Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия: на материале инструментальной музыки барокко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Камышникова, Светлана Валентиновна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Камышникова, Светлана Валентиновна
Введение.
ГЛАВА I. Невербальное мышление и синестетичность как музыкально-художественный феномен.
1. Психологический аспект проблемы невербального мышления.
2. Особенности вербальных и невербальных познавательных процессов.
3. Синестетичность художественного и музыкального мышления.
ГЛАВА II. Постижение музыкального смысла на невербальной основе.
1. Невербальные способы музыкального восприятия.
2 Межчувственные связи в восприятии барочной музыки.
ГЛАВА Ш.Активизация невербально-синестетического восприятия как музыкально-педагогическая проблема.
1. Современный отечественный опыт синестезийного музыкального воспитания.
2 Межчувственные связи в изучении инструментальной музыки барокко.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века2006 год, доктор искусствоведения Коляденко, Нина Павловна
Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период2018 год, кандидат наук Мизюркина, Ольга Владимировна
Синестетичность в структуре музыкальной одарённости и её проявление в композиторском творчестве2020 год, доктор искусствоведения Лосева Светлана Николаевна
Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи2004 год, кандидат искусствоведения Якушевич, Марина Валерьевна
Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре2014 год, кандидат наук Лысенко, Светлана Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия: на материале инструментальной музыки барокко»
Рубеж нового тысячелетия характеризуется ростом темпа и сложности жизни, ее научного и информационного уровней, существованием высочайших технологий. Все это требует от современного человека предельной мобилизации ресурсов мозга, развитости интеллекта. При этом происходит разрастание научно-технической сферы цивилизации, культивируются способности и сферы сознания, обеспечивающие бытие науки и техники.
Высокий уровень развития научно-технических знаний определяет рациональную направленность современной гносеологии и современного образования, где большую ценность имеют критико-аналитическая деятельность и рационально-логическая составляющие сознания,, связанные с деятельностью левого полушария головного мозга. Логический уровень сознания признается высшей формой психического отражения, свойственной развитому человеку.
Образование транслирует те знания, которые открывает наука с помощью опыта и эксперимента, другие способы познания и освоения действительности принимаются во внимание в меньшей степени. «Поэтому в техногенной цивилизации процесс образования подчинен развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления, овладению основами наук» [156, с. 12].
Вместе с тем, происходящие в современном обществе коренные социальные изменения свидетельствуют о характерном для рубежа XX-XXI веков смещении доминантности от рационализма к целостности и холизму в видении мира, об ожидании крупных фундаментальных изменений в научном мировоззрении, в первую очередь, в областях гуманитарного знания.1 Соответственно, в музыкальном искусстве, в исполнении, восприятии и интерпретации музыкальных произведений не могут не проявляться способы мышления и мировосприятия современной эпохи.
Актуальность предпринятого исследования связана с активизацией и расширением музыкально-психологической направленности современного музыкознания, меняющей сами подходы к анализу возможных ракурсов музыкального восприятия, слушательских реакций, исполнительских и музыковедческих интерпретаций музыкальных произведений.
Так, например, с одной стороны, неотъемлемым и наиболее эффективным инструментом постижения музыкального смысла, позволяющим охватить различные стороны музыкального искусства, остаются аналитические процедуры. Кроме того, при анализе музыкальных произведений мы неизбежно прибегаем к вербализации своих наблюдений.
С другой стороны, анализ и слово не всесильны. Множество информации, в том числе, музыкальной, воспринимается человеком без ее аналитической и вербальной обработки. Ученые объясняют это тем, что количество поступающих в сознание человека импульсов намного превосходит возможность их перевода в словесные формы [55, с. 226], [62, с. 24]. В наибольшей степени это касается немыслимого вне эмоционального фактора и опирающегося преимущественно на невербальные формы коммуникации музыкального искусства [17, с. 32-33]. Поэтому, несмотря на существующее доминирование рационально-логических
1 В этом смысле можно отметить изучение нового типа объектов (полевых, информационных. самоорганизующихся) в физике и синергетике, активизацию религиозных форм деятельности, укрепление аналитической и трансперсональной ветвей психологии, тенденции гуманизации и гуманитаризации в профессиональном образовании способов познания музыкального искусства, проблема невербальности музыкального восприятия всё больше интересует психологов, музыковедов и практиков музыкального образования, становится все более актуальной.
Среди предложенных в последние десятилетия подходов к проблеме особый ракурс ее осмысления дает психологический, направленный на постижение первичного, непонятийного смысла музыки на основе выявления невербальных1 способов восприятия и мышления. Из невербальных компонентов можно особо выделить межчувственные связи (синестезии). Как «одно из наиболее глубоких проявлений невербального мышления» [77, с. 8], синестезия «инициирует и векторизует полимодальное, объемное, стереоскопическое видение мира» [там же], тем самым выступая в качестве эффективно воздействующего средства, корректирующего рационально-логические установки мышления.
Актуальность темы работы обусловлена также магистральными задачами современного музыкального образования, связанными с изучением и внедрением инновационных музыкальных технологий обучения (в частности синестетических моделей и методик) в систему среднего и высшего звеньев профессионального музыкального образования.
Кроме того, современная социокультурная ситуация заставляет более внимательно отнестись к возможностям невербальных способов восприятия и мышления, раскрепощающих правое полушарие головного мозга, акцентирующих эмоциональность, образность, тонкость и активность сенсорных реакций, гибкость и дивергентность мышления, открытость нелинейно-спонтанных и синтетических путей обработки информации. Как утверждают многие исследователи [35, 36, 55, 93, 106,
1 «Виды мыслительном деятельности, осуществляющейся на неязыковой основе» [17, с 32].
2 Синестезии (соощущения) - «межчувственные связи в психике» [31, с. 119].
113], образная форма мировоззрения, восприимчивая сенсорная система и развитая интуиция дают возможность проявляться более глубоким слоям сознания, поощрять их, укреплять, тренировать.
Укрепление и активизация невербальных путей мыслительной деятельности, в том числе в процессе восприятия музыки, способны корректировать жизнедеятельность человека в плане гармоничного и результативного взаимодействия различных уровней сознания. Гармонизация, по мнению В.Налимова, задается культурой и состоит в «совместимости, неразделенное™ и сопричастности» [105, с. 93] данных уровней. Еще недавно этот вопрос не считался актуальным, но сейчас, в третьем тысячелетии, когда стремительно растет информационный уровень подрастающего поколения, появляются школы раннего развития детей, вопросу формирования гармонично развитой личности, скорректированного взаимодействия ее интеллекта и интуиции, линейного и нелинейного способов обработки информации уделяется огромное внимание. «Если вторичные (интеллект - К.С.) и первичные (чувство, интуиция - К.С.) процессы существуют сами по себе, расщеплены, то страдают и те, и другие, возникает отделение логики и здравого смысла, рациональности от глубоких пластов личности» [93, с. 98]. К. Юнг в свое время подчеркивал, что для «стабильного функционирования разума и психического здоровья необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординировано» [160, с. 45-46].
В популярной на Западе в прошлом и настоящем гуманистической психологии 1 подчеркивается значение холистического 2 отношения человека к миру, ориентированного на интегрированность, целостность, креативность, психическое здоровье и глубинное межличностное общение. Представители этого направления предлагают, во-первых, учиться умению сплавлять и синтезировать свои вторичные и первичные процессы, свое сознательное и бессознательное, свое глубинное «я» и сознающее «я» [93, с. 100-101], во-вторых, наряду с вербальной активностью и рациональными возможностями познания учитывать многогранность сознания и его невербализуемые формы, в том числе, часто остающуюся невостребованной интуитивность. В частности, один из главных представителей гуманистической психологии А.Маслоу в числе основных средств невербального воспитания видит музыку и танцы [там же, с. 151], так как они содействуют активной Корреляции и координации всех психических функций сознания.
Отметим также, что в современной общественной жизни наблюдается рост стрессогенных факторов и невротических заболеваний, как в среде взрослых, так и школьников, в связи с чем формирование психологически здоровой личности становится общественной необходимостью. Музыка же издревле и традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека.3 И в этом случае задействованными оказываются невербальные способы музыкального восприятия.
1 I >манистическая психология сформировалась в США в первой половине XX века, в дальнейшем получила признание во всем мире. Ее представители - А Маслоу, С Джурардо. Ф Бэррон, К.Роджерс [137].
2 Холизм - «философия целостности», рассматривающая мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности»; основоположник - Я.Смэтс [137]
3 В нашей стране своеобразным откликом на подобные идеи можно считать музыкально-практическую деятельность И В Петрушина [119]
Все изложенное позволяет обратиться в настоящей работе к проблемам, где объектом исследования становится музыкальное восприятие в сфере профессионального музыкального образования (музыкальные специальности в училище и в университете на факультете культуры и искусств). В училищный и вузовский периоды обучения, традиционно опирающиеся на репродуктивно-вербальные методы, у студентов нередко формируется логизированность и рациональность постижения мира в ущерб развитию эмоционального опыта и раскрытию интуитивных возможностей сознания. Поэтому важно поддерживать непосредственно-эмоциональную целостность их реакций. Тем более что эти реакции сами по себе обладают терапевтическими свойствами, способными уберечь личность от неврозов и других расстройств психики. Кроме того, в юношеском возрасте начинает пробуждаться потребность в самоактуализации,1 выступающая, по А.Маслоу, залогом успеха развития индивида. В целом, в этом возрасте возникает широкое поле для формирования интегрированной, целостной личности.
Музыкальным материалом исследования избрана инструментальная музыка эпохи барокко (на примере произведений И.С.Баха)." Барочное искусство многомерно, «избыточно». Огромный потенциал этой эпохи позволяет заново «погружаться» в нее с различных исторических дистанций, находить созвучное для того или иного времени. Например, романтики оценили, в первую очередь, силу эмоционального воздействия барочных произведений. Для современного профессионального слушателя, наряду с эмоциональностью, очевидны сложный смысл и рациональные тенденции в эстетике барокко Инстру
1 Самоакг>ализирующиеся люди, по А Маслоу, - «хорошие экземгляры», лучше других воспринимающие и познающие [94]
2 В час1ности, нами были использованы непрограммные инструментальные сочинения И С Баха (оркестровые и клавирные концерты и сюиты, прелюдии и фуги «ХТК») В некоторых случаях были привлечены оркестровые концерты А Вивальди. ментальное барокко в настоящее время становится всё более привлекательным как для широкого круга любителей музыки, зачастую выбирающих современные аранжировки известных произведений XVII-первой половины XVIII века, так и для музыкантов-профессионалов, предпочитающих аутентичное воспроизведение художественных текстов этой эпохи. Кроме того, барочная музыка сегодня широко используется в прикладных целях различными музыкотерапевтическими направлениями. Таким образом, барочное музыкально-художественное мышление оказалось востребованным современной культурой и созвучным ее ценностям, в числе которых, как отмечает В.А.Апрелева -воплощение в музыке «разомкнутого, открытого, неклассического восприятия мира» [6, с. 3].
С нашей точки зрения, некоторые характерные особенности барочного музыкального мышления прямо апеллируют к правополушар-ной, подсознательной, дологической активности в работе мозга. К таким особенностям можно отнести, во-первых, тембровую многоликость, реализуемую принципом концертности; во-вторых, эффект созерцательности, возникающий вследствие опоры на принцип долгого пребывания в одном эмоциональном состоянии; в-третьих, жестово-пластическую и арабесочную конкретность мелодических линий, связанную с принципами риторичности и декоративности этого искусства. Перечисленные особенности позволяют дополнять музыковедческий ракурс интерпретации музыкального барокко музыкально-психологическим, в частности, синестетическим. Синестезийность восприятия данного стиля, во-первых, может стать своеобразным импульсом для дальнейшего восприятия подобным образом других музыкально-художественных стилей (в первую очередь, романтической, импрессионистической, сонорной музыки), во-вторых, быть востребованной в музыкально-педагогическом плане.
Предмет исследования в диссертации - синестетичность как невербальный механизм, участвующий в восприятии инструментальной музыки барокко (на материале произведений И.С.Баха).
Цель исследования - выявление и изучение возможностей невер-бально-синестетического подхода в активизации восприятия инструментальной музыки барокко.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда задач: 1 Сравнение потенциала вербального и невербального мышления;
2)осмысление компонентов невербального мышления, в том числе си-нестетичности, как необходимого компонента композиционной и смысловой организации музыкального текста в целом;
3)теоретическое и аналитическое обоснование невербально-синестетического способа восприятия инструментальной музыки барокко;
4)анализ опыта педагогов-практиков, использующих приемы и методы, развивающие невербальное мышление, в частности - опыта представителей синестезийного подхода к музыкальному воспитанию и обучению;
5 практическая апробация способов активизации невербально-синестетического восприятия барочной музыки в среднем и высшем звене музыкального образования.
Научная новизна диссертации вытекает из постановки проблемы и связана с предметом, целью и задачами исследования. Во-первых, исследование находится в русле поисков новых подходов психологического анализа музыкального текста. В частности в 1-ом разделе 2-ой главы раскрываются архетипический, трансперсональный и синестезийный способы невербального восприятия музыки. Во-вторых, впервые осуществлен анализ основных принципов барочного инструментального мышления в синестетическом аспекте. В-третьих, синестетический, интегрирующий механизм формирования смыслов рассматривается не только на основе исследовательской интерпретации, но и в психолого-педагогическом эксперименте, в аспекте изучения формирования навыков музыкально-синестетического восприятия и анализа у студентов среднего и высшего профессионального звена. В-четвертых, качество новизны проявляется в подходе к осмыслению проблемы невербально-сти. Оно достигается благодаря интеграции данных современной науки и элементов некоторых направлений духовного опыта человечества.
В качестве методологической основы в работе выступают положения, разработанные в отечественных и зарубежных музыковедческих, искусствоведческих и психологических исследованиях. В частности, научной базой для исследования функциональной специфики полушарий головного мозга и роли вербальных и невербальных концептов в системе мышления являются работы М.Бонфельда [17], П.Волковой [24], Р.Грановской [34, 35], И.Евина [47], Л.Зенкова [54], Э.Костандова [78], В.Лабунской [83] и Д.Леви [84]. В них содержится специальный психофизиологический анализ данной проблемы, подтверждающий, что зоны левого и правого полушарий образуют основу различения вербальных и невербальных типов мышления: с одной стороны, дискурсивно-логического, с другой стороны, - мышления на невербальной основе.
Связывая вербально-невербальную специфичность соответственно с классической (научной) и неклассической (интуитивной) формами познания, мы показываем их принципиально полярные методологические и ценностные основы. Научное познание, как известно, является опосредованным. Средствами опосредования выступают понятия, теории, концептуальные схемы, инструменты, приборы и т.д. [55, с. 45]. С одной стороны, понятия и абстракции важны как для обучения, так и для развития мышления в целом. С другой стороны, слишком ин-теллектуализированное мышление односторонне активизирует деятельность левого полушария, в результате чего образуется некоторый дефицит интуитивных элементов мышления, и остаются невостребованными положительные качества правосторонней работы головного мозга. Именно современная социокультурная ситуация позволяет, избегая односторонности, рассматривать возможность плодотворного взаимодополнения интеллектуального и интуитивного опытов. В этой своей позиции мы находим поддержку у представителей гуманистической и трансперсональной психологии - А.Маслоу [93, 94], С.Грофа [36, 37], у ученых-мыслителей XX века - В.В.Налимова [105, 106, 107], А.В.Иванова [57].
По отношению к музыкальному мышлению методологическим основанием нашего исследования выступают, в первую очередь, работы, рассматривающие музыку в условиях объективного существования восприятия и мышления. Например, Г.Арановским [8] и В.Вальковой [19] разработаны понятие музыкального мышления, а также вопросы о функциях и формах проявления музыкального мышления; М.Бон-фельдом [17] - проблемы апелляции музыкального языка к интуитивному мышлению и континуальности музыкального мышления; Г.Иванченко [59], В.Медушевским [95], Р.Тельчаровой [141], Г.Орловым [112], А.Тороповой [144] - структура музыкального восприятия; Т.Чередниченко [151], И.Дотоль [42] - дуализм трактовки смысла музыки, музыкального и внемузыкального. С другой стороны, в плане решения поставленных проблем, касающихся невербальности музыкального мышления, методологически ценными стали труды таких авторов, как Ж.Дрогалина [43], Х.Инайят Хан [60], Э.Курт [81], Г.Орлов [113], И.Петрушин [119]. В них обобщается музыкально-метафизический опыт человечества и рассматриваются вопросы музыкальной терапии.
В области эстетической и стилистической сущности музыкального барокко представляются важными: 1) музыковедческие исследования творчества И.С.Баха М.Друскина [45] и А.Швейцера [154], а также работа М.Лобановой [86], в которой дана исчерпывающая характеристика и оценка основных эстетических положений, жанровой специфики и национальных особенностей музыкального барокко; 2) анализ риторической составляющей барочного мышления С.Дружинина [44], О.Захаровой [52], В.Носиной [109, 161] и барочных «мигрирующих интонационных формул» ДШаймухаметовой [152, 153]; 3) Обоснование , существенного для мышления И.С.Баха принципа единовременного контраста Т.Ливановой [85] и интонационно-энергетический анализ музыки И.С.Баха Э.Курта [82]; 4) наблюдения над остинатными барочными жанрами в работах И.Алексеевой [4, 5], а также исследование христианской и цифровой символики, особенностей циклического строения ХТК И.С.Баха в работах В.Носиной [109], Ю.Петрова [117], Ю.Понизовкина [121].
Большую методологическую ценность с точки зрения заявленной в диссертации проблематики приобретают исследования А.Бине [15], Л.Багировой [11, 12], Б.Галеева [28, 31], Н.Коляденко [75, 76, 77], Е.Синцова [131, 132, 133], Й.Евански [164, 165], М.Хурте [163], Г.Зюндермана [167] - по вопросам синестезии и синопсии в теоретическом аспекте; И.Ванечкиной [22], П.Волковой [25, 26], С.Долгушина
40, 41], М.Карасевой [68], Н.Коляденко [75], О.Райнера [166] - о сине-стезийном музыкальном воспитании.
Апробация материалов диссертации проходила на кафедре музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки, а также на занятиях по зарубежной музыкальной литературе в Омском училище им. В.Я.Шебалина и в рамках курсов гармонии, музыкальной психологии и психологии музыкального образования на музыкальных специальностях факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского. Основные положения работы отражены в ряде научных публикаций, кроме того - прозвучали на следующих научных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное содержание: наука и педагогика», 3-5 декабря 2002 г., (Астрахань); Всероссийская научная конференция «Народная культура: личность, творчество, досуг», посвященная памяти члена-корреспондента Международной академии высшей школы, профессора, доктора исторических наук М.Е.Бударина, 2003 г., (Омск); Всероссийская научная конференция 24-26 мая «Возвышенное и земное в музыке и литературе», 2005 г., (Новосибирск).
Практическая ценность работы связана с расширением спектра средств интерпретации инструментальной музыки барокко, что позволяет дополнять материалы традиционных курсов теоретического и психолого-педагогического циклов в музыкальных вузах, училищах и музыкально-педагогических училищах.
Структура. Исследование включает Введение, три главы, Заключение, четыре Приложения и библиографический список.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Синестетическая интерпретация творчества Эдисона Денисова: на примере инструментальных произведений2011 год, кандидат искусствоведения Мельникова, Анна Николаевна
Роль синестезии в развитии художественного творчества неслышащих2021 год, кандидат наук Козлова Татьяна Владимировна
Синестезия как своеобразие миромоделирования и особенность стиля прозы Н.В. Гоголя2010 год, кандидат филологических наук Савинова, Анна Геннадьевна
Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста: на примере "Бориса Годунова" М.П. Мусоргского2007 год, кандидат искусствоведения Лысенко, Светлана Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Камышникова, Светлана Валентиновна, 2007 год
1. Абрамов, Г. Архаический язык тела / Г.Абрамов // Языки науки - языки искусства. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - С. 310-313.
2. Аммосова, Н.В. Математика и искусства: факультатив для старшеклассников / Н.В.Аммосова, Б.Б.Коваленко //Языки науки языки искусства. -М.: Прогресс-традиция, 2000. - С. 264-265.
3. Акопян, JI.O. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Автореферат дис. . д-ра искусствоведения/ JI.O.Акопян.- М., 1996.-35 с.
4. Алексеева, И.В. Смысловые и структурные модификации темы пассакалии в инструментальной музыке барокко / И.В.Алексеева // Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. - С. 113-126.
5. Алексеева, И.В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко / И.В.Алексеева. Уфа, 2005. -297 с. '
6. Апрелева, В.А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития: Автореферат дис. . д-ра фи-лос. наук / В.А.Апрелева. М., 1999. - 51 с.
7. Арановский, М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М.Г.Арановский. М.: Композитор, 1998. - 344 с.
8. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г.Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.
9. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений / М.Г.Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 252-271.
10. Арнхейм, Р. Визуальное мышление / Р.Арнхейм // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. - 4.2. - С. 8-98; Ч.З. - С. 3-52.
11. Багирова, J1.M. Культурологические и психологические аспекты музыкальной синопсии: Автореферат дис. . канд. искусствоведения / Л.М.Багирова. Саратов, 2002. - 20 с.
12. Басс, В.В. О пластическом начале музыкальной интонации / В.В.Басс // Культура, искусство, образование: музыка как средство воспитания и коммуникации. Межвузовский сборник научных статей. Вып. 3. Красноярск, 2002-С. 9-17.
13. Бердяев, А.Н. Теософия и антропософия в России / А.Н.Бердяев // НА,Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1991. - 4.2. - С 109-126.
14. Бине, А. Вопрос о цветном слухе / А.Бине // Homo musikus: Альманах музыкальной психологии. М.: Изд-во МГК, 1994 . - С. 28-47.
15. Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии / Т.С.Бершадская. Л.: Музыка, 1985.-240 с.
16. Бонфельд, М. 111. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства)/М.Бонфельд. -М., 1991. 125 с.
17. Бычков, Ю.Н. К вопросу о природе и типологии музыкального содержания / Ю.Н.Бычков // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской науч.-практич. конф. 4-5 декабря 2000 г. Москва -Уфа, 2002.-С. 7-31.
18. Валькова, В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура / В.Б.Валькова. - Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1992. - 163 с.
19. Ванечкина, И.Л. О «цветном слухе» К.Сараджева / И.Л.Ванечкина // Прометей 2000 (О судьбе светомузыки на рубеже веков). Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: Фэн, 2000. - С. 101-104.
20. Ванечкина, И.Л. Поэма огня: Концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина / И.Л.Ванечкина, Б.М.Галеев. Казань: КГУ, 1981. - 168 с.
21. Ванечкина, И.Л. Дети рисуют музыку / И.Л.Ванечкина, И.Трофимова. -Казань: Фэн, 2000.-120 с.
22. Ванечкина, И.Л. Эксперименты по «музыкальной графике» за рубежом / И.Л.Ванечкина // Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и педагогике. Казань: КАИ, 1988. - С. 66-68.
23. Волкова, П.С. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы / П.С.Волкова. Астрахань: Институт усовершенствования цучитслей, 1995. - 100 с.
24. Волкова, П.С. Риторические модели гуманитарного образования / П.С.Волкова. -М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2001. 191 с.
25. Волкова, П.С. Синестезия как условие понимания / П.С.Волкова // Прометей 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. - Казань: Фэн, 2000.-С. 81-83.
26. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-351 с.
27. Галеев, Б.М. Искусство космического века / Б.М.Галеев. Казань: Фэн, 2003. - 572 с.
28. Галеев, Б.М. Светомузыка в системе искусств. Учебное пособие / Б.М.Галеев. Казань: Изд-во КГК, КАИ, 1991. - 88 с.
29. Галеев, Б.М. Синестезия / Б.М.Галеев // Корневище О. Книга неклассической эстетики. М., 1999. - С. 99-100.
30. Галеев, Б.М. Человек, искусство, техника: (Проблемы синестезии в искусстве) / Б.М.Галеев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 264 с.
31. Гоголадзе, К.А. Проблема отражения основных закономерностей музыки графическими средствами: Автореферат дис. . канд. искусствоведения / К.А.Гоголадзе. Тбилиси, 1987. - 25 с.
32. Горелов, И.Н., Кузнецова, И.Н. Синестезия в подъязыке музыковедения / И.Н.Горелов, И.Н.Кузнецова // Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. Казань: КАИ, 1988. - С. 14-15.
33. Грановская, P.M. Элементы практической психологии / Р.М.Грановская. СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
34. Грановская, P.M. Интуиция и искусственный интеллект / Р.М.Грановская, И.Я.Березная. J1., 1991. - 270 с.
35. Гроф, С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД / С.Гроф. М.: Изд-во трансперсонального института, 1994. -273 с.
36. Гроф, С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания / С.Гроф. М., Изд-во трансперсонального института, 1997. - 249 с.
37. Грюссер, О. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества / О. Грюссер, Т.Зельке, Б.Цинда // Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. - С. 265-299.
38. Дадианова, Т.В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества / Т.В.Дадианова. -Ярославль, 1993 130 с.
39. Долгушин, C.JI. Образ, цвет, звук / С.Л.Долгушин. Омск: АДМЭВ, 2000.-26 с.
40. Долгушин, С.Л. Роль синестетического метода в процессе работы над программным сошьением в экспериментальном классе композиции / С.Л.Долгушин // Мир музыки и дети. Омск: АДМЭВ, 1999. - С. 44-46.
41. Дотоль, И.В. Музыкальный смысл как социокультурный феномен: Автореферат дис. . канд. филос. наук / И.В.Дотоль. Новосибирск, 1997. -25 с.
42. Дружинин, С. Система средств музыкальной риторики в оркестровых сюитах И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана: Автореферат дис. . канд. искусствоведения/ С.Дружинин. -М., 2002. 19 с.
43. Друскин, М. И.С.Бах / М.Друскин. М.: Музыка, 1982. - 383 с.
44. Дувирак, Д.А. Тембро-динамические аспекты музыкального мышления: Взаимодействие творчества и восприятия: Автореферат дис. . канд. искусствоведения / Д.А.Дувирак. Киев, 1987. - 18 с.
45. Евин, И.А Синергетика искусства / И.А.Евин. -М., 1993. 171 с.
46. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н.И.Жинкин. М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
47. Задорожный, М.И. Синестезии как основа ассоциирования трансфе-рентного типа и их моделирования / М.И. Задорожный // Электроника, музыка, свет: Междунар. науч.-практ. конф.: Материалы. Казань: Фэн, 1996.-С. 107-111.
48. Заливадный, М.С. К истории изучения музыкальных синестезий / М.С. Заливадный // Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика. Материалы Всерос. науч. конф. Казань: Изд-во КГТ У, 2003. -4.4. - С. 59-66.
49. Захаров, Ю.К. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис. .канд.искусствоведения / Ю.К. Захаров. -М., 1999.-27 с.
50. Захарова, О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-XVIII веков: принципы, приемы / О. Захарова. М.: Музыка, 1983. - 77 с.
51. Захарова, О. Риторика и клавирная музыка XVIII века / О. Захарова // Музыкальная риторика и фортепианное искусство. М.: ГМПИ им. Гнеси-ных, 1989.- Вып. 104.-С. 6-25.
52. Зенков, JI.P. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия / JI.P. Зенков // Бессознательное. The unconcious: Природа, функции, методы исследования (в 4-х томах). - Тбилиси: Мецниерба, 1978. - Т.4. - 1985. - С. 224-236.
53. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова): Учебное пособие / В.П.Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
54. Зубарева, Н.Б. Фактура как форма реализации пространственно-временных представлений: (Проблемы генезиса и исторической эволюции музыкальных хронотопов): Автореф. дис. . канд. искусствоведения Н.Б.Зубарева. Л., 1990. - 24 с.
55. Иванов, A.B. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал: Автореферат дис. . . докт. филос. наук / А.В.Иванов. М., 1998. - 31 с.
56. Иванова, Л.И. Концертная форма в первых частях Бранденбургских концертов И.С. Баха / Л.И. Иванова // Форма и стиль. Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1990. - 4.2. - С. 3-38.
57. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки / Г.В.Иванченко. -М.: Смысл, 2001.-252 с.
58. Инайат Хан, X. Мистицизм звука / X. Инайят Хан. М.: Сфера, 1998. -274 с.
59. Казанцева, Л.П. Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) / Л.П.Казанцева // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд-во АГК, 2002. - С. 20-28.
60. Кандинский, В.В. Избранные труды по теории искусства: (1901-1914) / В.В.Кандинский. М.: Гилея, 2001. - Т. 1. - 391 с.
61. Кандинский, В.В. Избранные труды по теорий искусства / В.В.Кандинский. М.: Гилея, 2001. - Т.2. - 343 с.
62. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. М.: Архимед, 1992. - 110 с.
63. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И.Кант // Собрание сочинений в 8 т. М.: Изд-во Чоро, 1994. - Т.7.
64. Каптен, Ю.Л. Основы медитации: Вводный практический курс / Ю.Л.Кантен. Самара, 1993.-380 с.
65. Карасева, М. В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха / М.В. Карасева. - М.: Сов. Композитор, 2002. - 376 с.
66. Каргаполова, H.A. Музыкальные аспекты живописи В.Кандинского / Н.А.Каргаполова // Электроника, музыка и свет. Казань: ФЭН, 1996. - С. 49-52.
67. Каструбин, Э. Ключ к тайнам мозга / Э.Каструбин. М.: Триада, 1995. - 240 с.
68. Кириченко, П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII-XVIII веков: Автореферат дис. . канд. иск. / П.В.Кириченко. Магнитогорск, 2002. -23 с.
69. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К.Кирнарская. М.: Таланты XXI века, 2004. - 496 с.
70. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии / И.А.Колесникова. СПб.: ГУПМ, 1999. - 242 с.
71. Коляденко, Н.П. Взаимодействие искусств как средство художественного воспитания / Н.П.Коляденко // Культура и художественное воспитание: Проблемы социального проектирования. Новосибирск; Херсон, 1991.-С. 55-70.
72. Коляденко, Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. Учебное пособие / Н.П.Коляденко- -Новосибирск, 2003. 259 с.
73. Коляденко, Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века) / Н.П.Коляденко. Новосибирск, Изд-во НГК, 2005. - 392 с.
74. Костандов, Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Э.А.Костандов М.: Наука, 1983. - 171 с.
75. Крупина, J1. О принципе стабильности многоголосия в инструментальной фуге Баха / Л.Крупина // Музыка барокко и классицизм. Вопросы анализа. М.: ГМПИ, 1986. - Вып.84. - С. 41-55.
76. Крупина, J1. Принцип линеарности полифонического голосоведения в инструментальной музыке И.С.Баха / Л.Крупина // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - Вып.75 - С. 6983.
77. Курт, Э. Музыкальная психология. Области и границы музыкальной психологии / Э.Курт // Homo musikus: Альманах музыкальной психологии. -М:МГК, 1994.-С. 7-27.
78. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Э.Курт. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. - 300 с.
79. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: (Социально-перцептивный подход) / В.А.Лабунская. Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1986. - 135 с.
80. Леви, Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание / Д.Леви // Красота и мозг. Биологические проблем'ы эстетики. М.: Мир, 1995.-С. 227-251.
81. Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И.С.Баха и ее исторические связи. 4.2: Симфонизм / Т.Ливанова. - М.: Музыка, 1980 - 232 с.
82. Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики/ М. Лобанова. М: Музыка, 1994. - 320 с.
83. Лосев, А. Музыка как предмет логики / А.Лосев // Из ранних произведений. М., 1990. - С. 195-392.
84. Лосев, А. Строение художественного мироощущения / А.Ф.Лосев // Форма Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - С. 297-321.
85. Люшер, Д. Цвет вашего характера / Д.Люшер. М.: Вече: Персей: ACT, 1996.-244 с.
86. Магницкая, Е.А. Творческая интерпретация космоса / Е.А.Магницкая. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. 197 с.
87. Малевич, К. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1995. -Т.З: Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. - 2000. -391 с.
88. Мальцев, С. Об импровизации и импровизационности фуги / С.Мальцев // Теория фуги. Сборник научных трудов. Ленинград: Изд-во ЛОЛГК, 1986.-С. 58-93.
89. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А.Маслоу. -СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
90. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А.Маслоу. М.: Смысл, 1999.-424 с.
91. Медушевский, В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной темы: Автореф. дис . д-ра искусствоведения / В.В.Медушевский. М., 1984.-46 с.
92. Медушевский, В.В. К анализу мира и выразительных средствах в инструментальной музыке И.С.Баха / В.В.Медушевский // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - Вып. 75. - С. 83-106.
93. Медушевский, В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В.В. Медушевский // Восприятие музыки. Сб. статей. М.: Музыка, 1980 -С. 141-155.
94. Менегетти, А. Введение в онтопсихологию / А.Менегетти. Пермь, 1994.-237 с.
95. Мильштейн, Я.И. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха / Я.И.Милыптейн. М.: Музыка, 1967. - 392 с.
96. Минаев, Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: Авт. . дис. доктора искусствоведения / Е.А.Минаев. -М, 2000.-52 с.
97. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты / В.П.Морозов // Психологический журнал.-М.: Наука, 1993. -№ 1, Т.14. С.18-31.
98. Мюллер, Т. Полифония и гомофония в клавирных концертах Баха / Т.Мюллер // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - Вып. 75. - С. 5-14.
99. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. На-зайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
100. Налимов, В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественного и искусственного языков / В.В.Налимов. М.: Наука, 1979. - 303 с.
101. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов / В.В.Налимов. М.: Прогресс, 1993.-260 с.
102. Налимов, В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная, теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В.В.Налимов. М.: Прометей, 1989.-287 с.
103. Налимов, В.В., Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного / В.В.Налимов, Ж.А.Дрогалина. М.: Мир идей, 1995. - 432 с.
104. Новикова, Т. Философия искусства. Эзотерические традиции / Т.Новикова. М.МАИ, 1996. - 72 с.
105. Носина, В.Б. Символика музыки И.С.Баха / В.Б.Носина. Тамбов, 1993.- 104 с.
106. Овсянников, A.A. Анкетное исследование «цветного слуха» и «цветового мышления»/ А.А.Овсянников // Прометей 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. - Казань: Фэн, 2000. - С. 107-113.
107. Овсянников, A.A. Синестетическая фразеология в музыковедческих текстах Б.Асафьева / А.А.Овсянников // «Прометей» 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. - Казань: ФЭН, 2000. - С. 123-126.
108. Орлов, Г. Время и пространство в музыке / Г.Орлов // Проблемы музыкальной науки. М.: Музыка, 1972. - Вып. 1. - С. 358-394.
109. Орлов, Г. Древо музыки / Г.Орлов. Вашингтон: H.A.Frager; СПб.: Сов. композитор, 1992. - 408 с.
110. Павиленис, Р.И. Проблема смысла / Р.Павиленис. М.: Мысль, 1983. -286 с.
111. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. / И.П.Павлов. М.-Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1951. - Т.З. - 392 с.
112. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. - 240 с.
113. Петров, Ю.Символика и диалектика чисел в «ХТК» И.С.Баха (1том)У Ю.Петров // Интерпретация клавирных сочинений И.С.Баха. М.: РАМ им. Гнесиных, 1990. - Вып. 109. - С. 5-32.
114. Петрушин, В. Музыкальная психология / В.Петрушин. М.: Владос, 1997.-383 с.
115. Петрушин, В. Музыкальная психотерапия / В.Петрушин. М.: Владос, 1999.- 176 с.
116. Платонова, H.H. Введение цвета на уроках музыки в классах коррекции / Платонова H.H. // Мир музыки и дети. Омск: АДМЭВ, 1999. - С. 72-74.
117. Понизовкин, Ю. Особенности циклического строения «ХТК» И.С.Баха / Ю.Понизовкин // Интерпретация клавирных сочинений И.С.Баха. М.: РАМ им.Гнесиных, 1990. - Вып. 109. - С. 33-51.
118. Пронь, Jl.В. Фуга Баха как аналогия ораторской и поэтической речи / Л.В.Пронь // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики. -Владимир, 1999.-93 с.
119. Ражников, В.Г. Школа настроения методика развития художественного сознания детей / В.Г.Ражников // Искусство в школе. - М., 1993. -№1. - С. 29-32, 43.
120. Розеншильд, К. История зарубежной музыки / К.Розеншильд. М.: Музыка, 1969.-534 с
121. Ротенберг, B.C. Сновидение как особое состояние сознания /B.С.Ротенберг // Бессознательное. The unconcious: Природа, функции, методы исследования (в 4-х томах). - Тбилиси: 1978. - Т.4. - 1985. C.211-223.
122. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -СПб.:'Питер, 1999.-712 с.
123. Рудой, Ю.Г. Вероятностные модели в естественных и гуманитарных науках / Ю.Г.Рудой // Языки науки языки искусства. - М: Прогресс-традиция, 2000. - С. 180-183.
124. Ручьевская, Е. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е.Ручьевская. - СПб.: Композитор, 1998. - 268 с.
125. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций / Ю.В.Сенько М.: Академия, 2000. - 235 с.
126. Серов, Н.В. Цвет культуры. Психология. Культурология. Физиология / Н.В.Серов. СПб.: Речь, 2004. - 668 с.
127. Синцов, Е.В. Невыразимое в искусстве как предмет научной и художественной рефлексии / Е.В.Синцов // Перспективы развития современного общества. Материалы Всерос. науч. конф. Казань: Изд-во КГТУ, 2003.-4.4.-С. 11-20.
128. Синцов, Е.В. Орнаментально-жестовые основания моделирования музыкальных структур / Синцов Е.В. // Прометей 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. - Казань: Фэн, 2000. - С. 173-176.
129. Синцов, Е.В. Структурно-пространственные соответствия музыки и орнамента / Е.В.Синцов // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения J1 С.Термена): Междунар. науч.-практ. конф.: Материалы. Казань: Фэн, 1996. - С. Ш-114.
130. Скребкова-Филатова, М. О художественных возможностях скрытого многоголосия / М.Скребкова-Филатова // Теоретические проблемы полифонии. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М.,1980. - Вып. 52.
131. Смирнова, C.B. Метафизические аспекты синтетического искусства начала XX века / Смирнова C.B. // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд-во АГК,• 2002.-С. 113-117.
132. Смирнова, C.B. О возвышенном и возвышающем (медитативном) в инструментальной музыке эпохи барокко / Смирнова C.B. // Возвышенное и земное в музыке и литературе. Новосибирск: Изд-во НТК, 2005. - С. 70-73.
133. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит, литры, 1991.-410 с.
134. Старчеус, М. С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия / М.С. Старчеус // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 166177.
135. Султанова, Э.А. Феноменологический метод в исследовании сознания: феноменология и классический буддизм: Автореферат дис. . канд. филос. наук / Э.А.Султанова. М., 2001. - 24 с.
136. Тасалов, В.И. Хаос и порядок; социально-художественная диалектика / В.И.Тасалов М.: Знание, 1990. - 63 с.
137. Тельчарова, P.A. Введение в феноменологию музыки / Р. А.Тельчарова. М., 1991. - 214 с.
138. Терентьева, H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н.А.Терентьева. М.: Прометей, 1990. - 184 с.
139. Титова, Т. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия / Т.Титова // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.-С. 156-166.
140. Торопова, A.B. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореферат дис. . канд. пед. наук / А.В Торопова. -М., 1995.- 17 с.
141. Торопова, A.B. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. К началам музыкально-психологической антропологии / A.B.Торопова. -М., 1997.-106 с.
142. Успенский, П.Д. Tertium Organum: ключ к загадкам мира / П.Д.Успенский. М.: Гранд: Фаир-пресс, 2006. - 420 с.
143. Философия для аспирантов. Учебное пособие для аспирантов / В.П.Сальников и др. СПб.: Лань, 2001. - 510 с.
144. Хаксли, О. Двери восприятия / О.Хаксли // Собрание сочинений в 4-х томах: Пер. с англ. СПб.: Амфора, 1999. - Т.4. - С. 249-302.
145. Холопова, В. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерватории (в 2 ч.) / В.Холопова. М., 1990. - 4.1. - 138 с.
146. Холопова, В.Н. София Губайдуллина / В.Н.Холопова, Э.Рестаньо. -М. Композитор, 1996. 360 с.
147. Чередниченко, Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке / Т.В.Чередниченко. М.: Музыка, 1989. - 221 с.
148. Шаймухаметова, Jl. Некоторые способы организации напряжения в музыкальном тексте (на примере сочинений И.С.Баха) / Л.Шаймухаметова // Звук, интонация, процесс. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - Вып. 148. -С. 36-45.
149. Шаймухаметова, Л. Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов ХУИ-ХУШ веков / Л.Шаймухаметова // Семантика старинного уртекста. Уфа: Уфим. гос. ин-т, Лабор. музык. семантики, 2002. - С. 16-37.
150. Швейцер, А. И.С.Бах / А.Швейцер. М.: Музыка, 1965. - 725 с.
151. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность / В.С.Швырев. М.: Политиздат, 1984. - 232 с.
152. Шевелева, С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) / С.С.Шевелева. М.: Магистр, 1997. - 47 с.
153. Шестаков, В Г. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В.Г.Шестаков // М.: Музыка, 1975. 351 с.
154. Шпет, Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта / Г.Шпет. Иваново: Иванов, гос. ун-т, 1999. - 185 с.
155. Эйбл-Эйбесфельдт, И. Биологические основы эстетики / И.Эйбл-Эйбесфельдт // Красота и мозг. М.: Мир, 1995. - С. 29-73.
156. Юнг К. Человек и его символы / К.Г.Юнг, М.Л.фон Франц, Дж.Л.Дендерсон, И.Якоби, А.Яффе. М.: Серебряные нити: Университетская книга: ACT, 1997. - 367 с.
157. Яворский, Б. Сюиты Баха для клавира. Носина В. О символике Французских сюит И.С.Баха. М.: Классика XXI века, 2002. - 156 с.
158. Georgi, S Wer mal etwas anderes man konnte wenigsten zu jeder Musik etwas denken / S. Georgi, A. Hitscher // Beitrage zur Musikwissenschaft. Heft 2 Berlin: Verlag Neue Musik, 1990. - S. 88-107.
159. Hurte, M. Musik, Bild, Bewegung. Theorie und Praxis visueller Konvergenzen / M. Hurte. Bonn: Verlag sustematische Musikwissenschaft, 1982. -199 S.
160. Jewanski, J. Synasthesie und Musik / J. Jewanski // Zeitschrift für Semiotik 2001 (Sonderheft Synasthesie). Berlin, 2001. - S. 3-12.
161. Jewanski, J. Die Anfange einer Umwandlung von Melodien in Linien. Ein Beitrag zur Grundlagenforschung / J. Jewanski // Musik, Tanz und Kunsttherapie. Gottingen: Hogrefe - Verl., 1997. - S. 159-164.
162. Reiner, O. Musikalische Graphik: Studien und Versuche über die Wechselbeziehungen zwischen Ton- und Farbharmonien / 0. Reiner. Wien, 1925.
163. Sundermann, H. Klang-Farbe-Gebarde. Musikalische Grafik / H. Sundermann, B Ernst. Wien: Verlag Anton Schroll, 1981. - 241 S.
164. Thiele, K Möglichkeiten auditiven Analuse in der Arbeit mit Kindern. Eine Erkundungsuntersuchung / K.Thiele // Beitrage zur Musikwissenschaft. -Berlin: Verlag Neu Musik, 1990. Heft 2. - S. 107-120.
165. Wellek, A. Musikpsychologie und Musikästhetik / A. Wellek. Fr/M., 1963.-391 S.
166. Wellek, A. Zur Geschichte und Kritik der Synasthesieforschung / A/Wellek // Archiv für die gesamte Psychologie. 1931. - Bd. 79.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.