtml Дата обращения 23.05.06.
46. Жеребкина, И. Прочти моё желание. Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм / И. Жеребкина. М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с.
47. Жеребкина, И. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России / И. Жеребкина. СПб.: Алтейя, 2001. - 336 с.
48. Ибн Усаймин. Комментарии к «Рийаду-с-Салихин» / Ибн Усаймин // Фетвы современных мусульманских ученых относительно актовтеррора. Т. 1. - С. 165-166. - Доступно из URL: http://www.aboutislam.ws/today/7.html Дата обращения 10.01.06.
49. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 228 с.
50. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН -INTRADA, 2001.-374 с.
51. Ильяшенко, А. Венцы царские, венцы крестные: Семья в современном мире / А. Ильяшенко. М: Даниловский благовестник, 2000 - 50 с.
52. Иоанн Павел II. Апостольское послание "Mulieris dignnitatem", п. 6 (1997) / Иоанн Павел II Доступно из URL: http://cmsader.org.m/women.html#z04 Дата обращения 2.05.06.
53. Иоанн Павел И. Мысли о земном / Иоанн Павел И. М.: Издательство «Новости», 1992.-С. 179-195.
54. Исраелян, Е. Выступление на Шестой экспертной встрече «Психология и социология терроризма», 17 апреля 2006 / Е. Исраелян. Доступно из URL: http://www.ifpc.iu/index.php?cat=26&doc=248 Дата обращения 23.05.06.
55. Как относится Ислам к .? (Секс в исламе есть. Но какой?) // Мусульманский Узбекистан. Доступно из TJRL: http://www.muslimuzbekistan.com/com/rus/islam/2005/01/statya01012005h tml Дата обращения: 29.08.05.
56. Каноническое право о браке. Учебное пособие / И. Юркович. М.: «Истина и жизнь», 1994. -144 с.
57. Каргина, И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация / И.Г. Каргина // Социологические исследования. 2004. - № 1. - С. 4561.
58. Кахтани, М.А. Женщина на мировом рынке рабынь / М.А. Кахтани. -М.: Изд-ий дом «Бадр», 1999. 30 с.
59. Квирквелия, О. Кровь и женщины / О. Квирквелия // Независимая газета Доступно из URL: http://www.ng.ru/style/2003-08-08/12 blood.html Дата обращения: 29.05.06.
60. Керимов, Г. М. Шариат и его социальная сущность / Г. М. Керимов. -М.: Изд-во «Наука», 1978. 223 с.
61. Кива, А.В. Анатомия терроризма / А.В. Кива, В.А. Федоров // Общественные науки и современность. 2003. - № 1. - С. 131-142.
62. Климович, Л.И. Ислам и женщина / Л.И. Климович. М.: Изд-во Всесоюзной кн. Палаты, 1958. - 46 с.
63. Климович, Л.И. Ислам / Л.И. Климович. М.: Изд-во «Наука» 1965. -334 с.
64. Козлов, М. Построение отношений в семье / М. Козлов. Доступно из URL: http://www.pravmir.ru/ article564. html Дата обращения 26.06.05.
65. Коран: перевод с араб. Йошкар-Ола: Издательство Марийского полиграфкомбината, 2005. - 500 с.
66. Колосова И.А. Религия в тендерном измерении / И.А. Колосова // Введение в тендерные исследования / под общей ред. И.В. Костиковой. -М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2005. С. 195-203.
67. Косевич, Е. Категоризация тела и пола в Ветхом и Новом завете / Е. Косевич // Человек. 1996. - № 5. - С. 8-91.
68. Костюк, К.Н. Возникновение социальной доктрины РПЦ / К.Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2001. - № 6. - С. 114-131.
69. Кречмар, Г. Служение женщины в церкви / Г. Кречмар. Доступно из URL: http://skatarina.ru/library/cerkatain/zhencerk. htm Дата обращения 05.01.06.
70. Крылова, Н. Россиянки и Шариат / Н. Крылова // Права женщин в России. Законодательство и практика. М., 2002. - №3-4 (14) - С. 3550.
71. Крутье, A.JI. Гарем: Царство под чадрой: пер. с англ. / A.JI. Крутье. -М.: Крон-Пресс, 2000. 252 с.
72. Ленцевнч, О.А. Женское служение в античном христианстве / О.А. Ленцевич // Женщины в истории: Возможность быть увиденными. Сб. научн. ст. / под ред. И. Чикаловой. Минск, 2001. - С. 31-40.
73. Лопаткин, Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации / Р. Лопаткин. Доступно из URL:http://www.ateism.ru/articles/lopatkin01.htm Дата обращения 20.01.06.
74. Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. Гл. 4. Современный период с 1700 г. по настоящее время / А. Мак-Грат. Доступно из URL: http://e-lib.pentecost.ru/intheo/04.htm Дата обращения: 2.12.05.
75. Малышева, Д. Религиозный фактор / Д. Малышева // Мировая экономика и международные отношения. № 1. - 2003. - С. 64-76.
76. Малышев, В. Вумен-терроризм: женщины-смертницы как политическое явление / В. Малышев. Доступно из URL: http://centrasia.org/newsA.php4?st=l 132990020 Дата обращения 20.01.06.
77. Марков, Б. В. Социально-культурные предпосылки терроризма / Б.В. Марков // Философские науки. № 8. - 2005. - С. 29-44.
78. Массэ, А. Ислам. Очерк истории / А. Массэ. М.: «Наука» 1982. - 191 с.
79. Материалы СМИ: «Сегодня межгендерные молитвы, завтра адский огонь. Феминистка бросила вызов устоям ислама». - Доступно из URL: http://www.interfax-religion.ru/ print.php?act=news&id=20066 Дата обращения: 4.07.05.
80. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. - 606 с.
81. Миллет, К. Теория сексуальной политики / К. Миллет // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 168.
82. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Церковь и общество в свете основ социальной концепции русской православной церкви / Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский // Церковь и общество. 2002. - № 2. - С.5-30.
83. Моторина, J1.E. Философская антропология / JI.E. Моторина. М.: Высш. шк., 2003. - 256 с.
84. Хашими, М.А. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне / М. А. Хашими. М.: Издательский дом «Бадр», 2000. - 415 с.
85. Мужчина и женщина в Церкви. Доступно из URL: http://www.agnuz.info/book.php?id=4&url=page26.htm Дата обращения: 4.07.05.
86. Мчедлов, М.П. О религиозности российской молодёжи / М.П. Мчедлов // Социологические исследования. 1998. - № 6. - С. 107— 111.
87. Мчедлов, М.П. Католицизм / М.П. Мчедлов. М.: Изд-во полит, литры, 1970.-230 с.
88. Мумриков, А. Задание от Бога. Брак и семья в православной традиции / А. Мумриков // Наука и религия. 2002. - № 3. - С. 34-35.
89. Ничипоров, Б. Введение в христианскую психологию / Христианский взгляд на воспитание полов и современность: хрестоматия. СПб.: Гос. университет пед. мастерства, 1998. - 240 с.
90. Насыров, И. Любовь и секс в исламе / И. Насыров. Доступно из URL: http://www.tataimoscow.m/html/index.php?option=content&task=view&id =75&itemid=69 Дата обращения 3.09.05.
91. Основы социальной концепции русской православной церкви («круглый стол) // Социологические исследования. 2001. - № 8. - С. 98-103.
92. Общественный экологический Internet-npoeKT EcoLife. Прорыв в экологическую этику. Глава 5. Обзор различных направлений в экологической этике. Доступно из URL: http ://ecolife. org.ua/education/apress/etica/gl 5 .php - Дата обращения 20.04.05.
93. Овсиенко, Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. Философский критический анализ / Ф.Г. Овсиенко. М.: Изд-во Московского университета, 1987. - 256 с.
94. Овсиенко, Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма / Ф.Г. Овсиенко // Религиоведение. 2001. -№2.-С. 3-8.
95. Овсиенко, Ф.Г. Социально-этическое учение современного католицизма / Ф.Г. Овсиенко // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм». — М.: Изд-во «Знание», 1987. — № 1. — 64 с.
96. Основы социальной концепции РПЦ. гл. X. 5. Доступно из URL: http:www.russian-orthodox.org.ru Дата обращения 19.08.03.
97. Павел VI. Ответ на Послание Его Высокопреосвященства, Владыки д-ра Ф. Д. Когана, архиеп. Кентерберийского, касающееся рукоположения женщин во священники. 30 ноября 1975 г. Доступно из URL: http://crusader.org.ru/women.html Дата обращения 2.05.06.
98. Петракова, И. Год без терактов / И. Петракова // «Газетами» -Доступно из URL: http://www.gazeta.ru/2005/08/23/oa 168271 .shtml Дата обращения 23.05.06.
99. Петрова, И. Женский лик террора / И. Петрова. Доступно из URL: http ://www.kompunet.com/News/view.php?nid=48851 Дата обращения 1.01.06.
100. Ш.Полищук Ю. Влияние деструктивных религиозных сект на психологическое здоровье и личность человека / Ю. Полищук // Журнал практического психолога. 1997. - № 1. - С. 93-97.
101. И2.Поснов М.Э. История христианской церкви: (До разделения Церквей 1054 год) / М.Э. Поснов. - М.: ВШ, 2005 - 648 с.
102. ИЗ. Православная женщина в современном мире. М.: «Центр Благо», 2000.-48 с.
103. Православная семья. СПб.: «Благовест», 1996. - 512 с.
104. Практические советы матери Терезы. Минск: Изд-во Литература, 1998.-208 с.
105. Пронин, А.А. Женское священнослужение / А.А. Пронин. Доступно из URL:. http://www.hro.org/editions/pronin 6/index 3.php Дата обращения 4.09.06.
106. Пушкарёва, H.JI. Семья, женщина, сексуальная этика в православии и католицизме: перспективы сравнительного подхода / H.JI. Пушкарёва // Этнографическое обозрение. 1995. - № 3. - С. 55-70.
107. Реати, Ф.Э. Феминистская теология / Ф.Э. Реати // Бог в XX в.: Человек путь к пониманию Бога (Западное богословие XX в.). СПб.: Европейский дом, 2002. - Доступно из URL: http:// nutiare.org/ librory/ femtheo.html Дата обращения: 30.09.06.
108. Рожков, В. Очерки по истории римско-католической церкви / В. Рожков. М.: Духовная библиотека, 1998. - 320 с.
109. Романов, П.В. Женщины-террористки в интерпретативных моделях российских СМИ. Дискурс анализ газетных публикаций / П.В. Романов, В.В. Щебланова, Е.Р. Ярская-Смирнова // Политические исследования. 2003. - № 6. - С. 144-154.
110. Рубин, Г. Размышляя о сексе: заметки теории сексуальных политик // Введение в тендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина -Харьков СПб.: Алетейя, 2001. - С. 470-482.
111. Рукайя М. Ислам / М. Рукайя. М.: Издательский дом Гранд. Фаир. Пресс, 1999.-250 с.
112. Свенцицкая, И.С. Женщина в раннем христианстве / И.С. Свенцицкая // Женщина в античном мире. М.: «Наука», 1995. - С. 156-167.
113. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.: Логос, 2004. - Т. 1. -328 с.
114. Соловьёв, B.C. Чтение о богочеловечестве / B.C. Соловьёв. СПб.: Азбука, 2000-384 с.
115. Соловьёв, B.C. Россия и Вселенская Церковь / В. С. Соловьёв. -Доступно из URL: http://www.vehi.net/soloviev/vse/cevk/index.html Дата обращения 24.09.06.
116. Соловьёв, О.М. Православный брак и страсть блуда / О.М. Соловьёв. -М.: ИПА «Трил», 1996.-216 с.
117. Сосновский, А. Лики любви. Очерки истории половой морали / А. Сосновский. -М.: Знание, 1992. 208 с.
118. Степанянц, М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее / М. Степанянц // Общественные науки и современность. 1993. - № 4. с. 177-183.
119. Суковатая, В. Тендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы / В. Суковатая. Доступно из URL: http://ider.narod.ru/librorv/genderl.htm Дата обращения: 2.12.05.
120. Суковатая, В.А. Феминистская теология и гендерные исследования в религии: перспективы новой духовности / В.А. Суковатая // Общественные науки и современность. 2002. - № 4. - С. 183-192.
121. Суковатая, В.А. Религиоведение: тендерный подход / В.А. Суковатая // Высшая школа: гендерная парадигма. 2001. - № 6. - С. 123-129.
122. Сюкияйнен, Л. Война с терроризмом. Ислам против исламского экстремизма / Л. Сюкияйнен // Азия и Африка сегодня. 2003. - № 2. -С. 8-14.
123. Сюкияйнен, Л. Шариатское правосудие / Л. Сюкияйнен // Электронная библиотека современных литературных журналов. -Доступно из URL: http://magazines.russ.rU/oz/2003/2/siu.html Дата обращения 19.01.06.
124. Тайяб, Б. Ислам / Б. Тайяб // Россия в XXI в.: Экономика. Политика. Культура. Владивосток, 2002. - №1(4). - С. 25.
125. Терроризм в современной России: состояние и тенденции («круглый стол») // Социологические исследования. 2001. - № 5. - С. 3-11.
126. Третьяков, Н.В. Женское священство в англиканской церкви / Н.В. Третьяков. Доступно из URL: Третьяков Н.В. Женское священство в англиканской церкви, http://www.nesterova.ru/univer/hdc 1 2.doc Дата обращения 1.06.
127. Третьяков, Н.В. Генезис и эволюция церковного феминизма в англиканском сообществе: Дис.канд. филос. наук по специальности 09.00.13 / Н.В. Третьяков. -М., 2004. 163 с.
128. Усаймин. Комментарии к «Рийаду-с-Салихин» / Усаймин // Фетвы современных мусульманских ученых относительно актов террора. Т. 1. - С. 165-166. - Доступно из URL: http://www.aboutislam.ws/today/7.html Дата обращения 10.01.06.
129. Фараджев, К. Русская религиозная философия / К. Фараджаев. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. - 208 с.
130. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях. От 26 сент. 1997 г., №125-ФЗ. Доступно из UM^:http://www.pravbeseda.m/library/index.php?page==book&id=571 Дата обращения 20.01.06.
131. Фейербах, JI. Соч: в 2 т. пер. с нем. / JI. Фейербах. М.: Наука, 1995. -Т. 2.-424 с.
132. Фирдоуси, М. Секс и ислам / М. Фирдоуси. Казань, Изд-во «Туган тен», 1993.-28 с.
133. Фрейд, 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / 3. Фрейд. СПб.: Алтейя, 1997. - 222 с.
134. Фрейд, 3. По ту сторону принципа наслаждения: Я и Оно; неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд СПб.: Алтейя, 1998. - 251 с.
135. Фрэзер, Дж. Фольклор в Ветхом завете / Дж. Фрезер. М.: Изд-во полит, литературы, 1989. - 542 с.
136. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -Доступно из URL http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000550/ Дата обращения: 18.10.06.
137. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: пер. с фр. / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 448 с.
138. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху: пер. с фр. / М. Фуко. СПб.: Университетская кн., 1997. - 567 с.
139. Фуко, М. Забота о себе. История сексуальности III: пер. с фр. / М. Фуко. Киев: Дух и литера, М.: Грунт, Рефл-Бук, 1998. - 288 с.
140. Фуко, М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы: пер. с фр. / М. Фуко. М.: AD Maginem, 1999. - 477 с.
141. Эриксон, М. Христианское богословие / М. Эриксон. СПб., «Библия для всех», 1999. - С. 461-464.
142. Цмай, В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульманским «правом личного статуса» / В.В. Цмай. СПб., Изд-во Спб ГУАП, Спб. Ун-т МВД России, 2000. - 240 с.
143. Хайн, X. Освобождение философии: конец оппозиции духа и материи // Женщины, познание реальность. Исследования по феминистской философии: сб. ст. / Сост. Э. Гарри, М. Пирсел. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2005. - 440 с.
144. Хомушев, Х.С. Ислам и международное право / Х.С. Хомушев. М.: МАКС Пресс, 2000.-170 с.
145. Хопко, Ф. Основы православия / Ф. Хопко. Минск, ТПЦ «Полифакт», 1991. - С. 310-327.
146. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (Ш-ХХвв.). СПб.: Изд-во св. Петра, 2002. - С. 475-487.
147. Черенков, М.Н. Экология и феминизм в современной теологии / М. Н. Черенков Доступно из URL:http://christiantheologY.narod.ru/ekoteologiya.html Дата обращения 20.04.05.
148. Черномазова, Е. Ибо не муж от жены, а жена от мужа / Е. Черномазова // От первородного греха к высоким технологиям. Своевременные мысли на женские темы. СПб., 1996. - С. 35-40.
149. Щепан, И.М. Проблемы остаются / И.М. Щепан // Наука и религия. -1991.-№8.-С. 2.
150. Шайдаева, Г.М. Исламская мораль. Иллюзии и реальность / Г.М. Шайдаева. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1990. -160 с.
151. Шайдулина, Л.И. Арабская женщина и современность: (Эволюция ислама и женского вопроса) / Л.И. Шайдулина. М.: Наука, 1978. - 200 с.
152. Шеховцов, А. Лилит / А. Шеховцов. Доступно из URL: http://svonz.lenin.ru/articles/LiHth.html- Дата обращения 2.05.06.
153. Шихляров, Л. Христианство и «сексуальный вопрос» / Л. Шихляров // Континент. 1997. - № 1. - С. 275-305.
154. Шляжко, М.И. Служение христианок в Церкви «Благодать» / М.И. Шляжко // Роль христианки в современном обществе. Первая межденоминационная конференция. Москва, 6-7 июня 1997 г. М., 1998 -С.27-28.
155. Шубина, Е.В. Тендерные аспекты христианской добродетели и чистоты / Е.В. Шубина // Женщина в христианстве. Доступно из URL: http//woman.upelsinka.com/history/christ 6.htm Дата обращения: 6.09.05.
156. Ульянов, Н. «Черная вдова» на Тверской оказалась слабым звеном / . Н. Ульянов. Доступно из URL: http://terror.strana.rU/print/l86475.html1. Дата обращения 1.01.06.
157. Deutsher, P. The Only Diabolical Thing about Women: Luce Irigarei on Divinity / P. Deutsher // Hypatia. Feminist Philosophy of Religion. 1994, Fall. - Vol. 9. - No. 4. - P. 89-109.
158. Frankenbeny, N. Philosophy of Religion in Different Voices / N. Frankenberry // Philosophy in Feminist Voices. Critiques and Reconstructions. Ed. by A.Kourany. Princeton: Princeton University Press, 1998.-P. 171-200.
159. Hollywood, M. Amy. Bequvoir, Irigarey and the Mystical / Amy M. Hollywood // Hypatia. Feminist Philosophy of Religion. Fall 1994. - Vol. 9.-No. 4. -P. 158-179.
160. Jameelah, M. Islam and The Muslim Women Today / M. Jameelah. -Pakistan: Mohammed Yousuf Khan and Sons, 1988. P. 9-22.
161. Keller, C. Christianity / C. Keller // A Companion to Feminist Philosophy. Ed. by Alison M.Saggar and Iris Marion Young. Maiden, MA: Blackwell Publishers, 1998. P. 225-235.
162. Marjorie Hewitt Suchocki. Suchocki Marjorie The Idea of God in Feminist Philosophy / Suchocki Marjorie Hewitt // Hypatia. Feminist Philosophy of Religion. 1994, Fall. - Vol. 9. - No.4. - P. 57-68.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.