Неоконфуцианский философский дискурс XI-XII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Рысаков, Алексей Сергеевич

  • Рысаков, Алексей Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 160
Рысаков, Алексей Сергеевич. Неоконфуцианский философский дискурс XI-XII вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2007. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рысаков, Алексей Сергеевич

Введение.

Глава 1. Неоконфуцианская традиция XI-XII вв. в ее историко-философском аспекте.

§1. Неоконфуцианские философские школы XI-XII вв. в зеркале традиционной китайской историографии: генезис и персоналии.

§2. Идентификация неоконфуцианства как синологическая историкофилософская проблема.

§3. Особенности неоконфуцианского философского дискурса.

§4. Письменные жанры философского дискурса в неоконфуцианстве.

Глава 2. Формирование проблемного поля и логико-дискурсивного аппарата неоконфуцианской философии.

§1. Разработка философских подходов в неоконфуцианстве XI в.

§2. Эволюция неоконфуцианского философского дискурса в конце XI-XII

§3. Систематизация неоконфуцианской философии в наследии Чжу Си.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Неоконфуцианский философский дискурс XI-XII вв.»

Актуальность темы исследования. Процесс глобализации, протекающий с разной степенью интенсивности во всем мире, придал особую актуальность исследованию историко-культурного своеобразия незападных обществ. Изучение инокультурных традиций, в том числе их философских составляющих, необходимо для понимания проблем и конфликтов, возникающих в процессе интеграции национальных государств в единый мирохозяйственный комплекс. В последнее десятилетие стал очевидным экономический подъем и все возрастающее политическое влияние стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим исследование культурных традиций этого региона приобретает дополнительную актуальность.

Дальневосточная культурная традиция сформировала собственную философию, не уступающую в степени разработанности проблемного поля и логико-дискурсивного понятийного аппарата западноевропейской философии. Одной из важнейших интегральных составляющих дальневосточной философской традиции является неоконфуцианская философская мысль. Неоконфуцианство - многоаспектный (философский, религиозный, политический) феномен, возникший в Китае в XI-XII вв. как всеобъемлющий культурный синтез, объединивший в себе интеллектуальные достижения трех основных религиозно-философских традиций средневекового Китая: конфуцианства, даосизма, буддизма. Именно неоконфуцианская философия во многом определила проблематику и язык философской традиции не только Китая, но и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Японии, Кореи, Вьетнама.

Современная философия КНР, Японии, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура формируется как результат синтеза западноевропейской, буддийской и неоконфуцианской философских традиций. Данный синтез является органической частью процесса модернизации дальневосточных обществ, продолжающегося и по сей день.

По указанным причинам исследование сложения философской системы неоконфуцианства в XI-XII вв. и появления собственного неоконфуцианского философского дискурса представляется актуальным для анализа ситуации, складывающейся в дальневосточном регионе, а также в целом для понимания проблем, возникающих в процессе интеграции традиционных обществ в единое мировое сообщество.

Степень разработанности темы. В российском востоковедении крайне слабо освещен исторический контекст возникновения неоконфуцианства. Для темы настоящего исследования интерес представляет монография З.Г. Лапиной, в которой подробно рассмотрена проблема реформ XI в., их идеологического обоснования и проявившегося в китайском обществе противостояния, ставшего политическим подтекстом возникновения неоконфуцианства [37]. Отдельно отметим сообщение В.В.Малявина, в котором впервые прослеживается эволюция кланов в средневековом Китае и ее связь с неоконфуцианским движением [40].

В западной синологии проблема политических реформ и социального контекста появления неоконфуцианства представлена более широко. Идеологические программы сторонников реформ и их оппонентов анализируется в целом ряде работ, начиная с классика западной синологии Э.Балаша [49] до многочисленных современных публикаций. Итогом западных исследований по идеологической истории династии Сун можно считать выход в свет сборника статей "Ordering the World: Approaches to State and Society in Sung Dynasty China" (Univ. Of California: 1993) под редакцией Р.Хаймса и К.Широкауэра. Особенно ценными для темы настоящего диссертационного сочинения являются статьи П.Бола, К.Широкауэра, Дж.Хэтча из данного сборника [54; 70; 79].

Связь между неоконфуцианством и возрождением патрилинейного клана стала предметом отдельного рассмотрения в работах П.Эбри, Р.фон Гланна, Т.Уилсона [62; 69; 83].

Образовательная деятельность неоконфуцианцев детально анализируется в специальном сборнике, вышедшем под редакцией В. де Бэри (W. de Вагу) и Дж.Чаффи (J.Chaffee) "Neo-Confucian Education: The Formative Stage" (Univ. Of California: 1989). Связь неоконфуцианского движения с возрождением частных учебных заведений - «академий» (шуюанъ) с достаточной степенью подробности рассматривается в работе Л.Уэлтон [82].

Проблема обособления неоконфуцианства как особого интеллектуального движения в рамках сунского конфуцианства была поднята Х.Тиллманом [81].

Отдельно необходимо отметить исследования современных китайских ученых. Безусловную значимость имеют работы современных «новых конфуцианцев» Цянь My, Моу Цзунсаня и Ду Вэймина, в которых рассматривается история неоконфуцианства как традиционного учения и анализируется проблема становления неоконфуцианской традиции {даотун) [85; 86; 90]. Социально-политический контекст и значительный биографический материал детально представлен в нескольких энциклопедических работах, изданных в Китае за последние десятилетие: «Чжунго жусюэ байкэцюаныпу» (Энциклопедия китайского конфуцианства), «Чжунго да байкэ цюаньшу. Чжунго лиши» (Большая китайская энциклопедия. История Китая) [92; 93]. Помимо этого для исторической части настоящего исследования оказались важными сведения сообщаемые в энциклопедическом труде по истории китайских академий - «Чжунго шуюань ши» (История китайских академий), вышедшем под редакцией Ли Гоцзюня в 1994 г. [94].

Специальные исследования, посвященные непосредственно неоконфуцианской философии XI-XII вв., в российской китаистике представлены трудами нескольких авторов. Так, А.С.Мартынов исследовал проблему соотношения между буддийским и неоконфуцианским взглядом на мир, вопрос соотношения между неоконфуцианством и императорской идеологией [42; 43]. В его работах также содержится краткий очерк истории неоконфуцианской мысли и проведен подробный разбор проблемы «сознания» {синь) в неоконфуцианской философии [3; 44]. А.И.Кобзев посвятил отдельную монографию неоконфуцианской философии, однако в данной работе период зарождения неоконфуцианства (XI-XII вв.) освещен конспективно, основное внимание А.И.Кобзев уделяет неоконфуцианскому мыслителю XV-XVI вв. Ван Янмину и последующим этапам развития неоконфуцианства [33]. Наконец, В.В.Малявин, в рамках исследования духовных практик основных культурных традиций Китая, провел исследование практик самосовершенствования принятых в неоконфуцианстве [41].

Несмотря на недостаточную разработанность собственно философской проблематики неоконфуцианства XI-XII вв. отечественная синология, тем не менее, предоставляет значительный вспомогательный материал для разработки темы настоящего исследования. В первую очередь, это касается перевода и исследования текстов конфуцианского канона. Программа научного перевода китайского классического наследия, предложенная еще в 20-30-х гг. XX в. акад. В.М.Алексеевым, была последовательно осуществлена в трудах нескольких поколений российских ученых. Перечислим наиболее важные для темы настоящего диссертационного исследования работы. Ю.К.Щуцкий осуществил исследование и перевод канонической части «И цзин», канона имевшего огромное значение для становления неоконфуцианского философского дискурса [9]. А.А.Штукин сделал, ставший классическим, стихотворный перевод «Ши цзин» [8]. А.С.Мартынов и Л.С.Переломов продолжили дело В.М.Алексеева и представили два варианта научного комментированного перевода ключевого текста раннего конфуцианства - «Лунь юя», ставшего типологической моделью для многих текстов неоконфуцианской философии [31; 45]. А.Е.Лукьянов провел исследование и сделал перевод комментаторской части «И цзин», в том числе важнейшего в философском плане комментария «Сицычжуань» (Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М.: 1993) [39]. А.Е.Лукьяновым также был осуществлен перевод и исследование канонического текста «Чжун юн», оказавшего значительное влияние на формирование неоконфуцианской картины мира [7]. А.И.Кобзев осуществил перевод текста «Да сюэ» [1]. Исследованием «Ли цзи» занимался Л.С. Васильев, исследованием «Чуньцю» - А.М.Карапетьянц [23; 28; 29]. Необходимо также упомянуть исследование структуры канонических текстов, проведенное В.С.Спириным [46].

Среди западных исследователей неоконфуцианской философии XI-XII вв. необходимо, прежде всего, отметить американских ученых Чэнь Юнцзе (Chan, Wing-tsit) и В. де Бэри. Чэнь Юнцзе принадлежат многочисленные исследования философии основоположников неоконфуцианства и источников по истории неоконфуцианской мысли. Особо выделим, выполненный Чэнь Юнцзе, перевод на английский язык одного из ключевых текстов неоконфуцианской философской традиции - антологии «Цзиньсылу» и монографию, посвященную одной из ключевых фигур неоконфуцианства XI-XII вв. Чжу Си [10; 56]. Особую значимость имеет сборник статей "Chu Hsi and Neo-Confiicianism", вышедший под редакцией Чэнь Юнцзе в 1986 г. [61]. В научном наследии В. де Бэри неоконфуцианство рассматривается как комплексный социокультурный феномен [50; 51; 52].

В целом количество работ по отдельным аспектам неоконфуцианской философии и по философскому творчеству отдельных неоконфуцианских мыслителей XI-XII вв. в западной востоковедной науке весьма значительно. Назовем наиболее значимых для разработки темы настоящего исследования авторов - это Т.Метцгер (T.Metzger), К.Чоу (K.Chow), Дж.Бертронг (J.Berthrong), К. Широкауэр (K.Schirokauer), Дж.Хендерсон (J.Henderson) [53; 60; 71; 75; 78]. Особо отметим работы американского синолога Д. Гарднера (D.Gardner) посвященные исследованию отдельных жанров неоконфуцианской философии, образующих жанровое разнообразие неоконфуцианского философского дискурса [65; 66; 67; 68].

Не менее значим вклад китайских ученых. Среди китайских исследователей неоконфуцианской философии выделим знаменитого философа Фэн Юланя, положившего начало систематическому научному изучению китайской философии [64; 88]. А также наиболее известного марксистского интерпретатора неоконфуцианского философского наследия Хоу Вайлу [89]. Особняком стоят работы современных «новых конфуцианцев». Цянь My, Тан Цзюньи, Моу Цзунсань предоставили в распоряжение китаеведов ряд детальнейших исследований неоконфуцианской философии, репрезентирующих взгляд на неоконфуцианскую философию со стороны ее носителей [80; 87; 91]. Безусловный интерес представляет и новая попытка интерпретации основных неоконфуцианских понятий предпринятая одним из лидеров современных конфуцианцев Чэн Чжунъином [48; 58; 59].

Подводя итог обзору степени изученности темы настоящего диссертационного исследования можно сделать вывод о том, что проблема неоконфуцианского философского дискурса XI-XII вв. крайне слабо освещена в российском китаеведении. В западных работах также отсутствует завершенное систематическое исследование неоконфуцианской философии периода ее становления. Китайские исследования либо в значительной степени устарели, либо представляют собой труды адептов и популяризаторов современного варианта неоконфуцианства. Вследствие этого научное критическое исследование феномена неоконфуцианского философского дискурса на базе современных достижений гуманитарных наук представляется актуальным и необходимым.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в выявлении логической структуры и концептуального аппарата неоконфуцианского философского дискурса XI-XII вв. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: проанализировать историческую динамику формирования неоконфуцианской философии в XI-XII вв.;

- выявить дифференцирующие признаки неоконфуцианского философского дискурса;

- определить исходные положения неоконфуцианского философского дискурса, границы и проблемную структуру неоконфуцианского философского поля;

- выделить наиболее значимые концептуальные проблемы неоконфуцианской философии и различные подходы к их решению в наследии неоконфуцианских мыслителей XI-XII вв.;

- аналитически реконструировать неоконфуцианство как философскую систему, обладающую специфической проблематикой и понятийным аппаратом.

Объект исследования - неоконфуцианская философия XI-XII вв.

Предмет исследования - формирование логико-дискурсивного и концептуального аппарата в рамках неоконфуцианской философской системы.

Теоретические и методологические основы исследования.

Основными методами в данном диссертационном исследовании выступают историко-теоретический анализ, сравнительно-исторический метод, философско-герменевтический метод.

Историко-теоретический анализ направлен на выявление основных принципов и логических связей между основными понятиями, разрабатываемыми в рамках неоконфуцианского философского дискурса.

Сравнительно-исторический метод позволяет установить историко-культурный, идеологический и теоретический контексты возникновения неоконфуцианской философии.

Обращение к философско-герменевтическому методу обусловлено необходимостью анализа прежде всего обширного письменного наследия неоконфуцианской традиции. В ходе исследования приоритет отдавался не современным интерпретациям неоконфуцианской философии, а непосредственному анализу источников, что предопределило использование герменевтического подхода как основного метода работы с текстами инокультурной традиции.

Специальным инструментом интерпретации источников выступал разработанный В.И. Рудым структурно-герменевтический метод, направленный на концептуальную дифференциацию религиозно-доктринального, психотехнического и логико-дискурсивного уровней функционирования традиционных идеологий.

Источниковая база исследования ориентирована на введение в научный оборот нового для отечественного китаеведения и философии материала. Источниковая база включает помимо канонических конфуцианских текстов, также письменное наследие наиболее значимых неоконфуцианских мыслителей XI-XII вв. - Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Ху Хуна, Лу Сяншаня, Чжу Си. Большинство использованных в работе источников либо вовсе не переводилось на европейские языки, либо переводилось сугубо фрагментарно. Кроме того, в исторической части исследования проанализированы китайские средневековые исторические и историко-философские сочинения, в первую очередь, сунская династийная история «Сун ши» и сочинение Хуан Цзунси «Сун Юань сюэань», также малоизученные российскими синологами.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Рысаков, Алексей Сергеевич

Заключение

В начале настоящей диссертационной работы были рассмотрены исторические предпосылки и социально-политический контекст возникновения неоконфуцианства. Были выделены три историко-культурных фактора в наибольшей степени повлиявших на активизацию конфуцианской мысли в северосунекий период (960-1125): окончательное организационное закрепление экзаменационной системы, численный рост конфуцианской образованной элиты, распространение технологии книгопечатания. Делается вывод о том, что данные три фактора в совокупности привели к подъему частных учебных заведений - академий (шуюанъ), на базе которых формировались философские, в том числе неоконфуцианские, школы.

Подробно проанализированы два наиболее содержательных источника по истории сунского конфуцианства - сунская династийная история «Сун ши» и историко-философское сочинение известного неоконфуцианского мыслителя XVII в. Хуан Цзунси «Сун Юань сюэань». В результате исследования этих двух основных источников по истории неоконфуцианства XI-XII в. обосновывается положение о необходимости конвергенции версий «Сун ши» и «Сун Юань сюэань».

В настоящем диссертационном исследовании были реконструированы основные этапы формирования неоконфуцианской философской традиции. Было установлено, что неоконфуцианство появляется в середине XI в. как одна из школ сунского конфуцианства оппозиционно настроенная к реформам Ван Аньши и их концептуальному обоснованию. В целом поддерживая консервативную «старую» партию первые неоконфуцианские мыслители Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, братья Чэн сфокусировали свои интеллектуальные усилия не на политико-экономической проблематике, а на глубоком философском анализе классического конфуцианского наследия. В конце XI в. неоконфуцианское движение институционально оформляется в Лоянской школе, созданной усилиями Чэн Хао и Чэн И на базе одной из влиятельных академий Сунъян. С 1103 г. по 1155 г. неоконфуцианское учение Лоянской школы находится под официальным запретом и распространяется исключительно частным образом. К середине XII в. на территории империи Южная Сун сложилось несколько локальных неоконфуцианских школ, основанных последователями братьев Чэн. Среди них выделяются четыре наиболее значимые школы неоконфуцианской философии XII в. Школа Хусян с центром в древней академии Юэлу на территории современной провинции Хунань. Ее лидеры - Ху Хун, Чжан Ши. Фуцзяньская школа с центром в возрожденной ее лидером Чжу Си академии Байлудун на территории современной провинции Фуцзянь. Восточно-Чжэцзянская школа на востоке современной провинции Чжэцзян. Ее школьным центром являлась академия Лицзэ, ее лидером был Люй Цзуцянь. И, наконец, школа Сяншань, базировавшаяся в одноименной академии на землях современной провинции Анхой. Ее основателем и лидером являлся Лу Цзююань.

В процессе анализа основных определений неоконфуцианской традиции, содержащихся в источниках нами впервые был четко выделен философский компонент неоконфуцианской традиции, которая, помимо философского, включает также социально-политический, религиозный, педагогический, психотехнический аспекты. В итоге детального рассмотрения в настоящей диссертационной работе делается вывод о том, что неоконфуцианский философский дискурс играет роль посредника между обладателями высшего этического уровня сознания («совершенномудрыми/достойными») и последователями неоконфуцианского учения еще не достигшими значительного прогресса в процессе самосовершенствования. Это посредничество осуществляется через экзегезу канонических текстов. Таким образом, неоконфуцианская философия представляет собой вариант герменевтики конфуцианского канона, а именно философскую герменевтику канонических текстов. В тоже время подчеркивается, что в качестве философской герменевтики канона может быть представлена только философская составляющая неоконфуцианского наследия, которое не исчерпывается одним этим аспектом, являясь сложным комплексным интеллектуальным течением.

Исходя из определения неоконфуцианской философии как философской герменевтики канона в настоящей диссертационной работе было проведено исследование жанров неоконфуцианской философии. Была рассмотрена история формирования конфуцианского канона и выделена особая роль канона «И цзин» в формировании неоконфуцианского философского дискурса, сыгравшего важнейшую роль в становлении собственного оригинального логико-понятийного аппарата неоконфуцианской философии. Были последовательно рассмотрены три базовых жанра неоконфуцианского философского дискурса: комментарий на канонические тексты, философский трактат и «записи бесед» (юйлу). По результатам анализа был сделан вывод о необходимости комплексного исследования источников различных жанров с целью максимально полной реконструкции неоконфуцианства как системы мысли с ее собственным проблемным полем и понятийным аппаратом.

В настоящем диссертационном исследовании был проведен анализ философского наследия основоположников неоконфуцианского движения Чжоу Дуньи и Чжан Цзая. Была рассмотрена проблема соотношения «Беспредельного» (у цзи) и «Великого Предела» как проблема рационального и иррационального начала философствования. Также подробно проанализированы основные принципы космогонического процесса: «движение» (дун), «покой» (цзин), силы инь и ян и их связь с началом космоса «Великим Пределом» и космологической реальностью (дао). В процессе анализа философского осмысления процесса космогенеза у Чжоу Дуньи нами были выделены две основные функции процесса космогенеза -«порождение» (шэн) и «завершение» (чэн), отмечена их взаимосвязь с этической и эпистемологической характеристикой вещей. В связи с этим определено место и роль человека в неоконфуцианском космосе как должного завершить космогонический процесс.

Подводя итог философским достижениям Чжоу Дуньи устанавливается, что благодаря его усилиям было сформировано проблемное поле неоконфуцианского философского дискурса, включающее четыре основных проблемных блока: 1) анализ процесса космогенеза, 2) исследование выделенной позиции человека, 3) проблема самосовершенствования человека и всего сущего, 4) анализ динамических процессов, базирующийся на экзегезе «Канона Перемен».

Кроме того, в данном диссертационном исследовании был проведен анализ ключевого понятие неоконфуцианской антропологии - понятия «искренность» (чэн), являющегося сущностной характеристикой как человека так и космологической реальности. Была раскрыта взаимосвязь понятия «искренность» как дескриптивной характеристики тождества человека и космологической реальности с описанием динамических процессов в «Каноне Перемен» и, следовательно, с процессом космогенеза как прототипом любых динамических процессов. Установлена взаимосвязь процесса самосовершенствования человека и процесса «завершения» (чэн), совершенствования космоса.

В настоящем диссертационной работе обосновывается новое для отечественной и зарубежной синологии понимание философской позиции одного из основоположников неоконфуцианской философии Чжан Цзая. Подвергается критике, возобладавшая в современных исследованиях неоконфуцианства, точка зрения на философию Чжан Цзая как монизм, противостоящий дуалистической философии последующих неоконфуцианцев. Рассматриваются ключевые понятия философии Чжан Цзая «Великая Гармония» (тайхэ) и «жизненная сила» (ци). Отмечается связь понятия «Великая Гармония» с психотехникой и психологией. Подробно анализируется сложный двухсоставный характер понятия «жизненной силы» у Чжан Цзая, репрезентирующее обе функции процесса космогенеза в неоконфуцианской философии - «порождение» и «завершение».

Помимо этого отмечается обращение Чжан Цзая к проблеме индивидуального сознания (синь), что позволяет ему углубить анализ тождественности человека и космологической реальности посредством представления об единотелесности человека и космоса.

Далее в настоящем диссертационном исследовании подробно рассматриваются направления дальнейшей эволюции неоконфуцианского философского дискурса. Отмечаются основные пункты, по которым Чэн Хао и Чэн И развернули критику наследия основоположников неоконфуцианства. Во-первых, в космологии братья Чэн требуют максимально дистанцироваться от даосского наследия и, в первую очередь, отойти от сложносоставного и противоречивого понятия «жизненной силы» (ци) через расширение применения понятия «принцип» (ли), которому в рамках Лоянской школы придается ключевое значение. Нами особо подчеркивается, что расширение сферы применения понятия «принцип» было прежде всего предназначено для обоснования рациональности и познаваемости мироустройства. Рассматриваются неизбежные изменения в определении понятия «жизненной силы», которое теперь предстает как среда препятствующая полному пониманию принципов мироздания. Во-вторых, показывается, что в анализе процесса самосовершенствования братья Чэн предлагали максимально отойти от буддийского учения о сознании. С этой целью понятие «искренность» (чэн) предлагалось уравновесить понятием «почтительность» (цзин), воплощающем основные конфуцианские этические добродетели и моральные устои. Отмечается, что именно в Лоянской школе процесс самосовершенствования приобрел характер «самостоятельного обретения» (цзыдэ). «Самостоятельное обретение» является одной из отличительных черт неоконфуцианства. Анализируется позиция братьев Чэн по проблеме индивидуального сознания. Делается вывод о том, что братьями Чэн Хао и Чэн И была создана первая собственно неоконфуцианская философская школа, вполне независимая от буддийского и даосского философского дискурса.

Далее была рассмотрено письменное наследие лидера школы Хусян Ху Хуна. Отмечено выдвижение на первый план в творчестве Ху Хуна проблемы «Небесного веления» (тянь мин) как проблемы соотношения неоконфуцианской философии и официальной императорской идеологии. Анализируется трехсоставность сущности человека у Ху Хуна, включающей помимо общечеловеческой природы (син) и индивидуального сознания (синь), также «веление» (мин) понимаемое как индивидуальная судьба. Нами было отмечено, что акцент сделанный Ху Хуном на понятии «веление» предполагает весьма значительную предопределенность поступков человека. Для придания равновесия своей философской конструкции Ху Хун прибегает к разработке проблемы индивидуального сознания. Волюнтаризм индивидуального сознания был призван уравновесить детерминированность «веления Неба» через введение Ху Хуном в неоконфуцианский философский дискурса понятия «устремленное к благу сознание» (лян синь).

В настоящем диссертационном исследовании также рассматривается философское наследие Лу Сяншаня. Демонстрируется, что философия Лу Сяншаня представляет собой предел эволюции неоконфуцианского философского дискурса. Анализируются основные положения учения Лу Сяншаня: акцент на моральном самосовершенствовании, а не на теоретическом умозрении, связанный с этим отказ от разделения «принципов» (ли) и «желаний» (юй), центральность понятия «индивидуальное сознание» (синь), в полной мере воплощающего космологическую реальность, отказ от ключевой роли экзегезы канонического наследия. Был показан пограничный характер философии школы Сяншань, выявившей пределы развития неоконфуцианского философского дискурса.

В заключительном параграфе настоящей диссертационной работы был проведен анализ первой неоконфуцианской философской системы, созданной известным неоконфуцианским мыслителем Чжу Си.

В процессе исследования космологических воззрений Чжу Си, были проанализированы понятия «Великий Предел», «принцип», «жизненная сила», «форма» (син), «материя» (чэ/си), «эссенция» (цзин) и их соотношения друг с другом. Отдельно рассматривается философский метод Чжу Си. Нами была продемонстрирована ложность интерпретации основополагающих понятий «принцип» и «жизненная сила» через их соответствие с «идеей» и «материей» западноевропейской философской традиции. Отмечена связь философского дискурса Чжу Си с религиозной составляющей неоконфуцианства.

Также подверглось рассмотрению учение Чжу Си о человеке. Была проанализирована позиция Чжу Си по отношению к особому статусу человека. Отмечена специфика подхода Чжу Си к анализу понятия «природа» (син). Проведено тщательное рассмотрение проблемы общечеловеческой природы у Чжу Си. Было показано как проблема общечеловеческой природы согласуется с основной проблемой космогенеза -соотношением «принципа» и «жизненной силы». Отдельно показана роль понятий «чувство» (цин) и «веление» (мин) в чжусианской картине мира. Кроме того была тщательно исследована проблема индивидуального сознания (синь) у Чжу Си. Выделены два аспекта индивидуального сознания - статический и динамический. Исследован комплекс представлений Чжу Си о человеке, включающий в себя три основных понятия - «природа», «чувства», «сознание». Продемонстрирована связь между теорией сознания Чжу Си и неоконфуцианской психотехникой. Помимо того рассмотрена проблема соотношения неоконфуцианской философской системы Чжу Си и классической конфуцианской онтологизированной этики.

В завершении настоящего диссертационного исследования делается вывод о том, что именно философская система Чжу Си является итогом творческого развития неоконфуцианской философии в XI-XII вв., кроме того, именно в ней заключены основные проблемы и тенденции дальнейшего развития неоконфуцианской философской мысли в последующие периоды.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рысаков, Алексей Сергеевич, 2007 год

1. Источники а) на русском языке

2. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сышу»). М.: 2004,

3. Линь-цзи лу, Вступ. статья, перевод с китайского, комментарии и грамматический очерк И.С. Гуревич. СПб.: 2001.

4. Лунь юй Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь юй». Перевод А.С.Мартынова. Т.1, СПб.: 2001.

5. Сыма Цянь. Исторические записки: («Ши цзи»): Т.VII. / Пер. с кит. Р.В.Вяткина. М.: 1996.

6. Чжу Си. О сознании (Синь): Из философского наследия Чжу Си. М.: 2002.

7. Чжуан-цзы /Пер. с кит, Л.Позднеевой. СПб.: 2000.

8. Чжун юн Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования / Сост. А.Е. Лукьянов. М.: 2003.

9. Ши цзин -Шицзин. Книга песен и гимнов. Пер. А.А. Штукина М.: 1987.

10. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». В 2-х тт. СПб., М.: 2000.б) на английском языке

11. Chu Hsi, Lu Tsu-ch'ien. Reflections on things at hand. Trans, with notes by Wing-tsit Chan. N.Y., L.: 1967.в) на китайском языке

12. Ван Чун. Луньхэн (Взвешивание суждений) // Чжуцзы цзичэн (Избранные собрания философов). Т.7. Пекин: 1956.

13. Сун ши (История династии Сун). // Сыбубэйяо (Главное по четырем разделам). Т.32. Шанхай: 1935-1936.

14. Сыбубэйяо (Главное по четырем разделам). Т.56. Шанхай: 1935-1936.

15. Сышу дубэнь (Хрестоматия по Четверокнижию). Тайбэй: 2001.

16. Сяншань юйлу (Записи бесед Лу. Сяншаня). Цзинань: 2000.

17. Хань Юй. Хань Юй вэньсюань (Избранные литературные произведения ХаньЮя). Пекин: 1997.

18. Ху Хун, Чжиянь (Познание слов). // Байцзы цюаньшу (Полное собрание сочинений ста философов). Хубэй: 1875.

19. Хуан Цзунси, Цюань Цзуван. Сун Юань сюэань (Обзор учений периода правления. династий Сун и Юань). Пекин: 1997.

20. Чжуцзы вэньцзи (Собрание литературных сочинений Чжу-цзы). Т.8. Пекин: 1998.

21. Чжуцзы юйлэй (Беседы Чжу-цзы). Т.1. Пекин: 1986.

22. Юань ши (История династии Юань). // Сыбубэйяо (Главное по четырем разделам). Т.34. Шанхай: 1935-1936.1.. Литература а) на русском языке

23. Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М.: 1976.

24. Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. М.: 1988.

25. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы. Раздел первый. «Анализ по классам элементов». М.: 1990.

26. Гуревич И.С. Грамматический очерк китайского языка эпохи Тан (на материале буддийских юйлу школы чань) // Линь-цзи лу. Вступ. статья, перевод с китайского, комментарии и грамматический очерк И.С. Гуревич. СПб.: 2001.

27. Доронин Б.Г. Историография императорского Китая XVII-XVIII вв. СПб.: 2002.

28. Зограф И.Т. Грамматический очерк языка Чжу Си // Чжу Си. О сознании (Синь): Из философского наследия Чжу Си. М.: 2002.

29. Карапетьянц A.M. «Чуньцю» и древнекитайский «историографический» ритуал // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Весны и осени»). М.: 1999.

30. Карапетьянц A.M. «Чуньцю» в древнекитайской системе канонов // Конфуциева летопись «Чуньцю» («Весны и осени»). М.: 1999.

31. Китайская философия. Энциклопедический словарь / Гл. ред. M.J1. Титаренко. М.: 1994.

32. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2 т. СПб.:2000

33. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: 1994.

34. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: 2002.

35. Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения / Конрад Н.И. Избранные труды. История. М., 1974.

36. Крюков М.В., Переломов JI.C., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: 1983.

37. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: 1997.

38. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М.: 1985.

39. Ленков П.Д. Философия сознания в Китае: буддийская школа фасян (вэйши). СПб.: 2006.

40. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М.: 1993.

41. Малявин В.В. Кровнородственные объединения цзунцзу в конфуцианской историографии позднесредневекового Китая / III Научная конференция «Общество и государство в Китае», вып. 1. М.: 1971.

42. Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. М.: 1997.

43. Мартынов А.С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1030-1101) и Чжу Си (1130-1200) // Буддизм, государство и общество в странах центральной и восточной Азии в средние века. М.: 1982.

44. Мартынов А.С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М.: 1982.

45. Мартынов А.С. Конфуцианство и проблема сознания // Чжу Си. О сознании (Синь): Из философского наследия Чжу Си. М.: 2002.

46. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М.:2000.

47. Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М.: 1976.

48. Торчинов Е.А. Религиозная доктрина даосизма // Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). / Пер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб.: 1994.

49. Чэн Чжунъин. Теория конфуцианского «я»: самосовершенствование и свободная воля в конфуцианской философии // Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. М.: 1997.б) на английском языке

50. Berthrong, John. Master Chu's Self-Realization: the Role of Ch'eng / Philosophy East and West, Jan93, Vol.43, Issue 1.

51. Bol, Peter K. Government, society, and state: on the political visions of Ssu-ma Kuang and Wang An-shih // Ordering the world: approaches to state and society in Sung dynasty China / Ed. By Robert P. Hymes and Conrad Schirokauer.Taipei: 1997.

52. Chan, Hok-lam. Chinese official Historiography at the Yuan court: the Composition of the Liao, Chin and Sung Histories // China under Mongol Rule / Ed. by John D. Langlois. Princeton: 1981.

53. Chan, Wing-tsit. Chu Hsi: life and thought. Hongkong: 1987.

54. Chen, Yu-shih. Images and ideas in Chinese classical prose. Stanford: 1988.

55. Cheng, Chung-ying. Chu Hsi's Methodology and Theory of Understanding // Chu Hsi and Neo-Confucianism / Ed. By Wing-tsit Chan. Honolulu: 1986.

56. Cheng, Chung-ying. On a Comprehensive Theory of Xing (Naturality) in Song-Ming neo-Confiician Philosophy: a Critical and Integrative Development / Philosophy East and West. Apr.97, Vol.47, Issue 1.

57. Chow, Kai-wing. Ritual, Cosmology and Ontology: Chang Tsai's moral philosophy and neo-Confucian ethics / Philosophy East and West. Apr.93, Vol.43, Issue 2.

58. Chu Hsi and Neo-Confucianism / Ed. By Wing-tsit Chan. Honolulu: 1986.

59. Ebrey, Patricia Buckley. The Early Stages in the Development of Descent Group Organization // Kinship Organization in Late Imperial China 1000-1940 / Ed. by Patricia Buckley Ebrey and James L. Watson. Taipei: 1987.

60. Fung Yu-lan, Derk Bodde. The rise of neo-Conflicianism and its borrowings from Buddhism and Taoism // Harvard Journal of Asiatic studies, vol.7, issue 2 (Jul., 1942).

61. Fung, Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1,2. Princeton: 1952, 1953.

62. Gardner, Daniel K. Chu Hsi and the Ta-hsueh: neo-Confiician reflection on the Confucian canon. Cambr.(Mass.), L.: 1986.

63. Gardner, Daniel K. Transmitting the Way: Chu Hsi and his program of learning / Harvard Journal of Asiatic Studies, vol.49, issue 1 (Jun.89).

64. Gardner, Daniel K. Modes of thinking and modes of discourse in the Sung: some thoughts on the Yu-lu ("Recorded conversations") texts / The Journal of Asian studies, vol. 50, №3 (Aug. 1991).

65. Hatch, George. Su Hsun's Pragmatic Statecraft I I Ordering the world: approaches to state and society in Sung dynasty China / Ed. By Robert P. Hymes and Conrad Schirokauer.Taipei: 1997.

66. Henderson, John, Scripture, Canon and Commentary: a Comparision of Confucian and Western Exegesis. Princeton, N.J.: 1991.

67. Lee, Thomas H.C. Sung schools and education before Chu Hsi // Neo-Confucian education: the formative stage / Ed. By Wm. Theodore de Baiy and John W. Chaffee. Taipei: 1994.

68. Lee, Thomas H.C. Education in traditional China: a history. Leiden: 2000.

69. Liu, James T.C. How did a neo-Confucian school become the state orthodoxy? /Philosophy East and West, vol.24, issue 4 (1973).

70. Metzger, Thomas A. Escape from Predicament. Neo-Confucianism and China's Envolving Political Culture. N.Y.: 1977.

71. Neo-Confucian Education: The Formative Stage / Ed. By W.de Bary and J.Chaffee. Univ. Of California: 1989.

72. Queen, Sarah A. From chronicle to canon: the hermeneutics of the Spring and Autumn, according to Tung Chung-shu. Cambridge: 1996.

73. Schirokauer, Conrad. Chu Hsi and Hu Hung it Chu Hsi and Neo-Confucianism / Ed. By Wing-tsit Chan. Honolulu: 1986.

74. Schirokauer, Conrad. Chu Hsi's Sense of History // Ordering the world: approaches to state and society in Sung dynasty China / Ed. By Robert P. Hymes and Conrad Schirokauer.Taipei: 1997.

75. T'ang Chun-i. The Spirit and Development of Neo-Confucianism // Invitation to Chinese Philosophy. Oslo; Bergen; Tromso: 1972.

76. Tillman, Hoyt Cleveland. A new direction in Confucian scholarship: approaches to examining the differences between neo-Confucianism and Tao-hsueh // Philosophy East and West, vol.42, issue 3 (Jul 92).

77. Walton, Linda. Academies and society in Southern Sung China. Honolulu: 1999.

78. Wilson A. Thomas. Genealogy and History in Neo-Confucian Sectarian Uses of the Confucian Past// Modern China, Vol. 20, № i (jan., 1994).

79. Yang, Lien-sheng. The organization of Chinese official historiography: principles and methods of standart histories from the T'ang through the Ming dynasty // Historians of China and Japan / Ed. by W.G. Beasley. L.: 1961.в) на китайском языке

80. Ду Вэймин. Сяньдай циншэнь юй жуцзя чуаньтун (Современная духовность и конфуцианская традиция), Пекин: 1997.

81. Моу Цзунсань. Чжунго чжэсюэ дэ тэчжи (Специфика китайской философии). Тайбэй: 1964.

82. Моу Цзунсань. Синьти юй синти (Сущность сознания и сущность природы). В 3-х тт. Тайбэй: 1968, 1969.

83. Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Т.1. Пекин: 1961.

84. Хоу Вайлу, Цю Ханьшэн, Чжан Цичжи. Сун Мин лисюэ ши (История неоконфуцианства периода правления династий. Сун и Мин). Пекин: 1984.

85. Цянь My. Чжу-цзы синь сюэань (Новый обзор учения Чжу-цзы). В 5-ти тт. Тайбэй: 1971.

86. Цянь My. Чжунго цзинь саньбайнянь сюэшу ши (История конфуцианского. учения в Китае за последние 300 лет). Тайбэй: 1995.

87. Чжунго да байкэ цюаныпу. Чжунго лиши (Большая китайская энциклопедия. История Китая). Пекин: 1997.

88. Чжунго жусюэ байкэ цюаныпу (Энциклопедия китайского конфуцианства). Пекин: 1997.

89. Чжунго шуюань ши (История китайских академий). / Гл. ред. Ли Гоцзюнь. Хунань: 1994.

90. Чэнь Цзуу. Чжунго сюэань ши (История китайских «обзоров учений»). Тайбэй: 1994.

91. Янь Бинган. Чжэнхэ юй чжунчжу: дандай дажу Моу Цзунсань сяныпэн сысян яньцзю (Полнота и чеканность: исследование наследия великого современного конфуцианца Моу Цзунсаня). Тайбэй: 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.