Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Хубаева, Лана Казбековна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Хубаева, Лана Казбековна
Введение.
Глава I. Институты национального образования в системе народного просвещения Осетии середины XIX - начала XX в.
§ 1. Исторические предпосылки и условия появления национальных школ в Северной Осетии.
§ 2. Система народного просвещения и принципы образовательной политики в Северной Осетии середины XIX - начала XX в.
§ 3. «Осетинская школа» в XIX - начале XX в.
Глава II. Школы внутренних (российских) диаспорных групп Осетии второй половины XIX - начала XX в.
§ 1. Армянская школа.
§ 2. Грузинская школа.
§ 3. Римско-католическая школа.
§ 4. Польская и литовская школы.
§ 5. Еврейская школа.
§ 6. Татарские (тюркские) школы.Г.
Глава III. Школы внешних (зарубежных) диаспорных групп Осетии второй половины XIX - начала XX в.
§ 1. Персидская школа.г.
§ 2. Греческая школа.
§ 3. Французская школа.
§ 4. Немецкая школа.
Глава IV. Национальные школы Осетии в 20-30-е гг. XX в.
§ 1. Национализация осетинской школы.
§ 2. Школы диаспор в условиях национализации образования.
§ 3. Переход к унитарной системе образования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине XIX - начале XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Бирагова, Фатима Ростиславовна
Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии: Середина XIX - начало XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Сиукаева, Елена Гурамовна
Становление и развитие осетинской национальной школы2006 год, кандидат педагогических наук Калаева, Любовь Тимофеевна
Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX - начале XX веков2000 год, кандидат педагогических наук Кайтукова, Зарина Маирбековна
Развитие русско-осетинских культурных связей во второй половине XIX века1984 год, кандидат исторических наук Мельниченко, Елена Христофоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв.»
Актуальность исследования. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. стали важным рубежом в социально-экономической, политической и культурной жизни России нового времени. Общими процессами экономической и социальной трансформации России были предопределены и основные направления культурно-исторического развития на окраинах государства. Начало реформ совпало с завершением Кавказской войны, открывшим эпоху мирного освоения Кавказа. Проведение буржуазных реформ, скорая интеграция в общероссийские процессы, развитие городской жизни способствовали миграционной привлекательности Осетии. В течение всего пореформенного периода в ходе широкого переселенческого процесса в этнической структуре Осетии формировались внешние (зарубежные) и внутренние (российские) диаспорные группы представителей разных народов: немецкого, татарского, еврейского, греческого, польского, грузинского, армянского и др.
В полиэтничном и поликонфессиональном обществе перед каждой диаспорной группой неизбежно встает проблема сохранения этнокультурной идентичности. Разные по численному составу и уровню инкорпорированности в хозяйственно-экономическую и общественно-культурную среду Осетии, диаспоры создавали институты, обеспечивавшие сохранение идентичности. Важным звеном в этой системе культурной самозащиты была национальная школа, которая, кроме образовательных функций, выполняла задачи внутриэтнической консолидации и межпоколенной передачи традиционной культуры, становилась этнокультурным центром для всей группы.
В наше время, в условиях расширяющейся глобализации, вновь актуализируется задача сохранения национальной идентичности, а вместе с ней и ценный исторический опыт организации национального образования. Распад СССР и смена политической системы в России дали новый импульс росту национального самосознания и стремлению народов к возрождению своей 3 национальной культуры, в первую очередь ее главного элемента - национальной школы.
Опыт жизнедеятельности этнических групп в инокультурном окружении ясно показывает, что школа может стать фундаментальной основой, на которой формируется и модифицируется весь этнокультурный комплекс диаспоры. Поэтому сегодня пристальное внимание представителей этнических сообществ привлекает история своей национальной школы, так как давно и хорошо известно, что «всякое дело, а учебное особенно, опирается на опыты прошлого»1.
Востребованность этого исторического опыта, позволяющего осмыслить и практически применить принципы и методы организации национального образования, подтверждает актуальность проведенного исследования.
Цель настоящей диссертации заключается в изучении истории национальных школ Северной Осетии во второй половине XIX - первой трети XX в. (в том числе осетинской школы и школ диаспорных групп), определении периодизации и общих закономерностей их развития. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:
- характеристика социокультурной среды, в которой проходило становление и развитие национальных школ диаспорных групп;
- восстановление фактической последовательности событий, связанных с историей и организационными основами всех национальных школ;
- выявление механизмов формирования этнической и конфессинальной идентичности в национальной школе;
- определение места школ диаспорных групп в системе народного образования дореволюционной эпохи;
- исследование судьбы национальных школ в условиях нового, советского политического режима.
Объектом исследования является национальная школа как важная составляющая жизнеустройства диаспорных групп в Осетии.
1 Гассиев А. А. Школьное дело между инородцами на Кавказе // Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 268. 4
Предметом исследования является история основания, образовательная деятельность, механизмы реализации этнокультурных функций школами осетин и проживавших в Осетии второй половины XIX - первой трети XX в. диаспорных групп (армян, евреев, персов, немцев, греков, поляков, татар, ассирийцев и др.).
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и первую треть XX в., т. е. период функционирования национальных школ. Середина XIX в. - начало земельной реформы и административных преобразований в Осетии, совпавшее с реорганизацией системы образования на Кавказе и первыми попытками создания школ с этнокультурными целями. Освобождение зависимых сословий и другие модернизационные реформы в центре империи и на ее окраинах способствовали интенсивному экономическому развитию, росту городов, миграционному движению населения на окраины России. Эти процессы привели к усложнению этнической структуры и территориальному расширению полиэтнической. среды. Именно в рассматриваемый период в Осетии формируются диаспорные группы, которые создают собственные институты сохранения этнической идентичности и, в частности, национальные школы. Смена политического режима после Октябрьской революции 1917 г., привела к изменению политико-правовых условий функционирования национальных школ, а затем и прекращению деятельности абсолютного большинства из них в 30-е гг. XX в.
Методологию исследования составили теоретические достижения современной исторической науки, предметом познания которой является человеческая деятельность, понимаемая как внутренне обусловленный и закономерный процесс общественно-исторического развития во всем его многообразии, пространственной и временной конкретности.
В диссертации применены следующие специально-научные методы исторического исследования.
Метод историзма позволил в пределах нашей темы описать этнические общности на территории Осетии во второй половине XIX - начале XX в., раскрыв их деятельность, направленную на сохранение этнической идентичности. 5
Системно-структурный анализ позволил определить структурные уровни и иерархию в управлении школами, выявить типы национальных школ и нормативно-правовую базу, регламентирующую их деятельность.
Системно-функциональный метод необходим в изучении динамики образовательного процесса в каждой этнической общности, в определении качества обучения и воспитания, структуры учебного материала и т. д.
Комплексный подход позволил определить многоаспектную значимость национальной школы как образовательного учреждения, этнокультурного центра диаспорной группы, механизма сохранения этнической идентичности и социокультурного института адаптации в полиэтнической городской среде.
Степень изученности темы. Историографию рассматриваемых проблем хронологически можно условно разделить на три -этапа: дореволюционный, советский, постсоветский. Исследование находится на стыке трех гуманитарных наук (дисциплин) - истории, этнологии и педагогики, чем объясняется обращение к соответствующей литературе.
Дореволюционная российская историография системы образования достаточно обширна, однако она не включает монографических трудов, посвященных школам этнических групп - ни в целом по России, ни, в частности, по Осетии. В правилах и положениях, принимаемых правительством относительно школ инородцев, школы диаспорных групп не были выделены как отдельное звено системы народного образования. Появление школ «инородцев» упоминалось лишь в общем контексте начального образования или еще уже - в рамках описания церковно-приходских школ.
Историки, исследовавшие церковно-приходскую школу (Ф. В. Благовидов, П. Ф. Каптерев, Н. В. Чехов, С. В. Рождественский1) по-разному оценивали их роль в системе образования. Так, сторонник ведущего участия духовенства в народном образовании Ф. В. Благовидов утверждал, что деятельность духовенства была положительной и самоотверженной, а П. Ф. Каптеров считал, что церковно
1 Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, 1891; Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования. М., 1913; Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912; Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в ХУШ-Х1Х вв. СПб, 1902. 6 приходская школа была воспроизведением допетровского образования и его характерного свойства - церковности.
В истории педагогической науки наиболее близки нашей теме труды Н. И. Ильминского1, который «создал цельную и законченную школьно-просветительскую систему для инородцев»2, основным принципом которой было обучение детей на родном языке. Рубеж XIX и XX вв. - время борьбы за всеобщее обучение, но «всеобщее обучение и преподавание на родном языке — это две стороны одной и той же медали. Вся история борьбы за начальное образование. является вместе с тем и историей борьбы за образование на родном языке»3.
Вопросы осетинского национального образования поднимали многие просветители и общественные деятели, в том числе К. Хетагуров, А. Колиев, А. Гассиев, С. Гадиев, Г. Дзасохов, X. Уруймагов, отстаивавшие право нерусских национальностей на образование и выступавшие против чрезмерной регламентации школьного дела со стороны государства. «Из прямых, непосредственных хозяев школ учителя делаются подчиненными триединому начальству в лице заведующих школами священников, заведующих группами школ благочинных священников и инспекторов всех школ», - писал X. А. Уруймагов4. На открытии школ для нерусских народов «по педагогической системе, сходной с системой профессора Ильминского»5 настаивал А. А. Гассиев.
Отстаивая принципы осетинской школы, осетинские просветители, способствовали развитию школ других этнических групп, проживающих на территории Осетии - ведь школы функционировали в едином территориально-административном и образовательном пространстве и в официальных документах были объединены общим определением - «инородческие».
Таким образом, дореволюционная историография темы имела в основном описательно-полемический характер и не включала монографических исследований.
1 Ильминский И. Н. Беседы о народной школе. Казань, 1888; Ильминский И. Н. О способах обучения инородцев / Церковные ведомости. СПб, 1900. № 2; Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев / Русская школа. СПб, 1902. №2.
2 Дзасохов Г. О просвещении инородцев // Дзасохов Гиго: Жизнь и творчество. Владикавказ: Проект-Пресс, 2011.С. 181.
3 Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России. М., 1982. С. 97.
4 Уруймагов X. А. Начальная школа в Осетии // Утро гор. Баку, 1910, № 1. С. 45.
5 Гассиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе. С. 277. 7
Для советской историографии характерно преуменьшение достижений образования в дореволюционной России и особенно роли духовенства в его становлении. Считалось, что «школы были не столько местом получения образования, сколько местом насаждения православия»1. В этом ключе и рассматривали дореволюционную школу Г. Е. Жураковский, Н. А. Константинов, В. М. Струминский, Э. Д. Днепров и др.2 История образования в Осетии с идеологических позиций советского времени рассмотрена в книгах X. С. Черджиева и М. С. Тотоева 3, однако интересующие нас сюжеты в них не упоминаются. Таким образом, советская историография темы не отличалась обширностью и решала преимущественно политико-идеологические задачи.
В 90-е годы XX в. в связи с изменениями в политической жизни страны началась переоценка состояния образовательной системы в России исследуемого периода. Следует признать, что наиболее продуктивная и обширная часть историографии - постсоветская. Впервые появились историко-образовательные исследования об этнических сообществах как России в целом, так и Осетии. Оживилось изучение истории церковно-приходских школ (Т. Г. Леонтьева, Н. В. Флит, С. Пивоваров)4.
Появились исследования по истории образования на Кавказе в XIX — начале XX в. (Л. С. Гатагова, В. К. Кочисов, А.Х. Пашаев, Б. В. Туаева5).
История осетинской школы и этапы становления системы национального образования в Северной Осетии представлены в работе Р. С. Бзарова6.
1 Фидченко О. В. Влияние государственных отношений на развитие народного образования в России 1880-1905 гг. Автореферат канд. ист. наук. М., 2003. С. 5.
2 Жураховский Г. Е. Очерки по истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978; Константинов Н. А., Струминский В. М. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953; Днепров Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики: проблемы, тенденции и перспективы. М., 1981.
3 Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958; Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962.
4 Леонтьева Т. Г. Церковно-приходские школы в системе начального образования России второй половины XIX в. М., 1994; Пивоваров С. Образовательная деятельность РЦП: проблемы освоения наследия. Новосибирск, 1996; Флит Н. В. Школа в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1991.
5 Туаева Б. В. Роль общественной благотворительности в развитии народного образования в городах Северного Кавказа (конец XIX - начало XX вв.). Владикавказ, 2004; Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993; Пашаев А. X. Очерки истории народного образования на Кавказе в XIX - начале XX вв. Баку, 1991; Кочисов В. К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии - история, теория, практика. Владикавказ, 1997.
6 Бзаров Р. С. Очерки истории осетинской школы / Историко-филологический архив. № 3. Владикавказ. 2005. 8
Исторические судьбы всех диаспорных групп Северной Осетии и история их образовательных проектов изучены в работах 3. В. Кануковой1. Исследователь отмечает первостепенное значение национальных школ в жизни диаспор и в числе фунциональных задач выделяет «наряду с общеобразовательными целями межпоколенную трансляцию этноконфессиональных традиций»2.
О становления и развития грузинской школы, о представителях грузинского общества Владикавказа, принимавших непосредственное участие в деятельности этой школы, пишет В. 3. Дзидзишвили3. Истории еврейской общины во Владикавказе посвящена книга М. Петрушанского и О. Метревели, включающая информацию о еврейской дореволюционной школе в Осетии4. Отдельную главу в книге «Греки Владикавказа» посвятил дореволюционной греческой школе в Осетии В.А. Шахбазов5. Краткие сведения о школах этнических групп содержатся в обобщающем издании по истории образования в Северной Осетии «От века к веку», где приводятся статистические данные о числе учащихся и учителей, о школьных программах этнических школ и делается вывод, что «в XX век Северная Осетия вступила со сформированной образовательной системой»6.
Таким образом, исследование истории национальных школ в Осетии успешно ведется в постсоветский период. Однако специального исследования, посвященного школам диаспорных групп, до настоящего времени не было.
Источниковую базу диссертации составляют документы официального делопроизводства и личного происхождения, а также материалы периодической печати второй половины XIX - первой трети XX в.
Основную группу использованных источников составляет официальная делопроизводственная документация, к которой относятся распоряжения по отдельным начальным училищам, отчеты по их деятельности, прошения,
1 Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009. С. 13; Канукова 3. В. Федосова Е. В. Осетия - перекресток народов и культур. Владикавказ, 2011.
2 Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009. С. 13.
3 Дзидзишвили В. 3. Грузинская диаспора в Республике Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2010.
4 Петрушанский М., Метревели О. Шолом, Владикавказ. Владикавказ, 2000.
5 Шахбазов В. А. Греки Владикавказа. Владикавказ, 2001.
6 От века к веку. Под ред. А. В. Черджиева и А. Ю. Белогурова. М., 2001. 9 рапорты, уведомления, деловая переписка, финансовые документы. Учетная документация представлена приказами о назначениях, списками учителей и учащихся, годичными ведомостями и проч.
Ряд выявленных документов содержит сведения о духовных учреждениях, а также приходах и храмах, которые представляют интерес для нашего исследования, поскольку нередко при них или при их активном участии открывались национальные школы. Широко привлечены документы, характеризующие жизнедеятельность различных этнических групп и позволяющие сделать выводы о национальной школе как центре этнокультурного развития.
Указанные документы позволяют проследить деятельность школ с момента их открытия, организацию и содержание учебного процесса, выявить персональный состав преподавателей и учащихся, учредителей и попечителей национальных школ, их взаимодействие с администрацией Терской области, с городскими властями.
Большинство использованных документов впервые вводится в научный оборот. Они извлечены из фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А)1 и Научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (НА СОИГСИ)2.
Наряду с архивными документами использованы также опубликованные источники. Ценную информацию содержат научные публикации документов и материалов — пятый том «Материалов по истории осетинского народа»,
1 ЦГА РСО-А: фонд II «Терское областное правление»; фонд 12. «Канцелярия начальника Терской Области»; фонд 123 «Дирекция народных училищ Терской области»; фонд 124 «Инспектор народных училищ 1-го района Терской области»; фонд 125 «Инспектор народных училищ 2-го района Терской области»; фонд 131 «Владикавказское реальное училище»; фонд 147«Владикавказское окружное отделение Епархиального училищного совета»; фонд 199 «Терское областное правление по обществам и союзам»; фонд Р-2 «Отдел нацменьшинств»; фонд Р-Зб «Терский областной комитет совета рабочих и крестьянских депутатов»; фонд Р-49 «Отдел народного образования Исполнительного комитета Владикавказского окружного Совета; фонд Р-121 «Народный комиссариат просвещения Терской области»; фонд Р-123 «Народный комиссариат просвещения Горской АССР»; фонд Р-І24 «Северо-Осетинский областной отдел народного образования»; фонд Р-786 «Министерство просвещения СО АССР».
2 НА СОИГСИ: фонд 1 « История»; фонд 10 «Архивные материалы по истории возникновения и развития народного образования в Северной Осетии»; фонд «Лингвистика».
10 посвященный истории образования, и сборник документов «История Владикавказа (1781 - 1990)»1.
Важное значение для изучения истории национальных школ, их роли в общественной и культурной жизни имеет периодическая печать. В газетах «Кавказ», «Терские ведомости», «Жизнь национальностей» публиковались сведения о культурно-просветительной деятельности школ. К материалам периодической печати примыкает информация, содержащаяся в сборнике «Антология педагогической мысли Северной Осетии»", объединившем публицистическое наследие известных деятелей культуры и образования.
Научная новизна диссертации заключается во впервые предпринятой попытке комплексного изучения истории школ диаспорных групп на территории Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX в., при этом в научный оборот введен значительный массив неопубликованных источников. На защиту выносятся следующие основные положения:
- история национальных школ в Северной Осетии неотрывна от общей истории национального образования в России, от господствовавших в обществе политических доктрин и идеологических стереотипов;
- судьба осетинской школы на каждом этапе ее истории определялась общей культурно-политической ситуацией в Осетии;
- миграционные процессы пореформенного "времени способствовали формированию внешних (зарубежных) и внутренних (российских) диаспорных групп; при этом, как правило, обязательным элементом диаспорной структуры становилась национальная школа;
- национальные школы диаспорных групп обычно выполняли функции этнокультурных центров для своих этнических сообществ, поэтому создавались и содержались за счет организованной диаспорами благотворительной деятельности;
- одной из главных задач национальных школ было сохранение родного
1 История Владикавказа (1781 - 1990 гг.). Сб. документов и материалов. Владикавказ: Ир, 1991; Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Сборник по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942.
2 Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993.
11 языка, преподавание которого было обязательным условием деятельности школы;
- в имперский период в образовательные программы национальных школ входило преподавание соответствующего вероучения (православного, армяно-григорианского, римско-католического, лютеранского, иудейского, исламского), служившее механизмом передачи подрастающему поколению национально-конфессиональных традиций;
- национальные школы никогда не были замкнутыми структурами, изучение в них русского языка, отечественной истории и география было направлено на формирование общероссийской идентичности.
Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальности ВАК РФ: п. 10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений; п. 11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны; п. 12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории образования, для написания учебных пособий по истории отечественного и регионального образования, в преподавательской практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий, разработке общих и специальных курсов в высших и средних учебных заведениях, в практической деятельности национально-культурных обществ.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в пяти научных статьях, а также изложены на международной научной конференции «Россия и Кавказ» 6-7 октября 2009 г., на 5-й ежегодной Школе-конференции молодых ученых «Современная методология гуманитарного исследования».
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.
Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, содержащих 14 параграфов, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии: Конец XVIII-начало XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Алагова, Лариса Черменовна
История педагогики и образования осетинского народа XVIII - ХХ вв.2003 год, доктор педагогических наук Чеджемов, Сергей Русланович
Культура и общественно-политическая мысль Южной Осетии в XIX - нач. XX в.2007 год, кандидат исторических наук Бетеева, Мадина Майрамовна
Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в ХVIII - начале ХХ вв.2001 год, кандидат философских наук Дзеранов, Тимур Ефимович
История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года1997 год, доктор педагогических наук Кочисов, Валерий Константинович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Хубаева, Лана Казбековна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историю государственных национальных школ в Северной Осетии рассматриваемого времени можно разделить на несколько основных периодов:
Первый период с середины XIX в. до 1917 г. - время появления институтов национального образования в контексте имперской системы просвещения на Кавказе.
Второй период с 1917 по 1923 г. - время выработки идейно-политических и методических основ национального образования в общем русле демократизации национально-культурной политики.
Третий период с 1924 г. по начало 1930-х гг. - время формирования советской системы национального образования.
Четвертый период охватывает 1930-е гг. - это время постепенного свертывания национальных школ и установления тотального государственного контроля над образованием.
Создание правовой, институциональной и даже материально-технической основы национального образования, эволюцию национальной школы и условия ее угасания во второй четверти XX в. невозможно рассматривать вне исторического контекста, включающего как развитие~общества и его культуры, так и смену государственных и его политико-идеологических формаций.
Имперский период вместил в себя создание сети начальных школ, накопление опыта изучения национальных языков' в духовных и светских учебных заведениях. Создание национальной системы начального образования в Осетии, хотя и противоречило главной установке имперской национальной политики, но все же время от времени становилось принципиально возможным. При этом имперская политика русификации воплощалась не в запрете на родной язык, национальную культуру и традиционную конфессию, а в отсутствии у них государственного статуса.- Национальные языки использовались обычно лишь при первоначальном обучении детей, не знакомых с русским языком. 142
Второй период связан с формированием национальной школы в годы революции и гражданской войны в русле сложного процесса национально-государственного самоопределения и национально-культурного строительства. Важно отметить, что военное противоборство не помешало «белым» и «красным» в Осетии сохранить единство мнений по вопросу о необходимости национальной школы.
К 1920-м гг. относится начало процессов национализации образования - в частности, состоялся переход осетинской начальной школы на родной язык обучения. Школы диаспорных групп получили государственный статус в ведомстве Народного комиссариата просвещения -и надежную поддержку партийных и советских органов.
Рубеж 20-х и 30-х гг. ознаменовался в СССР победой унитаризма. Идеологические изменения коснулись даже терминологии - в ведомстве народного просвещения «национализация» была заменена на «коренизацию».
В целом можно констатировать, что за 1920-1930-е гг. уровень образованности диаспорных групп значительно вырос. Однако в предвоенные годы образовательный процесс резко замедлился, что стало следствием изменения государственной политики по отношению к национальным меньшинствам.
В дальнейшем был выдвинут новый принцип культурной политики: культура любого народа Советского Союза должна была стать «национальной по форме и социалистической по содержанию», что означало тотальную культурную унификацию всего многонационального государства на русскоязычной основе. В результате этого был нанесен огромный ущерб национальной культуре всех народов СССР, в том числе, конечно, и великой русской культуре.
Одним из важнейших проводников этой политики была, к сожалению, и система образования. Национальные школы, созданные сепаратно, без строительства целостной системы национального образования, без специальной подготовки педагогических кадров, оказалась весьма уязвимы. Национально-143 культурная инфраструктура, существовавшая в Осетии к этому времени, оказалась не в состоянии противостоять политике партии и правительства. Содержание образования определялось тотальной унификацией из центра. Учебники родного языка стали «калькой» с учебников русского.
Эпоху ликвидации национальных школ в конце 1930-х гг. пережили из созданных в имперский период лишь грузинская и армянская школы, из созданных в советское время - осетинская, кабардинская и кумыкская.
Число родных языков, изучавшихся в школах РСФСР, постоянно сокращалось. Достаточно сказать, что с середины 1930-х до середины 1980-х гг. число изучаемых родных языков снизилось с 104 до 44. Если к 1930-м гг. обучение было организовано на 48 языках коренных национальностей, то во второй половине 1980-х гг. преподавание - как правило, в начальной школе -велось на 18 языках. При этом, как известно, Российскую Федерацию населяют не менее 120 этносов. Денационализация проводилась на волне форсированного «движения к коммунизму», требовавшего создания «новой исторической общности людей - советского народа». Национальным культурам и языкам была отведена факультативная, самодеятельная роль.
Весьма показательно, что армянская, кабардинская и кумыкская школы просуществовали только до 1960-х гг. и закончили свою деятельность вместе с осетинской. Одна лишь грузинская школа в силу особых обстоятельств дожила до нашего времени.
Важная закономерность, действовавшая в истории национальных школ в Северной Осетии, заключалась в прямой зависимости положения школы от политической конъюнктуры при общей слабости гражданского общества и, в частности, механизмов этнокультурной самозащиты.
Опыт строительства национальной системы образования в 20-30-е гг. XX в. очень важен для нашего времени. Прежде всего, он позволяет восстановить объективную преемственность становления и развития школы, нацеленной на воспроизводство и развитие культур народов России в условиях реализации современной концепции образования. 144
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Хубаева, Лана Казбековна, 2013 год
1. Акопян В. 3. Краткий очерк по истории армянских поселений на Юге России.
2. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Северного Кавказа XV-XIX веков. М., 1993.
3. Баах С. В. Немецкий вопрос в Государственной думе (1906-1917). Автореферат канд. ист. наук. Омск, 2002.
4. Бадтиева Д. X. Школа, просветительская и педагогическая мысль народов Северного Кавказа накануне и в период между тремя русскими революциями. Автореферат канд. ист. наук. Владикавказ, 2003.
5. Баев Г. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа имени Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Федоровны // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5, с. 134.
6. Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб: БГТУ, 2004.
7. Барсегян А. Очерк армяно-осетинских культурных связей. НА СОИГСИ, Ф. 11. Оп. 1. Д. 136.
8. Барсенков А. С., Вдовин Ф. И., Корецкий В. А. Задачи национальной системы образования в глобализирующемся мире //Алма Матер. Вестник высшей школы. М., 2011. 6 апреля.
9. Бекоева Т. А. Проблемы обучения и воспитания кавказских горцев в интерпретации российских ученых в ХУШ-Х1Х столетиях. Владикавказ, 2001.
10. Белова Н. К. Об отходничестве из Северо-западного Ирана в конце XIX -начале XX века // Вопросы истории. 1956, № 10. С. 144.
11. Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. Красноярск, 1990.157. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии. Владикавказ: Ир, 2000.
12. Бзаров Р. С. Очерки истории осетинской школы // Историко-филологический архив. № 3. Владикавказ, 2005.
13. Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра И. Казань, 1891
14. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии. Владикавказ: Ир, 2000.
15. Блинов Н. 6 способов обучения предметам учебного курса начальных народных училищ. СПб, 1875.
16. Бобылева С. И. Система образования немецких колоний начала XX века и «ликвидированные» законы (на материалах губерний России). М., 2000.
17. Боголюбов А. А. Поляки на Северном Кавказе в Х1Х-ХХ веках. Краснодар, 2008.
18. Бурдина Е. Л. Становление и особенности развития инородческой школы в России во второй половине XIX начале XX вв. М., 1991.
19. Васильева 3. И. Исторические ретроспективы педагогической концепции развития личности в России (конец XIX начало XX вв.). СПб, 1999.
20. Вашкау Н. Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования. 1764-1941 гг. Саратов, 1998.
21. Величко В. Л. Реформа управления имуществами армяно-григорианской церкви и бесчинства // Кавказ. 1904; Баку, 1994."
22. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в ХУШ-ХХ веках. М., 1974.
23. Габеев А. Я. Владикавказское осетинское духовное училище // Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института, т. 2. Орджоникидзе, 1940.
24. Газзаева 3. А. Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Владикавказ, 2004.
25. Галазов А. X., Исаев М. И. Народы-братья, языки-братья. (Русско-осетинские лингво-культурные контакты). Орджоникидзе, 1987.
26. Гарданти М. К школьному вопросу Северной Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5, с. 137-141.
27. Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
28. Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на. Кавказе в XIX веке. М., 1993.
29. Гатуев К. Осетинский женский приют // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5, с. 154-156.
30. Герман А. А., Илларионова Т. С., Плеве И. Р. История немцев России. М.: МСНК-пресс. 544 с. 166.
31. Греки на Северном Кавказе. Тезисы научно-практической конференции. Пятигорск, 1993.
32. Грекулов Е. Ф. Православная церковь враг просвещения. М., 1962.
33. Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX начало XX века). М., 1996.
34. Гутман С. Образование в информативном обществе. СПб., 2004.
35. Дегоев В. В. Кавказский вопрос в международных отношениях в 30-60-е годы XIX века. Владикавказ, 1992.
36. Дживелегов А. К. Армяне в России. М.: Издательство «Труд и воля», 1906.
37. Дзасохов Г. К осетинскому народу // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5, с.112.
38. Дзасохов Г. О женском образовании в Осетии // Дзасохов-1970, с. 120-124.
39. Дзасохов Г. О просвещении инородцев // Дзасохов Гиго: Жизнь и творчество. Владикавказ: Проект-Пресс, 2011.
40. Дзидзишвили В. 3. Грузинская диаспора в республике Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2010.
41. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М.,"1997.
42. Днепров Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики (1918-1977): проблемы, тенденции, перспективы. М., 1981.
43. Добродеева И. Ю. Начальное народное образование в России во второй половине XIX начале XX века. Шуя, 2007.
44. Жураховский Г. Е. Очерки по истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.
45. Забродина Д. М. История отечественного образования IX-XIX века. М., 2003.
46. Зейналова С. Этнодемографические изменения на. Кавказе: формирование европейских этнических общин XIX начала XX века. Баку.
47. Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев / Русская школа. СПб, 1902. № 2.
48. Золотарева Н. В. Социально-правовое и экономическое положение иностранцев на Ставрополье во второй половине XIX начале XX века. Пятигорск, 2007.
49. Иванова И. П. Становление и развитие системы начального образования в
50. Чувашском крае в XIX- начале XX веков. Чебоксары, 2006. Ильминский И. Н. Беседы о народной школе. Казань, 1888. Ильминский И. Н. О способах обучения инородцев / Церковные ведомости. СПб, 1900. №2.
51. Исламшина Т. Г. Возвращение утраченного: диалог о национальном. Казань:
52. Шайдуров. Барнаул, 2005. История Северо-Осетинской АССР. Т. 1. Орджоникидзе, 1987. Исхаков Р. Р. Этническая идентичность в полиэтничной среде, деятельный подход. На правах рукописи. М.: Институт социологии РАН, 2000. Интернет-ресурс.
53. Кабузан В. М. Народы России в первой половине XIX в. М.: Наука, 1992. Кабузан В. Н. Население Северного Кавказа в Х1Х-ХХ веках.
54. Этностатистическое исследование. СПб, 1996. Кабузан В. М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII начале XIX в. М.: Наука, 1998.
55. Камболов Т. Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии:история, современность, перспективы. Владикавказ, 2002. Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ: СОИГСИ, 2009.
56. Канукова 3. В. Старый Владикавказ. Владикавказ, 2002.
57. Канукова 3. В., Федосова Е. В. Осетия перекресток народов и культур. Владикавказ, 2011.
58. Каптерев П.Ф.Современные задачи народного образованиям. М., 1913.
59. Капелов В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М.: Владос, 1998.
60. Каткин Д. Диаспоры: главное действующее лицо на мировой экономической сцене //Новое время. 1993, № 5.
61. К вопросу об издании осетинского педагогического журнала «Осетинская школа» // Известия Осетинского НИИ краеведения, т. 2. Владикавказ, 1926.
62. Кирокосян Дж.С. А. К. Дживигелов и его историко-публицистическое наследие. Ереван, 1986.
63. Константинов Н. А., Струминский В. М. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.
64. Кочисов В. К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии история, теория и практика. Владикавказ, 1997.
65. Красовицкая Т.Ю. Власть и культура: исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством. М, 1992.
66. Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: национально-культурная политика 20-х годов. М., 1998.
67. Кяхиди Дзадзиева Е. А. Этническая и гражданская идентификация молодежи Северной Осетии: сравнительный анализ социологических опросов / Материалы международной научной конференции ученых, аспирантов, студентов. Нальчик, 2008.
68. Лазарова Э. Т. Католичество на Северном Кавказе. Дисс. канд. ист. наук. Владикавказ, 2007.
69. Леонтьева Т. Г. Церковно-приходские школы в системе начального образования России второй половины XIX века. М., 1994.
70. Лесков Н. С. Безбожные школы в России // Путь. Международный философский журнал. М., 1994. № 5.
71. Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1953".
72. Луппов П. Намецкие начальные школы в России.
73. Лурье С. В. Этнокультурные особенности восприятия народом осваиваемой территории // Вестник РГНФ, 1996. № 1.
74. Лященко Л. А. Создание и развитие системы национального образования в начальный период советской власти в Симбирской (Ульяновской) губернии: начало 1918-20 гг. Автореферат.
75. Мельников-Разведенков С. Первое двадцатипятилетие в истории просвещения города Владикавказа (1836-1861 годы). Тифлис, 1900.
76. Модзалевский Л. К. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год // Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. Тифлис, 1880.
77. Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993.
78. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России. М., 1993.
79. Очерки истории школы и педагогическая мысль народов СССР (конец XIX -начало XX вв). М., 1991.
80. Пашаев А. X. Очерки истории начального образования на Кавказе в XIX -начале XX веков. Баку, 1991.
81. Пашкина Н. К. Роль церковноприходской школы в утверждении православной идеологии в России (конец XIX начало XX вв.). Автореферат канд. филос. наук. Челябинск, 2002.
82. Пивоваров С. Образовательная деятельность РЦП: проблемы освоениянаследия. Новосибирск, 1996. Плохотнюк Т. Н. Сборник документов: Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (конец
83. XVIII середина XX вв.). Ставрополь: Издательство СГУ, 2002. Плохотнюк Т. Н. Образование немецких колоний на Северном Кавказе //
84. Просвещения. 1802-1902. Спб., 1902. Роль России в истории Осетии / Сборник научных трудов под редакцией В. В.
85. Дегоева. Орджоникидзе, 1989. Савельева Е. В. Социальная политика российского государства в 60-90 годы
86. XIX века. Автореферат докт. ист. наук. М., 2001. Самойлова Е. С. Население и образование. М.: Статистика, 1978.
87. Северная Осетия. История и современность. Сборник научных трудов Владикавказ, 2003.
88. Северный Кавказ. Образование. История и современность. Пятигорск, 2001. Сидоров Н. Р. Философия образования. М., 2007.
89. Смирнов В. 3. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М., 1954.
90. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в ХУ-Х1Х веках. М., 1958. Старый Владикавказ. Сборник документов.
91. Татаринова JI. H. Национальное самосознание и фактор этнической идентификации // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998.
92. Тебиев В. К. Реформы начальной школ России: общественно-педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX в. М., 2005.
93. Тебиев В. К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования в России в конце XIX начале XX веков. М., 1993.
94. Теория и практика обучения и воспитания. Вып. 5-6. Владикавказ, 2005.
95. Ткаченко П. Г. Влияние протестантских колонистов и их идеологов на экономическую и духовную жизнь Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа. Ч. 2. Саратов, 1998.
96. Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962.
97. Туаева Б. В. Роль общественной благотворительности в развитии народного образования в городах Северного Кавказа (конец XIX начало XX вв.). Владикавказ, 2004.
98. Тыбылты А. Скъолайы кусджыты эембырды тыххаей // Тыбылты Алыксандр. Уацмысты ззмбырдгонд. Цхинвал, 1988. Ф. 17-18.
99. Тыбылты А. Л}мбырды фэестаг // Тыбылты Алыксандр. Уацмысты агмбырдгонд. Цхинвал, 1988. Ф. 21.
100. Уруймагов X. Женские школы в Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 2. Цхинвал, 1982, с. 97-Ю0.
101. Уруймагов X. Начальная школа в Осетии // Утро гор (Общественно-политический, экономический и литературный альманах), № 1. Баку, 1910.
102. Фидченко О. В. Влияние государственных отношений на развитие народного образования в России 1880-1905 годов. Автореферат канд. ист. наук. М., 2003.
103. Флит Н. В. Школы в России в конце XIX начале XX веков. М., 1991.1. Ь /\ 156
104. Фролова Е. В. Этнические меньшинства полиэтничного города: этническая' идентичность и этнокультура (по материалам исследования украинского, чувашского и армянского населения города Казани). Евразийский мир: многообразие и единство. Т. 1. Казань, 2007.
105. Хатаев Е. Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1985.
106. Хетагуров К. Церковноприходские школы в Осетии // Коста Хетагуров. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. М., 1960, с. 292-295.
107. Цаголов Г. К вопросу о народном образовании // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5, с. 90-91.
108. Цаликов А. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. М., 1913.
109. Цацаниди П. Д. Греческая церковь на Кавказе в конце XIX начале XX века. Дисс. канд. ист. наук. Краснодар, 2004.
110. Цифанова И. В. Польские переселенцы на Северном Кавказе в конце XIX -начале XX века. Ставрополь, 2005.
111. Цомак М. Горский педагогический институт во Владикавказе / Вопросы просвещения на Северном Кавказе, № 5, 1928.
112. Чеджемов С. Р. Политико-правовая мысль Северной Осетии. Владикавказ, 1997.
113. Чеджемов С. Р. Педагогическая мысль в Северной Осетии конца XIX начала XX века. Владикавказ, 1992.199.
114. Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958.
115. Чибиров Л. А.Аксо Колиев. Владикавказ, 1999.
116. Шишов В. Г. Двуглавый орел над Кавказом. 1804-2008. М.: Вече, 2009.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.