Нереализованные архитектурные проекты: проблема неиспользуемого потенциала тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Александров, Андрей Игоревич
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Александров, Андрей Игоревич
Введение.Ь
Глава 1. Архитектурный проект. Проблема несоответствия потенциального и реального значения.
1.1. Потенциальное (идеальное) значение архитектурных проектов. 14 1.1.1. Комплекс вложений в архитектурный проект.
Проблема оценки затрат.
1.12. Строительство - путь окупаемости (реализации) проекта, как этапа в воплощении сооружения.
1.1.3 Информационный обмен - путь окупаемости (реализации) проекта, как архитектурного явления.
1.2. Реальное (сложившееся) значение архитектурных проектов. ЭД
1.2.1. Сложившееся значение проекта, как этапа в строительстве сооружения.1Ь
1.2.2. Сложившееся значение проекта, как архитектурного явления. ЭД
1.3. Нереализованные проекты как результат несоответствия потенциального и реального значения архитектурных проектов.^
1.3.1. Степень несоответствия потенциального и реального значения архитектурных проектов.
1.3.2. Новое понятие «Нереализованные архитектурные проекты». Объем понятия. Ъ
Глава 2. Неиспользуемый потенциал: структура и актуальность.
2.1. Структура. fil
2.1.1. Проблема конечности знаний. Ы
2.1.2. Критерии поиска (выявления) элементов потенциала. &Ï
2.2. Актуальность элементов потенциала.
2.2.1. «Каркас - ткань» в структуре решений архитектурного проекта.
2.2.2. Конструктивные решения. "Л
2.2.3. Архитектурно-планировочные решения. о|
2.2.3.1. Планировка помещений или пространственная структура объекта проектирования. ûl
2.2.3.2. Образ или общая идея сооружения.ÔÎ
2.2.3.3. Стиль. Ч]
2.2.4. Решения инженерного и технологического оборудования. 1CÔ
2.2.5. Основные актуальные элементы потенциала нереализованных проектов.
Глава 3. Пути реализации неиспользуемого потенциала архитектурных проектов.
3.1. Архитектурный проект, как набор сформированных решений.
3.2. Каталогизатор актуальных решений.
3.3. Паспорт типовых характеристик архитектурного проекта, как универсальный идентификатор в каталогизаторе.
3.3.1. Потребители потенциала нереализованных проектов. 12&
3.4. Апробация каталогизатора в учебном проектировании.
3.5. Степень и место использования нереализованных проектов на примере архитектурного проектирования.Ш
3.6. Перспективы развития темы нереализованных проектов.Ш
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
А.Н. Бекетов (1862-1941). Творческая деятельность и вклад в развитие архитектуры юга России и Украины конца XIX - первой трети XX веков2008 год, кандидат архитектуры Дудукина, Дарья Александровна
Градостроительная роль архитектурных ансамблей площадей в формировании общественных центров городов Западной Сибири XVII - XX вв.2004 год, кандидат искусствоведения Бондаренко, Татьяна Викторовна
Творчество архитектора В.Д. Соколова2004 год, кандидат архитектуры Смирнов, Леонид Николаевич
Художественный образ памятника Великой Отечественной войны (по материалам конкурсов и выставок 1942-1945 годов)1984 год, Малинина, Татьяна Глебовна
Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.2004 год, кандидат исторических наук Степанская, Алла Георгиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нереализованные архитектурные проекты: проблема неиспользуемого потенциала»
Сегодня нереализованный архитектурный проект, это набор конкретных решений, не нашедший воплощения в материале и лежащий на полках архива. Если проект «свежий», то он может быть частично использован владельцем архива для проектирования схожих проектов. Если проект устарел (по сегодняшним нормативам 30 лет), то чаще всего он становится лишь достоянием исторических или теоретических исследований.
Проблемная ситуация состоит в том, что существует и постоянно пополняется пласт нереализованных архитектурных проектов. При этом для их создания тратится ряд средств: материальных, профессиональных, интеллектуальных. Встает естественный вопрос, могут ли нереализованные проекты стать неотъемлемой частью современного архитектурного процесса, наравне с существующими архитектурными объектами? Имеет ли потенциал этих проектов, какую либо ценность для сегодняшней архитектуры?
Эти вопросы становятся наиболее важными в нашей стране, когда снимаются искусственные ограничения с творчества архитекторов, созданные в советский период, когда существует необходимость возродить индивидуальное лицо города, соответствующее его статусу. Об этом пишет Л. Козинец в работе по истории Свердловска, «Своеобразие.образа города может быть легко размыто, если. индивидуальные черты этого образа не получат дальнейшего развития» [1, с.4]. Безусловно, эта проблема актуальна и для других городов России. В это время необходим свежий взгляд, новые идеи, выразительные и индивидуальные. Воплощение этой тяги людей к красивой архитектуре видно в современных постройках. И эта тяга вполне естественна. «Практика градостроительства 60-70-х годов сегодня не удовлетворяет ни профессионалов-архитекторов и градостроителей, ни широкий круг С населения. Массовое строительство этих лет обезличило обширные районы новостроек и целые города, оно страдает явной недостаточностью эмоционально-эстетической выразительности и вполне правомерно заслужило оценку «архитектурных коробок», пишет Я. Крастиньш в предисловии к изданию работ К. Зитте [ 2, с.5 ].
Очевидно, идет этап возрождения стилевой архитектуры, переосмысления ее на новом этапе отечественной архитектурной жизни. Тем более, что, как отмечает С. Подъяпольский в книге о реставрации, «проблема сохранения культурного наследия все более осознается как одна из важных проблем, стоящих перед обществом» [3, с.5]. Можно предположить, что нереализованные проекты могут быть полезными в этом вопросе. Но, на сегодняшний день не существует четкой позиции в теории архитектуры, определяющей место нереализованных проектов в архитектурной жизни, и возможность их реализации или воплощения в реальности.
По причине того, что прямые исследования, касающиеся потенциала нереализованных проектов, на данный момент не известны, круг литературы ограничивается только той частью, в которой косвенно, в той или иной степени задевается эта проблема. Такие источники довольно широко распространены и известны.
Первая группа изданий относится к исследованиям исторического характера. В них присутствуют сами нереализованные проекты как составляющие наиболее полной исторической картины. К ним относятся:
- исследования, посвященные творчеству значимых для истории искусства архитекторов;
- издания, в которых проводится анализ архитектурных конкурсов, их проведения, целей, задач, авторов и непосредственно проектов участников;
- работы по истории становления и развития конкретных городов;
- сборники, иллюстрирующие определенный (стилевой или временной) этап развития архитектуры.
Рассмотрим эту группу подробнее.
Цель любого исследования, посвященного творчеству конкретного архитектора, состоит в формировании цельного понимания и отношения к его личности и его творениям, как сказал А. Гольдштейн в книге о творчестве Райта, это «попытка осветить творческий путь архитектора» [4, с.4]. «Главное для раскрытия творчества архитектора - показ и анализ его работ» [5, с.6], пишет С. Хан-Магомедов об И. Леонидове. Для этого, естественно, необходимо изучать все творчество, в которое входят не только построенные сооружения, но и идеи, принципы, философская позиция и многое другое. Архитектурные фантазии и предвидения архитекторов так же изучаются в этих изданиях (литература, изучающая данное направление рассматривается позднее). Безусловно, в этом ряду рассматриваются и нереализованные проекты автора. «Рассматривается творческий путь. прослеживается становление и развитие творчества. дается анализ не только знаменитых построек архитектора, но и малоизвестных проектов и сооружений» [6, с.4], говорит С. Хан-Магомедов о творчестве К. Мельникова. Действительно, в книгах, посвященных творчеству таких известных зодчих, как М.Я. Гинзбург, Г.Б. Бархин, А.К. Буров, Г. Гольц, И. Леонидов, К. Мельников и многих других, можно встретить авторские предложения, не воплотившиеся в реальности. Необходимо отметить, что эти предложения, как правило, рассматриваются с точки зрения исторического факта, наиболее полно отражающего ход истории, и характерно иллюстрирующего творческий путь автора. Рассматриваются основные позиции того или иного предложения и их предпосылки. Высказывается сожаление о невозможности увидеть сооружения, запечатленные в проектах по причине их нереализованности. Иногда рассматривается общезначимая роль таких проектов, у С. Хан-Магомедова можно прочитать, «В своих неосуществленных проектах . Леонидов более глубоко. сумел синтезировать разнообразные требования эпохи. выразить в яркой высокохудожественной форме эстетический идеал времени» [5, с.5]. Вопрос о потенциальном использовании предложенных идей, выраженных в архитектурных формах и структурах, остающихся и по сей день на бумаге, как правило, не ставится. Тем более не предлагается методики возможного использования неосуществленных проектов. Таким образом, можно утверждать, что, в изданиях посвященных творчеству архитекторов, нереализованные проекты не рассматриваются с точки зрения использования их потенциала и возможности его реализации.
Архитектурные конкурсы, являются, пожалуй, самыми объемными по наличию нереализованных проектов. В книге, посвященной истории конкурса на проект храма Христа Спасителя в Москве, ярко показывается это свойство конкурсного проектирования. Несколько этапов отбора проектов и последующая корректировка принятого проекта архитектора Тона сформировали в конце конкурса целый пласт авторских решений, оставшихся в истории архитектуры. «В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д.Кваренги, А.Воронихин, А.Мельников, А.Витберг, К.Тон» [11, с.5]. Действительно, как правило, только несколько призовых мест дают возможность конкурсным проектам, в какой то мере, найти себя в архитектурной реальности. Остальная часть предложений, а их большинство, остается достоянием истории и рассматривается как ряд альтернативных решений на фоне проектов победителей. Взгляд на эти предложения сходен с подходом историографических исследований творчества архитекторов. «Стремление внести посильный вклад в начатое предшественниками благородное дело восстановления исторической справедливости по отношению к неоправданно замалчивавшимся фактам, а главное - бесчеловечно разрушавшимся памятникам.», можем мы прочитать в книге о конкурсе на храм Христа Спасителя [11, с.5]. В изданиях о конкурсах дипломного проектирования, таких как МООСАО, рассматриваются лучше дипломные проекты по ряду профессиональных критериев и оцениваются как серьезные, основательные и проработанные решения (дипломное проектирование так же включено в фокус исследования). Но опять же нет конкретных указаний на использование или применение, все проекты по определению нереализованные. Это вполне очевидно, учитывая тот факт, что дипломное проектирование, как правило, не предусматривает реальный заказ и обычно не рассматривается наряду с профессиональным проектированием (хотя в последнее время все чаще в таких проектах решаются реальные задачи для реальных заказчиков). Таким образом, в изданиях посвященных конкурсам преследуется цель точно описать историю конкурса, и фактически указать представленные проекты. О возможном реальном применении нереализованных проектов речи не идет.
История городов, как достояние страны и достояние, прежде всего, самого города, определяет существование исторических исследований на эту тему. Практически каждый крупный, или исторически значимый город имеет такие издания. Трехвековая история Екатеринбурга богата различными экспериментами и разработками в организации, как городской структуры, так и архитектурных сооружений в частности. Во многих изданиях, посвященных истории промышленного центра России и СССР, можно проследить эти новации. В частности, книга И. Букина -«Свердловск. Перспективы развития до 2000 года» [13] представляет собой исследовательский взгляд на историю уральского города. Варианты генпланов, рассматривавшихся как альтернативы развития города, участвуют в этом исследовании как неотъемлемая часть - «несмотря на то, что схема планировки. содержала принципиально важные. предложения. для серьезных долгосрочных прогнозов ей не хватало убедительных технико-экономических обоснований» [13, с.24]. Наиболее близким к нашей теме изданием о столице нашей родины Москве является интернет издание «Москва невоплощенная». В нем рассматриваются У наиболее масштабные и пафосные нереализованные проекты Москвы. Указываются авторы, год создания проектов, история создания и причины нереализованности - все атрибуты историографического подхода. И в случае с историей городов, нереализованные проекты выступают фактами, формирующими объективный взгляд на историю как на многоплановую, комплексную научную дисциплину, И. Букин говорит об этом, «она определила если не пути, то во всяком случае подходы к решению некоторых важных градостроительных проблем» [13, с.23].
Архитектурные сборники ставят целью наиболее полно отразить течение архитектурной мысли в определенный промежуток времени или в конкретном регионе. Ярким примером этой группы являются издания «Из истории советской архитектуры 1926-1923г.», «Советская архитектура. Сборник №18». В них достаточно полно отражено положение дел архитектурной жизни в условно взятых границах. Нужно отметить, что в этих изданиях рассматривается также конкурсное проектирование (эту группу мы выделили отдельно только для специализированных изданий о конкурсах). В такого рода изданиях можно проследить последовательную нить развития архитектуры, возможные влияния одних проектов и идей на другие, а так же противоборство нескольких конкурирующих позиций. Наиболее ярко конкуренция проявляется в описании конкурсных проектов, где есть возможность увидеть зафиксированные в форме идеи авторов, сравнить принципы и предпочтения разных стилей и направлений. Таким образом, эти издания преследуют ту же цель, что и все описанные выше -наиболее полное отражение развития архитектуры методом восстановления исторических событий.
В целом, по первой группе литературы можно сделать вывод, что наличие нереализованных проектов в исследовательском подходе объясняется необходимостью достижения точности в исторических фактах. Возможность потенциального использования проектов в делах современной архитектурной жизни и реализации сформированных идей в процессе проектирования в этих исследованиях не рассматривается.
Вторая группа изданий, относящихся к теме диссертации, характерна косвенными ссылками на нереализованные проекты. В этом случае литература посвящена темам, связанным с проблематикой структуры архитектурной жизни, где выражаются общие позиции к архитектуре прошлого и настоящего. Издания с этой характеристикой делятся на несколько основных подгрупп;
- исследования, посвященные ценностным аспектам архитектурного наследия;
- работы по аспектам архитектуры, в которых активно используется накопленный опыт;
- научные разработки, связанные с рассмотрением структуры архитектурной жизни, ее подсистем и составляющих.
Тема архитектурного наследия активно обсуждается в работах, посвященных реставрации. В такой работе С. Подьяпольский пишет, «Проблема сохранения культурного наследия все больше осознается, как одна из важных проблем, стоящих перед обществом. это отношение становилось все более сложным, обогащаясь за счет все более многостороннего учета связей, возникающих между архитектурным произведением прошлого и миром человека нового времени» [3, с.5]. На сегодняшний день ценность архитектурного наследия рассматривается с исторической и художественной сторон. Историческая включает в себя социальные факторы, уровень производительных сил, воплощение инженерных знаний, бытовой уклад, идеологию и духовную культуру. Художественная сторона, в свою очередь, выделяет эмоциональный фон, композицию, стиль. Нужно отметить, что основное внимание при этом уделяется конкретным архитектурным сооружениям, которые рассматриваются как памятники истории и имеют описанную ценность. И. Беретенев пишет, «памятники архитектуры, внимательно и всесторонне изучаемые, способны помочь уяснить картину взаимоотношения социальных групп в каждой из стран, жизни классов, развития производства, идеологических систем и эстетических принципов существовавших в то или иное время» [15, с.5]. Таким образом, речь идет о ценностях содержащихся в воплощенных архитектурных сооружениях, естественно, учитывая специфику реставрации, нереализованные (невоплощенные) сооружения как носители ценностей не рассматриваются.
Культурное наследие изучается также и в других архитектурных дисциплинах. Так, например, архитектурный стиль и градостроительство. Теория стиля целиком построена на историческом опыте и рассматривает целостную каргину взаимодействий и взаимовлияний различных эпох. «Весь процесс развития мирового искусства и архитектуры не может быть искусственно расчленен на отдельные замкнутые стилистические отрезки. Стиль - это не нечто неизменяемое и закостенелое. Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся» [15, с.З], пишет И. Беретенев в очерках истории стилей. Действительно, влияния стилей, совершенно различных по жизненному укладу, уровню производства, эпохе, известны и исследуются по сей день. Большое значение в этом вопросе имеет история стиля. Но, как видно из существующих источников, она формируется, как правило, на основе построенной, воплощенной в материал архитектуры -«архитектурные памятники. есть основа истории искусства» [15, с.5]. Исключение составляют течения практически не имевшие реализации, как например волна архитектурного авангарда в начале 20-го века в России. Градостроительство, в свою очередь, так же активно, как и стиль, использует накопленный опыт, об этом пишет К. Зитте в работе «Художественные основы градостроительства», «необходимые, наиболее важные композиционные приемы зодчества не потеряны, а во многом сохранились до нашего времени» [2, с.47]. Продолжительное л существование городских образований объясняет эту позицию. «Город -это сложная, постоянно развивающаяся система, он подобен живому организму. Каждая частичка городской застройки, как своеобразная клетка, несет в себе наследственные и возрастные особенности и не может быть извлечена из живой ткани города безболезненно» [1, с.4] пишет Л. Козинец еще о Свердловске. При этом, общие градообразующие принципы, сформированные еще древними, используются и сегодня, «город должен предоставлять людям безопасность и одновременно делать их счастливыми. Аристотель» [2, с.39]. Но и в случае с городскими образованиями, на первое место выходят осуществленные, реальные поселения, Зитте подтверждает эту позицию, «при дальнейшем изучении. принципов, на основе которых были созданы такие произведения, будет показано, что наиболее важные приемы зодчества не потеряны» [2, с.47].
На сегодняшний день можно заключить, что в науках прикладного характера архитектурное наследие определено, большей своей частью, существующими или существовавшими постройками и городскими образованиями. Присутствие нереализованных проектов является исключением в случаях, когда воплощенные сооружения не могут восполнить информационный пробел.
На уровне исследований, рассматривающих архитектурную жизнь как целостный организм, можно увидеть потенциал нереализованных проектов. В работе Заварихина, посвященной архитектурной критике, вся архитектурная жизнь объединена понятием архитектурного процесса. Сам автор пишет об этом так, «Архитектурный процесс можно охарактеризовать как динамическую систему взаимообусловленного функционирования всех социальных и профессиональных явлений и процессов, определяющих ход развития зодчества в конкретные исторические периоды» [16, с.7]. Введен ряд значений, раскрывающих целостную структуру архитектурного процесса, всех его составляющих и частей с учетом временного фактора (эта схема будет использована в исследовании в дальнейшем). Архитектурные объекты, в теории Заварихина, есть пересечение двух составляющих инфраструктуры зодчества: материальной и духовной. Материальная инфраструктура включает состояние организационно-юридических структур, контингент архитекторов и строителей, специфику воспроизводства профессии. Духовная инфраструктура состоит из системы идеологических и эстетических требований общества. Заварихин отмечает, «Архитектурный процесс противоречив и многослоен. Но многослойность не хаотична, а структурирована взаимодействием материальной и духовной инфраструктур зодчества» [16, с.8].
Д)ховная инфраструктура тодчества
Материальная инфраструктура тодчества
Архитектурные сооружения
Таким образом, в архитектурный процесс включены и нереализованные проекты, они практически полностью входят в духовную инфраструктуру и объективно являются частью архитектурного процесса. Но в данном исследовании обозначены основные положения, в которых учтено множество актуальных архитектурных проблем, в том числе и по данной теме. Но конкретно и осознанно проблема потенциала нереализованных проектов не определялась.
Следует также отметить работу А. Рябушкина и К. Дворжка «Прогностика в архитектуре и градостроительстве». В этой работе изучается влияние «бумажной» архитектуры на творчество современников. Проекты такого рода разделяются авторами на 2 основных типа. « Представляется важным с самого начала разделить собственно / интуитивное предвидение и область архитектурных фантазий, где не сдерживаемая игра воображения рождает причудливые образы, не имеющие шансов на воплощение и не ориентированные на высвечивание будущих путей реального развития» [17, с.7]. Отделяя из всего пласта «бумажной» архитектуры интуитивные предвидения, авторы говорят о прогностической роли данных прозрений. Эти проекты визуализируют предвкушение перемен, новых веяний, служат путеводителями в невиданное будущее архитектуры. Оценивая прогностическое значение интуитивных предвидений, авторы не ставят вопросов о других потенциалах изучаемых проектов. Не учитывают и других пластов проектов с неиспользуемым потенциалом, в силу иной направленности исследования.
В целом, после рассмотрения основных видов изданий, касающихся затронутой темы, можно сделать следующий вывод. В существующих исследованиях и изданиях по теории и практике архитектуры на сегодняшний день не сформировано определенного отношения к нереализованным проектам. Не обозначено наличие в них возможного полезного потенциала для сегодняшней архитектуры. Нет четких методик и принципов, позволяющих выявлять нереализованные проекты и их полезный потенциал.
Но необходимость разработки всех перечисленных вопросов на сегодня важна, и эта необходимость продиктована не только проблемами сегодняшнего дня, но и вопросами, связанными с повышением уровня эффективности архитектурно! о процесса в целом вне зависимости от социально политических предпосылок, стилевых предпочтений, экономических возможностей и культурных традиций.
Исходя из проблемной ситуации и недостаточной освещенности вопросов, касающихся нереализованных проектов и наличия в них полезного потенциала, можно заключить, что предлагаемая тема требует специального исследования.
Определив основное направление исследования, общие положения, сформулируем цель исследования, задачи, объект и предмет.
Цель - раскрытие понятия «нереализованные архитектурные проекты» и выявление в них неиспользуемого потенциала.
Задачи:
- изучение потенциального и реального значения архитектурных проектов, выявление степени несоответствия;
- вычленение нереализованных проектов, описание понятия;
- выявление потенциала нереализованных проектов и исследование его актуальности;
- поиск путей использования потенциала нереализованных проектов.
Объект - архитектурные проекты.
Предмет - неиспользуемый потенциал архитектурных проемов.
Материалы исследования - невоплощенные проекты архитекторов Москвы и Екатеринбурга из архивов и профессиональных изданий. Впервые публикуются невоплощенные проекты архитекторов Екатеринбурга из музея истории архитектуры и промышленной техники Урала.
Границы исследования условны, так как цель исследования в изучении потенциала для всего спектра нереализованных проею-ов, где бы они ни находились и какого бы они ни были периода создання. Признаки и свойства проектов, рассматриваемые в данном исследовании, присущи не только тем проектам, которые использованы в исследовании. Они (признаки и свойства) присущи всем архитектурным проектам в целом, как неотъемлемой части архитектурного процесса
Методы исследования. В исследовании применяется системати кщия специальной литературы, архивные изыскания, натурные обследования, обобщение материалов, классификация архитектурных проектов
Метод анализа архитектурного проекта и отдельных процессов, как системы взаимосвязанных частей и как части системы архитектурного процесса в целом. Этот подход отражает принцип «встроенности», введенный Гибсоном в его работе «Экологический подход к зрительному восприятию» [18]. Обозначенный принцип позволяет продуктивно рассмотреть архитектурный проект, а также его участие в архитектурной жизни с включением временных шкал. Инструмент синтеза в исследовании - классификация.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:
- сформулированы две самостоятельные роли проекта в архитектурном процессе: как этапа в строительстве и как явления архитектурной мысли;
- расширено понятие "нереализованный архитектурный проект", указаны его признаки и объем;
- вычленен не устаревающий пласт готовых решений в составе архитектурного проекта;
- разработан Каталогизатор (на основе идеи Фридмана), как форма учета всех готовых решений;
- описан универсальный Паспорт проекта - идентификатор в поле информационного обмена;
- изучены и описаны альтернативные степень и место использования готовых решений нереализованных проектов на основе схсм Бархпна.
Практическая ценность. Предпосылки для создания информационного поля 1010вы\ решений. Как результат, возможность быстрою, масштабною изучения ююиы.ч, не устаревающих архитектурных решении в заданном направлении, чю иозво.ип более эффективно решать существующие проблемы архитектуры.
Апробация возможна в архитектурных ВУЗах на основе материалов методических фондов.
Масштабность проблемы позволяет предположить, что возможен ряд исследований по отдельным аспектам потенциала нереализованных проектов, а также по механизмам их взаимодействия с архитектурной реальностью.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и графической части, представленной на планшетах. Диссертация изложена на 96 страницах компьютерного текста, содержит 84 иллюстраций. Библиографический список состоит из 41 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Российско-нидерландские архитектурные связи первой трети XX века в Урало-Сибирском регионе2002 год, кандидат архитектуры Невзгодин, Иван Владимирович
Архитектура профсоюзных клубов Подмосковья, 1927-1930-е гг.2001 год, кандидат искусствоведения Чепкунова, Ирина Владимировна
Градостроительство и архитектура г. Челябинска конца 1920-х середины 1950-х годов2003 год, кандидат искусствоведения Конышева, Евгения Владимировна
Градостроительная роль железнодорожных вокзалов России и эволюция их архитектуры: 1830 - 1910-е годы2010 год, кандидат искусствоведения Петухова, Нина Михайловна
Эволюция архитектуры жилых и общественных зданий г. Новосибирска 20-30-х годов XX столетия1999 год, кандидат архитектуры Главатских, Лариса Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Александров, Андрей Игоревич
Основные выводы и результаты исследования
1. С целью выявления пласта нереализованных архитектурных проектов проведен анализ потенциального (идеального), а так же реального (сложившегося) значения архитектурных проектов в целом. Анализ показал следующее.
Любой проект включает ряд затрат (временны'е, материальные, профессионачьные, интеллектуальные), предполагающих окупаемость. При этом интеллектуальные затраты сложно оценить. Окупаемость проекта может происходить по двум самостоятельным направлениям. Первое направление - этап в процессе строительства реального объекта (реализация проекта через воплощение). Второе направление - проявление самостоятельного, целостного архитектурного явления {реачизация проекта посредством информационного обмена).
В сложившейся ситуации проекты реализуются по этапам и часть их остается на промежуточных этапах реализации. При этом, степень реализации проектов различна и это факт делит их на две основные группы, значение - проекты, реализованные в соответствии с проектом и участвующие в информационном обмене; потенциал - проекты, построенные в изменениями, недостроенные, не построенные и не участвующие в информационном обмене. В сложившейся системе учета (архивации) проектов практически отсутствует их информационный обмен.
Сравнение выкладок анализа потенциально и реального значения архитектурных проектов выявило пласт проектов с неиспользуемым на сегодняшний день потенциалом: часть пласта «бумажной архитектуры», невоплощенные проекты, недостроенные проекты, проекты воплощенные с изменениями, проекты не участвующие в информационном обмене. Таким образом, эта группа проектов сформировала новый объем понятия Нереализованные архитектурные проекты. Так же, уточнилась его формулировка.
2. Изучение актуальности потенциала нереализованных проектов дало следующие результаты. Сформулированы критерии исчерпывающего поиска составляющих потенциала нереализованных проеетов: перекрываемость, встроенность. Исследовано наличие устоявшихся и изменяемых знаний в составе архитектурного проекта, как фаетора определяющего степень устаревания идей и решений со временем. Определены три основных типа «каркас-ткань» влияющих на степень изменяемости знаний: техноэкономический, природно-ресурсный, социально-физиологический.
Проанализирована степень присутствия этих типов в разделах архитектурного проекта а так же исследовано свойство цикличности развития, как фактора повышающего актуальность решений. Как следствие, определение не устаревающих со временем решений: универсальные решении по формированию комфортной среды обитания дчя человека, решения по созданию микроклимата в конкретном регионе, конструкции и применение натуральных материалов, набор стилевых интерпретаций, вариации воплощения общей идеи.
3. Результатом изучения возможного использования и внедрения актуального потенциала нереализованных проектов стал ряд конкретных предложений. Потенциал архитектурного проекта может быть использован как целиком, так и частично: полное воплощение, использование фрагментов или деталей, транслирование пространственной структуры, применение композиционных приемов, вдохновение от общей идеи сооружения.
На основе идеи катачогизатора предложенного Фридманом, и с использованием актуальных решений нереализованных проектов, возможно создание банка универсальных решений. Структура такого каталогизатора формируется на основе известных типологий сооружений, технологий строительства, материалов и др. Предложена возможная форма Паспорта проекта, как идентификатора в информационном поле готовых решений. В его формировании важное место занимают индивидуальные критерии актуальности потенциальных потребителей (теоретики, историки, проектировщики, администраторы, преподаватели, студенты) потенциала нереализованных проектов.
Выявлена необходимость апробации системы каталогизатора и формы паспорта проекта. Составлена программа их апробации в учебном проектировании в нескольких архитектурных вузах России.
Изучено конкретное место возможного использования потенциала нереализованных проектов в архитектурном проектировании. На основе схем разработанных Бархиным, обозначились этапы эффективного внедрения в проектный процесс: изучение аналогов на первой стадии проектирования, сравнение разработанного предложения с существующими решениями на каждой стадии проектирования.
4. В процессе изучения проблем неиспользуемого потенциала нереализованных архитектурных проектов, выявилось несколько перспективных направлений развития данной темы: создание методики исчерпывающего аначиза идей и решений в проекте, изучение эффективного использования потенциала нереализованных проектов всеми участниками архитектурного процесса, разработка и реачизация каталогизатора актуачьных решений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Александров, Андрей Игоревич, 2006 год
1. Козинец J1. А. Каменная летопись города / J1. А. Козинец. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во. 1989. - 231 с.
2. Зитте К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте. М.: Стройиздат, 1993. - 256 с.
3. Реставрация памятников архитектуры: учеб. пособие / С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, А. А. Беляев. М.: Стройиздат, 1988. -288 с.
4. Гольдштейн А. Ф. Франк Ллойд Райт / А. Ф. Гольдштейн. М.: Стройиздат, 1973.- 134 с.
5. Хан-Магомедов С. О., Александров П. А. Архитектор Иван Леонидов / С. О. Хан-Магомедов, П. А. Александров. М.: Стройиздат, 1971.-127 с. - (Мастера архитектуры).
6. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников / С. О. Хан-Магомедов. -М.: Стройиздат, 1990. 295 с. - (Мастера архитектуры).
7. Хан-Магомедов С. О. М. Я. Гинзбург / С. О. Хан-Магомедов. М Стройиздат, 1972. - 156 с. - (Мастера архитектуры).
8. Бархина А. Г. Григорий Борисович Бархин / А. Г. Бархина. М.: Стройиздат, 1981. - 173 с. - (Мастера архитектуры).
9. Ржехина О. И. А. К. Буров / О. И. Ржехина, Р. Н. Блашкевич, Р. Г. Бурова. М.: Стройиздат, 1984. - 142 с.
10. Вопросы теории архитектурной композиции. Сб. 1 / под ред. Б. П. Михайлова, М. И. Рзянина, Г. А. Шемякина. М.: Стройиздат, 1955. -135 с.
11. Храм Христа Спасителя в Москве: фотоальбом. М.: Планета, 1992. -150 с.
12. XII Международный смотр конкурс лучших дипломных проектов архитектуры и дизайна: Каталог. Пенза.: Пензенский государственныйуниверситет архитектуры и строительства, 2004. 256 с.
13. Букин В. П., Пискунов В. А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 года / В. П. Букин, В. А. Пискунов. Свердловск.: Сред.-урал. кн. изд-во, 1982.-264 с.
14. Москва невоплощенная электронный ресурс.: виртуальная выставка. -М.: Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2003. -Режим доступа: http://www.muar.ru/ve/2003/moscow/index.htm
15. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: учеб. пособие для вузов / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 256 с.
16. Заварихин С. П. Русская архитектурная критика: середина 13 начало 20 веков / С. П. Заварихин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 221 с.
17. Рябушин А. В. Прогностика в архитектуре и градостроительстве: совм. сов. чехосл. изд. / А. В. Рябушин, К. Дворжак. - М.: Стройиздат, 1983. -184 с.
18. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон; общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. -464 с.
19. Материалы из фондов музея истории архитектуры и промышленной техники Урала г. Екатеринбург (МАиПУ).
20. Александр Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / Сост. О. И. Ржехина, Р. Г. Бурова. М.: Искусство, 1988. - 399 с. - (Мир художника).
21. Каплун А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун; ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1985. - 230 с.
22. Советская архитектура. Сб. 18 / под. ред. Ю. С. Яралова; союз архитекторов СССР. М.: Стройиздат, 1969. - 221 с.
23. Из истории советской архитектуры. 1926 1932: Документы и материалы. Творческие объединения / сост. В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. - М.: Наука, 1970. - 210 с.
24. Быков В. Е. Георгий Гольц / В. Е. Быков; под. ред. М. В. Алпатова. -М.: Стройиздат, 1978. 159 с.
25. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков и др. М.: Архитектура, 2004. - 450 с.
26. Змеул С. Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений: учеб. для вузов / С. Г. Змеул, Б. А. Маханько. М.: Архитектра - С, 2004. - 240 с.
27. Холодова Л. П. Особенности современного архитектурного процесса в формировании среды обитания / Л. П. Холодова. // Роль искусства в формировании региональной культуры и самосознания. Новосибирск: Пасман и Шувалов, 2003. С. 17 - 23.
28. Хайт В. J1. Оскар Нимейер / В. Л. Хайт. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Стройиздат, 1986. - 204 с. - (Мастера архитектуры)
29. Ожегов С. С. Типовое и повторное строительство в России XVÍII-XÍX веках / С. С. Ожегов. М.: Стройиздат, 1984. - 168 с.
30. Фридман И. Научные методы в архитектуре / И. Фридман. М.: Стройиздат, 1983. - 160 с.
31. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: учеб.-метод. пособие / Б. Г. Бархин. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1993.-438 с.
32. Линч К. Образ города / К. Линч; под ред. А. В. Иконникова; пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.
33. Орловский Б. Я. Архитектура гражданских и промышленных зданий: учеб. для вузов / Б Я. Орловский, Я. Б. Орловский. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. - 287 с.
34. Строительные нормы и правила. Перечень и требования к оформлению проектов: СНиП 18-0-11. Издание официальное. М.: Стройиздат, 1992. -26 с.
35. Архитектурная наука в МАРХИ: информ. вып. Вып. 3. М.: Ладья, 1999.-204 с.
36. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие / Г. И. Рузавин. М.: Юнита-Дана, 1999. - 317 с.
37. Иконников А. В. Утопическое мышление и архитектура: Социальные, мировоззренческие и идеологические тенденции в развитии архитектуры / А. В. Иконников. М.: Архитектура - С, 2004. - 400 с.
38. Общие указания по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства: отв. Постановлением Госстроя России от 07.08.02 № 102. М.: Б. и., 2002. - 27 с.
39. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики: учебник / С. К. Саркисов. М.: Архитеюура - С, 2004. - 352 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.