Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, доктор искусствоведения Шишкина, Елена Михайловна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 713
Оглавление диссертации доктор искусствоведения Шишкина, Елена Михайловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ
ВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ.
1.1. Особенности исторических этапов заселения немцами регион Поволжья с конца XVIII в. до начала XXI в.
1.2. Историографический обзор изучения процесса заселения немцами Поволжья.
1.3. Менталитет и национальный характер волжских немцев: культурные трансформации.
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО НАРОДНО-ПЕСЕННОМУ НАСЛЕДИЮ ВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ.
2.1. Первый период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (с начала XIX в. - до 1917 года).
2.2. Второй период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (1917-1941).
2.3. Третий период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (1941-1989).
2.4. Четвертый период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (с 1989 - начало XXI в.).
ГЛАВА 3. РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ.
3.1. Этнокультурные особенности в качестве доминант этнической идентичности субэтноса.
3.2. Особенности традиционного музыкального наследия немцев Поволжья до депортации 1941 года.
3.3. Классификационные системы жанров традиционного народнопевческого наследия волжских немцев в их исторической изменчивости.
3.4. Волжско-немецкая баллада как одна из субэтнических доминант в контексте немецкой музыкальной культуры.
3.5. Роль духовных песнопений в сохранении национальной идентичности волжских немцев.
3.6. Культурные трансформации традиционного музыкального наследия волжских немцев последепортационного периода.
ГЛАВА 4. СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ
И ЕЁ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ.
4.1. Историография музыки и этнографии свадебных немецкоязычных ритуалов Германии и Австрии.
4.2. Историография музыки и этнографии свадебных волжско-немецких ритуалов.
4.3. К постановке проблемы: рассмотрение волжско-немецкого свадебного ритуала как музыкально-этнографического комплекса.
4.4. Сравнительно-исторический анализ структуры волжско-немецкого свадебного ритуала.
4.5. Типологические особенности волжско-немецкого свадебного ритуала.
ГЛАВА 5. ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ ВОЛЖСКО
НЕМЕЦКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
5.1. Стиховые типовые структуры волжско-немецких традиционных напевов.
5.2. Музыкально-ритмическая типология волжско-немецких традиционных напевов.
5.3. Мелодическая типология волжско-немецких традиционных напевов.
5.4. Особенности многоголосия волжско-немецких традиционных напевов.
5.5. Тембровая исполнительская манера волжско-немецких традиционных напевов.
ГЛАВА 6. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРАДИЦИОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
НАСЛЕДИЯ ВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ.
6.1. Особенности этнической идентичности волжских немцев и её взаимосвязь с межкультурными взаимодействиями.
6.2. Характерные черты традиционной музыкальной культуры волжских немцев в контексте межкультурных взаимовлияний
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Этнический компонент песенной культуры татар-мишарей: вопросы звуковысотной и фактурной организации2006 год, кандидат искусствоведения Сарварова, Лилия Илдусовна
Этнокультурные "острова": пути музыкальной эволюции2008 год, кандидат искусствоведения Дорохова, Екатерина Анатольевна
Музыкальная драматургия свадебного обряда русских селений побережья реки Самары2010 год, кандидат искусствоведения Бикметова, Наталия Владимировна
Северокавказское вокальное многоголосие: типология певческих моделей2012 год, доктор искусствоведения Вишневская, Лилия Алексеевна
Адыгское народное многоголосие2005 год, доктор искусствоведения Ашхотов, Беслан Галимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности»
Россия и Германия имеют давнюю, и богатейшую историю становления и развития^ социокультурных, образовательных^ экономических, политических и других, связей- и взаимоотношений. Потребность в, диалоге разных культур особенно возросла1 после ХХ-го века - века революций, войн, кризисов и конфликтов. Обращение^ к прошлому культурному опыту двух стран может помочь восстановить многие утраченные или просто забытые страницы нашей совместной истории, такой непростой и порою трагической.
В различные исторические периоды в России жили и трудились выходцы из Германии и их потомки, и в чуждой национальной среде они сохранили свой язык, быт, традиции, чутко воспринимая и постоянно перерабатывая духовное влияние новой родины. Большинство приглашенных из Европы в XVIII в. врачей, ученых, военных, ремесленников, крестьян, обрели здесь вторую родину, и их потомки осознавали себя уже россиянами. Ряд поколений немецкого происхождения в. сложной обстановке российской политической и экономической жизни смогли внести свой вклад в развитие науки, культуры и экономики России. Как приобщение немецких переселенцев к русской культуре, так и их стремление сохранить свою самобытность явилось важным фактором культурной жизни России на протяжении нескольких столетий.
Несмотря на частое современное употребление термина «российские немцы», этническая консолидация этой диаспоры не произошла, российские немцы по-прежнему состоят из разрозненных субэтнических групп, одной из которых и посвящена эта работа.
Актуальность работы обусловлена: во-первых, богатством; жанровым и структурным разнообразием традиционной музыкальной культуры волжских немцев; во-вторых, важностью исследования немецкой, музыкальной традиции, относящейся к оригинальной островной культуре, не осмысленной, до сегодняшнего дня как специальная научная проблема; в-третьих, сохранением и сегодня в искусстве восточных немцев многих характерных черт традиционной немецкой, культуры, утраченных в метрополии и оставшихся неизвестными, широкой* музыкальной общественности; в-четвертых, взаимодействием немцев Поволжья-в течение длительного исторического времена со своими многочисленными разноэтническими соседями, что создало новые культурные трансформации всех соприкасающихся этнических групп, внеся неоценимый вклад в музыкальный фонд народов России, без учета которого общая картина будет и неполной и непонятной; в-пятых, проведением депортации в Сибирь и Казахстан 1941-го и репатриаций в Германию 1980-2010-х годов, которые каждый на своем уровне разрушали уникальный культурно-исторический материал, требующий срочной фиксации, сохранения и научной интерпретации.
Трудности изучения традиционного музыкального наследия волжских немцев, с конца XIX века переживающих продолжение процесса миграции, когда постоянно усиливающиеся потоки мигрантов этой островной группы продолжают и сегодня её раздробление, рассеивание по огромной территории и усугубляют активно идущие после 1941 года ассимиляционные процессы, следующие: во-первых, сложность проведения современной полевой экспедиционной работы, так как в настоящее время уничтожены немецкие поселения на территории Волги, Украины, Кавказа, Крыма и Волыни и резко сокращено их число на территории Сибири, Оренбуржья и Казахстана; во-вторых, необходимость изучения труднодоступных архивных материалов - десятки и сотни интервью с носителями российско-немецкой культуры хранятся в государственных и личных архивах на территории Германии, России, США, Канады, Аргентины и Бразилии; в-третьих, наличие весьма существенных лакун в знании и изучении традиционной музыки немцев Поволжья и доминирование в современных исследованиях, прежде всего, исторического и историко-этнографического направлений:
И если по первоначальному расселению на территории Российской империи в XVIII - XIX вв. немцев можно было классифицировать на шесть субэтнических групп (немцы Поволжья, Украины, Закавказья, Прибалтики, Петербурга и Москвы, Волыни), каждаяиз которых могла иметь, свои самобытные черты, - то последующие исторические события вносили свои коррективы в эту систематику, добавляя* группы «немцы Сибири», «немцы Оренбуржья», «немцы Урала» и т.п. При сегодняшнем состоянии изученности традиционной музыкальной культуры российских немцев, когда для обобщения в рамках всего национального материала отсутствуют достаточные данные, исследование, анализ и теоретическое осмысление отдельных субэтнических групп немцев России приобретают, на наш взгляд, особое значение.
Насущная необходимость данной работы углубляется и усугубляется социально-культурологическими аспектами: важностью возрождения, в России народной культуры поволжских немцев последепортационного периода на современном этапе и определения своеобразия данного субэтноса в сравнении с другими субэтническими группами. Авторское изучение народной музыкальной культуры немцев Поволжья в течение последних двадцати лет показало, что явления геноцида во время депортации и активные миграционные процессы последепортационного периода привели к явственному разрушению этнокулътуры российских немцев, утрате ими части своей этнической идентичности, проявлениям дискретности российско-немецкого исторического сознания. Учитывая, что теоретические работы, в которых проявился бы музыкально - этнографический аспект изучения народной культуры немцев Поволжья с опорой на полевые исследования в волжско-немецких колониях так и не обнародованы в публикациях, то наша работа первая, что призвана осмыслить особенности современного функционирования традиционного музыкального наследия волжских немцев.
Состояние научной разработанности проблемы
Осмысление духовной культуры волжских немцев было начато в какой-то мере в«XVIII в. трудами зарубежных и-отечественных ученых - путешественников И.Р. Форстера, И. Лепехина, И.Г. Георги, П.С. Палласа и продол-жено Bí Х1Х-ХХ вв. трудами этнографов, историков, и писателей (В. Аппель, Э. Барбашина, В. Ауман, Г. Бератц, Н. Боголюбов, Г. Бонветч, А. Велицын, А. Гезингер, А. Герман, X. Гофман, В. Дизендорф, Й. Дзирне, Я; Дитц, П. Зиннер, Т. Иларионова, К. Келлер, А. Клаус, Ф. Кох, К. Крамер, И. Красноперов, Г. Лёне, А. Липерт, Й. Лонг, Л. Малиновский, Г. Писарев -ский, И. Плеве, С. Соловьев, К. Трафцер, А. Флегель, Е. Флейман, В. Функ, М. Хагин, Е. Хейнес, X. Хазельбах, В. Чеботарева, К. Шааб, Й. Шлёйнинг, Й. Шлейхер, Д. Шмидт, Е. Шнайдер, Р. Шойерман, Й. Эрбес, К. Эссельборн и др.), а также работами музыковедов, на которых ниже останавливаемся специально. Проблемы немецкоязычной' музыкальной этнографии глубоко рассмотрены в XX в. выдающимися этнологами, этнографами и музыковедами (Р.В. Бредних, М. Брё-кер, В. Данкерт, В. Дойч, Е. Земан, Э. Клюзен, Л. Креценбахер, Й. Кюнциг, М. Люти, В. Мецгер, Г. Нолль, Л. Рёрих, Г. Ро-зенфельд, Г. Хабенихт, О. Хольцапфель, Г. Хайд, В. Шеппинг и мн.др.). Однако все работы и проекты, в которых затрагивались вопросы духовной культуры и менталитета, а в последующем — идентичности, интеграции и аккультурации немцев России в современной Германии (в том числе -волжских немцев: 3. Беккер, К. Боль, К. Браке, Х.-В. Реттерат), не делали объектом своего внимания современный этап развития традиционной музыкальной культуры немцев Поволжья, используя для осмысления информацию только исторического, культурологического и социально-бытового характера.
Основная идея работы состоит в разработке теоретических проблем сложениянародной музыкальной и обрядовой традиции немцев Поволжья как позднепереселенческой культуры вторичного формирования. Проблема стилистического единства подобных традиций достаточно сложна для осмысления и решения, так как часто пестрота различных фольклорных явлений и этнографических реалий мешает выявить глубинное их родство и типологическое сходство. Кроме того, следующие особенности бытования субэтноса в XX веке усложнили и усугубили ситуацию: а) резкий перерыв в трансляции традиции после 1941 года в связи с депортацией' народа; б) «перемешивание» всех субэтнических групп немцев с 1941 года и, по настоящее время, когда их дисперсное проживание на территории региона Поволжья сменилось дисперсным проживанием на территории всего бывшего Советского Союза; в) последующее подпольное состояние, в которое вынуждена была погрузиться культура различных субэтнических групп немцев СССР в своих основных компонентах (и в этом состоянии' пребывающая до сих пор).
Объектом исследования явилась традиционная музыкальная культура немецких колоний Поволжья в соотнесении с традиционной музыкой тех регионов Германии, откуда выехали переселенцы в Поволжье с конца XVIII-в начале XIX вв.
Предмет исследования - исторические и обрядовые предпосылки функционирования и структурирования основного жанрового корпуса музыкального фольклора немцев Поволжья. В центре внимания - наиболее показательные жанры традиции: Balladen / баллады, Geistliche Lieder / духовные песнопения, Liebes-Abschiedslieder / любовно - лирические песни, Kolonisten Lieder колонистские песни, Scherz-Spottlieder / шуточные песни.
Целью исследования стала разработка типологических основ традиционной музыкальной культуры и раскрытие своеобразия менталитета субэтнической группы волжских немцев на современном этапе.
Данная цель для своей реализации потребовала постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных исследовательских задач:
1. Выявить специфику формирования национального характера имен-талитета волжских немцев, осмыслив и проследив социокультурные особенности заселения немцами региона Поволжья с конца XVIII в. в соответствии' систорическими этапами данного процесса.
2. Произвести историографический анализ, теоретического наследия, накопленного мировой этномузыкологией за 200 лет (с начала XIX - до начала ХХГвв), как научной системы, раскрыв.основную проблематику исследований по осмыслению сущностных характеристик традиционной музыкальной культуры волжских немцев.
3. Осмыслить и дать определение понятиям «музыкальные субэтнические доминанты» / «музыкальные доминанты этнической идентичности» на уровне как жанровой системы, так и компонентов традиционной музыки волжских немцев.
4. Выявить особенности и эволюцию классификационных систем жанров традиционного народно-певческого наследия волжских немцев.
5. Изучить и выявить своеобразие свадебной обрядовой традиции немцев Поволжья в её сравнении со свадебными ритуалами Германии и Австрии.
6. Исследовать и создать типологию форм волжско-немецкой певческой традиции, выявив и определив проблемы их генезиса и эволюции.
7. Осмыслить проблемы становления и развития волжско-немецкой музыкальной традиции.
8. Исследовать и выявить взаимосвязь этнической идентичности волжских немцев и межкультурных взаимодействий, определив природу культурных трансформаций на современном этапе.
Методология исследования основывается на теоретической базе российской и германской этномузыкологии, при этом соотносятся и взаимодействуют подходы и методики анализа, источники музыкально-иллюстра-тив-ного материала как германские, так и российские. Концепции изучения немецких народных песен и баллад в контексте культуры и искусства, представленные в трудах по истории музыки Германии и этномузыкологии, учитывались при создании отдельных положений работы. Исследование основано на взаимосвязи и переплетении сравнительно-исторических и структурно-типологических методов и подходов к решению обозначенных в диссертации проблем. Сложность рассматриваемой проблемы обусловила необходимость выхода в области междисциплинарных знаний, обращение к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания: искусствоведения, истории, философии, филологии и культурологии. Установление взаимных отношений и раскрытие при этом существующих связей между различными описываемыми фольклорными фактами вызвали необходимость комплексного исследования. В числе основных методов исследования - статистический, структурно-типологический, ареальный, сравнительно-исторический, диахронический методы, предполагающие полевое экспедиционное обследование, анкетирование, морфологический анализ эмпирических описаний, моделирование эт-ноконфессиональных и этнодемографических процессов, картографирование, метод исторической реконструкции.
Важным аспектом анализа музыкальной традиции поволжских немцев явилось осмысление своеобразия культуры через представление её этнической специфики. Аксиологический подход предопределил необходимость выявления субэтнических доминант в соотношении общества и культуры. Таким образом, в центре нашего внимания находились вопросы освоения этнических ценностей, их хранения и трансляции в историческом времени. При этом данные процессы имеют как коллективное, так и индивидуально-личностное измерение. С нашей точки зрения именно данный подход существенен для анализа и решения этнокультурных проблем российских немцев. Зафиксированный нами, как и рядом других исследователей, кризис этнической культуры данного субэтноса заставляет прогнозировать его возможные как близкие, так и отдаленные последствия.
Данная работа имеет как бы два уровня: на одном уровне она рассматривает конкретные фольклорные явления в пределах определенного географического ареала, устанавливая тем самым особенности традиции субэтноса «немцы. Поволжья», как. они смогли быть проявлены и зафиксированы к 1941 году, ко времени культурной катастрофы субэтноса. На другом уровне выявленные черты сравниваются как с теми материалами, которые смогли быть зафиксированы автором работы в настоящее время с 1990-х годов в России, так и с материалами исследователей Германии по «поздним переселенцам».
Источниками диссертационной работы стали материалы авторских полевых музыкально-этнографических экспедиций 1992-2008 гг., собранные в 123 поселениях Нижнего, Среднего и Верхнего Поволжья (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Ульяновская области, республика Татарстан), в Сибири (Омская и Новосибирская области, Красноярский и Алтайский края) и на Урале (Свердловская и Оренбургская области). К анализу при создании аналитических схем обрядов и напевов были привлечены выявленные автором материалы из следующих хранилищ и архивов России и Германии: проф.Георга Дингеса (ГАСО, г. Энгельс Саратовской обл.), академика В.М.Жирмунского (Санкт-Петербург), проф. Георга Шюнемана (Фоно-граммархив: Ethnologisches Museum, г.Берлин, Германия), Института музыкальной этнографии университета г. Кельна (Universitaet zu Koeln: Institut fuer musikalische Volkskunde, Германия,), Института немецкой музыки на Востоке {Institut fuer deutsche Musik im Osten е. V., Бонн, Германия), Немецкого архива народной песни (Deutsches Volksliedarchiv, г.Фрайбург/Брайсгау, Германия), Иоганнес-Кюнциг-института восточнонемецкой этнографии (Johannes-Kuenzig-Institut fuer ostdeutsche Volkskunde, г. Фрайбург/Брайсгау, Германия).
Хронологические рамки исследования'. Диссертационное исследование проводилось на материале традиционного музыкального наследия-волжских немцев, а также других субэтнических групп восточных немцев в сопоставительном анализе с материалами музыкальной германистики в хронологическом диапазоне от 1764-х до 2010-х годов. Время обусловлено прежде всего историческими условиями возникновения и развития; волжско-немецкого субэтноса.
Научная новизна исследования определяется междисциплинарным1, многоаспектным, комплексным исследованием феномена традиционного музыкального наследия волжских немцев как объекта искусствознания'на'основе историко-искусствоведческого анализа и может быть сформулирована следующим образом:
• впервые дана характеристика национального характера и менталитета волжских немцев как особой социально-культурной реальности и рассмотрены важнейшие исторические факторы и условия, повлиявшие на специфику их формирования и современного развития. Впервые разработана социально-культурная характеристика немецких поселений, вновь возникших после 1956 года на территории Поволжья, с опорой на авторские материалы, полевых музыкально-этнографических экспедиций;
• впервые предложена и научно аргументирована периодизация основных этапов формирования и развития теоретического наследия, накопленного мировой этномузыкологией, раскрыта основная проблематика исследований по осмыслению сущностных характеристик традиционной музыкальной культуры волжских немцев на базе глубокого изучения эмпирических и архивных источников, а также теоретического осмысления и компаративного анализа существующих искусствоведческих концепций;
• выработаны и обоснованы понятия «музыкальные субэтнические доми-нанты»/«музыкальные доминанты этнической идентичности» для определения историко-культурной уникальности и самобытности традиционного музыкального наследия? волжско-немецкого субэтноса, определена система культурных признаков, составляющих этническое тождество субэтнической группы; народа-мигранта. Впервые выявлены, субэтнические доминанты при обращении к мельчайшим компонентам музыкальнойфитмики, мелоса; лада, многоголосия, тембровой исполнительской манеры волжско-немецких народных песе»и; баллад;
• впервые проведеножанровое дифференцирование всего массива*народных волжско-немецких песен в; полевых и архивных версиях (проанализиро -вано более 45 тысяч единиц звукозаписей и нотаций), структурированы особенности-ранее созданных жанровых классификаций; осмыслены особенности эволюции волжско-немецкой музыкальной жанровой системы с раскры-тиемпроцессов редукции;
• выявлено своеобразие свадебной обрядовой традиции немцев Поволжья в её сравнении с немецкоязычными свадебными ритуалами Германии и Австрии. Впервые в германистике выделены типологические особенности ритуалов на уровне структуры обряда, соотнесены музыкальные фрагменты с сегментами ритуала; осуществлен анализ современных особенностей; волж-ско-немецких свадебныхритуалов;
• впервые предложена, разработана и научно аргументирована музыкально-структурная типология форм, волжско-немецкой певческой традиции, исследованы и подробно проанализированы проблемы их генезиса и эволюции. Впервые в мировой этномузыкологии предложена ритмическая и мелодическая типология волжско-немецкого певческого наследиях опорой на новейшие аналитические методики мелодического и ладового анализа в их взаимосвязи с ритмическими формами, созданы типологические системные'классификации ритмических и мелодических моделей волжско-немецких традиционных песен и баллад, проведен сравнительный анализ с выделенными типологическими структурами музыкального фольклора немцев Германии;впер-вые предложены, подвергнуты, анализу и наиболее полно представлены, этапы развития народной музыкальной и обрядовой культуры немцев Поволжья в хронологическом диапазоне; с конца XVIII в. и до новейшего времени в совокупности с определением наиболее типичных черт волжско-немецкой музыкальной певческой традиции;
• впервые определена» природа взаимодействия* немецкой, славянской, тюркской.и« финноугорской традиционных культур на. территории Поволжья на современном этапе, специфика культурных трансформаций, осмыслен и проанализирован' современный этап функционирования волжско-немецкой культуры после перенесенного депортационного стресса и периода рассеивания и размывания субэтнической культуры (1941-1956).
Научная значимость диссертации заключается, во-первых, в разработке оснований, целей, задач и методологии анализа традиционной музыкальной культуры субэтносов, являющихся островными культурами. Во-вторых, в разработке методологии и методов теоретического обобщения огромного эмпирического материала, типологической его систематики, структурирования и моделирования, что необходимо для построения адекватной научной картины, как в области общей теории островных культур, так и в связи с осмыслением взаимосвязей различных этнокультурных процессов. В-третьих, в создании структурной и исторической типологии традиционной музыкальной культуры немцев Поволжья, являющейся островной традицией вторичного формирования. В-четвертых, в выявлении культурных трансформаций волж-ско-немецкого субэтноса на разных уровнях, как способствующих сохранению этнической идентичности, так и отражающих явления конгломеративно-сти, гибридности, мультикультурности.
Осмысление генезиса культурных трансформаций стало необходимым для формирования общей концепции традиционной культуры субэтносов на современном этапе. Различные субэтнические группы, представляющие собой более или менее крупные вкрапления, являются сегодня органичной составляющей любого человеческого сообщества, поэтому понимание результатов системообразования их этно-социокультурной жизни, ясное, научно обоснованное представление о механизмах осуществления их национальных предпочтений с опорой на музыкальные доминанты этнической идентичности необходимы для разработки критериев различения явлений вариативной трансформации этнокультуры и её общей модернизации, прогнозирования и проектирования модернизационных процессов, формирования- общей концепции этно-социокультурного развития островных субэтносов.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование традиционного музыкального наследия волжских немцев во всей совокупности его особенностей раскрывает новые грани этого явления и впервые дает возможность осознания его роли и значения в отечественной культуре. Работа обогащает теорию искусствознания подробной систематизацией знаний об истории и теории народной музыкальной традиции немцев Поволжья, что впервые позволяет ввести ее в общий контекст истории и теории искусства. Теоретически обоснована и выдвинута концепция комплексного изучения народной музыкальной традиции вторичного формирования - традиции, сочетающей типологически разнородные признаки составляющих её народно-песенных традиций. Впервые в отечественной и мировой этномузыколо-гии собраны, систематизированы и подвергнуты осмыслению и теоретической интерпретации явления и факты традиционной волжско-немецкой музыкальной культуры в социально-культурологическом ракурсе поисков национальной идентичности российских немцев и попыток преодоления дискретности российско-немецкого исторического сознания.
Теоретическая ценность состоит в многоуровневом исследовании музыкальной традиционной культуры волжских немцев как конгломеративной мультикультурной системы, с обоснованием своеобразного единства составляющих её компонентов. Основу исследования составляет многоаспектный и полифункциональный подход к феномену традиционного музыкального наследия волжских немцев на базе стилистического компаративного анализа в контексте развития народной культуры субэтнических групп немцев России. Введены новые понятия гибридности и мультикультурализма народно-певческого наследия волжских немцев с презентацией неизвестных фактов периода депортации и последепортационного периода в Поволжье 1941-2010-х гг с опорой на авторские экспедиционные материалы.
Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена применением совокупности научных методов, адекватных проблемам диссертационного исследования, искусствоведческим анализом объекта и предмета исследования, научной доказательностью и объективностью фактологического материала, представленного в диссертации.
На защиту выносятся следующие основные положения и результаты:
• обоснование особенностей национального характера и менталитета волжских немцев как социально-культурной реальности - рассмотрены важнейшие исторические факторы и условия, повлиявшие на специфику их формирования и современного развития;
• обоснование историографических этапов изучения народной музыкальной традиции волжских немцев, соотносимых с историческими периодами развития Российской империи/СССР/РФ, новые подходы к их напол-нению и интерпретации;
• новые подходы и методики выявления генезиса и особенностей волж-ско-немецкого традиционного музыкального наследия в России как оригинального и самобытного этнокультурного феномена, сохранившего органическое родство с народной культурой регионов Южной и Восточной Германии;
• выявление и теоретическое обоснование константных для волжско-не-мецкой этнокультурной традиции цезурированных ритмических музыкальных форм, ямбического типа ритмики в ряде типовых слоговых музыкально-ритмических форм, опирающихся на различные формы силлабического стиха; значительная роль ямбических форм в волжско-немецком песенном наследии как прямое влияние русской песенной волжской традиции; конгломеративно-сти мелодико-многоголосного стиля, соединившего особенности типологически разнородных традиций немецкой и русской национальных культур;
• схемные решения типовых вербальных, стиховых, слогоритмических мелодических, ладовых и многоголосных структур волжско-немецких песен и баллад;
• концепция поиска «музыкальных доминант этнической идентичности» исследуемой* традиции в виде комплексного подхода к анализу музыкальной жанровой системы, ритмических и мелодико-многоголосных структур;
• теоретическое обоснование и практическое подтверждение архивными и авторскими материалами полевых музыкально-этнографических экспедиций этапов становления волжско-немецкой музыкальной традиции;
• современное волжско-немецкое традиционное музыкальное наследие определяется автором как мультикультурная система, в которой наличествует своеобразие единства составляющих её компонентов.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что разработанные теоретические положения; выявленные архивные материалы и записанные в экспедициях новые музыкальные артефакты малоизвестной островной культуры позволили, во-первых, типологически представить основной корпус волж-ско-немецкого песенного наследия; во-вторых, в полной мере отразить жанровую картину музыкального фольклора островной культуры малоизученного субэтноса; в-третьих, глубоко проанализировать и объективно соотнести с выявленным музыкальным материалом его научную интерпретацию; в-четвертых, создать ряд музыкально-фольклорных коллекций и учебных пособий, уже используемых в музыкальных колледжах, высших музыкальных учебных заведениях (консерваториях, академиях, институтах), научных центрах и центрах немецкой культуры России, Украины, Казахстана; в-пятых, создать и внедрить методические рекомендации для функционирования фольклорных немецких ансамблей при возрождении подлинных семейно-бытовых и календарных обрядов и ритуалов российских немцев; в-шестых, создать основу для* лекционных курсов по этнокультуре волжских — шире - российских немцев;
Научные результаты, полученные диссертантом в ходе работы, могут быть также использованы при дальнейшем исследовании данной проблематики, при разработке учебных курсов в вузах, готовящих специалистов по специальностям искусствоведческого' и культурологического циклов. Обращение* к результатам работы и рекомендациям автора может помочь вывести.национальную российско-немецкую'культуру из того глубокого затяжного кризиса, в котором она находится, дать новые творческие ориентиры молодежи, выполнить важнейшие социо-культурологические задачи, стоящие перед обществом, повысить интерес молодого поколения россиян к своим культурным традициям, национальным обычаям, родному языку, глубинным духовным, ценностям, углубить как осознание своей национальной идентичности, ощущение своего менталитета, так и чувства общности народов между собой.
Практическое использование результатов, полученных автором:
• в циклах лекционных занятий в Астраханской государственной консерватории по курсу «Народное музыкальное творчество» (1991-2004);
• во время ведения спецсеминаров по расшифровке и аранжировке народной музыки в Астраханском музыкальном колледже (с 2005 года и по настоящее время);
• при формировании проектов и планов,полевой экспедиционной, научной, издательской и концертно-просветительской деятельности Государственного фольклорного центра «Астраханская песня» (с 2000 года и по настоящее время);
• во время участия в качестве лектора на Международных научно-практических семинарах «Проблемы немецкой культуры» для руководителей центров немецкой культуры в России, Украине и Казахстане, организованных Международным союзом немецкой культуры (г.Москва) при поддержке ряда государственных организаций Германии и России (1995: гг. Омск, Киев, Барнаул, Анапа Краснодарский край, Миасс Челябинской области; 1998: гг. Ижевск, Киев; 2004: г. Москва; 2008: г. Новосибирск);
• во время проведения в качестве научного руководителя, режиссера и лектора Международных научно-практических семинаров «Немецкие народные обряды и праздники в России/Die deutsche Sitte und Braeuche in Russland» для руководителей центров немецкой культуры, а также руководителей немецких художественных коллективов, организованных Международным союзом немецкой* культуры (г. Москва)? при поддержке ряда государственных организаций. Германии и. России * (1999: гг. Оренбург, Ижевск, Самара, пос.Шушенское Красноярского края, Барнаул Алтайского края, Нижний? Тагил Свердловской области; 2000: гг. Сыктывкар Коми, АССР; Кисловодск Ставропольского края, Миасс Челябинской области, Соликамск Пермской области, Ярославль, Архангельск; 2001: г.Москва); во время проведения в качестве режиссера Международных фестивалей немецкой культуры (Поволжье-Омск-1994; Нижний Тагил-1998; Москва-2000; Саратов-2004; Ульяновск-2010);
• во время создания художественных программ фольклорно-этнографи-ческих ансамблей «Капелька/Troepflein» и «Астраханская песня» (с 1992 года по настоящее время).
Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на конференциях профессорско-преподавательского состава Астраханской государственной консерватории, Региональных, Всероссийских и Международных семинарах, конференциях и симпозиумах, в том числе: Международной Российско-Германской конференции «Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге» (МСНК, Анапа, 1994); Международном симпозиуме «Украинско-немецкие музыкальные взаимосвязи в прошлом и современности» (CK Украины, Киев, 1997); Всероссийском научно-практическом сеI минаре «Региональные исследования музыкального фольклора» (Министерство культуры РФ/РАМ имени Гнесиных, Москва, 1997); Международном научном симпозиуме «Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных взаимосвязей» (РФФИ/GTZ/MCHK, Москва, 1998); 16 Международной научной конференции «Музыка не знает границ. Музыкальная народная культура в исследовательском поле между своим и чужшл/Musik kennt keine Grenzen. Musikalische Volkskultur im Spannungsfeld zwischen Eigenem und Fremdem» (Вена, Австрия, 1998); III Конгрессе этнографов и антропологов России «Глобализация этнологии, на, пороге нового тысячелетия» (Москва, 1999); ГУ конференции Сети этнических исследований (INCORE, Северная, Ирландия) «Движение к плюрализму» (Москва, 1999 г.);. Между народной научной конференции «Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре Европы» (г. Сарепта Волгоградской области, 1999); 17 Международной научной конференции «Музыкальные коллекции и собиратели, музыканты и мигранты Musiksammlungen und -sammler, Musikanten und Migranten» (г.Ольденбург, Германия, 2000); XIII Международном научном семинаре «Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи» (Санкт-Петербург, 2002); Международной научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» (ГР-ЦРФ, Москва, 2002); 18 международной конференции «Двадцатый, век в зеркале своих песен / Das 20. Jahrhundert im Spiegel seiner Lieder» (Эрлбах/Фогтланд, Германия, 2002); Международной научно-практической конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» (ГР-ЦРФ, Москва, 2003); Международной научной конференции «Е.В. Гиппиус и его роль в становлении российской этномузыкологии как фундаментальной науки. К 100-летию со дня рождения ученого» (РАМ и ГИИ, Москва, 2003); Международной инструментоведческой конференции к 100-летию Е.В.Гиппиуса (РИИИ, Санкт-Петербург, 2003); Второй Международной научной конференции «Современные вопросы традиционного пения. Речь и пение» (Ви-гры, Польша, 2004); Международной научной конференции ICTM «Музыка и меньшинства»//С7Ж - 3rJ Meeting of the Music and Minorities Study Group(Родж, Хорватия, 2004); XI Международной научной конференции «Российские немцы, в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности» (МСНК, Саратов, 2004); Международной научной конференции «Народная музыкальная культура и электронные средства массовой информации / Musikalische' Volkskulturen und elektronische Medien» (Кельн, Германия, 2004); ПервомВсероссийском конгрессе фольклористов , (ГРЦРФ, Москва, 2006), XXXVI Международной научной конференции «От Чудесного рога к Интернету» / «Vom Wunderhorn zum Internet». Perspektiven des «Volkslied»-Begrijfs und der wissenschaftlichen Edition populärer Lieder» (Фрайбург, Германия, 2006), Четвертой Международной научной конференции ICTM «Музыка и меньшинства»/ ICTM- 4!h Study Group meeting of Mitsic and Minorities (Варна, Болгария, 2006), XXII Европейском семинаре этномузыкологов «ESEM-2006» / The XXII European Seminar in Ethnomusico-logy (ESEM) (Ёкмок, Швеция, 2006), Международной конференции Немецкого общества народоведения «Региональность в музыкальной популярной культуре/ Regionalität in-der musikalischen Populärkultur» (Хахенбург, Германия, 2006), 39 Международной научной конференции ICTM / 39л world conférence of the International Council for Traditional Music, ICTM (Вена, Австрия, 2007), Международной научной конференции «Исторические и современные методы прикладной этномузыкологии» / «HISTORICAL AND EMERGING APPROA CHES», 1. Symposium of the ICTM Study Group «Applied Eth-nomusicology» (Любляна, Словения, 2008), Международной научной конференции «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2008), Международной инструментоведческой конференции «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции и тембра» (Санкт-Петербург, РИИИ, 2008), Втором Всероссийском конгрессе фольклористов (ГРЦРФ, Москва, 2010), Шестой Международной научной конференции ICTM «Музыка и меньшинства»/ 6th symposium of the ICTM Study Group «Music and Minorities» (Ханой, Вьетнам, 2010), Международной конференции Немецкого общества этнографии «Фестивальная культура в области популярной музыка!Festivalkultur im Bereich populärer Musik» (Кельн, Германия,
Исследование выполнялось в рамках очной докторантуры Российского института культурологии (г. Москва, 1995-1998 гг), и приоритетных направлений фундаментальных исследований РАН с получением трех грантов Российского фонда фундаментальных исследований 1996-1999 гг: а) трехгодичный грант № 97-06-80380 в 1996-1999 гг. по разряду научных инициативных проектов - «Сравнительно-исторические и структурно-типологические комплексные исследования музыкального фольклора российских немцев»; б) грант № 98-06-85025 в 1998 г. на проведение международного научного симпозиума «Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных взаимосвязей» (г. Москва, 22-25 мая 1998); в) грант № 99-06-88032 по разряду фольклорно-экспеди-ционной работы в 1999 г. «Организация и проведение фольклорно-этногра-фических экспедиций в немецких селах Поволжья и Сибири».
Работа также дважды поддержана грантами Немецкой службы академического обмена {Deutscher Akademischer Austauschdienst, Бонн, Германия), в результате которых были реализованы индивидуальные исследовательские проекты: «Комплексные структурно-типологические и сравнительно-исторические исследования современной народной музыкальной культуры немцев Поволжья» (1997), «Этническое возрождение немцев Поволжья и их культурная адаптация в современных условиях на территории России и Германии» (2002).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 76 научных работ общим объемом 172,9 п.л., в том числе 9 статей в изданиях по рекомендуемому списку ВАК, 8 книг, из них 3 монографии, 12 публикаций за рубежом (в восьми странах).
Структурами объем работы: состоит из двух томов - основного и приложений. Основной том включает Введение, 6 глав, Заключение, список литературы, из 1024 наименований на русском и иностранных языках, во втором томе в качестве приложений находятся: 9 карт, 34 таблицы, 98 нотных примеров, 105 иллюстраций.
Автор приносит благодарность профессору Б.Б.Ефименковой (1933-1996) за формирование общего научного мировоззрения как. на проблемы, поздних культурных традиций; так и аналитических методов и подходов, а также научному консультанту академику РАЕН проф. И.В:Мациевскому (г.Санкт-Петербург), проф. д-ру М.А.Сапонову (г.Москва), проф.д-ру В.Шестакову (г.Москва), д-ру К.З.Акопяну (г.Москва), взявших на себя труд просмотреть рукопись книги и сделать ряд ценных советов и пожеланий, коллегам по работе и специалистам, принявших участие в обсуждении результатов на научных конференциях различных уровней.
Автор выражает сердечную признательность Администрации Астраханской области за, поддержку музыкально-этнографических исследований народов Поволжья и создание Государственного фольклорного центра «Астраханская песня», инициировавшего ряд культурологических проектов, в том числе и развитие данного исследования, Российскому фонду фундаментальных исследований (Москва, Россия) и Немецкой службе академического обмена (г.Бонн, Германия), при поддержке которых были осуществлены важные этапы этого долгосрочного проекта.
Глубокую благодарность автор выражает руководителям и сотрудникам архивов России, Германии и Австрии, что много лет помогали разыскивать тысячи 'неизвестных песен и баллад: Елизавете Ериной, директору Энгельс-ского архива Саратовской области (Россия), проф., д-ру Максу Маттеру, директору Немецкого архива народной песни (Фрайбург, Германия), проф., д-ру Вернеру Мецгеру, директору Йоханнес-Кюнциг-Института восточноне-мецкой этнографии, д-ру Хансу-Вернеру Реттерату и Готфриду Хабенихту
Фрайбург, Германия), проф. д-ру Вильгельму Шеппингу (Кельн, Германия), д-ру Герману Клементу и д-ру Хорст-Мартину Галло (Мюнхен, Институт Восточной Европы, Германия), д-ру Ортфриду Котциану М.А., директору Дома немцев Востока (Мюнхен, Германия), д-ру Ларсу-Кристиану Коху, д-ру Сусанне Циглер и д-ру Альберту Видману (Фонограммархив, Берлин, Германия), проф., д-ру Вильфриду Шабусу, д-ру Дитриху Шюллеру и д-ру Эльжбе-те Троян (Фонограммархив, Австрийская академия наук, Вена, Австрия).
Только постоянное сотрудничество с зарубежными коллегами научных институтов гг.Кельн, Бонн, Мюнхен, Фрайбург/Брайзгау, Аугсбург, Берлин, Бамберг (Германия), Вена (Австрия) и возможность пользоваться их профессиональными советами и консультациями помогло продвинуть данную работу к завершению, за что автор выражает самую глубокую благодарность проф. д-ру Отто Хольцапфелю (Фрайбург), проф. д-ру Гюнтеру Нолю, проф. д-ру Райнхардту Шнайдеру, д-ру Гизеле Пробст-Эффа и д-ру Астрид Раймас (Кельн), д-ру Александру Швабу (Бонн), проф.д-ру Марианне Брёкер (Бамберг), д-ру Юргену Диттмару, д-ру Хартмуту Брауну, д-ру Виганду Штифу, д-ру Линде-Беру (Фрайбург), Вольфгангу Майеру (Мюнхен), д-ру Хельге Тиль (Вена, Австрия).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Донская казачья песня в историческом развитии2005 год, доктор искусствоведения Рудиченко, Татьяна Семеновна
Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования2008 год, кандидат искусствоведения Жиганова, Светлана Александровна
Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона2004 год, кандидат искусствоведения Карташова, Татьяна Александровна
Языковые особенности "островного" песенного фольклора немецких колонистов в России: по материалам "Архива немецкой народной песни в Ленинграде" В.М. Жирмунского2008 год, кандидат филологических наук Пузейкина, Лариса Николаевна
Народные распевы пасхального тропаря "Христос воскресе" в традициях Верхнего Поднепровья2009 год, кандидат искусствоведения Подрезова, Светлана Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Шишкина, Елена Михайловна
Основные выводы исследования'.
1. Волжские немцы, их поселения на территории России в сложном полиэтническом регионе Поволжья, их культурная и экономическая жизнь на протяжении последних 240 лет являются одной из ярчайших страниц в культурном диалоге «Германия - Россия», дав свой своеобразный самобытный вариант, пусть и недостаточно изученный, не во всех деталях осознанный и не до конца оценённый в настоящее время. Ведь волжские немцы, как и представители других субэтнических групп на территории бывшей Российской царской империи, стали посредниками между западноевропейской и русской культурой и, работая в России и на благо России, они являются созидателями и носителями новых духовных ценностей, отождествляя свою судьбу с судьбой своей новой родины. И если волна реэмиграции 1990-х годов заставила задуматься о будущей судьбе российских немцев и их культурного наследия, то результаты Всероссийской переписи 2002 года показали, что 600 тысяч российских немцев по-прежнему считают своей Родиной именно Россию и связывают с этой страной своё будущее, а значит, и свои культурные традиции.
2. Менталитет волжских немцев был выработан как особая социально-культурная реальность в тесной взаимосвязи с постоянно изменяющимися историческими факторами и условиями, повлиявшими на специфику их формирования, начиная с конца XVIII в. Помимо таких типичных черт немецкого национального характера, как трудолюбие, лояльность, дружелюбие, честность, храбрость, религиозность, - волжские немцы смогли обнаружить пластичность и способность к адаптации в новом для себя ландшафте и климате, в особых географических, хозяйственных и исторических условиях. Представители субэтнической группы «волжские немцы» ощущают глубокое чувство этно-принадлежности именно к России и к Волге, которое неоднократно возникало и ярко проявлялось на всем протяжении их исторического развития. Как приобщение немецких переселенцев к русской культуре, так и их стремление сохранить свою самобытность явилось важным фактором культурной жизни России на протяжении нескольких столетий.
3.Проведенный историографический анализ музыкального теорети-че-ского наследия как научной системы, наследия, накопленного мировой этно-музыкологией за 200 лет (с начала XIX - до начала XXI в.), раскрыл основную проблематику исследований по осмыслению сущностных характеристик традиционного музыкального наследия волжских немцев, систематизировал и осмыслил этапы изучения музыкальной традиции. Первый этап (начало XIX в. - до 1917) - эмпирический, начало собирательства немецких песен и обрядов в Российской империи, появление первых публикаций по Югу России и Поволжью; второй этап (1917-1941)- начало научного осмысления народно-певческого и инструментального наследия волжских немцев, подчинение собирательской деятельности целям и задачам научных исследований, открытие богатства и многообразия народных песен российских немцев как оригинальной островной культуры в разных регионах России; третий этап (1945-1989) - резкое сужение интереса в СССР к волжско-немецкому фольклору, перенос эмпирических исследований традиционной культуры немецких поселений в регионы Казахстана и Сибири, развитие теоретических взглядов за рубежом; четвертый этап (1989 — начало XXI в.) - возвращение к эмпирическим и теоретическим исследованиям в России, но исключительно истори-ко-этнографической направленности; смена приоритетов в Германии: завершение исследований национальной культуры российских немцев, организация центров по изучению проблем интеграции и адаптации реэмигрантов на территории метрополии.
4. Вводится определение «субэтнической доминанты» как части системы, сохраняющей этническое тождество субэтнической группы народа-мигранта. В качестве субэтнических доминант, или-доминант этнической идентичности, устанавливаются те виды национальной культуры в вербальной, музыкальной, художественной или иной формах, которые повлияли на фоормиро-вание важных этапов исторического развития духовной и материальной культуры этноса / субэтнической группы.
5. Концепция поиска музыкальных доминант этнической идентичности рассматривается в виде комплексного подхода к анализу музыкальной жанровой системы, поэтических текстов и сюжетов, стиховых, ритмических и мелодико-многоголосных структур. В результате исследования в качестве музыкальных доминант этнической идентичности волжско-немецкой традиции автором определены, во-первых, следующие жанры: Balladen / баллады, Geistliche Lieder / духовные песнопения, Liebes- Abschiedslieder ¡ любовно-лирические песни, Heimatlieder / песни о родине, Kolonistenlieder / колонистские песни, Scherz-Spottlieder / шуточные, Schnaderhuepfel / частушки; во-вторых, четырнадцать типовых ритмических структур; в-третьих, типовой мело-дико-многоголосный стиль, включающий в себя ленточное многоголосие, се-кундо-квартовость на разных уровнях песенного массива.
6. Жанр волжско-немецкой Ballade /баллады в целостном виде сохраняется в России на протяжении всех исследуемых периодов в активной памяти как солистов, так и певческих групп. Жанр баллады, по мнению автора, - один из важнейших этнокультурных признаков национальной идентичности субэтноса, центральный компонент жанровой системы волжских немцев и одна из субэтнических доминант волжско-немецкой диаспоры, что базируется на распространенности и типичности жанра баллады для немецкоязычной культуры: в Германии по публикациям насчитывается 252 типовых балладных жета, 48 из которых сохраняются сегодня в России в живой традиции ром записано 67 музыкальных текстов в 1992-2008 годах).
7. Жанр Geistliche Lieder / духовные песнопения - эпические, лирико-эц^^ ческие или чисто лирические песни религиозного содержания - специфика: ский сакрально-художественный комплекс, являющийся результатом длительного глубинного духовного поиска волжских немцев. Презентативнос-^^ жанра составляет 11% от общего количества волжско-немецких песен ром записано 102 музыкальных текста этого жанра в 1992-2008 годах). Geistliche Lieder / духовные песнопения определён одной из музыкальных нических доминант волжских немцев, играет важную роль в репертуар ^ современных певческих групп волжских немцев и сохраняет в настояхсд^^ время сюжеты и поэтические тексты средневековых легенд и псалмов, тхр^ надлежащих VII - XVI вв.: песни-легенды о святых Одиллии, Марии, Ека~г>е рине. Анализ стиха, слогоритма, мелодики и типа многоголосия показал, из всех жанров именно духовные песнопения более всего до сего дня СОХра няют зависимость от полученного традиционного наследия Германия: ка-х«0 лических песнопений и протестантского хорала, а проявления в нем пл^а тивности - одна из изначальных культурных трансформаций жанра с Ha^ajla XIX в.
8. Константными для волжско-немецкой музыкально-ритмической thjj0 логии определены: 1) основополагающая роль цезурированных ритмическое форм с постоянным музыкальным временем; 2) ямбический тип ритмику в ряде типовых слоговых музыкально-ритмических форм, опирающихся tT
На различные формы силлабического стиха; 3) постоянное музыкальное вре^я количестве 12-ти единиц в одной строке, взаимосвязанное с ямбическцд1и версиями ритмических форм; 4) значительная роль ямбических форм в Вод^ ско-немецком песенном наследии как прямое влияние русской песец^1о^ волжской традиции (через развитие мелодики); 5) типизированность выде ленных ритмических структур для немецкого певческого наследия в целом, отражающая сохранность волжскими немцами своего традиционного наследия.
9. Становление и развитие волжско-немецкой музыкальной традиции проходило в четыре этапа: первый этап (1774-1874), второй этап (1874-1941), третий этап (1941-1989), четвертый (1989 - по настоящее время).
10. ля первого этапа становления и развития волжско-немецкой музыкальной традиции (1774:1874) характерны, во-первых, сохранение и смешение в различных конфигурациях народной музыкальной культуры Гессена, Вюртемберга, Рейнской области, Пруссии, Северной Германии, Эльзаса, Баварии, Бадена, Саксонии; во-вторых, обособление традиционной музыкальной культуры по конфессиональным признакам; в-третьих, полноценное сохранение обрядовой культуры; в-четвертых, начало восприятия новых музыкальных ритмов, ладов, мелодий и начало внутренней реконструкции традиционного музыкального наследия под воздействием иноэтнической среды; в-пятых, редукция части традиционного музыкального наследия, наиболее далекого от новой этнокультурной среды; в-шестых, создание нового жанра Kolonistenlieder / колонистская песня с использованием традицион-ных напевов; в-седьмых, сохранение в певческом массиве особенностей виртуозного мужского одноголосного пения и ленточного многоголосия протестантских хоралов.
11. Второму этапу становления и развития волжско-немецкой музыкальной традиции (1874-1941) присуще, во-первых, полноценное функционирование всей народной музыкальной жанровой системы, но уход после 1930 года жанра Geistliche Lieder / духовные песнопения в подпольное латентное состояние; во-вторых, начало смешения музыкального материала: восприятие и заимствование новых иноэтнических целостных мелодий, использование их в основном в жанрах Kolonistenlieder / колонистские песни и Liebes-Abschied-slieder / любовно-лирические песни; в-третьих, создание «макаронических стихов», отражающих влияние чуждых инокультурных систем; в-четвертьго^-^ постепенное включение женщин в сферу музыкального функционирован^^-^^ народной музыкальной системы; в-пятых, появление хоровых ансамбле светской тематики; в-шестых1, отражение в многоголосии хоровых ансамбл« светской тематики особенностей виртуозного мужского стиля.
12. Третьему этапу становления и развития волжско-немецкой муз^. кальной традиции (1941-1989) свойственны, во-первых, редукция наро^.^ но-музыкальной жанровой системы, забвение, прежде всего, тех образггс^^ что непосредственно отражали национальную культуру и менталитет нету!^^^ Германии; во-вторых, при сохранении многоголосия происходит постепец^-0 ^ изменение МеЛОДИКО-МНОГОГОЛОСНОГО СТИЛЯ ПОД влиянием Другой культурной и музыкальной среды; в-третьих, постепенное тендерное замец^-^ ние женщинами при функционировании традиционного музыкального нас^^ дия, и соответствующая коррекция в жанрах, образах, тематике, сюжех^ вплоть до редукции, в частности, уход песен таких жанров, как 8оЫа1еп1ге:<^е
I солдатские, Kriegslieder / песни войны, Standlieder / сословные; в-четвер-д^^ проявление всё большего контраста между репертуарами и мелодико-мцог>0 голосным стилем религиозных ансамблей и сохранившихся светских Хор0 вых ансамблей; в-пятых, редукция обрядовой музыкальной культуры и в^л^ чение в волжско-немецкую обрядность региональных и национальных: осо бенностей этнокультурной среды Сибири, Казахстана, Киргизии, Орецб^г» жья, Урала.
13. Специфика четвертого этапа становления волжско-немецкой ЛсуЗЬ1 кальной традиции (1989 - по настоящее время): во-первых, сохраняется ническое родство с традиционными песенными и обрядовыми традиция^ Южной и Восточной Германии (Гессен, Вюртемберг, Рейнская область)- Во вторых, культурная традиция немцев Поволжья осмыслена в качестве ор11ГР1 нального и самобытного этнокультурного феномена, в котором сохраняются особенности зрелого волжско-немецкого певческого стиля начала XX в и проявляются^ взаимовлияния музыкальных стилей других субэтнических групп немцев Украины, Кавказа, Сибири; в-третьих, характеризуется тендерным смещением, орнаментальный мужской стиль пения в начале XXI в. полностью редуцирован, его особенности сохраняются И1 видоизменяются в сольных и многоголосных женских версиях конца XX в.; в-четвертых, обнаруживаются существенные интегративные связи с обрядами и мелодико-многого-лосным стилем русских Среднего и Нижнего Поволжья, формируется целый ряд гибридных форм, включающих в себя как музыкальные особенности немецкой национальной культуры, так и волжского русского песенного стиля, с присущими только ему музыкально-ритмическими, ладовыми и многоголосными конструкциями, в-пятых, гибридность и мультикультурность традиции проявляется и в традиционных обрядах, где сочетание немецкого начала с русским, украинским, а также финноугорским и тюркским фиксировалось ещё до депортации, в-шестых, на уровне традиционной музыкальной культуры начинают проявляться признаки конфессиональной дивергенции; в-седьмых, выявлено ускорение процесса редукции музыкальной жанровой системы, в частности, уход жанров Kolonistenlieder / колонистская песня, Клпдег-lieder / детские песни, Hochzeitslieder / свадебные песни, Brautlieder / песни невесты; в-восьмых, сохранение части традиционного певческого наследия у репатриантов 1970-2000-х годов в Германии; в-девятых, отмечается редукция и взаимовлияния с современными певческими стилями профессиональной музыки и масс-культуры в России и Германии.
14. Современное волжско-немецкое традиционное музыкальное наследие определяется как конгломеративная система, в которой наличествует своеобразие единства составляющих её компонентов, - в качестве главных, типовых для культуры субэтноса рассматриваются не только и не столько отдельные формы и типы, сколько их «набор» и соотношение в традиции. Это соотношение различных компонентов, музыкально-ритмических и мелодических типов является специфическим, и обуславливает особенности традиции;
15. Сведения о музыкальной традиционной? культуре волжских немцев в 1 . . ■ * • ■ • ■ ■ ■ 1 России с 1930'года перестали быть достоянием мировой науки, а после 19403 года, музыкально-этнографические'исследования; были прекращены и в России: Волжско-немецкое традиционное музыкальное наследие, прежде всего именно как певческое наследие, в настоящее время не осознано как; выдающееся явление мировой культуры, сохранившее уникальный' синтезтрадициш средневековой Германии и России последних столетий; и принявшее за основу колоритные формы поволжского региона. Изначально сформированное на эстетических, принципах Европы и на базе европейского музыкального языка, сумев переработать и то и другое изнутри; оставшись типологически^ близким как культуре метрополии; так и России, это наследие ещё ждет своего признания;
16. Перспективными! представляются следующие направления дальнейшего изучения феномена традиционного музыкального наследия!немцев России: проблемы межэтнических взаимосвязей и специфика этнокультурной идентичности островных групп в аспектах артикуляции' и тембра; характер восприятия традиционной народной эстетики и аксиологии музыки, специфика передача; традиции, тендерные аспекты становления и эволюции музыкальных традиций, сопоставление исследуемого материала с другими островными культурами России и Евразии с выявлением музыкальных субэтнических доминант, построение теории традиционной^музыки островных культур с привлечением данных когнитивной психологии и музыкознания. г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации было рассмотрено волжско-немецкое традицонное музыкальное наследие как в синхроническом срезе (раскрывающем ее актуальное состояние), так и в диахроническом-(репрезентирующим эволюционные процессы). В связи с изучением традиции в диахроническом срезе был важен метод реконструкции, основанный на последовательном рассмотрении объекта от поверхностных, с точки зрения исторической перспективы, пластов культуры к более архаичным. Он позволил как обнаружить версии типовых напевов, так и проследить этапы формирования уникальной островной певческой традиции, просмотреть узловые моменты сложного процесса ее развития, изменений и трансформаций.
Представленное исследование основано на комплексном подходе, разно-стадиальность исторического материала и обращение к разным типам источников обусловили избирательность методов исследования, что позволило всесторонне рассмотреть традиционное музыкальное наследие волжских немцев, определить его специфические и универсальные качества.
В течение всего XX века перед общественно-политической и культурной элитой российских немцев остро стояли проблемы, касающиеся состояния и содержания традиционной культуры, определения потенциальных возможностей её сохранения и воспроизводства, а также вопросы, связанные с формулировкой и практической реализацией основных задач культурного развития. К началу XXI века эти вопросы не только не утратили актуальности, но и стали ещё более животрепещущими в связи с тем, что Россия начала переходить к новому этапу своего исторического развития.
Важнейший и неизученный на сегодня фактор - поведение национальных и этнических групп России как социальных систем. Регион Поволжья все энергичнее втягивается в проблемы межэтнических отношений и конфликтов, становясь зоной притока вынужденных мигрантов, беженцев. Исследования в этих условиях особенностей традиционной культуры и понятий этнической идентичности, как типа социального процесса, в котором понятия культурных различий заданы социальным контекстом, становятся все более актуальными и необходимыми.
В местах компактного расселения, где сегодня проживают примерно 200 тыс. этнических немцев и членов их семей (т.е. около трети всего немецкого населения России), существует ясно выраженное стремление к сохранению в сфере обыденного общения и производственной деятельности наряду с русским языком родного немецкого языка, а также обрядов и обычаев, традиционных форм хозяйствования и т.д. Двуязычие (родной русский, родной немецкий) служит здесь образовательной нормой для целого ряда территориальных общностей немцев, а также для немецких средств массовой информации, что, безусловно, является прогрессивным фактором национального развития и соответствует перспективным общероссийским тенденциям.
При этом известные негативные изменения в демографической ситуации, связанные с резким сокращением в 1980-90-е годы количества этнических немцев в России в результате выезда их в Германию и с достаточно устойчивыми ассимиляционными процессами, не оказывают определяющего воздействия на стремление российских немцев, в том числе молодежи, к культурной идентификации. Вполне ощутимо, хотя и медленно, идет процесс восстановления конфессиональных основ культуры российских немцев, что также свидетельствует о росте национального самосознания в их среде.
В настоящее время российские немцы по-прежнему находятся в состоянии так называемого «культурного шока», т.е. духовного кризиса, характеризующегося потерей на определенное время веры народа в возможность и необходимость своего культурного возрождения. Отрицательное воздействие «культурного шока» проявляется и в том, что он разобщает этнос, формирует в среде его представителей равнодушие или даже пренебрежение к своей этнической культуре и тем самым препятствует процессу её возрождения.
Состояние «культурного шока» оказалось для российских немцев более продолжительным и глубоким по своему разрушительному воздействию, чем для других российских народов, т.к. немецкая этническая культура в течение всего XX века подвергалась перманентной ломке: в период первой мировой войны, в годы социальной революции, во время репрессий и запретов на этническую самостоятельность и, наконец, в 1990-е годы, когда этнос в результате массового отъезда его представителей в Германию оказался фактически разделенным народом.
Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Шишкина, Елена Михайловна, 2011 год
1. ЛИТЕРАТУРЫ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
2. Айсфельд А., В.Бруль. Депортация// Немцы России. Энциклопедия. Т.1. М.: «ЭРН», 1999. - С.696-703;
3. Алферова И.В. Государственная политика в отношении депортированных народов (конец 30-х 50-е годы). Автореф дисс. канд. историч. наук. - М. - 1998;
4. Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец XVTII -начало XX вв.): Пособие с практическими рекомендациями. — Пермь: Звезда, 2000. 127 с.;
5. Байбурин А.К. К ареальному изучению русского свадебного обряда //Ареальные исследования в музыкознании и этнографии: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Бородина. Л.: Наука, 1977. - С. 92-96;
6. Балашов Д.М. Народные баллады. Библиотека поэта. Большая серия. -2-е изд. М.- Л.: Наука, 1963. 205 е.;
7. Барбашина Э.Р. О проблемах исследования культуры и образования российских немцев // Российские немцы. Проблемы культуры и образования. По материалам научно-практического семинара. Новосибирск. 1996. - С.7-19;
8. Барбашина Э.Р. Региональные этносоциологические исследования: Методологические предпосылки организации и координации //
9. Российские; немцы;. Проблемы истории^ языка и современного: положения. М.: Готика, 1996. - С. 485 - 493; 493 - 509;
10. Бауэр В.А., Иларионова Т.С. Российские немцы: право на надежду.- К истории национального движения народа (1955-1993). М.: Республика, 1995;
11. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова B.A., 2005. - 288 е.;
12. Беккер Г. Свадебный обряд советских немцев: Опыт музыкально-исторического исследования. Дипломная работа. - Хабаровск: Дальневосточный институт искусств, 1987.- 101 е.;
13. Беляева Н. О мелодиях немецких народных песен//Немецкая народная песня / Deutsche Volkslieder: Сборник. Сост. A.A. Гугнин. М.: Радуга, 1983:-С.375-405;
14. Бобылева С.И. Восточная Пруссия и переселение немцев в Россию в XVII-XIX в.: Общее и специфическое в проблемах миграции // Восточная Пруссия: История и современность. Калининград, 1992.1. С. 72-83;
15. Богословский П. С. К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов // Оттиск из Пермского краеведческого сборника. — Вып.III: — Пермь: Издание кружка по изучению Северного края при Пермском Университете, 1927. 64 е.;
16. Бугай Н.Ф. Иосиф Сталин Лаврентию Берии: «Их. надо депортировать.»: Документы; факты, коммент. / Вступ. ст., сост., послесл. Н;Ф: Бугаш - Ш, 1992. - 288 с:;
17. Вашкау Н.Э. Немцы и русские в зеркале социологического исследования // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. -Вып.1: История, теория, культура. Саратов: Слово, 1993. С. 190-195;
18. Вашкау Н.Э. Немцы в России: история и судьба. Волгоград, 1994:
19. Вашкау Н.Э., Алексеева Е А Российские немцы в трудармии // Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. М-. - 1997. - С. 56-63;
20. Вашкау Н.Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования; 1764-1941 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук. Саратов,.1998. - 38 е.;
21. Вашкау Н.Э. Современная российская и зарубежная историография о депортации народов в годы Великой отечественной.войны. Сообщение Западносибирского центра германских исследований в Интернете. 2004. 3 е.;
22. Вейлерт JL Песенный фольклор немцев Казахстана // Народная музыка в Казахстане. Алма-Ата: Казахстан, 1967. - С. 235-242;
23. Велицын A.A. Иностранная колонизация в России // Русский Вестник, 1889.-№№1-3,6;
24. Велицын A.A. Немцы в России: Очерки исторического развития и настоящего» положения немецких колоний на юге и востоке России. -СПб, 1893.- 282 е.;
25. Вернер A.B. Из истории общественных евангелических учреждений в Петербурге // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. -М.: Готика, 1996. С. 347-355;
26. Виндгольц И.П. Проблема певческой группы: Аспекты и методы изучения // Русский фольклор: Полевые исследования. Т.23. - М.: АН, 1985.-С. 110-118;34.35,36,37,38,39
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.