Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Боташева, Земфира Хусеиновна

  • Боташева, Земфира Хусеиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Боташева, Земфира Хусеиновна. Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2004. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боташева, Земфира Хусеиновна

ВВЕДЕНИЕ.;.

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЯ И УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

1.1. Мифы.

1.2. Сказки.

-Г.З. Пословицы и поговорки.

1.4. Песни.

1.5. Игры, загадки.

1.6. Природа.

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УМА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Общее образование.

2.2. Профессиональная подготовка.

Глава 3. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И ВОСПИТАНИЯ УМА.

3.1. Родное слово.

3.2. Труд.

3.3. Педагогическая технология.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии»

Одним из основных направлений модернизации образования в Российской Федерации является повышение его качества и эффективности. В Концепции образования, утвержденной правительством в 2001 году на период до 2010 года, подчеркнута необходимость повышения качества среднего образования, усиления его направленности на формирование интеллекта, совершенствования опыта коммуникативной, практической и творческой деятельности. В этом же документе определено одно из стратегических направлений модернизации образования - преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся. В указанный период в сфере общего и профессионального образования намечено осуществление регионализации, включающей не только передачу школы в ведение субъектов Российской Федерации, но и усиление регионального компонента содержания образования. В решении названных проблем педагогическая наука должна учитывать исторический опыт, в том числе достижения народной педагогики.

Одно из центральных мест в народной педагогике занимает умственное воспитание. Оно включает овладение знаниями, формирование интеллектуальной культуры, развитие умственных сил и способностей, познавательных мотивов, мышления, мировоззрения, выработку умений и навыков самообразования, развитие творчества, интеллектуальной свободы личности. В процессе умственного воспитания формируются такие ведущие черты личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость в познавательной деятельности, умение применять знания на практике.

В народной педагогике Карачаево-Черкесии представлен обобщенный опыт умственного воспитания как составной части формирования совершенной личности. Карачаевский народ высоко ценил знания, острый ум, критическую мысль, стремление «докапываться» до истины. Людей, обладавших такими качествами ума, называли акъылман (мудрый). В понятия «ум», «мудрость» народ включал такие черты личности, как рассудительность, степенность, находчивость, осмотрительность, дальновидность, прозорливость, уверенность. В источниках народной педагогики Карачаево-Черкесии отражено значение знаний, ума, сообразительности в трудовой деятельности. Трудовая инициатива, организация труда, смекалка, изобретательность, умение непрерывно совершенствовать работу на основе применения знаний, способность добиваться высокой производительности труда - все это народ характеризовал как мудрость, как «ум в действии». Народная мудрость свидетельствовала о том, что недостаток разума, низкий уровень умственных способностей трудно восполнить или чем-то заменить. Ум не восполняется ни красотой, ни внешней статью, ни нарядами, ни деньгами. г

Сказанное выше позволяет утверждать, что умственное воспитание в народной педагогике Карачаево-Черкесии имеет важное значение для решения проблем воспитания в современной школе. Умственное воспитание сегодня, в начале XXI столетия, должно осуществляться таким образом, чтобы наука о воспитании и народная педагогика взаимодействовали. Народный опыт умственного воспитания отражает национальные чувства, психологию народа, его менталитет, бытовые условия. Содержание, формы, средства и методы развития у подрастающего поколения ума - разума, выработанные народом, являются не только памятником культуры. Они во многом актуальны и требуют глубокого изучения с целью использования в современных условиях.

В народной педагогике Карачаево-Черкесии умственное воспитание раскрывается с позиций природосообразности. Народ с полным основанием рассматривал человека продуктом природы, ее совершенным творением и считал, что умственное развитие, трудоспособность, здоровье людей всецело обусловлены их взаимосвязью с природой. Гармония человека с окружающей природой - источник духовных сил, интеллектуального развития, обогащения ума. Составной частью умственного воспитания подрастающего поколения выступало формирование у него осознания ответственности за природу, стремления поддерживать ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии, относиться к ней так, как желаешь, чтобы относились к тебе. В народной педагогике отражена идея взаимообусловленности интеллекта людей и состояния природной среды, подчеркивается необходимость выработки у молодежи гуманного отношения к природе. Здоровая природная среда рассматривается при этом как необходимое условие бытия человека, развития его интеллектуальных сил и способностей. Мысль о том, что осознание причастности и личной ответственности каждого за экологическое состояние природы весьма актуальна для современной России сегодня, когда с ростом численности населения и расширением сферы материального производства усиливается разрушительное воздействие на природу, нарастает угроза экологической катастрофы на Земле. Поддерживать природу в благоприятном для жизнедеятельности состоянии - одна из актуальных проблем общества в целом, в том числе педагогики и школы. В решении этой проблемы ценным является опыт народной педагогики Карачаево-Черкесии.

Актуальность исследования опыта умственного воспитания, накопленного народной педагогикой Карачаево-Черкесии, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, имеющими место в современной российской действительности. Наряду с утверждением принципов демократизации и гуманизации образования, сохранением и развитием образовательного пространства России, некоторым повышением качества образования, реализацией профильного обучения, созданием многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности, а также другими позитивными изменениями в сфере образования, имеют место значительные негативные явления. В числе их: чрезмерная коммерциализация образования, отсутствие должной материальной поддержки школы со стороны государства, недостаточная подготовка юной смены к труду. В содержании образования слабо отражен созидательный характер взаимодействия человека с природой. Школа и семья не уделяют должного внимания духовному развитию личности, формированию ее интеллекта и нравственности. Средства массовой коммуникации насаждают антикультуру. Все это ведет к уменьшению роли умственного воспитания в формировании личности, к снижению уровня национального самосознания. Многовековой опыт- умственного воспитания, накопленный народной педагогикой Карачаево-Черкесии, может оказывать существенную помощь педагогической науке и практике воспитания детей в семье и школе в преодолении указанных противоречий не только в КЧР, но и других республиках Северного Кавказа, входящих в СНГ.

Анализ научных исследований в области народной педагогики свидетельствует о том, что особенности умственного воспитания в народной педагогике Карачаево-Черкесии изучены недостаточно. В 70-90-е годы XX века в связи с исследованием общих проблем народной педагогики горцев Северного Кавказа некоторые вопросы умственного воспитания рассматривались Г.Н.Волковым, М.Б.Гуртуевой, М.О.Загазежевым, З.К.Меретуковой, Ш.А.Мирзоевым, Р.М.Пашаевым, К.Б.Семеновым, Е.Е.Хатаевым, И.А.Шоровым и др. Однако названные исследователи не ставили своей целью выявление специфики умственного воспитания в педагогической культуре народа. Актуальные задачи народной педагогики, в том числе вопросы умственного воспитания в этой педагогике, освещались на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994г.). Развитию этнопедагогики большое внимание уделила XVII сессия Научного Совета РАО,' посвященная национальным ценностям образования (1996г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики в практике современного воспитания детей в семье и школе обсуждался на XIX сессии названного Совета (1998г.). Проблемам народной педагогики были посвящены сессии АП и СН «Педагогические традиции в этногенезе» (2003, 2004гг.).

В исследовании Х.Х.-М.Батчаевой «Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике» (2001г.) показано, что под влиянием родителей у детей в 6-10-летнем возрасте складывались познавательные интересы, развивались склонности к непрерывному расширению своего образовательного кругозора, укреплялось желание заниматься тем или иным видом искусства. Установлено, что познание реальных вещей, явлений, духовное и эстетическое освоение действительности осуществлялось преимущественно в процессе трудовой деятельности. Отсюда имела место тесная связь умственного воспитания с трудовым, эстетическим и нравственным воспитанием. Значительно полнее некоторые вопросы умственного воспитания подрастающего поколения освещены Х.Х.-М.Батчаевой в монографии «Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика)» (2002г.). Однако автор не ставил задачу раскрытия проблемы образования и умственного воспитания в народной педагогике Карачаево-Черкесии. Им освещены теоретические основы формирования традиционной культуры карачаевского народа как этнопедагогики, а также охарактеризовано культурное пространство карачаевской семьи.

Ф.Т.Кущетерова в монографии «Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев» (2000г.) раскрывает специфику воспитания семьянина и гражданина, показывает роль семьи в физическом, трудовом и нравственном воспитании детей, но вопросы умственного воспитания и »» образования автором не рассматриваются.

Попытку выявить ведущие положения карачаевской народной педагогики, относящейся к умственному воспитанию, предприняла С.А.Каракотова в кандидатской диссертации «Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании младших школьников» (Майкоп, 2003). Предметом ее исследования явился учебно-воспитательный процесс в современной начальной карачаевской школе. Автор рассмотрел некоторые источники народной педагогики Карачая, раскрывающие значение образования и умственного воспитания в формировании личности. В процессе опытно-экспериментальной работы создана модель умственного воспитания младших школьников на фундаменте современного образования в школе КЧР.

Таким образом, до настоящего времени проблема умственного образования и воспитания в карачаевской народной педагогике не была предметом самостоятельного исследования. Теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие специальных исследований, посвященных содержанию, формам, методам, технологии обучения и умственного воспитания, недостаточное внимание использованию положительного опыта народной педагогики в школе и семье, задачи повышения эффективности образования, обучения и воспитания подрастающего поколения обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии».

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе анализа, систематизации и обобщений педагогического опыта народов Карачаево-Черкесии раскрыть особенности содержания, средств и методов умственного воспитания подрастающего поколения и показать значение этого опыта для модернизации современного образования.

• Объект исследования: карачаевская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: содержание общего образования, профессиональной подготовки и процесс умственного воспитания подрастающего поколения как самодеятельное педагогическое творчество народов Карачаево-Черкесии в дофеодальный и феодальный периоды.

Цель исследования: научный анализ, систематизация и обобщение накопленного народами Карачаево-Черкесии опыта обучения и умственного воспитания детей, молодежи, выявление его прогностического значения.

Задачи исследования:

- охарактеризовать источники образования и умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Карачаево-Черкесии;

- раскрыть содержание общего образования и профессиональной подготовки;

- выявить и охарактеризовать основные средства, методы, технологию педагогического воздействия на детей и молодежь в целях их умственного развития и воспитания;

- показать актуальность традиций народной педагогики Карачаево-Черкесии для современной педагогики, школы и семьи.

Методологические основы и теоретическая база исследования.

Исходные методологические позиции исследования определял диалектический подход, позволяющий раскрывать сущность педагогических фактов, явлений на фундаменте историко-теоретического анализа с учетом того, что образование и воспитание обусловливаются экономическими, общественнополитическими и социокультурными факторами развития общества. Учитывались положения науки о всеобщей связи явлений природы и общества, мышления, о творческой и деятельностной сущности человека, преобразующего окружающий мир и самого себя. Имелась в виду г целостность и объективность изучения историко-педагогических фактов, явлений, концепций, связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и настоящего. Автор руководствовался идеей о том, что природосообразность воспитания характеризует единство и взаимосвязь биологического и социального в формировании личности.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

-. основные положения философии воспитания и образовательных систем (В.П.Борисенков, В.Л.Вульфсон, В.В.Краевский, В.В.Кумарин, Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, С.А.Смирнов, К.Д.Ушинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов); т концепцию целостного мирового педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, М.В.Богуславский, А.Н.Джуринский, В.И.Додонов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин);

- ведущие положения этнопедагогики как отрасли научных знаний, предметом которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания (М.Ю.Айбазова, Л.С.Алексеева, Л.Г.Андреева, И.А.Арабов, Х.Х.-М.Батчаева, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, М.Б.Гуртуева, М.Г.Загазежев, А.Э.Измайлов, Р.А.Ортабаева, К.Б.Семенов, Л.И.Ханбиков, Е.Е.Хатаев, С.М.Шакарян, И.А.Шоров).

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д.Левитова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, М.Г.Ярошевского.

В исследовании применялись следующие методы: изучение первоисточников, сравнительно-исторический анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по этнографии, народному творчеству, краеведению, историко-педагогические труды и монографии по исследуемому периоду, диссертации по проблемам этнопедагогики, труды по методологии историко-педагогических исследований, педагогическая периодическая печать.

Этапы исследования. Первый этап (1999-2001) - сбор фактического материала, его анализ и систематизация. На втором этапе (2001-2003) обобщался и систематизировался материал, устанавливались наиболее существенные связи педагогических фактов, явлений, определялись предварительные результаты исследования. На третьем этапе (2003-2004) проводилось целостное исследование процесса умственного воспитания и образования в народной педагогике Карачаево-Черкесии, определялись результаты исследования, завершалось оформление диссертации. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа таких источников, как мифы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игры, загадки и др. выявлены и охарактеризованы особенности содержания образования и умственного воспитания подрастающего поколения как самодеятельного творчества народа. Установлена связь знаний с жизнью, трудовой деятельностью, развитие мыслительных способностей на фундаменте знаний, выработка умения подниматься до обобщения усвоенных знаний и понимания высшей гармонии на земле. Раскрыты применявшиеся народной педагогикой средства, способы и приемы умственного воспитания, составившие основы педагогической технологии (развитие дара слова, общение, наглядность обучения, прочность усвоения знаний, беседы-экспромты в быту, процессе труда, рассказ, предметное обучение, элементы исследовательского метода, наставление, назидание, упражнение, пример).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт образования и умственного воспитания молодежи, накопленный народом, представляет собой научный анализ понятий и идей, составлявших фундамент теории образоЬания и воспитания в народной педагогике. Этот фундамент включает в себя идеал, цель, задачи, содержание и педагогическую технологию умственного воспитания, а также результаты реализации процесса умственного воспитания. Идеи народной педагогики Карачаево-Черкесии об умственном воспитании позволяют глубже и полнее осмысливать сущность педагогического процесса и его закономерности в современных условиях.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов и положений в современной практике обучения и умственного воспитания в национальной школе в целях их совершенствования и модернизации. Материалы и выводы могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике, использоваться в процессе повышения квалификации учителей, работников системы образования, а также в семейном воспитании.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены их соответствием методологическим и теоретическим подходам, адекватностью методов исследования поставленным задачам, внедрением полученных результатов в практику. Использованы достоверные источники, документы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мифы, сказания о нартах, сказки, пословицы, поговорки, песни, игры, загадки, а также природа являлись универсальным источником знания и развития интеллекта подрастающего поколения в народной педагогике Карачаево-Черкесии, школой мудрости.

2. В педагогическом опыте народа сведения по математике, обучение счету, элементарные понятия об окружающей природе, животном и растительном мире, об историческом прошлом своего народа, адыгский этикет, знания об организме человека и поддержании его здоровья, религиозные сведения были составной частью содержания общего образования детей и молодежи.

3. Система идей и опыт народа в профессиональной подготовке растущего человека: знания, умения и навыки, необходимые для хозяйственно-трудовой деятельности в области земледелия, скотоводства, кузнечного дела, различных видах ремесел, домашней промышленности, изготовления предметов домашнего обихода. Обучение профессии включало развитие общего интеллекта, выработку самостоятельности, инициативы, формирование творческого мышления.

4. Характеристика созданных народом основных средств, способов и приемов обучения и умственного воспитания: родное слово, общение, осмысленный труд, включающий применение знаний, самодеятельность, творчество, а также характеристика педагогических технологий, включавших применение наглядности, доступность обучения, прочность знаний, использование словесных (беседа, рассказ, объяснение) и практических (упражнение, предметный прием, выполнение практических заданий) методов обучения, приемов создания эмоциональности в обучении, использования назиданий, примера и др.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались в 2001-2004 гг. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на методических конференциях в Карачаево-Черкесском филиале Московского открытого социального университета в 2003-2004 гг., на педагогических чтениях в г. Черкесске в 2003 г., на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного университета в 2003-2004 гг.

Основные положения диссертации отражены в десяти публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Боташева, Земфира Хусеиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в отдаленном прошлом, когда у народов Карачаево-Черкесии еще не было школы, книг, из практических потребностей возникло искусство воспитания как элемент духовной культуры. Это было воспитание в семье, общине. Оно являлось народным и представляло собой естественную форму деятельности и поведения. Содержанием воспитания являлся совершенный человек. Чертами личности такого человека народ считал образованность, ум, трудолюбие, высокие нравственные качества.

Для детей, молодежи источником накапливаемой информации, необходимой хтя жизни, источником знаний об окружающей действительности, родником мудрости и основой мастерства в той или иной деятельности и в то же время средством воспитания духовно-нравственных потребностей растущего человека являлись мифы. Мифические, легендарные, былинные, сказочные герои народом рассматривались как образцы, достойные подражания.

Мифы народов Карачаево-Черкесии, в том числе сказания о нартах-богатырях, способствовали усвоению новыми поколениями мысли о том, что явления природы и общественной жизни, судьбы людей определяются жизненными интересами богов во имя сохранения единства мира, общности людей и природы. Такими знаниями дети, молодежь овладевали, участвуя в празднествах, посвященных божествам, в культовых обрядах, ритуалах. Герои нартского эпоса являлись борцами за счастье и свободу народа, за независимость и социальную справедливость. Знакомство с их образами расширяло умственный кругозор молодого поколения.

Карачаево-Черкесские народные сказки содержали познавательный материал. Они с малых лет вводили детей в таинственный мир гор седого Кавказа, приобщали их к народной мудрости, учили уму-разуму, прославляли сообразительность, догадку, помогали жить своим умом. Сказки расширяли круг знаний детей о явлениях природы, жизни животных, растительном мире, трудовой деятельности людей. В них подчеркивалась мысль о том, что знания - это сила человека. Сказки, отражая жизнь народа, культивировали у юной смены положительные черты личности, упрочивали межнациональные связи, внушали уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Образность, забавность, увлекательность делали их доступными и интересными, поучительными и назидательными. Сказки утверждали необходимость думать, размышлять, стремиться к знаниям, учиться.

Пословицы и поговорки («цвет народного ума») выступали действенным источником сохранения и распространения мудрости, опыта познания мира. В них содержались советы, наставления, ставились новые проблемы. Тем самым они развивали интеллект, активизировали самостоятельность в познавательной и трудовой деятельности. Сказки учили детей с малых лет бережно относиться к богатству родного языка. Образовательное и воспитательное воздействие сказок усиливалось благодаря тому, что они способствовали запоминанию своей формой изложения, стилем, динамикой развития событий, являлись экономными, продуктивными, поэтичными.

Песни народов Карачаево-Черкесии развивали ум, обогащали память детей тем, что в них воспроизводилась в художественной форме красота природы Северного Кавказа, отражались процессы трудовой деятельности, содержались призывы к красивым поступкам, прославлялись высшие, подлинно человеческие чувства. В песнях выступали в единстве и взаимодействии ум и поэзия. Благодаря воздействию на чувства воспеваемые образы, явления, поступки людей воспринимались ярче, полнее и глубже, а поэтому лучше осмысливались. Исторические и героические народные песни отражали конкретные факты из жизни народа, учили подрастающее поколение патриотизму, гуманизму, дружбе, товариществу.

Игры и загадки расширяли умственный кругозор, укрепляли познавательные силы, учили обшению. Народ поощрял игры познавательного характера (игры — «почемучки» и другие). Старшие направляли игры детей, стремились придавать этому виду деятельности коллективную форму. В целях развития у детей наблюдательности, логического мышления, остроумия широко применялись игры-загадки, состязания в отгадывании загадок и придумывании их.

У народов Карачаево-Черкесии сложился свой менталитет, созвучный среде их обитания. У них, как и у других горцев Северного Кавказа, основной средой обитания являлись горы. Это их вечный очаг, особый мир, особый душевный склад. Горы требовали постоянства, свободы. Они не прощали измены. Очаг предков ставился превыше всего. Культура взаимоотношений, поведения характеризовалась постоянством. Единство гор и их обитателей устанавливало свои обычаи и законы, свою нравственность, в том, числе «адыгэ хабзе», адыгство. Все это нашло широкое отражение в устном народном творчестве, в том числе в педагогической культуре. Вот почему универсальным источником знаний, мудрой школой для детей в народной педагогике Карачаево-Черкесии выступала природа. Среду обитания - природу Северного Кавказа - горцы рассматривали в нерасторжимом единстве с образом жизни людей, их характером, физическим обликом. От горного ландшафта зависела жизнедеятельность этноса, жизнь животных. Поэтому необходимым условием приспособления человека к жизни, одним из средств достижения гармонии его с природой у горцев было глу бокое знание особенностей животного и растительного мира, явлений природы. Народ отчетливо осознавал ведущую роль природы в становлении личности, ее духовном, интеллектуальном развитии. Подрастающее поколение убеждалось на собственном опыте в безграничных возможностях познания природы и необходимости бережного, подлинно человеческого отношения к ней. Красота природы Северного Кавказа, его заснеженные горы, альпийские луга, бурные реки, яркое солнце, редкая прозрачность и чистота воздуха — все это формировало мысль о достижении гармонии природы и человека, об ответственности человека перед природой. Образ жизни нардов Карачаево-Черкесии и законы развития природы представлялись подрастающему поколению как единое целое. Это выражалось, в частности, в культе гор, водных источников, деревьев и др. Понимание единства природы и человека приводило к отрицанию излишества, признанию природного равенства людей. Все это способствовало гуманизации знаний и воспитанию гуманной личности. Вот почему в народной педагогике Карачаево-Черкесии идеал воспитания включал три основные составные части совершенной личности: ум, доброту, трудолюбие. Природосообразность воспитания, экологическая культура, экологическое образование составляли характерную черту народной педагогики Карачаево-Черкесии.

Идеальное восприятие детьми окружающей природы, выработка у них представлений и понятий о гармоническом ее совершенстве вызывало глубокое раздумье о самоусовершенствовании личности, о силе человеческого мышления, стимулировало самообразование.

Таким образом, особенностью умственного воспитания, осуществлявшегося народами Карачаево-Черкесии, была его направленность на регулирование всей жизнедеятельности людей, в том числе их взаимоотношений, в специфических условиях обитания в горах, на поддержание гармонии между новыми, подрастающими поколениями и средой обитания.

Учитывая особенности природы ребенка, народ уделял разумное внимание умственному воспитанию в раннем детстве. Исторический опыт позволил народу сделать вывод о том, что именно в этот период жизни человека психика гибка, податлива, а поэтому в раннем детстве необходимо предпринимать все усилия для духовного развития, воспитания ума.

Умственное воспитание как составная часть формирования личности совершенного человека включало стимулирование стремления у расту щего ребенка к непрерывному самосовершенствованию ума, познавательных сил.

Способность к самосовершенствованию народ рассматривал как высшую ценность человеческой природы, высшее достоинство. В этой способности заключен весь смысл самореализации личности.

Мифы, сказки, пословицы и поговорки вместе с тем вооружали юную смену знаниями о героическом прошлом своего народа, что способствовало воспитанию ее в духе этнической самостоятельности и в то же время в духе дружбы с соседями. Источники подчеркивали, что «человек живет с человеком», а поэтому необходима взаимная забота о людях. Народы Карачаево-Черкесии смотрели в будущее и заботились о развитии соответствующих качеств, черт личности у подрастающего поколения.

В названных источниках образования отражены жизненные потребности народа в знаниях, необходимых для трудовой деятельности, раскрываются идеалы, его устремления, миропонимание, прослеживается связь знаний с социально-экономическими проблемами и нормами общественного поведения. С помощью названных источников осуществлялась реализация не только образования, но и воспитания. Образование и воспитание находились в едином потоке формирования совершенной личности, они взаимно дополняли друг друга. Духовные сокровища, рациональные знания, обобщенный жизненный опыт, мудрость прошлых поколений сохранялась и передавалась новым поколениям. Благодаря этому осуществлялась преемственная связь поколений.

В свою очередь, стремление к совершенствованию ума, к обогащению знаниям вырабатывало умение применять знания на практике, в процессе труда, объяснять происходящее в мире природы и активно преобразовывать ее. ставить на службу человечества.

Во всех источниках народной педагогики отчетливо прослеживается идея необходимости овладения молодежью определенными знаниями из самых различных областей жизни, понимания их преобразующей сущности, осознания значения непрерывного обогащения ума. Особое место народы Карачаево-Черкесии отводили изучению природы как среды обитания. Они всегда отличались здравым умом, сообразительностью, остроумием, что по» зволило им понимать сущность явлений природы и общественной жизни, давать им объяснения, делать содержательные обобщения и выводы. Ум народ рассматривал как одно из орудий познания и преобразования окружающей действительности. Умственное воспитание включало развитие самодеятельности и самостоятельности.

Исследование показало, что в народной педагогике Карачаево-Черкесии умственное воспитание как составная часть формирования совершенной личности включало общее образование. Оно представляло собой систему знаний, обобщающих опыт творческих преобразований деятельности, а также умения и навыки, необходимые для активной жизнедеятельности. Вместе с тем умственное воспитание связывалось с развитием интеллекта, пытливого ума, овладением народной мудростью. Источниками знаний и средством развития у детей ума-разума являлся жизненный опыт родителей, старших («старость - сама мудрость»).

В содержание образования входил определенный круг знаний, необходимых для саморазвития и самореализации личности. Основу таких знаний составляли сведения о математике, умение ориентироваться во времени, считать, знания о природе родного края, об историческом прошлом своего народа, идея защиты родной земли и борьбы с социальным угнетением, неспра-вехтивостью. Подрастающее поколение систематически знакомилось с адыгским этикетом как способом конструирования социальной реальности. Знание основ адыгского этикета, приобщение молодежи к нравственным ценностям своего народа, его образу жизни, усвоение норм и правил культуры поведения в народной педагогике Карачаево-Черкесии характеризовалось как нравственно ориентированный ум. Правила и нормы поведения включали основные добродетели, понятия о сотрудничестве, коллективизме, трудолюбии, об уважении и почтительности к старшим, женщине, детям, о гостеприимстве, куначестве и др. В содержание общего образования включались знания о прекрасном во всех сферах жизнедеятельности: в быту, труде, общении, поведении, природе, различных видах искусства (декоративно-прикладном, музыке, танцах, рисовании).

Образованный человек не мыслился вне религии. С XVIII века в Карачаево-Черкесии получила распространение мусульманская религия и культуpa, ставшая основой формирования у народа соответствующего миропонимания. Семья, община, мусульманское духовенство заботились о том, чтобы религиозное сознание являлось руководством к честной и праведной жизни.

Содержание общего образования очерчивало круг знаний об организме человека, укреплении и сохранении здоровья, предупреждении заболеваний, о гигиене и народной медицине, рациональном питании, о вреде для здоровья (физического и нравственного) спиртных напитков.

Сказанное выше дает представление о том, что содержание общего образования в народной педагогике Карачаево-Черкесии определялось социологическими условиями жизни, потребностью трудовой деятельности, национальными традициями, нормами и требованиями адыгского этикета, заповедями мусульманской религии. Оно являлось составной частью системы умственного воспитания подрастающего поколения в широком смысле слова, носило гуманно-демократический характер.

Результаты проведенного исследования позволили установить, что в содержание образования и умственного воспитания народы Карачаево-Черкесии включали овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Это было обусловлено потребностями хозяйственно-трудовой деятельности. Характерной чертой профессиональной подготовки подрастающего поколения являлась его универсальность. В процессе этой подготовки имело место половозрастное разделение детей, молодежи. Родители, взрослые передавали своим питомцам не только общие и профессиональные знания, опыт, но и свою мудрость, частицу своей души, культуры. Они стремились к тому, чтобы изготавливаемые молодежью продукты труда выступали как овеществленное и одухотворенное знание.

У народов Карачаево-Черкесии в дореформенный период и в последующие годы, наряду с земледелием, скотоводством, развивались кузнечное дело, ремесла, домашняя промышленность (обработка сельскохозяйственного сырья, животноводческой продукции, изготовление изделий из шерсти, кожи, ковров, предметов домашнего обихода и др.). Объем и уровень передаваемых молодому поколению устно, в процессе трудовой деятельности профессиональных знаний, умений и навыков являлся необходимым и достаточным для жизнедеятельности народа. Известно, что крестьяне были профессионалами в области земледелия, животноводства, ремесла. Они владели десятками профессий. Вместе с тем профессиональные знания, умения и навыки расширяли у юной смены общеобразовательный кругозор, формировали рационатьный взгляд на мир — на природу, общественную жизнь, человека.

Анализ источников дает основание заключить, что народы Карачаево-Черкесии особое внимание уделяли непрерывному обогащению детей, молодежи знаниями о сельскохозяйственном производстве, ремесле, других видах труда, в которых участвовали юные труженики. Наиболее полно подрастающее поколение овладевало сведениями о животноводстве, земледелии, садоводстве, навыками в обращении с сельскохозяйственными орудиями, умениями изготовления необходимые в труде и быту простейших орудий, предметов домашнего обихода. В общем контексте профессиональной подготовки подростки, юноши получали представление, элементарные понятия, относящиеся к метеорологии, астрономии, географии, естествознания. Обучение профессии предполагало развитие самостоятельности, инициативы, творчества. Результаты профессиональной подготовки обусловливались особенностями жизнедеятельности семьи, возрастными и индивидуальными особенностями молодежи.

Обогащение подрастающего поколения знаниями, развитие умственных сил и способностей осуществлялось с помощью сложившейся в опыте народы системы средств, способов, приемов, дающих современное представление о технологии умственного воспитания.

К основным средствам воспитания ума народ относил родное слово. Дети с колыбели усваивали «материнский язык», обогащали свою лексику, создавали собственные слова. Развитию дара слова способствовали непрерывное общение детей с родителями, старшими, сверстниками, а также словесные игры, заучивание стихотворений, прибауток, скороговорок, песенок. С ранних лет детей учили культуре речи, красоте слова. При этомо^сдользовались нормы и правила адыгейского этикета, обращалось внимание на то,-каким должно быть при разговоре выражение лица, когда необходима улыбка, что означает доброжелательность разговора и др. • •

Действенным средством умственного воспитания в народной педагогике Карачаево-Черкесии выступает труд детей, удовлетворяющий материальные и духовные потребности ребенка, семьи, общины. Усилия родителей направлялись на то, чтобы детский труд был посильным, увлекательным, свободным и творческим, чтобы соединялись физические усилия ребенка с умственными. Юным труженикам разъяснялась цель предстоящей работы, показывалось значение знаний в производительном труде. Педагогическая мудрость народа проявлялась и в том, что дети, выполняя ту или иную работу, испытывали потребность осмысливать ее, понимать преобразующую силу труда. Они убеждались в том, что рациональные знания помогают трудиться осознанно, с радостью, производительно, творчески.

Педагогическая технология в народной педагогике Карачаево-Черкесии включала такие дидактические принципы, как наглядность, систематичность и последовательность, доступность и прочность знаний, умений и навыков.

Родители, взрослые, организуя обучение детей в тех или иных условиях, использовали в качестве источника знаний предметы и явления окружающей действительности; вещи, заменяющие предметы в натуре; образную наглядность. При этом они стремились представить изучаемые вещи так, чтобы они воздействовали на многие органы чувств детей. Реализацией принципа наглядности являлись наблюдения, практическая и трудовая деятельность обучаемых. Для обеспечения доступности и прочности усвоения знаний использовались такие приемы, как связь нового материала с ранее изученным, повторное создание образовательных ситуаций, использование жизненного опыта детей, развитие внимательности, предупреждение забывания.

Ведущим и интегральным методом умственного воспитания в народной педагогике Карачаево-Черкесии выступает общение. Своеобразие этого метода в обучении сказывается в том, что в общении проявляется человеческая сущность. Оно строится на основе взаимопонимания, сотрудничества, стремления доставить людям радость. Соблюдение именно этих требований к общению делает его как средством, так и специфическим методом обучения. Общение детей и взрослых позволяет первым воспроизводить, усваивать сущность предметов и явлений окружающего мира, развивать мыслительные способности, речь, память, проявлять интеллект, реализовывать личность. ^

В целях образования и умственного воспитания подрастающего поколения народ широко использовал такие методы, как беседа, рассказ, объяснение. Беседы проводились у домашнего очага и в поле, в процессе совместной работы взрослых и детей, во время прогулок, в специально отведенные часы. Словесные методы позволяли формировать у молодежи устойчивые жизненные взгляды, убеждения, формировать самостоятельное мышление. Сложившийся в опыте карачаевских семей «предметный прием» обучения представлял собою начальную стадию исследовательского метода обучения.

Практические методы и приемы обучения способствовали углубленному усвоению знаний, упрочнению их, выработке умений и навыков познавательной и трудовой деятельности, развитию активности и самостоятельности в овладении общими и профессиональными знаниями. Такие приемы обучения, как сравнение, назидание, создание эмоционального фона, благопожела-ния, создание общественного мнения были направлены на активизацию познавательной деятельности детей, молодежи. В созданных народом педагогических технологиях присутствовала идея развивающего и воспитывающего обучения. Эти технологии были направлены на самореализацию личности. В них нашли отражение принципы гуманной педагогики, реализовывалась мысль о развитии интеллекта, всех заложенных природой творческих сил и способностей, самостоятельного творческого мышления, формирования научных убеждений.

Успех реализации названных выше средств, методов, приемов, составляющих основы педагогической технологии, народ связывал с личным примером родителей, их авторитетом. Родители должны непрерывно обогащать свои знания, обобщать жизненный личный опыт, совершенствовать «остроту ума», всегда и вор всем показывать примеры, достойные подражанию, делиться с детьми богатствами своей души, заботиться об их воспитании, проявлять к ним сдержанную и мудрую любовь.

Знания, умения и навыки, которыми дети овладевали в родительском доме в результате целенаправленного воздействия старших, в процессе участия в различных видах деятельности ориентировали их на целостное восприятие широкой картины мира, на активное участие в жизнедеятельности семьи, общины. Содержание общего образования и профессиональной подготовки, средства, методы обучения, педагогические технологии ориентировали подрастающее поколение на воспроизводство преимущественно индивидуального, а не общественного опыта.

Результаты нашего исследования показали, что в народной педагогике Карачая и Черкесии вооружение подрастающего поколения знаниями, воспитание ума осуществлялось не только как практика. Вместе с практикой народ осмысливал опыт, а это означает, что на уровне народной педагогики отчетливо прослеживаются сущность воспитания как духовно-практическое освоение мира. Единство педагогической деятельности и педагогической мысли является характерной чертой народной педагогики как системы научных знаний о педагогическом процессе.

В условиях современной социально-экономической жизни Карачаево-Черкесии народная педагогика является одним из приоритетных направлений возрождения национальных традиций, совершенствования духовной жизни народов Республики и ценностной ориентации интеллектуального и духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения.

Современное школьное образование на Северном Кавказе, в том числе в Карачаево-Черкесии, нуждается в существенной корректировке. Особенно неотложной она становится после трагедии в г.Беслане. Как подчеркнул президент Российской Федерации В.В.Путин на расширенном заседании правительства 21. сентября 2004 года, в регионе сохраняется безработица, низок-уровень образования подрастающего поколения; а в этом заключается одна из пршшн- нестабильности в регионе., > .•■•. г. .' -: i-i " ^ih-sm:.: . Повышению уровня и качества образования, умственного воспитания, на.наш. взгляд, может способствовать критическое использование^ ценного опыта педагогики народов Карачаево-Черкесии в области образования, обучения и умственного воспитания молодежи, а именно:

- усиление в содержании образования, особенно начального, материала, раскрывающего его этнокультурный концепт в контексте развития современного общества; продуктивное применение в качестве одного из источников знания, особенно в начальной школе, устного народного творчества; мифов, былин, сказок, сказаний, народных песен, загадок, пословиц, поговорок;

- обогащение учащихся лексикой, отражающей культуру, обычаи и традиции народа (толкование слов с помощью контекста, перевод слов с родного языка на русский, подбор синонимов и антонимов, употребление слов в собственных текстах, написание сочинений на лингвистические темы, анализ фразеологизмов и др.);

- использование в курсах географии, естествознания краеведческого материала, в том числе занимательного краеведения, способствующего воспитанию разумного, заботливого отношения к природе;

- рациональное использование на уроках физической культуры природных факторов в целях совершенствования физического воспитания и повышения продуктивности умственного труда школьников;

- включение в соответствующие темы курсов географии, биологии, анатомии и физиологии человека сведений о природных средствах народной медицины и умелом использовании их;

- сочетание художественного чтения народных сказок с музыкальным сопровождением, занятиями рисованием, лепкой, танцами; создание детьми сказок; изготовление игрушек по мотивам народных сказок;

- использование загадок при составлении тестов успешности и выявления умственной одаренности;

- усиление самостоятельной работы учащихся на всех этапах провеле-ния.урока; при проверке выполнения домашнего задания и опросе учащихся, при изложении нового материала и его закреплении; в процессе домашней работы; обучение школьников приемам самостоятельной работы и самоконтролю;

- выработка умения планировать учебную работу, использовать наиболее рациональные приемы записи прочитанного;

- изучение на всех ступенях школьного образования истории своей Республики (при концентрическом расположении материата в соответствии со ступенями обучения);

- включение в число обязательных учебных дисциплин в республиках Северного Кавказа курса «Адыгский этикет», разработка примерной программы этого курса и учебного пособия к нему;

- использование на уроках и других учебных занятий способов и приемов обучения, накопленных народной педагогикой в целях развития у детей внимания, воображения, памяти, мышления, организация в учебном процессе практической деятельности учащихся, опытничества, конструирования, моделирования, опора на их жизненный опыт;

- сравнение культуры народов Карачаево-Черкесии с культурой других народов, в том числе русских, в процессе изучения всех учебных дисциплин с целью формирования у учащихся понятия об общечеловеческих ценностях и ориентации на диаюг культур при сохранении культурной идентичности данного народа; реализация идеи этноориентированного поликультурного образования;

- развитие у школьников навыков импровизации в различных жанрах фольклора и исполнительского искусства; знакомства с декоративно-прикладным искусством своего народа; овладение навыками приготовления национальных блюд, моделирования национальной одежды;

- непрерывное, систематическое использование в педагогическом процессе народных заповедей, поверий, правил речевого поведения, обрядовых традиций;

- развитие у учащихся умения применять знания на практике, в различных видах трудовой деятельности, проявлять при этом инициативу, смекалку, творчество;

- акцентирование внимания учащихся на материале, содержащем теоретические основы современного производства, характерного лля данного региона;

- усиление внимания развитию умственных способностей учащихся в процессе реализации задач профильного обучения. При изучении таких традиционных для горцев Северного Кавказа профессий, как художественная резьба по дереву, художественная обработка металла, вязанье и шитье национальной одежды, декоративно-прикладное искусство и других делать акцент на развитие у школьников умений использовать соответствующий опыт народной смекалки, сообразительности, инициативы, изобретательности, на поощрение их стремления непрерывно совершать свое профессиональное мастерство. В обучении учащихся игре на национальных музыкальных инструментах, театральному искусству, танцам полнее раскрывать им сущность народного искусства как часть духовной культуры общества, подчеркивать национальное своеобразие этого искусства, его связь со знаниями, трудом. Формировать у школьников опыт создания художественных образов путем упражнений, творческих поисков с опорой на общекультурные знания и их индивидуальные способности;

- организация систематической экологической деятельности школьников (особенно в городской местности);

- организация фольклорных кружков с целью сбора и изучения материалов о культуре и традициях народа;

- активизация педагогического просвещения родителей, усиление пропаганды опыта народной педагогики с учетом современных условий жизни; ориентация родителей на необходимость непрерывного приобщения детей к национальной культуре в условиях родного дома; изучение детьми родословной (истории семьи);

- создание методических пособий для учителей по использованию опыта народной педагогики в совершенствовании учебно-воспитательной работы современной национальной школы;

- усиление этнопедагогического аспекта в профессионально-творческом становлении учителя национальной школы

Сказанное выше позволяет заключить, что опыт и традиции умственного образования и воспитания, отраженные в народной педагогике Карачаево-Черкесии, заключают в себе общечеловеческие и национальные ценности, не утратившие своего значения для современной педагогической теории и практики. Полученные результаты исследования не претендуют на полноту решения рассматриваемой проблемы. В процессе дальнейших исследований представляется необходимым изучение особенностей воспитания у молодежи духовности, толерантного сознания средствами народной педагогики, выявление этнокультурных основ современной дидактики, в том числе образовательных технологий, использование традиций народной педагогики в формировании профессионализма учителя и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боташева, Земфира Хусеиновна, 2004 год

1. Абаева В.З. Сатана-Сатаней-Гуаша // Сказания о нартах эпос народов Кавказа.-М.: 1969.

2. Абазинские народные сказки. — М.: Наука, 1985.

3. Адыгейские сказки. Майкоп, 1957.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. //Сост.: В. Гарданов. Нальчик: «Эльбрус», 1974.

5. Адыгский фольклор. В двух книгах. Под ред. Е.П. Шибинского и A.M. Гадагатля. Кн. I. Майкоп: Краснодарск. кн. изд-во, 1980.

6. Азаматов К.Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980.

7. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1999.

8. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. -Карачаевск: изд. КЧГУ, 2003.

9. Алиев С.Ч. Карачаевские народные загадки. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1984.

10. Ю.Алиев У. Карачай (Карачаевская автономная область). — Ростов-на-Дону: Крайнациздат, 1927.

11. П.Алиева А.И. Карачаево-Балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983.

12. Амонашвили Ш.А. Кит, на котором держится воспитание // Учительская газета, 1984, 5 февраля.

13. Анталогия балкарской поэзии. Нальчик, 1958.

14. Арабов И.А. Семья . и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. — Карачаевск: КЧГПУ, 1996.

15. Аутлева С.А. Традиции и общественные функции адыгских историко-героических песен // Ученые записки Адыгейского НИИ экономики и языка. Т.З, Майкоп, 1964.

16. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М.: Школьная пресса, 2003.

17. Батчаева Х.Х.-М., Узденова М.М. Умственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики. Карачаевск: изд. КЧГПУ, 1999.

18. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Казань: изд. КГУ, 2001.

19. Батчаева Х.Х. М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). - Казань: изд. КУ, 2002.

20. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: «Эль-Фа», 1999.

21. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика, 1999, № 6.

22. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Наука, 1975.

23. Бларамберг И. Кавказская рукопись. — Ставрополь: Кн. изд., 1992.

24. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика, 2004, № 1.

25. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

26. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашек, кн. ид-во, 1989.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: изд. центр «Академия», 1999.

28. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т. II. Махачкала, 1989.

29. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала, 1971.

30. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку: изд. АГУ, 1970.

31. Гегель Г.В. Философия духа. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.-М., 1977.

32. Герюгова 3. Традиции этического и эстетического воспитания в карачаевской народной педагогике // Воспитание школьников, 2003, № 10.

33. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

34. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик: «Эльбрус», 1997.

35. Гуртуева М.Б. Народная педагогика — молодому учителю. -Карачаевск: изд. КЧГПУ, 1999.

36. Гутов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик: «Эльбрус», 1999.

37. Джуртубаева М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. -Нальчик: «Эльбрус», 1991.

38. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам. / АБКИЕА. Нальчик, 1974.

39. Егорова Л.П. Изучение фольклора Карачаево-Черкесии. -Ставрополь: краевое кн. изд., 1964.

40. Жуков В.П. О словаре пословиц и поговорок // Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Изд. «Сов. энциклопедия», 1966.41.3газежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик: «Эльбрус», 1996.

41. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Педагогика, 1991.

42. Кавказские горцы. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. I, Тифлис, 1868.

43. Каракотова С.А. Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников // Дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 2003.

44. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. Черкесск: КЧКИ, 1961.

45. Карачаево-балкарский фольклор. Хрестоматия. Нальчик: «Эльбрус», 1996.

46. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик: «Эльбрус», 1983.

47. Карачаево-балкарско-русский словарь. М.: Русский язык, 1989.

48. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890, т.1.

49. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969.

50. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковскогог. Изд. 2-е. М.: Наука, 1986.

51. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.

52. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.: 1961.

53. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: 1996.

54. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: 1994.

55. Кумарин В.В. Школу спасет педагогика. Но природосообразная. // Народное образование, 1997, № 5.

56. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика. // Народное образование, 2001, № 1.

57. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (историко-педагогическое исследование). — Ставрополь: КЧГПУ, 2000.

58. Лебеденко А. Радость — воспитательная сила в народной педагогике.// Народное образование, 2004, № 2.

59. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

60. Лилов А.И. Очерки из быта горских мусульман. Тифлис, 1855. Вып.3.

61. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 1993, № 2.

62. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебн. пособие для студ. пед уч. заведений. 4-е изд. -М.: Юрайт — М, 2001.

63. Магомедов P.M. Новое время и старые обычаи. Махачкала: Даггиз, 1966.

64. Макаев В.В. К вопросу о методологии исследований по истории отечественной педагогики // Гуманистическая направленность педагогики в России. Пятигорск: изд. ПГПИИЯ, 1994.

65. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999, №4.

66. Макаев В.В. История педагогики и образования. Опорные конспекты, тезисы, схемы. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 2001.

67. Макаев В.В., Казалиева А.К. Педагогика для социальных работников. Учебн. пособие. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2003.

68. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч, т.4, м., 1984.

69. Марьясис Е.Д., Ахвердов А.Г. Уроки семейной жизни. Ставрополь, Кн. изд., 1987.

70. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. — Нальчик, 1984.

71. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Леркесии. Черкесск, 1983.

72. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992.

73. Мифологический словарь.-М.: 1991.

74. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). С Пб.: РГПУ, 1996.

75. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: «Эльбрус», 1992.

76. Наговицын А. Педагогический аспект мифа // Педагогика, 2003, №8.

77. Назаревич А.Ф. В мире городской народной сказки. — Махачкала, 1962.

78. Народное поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев / Сост.: Т.М. Хаджиева. Нальчик: «Эльбрус», 1988.

79. Народные сказки балкарцев и карачаевцев. / Сост.: А. Алиева. М., 2003.

80. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. -М., 1994.

81. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика, 1990, № 9.

82. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик: «Эльбрус», 1994.84,Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск: Ставропольское кн. изд., 1977.

83. Ортабаева Р.А.-К., Мижаев М.И. и др. Пословицы и поговорки народов Карачаево Черкесии. - Черкесск: Ставропольское кн. изд., 1990.86,Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образы. В.Е., 1879, т. 4, кн. 8-9.

84. Очерки истории Карачаево Черкесии. - Т. 2. Ставрополь: кн. изд., 1967.

85. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. уч. зав. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школа - Пресс, 1998.

86. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996.

87. Педагогика в этнокультурных традициях народа // Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск 7. М. - Воронеж: Изд. НПО «Модэк», 2003.

88. Педагогика в этнокультурных традициях народа // Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск 8. М. - Воронеж: Изд. НПО «Модэк», 2004.

89. Песни народов Северного Кавказа. Под ред. Г. Регистана. JL: Сов. писатель, 1976.

90. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

91. Пословицы и поговорки народов Карачаево — Черкесии. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990.

92. Психология. Словарь / Под общ! ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990.

93. Пушкин в воспоминаниях современников. — М.: Литиздат, 1950.

94. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993.

95. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа Черкесск: Ставропольск. кн. изд., 1980.

96. Сборник карачаевских сказок «Волшебная сабля». Черкесск, 1980.

97. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1998.

98. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. — Майкоп: изд. АГУ, 2000.

99. Сказки адыгских народов / Сост. А.Алиева. — М.: 2003.

100. Сказки народов Карйчаево-Черкесии. — Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1992.

101. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. уч. завед. М.: Школа-Пресс, 1997.

102. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: изд. «С.Э.», 1966.

103. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед. общество России, 2000.

104. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. Ю8.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение,1979.

105. Сухомлинский В.А. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. (Антология гуманной педагогики).

106. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. Т.З, М.: Просвещение, 1981.

107. Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик: «Эльбрус», 1973.

108. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 г). Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1994.

109. ПЗ.Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2003.

110. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч., т. 2.

111. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Собр. соч., т. 2.

112. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч., т. 2.

113. Ушинский К.Д. Род1юе слово. Пед. соч. в 6 томах. — М.: Педагогика, 1988. Т. 2.

114. Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ. Собр. соч., т. 3.

115. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. Собр. соч., т. 11.

116. Фазиль И. Софичка // Знамя, 1995, №11.

117. Филиппов В.М. Модернизация российского образования // Педагогика, 2004, № 3.

118. Хажуев А.К. Путь к светлой жизни // Ленинский учебный городок. -Нальчик, 1964.

119. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. — М.: Педагогика, 1993.

120. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Физические упражнения и игры адыгов. Майкоп: Адыгейск. кн. изд., 1990.

121. Черный орел. Карачаевские народные сказки / Пер. с карач. И. Румянцевой. М.: Дет. лит., 1981.

122. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.

123. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыг. республ. кн. изд., 1999.

124. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.

125. Эльканов М.К. Дидактический материал по карачаевскому языку. -Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1988.

126. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21.

127. Энеева Е.Х. Этика запрета в Исламе. — Санкт-Петербург, изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

128. Энеева Е.Х. Основы нравственной культуры горцев (адыгская этика). Пятигорск: изд. ПГЛу, 2003.

129. Этнопедагогика. Программа и методические рекомендации // Сост.: И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева. Карачаевск: изд. КЧГПУ, 1995.

130. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995, №2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.