Образование в духовной культуре Китая: Философско-антропологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Шаренкова, Татьяна Аркадьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 129
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шаренкова, Татьяна Аркадьевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Философские основы образования в условиях глобализации
L2. . Анализ методологии исследования образования „
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР
2.1. Ценности традиционализма как основа формирования личности в системе образования КНР
2.2. Характеристики образовательного процесса в КНР в условиях глобализации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Культурная трансформация системы китайского образования в условиях глобализации2006 год, кандидат философских наук Цуй Хунхай
Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая2011 год, кандидат философских наук Ци Минянь
Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития2004 год, кандидат философских наук Юйшина, Елена Александровна
Политическая культура Китая: традиции и современность2002 год, доктор философских наук Абрамова, Наталья Андреевна
Роль гуманитарных ценностей конфуцианства в развитии духовной культуры современного студенчества: на материале вузов Внутренней Монголии КНР2009 год, кандидат культурологии Цзинь Синьсинь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование в духовной культуре Китая: Философско-антропологический аспект»
Актуальность темы исследования Одним из определяющих процессов современного развития является противоречивый процесс глобализации, который воздействует на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Несмотря на позитивные стороны, глобализация заключает в себе и негативные тенденции, которые вызывают деструктивные изменения общественного и индивидуального сознания. Главная опасность состоит в том, что при этом затрагиваются основы национальной культуры. Человек начинает ориентироваться преимущественно на достижения материального благополучия, его высшие духовные ценности в определенной степени детерминируются или подменяются ценностями, далекими по своей сути от традиционных национальных ценностей. Происходят радикальные перемены и в области этики, отмечается релятивизация этических ценностей и их определенная деградация.
Выход из сложившейся ситуации многие современные зарубежные и отечественные ученые видят в формировании новых антропологических ценностей и, в этой связи, в углубленном-обращении к сфере национального образования, которое в современном мире рассматривается как ключ к решению глобальных нравственных проблем, стоящих перед человечеством. Поиск новых путей выхода из наметившегося духовного кризиса заставляет ученых обратиться к философской культуре Китая, богатой духовными традициями и их ценностному потенциалу.
Китайская культура глубоко антропологична по своему содержанию. Центральной проблемой национальных китайских философско-антропологических учений - конфуцианства, даосизма всегда являлся вопрос о природе человека и его месте в мире. Каждое из этих учений, разрабатывая проблематику человека, сформировало систему ценностей, которую китайский народ сумел пронести через многие века своей сложной истории без существенных потерь.
Возрастающее духовное влияние Китая активизирует обсуждение роли китайской философской культуры в мировых процессах, вызывая потребность осознания и всестороннего изучения результатов его социокультурного развития.
В условиях дегуманизации и деантропологизации глобализирующихся обществ, духовность и гуманность - основополагающие традиционные категории философских учений Китая, в частности конфуцианства, являют собой цель созидания и самосозидания человеческой природы. Актуализация духовности и гуманности в современном образовательном процессе и системе формирования личности представляют особый научный интерес.
Исследование наличия феномена духовных традиций, способствующих воспитанию гуманного и образованного человека, предстает в условиях глобализации как актуальная потребность, значимая в личностном и социальном отношениях.
Вышеназванные обстоятельства предопределили необходимость специального исследования специфических характеристик образовательного процесса в духовной культуре Китая с позиций позитивного потенциала традиционализма. Недостаточный исследовательский уровень философско-антропологического осмысления влияния духовных традиций на формирование личности в образовательном процессе в современной практике КНР актуализирует и обусловливает необходимость теоретико-философского обоснования феномена духовной традиции в ее непосредственной связи с образованием и воспитанием человека в условиях глобализирующегося развития.
Современные разработки проблематики образования в философском контексте актуализируют исследование тенденций в философии образования: фундаментализацию, регионализацию, гуманизацию. Данное диссертационное исследование целенаправленно конкретизирует последнюю в системе современного образования в КНР.
Степень научной разработанности проблемы Проблемы детерминации образования в контексте глобализации рассматривают многие ученые. Отмечая огромную роль глобализации в современном мире, отечественные и зарубежные исследователи признают ее противоречивость и отмечают негативное влияние на социальную и духовную сферу, в частности на образование. Проблематика образования в условиях глобализации отражена в работах, Н.Е. Боревской, Ф.К. Кессиди, J1.H. Клепацкого, П.В. Кургузова, B.JT. Кургузова, А.С. Панарина, А.И. Салицкого1.
Проблематика негативных тенденций глобализации в человеческом измерении как дегуманизация общества и отчуждения человека представлена в трудах отечественных исследователей Г.Г. Дилигенского, B.C. Дробышевского, Н.П. Романовой, Е.А. Юйшиной, Ю.В. Яковца и др."
Китайские ученые также придают данной проблеме особое значение, видя в глобализации угрозу духовным национальным ценностям. В связи с этим проблематика широко представлена в трудах Цзинь Цзиня, Дин Яфэя, Тао Фуюаня, Лю Шусяня, Ван Мэна.3
1 Кургузов В.Л., Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы. - Улан-Удэ, 1997; Салицкий А.И. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран / А.И. Салицкий // Мировая экономика и международные отношения,- 2002. - №2; Панарин А.С., Искушение глобализмом /
А.С. Панарин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002; Кессиди Ф. К. Глобализация и культурная идентичность / Ф.К.
Кессиди // Вопросы философии.- 2003.-№1; Клепашшй Л.Н. Глобализация и национальные интересы / Л.Н. Клепацкий // Международная жизнь. - 2000. - №1; Боревская Н.Е. Китайская модель образования в азиатском контексте // Педагогика. - №3, 1997; Кургузов П.В. Традиционная культура и образование как фактор сдерживания негативного влияния глобализации // Образование и глобализация: материалы Байкальскрй международной конференции. - 4.2. - Улан-Удэ, 2004. - С. 203 - 206.
2 Дробышевский B.C., Романова Н.П. Одиночество: введение в проблему / B.C. Дробышевский, Н.П, ' Романова - М., 2003; Дилигенский Г.Г. Глобализация в человеческом измерении / Г.Г. Дилигенский //
Мировая экономика и международные отношения.- 2002; Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец - M., 2001; Юйшина Е.А., Абрамова Н.А. Конфуцианский рационализм как * духовный ресурс цивилизационного развития. — Чита, 2005.
3 Цзинь Цзин. Цзинцзи чуаньчиухуа ши ба «ханьгуан линлиндэ шуачень цзень» / Чжунго вэньти баогао: синь шицзе чжунго мяньлинь яньцзень тяочжань («Холодный свет обоюдоострого меча» экономической глобализации / Сборник статей о Китае) - Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2000; Дин Яфэй, Тао Фуюань. Цзинцзи цюаньцюхуа юй Чжунго сяндайхуа (Экономическая глобализация и китайская модернизация). - Чжэсюэ яньцзю,2002. - №1; Ван Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы. Пер. с кит. С. Торопцева // Проблемы Дальнего Востока,- 2004. - №2.
Образование как философская проблема впервые была сформулирована в классических трудах Платона, Аристотеля, М. Монтеня,. Я. Коменского, Песталоцци.1
Идея гуманистического образования личности и ее самосознания прослеживается у представителей немецкой философии Г. Гегеля, И. Гербарта, А. Дистервега, И. Канта.
В работах В.П. Бедерхановой, П.Б. Бондарева, В.П. Муравьева осуществляется философский анализ измерения человека в образовательном процессе.
Ценностный аспект в контексте формирования личности в современных условиях рассматривается в трудах Н.С. Розова, К.Г. Эрдынеевой2.
Осмысление комплекса проблем собственно образования в последние годы получило освещение в социально-философских, педагогических, психологических работах различных авторов: А.П. Валицкой, Ю.М. Лотмана, Е.О. Опариной, М.Ю. Швецова3.
Культуротворческая переориентация образования освещена в исследованиях Л.П. Буевой, Т.И. Голубевой, Л.В. Мантатовой, В.Я. Нечаева.4
Диалогизм культур, который можно рассматривать как фактор развития современного образования отражен в трудах Н.А. Абрамовой, В.И. Кудашова, М.Н. Фоминой.1
1 Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести / Сост. и отв. ред. Г.Б, Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003; Монтень М. Избранное / Сост. вступ. ст., коммент. С.Д. Артамонова. - M.: Сов. Россия, 1988,-416с.; Коменский Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. - М., 1982; Песталоцци И. - Г. О народном образовании и индустрии // Избранные "педагогические сочинения. В 2-х томах / Под. ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М., 1981.
2 Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). - М.: Исследовательский центр поблеем качества подготовки специалистов, 1993; Эрдынеева К.Г., Батоциренов В.Б., Козлова Ю.А. Становление системы ценностей молодежи России и Китая // Наука и современное общество. - 2003 - №1.
3 Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. - 1997. - № 3; Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Semiotike. - Тарту, 1971 -№6; Опарина Е.О. Концептуальная метафора / О.Е. Опарина // Метафора в языке и тексте. - М.: наука, 1988;. Швецов М.Ю. Формирование философской культуры личности в процессе прфессиональной подготовки (философско-мировоззренчесский аспект) // Вестник ЧитГУ. - №26. - Чита, 2002.
4 Нечаев В.Я. Социология образования: курс лекций. 4.1. - М.: ЦСО РАО, 1998; Образование в условиях формирования нового типа культуры. Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 года,- СПб.: СПбГУП, 2003; Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: Сборник научных статей.- М.: Новое тысячелетие, 1996; Мантатова Л.В. Концепция устойчивого развития: основные принципы и сравнительные преимущества (I XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2001.
Осмысление становления новой образовательной парадигмы в современных условиях представлено в концепции Ю.В. Абрамова, В.А. Балханова, Л.Г. Сандаковой «Философия образования»: фундаментализация, гуманизация, регионализм» , а также в трудах А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, А.Е.Лоскутовой, А.А. Пинского, Н.С. Розова, Х.Г. Тхагапсоева, П.Г. Щедровицкого, Г.Н. Филонова и др.
Активное выделение проблем образования в качестве специального предмета философских исследований заметно в работах отечественных и зарубежных ученых7, в том числе и китайских исследователей4.
В свете становления философии образования, разрабатывая методологическую проблематику, российские5 и китайские теоретики делают акцент на философском обосновании новой методологии исследования образования. Так, исследователи Чжэ Хунчи, Чжан Байшэн, Ли Юнван, Гу Минюань, Сунь Липин, Чи Син, И Баоюань, Пин Цзецзюнь, Гэ Хунбин, Хао Кэмин, Тань Сунхуа и другие выдвигают на первый план выработку новых концептуальных, методологических и аксиологических подходов к
1 Кудашов В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи. Автореферат докторской дис-ции - Иркутск, 1999; Фомина М.Н. Философия культуры: онтологический диалогизм. - Чита, 1999; Абрамова Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие - Чита, 1998.
2 Абрамов Ю.Ф., Балханов В.А., Сандакова Л.Г. «Философия образования»: фундаментализация, гуманизация, регионализм. - (4.1) - Иркутск: ИГУ, 2005.
3 Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-методологическая проблематика философии образования // Инновационная деятельность в образовании. Красноярск, 1995; Яскевич Я.С. Философия в вопросах и ответах. Изд-во: Мн: Новое знание, 2003; Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.,1993; Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М., 1999; Таланов В.М. Человек, культура и образование в эпоху кризисов (В поисках Пути, Жизни, Счастья). VI Академические чтения «Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития»,- Новочеркасск: ЮРГТУ, 2000; Broaded S.T. The lost and Found Generation: Cohort succession in Chinese higher education // Austral. J. Of Chinese Affairs / - Canberra. 1990.-Vol.23. - №1. - P. 87.; Goldman M. The Intellectuals in the Deng Xiaoping Era // State and Society in China/Boulder: Westveiw Press. - 1992. - P. 193-219.
4 Чжан LUaoxya. Мысли о проблеме человеческой цивилизации // Проблемы Дальнего Востока,- 2000.- №2; Цзя Хуа. Цзяоюй ды чжэсюэ вэньти (Философские проблемы образования) // Цзяоюйсюэ (Образование).-2005. - №5; Ли Синфу, Ли Чанвэй. Шицзянь чжэсюэ шие чжун ды Чжунго цзяоюйсюэ (Китайское образование в поле практической философии) // Цзяоюйсюэ (Образование). - 2002. - №2; Чжан Тяньбяо. Шилунь лицзе ды цзяоюй гожэньгуань (Концепция понимающего образования) // Цзяоюйсюэ (Образование). - 2002. - №3 - Кит. яз.
5 Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. M., 1993; Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований,- М.,1986; Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика,- М.: ИЦ «Академия», 2001; Степашко Л.А. Философия и история образования: уч. пособие / Степашко Л.А., Академия пед. и соц. наук (Москва), Московский психол,- соц. инст-т; Академия пед. и соц. наук, Моск. Психол.-соц. инст-т , 1999; Климентьев В.Е. Образование как предмет познания,- http:// wklim.narod.ru; Аверьянов A.H. Системное познание мира,- М.: Политиздат, 1985 анализу образовательного процесса. Однако, по мнению самих китайских ученых, методологические и понятийные характеристики отличаются недостаточной степенью разработанности и требуют дальнейшего осмысления.
Объектом процесса образования является личность. В традиционном русле проблема формирования личности в системе образования нашла свое выражение в национальных учениях Китая.
Китайские философы, начиная с III века до н.э. и до наших дней -Конфуций в своем трактате «Суждения и беседы» (V-IV вв. до н.э.), его последователи Мэн-цзы (IV-III вв. до н.э.), Сюнь Куан (IV-III вв. до н.э.), Дун Чжуншу (II-I вв. до н.э.), Ян Сюн (I в. до н.э.), Хань Юй (768-824 гг.), Чжан Цай (1020-1078 гг.), корифеи неоконфуцианства Чэн И (1033-1107 гг.), Чжу Си (1130-1200 гг.), Лу Цзююань (1139-1193 гг.), Ван Чуаныпань (1619-1692 гг.), современные философы-постконфуцианцы XX века Сунь Ятсен (1866-1925 гг.), Фэн Юлань (1825-1990 гг.) в исследовании «История китайской философии» (1931-1934 гг.), а также Чэн Чао, Чан Гэнлинь пытались осмыслить природу человека в целях воздействия на нее путем обучения и воспитания.
Духовным традициям Китая, формирующим личность, посвящены труды отечественных синологов Л.В. Васильева, Л.С. Переломова, А.Е. Лукьянова,
A.И. Кобзева, В.Г. Бурова, Л.Е. Янгутова, Е.А. Торчинова, А.С. Мартынова,
B.В. Малявина, М.Л. Титаренко, Т.П. Григорьевой, Л.П. Делюсина, A.M. Карапетьянц, Е.В. Завадской и др.
За последние годы в КНР появились десятки публикаций, где рассматривается проблематика духовных традиций и их влияния на современное общество. Философские исследования Чжан Кайюаня и других авторов создали теоретическую базу для дальнейшего изучения духовной культуры общества в антропологическом аспекте1.
1 Чжан Кайюань. Лин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы). - Чанша, 1988. - Кит. яз.
В опубликованных работах (1997-1998гг.) Ли Чэнгуя «Отношения между китайской и западной культурами», коллективных исследованиях «Философия и современная культура», Ду Вэймина «Культурный Китай» и конфуцианские традиции», Чжан Шаохуа «Мысли о проблеме человеческой цивилизации», Е Таня «Китайская традиционная культура и модернизация», а также в публикациях Чжан Ливэня, Чжэ Хунчи, Чжао Чжидуна исследуются различные стороны духовной жизни и культуры, культурная трансляция, проблема традиционной культуры и культурных традиций, взаимодействия традиционной культуры и модернизации. Однако степень влияния духовных традиций на современный образовательный процесс в китайском обществе остается малоисследованной.
Перевод и анализ в диссертационном исследовании опубликованных в Китае ряда научных работ свидетельствует о глубоком внимании китайской философско-антропологической мысли к различным аспектам конфуцианства как учении, сформировавшем национальный характер. Китайские ученые определяют учение Конфуция как нравственное, анализируют понятийный аппарат, предлагая в определенной степени новые интерпретации отдельных терминов, выделяют педагогические постулаты и воспитательные идеи Конфуция.
Отдавая должное огромной научной и практической значимости работ, касающихся традиционной культуры Китая и ее философско-антропологического осмысления, следует отметить, что в настоящее время требуются дополнительные исследования с целью определения содержания, места и роли духовной традиции как фактора влияния на человеческое самосознание в процессе образования и формирования глобализирующейся личности.
Актуальность темы, практическая значимость и неразработанность данного аспекта определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Целью исследования является осмысление содержательных философско-антропологических характеристик китайского образования в дихотомии «традиции - инновации». Данная цель обусловила следующие задачи:
- исследование философских основ образования в условиях глобализации;
- анализ парадигм в современной образовательной практике;
- анализ современной методологии исследования образования и различных подходов к нему;
- исследование традиционных идей и фундаментальных философско-антропологических категорий китайских учений в контексте образования и воспитания;
- выявление основных антропологических характеристик образовательного процесса в современном Китае.
Объектом исследования является образование как сфера созидания и самосозидания человека.
Предметом исследования выступает ценностный аспект духовной традиции китайской философской культуры как фактора оптимизации современного образовательного процесса в условиях глобализации.
Гипотеза. Образование как сфера созидания и самосозидания глобализирующегося человека представляет собой диалектическое единство и взаимодействие объективных и субъективных факторов. Созидание и самосозидание человека как цели образования могут успешно реализовываться при условии гармоничного синтеза традиционализма и модернизма -сущностных характеристик образования. Решение проблем образования состоит в восхождении к общечеловеческим ценностя*ч, заложенных, в том числе, в традиционной китайской философско-антропологической мысли. Универсальность духовных традиций, педагогических постулатов и воспитательных идей конфуцианства позволяет использовать их в условиях глобализации как один из факторов оптимизации образовательного процесса.
Методологическая и теоретическая база исследования
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных философов, философских антропологов, социологов, культурологов, педагогов по проблемам образования в современном мире.
В настоящем исследовании использована синтетическая методология, включающая диалектический, системно-структурный, философско-антропологический, герменевтический подходы. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала применены принципы структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.
В диссертационной работе использованы теоретические разработки и концепции представителей отечественного и зарубежного востоковедения, китайских философов, касающиеся общих черт и особенностей духовной культуры Китая, форм ее выражения, культурных традиций в образовании, проблем соотношения и сосуществования традиционных конфуцианских установок и современности.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем реализован философско-антропологический подход к углубленному изучению новаций образования в духовной культуре Китая в аспекте «традиции - инновации».
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:
- определены философско-методологические основания образования в условиях глобшшзации;
- выявлена методология исследования образования, используемая отечественными и китайскими исследователями;
- охарактеризованы функционально значимые для современного образования Китая основополагающие идеи конфуцианства;
- выявлены характерные черты традиционной китайской личности, формирующиеся в процессе образования и воспитания;
- выявлены основные характеристики образовательного процесса в современном Китае, определяющие его специфику;
- определено содержание инновационных процессов в образовательной системе КНР;
- введены в научный оборот переведенные автором на русский язык китайские источники.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современные реалии свидетельствуют о необходимости поиска и формирования новой образовательной парадигмы. Выработка ценностных ориентиров возможна в результате межкультурного взаимодействия цивилизаций, их творческого диалога. В связи с этим возрастает интерес к ценностям восточных цивилизаций и обращение, в частности, к конфуцианству, как одному из ресурсных источников общезначимых ценностей, которые проявляют устойчивость в глобализирующемся мире.
2. Образование есть целостный, системный процесс, направленный на созидание, гуманизацию, одухотворение и совершенствование личности и общества. Кроме того, целостность образования заключается в гармоничном единстве традиций и контекста глобализирующейся современности, которые лежат в основе новой образовательной парадигмы. Для Китая исторически характерно соединение традиций и рационально изменяющейся современности. Понимание содержательных особенностей духовной культуры Китая, проявляющихся в глубоком взаимовлиянии традиционализма и модернизма, приобретает большую значимость в образовательном процессе, формирует методологию рефлексии новых антропологических ценностей.
3. Самосовершенствование и самосозидание как цели образования могут успешно реализовываться в том случае, если они представляют собой гармоничное единство традиционализма и модернизма. Традиционализм, в основе которого лежит опора на духовные традиции, способствует становлению личности. Модернизм, в свою очередь, является одним из основных адаптивных механизмов, формирующих человека в условиях глобализирующегося развития социоприродного мира.
4. Представляя собой в общем виде философско-антропологическую систему этико-моральных и нравственных ценностей, норм, традиций, идей, в качестве базовой основы образования и воспитания в современных условиях может быть рассмотрено конфуцианство - «культурное ядро» китайского суперэтноса.
5. Философско-антропологические характеристики китайского образования в дихотомии «традиции - инновации» следует рассматривать как гуманистические по своей сути и направленности, и, следовательно, они могут выступать как мировоззренческая основа глобализирующегося образования.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы Результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов, в преподавании ряда тем философской антропологии, социальной философии, культурологии и других гуманитарных дисциплин. Материалы данного исследования в определенной степени могут быть использованы при дальнейшей разработке новой образовательной парадигмы и внедрении последней в практику.
Апробация работы Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Читинского государственного университета.
Автор выступал с докладами на методологических, научно-практических семинарах преподавателей и студентов Читинского государственного университета, Читинского института Байкальского государственного У университета экономики и права.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций: статей, тезисов; в выступлениях на международных, межрегиональных и вузовских научных конференциях: IV и V Межрегиональных научно-практических конференциях «Кулагинские чтения» (Чита, 2004; 2005), межвузовской научно-практической конференции «Взаимовлияние языка и культуры» (Чита, 2004), Байкальской международной конференции «Образование и глобализация» (Улан-Удэ, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Человек и его ценности в современной культуре» (Чита, 2005). Всего по теме диссертации опубликовано 6 работ.
Отдельные теоретико-методические материалы исследования используются для подготовки языковой практики студентов в вузах КНР.
Структура диссертационной работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества2007 год, кандидат философских наук Морозова, Валентина Сергеевна
Политическая культура Китая, традиции и современность2002 год, доктор философских наук Абрамова, Наталья Андреевна
Культурно-цивилизационные ценности концепции национальной безопасности КНР в условиях глобализации2007 год, кандидат философских наук Феоктистов, Василий Михайлович
Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия: на примере Автономного района Внутренней Монголии КНР2007 год, кандидат философских наук Ли Пин
Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада: На материале системы высшего образования в Китае2006 год, кандидат философских наук Чжэн Чжилянь
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Шаренкова, Татьяна Аркадьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все системы современного общества, в том числе и образование, пронизаны процессами глоаблизации. Исследуя данный процесс, китайские и российские ученые отмечают ее противоречивый характер: способствуя коммуникации между народами и увеличивая общие элементы (преимущественно явлений информационного и технологического порядка), глобализация вызывает вместе стем напряженность и конфликты на почве как экономических, так и политических, идеологических и ценностных вообще предпочтений и приоритетов. Это находит свое отражение в таких деструктивных проявлениях, как деантропологизация и дегуманизация общества, угроза этническому многообразию и культурной идентичности, в смене ценностных ориентаций людей и общества под влиянием различных обстоятельств.
Современные реалии свидетельствуют об актуализации переоценки ценностей. Причем главные задачи все в большей мере перемещаются в область ценностей, понимаемых не в смысле проекций социально-экономического состояния общества, а в качестве системообразующих компонентов культуры. Центральной фигурой становится человек, а культурологическая доминанта представляется тем стержнем, вокруг которого формируется социальная компетентность человека.
Современное образование нуждается в философском основании с целью формулирования новых ценностей и идеалов. Такая новая междисциплинарная область исследования, как философия образования обсуждает место и смысл образования в культурном универсуме жизни, понимание человека и идеал образованности, рассматривая его в проблемном поле диалога и межкультурного взаимодействия, что позволяет обратиться к духовному наследию существенно различных сообществ, в частности к традиционной культуре Китая.
Анализ методологии исследования образования позволил выделить ряд подходов и методов, способствующих более глубокому осмыслению и разработке новых парадигм образовательной практики. Китайские исследователи разрабатывают методологию исследования образования, связывая его с историческим, культурным компонентами, устанавливая внутри данного поля исследования отношения с традиционностью китайского общества.
Поскольку духовная традиция Китая насыщена «интерпретациями», «пониманием» и «объяснением», причем в их особой форме — самопонимания и самопознания, наибольший интерес представляют герменевтический подход и интерпретационный метод, позволяющие рассуждать о переходе образования на уровень понимающего образования. Понимающее образование открывает мир человеку, а человека миру. Ставится вопрос о человеке понимающем. Понимающем себя, свое место в мире. Герменевтически ориентированный тип образования имеет в себе механизм саморегуляции, соотнесенные с индивидуальностью каждого его участника.
Анализ попыток осмысления места и роли образования в жизни людей показал, что духовным основанием развития человека и общества могут быть китайские традиционные философские учения, в которых заложены образовательные идеи, несущие в себе общую мысль китайской культуры, наполненные философско-антропологическим смыслом и представляющие интерес в исследовании наличия феномена традиций в образовательном процессе. Данные идеи сформировали традиционную личность с присущими ей духовными ценностями, которые остаются актуальными и в современном мире.
Процесс образования и актуализации новых ценностей связан с постановкой и разрешением новых нравственных проблем, что является основной задачей образования и воспитания. Китайские исследователи полагают, что для трансформации человека в современном мире необходимо реабилитировать незападные духовные традиции (в частности, традиции китайской культуры), которые сохранили нравственный потенциал, пригодный для наполнения содержания современного образования.
Исследуя проблемное поле образования в дихотомии «традиции -инновации», они выделяют мировоззренческие константы нации, которые детерминируют образовательный процесс в целом. Поскольку образование является основным транслятором культуры, то его культурно-регенеративная функция служит сохранению общечеловеческих ценностей. Важнейшим качеством образования в Китае следует считать способность к реинтерпертации традиционных ценностей в духе современности, к перманентному самообновлению, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию.
Именно с развитием новых моделей образования многие страны связывают перспективу переживаемого кризиса техногенной цивилизации, возможность решения глобальных проблем. В условиях деантропологизации современного общества, присущий китайской культуре антропологизм детерминирует антропологичность образовательного процесса в Китае. С учетом данного факта китайские ученые разрабатывают направления образования, через которые внедряется новая культура мышления с опорой на духовные традиции китайской философской мысли.
Данная диссертация имела целью осмысление содержательных философско-антропологических характеристик китайского образования в дихотомии «традиции - инновации». В результате диссертационного исследования получены следующие выводы:
Определено философское содержание образования в условиях глобализации, которое заключается в осмыслении и разработке наиболее фундаментальных стратегических оснований и приоритетов развития данной сферы, предопределяющей будущее и каждого народа, и цивилизации в целом. Философская рефлексия придает образованию смысл гуманистической и гуманитарной направленности, универсальной по своей природе. Она позволяет рассматривать образование в межкультурном взаимодействии цивилизаций. Вызовы современной эпохи, вектор которых все более перемещается из внешней среды к внутренней природе человека, актуализирует парадигмальиое обращение к личности в образовательном пространстве, что актуализирует философско-антропологическое осмысление процесса образования.
В диссертационной работе осуществлен анализ парадигм в современной образовательной практике и современной методологии исследования образования. Выявлены подходы к анализу образования, которые зависят от цели образования, типа культуры и других факторов. Наиболее актуальным, по мнению диссертанта, является герменевтический подход, поскольку он позволяет наиболее качественно с позиции философской антропологии переосмыслить процесс познания.
Анализируя методику исследования образования российскими учеными и сопоставляя ее с китайской методологией, диссертант приходит к выводу о том, что китайские ученые, разрабатывая методологическую и концептуальную базу исследования образования, опираются на существующие методологии российских и западных исследователей. Кроме того, они создают свой категориальный аппарат, однако понятийные и методологические характеристики, которыми они оперируют китайские ученые, по признанию самих же исследователей, отличаются недостаточной степенью разработанности и требуют дальнейшего осмысления. Несмотря на это, теоретики сходятся во мнении о том, что методология исследования должна определяться эффективно функционирующей системой традиций, наполняющих своим содержанием и образование.
Китайские ученые выделяют специальную область- исследования — «модернизацию образования» как комплексный социальный процесс, выделяя в нем несколько аспектов, требующих научного осмысления.
В диссертации охарактеризованы методы, которые используются китайскими учеными (исторический, сравнительный, индивидуальный, метод комплексного анализа, интепретационный и др.).
В контексте образования и воспитания в диссертации исследованы традиционные идеи и фундаментальные философско-антропологические категории китайских учений, под влиянием которых сформировалась модель идеальной личности, которая глубоко антропологична, выстроена по формуле «внутренняя совершенная мудрость, внешняя царственность», где под «внутренним» понимается наличие у личности качеств гуманности, долга, преданности, стремления к знанию, почитание старших; под «внешним» - в интерпретации современных ученых высокая социальная активность. Актуализированная в современнных условиях «конфуцианская» личность свидетельствует о наличии традиционного фактора в системе образования.
Автором выявлены основополагающие характеристики китайского образования — традиционализм и модернизация. Вторая характеристика проявляется через направления в системе китайского образования: личностно-ориентированное, нравственное, эстетическое, креативное, экологическое, патриотическое, физическое, трудовое. Модернизация образования осуществляется также через инфоматизацию, компьютеризацию, демократизацию (открытие частных школ, вузов), интернационализацию (создание единого образовательного пространства с зарубежными странами), регионализацию (формирование разных моделей обучения для регионов страны с учетом национальных особенностей и «китайского региона» в целом как подсистемы системы международных отношений).
В целом данные характеристики отвечают требованиям современного глобализирующегося мира. Традиционализм играет роль сдерживающего негативное влияние глобализации фактора, модернизация через конкретные инновационные направления оптимизирует современное образовательный процесс, насыщая его идеями гуманизма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шаренкова, Татьяна Аркадьевна, 2005 год
1. Алексеев, Н.Г., Семенов, И.Н. Рефлексивно-методологическая проблематика философии образования / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов // Инновационная деятельность в образовании. - Красноярск, 1995. - С. 29 - 39.
2. Абрамова, Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное . взаимодействие (социально-философский аспект) / Н.А. Абрамова Чита:1. ЧитГТУ, 1998.-258 с.
3. Абрамова, Н.А. Политическая культура Китая. Традиции и современность / Н.А. Абрамова -М.: Муравей, 2001. 320 с.
4. Абрамова, Н.А., Юйшина, Е.А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития / Н.А. Абрамова, Е.А. Юйшина -Чита, 2005.-212 с.
5. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира / А.Н. Аверьянов М.: Политиздат, 1985.-263 с.
6. Абрамов, Ю.Ф., Балханов, В.А., Сандакова, Л.Г. Философия образования: фундаментализация, гуманизация, регионализм (часть первая) / Ю.Ф. Абрамов, В.А. Балханов, Л.Г. Сандакова Иркутск: ИГУ, 2005. - 308 с.
7. Антипин, Н.А. Инновации и образование. Сборник материлов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29 / Н.А. Антипин СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 15 -27.
8. Буров, В.Г. Современная китайская философия / В.Г. Буров М.: Наука, 1980.-311 с.
9. Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л.П. Буева // Философия образования: Сборник научных статей. М.: Новое Тысячелетие, 1996. - С. 54—65.
10. Бедерханова, В.П., Бондарев, П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебное пособие / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев Краснодар, 2000. - 54 с.
11. Балханов, В.А. Синергетика и целостное мировоззрение / В.А. Балханов // Вестник Бурят. ГУ. Сер.5. - Вып. 3. - Улан-Удэ, 1999. - С. 33.
12. Боревская, Н.Е. Китайская модель образования в азиатском контексте / Н.Е. Боревская // Педагогика. 1997. - №3. - С. 86 -95.
13. Боревская, Н.Е. Образовательная политика в Китае и России. Сравнительный анализ / Н.Е. Боревская // Педагогика. 1996. - №1. - С. 94 -103.
14. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер / пер. с нем. // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
15. Васильев, JI.C. Культы, религии, традиции в Китае / JT.C. Васильев М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 488 с.
16. Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы / А.П. Валицкая // Педагогика. 1997. - №3. - С. 15 - 19.
17. Валицкая, А.П. Образование в России: стратегия выбора / А.П. Валицкая СПб.: Образование, 1998. - 127 с.
18. Василенко, И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов / И.А. Василенко М.: Логос, 2003. - 360 с.
19. Василенко, И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства / И.А. Василенко М.: Эдиториал УРСС, 1999. -272 с.
20. Ван Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы / Пер. с кит. С. Торопцева // Проблемы Дальнего Востока. — 2004. №2. — С. 168 -171.
21. Вербицкий, А.А. Общество «Знание» / А.А. Вербицкий Россия, 1987. -110 с.
22. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд-е 2-е / Б.С. Гершунский М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.
23. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
24. Гершунский, Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры / Б.С. Гершунский М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
25. Головачева, Л.И. Конфуцианство и мир: развитие в 21 веке / Л.И. Головачева // Восток. 2000. - №2. - С. 188 -200.
26. Головачева, Л.И. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая / Л.И. Головачева // Проблемы Дальнего Востока. 1996. - №1. - С. 58 - 65.
27. Герцен, А.И. С того берега / А.И. Герцен // Мир философии: книга для чтения.-М., 1991.-Ч.П.-624 с.
28. Гегель, Г. Феноменология духа. Изд-во: «Наука», 2002. - 442 с.
29. Герменевтика: история и современность. Критические очерки. М.: Мысль, 1985.-304 с.
30. Гусинский, Э.Н., Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. -224 с.
31. Глобализация в социально-философском измерении: сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -109с.
32. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990.-435 с.
33. Дилигенский, Г.Г. Глобализация в человеческом измерении / Г.Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№7.-С. 4-16.
34. Дробышевский, B.C., Романова, Н.П. Одиночество: введение в проблему / B.C. Дробышевский, Н.П. Романова М., 2003. - 324 с.
35. Дробышевский, B.C., Романова, Н.П. Свобода, одиночество, право (религиозно-философский аспект) / B.C. Дробышевский, Н.П. Романова — Чита, 2003.-246 с.
36. Долженко, О.В. Очерки по философии образования / О.В. Долженко М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с.
37. Динамика ценностей населения России. — М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 240 с.
38. Елгина, JI.C. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания: дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 / Л.С. Елгина Улан-Удэ, 2000. - 154 с.
39. Зинченко, В.П. Мир образования и/или образование мира / В.П. Зинченко // Мир образования. 1996. - №4. - С. 9 - 19.
40. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев М.: Логос, 2000. — 304с.
41. Ильин, И.А. путь к очевидности: Сочинения / И.А. Ильин М.: ЭКСМО -Пресс, 1998.-912 с.
42. Кургузов В.Л. Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы / В.Л. Кургузов Улан-Удэ, 1997. - 185 с.
43. Клепацкий, Л.Н. Глобализация и национальные интересы / Л.Н. Клепацкий // Международная жизнь. 2000. - №1. - С. 87 - 95.
44. Кессиди, Ф.К. Глобализация и культурная идентичность / Ф.К. Кессиди // Вопросы философии. 2003. - №1. - С. 76 - 79.
45. Кобзев, А.И. Этика и ритуал в традиционном Китае / А.И. Кобзев / под. ред. В.В. Васильева / предисл. А.И. Кобзева- М.: Наука, 1988. С. 17 - 34.
46. Кобзев, А., Торчинов, Е., Юркевич, А., Янгутов, Л. Словарь китайской философии и культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм) / А. Кобзев, Е.
47. Торчинов, А. Юркевич, JI. Янгутов // Проблемы Дальнего Востока. 1993. -№3. - С. 152- 160.
48. Кобзев, А.И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Ян-мина) / А.И. Кобзев / Отв. ред. Т.П. Григорьева // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. — С. 207 -231.
49. Кудашов, В.И. Антигуианистические аспекты постиндустриальной культуры / В.И. Кудашов // Современный гуманизм: проблемы и перспективы Иркутск, 2004. - С. 77 — 86.
50. Конфуцианство в Китае. Проблемы, теории, практики. М.: Наука, 1982. -263 с.
51. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант / Пер. с нем. Н. Лосского / раздел: Философия. Зарубежная классика 1993. — 472 с.
52. Китайская философия. Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока / гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: «Мысль», 1994. - 573 с.
53. Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 192 с.
54. Корнетов, Б.Г. От первобытного общества к гуманистическому образованию: учебное пособие / Г.Б, Корнетов — М.: Изд-во УРАО, 2003. -216 с.
55. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во «Фолио», 2003. - 958 с.
56. Кусжанова, А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы / А.Ж. Кусжанова Оренбург, 1993. - 200 с.
57. Конрад, Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад М.: Наука, 1986. - 910 с.
58. Китайские исследователи о социокультурных характеристиках индивида в системе китайской цивилизации // Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. М., 1994. - 325 с.
59. Кузнецов, В.Г. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние / В.Г. Кузнецов // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. — 1992. -№2.-С. 175 - 183.
60. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и ее путь развития от конкретной методики до философского направления / В.Г. Кузнецов // http: www.Ruthenia.ru / logos / namber / 1999-10 / 04.htm
61. Климентьев, B.E. Образование как предмет познания / В.Е. Климентьев // http: wklim.narod.ru
62. Лукьянов, А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 384 с.
63. Лоскутова, А.Е. Современное образование в контексте социально-культурных изменений общества XXI века / А.Е. Лоскутова // http: www. Auditorium.ru / navigator / index.php?id
64. Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Semiotike. Тарту, 1971. - №6. - С. 228 - 230.
65. Михайлов, Ф.Т. Образование как философская система / Ф.Т. Михайлов // Вопросы философии. 1995. -№11. - С. 21 - 23.
66. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин М.: Астрель, ООО ACT, 2000 - 448 с.
67. Маслов, А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз / А.А. Маслов М.: Алетейа, 2003. - 408 с.
68. Маслов, А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала / А.А. Маслов М.: Алетейа, 2003. - 376 с.
69. Нечаев, В.Я. Социология образования: курс лекций. Часть I. / В.Я. Нечаев -М.:ЦСО РАО, 1998.- 191 с.
70. Образование в условиях формирования нового типа культуры: материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 г. СПб.: СПбГУП, 2003. - 132 с.
71. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре / Отв. ред. М.Т. Степанянц М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 422 с.
72. Опарина, Е.О. Концептуальная метафора / Е.О. Опарина // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 228 - 230.
73. Огурцов, А.П. На пути к философии образования / А.П. Огурцов // Вопросы философии. 1995. - №11. - С. 21 -23.
74. Пайдейя. М.: Частная школа, 1997. - 363 с.
75. Пространство свободы // Народное образование. — 1997. С. 46 -51.
76. Переломов, JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / JI.C. Переломов М.: Наука, 1981.-328 с.
77. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин -М., 2003.-560 с.
78. Портяков, В. Опыт экономических реформ. Дэн Сяопин и политика реформ в Китае / В. Портяков // Проблемы Дальнего Востока. 1994. - №6. — С. 32-40.
79. Плотникова, Л.И. Возвращение к экофильной традиции / Л.И, Плотникова // «Философские науки». 2003. - №5. - С. 136 - 147.
80. Проблема человека в традиционных учения. Сборник статей / Отв. ред. Т.П. Григорьева-М.: Изд-во «Наука», 1983. 261 с.
81. Пузиков, В.Г. Философское понимание сущности образования / В.Г. Пузиков 2002 г. // http: www. auditorium.ru/navigator/index.php?id
82. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н.С. Розов М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. - 194 с.
83. Розов, Н.С. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) / Н.С. Розов // Вестник высшей школы (Alma mater) 1991. -№12. - С. 36 -47.
84. Розин, В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В.М. Розин // Философия образования для XXI века.- 1998.-С. 31 -49.
85. Решетников, М.М. Глобализация самый общий взгляд. Часть I / М, М. Решетников // http: www.anthropology.ru/ru/texts/reshet/global.htm
86. Салицкий, A.M. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран / А.И. Салицкий // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - 32. - С. 15 - 19.
87. Саймон, Б. Общество и образование / пер. с англ. / Б. Саймон — М.: Прогресс, 1989.-199 с.
88. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин М.: Политиздат, 1992. - 542 с.
89. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А Сорокин М.: Наука, 1997.-352 с.
90. Сластенин, В.А. Каширин, В.П. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин М.: ИЦ «Академия», 2001. - 480с.
91. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин М., 1986. - 246 с.
92. Сулима, И.И. Философская герменевтика и образование / И.И. Сулима // Педагогика. 1999. - №1. - С. 12-17.
93. Степашко, JI.A. Философия и история образования: уч. пособие для вузов / Л.А. Степашко // Изд-во: МПСИ, 2003. 320 с.
94. Торчинов, Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания / Е.А. Торчинов СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
95. Тертицкий, К. Китайцы: традиционные ценности в современном мире / К. Тертицкий — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки, 1994.-347 с.
96. Телешевская, A.M. Ученые КНР о национальной психологии китайцев / A.M. Телешевская // Проблемы дальнего Востока. 1989. - №2. - С. 157 -161.
97. Тхагапсоев, Х.Г. О новой парадигме образования / Х.Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1999. -№1. - С. 103 - 110.
98. Фомина, М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм / М.Н. Фомина Чита: Поиск, 1999. - 160 с.
99. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. на русск. Р.В. Котенко / науч. редактор Е.А. Торчинов СПб.: «Евразия», 1998. - 376 с.
100. Философский словарь. М.: Издат-во политической литературы, 1991. -559 с.
101. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина /М. Хайдеггер — М.: Ad Marginem, 1997.-451 с.
102. Чэн Цзэнхунь. Создание морали XXI века и конфуцианская этика // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реф. журнал. Вып. 3.- 1997.-С. 23.
103. Чжан Шаохуа. Мысли о проблеме человечской цивилизации // Проблемы Дальнего Востока. 2000. - №2. - С. 116 -123.
104. Шлейермахер, Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Пер. с нем. С. JI. Франк / Ф.Д. Шлейермахер — СПб.: АО «Алетейя», 1994. 334 с.
105. Швырев, B.C. Философия и стратегия образования // Вопросы философии. — 1995. №11. - С. 4 - 6.
106. Швецов, М.Ю. Формирование философской культуры личности в процессе профессиональной подготовки (философско-мировоззренческий аспект) / М.Ю. Швецов // Вестник ЧйтГУ. №26. - Чита, 2002. - С. 47 -58.
107. Швецов, М.Ю. Формирование профессиональных умений студентов средне-специального учебного заведения специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на рисунке / М.Ю. Швецов // Наука и современное общество. 2005. - №3. - С. 46 - 48.
108. Шилин, К.И. Экософия постконфуцианства / К.И. Шилин // Информационные материалы. Серия Г: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: развитие традиций и поиски путей модернизации.
109. Редколлегия: M.JI. Титаренко, В.Ф. Феоктистов, А.В. Ломанов, 27-28 мая 1997 г.-М, 1997. С. 99 105.
110. Щедровицкий, Г.П. Очерки по философии образования / Г.П. Щедровицкий М.: Высшая школа, 1993. - 250 с.
111. Эрдынеева, К.Г., Батоциренов, В.Б., Козлова, Ю.А. Становление системы ценностей молодежи России и Китая / К.Г. Эрдынеева, В.Б, Батоциренов, Ю.А. Козлова // Наука и современное общество. 2003. - №1. - С. 43 - 52.
112. Юммель, Ш. Аристотель / Ш. Юммель // Перспективы: Вопросы образования. 1990. - №2. - С. 150 - 161.
113. Янгутов, Л.Е. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сборник статей / Л.Е. Янгутов // АН СССР, Отделение истории, Институт востоковедения; Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1982. - 317 с.
114. Янгутов, Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов Новосибирск, 1995. - 240 с.
115. Яковец, Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю.В. Яковец М.: Наука, 1999.-448 с.
116. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Якрвец -М., 2001.-250 с.
117. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич Изд-во: Мн: Новое знание, 2003. - 400 с.
118. Литература на китайском языке.
119. Баюн чжунвэнь чэнюй цыцзянь (Словарь наиболее употребительных китайских идиоматических выражений ). Сост. Фэн Жуй. Сянган. -Хуэйтун шидянь, 1973. - 530 с.
120. Ван Лэли. Дандай Чжунго чжэнчжи вэньхуа ды иши лиубянь (Трансформация индивидуального сознания в политической культуресовременного Китая) / под ред. Ма Дэпу // Чжунго вэньхуа луньцун (теория политической культуры) Тяньцзинь, 2001. - 217 с.
121. Ван Дунли. Жэньвэнь гуаньхуай: дандай сюэсяо дэюй ды лоцзи чидянь (Начальная логика нравственного воспитания школы современной эпохи) -// Сысян чжэнчжи цзяоюй (Идеологическое и политическое образования). — Бэйцзин, 2005. №4. - С. 41 - 47.
122. Ван Лю. Шитань дандай Чжунго хуаньцзин баоху дэ цоши (Комплекс мероприятий, направленныз на охрану окружающей среды) // Кэсюэ цзиньцзи шэхуэй. 1997. - №3'. - С. 49 - 57.
123. Ван Шиминь. Лунь чжунхуа миньцзу цзиншень ды дандай гуннэн (О современных функциях китайского национального духа). // Сысян чжэнчжи цзяоюй (Идеологическое и политическое образование) — Бэйцзин, 2005. — С. 51-58.
124. Ван Наньди. Чуаньтун вэньхуа цзай шичан цзинцзи шэхуэй чжун ды минюнь (Судьба традиционной культуры в обществе с рыночной экономикой) // Чжунго шэхуэй кэсюэюань яньцзюшэнюань сюэбао. 1997. -№5. - С. 1 - 8.
125. Гу Юаньцзы. Чуаньчиухуа юй Чжунго (Глобализация и Китай) Чжунго бяньи чубаньшэ, 1998. - 315 с.
126. Го Циюн. Сюн Шили цзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия).-Бэйцзин, 1985. 332 с.
127. Гу Минюань. «Бицзяо цзяоюй даолунь» («Сравнивая (различные) направления в образовании») Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1996. - 315 с.
128. Гу Минюань. Гаодэн цзяоюй ды доянхуа юй чжилян ды доянсин (Качественное многообразие и многогранность высшего образования). // Чжунго гаодэн цзяоюй (Высшее образование в Китае). 2001.9. - С. 15 - 18.
129. Гу Минюань. Гуаньюй цзяоюй сяньдайхуа ды цзигэ вэньти (несколько вопросов о модернизации образования) Чжунго цзяоюй сюэкань. - 1997.3. — С. 23-28.
130. Гу Минюань. Минцзу вэньхуа чуаньтун юй цзяоюй сяньдайхуа (Национальные традиции и модернизация образования).'- Бэйцзин: Бэйцзин шифань дасюэ чубаньшэ, 1998. 115 с.
131. Гуанмин жибао. 03.11.1986. - №6.
132. Гунминь даодэ ганьяо (Программа построения гражданской нравственности) Жэньминь жибао. -25.10. 2001. -№ 18.
133. Гэ Хунбин. Чжанай ми жэньтун: дандай Чжунго вэньхуа вэньти (Проблема культуры современного Китая) — Шанхай. Сюэминт чубаньшэ, 2000.-224 с.
134. Дун-цзы вэнь цзи (Собрание литературных творений мудреца Дуна). -Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937. -415 с.
135. Дяо Пэй-э. «Цзяоюй вэньхуасюэ» («Культурология образования») — Цзянсу цзяоюй чубаньшэ, 1992. 118 с.
136. Дин Яфэй, Тао Фуюань. Цзинцзи чуаньчюхуа юй Чжунго сяньдайхуа (Экономическая глобализация и китайская модернизация) // Чжэсюэ яньцзю ( Философские исследования) Бэйцзин, 2002. - №1. - С. 13 - 14.
137. Жэньминь жибао, 1985. 29 мая. - №9.
138. И Чжунцзян. «Чжань хоу Инду цзяоюй янбцзю» («Исследование образования Индии в послевоенный период») — Цзянси чубаньшэ, 1992. 270 с.
139. И Баоюань. «Шэмэ ши сяньдайхуа гайнянь юй фаныии ды таньтао» («Что такое модернизация — исследование концепций и категорий») — Бэйцзин: Жэньминь чубаньшэ, 2001. — 212 с.
140. Ли Синфу, Ли Чанвэй. Шицзянь чжэсюэ ши е чжун ды Чжунго цзяоюйсюэ (Китайское образование в поле практической философии) // Цзяоюйсюэ (Образование). 2002. - №2. - С. 16 -22.
141. Ли Теин. Гоучжу 21 шицзи чжунхуа миньцзу цзячжигуань (Формирование ценностных ориентаций китайской нации в 21 века) // Чжэсюэ яньцзю (Философские исследования). 2002. - С. 3 - 6.
142. Ли Юнван. Гуаньюй Чоасянь ды цзяоюй (К вопросу о корейском образовании) / Бицзяо цзяоюй // Цзяоюйсюэ (Образование). Бэйцзин, 2002. -С. 144- 148.
143. Ли Цзэхоу. Чжунго сяньдай сысян шилунь (Очерк истории мысли современного Китая) Бэйцзин, 1987. - С. 265 - 310.
144. Лю Цзайфу, Линь Ган. Чуаньтун юй чжунгожэнь (Традиции и китайцы) — Бэйцзин, 1988. 311 с.4
145. Лиу Вэй. Вомэн ды цзяоюй чжиду ингай жухэ чуансин? (Какие новшества необходимы для нашей системы образования?) // Цзяоюйсюэ (Образование) — Бэйцзин, 2005. №2. - С. 52 - 58.
146. Ли Вэнь. «Дао» юй «ци» (Дао и орудия) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю (Исследование истории китайской философии) 1981. - №1. - С. 68 - 72.
147. Линь Сыцзэ. Хуаньцзин вэньти юй чжэсюэ фаньсы (Современные вопросы экологии находят свое отражение в философских теориях Китая) // Цзяньхань луньчань, 1997. №10. - С. 39 - 42.
148. Ма Шэнчэн. Цзяоюй юй Жибэн сяньдайхуа (Образование и современная Япония) Бэйцзин: Жэньминь чубаньшэ, 1980. - 449 с.
149. Мэн-цзы чжэн и (Мэн-цзы в правильном толковании) // ЧЦЦЧ (Собрание книг философов). Т.1. Шанхай, 1935.-701 с.
150. Мао Лижуй. «Чжунго гудай цзяоюй ши» («История образования древнего Китая») — Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1979. -266 с.
151. Мао Цзяжуй. Сучжи цзяоюй лунь (Теория личностно-ориентированного образования). Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 2003. - 281 с.
152. Пин Цзенцзюнь. Шилунь во го цзяоюй сяньдайхуа ды цзибэнь жэньву цзи чжуяо тэдянь (Основные задачи и главные особенности модернизации образования нашей страны) // «Чжунго цзяоюй» (Образование Китая) 1995. - № 3. - С. 63-70.
153. Сунь Липин. Шэхуэй сяньдайхуа (Модернизация общества) Бэйцзин: Хуася чубаньшэ. 1988. - 247 с.
154. Сунь Липин. «Чуаньтун юй бяньчянь говай сяньдайхуа цзи Чжунго сяньдайхуа вэньти яньцзю» («Традиции и перемены - модернизация за рубежом и модернизация в Китае») - Хэйлунцзян жэньминь чубаньшэ, 1992. - 163 с.
155. Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полное собрание сочинений Сунь Ятсена) Т.1. -Бэйцзин, 1981.-414 с.
156. Сун Чжимин. Жусюэ цзячжигуань юй миньцзу цзиншэнь ды пэйюй (Воспитание конфуцианских ценностей и национального духа) // Сысян чжэнчжи цзяоюй (Идеологическое и политическое образование) -Бэйцзин, 2005.-31.-С. 15-23.
157. Сюнь-цзы синь ши (Новый комментарий к «Сюнь-цзы») гл. 23. — Бэйцзин, 1979.-С. 114-301.
158. Сяо Чуань. «Цзяоюй дэ лисян юй синьнянь» (Идеалы и убеждения образования) Чанша: Цзяоюй чубаньшэ, 2002. - 410 с.
159. Сю Чжун-ань, Чжан Вэйдун. Даодэ цзяоюй (Нравственное образование) -Бэйцзин: Чжунго цзинцзи чубаньшэ, 2000. 218 с.
160. Сю Чжун-ань. Чуансин цзяоюй (Креативное образование) Бэйцзин: Чжунго цзинцзи чубаньшэ, 2001. - 223 с.
161. Тан Сунхуа. Чжунго цзяоюй сяньдайхуа ды чуюй фачжань (Региональное развитие современного китайского образования) Гуанчжоуб Гуандун цзяоюй чубаньшэ, 2003. - 350 с.
162. Тянь гуанчин. Хэселунь: жуцзя вэнмин юй дандай шэхуэй (Гармония: конфуцианская культура) и современное общество) Бэйцзин: Чжунго хуачяо чубаньшэ, 1998. - 314 с.
163. Тан Цань. Чжунго циннянь тоуши гуаньюй идай жэнь ды цзячжигуань яньбяо яньцзю (Взгляд на китайскую молодежь - исследованиеэволюцииценностных концепций одного поколения) Бэйцзин: Бэйцзин чубаньшэ, 1993.-С. 32-34.
164. Тан Чжуньбао. «Сюэсяо даодэ цзяоюй юаньли» (Принципы школьного нравственного образования) Бэйцзин: Цзяоюй кэсюэ чубаньшэ, 2003. 105с.165. «Ухань дасюэ сюэбао», 1985. №1.
165. Фэн Юлань. Сань сун тан сюэшу вэньцзи (Сборник научных статей из Зала трех сосен) Бэйцзин, 1984. - С. 56 - 59.
166. Хунци. 1987. -№12.-С. 28-31.
167. Хао Кэмин. Дандай Чжунго цзяоюй цзегоу тиси яньцзю (Исследование структурной системы образования Китая) Гуанчжоу: Гуантун цзяоюй чубаньшэ, 2001. - 400 с.
168. Хао Кэмин, Тан Сунхуа. Цзоу сян 21 шицзи ды чжунго цзяоюй. Чжунго цзяоюй фачжань чжаньлюэ яньцзю (Китайское образование на пути к 21 веку. - исследование стратегии развития образования Китая) - Гуйян: Гуйчжоу цзяоюй чубаньшэ, 1997. - 331 с.
169. Хоу Байлу. Чжунго сысян шиган (История китайской мысли) Т.1. — Бэйцзин, 1980. С. 111 - 132.
170. Цзэн Гопин. Цзы цзучжи ды цзыжань гуань (Место природы в системе мироздания) Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 1996. - 336 с.
171. Чжунго цзяоюй кэсюэ (Китайская наука об образовании) жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 2002. - 717 с.
172. Чжан Вэйдун. Чуансинь цзяоюй юй цзяоюй чуансинь (Иновационное образование и образовательные инновации) // Чжунго цзяоюй кэсюэ (Китайская наука об образовании). Жэньминь цзяоююй чубаньшэ, 2002. -792 с.
173. Чи Син, И Тяньфэнь. Чжунго цзяоюй дяоча (Исследование китайского образования) — Бэйцзин цзичжоу чубаньшэ, 2005. 118 с.
174. Чэн Дянь. Гуаньюй цзяоюй жэньлэй ды цзичу (Об антропологической основе образования) // Жэньлэйсюэ (Антропология) — Бэйцзин, 2004. №4. -С. 75 - 79.
175. Чянь Юаньвэй. Цзичу цзяоюй гайгэ яньцзю (исследование основ образовательных реформ) Шанхай: Шанхай кэцзи цзяоюй чубаньшэ, 2001. -389 с.
176. Чжунго минцзусин (Китайский национальный характер) Т.2. Бэйцзин, 1990.-С. 69-73.
177. Чэн Чао, Чан Гэнлинь. Жуцзя «нэй шэн вай ван» цзи ци сяньдай цзячжи (Конфуцианское «учение о внутренней совершенной мудрости и внешней царственности» и его современное значение) // Сюэшу юэкань. 1998. - №8. -С. 170- 176.
178. Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ ды даодэ лунь. (Теория ценностей даодэ в китайской философии) // Чжунго чжэсюэ ши (История философии Китая). -1989.-315 с.
179. Чжоу Чуньжун, Чжан Фэннань. Хуаньцзин даодэ жэньлэй вэньминь ды синь кэти (Становление экологического мировоззрения - новая задача человеческой цивилизации) // Хэбэй цзиньтао дасюэ сюэбао. - 1997. - №12. -С. 43-45.
180. Чжан Кайюань. Лиин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры наисторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы) -Чанша, 1988.-343 с.
181. Чэн Мэйхао. Шэндай вэньхуа юй кэ чисюй фачжань (Экологическая культура и устойчивое развитие) // Кэцзи даобао. 1977. - №11. - С. 7 - 10.
182. Чжань Ливэнь. Чуаньтунсюэ иньлунь: Чжунго чуаньтун вэньхуа довэй фаньсы (Анализ традиционной культуры Китая) Бэйцзин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1989. - 320 с.
183. Чжэнчжи синвэй лунь (Теория политического поведения) / под ред. У Дашо, Ян Хайвэня Тайюань: Шаньси цзяоюй чубаньшэ, 2001. - 230 с.
184. Чжан Байшэн «Чюэдин чуаньчжун ды и чжун цзунхэ фанфа»//«Шанхай гунчэн дасюэ сюэбао», 1999. №1. - С. 17 - 19.
185. Чэн Юйшунь. «Чжидин цзяоюй пинцзя бяочжунь ды жогань фанфа фэнси» // «Гаодэн шифань цзяоюй яньцзю» («Исследование высшего педагогического образования»). 2000. - №2. - С. 13 - 19.
186. Чжэ Хунчи. Цзяоюй сяньдайхуа ды луцзин (Пути модернизации образования) — Бэйцзин: Цзяоюй кэсюэ чубаньшэ, 2000. — 312 с.
187. Чжунго цзяоюй сяньдайхуа ды чуюй фачжань (Региональное развитие модернизации образования в Китае) Гуанчжоу: Гуандун цзяоюй чубаньшэ, 2003. - 747 с.
188. Чжан Тяньбяо. Шилунь лицзе ды цзяоюй го жэньгуань (Концепция понимающего образования) // Цзяоюйсюэ (Образования). 2002. - №3. - С. 17-25.
189. Юй Моучан. Вэньхуа синь шицзи.'Жэнь юй цзыжань (Культура нового века. Взаимосвязь природы и человека). — Харбин: Дунбэй шуе дасюэ чубаньшэ, 1996.- 150 с.
190. Юань Бэнтао. «Чжунго гаодэн цзяоюй сяньдайхуа ды хунгуань шисюэ яньцзю» (Макроисследование модернизации высшего образования в Китае) // Бэйцзин дасюэ боши луньвэнь (Докторские диссертации Пекинского университета). 1999. - 560 с.
191. Ян Кунчи. Гуаньюй цзяоюй ши яньцзю ды цзиньшень цзячжи вэньти (К вопросу о духовных ценностях в образовании) // Цзяоюйсюэ (Образование) -Бэйцзин, 2005. №5. - С. 87-93.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.