Обоснование аретического подхода к эпистемической нормативности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Хорт Михаил Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат наук Хорт Михаил Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКСТЕРНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЛИЗМ ОБ ЭПИСТЕМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ
1.1 Проблема Теэтета
1.2 Общие характеристики эпистемического обоснования
1.3 Эпистемическая удача
1.4 Генезис экстернализма в теории Э. Голдмана
1.5 Экстерналистская эпистемология добродетелей
1.6 Новая проблема злого демона
(a) Формулировка НПЗД
(b) Ответ релайбилистов на НПЗД
(c) Аргументы C. Коэна против релайбилизма Э. Голдмана
(d) НПЗД против релайбилизма Э. Сосы
1.7 Нормативный характер обоснования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ БЕЗ «КОМПОНЕНТА УСПЕХА»
2.1 Проблема Менона
2.2 Теория добродетелей как исследовательская установка
2.3 «Компонент успеха» в респонсибилистских теориях
2.4 Эпистемические добродетели как познавательный телос
(a) Истина как локальная цель познания
(b) Теория ошибки для обоснования
(c) Контекстуализм
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. ИНТЕРНАЛИСТСКИЙ ПРОЕКТ ТЕОРИИ ЭКСПЕРТНОГО ЗНАНИЯ
3.1 Коммуникативное знание и эпистемология экспертизы
3.2 Эвиденциалистские теории экспертного знания
(a) Редукционизм
(b) Нон-редукционзим
3.3 От эвиденциалистских к добродетельным теориям экспертизы
(a) Этический аргумент Дж. Хардвига
(b) Тезис Л. Загзебски
3.4 Интернализм, контекстуализм и нормативность как условия экспертного знания
(a) Нормативный характер экспертного знания
(b) Интерналистский характер экспертного знания
(c) Контекстуалистский характер экспертного знания
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Сущность и роль интеллектуальных добродетелей в познавательном процессе2018 год, кандидат наук Каримов, Артур Равилевич
Доверие и ответственность в познании: экологический подход (на материале концепций Л. Коуд и М. Фрикер)2023 год, кандидат наук Муртазин Салават Раисович
Эпистемология религиозных верований в современной философии религии1998 год, кандидат философских наук Бородин, Федор Юрьевич
Понятие a priori в современной аналитической эпистемологии2015 год, кандидат наук Соколова, Татьяна Дмитриевна
Открытость как эпистемическая ценность научной коммуникации2024 год, кандидат наук Элбакян Александра
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обоснование аретического подхода к эпистемической нормативности»
Актуальность темы исследования.
Современная эпистемология, оставаясь важнейшей частью философии, вынуждена конкурировать со множеством научных концепций, предлагающих свои определения «знания», «познания» и выдвигающих собственные характеристики познающего субъекта. Когнитивистика и нейронаука выполняют эту задачу, опираясь на естественнонаучный фундамент. Они рассматривают познание как психофизиологический процесс, являющийся следствием мозговой активности. Для данных наук знание — это содержание определенных ментальных или психических явлений, которые могут быть измерены и описаны при помощи специальных приборов. Гуманитарные дисциплины исследуют ту же проблематику, но под иным ракурсом. Для социологии и истории знание выступает в качестве социального феномена, общественного блага или ресурса, который (как и любое благо) имеет условия производства, обмена и сохранения. Субъект познания в таком случае — это вплетенный в сеть социальных взаимодействий актор, исследование которого мало чем отличается от изучения акторов политической и экономической сфер жизни общества. Подобное многообразие подходов к исследованию знания заставляет эпистемологов вернуться к фундаментальным вопросам о границах и целях собственной дисциплины. Указанная метаэпистемологическая проблематика является отправной точкой для построения теории, предлагаемой в данной работе.
Таким образом, теоретическая актуальность исследования определяется внутренней логикой развития эпистемологии. В работе предлагается нормативный взгляд на философскую теорию познания, который, как мы утверждаем, является существенной характеристикой данной дисциплины, отличающей ее от дескриптивных способов изучения тех же вопросов. Как отмечает В.А. Лекторский, «поиск основания знаний не тождественен простому выяснению причинных зависимостей между разными психическими образованиями (например, между ощущением, восприятием и мышлением), а направлен на выявление таких знаний, соответствие которым может служить нормой. Иными
словами, следует различать то, что фактически имеет место в познающем сознании (а всё, что в нём есть, например иллюзия восприятия или заблуждение мышления, чем-то причинно обусловлено) и то, что должно быть для того, чтобы считаться знанием (т. е. то, что соответствует норме)»1.
Нормативный характер эпистемологии определяет своеобразие понятийного языка, который используется в исследовании. Мы отталкиваемся от концепций, сложившихся в рамках современной англо-американской аналитической философии, которые обозначаются общим термином «эпистемология добродетелей». К.Г. Фролов так описывает своеобразие данного подхода: «личностное измерение отличает проблематику эпистемологии добродетелей от традиционных задач эпистемологии: поиска критериев различения знания и мнения, исследования методов познания на предмет их достоверности и границ применимости и множества иных вопросов, в рамках которых специфика и индивидуальность всякого познающего субъекта игнорируется. Однако такое игнорирование хотя и остается традиционно увязываемым со стандартами объективности, все же не является обязательным с методологической точки зрения»2. Для этого подхода характерно смещение фокуса анализа с убеждений, которые представляли основной объект изучения классической эпистемологии, к познающему субъекту и его характеристикам. Эпистемология добродетелей рассматривает такие центральные эпистемологические категории как «знание» и «обоснование» в качестве ценностных понятий. Подобный подход позволяет сохранить специфику философского взгляда на проблемы познания.
Актуальность исследования обусловлена также применением предлагаемой теории к решению локальной эпистемической задачи: выявлению условий, при которых познающий субъект может быть рассмотрен в качестве эксперта. Обсуждение этой проблемы представляет особую актуальность в условиях
1 Лекторский В.А. О классической и неклассической эпистемологии / В.А. Лекторский // На пути к неклассической эпистемологии / РАН, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 11.
2 Фролов К.Г. Интеллектуальная честность как интеллектуальная добродетель // Сибирский философский журнал. 2020. №2. С. 85-97. — С. 86.
«инфодемии», объявленной ООН и ВОЗ3. Широкое распространение интернета и новых медиа приводит к резкой дефляции экспертного авторитета и увеличению количества дезинформации. Подобная ситуация, помимо явных социальных, экономических и политических причин, имеет также эпистемическое измерение, которое должно быть проанализировано философами.
Объектом исследования является обоснование как фундаментальное понятие эпистемологии.
Предметом исследования являются ценностные и нормативные аспекты в обосновании знания.
Цель исследования: опираясь на авторский подход к определению эпистемических добродетелей, показать нормативный характер эпистемического обоснования.
Реализация цели осуществляется за счет решения ряда исследовательских задач:
1) Описать генезис эпистемологии добродетелей как исследовательской установки.
2) Выявить существенные черты эпистемического обоснования.
3) Показать, что проблема несовместимости знания и удачи является актуальной только для экстерналистских концепций обоснования.
4) Осуществить критику экстерналистских теорий эпистемического обоснования.
5) Выявить нормативные характеристики эпистемического обоснования.
6) Сформулировать интерналистскую версию теории обоснования без «компонента успеха».
7) Произвести различие локальных и общих целей познания, используя концептуальный аппарат эпистемологии добродетелей.
8) Представить проект интерналистской теории экспертного знания, удовлетворяющей требованиям эпистемологии добродетелей.
Теоретико-методологический базис.
3 иКЬ: https://www.who.int/ru/news/item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promoting-healthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and-disinformation (дата обращения: 05.01.2022).
Нами используются характерные для классической и аналитической философии методы концептуального и компаративного анализа, а также метод мысленного эксперимента.
Концептуальный анализ реализуется как рассмотрение философских понятий с точки зрения их логической структуры и полемических задач. Для концептуального анализа целью является выявление составных элементов понятия, а также его дальнейшая реконструкция, под которой подразумевается «перестановка [обнаруженных] элементов и их расположение в упорядоченном и логически стройном виде»4. Также важно, что этот метод «предполагает выявление концептуального ядра термина путем сравнения различных контекстов его употребления»5. Это значит, что понятие должно быть рассмотрено не изолированно от других, но в широком контексте философского словаря.
Компаративный анализ предполагает сравнение теорий, предлагаемых разными философами при предварительном выявлении основания сравнения. В отличие концептуального анализа, для которого единицей смысла выступает понятие, компаративный метод реализуется на уровне совокупности аргументов, то есть на уровне теории. Этот метод позволяет обозначить аргументативные стратегии, которые могут быть реализованы в рамках эпистемологии, поскольку «при компаративном анализе его успеху содействуют такие условия, как единая доступность, общий объем и параметры фактологической базы»6.
Мысленные эксперименты могут быть рассмотрены как важное дополнение и расширение методов концептуального и компаративного анализа, «поскольку они помогают прояснять используемые в повседневной жизни и науке концептуальные схемы»7. В основе этого метода — моделирование ситуаций,
4 Беляев Е.И. Методология концептуального анализа в философии // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 10, № 3. - С. 6.
5 Суровцев В.А. О методах аналитической философии // Аналитическая философия: проблемы и перспективы развития в России. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - С. 78.
6 Иванова С.В. Применение метода компаративного анализа в философии образования / С.В. Иванова, И.М. Елкина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1, № 4. - С. 31.
7 Филатов В.П. Мысленные эксперименты в науке и в философии // Эпистемология и философия науки. - 2010. - Т. 25, № 3. - С. 15.
которые наглядно демонстрируют экспликации тех или иных теоретических аргументов. Мысленный эксперимент позволяет выявить недостатки или преимущества аргументов, которые сложно описать исключительно при помощи абстрактной терминологии.
В качестве теоретического основания диссертации используется несколько групп эпистемологических концепций.
К первой группе относятся фундаментальные теории, которые определяют задачи и направление эпистемологических исследований. К этой группе относятся, прежде всего, теории античных авторов — Платона и Аристотеля. Указанные мыслители являются не только теми философами, которые снабдили дисциплину основными понятиями, но также ключевыми фигурами в становлении аретического подхода. В двух параграфах диссертации обсуждаются диалоги Платона «Теэтет» и «Менон», в которых ставятся важнейшие вопросы любого эпистемологического исследования: «что есть знание?» и «почему знание предпочтительнее истинного убеждения?». Сочинения Аристотеля, хотя и не являются предметом отдельного рассмотрения, важны при описании базовых характеристик эпистемологии добродетелей как особого взгляда на проблему знания. К этой же группе относятся идеи нововременных мыслителей: Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Юма, Т. Рида. Картезианский трактат «Рассуждения о первой философии» рассматривается нами как важный шаг в развитии нормативной теории познания. В этом же отношении интерес представляет «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка. Кроме этого, по аналогии с его теорией ошибки для цвета, описывается теория ошибки для эпистемического обоснования. Сочинения Д. Юма и Т. Рида важны в контексте обсуждения базовых линий аргументации по проблемам коммуникативного знания и доверия свидетельству.
Ко второй группе концепций относятся теории авторов, принадлежащих к современной эпистемологии добродетелей. В диссертации мы ссылаемся на работы представителей двух ее основных направлений: релайбилизма8 (Э.
8 От англ. «reliable» — надежный. Релайбилистские теории определяют эпистемические добродетели как надежные когнитивные процессы.
Голдман, Э. Соса, Дж. Греко) и респонсибилизма9 (Л. Загзебски, Дж. Монтмаркет, Л. Коуд). Также к этой группе стоит отнести критические концепции С. Коэна, Л. Бонжура и Дж. Аннас, которые указывают на противоречия и недостатки релайбилистской версии эпистемологии добродетелей.
К третьей группе относятся концепции из области эпистемологического контекстуализма. Эти теории необходимы для преодоления скептических возражений, которые могут быть направлены против эпистемологии добродетелей. Наибольшее значения для нас представляют идей К. ДеРоуза, Д. Льюиса и П. Унгера, которые изучили взаимовлияние областей практической и эпистемической регуляций. Также необходимо отметить работы Дж. Хоторна, Дж. Стэнли, Дж. Фантла и М. Макграта, которые предложили рассматривать знание как знание-действие и выдвинули аргументы в пользу т.н. «прагматического вторжения».
К четвертой группе относятся концепции коммуникативного и экспертного знания. Помимо уже упомянутых теорий Д. Юма и Т. Рида, важными являются концепции Э. Коуди, Л. Стивенсона и Дж. Адлера, которые обсуждают основные черты эвиденциалистских теорий коммуникативного знания. Особое внимание уделяется теории экспертного знания Дж. Хардвига, который одним из первых выдвигает этический критерий статуса эксперта. Также мы опираемся на перформативную теорию экспертизы Дж. Лифмана и Л. Штеффена, а также на концепцию экспертов-в-действии М. Фарины и А. Лавацца при выстраивании собственного проекта эпистемологии экспертного знания.
Состояние изученности проблемы
Эпистемология добродетелей является активно развивающейся областью современной теории познания. Авторитетный онлайн-агрегатор философских публикаций РЫ1РарегБ содержит более семисот работ в разделе «эпистемология добродетелей»10. Также библиографии данного направления посвящено отдельное
9 От англ. «responsible» — ответственный. Респонсибилистские теории определяют эпистемические добродетели как внутренние качества субъекта.
10 URL: https://philpapers.org/browse/virtue-epistemology/ (дата обращения: 05.01.2022).
издание, составленное Э. Сосой11. Подробные обзорные статьи по эпистемологии добродетелей имеются в таких известных англоязычных философских энциклопедиях, как SEP12 и IEP13.
На английском языке выпущен ряд пособий и учебников, посвященных эпистемологии добродетелей. Среди них необходимо отметить совместную работу Л. Бонжура и Э. Сосы, в которой эпистемология добродетелей обсуждается в контексте противопоставления интернализма и экстернализма14, созданное специально для студентов пособие Дж. Вуда15, а также написанную с респонсибилистских позиций монографию Л. Загзебски16.
Помимо учебников, необходимо отметить посвященные этой проблематике сборники статей и тематические выпуски журналов. В частности, к таковым относятся антологии под общей редакцией Дж. Греко17, Г. Акстелла18, М. Брейди и Д. Притчарда19. Эпистемологии добродетелей посвящены отдельные выпуски журналов: Philosophy and Phenomenological Research (Vol. 60.1, 2000, Vol. 66.2, 2003), Philosophical Papers (Vol. 37.3, 2008), Philosophical Studies (Vol. 143.3, 2009), Theorema (Vol. 27.1, 2009), Epistemology & Philosophy of Science (Vol. 58.4, 2021).
К наиболее известным полемическим монографиям, отстаивающим релайбилисткую точку зрения, относятся работы Э. Сосы и Дж. Греко. Наиболее
11 Sosa E. Virtue Epistemology: Oxford Bibliographies Online Research Guide. Oxford: Oxford University Press, 2011. - 52 р.
12 Turri J. Virtue Epistemology / J. Turri, M. Alfano, J. Greco. - Text: electronic // The Stanford Encyclopedia of Philosophy Archive / ed. E.N. Zalta, 2021. - URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/ epistemology-virtue/ (дата обращения: 09.01.2022).
13 Baehr J. Virtue Epistemology / J. Baehr. - Text: electronic // Internet Encyclopedia of Philosophy. - URL: http://www.iep.utm.edu/virtueep/ (дата обращения: 09.02.2022).
14 Bonjour L. Externalism/Internalism / L. Bonjour // A Companion to Epistemology / eds. J. Dancy, E. Sosa, M. Steup. - Oxford: Blackwell Publishers, 1992. - Р. 364-368.
15 Wood W.J. Epistemology: Becoming Intellectually Virtuous. Downers Grove, IL: InterVarsity, 1998. - 216 р.
16 Zagzebski L. On Epistemology. Wadsworth; Canada: Wadsworth Publishing, 2009. - 192 р.
17 Ernest Sosa and His Critics / ed. J. Greco. - Malden, MA: Blackwell, 2004. - 331 р.
18 Knowledge, Belief, and Character: Readings in Virtue Epistemology / ed. G. Axtell. - Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2000. - 224 р.
19 Moral and Epistemic Virtues / eds. M. Brady, D. Pritchard. - Malden, MA: Blackwell, 2003. - 277 р.
полные монографии, описывающие позицию респонсибилизма, написаны Л. Загзебски20 и Дж. Монтмаркетом21. Также необходимо выделить авторов, чьи обзорные и критические статьи оказали значительное влияние на развитие эпистемологии добродетелей: Э. Голдман22, Дж. Баэра23, Л. Коуд24, Дж. Лэки25, У Риггс26.
В последние несколько лет появляются публикации по эпистемологии добродетелей в отечественной философии. В 2019 году была выпущена фундаментальная монография на русском языке по этой теме (А.Р. Каримов, 2019). Также опубликована монография С.Ю. Шевченко (2020), где аретический подход применяется для изучения эпистемологии биомедицинской экспертизы. В 2021 г. был опубликован спецвыпуск журнала «Эпистемология и философия науки» (№4), целиком посвященный эпистемологии добродетелей. Среди журнальных статей необходимо отметить, прежде всего, работы И.Т. Касавина, С.Ю. Шевченко, Л.А. Тухватуллиной, К.В. Карпова, А.О Костиной, С.М. Левина, А.З. Черняка, Е.В. Востриковой, П.С. Куслия, А.А. Филатовой, О.В. Поповой, В.П. Визгина, А.В. Долматова, И.Е. Прися, А.А Шевченко. Кроме этого, следует назвать авторов, которые пишут о смежных темах, которые обсуждаются в данной диссертации. О контроверзе экстернализма и интернализма в контексте эпистемологии добродетелей на русском языке писали М.В. Лебедев, В.А.
20 Zagzebski L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 365 р.
21 Montmarquet J. Epistemic Virtue and Doxastic Responsibility. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 1993. - 147 р.
22 Goldman A. Epistemic Folkways and Scientific Epistemology // Philosophical Issues. - 1993. - Vol. 3: Science and Knowledge. - P. 271-285.
23 Baehr J. Evidentialism, Vice, and Virtue // Philosophy and Phenomenological Research. - 2009. - Vol. 78, Iss. 3. - P 545-567.
24 Code L. Epistemic Responsibility. Hanover, NH: UP of New England, 1987. - 272 р.
25 Lackey J. Knowledge and Credit // Philosophical Studies. - 2009. - Vol. 142, Iss. 1. - P 27-42.
26 Riggs W. Reliability and the Value of Knowledge (Reliabilism, true belief) // Philosophy and Phenomenological Research. - 2002. - Vol. 64, Iss. 1. - P 79-96.
Лекторский. Нормативному характеру эпистемического обоснования посвящены работы Я.В. Шрамко, К.Г. Фролова.
В то же время, несмотря на имеющийся рост количества публикаций по эпистемологии добродетелей, хотелось бы отметить, что исследований интерналистской природы эпистемической нормативности (как в отечественной, так и в зарубежной философии), в целом, недостаточно.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1.Выявлено основание эпистемологии добродетелей как исследовательской установки, которое заключается в рассмотрении категорий «знание» и «обоснование» в качестве ценностных понятий. Показано, что центральным ценностным понятием в эпистемологии является «обоснование», а не «истина», как это предполагалось в классической эпистемологии. Последнее связано с тем, что обоснование является одновременно характеристикой как самого субъекта, так и его убеждений, находясь в зависимости от его мотивации к проявлению добродетелей. Обоснование определено как финальная цель эпистемической практики, тогда как истинному убеждению отводится роль локальной познавательной цели. Показано, что истинность убеждений не имеет однозначной связи с познавательными усилиями субъекта.
2.Выявлен общий концептуальный недостаток релайбилистских и респонсибилистских теорий эпистемических добродетелей, заключающийся в трактовке добродетельного обоснования через понятие эпистемического успеха и заслуги в достижении истины, что не позволяет выявить ценность обоснования в тех случаях, когда оно не приводит к формированию истинного убеждения. Это позволило сформулировать критерий интерналистской теории обоснования, которым является мотивация к проявлению эпистемических добродетелей. Если для экстернализма критерием хорошего (в эпистемическом отношении) обоснования является успех в формировании истинных убеждений, то для предлагаемой теории искомым критерием является проявление субъектом интеллектуальных превосходств (добродетелей) в процессе познания. Такой подход позволил исключить понятия успеха и заслуги из системы критериев интерналистской теории обоснования.
3.По аналогии с «моральной теорией ошибки» («The moral error-theory»), предложена теория ошибки, применительно к эпистемическому обоснованию как свойству истинного убеждения. Установлено, что в повседневной эпистемической практике обоснование выступает как диспозитивное свойство знания (зависимое от контрфактуальных условий), что объясняется экстерналистскими теориями, тогда как в области эпистемических оценок оно является категориальным свойством. Данный аргумент позволяет объяснить, почему эпистемическое обоснование должно описываться через аретический подход — только он содержит как дескриптивные, так и нормативные концепты.
4. компонент мотивации в структуре обоснования определен как условие аскрипции (приписывания) знания, производное от социальной роли субъекта и прагматической ситуации, в которой он находится. Эпистемические добродетели рассмотрены как устойчивые диспозиции характера, которые, тем не менее, могут по-разному проявлять себя в зависимости от социальных условий, в которых оказался субъект. сквозь призму концепции прагматического вторжения («Pragmatic Encroachment») и понятие эпистемической ставки (прагматические издержки для субъекта, возникающие в ситуациях аскрипции знания), определена связь знания и обоснования с социальным контекстом.
5.Выявлены недостатки эвиденциалистских и агентных теорий экспертного знания (первые нивелируют ценность разделения эпистемического труда, а вторые не могут объяснить ценность ложного экспертного заключения в сравнении с ложным убеждением не-эксперта). Предложен проект интерналистской концепции экспертизы, определяющий коммуникацию между экспертом и не-экспертом как ситуацию проявления эпистемических добродетелей (с обеих сторон), целью которой является не только передача истинных убеждений от эксперта к не-эксперту, но, прежде всего, достижение эпистемического консенсуса между ними.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эпистемология добродетелей является нормативным способом анализа знания. Под этим подразумевается, что в отличие от натуралистической эпистемологии, когнитивистики или социальной эпистемологии, основной
вопрос для этого подхода не «что такое знание и познание?», но «почему знание более ценно, чем просто истинное убеждение?». Нормативный характер эпистемологии добродетелей определяет предлагаемый данным направлением способ анализа, который сфокусирован на субъекте познания как источнике и объекте эпистемической оценки.
2. Обоснование является ценностной характеристикой как убеждений, так и субъектов, формирующих убеждения, так как доксастическое обоснование совпадает с персональным. Из этого следует, что именно обоснование должно являться объектом изучения эпистемологии добродетелей, так как оно наделяет убеждения добродетельного субъекта эпистемической ценностью.
3. Из предыдущего тезиса вытекает, что есть субъекты, служащие носителями обоснования, а есть убеждения, служащие носителями истины. Знание имеется тогда, когда действуют оба фактора, но так как второй из них (истина) не в полной мере зависит от субъекта, то он не может быть источником нормативности в познании. Тезис о том, что обоснование — это нормативный (или деонтологический) термин, составляет основу интернализма. Экстернализм же выстраивается как дескриптивная теория. Указанное различие составляет основную причину споров между данными подходами.
4. Интеллектуальные добродетели имеют самостоятельную эпистемическую ценность. Эта ценность не определяется связью обоснования с истинным убеждением. Если бы добродетели не имели подобной ценности, то они не могли бы выступать в качестве безусловного источника эпистемического долженствования. Мы считаем, что эпистемически ответственный субъект является ответственным не для чего-то, а потому что он не может быть безответственным. Ответственность есть внутренняя мотивация, проистекающая из его черт характера. Стандартный респонсибилистский подход подразумевает, что быть эпистемически ответственным субъектом (равно как обладать другими добродетелями) не имеет смысла в мире картезианского обманщика, ведь там невозможно добиться успеха в формировании истинного убеждения. В свою очередь, мы утверждаем, что
добродетельное обоснование должно представлять ценность в любых возможных мирах.
5. Качества субъекта, оказавшегося в мире картезианского демона, представляют эпистемическую ценность не потому, что они гипотетически надежны (то есть приводили бы к истинным убеждениям в нормальном мире). Напротив, они представляют ценность, потому что являются добродетельными диспозициями его характера вне зависимости от внешних параметров.
6. Необходимо различать локальные и общие цели познания. Эпистемический субъект может быть удачен в достижении скопоса, в качестве которого должно рассматриваться конкретное истинное убеждение (локальная цель), но при этом не достигать телоса (общей цели), то есть не быть эпистемически добродетельным. Но возможно и обратное: добродетельный субъект может быть неудачлив в формировании истинных убеждений. Общая цель познания, то есть телос эпистемической жизни, есть приобретение, развитие и реализация эпистемических добродетелей, а не получение истинных убеждений. Это не значит, что истина не представляет ценности. Она ценна, но инструментально и прагматически. Как инструмент она сигнализирует о наличии у субъекта добродетели. Поэтому добродетельный субъект имеет устойчивую диспозицию к приобретению истинных убеждений.
7. Добродетельные мотивации необходимо рассматривать в контексте обязательств, которые самостоятельно налагает на себя субъект. Отсюда возникает важный деонтологический смысл добродетельного обоснования. Также из этого следует, что стандарты обоснования будут разными для разных субъектов, потому что у них есть разные обязательства, а значит должны быть и разные мотивации.
8. Эвиденциалистский взгляд на природу экспертного знания ограничен, так как нивелирует ценность разделения эпистемического труда. Также ограничены агентные теории экспертизы, так как они релятивизируют коммуникативное знание и не могут объяснить как возможна экспертиза в мире картезианского демона. Чтобы избежать проблем указанных концепций, теория экспертного знания должна быть интерналистской, нормативной и контекстуалистской.
Научно - практическая значимость исследования обусловлена актуальностью темы исследования. Научная значимость состоит в решении ряда важных проблем современной теории познания (соотношение знания и ценностей, цели познавательного процесса, отношение между обоснованием и истиной), а также обосновании авторского подхода к определению эпистемических добродетелей и экспертного знания. Практическая значимость работы состоит в применении предлагаемой теории для определения условий эпистемической оценки экспертов. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки учебных курсов и пособий по дисциплинам «Теория познания», «Аналитическая философия» «История зарубежной философии».
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Социальная природа познания: анализ концепций эдинбургской школы2007 год, кандидат философских наук Моркина, Юлия Сергеевна
Объективность и артефакт в современной эпистемологии2021 год, кандидат наук Баева Ангелина Викторовна
Коммуникативная интерпретация этики Аристотеля2018 год, кандидат наук Платонов, Роман Сергеевич
Эпистемологические и социально-онтологические особенности современного физического эксперимента2016 год, кандидат наук Пронских, Виталий Станиславович
Сознание и бессознательное в структуре познания2011 год, доктор философских наук Никитина, Елена Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хорт Михаил Геннадьевич, 2022 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бандурин М.А. Сильный и слабый дизъюнктивизм: краткий сравнительный очерк / М.А. Бандурин. - Текст: электронный // Электронный философский журнал Vox. - 2020. - Вып. 29. - С. 66-99. - URL: https://vox-journal.org/content/ Vox%2029/Vox-29-7-Bandurin.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
2. Беляев Е.И. Методология концептуального анализа в философии / Е.И. Беляев // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 10, № 3. - С. 3-6.
3. Бутаков П.А. Почему эвиденциалисты должны верить обещаниям / П. А. Бутаков // Философия. Журнал высшей школы экономики. - 2019. - Т. 3, № 3. - C. 172-200.
4. Васильев В.В. История новоевропейской философии: [конспект лекций] / В.В. Васильев; МГУ, 2000. - Текст: электронный. - URL: https://litresp.ru/chitat/ ru /%D0%92/vasiljev-vadim-valerjevich/istoriya-novoevropejskoj-filosofii/8 (дата обращения: 01.01.2022).
5. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом / пер. с лат. С. Шейнман-Топштейн // Сочинения / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1994. - Т. 2. - C. 3-72.
6. Демин Т.С. Проблема Геттиера: что делать с головоломкой аналитической эпистемологии? / Т.С. Демин // Эпистемология и философия науки. - 2019. -Т. 56, № 3. - С. 58-75.
7. Долматов А.В. Понятие интеллектуальной добродетели как эпистемической нормы / А.В. Долматов // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2018. -Т. 1, № 4. - С. 84-94.
8. Иванова С.В. Применение метода компаративного анализа в философии образования / С.В. Иванова, И.М. Елкина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1, № 4. - С. 25-35.
9. Каримов А.Р. К знанию через добродетели: об основаниях аретического подхода в эпистемологии / А.Р. Каримов // Эпистемология и философия науки. - 2021. - Т. 58, № 4. - С. 6-21.
10. Каримов А.Р. Очерки современной эпистемологии / А.Р. Каримов. - Казань: Казан. ун-т, 2017. - 145 с.
11. Каримов А.Р. Эпистемология добродетелей / А.Р. Каримов. - СПб.: Алетейя, 2019. - 428 с. - (Тела мысли).
12. Карпов К.В. Интеллектуальная добродетель мудрости и эвиденциализм // Эпистемология и философия науки. — 2021. — Т. 58, №4. — С. 196-208.
13. Касавин И.Т. Контекстуализм как методологическая программа / И.Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. - 2005. - Т. 6, № 4. - С. 517.
14. Касавин И.Т. Плот или пирамида: о природе интеллектуального мужества / И.Т. Касавин // Философский журнал. - 2020б. - Т. 13, № 4. - С. 5-16.
15. Касавин И.Т. Эпистемология добродетелей: к сорокалетию поворота в аналитической философии / И.Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. - 2019. - Т. 56, № 3. - С. 6-19.
16. Костина А.О. Знание без удачи и успеха: к вопросу об идеалах эпистемологии добродетели / А.О. Костина // Вопросы философии. - 2020. - № 12. - С. 143147.
17. Лавацца А. Добродетели для экспертов-в-действии / А. Лавацца, М. Фарина // Эпистемология и философия науки. - 2021. - Т. 58, № 4. - С. 142-157.
18. Лебедев М.В. Перспективы современных концепций надежности знания / М.В. Лебедев // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 119-132.
19. Лекторский В.А. О классической и неклассической эпистемологии / В.А. Лекторский // На пути к неклассической эпистемологии / РАН, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 7-24.
20. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / пер. с англ. Ю. Давидсон // Сочинения / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1985. - Т. 2. - С. 3-202.
21. Мур Дж. Принципы этики / Дж. Мур; пер. с англ. Л.В. Коноваловой. - М.: Прогресс, 1984. - 326 с.
22. Никифоров А.Л. Анализ понятия «знание»: подходы и проблемы /
A. Л. Никифоров // Эпистемология и философия науки. - 2009. - Т. 21, № 3. -С. 61-73.
23. Платон. Менон / пер. с древнегреч. С.А. Ошерова // Собрание сочинений / Платон. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 575-612.
24. Платон. Теэтет / пер. с древнегреч. Т.В. Васильевой // Собрание сочинений / Платон. - М.: Мысль, 1993. - Т. 2. - С. 192-275.
25. Прись И.Е. Проблема ценности знания / И.Е. Прись // Философия и культура. -2017. - № 5. - С. 26-35.
26. Суровцев В.А. О методах аналитической философии / В.А. Суровцев // Аналитическая философия: проблемы и перспективы развития в России. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - С. 74-80.
27. Тайсина Э.А. Теория познания. Интродукция и рондо каприччиозо / Э.А. Тайсина. - СПб.: Алетейя, 2013. — 608 с.
28. Филатов В.П. Мысленные эксперименты в науке и в философии /
B.П. Филатов // Эпистемология и философия науки. - 2010. - Т. 25, № 3. - С. 5-15.
29. Фролов К.Г. Интернализм и экстернализм как альтернативные стратегии в эпистемологии и семантике / К.Г. Фролов // Вопросы философии. - 2017. - № 2. - С. 74-82.
30. Фролов К.Г. Интеллектуальная честность как интеллектуальная добродетель / К.Г. Фролов // Сибирский философский журнал. - 2020. - №2. - С. 85-97.
31. Черняк А.З. Знание и удача / А.З. Черняк // Эпистемология и философия науки. - 2020. - Т. 57, № 2. - С. 61-78.
32. Черняк А.З. Эпистемология добродетелей как противоудачная эпистемология / А.З. Черняк // Эпистемология и философия науки. - 2021. - Т. 58, № 4. - С. 7794.
33. Черняк А.З. Эпистемология неравных возможностей / А.З. Черняк. - М.: УРСС, 2004. - 167 с.
34. Шевченко А.А. Эпистемология и добродетели / А.А. Шевченко // Сибирский философский журнал. - 2016. - Т. 14. - № 4. - С. 82-92.
35. Шевченко С.Ю. Надежда обретенная и изобретенная: эпистемология добродетелей и гуманитарная экспертиза биотехнологий / С.Ю. Шевченко. -М.: Прогресс-Традиция, 2020. - 336 с.
36. Шевченко С.Ю. Несвятая простота: эпистемология добродетелей и три стратегии отрицания научного знания / С.Ю. Шевченко, Л.А. Тухватуллина // Вопросы философии. - 2020. - № 11. - С. 109-119.
37. Шрамко Я.В. Знания и убеждения: их развитие и критический пересмотр / Я.В. Шрамко // Философия науки. - 2005. - № 1. - С. 3-19.
38. Adler J.E. Testimony, trust, knowing / J.E. Adler // Journal of Philosophy. - 1994. -Vol. 91, Iss. 5. - Р. 264-275.
39. Alston W.P. Concepts of Epistemic Justification / W.P. Alston // The Monist. - 1985.
- Vol. 68, Iss. 1. - Р. 57-89.
40. Annas J. The Structure of Virtue / J. Annas // Intellectual Virtue: Perspectives from Ethics and Epistemology / eds. М. Paul, L. Zagzebski. - New York: Oxford University Press, 2003. - Р. 15-33.
41. Anscombe G.E.M. Intention / G.E.M. Anscombe. - Harvard University Press, 1957.
- 93 р.
42. Bach K. A Rationale for Reliabilism / K. Bach // The Monist. - 1985. - Vol. 68, Iss. 2. - Р. 246-263.
43.Baehr J. Evidentialism, Vice, and Virtue / J. Baehr // Philosophy and Phenomenological Research. - 2009. - Vol. 78, Iss. 3. - Р. 545-567.
44. Baehr J. On the Reliability of Moral and Intellectual Virtues / J. Baehr // Metaphilosophy. - 2007. - Vol. 38, Iss. 4. - Р. 456-470.
45. Baehr J. The Inquiring Mind: On Intellectual Virtues and Virtue Epistemology / J. Baehr. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 235 р.
46. Baehr J. Virtue Epistemology / J. Baehr. - Text: electronic // Internet Encyclopedia of Philosophy. - URL: http://www.iep.utm.edu/virtueep/ (accessed: 09.02.2022).
47. Baysan U. A New Response to the New Evil Demon Problem / U. Baysan // Logos and Episteme. - 2017. - Vol. 8, Iss. 1. - Р. 41-45.
48. Berker S. The Rejection of Epistemic Consequentialism / S. Berker // Philosophical Issues. - 2013. - Vol. 23, Iss. 1. - Р. 363-387.
49. Bonjour L. Externalism/Internalism / L. Bonjour // A Companion to Epistemology / eds. J. Dancy, E. Sosa, M. Steup. - Oxford: Blackwell Publishers, 1992. - P. 364368.
50. Bonjour L. The Structure of Empirical Knowledge / L. Bonjour. - Cambridge MA: Harvard University Press, 1985. - 258 p.
51. Burge T. Content Preservation / T. Burge // The Philosophical Review. - 1993. -Vol. 102, Iss. 4. - P. 457-488.
52. Chakrabarti A. Knowing from Words: Western and Indian Philosophical Analysis of Understanding and Testimony / A. Chakrabarti, B.K. Matilal. - Dordrecht: Springer Science & Business Media, 1994. - 387 p.
53. Chisholm R. Theory of Knowledge / R. Chisholm. - 2nd ed. - Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc., 1977. - 144 p.
54. Clark M. Knowledge and Grounds: A Comment on Mr. Gettier's Paper / M. Clark // Analysis. - 1963. - Vol. 24, Iss. 2. - P. 46-48.
55. Coady C.A.J. Testimony: A philosophical study. - Oxford: Oxford University Press, 1992. - 336 p.
56. Code L. Epistemic Responsibility / L. Code. - Hanover, NH: UP of New England, 1987. - 272 p.
57. Code L. Toward a Responsibilist Epistemology / L. Code // Philosophy and Phenomenological Research. - 1984. - Vol. 45, Iss. 1. - P. 29-50.
58. Cohen S. Justification and Truth / S. Cohen // Philosophical Studies. - 1984. -Vol. 46, Iss. 3. - P. 279-295.
59. Daly C. In Defence of Error Theory / C. Daly, D. Liggins // Philosophical Studies. -2010. - Vol. 149, Iss. 2. - P. 209-230.
60. DeRose K. Contextualism and Knowledge Attributions / K. DeRose // Philosophy and Phenomenological Research. - 1992. - Vol. 52, Iss. 4. - P. 913-929.
61. DeRose K. The Case for Contextualism: Knowledge, Skepticism, and Context / K. DeRose. - Oxford: Clarendon Press, 2009. - Vol. 1. - 294 p.
62. Engel M. Is Epistemic Luck Compatible with Knowledge? / M. Engel // Southern Journal of Philosophy. - 1992. - Vol. 30, Iss. 2. - P. 59-75.
63. Engel M. Personal and Doxastic Justification in epistemology / M. Engel // Philosophical Studies. - 1992. - Vol. 67, Iss. 2. - P. 133-150.
64. Ernest Sosa and His Critics / ed. J. Greco. - Malden, MA: Blackwell, 2004. - 331 p.
65. Fantl J. Evidence, Pragmatics, and Justification / J. Fantl, M. McGrath // Philosophical Review. - 2002. - Vol. 111, Iss. 1. - P. 67-94.
66. Fantl J. On Pragmatic Encroachment in Epistemology / J. Fantl, M. McGrath // Philosophy and Phenomenological Research. - 2007. - Vol. 75, Iss. 3. - P. 558-589.
67. Faulkner P. Knowledge on trust / P. Faulkner. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 240 p.
68. Feldman R. Epistemological Dutie / R. Feldman // The Oxford Handbook of Epistemology / ed. P. Moser. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - 608 p.
69. Frankena W.K. Ethics / W.K. Frankena. - Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1963. - 109 p.
70. Fricker E. Telling and trusting. Reductionism and anti-reductionism in the epistemology of testimony / E. Fricker // Mind. - 1995. - Vol. 104, Iss. 414. - P. 393-411.
71. Fritz J. Pragmatic Encroachment and Moral Encroachment / J. Fritz // Pacific Philosophical Quarterly. - 2017. - Vol. 98, Iss. S1. - P. 643-661.
72. Gettier E.L. Is Justified True Belief Knowledge? / E.L. Gettier // Analysis. - 1963. -Vol. 23, Iss. 6. - P. 121-123.
73. Goldman A. A Causal Theory of Knowing / A. Goldman // Journal of Philosophy. -1967. - Vol. 64, Iss. 12. - P. 357-372.
74. Goldman A. Discrimination and Perceptual Knowledge / A. Goldman // Journal of Philosophy. - 1976. - Vol. 73, Iss. 20. - P. 771-791.
75. Goldman A. Epistemic Folkways and Scientific Epistemology / A. Goldman // Philosophical Issues. - 1993. - Vol. 3: Science and Knowledge. - P. 271-285.
76. Goldman A. Experts: Which ones should you trust? (Epistemic considerations) / A. Goldman // Philosophy and Phenomenological Research. - 2001. - Vol. 63, Iss. 1. - P. 85-110.
77. Goldman A. Knowledge in a Social World / A. Goldman. - Oxford: Oxford University Press, 1999. - 424 p.
78. Goldman A. Reliabilism: What Is Justified Belief / A. Goldman // Justification and Knowledge / ed. G.S. Pappas. - Dordrecht, Holland: Reidel, 1979. - P. 1-23.
79. Goldman A. Reliabilism, veritism, and epistemic consequentialism / A. Goldman // Episteme - A Journal of Individual and Social Epistemology. - 2015. - Vol. 12, Iss. 2. - P. 131-143.
80. Greco J. Achieving Knowledge: A Virtue-Theoretic Account of Epistemic Normativity / J. Greco. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 205 p.
81. Greco J. Internalism and Epistemically Responsible Belief / J. Greco // Synthese. -
1990. - Vol. 85, Iss. 2. - P. 245-277.
82. Hanfling O. Philosophy and ordinary language. The bent and genius of our tongue / O. Hanfling. - London; N. Y.: Routledge, 2000. - 288 p.
83.Hannon M. A Solution to Knowledge's Threshold Problem / M. Hannon // Philosophical Studies. - 2017. - Vol. 174, Iss. 3. - P. 607-629.
84. Hardwig J. Epistemic dependence / J. Hardwig // Journal of Philosophy. - 1985. -Vol. 82, Iss. 7. - P. 335-349.
85. Hardwig J. Evidence, testimony, and the problem of individualism - a response to Schmitt / J. Hardwig // Social Epistemology. - 1988. - Vol. 2, Iss. 4. - P. 309-321.
86. Hardwig J. The role of trust in knowledge / J. Hardwig // Journal of Philosophy. -
1991. - Vol. 88, Iss. 12. - P. 693-708.
87. Hawthorne J. Knowledge and Lotteries / J. Hawthorne. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 216 p.
88. Hinchman E. Telling as inviting to trust / E. Hinchman // Philosophy and Phenomenological Research. - 2005. - Vol. 70, Iss. 3. - P. 562-587.
89. Hume D. A Treatise of Human Nature / D. Hume. - Oxford: Clarendon Press, 1896. - 709 p.
90. Hume D. Enquiries Concerning Human Understanding and Concerning the Principles of Morals / D. Hume. - Oxford: Oxford University Press, 1975. - 458 p.
91.Ichikawa J.J. The Analysis of Knowledge / J.J. Ichikawa, M. Steup. - Text: electronic // The Stanford Encyclopedia of Philosophy Archive / ed. E.N. Zalta, 2018. - URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2018/entries/knowledge-analysis/ (accessed: 09.02.2022).
92. Knowledge, Belief, and Character: Readings in Virtue Epistemology / ed. G. Axtell.
- Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2000. - 224 p.
93. Kusch M. Knowledge by agreement. The programme of communitarian epistemology / M. Kusch. - Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 2002. - 320 p.
94. Lackey J. Knowledge and Credit / J. Lackey // Philosophical Studies. - 2009. -Vol. 142, Iss. 1. - P. 27-42.
95. Lavazza A. The virtues needed by experts in action / Lavazza A., Farina M. // Epistemology & Philosophy of Science. - 2021. - Vol. 58. - No 4. - P. 142-157.
96. Leefmann J. Knowledge from Scientific Expert Testimony without Epistemic Trust / J. Leefmann, S. Lesle // Synthese. - 2020. - Vol. 197. - P. 3611-3641.
97. Levin, S. M. Intellectually Virtuous Inquirer and the Practical Value of Truth / S. M. Levin // Epistemology & Philosophy of Science. - 2021. - Vol. 58. - No 4. - P. 54-59
98. Lewis D.K. Index, context, and content / D.K. Lewis // Philosophy and Grammar. -Springer, 1980. - P. 79-100.
99. Littlejohn C. The New Evil Demon Problem / C. Littlejohn. - Text: electronic // Internet Encyclopedia of Philosophy. - URL: https://iep.utm.edu/evil-new/ (accessed: 20.07.2021).
100.Mackie J.L. Ethics: Inventing Right and Wrong / J.L. Mackie. - Penguin UK, 1990.
- 256 p.
101.Montmarquet J. An «Internalist» Conception of Epistemic Virtue / J. Montmarquet // Knowledge, Belief, and Character: Readings in Virtue Epistemology / ed. G. Axtell. - Lanham, MD, 2000. - P. 135-148.
102.Montmarquet J. Epistemic Virtue / J. Montmarquet // Mind. - 1987. - Vol. 96, Iss. 384. - P. 482-497.
103.Montmarquet J. Epistemic Virtue and Doxastic Responsibility / J. Montmarquet. -Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 1993. - 147 p.
104.Moral and Epistemic Virtues / eds. M. Brady, D. Pritchard. - Malden, MA: Blackwell, 2003. - 277 p.
105.Moran R. Getting Told and Being Believed / R. Moran // Philosopher's Imprint. -2005. - Vol. 5, Iss. 5. - P. 1-29.
106.Pietrini P. COVID-19 and Biomedical Experts: When Epistemic Authority is (Probably) Not Enough / P. Pietrini, A. Lavazza, M. Farina // Journal of Bioethical Inquiry. - 2022. - Vol. [forthcoming]. - P. 1-8.
107.Plantinga A. Warrant: The Current Debate / A. Plantinga. - N. Y.: Oxford University Press, 1993. - 240 p.
108.Pritchard D. Epistemic Luck / D. Pritchard. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2005. - 304 p.
109.Reid T. The Works of Thomas Reid; with an Account of His Life and Writings / T. Reid. - Duyckinck: Collins, 1822. - 421 p.
110.Riggs W. Reliability and the Value of Knowledge (Reliabilism, true belief) / W. Riggs // Philosophy and Phenomenological Research. - 2002. - Vol. 64, Iss. 1. -P. 79-96.
111.Riggs W. Two Problems of Easy Credit / W. Riggs // Synthese. - 2009. - Vol. 169, Iss. 1. - P. 201-216.
112.Sosa E. Knowledge and Intellectual Virtue / E. Sosa // The Monist. - 1985. -Vol. 68, Iss. 2. - P. 226-245.
113.Sosa E. Knowledge in Perspective: Selected Essays in Epistemology / E. Sosa. -Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - 298 p.
114.Sosa E. Reliabilism and Intellectual Virtue // Knowledge in Perspective: Selected Essays in Epistemology / E. Sosa. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - P. 131-146.
115.Sosa E. The Raft and the Pyramid: Coherence versus Foundations in the Theory of Knowledge / E. Sosa // Midwest Studies in Philosophy. - 1980. - Vol. 5, Iss. 1. -P. 3-26.
116.Sosa E. Virtue Epistemology: Apt Belief and Reflective Knowledge / E. Sosa. -Oxford: Oxford University Press, 2007. - Vol. 1. - 164 p.
117.Sosa E. Virtue Epistemology: Oxford Bibliographies Online Research Guide (Oxford Bibliographies Online Research Guides) / E. Sosa. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 52 p.
118.Stanley J. Knowledge and Practical Interests / J. Stanley. - Oxford: Oxford University Press, 2005. - 191 p.
119.Stevenson C.L. Ethics and Language / C.L. Stevenson. - New Haven: Yale University Press, 1944. - 338 p.
120.Stevenson C.L. Why Believe What People Say? / C.L. Stevenson // Synthese. -1993. - Vol. 94. - P. 429-451.
121.Sutton J. Stick to What You Know / J. Sutton // NOUS. - 2005. - Vol. 39, Iss. 3. -P. 359-396.
122.Turri J. Virtue Epistemology / J. Turri, M. Alfano, J. Greco. - Text: electronic // The Stanford Encyclopedia of Philosophy Archive / ed. E.N. Zalta, 2021. - URL: https:// plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/epistemology-virtue/ (accessed: 09.02.2022).
123.Unger P. Philosophical relativity / P. Unger. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. - 142 p.
124.Williamson T. Ambiguous rationality / T. Williamson // Episteme - A Journal of Individual and Social Epistemology. - 2017. - Vol. 14, Iss. 3. - P. 263-274.
125.Wood W.J. Epistemology: Becoming Intellectually Virtuous / W.J. Wood. -Downers Grove, IL: InterVarsity, 1998. - 216 p.
126.Wright S. Virtues, social roles, and contextualism / S. Wright // Metaphilosophy. -2010. - Vol. 41, Iss. 1-2. - P. 95-114.
127.Zagzebski L. Epistemic Authority: A Theory of Trust, Authority, and Autonomy in Belief / L. Zagzebski. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - 281 p.
128.Zagzebski L. Intellectual Motivation and the Good of Truth / L. Zagzebski // Intellectual Virtue: Perspectives from Ethics and Epistemology. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - P. 135-154.
129.Zagzebski L. On Epistemology / L. Zagzebski. - Wadsworth; Canada: Wadsworth Publishing, 2009. - 192 p.
130.Zagzebski L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge / L. Zagzebski. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 365 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.