"Ночная" поэзия в русской романтической традиции: генезис, онтология, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Тихомирова, Людмила Николаевна

  • Тихомирова, Людмила Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 235
Тихомирова, Людмила Николаевна. "Ночная" поэзия в русской романтической традиции: генезис, онтология, поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2010. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тихомирова, Людмила Николаевна

Введение.

Глава I. «Ночная» поэзия как художественный феномен.

1.1. Ситуация и модус «ночного» сознания.

1.2. К истокам «ночного» сверхтекста: поэма Э. Юнга «Жалоба, или Ночные мысли о жизни, смерти и бессмертии».

1.3. «Текст ночи»: теоретические аспекты понятия.

Ночная» поэзия как сверхтекст.

Глава II. Генезис «ночного» сверхтекста русской поэзии.

2.1. Некоторые предпосылки «текста ночи» в русской поэзии XVIII века.

2.2. Дебютная манифестация «ночного» сознания: лирика Г. Р. Державина и М. Н. Муравьева.

2.3. Предромантический аспект «ночной» поэзии С. С. Боброва и

Г. П. Каменева.

Глава III. Этапы формирования сверхтекста «ночной» поэзии клГассический период).

3.1. Религиозно-мистическая природа «ночной» поэзии В. А. Жуковского

3.2. Роль поэтической индукции в «ночной» поэзии 1820-х - начала

1830-х годов (В. К. Кюхельбекер, А. С. Пушкин, С. П. Шевырев).

3.3. Экзистенциальный характер «ночной» поэзии М. Ю. Лермонтова.

3.4. Мифологический аспект «ночного» сознания в лирике Ф. И. Тютчева

Глава IV. «Ночная» поэзия позднеклассического периода (1880-1890-е годы).

4.1 Феномен поздней классики: опыт литературно-критической рецепции

4.2 Образно-стилевая модель «ночной» поэзии А. А. Фета.

4.3 «Ночной» сверхтекст в поэзии русских неоромантиков: циклизация темы, тенденция к стандартизации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Ночная" поэзия в русской романтической традиции: генезис, онтология, поэтика»

Актуальность исследования. Понятие «"ночная" поэзия», достаточно часто встречающееся в литературоведческих работах, касающихся различных аспектов творчества многих русских и зарубежных авторов, на наш взгляд, до сих пор остается терминологически не проясненным. Несмотря на то, что данному художественному явлению в. современной науке о литературе уже посвящены не только отдельные статьи (В. Н. Касаткина, Т. А. Ложкова,

1 2 В. Н. Топоров) , но и целые научные труды (С. Ю. Хурумов), теоретический аспект вопроса все еще остается недостаточно разработанным. Нам пока не известно ни одного исследования, в котором было бы четко определено содержание этого понятия (думается, что попытки исследователей определить «ночную» поэзию как «лирику неясных, тонких, неопределимых чувств, стихийных эмоциональных порывов, не поддающихся логическому определению»3, или как «разновидность романтической философской лирики»4, ситуации значительно не меняют), а также обозначены границы и критерии отбора включаемого в него поэтического материала. Практически не выявлены типологические черты «ночной» поэзии как целостной художественной системы, обладающей устойчивыми структурно-содержательными признаками.

Кроме того, в значительной части литературоведческих исследований понятия «ночная» поэзия» и «ночная тема» не только никак не разграничиваются, но и выступают в качестве неких синонимических определений одного и того же художественного явления. Так, например, JI. О. Зайонц, характеризуя в одной из своих статей отношение современников С. С. Боброва к его стихам,

1 Касаткина В. Н. Тютчевская традиция в «ночной» поэзии А. А. Фета и К. К. Случевского // Вопросы развития русской поэзии XfX в.: науч. тр.- Куйбышев, 1975. Том 155. - С. 70-89; Ложкова Т. А. «Ночная» лирика М. Ю. Лермонтова: традиции и новаторство // Лермонтовские чтения: материалы зональной научной конференции. - Екатеринбург: Межотраслевой регион. Центр,1999. - С. 33-41; Топоров В. Н. «Текст ночи» в русской поэзии XVIII - начала XIX века // Из истории русской литературы. Т. II: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. 11. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 157-228.

2 Хурумов С. Ю. «Ночная» «кладбищенская» английская поэзия в восприятии С. С. Боброва: дис. .канд. фи-лол. наук. - M.: Рос. 17м. ун-т, 1998. - 144 с.

3 Ложкова Т. А. «Ночная» лирика М. Ю. Лермонтова: традиции и новаторство. - С. 36.

4 Касаткина В. Н. Тютчевская традиция в «ночной» поэзии А. А. Фета и К. К. Случевского. - С. 75. замечает: «То, что для пародирования наиболее характерных сторон творчества С. С. Боброва современниками избирается его "ночная" поэзия (курсив в цитатах здесь и далее наш. — Л. Т.), уже само по себе показательно, хотя все тексты, отражающие "ночную " тематику, укладываются, по сути дела, в полтома четырехтомного издания его сочинений "Рассвет полнощи"».5

Похожее соотношение понятий можно увидеть и у С. Г. Семеновой. «В европейской литературе нового времени, - пишет исследователь, — особенно заметны два случая поглощенности ночной темой: это большая философская поэма английского поэта Эдварда Юнга "Ночные думы" и "Гимны к ночи" Новалиса. <.> Разработка темы ночи носит у Новалиса характер более мистический, у Юнга - более психологический. <.> Психологизм "ночных" вещей Пушкина особого рода: нравственно оперенный, возносящий душу от обыденного к вечным вопросам бытия».6

Практически на равных выступают оба понятия и в монографии Е. А. Маймина «Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев». Анализируя стихотворные опыты С. П. Шевы-рева, ученый заключает: «К поэтическим удачам .относятся и стихотворения Шевырева, посвященные теме ночи. <.> Главный смысловой план "ночных" стихотворений Шевырева связан с миром души человека. <.> "Ночные" стихи Шевырева - и, разумеется, не только Шевырева — это в значительной степени психологические стихи».7

В некоторых случаях нечеткость определения содержательного объема понятия «"ночная" поэзия» становится даже причиной того, что в указанную поэтическую общность начинают включаться несвойственные ей произведения. Так, например, В. Н. Касаткина, рассматривая данное художественное явление в аспекте его эволюции («Тютчевская традиция в "ночной" поэзии

5 Зайонц Л. О. Юнг в поэтическом мире С. Боброва // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Труды по русской и славянской филологии. Проблема типологии русской литературы. - Тарту, 1985. - Вып. 645. - С. 72.

6 Семенова С. Г. Преодоление трагедии: «вечные вопросы» в литературе. - М.: Сов. писатель, 1989. - С. 45.

7 Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976.-С. 90-91.

A. А. Фета и К. К. Случевского»), замечает: «"Ночная поэзия", связанная с сентиментально-романтической традицией во второй половине XIX века развивается в разных направлениях, .она обогащается социальным содержанием, срастаясь с социально-политической лирикой в творчестве Некрасова и поэтов его школы, и выступает в виде социальной элегии, социальной медитативной миниатюры или даже лирико-бытовой зарисовки с натуры с символио ческим образом, ночи как русского темного царства». В подтверждение своей точки зрения исследователь приводит цитаты из произведений Н. А. Некрасова («Душно без счастья и воли.») и Ф. И. Тютчева («Над этой темною толпой.», «Ты долго будешь за туманом.»), делая вывод: «В данном случае "ночная поэзия" превратилась в социально-политическую обличительную лирику и вошла в реалистическое русло поэзии XIX века или весьма сблизилась с ним».9 Думается, однако, что принадлежность стихов, на которые ссылается

B. Н. Касаткина, не только к структурно-семантической модели «"ночная" поэзия», но и к данному тематическому комплексу весьма сомнительна. Лирическая ситуация в них связана с совокупностью иных, не ночью порожденных переживаний. Ночь выступает здесь, скорее, как символ социального неустройства, мучительного ожидания грядущих перемен, а не как объект напряженных размышлений героя.

Смешение понятий «ночная» поэзия и «ночная» тема продолжает наблюдаться и в более поздних работах. Так, в диссертационном исследовании

C. Ю. Хурумова «"Ночная" "кладбищенская" английская поэзия в восприятии С. С. Боброва» (1998) - наиболее объемном на сегодняшний день в отечественном литературоведении научном труде, посвященном данному вопросу, -автор приходит-к выводу: «Усвоение темы "ночи" и "кладбища" стало симптомом нового рождающегося литературного сознания».10 Говоря иначе, семантический объем понятия «"ночная" поэзия», задача выявления которого

8 Касаткина В. Н. Тютчевская традиция в «ночной» поэзии А. А. Фета и К. К. Случевского. - С. 74.

9 Там же. - С. 75.

10 Хурумов С. 10. «Ночная» «кладбищенская» английская поэзия в восприятии С. С. Боброва. - С. 4. акцентирована в работе как приоритетная, практически сводится ученым к понятию «тема ночи в поэзии».

На наш взгляд, нет четкого терминологического разграничения двух вышеназванных понятий и в статье Ф. П. Федорова «Ночь в лирике Ф. И. Тютчева» (2000). Справедливо называя Тютчева «одним их самых "ночных" поэтов», автор заявляет: «.Совершенно очевидно, что частотность "ночных" стихотворений в разные периоды его творчества неравномерна, что их падение означает одновременно наступление стихотворений "дневных". <.> Ночную тему в творчестве Тютчева открывает стихотворение "Урания" (1820)».11 Полагаем, однако, что выделение «ночной» темы в качестве основного структурообразующего критерия «ночной» поэзии весьма спорно. В подавляющем большинстве произведений, включаемых литературоведами в интересующую нас содержательную общность, ночь выступает, скорее, как фактор, порождающий определенную лирическую ситуацию, а не как предмет художественного изображения. Тематически же стихи, входящие в данную поэтическую систему, могут быть весьма разнородны.

Недостаточно убедительной представляется и попытка В. Н. Топорова вычленить «текст "ночи"» из контекста русской поэзии XVIII - начала XIX века на основании включения в данное художественное единство только тех произведений, «которые носят название "Ночь" (. "Ночной &." и т. п.)» или имеют заголовки, состоящие из слова «ночь с разного рода определениями

19 курсив автора. - Л. Т.)». В случае же «отсутствия заглавия (а иногда и при его наличии)» принадлежность того или иного произведения к выявляемой системе ученый предлагает определять «по первому стиху».13 При таком принципе отбора художественного материала в выявляемый им «текст "ночи"» неизбежно попадают стихотворения, которые нельзя безоговорочно считать «ночными» («Воспоминания в Царском Селе» А. С. Пушкина, «Поле Бороди

11 Федоров Ф. П. Ночьв лирике Тютчева// Славянские чтения.- Даугавпилс-Резекне, 2000. - Вып. 1. - С. 41.

12 Топоров В. Н. Из истории русской литературы. - С. 209.

13 Там же.-С. 210. на» М. Ю. Лермонтова и др.), в то время как за его пределами остаются многие произведения, чья принадлежность к данному поэтическому комплексу вполне очевидна (например, значительная часть «ночных» стихотворений Ф. И. Тютчева). Понимая, что выбранный классификационный критерий вряд ли может дать объективную картину, В. Н. Топоров, намечая дальнейший путь поиска объединяющего, типологизирующего начала, добавляет, что «"ночное" в стихотворениях с "ночными" заглавиями ими не исчерпывается: они только врата, - чаще всего — ведущие в изображаемое "ночное"».14

Поскольку ни один из рассмотренных выше принципов объединения «ночных» стихотворений в некую поэтическую общность не может считаться удовлетворительным, полагаем, что должен быть иной, более значимый критерий, позволяющий рассматривать «ночную» поэзию как систему взаимосвязанных текстов, имеющую собственную структурную организацию. На наш взгляд, таким критерием выступает специфический модус сознания (назовем его «ночным»), содержательный потенциал которого формирует у человека потребность в особого рода ценностном самоопределении и самоутверждении, что в свою очередь находит отражение в поэтических произведениях, образующих анализируемую систему. При этом следует заметить, что, вводя в работу понятие «ночное сознание», мы имеем в виду лишь так называемое бодрствующее «ночное» сознание, исключая из круга охватываемых данным понятием состояний состояния психопатологические (не контролируемые личностью и корректируемые только специальным терапевтическим воздействием) или качественно близкие им, вызванные искусственно и выходящие за пределы нормы (наркотическое / алкогольное опьянение, гипнотическое воздействие, сенсорная депривация и т. д.), а также то, что относится к сфере бессознательного (например, сны).

Согласно К. Ясперсу, «термин "сознание" обозначает, во-первых, действительный опыт внутренней психической жизни (в противоположность чисто

14 Там же.-С. 210. внешнему характеру событий, являющихся предметом биологического исследования); во-вторых, этот термин указывает на дихотомию субъекта и объекта (субъект преднамеренно "направляет себя", свое внимание на объект своего восприятия, воображения или мышления); в-третьих, он обозначает знание собственного сознательного "Я". Соответственно, бессознательное, во-первых, обозначает нечто, не принадлежащее действительному внутреннему опыту и не выявляемое как переживание; во-вторых, под бессознательным понимается нечто такое, что не мыслится в качестве объекта и остается незамеченным; в-третьих, бессознательное ничего не знает о себе самом».15

Отталкиваясь от приведенного выше утверждения, полагаем возможным присоединиться' к точке зрения тех ученых, которые рассматривают «ночное» сознание в качестве одного из модусов «нормального» состояния сознания человека, поскольку, с точки зрения Ясперса, оно «само по себе способно выказывать самые разнообразные степени ясности и смысловой наполненности и включать самые гетерогенные содержания».16

Таким образом, актуальность выбранной нами темы определяется недостаточной степенью терминологического осмысления ее базовых понятий, насущной потребностью в установлений границ художественного материала, включаемого в понятие «ночная» поэзия, и выявлении принципов его отбора, что, в конечном счете, диктует необходимость разработки теоретической модели «ночной» поэзии. Актуальной задачей также представляется обнаружение новаторской роли русских поэтов-романтиков XVIII—XIX веков (в том числе малоизученных) в формировании и эволюционном развитии сверхтекста «ночной» поэзии.

Объектом исследования являются «ночные» стихотворения русских поэтов XVIII - XIX веков (М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, М. Н. Муравьева, С. С. Боброва,'Г. П. Каменева, В. А. Жуковского, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина, С. П. Шевырева, А. С. Хомякова,

15 Ясперс К. Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. - С. 36. (Курсив в цитате автора).

16 Там же. - С. 38.

М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина,

A. А. Голенищева-Кутузова, К. Н. Льдова, Н. М. Минского и других), анализируемые в контексте отечественной и европейской романтической традиции.

Предметом исследования в диссертации стал сверхтекст русской «ночной» поэзии как открытая система взаимосвязанных текстов и пути его "эволюционного развития от первых предромантических опытов последней четверти XVIII века до произведений поздних романтиков 1880-1890-х годов.

Цель работы — исследование сверхтекста русской «ночной» поэзии в трех взаимосвязанных аспектах: эволюционном (генезис), структурно-содержательном (онтология) и образно-стилевом (поэтика).

Достижение поставленной цели связано с постановкой и решением следующих задач:

- уточнение пойятия «"ночная" поэзия», выявление ее типологических черт, описание данного сверхтекстового единства как структурно-содержательной модели;

- установление истоков «ночного» сверхтекста в русской поэзии конца XVIII -начала XIX века (эпоха предромантизма);

- выявление закономерных этапов формирования и становления классического варианта «ночного» сверхтекста в поэзии русского романтизма с учетом специфических форм манифестации «ночного» сознания;

- определение места и роли поэтов (в том числе малоизученных), относящихся к периоду «поздней классики», или неоромантизму конца XIX века, в эволюционном развитии сверхтекста русской «ночной» поэзии.

Теоретическую базу диссертации срставили труды русских и зарубежных философов (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский,

B. Н. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Г. А. Флоровский, Ф. Ницше, О. Шпенглер), в том числе посвященные осмыслению феномена сознания и принципов работы с ним (М. К. Мамардашвили, В. В. Налимов, В. М. Пивоев, Л. Свендсен, Ч. Тарт,

К. Ясперс); литературоведческие исследования по теории романтизма (Н. Я. Берковский, В. В. Ванслов, В. М. Жирмунский), теоретической и исторической поэтике (С. С. Аверинцев, С. Н. Бройтман, В. И. Тюпа), теории сверхтекста (Н. Е. Меднис, В. Н. Топоров и др.), лирическому метажанру (Р. С. Спивак, С. И. Ермоленко), работы, посвященные творчеству отдельных русских романтиков и частным вопросам анализа поэтического текста (JI. Я. Гинзбург, Е. В. Ермилова, П. Р. Заборов, JI. О. Зайонц, Ю. М. Лотман, Е. А. Маймин, О. В. Мирошникова, А. Н. Пашкуров, И. М. Семенко и др.).

Методологической основой диссертации является сочетание структурно-типологического подхода с принципами историко-литературного и феноменологического исследования.

Научная новизна диссертации заключается в рассмотрении «ночной» поэзии как художественной системы в ее целостности и динамике. В основу выделения «ночного» сверхтекста в качестве структурообразующего критерия впервые положен один из модусов сознания - «ночное» сознание. Предпринятый подход позволяет по-новому рассмотреть проблему типологического схождения художников, внести коррективы в обозначение истоков русского сверхтекста «ночной» поэзии, конкретизировать его границы, установив более четкие принципы отбора включаемых в него произведений, а также определить вклад русских поэтов XVIII-XIX веков (в том числе малоизученных) в сверхтекст «ночной» поэзии.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Ночная» поэзия в русской романтической традиции представляет собою складывающуюся в течение XVIII—XIX веков системную общность произведений, целостность которой обеспечивается не только затекстовым денотатом «ночь», но и особым модусом человеческого сознания («ночным» сознанием), определяющим отношение автора к действительности и способ ее постижения и отражения. Слагаясь из множества соподчиненных субтекстов, образующих единое семантическое поле, «ночная» поэзия выступает как некий синтетический сверхтекст», благодаря которому совершается «прорыв в сферу символического и провиденциального».17

2. Наряду, с традиционно выделяемыми типами сверхтекстов - «городским» и «именным (персональным)» (терминология Н. Е. Меднис),18 — в литературе можно обнаружить и другие разновидности сверхтекстовых единств. Сверхтекст «ночной» поэзии выступает как открытая система взаимосвязанных текстов (со своими тематическим центром и периферией), формирующаяся в границах парадигмы «ночного» сознания, обеспечивающего целостность данной системы через общность текстопорождающей ситуации, типологическое сходство эстетических модусов художественности (авторской идейно-эмоциональной оценки).

3. Сверхтекст «ночной» поэзии в России начинает складываться под влиянием европейского юнгианства в конце XVIII века, когда художниками обнаруживаются новые принципы изображения внутреннего мира человека. Оказавшись у истоков сверхтекста «ночной» поэзии, русские предромантики (М. Н. Муравьев, С. С. Бобров, Г. П. Каменев и др.) задали основной вектор его развития, наметив пути творческих исканий последующей генерации поэтов.

4. С момента появления в литературном сознании новой парадигмы художественности - парадигмы креативизма — в русской литературе начинает интенсивно формироваться сверхтекст «ночной» поэзии, в котором на протяжении полутора веков получают отражение опыты манифестации «ночного» сознания в различных формах: религиозно-мистической (В. А. Жуковский), психологической (А. С. Пушкин), экзистенциальной (М. Ю. Лермонтов), мифологической (Ф. И. Тютчев), в каждой из которых по-своему осуществляется поэтическая рефлексия отношения человека к миру.

17 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - С. 6.

18 Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2003. -С. 6.

5. «Ночная» поэзия 1880-1890-х годов характеризуется наличием двух противоположных тенденций. С одной стороны, оставаясь в целом в русле классической романтической традиции, она обеспечивает переход к новой по типу образности поэзии — неклассической, а с другой - утрата цельности на разных уровнях лирического текста приводит к тому, что функцию начала, объединяющего данный комплекс стихотворений в некую систему, в конце XIX века берет на себя тема ночного состояния человека. Заданность темы обусловливает стереотипность лирической ситуации, повторяемость и «устойчивость микрообразов и эмоционально строя»,19 что, вслед за Е. М. Таборис-ской, «позволяет говорить об особом явлении тематического жанроида».20

Теоретическая значимость исследования состоит в установлении структурно-содержательной модели «ночной» поэзии с опорой на специфическую ситуацию ночного сознания, в уяснении ценностно-онтологических параметров «ночного» сверхтекста, их соотнесенности с романтической парадигмой художественности.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в разработке базовых университетских курсов по истории и теории литературы, спецкурсов по проблемам поэзии XVIII-XIX веков и методике литературоведческого анализа поэтического текста, в практике школьного преподавания.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались в докладах и обсуждались на теоретических семинарах кафедры литературы и русского языка Челябинской государственной академии культуры и искусств (2006-2009), кафедры русской литературы Уральского государственного университета им. А. М. Горького (2008, 2009). Отдельные фрагменты и идеи исследования получили освещение и обсуждались на конференциях разного уровня: международных «Литература в контексте современности» (Челя

19 Таборисская Е. М. «Бессонницы» в русской лирике (к проблеме тематического жанроида) // «Studia metrica et poetica». Памяти П. А. Руднева. - СПб.: Академ, проект, 1999. - С. 224-225.

20 Там же.-С. 225. бинск, 2005, 2009); «Культура и коммуникация» (Челябинск, 2008); «Язык и культура» (Челябинск, 2008); IV Славянском научном соборе «Урал. Православие. Культура» (Челябинск, 2006); V Славянском научном соборе «Урал в диалоге культур» (Челябинск, 2007); всероссийской научной конференции с международным участием Третьи Лазаревские чтения «Традиционная культура сегодня: теория и практика» (Челябинск, 2006); итоговых научных конференциях Челябинской государственной академии культуры и искусств (2005 -2009).

По теме опубликовано 14 работ общим содержанием 4 печатных листа, в том числе две статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на .параграфы, заключения и списка использованной литературы, содержащего 251 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Тихомирова, Людмила Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования, проведенного в данной диссертационной работе, были сделаны следующие выводы:

1. Традиция обращения к определенному природному явлению (в нашем случае — ночи) как некому знаку свидетельствует прежде всего о том, что, оно, обретая качества символа, становится кодом, способным открыть посвященному доступ к зашифрованной ранее информации и тем самым обеспечить переход из неустойчивого «мира случая» в устойчивый «мир причин и следствий», где он может более-менее стабильно существовать. Поскольку текстуа-лизация ночи есть в каком-то смысле «продукт» работы сознания человека по освоению изначально чуждого для него пространства и закрепление полученных результатов в символах, понятиях и категориях человеческого языка, логично считать «ночную» поэзию особой формой передачи опыта освоения людьми некоторой иррациональной части мира, способом его аксиологической интерпретации и попыткой человека самоопределиться в нем. Отражая на протяжении долгого времени одно и то 'же природное явление в его единстве и динамике, «ночная» поэзия всякий раз по-новому моделирует мир, закрепляя в слове определенное эмоционально-ценностное отношение к нему человека.

2. Возникновение «ночного» состояния сознания связано с прохождением человека через некую нестандартную ситуацию, взрывающую внутреннюю гармонию личности, но при этом открывающую многомерность мира, которую невозможно постичь, руководствуясь только здравым смыслом, и — в связи с этим - с уменьшением в его ментальном статусе рациональных элементов и нарастанием элементов иррациональных. Под воздействием ряда причин (ночной темноты, тишины, одиночества^ эмоциональной несбалансированности психики и т. д.) переживания человека, вызванные данными обстоятельствами, обостряются настолько, что способны целиком захватить его сознание. В таком случае, по словам Н. О. Лосского, эти переживания становятся «опытом, потому что .не сводятся только к субъективным чувствам, а направлены на нечто абсолютно отличное от душевной жизни».1 Напряженное ночное осмысление происходящего и обретение личного духовного опыта трансформирует эмоциональные переживания человека в определенное состояние сознания, результаты проявления которого и оказываются зафиксированными в произведениях сверхтекста «ночной» поэзии. '

3. Основу художественной онтологии сверхтекста «ночной» поэзии составляет ситуация ночного размышления, которая определяет не только широкий диапазон проблем, попавших в поле осмысления оказавшегося в ней человека и способ их подачи автором читателю, но и единство смысловой установки произведений, входящих в данную художественную общность (прорыв собственной личностной капсулы и выход в качественно ином состоянии сознания на абсолютно новый уровень понимания мира и, шире, универсума), характерную для них эмоциональную атмосферу (атмосферу некого жизненного оцепенения, замедления и даже остановки времени, через которую и происходит прикосновение к мировой тайне), сходство внутреннего строя (состояния неуспокоенности, эмоциональной несбалансированности, нестабильности душевного равновесия) и особое семиотическое пространство, элементы (знаки) которого «в сумме и взаимодействии составляют тот цельный интерпретационный код, который задает стратегию выстраивания и восприятия»2 заключенной в нем информации.

4. Рождение феномена «ночная» поэзия, связано с переходом литературы от «традиционалистского типа» художественного сознания к сознанию «индивидуально-творческому» (терминология А. В. Михайлова). Дебютным «ночным» произведением в европейской литературе явилась поэма англичанина Эдварда Юнга «Жалоба, или Ночные мысли о жизни, смерти и бессмертии» (1742 - 1745). Ночь у Юнга становится тем фактором, который активизирует иррациональный компонент психики человека и порождает особое состояние сознания, в котором душа обнаруживает свою причастность сразу к двум ре

1 Лосский H. О.Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - С. 187.

2 Меднис H. Е. Сверхтексты в русской литературе. - С. 131. альностям: «к небытию, из которого она вызвана, и к полноте бытия».3 Основной заслугой английского поэта явилось закрепление в поэзии опыта манифестации «ночного» сознания, ставшего впоследствии организующим началом большой текстовой структуры - «"ночной" поэзии» — что навсегда вписало имя Юнга в историю мировой литературы.

5. Несмотря на то, что в русской литературе до последней трети XVIII века оригинальные произведения, связанные с тематическим комплексом ночи, хотя и в весьма ограниченном количестве все-таки появляются (стихотворения М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова), они созданы еще по рационалистическим канонам и подчиняются иным эстетическим установкам, нежели произведения «ночного» сверхтекста, поэтому неизбежно оказываются за пределами данного типологического единства. Сверхтекст отечественной «ночной» поэзии начинает формироваться только в конце XVIII века, когда художниками обнаруживаются новые принципы изображения внутреннего мира человека, уже нашедшие воплощение в поэме Юнга. Первым русским поэтом, показавшим, что ситуация, инициирующая ночное размышление, может отзываться различными (как положительными, так и отрицательными) коннотациями, а следовательно, разными могут быть и установки воспринимающего ее сознания, стал М. Н. Муравьев, чьи стихотворения «Ночь» (1776, 1785) и «Неизвестность жизни» (1775, 1802), отражают жизнь «ночного» сознания, но прямо противоположны по типу доминирующей художественной модальности.

6. В стихотворных опытах Боброва и Каменева впервые в русской поэзии уже не только оказалось обозначено наличие «ночного» сознания как некой обладающей существенным своеобразием области духовной жизни, но и была обнаружена и зафиксирована мистическая, форма его существования. Выявление модуса «ночного» сознания и обнаружение особого способа его существования и реализации свидетельствовало о смене художественных и,

3 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - С. 122. шире, мировоззренческих ориентиров: литература искала новые способы передачи душевной жизни и все больше служила самовыражению автора.

7. К середине XIX века сверхтекст «ночной» поэзии окончательно обретает свои типологические черты. В это время в «ночной» поэзии, как и во всей русской лирике, интенсивно идет процесс углубления исходного принципа классики - ориентации на конкретное и конечно-размерное начало (в том числе на «индивидуально лирическое событие»),4 выражающийся не только через появление множества оригинальных стихотворений, на основе авторского видения мира разрабатывающих ситуацию ночного размышления, но и через те формы «ночного» сознания (религиозно-мистическую, психологическую, экзистенциальную, мифологическую), которые получают отражение в этих стихотворениях.

8. Поэты-«восьмидесятники» оказываются связующим звеном между классиками и художниками последующего поколения. С одной стороны, стремясь остаться в русле классической традиции, они просто обрекают себя на культивирование «поэтической банальности» (выражение Е.В. Ермиловой), с другой — ориентируясь на художественные опыты своих предшественников, обнаруживают в собственном творчестве некоторые принципы «новой» поэзии. Уже в их «ночной» поэзии есть произведения, в которых почти разрушается привязка метафорического образа к реальности и вызревают предпосылки для новой поэтической образности.

Проведенное исследование и сделанные в ходе него выводы позволяют наметить перспективы дальнейшей работы над заявленной темой.

Во-первых, так как в данной диссертации было установлено, что, помимо так называемых «локальных» (московский, петербургский, венецианский, флорентийский и др.) и «персональных» (пушкинский, шекспировский, булга-ковский и др.) (типология Н. Е. Меднис) сверхтекстов, в литературе существуют и другие разновидности типологических единств (например, «ночной»

4 Бройтман С. Н. Русская лирика XIX- начала XX века в-свете исторической поэтики. - С. 171-172. поэтический сверхтекст), считаем, что одним из перспективных направлений литературоведческой науки является их дальнейшее выявление и изучение.

Во-вторых, поскольку наше исследование было посвящено только сверхтексту «ночной» поэзии и область научных интересов ограничивалась выявлением и анализом образующих его поэтических произведений, логично предположить, что в дальнейшем возможно расширение объекта изучения и включение в сферу исследовательских задач вопросов, связанных с прозаическим «ночным» сверхтекстом.

В-третьих, так как анализируемый сверхтекст представляет собой открытую систему, находящуюся в непрерывном развитии, а наша научная работа касалась только «ночной» поэзии классического периода (романтической традиции), думаем, что в перспективе было бы возможно проследить процесс формирования данного сверхтекста в литературе XX — начала XXI веков, исследовать интертекстуальные связи в произведениях художников разных эпох.

В-четвертых, полагаем возможным более детальное рассмотрение различных элементов «ночного» поэтического (прозаического) сверхтекста (архетипов, символов, знаков, образов, мотивов, ситуаций и т. д.), выявление их роли в рамках вышеназванной художественной системы, решение вопросов, связанных с их- модификацией на различных этапах формирования данной системы; перспективным также считаем изучение жанровых разновидностей «ночной» поэзии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тихомирова, Людмила Николаевна, 2010 год

1. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века / В. В. Абашев. Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2000. - 404 с.

2. Аверинцев С. С. Категория поэтики в свете литературных эпох / С. С. Аве-ринцев, М. JI. Андреев и др. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М. : Наследие, 1994. 512 с.

3. Аверинцев С. С. Связь времен / С. С. Аверинцев. Киев : ДУХ I Л1ТЕРА», 2005.-448 с.

4. Азарова Е. В. Поэтика «Вечерних огней» А. А. Фета: дис. . канд. филол. наук / Е. В. Азарова. М. : Моск. гор. пед. ун-т, 2007. - 195 с.

5. Альтшуллер М. Г. С. С. Бобров и русская поэзия конца XVIII начала XIX в. / М. Г. Альтшуллер // Русская литература XVIII в.: Эпоха классицизма / М. — Л. : Наука, 1964. - С. 224 - 246.

6. Английская лирика первой половины XVII века / сост. Горбунов А. Н. -М. : Изд-во Москов. гос. ун-та, 1989. 347 с.

7. Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений / А. Н. Апухтин. — Л. : Сов. писатель, 1991.-448 с.

8. Арсеньев К. К. Поэты двух поколений // Вестник Европы. 1885. № 10. -С. 40-67.

9. Афанасьев А. Н. Древо жизни / А. Н. Афанасьев. М. : Современник, 1983. - 464 с.

10. Афанасьев В. В. Жуковский / В. В. Афанасьев. М. : Мол. гвардия, 1986. -399 с.

11. Ахмедов Т. И. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, теория, практика / Т. И. Ахмедов, М. Е. Жидко. М. : ACT; Харьков: Фолио, 2001.-768 с.

12. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности / Е. А. Баженова. Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2001. - 269 с.

13. Баженова Е. А. Политекстуальность научного текста Электронный ресурс. / Е. А. Баженова // Стереотипность и' творчество в тексте. — Режим доступа : www.psu.ru/pub/filologl/l4.rtf.

14. Башляр Г. Избранное: Научный рационализм / Г. Башляр. М — СПб. : Университет, кн., 2000. - 325 с.

15. Белоусова Е. И. Философская лирика Ф. И. Тютчева / Е. И. Белоусова // Школа. 2003. 5. - С. 91 - 94.

16. Белый А Символизм как миропонимание / А. Белый. М. : Республика, 1994.-528 с.

17. Белый А. Поэзия слова. О смысле познания / А. Белый. Пб.: Эпоха, 1922. -136 с.

18. Бердяев Н. А. Новое средневековье: размышление о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М. : Феникс - ХДС-пресс, 1991. - 82 с.

19. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М. : Книга, 1994. - 446 с.

20. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. — СПб. : Азбука классика, 2001. — 510 с.

21. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев / Н. Я. Берковский // Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. Л. : Сов. писатель, 1987. — С. 5 - 42.

22. Вернадская Ю. Е. Трансцендентное и его поэтическая интерпретация: авто-реф. дис. . канд. философ, наук / Ю. Е. Вернадская. Омск : Ом. гос. тех. ун-т, 2002. - 18с.

23. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева. — М. : ACT; СПб. : Сова, 2007. - 383 с.

24. Битенская Г. В. Художественная проза о войне как сверхтекст: Категория пространства. автореф. дис. . канд. филол. наук / Г. В. Битенская. — Екатеринбург : Урал. гос. ун-т. им. А. М. Горького, 1993. - 18 с.

25. Благой Д. Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета / Д. Д. Благой. — М.: Худож. лит., 1975. 110 с.

26. Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т.- М. Л., Гослитиздат, 1962. - Т. 5. - 325 с.

27. Бобров С. С. Рассвет полночи. Херсонида: в 2-х т. / С. С. Бобров. М. : Наука, 2008.-Т. 1.-649 с.

28. Ботвинник М: Н. Мифологический словарь / М. Н. Ботвинник и др.. Л. : Учпедгиз, 1961.-292 с.

29. Бройтман С. Н. «О чем ты воешь, ветр ночной?.» / С. Н. Бройтман // Анализ одного стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?.»: Сборник научных трудов. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. - С. 6 - 19.

30. Бройтман С. Н. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман // Теория литературы: в 2 т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. - Т. 2. - 368 с.

31. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура) / С. Н. Бройтман. — М.: Рос. гос. гуманит.ун-т, 1997.-307 с. •

32. Брюсов В. Я. Сочинения: в 2-х т. / В. Я. Брюсов. М. : Худож. лит., 1987. -Т. 2.-575 с.

33. Бухштаб Б. Я Русские поэты / Б. Я. Бухштаб. Л.: Худож. лит., 1970. -247с.

34. Бялый Г. А. С. Я. Надсон // Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Г. А. Бялый. — М. — Л.: Сов писатель, 1962. С. 5 — 46.

35. Валеев Э. Н. «Судьбою прерванный полет.»: Г. П. Каменев в русской литературе рубежа XVIII- XIX веков / Э. Н. Валеев. Казань : Наследие, 2001. - 136 с.

36. Валеев Э. Н. Т. П. Каменев в историко-литературном процессе конца XVIII -начала XIX века: автореф. дис. . канд. филол. наук / Э. Н. Валеев. Казань: Казан. гос. ун-т, 2001. — 23 с.

37. Ванслов В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. М. : Искусство, 1966. — 404 с.

38. Вейсман И. 3. Ленинградский текст Сергея Довлатова: дис. . .канд. филол. наук / И. 3. Вейсман. Саратов : Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2005. - 211 с.

39. Веселовский. А. Н. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А. Н. Веселовский. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. - XII, 546 с.

40. Волынский A. JI. Книга великого гнева: Крит, статьи. Заметки. Полемика. / A. JL Волынский. СПб. : Тип. «Труд», 1904. - 524 с.

41. Воронин Т. JI. Творчество С. А. Ширинского-Шихматова: автореф. дис. . канд. филол. наук / Т. JI. Воронин. Москва : Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2002.- 18 с.

42. Высоцкий И. И. Поэзия графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова / И. И. Высоцкий. Рига : Тип. А. Неставского, 1913. — 44 с.

43. Вяземский Ц. А. Стихотворения / П. А. Вяземский. Л. : Сов. писатель, 1986.-544 с.

44. Гаврилкова И. Н. Предромантизм в русской поэзии конца XVIII — начала XIX веков: дис. .канд. филол наук / И. Н. Гаврилкова. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2003.-212 с.

45. Ганин В. Н. Поэзия Эдуарда Юнга: Становление жанра медитативно-дидактической поэмы: автореферат дис. .канд. филол. наук / В. Н. Ганин. -М. : Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1990. 16 с.

46. Гачева А. Г. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.» (Достоевский и Тютчев) / А. Г. Гачева. М. : ИМЛИ РАН, 2004. - 640 с.

47. Гершензон, М. О. Мудрость Пушкина / М. О. Гершензон. — Томск : Водолей, 1997.-288 с.

48. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. М. : Интрада, 1997. - 415 с.

49. Гинзбург Л. Я. О старом и новом / Л. Я. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1982.-424 с.

50. Глинка Ф. Н. Стихотворения / Ф. Н. Глинка. — Л. : Сов. писатель, 1961. — 358 с.51 .Голенищев-Кутузов А. А. Сочинения графа А. Голенищева-Кутузова: в 3 т. СПб : Тип. т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1914. - Т. 1. - 344 с.

51. Голенищев-Кутузов А. А. На закате / А. А. Голенищев-Кутузов. СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1912. - 56 с.

52. Голенищев-Кутузов А. А. Сочинения графа А. Голенищева-Кутузова: в 4 т. / А. А. Голенищев-Кутузов. СПб. : Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904.

53. Голенищев-Кутузов А. А. Стихотворения князя Д. Н. Цертелева 1883 — 1891. Критический разбор / А. А. Голенищев-Кутузов. СПб. : Тип. Имп. АН, 1893.- 11 с.

54. Горбовский А. А. В круге вечного возвращения? Три гипотезы / А. А. Гор-бовский. М. : Знание, 1989. - 48 с.

55. Горбовский А. А. Пророки? Прозорливцы? / А. А. Горбовский. М. : Знание, 1990.-48 с.

56. Горшков А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка / А. И. Горшков. -М. : Дрофа, 2000. 288 с.

57. Грачева И. В. Мотив звезд в лирике Тютчева / И. В. Грачева // Русская словесность. 2004. - № 2 - С. 26 - 29.

58. Греханкина JI. В. В Россию верил / JL В. Греханкина // Школа. 2003. -№ 5. - С. 81 — 83.

59. Григорьев А. А. Литературная критика / А. А. Григорьев. М.: Худож. лит. 1967.-631 с.

60. Грот Я. К. Жизнь Державина / Я. К. Грот. — М. : Алгоритм: Арт-Бизнес-Центр, 1997.-685 с.

61. Дарский Д. С. Чудесные вымыслы: О космическом сознании в лирике Тютчева/ Д. С. Дарский. -М. : Тип. А. А. Левинсона, 1913. 136 с.

62. Дельвиг А. А. Сочинения барона А. А. Дельвига / А. А. Дельвиг. СПб.: Тип. Я. Соколова, 1903.-XX, 171 с.

63. Державин Г. Р. Сочинения. / Г. Р. Державин. М. : Правда, 1985. - 576 с.

64. Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. / М. М. Дунаев — М.: Христианская литература, 2001. Ч. I - II. - 763 с.

65. Ермилова Е. В. Лирика «безвременья» (конец века) / Е. В. Ермилова // Ко-жинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М.: Современник, 1978. - С. 199 - 286.

66. Ермоленко С. И. Лирика М. Ю. Лермонтова: жанровые процессы / С. И. Ермоленко. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 420 с.

67. Жемчужников А. М. Отзвуки души. Стихотворения К. Льдова / А. Жемчужников. СПб. : Тип. Имп. Ак. Наук., 1903. - 5 с.

68. Жирмунский В. М. Немецкий -романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. СПб. : Аксиома, Новатор, 1996. - 232 с.

69. Жуковский В. А. Собрание сочинений в 4 т. / В. А. Жуковский. М.: Ху-дож. лит., 1985. - 560 с.

70. Жуковский В. А. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. Стихотворения / В. А. Жуковский. М. -Л. : Гос. изд-во худож. лит., 1959. - 480 с.

71. Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: Проблемы поэтики / А. И. Журавлева. М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 285 с.

72. Заборов П. Р. «Ночные размышления» Юнга в ранних русских переводах / П. Р. Заборов // Русская литература XVIII в.: эпоха классицизма / М. Л. : Наука, 1964.-С. 269-279.

73. Зайонц Л. О. Юнг в поэтическом, мире С. Боброва / Л. О. Зайонц // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 645 Труды по русской и славянской филологии. Проблема типологии русской литературы. Тарту, 1985. - С. 71 — 85.

74. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий / В. В. Заманская. М. : Флинта: Наука, 2002. -304 с.

75. Зограф Н. Ю. К вопросу об эволюции искусства передвижников в 18001890-е годы (И. Е. Репин и Н. Н. Ге) Электронный ресурс. / Н. Ю. Зограф. -Режим доступа: tphv.ru/tphvzograf.php.

76. Зорин А. Л. Триста лет со дня рождения Э. Юнга / А. Л. Зорин // Памятные книжные даты / М. : Книга, 1983. С. 82, 83.

77. Зырянов О. В. Лермонтовский миф: некоторые аспекты проблемы / О. В. Зырянов // Архетипические структуры художественного сознания : сб. статей / Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 110-121.

78. Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект / О. В. Зырянов. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003.- 548 с.

79. Зырянов О. В. О некоторых аспектах поэтического диалога Ф. Тютчева и А. Фета / О. В. Зырянов // Языки филологии: теория, история, диалог : Сб. науч. тр. к семидесятилетию М. М. Гиршмана. Донецк, 2007. - С. 172 - 187.

80. Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий / И. А. Ильин. М. : Лепта, 2006. - 298с.82. «Как слово цаше отзовется.» / Сост. Н. Колосова. М. : Правда, 1986. — 704 с.

81. Капитонова Н. А. Лирика А. Н. Жемчужникова: проблематика и поэтика: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н: А. Капитонова. Тамбов, 2006. - 21 с.

82. Касаткина В. Н. Поэзия гражданского подвига: Литературная деятельность декабристов / В. Н. Касаткина. М. : Просвещение, 1987. - 240 с.

83. Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева / В. Н. Касаткина. М. : Просвещение, 1978.- 174 с.

84. Касаткина В. Н. Тютчевская традиция в «ночной» поэзии А. А. Фета и К. К. Случевского./ В. Н. Касаткина // Вопросы развития русской поэзии XIX в. Науч. тр.- Куйбышев, 1975. Т. 155. - С. 70 - 89.

85. Кириленко Е. И. Феноменология бессонницы / Е. И. Кириленко // Человек.- 2005.-№3.-С. 17-30.

86. Ковалева Т. В. Русский стих 80 90-х годов XIX века: автореф. .!. канд. филол. наук / Т. В. Ковалева. - Москва, 1994. — 16 с.

87. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра / В. В. Кожинов. М. : Современник, 1978. - 303 с.

88. Козлов И. И. Стихотворения / И. И. Козлов. М.: Сов. Россия, 1979. - 176с.

89. Кондратова Т. И. поэтический мир Константина Михайловича Фофанова: автореф. дис. . канд. филол. наук / Т. И. Кондратова. Коломна, 1999. —20 с.

90. Коровин В. JI. С. С. Бобров. Жизнь и творчество: автореф. дис. . канд. филол. наук / В. JI. Коровин. М. : Моск. гос. ун-т, 2000. - 18 с.

91. Королева Н. В. В. К. Кюхельбекер / Н. В. Королева // Избранные произведения: в 2 т. / В. К. Кюхельбекер. М. - JI: Сов. писатель, 1967. — Т. 1. — С. 5 — 61.

92. Костыря М. А. Ночной пейзаж в западноевропейской живописи XVII века: дис. . канд. искусствоведения / М. А. Костыря. СПб. : С-Петерб. гос. ун-т, 2004.- 163 с.

93. Круковский .А. В. Певец безмятежных переживаний (оттиск из IV вып. «Филол. записок» за 1915 г) / А. В. Круковский. Воронеж, 1915.-38с.

94. Кулакова JI. И. Поэзия М. Н. Муравьева / JI. И. Кулакова // М. Н. Муравьев Стихотворения. JL : Сов. писатель, 1967. С. 5-49.

95. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века (70-е 90-е годы) / В. И. Кулешов. - М. : Высш. шк., 1983. - 400 с.

96. Купина Н. А. Сверхтекст и его разновидности / Н. А. Купина, Г. В. Битен-ская // Человек. Текст. Культура / Екатеринбург, 1994. С. 214 - 233.

97. Кюхельбекер В. К. Избранные произведения: в 2 т. Стихотворения /

98. B. К. Кюхельбекер. — М. JI. : Сов. писатель, 1967. — Т.1. — 666 с.

99. Левин Ю. Английская поэзия и литература русского сентиментализма / Ю. Левин // Восприятие английской литературы в России. М. : Наука, 1990. —1. C. 117-129.

100. Лежнев А. 3. Два поэта. Гейне и Тютчев / А. Лежнев. — М. : Худож. лит., 1934.-351 с.

101. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература: 1950 1990-е годы: в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М. : Академия, 2003. - Т. 1. — 416 с.

102. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / М. Ю. Лермонтов. М. : Худож. лит., 1965.

103. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. — 784 с.

104. Ли Су Ён «Бездна безымянная» в философской лирике Ф. И. Тютчева / Ли Су Ён // Русская литература. 2001. - № 4. - С. 162 - 164.

105. Лиманская Ю. С. Произведения М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и гармония» в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века: автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю. С. Лиманская. Сургут : Сургут, гос. пед. ун-т, 2007. - 19 с.

106. Ложкова Т. А. «Ночная» лирика М. Ю. Лермонтова: традиции и новаторство / Т. А. Ложкова // Лермонтовские чтения: материалы зональной научной конференции / НУ ДО «Межотраслевой региональный центр». Екатеринбург, 1999.-С. 33-41.

107. Ломоносов М. В. Сочинения / М. В. Ломоносов М. : Современник, 1987. - 444 с.

108. Лосев А. Ф. Классицизм. Конспект лекций по эстетике нового времени / А. Ф. Лосев // Литературная учеба. 1990. - №4. - С. 139 - 150.

109. Лосский В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский. М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 126 с.

110. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие / В. Н. Лосский. М. : Центр «СЭИ», 1991. - 228 с.

111. Лосский Н. О. Избранное. М. : Правда, 1991. - 622 с.

112. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н. О. Лосский. Париж : YMCA - PRESS, 1938. - 226 с.

113. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М. : Гнозис; Прогресс, 1992.-272 с.

114. Лотман Ю. М. Русская поэзия начала Х1Хвека / Ю. М. Лотман // Поэты начала XIX века. Л. : Сов. писатель, 1961. - С. 5 - 112.

115. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю. М. Лотман // Семиотика города и городской культуры. Петербург : Трудыпо знаковым системам Тарту, 1984. - XVIII. - С. 30 — 45.

116. Льдов К. Н. Лирические стихотворения / К. Н. Льдов. — СПб. : Паровая скоропечатня Я. И. Либермана, 1897. 191 с.

117. Льдов К. Н. Отзвуки души. Стихотворения / К. Н. Льдов. — СПб. : Тип. В. В. Комарова, 1899. 95 с.

118. Льдов К. Н. Против течения (из сказанного и несказанного за пятьдесят лет) / К. Н. Льдов. Брюссель : Книгоизд-во Ю. А. Квашнина, 1926. — 95 с.

119. Льдов К. Н. Стихотворения Константина Льдова / К. Н. Льдов. — СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1890. 270 с.

120. Любович Н. О пересмотре традиционных толкований некоторых стихотворений Лермонтова / Н. Любович // М. Ю. Лермонтов: сб. статей и материалов. Ставрополь : Ставроп. кн. изд-во, 1960. - 543с.

121. Магомедова Д. М. «Сверхтекст» и «сверхдеталь» в русской и западной культуре / Д. М. Магомедова, Н. Д. Тамарченко // Дискурс. 1998. - № 7. - С. 24 - 28.

122. Маймин Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет / Е. А. Маймин. М. : Просвещение, 1989. -1*57 с.

123. Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев / Е. А. Маймин. М. : Наука, 1976. - 190 с.

124. Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. -М. : Школа, 1999.-216 с.

125. Масонство и русская литература XVIII начала XIX вв. - М. : Эдиториал УРСС, 2000.-269 с.

126. Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе / Н. Е. Меднис. Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1999. - 329 с.

127. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе / Н. Е. Меднис. — Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2003. — 170 с.

128. Мейлах Б. С. «.Сквозь магический кристалл.» : путь в мир Пушкина / Б. С. Мейлах. М. : Высш. школа, 1990. - 339 с.

129. Мережковский Д. С. JI. Толстой-и Достоевский. Вечные спутники / Д. С. Мережковский. М. : Республика, 1995. - 632 с.

130. Мережковский Д. С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества / Д. С. Мережковский // Полн. собр. соч.- СПб. М. : Изд. т-ва М. О. Вольф, 1911. - Т. 10. -С. 288-334. "

131. Минский Н. М. Полное собрание сочинений: в 4 т. / Н. М. Минский. — СПб. : Изд-во М. В. Пирожкова, 1904.

132. Минский Н. М. Стихотворения / Н. М. Минский. СПб. : Тип. В. С. Ба-лашева, 1887, 248 с.

133. Минц 3. Г. "Петербургский текст"- и русский символизм / 3. Г. Минц, М. В. Безродный, А. А. Данилевский // Семиотика города и городской культуры. Петербург: Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. - XVIII. - С. 78 - 88.

134. Мирошникова О. В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника 'и жанровая динамика: дис. . доктора филол. наук / О. В. Мирошникова. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. - 466 с.

135. Мирошникова О. В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика: автореф. дис. . доктора филол. наук / О. В. Мирошникова. — Омск : Ом. гос. ун-т 2004. 44 с.

136. Митрополит Николай (Ярушевич) Слова и речи (1957 1960) / Митрополит Николай (Ярушевич). - СПб.: Сатис, 1994. - 267с.

137. Михайлов А. В. Судьба классического наследия на рубеже XVIII XIX в.в./ А. В. Михайлов // Классика и современность / — М. : Изд-во Моск. гос унта, 1991.-С. 149-164.

138. Муравьев В. Н. Внутренний путь / В. Н. Муравьев // Вопросы философии. 1992.-№ 1.-С. 102-110.

139. Муравьев М. Н Сочинения М. Н. Муравьева / М. Н. Муравьев. СПб. : Изд-во придворн. книгопродавца А. Смирдина (сына), 1856. - 407 с.

140. Муравьев М. Н. Стихотворения / М. Н. Муравьев. — Л. : Сов. писатель. -1967.-386 с.

141. Надсон С. Я. Стихотворения / С. Я. Надсон. -М.: Сов. Россия, 1987. —336 с.

142. Найдыш В. М. Философия мифологии / В. М. Найдыш. М.: Гадарики, 2002. - 554 с.

143. Налимов В. В. В поисках иных смыслов / В. В. Налимов. М. : Издат. группа «Прогресс», 1993. - 280 с.

144. Налимов В. В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов. М. : Изд-во «Прометей» Моск. гос. пед. ин-та им. Ленина, 1989. - 287 с.

145. Нб.Недоброво Н. В. О Тютчеве / Н. В. Недоброво // Вопросы литературы, 2000.-№6.-С. 284-309.

146. Николай, Митрополит Месогейский и Лавреотиккийский Человек на границе миров. От неразрешимых вопросов к «логике иной» / Митрополит Месогейский и Лавреотиккийский Николай. Минск : Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2007. - 96 с.

147. Нилус С. А. Полн. собр. соч.: в 6 т. Великое в малом (Записки православного) / С. А. Нилус. М. : Паломник, 1999. - Т. 1. - 799 с.

148. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Литературные памятники / Ф. Ницше, — М. : Мысль, 1990. Т.1. - 829 с.

149. Ницше Ф. Избранные произведения: в 3 т. «Странник и его тень» / Ф. Ницше. М. : «REFL-book», 1994. - Т. 2. - 400с.

150. Новалис Гимны к ночи / Новалис. М. : Энигма, 1996. - 192 с.

151. Новейший философский словарь Электронный ресурс. — Режим доступа: dict.3dn.ru/load/4-l-0-43

152. Нольман М. Лермонтов и Байрон / М. Нольман // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: исследования и материалы / М. : ОГИЗ, 1941. С. 466 - 516.

153. Памяти графа А. А. Голенищева-Кутузова. — СПб. : Тип. М. М. Стасюле-вича, 1913. 5 с.

154. Пашкуров А. Н. Жанрово-тематические модификации поэзии русского сентиментализма и предромантизма в свете категории Возвышенного: автореф. дис. .д-ра филол. наук / А. Н. Пашкуров.- Казань: Казан, гос. ун-т, 2005. -44 с.

155. Пашкуров А. Н. Становление "кладбищенской" юнгианской поэтики в лирике Г.П. Каменева / А. Н. Пашкуров // Русская сопоставительная филология. — Казань : Изд-во Казан, гос. ун-та, 2005. — 256 с.

156. Пивоев В. М. Мифологическое. сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. Петрозаводск : Карелия, 1991. — 111 с.

157. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: дис. . д-ра философ, наук / В. М. Пивоев. Петрозаводск: Петр, гос ун-т, 1993. - 280 с.

158. Пивоев В. М. Парадоксы философской деятельности // Пивоев В. М. // Региональные аспекты социально-экономического развития хозяйственного комплекса / Петрозаводск : Петр, гос ун-т, 1999. С. 73 — 82.

159. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева / Пигарев К. В. — М. : Изд-во АН СССР, 1962.-376 с.

160. Полежаев А. И. Стихотворения / А. И. Полежаев. — JI. : Сов. писатель, 1937.-264 с.

161. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дисс. . д-ра филол. наук / Е. В. Попова. М. : Моск. гос. ун-т, 2004. - 326 с.

162. Поэты XVIII века. JI.: Сов. писатель, 1936. - 429 с.

163. Поэты начала XIX века. — JI. : Сов. писатель, 1961. — 658 с.

164. Поэты тютчевской плеяды. -М. : Сов. Россия, 1982. 400с

165. Поэты-декабристы: Стихотворения. — М. : Худож. лит., 1986. -431 с.

166. Поэты-радищевцы. JI. : Сов. писатель, 1979. - 588 с.

167. Поэты 1840 1850-х годов. - Л. : Сов. писатель, 1972. - 544 с.

168. Поэты 1880 1890-х годов. - Л. : Сов. писатель, 1972. - 728 с.

169. Преп. Силуан Афонский О несозданном божественном свете и образах созерцания его / Преп. Силуан Афонский // С. А. Нилус Полн. собр. соч.: в 6 т. — М.: Паломник, 1999. Т.1 - С. 692 - 706.

170. Прохорова Л. С. Лондонский городской текст русской литературы: дис. . .канд. филол. наук / Л. С. Прохорова. — Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 21 с.

171. Пумпянский Л. В. Поэзия Ф. И. Тютчева / Л. В. Пумпянский // Урания. Тютчевский альманах. Л. : Прибой, 1928. - С. 9 - 57.

172. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. / А. С. Пушкин. М. : Изд-во АН СССР, 1957.

173. Розанов В. В. О легенде «Великий инквизитор» / В. В. Розанов // О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М. : Мол. гвардия, 1992. - 270 с.

174. Розанов И. Н. Отзвуки Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. М. : Изд-во т-ва «В.- В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914.-С. 237-289.

175. Савина В. В. Творчество Новалиса в контексте европейской романтической традиции: дис. . канд. филол. наук / В. В. Савина. Нижний Новгород, 1994.-238 с.

176. Сапожков С. В. Русская поэзия в свете системного анализа: От С. Я. Надсона к К. К. Случевскому, течения, кружки, стили: дис. . доктора филол. наук.-М, 1999.-471 с.

177. Сахаров В. И. Чаяния Ветхого Адама (Человек в философии русских масонов) Электорный ресурс. / В. И.-Сахаров. Режим доступа: http: // аг-chives.narod.ru/Homo.htm

178. Сахаров В. И. Русская масонская поэзия XVIII века (к постановке проблемы) / В. И. Сахаров // Русская литература. 1995. - № 4. - С. 3 - 26.

179. Сахаров В. И. Миф о Золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия / В. И. Сахаров // Вопросы литературы. 2000. - № 6. — С. 4 - 36.

180. Свендсен JI Философия скуки / Л. Свендсен. М. : Прогресс-Традиция, 2003.-253 с.

181. Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского / И. М. Семенко. М. : Худож. лит., 1975. - 256 с.

182. Семенова С. Г. Преодоление трагедии: "вечные вопросы" в литературе / С. Г. Семенова. -М. : Сов. писатель, 1989. 439 с.

183. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества / Н. Н. Скатов. Л. : Просвещение, 1991.-239 с.

184. Сковорода Г. С. Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Т. 1 / Г. С. Сковорода. СПб., 19.12. - XVI. - 543 с.

185. Случевский К. К. Сочинения: В 6 т. Стихотворения / К. К. Случевский. -СПб. : Изд-во А. Ф. Маркса, 1898. Т. 1, 2.

186. Смусина М. Л. Элегии А. А. Ржевского / М. Л. Смусина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века (от классицизма к романтизму)-. Л. : Изд-во Лен. гос. пед. ин-та им. Герцена, 1974. - Вып. 1. - С. 25 - 32.

187. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров, М. : Сов. Энциклопедия, 1987. - 1600 с.

188. Созина Е. К. Творчество Ф. И. Тютчева в российском литературоведении / Е. К. Созина // Известия Урал. гос. ун-та. 2004. - № 33. - С. 149 - 155.

189. Соловьев В. С. О лирической поэзии / В. С. Соловьев // Смысл любви: Избранные произведения. М. : Современник, 1991. - С. 85 - 110.

190. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. / В. С. Соловьев. -М. : Искусство, 1991.-701 с.

191. Спивак Р. С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров / Р. С. Спивак. — Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1985. 140 с.

192. Страхов Н. Н. А. А. Фет. Биографический очерк Н. Н. Страхова / Н. Н. Страхов // Литературная критика : сб. статей. СПб. : Русский христианский гуманитарный ин-т, 2000. — С. 416 - 431.

193. Сурат И. 3. Три века русской поэзии / И. 3. Сурат // Новый мир. 2006. -№ 11.-С. 140-150.

194. Сухова Н. П. Лирика Афанасия Фета / Н. П. Сухова. М. : Изд-во Моск. гос ун-та, 2000. - 80 с.

195. Таборисская Е. М. Онтологическая лирика Пушкина 1826 1836 годов / Е. М. Таборисская // Пушкин: Исследования и материалы. — СПб. : Наука, 1995.-С. 76-97.

196. Таборисская Е. М. «Бессонницы» в русской лирике (к проблеме тематического жанроида) / Е. М. Таборисская // «Studia metrica et poetica» Памяти П. А. Руднева. СПб. : Академ, проект, 1999. - С. 224 - 235.

197. Тамарченко Н. Д. Теория литературы: в 2 т. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. М. : Академия, 2004. - Т. 1. - 512 с.

198. Тарланов Е. 3. Поэзия К. М. Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX века: автореф. дис. .доктора филол. наук / Е. 3. Тарланов. СПб., 1999.-49 с.

199. Тарт Ч. Измененные состояния сознания / Ч. Тарт. М.: Эксмо, 2003. - 288 с.

200. Тахо-Годи Е. А. Константин Случевский: портрет на пушкинском фоне / Е. А. Тахо-Годи. СПб. : Алетейя, 2000. - 389 с.

201. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов и др. Новосибирск : Наука, Сиб. отд., 1989.-197 с.

202. Терпугова Т. Г. Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII — XVIII веков / Т. Г. Терпугова. — Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2005. 172 с.

203. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ, Образ: исследования в области мифопо-этического: Избранное / В. Н. Топоров. М.: Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.

204. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М. : Республику, 1994. -431с.

205. Туманский В. И. Стихотворения и письма / В. И. Туманский. СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1912. - 434 с.

206. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977.-С. 38-51.

207. ТюпаВ. И. Бессонницы русских поэтов / В. И. Тюпа // Текст. Поэтика. Стиль : сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. - С. 137 - 145.

208. Тютчев Ф. И. Сочинения: в 2 т. Стихотворения / Тютчев Ф. И. — М. : Худож. лит., 1984. Т. 1. 495 с.

209. Уразаева Т. Т. Лермонтов: История души человеческой / Т. Т. Уразаева. — Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. — 235 с.

210. Федоров Ф. П. Ночь в лирике Тютчева / Ф. П. Федоров // Славянские чтения- Даугавпилс Резекне, 2000. — Вып. 1. — С. 38 — 67.

211. Фет А. А. Сочинения: в 2 т. — М. : Худож. лит., 1990.

212. Фет А. А. Вечерние огни // Под ред. Д. Д. Благого, М. А. Соколовой. М. : Наука, 1971.

213. Фет А. А. Сочинения: в 2 т. Стихотворения, поэмы, переводы / А. А. Фет. -М. : Худож. лит., 1982. Т. 1. - 575 с.

214. Флоренский П. А. У водоразделов мысли / П, А. Флоренский. М. : Правда, 1990.-446 с.

215. Флоренский П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. — М. : Искусство, 1995. -255 с.

216. Флоровский Г. А. Пути русского богословия / Г. А. Флоровский. Париж: YMCA - PRESS, 1983. - 600 с.

217. Франк С. Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева / С. Л. Франк // Русская мысль. — 1913. кн. 11. - С. 1-31.

218. Фридлендер Г. М. Спорные вопросы изучения Жуковского / Г. М. Фрид-лендер // Жуковский и русская культура. М. : Наука, 1987. - С. 5 - 32.

219. Хапизев В. Е. Лирика / В. Е. Хализев // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: / Л. В. Чернец и др.; под ред. Л. В. Чернец. М. : Высш. школа, Академия, 2003. — С. 133 - 141.

220. Херасков М. М. Избранные произведения / М. М. Херасков. Л. : Сов. писатель, 1961.-409 с.

221. Хомяков А. С. Стихотворения, драмы / А. С. Хомяков. Л. : Сов. писатель. - 1969. - 596 с.

222. Хомяков А. С. Стихотворения А. С. Хомякова / А. С. Хомяков.- М. : Тип. А. Гатцука. 1881. 164 с.

223. Хурумов С. Ю. «Ночная» «кладбищенская» английская поэзия в восприятии С. С Боброва: дис. . канд. филол. наук / С. Ю. Хурумов. М. : Рос. гум. ун-т, 1998.- 131 с. ,

224. Хурумов С. Ю. "Ночная" "кладбищенская" английская поэзия в восприятии С. С. Боброва: автореф. дис. . канд. филол. наук / С. Ю Хурумов. — М. : Рос. гум. ун-т, 1998.-22 с.

225. Цертелев Д. Н. Стихотворения князя Д. Н. Цертелева / Д. Н. Цертелев. -СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1883.- 170 с.

226. Цертелев Д. Н. Стихотворения князя Д. Н. Цертелева 1883 1901 / Д. Н. Цертелев. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902. - 270 с.

227. Шаламов В. Т. Переписка с Кожиновым В. В. Электронный ресурс. -http://shalamov.ru/library/24/63 .html

228. Шевырев С. П. Стихотворения / С. П. Шевырев. — JI. : Сов. писатель, 1939. -262 с.

229. Шмеман А. Воскресные беседы / А. Шмеман. М.: Паломник, 1993. — 222 с.

230. Шмеман А. Проповеди и беседы / А. Шмеман. М. : Паломник, 2000. — 207 с.

231. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Шопенгауэр А. — М. : Республика, 1992. 448 с.

232. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. М. : Мысль, 1993. - 663 с.

233. Щемелева JI. М. О русской философской лирике XIX зека / JI. М. Щемелева//Вопросы философии. № 5. - 1974. - С. 90 - 100.

234. Щенникова JI. П. Русская поэзия 1880 1890-х годов как культурно-исторический феномен: автореф. дис. .доктора филол. наук. / JI. П. Щенникова. - Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2003. - 48 с.

235. Щенникова- JI. П. Русская поэзия 1880 1890-х годов как культурно-исторический феномен / JI. П. Щенникова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. унта, 2002. - 456 с.

236. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной.» : система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. М. : Высш. шк., 1990. - 303 с.

237. Юнг Э Стихотворческие красоты Эдуарда Йонга / Э. Юнг. — М. : Тип. Кряжева и Мея, 1806. 146 с.

238. Юнг Э. Плач, или Нощныя мысли о жизни, смерти и безсмертии, английское творение г. Йонга : в 2 ч. Ч. 2 / Э. Юнг. СПб. : Тип. Г. М. Коллегии, 1799.-503 с. •

239. Ямпольский М. Б. Зоофизиогномика в системе культуры / М. Б. Ямполь-ский // Ученые записки Тартуского государственного университета. Текст — Культура Семиотика нарратива. Труды по знаковым системам XXIII. - Тарту, 1989. - Вып. 855. - С. 63 - 79.

240. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. М. : Практика, 1997. -1056 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.