Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа: На примере карачаевцев и балкарцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хачирова, Зимфира Кемаловна

  • Хачирова, Зимфира Кемаловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 153
Хачирова, Зимфира Кемаловна. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа: На примере карачаевцев и балкарцев: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2002. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хачирова, Зимфира Кемаловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Научно-педагогические основы принципа народности.

1.1 Идея народности в истории педагогической мысли

России.

1.2 Принцип народности как основа воспитания и обучения в педагогике XX века.

ГЛАВА 2. Традиционная педагогическая культура как социально - педагогический феномен.

2.1. Характеристика традиционной педагогической культуры.

2.2. Факторы и средства народной педагогики основа традиционной педагогической культуры.

ГЛАВА 3. Специфика народной педагогической культуры карачаево-балкарского народа.

3.1. Педагогические взгляды карачаево-балкарских просветителей.

3.2. Народная педагогическая культура карачаево-балкарцев.

3.3. Основы использования традиционной педагогической культуры карачаево-балкарцев в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа: На примере карачаевцев и балкарцев»

Серьезнейшей проблемой российского образования сегодня стала проблема национальной школы. Фактическая утрата населяющими Россию народами их самобытности, их языка и культуры в результате многолетней и планомерной русификации осознается в автономиях как национальная трагедия. Возрождение национальных культур, несомненно будет идти через национальные школы.

Настоящая работа посвящается исследованию принципа народности как основы педагогической культуры карачаевцев и балкарцев.

Комплексного исследования педагогической культуры карачаевцев и балкарцев до настоящего времени не имеется. Данное исследование предпринято автором на основе материалов, собранных в полевых условиях, на основе анкетирования студентов и школьников образовательных учреждений Карачаево-Черкесской и Кабардино

Балкарской Республик. В работе также использованы материалы и документы Российского государства, труды отечественных и зарубежных авторов, архивные источники.

Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов к воспитанию и обучению, соответствующих радикальным изменениям социально-экономических условий, укрепления общественной связи образования с историко-культурным наследием страны, удовлетворения культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа.

Одна из важнейших проблем социокультурной жизни общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. Именно она призвана передать молодым людям бесценное богатство, накопленное многими поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. В наше время это не единственное, но одно из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированное™.

В истории общественно-педагогической мысли России освещались различные аспекты национального воспитания и обучения (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и другие).

Эти идеи нашли отражение в работах русских просветителей: В.Г. Белинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, Н.И. Пирогова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других). Они разрабатываются современными учеными Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Гончаровым, В.А. Кобылянским, В.Ю. Троцким, В.К. Шаталовым и другими. Ими утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.

Актуальность исследования вытекает так же и из мысли о решающей роли народа в истории.

Особенно велика роль народа в возникновении и развитии педагогической культуры.

До возникновения письменности народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение в процессе практики воспитания и в произведениях устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальные педагогические мысли.

Широко известны народные карачаево-балкарские сказания о нарте /богатыре/ Сосруко. Они носят ярко выраженный педагогический характер.

Несомненно, что принцип народности воспитания является основой педагогической культуры горских народов Северного Кавказа, поэтому эту тему необходимо исследовать и анализировать. Необходимость исследования подтверждает так же историко-педагогический анализ.

На развитие просвещения и науки о воспитании, образовании и обучении большое влияние оказывали просветители народов Карачая, Балкарии, Адыгеи, Черкесии, Кабарды: Ш.Б. Ногмов И.П. Крымшамхалов, И.М. Байрамуков, М.Г.Хан-Гирей и др. В их трудах выдвигалась и обосновывалась идея сочетания национального и интернационального воспитания, отстаивались требования обучения детей на родном языке, женского образования, трудового воспитания.

За последние годы в нашей стране и в других странах появилось значительное количество исследований по национальной педагогике. Почти во всех республиках и автономиях работают ученые в этом направлении (Я.И.Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Волков, И.А. Шоров, Х.Х-М. Батчаева, М.Б. Гуртуева, К.Б. Семенов и др.).

Одновременно также в наше время проблемы педагогической культуры вызывают особый интерес у философов, психологов, педагогов. (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, Б.М. Багандов, В. А. Бачинин, М.С.Каган).

Конец 80-х годов был ознаменован резким возрастанием интереса к проблемам культуры, и, как следствие этого, появлением целого ряда исследований, посвященных проблеме формирования культуры личности. Разнообразные аспекты культуротворческой деятельности и ее влияние на все стороны жизни общества рассматриваются в работах философов Э.А. Баллера, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна.

Важность и актуальность исследований рассматриваемой нами проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что она вызывает большой интерес в современной педагогической практике.

Педагогическая культура - интегральное качество личности, включающее в себя массу различных качеств и свойств, таких как творческая активность, нравственные качества, культура общения, формирование у себя потребности к совершенствованию педагогического мастерства. Все эти компоненты педагогической культуры освещаются в работах Е.В. Бондаревской, Э.А.Гришина, В.А. Кан-Калика.

Авторы обосновывают непреходящую ценность этих качеств для формирования личности учителя, его культуры и обосновывают эффективные пути и средства совершенствования этих свойств в учебном воспитательном процессе педагогического вуза, а также в процессе непрерывного образования учителей. Ценным является определение воспитательных возможностей педагогических дисциплин, педпрактики и внеучебной работы студентов для конкретизации и углубления знаний, умений будущих учите лей в области их культуротворческой деятельности и навыков развития у себя качеств педагогически культурного специалиста.

Однако, на наш взгляд существует необходимость более глубокого изучения данной проблемы. В связи с этим мы определили тему исследования: «Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа / на примере карачаевцев и балкарцев/».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каково влияние принципа народности на содержание и формы традиционной педагогической культуры.

В соответствии с вышеизложенным цель нашего исследования: влияние принципа народности на содержание и формы традиционной педагогической культуры.

Объект исследования -педагогическая культура горских народов Северного Кавказа /карачаевцы, балкарцы/ в аспекте реализации принципа народности.

Предмет исследования - процесс взаимодействия принципа народности с педагогической культурой карачаевцев и балкарцев.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что постоянные попытки реформирования образования не дают желаемых результатов, так как «копирование» зарубежного опыта без знаний и учета своей национальной «почвы», национальной психологии, не привело к позитивным результатам, тенденциям, изменениям, а наоборот. Вследствие этого назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построение ее на народной основе.

Цель, объект, предмет и гипотеза, в свою очередь, определили конкретные задачи исследования:

1. Осуществить историко-педагогический анализ развития принципа народности воспитания в России.

2. Рассмотреть сущностную характеристику традиционной педагогической культуры.

3. Определить направления влияния принципа народности на традиционную педагогическую культуру.

4. Выявить самобытные прогрессивные идеи и опыт воспитания карачаево-балкарского народа.

Методологические основы исследования включают: идеи народности воспитания, в трудах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, J1.H. Толстого, П.Ф. Каптерева и др.; положения гуманистической русской философии о соотношении общечеловеческого и национального в культуре; аксиологический, системный, деятельностный и культурологический подходы к образованию; философско - педагогические взгляды карачаево - балкарских просветителей X. Халилова, М. Акбаева, И. Крымшамхалова и др.

Теоретическую основу исследования составили философские идеи по проблемам культуротворческой деятельности и ее влияния на все стороны жизни общества (Э.А. Баллер, М:М. Бахтин, B.C. Библер), важнейшие положения педагогики, психологии, труды отечественных ученых и их научные идеи касающиеся вопросов педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик), идеи русских педагогов и общественных деятелей XIX- начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), видевших необходимость воспитания уважения к Отечеству, его историческому прошлому, признании опыта народной педагогики, выработанной столетиями, стремлении к созданию подлинно национальной системы просвещения.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы; анализ нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данному направлению; выявление новых документов, источников и комплексное изучение педагогического наследия карачаево-балкарского народа, его прогрессивных идей и опыта народной педагогики; отбор, классификация, систематизация и обобщение фактов и материалов по теме исследования, хранящихся в архивах Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик; логико-исторический анализ литературы по педагогике, психологии, философии, социологии, филологии, раскрывающей различные аспекты и подходы к понятиям "педагогическая культура", "народность" воспитания; сравнительно-сопоставительный анализ в обобщении опыта работы школ и вузов по формированию педагогической культуры; наблюдение, анкетный опрос, беседы, работа по сбору фольклорного материала, анализ продуктов творческой деятельности студентов.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1996-1998) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, этнографической и методической литературы по теме исследования. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.

На втором этапе исследования (1998-2000) уточнялась тема, задачи, гипотеза исследования, разрабатывались программы курса по выбору, в частности, «К.Д. Ушинский - основоположник принципа народности», изучались и анализировались материалы государственного архива Северного Кавказа (г. Ростов-на-Дону).

На третьем этапе (2000-2002) проводился анализ и обобщение результатов исследования, оформлялись выводы, осуществлялось оформление диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены особенности развития национальной школы, основу которой составляют самобытные педагогические традиции, ориентированные на принцип народности и диалог культур

- обоснован подход к принципу народности воспитания как основе педагогической культуры карачаевцев и балкарцев;

- раскрыты сущность и научно-педагогические основы принципа народности, традиционной педагогической культуры;

- разработаны критерии и показатели принципа народности в воспитании;

- рассмотрены факторы и средства народной педагогики как основы традиционной педагогической культуры.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечивается четкостью методологических позиций автора, соответствие методов исследования его задачам и логике, применением комплексной методики исследования, привлечением широкого круга источников, объективностью использования этнографического материала.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы вносят реальный вклад в повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; способствуют дальнейшему развитию истории педагогики, являясь конкретным вкладом в педагогику, а также создают благоприятные условия для совершенствования преподавания педагогических наук в вузе.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что осуществлен историко-педагогический анализ принципа народности воспитания в России, рассмотрена сущностная характеристика традиционной педагогической культуры, выявлены самобытные прогрессивные идеи и опыт воспитания карачаево-балкарского народа. Основные положения диссертационного исследования можно применять в процессе обучения студентов педагогических вузов и педагогических училищ, в работе с родителями.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме научных сообщений на заседаниях лаборатории Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, на кафедре педагогики Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, а также на расширенном объединенном заседании кафедр общей педагогики, кафедры психологии, кафедры карачаевского языка и литературы. Результаты исследования были доложены на научно-практических конференциях: «Семейная этнопедагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, 1996), «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1997), на конференции преподавателей и аспирантов «Алиевские чтения» (Карачаевск, 1999-2002). Результаты исследования нашли свое отражение в одиннадцати публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ отечественной общественно-педагогической мысли XVIII -XX в.в. позволяет утверждать, что принцип народности является методологическим основанием развития теории национального образования в России. Методологическое значение принципа народности состоит в том, что его реализация обеспечивает сохранение связи образования с национальной культурой, историей, воспитательным идеалом народа, потребностями народной жизни, способствует приобщению личности к своим культурно-историческим корням, воспитанию патриотического чувства и ее становлению в контексте национальной самобытности.

В теоретическом плане народность следует рассматривать как ведущий, универсальный педагогический принцип, сущность которого раскрывается путем анализа противоречия между общими тенденциями развития образования в мире и особенными чертами национального образования. Народность синтезирует общечеловеческие и национальные ценности образования, при их разумном сочетании.

Одним из важнейших направлений реализации принципа народности в современной школе является включение в содержание образования национально - регионального компонента, который способствует предупреждению национального обезличивания школы, ее перекосов в сторону подражательности, некритического отношения к иностранному опыту.

Принцип народности способствует стабилизации современной школы на основе сохранения традиционной педагогической культуры.

2. Традиционная педагогическая культура - это сфера материальной и духовной жизни народа, прямо и непосредственно связанная с воспитанием подрастающего поколения, включающая в себя совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, этических и эстетических воззрений, идей, сведений, способов и средств обучения и воспитания подрастающего поколения, приобщения его к условиям общественной жизни и производства, являющих собой основу, на которой строится педагогическая культура настоящего и будущего. Сущностными характеристиками традиционной педагогической культуры являются: естественность народного воспитания, природосообразность, преемственность, массовость, коллективный характер воспитания, ориентация на образ идеального человека.

3. Карачаево-балкарская народная педагогическая культура имеет глубокие исторические корни, не утерявшие своего значения до настоящего времени. К их числу относится, прежде всего, культ воспитания, который заменял горцам многие социальные институты, обычай аталычества, ориентация в семейном воспитании на «Тау адет», традиция «Мамматлык» у карачаевцев и «Изеиу» у балкарцев. Хорошее знание учителями, родителями этих народных культурных традиций, ценностное и деятельностное к ним отношение являются необходимыми условиями реализации принципа народности воспитания в современной национальной школе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографической литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хачирова, Зимфира Кемаловна

Выводы.

Народы Карачая и Балкарии древнейшие народы Северного Кавказа. Их историко-культурное наследие впитало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло свое отражение, в частности в воспитании деятельности по передаче подрастающему поколению исторического опыта, формированию ценностных ориентаций, подготовке к жизни. Педагогическая культура народов Карачая и Балкарии явилась результатом творчества его многих поколений и отражает образ жизни народа, взгляды на окружавший мир и на самого человека.

Социально-экономические и политические изменения, происходившие в Карачае и Балкарии, обуславливали изменения в содержании и формах воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Коренные изменения в педагогической культуре произошли в первой четверти 19 века в связи с колониальной политикой русского царизма, введением российского законодательства. Дальнейшие изменения в воспитании и просвещении были вызваны русификаторской политикой царизма, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений в России. В этот период в Карачае и Балкарии возникла светская школа, усилилась борьба за демократизацию и гуманизацию народного образования, за связь школы с жизнью и трудом. Воспитание молодого поколения все больше осуществляется в основном в духе общечеловеческой морали.

Общий анализ памятников народной педагогики карачаево-балкарцев, анализ педагогических исследований карачаево-балкарских просветителей (X. Халилов, М. Акбаев, И. Крымшамхалов, И. Хубиев и др.) подвел нас к следующему выводу: карачаево-балкарская педагогическая культура содержит огромный объем информации по вопросам воспитания и обучения, достойной широкого применения в современных условиях в практике воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро педагогической культуры карачаево-балкарцев.

136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всем известно, что народная педагогика - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжения всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, играх, этнографических, археологических и исторических материалах.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторое своеобразие и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики, важно выделить ее отличительные черты.

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности и поэтому является предшественником научной педагогической мысли. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.

Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.

Народная педагогика и сегодня не только служит объектом научных исследований, но и оказывает определенное влияние на развитие педагогической теории и практики, особенно семейного воспитания.

Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях опирались на народное, художественное творчество, развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

Каждый народ в отдельности не создает свою особую народную педагогику, поскольку она имеет единую основу у всех народов, которая опирается на общепринятые законы, человеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет, реализует эти общие идеи и знания, исходя из своих национальных обычаев и традиций.

Проведенные социологические исследования, рассматривающие проблемы народной педагогики в этнокультурном плане, выявили в структуре этнокультур, отражающих народное мировоззрение и миропонимание, тот факт, что народная педагогика тесно взаимодействует с народной медициной, экологией, этикой, религиозными воззрениями и другими факторами.

Идеи и опыт народности воспитания и сегодня бытуют в городских и сельских семьях, используются в практике учебно-воспитательной работы школ и вузов, однако, в целом, учителя слабо подготовлены практически и методически к данному вопросу, и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идет вяло. Определенная часть учителей считает, что в ошибочно считает, что в современных условиях, национальные традиции отмирают и не играют большой роли в учебно-воспитательном процессе, что воспитательное значение их не велико. Основная причина такого отношения к проблеме, на наш взгляд, заключается в том, что некоторые педагоги сами недостаточно подготовлены в этом плане, часто не разбираются в тонкостях народной педагогики, в ее положительном влиянии на формирование педагогической культуры школьников и студентов. В результате этого в национальных школах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии развитие у учащихся и студентов глубокого интереса к народным традициям и обычаям, родному языку, устному народному творчеству ведется недостаточно продуманно и целенаправленно.

Проведенный нами анализ исторических памятников, произведений устного народного творчества, официальных документов Российского государства, источников всеобщей культуры, периодической печати позволил раскрыть сущность и основные признаки принципа народности, традиционной педагогической культуры, влияния принципа народности на традиционную педагогическую культуру карачаевобалкарцев. В результате анализа нами установлено следующее.

1. Карачаево-балкарский народ, как и другие народы, за свою многовековую историю создал, отшлифовал и донес до наших дней самобытные педагогические традиции и воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Народная педагогика как составная часть общей культуры народа решала жизненно-важные задачи подготовки подрастающего поколения к жизни, унаследования лучших нравственно-этических, эстетических, умственных черт, духовных и материальных ценностей, воспитания их на положительных боевых и трудовых традициях старшего поколения, развития их физических сил.

2. Исследование показало, что в педагогической культуре карачаево-балкарского народа, как и любого другого народа, наряду со специфическими чертами, которые вырабатывались и отбирались на протяжении многих столетий на основе собственного педагогического опыта в конкретной исторической среде, имеется также много общих, интернациональных, общезначимых элементов. Причем, интернациональные элементы в ней заметно преобладают над национальными элементами.

3. Наше исследование подтвердило бесспорность и обоснованность нашей гипотезы о том, что карачаево-балкарская народная педагогика включает в себя ряд ценных традиций, идей и опыт воспитания, которые несмотря на «старость», при опоре на научно обоснованную методику управления их использованием могут успешно участвовать в решении задач современного воспитания.

4. Как показали результаты исследования многие учителя, особенно из числа молодых, а также многие родители, испытывают затруднения в использовании народной педагогики в практике учебно-воспитательной работы. Это объясняется упущениями и недочетами учебно-воспитательного процесса учебных заведений, готовящих учителей.

А это, в свою очередь, объясняется недостаточной осведомленностью части самих вузовских педагогов о народной педагогике, о влиянии принципа народности на педагогическую культуру учителя, отсутствием научно обоснованного руководства по этой сложной проблеме.

5. Исследование подтверждает беспочвенность утверждений о существующей якобы денационализации культур народов и исчезновении их исторических традиций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хачирова, Зимфира Кемаловна, 2002 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990 -141с.

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII XIX веков. М., 1990.

3. Айбазова М.Ю. Этнопедагогика горцев о воспитании патриотизма. Тезисы докладов. Карачаевск: издательство КЧГПУ, 2002 -с. 7.

4. Алейников М. Горские училища Баталпашинского отдела /Кубанские областные ведомости, 1901, №47.-с. 10.

5. Алиев А.К. Национальные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1986. - 290с.

6. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 236с.

7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1990 - 608с.

8. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ - 1996. - 104 с.

9. Архангельский С.И. Роль и функции дидактической подготовки студентов и формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1984. - 151 с.

10. Ю.Афанасьев. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. с. 101.

11. П.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:1. Педагогика, 1989, 506с.

12. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек, 2-е издание перераб. и доп. М.; Советская Россия. 1984.-е. 14.

13. Баллер Э.А. О культуре и культурности. М.: Знание, 1966.96с.

14. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 294с.

15. Батчаева Х.Х-М.: Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Дис. . канд. пед.наук: Казань, 1992. 197с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979,- 120с.

17. Бачинин В.В. Моральная культура личности. Дис.канд. философ, наук. М., 1980 - 197с.

18. Белинский В.Г. П.С.С., т.7. издательство АНСССР, 1954. с. 305306.

19. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа.-М„ 1993.-е. 10-28.

20. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания: Перев. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

21. Бестужев Лада И.В.: К школе XXI века. - М.: Педагогика, 1988. -256с.

22. Библер B.C. Культура: Диалог культур: Опыт определения. // Вопросы философ™. 1989. сборник 6. с.31.

23. Библер B.C. Мышление как творчество. М. 1975.-399с.

24. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990-64с.

25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991 - 413с.

26. Билярский С. Материалы к биографии Ломоносова. издательство. 1865.-с.655.

27. Бим Бад Б.М. Педагогические течения в России в конце XIX -начале XX веков. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М., 1984. - 128с.

28. Бондаревская Е.В. Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации по спецкурсу. Ростов -на Дону: РГПИ. 1989.-44с.

29. Бондаревская Е.В. Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1988 -28с.

30. Борлакова Б.М. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей. Автореф. Дис. . канд. пед. наук. - Карачаевск 1999 - 21с.

31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса «Наука» Москва 1983.412с.

32. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. с. 13 - 14.

33. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. «Наука» Москва 1987,-335с.

34. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1981.-е. 119.

35. Броневский С. Новейшие географические и историческиеизвестия о Кавказе. М., 1908.

36. Булгаковский Д. Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник, С-Петербург, 1890. с.301.

37. Васильев Н.Ф. Формирование творческой педагогической мотивации основа приобретения профессиональных умений // Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе. - Липецк, 1993.-232с.

38. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -Хабаровск, 1989. с. 16-20, 26.

39. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1992. - 157с.

40. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. с. 57.

41. Возрождение культуры России: язык и этнос. Санкт -Петербург: Знание, 1995. 100с.

42. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1989.-е. 155.

43. Волков Г.Н. Созвездие земли: статьи, очерки, эссе. Чебоксары, 1979. с. 103.

44. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары. 1956, с.11.12.

45. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: издательский центр «Академия», 1999. с. 3,80, 112. .

46. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография /Под редакцией Г.В. Корнетова, В.Г. Безрогова). М., 1996.-271с.

47. Горанин Л.А. Смирнов И.П. Национальные и региональныекомпоненты государственного образовательного стандарта. М.: Издательский дом «Ореол», 1997.- 143с.

48. Гармаш Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: /На материале педагогических дисциплин/: Дис. . канд. пед. наук.-Киев, 1990.- 159с.

49. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.; Прогресс, 1994,-479с.

50. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку. 1970.с.27.

51. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: «Совершенство», 1998. - 608с.

52. Гизатулина К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания в многонациональной сельской школе на традициях народной педагогики.: Дис. . канд. пед. наук: Уфа, 1999.- 167с.

53. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495с.

54. Гончаров И.Ф. Школа, отживающая и восходящая /Народное образование 1993, № 5, с.36-40.

55. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М, 1974.272с.

56. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дис. докт. пед. наук. М., 1981. 343с.

57. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992 - 781с.

58. Гумилев Л.Н. От Руси к России: М.: Прогресс, 1992,-264с.

59. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.-637с.

60. Гуревич А.Я. Предисловие к книге Дж. К. Райта «Географические представления в эпоху крестовых походов. Исследование науки итрадиций в Западной Европе. М., 1988. с.7.

61. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997.-256с.

62. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат, 1957.991с.

63. Дамдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элм., 1976.-226с.

64. Десятилетие министерства народного просвещения. 1833 1834, С-Петербург, с. 2-4.

65. Додонов В.И. Теоретико методологические основы духовно -нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX веков. М., 1994,-140с.

66. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево Черкессии. -Ставропольское книжное издательство, 1964. - 78с.

67. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. Луганск, 1991-234с.

68. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.-252с.

69. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - с. 228

70. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 1. М., 1993. -с. 200-201.

71. История Кабардино-Балкарской АССР Т. 1. М., 1967.-480с.

72. Кан Калик В.Д. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976.-287с.

73. Кан Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 140с.

74. Кан Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190с.

75. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Издательство. Ж «Русская школа». С-Петербург, 1898. - с.28.

76. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика. Изд. 2-е доп. - С.Петербург, Земля, 1914. - с.32-33.

77. Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX начала XX веков / Избранное. в двух томах. составитель Т. Биттирова. Т.1 Нальчик: Эльбрус. 1993.-230, 232.

78. Карачаевцы, историко этнографический очерк, Черкесск, 1978.с.284.

79. Карачайлы Исслам. Статьи и очерки. Черкесск. 1968.-с. 17.

80. Каган М.С. Проблемы исторической типологии и культуры. М.: ГБЛ, 1983. В 1.- 25с.

81. Каган М.С. Холостова Т.В. Культура философия - искусство: Диалог - М.: Знание, 1988.-63с.

82. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность. Иностранная литература. - 1968. -№ 9,- с. 218 - 219.

83. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно Алтайского нагорья. Абакан. 1992.

84. Круглова Л.К. Системный подход к культуре // Материалистическая диалектика и системный подход. Л., 1982.

85. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В шести томах. / Под редакцией A.M. Арсеньева. Т.2.- М.: Педагогика, 1978.-452с.

86. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса. 1883.

87. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. с. 51,70.

88. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.-М.Педагогика, 1972. 240с.

89. Лихачев Д.С. Народ должен иметь свои святыни. // Литературная газета. 1990. 11 апреля.

90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. // Статьи и очерки. Л., 1985.с. 574.

91. Ломоносов М.В. ППС., Т.7.- М Л.: Академия наук, 1946. - с. 58,92.

92. Ломоносов М.В. ППС, Т.9. М - Л.: Академия наук, 1946, - с. 481483.

93. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989.

94. Луначарский А.В. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1967. Т. 7. - с. 140. 128.

95. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т.4. М. 1957. с. 398.

96. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. // Собрание сочинений, второе издание. Т.5.-М.-.АПН РСФСР. 1958,-556с.

97. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994. -с. 47. ЮЗ.Маркарян Э.С. Культура как система // Вопросы философии.1984, № 1.

98. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М.: Наука: 1973. - 180с.

99. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: 1983. - 112с.

100. Материалы Государственного архива Северного Кавказа, ф.15. оп.2Д. 496. с. 132.

101. Материалы Государственного архива Северного Кавказа, ф. 454, оп.2., Д.778. с. 5,14, 105.

102. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. -№10-с.52.

103. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и культура карачаево балкарского народа// Минги-Тау: Эльбрус, 1994.-№ I.e. 189-190.

104. Ю.Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство, С-Петербург., 1896.с. 3-4.

105. Ш.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. —160с.

106. Мусин Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX и начала XX веков. - М.: Педагогика, 1990. - с. 476.

107. З.Мусин Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы. Петроград. 1915.-е. 11.

108. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев, Нальчик. 1992.-е. 118-12-.

109. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дис. . канд. пед. наук. Ставрополь. 1998. - с. 209.

110. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей. Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Выпуск 1. Майкоп. 1957.

111. Напсо Д.А. Чекменев С.А. Надежда и доверие. Черкесск. 1993.-319с.

112. Национальные культуры и языки в школе. // Педагогика, -1992. №№ 5/6. с. 14-21.

113. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х годов. М.: Российская Академия наук. Институт этнологии. 1994,- 273с.

114. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М. 1996,-296с.

115. Невская В. А. Карачай в пореформенный период. Ставрополь. 1964. с. 100, 200, 209-212.

116. Никифоровский М.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Витебск. 1897. с.ЗО.

117. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1908.

118. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. «Прибавление к Московским ведомостям», 1783.-е.5,8.

119. Овчинникова К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Дис. канд. пед. наук: Чебоксары. 1998.-206с.

120. Орлов В.И. Русские просветители 1790 1800. - Издательство 1950.-c.13.

121. Очерки истории Адыгеи Майкоп. 1957,-с. 17, 257. 128.Очерки истории Карачаево - Черкессии. Т.1. Ставропольское книжное издательство. 1967,-600с.

122. Петров М.К. Язык, знание, культура. М.: Наука, 1991.-328с.

123. Пиотровский П.П. Без мудрости прошлого мир одичает.1. Труд», 5 декабря 1980.

124. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: (На материале ТССР) Дис. . докт. пед. наук. Ашхабад, 1991.-450с.

125. Писатели и поэты Карачая // На подъем. Ростов-на-Дону. 1928, №2. с. 69.

126. Рерих Н.К. О вечном. Книга о воспитании. М. 1951.

127. Розанов В.В. Сочинения. В двух томах. М. 1990.

128. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. - с. 235 - 239.

129. Российское образование: история и современность. Коллективная монография. /Под редакцией С.Ф. Егорова. М.: ЧГПИ МИОРАО. 1994,-с. 164.

130. Семенов К Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о воспитании детей в семье. Издательство Пятигорского государственного Лингвистического университета. Пятигорск. 1998. 200с.

131. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: издательство АПН РСФСР, 1954.-с. 16.

132. Соболев А. Детские игры и песни. Владимир. 1915.-с.48.

133. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Второе издание. Т.1. М., 1990.-с. 495.

134. Сорока Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - с. 65-66, 68, 102.

135. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево Черкессии /1790 - 1917/. Ростов-Дон, издательство Госпедуниверситета, 1985. - 228с.

136. Спаская Е.Б. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе опытно экспериментальной работы школы: Дис. . канд. пед. наук. - Санкт- Петербург, 1998. - 195с.

137. Стальк К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. Кавказский сборник. Тифлис. 1900 -XXI. с. 115-116.

138. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказского учебного округа за 15-летний период. (1879 1893) - Тифлис. 1894. - 150с.

139. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.272с.

140. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. с. 312-316.

141. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. С.Петербург, 1892. -с. 349-350,425.

142. Суханов И.В. Обычаи, традиции, образы как социальные явления. Горький, 1973.-256с.

143. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н.Волкову от 6.02.1967.

144. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973,-с.50.

145. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Радянска школа, 1969,-с. 176,212, 155, 192.

146. Тамбиева З.М. О народном образовании в Карачаево -Черкесии до Октябрьской революции. // К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. -Ставрополь. 1969.

147. Темурова С. Народные традиции в системе нравственноговоспитания. Автореф. Дис. . канд. пед. наук, Ташкент. 1970,- 39с.

148. Толстой JI.H. Педагогические сочинения (составитель Н.В. Вейкман (Кудрявая). М.: Педагогика. 1989. - с.67, 195.

149. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: 1994. с. 6, 7,45.

150. Тугов В.Б. Абазинский фольклор. Черкесск: КЧОИУУ. - 40с.

151. Тугов В.Б. Обретение письменности. // Ленинское знамя. -Черкесск. 1981. 10 сентября.

152. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1954.-с. 570.

153. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.1. —М.: Педагогика, 1974. с. 91.

154. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. //Педагогические сочинения в шести томах. М., 1988. Т. 1. - с. 206,288.

155. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.№. М.: издательство АПН РСФСР, 1948. с. 95, 122.

156. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М-Л., 1948. с. 256, 551,554.

157. Ушинский К.Д Собрание сочинений. Т. 6. М-Л., 1948.-е. 245.

158. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М-Л., 1948,-с. 161.

159. Фрадкин Ф.А. Полохова М.Г. Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ТЦ СФЕРФ, 1995. - 160с.

160. Хаджилаев И.Х. К вопросу исследования карачаево-балкарского языка. /Учен, записки Азербайджанского института языков: серия общественной науки. Баку, 1961. - 110с.

161. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань. 1967. с. 16, 232.

162. Ханбиков Я.И. К изучению народной педагогики. Доклады1. АПН №3. 1961.

163. Хан Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик: Эльбрус, 1978.279с.

164. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: Дис. .докт. пед. наук. Казань, 1999.-396с.

165. Холаев А.З. К вопросу об изучении Карачаево балкарского нартского эпоса. «Сказания о нартах - эпос народов Кавказа.» М. - 1969.

166. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.

167. Чомаев К.И. Наказанный народ. Черкесск: «ПУЛ», 1993.-229с.

168. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.-с. 176.

169. Шаталов А.А. Л.Н.Толстой и народная школа. М., 1994. - с. 50,59, 70,71.

170. Шацкий П.А. Муравьев В.Н. Ставрополь. Исторический очерк. -Ставропольское книжное издательство, 1977.-263с.

171. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В четырех томах. М., 1962,- 1964.181 .Юхотников Ф.В. Нечто о горских учащихся в

172. Ставропольской гимназии /Газета «Кавказ» 1958. №100.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.