Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Дендиева, Раиса Умархажиевна

  • Дендиева, Раиса Умархажиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Грозный
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 222
Дендиева, Раиса Умархажиевна. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Грозный. 2014. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дендиева, Раиса Умархажиевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Методологическая основа системы нравственно-эстетического воспитания в начальной школе

1.2. Сущность нравственно-эстетического воспитания

1.3. Нравственно-эстетический потенциал чеченских этнопедагогических и культурных традиций

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Структура и содержание системы нравственно-эстетического воспитания младших школьников

2.2. Педагогические условия реализации системы нравственно-эстетического воспитания

2.3. Структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство»для начальной школы

2.4. Опытно-экспериментальная работа по реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся в начальной школе

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из незыблемых основ существования любого народа испокон веков считалось воспитание детей, молодежи, от характера и содержания этого воспитания во многом зависят субъективные факторы развития человечества в целом. Однако, в современном российском образовательном пространстве наблюдаются серьезные пробелы во всех звеньях воспитательного процесса, и, прежде всего, в школьном воспитании. Педагоги говорят об утрате семьей ответственности за воспитание детей, об отсутствии системообразующей идеи воспитания гражданина в современном обществе, а также об отрыве подрастающих поколений от здоровых национальных корней, народных традиций.

Поэтому сегодня как никогда важна необходимость возрождения этнических традиций воспитания, создания условий для успешной реализации богатого воспитательного потенциала нравственных норм, духовно-нравственных ценностей каждого народа России как многонациональной и многоконфессиональной поликультурной страны.

Поскольку основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, совершенно очевидна практическая необходимость в целенаправленном поэтапном воспитании высоконравственной личности. Нравственно-эстетическое воспитание как одна из составляющих общей культуры личности и важнейшее направление многогранного процесса воспитания должно решать задачи воспитания гражданина в комплексе.

Таким образом, повышение уровня нравственно-эстетического воспитания, опирающегося на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач совершенствования педагогического процесса приобретает в настоящее время особую значимость.

Актуальность темы исследованияобусловлена недостаточной, на наш взгляд, теоретической разработанностью проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников, опирающегося на региональные народные традиции, и отсутствием эффективной практической системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно обширную научную литературу по проблемам организации процесса воспитания на идеалах современной народной педагогики (Б.Ш.Алиева, Ш. М-Х.Арсалиев, A.B. Бабаян, Т.А. Бекоева, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, З.К. Каргиева, В.К. Кочисов, Д.М. Маллаев, X. Ошаев, Н.Б. Ромаева, Я.Г.Таибов, Б.А Тахохов, С.Б. Узденова, А.Ф.Хинтибидзе, Я.И.Ханбиков, Е.С. Хатаев, С.Р. Чеджемов, E.H. Шиянов, Т.Эльдарханов и др.); наличие исследований по проблемам нравственного воспитания личности (Г.Ф.Гаврилычева, А.А.Калюжный, А.Ш. Мукаева, Р.М.Эхаева, P.J1. Юсупова, Т.В. Юсупхаджиева, А.Х.Саракаева и др.); существующие подходы к эстетическому воспитанию школьников (А.Д. Алехин, Л.С.Выготский, И.П.Глинская, Б.М.Неменский и др.), на сегодняшний день крайне мало исследований, посвященных использованию нравственных норм региональной этнопедагогики, в частности, этнопедагогики чеченцев, в воспитании детей младшего школьного возраста, а имеющиеся публикации не в полной мере отражают ее содержание.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, эмпирического педагогического опыта позволил констатировать, что в данной сфере существуют противоречия между:

• высоким личностноразвивающим потенциалом этнопедагогической и культурно-художественной среды регионов и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью процесса его использования в региональной образовательной системе;

• большой ролью социокультурных региональных особенностей при проектировании системы, содержания и технологий нравственно-эстетического воспитания в начальной школе и отсутствием глубокого теоретического обоснования и методического обеспечения этого процесса;

• реально существующим воспитательным потенциалом нравственно-эстетических норм региональной этнопедагогики и отсутствием у большинства педагогов опыта их реализации в формировании нравственно-эстетических качеств у детей младшего школьного возраста на фоне все более увеличивающейся потребности в них воспитательно-образовательной практики.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы, сущность, содержание, особенности, педагогические условиянравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций?

Цель исследования - рассмотреть нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов на основе региональных этнопедагогических традиций как компонент учебно-воспитательного процесса.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе в условиях регионального образовательного пространства.

Предмет исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе региональных этнопедагогических традиций.

Гипотеза исследования состоит в предположении, чтонравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы будет эффективным, если:

• теоретически обосновать феномен нравственно-эстетического воспитания как многомерное социокультурное и педагогическое явление в контексте идей современной парадигмы образования;

• духовно-нравственные, эстетические и этнопедагогические ценности чеченского народа рассматривать как важнейшие компоненты нравственно-эстетического воспитания младших школьников;

• выявить совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на нравственно-эстетическое развитие младших школьников в процессе обучения и воспитания, и на их основе сформулировать принципы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы;

• разработать и апробировать структурно-функциональную модель учебно-воспитательного процесса по конкретной учебной дисциплине, позволяющую проследить ход процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников, отражающую целостность образовательного процесса и позволяющую формировать и развивать личность учащегося начальной школы как носителя ценностей региональной культуры;

• определить педагогические условия реализации данной модели в контексте региональных этнопедагогических идей.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основании анализа состояния проблемы обосновать феномен нравственно-эстетического воспитания как многомерное социокультурное и педагогическое явление в контексте ведущих идей современной парадигмы образования.

2. Выявить этнопедагогический потенциал историко-культурных норм и традиций чеченского народа и рассмотреть возможности его использования в нравственно-эстетическом воспитании учащихся начальной школы.

3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство», отражающую целостность образовательного процесса, рассмотреть нравственно-эстетическое воспитание как компонент модели, позволяющий формировать и развивать личность учащегося начальной школы как носителя ценностей региональной культуры.

4. Определить педагогические условия реализации данной модели в контексте региональных этнопедагогических идей.

5. Опытно-экспериментальным путем определить эффективность нравственно-эстетического воспитания в результате использования разработанной модели.

Теоретико-методологической основой исследования явились

системный подход, делающий возможным анализ предмета исследования как

целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-

структурные образования (В.Г. Афанасьев, М.Н. Скаткин, Г.П.Щедровицкий,

и др.); культурологический подход, раскрывающий сущность образования как

феномена культуры (В. М. Розин, С.Ю. Степанов и др.);аксиологический

подход, признающий человека высшей ценностью общества (П. Лапи, Э.

Гартман, H.A. Асташова и др.); личностно-деятельностный подход,

учитывающий роль субъектов воспитательного процесса в

совершенствовании нравственно-эстетического воспитания школьников

(А.Н. Леонтьев, А.И. Мищенко, Н.Ф. Талызина и др.); взгляды и

теоретические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, обосновавшие преемственность в

вопросах воспитания личности, необходимость использования творческого

наследия прошлых поколений. Кроме того, предпринятое исследование

базировалось на трудах ученых, раскрывающих следующие различные

стороны исследуемой проблемы: психолого-педагогические теории этноса в

трудах Г.Н. Волкова, В.Г. Афанасьева, Ш.М-Х. Арсалиева, М.Б. Гуртуевой,

Т.Н. Петровой, И.А. Шорова и др.; теории организации учебно-

7

воспитательного процесса в начальной школе, проанализированные в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Н.Ф.Виноградовой, A.B. Мудрика, И.П. Подласого и др.; концепции эстетического воспитания школьников, рассмотренные в трудах К.В.Павлик, А.И. Пеленкова, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Г.И.Сниткиной, В.И.Сироткина и др.; концепции нравственного воспитания личности (Г.Ф.Гаврилычева, А.А.Калюжный, А.Ш. Мукаева, Р.М.Эхаева, P.JI. Юсупова, Т.В. Юсупхаджиева, А.Х.Саракаева) и гуманизации образования (М.А.Вейт, Б.С.Гершунский, И.В.Мусханова и др.); исследования генезиса культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, А.Я.Гуревич и др.) и особенностей культуры и быта народов Северного Кавказа (Ш.М-Х.Арсалиев, М.Х. Багаев, А.И. Караева, И.М.Шаманов), этикетных норм этносов (А.И. Мусукаев, А.И. Першиц, К.А-К.Салпагарова и др.), религиозных аспектов нравственного воспитания (А.И.Ибрагим, Г.М.Шайдаева и др.).

Выдвинутые цель и задачи исследования определили широкий спектр взаимодополняющих методов исследования, а именно -.теоретические и конструктивные: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, сравнение, противопоставление, идеализация, моделирование, классификация, процессуальное, структурное проектирование;элш«рмчес/ше: частные (наблюдение, анализ творческих работ, анкетирование, беседа и др.), комплексные (мониторинг, опытное обучение, констатирующий и формирующий эксперименты)^иетоды математической статистики в обработке данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились СОШ №14, СОШ № 48 (учащиеся начальных классов) г. Грозного; МОУ «Фрунзенская СОШ» Наурского района Чеченской республики. В опытно-экспериментальной работе принимали участие учителя и учащиеся начальных классов, студенты (12 преподавателей, 49 родителей, 230 учеников 1-4 классов (150 учеников ЭГ и 80 учеников КГ).

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось с 2006 по 2014 год и включало в себя следующую последовательность этапов.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) была обоснована тема, определены объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования; определены методологические подходы к проблеме, разработана его концепция, намечены этапы, подобран диагностический инструментарий.

На втором этапе{2008 - 2009 гг.) проанализированы тенденции развития нравственно-эстетического воспитания учащихся в контексте ведущих идей современной парадигмы образования; выявлены социокультурные и педагогические основания использования потенциала традиционных норм нравственно-эстетического воспитания чеченского народа; разработана структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство»; проведен ряд исследований диагностического характера, а также осуществлен ряд контрольных срезов с целью проверки гипотезы исследования.

На третьем эга£шеисследования(2010 - 2014 гг.) была осуществлена опытно-экспериментальная апробация модели процесса нравственно-эстетического воспитания; проанализированы, систематизированы и обобщены полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные, проанализированы результаты исследования, сформулированы выводы, оформлен текст диссертационной работы, определены перспективы дальнейших исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• определена методологическая основа нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы, включающая аксиологический, культурологический, системный и личностно-деятелъностный подходы',

• выявлены факторы нравственно-эстетического развития учащихся начальной школы, детерминирующие обновление содержательно-смысловых

и технологических основ нравственно-эстетического воспитания: социальные (условия региона, социальной среды, общества и общественно-исторической ситуации); переход от житейско-бытового восприятия действительности к научному, целенаправленному, технологически разработанному ее изучению; включенность в коллективную деятельность и взаимоотношения с участниками образовательного процесса; гуманитаризация учебно-воспитательного процесса;учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; интеграция семьи и школы; использование этнокультурного потенциала региона;

• сформулированы и обоснованы принципы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы: принцип учета региональных, социальных и общественно-исторических факторов', научности и целенаправленности; единства сознания и деятельности', разумной коллективности', гуманитаризации образования в начальной школе', комплексности; учета возрастных, индивидуальных и психологических особенностеймладших школьников', интеграции школы и семьи; культуросообразностщ создания положительного эмоционального климата, мотивационного обеспечения деятельности и системы отношений',

• раскрыт нравственно-эстетический потенциал региональных этнопедагогических традиций на примере Чеченской Республики; в соответствии со структурой этнокультуры дифференцированы основные компоненты культурного наследия чеченцев: этнофилологический(рощюй язык; устное народное творчество; этнохудожественный(произведения народного искусства; народное декоративно-прикладное творчество; игра; эстетика архитектуры; хореографическая эстетика; бытовая эстетика; поведенческий (отношение к женщине; этика семейных отношений; народный эстетический идеал; эстетика народных обычаев и традиций); мировоззренческий (мировоззренческий конструкт «нохчалла»; соотнесенность с прошлым, настоящим и будущим, реализуемая в чувстве

ответственности; традиция почитания предков, уважения к своему роду, знание своих истоков, корней как основа тайпового мировоззрения; нравственная категория «гГиллакх»; военно-патриотическое воспитание, чувство долга; культ мужского начала «къонах»; эстетика окружающей природы);

• разработана структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство» в начальной школе, включающая в себя теоретический, диагностический, информационно-технологический и итогово-диагностический компоненты, отражающие логику, последовательность и непрерывность освоения учениками нравственно-эстетических ценностей и вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

• определена система педагогических условий (целе-ориентационных, ценностно-содержательных, психолого-методических), необходимых для успешной реализации структурно-функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство» в начальной школе.

Теоретическая значимость основных результатов диссертационного исследованияопределяется его вкладом в разработку общей теории нравственно-эстетического воспитания в системе начального образования. В том числе:

• уточнено, конкретизировано и дополнено содержание, смысловое значение понятия нравственно-эстетическое воспитание в контексте этнопедагогических традиций, что расширяет категориальный аппарат педагогической теории; дополнено педагогическое знание об особенностях реализации нравственно-эстетического воспитания в рамках педагогического процесса в начальной школе;

• в соответствии со структурой этнокультуры осуществлена попытка систематизации базовых нравственно-эстетических ценностей в традиционной культуре чеченского народа, которые необходимо использовать в современной практике воспитания детей младшего школьного возраста, и выявлено их влияние на нравственно-эстетическую сферу личности;

• обоснована структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса с учетом региональных этнопедагогических особенностей, что может служить основанием для модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

• сформулированы и обоснованы принципы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы, а также педагогические принципы реализации обучения дисциплине «Изобразительное искусство» с использованием региональных этнопедагогических традиций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании научно-теоретические выводы доведены до уровня, позволяющего их практическое использование в виде разработанных научно обоснованных рекомендаций по реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы на основе этнопедагогических идей.

На основе сформулированных в исследовании теоретических положений разработаны и внедрены в учебный процесс экспериментальная программа по дисциплине «Изобразительное искусство», учебно-методический комплекс предметной линии «Изобразительное искусство» в рамках полилингвальной модели поликультурного образования с учетом требований ФГОС второго поколения, который включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя, примерное календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы. Разработанные учебники по изобразительному искусству

допущены Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в экспериментальном формате «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» (для 1-4 классов), что обогащает в содержательном плане школьную учебную программу. Разработаны и используются в образовательном процессе авторские рекомендации по организации тематической внеурочной деятельности учащихся начальной школы, способствующей повышению их нравственно-эстетической воспитанности.

Экспериментально проверенная авторская структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса в начальных классах, опирающаяся на базовые нравственные ценности чеченского народа, может быть использована при составлении программ отдельных дисциплин, при работе с родителями, а также рекомендована национальным школам соседних регионов.

Достоверность и обоснованность материалов диссертационной работы, полученных автором результатов, выводов и рекомендаций определяется четкостью и непротиворечивостью методологических позиций, соответствием их современной научной методологии, междисциплинарной научно-теоретической базе; многоаспектным анализом проблемы; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования;длительным характером и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе; использованием в диссертации признанных положений отечественной и зарубежной науки, разработок авторитетных ученых, апробированных методов и средств исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы представляет собой многомерное социокультурное и педагогическое явление, обеспечивающее развитие личности учащегося начальной школы как носителя и будущего творца этнической, российской и мировой культуры.

2. Духовно-нравственные, эстетические и этнопедагогические ценности чеченского народа являются значимыми компонентами процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов.

3. Эффективным средством нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы является использование в образовательном процессе этнопедагогического потенциала региональной культуры при соблюдении следующих принципов: учета региональных, социальных и общественно-исторических факторов в разработке и реализации системы нравственно-эстетического воспитания младших школьников; научности и целенаправленности; единства сознания и деятельности; разумной коллективности; гуманитаризации образования в начальной школе; комплексности; учета возрастных, индивидуальных и психологических особенностеймладших школьников; интеграции школы и семьи; культуросообразности; создания положительного эмоционального климата, мотивационного обеспечения деятельности и системы отношений.

4. В соответствии со структурой этнокультурыосновными компонентами

культурного наследия чеченцев, в которых воплотились нравственно-

эстетические представления народа, являются: этнофилологический - родной

язык; устное народное творчество (песни, эпос, легенды, пословицы,

поговорки, сказки); этнохудожественный — произведения народного

искусства; народное декоративно-прикладное творчество (кузнечное дело,

чеканка, выделка оружия, ковроткачество, ювелирные украшения, посуда,

гончарные изделия;художественная обработка камня, дерева, кости, серебра,

выделка кож, шитье, плетение из тростника и лозы); игра; эстетика

архитектуры; хореографическая эстетика; бытовая эстетика (эстетика

жилого помещения, вещей, одежды, украшений); поведенческий - отношение

к женщине; этика семейных отношений; народный эстетический идеал;

эстетика народных обычаев и традиций; мировоззренческий —

мировоззренческий конструкт «нохчалла»; соотнесенность с прошлым,

настоящим и будущим, реализуемая в чувстве ответственности; традиция

14

почитания предков, уважения к своему роду, знание своих истоков, корней как основа тайпового мировоззрения; нравственная категория «г1иллакх»; военно-патриотическое воспитание, чувство долга; культ мужского начала «къонах»; эстетика окружающей природы.

5. Структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса с использованием этнопедагогического потенциала региональной культуры на примере конкретной учебной дисциплины представляет собой концептуальное единство теоретического, диагностического, информационно-технологического и итогово-диагностического компонентов, отражает логику, последовательность и непрерывность освоения учениками нравственно-эстетических ценностей и вариантов культур, их единство, целостность и значимость как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, а также его содержательные и процессуальные особенности.

6. Педагогические условия (целе-ориентационные, ценностно-содержательные, психолого-методические), необходимые для реализации данной модели, отражают целостность и непрерывность формирования личности учащихся в процессе освоения региональной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и

практические результаты исследования обсуждались и получили одобрение

на семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии Чеченского

государственного университета, сектора этнопедагогики Академии наук

Чеченской Республики. Результаты исследования были представлены в

докладах и выступлениях на следующих научных конференциях: III

Республиканской научно-практической конференции молодых ученых,

аспирантов и студентов «Наука и молодежь» (г. Грозный, 2009 г.);

Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню

чеченского языка (г. Грозный, 29-30 апреля 2011 г.); Международной научно-

практической конференции «Начальное образование: инновации и

ценности.Теория и практика» (г. Москва, 2009 г.); V Международной научно-

15

практической конференции (г. Махачкала, 28-30 июня 2013 г.); Международной научно-практической конференции «Развитие этнокультурного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» (г. Махачкала, 29-30 ноября 2013 г.); ежегодных конференциях по итогам работы профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного педагогического института и Дагестанского государственного педагогического университета. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в начальных классах общеобразовательных школ №14, 48 г. Грозного, МОУ «Фрунзенская СОШ» Наурского района (2006 - 2013 гг.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 177 источников, а также приложения. Объем текста без приложений составляет 190страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Методологическая основа разработки системы нравственно-эстетического воспитания в начальной школе

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный результат ее зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы и средства при этом применяются. Как подчеркивает современный американский философ науки М. Томпсон, методология решает две кардинальные проблемы: во-первых, она «занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы». Во-вторых, она «исследует процесс самой науки» [158]. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дендиева, Раиса Умархажиевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVII-XII вв/ Нальчик, 1997.-363с.

2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии» / Ю.П. Азаров. СПБ.: Издательство "Питер", 2011. - 400с.

3. Айдемиров,Н.Г.Эстетическая культура народов Северного Кавказа / Н.Г Айдемиров. - Ставрополь, 1999.-74с.

4. Акаев, В.Х. Ислам и политика/ В.Х. Акаев. - Ростов-на-Дону, 2000. -244с.

5. Акаев, В.Х. Национальная идея чеченцев / В.Х. Акаев. - Грозный,2005. -26с.

6. Алиева, З.В. Нунуев, С-Х.М., Чеченцы. Краткие очерки историй, культуры, обычаев и традиций / З.В Алиева, С-Х.М.Нунуев. -М.,2009-176с.

7. Алиева, С.А., Касумова, Б.С-А., Серганова 3.3., Хамраева Е.А. «Нохчийнмотт. Абат» / С.А Алиева Б.С-А, Касумова, 3.3. Серганова, Е.А. Хамраева. - М.,Дрофа, 2012. - 123с.

8. Алиханова, P.A. Этнопедагогический потенциал народной системы воспитания / P.A. Алиханова. Назрань,2009 - 174с.

9. Ананьев, Б. Г. Вопросы психологии/ Б. Г Ананьев. - М., 1972 - 374с.

10. Антология дагестанской поэзии -Махачкала: Дагкнигоиздат. т. 1 -1980-75с.

11. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981.- 43с.

12. Арабов, И.А., Нагорная,Г.Ю.Этнопедагогика/ И.А Арабов, Г.Ю. Нагорная. - Карачаевск,1999. -214с.

13. Арабов, И.А.Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина / И.А Арабов. - Карачаевск,1996 - 104с.

14. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М, 1984 , т.4.

15. Арнольдов, Л.И. Национальные культуры: современное видение / Л.И. Арнольдов. - М., МГИК, 1992. - 244с.

16. Арсалиев, Ш.М-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев / Ш.М-Х.Арсалиев. - М., 1998. - 171с.

17. Арсалиев, Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики/ TTI.M-X.Арсалиев. - М., 2013. - 320 с.

18. Арсалиев, Ш.М-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы / Ш.М-Х. Арсалиев. - М.,1996. - 344с.

19. Арсалиев, Ш.М-Х. Роль этнопедагогики в воспитании чеченской семьи / Ш.М-Х.Арсалиев. Европа и современная Россия. - Варшава, 2005. -322с.

20. Арсалиев, Ш.М-Х.Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности и народных педагогических культур вайнахов/ Ш.М-Х. Арсалиев. Дисс. докт. пед. наук. - М.,1999. - 223 с.

21. Арсанукаев,Р. Большой каталог. Чеченские Петроглифы / Р. Арсанукаев. Грозный,2007.-128с.

22. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф Афанасьев.- Якутск, 1979. - 128с.

23. Ахмадов, М.М.Чеченская традиционная культура и этика / М.М. Ахмадов. - Грозный, 2006. - 208с.

24. Бабаян, A.B. Проблемы нравственного воспитания в трудах // П.Ф.Каптерева и М.И.Демкова (конец XIX начало XX в.) Пятигорск: ПГЛУ, 2004.-109 с.

25. Бабаян, A.B. О нравственности и нравственном воспитании / A.B. Бабаян. Педагогика. - 2005. - №2. - 68с.

26. Багаев, М.Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и средневековье 16 в. до н.э. 12 в.н.э. - докт.дисс. / М.Х. Багаев.- М.,2005. -300с.

27. Бадяева, Т.А. Сохранение национальной специфики в искусстве народных художественных промыслов Северного Кавказа / Т.А. Бадяева, Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. - М., 1985.-244с.

28. Бадаева, Т.А.. Орнамент в народном искусстве. / Т.А. Бадаева. -М.,1982. -103с.

29. Байрамбеков, М.М. Уроки народного искусства в начальной школе / М.М. Байрамбеков. - Махачкала, 2000. - 208с.

30. Бекоева, Т.А. Гуманистическая направленность педагогических идей П.К.Услара// Т.А. Бекоева. История и философия культуры: актуальные проблемы: Сб. научных трудов. Вып.Ш. Владикавказ, 1998. -125с.

31. Белинский, В.Г. Изб.пед.соч / В.Г Белинский - М., 1948. - 244с.

32. Белинский, В.Г.Собр.соч.в 9 т. Т.4 / В.Г Белинский. - М.,1994- 184с.

33. Белов, В. Очерк о народной эстетики. Наш современник/ В Белов. - М., 1979, №10.- 154 с.

34. Беловолова, С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: автореф. дисс.док.пед.наук. - М.,2001-34с.

35. Богданова, О.С. Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М., Просвещение, 1980. - 207 с.

36. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. М., Просвещение, 1969. - 464 с.

37. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. М., Просвещение, 1979 - 289 с.

38. Бондаревская,Е.В., Кульневич,С.В.Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В Бондаревская, С.В Кульневич. - Ростов-на- Дону, 1999. - 96 с.

39. Борлаков, Ю.А. Адеб. Намыс. Адет. / Ю.А. Борлаков. Карачаевск, 1998. - 180с.

40. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учебное пособие.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - 496 с.

41. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография/ Ю.В. Бромлей. - Л., 1983.-270с.

42. Василенко В.М. Вечные образы народного искусства «Идейно творческая направленность искусства народных художественных промыслов на современном этапе/ В.М. Василенко. - М.,1984. -260с.

43. Вейт, М.А. Этика и тактика аналитической деятельности руководителя. //Ю.А.Самсонов, Т.У.Тучкова // Народное образование.- 2000, №1.-53 с.

44. Виноградов, Г.С. Народная педагогика/ Г.С. Виноградов. -Иркутск, 1926 - 124с.

45. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП). - М., 1985. - 230 с.

46. Воинов, К.М.Очерки Дагестана / K.M. Воинов. Военный сборник, т.6.-Спб,1900 - 434с.

47. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. — М.: ACADEMIA, 2008. — 176 с.

48. Волков, Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития. / Г.Н. Волков. - М., Просвещение, 1993- 45 с.

49. Волков, Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа / Г.Н. Волков. -Чебоксары, 1970.-67с.

50. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков - М., 2001.-174с.

51. Волков, И.А.Приобщение школьников к творчеству / И.А. Волков М.,1982.-35с.

52. Воспитание патриотизма,дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.,2001.-286 с.

53. Вучетич, Н.Г.Четыре месяца в Дагестане / Н.Г. Вучетич. Кавказ, 1864. №77.- 94с.

54. Выготский, JI.C. Педагогическая психология/ JI.C. Выготский.Под ред.В.В.Давыдова. - М.,Педагогика,1991.- 480с.

55. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.,Наука, 1968.- 268 с.

56. Выготский, JI.C. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский. - М., Просвещение, i960 - 402 с.

57. Гарсаев, JI. М. Вайнахская женская одежда (конец XIX - началоХХ в.) / Л. М. Гарсаев. - Грозный,2005. -250с.

58. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев.Космо-Психо-Логос - М.:Издат.группа «Прогресс-Культура», 1995 - 233с.

59. Гашимов,А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: автореф. дисс. докт. пед. наук. Баку, 1970. - 37 с.

60. Гершунский, Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы / Б.С. Гершунский. - М.Магистр, 1991.№1.-324с.

61. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф Голованова - СПб, 1997.-240с.

62. Григорович, Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2009. - 480 с.

63. Гумилев, Л.Н. Этносфера/ Л.Н. Гумилев. - М.: Изд-во «Экопрос», 1993.

64. Гуртуев, М.Б. Из народного опыта организации межнациональных отношений в семье // Социально-этнические основы интернационального воспитания / М.Б. Гуртуев: Сб. науч. тр. Владикавказ, 2005.-307с.

65. Гусейнов A.A. Этическая мысль / A.A. Гусейнов. Вып. 12 / М., ИФ РАН, 2012.-283 с.

66. Дендиева, Р.У. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений Чеченской Республики/Р.У. Дендиева-Грозный,2010-81 с.

67. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.

68. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

69. Данилюк А.Я, Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М., 2011.

70. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.

71. Запорожец, А.В .Избранные психологические труды / А.В Запорожец. -М.Д986.Т.1. - 297с.

72. Зосимовский, А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте / А. В.Зосимовский. М., Наука, 1982. -200 с.

73. Измайлов, А.Э. Изучение развития культуры народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. - М., Просвещение, 1986. - 322 с.

74. Ильин, И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий/ И.А. Ильин. М., Эксмо,2007.-244с.

75. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников // Начальная школа. — 2010. — № 2. — С. 3—8

76. Ислам. Энциклепедический словарь . - М.,1996. - 344 с.

77. История Чечни с древнейших времен до наших дней/ Т.П.— Грозный,2008- 101с.

78. Калинина A.B. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. — 2011. — № 1. — С. 46—50

79. Каменная летопись страны Вайнахов . - М.,1994. - 255 с.

80. Караковский, В.А. Воспитательная система школы / В.А. Караковский. -М, 1997.

81. Караулов, H.A. Болкары на Кавказе. II СМОМПК (сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа) / Н.А.Караулов. - 1908, Вып. №38.-148 с.

82. Каргиева, З.К. Системный подход к профессиональной личности в процессе учебной и педагогической деятельности. / З.К. Каргиева./ Педагогика сегодня. Владикавказ, 1993-244с.

83. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. Часть I. -М.,1977. - 244с.

84. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.-386с.

85. Коджаспиров, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров. M.:ACADEMA. 2001. - 230 с.

86. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

87. Коменский, Я.А. Педагогическое наследи /Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1988. - 412 с.

88. Коммунистическое воспитание. Словарь / Под ред. JI.H. Пономарева Ж.Ж. Тощенко. - М., 1994. - 111 с.

89. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития / И.Б. Котова. Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. - 294 с.

90. Кочисов, В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика / В.К. Кочисов. - Владикавказ, 1996.- 248 с.

91. Краевский В.В. Методология научного исследования. - Спб., СПбГУП, 2001.

92. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

93. Крупнов, Е.И. Древняя история Северного Кавказа / Е.И. Крупнов. - М., 1960.-300 с.

94. Крымшамхалов, И. Письмо в редакцию / И. Крымшамхалов. -Мусульманин. Париж, 1991. №2. - 56 с.

95. Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В.Г Крысько. - М., 2001. - 214 с.

96. Кузин,В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах / B.C. Кузин. - М., 2006. - 111 с.

97. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе / B.C. Кузин. - М.: Просвещение, 1997. - 207 с.

98. Кузьмина,Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Изд-во ЛГУ, 1961 .-274с.

99. Лазарева, В.А.Уроки литературного чтения в современной начальной школе. Доп. материал к курсу лекций//Педагогический университет. «Первое сентября» / В.А. Лазарева .2005. -.№17. -131 с.

100. Лермонтов, М.Ю.Сочинения.т.1 / М.Ю. Лермонтов. - М.,1988. - 720 с.

101. Лермонтов, М.Ю. Собр.Соч. в 4 томах, « Художественная литература» / М.Ю. Лермонтов. М., 1970. - 750 с.

102. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. / Б.Т.Лихачев. -М.,1993. - 464 с.

103. Лихачев, Д.С.Прошлое будущему / Д.С. Лихачев. Статьи и очерки. -М., 1985.-244 с.

104. Луначарский, А.В.Записки института живого слова /A.B. Луначарский. №1. -199с.

105. Магиярова, 3. М. Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной родной речи / Магиярова, ЗМ. Дисс. канд. пед. наук. 1998. - 224 с.

106. Магомедов, A.M. Золотые правила народной педагогики Дагестана. Этнопедагогическое наследие горцев Северного Кавказа / A.M. Магомедов. - Махачкала: Дагестанское книжное изд. - 2010 - 224 с.

107. Магомедов, A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания: автореф. док.пед. наук. Майкоп. -2005. - 45 с.

108. Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. -Т.5. -М.: Просвещение, 1976.

109. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. - М., Просвещение, 1980. - 183 с.

110. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: J11 ПИ им. А.И. Герцена, 1989.

111. Мафедзев, С.Х.Очерки трудового воспитания адыгов. - Нальчик, 1984. -108 с.

112. Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» / Д.А. Медведев. - М.,2009. - 234 с.

ПЗ.Межидов, Д. Алироев, И.Ю. Чеченцы: Обычаи, традиции, нравы. / Д. Межидов, И.ЮАлироев. - Грозный, 1992. - 207 с.

114. Мерлин, B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. - М., 1981. — С.87 - 105.

115.Мукаева, А.Ш. Учимся толерантности (на примере использования устного народного творчества) / А.Ш. Мукаева. - Махачкала, 2010. - 74 с.

116. Мукаева, А.Ш. Воспитание толерантности младших школьников средствами народной педагогики / А.Ш. Мукаева. Монография. -Грозный, 2012.-144 с.

117. Мусукаев, А.И., Перщиц, А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев / А.И.,Мусукаев, А.И. Перщиц. - Нальчик, 1992. - 213 с.

118. Мусханова, И.В. Использование этнопедагогических знаний чеченцев в гуманистическом воспитании молодежи / И.В. Мусханова. - Назрань, 2009. - 170 с.

119. Мухамедьянов, С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики. [Текст]: Дисс. канд.пед.наук. -Уфа, 1995.-27 с.

120. Нажаев, А. Чеченские песни, рассказы и сказки / А. Нажаев, Соьлжаг1ала. - 1926. - 344 с.

121. Нашхоев, P.M. Чародей танца / P.M. Нашхоев. - Грозный. 1980. - 175с.

122. Некрасова, М.А. Народное искусство как культуры / М.А Некрасова. -М.,1983.- 104 с.

123. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

124. Неменский, Б.М. Преподаватель искусство как художественное творчество / Б.М. Неменский .Сов.педагогика. - 1986. №8.-256 с.

125. Никандров, Д.Н. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Д.Н. Никандров. - Махачкала: Юпитер. 2000. -229 с.

126. Ницше, Ф. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

127. Нунуев, С.Х. Нахи и священная история / С.Х. Нунуев. -Ярославль, 1998. - 234 с.

128. Нунуев, С-Х. Из учения ЭвлияКунта-Хаджи Кишиева / С-Х. Нунуев. -2010.-213 с.

129. Нунуев, С-Х. Культурное наследие народов России. Чеченцы. /С-Х. Нунуев , 2008. - 113 с.

130. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под.ред. Н.Ю. Шведовой. -М.,1986. - С.79

131,Ошаев, Х.Д. Мотивы дружбы народов в чечено-ингушских исторических песнях / Х.Д. Ошаев. - Орджоникидзе, 1960. - 214 с.

132. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко[и др.]; под ред. Л.П. Крившенко- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2013. -488 с.

133. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

134. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин , И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -4-е изд.- М.: Школьная Пресса, 2002. -512с.

135. Песталоцци, И.Г. Вечерний час отшельника, Избранные педагогические произведения / Песталоцци И.Г. - 1т.М., АПН РСФСР. 1961. - 201 с.

136. Петровский, A.B. Вопросы психологии / Научный журнал / A.B. Петровский. - 2000, №9. - 239 с.

137. Пидкасистый П.И. Методологические проблемы разработки педагогических технологий // Народное образование в XXI веке. -М.: МПУ, 2001.-С. 3-4.

138. Пилипенко, Л.И. О формировании нравственных чувств младших школьников. В кн. Психология учебной деятельности школьников / Л.И. Пилипенко. -М., 1982. - 122 с.

139. Поэзия Дагестана. Антология / Махачкала, 1971. - 324 с.

140. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Ростов на Дону,1998. -125 с.

141. Путин, В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Российская газета, 1999, 1 декабря.

142. Пушкин, A.C. Полное собрание сочинений в одном томе / A.C. Пушкин. М.: Альфа-книга, 2009. - 1214 с.

143. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

144. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб.пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

145. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.

146. Салпагарова, К.А. Дорожный этикет в карачаево-балкарском фольклоре //Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. / К.А Салпагарова. - Черкесск, 1994.- 127 с.

147. Саракаева.А.Х. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения: автореф. канд. пед. наук. -Владикавказ. - 2013. - 22 с.

148. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание детей / И.Ф. Свадковский. М.: Педагогика, 1972. - 144 с.

149. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко, М., 1998. - 256 с.

150. Сикевич, З.В. Русские: образ народа / З.В. Сикевич. С.-Петербург, унта, 1996.-234 с.

151. Скрылев, Ю. Листья самые красивые. «Семья и школа» /Ю. Скрылев,1961, №12. -212 с.

152. Спиркин, Г.А. Человек, культура, традиции / Г.А. Спиркин. В.сб. Традиции в истории культуры. - М.,1978. - 123с.

153. Сухомлинский, В.А. Изб.пед.соч.вЗ-х.т. / В.А Сухомлинский. М. :Педагогика, 1980.Т - 321 с.

154. Таибов, Я.Г. Становление и развитие этнокультурной школы у младописьменных народов Дагестана (на примере рутулов): автореф. канд.пед.наук. - Махачкала. - 2009. -344 с.

155. Тахохов, Б.А. Воспитательная работа в современном вузе / Б.А. Тахохов. - Владикавказ, 2008. - 177 с.

156. Текеев, K.M. Карачаевцы и балкарцы / К.М Текеев, М.,1989.-236с.

157. Толстой, Л.Н. Чечня: история и современность // Материалы Всероссийской научно - практической конференции. / Джамулаев A.A. О нравственном идеале. - Грозный, 2009. - С.22,72. -123 с.

158. Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

159. Туркаев, Х.В. Культура Чечни: история и современные проблемы / Х.В Туркаев, М.: «Наука».2002. С.6-145с.

160. Тутолмин A.B. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Глазов.гос. пед. ин-т. — глазов, 2003. — 212 с.

161. Узденова, С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 г.) / С.Б Узденова. - Пятигорск, 1994. -137 с.

162. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д. Ушинский, /Пед.соч.в 6т.т.1. - М., С.252,258. - 356с.

163. Ушинский, К.Д. Соб.соч., в 11 тт. / К.Д. Ушинский, М., 1948- 1952. -611с.

164. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. -М-Л. АПН, 1949-1950.т. Ю.с.

165. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование: Министерство образования и науки РФ [электронный ресурс] — Режим доступа — Ш1Ь:ЬЦр://81апёаг1.еёи.ги/са1а1оа.а8рх?са1а1оа1ё=223 (дата обращения 20.10.2012).

166. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- М., Издательство «Омега-Л», 29.12.2012. №273-ФЭ.-134с.

167. Ханбиков, Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я.И. Ханбиков.-Казань, 1967.-342с.

168. Ханбиков, Я.И. Народное педагогика/Я.И. Ханбиков, Казань. 1966126 с.

169. Хасбулатов, А.И. Развитие промышленности и формирование рабочего класса в Чечено-Ингушетии (конец XIX - начало XX в) / А.И. Хасбулатов, М..1994 -128 с.

170. Хасбулатова, З.И.Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (Х1Х-начало XX вв). / З.И. Хасбулатова, М.,2007. - 415 с.

171. Хинтибирдзе, А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. / А.Ф. Хинтибирдзе, Тбилиси, 1958.-234с.

172. Хрестоматия. О труде воспитании. М.,1983. С.6-236с.

173. Художественная культура и народное творчество. М.Д994.С.59-159с.

174. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.

175. Цуев Я., Цуев М., Халкъантидамаш, хьехамаш, кицанаш /Я. Цуев, М.Цуев , Грозный. 1992. С.10-144с.

176. Чеджемов, С.Р. Образование и воспитание в Осетии/ С.РЧеджемов, Владикавказ,СОГУ, 2001.- 268 с.

177. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод, пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. -189 с.

178. Чеченцы: История и современность/Составление и общая редакция. /Ю.А.Айдаева. - М., 1996.-352с.

179. Шемшурина, А.И. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. Педагогика/ А.И. Шемшурина. - 2004. - № 1. -126с.

180. Шоров, И.А. Адыгская народная педагогика: афтореф. дисс. док.пед. наук. Казань, 1994.-45с.

181. Шоров, И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве / И.А.Шоров, Ростов-на-Дону, 1987.-344с.

182. Эльдарханов,Т.Э. Чеченская азбука и первая книга для чтения /Т.Э. Эльдарханов, Тифлис, 1911. - 85 с.

183. Эльконин, Б.Д.Психологическое развитие в детских возрастах/ Б.Д. Эльконин , М., -Воронеж, 1995. -416 с.

184. Эльконин, Б.Д. Психология игры / Б.Д. Эльконин М.,1978- 302 с.

185. Эхаева, P.M. « Формирование духовно- нравственных качеств в процессе обучения и воспитания учащихся»: канд. дисс. пед.наук.

186. Эхаева, P.M. «Народная педагогика чеченцев: Спецкурс для студентов вуза - Грозный: ЧТУ,2008.-122с.

187. Эхаева, P.M. «Особенности статуса отца и матери Вайнахской семьи: Материалы I Региональной научно-методической конференции «Современное образование: проблемы инновации».- Грозный: ГГНИ, 2007.

188. Юсупова, Р.Я. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной Вайнахской семьи и школы: .канд.дисс. пед. наук. М., 2001. - 28 с.

189. Юсупхаджиева, Т.В.Развитие художественных способностей-Грозный,2010.-82с.

190. Юсупхаджиева, Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности [Текст]: Монография. - Грозный, 2012.-168 с.

191. Юсупхаджиева, Т.В .Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности:автореф.канд.пед.наук.Махачкала,2011-22с.

192. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания /М.Г..Яновская. М., 1988.-234с.

193. Ярычев, Н.У.Саракаева, А.Х.Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодежи / Н.У.Ярычев, А.Х.Саракаева, Монография. -М.,2012.-226с.

Педагогические рекомендации по повышению эффективности ? нравственно-эстетического воспитания младших школьников на

народных традициях

В ситуации глубокого кризиса духовности, в которой оказалась наша страна в результате глобальных изменений в общественно-политическом устройстве, повышение уровня нравственно-эстетического воспитания, опирающегося на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач педагогического процесса, приобретает в настоящее время особую значимость.

Как свидетельствуют результаты данного исследования, чеченскаяэтнопедагогика обладает богатым нравственно-эстетическим потенциалом, однако педагогическими коллективами школ республики недостаточно используются богатейшие возможности народной педагогики в практике школьного воспитания, в частности, младших школьников. С целью качественного улучшения ситуации, на наш взгляд, необходимо:

• осознание педагогическими коллективами, что полноценное духовное развитие личности школьника невозможно, если он не ощущает себя частью своего народа, его духовной культуры;

• при разработке учебных и воспитательных планов всех звеньев школьного обучения учитывать воспитательные возможности народных традиций и шире использовать их на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, в соответствии с принципом системности;

• в системе работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся предусмотреть реальные возможности родительского сообщества, особенно тех семей, в которых богатые традиции семейного воспитания нравственных норм;

• руководителям учреждений системы образования принять во

внимание, что задачу воспитания нравственно-эстетической культуры с

192

опорой на народные традиции успешно может лишь педагог, который сам является носителем высокой духовности, включающей народную культуру;

• с целью профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к целенаправленной системной работе по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников на народных традициях пересмотреть вузовские программы и включить в учебные планы всех педагогических учебных заведений Северного Кавказа по национально -региональному компоненту учебный курс «Традиции кавказских народов в духовно - нравственном воспитании»;

• с целью стимулирования деятельности педагогических коллективов по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся на народных традициях рекомендовать руководителям субъектов СКФО включать в программы грантов данную тематику и привлекать к грантовой деятельности педагогов начальных классов.

Игра «Закончи пословицу или поговорку». Учитель произносит начало, а дети договаривают конец пословицы. «Аьхка мало...( 1айхало).-«Летом-лень...(зимой-мука); «Дика к1ант...(г1ала), вуокГант (бала). «Хороший сын-крепость, плохой сын-горе», «Хазчудашо...(лам башийна).- «Красивое слово лед на горе растопило».

Конкурс « Назови пословицы и поговорки на определенную тему. «Труд», «Учение», «Дружба», «Родина», и т.д.

Приложение 2 Анкета для учителей и студентов старших курсов

В целях выполнения диссертационного исследования по теме: «Нравственно - эстетическое воспитание учащихся начальной школы (на примере Чеченской Республики)», кафедра методик начального обучения ЧГПИ просит ответить на следующие вопросы. Нужные ответы просим подчеркнуть; можете дописать свой вариант ответа. На открытые вопросы (т.е. нет вариантов ответа) Вы должны ответить сами.

1. Что предпочитаете для воспитания нравственных ценностей?(Учебную деятельность или внеурочные часы). Почему?

2.Какие из нижеперечисленных методов народного воспитания Вы используете чаще всего в нравственном воспитании учащихся начальных классов?

• требование;

• поощрение;

• просьба;

• убеждение;

• наказание;

• запрет;

• личный пример;

• разъяснение.

3. Как часто Вы используете народную мудрость (пословицы, поговорки) в воспитании учащихся? {часто, иногда, почти не использую).

4. В какой степени присущи учащимся Вашего класса следующие негативные проявления характера: высокомерие, нечестность, неуважение к старшим, лживость, непослушание, зависть, хвастовство?- не присущи

• присущи большинству;

• присущи в средней степени;

• присущи меньшинству.

5. Делятся ли с Вами ученики информацией о своих нравственных идеалах? (Да, нет, иногда, часто).

6. Какие профессионально значимые качества личности педагога, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

• доверие;

• строгая дисциплина;

• требовательность;

• внимательность;

• уважительность.

7. Какой из ниже перечисленных дополнительных материалов, которого нет в учебниках, Вы сообщаете учащимся?

• обычаи и традиции;

• некоторые моменты народной жизни;

• оценка фольклора современными литературоведами;

8. Как Вы считаете, обеспечивает ли семья (в свободное от школы время) достаточный контроль и присмотр за ребёнком?

• регулярный;

• не обеспечивает присмотра; ,

• не ежедневный.

9. Привлекаете ли Вы родителей к проведению внеклассных воспитательных мероприятий (Да, нет, иногда) и в каких формах Вы это осуществляете?

• встречи с приглашенными гостями;

• туристическо-краеведческая работа;

• утренники;

• общественные смотры знаний.

Ю.Какие формы совместной работы Вы считаете наиболее эффективными?

• беседы с родителями;

• открытые уроки;

• родительские собрания;

• совместные дела детского и родительского коллективов.

11.На ваш взгляд, какова роль трудового воспитания младших школьников достаточно ли внимания уделяет школа и родители? Интересно знать ваше мнение?

Школа----------------------------------------------------------------------

Стаж работы------------------------------------(в начальных классах)

Дата заполнения анкеты----------------------------------------------------

Благодарим за откровенные ответы!

Анкета для учащихся начальных классов

Дорогие ребята! Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Назовите ваших любимых певцов (певиц)?

а) чеченские;

б) русские;

в) зарубежные.

2. Какие танцы, исполняемые М. Эсамбаевым, вы знаете и любите?

3. Какую музыку вы любите?

а) чеченская;

б) русская;

в) зарубежная.

4. Любишь ли ты чеченские народные песни? Какие?

5.Умеешь ли ты исполнять чеченские народные танцы? Какие?

6. Какие ты знаешь чеченские национальные музыкальные инструменты?

7. Каких выдающихся чеченских художников ты знаешь?

8. Назови три самых важных качества человека?

а)честность;

б) уважение;

в) доброта.

Спасибо за помощь!

Анкета для учащихся начальных классов

Дорогие ребята! Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. На каком языке вам легче общаться?

2. На каком языке вы общаетесь?

3. Читаешь ли ты книги на родном языке?

4. Какие из них тебе запомнились? Почему?

5. Какие ты знаешь чеченские народные сказки, пословицы и поговорки?

6. Какие ты любишь народные игры? Какие больше нравятся? Дата заполнения анкеты------------------------------------------------------------

Спасибо за помощь!

Анкета для родителей учащихся и учителей

В целях выполнения диссертационного исследования по теме: «Нравственно - эстетическое воспитание учащихся начальной школы (на примере Чеченской Республики)», кафедра методик начального обучения ЧГПИ просит ответить на следующие вопросы.

1. Знакомы ли Вам этнопедагогические традиции чеченцев. Если да, то назовите их?

2. Чувствуете ли Вы разницу в воспитательном процессе? Раньше и внастоящее время? Если да, то перечислите их.

3.В чем вы видите причину ?

4. Влияют ли на учебу знания и соблюдение этнопдагогических традиций чеченцев?

5.Оцениваете ли этнопедагогические традиции чеченцев как пережиток прошлого, т.е. устаревшее и как невостребованное сегодня?

Благодарим за откровенные ответы!

Развернутые конспекты уроков по изобразительному искусству и классный час (в помощь учителям начальных классов)

ПЛАН УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 3 КЛАССА

Тема: «Материнская любовь и нежность в творчестве художников»

Задачи:

1 .Воспитывать уважение к родителям, учить постигать духовные ценности, видеть истину, добро, красоту.

2.Учить определять величину изображения и уметь располагать его в зависимости от размера листа бумаги.

3.Формировать навыки рисования по представлению, развивать изобразительные способности, творческое воображения, художественный эстетический вкус, понимание прекрасного.

Задание: Нарисуй маму.

Оборудование: Репродукции картин - Н.Ге «Портрет Шестовой с дочерью»,П.Пикассо. «Мать и дитя».С-Х.Бицираев «Мама».

Презентация по теме:«Материнская любовь и нежность в творчествехудожников»; фильм «о почитании и любви к матери».

Музыкальный ряд: музыка и слова: О.Газманов «Мама», М. Хайд аров«Нана».

Литературный ряд: стихи и пословицы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока.

Учитель:Мама - самый главный человек в жизни каждого из нас. Её образ в духовной культуре чеченцев и многих других народов мира, всегда был и остается святым.Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбу своих детей - вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах (просмотр репродукций картин).

Так звучит самое главное слово на разных языках МАМА

мад-осетинский нана - чеченский шэшэ - казахский ана - азербайджанский майрик - армянский эни - татарский дэда - грузинский апа - киргизский мамо - украинский эсэй - башкирский хаха - японский нян- китайский

- Какие пословицы о матери, о материнской любви вы знаете? Ученики:

- При солнышке тепло,при матери добро. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

-Ненансийдинаргмахко а лерина. -Нанасйиначов лаза ца лозу.

Я МАМУ ЛЮБЛЮ

Мне мама приносит Игрушки, конфеты, Но маму люблю я Совсем не за это. Веселые песни Она напевает, Нам скучно вдвоем Никогда не бывает. Я ей открываю Свои все секреты. Но маму люблю я Не только за это. Люблю свою маму, Скажу я вам прямо, Ну, просто за то, Что она моя мама! Давыдова Л.

3. Учитель показывает фильм «О почитании и любви к матери».

4. Самостоятельная работа учащихся.

- Дети рисуют своих мам. Учитель:

-Скажите комплимент своей маме, заквершив фразу: моя мама самая

5. Итог урока.

Выставка творческих работ, их анализ и оценка. Уборка рабочих мест.

План урока для 4 класса.

Тема четверти: « Искусство объединяет народы » Тема урока:« Все народы воспевают мудрость старости» Цель: Воспитывать уважение и любовь к пожилым людям.

Задачи:

1. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства;

2.Развивать навыки рисования по памяти и представлению;

3.Воспитывать уважение и почитание старших со стороны младших, сострадание и помощь слабым.

Оборудование:

Для учителя - репродукции картин Рембрандт «Портрет старика в красном»,Х.Исаев «Портрет матери»,Е.Сорокин «Портрет матери художника».Презентация к уроку «Все народы воспевают мудрость старости».

Для учащихся — бумага, мелки, пастель или гуашь. Литературный ряд: стихи

Музыкальный ряд:И.Саруханов «Дорогие мои старики».

Ход урока ^Организационный момент - Приветствие, проверка готовности к уроку. 2. Беседа по теме урока.

Умение понимать чувства других людей, как свои собственные, делает человека добрым, духовно богатым.

Умение сопереживать - очень важное качество. Это свойство души называется человечностью, т.е. самой сутью человека. «Глухой к другим остается глухим к себе ».

(В.А. Сухомлинский).

- Прочитайте подготовленные вами поговорки. Ученики:

- Молоденький умок старым умом крепится.

- Ребенку дорог пряник, а старику - покой.

- И на старости не без радости.

- Корми деда на печи: сам будешь там.

- Молодость ушла - не простилась, старость пришла - не поздоровалась.

- Не смейся над старым, и сам будешь стар.

- От совета старых людей голова не болит .

- Учат добру не дураки, а старики.

- Хоть большая борода, да душа молода.

Учитель:

Объясните их смысл? Расскажите о своих бабушках и дедушках! Как они к вам относятся? (ответы детей)

Ученики:

Рассказывают стихи и поют песни

Про бабушку

Стала бабушка Старой, хворою, От ходьбы она устает. Храбрым летчиком стану скоро я, Посажу ее

В самолет. Не тряхну ее, Не качну ее, Отдохнет она Наконец. Скажет бабушка: "Ай да внучек мой, Ай да летчик мой! Молодец!»

С.Капутикян

Всегда умен, всегда спокоен...

Всегда умен, всегда спокоен, В своей семье ты просто клад. Такого дедушку и папу Иметь, пожалуй, каждый рад.

Е.Дюк

Как вы думаете, может ли старость быть красивой? (ответы детей)

3. Презентация (электронная версия)

Вспомните какое - нибудь событие, из своей жизни которое вызывало бы у вас сочувствие, к пожилым людям расскажите о нем. (Ответы детей).

4. Посмотрите на картины Х.Исаева, Е.Сорокина, Рембрандта какие чувства они вызывают у вас? Опишите внешний вид? Какими средствами пользовались художники чтобы раскрыть красоту старости?

- С помощью, каких средств изображения переданы грусть, одиночество, беззащитность.

- Картины Рембрандта согреты золотыми, коричневыми, красноватыми оттенками.

Ее сияющее тепло понятно. Происходит чудо прощение после долгих страданий.

Цвет одно из самых мощных изобразительных средств. Во многом благодаря серо-голубой гамме мы ощущаем безысходность, печаль этих людей.

4.Самостоятельная работа учащихся.

Задание: Изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

1) Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы, характерную позу.

2) Определитесь с размещением изображения на листе бумаги.

3) Слабыми карандашными линиями намечаем наклон, поворот, общий характер головы, линию плеч.

4) Вспомогательный, еле заметными линиями отметить на лице местоположением частей лица..

5) Аккуратно прорисовать лоб, нос, глаза, подбородок, рот.

Если не определить характер формы всей головы основных деталей, начать с прорисовки мелочей(ресничек, морщин). Изображение окажется плохо построенным. Сходство с натурой достигается точностью определения пропорциональных отношений. А детали обогащают рисунок, придают конкретность.

6) Уточняем формы крупных деталей лица. Работаем в цвете. Необходимо еще раз внимательно вспомнить особенности короткий, с

горбинкой, вздернутый, крючковатый, толстый нос; глубоко посаженные глаза; брови тонкие или широкие и т.д.

Рисуя глаза, сначала обращаем внимание на их форму.

Глаз при положении головы в фас строится в форме ромба, профиль по форме треугольника.

«Глаза зеркало души». Именно они помогают выразить внутренний мир человека, его душевное состояние.

7) Возрастные особенности.

В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей с морщинами.

5. Итог урока:

Выставка портретов, анализ и оценка работ.

Уборка рабочих мест.

План урока для 1 класса

«Тема: Итоговый урок в форме игры путешествия».

Задачи:

1. Вызвать интерес к обсуждению и оценке работ своих товарищей;

2. Обобщить и закрепить полученные знания в области изобразительного искусства;

3. Воспитывать товарищество, взаимовыручку, любовь к народному творчеству.

Задание: Проверка знаний и умений, учащихся в форме игровых заданий.

Оборудование: Репродукции картин художников мира, работы детей, выполненные за год.

Музыкальный ряд: песни народов мира

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

Учитель:

Дорогие ученики! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по необычной стране Искусства, где есть волшебные горы. А попасть в эту страну вам помогут знания и умения, полученные вами за год по рисованию, лепке, аппликации. Имитируя движение под весёлые песни народов мира, дети делают круг по классу. Уважаемые пассажиры, придётся отгадать следующие загадки:

1. Разноцветные сестрицы

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.