"Неклассический" психологизм, его истоки и его "присутствие" в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ди Сяося
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат наук Ди Сяося
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава первая. Эстетические и философские истоки
художественного сознания Б. Пастернака
Глава вторая. Пейзаж и его роль в создании психологического
сюжета
Глава третья. Природно-пространственные образы как
средство психологизма
Заключение
Приложение. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» в Китае
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество раннего Пастернака и поэтика символизма2003 год, кандидат филологических наук Казмирчук, Ольга Юрьевна
Художественная концепция красоты в творчестве Б. Пастернака2010 год, кандидат филологических наук Молчанова, Анна Владиславовна
Концепции времени в лирических циклах Р.М. Рильке и Б. Пастернака2012 год, кандидат филологических наук Малеваная-Митарджян, Дарья Александровна
Тип героя в прозе Б. Л. Пастернака1998 год, кандидат филологических наук Куликова, Светлана Анатольевна
Звук в мифопоэтике Б. Пастернака 1910-20-х годов2018 год, кандидат наук Виноградов, Александр Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Неклассический" психологизм, его истоки и его "присутствие" в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"»
ВВЕДЕНИЕ
Роман «Доктор Живаго», написанный Пастернаком в 1957 году, но опубликованный на родине только в 1988 году, является одним из самых мирообъемлющих и сложных произведений XX века и имеет непростую судьбу. До сих пор в суждениях о поэтике романа и его оценках наблюдается множество противоречий и взаимоисключающих мнений. Например, одни исследователи (Д. Лихачев, О. Фрейденберг) воспринимают «Доктора Живаго» как произведение, созданное в русле классических традиций реалистической прозы XIX века, другие (И. Смирнов) интерпретируют его поэтику как постклассическую, ассоциативную, в которой символическое и религиозно-философское содержание находит воплощение в биографии, мыслях и чувствах героев. Уже среди первых читателей романа возникло разноречивое отношение к нему: А. Ахматова и В. Набоков категорически не приняли книгу, находя ее «неестественной»; В. Шаламов (в первых откликах) и Э. Гернштейн, наоборот, дали ему высокую оценку как образцу всего лучшего, чего достигла русская классическая литература.
Таким образом, эстетическая оценка «Доктора Живаго» еще не утвердилась, а его поэтика все еще остается недостаточно проясненной. Одной из нерешенных проблем, требующих обстоятельного рассмотрения, является проблема психологизма в романе и осмысление самой специфики художественного выражения духовного мира героя в пастернаковской прозаической системе. На наш взгляд, обращение к этим аспектам открывает перспективы в освоении принципов мироустройства в художественном пространстве романа. В противовес мнениям о неприменимости категории психологизма к «Доктору Живаго», в нашем исследовании мы попытаемся доказать обратное, используя особый методологический подход к анализу психологизма через систему природно-пространственных образов, выявляя, таким образом, особый тип художественного сознания в прозе Пастернака.
Постановка проблемы. Реферируемая диссертация посвящена проблеме психологизма «неклассического» типа, его истокам и формам «присутствия» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Актуальность исследования связана
- с дискуссионностью как самого понятия «художественный психологизм», так и с вопросом о существовании и особенностях бытования этого содержательно-формального качества в произведениях литературы XX века;
- с необходимостью осмысления собственно пастернаковской специфики художественного выражения внутренней жизни человека;
- с отсутствием системного исследования проблемы художественного психологизма в романе Б.Л. Пастернака.
Объектом исследования является осмысление специфики художественного сознания Б.Л. Пастернака, его философских истоков и жанрово-родовой природы его творчества в их влиянии на характер выражения духовного мира персонажа в романе «Доктор Живаго».
Предмет исследования - роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» как вершина в литературной биографии художника, завершающая его путь к снятию классических оппозиций между «Я» и «не-Я», личностью и миром, конкретно-предметным и психологическим началами.
Цель исследования - выявление специфического типа психологизма в романе Б.Л. Пастернака в его структурно-стилевом воплощении.
Методология исследования базируется, с одной стороны, на представлении о специфике художественной системы Б.Л. Пастернака, (работы) В. Арутюновой, B.C. Баевского, С. Н. Бройтмана, Л.Л. Горелика, А.К. Жолковского, Л.А. Колобаевой, И.П. Смирнова, А.Д. Синявского, H.A. Фатеевой,
Л. Флейшмана, А. Юнггрен, P.O. Якобсона. С другой стороны, для диссертанта методологически важными являются труды Э. Гуссерля, а также исследования, посвященные феноменологической прозе и поэзии (Л.А.
Колобаева, Ю. Мальцев, Т.И. Меркулова, Н.В. Пращерук). При анализе текста учтены работы, посвященные исследованиям пространства и отдельных пространственно-природных образов в творчестве Б.Л.Пастернака (Г.Н.Гиржева, В.И.Заика, Ким Ен Сук, Ким Юн-Ран, Е.Г.Руднева, A.A.Скоропадекая, И.А.Скворцова, Е.Н.Смирнова, И.А.Суханова). Общие принципы подхода к художественной прозе основаны на трудах М.М.Бахтина, Л.Гинзбург, Вяч.Вс.Иванова, Н.Т.Рымаря, В.Н.Топорова, П.А.Флоренского. Методология работы - комплексная: используются системно-типологический и структурно-семантический подходы.
Научная новизна диссертации состоит в конкретизации понятия «феноменологическое сознание» по отношению к творчеству Б.Л.Пастернака; в уточнении понятия «неклассическая» проза; в использовании нового методологического подхода к исследованию психологизма через систему природно-пространственных образов, которые трактуются как важный структурно-образующий компонент произведения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) В романе «Доктор Живаго» проявляют себя черты психологизма «неклассического» типа, специфической особенностью которого оказывается отказ от традиционных, прямых, аналитических художественных методов раскрытия пространства духовной жизни и характера героев в пользу методов косвенных, синтетических.
2) В своем особенном качестве «неклассический» психологизм Пастернака проявляется через сферу природы (пейзаж, система природных образов вертикального и горизонтального пространства), которая становится в «Докторе Живаго» единой - и материально-вещественной, и одухотворенной, и символической - инстанцией, сквозь которую находят свое «проявление» факты сознательной и духовной жизни субъекта.
3) Через систему природных реалий в структуре романа оказывается возможным проникнуть в пространство опыта феноменологически неотделимого от них героя-субъекта и прочитать этапы его духовной
биографии. В процессе разворачивания природных образов герой обретает черты определенности своего «Я» и свой индивидуальный личностный характер. При этом от установки на аналитическое «объяснение» внутреннего мира героя Пастернак приходит к установке на его образно-чувственное «выражение», а также «достраивание». «Я» героя, в понимании Пастернака, немыслимо вне системы природных явлений-образов, через которые происходит не столько его «проявление», сколько сами они активно включаются в единую структуру опыта субъекта и оказываются неотделимы от нее. Сознание пастернаковского субъекта - не замкнутая в себе «субстанция» с заданным содержанием, но инстанция творческого смыслообразования, реализуемая через активную направленность на «внешний» мир и установление «кровной связи» с ним.
4) «Неклассический» психологизм Пастернака, на наш взгляд, уникален тем, что соединяет в себе традиции как модернистских установок Серебряного века, так и классической реалистической прозы XIX века. Дело в том, что при наличии освоения в «Докторе Живаго» нетрадиционных методов репрезентации сознания героя, Пастернак использует их в качестве «оптимизации» концепции целостной гармонической личности, структура опыта которой не подвергается распаду, расщеплению и релятивизации (что отделяет пастернаковское художественное мышление от модернистских концептов Белого, Сологуба, Андреева). «Я» пастернаковского героя в идеальном состоянии встроено в общемировую природную гармонию и неотделимо от нее, поскольку стирается сама граница между внешним и внутренним, субъективным и объективным, в чем мы видим несомненное выражение феноменологического мышления Пастернака.
5) По отношению к поэтике романа «Доктор Живаго» актуально применение понятия «феноменологическое сознание», проявляющего себя на различных уровнях в качестве концептуальной инстанции, смысл которой состоит в преодолении противопоставленности сферы субъективности и сферы объективности. Художественное моделирование Пастернаком
сложной системы природных явлений-образов несет в себе живой импульс феноменологического мышления: гармония «жизненного мира» достигается в соединении и неразрывности всевозможных полюсов-оппозиций (человек/природа, субъект/объект, небо/земля, город/деревня).
6) Внутреннее пространство сознания, эмоций, воображения и памяти героев «Доктора Живаго» выступает не только в качестве инстанции «прочтения» и интерпретации природных «языков», но и само по себе оказывается феноменологически связанным с ними. Без микрокосмоса «человеческого» невозможно функционирование в романе макрокосмоса «природного», и только в результате их взаимосплоченности реализуется движение художественного универсума романа. На равных правах в романе и человек осмысляет природу и природа «переживает» человека. Самопознание и миропознание в рамках феноменологического сознания Пастернака не отделяются друг от друга, поскольку и то и другое входит в универсальную структуру опыта субъекта.
Практическое значение исследования. Материал диссертационного исследования может быть использован при дальнейшем изучении творчества Б.Л.Пастернака, а также при исследовании проблем «неклассической» прозы и своеобразия психологизма в литературе ХХ-ХХ1 вв.
Результаты исследования могут также найти применение при подготовке общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века.
Соответствие содержания диссертации паспорту специальности, по которой она рекомендуется к защите. Диссертация соответствует специальности 10.01.01 «Русская литература». Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности: п. 4. История русской литературы ХХ-ХХ1 веков; п. 7. Биография и творческий путь писателя; п. 8. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; п. 9. Индивидуально-
писательское и типологическое выражение жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии.
Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования представлялись в форме статей в «Вестнике ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика», в «Вестнике РУДН. Серия. Литературоведение. Журналистика».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии, включающей 228 названий.
ГЛАВА ПЕРВАЯ Эстетические и философские истоки художественного сознания
Б. Пастернака
В первой главе предметом анализа станет развитие индивидуального художественного метода Пастернака в культурном контексте его времени, эстетические и философские предпосылки его творчества. Особое внимание будет уделено идеям феноменологии. Переходом к непосредственному исследованию проблемы психологизма в романе «Доктор Живаго» будет рассмотрение философско-художественных оснований прозы Пастернака, в особенности характерного для нее решения проблемы объектно-субъективных отношений.
Творческий путь Пастернака, его поиски собственного предназначения выстраивались как цепь неожиданных «скачков». Начав с занятий музыкой, он уходит к философии, затем от философии - к поэзии, от поэзии - к прозе, при этом входя в те или иные литературные объединения и порывая с ними.
Детство и отрочество Пастернака проходили в атмосфере, насыщенной впечатлениями искусства. Музыкальное образование, особенно увлечение Вагнером и Скрябиным, оказали огромное влияние на взгляды Пастернака на искусство и задачи художника. Под влиянием Скрябина Пастернак пришел к мысли о том, что хотя человек - ограниченное существо, его существование в искусстве бессмертно: искусство может стать способом преодоления предельности человеческой жизни. Главное же назначение художника состоит в поиске новых средств художественной выразительности. Под впечатлением встречи со Скрябиным Пастернак также рассудил, что не стоит продолжать занятия тем, в чем не можешь достичь совершенства, и пришел к решению оставить музыку, которую прежде видел своим поприщем.
Воздействие Вагнера на Пастернака также было очень большим, тем более что такое увлечение было в принципе характерно для начала XX века.
В самом начале своей поэтической биографии Пастернак попадает в издательство «Мусагет», оплот московского символизма с его идейным вдохновителем Эмилием Метнером, который, по словам Андрея Белого, оперировал мифом «точно формулой, исчисляя события будущего и порою кое в чем предвидя их тонко» [Белый 1990: 90]. Пастернак оказывается в среде, где мифом является «и Берлин, и Москва, и угол Кузнецкого моста, и Лейпцигерштрассе» [Белый 1990: 91]. Русский символизм был проникнут духом мифотворчества и претворения искусства в жизнь. Отсюда лежит путь Пастернака к интерпретации известных мифологических схем и образов и к собственному мифотворчеству, Особо следует отметить влияние славянской мифологии на творчество Пастернака. С древними славянами Пастернака роднит космоцентрическое мировоззрение, которое одухотворяет всю природу - землю, воду, огонь, почитает растения и животных.
В этом плане можно сказать, что Пастернак продолжает традицию древнерусской литературы. Д.С. Лихачев, анализируя свойства художественного пространства в древнерусской литературе, отмечал: «Говоря о природе, автор «Слова о полку Игореве» не дает пейзажей, а описывает надвигающуюся грозу, помощь природы в бегстве Игоря, поведение птиц и зверей, печаль природы или её радость. Природа в «Слове» не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, - она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора. Природа реагирует на события как своеобразный «рассказчик», выражает авторское мнение и авторские эмоции» [Лихачев 1987]. Между образами природы в древнерусской литературе и в творчестве Пастернака мы видим много общего.
В символистский круг начинающего Пастернака вводит С.Н. Дурылин (1877-1954), первым благословивший его на занятия литературой. Дурылин, в частности, был одним из русских приверженцев Вагнера, видевшим в Вагнере предтечу русского искусства. Идея «русского Вагнера» была сформулирована Дурылиным именно в то время, когда он тесно общался с
и
Пастернаком, оказывая воздействие на его поэтическое самоопределение [Дурылин 1913].
В «Охранной грамоте» Пастернак сам обозначает свои истоки в символизме, где и упоминает о «Мусагете», откуда вышли многие московские поэты 1910-х гг. «Музыка, прощанье с которой я только еще откладывал, уже переплеталась у меня с литературой. Глубина и прелесть Белого и Блока не могли не открыться мне» (IV: 60) . Помимо характеристики своего поколения как символистского, Пастернак оставил свидетельства своего раннего и тесного знакомства с символизмом в очерке «Люди и положения», признаваясь, что «гимназистом третьего и четвертого класса» он «был отравлен новейшей литературой, бредил Андреем Белым, Гамсуном, Пшибышевским» (IV: 313). Пастернак вспоминает знакомство с Белым, Брюсовым, Ходасевичем, Вячеславом Ивановым, Балтрушайтисом. Особняком при этом стоит знакомство с Блоком. «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников... У Блока было все, что создает великого поэта» (IV: 310). Пастернак пространно воссоздает свое ощущение от знакомства с Блоком в заметках 1946 года. Л.К. Чуковская свидетельствует, что именно из них впоследствии вырос роман «Доктор Живаго» [Чуковская 2010].
Пастернак теснейшим образом был связан с символизмом, не только русским, но и французским и немецким. Проблема этой связи основательно изучена в работах современных исследователей. Назовем среди особенно важных работы О Клинга [Клинг 2002] и С.Н.Бройтмана [Бройтман 2003, 2006].
Характеризуя символистское мироощущение Пастернака, С. Дурылин обращает внимание на следующее: «Он испытывал приступы кружащейся из стороны в сторону тоски. Скрябинское томленье (неразрешимое!) было по нем. Он понял его. Он писал мне длиннейшие письма, исполненные тоскующей мятежности, какого-то одоления несбыточностью, несказанностью, заранее объявленной невозможностью лирического исхода в
мир, в бытие, в восторг, каким-то голым отчаяньем. Это бросался ему в голову лирический хмель искания слова. Вячеслав Иванов сказал бы, что он одержим Дионисом. И это было бы верно» [Дурылин 1993: 55]. Отметим в этом описании явные вагнеровские ассоциации: «скрябинское томление» звучит как эхо тристановского «лейтмотива томления»; «неразрешимое» напоминает о гармоническом принципе избегания разрешений, который лег в основу вагнеровской «бесконечной мелодии».
Отсылка к Вячеславу Иванову, ставившему Вагнера во главе современной культуры, становится косвенным упоминанием о немецком композиторе. Вместе с таким «теургическим» портретом, Дурылин, один из первых слушателей ранней прозы Пастернака, предельно точно характеризует ее, называя «осколками ненаписанных симфоний Андрея Белого» [Дурылин 1993: 56]. Действительно, проза Белого и могла быть таким ориентиром от Скрябина и Вагнера - к слову.
От символизма, пишет С.Бройтман Пастернак получает широту культурно-исторического зрения, ощущение всемирности и предельности постановки вопросов и проблем. Сам он называл это «вкусом больших начал». Культурная широта Пастернака, сближающая его с символистской эстетикой, вбирает многообразные «большие начала»: библейское, новоевропейское (Фауст, Гамлет), античное, ницшеанское, романтическое, символистское, «классическое» (от Пушкина до Л. Толстого, Чехова и Достоевского), натурфилософское, неокантианское и феноменологическое [См.: Бройтман 2002].
Пастернак наследует символистскую идею «всеединства». Она используется поэтом с целью встроить героя в общемировую природную гармонию. Эта особенность, характерная уже для ранней лирики Пастернака, была глубоко прочувствована молодыми поэтами русского зарубежья (пражская группа «Скит», отчасти Б.Поплавский), которых в их экзистенциальном отчаянии поддерживало, «вдохновляло живущее в поэзии Пастернака острое - и часто радостное - чувство единства души и мира,
взаимосвязанности, взаимопроникновения всего сущего в мире, - что в поэтическом космосе Пастернака в те годы воплощалось прежде всего силою метафоры, которая была посредником между сиюминутным и вечным, которая слиянием вещей, явлений, временных и пространственных пределов указывала на бесконечность мира и бездонность души человеческой» [Чагин 1998: 238-239].
Таким образом, эстетика Пастернака усваивает опыт символистского универсализма, но и в теоретической рефлексии, и в непосредственной художественной практике Пастернак подвергает поэтические принципы своих предшественников творческому переосмыслению. Наследуя и развивая духовную практику символизма, Пастернак начинает говорить не о «духах божественных иерархий», ведущих за руку художника, но - более «земным» (и вместе с тем полным метафизики) языком: «Так писать о весне, чтобы иные схватывали грипп от такой страницы или приготовляли кувшин с водой под эти свежесорванные слова» [Пастернак Е. 1989: 261].
В схожем ключе Пастернак описывает и свое впечатление от чтения стихов Блока: «Бумага содержала некоторую новость. Казалось, что новость сама без спроса расположилась на печатном листе, а стихотворение никто не писал и не сочинял. Казалось, страницу покрывают не стихи о ветре и лужах, фонарях и звездах, но фонари и лужи сами гонят по поверхности журнала свою ветреную рябь, сами оставили в нем свои сырые, могучие, воздействующие следы» [Пастернак 1990: 205].
Таким образом Пастернака отличает от символистов настойчивый отказ от условно-поэтического, «переносного и аллегорического» выражения и требование «прямого смысла», возвращения к «положительной реальности», образец которой в «Докторе Живаго» поэт начинает видеть в евангельских притчах. Так в поэтике Пастернака происходит разрешение символистского «проклятия отвлеченности» и подлинное «взаимоединение» с «сестрой-жизнью», а это приводит к новому пониманию софийного первоначала». Согласимся с С. Бройтманом, «что- женщина-жизнь
становится «близнецом» «я», его «сестрой» на самом глубинном уровне витальных метаморфоз-перерождений, Позже, в «Докторе Живаго» поэт вообще откажется от дихотомии внешнее-внутреннее и назовет «ее» -«первообразом», «душой», «личностью» «я», тем в нем, что больше него самого. В приближении к софийному началу это следующий после символистов шаг [Бройтман 2003]».
Пастернак по складу своей личности тяготел к искусству авангарда. Поэтому он не мог оказаться чуждым футуризму и на первых порах примкнул к объединению умеренных футуристов, создавших группу «лирика» , которая просуществовала недолго - в течение 1913-начало 1914 года. В маленьком издательстве, принадлежавшем этой группе, вышел первый сборник Пастернака - «Близнец в тучах».
В 1914 году Пастернак примыкал то к «Центрифуге» (второму «изданию» «Лирики»), то к футуризму Маяковского и группы Гилея.
Эстетический бунт футуристов при всех его крайностях расширял творческие возможности искусства. Пребывание в футуристическом «поле» отвечало потребности /Пастернака в эксперименте со звучащим словом с поэтическим синтаксисом, ритмом и рифмой отвечало желанию Пастернака утвердить свое право передавать поток сознания, подчиняться случайным ассоциациям, требовать от читателя не пассивного потребления поэзии, сотворчества.
Таким образом, анализируя становление и развитие художественного мышления Пастернака в культурной атмосфере его времени, мы приходим к выводу, что, приобщаясь на том или ином этапе к той или иной эстетической системе (символизм, футуризм), Пастернак не пытается механически следовать ей, но в недрах ее решений пробует решать индивидуальные творческие задачи, приходя к разработке уникального поэтического и прозаического «голоса». Так, усваивая от символизма широту культурно-исторического зрения, мифологическое «мышление», онтологическую проблематику, идею художественно-эстетического «первообраза» и
«универсальность» восприятия действительности, Пастернак совершает по отношению к символизму фундаментальный акт эстетическо-художественного переосмысления, отказываясь от условно-поэтического, «переносного» выражения и требуя от искусства «прямого смысла». Усваивая же футуристический интерес к работе со словом, Пастернак, вместе с тем, настаивает на необходимости оправданности формы и выдвигает для себя на первый план вопрос художественного содержания, содержательной стороны художественных средств.
Мировоззрение Пастернака на этапе его формирования испытало очень сильное воздействие того аспекта атмосферы начала XX в., которую сам писатель называл «новой необычайно свежей фазой христианства» [Пастернак Е 1990: 25]. В черновике романа «Доктор Живаго » Пастернак объясняет так эту черту: «Наше время заново поняло ту сторону Евангелия..., которую издавна лучше всего почувствовали и выразили художники. Она была сильна у апостолов и потом исчезла у отцов, в церкви, морали и политике. О ней горячо и живо напоминал Франциск Ассизский, и её некоторыми чертами отчасти повторило рыцарство. И вот её веянье очень сильно в девятнадцатом веке.
Это тот дух Евангелия, во имя которого Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности...»(III: 675).
Учение Франциска Ассизского (1182-1226) оказало определенное влияние на художественное сознание Пастернака. «Характерно, что (...) заглавие поэтического сборника Бориса Пастернака «Сестра моя жизнь» -воспроизводит парадигму знаменитых формул Франциска: «Брат наш Солнце», «Сестра наша Смерть» [ Авенринцев 1997: 99]
Основой учения Св. Франциска были смирение, сострадание и восторженная христианская любовь ко всему сущему. Эта любовь распространилась на животных и растения. В XIII веке, когда еще только закладывались предпосылки научно-технической революции с ее великими
благами и великими угрозами, Св.Франциск заговорил о бережном отношение к природе.
Жития Св. Франциска изобилуют рассказами о его нежном отношении ко всему живому: «Однажды, проходя мимо поля, на котором было много птиц, он обратился с проповедью к «сестрам воронам» и «братьям голубям». Птицы же, пусть и не понимая его слов, но чувствуя в нем друга, не разлетались, как обычно бывает при приближении человека, но подпустили его к себе так близко, что он задевал их своей рясой. Св. Франциск, видя их доброе отношение к себе, почувствовал себя виновным перед миром животных и впредь обещал говорить с ними как с людьми» [Задворный 1995: 16-17].
Святой Франциск оказал сильное влияние не только на религиозную, но и на культурную жизнь. Его восторженное любование окружающим миром вдохновило художников на изображение красоты реального, видимого мира. Его «Гимн брату солнцу» положил начало католической поэзии, и впоследствии она нашла отзвук в творчестве выдающегося французского поэта-символиста П. Верлена, произведения которого переводил Пастернак. Выражение «сестра моя - жизнь» содержится в 21-м стихотворении первого раздела книги Св. Франциска «Мудрость». Незадолго до смерти Пастернак переписал начальные строфы этого стихотворения и постоянно носил их с собой.
Наряду с тем надо отметить, что на формирование мироощущения поэта оказали влияние также мифологические представления, суть которых прежде всего, состоит в соединении духовного и природного начал, то есть в отсутствии четкого разграничения живого с неживым, что характерно для творчества Пастернака.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя2008 год, кандидат филологических наук Орлова, Екатерина Анатольевна
М.Ю. Лермонтов в художественном мире Б.Л. Пастернака2010 год, кандидат филологических наук Антудова, Татьяна Алексеевна
Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго": Стихи и проза в свете общефилософских представлений писателя2000 год, кандидат филологических наук Им Хе Ен
Поэтика постсимволистского романа ("Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака)2019 год, кандидат наук Морозов Сергей Викторович
Система экзистенциальных мотивов в лирике Б. Пастернака 1910-1920-х годов2007 год, кандидат филологических наук Замерова, Ольга Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ди Сяося, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I
1. Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5-ти томах. М., Художественная литература, 1989-1992.
2. Пастернак Б.Л. Полн. собр. соч.: В 11-ти томах. М., Слово/Slovo, 2003-2005.
3. Пастернак Б.Л. Проза 1915-1958. Повести, рассказы, автобиографические произведения. Univ. of Michigan Press, 1961.
4. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Л., Советский писатель,
1965.
5. Переписка Бориса Пастернака / Вступ. статья Л. Гинзбург. Сост., подготовка текстов и коммент. Е.В. Пастернак и Е.Б. Пастернака. М., Художественная литература. 1990.
6. Пастернак Б.Л. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., Искусство, 1990.
II
1. Абашева М. «Пропаду среди всех!» (А. Платонов и сюжет «ухода» в русской прозе XX века) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выпуск 3. М., 1999. С. 350-356.
2. Аверинцев С.С. «Цветики милые братца Франциска»: Итальянский католицизм - русскими глазами // Православная община. 1997. № 38. С. 97105.
3. Автономова Н.С. Психоанализ в двух проекциях // Психоанализ и науки о человеке. М., 1995. С. 3-30.
4. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. 2-е изд. СПб., 2001.
5. Анисова А.Н. Образ сада как культурного пространства в стихотворении Б. Пастернака «Зеркало» // Художественный текст и культура. III. Владимир, 1999. С. 55-58.
6. Арутюнова В. Земля и небо: Наблюдения над категориями пространства и времени в ранней лирике Б. Пастернака // Борис Пастернак. 1890-1960. Paris, 1979. С. 195-224.
7. Антология феноменологической философии в России. Т. 1. Русское феноменологическое общество. Логос. 1998.
8. Баевский B.C. К поэтике пространственных отношений в лирике Пастернака // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс. 1990. С. 80-82.
9. Баевский B.C. Б. Пастернак-лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1994.
10. Баевский. B.C. Поэтика книги Б. Пастернака «Сестра моя Жизнь» // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2008. Т. 67. № 5. С. 29-36.
11. Бакулов В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения положительной утопии // Философские науки. 2003. № 3. С. 100-111.
12. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция: Философский альманах. М., Прогресс, 1992. С. 263-293.
13. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., Художественная литература, 1975.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
15. Веллингтон Дж. X. Икона и топор: Опыт истолкования русской культуры. М., Рудомино, 2001.
16. Белова Т.Н. Роман Б.Л. Пастернака в англоязычных исследованиях 80-х годов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1993. № 6. С. 11-26.
17. Белый А. Между двух революций. М., Художественная литература,
1990.
18. Бергсон А. Материя и память // Собр. соч. в 4-х томах. Т.1. М., 1992.
19. Бердяев H.A. О власти пространств над русской душой // Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. С. 59-64.
20. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., Республика, 1994.
21. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 1994. С. 361-377.
22. Бетеа Д. Мандельштам, Пастернак, Бродский: Иудаизм, христианство и создание модернистской поэтики // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. СПб., 1993. С. 362-399.
23. Блок А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965.
24. Бондарчук Е.М. Автор и герой в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: своеобразие субъектных и внесубъектных форм выражения авторского сознания. Автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 1999.
25. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. 1988. № 6. С. 202-248.
26. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Комментарий // Пастернак Б.Л., Собр. соч.: В 5 т Т. 4. С. 803-906.
27. Бройтман С.Н. О первообразе в «Докторе Живаго»// Роман и повесть в классической и современной литературе. Махачкала. 1992. С. 1521.
28. Бройтман С.Н. Блок в «Докторе Живаго» Б. Пастернака // Дискурс. Новосибирск, 2000. № 8/9. С. 135-141.
29. Бройтман С.Н. Ранний Пастернак и постсимволизм (к вопросу о критериях дефиниции «постсимволизма») // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Вып. 4. Москва, 5-7 марта 2003 г.)
30. Буров С.Г. Игры смыслов у Пастернака. М., 2011.
31. Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака / Публ. и примеч. Т.Г. Шаповаловой. Вступит, ст. Е.Б. Пастернака// Литературное обозрение. 1987. №9. С. 106-112.
32. Быков Д.JI. Борис Пастернак. М., Молодая гвардия, 2008.
33. Вахитова Т.М. Образ дворянской усадьбы // Литература в школе. 2004. № 6. С. 8-12.
34. Вейдле В. Пастернак и модернизм // Литературная учеба. М., 1990. № 1. С. 156-163.
35. Биллем Вестстейн. Описание персонажей в романе «Доктор Живаго» // «Любовь пространства...» Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака. М., 2008. С. 295-304.
36. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М.,
1989.
37. Власов А. «Явление Рождества». А. Блок в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: тема и вариации // Вопросы литературы. 2006. № 3. С. 87119.
38. Власов А. Дар Живого духа (Стихотворения Б. Пастернака «Август» и «Разлука») в контексте романа «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. 2004. № 5. С. 216-239.
39. Власов A.C. «Стихотворения Юрия Живаго»: значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Литература в школе. 2001. № 8. С. 2-8.
40. Воздвиженский В. Проза духовного опыта // Вопросы литературы. 1988. №9. С. 82-102.
41. Войнов А.Д. К вопросу о художественном времени в поэзии Б. Пастернака // Пастернаковские чтения. Пермь, 1990. С. 31-36.
42. Газизова A.A. «Синтез живого со смыслом» (Размышления о прозе Б. Пастернака). М., 1990.
43. Гартман Н. Эстетика. Киев, «Ника-Центр», 2004.
44. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М., Художественная литература, 1994. С. 241-273.
45. Гаспаров Б.М. Gradus ad Parnassum. Самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака // Wiener slawistisher Almanach., 1992. Band 29.
46. Гибиан Дж. Леонид Пастернак и Борис Пастернак: полемика отца и сына // Вопросы литературы. 1988. № 9. С. 104-130.
47. Гинзбург Л. О лирике. М.-Л., Советский писатель, 1964.
48. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Эссе. Воспоминания. Четыре повествования. Л., Советский писатель, 1989.
49. Гиржева Т.Н., Заика В.И. Словесный пейзаж в функциональном аспекте // Слово и фразеологизм в русской литературе и народных говорах. Великий Новгород, 2001. С. 31-40.
50. Горелик Л.Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах Бориса Пастернака. М., 2011.
51. Горелик Л.Л. Пушкинский «миф о метели» в повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Русская филология. Ученые записки Смоленского гуманитарного университета. Т. 1. Смоленск, 1994. С. 256-278.
52. Гудонене В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) // В. Гудонене. Вильнюс, Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998.
53. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., Интрада, 1995.
54. Гурленова Л.В. Пейзаж в ранней прозе Б. Пастернака (повести «Апеллесова черта» и «Детство Люверс») // Тема природы в художественной литературе. Материалы Всерос. науч. конфер. (20-23ноября 1995 года). Сыктывкар, 1995. С. 47-54.
55. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов. Сыктывкар, 1998.
56. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 2009.
57. Гуссерль Э. Идея феноменологии: пять лекций. СПб., Гуманитарная академия, 2006.
58. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. М.; Минск, 2000.
59. Дарьялова Л.Н. Идеальное и трагическое в философском романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Художественное мышление в литературе XIX-XX веков. Калининград, 1992.
60. Дзуцева Н.В. Постсимволизм как эпоха // Творчество писателя и литературный процесс. Язык литературы. Поэтика. Иваново, 1995. С. 90-101.
61. Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1985.
62. Дурылин С.Н. Рихард Вагнер и Россия. О будущих путях искусства, Мусагет, 1913.
63. Дурылин С.Н. В своем углу. Из старых тетрадей. М.; Московский рабочий,1991.
64. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 160-172.
65. Ершова Л.В. Судьбы русской усадьбы в поэзии Серебряного века // Русская словесность. 1998. № 4. С. 42-45.
66. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя / А.Б. Есин. М., Просвещение, 1988.
67. Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы-Текст. М., 1996. С. 209-239.
68. Задворный В.Л.Сочинения св.Франциска. М., 1995.
69. Захарченко С.О. Поэтическая универсалия «природа-храм» в творчестве Н. Клюева и С. Орлова // XXI век на пути к Клюеву. Материалы Международной конференции «Олонецкие страницы жизни и творчества Николая Клюева и проблемы этнопоэтики». Петрозаводск, 2006. С. 221-229.
70. Золотухина О.Б. Психологизм в литературе. Гродно, 2009.
71. Иванов Вяч. Русская поэтическая традиция и футуризм (Из опыта раннего Пастернака) // Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX - начала XX вв. М., 1992. С. 329-347.
72. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., Республика, 1994.
73. Иванова Н. Пастернак и другие. М., Эксмо, 2003.
74. Иванова Н. Борис Пастернак. Времена жизни. М., Время, 2007.
75. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа // Филологические науки. 1994. № 5-6. С. 76-83.
76. Ивинская О.В. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени. М.,
1992.
77. Ильев С. Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака в свете поэтики символизма// StudiaRossiaposnaniensia. 1993. С. 24-50.
78. Иоффе Ф. Синтетическая история искусств. Л., 1933.
79. Карпов A.C. Лекции по курсу «История русской литературы XX века». М., 1994.
80. Ким Ён-Сук. Художественное пространство в лирике Б. Пастернака. Дисс. канд. филол. наук. М., 2001.
81. Ким Ён-Сук. О специфике художественного пространства в стихотворениях Б. Пастернака // Русская литература XX-XXI веков. Проблемы теории и методологии изучения. М., 2004.
82. Ким Юн-Ран. Вода в романе «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака // Русистика сегодня. М., 1998. № 1-2. С. 202-208.
83. Ким Юн-Ран. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака как «текст в тексте» // Филологические науки. 2000. № 2. С. 3-12.
84. Ким Юн-Ран. Об особенностях организации повествования в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 3. 1997. С. 20-31.
85. Ким Юн-Ран. Своеобразие сюжета и композиции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1997.
86. Кислова Е.П. Метафора в поэзии и прозе: семантико-стилистический аспект (на материале лирики и романа «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака): Автореф. дис. канд. филол. наук // Башк. гос. ун-т. Уфа, 1998.
87. Климова С.М. Мифологема женственности в культуре Серебряного века и ее социокультурные воплощения // Вопросы философии. 2004. № 10. С.151-156.
88. Клинг O.A. Эволюция и латентное существование символизма после Октября // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 37-63.
89. Клинг О. А. Футуризм и «старый символистский хмель»: Влияние символизма на поэтику русского футуризма // Вопросы и литературы. М., 1996. Вып. 5. С. 56-92.
90. Клинг О. А. Борис Пастернак и символизм // Вопросы литературы. 2002. Март-апрель. С. 25-59.
91. Кожевникова H.A. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы. М., Наука. 1971. С. 97-163.
92. Колобаева Л.А. Живая жизнь в образной структуре романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака // Русская словесность. 1993. № 3. С. 9-15.
93. Колобаева Л.А. Никакой психологии или фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 3-20.
94. Колобаева Л.А. От временного к вечному: Феноменологический роман в русской литературе XX века // Вопросы литературы. № 3. 1998. С. 134-145.
95. Кондаков Б.В. Роман «Доктор Живаго» в свете традиции русской культуры // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. Т. 49. № 6. С. 527-540.
96. Котукова. Е.Ю. Концептосфера творчества в ранней прозе Б. Пастернака: аксиология художественного пространства. Автореф. дис. канд. филол. наук. Магнитогорск, 2009.
97. Кретинин A.A. Роман «Доктор Живаго» в контексте прозы Бориса Пастернака. Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1995.
98. Кретинин A.A. Трагическое в художественном мире Андрея Платонова и Бориса Пастернака // Творчество Андрея Платонова. СПб., 1995. С. 63 -69.
99. Курсанов A.B. Русский авангард: 1907-1932. В 3-х томах. Т. 1 Боевое десятилетие. СПб., 1996.
100. Лавров A.B. «Судьбы скрещения»: Теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго» // Новое литературное обозрение. М., 1993. № 2. С. 241-255.
101. Левин В.Д. Литературный язык и художественное повествование // Вопросы языка современной русской литературы. М., Наука. 1971. С. 9-96.
102. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1: Литература «Оттепели» (1953-1968). М., Эдиториал УРСС, 2001.
103. Лесная Г.М. Блоковские традиции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996. № 1.С. 104-114.
104. Лилеева А.Г. Поэзия и проза в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь» // Русская словесность. № 4. 1997. с. 33-40.
105. Линник Ю.В. Книга природы. Петрозаводск, Карелия, 1978.
106. Лихачев Д.С. О садах. Сад в русской культуре // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. Т. 3 . Л., 1987. №. 476-520.
107. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., Согласие, 1998.
108. Лихачев Д.С. Поэтическая проза Бориса Пастернака // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х томах. Т. 3. Л., 1987. С. 359-371.
109. Лонго А.П. Язык цвета в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русский язык за рубежом. М., 1992. № 1. С. 94-97.
110. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., Искусство, 2001.
111. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Ученые записки Тартус. ун-та. Труды по знаковым сист. Семиотика городской культуры. Петербург - Тарту, 1984. С. 32-44.
112. «Любовь пространства...»: Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака. Языки славянской культуры. М., 2008.
113. Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит.и яз. Т. 49. 1990. №5. С. 414-419.
114. Мальцев Ю. Иван Бунин (1870-1953). Посев, 1994.
115. Маневич Г. «Доктор Живаго» как роман о творчестве // Маневич Г. Оправдание творчества. М., 1990. С. 61-135.
116. Маркова Е.И. Храм или мастерская? Две тенденции в изображении природы // Верность человеческому: Нравственно-эстетическая и философская позиция. Л. Леонова. М., 1992. С. 94-101.
117. Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака («Герой нашего времени» и «Доктор Живаго») // Автор и текст: Сб. статей. СПб., 1996. Вып. 2. С. 150-178.
118. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. М., 1995.
119. Маслова А.Г. Поэтика хронотопа в раннем творчестве Б.Л. Пастернака: Дис. канд. филол. наук. Киров, 2003.
120. Матюшкин A.B. Сергеев A.M. «Символическое пространство» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Коммуникации в культуре. Материалы научно-теоретического семинара. Петрозаводск, 1996. С. 80-86.
121. Мегирьянц Т.А. Концепт «город» в творчестве Б. Пастернака. Автореферат: дис. канд. филол. наук. Воронеж, 2002.
122. Межаков-Корякин К. К проблеме личности в романе «Доктор Живаго» // Сборник статей, посвященных творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. Мюнхен, 1962. С. 84-114.
123. Меркулова Т.И. Об «экзистенциальности» художественного восприятия Б. Пастернака // Филологические науки. 1992. № 2. С.3-11.
124. Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998.
125. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М., Прометей, 1998.
126. Мущенко Е.Г. «Живая жизнь» как эстетическая универсалия Серебряного века // Филол. записки. 1993. № 1. С. 41-49.
127. Николаев А.И. Мотив мгновения и вечности в русской поэзии конца XIX - начала XX века // Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе, стиль, дискурс. Иваново, 1999. С. 1526.
128. Оболенский Д.Д. Стихи доктора Живаго // Сборник статей, посвященных творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. Мюнхен, 1962. С. 103-113.
129. Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. 1988. № 9. С. 54-129.
130. Озеров Л.А. Борис Пастернак: «...образ мира, в слове явленный...» // Пастернак Б. «Услышать будущего зов...»: Стихотворения. Поэмы. Переводы. Проза. М., Школа-Пресс, 1994. С. 5-48.
131. Озеров Л .А. Жизнь-сестра (Борис Пастернак) // Озеров Л .А. Дверь в мастерскую. Советский писатель, Париж - Москва - Нью-Йорк, 1996. С. 17-92.
132. Парамонов Б. Частная жизнь Бориса Пастернака: Заметки о романе «Доктор Живаго» // Парамонов Б. След: философия исторической современности. М., 2001. С. 279-314.
133. Парамонов Б. Черная доведь. Пастернак против романтизма // Звезда. 1991. № 4. С. 198-205.
134. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., Советский писатель, 1989.
135. Пастернак Е.Б. «Новая фаза христианства». Значение проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 25-29.
136. Пастернак Е.Б. Лето 1917 года. «Сестра-моя жизнь» и «Доктор Живаго» //Звезда. 1990. № 2. С. 158-165.
137. Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь, 1990.
138. Пращерук Н.В. Художественный мир прозы И.А. Бунина: язык пространства. Екатеринбург, 1999.
139. Природа и человек в художественной литературе: материалы всероссийской научной конференции. Волгоград, 2001.
140. Пятигорский А. Пастернак и доктор Живаго: Субъективное изложение философии доктора Живаго. // Искусство кино. М., 1990. № 6. С. 72-79.
141. Радионова A.B. Путь Б. Пастернака к роману «Доктор Живаго» Смоленск. 2002
142. Рашковский Е.Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: Философский комментарий // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 51-61.
143. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
144. Ржевский Л. Язык и стиль романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Сборник статей, посвященных творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. Мюнхен, 1962. С. 115-189.
145. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
146. Руднева Е.Г. Роль детали в пространственной организации художественного мира // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы третьей Международной научной конференции. М., МГУ. 4-5 декабря 2008 года. С. 174-178.
147. Рудова Л. Борис Пастернак и его творчество в западной критике последних лет // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 371-374.
148. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Политиздат, 1987.
149. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.
150. Сахно И.М. Русский авангард: Живописная теория и поэтическая практика: М., Диалог. МГУ. 1999.
151. Синявский А. Поэзия Пастернака // Б. Пастернак. Стихотворения и поэмы. M.-JL, 1965. С. 9-62.
152. Синявский А. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака. // Сборник статей, посвященных творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. Мюнхен, 1962.
153. Скворцова А.И. Образ вечно прекрасной природы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Природа в художественном мире писателя: Межвуз. сб. науч. трудов. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 1994. С. 66-76.
154. Скобелев В. О лирическом начале в русском романе XX столетия: «Доктор Живаго» Б. Пастернака - «Жизнь Арсеньева» И. Бунина // Studia rossia posnaniensia - 1993. Z. 24. С. 35-40.
155. Скоропадская A.A. Образы леса и сада в поэтике романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Дис. канд. филол. наук. М., 2007.
156. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
157. Смирнов А.А Пушкинский романтический подтекст образа стихии в «Теме с вариациями» Б.Л. Пастернака // Романтизм и его исторические судьбы. Ч. 2. Тверь, 1998. С. 54-60.
158. Смирнова А.И. Русская натурофилософская проза второй половины XX века. Флинта. Наука. М., 2009.
159. Смирнов И.П. Б. Пастернак. Метель // Смирнов И.П. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 236-260.
160. Смирнов И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). СПб., 1995.
161. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.
162. Смирнова E.H. Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Дис. канд. филол. наук. Ярославль, 2009.
163. Смолицкий В.Г. «Рождественская звезда» Б. Пастернака и духовные стихи // Русская словесность. № 4. 1997. С. 26-29.
164. Соколова J1.B. Природа - искусство - человек в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Дис. канд. филол. наук. Чебоксары, 2000.
165. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Сб. Сост. Л.В. Бахнов, Л.В. Воронин. М., 1997.
166. Степанян Е.В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 62-78.
167. Степун Ф. Б.Л. Пастернак // Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 65-71.
168. Стрижев А. Календарь русской природы. М., 1981.
169. Суматохина Л.В. Москва в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Москва и московский текст в русской литературе и фольклоре, М., 2004. С.150-157.
170. Суханова И.А. Лара Гишар и Дуня Раскольникова // Русская речь. 2004. № 5. С. 29-38.
171. Суханова И.А. Интертекстуальные связи в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Дисс. канд. филол. наук. Ярославль, 1998.
172. Суханова И.А. Лейтмотив оврага в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» //Ярославский педагогический вестник. 2004. № 1/2. С. 20-26.
173. Сухих И. Живаго жизнь: стихи-стихия (1945-1955). «Доктор Живаго» Б. Пастернака) // Звезда. 2001. № 4. С. 220-234.
174. Тема природы в художественной литературе. Материалы Всерос. науч. конфер. (20-23ноября 1995 года). Сыктывкар, 1995.
175. Толстой И.Н. Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ И ЦРУ. М., Время, 2009.
176. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.
177. Традиция в истории культуры. М., Наука, 1978.
178. Тун Ф. Субъективность как граница: Цветаева. Ахматова. Пастернак // Логос. 2001. № 3. С. 102-116.
179. Тюкова И.И. Слово-образ «сад» в книге Б.Л. Пастернака «Сестра моя - жизнь»: особенности лексического воплощения и роль в процессе смыслового анализа текста // Вестник Томск, пед. ун-та. 2002. Вып. 1. С. 2631.
180. Тюленева Е.М. Мифологема «вокзал» в поэтическом пространстве Б. Пастернака 1910-1920-х годов // Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе, стиль, дискурс. Иваново, 1999. С.97-108.
181. Тюленева Е.М. Творчество Б. Пастернака 1910-1920-х годов: мифомышление и поэтика текста: Дисс. канд. филол. наук. Иваново, 1997.
182. Урнов Д. «Безумное превышение своих сил». О романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Правда, 1988, 27 апреля.
183. Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. Вып. 2. С. 45-57.
184. Фарыно Е. Княгиня Столбунова-Энрици и ее сын Евграф (Археопоэтика «Доктор Живаго») // Поэтика Пастернака - Pasternak's poeties. Budgoszcz, 1990. С. 155-221.
185. Фарыно Е. Юрятинская читальня и библиотекарша Авдотья (Археопоэтика «Доктора Живаго») // Сб. статей к 70-летию Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. С.-385-410.
186. Фатеева К.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003.
187. Фатеева К.А. «Весной Я болен...»: заметки о поэтическом мире Бориса Пастернака // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 64-69.
188. Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. СПб., Академический проект, 2003.
189. Флейшман Л. Борис Пастернак в тридцатые годы. Иерусалим,
1984.
190. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
191. Франк B.C. Водяной знак. Поэтическое мировоззрение Пастернака // Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 72-77.
192. Франциск Ассизский. Полн. собр. соч. Редакция перевода, вступ. статья и коммент. В. Л. Задворного М., 1995.
193. Фроловская Т. Горящая свеча или Страсти по Юрию // Простор. Алма-Ата, 1988. № 9. С. 194-200.
194. Фроловская Т. Русская трагедия масок. М., 2000.
195. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., Политиздат, 1989.
196. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., Академический проект, 1999.
197. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., «Академический проект», 2003.
198. Хольтхаузен И. Модели мира в литературе русского авангарда // Вопросы литературы. М., 1992. Вып. 3. С. 150-160.
199. Хренов H.A. Картины мира и образы города // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. М., 1996. С. 26-39.
200. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986. Человек - природа - искусство. Л., 1986.
201. Цветаева М. Световой ливень // Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7-ми томах. Т. 5.
202. Цветочки Святого Франциска Ассизского М., 1990 (репринт изд. 1913г).
203. Цивьян Т.В. «Рассказали страшное, дали точный адрес...» // Лотмановский сборник. М., 1997. Т. 2. С. 599-614.
204. Чагин А.И. Расколотая лира. (Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы). М., Наследие. 1998.
205. Чуковская Л. Из дневника. Воспоминания. М., Время, 2010.
206. Чумак О.С. Концепт «жизнь» в поэтических текстах романа «Доктор Живаго» как отражение нравственного идеала Б.Л. Пастернака // Филологические этюды. Саратов, 2001. С. 211-214.
207. Чумак О.С. Символы «свечи» и «сада» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические этюды. Саратов, 2002. Вып. 5. С. 205208.
208. Чувство природы в русской литературе. Сыктывкар, 1995.
209. Шаламов В. Пастернак // Шаламов В. Воспоминания. М., 2001.
210. Шалыгина О.В. Время и личность в поэтической прозе А. Белого // Поэтический текст и текст культуры. Международный сборник науч. трудов. Владимир, 2000. С. 141-151.
211. Шатин Ю. В. Художественное время Бориса Пастернака: история, ставшая метафизикой // Критика и семиотика. Новосибирск. Вып. 14, 2010. С. 218-227
212. Шокальский Ежи. «Распяться на древе - с Тобою, в Тебе...» Лес, дерево и крест в лирике Клюева // XXI век на пути к Клюеву. Материалы Международной конференции «Олонецкие страницы жизни и творчества Николая Клюева и проблемы этнопоэтики». Петрозаводск, 2006. С. 119-132.
213. Шпет Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., Гермес, 1914.
214. Щеглов Ю.О некоторых спорных чертах поэтики позднего Пастернака: Авантюрно-драматическая техника в «Докторе Живаго» // Пастернаковские чтения. М., 1998. С. 171-203.
215. Щукин В. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Краков, 1997.
216. Эвентов И. Человек и природа в лирике Есенина // Вопросы литературы. 1979. № 11. С. 84-115.
217. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
218. Эткинд А. Кто написал «Доктора Живаго»? // Новое литературное обозрение. М., 1999. № 37. С. 70-82.
219. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. №9. с. 171-204.
220. Юнггрен Анна. О поэтическом генезисе «Доктора Живаго» // Studies in 20th century. Russian prose. Stockholm. 1982. C. 228-249.
221. Якобсон А. Вакханалия в контексте позднего Пастернака // Slavica Hierosolymitana. Volum III. Jerusalem, 1978. C. 302-379.
222. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 324-338.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.