Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кикеева, Саглара Алексеевна

  • Кикеева, Саглара Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Элиста
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Кикеева, Саглара Алексеевна. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Элиста. 2005. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кикеева, Саглара Алексеевна

Введение.

Глава I. Теоретическое обоснование процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников в этнокультурно ориентированной школе.

1.1. Сущность и содержание понятия «формирование эстетического вкуса» в контексте эстетического воспитания.

1.2. Особенности формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов.

1.3. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов в условиях этнокультурно ориентированной школы.

Выводы по I главе.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы.

2.1. Педагогические условия эффективного формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы.

2.2. Организация и ход экспериментальной работы по формированию эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы»

Актуальность исследования. Современные социальные изменения обуславливают множество стоящих перед человеком проблем, влияющих на его нравственные устои, ценностные ориентации, эстетические предпочтения. Происходящие в обществе процессы затрагивают сферу культуры, образования, традиционные этические и эстетические категории наполняются новым содержанием и в реальной жизни нередко становится сложным отличать истинные ценности от мнимых. Нарастающая урбанизация подавляет индивидуальные качества человека, унифицирует его культурную микросреду, что способствует внедрению в сознание стереотипов мышления и поведения, ведет к дефициту подлинной культуры. Все возрастающий поток информации, осмысление которой становится все более затруднительным, обусловливает необходимость учить с детства ориентироваться в нем, делать сознательный выбор. Количество информации, в частности эстетической, предоставляемой человеку в единицу времени, очень велико, что затрудняет нормальное протекание процесса эстетического восприятия. Многие явления окружающей жизни человек на сознательном и подсознательном уровне нередко воспринимает, в первую очередь, с эстетической точки зрения и дает им соответствующую нравственную и правовую оценку.

Образовательная практика решает вечные проблемы воспитания человека культуры, закладывая в нем гармонию таких базовых духовных ценностей, как знание и вера (Б.С. Гершунский). Эта гармония возможна на основе воспитания эмоционально-нравственного отношения к миру духовных, эстетических ценностей, созданных человеком в культурно-преобразовательной деятельности.

Вопросы культуры и связанные с этим проблемы эстетического воспитания являются приоритетными для сферы образования. На сегодняшний день существует ряд концепций, обосновывающих и определяющих содержание и пути эстетического развития школьников на основе национальной культуры и народного искусства России. Это одно из основных положений, которое отражает диалектическое взаимодействие единства и многообразия. Единство, рассматриваемое с позиций научной концепции о народном искусстве как особом пласте художественного творчества, предполагает усвоение личностью духовных и материальных ценностей, созданных народом. В этой связи утрата духовных этнокультурных корней приводит людей к разрыву межэтнических связей и отношений, порождает агрессию и нетерпимость. Многообразие обусловливается этническим самосознанием, культурой мастерства, национальными и региональными традициями. Учет многообразия культуры выражается в предоставлении возможностей создавать свои варианты программ, пособий для школ национальных регионов Российской Федерации.

Серьезной проблемой становится сохранение самоценности личности. Особое значение приобретают основополагающие качества личности, наиболее устойчивые к переменам в социокультурных условиях, когда меняются эстетические установки. В связи с этим сегодня особо актуализируется значимость этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащегося, формирование этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуРУ

Начиная с 90-х годов XX в. реализуется концепция личностно ориентированного образования и воспитания человека XXI века. Исследованию этой проблемы посвящены труды ученых (Н.А. Алексеев, JI. Андерсон, В. Белль, Е.В. Бондаревская, П. Брендвайн, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Р. Дрейвер, B.C. Ильин, М.В. Кларин, А. Маслоу, Дж. Найсбитт, JI.H. Новикова, М. Полани, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.)

Внимание исследователей народного художественного творчества привлекают вопросы воспитательного воздействия декоративноприкладного искусства татарского (С.И. Раимова, JI.X. Кадыйрова), казахского (Б.А. Альмухамбетов, К.Ж. Амиргазин), дагестанского (A.M. Магомедов, Д.Б. Магомедов), чувашского (Г.А. Никитин), удмуртского (O.JI. Морева) и других народов.

Предпринимаемые в последние годы меры по дальнейшему развитию национальной системы в Республике Калмыкия способствуют возрождению и внедрению в учебно-воспитательный процесс лучших, наиболее прогрессивных этнокультурных традиций, в частности, педагогических, эстетических, художественных, трудовых традиций калмыцкого народа. Проведена большая работа по сбору, фиксации и анализу образцов изобразительного фольклора калмыков (С.Г. Батырева, Г.С. Васькин, Д.Б. Пюр-веев, Д.В. Сычев, И.И. Трошин) в искусствоведческом плане.

Возрос интерес к проблеме выявления педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства калмыков. 3.0. Кекеева определяет этапы и механизмы, обеспечивающие ориентацию студентов на общечеловеческие ценности через национальную культуру калмыков. Декоративно-прикладное искусство рассматривается ею как одно из средств приобщения к национальной культуре.

Научную значимость имеют работы историко-этнографического характера (И.В. Бентковский, И.А. Житецкий, П.И. Небольсин, Н.Н. Паль-мов, П.С. Паллас, К.Э. Эрендженов), служащие и сегодня важным источником сведений о традиционном искусстве. Так, на уроках изобразительного искусства и трудового обучения современные учащиеся знакомятся с основами народного декоративно-прикладного искусства, с историей развития народных художественных промыслов, овладевают искусством изготовления национальных сувениров и т.д. Учителя на основе федеральных программ по изобразительному искусству и обучению технологии составляют авторские варианты с учетом национально-регионального компонента.

Одним из качеств личности, с точки зрения исследователей (М.С.

Каган, Ж.А. Вартанова, JI.H. Коган, А.С. Молчанова), является эстетический вкус. Эстетический вкус можно отнести к интегративным качествам личности, определяющим адекватную реакцию на окружающее и соответствующим образом направляющим человеческую деятельность.

Эстетический вкус рассматривается в трудах по эстетике, философии, в психолого-педагогических исследованиях (Ю.Б. Борев, J1C. Выготский, Б.Т. Лихачев) как способность одновременно оценивать объективную эстетическую ценность и способность сделать свой личный вкусовой выбор (М.С. Каган, А.С. Молчанова). Отмечается, что множественность верных эстетических оценок, существующих в сфере эстетического, при ориентации на подлинные ценности позволяет говорить об эстетическом вкусе как стабилизирующем факторе культуры.

Невозможность анализировать свои впечатления иногда приводит к крайней непритязательности вкуса, равнодушию, а в ряде случаев даже к агрессивному отношению к сложным, требующим интеллектуального восприятия эстетическим явлениям. Однако есть и другая крайность - излишний консерватизм, стереотипность сознания, что создает непреодолимую преграду для восприятия качественно новых явлений культуры. Существует и крайняя взыскательность вкуса, ориентированная на элитарное искусство, доступное меньшинству, в то время как все доступное более широкому кругу потребителей рассматривается как дурной вкус. Такие зачастую взаимоисключающие вкусовые предпочтения свидетельствуют об отсутствии эстетической толерантности, что может привести и к другим негативным явлениям в обществе. В связи с этим задачей образовательной школы является развитие у учащихся способности осмысливать и критически оценивать окружающее, что позволит им входить в современную культуру на основе сформированного эстетического вкуса.

Основы эстетической культуры, первые представления о подлинных эстетических ценностях, способность к самостоятельному вкусовому выбору закладываются с раннего детства. В связи с этим ряд ученых (Т.Г.

Браже, М.А. Верб, И.И. Карпушин, В.В. Селиванов и др.) отмечают важность роли учителя начальных классов в эстетическом воспитании детей, обладающего комплексом профессиональных качеств, необходимых для деятельности в данном направлении. Следует также отметить, что в практике современной школы, в особенности национальной республики, возникают трудности с решением задач включения этнокультурных ценностей в процесс воспитания младших школьников, что наиболее всего способствует формированию у них эстетического вкуса как основы эстетической культуры. Зачастую этнокультура предстает перед детьми в стилизованной форме, лишенной оригинальности и этнического своеобразия. Младший школьник по типу мышления (образно-эмоциональное) ближе всего тяготеет к искусству, к эстетическим явлениям жизни, однако неразработанность содержания, форм и методов формирования эстетического вкуса, определения необходимых для этого процесса оптимальных педагогических условий для уже существующих этнокультурно ориентированных школ не позволяет осуществлять этот процесс более эффективно.

Таким образом, можно говорить о противоречиях между имеющимися достижениями школьной практики в области эстетического воспитания подрастающего поколения и недостаточной теоретико-методической обеспеченностью процесса формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях этнокультурной школы. На основании данного противоречия нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в этнокультурно ориентированной школе?

Выявленное противоречие, постановка проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы», целью которого стало: на основе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы выявление и обоснование педагогических условий эффективного формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в этнокультурно ориентированной школе.

Объект исследования - система эстетического воспитания учащихся начальных классов.

Предмет исследования - процесс формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в условиях этнокультурно ориентированной школы.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что: в основе процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы должно быть народное искусство, в частности, калмыков, основанное на проверенных временем эстетических представлениях, творчестве народа; совершенствованию процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы будут способствовать следующие педагогические условия: готовность учителей начальных классов к реализации процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальной школы; создание среды, способствующей активному восприятию младшими школьниками традиционных этнокультурных ценностей; организация процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников на основе диагностики уровней его сформированно-сти; интеграция этнокультурного потенциала предметов гуманитарного цикла начальных классов на основе программы изучения калмыцкого эпоса «Джангар» (1-4 классы) путем введения соответствующих текстов адекватно с программными требованиями в содержание уроков чтения, родной литературы, декоративно-прикладного искусства, музыки, с целью расширения и углубления эстетических представлений младших школьников о творчестве своего народа; внедрение в процесс подготовки учителей начальных классов вуза программы «Эстетические традиции народа» (на материале традиционной культуры калмыков).

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования нами поставлены следующие задачи:

1. раскрыть сущность и содержание понятия «формирование эстетического вкуса» в контексте эстетического воспитания;

2. рассмотреть и охарактеризовать процесс формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в этнокультурно ориентированной школе;

3. выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в этнокультурно ориентированной школе;

4. определить критерии и уровни сформированности эстетического вкуса у учащихся начальных классов в этнокультурно ориентированной школе;

5. разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс педагогического факультета Калмыцкого государственного университета авторская программа «Эстетические традиции народа» для будущих учителей начальных классов и программа изучения и усвоения в Калмыцкой национальной гимназии эпоса «Джангар» как памятника мировой эпической культуры.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы, материалов исследований по проблеме; изучение и обобщение существующего педагогического опыта; социально-педагогические измерения: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, беседы, интервьюирование, тестирование; констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента; методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.

Методологической основой исследования стали: гуманитарная и культуротворческая парадигма в образовании и связанный с ней этнопеда-гогический подход к воспитанию; концепции личностно-деятельностного и системного подходов в образовании; положения о творческом развитии личности, роли ее социальной активности в формировании.

Теоретическую основу составили научные концепции, теории и положения: эстетики (М.М. Бахтин, Б.С. Библер, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, М.С. Каган, О.А. Кривцун, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.И. Михайлов); о восприятии и психологии эстетического восприятия (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев); о воспитательной силе искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев); этнопедагогики - о национальном средовом и этнокультурном факторе в воспитании и формировании личности (Г.Н. Волков, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова); о личностно ориентированном образовании (И.А. Алексеев, С.В. Белова, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, B.C. Слободчикова, И.С. Якиманская); об эстетическом воспитании младших школьников (Б.Т. Лихачев, Т.Я. Шпикалова), об этнокультурно направленном образовании (Л.М. Ка-шапова, В.К. Шаповалов), этнокультурно коннотированном образовании (А.Б. Панькин).

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; органическим соединением исследовательского поиска и многолетней практической деятельности диссертанта в качестве учителя начальных классов этнокультурно ориентированной школы г. Элисты и ассистента кафедры «Начального обучения и частных методик» Калмыцкого государственного университета.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- полученные результаты расширяют известные теоретические положения и практические рекомендации, касающиеся формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы;

- определены критерии и уровни сформированности эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы;

- рассмотрена система диагностики сформированности эстетического вкуса у младших школьников;

- определены и научно обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты раскрывают сущность и содержание понятия «формирование эстетического вкуса» в контексте эстетического воспитания, а также выявляют особенности формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов. В работе положения, выводы и рекомендации дополняют теорию формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в условиях этнокультурно ориентированной образовательной среды. Материалы исследования открывают перспективы для прикладных работ в данной области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы способствуют совершенствованию практики эстетического воспитания учащихся начальных классов; разработанные автором программа «Эстетические традиции народа» (на материале традиционной культуры калмыков), программа изучения калмыцкого эпоса «Джангар» (в соавторстве) внедрены в практику работы школ Республики Калмыкия, применяются на лекционных и практических занятиях педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. Они могут быть использованы студентами - будущими учителями в работе по формированию у младших школьников эстетического вкуса и в системе повышения квалификации учителей и классных руководителей.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию статей; выступления на международной научно-практической конференции «Джангар» в евразийском пространстве» (Элиста, 2004 г.), научно-практической конференции работников образования «Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию национальной системы образования Республики Калмыкия» (Элиста, 2003 г.), межвузовской конференции «Образовательное пространство, образовательной системы и воспитание личности. Глобальные, национальные и этнические аспекты» (Элиста, 2005), Международном конгрессе «Азия в Европе: диалог цивилизаций» (Элиста, 2005 г.), межрегиональной научной конференции «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (Элиста, 2004 г.); на заседаниях НИИ проблем личностно ориентированного образования, лаборатории этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета, кафедры начального обучения и частных методик; на республиканских курсах повышения квалификации учителей начальных классов; участие в работе Конгресса, посвященного 35-летию Калмыцкого государственного университета.

Материалы исследования отражены в 8 публикациях.

Положения, выносимые на защиту: 1. Эстетический вкус определяется нами как способность различать, понимать и оценивать эстетические явления на основе творческой переработки полученных эстетических впечатлений. При этом процесс его формирования у младших школьников обусловливается деятельностным характером впечатлений, предпочтений, ориентаций, эстетического выбора и рассматривается в едином образовательном процессе, в котором учебная и внеучебная деятельность ученика носит характер этнокультурной деятельности.

2. Школа, специфика которой заключается в функционировании и развитии этнокультурной среды и обусловленными этим учебным планом и программами, является естественным фактором эстетического воспитания младшего школьника, где органично происходит процесс его включения в восприятие художественных ценностей народа (устный фольклор -эпос, сказки, пословицы, поговорки), освоения и присвоения эстетических представлений сообразно природе образно-эмоционального мышления. На этой основе осуществляется формирование эстетического вкуса учащихся.

3. Эффективности процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов способствует создание педагогических условий, включающих: актуализацию задач формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности учителя начальных классов; организацию этнокультурной среды, способствующей активному восприятию младшими школьниками художественных ценностей своего народа; организацию процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников на основе диагностики уровней его сформированности; интеграцию программы изучения калмыцкого эпоса «Джангар» (1-4 классы) в учебные предметы начальных классов путем введения соответствующих текстов адекватно с программными требованиями в содержание уроков чтения, родной литературы, декоративно-прикладного искусства, музыки, с целью расширения и углубления эстетических представлений младших школьников о творчестве своего народа; внедрение в процесс подготовки учителей начальных классов вуза программы «Эстетические традиции народа» (на материале традиционной культуры калмыков).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Калмыцкой национальной гимназии г. Элисты, в которой диссертант работал в качестве учителя начальных классов на протяжении 5 лет, в Калмыцком государственном университете в качестве ассистента кафедры начального обучения и частных методик. Всего в исследовании приняли участие 20 педагогов, 26 студента и 154 ученика начальных классов национальной гимназии.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1997-2000 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема, изучалось современное состояние её разработанности и проводился теоретический анализ проблемы эстетического воспитания школьников; изучался передовой педагогический опыт по проблеме исследования. На этой основе формулировались цель, гипотеза и задачи исследования, определялись основные направления и методы, проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2000-2004 гг.) проходила разработка концептуальных положений эстетического воспитания школьников в условиях этнокультурно ориентированной школы; накопление материала, позволившего сформулировать основные положения исследования; разрабатывалась и апробировалась система воспитания у учащихся начальных классов эстетического вкуса; проводился формирующий этап эксперимента, направленный на проверку рабочей гипотезы исследования, оптимальности системы эстетического воспитания учащихся; осуществлялся отбор методов исследования и т.д.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилась систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования, уточнение его основных положений, оформление диссертации.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

15

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кикеева, Саглара Алексеевна

Выводы по II главе

1. Изучение опыта работы учителей Калмыцкой национальной гимназии, многолетний личный практический опыт доказывают необходимость подготовки будущих учителей начальных национальных классов к включению эстетических традиций калмыцкого народа в урочные и внеурочные формы эстетической работы в школе. Результативность этой работы определяется комплексным воздействием эстетических ценностей калмыцкого народа на младших школьников, в центре которых находится их эстетическое содержание, воспитывающая основа. Этим обуславливается практическая направленность процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы.

2. В ходе экспериментальной работы по формированию эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы выявлены, и реализованы педагогические условия эффективного формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы. Основанием для определения необходимых педагогических условий стало положение о том, что феномен младшего школьника, заключающийся в характере мышления - образно-эмоциональное - особо актуализирует формирование эстетического вкуса именно в этом возрасте.

3. Нами показано, что уровень готовности будущих учителей начальных национальных классов к педагогической деятельности на основе реализации этнопедагогического потенциала эстетических традиций калмыцкого народа на формирующем этапе эксперимента выше, чем на констатирующем по всем параметрам.

127

Заключение

Процессы, происходящие в современном мире, стране, в системе образования в целом отражаются в каждой самостоятельной автономной системе, каковой является и каждый ребенок. Воспитание эстетического отношения к миру в целом, человеку в частности невозможно без воспитания эстетического вкуса к самому себе.

Проблема эстетического вкуса существует со времен Античности. При этом античные авторы понимали вкус как уровень восприятия художественного произведения публикой.

Эстетическое воспитание, особыми методами развивая в человеке эстетический вкус, эстетическое чувство, учит правильному восприятию искусства или красоты в мире, показывая место, роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества.

Учитель как главное действующее лицо в учебном процессе является личностью, связанной с народом, его историей, культурой. Знание традиционных основ народной культуры, умение преподнести и воспроизвести ее эстетические образцы позволяют учителю вводить ученика в процесс «диалога культур», в освоение эстетических традиций калмыцкого народа.

В содержании деятельности учителя начальных классов по формированию эстетического вкуса необходимо придерживаться следующих положений:

- деятельность педагога по воспитанию эстетического вкуса во многом обусловлена позицией самого педагога по отношению к эстетическому воспитанию вообще, его представлениями о связи эстетического воспитания с нравственным, мнением педагога по поводу принципиальной возможности и своих личных способностях и возможностях воспитания вкуса, необходимых качествах педагога для осуществления этой деятельности, его представлениями о систематичности и результативности этой деятельности, позитивных и негативных факторах, влияющих на нее, точкой зрения педагогов на категорию эстетического вкуса;

- реальная картина определяется конкретными видами деятельности педагогов, занимающихся воспитанием эстетического вкуса учащихся младших классов, их подходов к изучаемому произведению, используемые ими приемы и методы работы;

- важным фактором интересующей нас деятельности педагогов является уровень их эстетической культуры, развитость эстетического сознания, определяемые, в частности, особенностями вкусовых предпочтений;

- деятельность по воспитанию эстетического вкуса зависит от характера взаимодействия педагогов с учащимися, степенью влияния педагогов на эстетические вкусы учащихся;

- от способности и желания педагогов анализировать свою деятельность.

Именно на этой основе создаются условия формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы. Учителям начальных национальных классов необходимо помнить, что настоящий учитель должен иметь' свой собственный опыт формирования эстетического вкуса младших школьников, эстетических традиций своего народа, только тогда он будет истинным «носителем» этно-педагогических и эстетических идей.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность выдвинутых предположений, а ее результаты показали сформи-рованность эстетического вкуса у учащихся младших классов в соответствии с разработанными критериями.

Нами доказано, что:

1. В основе процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы должно быть народное искусство, в частности, калмыков, основанное на проверенных временем эстетических представлениях, творчестве народа;

2. Формированию эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы способствуют следующие педагогические условия:

- готовность учителей начальных классов к реализации процесса формирования эстетического вкуса у учащихся начальной школы;

- создание среды, способствующей активному восприятию младшими школьниками традиционных этнокультурных ценностей;

- организация процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников на основе диагностики уровней его сформированное™;

- интеграция этнокультурного потенциала предметов гуманитарного цикла начальных классов на основе программы изучения калмыцкого эпоса «Джангар» (1-4 классы) путем введения соответствующих текстов адекватно с программными требованиями в содержание уроков чтения, родной литературы, декоративно-прикладного искусства, музыки, с целью расширения и углубления эстетических представлений младших школьников о творчестве своего народа;

- внедрение в процесс подготовки учителей начальных классов вуза программы «Эстетические традиции народа» (на материале традиционной культуры калмыков).

Наше исследование, проведенное на базе этнокультурно ориентированной школы, не исчерпывает полностью проблему формирования эстетического вкуса у учащихся начальных классов. Оно ориентирует на теоретико-методическую разработку таких проблем, как определение эффективных путей формирования эстетического вкуса в условиях полиэтнической школы; совершенствование подготовки учителей начальной школы к работе связи семьи и школы в эстетическом воспитании детей на этнокультурной основе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кикеева, Саглара Алексеевна, 2005 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя М.: Просвещение, 1985. - 225 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-т. Т.1., М.: Педагогика,1980.-230 с.

3. Андриади И.К. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999.- 160 с.

4. Аничкин С.А. Роль народной педагогики в развитии основ этнической культуры у детей // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2003. - № 7. - С. 165-166.

5. Анохин A.M. Этнокультура педагогической среды и творчества. М.: Импритн-Гольфстрим, 1999. - 112 с.

6. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997.-231 с.

7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992.-240 с.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

9. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.- 160 с.

10. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник,1981.- 270 с.

11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов и/Я, 2000.-413 с.

12. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.- 127 с.

13. Бахтин М.М. Диалог. Проблемы диалогической речи // Собрание сочинений в 7 т. Т.5. - М., 1996. - 209 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989.-423 с.

15. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344 с.

16. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 420 с.

17. Белова С.В. Функции учебного диалога в освоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995. -18 с.

18. Белоусов В.Н. Родной язык и национально-русское двуязычие // Русский язык в национальной школе. 1990. - № 5. - С. 3-7.

19. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999. - № 6. - С. 19-26.

20. Беляев В.И. Культура, духовность, образование: диалектика взаимодействия // Мир образования образование в мире. -2005.- № 1(17).-С. 47-55.

21. Беляева Б.И. Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (на народных трудовых традициях калмыков): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 27 с.

22. Бергман Б. Воспитание детей (у калмыков). // Теегин герл. -1991.- №3.- С. 118-119.

23. Березовчук Л. Великий Инквизитор на марше или культура как власть // Октябрь. 2000. - № 5. - С. 187-189.

24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введения XXI век М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

25. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (Философские размышления и жизненности проблем. М.: Знание, 1990.-62 с.

26. Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Проблемы типологии национальных версий. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.- 155 с.

27. Биткеев Н. Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся в начальной школе // Начальная школа. 1999. - № 11. - С. 48-52.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

29. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.- 188 с.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

31. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика. 1997. - № 4. - С. 1117.

32. Бондаревская Е.В. Культурологическая концепция личностно ориентированного образования // Педагогика. М.; Ростов н/Д: 1999.- С. 250-258.

33. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 37-43.

34. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов - н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.-560 с.

35. Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999.- 200 с.

36. Борев Ю.Б. Эстетика М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

37. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 томах. -Т. 1.- Смоленск: Русич, 1997. -236 с.

38. Борликов Г.М. Университет в системе непрерывного образования и проблемы формирования личности специалиста // Этнопе-дагогика-педагогика жизни. Элиста, 2001.- С. 43-49.

39. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 90 с.

40. Буева Л.Б. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996. -№ 2. - С. 3-40.

41. Буров А.И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе // Педагогика М., 1974. - 248 с.

42. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. - 11 с.

43. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 с.

44. Бычков В.В. Эстетический лик бытия: М.: Знание, 1990. - 63 с.

45. Вартанова Ж.А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности: Автореф. дис. .канд. филос.наук. Киев, 1978 - 24 с.

46. Введение в культурологию. Воронеж: Истоки, 1994. 170 с.

47. Винкельман И.И. Избранные произведения. — М.-Л., 1935 (репринт: «Ладомир», М., 1996. 218 с.

48. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.П. Покровской. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

49. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. 1971. - № 10. - 107-113 с.

50. Волков Г.Н. Модель школы будущего // Вестник ЧГПИ им. И .Я. Яковлева. 1998. - № 2(3). - С. 3-4.

51. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек» // Народное образование. 1997. -№ 5. - С. 78-82.

52. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989. - № 7. - С. 89-100.

53. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989.-335 с.

54. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. Т.1.- М.: Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.

55. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары, 2004. -488 с.

56. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 176 с.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса М.: ГосНИИ семьи и воспитания. -2001.- 160 с.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогика педагогика национального спасения. - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 437 с.

59. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.

60. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина.-М.: Знание, 1990.-64 с.

61. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: Союз, 1997.-96 с.

62. Выготский JT.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

63. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -575 с.

64. Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

65. Гайфуллин В.Г. Школа и национальное согласие: состояние, проблемы, перспективы // Педагогические традиции народов и современная школа. Казань. 1996. - С. 5-7.

66. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432 с.

67. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982.-224 с.

68. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 49-58.

69. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1995. - 432 с.

70. Герюгова 3. Традиции этического и эстетического воспитания детей в карачаевской народной педагогике // Воспитание школьников. 2003. - № 10. - С. 17-23.

71. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

72. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. СПб.: Алетейя, 2000. -653с.

73. Голан А.Миф и символ. М.: Русслит, 1993. - 375 с.

74. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

75. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство. М.: Советский художник, 1984. - 335 с.

76. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. - № 6. - С. 45-46.

77. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. -286с.

78. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.пособ. М.: Знание, 1996. -228с.

79. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JL: Наука, 1967. - 318 с.

80. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания: Средняя и низшая школы. Учительские институты. М.: Тип. творчества И.Д.Сытина, 1917.-84 с.

81. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка // Народное образование. 1993. - № 5. - С. 22-40.

82. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде // Русская литература последней четверти XVIII в. М., 1985. -345 с.

83. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Эпический репертуар Му-кебюна Басангова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 159 с.

84. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Издательский центр «Аз», 1995. -275 с.

85. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения М., 195674 с.

86. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 181 с.

87. Есин А.П. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении. М.: Академия, 1999. -216 с.

88. Журавлев В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. М.: Мысль, 1987. - 237 с.

89. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

90. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992.-57 с.

91. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 12 ФЗ от 13 января 1996 года). -М.: Изд-во «Ось», 1998.

92. Закон РСФСР «О языках народов РСФР» // Национальные культуры в Российской Федерации. Вып. 3. М., 1989. - С. 117.

93. Закон КССР Хальмг-Тангч о языке в КССР - XT // Национальные культуры в Российской Федерации. Вып.З - М., 1993. - С. 37-39.

94. Ильин И.А. Наши задачи. В 2 т. - Т.2. - 465 с.

95. Инкенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Искусство, 1991.-68 с.

96. Инновации в российском образовании. Общее образование. -М.: Новая школа, 2000. 79 с.

97. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 2 т.- Т.2.- 600 с.

98. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т.-Т. 2.-М., 1964.- 383 с.

99. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

100. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. М., 1995. - 189 с.

101. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.- 191с.

102. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992.-№ 1.-С. 11-19.

103. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -415 с.

104. Каган М.С. Эстетика как философская наука. У нив. курс лекций СПб.: ТК «Петролис», 1997. - 188 с.

105. Кадыйрова JI.X. Художественно эстетическое воспитание учащихся 1-7 кл. средствами татарского декоративно-прикладного искусства. - Автореф. дис. канд.пед.наук. - Казань, 1998. - 26 с.

106. Калмыки. Сост. Н.Л. Жуковская. М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2003. -400 с.

107. Калянова Г.В. Организационно-педагогические условия становления и функционирования инновационной школы в Республике Калмыкия. Дис. .канд.пед.наук. - Чебоксары, 2004. - 202 с.

108. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред.

109. A.M. Арсеньева. M.: Педагогика, 1982. - 704 с.

110. Карасик В.И., Волков Г.Н., Петрова Т.Н. Этнокультурная коннотация как основа формирования национально-региональных образовательных систем // «Гегярлт» («Просвещение»). 2003. -№ 1-4 (16-19).-С. 40-49.

111. Караулов Ю.Н. Двуязычие и русский язык в СССР // Русский язык в школе. 1989. № 3. - С. 108.

112. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. -СПб.: Издательство «Лань», 1997. 512 с.

113. Категория прекрасного и эстетический идеал. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 168 с.

114. ПЗ.Кашапова Л.М. Национальное музыкальное образование школьников: Программа дисциплины с методическими рекомендациями по специальности 030700 Музыкальное образование (ДПП.Р.00): Для педагогических вузов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 40 с.

115. Кашапова Л.М. Традиции национальной культуры музыкального воспитания // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Чебоксары: ЧГПУ, 1999. - С. 64-67.

116. Кекева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков. Дис. канд. пед. наук. -СПб., 1997.-222 с.

117. Пб.Киященко Н.И. Эстетика, жизнь, искусство (Итоги VIII Международного эстетического конгресса). М.: Знание, 1997. - 64 с.

118. Коган Л.Н. Художественный вкус: Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. - 367 с.

119. Козин С.А. Джангариада. Элиста: АПП «Джангар», 1997. - 229 с.

120. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.

121. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. - 650 с.

122. Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. -104 с.

123. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. - 270 с.

124. Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. - № 4. - С. 4-19.

125. Коптев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. - № 3. -С. 18.

126. Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.

127. Костюкова Т.А. Аксиологические основания буддийской педагогики // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 292 с.

128. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 505 с.

129. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. Под ред. М.В.Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. 223 с.

130. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

131. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. - 146 с.

132. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. - 320 с.

133. Кузнецова JI.B. Этнокультура в художественно-творческой деятельности младших школьников // Сб. статей. М.: АПКиПРО, 1999.-С. 168-171.

134. Кузнецова JI.B. Национально-культурная среда в образовательной школе: теория и практика формирования /Монография/. -Чебоксары: КЛИО, 2000. 276 с.

135. Кузнецова Л.В., Давыдова Т.В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки: Монография. Чебоксары: Чувашгоспедуни-верситет им. И.Я. Яковлева, 2004. - 208 с.

136. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. -№ 6. - С. 56-60.

137. Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 169 с.

138. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д: изд-во «Финикс», 2000. - 448 с.

139. Кукушкин М.А. Художественные потребности и культурная социализация молодежи. Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1990.-20 с.

140. Кулаев К.В. Становление теории и практики эстетического воспитания в отечественной культуре 20-х годов. Дис. д-ра филос. наук. - М., 1991. - 259 с.

141. Куликова И.С. Традиции и новаторства в эстетике. М.: Знание, 1989.-63 с.

142. Кульневич С.В. Педагогика личности. Ростов н/Д: ООП Обл.ЦТГУ, 1995.-367 с.

143. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.- 160 с.

144. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. - № 2. - С. 89-90.

145. Ландшеер де В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. 1998. -№ 1. - С. 27-37.

146. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. 132 с.

147. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.

148. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. 115 с.

149. Лехт К. Некоторые методологические проблемы эстетического воспитания //Школа и искусство// Таллин: Научно-исследовательский институт педагогики Эстонской ССР, 1982. -159 с.

150. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: М.: Просвещение, 1979. - 167 с.

151. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, Эрайт, 1998.-464 с.

152. Лихачев Б.Т. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников. 1993.-№ 4. - С. 33-37.

153. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983.- 192 с.

154. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

155. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. -130 с.

156. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

157. Лившиц М.А. В мире эстетики. М.: Изобразительное искусство, 1985. 318 с.

158. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: «Прогресс», «Традиция». - 1998. - 416 с.

159. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-365 с.

160. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПИ им. И .Я. Яковлева, 1996.-227 с.

161. Максимова О.Г. Сущность и содержание культурологического подхода организации учебно-воспитательного процесса в современной школе // Вестник ЧГПИ № 1(2) Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1998. - С. 35-37.

162. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с.

163. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991. - С. 259.

164. Мерцалова Т.А. Самосознание и педагогическая поддержка // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -С. 42.

165. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998. - 429 с.

166. Минеева Е.К. Введение в эстетику: Конспект лекций. Чебоксары: ЧГУ, 1995.- 19 с.

167. Молчанова А.С. На вкус, на цвет .: Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966 - 120 с.

168. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: АПП «Джангар», 1995. 147 с.

169. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990.- 175 с.

170. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. 2001. - № 1. - С. 97-111.

171. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

172. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. М.: АПО, 1996. - 130 с.

173. Овинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. 192 с.

174. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во русских ииностранных словарей, 1953. 848 с.

175. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. - 955 с.

176. Озерова J1.H. Зачем нужна педагогическая диагностика // Начальная школа. 2003. - № 3. - С. 21-23.

177. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. М., 1894.-16 с.

178. Павлов Т. Избранные труды по эстетике. М.: Искусство, 1978. -639 с.

179. Панькин А.Б. Декоративно-прикладное искусство как элемент культуры народа // «Гегярлт» («Просвещение»). 1998. - № 2 (5).-С. 1-3.

180. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы) /Монография/.Элиста: АПП «Джангар», 1997. 224 с.

181. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации Дис. . .докт. пед. наук. - Элиста, 2002. - 380 с.

182. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: /Учеб.пособие для студ. высш учеб.заведений. М.:000 «Большая медведица». Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004. - 272 с.

183. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования // «Гегярлт» («Просвещение»). 2003. - № 1-4 (16-19). - С. 32-39.

184. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: /Монография/. Волгоград: Перемена, 2001. - 420 с.

185. Педагогический словарь М.: Академия, 2000. - 176 с.

186. Петрова Т.Н., Волков Г.Н. Народная педагогика. (Программа). -Чебоксары: КЛИО, 1999. 30 с.

187. Петрова Т.Н. Философско-педагогические аспекты этноэстети-ческой культуры чувашей. Подготовка специалистов образования и социальной работы: трудности реализации и предпосылки успешности // «Гегярлт» («Просвещение»). 2005. - № 1,2 (22,23). - С. 77-85.

188. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.-400 с.

189. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с.

190. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2: общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с.

191. Программа развития калмыцкой национальной системы образования на период до 1995 г. в г. Элисте //Элистинские новости. 1991.-№33.

192. Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Мижериков. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.

193. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. М.: «Современное слово», 2005. - 720 с.

194. Рвачева В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников. Дис. канд.пед.наук."- М.,1969. -164 с.

195. Роль культуры в формировании личности. М.: Наука и техника, 1980.- 192 с.

196. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. Ком-мент. И послеслов. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

197. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2002. - 197 с.

198. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики,2002. 208 с.

199. Салимова К.И. Общечеловеческие ценности в мировом педагогическом наследии // Известия Российской академии образования. 2005. - № 1. - С. 42-49.

200. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (курс лекций). М.: Граф-Пресс, 2002. - 140 с.

201. Сериков В.В. К методологии построения теории и практики личностно ориентированного образования // Этнопедагогика -педагогика жизни. Элиста: АПП «Джангар», 2001. С. 24-28.

202. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

203. Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004. -278 с.

204. Сеченов И.М. Избранные произведения. В 2т. - Т. 1. - М., 1952.-370 с.

205. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

206. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: Содержание. Структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1982. -С. 14-68.

207. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 223с.

208. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапашевич -М.: Современное слово. 2001. - 928 с.

209. Соколов B.C. О государственной политике в области образования// Педагогика. 1994. - № 6. - С. 13-17.

210. Сосонкин И.Л. Эстетический вкус. Лекция 2: Диалектика общего и индивидуального в эстетическом вкусе. Пути и средства воспитания хорошего вкуса. Ашхабад, 1974. - С. 12-13.

211. Степное Уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия. -Элиста, 1994.

212. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.'Аспект Пресс,2003. -368 с.

213. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

214. Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. 2005. - № 1. - С. 30-36.

215. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников.-М., 1989.- 170 с.

216. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: В 3 т. Т.2. - М.: Просвещение, 1979. - 347 с.

217. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск, 1958.-288 с.

218. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. М.: Просвещение, 1973. - 272 с.

219. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. - 217 с.

220. Танчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе //Педагогика. 1999. -№2.-С. 30.

221. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста: АПП «Джангар», - 1969. - 129 с.

222. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979.-205 с.

223. Тепшикина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. 2003. - № 2. - С. 45^8.

224. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1974. - 584с.

225. Фатиева Г.А. Принцип эстетизации' учебно-воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа. 1999. - № 3.- С. 63-64.

226. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность // Педагогика. 2003. - № 7. - С. 14-20.

227. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина.- М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

228. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.

229. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999.- 576 с.

230. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -391с.

231. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 640 с.

232. Худушин Ф.С. Эстетический идеал. М.: Знание, 1985. - 64 с.

233. Целищева Н. Страстный проповедник педагогики жизни // Народное образование. 2003. - № 8. - С. 227-228.

234. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

235. Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении. М.: Унив. тип. (М.Катков), 1886.-78 с.

236. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с. 236. Эрендженов К.Э. Золотой родник. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.- 126 с.

237. Эстетика. Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Политиздат, 1966.- 256 с.

238. Эстетика: Словарь. Под общ. ред. А.А.Беляева. - М.: Политиздат, 1989.-445 с.

239. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ACT АСТРЕЛЬ, 2003. - 575 с.

240. Эстетика: Учебное пособие. Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998.-236 с.

241. Эстетика в жизнь. -М.: Искусство, 1971. 525 с.

242. Эстетика в школе. Казань: Издательство Казанского университета, 1989.-242 с.

243. Эстетика Гегеля и современность. М.: Изобразительное искусство, 1984.-254 с.

244. Эстетика Дидро и современность. М.: Изобразительное искусство, 1989.-334 с.

245. Эстетика Иммануила Канта и современность. М.: Знание, 1991. -63 с.

246. Эстетическое воспитание во внеклассной работе. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 72 с.

247. Эстетическое воспитание в школе. Л.: Учпедгиз, 1962. - 139 с.

248. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 303 с.

249. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. / Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

250. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1931. - 250 с.

251. Этическое и эстетическое. Отв. ред. М.С.Каган, В.Г. Иванов. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1971. 119 с.

252. Этнопсихология: Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 2003

253. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. - 96 с.

254. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.: Знание, 1986. - 62 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.