Образ Ч. Диккенса в английской биографической прозе XIX – XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Гуманова Татьяна Сергеевна

  • Гуманова Татьяна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 201
Гуманова Татьяна Сергеевна. Образ Ч. Диккенса в английской биографической прозе XIX – XXI веков: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуманова Татьяна Сергеевна

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретические аспекты биографической прозы

1.1. Жанры биографической прозы

1.2. Эволюция жанра биографии

1.3. Теоретические вопросы жанра биографии

Глава 2. Принципы формирования образа Чарльза Диккенса в документально-художественных биографиях

2.1. Викторианская биография. Образ Чарльза Диккенса

в биографии Дж. Форстера

2.2. Театрализация образа Ч. Диккенса в биографии Х. Пирсона

2.3. Женский взгляд на образ Диккенса в биографии К. Томалин

Глава 3. Специфика образа Чарльза Диккенса, созданного

писателями

3.1. Ч. Диккенс в биографическом эссе рубежа XIX - XX вв

3.2. Мир Чарльза Диккенса в книге Энгуса Уилсона

3.3. Диккенс в романизированной биографии

3.4. Чарльз Диккенс как персонаж биографического романа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ Ч. Диккенса в английской биографической прозе XIX – XXI веков»

Введение

Чарльз Диккенс (Charles Dickens 1812-1870) - писатель, политический деятель, журналист, человек незаурядного ума и таланта. Диккенс стал одним из самых важных представителей викторианской эпохи. Его личность и творчество ассоциируются с «викторианством», под которым понимается особый образ мысли, идеология, традиции, моральные и этические принципы характерные для периода правления королевы Виктории (1837-1901). Писатель был и остается символом этой эпохи. Однако и сама эпоха, и личность Диккенса в ее контексте на протяжении ХХ века получала различные трактовки. Это объясняет устойчивый интерес исследователей, многократно возвращавшихся к феномену викторианства и Чарльзу Диккенсу как ее представителю.

Сегодня личность писателя по-прежнему привлекает внимание читателей, критиков, литературоведов и биографов. Может показаться, что творчество и жизненный путь Ч. Диккенса уже проанализированы до мельчайших деталей, однако в Англии, США, России, Японии и др странах появляются новые исследования, затрагивающие творчество, мировоззрение и жизнь писателя.

Каждое новое жизнеописание и критическая работа формирует образ писателя. Биографы и исследователи интерпретируют поступки и события жизни Ч. Диккенса с разных точек зрения, анализируют творчество, персонажей книг, речи, политическую и благотворительную деятельность.

Чарльз Диккенс был популярен не только в Англии, но и за ее пределами. Слава пришла к нему в 21 год и не меркла до конца дней. Дж. Элиот писала: «В возрасте двадцати лет только редкий гений способен создать нечто, представляющее художественную ценность»1.

Советские и российские исследователи обращались к разным аспектам личности и творчества Ч. Диккенса. Этому посвящено множество диссертационных исследований, таких как «Романы Диккенса 1860-х годов.

1Гениева Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса. - М., 1990. С. 38.

Проблема нравственно-эстетического идеала» Н.Л. Потаниной2, «Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса» М.Ю. Черномазовой3, «Восприятие Диккенса в России (1860-1880): на материале русской и англоязычной критики» И.В. Грединой4, «Чарльз Диккенс в историко-культурном контексте Англии» О.Ю. Колос5, «Поэтика пейзажа в романах Чарльза Диккенса» О.Ю. Богдановой6, «" Маска" ее разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Чарльза Диккенса» Е.В. Сомовой7 и др.

Помимо творчества предметом исследований являлись также публицистическая деятельность писателя и его жизнь. Эти аспекты освещены в работах А.А. Аникста «Диккенс-публицист»8, В.В. Ивашевой «Творчество Диккенса»9, И.М. Катарского «Диккенс (критико-биографический очерк)»10, Е.Л. Ланна «Диккенс»11, Н.П. Михальской «Чарльз Диккенс»12, М.А. Нерсесовой «Творчество Чарльза Диккенса»13, Т.И. Сильман «Диккенс. Очерки творчества»14, М.П. Тугушевой «Чарльз Диккенс. Очерк Жизни и творчества»15, М.В. Урнова «Неподражаемый Чарльз Диккенс - издатель и редактор»16, Е.Ю. Гениевой «Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания»17, М. Чертанова «Диккенс»18 и др.

Отношение к писателю и его творчеству не было однозначным. При жизни одни критики восхваляли литератора, называя «величайшим» и

2Потанина Н.Л. Романы Диккенса 1860-х годов. Проблема нравственно-эстетического идеала. Дисс.... к. филол. н.- М., 1984. - 212 с.

3Черномазова М.Ю. Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса. Дисс. к. филол. н.. - М., 2010. -170 с.

4Гредина И.В. Восприятие Диккенса в России (1860-1880): на материале русской и англоязычной критики. Дисс. к. филол. н. - Томск, 2000.- 222 с.

5Колос О.Н. Чарльз Диккенс в историко-культурном контексте Англии. Дис.... к. филол. н. - Саранск, 2001. -176 с.

6Богданова О.Ю. Поэтика пейзажа в романах Чарльза Диккенса. Дисс. к. филол. н. - Тамбов, 2006. - 260 с.

7Сомова Е.В." Маска" ее разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Чарльза Диккенса. Дисс.. к. филол. н. - Нижний Новгород, 1998. - 212 с.

8 Диккенс Ч. Собрание сочинений в тридцати томах / Под общей редакцией А.А. Аникста и В.В. Ивашевой. - М., 1960.

9Ивашева В.В. Творчество Диккенса. - М., 1954. - 472 с.

10Катарский И.М. Диккенс. - М., 1960. - 272 с.

11Ланн Е. Диккенс. - М., 1946. - 530 с.

12Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. - М., 1959. - 124 с.

13Нерсесова М.А. Творчество Чарльза Диккенса. - М., 1957. - 32 с.

14Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. - Л., 1970. - 384 с.

15Тугушева М.Ч. Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М., 1979. - 209 с.

16Урнов М.В. Неподражаемый Чарльз Диккенс - издатель и редактор. - М., 1990. - 284 с.

17Гениева Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса. - М., 1990. - 524 с.

18Чертанов М. Диккенс. - М., 2015. - 352 с.

«неподражаемым», а другие указывали на композиционные недочеты и чрезмерную эмоциональность. Либералам импонировало умение Диккенса заострить внимание на социальных проблемах общества, консерваторы критиковали устойчивый интерес писателя к жизни низших слоев общества.

Ипполит Тэн, французский литературный критик, опираясь на биографический подход Шарля де Сент-Бева, в 1856 г. написал статью «Диккенс», а позже в «Истории английской литературы» (1864 г.) высказал собственное мнение относительно творчества Чарльза Диккенса. В своих работах И. Тэн оценивает писателя как типичного представителя буржуазного викторианского общества и говорит о социальной ориентированности его творчества.

Для современников Диккенса важным было не только его творчество, но и личность. Этот интерес был удовлетворен благодаря появлению жизнеописания литератора, созданного близким другом и биографом писателя Джоном Форстером. «Жизнь Чарльза Диккенса» (The Life of Charles Dickens, 1872-1874) стала первой в череде биографий, посвященных Ч. Диккенсу. Форстер, как и его друг, был викторианцем, поэтому в своих трудах он следует канонам той эпохи, а биография Диккенса (последняя завершенная в жизни Форстера) стала заключительным этапом не только в творчестве жизнеописателя, но и в развитии викторианской биографии. Е.Л. Ланн утверждал: «Для всех, кого интересует Диккенс, классическая его биография, написанная Джоном Форстером, включающая письма к нему Диккенса, имеет, разумеется, первостепенное значение. Все исследователи творчества Диккенса, все его позднейшие биографы находили в книге Форстера ценнейший материал. Форстер задумал жизнеописание своего друга задолго до его смерти и тщательно собирал изо дня в день необходимые для жизнеописания данные»19. Дж. Форстер создал положительный образ Чарльза Диккенса, послуживший ориентиром последующим биографам писателя.

В первые 10 лет после смерти популярность Чарльза Диккенса пошла на

19 Ланн Е. Диккенс. - М., 1946. С.2.

убыль. В 1872 г. английский литературный и театральный критик Генри Льюис в статье «Dickens in Relation to Criticism», восхищаясь гениальностью писателя, отмечал, что его реализм все же недостаточно точен и научен. Эта публикация вызвала поток критических замечаний и комментариев относительно творчества Диккенса.

На рубеже Х1Х-ХХ веков символисты, натуралисты, декаденты (О. Суинберн, О Уайльд, Т.С. Элиот, В. Вульф и др.) указывали на неумелое построение сюжета, сентиментальность, чрезмерную трагичность, слезливость и даже карикатурность. Его книги пренебрежительно отправили на детскую полку и забыли почти на полвека, посчитав, что он уступает Бальзаку, Теккерею, Флоберу, Троллопу и Тургеневу.

Оскар Уайльд, говоря о статье Генри Льюиса, отмечал, что критик слишком мягко и галантно обошелся с Диккенсом и его творчеством. Сам О. Уайльд считал произведения Чарльза Диккенса сентиментальными и заурядными: «Когда он берется за серьезную тему, то лишь нагоняет на нас скуку, а ставя своей задачей постижение истины, неизменно скатывается к банальности»20. Говоря о статичности и карикатурности персонажей, Оскар Уайльд призывает не судить Диккенса слишком строго, потому что не видит в его творчестве того, что могло бы сделать писателя по-настоящему великим; он не так уверен в бессмертии творческого наследия автора, как его биографы Дж. Форстер и Ф. Марзаелс.

Вирджиния Вульф, иронично отзываясь о Ч. Диккенсе, отмечает, что «и от него самого, и от его книг впечатление одинаковое: он обладает абсолютно всеми

добродетелями, которые принято считать мужскими достоинствами. Он

" 21

самоуверен, самостоятелен, самонадеян, он энергичен сверх всякой меры»21, Вульф намекает, что Диккенс слишком идеален, его проповеди и наставления слишком просты и скучны, и это загоняет читателя в тесные рамки, сковывая свободу мысли и воображения. Она также обращает внимание на узость его симпатий в плане изображаемых героев: «Грубо говоря, они не распространяются

20Уайльд О. Новая книга о Диккенсе. URL: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/novaya-kniga-o-

dickense.html (Дата обращения: 21.08.2018).

21Гениева Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса. - М., 1990. С. 193.

на тех, у кого доход превышает две тысячи годовых, кто окончил университет и может проследить свою родословную до третьего колена»22. Однако, несмотря на все эти недостатки, Вульф отдает должное творчеству Диккенса, его обаянию и способности заставить людей увидеть мир таким, каким его видит он. Ей импонирует умение литератора изобразить невероятные характеры, хотя, зачастую, и очень условно связанные между собой. В целом, для нее и членов Блумсберийского кружка Чарльз Диккенс был символом викторианства (таковым он является и по сей день). Однако модернисты видели в этом не достоинство, а серьезный недостаток: они боролись с косностью и ханжеством викторианской эпохи, ее лицемерием, отстаивали идею свободы в жизни, искусстве и форме.

На рубеже XIX-ХХ в. ряд исследователей-литературоведов высказались о Чарльзе Диккенсе и в положительном ключе. Среди них Г. Джеймс, Дж. Гиссинг, Б. Шоу, Г.К. Честертон. Они говорили о нем как о гениальном писателе, который многое сделал для своего времени и литературы в целом. Тем не менее в отличие от современников Диккенса, они не были ослеплены сиянием его славы и видели недостатки писателя.

Бернард Шоу считал Чарльза Диккенса бытописателем, умеющим несравненно изобразить образы людей разных классов. Он отмечал, что Диккенс является «представителем образованных и культурных классов, который не был ни образован, ни культурен»23. В этом он видел и преимущество, и проблему Диккенса как человека и как писателя. С одной стороны, он не был загнан в рамки условностей и консервативности, в которых часто оказываются люди, получившие школьное образование: «Лучше уж вовсе никакой школы, чем школа Рэдьярда Киплинга и Уинстона Черчилля»24. С другой - он имел некую ограниченность из-за незнания и непонимания многих вещей, которые могли бы обогатить его жизнь и творчество и открыть перед ним красоту и тонкость, недоступную для него в силу недостаточной прозорливости.

Б. Шоу восхищается тем, что Диккенс в своих произведениях представлял

22Гениева Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса. - М., 1990. С. 194.

23Там же. С. 210.

24Там же. С. 217.

множество социальных проблем, требующих разрешения, и тем, что он всегда стремился воплощать собственные идеи в творчестве.

Критикам рубежа веков, говорившим об абсолютном неумении Диккенса создавать женские образы, также возражал Дж. Гиссинг, обратив внимание на невероятно точные и живые отрицательные персонажи в романах писателя: «.разве мегеры вроде миссис Рэдл, миссис Мак-Стинджер, миссис Гарджери, дурочки вроде миссис Никльби и Флоры Финчинг, изломанные старые девы вроде Розы Дартл и мисс Уэйд не являются блестящими женскими портретами?»25. Это справедливое замечание охладило пыл критиков, однако необходимо отметить, что положительные женские образы Диккенса были нереалистичны и статичны, чего не могли не видеть Б. Шоу и Дж. Гиссинг.

Еще одним человеком, вставшим на защиту Диккенса в начале ХХ в., был Г.К. Честертон. Его биография «Чарльз Диккенс» была опубликована в 1906 г. Молодой писатель-журналист изображал Диккенса, скорее, как философа-романтика, писателя духовного склада, нежели социального реалиста, каким его видели исследователи. Для Честертона Диккенс был нравственно-идеологическим примером, он видел в нем «безграничное древнее веселье и доверие к людям»26. Считая Чарльза Диккенса важнейшим представителем викторианской эпохи, он вовсе не стремился придать его забвению вслед за общей литературной тенденцией.

Таким образом, большое количество работ о Чарльзе Диккенсе в начале ХХ века в Англии было посвящено взглядам писателя на жизнь и творчество, а также биографическим изысканиям. В Германии в этот период отдавали предпочтение рассмотрению художественных приемов писателя и стиля повествования, системы образов и их классификации, уделяя внимание также педагогической деятельности, но не изучая художественную систему творчества Диккенса в целом.

Во Франции Диккенса в этот период считали писателем-романистом,

25Гениева Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса. - М., 1990. С. 210.

26Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. - М., 1982. С. 163.

представляющим викторианскую эпоху (Ален (Эмиль-Огюст Шартье)27, А. Моруа28). Однако так же, как и представители английского натурализма, французские критики находили его реализм недостаточно правдоподобным и отчасти вульгарным.

В 40-е годы ХХ века в Англии и Америке появилось несколько новых работ, посвященных творчеству Диккенса. Довольно обширное эссе-рецензия Джорджа Оруэлла подводило своеобразный итог всем положительно окрашенным работам о Диккенсе, написанным на рубеже веков и в начале ХХ века. Он подробно анализировал творчество писателя, отмечая как положительные моменты, так и недостатки. Также попутно Оруэлл комментировал другие критические работы: он вспоминал Г.К. Честертона, Дж. Гиссинга и Т. Джексона, споря с ними относительно идейной направленности творчества Диккенса.

Дж. Оруэлл не избегал упоминания недостатков писателя, однако в эссе назвал Ч. Диккенса гением - мастером детали и образа. Именно эта способность подмечать особенности действительности и переносить ее в произведения и делает творчество писателя таким незабываемым, таким узнаваемым и любимым. «В свое, да и в наше время популярным Диккенса делала способность выразить в смешной, упрощенной, а потому и запоминающейся форме прирожденную

" 29

пристойность простого человека»29.

Еще одно направление, в русле которого рассматривалось творчество Диккенса, было далеко от споров и критики рубежа веков. Возникло оно благодаря развитию психологии в 40-е г. ХХ в. Английские и американские исследователи, основываясь на теории бессознательного З. Фрейда и концепции коллективного бессознательного К. Юнга, попытались пересмотреть жизнь и творчество писателя. Ярким примером такого подхода послужили работы Эдмунда Уилсона «Диккенс и два Скруджа» и «Тайна Эдвина Друда». В них автор переоценивает Ч. Диккенса как социального писателя, стремившегося защитить обездоленных. Для объяснения его мотивов Э. Уилсон использует

27Гениева Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса. - М., 1990. С. 263.

28 Maurois A. Dickens. His Life and Work. - L., 1934. - 240 p.

29Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Том II. - Пермь, 1992. С. 75.

приемы психоанализа и находит в творчестве писателя намеки на «тяжелые комплексы, скрытые в подсознании», выявляя тем самым скрытое до этого

30

момента «темное подполье»30.

Эта новая тенденция в изучении Диккенса захватила научное сообщество, и споры о его «темной стороне» не утихали на протяжении долгого времени. По этому поводу Дж. Ландау написал статью «Фабрика ваксы и мир образов Диккенса» (Landow, G. P. The Blacking Factory and Dickens's Imaginative World). В этой работе он подвел своеобразную черту под спором между критиками и психоаналитиками Уолтером Алленом, Александром Уэлшем и Альбертом Д. Хаттером о периоде детства Ч. Диккенса (когда тот был вынужден прервать свое обучение и работать на фабрике ваксы). Ален выделил несколько аспектов жизни и творчества писателя, на которые повлияли указанные события: «... этот опыт оказал значительное влияние на выбор тематики произведений и акцент, сделанный писателем, на судьбе сирот и брошенных детей, он объясняет жалостью к себе, которой пронизаны многие его книги, а также неправдоподобность и сказочность сюжетов»31. С точки зрения А. Уэлша, основанной на теориях З. Фрейда, считавшего, что «страдание вызывает в человеке дальнейшую агрессию, которая, в свою очередь, порождает чувство вины»32, творчество Ч. Диккенса подпитывается скрытыми в подсознании виной и агрессией. Так же эту проблему в работе «Психоанализ и биография: опыт работы Диккенса на фабрике ваксы Уоррена» рассматривает А.Д. Хаттер.

В 1942 г. в Англии вышла книга «Мир Диккенса» Х. Хауза, где он объяснял социальную тематику произведений Чарльза Диккенса реалиями викторианской эпохи и чартистскими настроениями. Однако пять лет спустя автор пересмотрел свои взгляды, руководствуясь идеями З. Фрейда, и, так же, как и У. Аллен, А. Уэлш и А. Д. Хаттер, отметил значительное влияние тяжелого фабричного периода на Диккенса. Он видел в этом детскую психологическую травму, которая вылилась в комплекс неполноценности и патологического самолюбия. Метод

30Wilson E. Dickens and the Two Scrooges. - N.Y., 1941. Р. 44.

31Allen W. The English Novel. - N.Y., 1974. Р. 166.

32Wilson E. Ibidem. Р. 4.

психоанализа позволил взглянуть на литературу и писателей с новой точки зрения, его теории и подходы в большей или меньшей степени используются до настоящего времени.

К 50-м г. ХХ в. Чарльз Диккенс и его творчество стали вновь вызывать интерес. Начали появляться критические исследования и биографии, переосмысляющие образ великого писателя. В 1949 г. была опубликована биография Ч. Диккенса, написанная Х. Пирсоном. Эта книга отличается не только большей полнотой фактологического материала и включением новых источников, но и значительным отступлением от классического викторианского представления о «неподражаемом» писателе. Образ идеального и респектабельного во всех отношениях человека ушел в прошлое, а на его месте появился человек сложный, талантливый, имеющий свои слабости и противоречия, писатель, творчество которого внесло значительный вклад не только в английскую, но и в мировую литературу.

К 60-м годам ХХ века исследовательский интерес продолжал нарастать, появились работы Э. Джонсона33, Дж. Батта и К. Тиллотсон34, Б. Харди35 и Дж. Харвея36, Ф. Коллинса37, Дж. Гросса и Д. Пирсона38, А. Дайсона39 и многих других. В этих исследованиях Ч. Диккенс предстает художником-реалистом, обладающим непревзойденным стилем и богатой палитрой характеров.

В указанный период произошла переоценка восприятия Чарльза Диккенса. Дж. Пирсон в работе «Dickens and the 20-th Century» отмечал, что различные взгляды на творчество и личность писателя иллюстрируют смену литературных течений и традиций. Э. Дайсон и Э. Джонсон, подтверждая эту мысль, объясняли постоянный интерес к Ч. Диккенсу во все времена тем, что это великий писатель не только с точки зрения викторианской эпохи, но и последующих столетий. Отношение к нему может меняться, но его творчество, яростность и страстность

33Johnson E. Dickens: His Tragedy and His Triumph: in 2 Vol. - N.Y., 1952. Vol. 1 - 256 p.; Vol. 2. - 278 p.

34Butt J., Tillotson, K. Dickens at Work. - Methuen, 1957. - 238 p.

35Hardy B. Ch. Dickens: the Later Novels. - L., 1968. - 122 p.

36Harvey J. Victorian Novelists and Their Illustrators. - L., 1970. - 240 p.

37Collins Ph. Dickens and Popular Amusements // The Dickensian. - L., 1965. Vol. LXI. №345. Pp. 7-19.

38Gross J., Pearson, G. Dickens in the XX-th Century. - L., 1964. - 238 p.

39Dyson A.E. Dickens: Modern Jugements. - L., 1970. - 330 p.

искусства всегда будет волновать людей.

В 1970 г. была выпущена еще очень значимая биография «Мир Чарльза Диккенса» (The world of Charles Dickens). Энгус Уилсон в этой книге рассматривает писателя не только как величайшего романиста, но и как критика общества, щедрого благотворителя, издателя и журналиста, актера, одаренного оратора. Он отмечает все стороны жизни писателя, уделяя внимание как его многочисленным талантам, так и частной жизни, пытаясь с помощью этих наблюдений глубже понять его творчество, анализу которого в книге отведено особое место.

К 90-м г. XX века возрастает интерес к биографии Чарльза Диккенса. В течение нескольких лет выходят три англоязычные биографии. Ф. Каплан опубликовал книгу «Диккенс: биография» (Dickens: A Biography, 1988), которая является подробным академическим исследованием, затрагивающим не только творчество писателя, но и события жизни. Через два года появилась биография «Диккенс» (Dickens, 1990) П. Акройда, которая, помимо глубокого анализа всех имеющихся фактологических источников и предшествующих биографий, также содержит в себе элементы художественного вымысла. Новый подход к интерпретации образа писателя позволяет отнести данное исследование к разряду постмодернистских биографий и показывает Чарльза Диккенса с новой стороны. В 1991 году вышла книга К. Томалин «Невидимая женщина: история Эллен Тернан и Чарльза Диккенса» (The Invisible Woman: The Story of Nelly Ternan and Charles Dickens), затрагивающая самые скрываемые и замалчиваемые стороны жизни писателя.

В XXI веке Чарльз Диккенс снова стал объектом биографических исследований. Вышла книга французского писателя Ж.П. Оля «Диккенс» (2011), представляющая собой краткое художественное изложение жизни литератора. К. Томалин, продолжая свои изыскания, также в 2011 году опубликовала биографию «Диккенс: жизнь» (Dickens: Life), посвященную непосредственно жизни писателя, сохраняя при этом ранее выбранный ракурс исследования. Это придало новизну уже хорошо проанализированной теме. Кроме того, в XXI веке

Ч. Диккенс зачастую становился героем художественных произведений. В них он не только олицетворяет историческую личность, но и является символом викторианской эпохи. Ярким примером служит роман Д. Симмонса «Друд, или человек в черном» (Огооё, 2009).

Таким образом, восприятие жизни Ч. Диккенса и его творчества менялось в зависимости от эпохи и смены литературных течений, однако писатель всегда вызывал интерес как у читающей публики, так и у исследователей. Благодаря этому он неоднократно становился героем произведений биографической прозы. В частности, существует множество биографий, посвященных его жизни и творчеству. Каждое новое исследование в этой области отражает социальный строй, нравы и ценности времени, преломляя их сквозь призму восприятия, присущего окружающей автора биографии действительности и его собственному мировоззрению. Благодаря этому, несмотря на изображение знакомого героя, книги оказываются уникальными и независимыми по своей сути. Р. Холмс считает, что это явление - «практически новая дисциплина, которую можно назвать сравнительной биографией... она рассматривает анализ одного предмета рядом различных биографов в разные исторические периоды»40. Биографии Чарльза Диккенса особенно интересны в этом отношении, поскольку они показывают образ писателя в восприятии разных эпох. Иллюстрируют как менялось мировоззрение автора, а вместе с ним и отношение к творчеству и личности Диккенса.

Предметом исследования в настоящей работе является образ Чарльза Диккенса и способы его формирования.

Объект исследования - произведения биографической прозы, героем которой является Чарльз Диккенс.

Материалом исследования являются книги Дж. Форстера «Жизнь Чарльза Диккенса», Х. Пирсона «Диккенс. Человек, писатель, актер», К. Томалин «Диккенс: жизнь». Эти книги, написанные в жанре документально -художественной биографии, демонстрируют изменение образа писателя в

40Но1тез К ТИе Ргорег БгМу. - СЫг., 2002. Р. 16.

зависимости от мировоззрения биографа и эпохи создания жизнеописания. Основное внимание сосредоточено на жизни писателя и его личности.

В произведениях Г.К. Честертона «Диккенс», Э. Уилсона «Мир Чарльза Диккенса», П. Акройда «Диккенс», Д. Симмонса «Друд, или человек в черном» большее внимание уделено творчеству писателя, анализируются его произведения. Писатели стремятся понять природу творчества Ч. Диккенса и выстраивают его образ в зависимости от своих философских и творческих взглядов.

Эти произведения относятся к разным жанрам биографической прозы, они написаны в разные эпохи и являются яркой иллюстрацией изменения образа Ч. Диккенса в восприятии читателей и исследователей.

Цель работы - проанализировать изменение образа Чарльза Диккенса в биографической прозе в зависимости от авторской концепции, жанра и эпохи создания жизнеописания, выявить влияние этих факторов на восприятие личности писателя.

Задачи исследования:

• выделить жанры, относящиеся к пласту биографической прозы;

• проследить эволюцию биографического жанра;

• определить соотношение документального и художественного в биографических произведениях;

• выявить степень влияния эпохи создания биографического произведения на восприятия личности писателя;

• исследовать и определить долю авторской позиции и творческой концепции в формировании образа Чарльза Диккенса;

• проанализировать образ Ч. Диккенса в биографической прозе;

• определить специфику формирования образа писателя, обусловливающую выбор определенного жанра.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы исследователей, которые занимались проблемами теории и эволюции жанра биографии. Среди них Р.М. Кендалл, Р. Гиттингс, К.Д. Бауэн, А. Шелстон,

Р. Эллман, Д.Л. Клиффорд, М. Бентон, Д. Рид, Д.А. Стауфер, Р.Д. Алтик, Д.А. Жуков, Г.Е. Померанцева, Т.Н. Потницева, А.Л. Валевский, К.Н. Гром, В.М. Жирмунский, М.М. Бахтин, Г.О. Винокур, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Томашевский и др.

Актуальность работы заключается в том, что произведения биографической прозы, в которых нашли отражение личность и творчество Чарльза Диккенса, создавались в течение последних 150 лет. Изучение биографической прозы связано с проблемой восприятия образа Ч. Диккенса, как персонажа биографического произведения на протяжении этого периода.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуманова Татьяна Сергеевна, 2019 год

Источники:

Список литературы

1. Диккенс, Ч. Собрание сочинений в тридцати томах [Текст] / Пер. с англ. / Ч. Диккенс // Под общей редакцией А.А. Аникста и В.В. Ивашевой. - М.: Гос. издат. худ. лит., 1960.

2. Оль, Ж. П. Диккенс [Текст] / Пер. с франц. / Ж. П. Оль. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 298 с.

3. Оруэлл, Дж. Диккенс [Текст] / Пер. с англ. / Дж. Оруэлл // Эссе. Статьи. Рецензии. Том II. - Пермь: КАПИК, 1992. - 320 с.

4. Пирсон, X. Диккенс [Текст] / Пер. с англ. / Х. Пирсон. - М.: Молодая гвардия, 1963. - 511 с.

5. Симмонс, Д. Друд, или Человек в черном [Текст] / Перевод с англ./ Д. Симмонс. - М.: Эксмо, 2010. - 663 с.

6. Уайльд, О. Новая книга о Диккенсе / О. Уайльд [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://oscar-wilde.ru/estetika-miniatyury-esse-lekcii/novaya-kniga-o-dickense.html. (Дата обращения: 22.08.2018).

7. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса [Текст] / Пер. с англ. / Э. Уилсон. -М.: Прогресс, 1975. - 320 с.

8. Цвейг, С. Диккенс [Текст] / Пер. с нем. / С. Цвейг // Избранные произведения: в 2-х т., Т.2. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 80-103.

9. Чертанов, М. Диккенс [Текст] / М. Чертанов. - М.: Молодая Гвардия, 2015. -352 с.

10.Честертон, Г.К. Чарльз Диккенс [Текст] / Пер. с англ. / Г.К. Честертон. -М.: Радуга, 1982. - 205 с.

11.Ackroyd, P. Dickens [Текст]/ P. Ackroyd. - L.: Sinclair-Stevenson, 1990. -1195 p.

12.Ackroyd, P. London Luminaries and Cockney Visionaries [Текст] /P. Ackroyd. // The Collection: Journalism, Reviews, Essays, Short Stories, Lectures. - L.:

Vintage, 2002. - 342 p.

13.Ackroyd, P. The Great Fire of London [Текст] /P. Ackroyd. - L.: Hamish Hamilton, 1982. - 192 p.

14.Ackroyd, P. Wilkie Collins [Текст] /P. Ackroyd. - L.: Chatto & Windus, 2012. -199 p.

15.Ackroyd, P. Interview about Dickens [Электронный ресурс] / P. Ackroyd. -URL:http://www.elsewhere.co.nz/writingelsewhere/1681/peter-ackroyd-interviewed-about-his-definitive-charles-dickens-biography-1991. (Дата обращения: 22.08.2016).

16.Caplan, F. Dickens: A Biography [Текст] / F. Caplan. - N.Y.: Avon, 1990. -677 p.

17.Dickens, Ch. Bleak House [Текст] / Ch. Dickens. - L.: 1962. - 1307 p.

18.Dickens, Ch. To the Honourable Mrs R. Monckton Milnes, in The Pilgrim Edition [Текст] / Ch. Dickens// The Letters of Charles Dickens. - Oxf.: Clarendon Press, 1998. - 289 p.

19.Hesketh, Pearson Dickens, His Character, Comedy, and Career [Текст] / P. Hesketh. - NY.: Harper, 1949. - 349 p.

20.Forster, J. The Life of Charles Dickens [Текст] / J. Forster. - L.: Chapman and Hall, 1872. Vol. I, 398 p. Vol. II, 462 p. Vol. III. - 552 p.

21.Tomalin, C. Charles Dickens: A Life [Текст] / C. Tomalin. - L.: Penguin Books, 2012. - 427 p.

22.Tomalin, C. The Invisible Woman: The Story of Nelly Ternan and Charles Dickens [Текст] / C. Tomalin. - L.: Penguin Books, 1991. - 352 p.

23.Wilson, A. The Art of Fiction No. 20 [Электронный ресурс] / A. Wilson -URL:https://www.theparisreview.org/interviews/4848/angus-wilson-the-art-of-fiction-no-20-angus-wilson. (Дата обращения: 22.08.2016).

Научно-критическая литература:

24. Августин блаж. Исповедь [Текст] / Августин. - СПб.: Наука, 2013. - 284 с.

25.Аверинцев, С.С. Плутарх и античная биография. Образ античности [Текст] / С.С. Аверинцев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

26.Андроникова, М.И. От прототипа к образу: к проблеме портрета в литературе и кино [Текст] / М.И. Андроникова. - М.: Наука, 1974. - 200 с.

27.Андронников, И.Л. Ступени человеческого опыта [Текст] / И.Л. Андроников // Вопросы литературы. №10. - М., 1975. - С. 54-63.

28.Аникин, Г.В., Михальская, Н.П. История английской литературы [Текст] / Г.В. Аникин, Н.П. Михальская. - М.: Академия, 1985. - 516 с.

29.Асланян, А. Меня интересует то, что растет в тени [Электронный ресурс] -URL:https://www.svoboda.org/a/2312237.html. (Дата обращения: 22.10.2018).

30.Атарова, К.Н. Автор и его герой [Текст] / К.Н. Атарова. - М.: Высшая школа, 1982. - 205 с.

31.Банк, Н.Б. Нить времени: Дневники и записные книжки советских писателей [Текст] / Н.Б. Банк. - Л.: Советский писатель, 1978. - 248 с.

32.Барахов, В.С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр) [Текст] / В.С. Барахов. - Л.: Наука, 1985. - 311 с.

33.Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. -М.: Прогресс, 1994. - 615 с.

34. Бахтин, М.М. Античная биография и автобиография [Текст]/ М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. лит., 1975. - 407 с.

35.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин -М.: Худ. лит.,1975. - 504 с.

36.Бахтин, М.М. Работы 1920х годов [Текст] / М.М. Бахтин. - Киев: Next, 1994. - 383 с.

37.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. -М.: Худ. лит.,1979. - 424 с.

38.Богданова, О.Ю. Поэтика пейзажа в романах Чарльза Диккенса. Дисс... к. филол. н. [Текст] / О.Ю. Богданова. - Тамбов, 2006. - 260 с.

39.Богданова, О.Ю. Поэтика пейзажа в романах Чарльза Диккенса. Дисс. к. филол. н. [Текст] / Богданова Олеся Юрьевна. - Тамбов, 2006. - 260 с.

40.Валевский, А.Л. Основания биографики [Текст] / А.Л. Валевский. - Киев: Наукова Думка, 1993. - 110 с.

41.Винокур, Г.О. Биография и культура [Текст] / Г.О. Винокур. - М.: ЛКИ, 2007. - 96 с.

42.Гениева, Е.Ю. Тайна Чарльза Диккенса [Текст] / Е.Ю. Гениева. -М: Книжная палата, 1990. - 524 с.

43.Гениева, Е.Ю., Парчевская, Б.М. Библиографические разыскания Тайна Чарльза Диккенса [Текст] / Е.Ю. Гениева, Б.М. Парчевская. - М.: Мысль, 1990. - Сс. 188-191; 204-207.

44. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе [Текст] / Л.Я. Гинзбург. - СПб: Шгаёа, 1999. - 413 с.

45. Гордин, Я. Возможен ли роман о писателе? [Текст] / Я. Гордин // Вопросы литературы. - М., 1975. №9, 190. - 211 с.

46.Гредина, И.В. Восприятие Диккенса в России (1860-1880): на материале русской и англоязычной критики. Дисс... на к. филол. н. [Текст] / И.В. Гредина. - Томск, 2000. - 222 с.

47.Гринцер, П.А. Две эпохи романа (вводная статья) [Текст] / П.А. Гринцер // Генезис романа в литературах Азии и Африки. Национальные истоки жанра. - М.: Наука, 1980. - 270 с.

48.Гром, К.Н. Роман-биография в творчестве Стефана Цвейга. Дисс. к. филол. н. [Текст] / К. Н. Гром. - Ташкент, 1983. - 202 с.

49.Гуманова, Т.С. «Чарльз Диккенс: Жизнь» К. Томалин и «Диккенс» М. Чертанова: два новых биографических исследования [Текст] / Т.С. Туманова// Русский язык за рубежом. - М., 2018. №1. - С. 86-90.

50.Гуманова, Т.С. Образ Чарльза Диккенса в биографии Питера Акройда "Диккенс" [Текст] /Т.С. Гуманова// Международный Аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - М., 2018. №1. - С. 40-44.

51.Гуманова, Т.С. Образ Чарльза Диккенса в биографии Джона Форстера «Жизнь Чарльза Диккенса» [Текст] /Т.С. Гуманова// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2018. № 5. Ч. 2. - С. 253-259.

52.Гуманова, Т.С. Своеобразие художественного воплощения образа Чарльза Диккенса в биографии Г.К. Честертона «Диккенс» [Текст] /Т.С. Туманова// Славянская культура: истоки, традиции взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. «Славянская культура: истоки, традиции взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения» в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур: сборник статей. -М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. - 2018. - С. 319-324.

53.Туманова, Т.С. Сомова Е.В. Образы Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза в романе Д. Симмонса «Друд, или человек в черном» [Текст] / Т.С. Гманова, Е.В. Сомова// Русско-зарубежные литературные связи. - Н. Новгород, 2017. - С. 185-194.

54.Егоров, О. Г. Русский литературный дневник XIX в. [Текст] / О.Г. Егоров. -М.: Флинта, 2003. - 280 с.

55.Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций [Текст] / В.М. Жирмунский. - Спб.: С.-Петербург. университета, 2004. - 440 с.

56.Жирмунский, В.М. Из истории западноевропейских литератур [Текст] / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1981. - 303 с.

57.Жуков, Д.А. Биография биографии: размышления о жанре [Текст] / Д.А. Жуков. - М.: Современная Россия, 1980. - 135 с.

58.Затонский, Д.В. Сцепление жанров (место автобиографии, мемуаров, дневника в становлении и жизни современного романа) [Текст] / Д.В. Затонский // Жанровое разнообразие современной прозы Запада. -Киев: Наукова Думка, 1989. - С. 4-59.

59.Зенкин, С.Н. Биографии и контрбиографии. С Жаком Нефом беседует Сергей Зенкин [Текст] / С. Н. Зенкин. - М.: Иностранная литература, 2000. №4. - С. 274-280.

60.Ивашева, В.В. «Мир Чарльза Диккенса» Энгуса Уилсона и его место в английской диккенсиане наших дней [Текст] / В.В. Ивашева. - М.: Прогресс, 1975. - С. 3-21.

61.Ивашева, В.В. На пороге XXI века. О новых формах реализма в литературе Запада [Текст] / В.В. Ивашева // Литературное обозрение. - М., 1986. №3. -С. 59-64.

62.Ивашева, В.В. Творчество Диккенса [Текст] / В.В. Ивашева. - М.: Моск. ун-та., 1954. - 472 с.

63.Ивашева, В.В. Век нынешний и век минувший.... Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании [Текст] / В.В. Ивашева. - М.: Худ. лит., 1990. - 477 с.

64.История всемирной литературы: в 9 т. Т. 8. [Текст] / ред. М.И. Фрадкин -М.: Наука, 1992. - 830 с.

65.Каверин, В. Диккенс [Текст] / В. Каверин. - М.: Молодая гвардия, 1963. -441 с.

66.Караева, Л.Б. Английская литературная автобиография: Трансформация жанра в XX веке [Текст] / Л.Б. Караева. - М.: М. и В. Котляровых, 2009. -276 с.

67.Катарский, И.М. Диккенс [Текст] / И.М. Катарский. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1960. - 272 с.

68.Ковальчук, Л.В. Жанровое своеобразие биографической прозы и некоторые тенденции ее развития в современной немецкой литературе [Текст] / Л.В. Ковальчук // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе 1920 веков. - Пермь, 1995. - С. 179-197.

69.Козырева, М.А. «Чарльз Диккенс» Г.К. Честертона. Жанровые особенности. Том 148, кн. 3. [Текст] / М.А. Козырева. - Казань: Из-во Казанского Государственного Университета, 2006. - С. 232-239.

70.Колос, О.Н. Чарльз Диккенс в историко-культурном контексте Англии. Дис.... к. филол. н. [Текст] / О.Н. Колос. - Саранск, 2001. - 176 с.

71. Комаровская, Т.Е. Творчество Ирвинга Стоуна. (К проблеме биографического жанра в литературе США XX века). Автореф. Дисс.... к. филол. н. [Текст] / Т.Е. Комаровская. - М., 1978. - 21 с.

72.Ланн, Е. Диккенс [Текст] / Е. Ланн. - М.: Гос. издат. худ. лит., 1946. - 530 с.

73.Лейдерман, Н.Л. Теория жанра [Текст] / Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - 905 с.

74.Липчанская, И.В. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда. Дисс... к. филол. н. [Текст] / И. В. Липчанская. - Саратов, 2014. - 184 с.

75.Литвинова, М.Д. Оправдание Шекспира [Текст] / М.Д. Литвинова. -М: Вагриус, 2008. - 656 с.

76.Манн, Ю. О биографическом жанре. [Текст] / Ю.О. Манна. - М.: Октябрь, 1956. - С. 164-171.

77.Мельников, Н.Г. Не надо бояться Вирджинию Вульф! [Электронный ресурс] / Н.Г. Мельников. - URL: http://www.philol.msu.ru/~tlit/texts/nm5.htm. (Дата обращения: 8.08.2018).

78.Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс [Текст] / Н.П. Михальская. -М.: Учпедгиз, 1959. - 124 с.

79.Мишуков, О.В. Русская мемуаристика первой половины XIX в.: Проблемы жанра и стиля [Текст] / О.В. Мишуков. - М.: Пресс, 1997. - 212 с.

80.Наркирьер, Ф. Книга о титане [Текст] / Ф. Наркирьер // Моруа А. Прометей или Жизнь Бальзака. - М.: Прогресс, 1967. - С. 5-22.

81.Нерсесова, М.А. Творчество Чарльза Диккенса [Текст] / М.А. Нерсесова. -М.: Знание, 1957. - 32 с.

82. Пирсон, Х. Диккенс [Текст] / Х. Пирсон. - М.: Молодая гвардия, 1963. - 451 с.

83.Померанцева, Г.Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замысел и воплощение серии [Текст] / Г.Е. Померанцева. - М.: Книга, 1987. - 416 с.

84.Попова, А.В. Жанр литературного портрета в творчестве Андре Моруа. Дисс... к. филол. н. [Текст] / А.В. Попова. - М., 2006. - 200 с.

85.Потанина, Н.Л. Романы Диккенса 1860-х годов. Проблема нравственно-эстетического идеала. Дисс. к. филол. н. [Текст] / Н.Л. Потанина. - М., 1984. - 212 с.

86.Потницева, Т.Н. Биография как жанр английской литературы 17 - 18 веков. Дисс. д. филол. н. [Текст] / Т.Н. Потницева. - Днепропетровск, 1993. - 280

с.

87.Пучков, В.А. Генеалогия современной биографической прозы: от мифологического сказания о героях к биографическому дискурсу [Текст] /

B.А. Пучкова // Ярославский Педагогический Вестник. - Ярославль, 2011, Т.1, №1. - С. 180-183.

88.Романова, Г.И. Автобиография [Текст] / Г.И. Романова. - М.: Интелвак, 2001. - 1596 с.

89.Сильман, Т.И. Диккенс. Очерки творчества [Текст] / Т.И. Сильман. -Л.: Худ. лит., 1970. - 384 с.

90.Скороденко, В. Вальтер Скотт и Хескет Пирсон [Текст] / В. Скороденко. -М.: Молодая гвардия, 1978. - С. 7-17.

91. Соловьева, Н.А. Питер Акройд - биограф нации и английского языка [Текст] / Н.А. Соловьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - М.: 2005, № 5. -

C. 47-63.

92.Сомова, Е.В. «Маска» ее разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Чарльза Диккенса. Дисс... к. филол. н. [Текст] / Е.В. Сомова. - Нижний Новгород, 1998. - 212 с.

93.Струков, В.В. Художественные особенности творчества П. Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Дисс. к. филол. н. [Текст] / В.В. Струков. - Воронеж, 1998. - 182 с.

94.Тартаковский, А. Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От рукописи к книге [Текст] / А.Г. Тартаковский. - М.: Наука, 1991. - 288 с.

95.Томашевский, Б.В. Теория литературы [Текст] / Б.В. Томашевский. -М.: Аспект Пресс, 1965. - 422 с.

96.Трыков, В.П. Литературный портрет в системе биографических и литературно-критических жанров [Текст] / В.П Трыков // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1999. - 325 с.

97.Трыков, В.П. Сент-Бев и жанр литературного портрета [Электронный ресурс] / В.П. Трыков. - URL: http://www.litdefrance.ru/199/1125 (Дата обращения: 22.08.2018).

98.Трыков, В.П. Французский литературный портрет XIX века [Текст] / В.П. Трыков. - М.: Прометей, 1999. - С. 341.

99.Тугушева, М.Ч. Диккенс: Очерк жизни и творчества [Текст] / М.Ч. Тугушева. - М.: Дет. лит., 1979. - 209 с.

100. Тэн, И. История английской литературы [Текст] / И. Тэн // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. и вступит. ст. Г.К. Косикова. - М.: Из-во. Московского университета, 1987. - 38 с.

101. Урнов, М.В. Неподражаемый Чарльз Диккенс - издатель и редактор [Текст] / М.В. Урнов. - М.: Книга, 1990. - 284 с.

102. Уртминцева, М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология. Дисс. д. филол. н. / М.Г. Уртминцева. - Н.Новгород, 2005. - 322 с.

103. Ушакова, Е.В. Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда. Дисс. к. филол. н. [Текст] / Е. В. Ушакова. - М., 2001. - 197 с.

104. Уэллек, Р., Уоррен, О. Теория литературы [Текст] / Р. Уэллек, О. Уоррен. - М.: Прогресс, 1978. - 328 с.

105. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2004. - 405 с.

106. Пирсон, Х. Диккенс [Электронный ресурс] / Х. Пирсон. -URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/pirson-dikkens/index.htm. (Дата обращения: 22. 08.2018).

107. Холиков, А.А. Биография писателя как теоретико-литературная проблема (на материале жизни и творчества Д.С. Мережковского: 1865 -1919). Дисс. к. филол. н. / А.А. Холиков. - М., 2009. - 286 с.

108. Шарый, А. Чарльз Диккенс как образ и биография [Электронный ресурс] / А. Шарый. - URL:https://www.svoboda.org/a/24476711 .html.

109. Черномазова, М.Ю. Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса. Дисс. к. филол. н. [Текст] / М.Ю. Черномазова. - М., 2010. - 170 с.

110. Черняк, В.Д., Черняк, М.А. Автобиографичность [Текст] / М.А. Черняк, В.Д. Черняк // Массовая литература в понятиях и терминах. -М.: Наука, 2015. - 250 с.

111. Шайтанов, И.О. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографиическая и мемуарная проза) [Текст] / И.О. Шайтанов - М.: Знание, 1981. - 64 с.

112. Шарифова, С.Ш. Типы документально-художественного романа [Электронный ресурс] / С.Ш. Шарифова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tipy-dokumentalno-hudozhestvennogo-romana. (Дата обращения: 15.08.2018).

113. Шеффер, Ж. Что такое жанр [Текст] / Ж. Шеффер. - М.: URSS, 2010. -190 с.

114. Шубина, А.В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда. Дисс... к. филол. н. [Текст] / А.В. Шубина. - СПб, 2009. -183 c.

115. Яркова, А.В. И.С.Тургенев в творческом сознании Б.К. Зайцева. Дисс. к. филол. н. [Текст] / А. В. Яркова. - СПб., 1999. - 190 с.

116. Allen, W. The English Novel [Текст] / W. Alltn. - N.Y.: Garden City, Doubleday Anchor, 1974. - 237 p.

117. Altick, R. Lives and Letters History of Literary Biography in England and America [Текст] / R. Altick. - N.Y.: Knopf, 1965. - 438 p.

118. Anderson, L.R. Autobiography [Текст] / L.R. Anderson. - L.: Rouletge, 2001. - 180 p.

119. Appleyard, B. A Superb Biography Which Redefines the Form and Should Silence Us All [Текст] / B. Appleyard // Literary Review. - L.: 1990. Sept. -Pp. 4-6.

120. Backscheider, P.R. Reflections on Biography [Текст] / P. R. Backsheider. - Oxf.: Oxford University Press, 2001. - 289 p.

121. Bagchee, S. Major themes in the Fiction of Angus Wilson a Thesis Submitted to the School of Graduate Studies in Partial Fulfilment of the

Requirements for the Degree Master of Arts McMaster University [Текст] / S. Bagchee. - Hamilton, 1972. - 110 p.

122. Batchelor, J. The Art of Literary Biography [Текст] / J. Batchelor. - Oxf., Clarendon Press, 1995. - 289 p.

123. Benton, M. Literary Biography: An Introduction [Текст] / M. Benton. -N.Y.: John Wiley & Sons. - 253 p.

124. Biography // Encyclopedia Britannica. Vol. 3. [Текст] - Chicago, 1997. -P. 636.

125. Boswell, James. Boswell's Life of Johnson [Электронный ресурс] / J. Boswell. - URL: http://www.gutenberg.org/files/1564/1564-h/1564-h.htm (Дата обращения: 1.08.2018).

126. Bowen, C.D. Biography: The Craft and The Calling [Текст] / C.D. Bowen. - Boston, 1969. - 174 p.

127. Boyd, T. Saint and sinner: Biographer Claire Tomalin Has Taken Charles Dickens for Her Last Big Subject [Электронный ресурс] / T. Boyd. - URL: http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/books/features/saint-and-sinner-biographer-claire-tomalin-has-taken-charles-dickens-for-her-last-big-subject-2362958.html. (Дата обращения: 15.08.2018).

128. Briggs, J.V. Woolf and the Proper Writing of Lives [Текст] / J. Briggs // The art of literary biography. - Oxf., 1995. - Pp. 245-265.

129. Butt, J., Tillotson, K. Dickens at work [Текст] / J. Butt, K. Tillotson. -Methuen, 1957. - 238 p.

130. Clifford, J.L. From Puzzles to Portraits: Problems of Literary Biographer [Текст] / L. J. Clifford. - L.: Chapel Hill, 1970. - 168 p.

131. Clifford, J. L. Biography as an Art: Selected Criticism 1560-1960 [Текст] / L. J. Clifford // Ed. by James Clifford. - L.: Oxford University Press. 1962. - 256 p.

132. Collins, Ph. Dickens and Popular Amusements [Текст] / Ph. Collins // The Dickensian. - L., 1965. Vol. LXI. №345. Pp. 7-19.

133. Cooke, R. The Guardian Claire Tomalin: Writing induces melancholy.

You're alone, a hermit [Электронный ресурс] / R. Cooke. - URL: https://www.theguardian. com/books/2011/sep/25/claire-tomalin-biographer-charles-dickens (Дата обращения: 15.08.2018).

134. DiBattista, M., Wittman, E. O. The Cambridge Companion to Autobiography [Текст] / M. DiBattista, E. O. Wittman. - Cambridge University Press, 2014. - 286 p.

135. Dyson, A.E. Dickens: Modern Jugements [Текст] / A.E. Dyson // The Inimitable Dickens. - L.: Macmillan, 1970. - 330 p.

136. Edel, L. Literary Biographies [Текст] / L. Edel. - Toronto, University of Toronto Press, 1957. - 170 p.

137. Ellis, D. Literary Lives: Biography and Search for Understanding [Текст] / D. Ellis. - Edinborough University press, 2000. - 195 p.

138. Ellmann, R. Golden Codgers: Biographical Speculations [Текст] / R. Ellmann. - L.: Oxford University Press, 1973. - 208 p.

139. Fenstermaker, J., John Forster [Текст] / J. Fenstermaker // Twayne's English Authors Series. - Boston, Twayne, 1984. - 205 p.

140. Gibson J., Wolfreys J. Peter Ackroyd: The Ludic and Labyrinth [Текст] / J. Gibson, J. Wolfreys. - L.: Macmillan Press, 2000. - 288 p.

141. Gittings, R. The Nature of Biography [Текст] / R. Gittings. - L.: Heinemann, 1978. - 96 P.

142. Gross, J., Pearson, G. Dickens in the XX-th Century [Текст] / J. Gross, G. Pearson. - L.: Routledge, 1964. - 238 p.

143. Guide to the Angus Wilson Papers [Электронный ресурс] -URL: http: //collguides.lib.uiowa.edu/?MSC0199#bioNote (Дата обращения: 15.08.2018).

144. Hardy, B. Ch. Dickens: The Later Novels [Текст] / B. Hardy. - L., 1968. -122 p.

145. Harvey, J. Victorian Novelists and Their Illustrators [Текст] / J. Harvey. -L.: Sidgwick & Jackson Ltd. - 240 p.

146. Hesketh, P. Biographer Of Shaw and Dickens, Is Dead Special to The New

York Times [Электронный ресурс] - URL:

https://www.nytimes.com/1964/04/10/archives/hesketh-pearson-biographer-of-shaw-and-dickens-is-dead-author-of-a.html. (Дата обращения: 14.08.2018).

147. Hocke, G. R. Europäische Tagebücher aus vier Jahrhunderten. [Текст] / Hocke G.R. - Fr. M., 1991. - 1136 p.

148. Holmes, R. Inventing the Truth [Текст] / R. Holmes // The Art of Literary Biography. - Oxford, 1995. -285 p.

149. Holmes, R. The Proper Study [Текст] / R. Holmes. - St Clair, 2002. -160 p.

150. Hunter, I. Nothing to Repent: The Life of Hesketh Pearson [Текст] / I. Hunter. - L.: Hamish Hamilton, 1987. - 211 p.

151. Hutcheon, L.. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction [Текст] / L. Hucheon. - L.: Routledge, 1998. - 288 p.

152. Johnson, E. Dickens: His Tragedy and His Triumph: in 2 Vol. [Текст] / E. Johnson - N.Y.: Simon and Schuster, 1952, Vol. 1 256 p.; Vol. 2. - 278 p.

153. Johnson, G.M. Peter Ackroyd [Текст] / G.M. Johnson // Dictionary of literary biography. - L., 1995. - Pp.3-12.

154. Kendall, P.H. The Art of Biography [Текст] / P.H. Kendall. - N.Y., 1965. - 158 p.

155. Kent, T. Interpretation and Genre: The Role of Generic Perception in the Study of Narrative Texts [Текст] / T. Kent. - Lewisburg, Association University Presses, 1986. - 180 p.

156. Law, G. and Maunder, A. Wilkie Collins. A Literary Life [Текст] / G. Law, A. Maunder. - N. Y.: Basingstoke, 2008. - 214 p.

157. Lejeune, Ph. Le pacte autobiographique [Текст] / Ph. Lejeune. - Paris, 2005. - 96 p.

158. Maurois, A. Dickens, His Life and Work [Текст] / A. Maurois. - L.: J. Lane, 1934. - 240 p.

159. McLeod, Sylvia. An Examination of Biography in Possession by A.S. Byatt and Dickens by Peter Ackroyd [Электронный ресурс] / Sylvia McLeod -

URL: http://ro.ecu.edu. au/cgi/viewcontent.cgi?article= 1882&context=theses. (Дата обращения: 15.08.2018).

160. Meyers, J. The Craft of Literary Biogrpahy [Текст] / J. Meyers. - N.Y., 1985. - 173 p.

161. Misch, G. Geschichte der Autobiographie [Текст] / G. Misch. - Lpz.; B., 1907-1969. - Bd 1-4.

162. Miyamaru, Y. A Private Tragedy Generalized: John Forster's The Life of Charles Dickens as a Dickens's Posthumous Work [Электронный ресурс] / Y. Miyamaru. - URL: http:// lang.Nagoya-u.ac.jp /-matsuoka/Dickens.html. (Дата обращения: 13.08.2018).

163. Nadel, I.B. Biography: Fiction, Fact and Form [Текст] / I.B. Nadel. -L.: Macmillan, 1985. - 248 p.

164. Oates, Joyce Carol. New Heaven, New Earth: The Visionary Experience in Literature [Текст] / J. C. Oates. - N. Y.: The Vanguard Press, 1974. - 307 p.

165. Olney, J. Autobiography: Essays Theoretical and Critical [Текст] / J. Olney. - N.Y.: Princeton University Press, 1980. - 360 p.

166. Onega, S. Interview with P. Ackroyd Conducted [Текст] / S. Onega // Twentieth Century Literature. - N.Y., Vol.42, №2. - Pp. 208 - 220.

167. Onega, S. Peter Ackroyd: The Writer and His Works [Текст] / S. Onega. -Plymouth, Northcote House and the British Council, 1998. - 99 p.

168. Onega, S. Metafiction and Myth in The Novels of Peter Ackroyd [Текст] / S. Onega // European Studies in the Humanities. - Columbia, Camden House, 1999. - 196 p.

169. Peters, C. Secondary Lives: Biography in Context [Текст] / C. Peters // The Art of Literary Biography. - Oxf., 1995. - 284 p.

170. Preston, John. Wilkie Collins. Review [Электронный ресурс] / John Preston. - URL: http://www.standard.co.uk/arts/book/wilkie-collins--review-7498616.html. (Дата обращения: 13.08.2018).

171. Reed, J. English Biography in The Early 19th Century. 1801-1838. [Текст] / J. Reed. - New Haven: Yale University Press, 1966. - 180 p.

172. Reid, G. Peter Ackroyd Interviewed about his Definitive Charles Dickens Biography [Электронный ресурс] / G. Reid. - URL: https://www.elsewhere.co. nz/writingelsewhere/1681/peter-ackroyd-interviewed-about-his-definitive-charles-dickens-biography-1991/. (Дата обращения: 13.08.2018).

173. Robinson, K. John Wilmot, Earl of Rochester: An Author in Search of Character [Текст] / K. Robinson // The Art of Literary Biography. - Oxf., 1995.

- 102 P.

174. Salwak, D. The Literary Biography: Problems and Solutions [Текст] / D. Salwak. - Iowa City, University of Iowa Press, cop.1996. - 182 p.

175. Schütze, A. I Think After More I Will Do Turner And Then I Will Probably Do Shakespeare: An Shnterview With Peter Ackroyd [Электронный ресурс] / A. Schütze — URL: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/articles/schuetze/8_95.html. (Дата обращения: 14.08.2018).

176. Serafín, S. Introduction [Текст] / S. Serafín // Dictionary Of Literary Biography 20th Century Literary Biography. - L., Gale, 1995. - 431 p.

177. Shelston, A. Biography [Текст] / Shelston A. - L.: Routledge, 1977.

- 82 p.

178. Standiford, L. The Man Who Invented Christmas: How Charles Dickens's A Christmas Carol Rescued His Career and Revived Our Holiday Spirit [Текст] / L. Standiford. - N. Y.: Crown Publishers, 2008. - 241 p.

179. Stauffer, D. A. English Biography Before 1700 [Текст] / D.A. Stauffer. -Boston, Harvard University Press, 1930. - 282 p.

180. Stauffer, D. The Art of Biography in Eighteenth Century England [Текст] / D.A. Stauffer. - L.: Humphrey Milford, 1941. - 572 p.

181. Sutherland, J. London Review of Books. A Terrible Bad Cold [Электронный ресурс] / J. Sutherland. - URL: http: //www.lrb.co. uk/v 12/n 18/j ohn- sutherland/a-terrible-bad-cold/print. (Дата обращения: 10.08.2018).

182. The Victorian Web [Электронный ресурс] -

URL: http: //www.victorianweb. org/authorsdickens/pva/pva3 5. html. (Дата

обращения: 10.08.2018).

183. Tomalin, C. Dissecting Dickens [Электронный ресурс] / C. Tomalin. -URL: https://www.bbc.com/news/entertainment-arts-15149760. (Дата обращения: 15.08.2018).

184. Welsh, A. From Copyright to Copperfield: The Identity of Dickens [Текст] / A. Welsh. - Cambridge, Harvard University Press, 1987. - 248 p.

185. Wills, G. Chesterton. Man and Mask. [Текст] / G. Wills. - N.Y.: Sheed & Ward, 1961. - 242 p.

186. Wilson, A. A Novelist for All Seasons [Электронный ресурс] / A. Wilson - URL:https://www.nytimes.com/2013/04/21/books/review/a-man-for-all-seasons.html. (Дата обращения: 15.08.2018).

187. Wilson, E. Dickens and the Two Scrooges [Текст] / E. Wilson. - N.Y., 1941. - 274 p.

188. Woolf, V. The New Biography [Текст] / V. Woolf //Collected Story. - L.: 1967. Vol. 4. P. 229-235.

189. Woolf, V. New Biography [Электронный ресурс] / V. Woolf. - URL: https: //ebooks. adelaide. edu. au/w/woolf/virginia/w91 d/chapter23. html. (Дата обращения: 08.08.2018).

190. Wuthenow, R.R. Europäische Tagebücher [Текст] / R.R. Wuthenow. -Darmstadt, 1990. - 147 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.