Обрядовая культура славянского населения Нижнего Поволжья: по материалам фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Пальгов, Сергей Юрьевич

  • Пальгов, Сергей Юрьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 166
Пальгов, Сергей Юрьевич. Обрядовая культура славянского населения Нижнего Поволжья: по материалам фольклора: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Волгоград. 2011. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Пальгов, Сергей Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ.

1.1. Изучение культуры региона: проблемы историографии.

1.2. История заселения нижневолжского края славянскими народами.

ГЛАВА И. СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ В

ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА.

2.1. Календарные обряды в культуре населения Нижнего Поволжья.

2.2. Свадебные обряды славянского населения края.

2.3. Особенности взаимодействия этнических культур на территории региона.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обрядовая культура славянского населения Нижнего Поволжья: по материалам фольклора»

Актуальность темы исследования. Проблемы взаимодействия разных культурных традиций в рамках полиэтнического государства являются в современной науке наиболее острыми и дискуссионными. Не менее актуальной является задача изучения и сохранения народной культуры, что кардинально меняет статус фольклора, который сегодня в международных документах отождествляется с народной культурой и позиционируется как важнейший компонент нематериального культурного наследия человечества.

Традиционная культура народов России испытывает в настоящее время огромный прессинг со стороны массовой культуры. Отмечены явные тенденции ее угасания. Малые очаги этнокультуры, разбросанные по всей стране, являются лишь отголосками многовековых традиций народов и народностей России. Постепенно уходят в небытие основные носители.

На территории Нижнего Поволжья, уникального по этническому составу региона, в настоящее время проживают представители народов трех различных групп: восточнославянской (русские, белорусы, украинцы), тюрко-татарской (чуваши, татары) и финно-угорской (марийцы, мордва). Народы проживают компактно, несколько изолированно друг от друга. В то же время в местах коллективного проживания одной этнической группы встречаются отдельные населенные пункты с пришлым населением. Многовековое сосуществование народов на одной территории привело к общности хозяйственной деятельности, семейного быта, материальной и духовной культур, что способствовало формированию мощного пласта культуры, основанного на взаимопроникновении традиций.

Русские, малороссы, белорусы, как крупные этнические группы населения региона Нижнего Поволжья, оказывают существенное влияние на его социально-экономическое и культурное развитие. Своеобразие процесса адаптации определялось факторами, возникшими в процессе освоения каждым народом территории обитания и длительного проживания по соседству с другими этническими группами.

Изучение традиционной культуры народов региона представляется важным для выявления степени вовлеченности в этнические процессы разных групп населения, определения особенностей их взаимного сосуществования, обобщения исторического опыта взаимодействия этносов, прогнозирования этнокультурных процессов в будущем.

Важным источником, отражающим названные процессы, является динамика народных обрядовых традиций, закреплённая в фольклоре. Накоплен значительный полевой материал, однако комплексных исследований по обрядовой культуре славянского населения Нижнего Поволжья на сегодняшний день недостаточно, что и делает настоящее исследование актуальным.

Степень разработанности проблемы. Важную информацию по теме диссертации можно почерпнуть в трудах классиков русской исторической мысли Н. М. Карамзина, Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, которые в своих многотомных исследованиях показали историческую динамику развития от древнерусской народности к формированию трёх крупнейших восточнославянских этносов: русских, украинцев, белорусов. Видные собиратели «древностей русских» А. Н. Афанасьев, В. И. Даль, И. П. Сахаров, М. М. Забылин оставили потомкам документальные свидетельства богатейшей духовной культуры русского I народа.

Методология анализа фольклора содержится в трудах И. П. Сахарова, Д. Н. Садовникова, А. И. Никифорова, В. Я. Проппа, Э. В. Померанцевой. В фольклористике вопросы взаимодействия этнических культур рассматривались в трудах Е. В. Гиппиуса, В. В. Головина, В. Л. Гошовского, С. И. Грицы, В. М. Жирмунского, В. А. Лапина, Б. П. Путилова.

В исследованиях историков и этнологов Х1Х-ХХ вв. изучение традиционной культуры народов Нижнего Поволжья сводилось к рассмотрению социально-исторического аспекта (появление в регионе, социальное положение, права и т. д.). Вопросы этногенеза местного населения освещали в своих трудах многие исследователи прошлого (А. Н. Минх, Д. И. Багалей, А. В. Терещенко, А. О. Вельгельмов, Ф. Ф. Чекалин, П. С. Сысоев, А. А. Гераклитов и др.) \ В работах волгоградских историков и этнографов (С. И. Рябов, В. С. Колесниченко, И. Г. Долгачев, М. А. Водолагин, И. О. Тюменцев, М. Д. Полубояринова, В. В. Когитин, О. Ю. Редькина, М. А. Рыблова и др.) представлена история заселения региона, быт, традиции, нравы местного населения . В XX в. песенный фольклор сельских жителей низовьев Волги записывали А. А. Догадин, Т. М. Акимова, А. А. о

Банин, В. П. Самаренко, М. А. Этингер, А. С. Ярешко и др. В настоящее время вопросами взаимодействия этнических культур, межэтнических связей занимаются многие исследователи: Е. М. Шишкина (г. Астрахань), Т. С. Рудиченко, Т. А. Карташова (г. Ростов-на-Дону), Л. И. Белова, В. А. Бахвалова, Я. С. Гринченко (г. Волгоград) и др. 4 Они рассматривают

1 Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1898-1902; Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки, поверья и обряды крестьян Саратовской губернии. Саратов, 1890; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. M., 1887; Терещенко А. В. Быт русского народа. M., 1848; Терещенко А. В. История культуры русского народа. M., 2006; Забылин M. М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4-х ч. M., 1880; Вельгельмов А. О. Малороссийская свадьба слободы Самойловка Балашовского уезда Саратовской губернии // Мифы древней Волги. Саратов, 1910; Чекалин Ф. Ф. Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века. Саратов, 1892; Сысоев П. С. Из истории соляной промышленности Астраханской губернии. Астрахань, 1958; Гераклитов А. А. Очерки из жизни и быта эльтонских соляных ломщиков и возчиков второй половины XVIII в. Саратов, 1910.

2 Рябов С. И. История родного края XVI-XIX. Волгоград, 1988; Колесниченко В. С. Родная земля волгоградская. Волгоград, 1968; Долгачев И. Г. Язык земли родного края. Волгоград, 1989; Водолагин M. А. Очерки истории Волгограда (1589-1967). M., 1968; Полубояринова M. Д. Русские люди в Золотой Орде. M., 1978; Когитин В. В. Русские люди Волжского Понизовья. Волгоград, 1993; Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Очерки / Сост. Тюменцев И. О., Редькина О. Ю. и др. Волгоград, 2003; Рыблова M. А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI-первой трети XIX века. Волгоград, 2006.

3 Догадин А. А. Былины и песни астраханских казаков. Астрахань, 1911, 1913. Вып. 1, 2; Акимова T. M. Фольклор Саратовской области. Саратов, 1946; Банин А. А. Трудовые артельные песни и припевки. М., 1971; Самаренко В. П., Этингер М. А. Русские народные песни Астраханской области. М., 1978; Этингер М. А., Самаренко В. П. Трудовые рыбацкие песни Волго-Каспия. Астрахань, 1964; Ярешко А. С. 100 русских народных песен Астраханской области. Астрахань, 1974; Ярешко А. С. Народные песни Великой Отечественной войны. Саратов, 2001; Ярешко А. С. Народные песни астраханских «липован». М., 2007; Ярешко А. С. Русские народные песни Астраханской области. Записи 70-х годов XX века М., 2008.

4 Шишкина Е. М. Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности: проблемы этнической идентичности. Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. - 327 е.; Шишкина Е. М. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни. М.: Готика, 1997. - 208 е.; Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. -512 е.; Карташова Т. А. Зимние календарные песни донских малороссов в контексте христианской святочной традиции // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном межэтнические взаимоотношения, межконфессиональные связи славянских народов, населяющих регион Нижнего Поволжья и Среднего Подонья, традиции обрядовых ритуалов и праздников. Большую научную работу по изучению взаимодействий этносов и народов Поволжья ведут сотрудники Государственного историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника (ГИЭиАМЗ) «Старая Сарепта».

Анализ степени разработанности проблемы показал, что в историографии сложился определённый перекос в пользу изучения неславянских групп населения региона и казачества, их традиций и фольклора. Интерес исследователей к культурным традициям славянского населения значительно ниже. Данная ситуация потребовала в специальном параграфе обстоятельно рассмотреть историографию проблемы.

Объект исследования: традиционная нематериальная культура восточнославянских народов.

Предмет изучения: обрядовые традиции славянских этнических групп Нижнего Поволжья.

Целью исследования является комплексный, историко-культурологический анализ обрядовых фольклорных традиций славянских народов Нижнего Поволжья с последующим выявлением особенностей бытования и взаимодействия русской, украинской, белорусской традиционных культур в исторической динамике региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести историографический анализ состояния проблемы в современной научной литературе;

Кавказе: Сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во РГК, 2000. С. 194-215; Она же. Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона: Автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов н/Д, 2004. - 25 е.; Она же. Псальмы донских малороссов // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 г. Дикаревские чтения (9). Краснодар: Изд-во Крайбибколлектор, 2003. С. 110-115; Белова Л. И. История культурных взаимодействий русского и татарского этносов на территории Нижнего Поволжья. Автореф. дис. канд. ист. наук: 24.00.01. Волгоград, 2005. - 24 е.; Бахвалова В. А. Традиционная культура донского казачества (по материалам фольклора). Автореф. дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Волгоград, 2009. -25 е.; Гринченко Я. С. Культура старообрядцев Нижнего Поволжья: традиции и современность. Автореф. дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Волгоград, 2011. -29 с.

- рассмотреть общеисторические, социально-политические условия формирования и развития сельского населения Нижнего Поволжья и показать их отражение в фольклорной традиции;

- выявить самобытные черты обрядовых фольклорных традиций основных этнических групп Нижнего Поволжья (русских, малороссов, белорусов), особенности взаимодействия этнических культур;

- проанализировать и сравнить календарные обряды славянских групп населения, их структуру, выявить смысловые доминанты;

- раскрыть специфику и функции народной культуры на основе сопоставления свадебных и святочных ритуалов по составу и семантике обрядов;

- продемонстрировать общее и отличное в свадебных традиционных обрядах славянского населения региона.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию исторической локализации народов Нижнего Поволжья. Полевые исследования проводились в Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях. Были обследованы сельские населенные пункты 32 районов (кроме Старополтавского) Волгоградской области, Обливского и Советского районов Ростовской области, Черноярского района Астраханской области.

Хронологические рамки исследования. Фольклорная традиция семейных и календарных обрядов славянских народов исследуется с момента начала их документальной фиксации и научного изучения, т.е. с XIX в. и до настоящего времени. Диссертационное исследование базируется на экспедиционных записях, выполненных диссертантом в течение 22 лет полевой работы. Все это позволяет продемонстрировать роль фольклора как транслятора традиционных культурных ценностей в исторической памяти народа.

Методология исследования базируется на историческом подходе к изучению культурных феноменов. Общенаучные и специальные методы историко-культурологического исследования использовались для анализа бытования фольклорного явления как такового.

Сравнительно-исторический метод позволил на основе широкого круга фольклорных образцов выявить общие и самобытные черты традиционной русско-украинско-белорусской культуры. Все задачи, поставленные в диссертации, решались на основе проблемно-хронологического метода. Историко-генетический метод позволил уяснить природу изучаемых проблем в их процессуальном становлении.

Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного, синтетического подхода, позволяющего исследовать традиционную культуру комплексно, привлекая достижения культурологии, истории, этнографии, фольклористики, лингвистики.

Источниковая база исследования. Работа проводилась на основе привлечения широкого круга источников, которые можно условно разделить на следующие группы:

1. Международные документы: Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, 17 октября - 16 ноября 1989 г.; Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. Эта группа документов даёт представление о современных подходах к нематериальному культурному наследию и определяет место и роль фольклора в его границах.

2. Приказы и Постановления правительства РФ: «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» (Приказ Министерства культуры Российской Федерации за № 267 от 17 декабря 2008 года), которая отражает концептуальные вопросы развития культуры в нашей стране.

3. Законодательные акты местной региональной власти. Законы Волгоградской области, постановления Волгоградской областной Думы, постановления и распоряжения Главы Администрации Волгоградской области 1 позволяют выявить позиции региональной власти в отношении народной культуры, в оценке межкультурных отношений в регионе и т.д.

4. Русские летописи. В Полном собрании русских летописей (ПСРЛ) были использованы следующие тома: Западнорусские летописи (Т. 17), Летописи белорусско-литовские (Т. 35) , материалы которых демонстрируют уровень сохранения памяти об этнокультурном единстве в исторические моменты разъединения восточнославянских народов.

5. Документы центральных и региональных архивов.

Использовались материалы Российского государственного архива древних актов (РГАДА. Ф. 23), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА. Ф. 52), Государственного архива Волгоградской области (ГABO. Ф. 37, 346, 497, 1234), Государственного архива Астраханской области (ГААО. Ф. 1, 13, 857). Данная группа документов фиксирует причины переселения в регион определенных групп населения, их социальный состав, количество переселенцев, места «оседания» и т.д.

6. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций.

Значительную часть источниковой базы составили материалы свыше

70 фольклорно-этнографических экспедиций (ФЭЭ), проведенных сотрудниками Кабинета народной музыки кафедры музыкального фольклора и этнографии Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова (Архив КНМ КМФиЭ ВИИ им. П. А. Серебрякова) в 32 сельских районах Волгоградской, в 2-х - Ростовской и в одном - Астраханской областей. Фонд полевых записей составляет порядка 15000 образцов песенного и устного Закон Волгоградской области № 586-ОД от 13 сентября 2001 г. «О национальных отношениях на территории Волгоградской области»; Постановления Волгоградской областной Думы № 19/590 от 30 декабря 1999 г. «О концепции региональной национальной политики Волгоградской области», № 11/397 от

11 сентября 2002 г. «Об областной целевой программе «Этносоциальное развитие населения Волгоградской области» на 2003-2005 гг. и до 2010 года»; Постановления Главы Администрации Волгоградской области № 132 от 17 февраля 2004 г. «О мерах по развитию системы этнокультурного образования Волгоградской области», N 1629 от 27 ноября 2008 г. «Положение о Комитете по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области», Распоряжение Главы Администрации Волгоградской области № 1137-р от 18 ноября 2003 г. «Об этнокультурных праздниках на территории Волгоградской области». 2 Западнорусские летописи. ПСРЛ. Т. 17. СПб., 1907. - 364 е.; Летописи белорусско-литовские. М.: Наука, 1980. ПСРЛ. Т.35.-313 с. фольклора народов, населяющих регион Нижнего Поволжья. Автор исследования являлся организатором и непосредственным руководителем практически всех экспедиций.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на обширном полевом материале были проанализированы русские, украинские, белорусские фольклорные традиции календарных и семейных обрядов населения Нижнего Поволжья; на их основе выявлена динамика взаимодействия славянских этнических групп и этнокультурных процессов, происходивших в традиционной культуре региона; показаны самобытные черты песенного и устного народного творчества русских, украинцев и белорусов; введены в научный оборот неизвестные ранее описания календарных и свадебных обрядов сельских жителей региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ современной научной литературы по проблеме показал, что в историографии сложился определённый перекос в пользу изучения неславянских групп населения региона и казачества, их традиций и фольклора. Интерес исследователей к культурным традициям славянских групп населения значительно ниже. Такая ситуация вряд ли приемлема, поскольку культура многих этнических групп региона русскоязычна, что свидетельствует об особом влиянии на культурное пространство региона именно восточнославянских традиций.

2. В низовьях Волги сложились и продолжают существовать различные формы традиционной славянской культуры. Как показало исследование, в большей степени это семейно-обрядовые традиции, в меньшей степени -календарные праздники. В фольклоре славянских народов ярко и самобытно отражена специфика историко-культурного бытия. Выявленные особенности обрядовых действий говорят о сохранности автохтонных народных традиций.

3. Нижневолжский регион является зоной активного межэтнического взаимодействия народов. Традиционные культуры русского, украинского и белорусского населения Нижнего Поволжья, при сохранении своей самобытности, активно взаимодействуют и дополняют друг друга. Отмечены элементы активного культурного диалога между представителями славянских народов, который можно охарактеризовать как межэтническую интеграцию.

4. Традиционная культура славянского населения Нижнего Поволжья отличается культурной толерантностью и высокой способностью к восприятию инокультурных влияний. Находясь в отдалении от мест проживания прародителей - метропольных территорий, многие носители традиций и их духовная жизнь со временем подвергаются частичной ассимиляции. В свадебных обрядах русского населения отмечается сохранность исконных обрядовых действий и проникновение (конвергенция) в них компонентов обрядов донского казачества.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в использовании фольклора как культурологического источника. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы историками, этнологами, культурологами, фольклористами, занимающимися вопросами бытования традиционной культуры полиэтнического населения Нижнего Поволжья.

Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный и воспитательный процессы МОУ ВПО «Волгоградский институт искусств им. П. А. Серебрякова». Они легли в основу разделов лекционных курсов по дисциплинам специального цикла «Народное творчество», «Народные певческие стили», «Изучение областных певческих стилей», «Этнопедагогика», «Этнология и региональное краеведение», практических курсов по дисциплинам «Ансамблевое пение», «Фольклорный ансамбль». Создан целый ряд методических рекомендаций по сбору, письменной фиксации, классификации песенного фольклора, которые используются студентами для написания дипломных проектов. Данные научные и учебно-методические разработки могут представлять интерес для культурологов, фольклористов, этнологов, историков-краеведов, руководителей фольклорных ансамблей.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на конференциях международного (г. Волгоград, 2006, 2009; г. Тамбов, 2011; г. Челябинск, 2011), межрегионального (г. Таганрог, 2003; г. Волгоград, 2004) и регионального (г. Волгоград, 1997, 1998, 2002, 2004, 2006) уровней. Автором работы по проблемам фольклора опубликовано 23 научных статьи, 12 из них раскрывают содержание проведённого исследования, в том числе глава в коллективной монографии «Россия и Беларусь: межкультурный и межрелигиозный диалог». Три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы подчинена решению основных целей и задач диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, приложений, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Пальгов, Сергей Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования обрядовой культуры славянского населения Нижнего Поволжья, сконцентрируем внимание на основных проблемах, связанных с выявлением особенностей бытования и взаимодействия русской, украинской, белорусской традиционных культур в исторической динамике региона.

Традиционная культура региона имеет глубокие восточнославянские корни, что обусловлено условиями формирования общей народности в глубоком прошлом и общей территорией проживания с момента переселения восточнославянских этнических групп на территорию бассейна реки Днепр. Многовековые культурные взаимосвязи сохранились и впоследствии, после распада Киевской Руси. Культурная общность проявляется в языковой, хозяйственно-прикладной, обрядовой сферах. Украинский и белорусский народы, как часть восточнославянской общности, родственны русскому по происхождению и очень близки ему по традиционной культуре. В то же время, имея общие корни, каждый народ в силу особенностей географического положения и культурных связей создал свою неповторимую по красоте, образности, многожанровости систему нематериального культурного наследия. Своеобразие традиционной культуры украинцев и белорусов обусловлено влиянием западнославянских и балтских народов.

Переселившись на берега Волги и Дона, три родственных народа были включены в динамичные этнокультурные процессы региона. Каждый народ стремился сохранить самобытность своей традиционной культуры. Однако, находясь в отдалении от мест проживания предков, своих метропольных территорий, многие носители традиций со временем подвергались частичной ассимиляции, позволяя инокультурным влияниям проникнуть в сферу своей духовной жизни. Как показало исследование обрядовых традиций местного I населения, адаптация к новым географическим, климатическим, полиэтническим условиям Нижнего Поволжья сформировали высокую степень культурной толерантности и восприимчивости. Например, в свадебных обрядах русского населения отмечается сохранность обрядовых действий, характерных для Верхнего и Среднего Поволжья и, в то же время, проникновение (конвергенция) в них компонентов обрядов донского казачества.

Календарная обрядовость русского, украинского и белорусского населения Нижнего Поволжья сохраняется, правда с годами многие обряды видоизменяются, некоторые вовсе исчезают. Хотя выявленные особенности обрядовых действий и говорят о сохранности локальности, свойственной коренным традициям, отмечаются элементы активного культурного диалога между представителями славянских народов, который можно охарактеризовать как межэтническую интеграцию.

Необходимо обратить внимание на серьёзные объективные и субъективные трудности, с которыми в современных условиях сталкиваются фольклористы. Главная объективная проблема состоит в том, что стремительно уходят из жизни носители чистого, первозданного фольклора, а с ними и народные культурные традиции. За более чем 20-летний период практики полевых работ автор диссертационного исследования с огромной болью наблюдает этот процесс. Ушли «в мир иной» мастера-песельники хутора Ильменский-1 и станицы Арчединской Михайловского района, станицы Тепикинской Урюпинского района, единственная исполнительница былин из х. Ближнеосиновский Суровикинского района, «сталоверка» Епистинья Семикина (1918 г.р.), субботинская бабка Домашка, непревзойденная мастерица пения казачьих исторических песен, татарские певцы-виртуозы Такташевы из с. Маляевка. Вместе с ними ушло то, что не прочитаешь в книгах, не увидишь по телевизору! Ушло поколение, которое помнило архаичные песни. Сейчас в фольклорных экспедициях идёт работа с 60- летними самодеятельными певцами, которых все труднее назвать «мастерами-песельниками». Но и они уходят, а молодёжь вообще не поёт. В консерватории, институты искусств поступают студенты из сёл и хуторов, которые абсолютно не знают песен своей местности! 1 К сожалению, можно констатировать, что 90% материала, записанного от признанных виртуозов, хранителей песенной памяти народа, который собран в экспедициях, сохранился только в полевых записях. Живых носителей уже не осталось.

Поэтому необходимо в «пожарном порядке» использовать все современные технические возможности для обработки и сохранения того богатства, которое ещё имеется. На данный момент на кафедре музыкального фольклора и этнографии Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова, которой руководит автор диссертации, хранится около 600 аудиокассет с фольклорными записями. Для того, чтобы сохранить этот бесценный материал, его необходимо срочно оцифровать. Однако средств для этого нет. Нам приходится вести мучительные поиски спонсора для этого важного мероприятия.

1 Пальгов С. Ю. «Русская душа больше не поет» // АиФ-Нижнее Поволжье. №44. 02 ноября 2011.

К сожалению, к старым прибавляются новые проблемы. Например, в новом государственном стандарте образования вообще не упоминаются этнографические экспедиции как часть полевой практики студентов консерваторий и институтов искусств, что фактически лишает их возможности услышать первозданные образцы нематериального наследия, научиться работать с информаторами и т.д. Более того, в соответствие с одним из постановлений Правительства РФ, студенты потеряли право на 100 рублей суточных в командировке. Самое драматическое состоит в том, что через пять лет ездить будет некуда и незачем.

Единственное, что внушает определённый оптимизм, это тяга современной молодёжи к чистой этнической музыке, в чём не раз убеждался автор исследования. Молодые люди откровенно бойкотируют выступления артистов «а ля-рюс» в гламурных «народных» костюмах с блёстками, с невообразимыми кокошниками, напоминающими головной убор древнеегипетского фараона, кстати, которых никогда у русских не было. Но когда на сцену выходит ансамбль в простых сарафанах, русских платках и старается передать вокальную манеру исполнения, которая бытовала в той области, откуда песня, то зал, всегда затихает, слушая реликтовое пение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Пальгов, Сергей Юрьевич, 2011 год

1. ИСТОЧНИКИ Международные документы

2. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г.

3. Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, 17 октября 16 ноября 1989 г.

4. Законодательные акты местной региональной власти

5. Закон Волгоградской области от 13 сентября 2001 г. № 586-ОД «О национальных отношениях на территории Волгоградской области».

6. Постановление Волгоградской областной Думы от 30 декабря 1999 г. № 19/590 «О концепции региональной национальной политике Волгоградской области».

7. Постановление Волгоградской областной Думы от 11 сентября 2002 г. № 11/397 «Об областной целевой программе «Этносоциальное развитие населения Волгоградской области» на 2003-2005 гг. и до 2010 года».

8. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2004 г. № 132 «О мерах по развитию системы этнокультурного образования Волгоградской области».

9. Распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 18 ноября 2003 г. № 1137-р «Об этнокультурных праздниках на территории Волгоградской области».1. Русские летописи

10. Западнорусские летописи. ПСРЛ. Т. 17. СПб., 1907. 364 с.

11. Летописи белорусско-литовские. М.: Наука, 1980. ПСРЛ. Т. 35. 313 с.

12. Документы центральных и региональных архивов

13. Российский государственный архив древних актов (РГАДА) Ф. 23. Оп. 1. Д. 5. Ч. 4/1 (3), (4); Ф. 127. Кн. 2. Л. 139-149 об., 256-257 об.

14. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 52. Ч. 1.

15. Государственный архив Волгоградской области (ГABO) Ф. 37. Оп. 1. Д. 899. Л. 59; Д. 951. Л. 20. Д. 1071. ЛЛ. 12, 15; Ф. 346. Оп. 1. Д. 15, 118; Д. 20. ЛЛ. 46. 64; Д. 62. Л. 14; Ф. 497. Оп. 1. Д. 1. ЛЛ. 10, 17, 28; Ф. 1234. Оп. 1. Д. 21. Л. 29.

16. Государственный архив Астраханской области (ГААО) Ф. 1. Оп. 9. Д. 92, Д. 129; Ф. 13. Оп. 1. Т. 4. Д. 5468.

17. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций

18. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1996. Д. 13. Народные песни Волгоградской области (нотации 20 украинских песен х. Гуляевка Фроловского муниципального района).

19. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1996. Д. 15. Народные песни Волгоградской области (нотации 13 украинских песен х. Падок Фроловского муниципального района).

20. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1997. Д. 17. Народные песни Волгоградской области (нотации 35 русских песен с. Орловка Городищенского муниципального района).

21. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1997. Д. 18. Народные песни Волгоградской области (нотации 2 русских песен с. Сосновка, 10 с. Подкуйково 8 - с. Большое Судачье Руднянского муниципального района).

22. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1998. Д. 21. Народные песни Октябрьского мунипального района Волгоградской области (нотации 11 русских песен х. Шебалино, 13 с. Ивановка, 11 - п. Октябрьский, 5-х. Новоаксайский, 9-х. Светлый путь).

23. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1998. Д. 22. Народные песни Волгоградской области (нотации 8 украинских песен с. Лобойково Даниловского муниципального района).

24. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1999. Д. 24. Народные песни Волгоградской, Астраханской областей и Ичкерии (нотации 8 русских песен х. Грачи, 36 с. Солодники Черноярского района Астраханской области).

25. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1999. Д. 25. Народные песни Волгоградской области (нотации 16 русских песен х. Грязнуха Даниловского муниципального района; нотации 14 украинских песен с. Сидоры Михайловского муниципального района).

26. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 1999. Д. 28. Народные песни, молитвы и духовные стихи Волгоградской области (нотации 21 белорусской песни х. Сизов Чернышковского муниципального района).

27. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2000. Д. 30. Народные песни Волгоградской области (нотации 31 русской песни х. Мишин Михайловского муниципального района).

28. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2001. Д. 32. Народные песни, молитвы Волгоградской области (нотации 16 русских песен с. Цаца, 3-е. Дубовый Овраг Светлоярского муниципального района).

29. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2001. Д. 34. Народные песни Волгоградской области (нотации 35 белорусских песен х. Нижнегнутов Чернышковского муниципального района).

30. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2002. Д. 40. Народные песни Волгоградской и Ростовской областей (нотации 7 украинских песен с. Дороши Котовского муниципального района).

31. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2002. Д. 41. Молитвы, байты татар Волгоградской и Ростовской областей. Песни донских казаков (нотация 1 украинской песни х. Буерак-Поповский Серафимовического муниципального района).

32. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2002. Д. 42. Народные песни и романсы Волгоградской области (нотации 23 белорусских песен х. Фирсовка Чернышковского муниципального района).

33. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2003. Д. 44. Народные песни Волгоградской и Новосибирской областей (нотации 13 русских песен х. Грачи Городищенского муниципального района).

34. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2004. Д. 45. Народные песни Волгоградской области (нотации 4 русских песен с. Сосновка Руднянского муниципального района; нотации 2 украинских песен х. Озерки и 6 с. Мачеха Киквидзенского муниципального района).

35. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2004. Д. 47. Народные песни Волгоградской области (нотации 5 русских песен с. Мокрая Ольховка Котовского муниципального района; нотации 15 украинских песен с. Моисеево и 4 -с. Мокрая Ольховка Котовского муниципального района).

36. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2004. Д. 48. Народные песни Волгоградской области (нотации 7 украинских песен с. Громославка и 4 с. Жутово-2 Октябрьского муниципального района).

37. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2004. Д. 51. Народные песни Волгоградской и Ростовской областей (нотации 16 украинских песен х. Зотовский и 1 х. Захаров Клетского муниципального района).

38. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2005. Д. 58. Современный фольклор на примере х. Букатин Царицынского уезда. Сборник народных песен (нотации 2 украинских песен х. Погодин Суровикинского муниципального района, 3 г. Краснослободск).

39. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2006. Д. 63. Традиционная свадебная игра жителей села Дубовый Овраг Светлоярского муниципального района Волгоградской области. Сборник народных песен (нотации 26 русских песен с. Дубовый Овраг Светлоярского муниципального района).

40. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2007. Д. 66. Фольклор как неотъемлемая часть эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования. Сборник народных песен (нотация 1 украинской песни с. Ольховка Ольховского муниципального района).

41. АЛМФиЭ ВМИИ. Ф. 2010. Д 81. Жанровое многообразие песен Среднеахтубинского района Волгоградской области (на примере творчества народной исполнительницы Лапиной Зинаиды Павловны).

42. Сборник народных песен (нотации 2 русских песен х. Лебяжья Поляна и 35-х. Скудры (расформир.) Среднеахтубинского муниципального района, 2-е. Стрельноширокое Дубовского муниципального района).

43. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2011. Д. 82. Хороводная традиция сельского населения Волго-Донского междуречья. Сборник народных песен (нотации 7 украинских песен х. Гуляевка Фроловского муниципального района, 11-е. Коростино Котовского муниципального района).

44. АКНМ КМФиЭ ВИИ Ф. 2011. Д. 83. Этнокультурные «острова»: опыт характеристики (на примере Фроловского муниципального района Волгоградской области). Сборник народных песен (нотации 2 украинских песен п. Дудаченский Фроловского муниципального района).

45. Абрамов И. О колядках и щедровках в Черниговской губ. Киевская старина. 1906. Т. 92. Кн. 1. С. 5-11.

46. Анучин Д. Н. Малороссы // Ф. А. Брокгауз, И. Н. Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1896. Т. 18-а. С. 484-485.

47. Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М., 1887.

48. Багалей Д. И. Очерки из русской истории: Монография и статьи по истории Слободской Украины. Т. 2. Харьков, 1913. 374 с.

49. Белорусское Полесье. Сборник этнографических материалов, собранных М. Довнаром-Запольским. Вып. I. Песни пинчуков. К., 1895.

50. Белорусы // Народы России: этнографические очерки: с 10 хромолитографиями и 20 гравюрами / издание редакции журнала «Природа и люди». СПб., 1878. С. 85-114.

51. Богданович А. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895.

52. Булгаковский Д. Г. Пинчуки. Этнографический сборник. СПб., 1890. -212 с.

53. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Т. I, вып. 1. СПб., 1898; вып. 2. СПБ., 1900.

54. Вельгельмов А. О. Малороссийская свадьба слободы Самойловка Балашовского уезда Саратовской губернии // Мифы древней Волги. -Саратов, 1910.

55. Гераклитов А. А. Очерки из жизни и быта эльтонских соляных ломщиков и возчиков второй половины XVIII в. Саратов, 1910.

56. Догадин А. А. Былины и песни астраханских казаков. Астрахань, 1911, 1913. Вып. 1,2.

57. Забылин М. М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4-х ч. М., 1880.

58. Зданович А. Белорусские свадебные обряды и песни сравнительно с великорусскими. СПб: Печатная Е. Евдокимова, 1897. 113 с.

59. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1, вып. 1. Лит. А-Г / сост. А. Н. Минх. Саратов: Тип. губ. земства, 1898. 207 с.

60. Карский Е. Белорусы. T. I. Введение в изучение языка и народной словесности. Варшава, 1903. -478 с.

61. Карский Е. Ф. Белорусы: Очерки словесности белорусского племени. Народная поэзия. М., 1916.

62. Карский Е. Очерки словесности белорусского племени. I. Народная поэзия. М., 1916.

63. Леопольдов А. Статистическое описание Саратовской губернии. В 2-х частях. СПб., 1839.-352 с.

64. Линева Е. Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. Из музыкально-этнографической поездки в Полтавскую губернию, в 1903 г. // ТМЭК ОЛЕАЭ. Т. 1. М., 1906. С. 219-266.

65. Листопадов А. М. Песни донских малороссов // ТМЭК ОЛЕАЭ. Т. 2. М., 1911.

66. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки, поверья и обряды крестьян Саратовской губернии. Саратов, 1890.

67. Потебня А. А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. II. Колядки и щедровки. Варшава, 1887.

68. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том VI. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901.

69. Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под общ. рук. П. П. Семенова-Тян-Шанского. T. VII. Малороссия. СПб., 1903. -517 с.

70. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества // Под редакцией В. Семёнова. T. IX. СПб., 1905.

71. Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Т. 1. М., 1837-1839.

72. Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1848.

73. ЮЗ.Чекалин Ф. Ф. Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века. Саратов, 1892.

74. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Севера-Западного края. T. I. Ч. I. СПб., 1887.

75. Щепотьев В. Народные песни, записанные в Полтавской губернии. Полтава, 1915.

76. Юб.Янчук Н. О мнимонародных белорусских песнях исторического и мифологического содержания. Сборник Харьковского историко-филологического о-ва. T. XVIII. Харьков, 1908.1. Непериодические издания

77. Агафонов А. И. Заселение и хозяйственное освоение Области войска Донского и Приазовья в первой половине XIX века // Дон и степное Предкавказье в XVIII первой половине XIX в. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1977. С. 38-51.

78. Агафонов А. И. История донского края (XVI первая половина XIX в. Исторические источники и их изучение). Ростов н/Д: Приазовский край, 2001.-384 с.

79. Агафонов А. И. Область войска Донского и Приазовье в дореформенный период. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1986. 192 с.

80. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М.: Academia, 2000. 424 с.

81. Ш.Аксёнова Е. П. А. Н. Пыпин о славянстве / Отв. редактор Л. Е. Горизонтов. М.: Индрик, 2006. 504 с.

82. Алексеева Н. Д. Семейно-брачные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья: Дис. . канд. филос. наук: 24.00.01. -Тольятти, 2009. 186 е.: ил.

83. Алексеев Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. В 2 кн. Кн. 1. М.: Наука, 2006. 292 е.: ил.

84. Алексеев Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. В 2 кн. Кн. 2. М.: Наука, 2006. 165, 3. е.: ил.

85. Ананичева Т. М., Суханова Л. Ф. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991. 176 е., нот.

86. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.

87. Бабута М. Н. Формирование и современное состояние украинской диаспоры: конец XIX начало XXI вв.: Дис. . канд. ист. наук: 07.00.07. Томск, 2008. - 162 с.

88. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. -240 с.

89. Балашов Д. М., Красовская Ю. Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1969. 167 с.

90. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский р-он Вологодской обл.). Ред.-сост. А. М. Мехнецов. М.: Современник, 1985. 390 с.

91. Банин А. А. Трудовые артельные песни и припевки. М.: Сов. композитор, 1971. 219 с.

92. Белова Л. И. История культурных взаимодействий русского и татарского этносов на территории Нижнего Поволжья. Автореф. дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Волгоград, 2005. 24 с.

93. Белова Л. И. Нижнее Поволжье как геополитический центр этнокультурных взаимодействий. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. 21 с.

94. Белова JI. И. Нижнее Поволжье: этнокультурное развитие // Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона. Материалы международной конференции. Астрахань: Изд-во Астраханский университет, 2005. С. 10-11.

95. Белова Л. И. Первые государственные образования Евразии: у истоков социокультурных взаимодействий русского и татарского этносов. Волгоград: Панорама, 2004. 21 с.

96. Белова Л. И. Полиэтничность Нижнего Поволжья как фактор устойчивого социокультурного развития региона // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. С. 400-406.

97. Белорусский народный танец. М.: Искусство, 1991. 223 с.

98. Белорусы // Большая Российская энциклопедия. Т. 3. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. С. 260-262.

99. Белорусы // Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. 320 с.

100. Белорусы // Народы России: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 110-112.

101. Народы России: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. Библиография. С. 467-471.

102. Белорусы / отв. ред. Бондарчик В. К., Григорьева Р. А., Пилипенко М. Ф. М.: Наука, 1988. 503 е., ил.

103. Беляев В. М. Белорусская народная музыка. Л.: Сов. композитор, 1941. -144 с.

104. Бикметова Н. В. Драматургия русского свадебного обряда побережья реки Самары // Памяти Л. Л. Христиансена. Сборник статей. М.: Композитор, 2010. С. 251-263.

105. Богачева Л. В. Культурные традиции как ресурс сохранения и поддержания национально-культурной самобытности (На материалах Малороссии второй половины XVII-XVIII вв.): Дис. . канд. культурологических наук: 24.00.01. М., 2006. 242 с.

106. Борисенко Б. И. Детский музыкальный фольклор Поволжья: Сборник. Волгоград: Перемена, 1996. 254 с.

107. Брук С. И., Кабузан В. М., Чижикова Л. Н. Украинцы // Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 357-366.

108. Буров Д. В., Бурова Н. В. Тары-бары. Традиционные песни Камышинского района Волгоградской области: Репертуарно-методический сборник. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 60 с.

109. Васькин H. М. Заселение Астраханского края. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1973. 47 с.

110. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. 256 с.

111. Вискова И. В. Стилистические особенности протяжных песен бывших украинских слобод на юге Воронежской области // Проблемы композиции народной песни: Сб. науч. трудов. Вып 10. М.: Изд-во МГК, 1997. С. 96-106.

112. Власов В. Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 102-144.

113. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда (1589-1967). М.: Наука, 1968.

114. Воробьев А. В. От Эльтона до Урюпинска (поселения Волгоградской области). Волгоград: Станица-2, 2004. 304 с.

115. Воробьев А. В. Поселения Волгоградской области. Волгоград: Станица-2, 2000.-320 с.

116. Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск: Наука и техника, 1993. 478 с.

117. Восточнославянский этнографический сборник: Очерки народной материальной культуры русских, украинцев, белорусов в XIX начале XX в. / Отв. ред. А. Токарев. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 805 с.

118. Гринблат М. Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. Минск: Наука и техника, 1968. 288 с.

119. Гринченко Я. С. Культура старообрядцев Нижнего Поволжья: традиции и современность. Автореф. дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Волгоград, 2011.

120. Головин В. В. Фольклор русских в иноэтническом окружении // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. трудов. Вып. 6. М.: ГРЦРФ, 1995. С. 14-23.

121. Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов. композитор, 1971. 304 с.

122. Гошовский В. Л. Украинские песни Закарпатья. М.: Сов. композитор, 1968.-478 с.

123. Гусев В. Е. Фольклор как фактор взаимодействия современных культур восточнославянских народов // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: IX Международный съезд славистов. М.: Наука, 1983. С. 130-143.

124. Даль В. И. О довериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Изд-во «Литера», 1994. 480 с.

125. Державин Н. С. Происхождение русского народа: великорусского, украинского, белорусского. М.: Советская наука, 1944. 126 с.

126. Дивлишов А. В. Украинцы в культурном пространстве Республики Мордовия: традиции и инновации (кон. XIX нач. XXI в.): Дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Саранск, 2007. - 222 с.

127. Дмитриева С. И. Методологические вопросы изучения межэтнических связей, отраженных в фольклорных произведениях // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. трудов. Вып. 6. М.: ГРЦРФ, 1995. С 24-31.

128. Долгачев И. Г. Язык земли родного края: Геогр. назв. Волгогр. обл.. -2-е изд., перераб. и доп. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. 144 с.

129. Дорохова Е .А. Свадьба русских сел Восточной Украины (к вопросу о соотношении западных и южнорусских свадебных традиций) // Музыка русской свадьбы: Тезисы докладов научно-практич. конференции. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. С. 76-80.

130. Дубравин В. В. Русские календарные песни на Украине. М.: Сов. композитор, 1974. 38 с.

131. Евтушенко А. В. Неприуроченные лирические песни украинских малороссов Волгоградской области: вопросы формообразования песенной стопы // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Вып. 2. / Научное издание. Волгоград, ООО «МИРИА», 2006. С. 301-308.

132. Елатов В. И. Мелодические основы белорусской народной музыки. Минск: Наука и техника, 1970. 144 с.

133. Елатов В. И. Песни восточнославянской общности. Минск: Наука и техника, 1977. 244 с.

134. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: Тезисы докладов науч.-практич. конференции. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. С. 8-13.

135. Железный А. И. Происхождение русско-украинского двуязычия в Украине. Киев: Киевская Русь, 1998.

136. Завальный А. Н. Украинцы // Этносы Самарского края: Историко-этнографические очерки. Самара: Наш современник, 2003. С. 140-145.

137. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 512 е.: ил.

138. Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 — 1913 / Вступ. ст. Н. И. Толстого; сост. A. J1. Топоркова. М.: Индрик, 1994.-400 с.

139. Зеленин Д. К. Украинская свадьба // Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Индрик, 1991. С. 333-343.

140. Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. 224 с.

141. Иваницкий А. И. Типологическая характеристика некоторых принципов формообразования в украинском фольклоре. // «Музыкальная фольклористика». Вып. 2. Под ред. А. А. Банина. М.: Сов. композитор, 1978. С. 90-117.

142. История Дона (с древнейших времен до падения крепостного права) / Под ред. А. П. Пронштейна. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1973. 298 с.

143. Историческое и этнокультурное развитие Нижнего Поволжья: сборник научных статей по материалам научной конференции 2002 г. Волгоград, ГОК ИЭиАМЗ «Старая Сарепта», 2003. 180 с.

144. История Беларуси: В контексте мировых цивилизаций / под ред. В. И. Голубовича. Минск: Экоперспектива, 2011. 464 с.

145. История Белорусской ССР. В 2 т. Минск: Издательство Академии наук Белорусской ССР, 1961. 656 е.: ил.

146. Карташова Т. А. Зимние календарные песни донских малороссов в контексте христианской святочной традиции // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во РГК, 2000. С. 194-215.

147. Карташова Т .А. Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона: Дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов н/Д, 2004.-308 с.

148. Карташова Т. А. Псальмы донских малороссов // Итоги фолыслорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 г. Дикаревские чтения (9). Краснодар: Изд-во Крайбибколлектор, 2003.С. 110-115.

149. Карташова Т. А. Свадебный обряд донских малороссов // Памяти А. М. Листопадова: Сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во Гефест, 1997. С. 132-153.

150. Квитка К. В. Об областях распространения некоторых , типов белорусских календарных и свадебных песен // Квитка К. В. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. композитор, 1971. С. 161-176.

151. Квитка К. В. Песни украинских зимних обрядовых празднеств // Квитка К. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. композитор, 1971. С. 103-160.

152. Кирдан Б. П. Собиратели народной поэзии. Из истории украинской фольклористики XIX в. М.: Наука, 1974. 280 с.

153. Когитин В. В. Бывальщины / Отчий край. 1997, № 3 (11). С. 232-233.

154. Когитин В. В. Казачьи сказки. Волгоград: Ведо, 1992. 160 е., ил.

155. Когитин В. В. Русские люди Волжского Понизовья. Волгоград: ГШ 111 «Астериск», 1993. 144 с.

156. Когитин В.В. Семейные сказки. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. 416 с.

157. Когитин В. В. Сказки-пересказки. Волгоград: «Станица», 1996. 240 с.

158. Колесниченко В. С. Родная земля волгоградская. Учеб. пособие по ист. краеведению для учащихся 7-10 кл. 2-е изд. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1983.-192 с.

159. Коломейцева М. А. Социально-экономическое развитие крестьянских поселений на Дону во второй половине XIX начале XX века: Дис. . кандидата исторических наук: 07.00.02. Элиста, 2009. - 191 с.

160. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Составление, предисловие, примечания С. Л. Николаева. М.: Экономика, 1993.-399 с.

161. Костюковец Л. Ф. Кантовая культура в Белоруссии: Массовые канты-гимны, лирические канты-псальмы. Минск: Вышэйша школа, 1975. 96 с.

162. Котлярчук А. С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII века: официальные церемонии и крестьянская обрядность. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 239 е.: ил.

163. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982. 272 с.

164. Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1978. 215 с.

165. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. Саратов: Государственная консёрватория им Л. В. Собинова, 2002.-182 с.

166. Курочкин А. В. Растительная символика календарной обрядности украинцев // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. С. 138-163.

167. Куц О. Ю. О связях населения южнорусских городов с донскими казаками (по материалам второй четверти XVII в.) // Очерки феодальной России. Вып. 4. М.: УРСС, 2000. С. 153-155.

168. Ли Кун Вук. Календарные праздники и обряды в русской аграрной среде в конце XIX начале XX века: Дис. . канд. ист. наук: 07.00.07. М., 2001. - 267 е.: ил.

169. Лирика русской свадьбы / Издание подготовила Н. П. Колпакова. Л.: «Наука», 1973.-324 с.

170. Листова Т. А. Семейные обряды русско-белорусского пограничья в контексте этнополитической истории. XIX начало XXI вв.: Дис. канд. ист. наук: 07.00.07. Москва, 2006. - 370 с.

171. Лысенко О. В. Ритуалы аграрного цикла в белорусской этнокультурной традиции XIX XX вв.: Структура, функции, семантика: Дис. . канд. ист. наук: 07.00.07. СПб., 2002. - 253 е.: ил.

172. Мармилова В. О. Сохранение культурного наследия в Нижнем Поволжье: в конце XX начале XXI в.: Дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Астрахань, 2008. - 176 с.

173. Маслова Г. С. Белорусская свадебная одежда // Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. / Г. С. Маслова. М.: Наука, 1984. С. 189-190.

174. Миртов А. В. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Труды Северо-Кавказской ассоциации научно-исследовательских институтов. № 58. Ростов-н/Д., 1929.

175. Миртов А. В. Украинцы на Дону (Украинизм в донских говорах): ТСКА НИИ. Вып. 90 (НИИ ЭК при СКГУ. Вып. 9). Ростов н/Д., 1930. 72 с. с карт.

176. Можейко 3. Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. Минск: Наука и техника, 1985. 246 с.

177. Можейко 3. Я. Песенная культура белорусского Полесья. Село Тонеж. Ред. Е. В. Гиппиус. Минск: Наука и техника, 1971. 264 с. с ил. и нот. прилож.

178. Можейко 3. Я. Песни белорусского Полесья. М.: Советский композитор, 1983. Вып. 1. 183 е.; Вып. 2.-151 с.

179. Молчанова Л. А. Материальная культура белорусов. Минск: Наука и техника, 1968. -231 с.

180. Мухаринская Л. С. Белорусская народная песня. Историческое развитие. (Очерки). Ред. 3. Я. Можейко. Минск: Наука и техника, 1977. 216 с. с нотами.

181. Мухаринская Л. С. Мелодический язык современной белорусской народной песни. Минск: Высшая школа, 1966. 56 с.

182. Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI-начала XVIII века. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.-320 с.

183. Народные песни местечка Селец Пружанского уезда, Полесского воеводства (Западная Белоруссия). Записаны аспирантом по муз. этнографии при ГИМНе И.К. Здановичем. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. -39 с.

184. Наулко В. И. Численность и территориальное расселение украинцев в ХУШ-ХХ вв. // Украинцы. М.: Наука, 2000. С. 71 -80.

185. Никольский Н. М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск: Издательство академии наук БССР, 1956. 275 с.

186. Носевич В. Л. Традиционная белорусская деревня в европейской перспективе. Минск: Тэхналопя, 2004. 350 с.

187. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Очерки / Сост. Тюменцев И. О., Редькина О. Ю. и др. Волгоград: Волгоградская Епархия РПЦ, 2003.

188. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. СПб.: Композитор, 2006. 280 с.

189. Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы ХУ1-ХУШ вв. Т. 1, вып. 1. Л.: Академия, 1926.

190. Перфильева К. М. Астраханские казаки Царицынской станицы. Волгоград: Станица-2, 2003. 392 с.

191. Песни народов СССР / Сост. 3. В. Эвальд. М.-Л.: Музгиз, 1941. 142 с.

192. Пичета В. Н. Белоруссия и Литва ХУ-ХУ1 вв.: (исследования по истории социально-экономического, политического и культурного развития). М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 816 с.

193. Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. -136 с.

194. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Азбука, 1995. 176 с.

195. Рабинович М. Г. Городское жилище восточных славян // Традиционное жилище народов России: XIX начало XX в. / Отв. ред. Чижикова Л. Н. М.: Наука, 1997. С. 79-103.

196. Редькина О. Ю. Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье: Сб. ст. Волгоград: ВолГУ, 2003. С. 38-47.

197. Редькина О. Ю. Старообрядчество на Дону во второй половине XIX начала XX (по материалам духовной печати) // Казачество: прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Волгоград: ВолГУ, 2000. С. 257-276.

198. Рожденные жизнью: обряды Советской Белоруссии / сост. А. А. Радивилов. Минск: Наука и техника, 1988. - 144 е.: ил.

199. Рубцов Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянскихнародов. Опыт исследования / Под общ. ред. Аксюка Л.: Сов. композитор, 1962. 115 с.

200. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2004. 512 с.

201. Русина Н. В. Формирование культуры украинской диаспоры: Дис. . канд. ист. наук: 24.00.01. Омск, 2009. 205 е.: ил.

202. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса: Предисл. Е. М. Орловой; Общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. 367 е., нот.

203. Русские: семейный и общественный быт. М.: «Наука», 1989. 336 с.

204. Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Л.: Наука, 1978.

205. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. 782 с.

206. Рыблова М. А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI-первой трети XVII вв. Волгоград: ВолГУ, 2006. 342 с.

207. Рябов С. И. История родного края ХУ1-Х1Х: Книга для учителя. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988. 144 с.

208. Савельева Н. М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русско-белорусско-украинское пограничье. Исследование. М.: «Композитор», 2005. 192 с.

209. Самаренко В. П., Этингер М. А. Русские народные песни Астраханской области. М.: Сов. композитор, 1978. 142 с.

210. Сапунов Б. В. Из истории русско-белорусских связей в XVII в. // Белорусский сборник: статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. Вып. 3 / Сост. Н. В. Николаев. СПб. : РНБ, 2005. С. 135138.

211. Седакова О. А. Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 319 е.: ил.

212. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1982. 327 е., ил.

213. Сигина В. А. Драматургия свадебного обряда русско-белорусского пограничья // Музыка русской свадьбы: Тезисы докладов науч.-практ. конф. М.: КМиФ СК РСФСР, 1987. С. 60-65.

214. Славянский и балканский фольклор: Духовная жизнь Полесья на общеславянском фоне / Отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1986. 286 с.

215. Славянский фольклор. Тексты / Сост. Н. И. Кравцов, А. В. Кулагина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 376 с.

216. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начала XX в. М.: Наука, 1979. - 285 с.

217. Солопова О. В. Белорусы Москвы: Очерки этносоциальной истории XVII начала XXI веков: Дис. . канд. ист. наук: 07.00.07. М., 2005. - 209 е.: ил.

218. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. М.: Наука, 1979. 288 с.

219. Супрун В. И. Украинские говоры Волгоградской области: диалектный архипелаг // Вопросы региональной лингвистики: Сб. науч. тр., посвящ. памяти проф. Л. М. Орлова. Волгоград: Перемена, 2002. С. 133-140.

220. Супрун В. И. Украинско-русское взаимодействие на Дону // Казачество Юга России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве: Докл. и сообщ. на науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2001. С. 45-49.

221. Сысоев П. С. Из истории соляной промышленности Астраханской губернии. Астрахань, 1958.

222. Тавлай Г. В. Белорусское купалье: обряд, песня. Минск: Наука и техника, 1986. - 174 с.

223. Терещенко А. В. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2006. -736 е.: ил.

224. Тихонова А. Ю. Региональная культура: опыт исследования (монография). Текст. Ульяновск: УИПКПРО, 2007. 178 с.

225. Тихонова А. Ю. Уникальность региональной культуры Среднего Поволжья в культурологическом измерении. Автореф. дис. . д-ра культурологии: 24.00.01. Саранск, 2007. 36 с.

226. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / Сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева. Л.: «Наука», 1985. 343 с.

227. Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М.: Изд-во АН СССР, 1953.-312 с.

228. Тхамокова И. X. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии: Дис. . д-ра ист. наук: 07.00.07. М., 2003. 480 е.: ил.

229. Тюменцев И. О. Смутное время в России начала XVII столетия: движение Лжедмитрия II. М.: Наука, 2008. 685 е., табл.

230. Фольклор Саратовской области / Сост., вступ. ст., подготовка текстов и комм. Т. М. Акимова; под ред. А. П. Скафтымова. Саратов: Обл. книжн. изд-во, 1946. 536 с.

231. Фурсова Е. Ф. Календарная обрядность восточнославянских народов в Приобье, Барабе и Кулунде: межкультурные взаимодействия и трансформации первой трети XX в. Дис. . д-ра ист. наук: 07.00.07. Новосибирск, 2004. 378 с.

232. Цитович Г. И. Новые стилевые черты традиционной белорусской народной песни. М.: Сов. композитор, 1964. 26 с.

233. Черная Н. В. Украинское население России и СССР за пределами Украины (ХУШ-ХХ вв.). Динамика численности и размещения // Расы и народы. Вып. 21. М.: Наука, 1991. С. 62-79.

234. Чернов Д. С. Музыкальная стилистика песенного фольклора астраханских казаков хутора Букатин // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Вып. 2. / Научное издание. Волгоград: ООО «МИРНА», 2006. С. 291-301.

235. Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье: История и судьбы традиционной бытовой культуры (ХЗХ-ХХ вв.) / Отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1988. 254 е., ил.

236. Чижикова Л. Н. Свадебная обрядность сельского населения русско-украинского пограничья в начале XX в. // Полевые исследования ин-та этнографии. 1978 / Отв. ред. С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1980. С. 3038.

237. Чижикова Л. Н. Свадебные обряды русского населения Украины // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Л.: Наука, 1978. С. 159-179.

238. Чистов К. В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры / Гл. ред. Ю. В. Бромлей М.: Наука, 1987. С. 396-417.

239. Чистов К. В. Типологические проблемы изучения восточнославянского свадебного обряда // Проблемы типологии в этнографии / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1979. С. 223-230.

240. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1-Х1Х вв. (Очерки по истории народных верований). М.: АН СССР, 1957.-236 с.

241. Эвальд 3. В. Песни белорусского Полесья. М.: Советский композитор, 1979.- 144 с.

242. Этингер М. А., Самаренко В. П. Трудовые рыбацкие песни Волго-Каспия. Астрахань, 1964. 98 с.

243. Юдин А. В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1999. 331 с.

244. Ярешко А. С. Песни астраханских «липован»: записи 70-х годов. М.: Композитор, 2009. 59 с. (Из коллекции фольклориста).

245. Ярешко А. С. Народные песни Великой Отечественной войны. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2001. 247 с.

246. Ярешко А. С. Сто русских народных песен Астраханской области. Астрахань: издание ЦНТ, 1974. 148 с.1. Периодические издания

247. Антонов И. Слобода Криворожье // ДОВ. 1877. № 58-59.

248. Бернштам Т. А. К реконструкции некоторых русских обрядов совершеннолетия // Сов. этнография. 1986. № 6. С. 25-34.

249. Божедар. Святки на Дону // ДОВ. 1906. № 2.

250. Гринблат М. Я. К происхождению белорусов (Проблема балтского субстрата в этногенезе белорусов) // Советская этнография. 1967. № 2. С. 112-129.

251. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 8-14

252. Краснов И. И. Малороссияне в войске Донском // ДВВ. 1867. №№ 4, 29.

253. Локотко А. И. Типы традиционной застройки крестьянского двора в Белоруссии (XIX середина XX в.) // Советская этнография. 1987. № 4. С. 114-127.

254. Молчанова Л. А. Материальная культура белорусов в ХУ1-ХУШ веках // Вопросы истории. 1979. № 5. С. 93-106.

255. Петрова И. А., Кибасова Г. П. Структура культурного наследия Волгоградской области: проблемы и перспективы / Вопросы краеведения. Вып. 10. Волгоград: изд-во «Панорама», 2007. С. 230-236.

256. Рогалев А. Ф. Откуда шли предки белорусов? // Русская речь. 1992. № 3. С. 70-79.

257. Рябов С. И. К вопросу о социальных отношениях на Дону в XVII веке / Вопросы краеведения: Материалы краеведческих чтений. Вып. 2 / Отв. ред. Б. С. Абалихин. Волгоград: ВолГУ, 1993. С. 46-47.

258. Северьянова А. А. Заселение Нижнего Поволжья украинцами // Историко-краеведческие записки. Вып. 2. Волгоград, 1974. С. 85-94.

259. Северьянова А. А. Украинские говоры Волгоградской области // Вопросы краеведения. Материалы VI и VII краевед, чтений. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. Вып. 4-5 С. 256-259.

260. Супрун В. И. Белорусы // Литературно-художественный иллюстрированный журнал «Отчий край» (Волгоград). 2000. № 4 (28). С. 186-187.

261. Супрун В.' И. Русские // Литературно-художественный иллюстрированный журнал «Отчий край» (Волгоград). 1997. № 2 (14). С. 97-100.

262. Супрун В.И. Украинцы // Литературно-художественный иллюстрированный журнал «Отчий край» (Волгоград). 1999. № 4 (20). С. 124-128.

263. Третьяков П. Н. Восточные славяне и балтийский субстрат // Советская этнография. 1967, № 4. С. 110-118.

264. Трубачев О. Н. В поисках единства. «А кто там идет?»: взгляд на этногенез белорусов // Русская речь. 1991. № 4. С. 81-96.

265. Тюменцев И. О. Этнические процессы в Волго-Донском междуречье в XIV-XV веках / Вопросы краеведения: Материалы краеведческих чтений. Вып. 2 / Отв. ред. Б. С. Абалихин. Волгоград: ВолГУ, 1993. С. 40.

266. Холопов Ю. Каравай к свадьбе // Вокруг света. 1978. № 6. С. 37-39.

267. Ю.Цитович Г. И. Украинско-белорусские связи в народной музыке // Сов. музыка. 1954. № 7. С. 36-44.

268. Чаквин И. В. Из истории становления национального самосознаниябелорусов (XIV-начало XX в.) // Советская этнография. 1990. № 6. С. 4254.

269. Эвальд 3. В. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья // Советская этнография. 1934, № 5. С. 17-39.1. Иностранная литература

270. Ахрыменка Т. Фальклорна-л1таратурныя сувяз1 украшскага i беларускага народау. М1нск, 1959.

271. Бандарчык В. К. Псторыя беларускай этнаграфп XIX ст. Минск, 1964.

272. Борисенко В. К. Нова весшьна обрядовють у сучасному сель Ки1в, 1979.

273. Псторыя БССР. Т.1. Мшск, 1972.

274. Дяченко В. Д. Антрополопчний склад украшьского народу. Ки\"в, 1965.

275. Макарчик С. А. Етнограф1я УкраУни. JIbbib, 1994.

276. Песш беларускага народа. Пад рэд. М. Грынблата, муз. рэд. Е. Tiniyca i 3. Эвальд. MiHCK, 1940. 391 с.

277. Rasina Tatjana. Die Volkskunst Belorusslands // Die Volkskunst der Sowjetunion / Tatjana Rasina, Natalja Tscherkassowa, Alexander Kanzedikas. Leningrad, 1989. S. 283-298.

278. Чубенко В. Ю. Украшський елемент в топошмй' Низового Надволжя // Мовознавство.1968, № 4.

279. Чубенко В. Ю. Укра'шсью eтнoгpaфiчнi матер1али в музеях Надволжя // Народня творчють та етнограф1я. 1970, № 4.

280. Чурюн Н. Беларусюя народныя necHi i танцы. Мшск, 1949.

281. Ященко Л. Укра'шське народне багатоголосся. Кшв, 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.