Лейтобразы рождественских повестей 1840-х гг. Ч. Диккенса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Горошкова Рената Ришатовна

  • Горошкова Рената Ришатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 186
Горошкова Рената Ришатовна. Лейтобразы рождественских повестей 1840-х гг. Ч. Диккенса: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2024. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Горошкова Рената Ришатовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Элементы готического стиля в рождественской прозе Диккенса 1840-х годов

1.1. Готическая литература: от варварства к национализму

1.2. Страх и его языки

1.3. Роль визуальных образов в художественной ткани рождественских повестей 1840-х гг

Глава 2. Звуковая поэтика в рождественских повестях Диккенса 1840-х годов

2.1. Музыкальность как явление языка и литературы

2.2. Музыкальность как свойство наррации рождественских повестей Ч. Диккенса

2.3. Языковые приемы создания музыкальности в тексте 141 Заключение 148 Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лейтобразы рождественских повестей 1840-х гг. Ч. Диккенса»

Введение

Произведения Чарльза Диккенса, относимые к рождественской прозе, многочисленны и неоднородны. Истории, календарно или тематически привязанные к Рождеству, Диккенс сочинял на протяжении всей своей писательской карьеры: ими отмечены и ранний (новеллистические вставки в «Пиквикском клубе», рождественские рассказы в «Очерках Боза», рождественские повести Ч. Диккенса 1840-х годов), и поздний период его творчества (эссе и рассказы 1850-х, сборники 1860-х годов, в которых писатель участвовал не только как автор, но и — по большей части — как редактор). Созданные на разных этапах литературного пути писателя рождественские истории кардинально отличаются друг от друга стилистически и концептуально, при этом важно подчеркнуть, что славу «создателя Рождества» Диккенсу принесли произведения, написанные с 1843 по 1848 годы: «Рождественская песнь в прозе » (A Christmas Carol in Prose, 1841), «Колокола» (The Chimes, 1843), «Сверчок за очагом» (The Cricket on the Hearth, 1845), «Битва жизни» (The Battle of Life, 1846), «Одержимый» (The Haunted Man, 1848). Этот период стал переломным моментом в творческой биографии Чарльза Диккенса. Многие образные и нарратологические находки, обнаруживающие себя впервые в рождественских повестях 1840-х годов, обогатили и поменяли его подход к созданию произведений и использовались Диккенсом на протяжении всего творчества.

Безусловно, Диккенс не был первооткрывателем рождественской тематики в литературе: за несколько лет до «Рождественской песни в прозе» появились, например, «Приключения в новогоднюю ночь» (1815) и «Щелкунчик» (1816) Гофмана, 5 рождественских эссе в «Книге эскизов Джеффри Крайона» (1819-1820) Вашингтона Ирвинга, «Ночь перед Рождеством» (1832) Н. В. Гоголя, а если вернуться на родину Диккенса, то в 1830-х годах на книжном рынке Англии циркулировало более 20-ти1 про-

изведений на рождественскую тематику2. До XVIII века Рождество было преимущественно религиозным и региональным праздником, привилегией для землевладельцев3, а в конце XVIII - в начале XIX века стало забытой английской традицией, которую — в свете романтического усиления национального чувства — вспоминали с ностальгией4. Д. Паркер отмечает, что до появления «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса отношение к Рождеству у жителей Лондона и последователей столичной моды было прохладным5.

Исследователь Т. Мур считает, что Диккенс, в отличие от своих предшественников, сделал Рождество событием печатного мира6: в подтверждение она приводит цитату из критической статьи, вышедшей в одной из лондонских газет в 1849 году: «Рождество было Рождеством много-много столетий до Диккенса, но его рождественские истории превратились в такой же обычай, как и рождественский гусь, при этом последний поглощается не с таким рвением, как читаются эти истории: широко и со смаком»7. Действительно, таких тиражей, какие были у «Рождественской песни в прозе», Лондон никогда не видел: всего в 1843 году, с 19 декабря и до 24 декабря, было продано 6000 экземпляров этой повести, а к маю 1844 года у

2 Например: Harrison W. H. Christmas Tales: Historical and Domestic. — London: Jennings & Chaplin, 1832. — 278 p.; Hervey T. K. The Book of Christmas with Illustration by R. Seymour. — London: William Spooner, 1836. — 342 p.

3 Moore T. Victorian Christmas in Print. — New York: Palgrave Macmillan, 2009. — P. 11.

4 Например, у Ирвинга: ' There is nothing in England that exercises a more delightful spell over my imagination than the lingerings of the holiday customs and rural games of former times. <.. .> I regret to say that they are daily growing more and more faint, being gradually worn away by time' [Irving, p. 164] Нет ничего в Англии, что бы боле опутывало чарами мое воображение, чем томительный период праздников и деревенских игр прежних времен... И я с сожалением вынужден сказать, что воспоминания об этих днях, стираемые временем, становятся все более тусклыми.

5 Parker D. Christmas and Charles Dickens. — New York: AMS P, 2005. —P. 12.

нее было 7 официальных переизданий8. Такой же успех ждал и другие повести: к примеру, «Сверчок за очагом» разошелся тиражом в 16 500 экземпляров, а «Битва жизни» - в 23 0009. Для сравнения, рождественская история У. Теккерея «Бал у мистрис Перкинс» (1846) имела тираж 1500 копий10. Популярность рождественских повестей Ч. Диккенса Т. Мур объясняет тем, что эти произведения отвечали запросам английского общества своего времени: по ее мнению, Диккенс, усиливая интерес читателя к социальным вопросам, создавал рождественскую утопию о единой нации11.

Действительно, в основе замысла создания рождественских повестей 1840-х годов лежит социальная проблематика: толчком к появлению «Рождественской песни в прозе» послужила просьба одного из современников английского писателя, доктора Саутвуда Смита, «выступить в печати по ряду вопросов, связанных с улучшением жизни труда рабочих и детей бед-няков»12. Если говорить о духе времени и политической атмосфере Англии 1840-х годов, то это был один из самых тяжелых периодов в ее истории: трудности испытывали (в разной мере) все слои общества. Богатые и привилегированные представители британского общества были в напряжении из-за общественного движения чартистов (charter - хартия, грамота, петиция), которое боролось за «исправление социальной, политической и экономической несправедливости по отношению к рабочему классу»13 с помощью митингов, забастовок, демонстраций. Миллионы людей, подписавших петиции чартистов, выступали, в частности, за отмену имуще-

8Moore T. Victorian Christmas in Print. — New York: Palgrave Macmillan, 2009. — P. 22.

9 Ibid. P. 23.

10 Ibid.

11 Ibid. P. 24.

12 Боборыкина Т. А. Художественный мир рождественских повестей Чарльза Диккенса. — СПб.: Гиппо-

крат, 1996. — С. 12.

ственного ценза и предоставление избирательного права всем совершеннолетним мужчинам. Движение чартистов резко критиковалось церковью: в брошюре «Чартизм без масок», пережившей не менее 19 переизданий, утверждалась мысль о том, что доктрина равенства — не доктрина истины, потому что Бог всех сделал разными по предназначению и силе. Доктрина равенства только в одном является истинной: мы все одинаково можем почувствовать божественную любовь и благодать. Самым первым чартистом назывался дьявол, который, будучи еще в роли ангела, пожелал стать равным Богу и восстал против него14.

Обострению социальной ситуации в Великобритании также способствовал многолетний голод в Ирландии (1845—1849). Голод был не просто фактом жизни: он пропитывал систему взглядов и формировал мировоззрение британцев15. Философия голода была наследницей идеи ученого и священника Р. Т. Мальтуса (1766—1834), который считал, что народонаселение неминуемо превысит возможности производства еды16. Мальтузианская теория предлагала соревновательную борьбу за человеческие блага как решение проблемы голода, а главной целью существования человека постулировалось отстаивание собственных интересов. Эта идея стала критической для своего времени: она размывала границы неповторимости каждого человека и явилась предвестницей теории дарвинизма. По мнению Дж. Марлоу, все произведения Диккенса были свидетельством его дебатов с Мальтусом длиною в жизнь17, а в своих рождественских повестях 1840-х

14 Jenkins E. Chartism Unmasked. — London: J. E. Dibb, 1840. P. 6; P. 8.

15 Marlow J. E. Charles Dickens: The Uses of Time. — Selinsgrove: Susquehanna University Press, 1994. — P. 69.

16 Ibid, P. 70.

годов он проиллюстрировал, что не мальтузианские, а иные принципы жизни придают смысл существованию этого мира18.

Еще одной популярной философией викторианского периода был утилитаризм, постулировавший зависимость человеческого прогресса от достижения личных выгод19. С. Смайлс в 1868 г. один из тезисов утилитаризма выразил так: «Цивилизация — это вопрос улучшения жизни конкретного человека»20. Диккенс был яростным противником подобных взглядов и считал, что идеи утилитаризма укореняют общество в таких пороках как жадность и эгоизм21, а решением проблемы социального разложения и оппозицией явлению утилитаризма для него была филантропия22.

Сначала Диккенс задумал откликнуться на просьбу Смита брошюрой «Обращение к английскому народу в защиту бедных детей» ('An appeal to the People of England on behalf of the Poor Man's Child'), но позже резко поменял планы. Вот что он пишет заказчику перед тем, как приступить к своей первой рождественской повести: «...удар, который я готовлюсь нанести, будет ударом парового молота, и в двадцать, нет, в двадцать тысяч раз сильнее, чем если бы я следовал своему первоначальному замыслу»23. В своих рождественских повестях 1840-х гг Диккенс одним из первых в истории английской литературы показал то, в каких условиях нищеты и голода живут бедняки Англии, чем — косвенно — объяснял причины бунтов и забастовок того времени и отражал чартистские настроения своей эпохи.

18 Marlow J. E. Charles Dickens: The Uses of Time. — Selinsgrove: Susquehanna University Press, 1994. — P. 82.

19 Moran M. Victorian Literature and Culture. —London: Continuum, 2011. — P. 34.

20 Smiles S. Self-Help: With Illustrations of Character. — London: John Murray, 1868. — P. 2.

21 Ostry E. Social Dreaming: Dickens and the Fairy Tale. — Abingdon: Taylor and Francis, 2002. — P. 106.

22 Christianson F., Garside P., Taylor A. Philanthropy in British and American Fiction : Dickens, Hawthorne, Eliot and Howells. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007.— P. 11.

23 Диккенс Ч. Собрание сочинений: В 30-ти т. Т. 29. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — С. 175.

И, главное, он описывал не только физические трудности, но и состояние униженности, в котором пребывают обездоленные, подчеркивая через изображение их чувств, радостей и разочарований, что это, в первую очередь, люди.

Рождественские повести Ч. Диккенса 1840-х годов, несмотря на то, что их социальная актуальность через несколько лет была утрачена, уже более двух веков востребованы читательской аудиторией, пережили бесчисленное множество переизданий и переводов и никогда не были обделены любовью публики: поставленная на театральной сцене в Лондоне в 1844 году (через год после выхода в свет) «Рождественская песнь в прозе» и не сходившая с подмосток в течение сорока вечеров подряд24, уже в 1901 году была адаптирована в немом кино (короткометражный черно-белый фильм Scrooge, or Marley's Ghost), а в 1923 году — озвучена в радиопостановке на BBC. Эта повесть чаще, чем другие произведения Чарльза Диккенса, вдохновляла на создание кинофильмов, телеспектаклей, мюзиклов, опер и даже балетных версий, премьера последней из которых состоялась в Петербурге в начале 2017 года (балет «Рождественская история» в хореографии Ивана Васильева в Михайловском театре). Повесть «Колокола» также была воплощена в немом кино в 1914 году, пережила множество кино- и телеадаптаций, а в 2000 году по ее мотивам был создан шедевр пластилиновой мультипликации. Адаптированная для театра повесть «Сверчок за очагом» на протяжении всего XIX века, даже в периоды временной утраты интереса к творчеству Диккенса, была в репертуаре ведущих театров Лондона25. «Сверчок за очагом» имеет целых пять адаптаций в немом кино, включая одну — в России, также эта повесть полюбилась оперным композиторам, в частности, на основе повести были созданы две

24 Standiford L. The Man Who Invented Christmas: How Charles Dickens's A Christmas Carol Rescued His Career and Revived Our Holiday Spirits. — Danvers: Crown/Archetype, 2008. — P. 168.

25 The Oxford Companion to Charles Dickens: Anniversary Edition. ed. by Paul Schlicke. — OUP Oxford, 2011 — p. 199 -200.

оперы: учеником Р. Вагнера австро-венгерским композитором Карлом Гол-дмарком26 и итальянским композитором Риккардо Дзандонаи, который известен не только своими сочинениями по мотивам произведений Шиллера, братьев Гримм, С. Лагерлёф, Г. Флобера, А. Дюма, но и, например, тем, что написал версию последнего акта незаконченной оперы Пуччини «Турандот» и восстановил оперу Россини «Путешествие в Реймс»27.

В журнальной литературной критике, современной Диккенсу, рождественские повести 1840-х гг., несмотря на широкую популярность, могли получать самые разные отзывы, а трактовки авторского замысла были диаметрально противоположными. Например, в журнале «Вестминстерское обозрение» отдается дань профессионализму Диккенса: «Он обладает способностью передать внешние эффекты так же, как и мастера голландской и итальянской живописи. <...> Диккенс обладает глубоким пониманием красоты и внешней, и внутренней»28, однако при этом высказывается сомнение в том, что фигура писателя на самом деле заслуживает столь пристального внимания, а его произведения — ажиотажа, который они вызывают у современников: «Диккенс — один из самых популярных авторов, но его нельзя назвать по-настоящему великим писателем. Он не преуспел в описании простых, но важных истин, дающих ответ, от чего зависит благоденствие человека. <...> По мнению Диккенса, все общественные беды исчезнут лишь стоит богатым людям быть щедрыми и добрыми по отношению к беднякам. <...> На самом же деле неимущие классы нуждаются в справедливости, а не в милосердии»29. Далее автор статьи переходит к резкой критике «Рождественской песни в прозе», вышедшей за несколько месяцев до

26 McSpadden, J. W. Opera Synopses: A Guide to the Plots and Characters of the Standard Operas. — New York: Thomas Y. Crowell Company. — p. 100.

27 Mason D. G. The Art of Music: A Comprehensive Library of Information for Music Lovers and Musicians.

Vol. 3. — New York: National Society of Music, 1915. — p. 241.

публикации: «Наслаждение жизнью заключается в том, чтобы накормить, напоить и стать щедрым покровителем бедняков; и у читателя может сложиться мнение, что возвращаются старые феодальные времена. Совершенно не берется в расчет то, что лучше бы дать беднякам заработать самостоятельно на индейку, а не подкидывать ее к рождественскому столу»30. Будто бы отвечая на эту статью, Диккенс к следующему Рождеству в подарок своим критикам преподносит повесть «Колокола», которая удовлетворяет все их претензии, показывая те немилосердные условия, сложившиеся в британском обществе, в которых бедняки вынуждены были жить и зарабатывать. При этом в России понимание «Рождественской песни в прозе» было иным: «Право — не высшая ступень человечности; за ним есть еще любовь и самоотвержение. <...> Когда не хватает сердца, мозг всегда силится пополнить этот недостаток и ясно доказывает, что вы имеете полное право не иметь сердца»31. Автор рецензии восхищается не только талантом Диккенса, который «не хотел выйти из сферы искусства — и не вышел, <. > и не увлекался усыпительными философскими отступлениями»32, но и дидактическими способностями писателя: «Диккенс желал только заронить в душу читателя вопросы, которые, если разрешить их, и, не останавливаясь, идти далее от вывода к выводу, доведут до многого. <...> Эти вопросы — истинные семена, которые дадут жатву, смотря по почве, в которую попали»33. Попавшие на русскую почву, рождественские повести Диккенса активно читались, осмысливались и дали любопытные всходы: с 1844 по 1917 год вышло не менее 40 рецензий и критических статей о рождественских повестях 1840-х годов, и, например, «Рождественская песнь в прозе» не просто множество раз переводилась на русский и перепечатыва-

30 A New Spirit of the Age // Westminster Review, Vol. XLI, № II, 1844. — London: Samuel Clarke. — P. 376.

31 Святочные рассказы Диккенс. Статья I // Современник, 1847, т. 2. N 3, — c. 5.

32 Там же. С. 18.

лась, но имеет 17 литературных переработок34, повести «Колокола» и «Сверчок за очагом» переиздавались не менее 15 раз каждая и имеют 435 и 636 литературных переработок соответственно, повесть «Битва жизни» имеет 10 переизданий, а «Одержимый или сделка с призраком» - 1137. «Русской душе близок его реализм, симпатична его гуманность, понятна и родственна его чуткость к голосам жизни»38, — писал в 1912 г. К. Арсеньев в статье, вышедшей к столетию со дня рождения Чарльза Диккенса.

Несмотря на широкую популярность и огромное количество рецензий, вышедших в Х1Х и начале ХХ века, в литературоведческих работах о творчестве Диккенса анализ рождественских повестей 1840-х годов занимает не больше главы или раскрывает лишь социально-дидактическую направленность поэтических особенностей указанных произведений. Н. Еремки-на пишет, что «отечественные и зарубежные ученые в большинстве своем прошли мимо детального изучения произведений малой прозы, уделяя большую часть своего внимания романам» писателя39.

34 Например, Старый скряга. Английская сказка // Сказки, предания и легенды всех времен и народов. Под ред. А. К. Владимировой. — СПб, 1874. — С. 1-28; Страшные видения или Воскресшая душа. Повесть. С англ. изложила В. С. Толстая. —М.: Посредник, 1896. —107 с.; Канун Рождества. — СПб: Изд-во конфетн. и шоколад. ф-ки С. Васильева, 1903. — 47 с.; Маленький Тим. — М.: Изд. журнала «Светлячок», 1917. — 15 с.

35 Например, Тротти Век и его дочь Мег. В кн.: Диккенс Ч. Малютка Тим и другие рассказы. — М., 1902, — С. 8 - 15; Сон под новый год. (По рассказу Ч. Диккенса «Колокола»). — М., 1905. — 63 с.

36 Например, Крошка и сверчок. Из волшебных сказок. С англ. (по Диккенсу). Рассказала С. Б. — СПб.: изд. Т. Ф. Кузина, 1896. — 96 с.; Три дня. Рассказ. (По Диккенсу). — СПб., 1897 с. —96 с.

37 Чарльз Диккенс: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 18381960 // Составители: Фриндлер, Ю.В., Катарский И. М. — Москва : Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. — С. 76 - 84.

38 К. Арсеньев. Две годовщины // Вестник Европы, кн. 2, 1912. — С. 425.

39 Еремкина Н. И. Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: Авт. дис. ... канд.филол.наук. — Самара: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2009. — С. 3.

Диккенс — центр любого обсуждения социальной жизни Великобритании XIX века40, а «изображаемый Диккенсом мир — всегда арена борьбы добра и зла»41. Многие литературоведы, будто продолжая традицию литературных критиков XIX века, смотрели на рождественские повести 1840-х гг. Ч. Диккенса исходя из собственных убеждений и трактовали основную авторскую идею, то есть, собственно, то, что именно являлось для писателя добром или злом, по-разному. Одно из первых литературоведческих исследований, в котором упоминаются рождественские повести 1840-х годов, принадлежит перу Т. Джексона, активисту коммунистической партии Великобритании. Ультралевые взгляды на литературу отразились и на умозаключениях автора: он выдвигает мысль о том, что лучшие качества гуманизма — по Диккенсу — расцветают в домах бедняков, и считает, что роль Диккенса в изобретении Рождества преувеличена. Главная заслуга рождественских повестей в том, что они, во-первых, обозначают окончательный переход от раннего Диккенса к позднему, а во-вторых, декларируют идеи о том, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом»42.

Представители марксистского литературоведения, исследователи середины ХХ века, следуя за Джексоном, концентрируются на раскрытии социальной тематики в рождественских повестях, используя традиционную для своего времени методологию. В отечественном литературоведении одним из крупнейших исследователей Диккенса была Т. А. Сильман, которая пишет об идеологии рождественских повестей, о созданной Диккенсом мифологии домашнего очага. В частности, она считает, что главное в рож-

40 Stead H., Hall E. Greek and Roman Classics in the British Struggle for Social Reform. — London: Bloomsbuiy Publishing, 2015. — P. 30.

41 История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ 2004. — С. 251.

42 Jackson T. A. Charles Dickens: The Progress of a Radical.— London: Lawrence and Wishart, 1937. — P. 295; P. 286.

дественских повестях 1840-х годов — это социальные вопросы, которые ставил автор43. Исследователь И. М. Катарский44 в одной из небольших глав своей книги «Диккенс» подчеркивает, что ценность этих произведений заключается прежде всего в отстаивании интересов притесненного класса.

Английский литературовед Т. Бичкрофт делает акцент на том, что малая проза Диккенса обращается к реалиям жизни простого человека, в повестях конечной целью повествовательного процесса является объединение людей, а не последовательное изложение событий, как это происходит в романах45. М. Шелдн в статье «Диккенс, «Колокола» и Лига против хлебных законов» отмечает, что повесть «Колокола», написанная в 1844, заслуживает внимания не из-за сюжета, который назван исследователем «механическим» (mechanical), и не из-за характеров, описанных им как «одномерные», а потому, что именно в данной повести Диккенс занимает острополитическую позицию, впервые обозначая свой социальный радикализм в вопросах бедных и поддерживая чартистское движение46. По мнению автора, именно в «Колоколах», где Диккенс выступает с объяснениями причин возникновения нищеты и преступности в Великобритании, окончательно формируются социальные взгляды Диккенса.

Ю. В. Ковалев в статье «Чарльз Диккенс и чартисты» в соответствии с духом времени пишет, что «Колокола» — произведение, написанное в духе чартизма: «..внимание чартистской критики, вероятно, обратили на себя перемены в трактовке образов добродетельных бедняков, сама добродетельность которых в ранних произведениях Диккенса служила источником

43 Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. — Л.: Художественная литератур», 1958. — С. 204.

44 Катарский И. М. Диккенс. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — С. 145.

45 Beachcroft Th. O. The modest art : A survey of the short story in English - London: Oxford Univ. press, 1968. — P. 98.

46 Shelden M. Dickens, 'The Chimes' and the Anti-Corn Law League // Victorian Studies. — Vol. 25 - No 3 (Spring), 1982. — P. 330.

счастья и залогом грядущего благополучия. Впервые герои Диккенса осознают, что трудолюбие, смирение и кротость в существующих условиях -не источник счастья, а проклятье человеческой жизни. В первый раз герои Диккенса думают о том, что их, осужденных на каторжный труд и пожизненную нищету, не единицы, а десятки и сотни тысяч, и никакой филантропией тут делу не поможешь. В первый раз герои Диккенса выдвигают программу («сносные дома, сносная пища, человеческие законы»), которая, кстати, перекликается с знаменитым требованием чартистов «Справедливую плату за справедливый рабочий день!»47.

Социальная направленность рождественских повестей Диккенса 1840-х годов подчеркивается даже теми исследователями, которые априори причисляют эти произведения к готической литературе, традиционно далекой от концентрации на решении общественных проблем. В энциклопедическом трехтомнике «Готическая литература» в статье о Диккенсе дается такая характеристика: «Он использовал элементы литературы «страха и ужаса» для того, чтобы обратить внимание на то, в каких ужасных условиях живут некоторые люди, а также для того, чтобы исследовать темы жадности, продажности, несвободы и смерти»48.

Однако некоторые исследователи считают, что Диккенс не был фигурой политизированной. В подтверждение этого приводится тот факт из биографии писателя, когда его несколько раз приглашали стать автором влиятельного в политической и культурной сфере журнала с либеральной направленностью «Эдинбургское обозрение», но имя Диккенса так ни разу не появилось на страницах этого издания, которое ассоциировалось с партией вигов и регулярно читалось представителями торгово-промышленной буржуазии, то есть Диккенс сознательно лишал себя возможности обра-

47 Ковалев Ю. В. Чарльз Диккенс и чартисты // Вестник ЛГУ, Серия истории, языка и литературы. № 20, вып. 4. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1962. — С. 105.

48 Gothic Literature. A Gale Critical Companion. In 3 Vol., Vol. 2, Authors A- K. Ed. by Bomarito J. — Farmington Hills, 2006.— P. 229.

титься к данной категории граждан. Как пишет Ф. Коллинз, несмотря на то, что Диккенс чувствовал ответственность перед обществом, а приглашения редактора известного журнала льстили ему, он не хотел, чтобы его имя ассоциировали с какой-либо партией или движением49. Ф. Коллинз для сравнения приводит в пример собственные журналы Диккенса, которые тоже имели большие тиражи и были популярны (в большей степени среди низших классов), но при этом его периодические издания всегда оставались просто семейными журналами, а не органами выражения политических мнений50.

Безусловно, Диккенс, работая над рождественскими повестями, выполнял гражданскую миссию, но политика ради политики его не интересовала. Его главная претензия к существующему положению в стране выражалась в идее о государстве, которое является плохим и беспечным родителем своих детей-бедняков51.

Социальная составляющая, несомненно, присутствующая в рождественских повестях 1840-х годов, вовсе не магистральная линия, которой придерживался Диккенс. Он поступил как настоящий художник: исполняя свой социальный долг, пытался воздействовать на процессы, происходившие в британском обществе, обратившись не только к разуму, но и к сердцу читателя. Утверждения литературоведов о том, что Диккенс поддерживал чартистов, находят опровержение в его текстах: несмотря на то, что писатель хотел побудить притесненные классы к действию, в его рождественских повестях нет ни одного намека на призыв бороться с установленным общественным порядком: борьба происходит в сердцах людей. Русские авторы (еще 1847 году в статье журнала «Современник») главный

49 Collins Ph. Dickens and the Edinburgh Review // The Review of English Studies, Vol. 14, № 54.— May, 1963. — P. 172.

50 Collins Ph. Dickens and the Edinburgh Review // The Review of English Studies, Vol. 14, № 54.— May,

1963. — P. 171.

посыл «Рождественской песни в прозе» усматривали не в социальной отзывчивости, а в христианском мотиве о любви: «Подаяние, вообще, помощь, еще не важная ступень любви. <....> Пассивное участие любви, или, вернее, сострадание, то есть подаяние, в обширном смысле слова, может только устранить физическую нужду несчастливца; оно и не редкость — это знают все, кому посчастливилось дожить до несчастья. Вырвать зло с корнем, который держится не в голодном желудке, а в сознании уничижения — вот что должен делать тот, кто хочет встать на высшую ступень любви, то есть любить активно и не отворачиваться от человека, насытивши его желудок»52.

По мнению Р. Баттерворса, Диккенсу не нужно было связывать себя ни с какими политическими движениями и идеями, потому что христианство обеспечивало его всеми необходимыми постулатами. Диккенс был уверен, что фундаментальные изменения в обществе возможны только в том случае, если все общество будет следовать христианским принципам53.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горошкова Рената Ришатовна, 2024 год

Список литературы

I. Художественная литература и источники:

1. Андерсен Г. Х. Сказки. —СПб.: Речь, 2014. — 320 с.

2. Гете И. В. Фауст. — М.: Издательство «Э», 2015. — 512 с.

3. Гофман Э. Т. А. Приключения в Новогоднюю ночь. // Э. Т. А. Гофман. Новеллы. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 61 - 94.

4. Диккенс Ч. Рождественские повести. Собрание сочинений: В 30-ти т. Т. 12. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — 508 с.

5. Диккенс Ч. Статьи и речь. Собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 28. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.—584 с.

6. Диккенс Ч. Собрание сочинений: В 30-ти т. Т. 29. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — С. 175.

7. Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Мальчик у Христа на ёлке (сборник). М.: АСТ, 2018. — 198 с.

8. Канун Рождества. СПб: Изд-во конфетн. и шоколад. ф-ки С. Васильева, 1903. — 47 с.

9. Маленький Тим. — М.: Изд. журнала «Светлячок», 1917. — 15 с.

10. По Э. Избранное. Т. 2. — М.: Терра, 1996. — 590 с.

11. Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. I / Пер. с исп. Н. Любимова; Стихи в переводе Ю. Корнеева; Вступ. ст. и коммент. С. Пискуновой. — М. Эксмо, 2007. — 704 с.

12. Скотт В. Комната с гобеленами или дама в старинном платье // Комната с гобеленами. Английская готическая проза. — М.: Издательство «Правда», 1991. — 415 - 432.

13. Страшные видения или Воскресшая душа. Повесть. С англ. изложила В. С. Толстая. — М.: Посредник, 1896. — 197 с.

14.Dickens Ch. Christmas Carol and Other Christmas Books. — Oxford University Press, 2006. — 487 p.

15. Dickens Ch. The Letters. V. One, 1820 - 1839. — Oxford, Clarendon Press, 1965. — 744 p.

16. Dickens Ch. The Letters. V. Three, 1842-1843. — Oxford, Clarendon Press, 1974. — 692 p.

17. Dickens Ch. The Letters. V. Four, 1844 - 1846. — Oxford, Clarendon Press, 1977. —771 p.

18. Godwin W. Things as They Are, or the Adventures of Caleb Williams. — Portland: The Floating Press, 2009. — 669 p.

19. Hare A. The Vampire of Croglin Night // Children of the Night: Classic Vampire Stories. — London: Wordsworth Edition, 2007. — 256 p.

20. Harrison W. H. Christmas Tales: Historical and Domestic. — London: Jennings & Chaplin, 1832. — 278 p.

21. Hervey T. K. The Book of Christmas with Illustration by R. Seymour. — London: William Spooner, 1836. — 342 p.

22. Irving W. The Sketch Book of Geoffrey Crayon. — Leipzig: Bernh. Tauchnitz Jun., 1843. — 337 p.

23. Lewis M. G. The Monk: A Romance. In Three Volumes. Vol. I. — Waterford: Printed for Saunders, 1796. — 250 p.

24. Marryat F. The Phantom Ship. — Tucson: Fireship Press, 2009. — 448 p.

25. Mason W. The English Garden. — London: A. Ward, 1783. — 243 p.

26. Poe E. A. The Dover Reader. — New York: Courier Corporation, 2014. — 544 p.

27. Poe E. A.The Complete Short Stories. — New York: Open Road, Integrated Media. — 1612 p.

28. Radcliffe A. The Novels of Mrs Ann Radcliffe. — London: Hurst, Robinson, and Co., 1824. — 764 p.

29. Rogers S. The Pleasures of Memory. — London, Printed for T. Cadell, in the Strand; and C. Dilly, in the Poultry, 1794 — 124 p.

30. Scott W. The Talisman, The Two Drovers, My Aunt Margaret's Mirror, The Tapestried Chamber, The Laird's Jock. — New York: D. Appleton and Company, 1869. — 177 p.

31. Shakespeare W. The Complete Works of William Shakespeare: Comprising His Dramatic and Poetical Works. — Cincinnati: R.W. Carroll, 1866 — 828 p.

32. Shelley M. Frankenstein or The Modern Prometheus. — London: The Electric Book Company, 2001. — 262 p.

33. Stirling E. Dandolo, Or, The Last of the Doges. — London: W. Strange, 1838 — 26 p.

34. Tales of the Genii. Translated from the Persian Manuscript by Sir Charles Morelli. — London, C. Cooke, 1800. — 240 p.

35. Walpole H. The Castle of Otranto. A Gothic Story. — London: John Murray, 1769. — 200 p.

II. Исследования:

36. Аверинцев С. С. Образ Иисуса Христа в православной традиции. Две тысячи лет религии и культуры. — М.: Интербук-бизнес, 2001.

37. Алексюк М. В. Звуковой образ литературного героя: фоностилистиче-ский анализ художественного текста/ М. В. Алексюк // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2015. — № 2. — С. 42-47.

38. Альберти Л.-Б. Об архитектуре // Эстетика Ренессанса: В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. - Т.2. — С. 324, 325, 328.

39. Анненский И. Книги отражений. — М.: Наука, 1979. — 680 с.

40. Арсеньев К. Две годовщины // Вестник Европы, 1912, кн. 2. — С. 425 -427.

41. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 379 с.

42. Баттистини М. Символы и аллегории. Энциклопедия искусства. — М.: Омега, 2008. — 384 с.

43. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 3. Теория романа (1930-1961). — М.: Языки славянских культур, 2012. — 880 с.

44. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.

45. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

46. Башляр Г. Вода и грезы. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. — 286 с.

47. Башляр Г. Поэтика пространства.— М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. — 352 с.

48. Берк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М.: Искусство, 1979. — 237 с.

49. Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. — М.: Республика, 1994. — 559 с.

50. Библия. — М.: Российское библейское общество, 2005. — 1367 с.

51. Боборыкина Т. А. Художественный мир рождественских повестей Чарльза Диккенса. — СПб.: Гиппократ, 1996. — 137 с.

52. Бондаренко М. И. Традиции "Рождественских повестей" Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Коломен. гос. пед. ин-т. — Коломна, 2006. — 25 с.

53. Брагина Н. Н. О возможности анализа литературного текста методом, принятым в музыковедении // Вопросы филологии. 2010, N 1. — C. 64-73.

54. Брик О. М. Звуковые повторы // Русская словесность. Составитель В. Нерознак. - М.: Academia, 1997. — C. 116-120.

55. Бурова И. И. Две тысячи лет истории Англии. — СПб: Изд-во «Бельведер»; ИЦ «Гуманитарная Академия», 2007. — 544 с.

56. Бурова И. И. Этические основы рождественских повестей Диккенса // Диккенс Ч. Рождественские повести. — СПб: Азбука, 2008. — С. 228-238.

57. Ванеян С. С. Храм и грааль в западном средневековье // Храм земной и небесный. Сост. и авт. предисловия Ш. М. Шкуров. —М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С. 201 - 264.

58. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989 . — 404 с.

59. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки об общей природе наций. — М., Киев, 1994. — 637 с.

60. Владимирова Н. Г. «Память термина» и его вариативность в истории жанровой номинации английского романа // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. Сер.: Филология, педагогика, психология. № 1. — С. 49 — 54.

61. Воронин С. В. Основы фоно семантики. — М.: ЛЕНАНД, 2006. — 248 с.

62. Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве: Сб. статей. СПб. — Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2015. — 384 с.

63. Гаспаров Б. М. Борис Пастернак: по ту сторону поэтики (философия, музыка, быт) — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 272 с.

64. Гаспаров М. Л. «И снова тучи надо мною...». Методика анализа // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. — М., 1997. — С. 9 - 20.

65. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х томах. — Т. 1. СПб.: Наука, 2007. — 623 с.

66. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х томах. — Т. 2. СПб.: Наука, 2007. — 604 с.

67. Гердер И. Г. Трактат о происхождении языка. — Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. — 156 с.

68. Герхард М. И. Искусство повествования. Литературное исследование «1001 ночи». — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. — 455 с.

69. Гильдебранд Д. Сущность христианства.—СПб. : Алетейя ТО Ступени, 1998. - 474 с.

70. Головачева И. В. Фантастика и фантастическое. — СПб.: Петрополис, 2013 г. — 420 с.

71. Горошкова Р. Р. Концепт слепоты в повести «Сверчок за очагом» Ч. Диккенса // ХХ11 Пуришевские чтения: «История идей в жанровой истории» / Отв. ред. Е. Н. Черноземова. — Москва: МПГУ, 2010. — С. 114-115.

72. Горошкова Р. Р. Мотив памяти в повести Ч. Диккенса «Одержимый» // Память личности - память общества. Репрезентация индивидуального и коллективного опыта в литературе. Материалы ХЬШ Международной филологической конференции / Сост. Ю. В. Каминская, А. Ю. Миролю-бова Санкт-Петербург, ИД «Петрополис», 2014. — С. 45 - 46.

73. Горошкова Р. Р. Музыкальные аспекты стиля «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса // Вестник СПбГУ, Серия 9, № 3, 2011. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. — С. 42-46.

74. Горошкова Р. Р. О «неготической готичности» в поэтике рождественских повестей 1840-х годов Ч. Диккенса // Вестник СПбГУ. Сер. 9, № 4, 2013. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. — С. 3-11.

75. Горошкова Р. Р. Память и чувства в рождественских повестях Ч. Диккенса 1840-х годов // Вестник СПбГУ, Серия 9, № 2, 2015. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. — С. 11-17.

76. Горошкова Р. Р. Рождественские повести Ч. Диккенса как детская классика // Вестник детской литературы / Под ред. Т. А. Федяевой. — СПб: Петрополис, 2011. — С. 80-82.

77. Горошкова Р. Р. Роль ритма в рождественской повести Чарльза Диккенса «Колокола» // Зарубежная литература: проблема изучения и преподавания. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. / Под ред. О. Ю. Полякова. — Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2012. — С. 66-70.

78. Горошкова Р. Р. Феномен имен Скруджа и Марли из «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса // Филологические науки. Вопросы Теории и практики. — Тамбов: Издательство «Грамота», № 11-1, 2016. — С. 18-20.

79. Грешных В. И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. — Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2001. — 405 с.

80. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. Очерки по истории русского реализма, ч. I. — М.: Интрада, 1995. — 318 с.

81. Дейк ван, Т. И., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. — М.: 1988

82. Делазари И. А. Музыкальность в литературном тексте Х1Х-ХХ веков: Очерк проблемы // Границы литературы в гуманитарном пространстве / Межвуз. сб. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — С. 52-65.

83. Делазари И. А. Двойничество как точная наука: Музыкальные аналогии в прозе Э. А. По, Ш. Бодлера и Ф. М. Достоевского // Древняя и Новая Романия, Т. 12, N0 2. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. С. 308-322.

84. Дибелиус В. Лейтмотивы у Диккенса // Проблемы литературной формы / под ред. В. М. Жирмунского. — М.: Комкнига, 2007.— С. 135 -145.

85. Чарльз Диккенс: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1838-1960 // Составители: Фриндлер, Ю.В., Ка-тарский И. М. — Москва : Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. — 327 с.

86. Духовидец. Новый святочный рассказ Диккенса // Современник. — СПб.: В типографии Эдуарда Праца, 1849. — С. 45 - 54.

87. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1995. — 256 с.

88. Дьяконова Н. И. Английский романтизм. — М.: Издательство «Наука», 1978. — 207 с.

89. Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение //Материалы международной научной конференции. Москва-Переделкино 15-17 ноября 2001 г. — М.: РГГУ, 2003. — 278 с.

90. Еремкина Н. И. Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: Дис. ... канд.филол.наук. — Самара: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Ев-севьева, 2009. — 192 с.

91. Еремкина, Н. И. Сюжетно-композиционные особенности «Рождественской песни» в контексте рассказов Чарльза Диккенса / Н.И. Еремкина // Английская литература в контексте мирового литературного процесса: тезисы докладов Международной научной конференции и XV съезда англистов, 19-22 сентября 2005 года; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2005. - С. 42.

92. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. / Пер. с фр. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. — Т. 1. — 470 с.

93. Жирмунская Н. Новеллы Э. Т. А. Гофмана в сегодняшнем мире // Э. Т. А. Гофман. Новеллы. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 5 -20.

94. Журавлев А. П. Звук и смысл. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

95. Журавлев А. П. Фонетическое значение. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 159 с.

96. Забозлаева Т. Б. Символика цвета. — СПб.: Невский ракурс, 2011. — 176 с.

97. Зализняк А. А. Феномен многозначности и способы его описания // Вопросы языкознания. — М., 2004. — N0. 2. — С. 20 -45.

98. Заломкина Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете: Автореферат дисс. на соискание уч. степени к. ф. н. — Самара, Самарский государственный университет, 2003 — 19 с.

99. Зеленко Т.В. Творчество Горация Уолпола: Автореф. дис.... канд. филол. наук. — Л.: ЛГУ им. А.А.Жданова., 1979. — 23 с.

100. Зенкин С. Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. — М.: Издательский центр РГГУ, 2014.— 544 с.

101. Зенкин С. Н. Работы о теории. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 560 с.

102. Зенкин С. Н. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2018. —386 с.

103. Золотницкий Н. Ф. Мифы и легенды о цветах. М: Олма Медиа групп, 2017. — 304 с.

104. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Си-дорченко, И. И. Буровой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 544 с.

105. Кайуа Р. В глубь фантастического. Отраженные камни. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — 280 с.

106. Катарский И. М. Диккенс. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. —272 с.

107. Кац Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии. — СПб.: Композитор, 1997. — 272 с.

108. Ковалев Ю. В. Чарльз Диккенс и чартисты // Вестник ЛГУ, Серия истории, языка и литературы. № 20, вып. 4. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1962. — С. 99 - 110.

109. Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. — 532 с.

110. Кондильяк Э. История ума человеческого. — М.: Типография Платона Бекетова, 1804. — 230 с.

111. Кончакова С. В. Образ дома в романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Дру-да» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №5, 2012. — С. 21 - 25.

112. Копыленко М.Л. Образ музыканта и музыки в английском романе ХХ в. : Автореф. дис. ... канд.филол.наук. Киев. 1987. — 16 с.

113. Корнилова Е. Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. — М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. — 448 с.

114. Кронберг И. Святочные рассказы Диккенса. Статья I // Современник, 1847, т. 2. N 3, — С. 1 - 18.

115. Кузина Е. В. Специфика нарративной структуры и языковых средств дискурса англоязычной романтической прозы: Автореферат дисс. на соискание уч. степени к. ф. н. — Барнаул, Алтайская государственная педагогическая академия, 2012. — 23 с.

116. Курбанов Б. О. Взаимосвязь музыки и литературы. — Баку.: Издательство «ЭЛМ», 1972. — 140 с.

117. Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1997. — 21 с.

118. Лахманн Р. Дискурсы фантастического. — М.: Литературное обозрение, 2009. — 384 с.

119. Лессинг Г. Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии // Лессинг Г. Э. Избранные произведения. — М.: Художественная литература, 1953.— C. 385—516.

120. Литература и музыка. Под ред. Реизова Б.Г. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975. — 228 с.

121. Лишаев С. Эстетика пространства. — Litres, 2017. — 394 с.

122. Лонгин Д. О высоком или величественном. — СПб.: Императорская Типография. —1803. — 230 с.

123. Лосев А. Ф. Философия имени. М.: Академический проект, 2009. — 300 с.

124. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб: Азбука, 2015. — 416 с.

125. Лотман Ю. М. Дурак и сумасшедший / Ю. М. Лотман. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992. — С. 64 -104.

126. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб.: «Искусство - СПб», 2011. — 848 с.

127. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Ю. М. Лот-ман. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. — 479 с.

128. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. — СПб.: Азбука, 2015. — 704 с.

129. Махов А. Е. Música literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. — М.: Intrada, 2005. — 224 с.

130. Мешонник А. Рифма и жизнь. М.: ОГИ, 2014. — 400 с.

131. Мир Диккенса. К 200-летию со дня рождения писателя. Сборник научных трудов // Под ред. Потаниной Н. Л. — Тамбов: ТГУ, 2012. — 135 с.

132. Михайлов А. В. Языки культуры. — М.: Языки русской культуры.— 912 с.

133. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.

134. Михновец, Н. Г. "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса как произведение-посредник и тип культуры // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков : цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сб. науч. тр. / ГОУВПО "Петрозавод. гос. ун-т" ; отв. ред. В. Н. Захаров. -Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. ун-та, 2008. - Вып. 5. - (Проблемы исторической поэтики ; Вып. 8). - С. 127-146.

135. Мишина Л. А. Э. Т. А. Гофман как философ и художник. Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. ун-та, 2012. — 160 с.

136. Музыкальность // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: ИНИОН РАН, 2001. — С. 595-600.

137. Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. — М.: Школа «Языки русской культуры». — 480 с.

138. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. — М.: Логос, 1998.

— 274 с.

139. Нестеров А. Колесо фортуны. Репрезентация человека и мира в английской культуре начала Нового века. — М.: Прогресс-Традиция, 2015.

— 615 с.

140. Ницше Ф.В. Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру. — СПб.: Азбука, 2000. — 232 с.

141. Орлов Г. А. Древо музыки. — Вашингтон: Н. А. & Со. — СПб: Советский композитор, 1992. — 408 с.

142. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. — СПб: Издательство СПбГУ 2008. — С. 272.

143. Першина М. А. Идейно-нравственные традиции рождественской повести Ч. Диккенса в святочном рассказе Н. С. Лескова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013. № 6. Ч. 2.

— С. 158-161.

144. Петровская Е. Теория образа. — М.: Издательский центр РГГУ, 2010.

— 281 с.

145. Пильщиков И. А. «Внутренняя форма слова» в теориях поэтического языка // Критика и семиотика. N0. 2, 2014. — С. 54 -76.

146. Платек Я. М. Под сенью дружных муз: (Очерки). — М.: Советский композитор, 1987. — 229 с.

147. Платек Я. М. Верьте музыке: (Литературно-музыкальные очерки). М.: Советский композитор, 1989. — 349 с.

148. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. — М.: Мысль, 1999. —528 с.

149. По, Бодлер, Достоевский: Блеск и нищета национального гения / Коллективная монография; сост. С. Фокин, А. Уракова. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 496 с.

150. Полякова А. А. Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века: Автореферат. дис. ... канд. филол. наук

— М.: РГГУ, 2006. — 28 с.

151. Попова И. Л. Имя в литературной мистификации // Имя в литературном произведении: художественная семантика. Под ред. Л. И. Сазоновой.

— М.: ИМЛИ РАН, 2015. — С. 129-155.

152. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 613 с.

153. Профорук М. В. Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя: прагмафоностилистический подход / М. В. Профорук// Ярославский педагогический вестник. — 2013. - № 4. — Т. 1 (Гуманитарные науки). — С. 202 - 206.

154. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм. Романтизм. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — 386 с.

155. Реизов Б. Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 4. — М., 1971.

— С. 306-311

156. Саммерс М. История вампиров. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 448 с.

157. Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии / Ред. Д. И. Антонов.

— М.: РГГУ, 2014. — 361 с.

158. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. — Л.: Художественная литература, 1970. — 376 с.

159. Соколова Т. В. От романтизма к символизму. Очерки истории французской поэзии. — СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005. —308 с.

160. Соловьева Н. А. История зарубежной литературы. Предромантизм. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

161. Старобинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. Т. 1. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 496 с.

162. Старобинский Ж. Чернила меланхолии. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 616 с.

163. Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания / Сост. Е. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. — М.: Книжная палата, 1990. — 536 с.

164. Тамарченко Н.Д. Теория литературных жанров. — М.: Академия, 2011.

— 256 с.

165. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. — С.-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 159 с.

166. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. —144 с.

167. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против» (сб. статей). — М.: Изд-во «Прогресс», 1978. — С. 37 -113.

168. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Издательство «Наука», 1976. — 574 с.

169. Тэн И. Новейшая английская литература в современных представителях. — СПб: Типография М. Стасюлевича, 1876. — 386 с.

170. Уваров М. С. Философия искусства: музыкальные акценты. — СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2013. — 158 с.

171. Уварова И. П. Вертеп: мистерия Рождества. —М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 392 с.

172. Урнов М. В. Неподражаемый Чарльз Диккенс - издатель и редактор. — М.: Книга, 1990. — С. 284.

173. Хапаева Д. Кошмар: литература и жизнь. — М.: Текст, 2010. — 286 с.

174. Фатеева Н. А. Языковое отображение танца в стихах и прозе // Живое слово. Логос - голос - движение - жест. Сборник статей и материалов. Отв. редактор Фещенко В. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 480 с.

175. Флоренский П. Имена. — СПб.: Азбука, 2007 — 332 с.

176. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла: Учебное пособие. — Калинин: КГУ, 1984. — 79 с.

177. Чамеев А. А. В традициях «старого доброго страха» или Об одном несерьезном жанре британской литературы // Дом с призраками. Английские готические рассказы. — СПб: Азбука, 2010. — С. 5-18.

178. Чаплыгина О. В. Проблемы жанров малой прозы (применительно к творчеству Ч. Диккенса) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, № 4, 2009. — С. 179 - 181.

179. Черномазова М. Ю. Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса: Автореферат дисс. на соискание уч. степени к. ф. н. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2010. — 16 с.

180. Честертон Г. К. Чарльз Диккенс. — М.: Радуга, 1982. — 205 с.

181. Шеллинг Ф. Философия искусства. — М.: Мысль, 1966. — 496 с.

182. Швачко М. В. Ч. Диккенс и сказка: Автореферат дисс. на соискание уч. степени к. ф. н. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. А. М. Горького, 1994. — 16 с.

183. Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.

184. Эко У. О литературе. — М.: Аст, 2015. — 416 с.

185. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: Symposium, 2004. —544 c.

186. Элиот Т. С. Музыка поэзии // Элиот Т. С. Назначение поэзии. — М.: Совершенство, 1997. — 199 с.

187. Энциклопедия готической архитектуры / Э.-Э. Виолле-ле-Дюк; пер.с фр. С.Баталина. — М.: Эксмо, 2013. — 512 с.

188. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. — М.: Издательство МГУ, 1985. — 183 с.

189. Эолова арфа. Антология баллады. / Сост. Гугнин А. А. — М., «Высшая школа», 1989. - 671 с.

190. Юханнисон К. История меланхолии. — М.: НЛО, 2018. — 320 с.

191. Якобсон Р. Работы по поэтике. — М.: Прогресс. — 464 с.

192. Ярхо Б. Я. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 927 с.

193. Adams J. E. A History of Victorian Literature. Chichester: John Wiley & Sons, 2012. — 480 p.

194. Adorno T. W. Essays on music. — Berkeley, California: University of California Press, 2002. — 743 p.

195. Alford V. Introduction to English Folklore. — London: G. Bell and Sons Ltd.

196. Allingham Ph. V. Dickens' Aesthetic of the Short Story. http://

www.victorianweb.org/authors/dickens/pva/4.html

197. Allingham Ph. V. The Naming of Names in Charles Dickens's A Christmas Carol // Dickens Quarterly — Vol. 1. 1987. — P. 15-20.

198. Altick R. D. Victorian People and Ideas. — New York: NORTON & COMPANY, 1974. — 338 p.

199. Alvarez M. P. The psychology of Don Quixote // Psychology in Spain, N°. 10, 2006. — p. 17-27.

200. Andrews M. Charles Dickens and His Performing Selves: Dickens and the Public Reading. — Oxford University Press, 2006. — 346 p.

201. Andrews M. Dickensian laughter: essays on Dickens and humor. — Oxford: OUP Oxford, 2013. — 195 p.

202. Armstrong I. Victorian Glassworlds : Glass Culture and the Imagination 1830-1880. — Oxford: OUP Oxford, 2008. — 470 p.

203. Bailey M. D. Fearful Spirits, Reasoned Follies: The Boundaries of Superstition in Late Medieval Europe. — Cornell University Press, 2013. — 288 p.

204. Baldick C. The Oxford Book of Gothic Tales. — Oxford: Oxford University Press, 1992. — 533p.

205. Barry K. Language, Music, and the Sign: a Study in Aesthetics, Poetics, and Poetic Practice from Collins to Coleridge. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1987. — 224 p.

206. Beachcroft Th. O. The modest art : A survey of the Short Story in English -London: Oxford Univ. press, 1968. - 286 ^

207. Beer G. Darwin's Plots: Evolutionary Narrative in Darwin, George Eliot and Nineteenth-Century Fiction. — Cambridge University Press, 2000. — 277 p.

208. Bernhart W., Scher S. P., Wolf W. Word and Music Studies Defining the Field: Proceeding of the First International Conference on Word and Music Studies at Graz, 1997. — Amsterdam: Rodopi, 1999. — 352 p.

209. Bernstein S. Housing Problems. Writing and Architecture in Goethe, Walpole, Freud, and Heidegger. — Stanford University Press, 2008. — 193 p.

210. Bindeman S. Silence in Philosophy, Literature, and Art. BRILL, 2017. — 180 p.

211. Birkhead, E. M. A. The Tale of Terror, A Study of the Gothic Romance. — London: Constable & Company Ltd., 1921. — 239 p.

212. Blackstone W. Commentaries on the Laws of England. — Chicago: University of Chicago Press, 2002. — 475 p.

213. Blackwell Companions to Literature and Culture: New Companion to the Gothic. — Chichester: John Wiley & Sons, 2012. — 569 p.

214. Blamires D. Telling Tales, The Impact of Germany on English Children's.— Cambridge: OpenBook Publishers, 2009. — 460 p.

215. Bledsoe R. T. Dickens, Journalism, Music: 'Household Words' and 'All The Year Round' — London: Bloomsbury Publishing, 2012. — 272p.

216. Boege F. W. Point of View in Dickens // PMLA, Vol. 65, No. 2 (Mar., 1950), pp. 90-105.

217. Botting F. The Gothic. — Martlesham: Boydell & Brewer, 2001 — 184 p.

218. Botting F. Townshend D. Gothic: Nineteenth-century Gothic: At Home with the Vampire. — Abington: Taylor & Francis, 2004. — 346 p.

219. Bowen J. Other Dickens: Pickwick to Chuzzlewit. — Oxford University Press, 2003. — 232 p.

220. Bowie A. Music, Pholosophy, and Modernity. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 428 p.

221. Brewer's Dictionary of Irish Phrase and Fable. Ed. by McMahon S., O'Donoghue J. — Edinburgh: Brewer's, 2009. — 867 p.

222. Brown C.S. Triumphant Repetition in Music // The Kenyon Review, Vol. 3, No. 1 (Winter, 1941), pp. 52-62.

223. Brown C. S. The Poetic Use of Musical Forms // The Musical Quarterly, Vol. 30, No. 1 (Jan., 1944) — pp. 87-101.

224. Brown C. S. Music in Zola's Fiction, Especially Wagner's Music // PMLA, Vol. 71, No. 1 (Mar., 1956), pp. 84-96.

225. Brown C.S. The Relations between Music and Literature as a Field of Study // Comparative Literature, Vol. 22, No. 2, Special Number on Music and Literature (Spring, 1970), pp. 97-107.

226. Brown M. Poetic Listening // New Literary History, Vol. 10, No. 1, Literary Hermeneutics (Autumn, 1978), pp. 125 - 139.

227. Brown M. The Tooth That Nibbles at the Soul: Essays on Music and Poetry. — Washington: University of Washington Press, 2010. — 374 p.

228. Buckland A. The Poetry of Science: Charles Dickens, Geology and Visual and Material Culture in Victorian London // Victorian Literature and Culture, Vol. 35, No. 2 ( 2007), pp. 679 - 694.

229. Burshatin I. The Moor in the Text : Metaphor, Emblem, and Silence // Critical Inquiry, Vol. 12, No. 1, 'Race, Writing and Difference (Autumn, 1985), pp. 98 -118.

230. Butterworth R. Dickens, Religion and Society. — London: Palgrave Macmillan, 2016. — 244 p.

231. Callow S. Charles Dickens and the Great Theatre of the World. — New York: Knopf Doubleday Publishing Group, 2012 r. — 384 p.

232. Carolan K. A. A Study of Christmas in the Works Of Charles Dickens, with Special Attention to the Christmas Books. — Washington: The George Washington University, 1972 — 255 p.

233. Cavallaro D. The Gothic Vision: Three Centuries of Horror, Terror and Fear. —Bloomsbury Publishing PLC, 2002. — 241 p.

234. Cawelti J. G. Adventure, Mystery, and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. — Chicago: University of Chicago Press, 2014. — 344 p.

235. Chantler A. E.T.A. Hoffmann's Musical Aesthetics. —Routledge, 2017. — 216 p.

236. Chaplin S. Gothic Literature. —Harlow: Pearson Longman, 2011 — 322 p.

237. Christianson F., Garside P., Taylor A. Philanthropy in British and American Fiction: Dickens, Hawthorne, Eliot and Howells. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. — 256 p.

238. Cohen S. Animals as Disguised Symbols in Renaissance Art. — Leiden: Brill, 2008. — 320 p.

239. Colledge, G. Continuum Literary Studies : Dickens, Christianity and 'the Life of Our Lord' : Humble Veneration, Profound Conviction. — London: Bloomsbury Publishing, 2011 r — 196 p.

240. Collins Ph. Dickens and the Edinburgh Review // The Review of English Studies, Vol. 14, № 54 (May, 1963). — pp. 167 - 172.

241. Condillac E. B. Essai sur l'origine des connoissances humaines. Ouvrage ou l'on reduit a un seul principe tout ce qui concerne l'entendement humain. Seconde Parte.— Amsterdam: Pierre Mortier, 1746. — 265 p.

242. Connolly T. E. Swinburne on 'The Music of Poetry'// PMLA, Vol. 72, No. 4 (Sep., 1957), pp. 680-688.

243. Conrad P. Cassel's History of English Literature. — London: Weidenberg & Nicolson, 2006. — 772 p.

244. Corbin A. The Lure of the Sea: The Discovery of the Seaside in the Western World, 1750 - 1840. — London: Penguin, 1995. — 380 p.

245. Cordery G. Foucault, Dickens, and David Copperfield. // Victorian Literature and Culture. Vol. 26. No 1 (1998), — pp. 71-85.

246. Cœuroy A., Baker T. Musical Inspiration in English Literature of the Nineteenth Century // The Musical Quarterly, Vol. 10, No. 3 (Jul., 1924). — pp. 305-325.

247. Crystal D. The Penguin Dictionary of Language. — London: Penguin Book, 1999. — 390 p.

248. Cudworth C. Dickens and Music // The Musical Times. — Vol. 111, No 1528 (Jun., 1970). —pp. 588 - 590.

249. Cupers J. - L. Music and Literature: A Chinese Puzzle? // Revue belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap, Vol. 58 (2004). — pp. 307-316.

250. Curry W. M. Jr. Unappreciated: Washington Irving's Influence on Charles Dickens. —The University of Southwestern Louisiana In Partial Fullfillment of the Requirements for the Degree Doctor of Philosophy. 1996. — 211 p.

251. Davies S. D. Introduction // Walpole H. The Castle of Otranto. Ware: Wordsworth Editions Limited, 2009. — 259 p.

252. Davis J.M.G. Dicken's Bestiary : Animals as Expressions of Character and Theme. — College Park: University of Maryland, 1992. — 484 p.

253. Davis P. B. The Lives and Times of Ebenezer Scrooge. — Yale University Press, 1990. — 283 p.

254. Davison C. M. History of the Gothic Literature 1764-1824. — Cardiff:University of Wales Press, 2009. — 368 p.

255. DeLamotte E. C. Perils of the Night. — New York, Oxford: Oxford University Press, 1990. —352 p.

256. Dickens's style // Ed. by Tyler D. — Cambridge: Cambridge University Press, 2012. —284 p.

257. Douglas-Fairhurst. Becoming Dickens. The Invention of a Novelist. Harvard University Press, 2012. — 400 p.

258. Duncan I. Modern Romance and the Transformation of the Novel: The Gothic, Scott, Dickens. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — 308 p.

259. Dunn R. J. Dickens and the tragi-comic grotesque // Studies in the Novel. — Vol. 1, No. 2, CHARLES DICKENS (summer 1969). — pp. 147-156.

260. Edgerton S. The Mirror, the Window, and the Telescope: How Renaissance Linear Perspective Changed Our Vision of the Universe. — Ithaca: Cornell University Press, 2009 — 199 p.

261. Edwards J., Monnet A. S. The Gothic in Contemporary Literature and Popular Culture: Pop Goth. — Routledge, 2013. — 212 p.

262. Elworthy F. T. The Evil Eye: The Classic Account of an Ancient Superstition. — North Chelmsford: Courier Corporation, 2003. — 471 p.

263. Ericksen D. H., Erickson D.H. 'Bleak House' and Victorian Art and Illustration: Charles Dickens's Visual Narrative Style // The Journal of Narrative Technique. —Vol. 13, No. 1 (Winter, 1983). — pp. 31-46.

264. Farmer D. The Oxford Dictionary of Saints, Fifth Edition Revised. — OUP Oxford, 2011. — 528 p.

265. Ferguson G. Signs & Symbols in Christian Art. — Oxford University Press,

— 1989. — 123 p.

266. Flanders J. The Making of Home. London: Atlantic Books Ltd, 2014. — 368 p.

267. Ford G. H. Dickens and the Voices of Time // Nineteenth-Century Fiction.

— Vol. 24, No. 4, The Charles Dickens Centennial (Mar., 1970). — pp. 428-448.

268. Forster J. The Life of Charles Dickens. Vol. 2. Ed. A.J. Hoppe.— London: J. M. Dent, 1969, — P.

269. Freedman W. Laurence Sterne and the origins of the musical novel. — Athens : University of Georgia Press, 1978. — 224 p.

270. Fruhauff B. Dickens and the Ethics of Genre: Reading the Gothic and Sentimental After Levinas. — Chicago: Loyola University of Chicago, 2009.

— 580 p.

271. Galvan F. Plagiarism in Poe: Revisiting the Poe-Dickens Relationship. // The Edgar Allan Poe Review. Vol. 10, No. 2 (Fall 2009). — P. 11-24.

272. Gamer M. Romanticism and the Gothic. Genre, Reception and the Canon Formation. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 246 p.

273. Gothic Reflections. Narrative Force in Nineteenth-Century Fiction. — Cornell University Press, 2003. — 232 p.

274. Gilbert E. L. The Ceremony of Innocence: Charles Dickens' A Christmas Carol // PMLA, Vol. 90, No. 1 (Jan., 1975). — P.. 22-31.

275. Gitter E. G. The Blind Daughter in Charles Dickens's 'Cricket on the Hearth' // Studies in English Literature, 1500-1900. Vol. 39, No. 4, The Nineteenth Century (Autumn, 1999). — P. 675-689.

276. Glancy R. F. Dickens and Christmas: His Framed-Tale Themes //Nineteenth-Century Fiction, Vol. 35, No. 1 (Jun., 1980).— P. 53-72.

277. Goebel J. The Etymology of Mephistopheles // Transactions and Proceeding of the American Philological Association, Vol. 35 (1904). — P. 148- 156.

278. Golding R. Idiolects in Dickens: The Major Techniques and Chronological Development. London: Macmillan, 1985. — 255 p.

279. González A. B. Narciso y el doble en la literatura fantástica victoriana. — Universidad de Castilla La Mancha, 1998. — 380 p.

280. Goroshkova R. A Tale of Two Magazines: Dickens on the Pages of Contemporary and Fatherland Notes // Dickensian. 2022. Vol. 118. No. 518. — P. 269-280.

281. Goroshkova R. 'Someone who was very close, and very dearly loved': Russian Obituaries of Dickens // Dickensian. 2020. Vol. 116. No. 511. — P. 112-120.

282. Gothic Literature. A Gale Critical Companion. Vol. 1.: Topics. Ed. by Bomarito J.— Farmington Hills, 2006. — 577 p.

283. Gothic Literature. A Gale Critical Companion. Vol. 2: Authors A- K. Ed. by Bomarito J. — Farmington Hills, 2006. — 557 p.

284. The Gothic World / Ed. Byron G., Townshend D. — Abingdon: Routledge, 2014. — 510 p.

285. Gray B. The Dog in the Dickensian Imagination. — Abingdon: Routledge, 2016. — 274 p.

286. Greenhalgh M. Marble Past, Monumental Present: Building With Antiquities in the Mediaeval Mediterranean. — Leiden-Boston: BRILL, 2009. — 634 p.

287. Grishakova M. Beyond the Frame: Cognitive Science, Common Sense and Fiction // Narrative, Vol. 17, No. 2 (May 2009), The Ohio State University. P. 188 - 199.

288. Groom N. The Gothic: A Very Short Introduction. — Oxford, 2012 r. — 184 p.

289. Groth H. Reading Victorian Illusions: Dickens's Haunted Man and Dr. Pepper's 'Ghost' // Victorian Studies. — Vol. 50, No. 1 (Autumn, 2007). — P. 43-65.

290. Haining P. Introduction // The Complete Ghost Stories of Charles Dickens.

— New York: Franklin Watts, 1983. — P. 1 - 21.

291. Hancher M. Reading the Visual Text: 'A Christmas Carol' // The Yale University Library Gazette, Vol. 74, No. 1/2 (October 1999). — P. 21-40.

292. Halberstam J. Skin Shows: Gothic Horror and the Technology of Monsters.

— Duke University Press, 1995. — 215 p.

293. Hardy B. Moral Art of Dickens. — London: The Athlone Press, 2000. — 170 p.

294. Hardy B. Dickens and Creativity. — London: A&C Black, 2008. — 200 p.

295. Harrison M. - C. The Paradox of Fiction and the Ethics of Empathy: Reconceiving Dickens's Realism // Narrative, Vol. 16, No. 3 (Oct., 2008). — pp. 256-278.

296. Hartley J. Charles Dickens: An Introduction.— Oxford University Press, 2016 r — 176 p.

297. Harvey W. R. Charles Dickens and the Byronic Hero // Nineteenth-Century Fiction, Vol. 24, No. 3 (Dec., 1969). — P. 305-316.

298. Heady E. W. Victorian Conversion Narratives and Reading Communities.

— London: Routledge, 2016. — 182 p.

299. Herder J. G. Abhandlung über den Ursprung der Sprache. Berlin: bei Christian Friedrich Voß, 1772. — 222 p.

300. Hocutt D. L. Music and Rhetoric in Tristram Shandy: Challenging Eighteenth-Century Rational Intellectualism. — Richmond: Richmond University Press, 1997 — 21 p.

301. Hoffmann E.T.A. E.T.A. Hoffmann's Musical Writings: Kreisleriana, The Poet and the Composers, Music Criticism / ed. by Charlton D. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 476 p.

302. Hogle J. L. The Cambridge Companion to Gothic Fiction. Cambridge University Press, 2002 r. — 327 p.

303. Horton S. R. The Reader in the Dickens World. Style and Response. University of Pittsburg Press, 1981. — 136 p.

304. Houghton W. E. The Victorian Frame of Mind 1830- 1870. — Yale University Press, 1957. — 467 p.

305. Houston G. T. From Dickens to Dracula: Gothic, Economics, and Victorian Fiction. — Cambridge University Press, 2005. — 165 p.

306. Hudson J. Victorian and Edwardian Lancashire. Stroud: Amberley Publishing Limited, 2013. 144 p.

307. Hume R. D. Gothic versus Romantic: A Revaluation of the Gothic Novel // PMLA, Vol. 84, — No. 2 (Mar., 1969), — P. 282 - 290.

308. Hurd R. Letters on Chivalry and Romance. — London: A. Millar, W. Thurlbourn, and J. Woodyer, 1762. — 120 p.

309. Hynes M. E., Mazar P. Companion to the Calendar: A Guide to the Saints and Mysteries of the Christian Calendar. — Chicago: Liturgy Training Publications, 1993. — 210 p.

310. Ireland K.J. Urban Perspectives: Fantasy and Reality in Hoffmann and Dickens // Comparative Literature, Vol. 30, No. 2 (Spring, 1978), — P. 133-156.

311. Jackson T. A. Charles Dickens: The Progress of a Radical. — New York: International Publishers, 1938. — 303 p.

312. Jaffe A. Spectacular Sympathy: Visuality and Ideology in Dickens's A Christmas Carol // PMLA, Modern Language Association, 1994. Vol. 109. — No. 2 (Mar.). — P. 254-265.

313. Janik V. K. Fools and Jesters in Literature, Art, and History: A Bio-bibliographical Sourcebook. — Westport: Greenwood Publishing Group, 1998. — 552 p.

314. Jenkins E. Chartism Unmasked. — London: J. E. Dibb, 1840. — 35 p.

315. Kahane H., Kahane R. Christian and Un-Christian Etymologies // The Harvard Theological Review, Vol. 57, No. 1 (Jan. 1964). — P. 23 - 38.

316. Kaiser M. The World in Play: A Portrait of a Victorian Concept // New Literary History 40.1 (Winter 2009), P. 105-129.

317. Kaplan F. Dickens: a Biography. — Baltimore: The John Hopkins University Press, 1998. — 607 p.

318. Keech J. M. The Survival of the Gothic Response // Studies in the Novel. University of North Texas, 1974. Vol. 6. — No. 2 — P. 130-144.

319. Kitton F. G. The Minor Writings of Charles Dickens. — London: Elliot Stock, Paternoster Row, 1900. — 260 p.

320. Klein E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the English Language. Vol. II L-Z. — Amsterdam: Elseiver Publishing Company, 1967. — P. 921.

321. Knowing the Past. Victorian Literature and Culture. Ed. by Anger S. — Cornell University Press, 2007. — 279 p.

322. Kreutz I. W. Sly of Manner, Sharp of Tooth: A Study of Dickens's Villains // Nineteenth-Century Fiction, Vol. 22, No. 4 (Mar., 1968), P. 331-348.

323. Lambert M. Dickens and the Suspended Quotation. Yale University Press, 1981. — 186 p.

324. Lemon G. W. English Etymology: Or, a Derivative Dictionary of the English Language. — London: G. Robinson, 1783. — 693 p.

325. Lightwood J. T. Charles Dickens and Music. New York: Haskell House Publishers, 1912. — 177 p.

326. Logan T. The Victorian Parlour: A Cultural Study. Cambridge University Press, 2001. — 282 p.

327. Loomis R. S. Christian Names // Source: American Speech, Vol. 15, No. 4 (Dec., 1940), — P. 423-425.

328. Lutz D. The Dead Still Among Us: Victorian Secular Relics, Hair Jewelry, and Death Culture // Victorian Literature and Culture. — Vol. 39, March 2011. — P. 127 - 142.

329. Lyell Ch. Principles of Geology: an Inquiry How Far the Former Changes of the Earth's Surface are Referable to Causes Now in Operation. In Four Volumes. Vol. III. — London, John Murray, Albemarle Street, 1835. — 426 p.

330. Malkovich A. Charles Dickens and the Victorian Child: Romanticizing and Socializing the Imperfect Child. Routledge, 2013. — 160 p.

331.Mann T. Germany and the Germans. — Library of Congress, 1945. — 20 p.

332. March-Russell P. The Short Story: An Introduction. — Edinburgh University Press, 2009. — 305 p.

333. Marlow J. E. Charles Dickens: The Uses of Time. — Selinsgrove: Susquehanna University Press, 1994. — 266 p.

334. Marlow J. E. Memory, Romance, and the Expressive Symbol in Dickens // Nineteenth-Century Fiction. — Vol. 30, N 1 (Jun., 1975). — P. 20-32.

335. Mas-PeyPoch H. ¿Cómo adaptar una novela gótica al cine? — Barcelona: Editorial UOC, 2016. — 65 p.

336. Mason D. G. The Art of Music: A Comprehensive Library of Information for Music Lovers and Musicians. Vol. 3. — New York: National Society of Music, 1915. — 588 p.

337. Matz J. The Art of Time, Theory to Practice // Narrative, Vol. 19, No. 3 (OCTOBER 2011). —P. 273-294.

338. Mathews P. T. Haunted England: Dickens and the Gothic Imagination. — Hamilton, Ontario: McMaster University, 1987. — 245 p.

339. Matsuoka M. Dickens and Memory // Rivista di Studi Vittoriani VII (Universita Degli Studi 'G.d.'Annunzio', 1999). — P. 33-57.

340. McCracken T. Apathy in Literature: A Discourse on Emotionless Characters and Concepts. —Hamburg: Anchor Academic Publishing. 2014. — 96 p.

341. Mighall R. A Geography of Victorian Gothic Fiction: Mapping History's Nightmares. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 165 p.

342. Miles R. Introduction // Gothic Technologies: Visuality in the Romantic Era. Ed. by R. Miles http://www.rc.umd.edu/praxis/gothic/intro/miles.html

343. Miles R. Gothic Writing. 1750 - 1820. A Genealogy. — Manchester: Manchester University Press, 2002. — 244 p.

344. Mingo L. M. Miedo y literatura. — Madrid: EDAF, 2004. — 203 p.

345. Minter L. Gothic Science Fiction - a beginning. http:// www.gothic.stir.ac .uk/guestblog/gothic-science-fiction—a-beginning/

346. Moore T. Starvation in Victorian Christmas Fiction // Victorian Literature and Culture, Vol. 36, No. 2 (2008). — P. 489-505.

347. Moore T. Victorian Christmas in Print. — New York: Palgrave Macmillan, 2009. — 194 p.

348. Moran M. Victorian Literature and Culture. —London: Continuum, 2011. — 184 p.

349. Morris D. B. Gothic Sublimity New Literary History, Vol. 16, No. 2, The Sublime and the Beautiful: Reconsiderations (Winter, 1985. P. 299-319.

350. A New Companion to the Gothic. Ed. by Punter D. — Chichester: John Wiley & Sons, 2012. — 569 p.

351. A New Spirit of the Age // Westminster Review, № II, Vol. XLI, 1844. — London: Samuel Clarke. P. 357 - 388.

352. Newey V. Scriptures of Charles Dickens. — Routedge, 2004. — 328 p.

353. Onions C. T. The Oxford Dictionary of English Etymology — Oxford University Press, 1966. — 1026 p.

354. Ostry E. Social Dreaming : Dickens and the Fairy Tale. — Abingdon: Taylor and Francis, 2002. — 220 p.

355. The Oxford Companion to Charles Dickens: Anniversary Edition. ed. by Paul Schlicke. — OUP Oxford, 2011.p — 675 p.

356. Pacey W. C. D. Washington Irving and Charles Dickens // American Literature, Vol. 16, No. 4 (Jan., 1945).— P. 332-339.

357. Panofsky D., Panofsky E. Pandora's Box: The Changing Aspects of a Mythical Symbol. — Princeton University Press, 1991. — 170 p.

358.Parker D. Christmas and Charles Dickens. — New York: AMS P, 2005. — 355 p.

359. Parker J. H. An Introduction to the Study of Gothic Architecture. — Oxford and London: Shrimpton, 1849. — 240 p.

360. Paroissien D. A Companion to Charles Dickens. — John Wiley & Sons, 2008 — 536 p.

361. Penzoldt P. The Supernatural in Fiction. New York: Humanities Press, 1965. — 283 p.

362. Pinkerton J. An Enquiry Into The History Of Scotland Preceding The Reign Of Malcolm III. Or The Year 1056: Including The Authentic History Of That Period : In Two Volumes, Vol. 2. —London: Nicol, 1789. — 350 p.

363. Poe E. A. The Philosophy of Composition (1907). — Whitefish: Literary Licensing LLC, 2014. — 84 p.

364. Poplawski P. English Literature in Context. — Cambridge: Cambridge University Press, 2008. — 685 p.

365. Potter W. J. A Christmas Carol: An Analysis of Two Media. — A Thesis Presented to the Faculty of California State University Dominques Hills in Partial Fulfillment for the Degree Master of Arts. 2003.

366. The Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics / Greene R. editor in chief. 4th ed. — Princeton University Press, 2012. — 1639 p.

367. Punter D., Byron G. The Gothic. — Oxford: Blackwell, 2004. — 315 p.

368. Purton V. Dickens and the Sentimental Tradition: Fielding, Richardson, Sterne, Goldsmith, Sheridan, Lamb. — London: Anthem Press, 2012 — P. xxvii + 190.

369. Putzi S. A to Z World: Superstition and Folklore. — World Trade Press, 2009. — 395 p.

370. Raban J. The Oxford Book of The Sea. — Oxford University Press, 1992.

— 524 p.

371. Radcliffe A. On the Supernatural in Poetry // The New Monthly Magazine.

— vol 16, no. 1, 1826. — P. 145-152.

372. Rainsford D. "Luller-li-e-te"! Language, Personhood, and Sympathy in Sketches by Boz" // Some Keywords in Dickens. — Ed. by Michael Hollington, Francesca Orestano and Nathalie Vanfasse. Göttingen, Germany: Vandenhoeck & Ruprecht, 2021. — P.117-129

373. Raleigh J. H. Dickens and the Sense of Time // Nineteenth-Century Fiction, Vol. 13, No. 2 (Sep., 1958), P. 127-137.

374. Ralls K. Gothic Cathedrals: A Guide to the History, Places, Art, and Symbolism.— Lake Worth: Ibis Press, 2015. — 315 p.

375. Reed J. R. Authorized Punishment in Dickens's Fiction // Studies in the Novel, Vol. 24, No. 2 (summer 1992), P. 112-130.

376. Reeve C. The Progress of Romance and the History of Charoba, Queen of Egypt: Reproduced from the Colchester Edition of 1785. — New York: Facsimile Text Society, 1930. — 136 p.

377. Richter D. H. Gothic Fantasia: The Monsters and The Myths. The Eighteenth Century, Vol. 28, No. 2 (Spring 1987), pp. 149-170.

378. Robert M. M. The Geography of the British Isles. — London: Richard Taylor, Red Lion Cort, 1834. — 363 p.

379. Robinson B. Charles Dickens and London: The Visible and the Opaque // GeoJournal. — Vol. 38, No. 1, Geography and Literature (January 1996). — P. 59-74.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.