Нравственная культура мордовского этноса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Ломшина, Е. Н.

  • Ломшина, Е. Н.
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1994, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 144
Ломшина, Е. Н.. Нравственная культура мордовского этноса: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 1994. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ломшина, Е. Н.

ВВЕДЕНИЕ

Гл. 1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА

1. 1. Мировоззренческие ценности мордовского этноса.

1. 2. Моральные концепты и образы в мифологии мордвы.

Гл. 2. НРАВЫ И КУЛЬТУРА

2. 1. Семья как нравственная ценность в культуре этноса

2. 2. Тенденции нравственного развития мордовского этноса на современном этапе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственная культура мордовского этноса»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Острый и активный интерес общества к проблемам духовности,нравственности характерен для переломных эпох истории, одну ив которых переживает Россия. В условиях, когда рушатся привычные жизненные ориентации, ценности, идеалы, а новые еще не рождены,общество и человек несомненно будут обращаться к истокам прошлого. Известно,чтс

4 любой народ живет и совершает великие дела в истории благодаря цельности своего духа,а когда этот дух распадается, он может сойти с исторической арены.

Обращение к изучению народной нравственности, духовных ценностей этноса имеет несомненную актуальность и обусловлено рядом обстоятельств:

Во - первых, в разломы истории имеет место кризис самой л морали, проявляющийся в том, что определенные нравственные ориентиры не задают человеку устойчивой системы видения мира и , общения с другими людьми, формируются новые образцы и нормы отношения к миру и деятельности, не" укладывающиеся в привычные направления. Все это вместе взятое порождает у«человека неуверенность, нестабильность, поэтому возрождение духовных,

-ч нравственных ценностей прошлого приобретает особую значимость.

Во - вторых, поскольку нравственный прогресс также противоречив, как и,социальный в целом, важно в этих сложных условиях извлечь те моральные ценности из прошлого,ту неодолимую духовную силу, которая по словам А. С. Пушкина, является основой " самостоянья " человека, залогом величия его. Необходимо определение их жизнеспособности и нравственной ценности на современном этапе, введение их в современный культурный кон ч ' текст . .

В - третьих, историческая память народа ее т*> необходимое условие его самоопределения, поскольку в ней заключены выстраданные веками идеалы и чаяния, это и есть ценности будущего.

В - четвертых, следует отметить, что история морального сознания мордовского этноса практически не изучена, хотя этот 1" вопрос так или иначе затрагивался этнографами,1 историками и г философами в исследованиях по истории духовной культуры. Мелщу тем потребность в такого рода разработках не вызывает сомнения. Поэтому изучение народной нравственности, определение структуры ценностных ориентаций,обеспечивающей этническое своеобразие нравственности значимо и актуально, как в теорети-Л ческом, так и в практическом плане для развития современной этической науки.

Вот почему центральное место в работе занимает раскрытие сущности и роли нравственной культуры мордовского этноса, своеобразия нравственного сознания, выявление того, какое место занимают нравственные традиции на современном этапе. , ч Представить эту картину возможно лишь на основе синтеза достижений этико-философского, культурологического , этнографического, социологического подходов.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Изучением нравственной культуры определенного этноса (племен,народностей, наций ) занимается этноэтика. Это научное направление еще только формируется, и поэтому самой наукой-еще окончательно не определено и не уточнено проблемное поле исследований. Следует отметить, что в последнее время наметился значительный интерес к обозначенной проблеме. Так,в 1994 г. в Киеве впервые ч прошла международная научно- теоретическая конференция и Культура и этноэтика ", в ходе которой рассматривались методологические проблемы этноэтикитрадиции и инновации, в . моральной культуре этносов,экономические и политические аспекты этноэти-ки,перспективы развития моральной культуры этносов в XX в. и ДР

Монографических работ по данной проблеме нет. Имеются отдельные статьи, посвященные этическим традициям того или иного i народа. К ним можно отнести: " Этические аспекты грузинской языческой мифологии " Буцхрикидзе Н. Е(29), " Мифологические корни этических категорий добра и зла " Махарадзе А. Е(100), и Избегание: формационная оценка или этический нейтралитет " Смирнова Я. С., Першиц А. И. (155) монографию Валеева Д. Ж. " Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоя-щее"(31); недавно защищена кандидатская диссертация " Мораль и нравственности'в системе-этнокультуры " Алиевой Р. М. (7) и др.

Традиционная культура, рассматриваемая сквозь призму ее этнического своеобразия, находится в центре внимания-этнографии. Большое количество работ посвящено описанию нравов, обычаев, традиций отдельных народов. Именно такому аспекту пробч- лемы посвящены монографии Бгажнокова Б. X " Адыгский этикет i .

20), Винничук Л " Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима "(34) , Громыко ЕМ." Традиционные нормы поведения и формы обшэния русских крестьян XIX века "(44), Романова Б. А. " Люди и нравы древней Руси "(142).

Моральная культура этноса может быть .изучена только в контексте общих проблем культурологии,которые глубоко разработаны в работах Бахтина М. М. (18), Гуревича А. Я (48), Лосева А. Ф. (88), Лотмана Ю. М. (89), Хейзинги И. (181) и др. м

- 6

В этике последних десятилетий общие теоретические проблемы нравственной культуры наиболее полно представлены в публи

• / кадиях литовской этической школы, возглавляемой R. ЖЯмайтисом (126). #

Культура этноса в историческом аспекте представлена в трудах Леви - Брюля JL(81), Леви - Стросса К (82), Мид М.(106), Тайлора Э. Б. (163), Фрезера Ж. X. (179) и др.

Нравственная культура мордовского этноса не была предметом специальных исследований. Отдельные стороны отражены в работах этнографов: Беляевой Е Ф. (22) , Евсевьева М. Е. (55), Мельникова - Печерского П. И. (104), Майнова R Е (92,93), Мар-келова М. Т. (97), Мокшина Е Ф. (112), Смирнова И. а (156);' историков: Балашова Е А. (17) , Заварюхина Е В. (60) , Юрченг кова В. А. (196) и др.; филологов: Маскаева А. И. (99) , Само-родова К. Т. (145), Радаева В. К. (139), Кавтаськина Л. С. ( 70) ,Щуляева А. ^'(192) , Шаронова А. М.(186) ,Цыганкина Д. В. (184) ; искусствоведов: Бояркина Е И. (25) , Брьдашского R 0.(28). Особый интерес представляет материал, собранный финским ученым Паасоненом Х.( 199).

ДЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ . Цель диссертационного исследования - философско-этический и историко-этнографический анализ на возникновения и функционирования нравственной культуры мордовского этноса. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- определить ценностные аспекты культуры мордовского этноса;

- выявить моральные образы и концепты в мифологии мордвы;

- выделить ирреальный, реальный и идеальный аспекты нравственного сознания;

- выявить своеобразное, оформление нравственных норм и представлений этноса; w

- проанализировать особенности нравственных, «этношений;

- установить акцентировку ценностей, присущих данному этносу;

- в связи с этим провести сравнительный анализ этических систем угро-финских и других народов;

- проследить тенденции нравственного развития этноса.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы отечественных и зарубежных авторов. За последние десятилетия этикам удалось внести большой вклад в развитие общей теории мора-' ли. Большое значение имеют работы Апресяна Р. Г. (10), Александровой Р. И. (5) , Анисимова С. Ф. (9) , Архангельского Л. М. СИ), Брейкина О. В. (26),Гусейнова А. А. (49), Волченко JL Б. (35), Дробницкого О. i Г. ( 54) , - • Дубко Е. Л. (52) , Иванова В. Г. (67), Зыбковца В. Ф. (66) , Валеева Д. 1.(31), Скрипника А. 11(154), Смоленцева Ю, М.(157) ,Титаренко А. И. (165) и др. Разработанный этими авторами категориальный аппарат этической науки применен к анализу нравственной культуры мордвы.

Выводы, сделанные в результате проведенного исследования основаны на изучении :

- устно-поэтического народного творчества этноса;

- документов и материалов по истории мордвы;

- архивного материала;

- социологических исследований: "Нравственные ориентации и духовные интересы студенческой молодежи"; "Влияние национальных традиций на формирование духовно- нравственного мира личности в семье", проведенных автором;

- этносоциологических данных исследования:" Традиции и новации в культуре этноса проведенного НМ регионо / логии при Мордовском госуниверситете им. Н. И Огарева.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается, Ъ том, что нравственная культура мордовского этноса впервйе представлена, благодаря использованию категориального аппарата этической науки, в систематизированном виде, а именно:

- культура этноса рассмотрена через призму морального сознания/ нравственного поведения, нравственных отношений;

- осуществлен анализ конкретных форм ценностноориентирую-щей функции народной морали;

- предпринята попытка вычленения общего и особенного в нравственной культуре,прослежена ее связь с общечеловеческими ценностями. С одной стороны, нравственная культура мордовского этноса рассматривается как часть всеобщей, с другой выделяются ее особенности^ специфичность, этническое своеобразие:

- в дополнение к этому вычленено понятие " атянь- бабань койть" ( отеческие традиции ),которое выступает ведущим эле^ ментом в преемственности поколений;

- выявлена роль основных нравственных ценностей этноса, имеющих гуманистическую значимость на современном этапе, осуществляющих трансляцию социального опыта в культуре и репродуцирующих систему социальных связей и отношений;

- впервые составлен эрзянско-русский словарь этических терминов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по истории нравственности этноса, а также в гуманистической, воспитательной деятельности и педагогическом просвеще

- 9 нии. е * .

АПРОБАДИЯ РАБОТЫ Основные результаты исследования обсуждались на Огаревских ^тениях в Мордовском университете , научно-практической конференции " К&к возродить духрвность общества и спасти культурное наследие России" (. Пенза, 1992 ), международной научной конференции "Мордовский народ: история, современность, перспективы и ( Саранск, 1994 ), международной теоретической конференции и Культура и этноэтика " ( Киев, г

1994 ). Автор участвовал в работе Шлодежной Ассоциации Финно-угорских народов ( Тарту, 1993 ). Диссертация обсуждена на кафедре этики Мордовского госуниверситета им.ЕИ Огарева в июне 1994 г. и рекомендована к защите. s

•Т1

Гл. 1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ К

КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Ломшина, Е. Н.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате исследования возникновения и функционирования духовно-нравственной культуры этноса, мы установили характерные взаимосвязи реальных нравов с целостной культурой. Механизм изучения этого феномена выявлен через определение его структурных компонентов: ценностного восприятия времени, пространства, социокультурных связей и отношений, человеческих качеств, позиций, норм, идеалов, оценок.

В итоге рассмотрения культуры этноса выявлены её ценностные акспекты. В сознании этноса прослеживается представление о теснейшей ценностной взаимосвязи со всеми объектами морали, как реальными - (семья, род, община), так и ирреальными - (боги, духи предков, пространство, время). Выяснилось, что возникающие ценности, нормы, оценки в рамках идеального плана культуры переносились в реальный.

Анализ показал, что поведенческий аспект морали господствовал над мировоззренческим. Отеческие традиции "атянь-бабань койть" диктовали не нравственную рефлексию, а тщательное исполнение обязанностей. Они являлись образцом, эталоном для всей структуры общества в целом, выполняли оценочную, регулятивную, воспитательную функции морали.

Рассмотрев основные нравственные ценности "вий" (сила), "атянь-бабань койть" (отеческие традиции), "вечкема" (любовь), "кемема" (верность)^ "чачома мастор" (отечество), "мель вано-ма" (почтительность), можно предположить, что они находились между собой в отношениях сложной взаимосвязи и ьзаимоподчине-ния, иными словами, составляли определённую функциональную структуру. Но сами эрзя и мокша не воспринимали эту совокуп

- 115 ность ценностей как определённую систему. Каждая из этих ценностей культуры работала в своей сфере, в своих отношениях: структурные взаимосвязи между этими смысложис.ненными ориента-циями открываются лишь современному' исследователю, использующему абстрактно-логический аппарат науки.

Иерархия ценностей носит экстравертный характер. Она зависит во многом от общественного мнения.

Вычленено'два типа социальной регуляции: "культура стыда" и "культура вины" (Р. Бенедикт). В культуре первого типа личная самооценка основывалась на мнении окружающих, то есть общественном одобрении или порицании, а поведение индивида соотносилось с групповыми нормами посредством гипертрофии чувства стыда. По наблюдениям,культура стыда доминировала на мифологической стадии развития. Вина,чувство гораздо более сложное и возникает лишь в условии развитого нравственного сознания, на основе общеобязательных нравственных норм. Этот переворот закт лючался в переходе к этической саморефлексии,моральной отв^бт-венности и нормам долженствования,обособившимся от традиций родовой регуляции поведения личности.

Своеобразие,оригинальность культуры этноса выявлена через акцентировку ценностей,таких как доблесть.толерантность,почтительность. Выявлен символический характер некоторых ценностных взаимосвязей и отношений. В традиционном обществе престиж мужчин определялся через ролевые функции,а женщин через родственные категории.

Обозначен^ некоторые аспекты отклоняющегося поведения,такие как пьянство,измена супружеской верности;отрицательные черты человеческого характера: зависть,лень,непочтение,своенравность, гордыня; формы проявления эла.

В результате рассмотрения тенденций современного нравственного развития,баланса традиционного и новаторского, показана жизнеспособность нравственных ценностей прошлого на современном этапе. Выяснилось, что наиболее устойчивые тенденции проявляются в ценностном восприятии времени,в отношении к традициям,праздникам,исторической памяти. В некоторой степени сохраняется аксиологический подход к феномену семьи, к непреходящим нравственным ценностям,таким как любовь,верность,уважение к женщине,ее престиж " как хранительницы материальных и духовных ценностей". Наиболее утраченными оказались ценности природы,гармонизация отношений с ней.

В функциональном плане духовно-нравственное наследство продолжает репродуцирование в мифологии,как снятой форме, в виде фольклора, разных видов искусства,в семантике языка,осуществляя трансляцию нравственных ценностей из одного пласта культуры в другой.

Итоги исследования показали,что в идеальном плане культуры осознается значимость и роль духовно-нравственного наследства на современном этапе. Однако, нравственное возрождение этноса ,возвращение к истокам народной нравственности не может совершаться за спиной народа,стараниями одной лишь гуманитарной интеллигенции ,все практические шаги в этом направлении должны стать достоянием гласности. Введение утраченного в современный культурный контекст необходимо представить в виде целенаправленной программы,в которой должны быть намечены конкретные пути в гуманистической ,педагогической деятельности и просвещении.

-И 7

• *

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ломшина, Е. Н., 1994 год

1. Автономова X С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум Многообразие вненаучного знания-. М.: Политиздат, 1990. - С. 30-57.

2. Айхенвальд А. КХ , Петрухин R Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов //Балто славянские исследования. - М.: Наука ,1982.- С. 171-228.

3. Акцорин К А. Историко-генетические связи финно-угорских племён по данным мифологии //Вопросы марийского фольклора и искусства. Труды МНИИЯЖЭ. Вып. 2. - Йошкар-Ола, 1980. - С. 17-23.

4. Акцорин В. А. Марийская народная драма Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1976. - 200 с.

5. Александрова Р. И. Перестройка: духовно- нравственный потенциал общества. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. -144 с.

6. Александрова Р. И., Петрушина Т. Д. Теои духовные корни //Встречи 89. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989.- С. 66-74

7. Алиева Р. М. Мораль и нравственность в системе этнс-культуры. Авт. дис. канд. филос. наук. Опб. , 1992. -23 с.

8. Анисимов С. ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.-254 с.

9. Анисимов С. Ф. Духовная культура первобытного общества.-М-Л: Наука, 1966. -243 с.

10. Апресян Р. Г. Постижение добра.- М.: Мол. гвар- но 'дия,198б. 207 с.

11. Архангельский JL М. Методология этических исследований, (отв. ред.)- М.: Наука, 1982. -382 с.

12. Афанасьев А. а Древо жизни. М.: Современник, 1983.464 с.

13. Афанасьев A. Е Живая вода и вещее слово. -М. :

14. Сов. Россия, 1988. -508 с.

15. Афанасьев А. Е Борьба начала света и тьмы по воззрениям славян //История русской литературы. Т. 2. -Спб. , 1911. С. 24-28.

16. Ачильдав И. Власть предыстории. М.: Прометей, 1990.- 180 с.

17. Байбурин А. К. , Топорков А. А. У истоков этикета: Эт-ногр. очерки. Л.: Наука, 1990. - 165 с.

18. Балашов Е А. Бытовая культура мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992. - 253 с.

19. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. М.: Худож. лит. , 1965. - 527 с.

20. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Ху-дож. лит., 1986. - 541 С.

21. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. -159 с.

22. Белидер В. Е Мордва //Народы европейской части СССР.<=i- Т. 2. М., 1964. - С. 548-598.

23. Беляева Е Ф. Этнические аспекты духовной жизни мордовского сельского населения //Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1990. - С. 331-335.

24. Беляева ЕФ. Традиционные приёмы по уходу за детьми и- 119 Iих воспитанию у мордвы. Авт. дис. . канд. ист. наук. -М., 1986. 19 с.

25. Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та. , * 1936. -140 с.

26. Бояркин Е И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мэрд. кн. изд-во, 1986. - 172 с.

27. Брейкин О. В. Мораль древнего Рима (VIII I ев. до н.э.). - Саранск: изд-во Морд, ун-та, 1992. - 107 с.

28. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. Я Язычество //Энциклопедический словарь. Спб.: Типогр. Акц. Общ-ва, 1904. -Т. XXXII.- С. 549-566.

29. Брыжинский ЕС. Народный театр мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 168 с.

30. Буцхрикадзе а В. Этические аспекты грузинской языческой мифологии //Известия АН ГССР. 1990. N 1. -с. 17-23.

31. Бытовая культура мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. г 144 с.

32. Вавилин В. Ф. Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР (сельское населений). Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фил. , 1989. - 168 с.

33. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа : прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 2

34. Васильев Б. А. Медвежий праздник //Сов. этнография, 1949. N 4. - С. 27-36.

35. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк. , 1988. - 496 с.- 120 ' ■

36. Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976. - 63 с.

37. Всеволжская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда //Этнографическое обозрение. XXIV, 1885. N 1. - С. 16-45.

38. Вундт Е Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. - 132 с.

39. Вышеславцев Б. 11 Сердце в христианской и индийской мистике //Вопросы философии, 1990. N 4.-е.

40. Гемуев И. Е Семья у селькупов (XIX нач. XX вв.). -Новосибирск: Наука, 1984. - 156 с. |

41. Гемуев И. Е Религиозно-мифологические представления манси. Авт.дис. . докт.ист.наук. Новосибирск, 1992. - 27 с.

42. Гердер? И. Г. Идеи к философии истории человечества. -М.: Наука, 1977. 1 704 с.

43. Голосовкер Я Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 217 с,

44. Гребнев М. Мордва Самарской губернии: историко-этнографический очерк //Самарские епархиальные ведомости, 1886. N 24. - С. 440-495.

45. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы об щения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1965. - 274 с.

46. Грузнов ЕД Программа возрождения куль туры. Национальный аспект //Сов. Мордовия. 26 мая, 1992.- С. 2.

47. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 452 с.

48. Гумилёв JL Е Этногенез и биосфера земли, JL: ЛГУ, 1989. - 495 с.

49. Гуревич А. Я Средневековый мир: культура беэмолствую- 121 щего большинства. М.: Искусство, 1990. - 395 с.

50. Гусейнов А. А. Введение в этику. М.: Изд-во Мэск. ун-та, 1985. - 208 с.

51. Дадаева Т. М. Женщина как основная хранительница национальных ценностей //Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений /НИИ регионологии при Морд, ун-те. Саранск, 1992. - С. 12-14.

52. Даркевич Е П. Народная культура средневековья. -№: Наука, 1988. 341 с.

53. Дубко Е. JL Рациональное и эмоциональное в морали. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

54. Документы и материалы по истории Мордовии. Труды МНИ-ИЯЛИЭ. Саранск: Мордгиз, 1939. - Т. 1. - Ч. 1. - 453 с.; Т. 2. - 351 с. ; Т. 3. - Ч. 1. - 345 с.

55. Дробницкий 0. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. -388 с: ■ "

56. Евсевьев М. Е. Избр. труды. Т. 5. Историко-этнографические исследования. Саранск : Морд. кн. изд-во, 1966. - 552 -с.

57. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. Саранск: Морд. кн. из-во, 1990. - 384 с.

58. Емельянов А. И. Курс по этнографии вотякое. Казань: Изд-во Вотск. изд. подотдела. - 150 с.

59. Шелудева JL С. Народная культура как средство развития духовности личности //Как возродить духовность общества и спасти культурное наследие России. Тезисы. -Пенза, 1992. С. 116-117.

60. Живов Е М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской Kyju-typti //Материалы научнойконференции. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М.: Сов. художник. - С. 204-296.

61. Заварюхин ЕЕ Очерки по истории мордоЕского края периода феодализма. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1993.- 296 с.

62. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. -М.: Наука, 1985. 316 с.

63. Зеленив Д. К. Дореволюционный быт мордвы //Сов. этнография, 1938. N 2. - С. 80-97.

64. Зеленин Д. К Народный обычай греть покойников //Сборник Харьковского историко-философского общества.

65. Т. 18. Харьков, 1909. - С. 257-261.

66. Зеленин Д. К Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. - 112 с.

67. Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология.- М.: liayKa, 1964/ 328 с.

68. Зыбковец Е Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1982. - 126 с.

69. Иванов Е Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 224 с.

70. Имайкина ЕЛ. Обрядовый календарь зимнего сезона мордвы //Учёные записки Морд, ун-та. N 64. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 1968. -С. 151-162

71. Итоги анкетного опроса по теме социологического исследования "Влияние национальных традиций на формирование духовно нравственного мира личности в семье" //Отчёт лаборатории социологии морали при кафедре этики Морд, ун-та, 1991. 10 с.

72. Кавтаськин Л. Ц. Эрзянь фольклор (Эрзянский фольклор- 123 - Саранск : Морд. кн. изд-во, 1939. 157 с.

73. Каган М. С. О духовном //Волр. филос. , 1985. N 9. -С. 91-102. .

74. Каган fOi М. Платон и слова, обозначающие свет и темноту. М.: Изд-BO иностр. литр. , 1968. - £45 с.

75. Катаров Е. Об эстонской мифологии //Этнография. М.- Л , 1927. N 2.74. -Калевала. Карело-финский народный эпос. Под ред. Д.ЕБубриха. М.-JL: Академия, 1933. - 295 с.

76. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. -312 с.

77. Китиков А. Е. Сходство пословиц финно-угорских народов Поволжья и Приуралья //Вопросы марийского фольклора и искусства. Труды МНИИЯЖЭ. Вып. 2. - Йошкар-Ола: Ма-рийск. кн. изд-во, 1980. - С. 112-128.

78. Клементьев Е. Е Карелы. Этнографический очерк. Пет-разаводск: Карелия, 1991. - 79 с.

79. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Наука, 1957. - 131 с.

80. Костин Е И. Русско-мордовские связи. На материале любовно-бытовых песен //Вопросы финно-угроведения. -Вып. 5. Йошкар-Ола : Марийск кн. изд-во, 1970.-1 'Tf'tty »"»ОС> сц. ''If

81. Кропоткин В. А. Нравственные понятия у первобытных народов //Этика : Избр. труды. М.: Политиздат, 1991. -С. 67-81.

82. Леви-Брюль JL Первобытное общество. Ы.: ОГИЗ, 1937.- 519 с.

83. Леви-Строс К Структурная антропология. М.: Наука,- 124 '1983. 536 с.

84. Ленинградское общество исследователей культуры фи-но-угорских народов. Отчёт за 3 год деятельности.1. Л., 1928. 22 с. !I

85. Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и ! Академии наук адъютанта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году.I

86. Спб.: Изд-во Имп. Акад. наук, 1771 -1805. 44 с. |

87. Лехтинен И. Финно-угорская коллекция в финском нацио- нальном музее. Хельсинки,1991. - 56 с. j

88. Лихачев Д. С. Древнерусский смех //Проблемы поэтики и jjистории литературы. Сб. ст. Саранск: Изд-во МГУ, 1973. -С. 73-90.

89. Лихачев Д. С., Шнырко Е В., Панченко А. К Смех в древней Руси.- JL : Наука, 1984. -296 с. jI

90. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиз- | дат, 1991. 525 с. j

91. Лотман Ю. М Символ в системе культуры /V Труды по зна- ! ковым системам. -XXI. -Вып. 754. -Тарту, 1987. -С. 10-22. |

92. Лотман ЕМ,Эмблема- символ- миф в культуре XYIII сто- Iiлетия // Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды ' по знаковым системам. -XXY. -Вып. 746. Тар- ' ту, 1987. 85-91. j

93. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Республика, 1992.-527 с. |

94. Майнов Е Е Предварительный очерк имеющихся в литера- i туре сведений о мордве. Спб.: Тип. R Безбородо- | ва, 1877.-27 с. j

95. Майнов Е Е Очерки юридического быта мордбы. j

96. Максимове. В. Крестная сила; Нечистая сила; Неведомая сила. -Кемерово: Кн. изд-во, 1991. -349 с. j

97. Маркелов М. Т. Саратовская мордва //Саратовский этног- !рафический сборник. -Вып. 1. Саратов, 1S2I. -С. 51-234. |j

98. Маскаев А. И. К вопросу о мордовской неродной драматургии// Записки МНШШИЗ. N12. Саранск: Морд. кн. !iизд-во, 1952. -С. 138-149

99. Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Сара.

100. Мэрд. кн. изд-во, 1964. 439 с. !I

101. Махарадзе А. IIL Мифологические корки этических категорий добра и зла // Пути преодоления нравственных противоречий.-М.: Изд-во АН СССР, 1956. -С. 123-134. j

102. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциологического исследования / НИИ регионологиипри Морд, ун-те. Саранск, 1992 .-164 с. ji

103. Межнациональные отношения в Мордовской ССР. -Вып. 4 j /НИИ регионологии при Морд, ун-те.-- Саранск, 1993. : 100 |.

104. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. : Нау:-:а, 1976. - 40? с. |

105. Мельников- Печерский А.И. Очерки мордвы.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981.- 136 с. j ■

106. Методические документы культурно-просветительского ! общества "Масторава "( устаЕ, программа.- 126 ' i ние,резолюция ).- Саранск/1990.

107. Мид М. Культура и мир детства. М.:Игд-во АН СССР, 1988.

108. Минх А. И. Моленья и обряды Саратовской губернии // ЭО, ; 1881. 4.- С. 37- 52 |I

109. Мировоззрение финно- угорских народов. Новосибирск: ! Наука. Сиб. отд. ,1990.-217 с.

110. Мифы народов мира в 2 Т. М.: Сов. энциклопедия.I

111. Т. 1. -1987. -671 с.; Т. 2. -1992. -720 с. j

112. МихневичЕО. Русская женщина XXYIII столетия.- М.: Понарама,1990. 404 с.j

113. Мокшин Е Ф. Религозные верования мордвы. Саранск: j Морд. кн. изд-во, 1968. - 159 с.

114. Мокшин Е Ф. Мордовский этнос. Саранск: Морд. кн. изд-1 1989. 158 с.

115. Мокшин ЕФ. Тайны мордовских имен: Исторический оно- ! мастикон мордовского народа. Саранск: Морд кн. j изд-во, 1991.- 112 с. |I

116. Мордва: Историко- этнографические очерки. Саранск: ' Морд. кн. изд-во, 1981.- 334 с. |

117. Мордовские народные песни.- Саранск: Морд. кн. j изд-во, 1969. 342 с.I

118. Мордовские народные сказки.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. 540 с. i1. G2&. I

119. Мордовские пословицы,присловицы, поговорки.- Сарав Морд. кн. изд-во, 1986.-278 с. ■

120. Мордовская народная вышивка.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. 120 с.

121. Мордовкое народное изобразительное искусство. Сарш Морд. кн. изд-во ,1968. - 135 с.- 127 j

122. Мордовское устно- поэтическое творчество. Очерки. Capai Морд. кн. изд-во,1975. - 432 с.

123. Мосин М. R Всемирный форум финно-угорских народов // Регионология,1993. 1. С. 67-69. Г

124. Надькин Д. Т. Духовная культура мордвы и задачи об- j щества " Масторава "( тезисы доклада ) // Вестн. Морд, ун-та, 1990. -N 4. С. 37-38.

125. Насонова Л. И. Мифотворчество обыденного сознания //

126. Философские исследования, 1993. 1. С. 46- 60.

127. Национальное и интернациональное в фольклоре и литерат^сходное, общее, смешанное и своеобразное.- Наль- | чик: Кабардино- Балкар, гос. ун-т, 1983. 160 с.

128. Новочадов В. Мордва // Тамбовские епархиальные веi Iдомости. Неофиц. часть, 1876. 14.- CJ397-406. j

129. Нравственная культура. Сущность, содержание,специ- !фика.Сб. ст.- Вильнюс: Минтис,1981. 271 с. * 127. Ольховиков К М. Нравы как практический образ фи- ; лософии. Авт. дис. . канд. филос. наук. - Екате- | ринбург, 1992.-17 с.

130. Орлов Б. Памятники мордовской старины // Отчет МиIнистерства внутренних дел. 433.- Спб. ,1851.- С. ; 390-405. iI

131. Основы финно- угорского языкознания. М.: Наука, 1974. -48^

132. Отчет о выборочном социологическом исследовании 1 среди студентов по программе " Нравственные ориентации и духовные интересы студенческой молодежи "

133. Материалы лаборатории социологии морали при кафедре этики Морд, ун- та. -Саранск, 1991. 13 с.

134. Павлов Ю. Логика здравого смысла ( заметки с первогоi 128 -республиканского экологического съезда) // Сов. Мордовия, 1993.-1 дек.- с. 3.

135. ПатруШев Е Финно-угры России. Йошкар- Ола: Марийск. кн. йзд-во,1992. 216 с.

136. Пеппе И.Е,Старцев Г.А. Финно- угорские народы. Очерк.- Л. Изд-во Ленингр. общ-ва исследователей культуры финноугорских народностей, 1927. 48 с.i

137. Писачкин В. А. Природа: разум и милосердие. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. 184 с.

138. Попов М. Селикенские мордвы // Санкт- Петербургские ведомости, 1834. 33. 34.

139. Примеров А. Религиозные обряды и суеверные обычаи мордвы Краснослободского уезда // Пензенские епар-хеальные ведомости. Часть неофиц., 1870. 16.- 12 с.

140. Пропп ЕЯ Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 19'183 с.

141. Привалов Е И. Очерк славянской мифологии. Пг., 1916. - lj

142. Радаев В. К. Сияжар. Предания и легенды.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. 195 с.

143. Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки. Л.: Изд- во ЛГУ,- 348 с.

144. Русское народное поэтическое творчество в 2 Т. i М. -Л.: Изд-во АН СССР. -Т. 2. Кн. 1. - 1955. - 543 с. j;

145. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 191 60? с. ;

146. Само родов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия. Са- Ijранск: Морд. кн. изд-во, 1980. 168 с. jI

147. Сбитнев Б. К., Погребняк А. И. Взаимосвязь духовности jjи мировоззрения // Как возродить духоЕность общества и спасти культурное наследие России. Тезисы. -Пенза, 1992.- С. 11-12.

148. Сведения о регистрации актов гражданского состояния органами ЗАГС Республики Мордовия // Сводный отчетпо Мордовии за 1985- 1994 гг. Саранск , 1993. j

149. Седова JL Е Предания мордвы. Авт. дис. . канд. j фил. наук. М ,1978. - 20 с.

150. Селиванов ЕВ. " Душа " и " Духовность " // Бахтин

151. М. М : Эстетическое наследие и современность. Меж- !Iвуз. сб. науч. трудов. Саранск: Изд-во МГУ, j 1992.- С. !

152. Семенов КХ И. Происхождение брака и семьи. М: | Мысль, 1974. -309 с. |

153. Семьж Книга для чтения в 2 Т. М.: Политиз- I дат, 1991.- Т.1. - 346 е.; Т. 2. - 527 с.

154. Сильвестров ЕЕ Философское самосознание в границах мифологической культуры // философское обосно- ! вание теории и* истории культуры . М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. - С. 66-18.

155. Симонов П. Е , Ершов П. М , Вяземский Е П. Происхождение духовности. М: Наука, 1989. - 352 с. |

156. Скрипник А. П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992. - 35!

157. Смирнов В. Я., Першиц . . Избегание: формационнаяоценка // Вопросы этнографии. 1978. - N 6. -61- 70.

158. Смирнов И. Е Мордва. Историко- этнографическийочерк. Казань: Типогр. Импер. ун-та, 1883.- с. j• i425 494. Ii

159. Смоленцев KIM. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия.- М. : ИЗД-ВО МГУ, 1989.- 200 с.

160. Согомонов А. Е Социально- нравственная природа зависти // Филос. науки, 1989. 8.- С. 31- 41.

161. Соловьев ЕС. Соч. в 2 Т. М.: Мысль, 1991.- Т. 2.822 с. С. 61-82. Ii

162. Соловьев С. Очерк нравов, обычаев и религии ела- !iвян, преимущественно восточных во времена язы- ! ческие. М.: Изд-во ЕЕ Калачова, 1850.- 119 с.

163. Статистический сборник ( по данным Всесоюзной пе- ! реписи населения 1989 года по Мордовской СССР ).- j Саранск, 1990. 35 с. j

164. Сумченко И. Е Проблема духовного возрождения в фи- jIлософии Бердяева Е А. // Как возродить духовностьjобщества и спасти культурное наследие России. Тезисы. Пенза, 1992.- С. 52- 54. j

165. Тайлор Э. Е Первобытная культура. М.: Политизд1989. -573 с.i

166. Тимакин 4 Пазонь валке ( Слово о богах )// Сятко,1990. 12.- С. 60-64.

167. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания.

168. М.: Мысль,- 1974. 278 с. ;

169. Токарев С. А. Религиозные верования восточносла- ; вянских народов XIX нач. XX века. М. - JL: Изд-во ! АН СССР, 1957. - 164 с. !- 131

170. Традиционное и новое в культуре народов России. Тезисы докл. и выступ, на Всеросс. конф. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1992. - 224 с. |

171. Тумайкин В. Е Семья и семейные отношения у мордвы 1 Самарской губернии в XVIII XIX вв. //Материальная и духовная культура мордвы в XVIII - XX вв. Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. 62. - Саранск, 1978. - С.77.86. |" |

172. Тэрнер R Символ и ритуал . М.: Наука, 1983. - 277 с{

173. Уварова Т. Е Женщина в обществе и культуре: этно- 1 исторические традиции и современность. М.: Изд-во1. АН СССР, 1987. 43 с. j

174. Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия //Вопр. фи- 1 лос. , 1993. N 4. - С. 89-106. !

175. Устав молодёжной Ассоциации Финно-угорских народов. 'i- Тарту, 1993. 5 с. ii

176. Федотова В. Г. душевное и духовное // Фи лос. науки. -1988. К - С. 50- 58. |

177. Федянович Т. Е Семья //Социалистический быт мордовского села. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. -С. 146-156.

178. Фольклор и современная духовная культура финно-угров. Саранск : Изд-во НИИ регионологии при Морд, ун-те, 1993. - 143 с.- U2 !

179. Фрейденберг 0. M. Миф и литература древности. -М.: Наука, 1978. 605 с.

180. Франкфорт Г. , Франкфорт Г. А. , Уилсон Дж., Якобсен Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. - 236 с.

181. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Изд-во "Атеист", 1928. -529 с.

182. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. -' 367 с.

183. Хейзинга И. Человек играющий. В тени завтрешнего дня. М.: Прогресс - Академия, 1992, - 464 с.

184. Цивилизованное развитие нации и межнациональных отношений /НИИ регионологии ПРИ Морд, ун-те. Саранск, 1992. - 48 с.

185. ЦТ АДА. Ф. 350. - On. 1. - Д. 416, - Jin. 1- 260 об. Ландратская книга по Темниковскому уезду 1716 г.

186. Цыганкин Д. Е Память земли. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. - 160 с.

187. Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI XIX вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 236 с.

188. Шаронов А. М. Инешкипаз. Сказание о сотворении мира //Просторы. Литературно-художественный сборник.1. GSi.ранск: Морд. кн. изд-во, 1989. С. 224-232.

189. Шанжаев ЕИ. Гармонизировать отношения с природой

190. Встн. Морд, ун-та, 1990. N 2. - С. 22-26.

191. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия.1. М.: Наука, 1971. 209 с.

192. Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник.- liici !

193. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. -343 с.

194. Шяыгина Е К Финская этнография о крестьянском быте в эпоху капитализма //Советская этнография, 1989. -N 1. С. 154-160.192. 1Щгляев А. Д. Жизнь и песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. - 172 с.

195. Экология. Общество. Человек //Вестн. Морд, ун-та, 1990. N 2. - С. 22-31.

196. Энгельс Ф. К истории первобытной семьи //Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. II изд. Т. 22. С. 214-225.

197. Эрзянско-русский словарь. М.: Госиздат, иностр. и нац. словарей, 1949. - 292 с.

198. Эстонский фольклор. Таллинн :Ээсти раамат, 1980. -357 с.

199. Abrahamsk R. Heating, lighting and a decent funeral: wills and contracts among finnish farr.ung families //Ethnos. Stocholm, 1989.- Uol. 54.-N 1/2.- p. 4562.

200. Bibiiografia Studiorum Uralicorun 1917- 1980 in 4 Vol. Perinnetieeet Ethnology and folkloristik. Helsinki, 1990.-Vol. 2.-624 p.

201. Pentikainen & Temenos. Helsinki ,1985.-Vol 21.- 188 p.

202. Saarinen J. Suomalais ugrilaisten kansajnen folklore. -Turku.- 1990.- 156 p.

203. Sanday P. Famale power and a male domnanc on the origin of sexual inequality. Carrbridg ets. , 1981. - XYIII.- 2981. P

204. Шнамо одобрение, оценка (качества;

205. Шнамо прянь 1. самохвальство, тщеславие;2. гордость

206. Эзэльдема вранье, хвастовство1. Эрямо жизнь1. Ялгаксчи дружба

207. МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

208. Азаргалема бешенство, дебоширство

209. Азгун бездельник, вертопрах

210. Азгондиця шляющийся, слоняющийся1. Аймельдиця неустойчивый

211. Аксун 1. капризный; 2. дебошир

212. Алкуксонь правдивый, реальный, истинный1. Алуж друг, любовник1. Алялгадомс стать дельным

213. Андямо парочи добрый человек

214. Анелькай баловень, неженка

215. Ансяконь непостонный ( о человеке )1. Аптюк глупец, дурачок1. Аразень пустяковый

216. Арниця уважающий, почитающий1. Атна1. Ашокедь1. Багориця1. Баклан1. Безарькс1. Берянь1. Бесяка1. Бредиця1. Бадря1. Вадяша1. Вадрячи1. Бажов1. Важодиця1. Валаня кель1. Банстыця1. Ваньке1. Варма прев1. Варяв кель1. Ведун1. Вечкевикс1. Виде

217. Шожда пряв легкомысленный, ветрекный1. Эзэльдиця врун, хвастун1. Янксиця сожалеющий

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.