Национально-языковое строительство в Дагестане в 20-90-е годы XX века: история, опыт, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Нухова, Заира Казанаповна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Нухова, Заира Казанаповна
Введение
ГЛАВА 1. Образование национальной государственности народов 25 ® Дагестана и проблемы языковогоительства.
1. Выбор оптимальных вариантов в решении национально языковой проблемы.
2. Попытки коренизации властных структур и хозяйственных органов.
3. Создание и развитие культпросветучреждений, средств массовой информации, функционирующих на родных языках.
4. Становление и развитие художественной литературы на родных языках.
ГЛАВА 2. Национальный язык и национальная письменность народов Дагестана в 20-90-е годы XX века
1 .Совершенствование существующих алфавитов. Перевод арабской графики на латинскую письменность.
2.Создание алфавитов для народов, ранее не имевших ^ письменности. 3. Замена латинизированных алфавитов новым письмом на основе ^ русской графики.
ГЛАВА 3. Язык обучения в национальной школе.
1.Основные принципы языка обучения в национальной школе.
4 Родной язык в национальной школе Дагестана.
2. Русский язык в национальной школе Дагестана.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Национальная пресса Дагестана как важный фактор сохранения и развития культур и языков народов республики2007 год, кандидат филологических наук Камалов, Али Ахмедович
Социальная обусловленность и общественные функции национально-русского двуязычия в условиях социализма (на материалах Дагестанской АССР)1983 год, кандидат философских наук Мадиева, Патимат Бадрудиновна
Межнациональные отношения в Дагестане: История и современность2001 год, доктор исторических наук Мусаева, Салихат Ибрагимовна
Культурное развитие Дагестана в 20-е годы XX в.2009 год, кандидат исторических наук Богатырова, Лианна Абдулгамидовна
История становления и функционирование русского языка как средства межнационального общения в Дагестане (на материале лакского региона)1984 год, Абдуллаев, Алилгаджи Абдуллаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национально-языковое строительство в Дагестане в 20-90-е годы XX века: история, опыт, перспективы»
Актуальность темы исследования. Разработка современной научно-теоретической концепции национальной политики, межнациональных отношений и национально-языкового строительства является одной из самых злободневных и актуальных проблем в Дагестане, обновленной Российской Федерацией.
С точки зрения диссертанта, выработка новой национально-языковой политики является ответственным социальным заказом научным учреждениям и специалистам. •>
Это обусловлено рядом серьезных причин. Во-первых, необходимо остановить межнациональные трения в республике, да и во всей Российской Федерации. Во» вторых, новый курс в стране со всей очевидностью требует обновленной • национально-языковой политики, качественно новой концепции подходов к решению ^наболевших проблем в этой сфере. Политика демократизации и гласности должна
• обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни каждой республики и всех народов страны.
Необходима подлинно научная теория для каждого шага национальной политики
Российской Федерации в целом, и Дагестана в частности. Теория, соответствующая требованиям жизни, - это важная стабилизирующая сила общества, его сложнейших межнациональных процессов. Задача создания такой теории является сложной и актуальной проблемой. Ученый-обществовед, вносящий свою лепту в создание такой теории, обязан проникнуть в глубинные пласты национальной жизни хотя бы Нескольких народов, провести многолетние объективные, научно достоверные Исследования реальных явлений и процессов в сфере национально-языковых ^отношений, всесторонне и глубоко проанализировать причины межнациональных конфликтов, обострения взаимоотношений народов, особенно проживающих веками в Ц^одном регионе. ^ Вся идеологическая работа, направленная на укрепление добрососедских отношений между народами республики, формирование и укрепление культуры межнационального общения, будет «холостой», если не будет преодолен застой в теоретических разработках национальной проблематики. Преодоление такого застоя дает возможность выхода из кризисного состояния в практике межнациональных отношений.
Для нашей республики проблема состоит в раскрытии полной правды о негативных последствиях колониальной политики царской России, грубых ошибках большевиков (насильственное переселение аварцев, даргинцев, лакцев, кумыков и т. д.; раздел на несколько частей территории Ногайской степи, где издавна компактно проживали ногайцы), в преодолении стереотипов и штампов в объяснении национальных процессов.
Значимость проблемы исследования обусловлена еще местом и значением национально-языкового строительства в жизни многонационального Дагестана, своеобразием и этнополитическими особенностями этого региона, социально-экономической обстановкой, сложившейся в настоящее время и геополитическим роложением, которое занимает этот регион в современном мире. Раскрытие и учет своеобразного исторического опыта, национальных особенностей Дагестана, как важного и составного компонента исследования социально-экономических, общественно-политических и социально-культурных процессов, происходящих в нашей стране, поможет воссоздать глубоко научную картину национально-языкового строительства в регионе во всей полноте, отвергая идеологические стереотипы и односторонние подходы, ошибочные оценки и выводы. Это имеет большое значение как для правильного понимания и оценки прошлого, долгого и трудного пути национально-языкового строительства в этом регионе, так и 1Шстановления справедливости и правды по отношению к опыту и деятельности ^арших поколений. Без правильного понимания и освещения прошлого невозможно ^оружить подрастающее поколение историческими уроками, объяснить им ошибки, совершенные в трудной работе по решению национального вопроса и проблемы в <|^ационально-языковом строительстве, делать научно-обоснованные выводы и давать ^оогнозы общественного развития.
Народы Дагестана прошли сложный и трудный путь развития.
Являясь когда-то ареной ожесточенных столкновений, междоусобиц, борьбы за л свободу и независимость вольных обществ и родных очагов, полем захватнических ь войн, а затем колониальной окраиной Российской империи, этот край на рубеже XIX -XX веков представлен сложными переплетениями общественно-экономических укладов и отношений.
Однако, утвердившееся в историографии мнение о том, что преобладающими и определяющими экономический и социально-культурный облик этого региона и после развития капитализма в мире, оставались патриархально-феодальный уклад и отношения, служило в недалеком прошлом основанием для умаления и даже для полного отрицания достижений народов Дагестана в культуре, духовном развитии, национально-культурном и языковом строительстве.
Эти же глубоко ошибочные оценки и выводы, как ни странно, в современной обстановке в мире используются определенными силами для идеализации прошлого образа жизни дагестанских этносов, противопоставления его новой жизни и веяниям нового времени, явлениям оздоровления, нравственного очищения и возвращения к истокам.
Объективное и всестороннее исследование проблемы с характеристикой уровня развития и состояния культурно-языковой жизни этносов Дагестана, многие из которых прошли долгий путь языкового строительства, (а некоторые из них до сих пор не самоопределились и даже не имеют своей письменности), соотношение их с новыми духовными ценностями поможет исследователю нарисовать правдивую картину состояния дел в этой области, что в свою очередь приведет его к необходимости выработки новой концепции национальной политики и национально-языкового строительства в Дагестане.
Руководствуясь установками центральных директивных органов, в республике были развернуты целенаправленные работы по осуществлению намеченных целей, глубоких политических, экономических, социально-культурных преобразований, что уже сами по себе исключали само существование конфессиональной школы, арабоязычного культурного наследия, которые, кстати, потом подверглись беспощадной критике, репрессиям и были уничтожены.
Состояние социально-культурной сферы и духовного развития всегда зависело от развития экономики, и замедления его темпов в 70-80-х годов XX века крайне негативно отразилось на социально-культурной сфере, ф Утвердившийся в стране остаточный принцип финансирования культуры привел к снижению темпов и объемов по многим важным аспектам и направлениям культурного строительства. Это все особенно ощущалось на жизни окраин, на жизни народов Дагестана, где решения вопросов развития культуры, языкового % строительства издавна было сопряжено с огромными трудностями.
Следует сказать, что, несмотря на имеющиеся научные работы и освещение отдельных аспектов, проблема национально-языкового строительства в Дагестане без идеологических штампов до последнего времени не явилась объектом специального и ^ комплексного исследования. ф Специальный исторический анализ этой очень важной в современных условиях проблемы позволит выявить общие закономерности развития культурно-языкового строительства, проследить пройденный путь, своеобразие и особенности национально-языковой жизни этносов Дагестана и наметить пути ее дальнейшего развития, показать соотношение элементов традиционной и современной культуры. W
Широкие рамки исследования дают возможность с наибольшей полнотой изучить и объективно оценить изменения и преобразования, происходившие в этой области за долгий период на различных этапах становления и развития национально-языкового строительства, провести их сравнительно-сопоставительный анализ, показать влияние ф социально-культурных, национально-языковых процессов в духовной сфере на ф общественно-политическое положение народов Дагестана и т.д.
Совершенно справедливо отмечается научной общественностью, что в процессе развития традиционных главных направлений наук зачастую на их стыках образуются «белые пятна», где пытливая исследовательская мысль может многое прояснить, объяснить и открыть. Накопилось немало «белых пятен» и на стыке таких общественных наук, как философия, история, лингвистика. Не подлежит сомнению, ) что богатейшая история языкового строительства, относящаяся к социолингвистике, требует своего дальнейшего, глубокого всесторонне научного анализа и обобщения со ч стороны философов, лингвистов и историков. Следует отметить, что исследования проблем национального языка, национально-языкового строительства находятся в зачаточном состоянии, почти не рассматриваются в нашей исторической науке или же затрагиваются вскользь.
Степень научной разработанности темы. У истоков историографии национального вопроса в Дагестане стоят как отечественные представители своего Ч' времени, ученые-просветители, историки, этнографы, языковеды и литераторы, 4 которые еще в прошлых веках интересовались жизнью народов Северного Кавказа в целом, и Дагестана в частности, их культурой, языками, нравами и обычаями, так и зарубежные ученые, путешественники, которые побывали на Северном Кавказе и оставили немало ценных материалов о жизни дагестанских этносов. Поэтому в нашем w исследовании рассматриваются труды российских и зарубежных историков, ff языковедов, ученых-просветителей, дипломатов, путешественников, офицеров, служивших на Кавказе, посвященные национально-языковым отношениям, распространению религии, идеологии, культуры в этом регионе. <<■4 В исторической литературе царской России межнациональные отношения в ^ Дагестане не являлись предметом специального исследования, хотя многие вопросы этой наболевшей проблемы затрагивались (чаще всего тенденциозно) в ряде работ русских и зарубежных историков, писателей, языковедов, этнографов, офицеров, дипломатов и государственных чиновников. Эти труды разнообразны и ч противоречивы. В них отчетливо преломляются различные политические и иные ф взгляды умонастроения. Большинство из них написано тенденциозно и с серьезными ошибками. На многих из них лежит печать колониальной политики царизма на Кавказе.
Вопросы культуры, просвещения, языков народов Дагестана начинают привлекать внимание исследователей со второй половины XIX века. В трудах Берже П., Ковалевского М., Козубского Е. К., Торнау Ф. Ф., Услара П. К., Фафаровского С., Филипсона Г. И.1 были предприняты первые попытки анализа и обобщения опыта, v
1 Берже А. П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. - СПб., i 857; Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890; Козубский Е. К. К истории накопленного при решении проблемы национального языка. Хотя в этих трудах не все положения бесспорны и правильны, тем не менее, в них много интересных соображений, достоверного материала по рассматриваемой теме.
В официальной политике СССР возобладало мнение, что национальный вопрос в стране успешно решен, что явилось в дальнейшем основой для новых ошибок и искривлений в национальной политике, в решении национального вопроса, толчком и причиной возникновения достопамятной теории слияния наций, языков и культур, создания новой общности народов - советского народа, под которым подразумевалась, конечно, советская нация.
В результате резко сократилась численность научных исследований, посвященных национальной проблематике: раз такой вопрос в стране окончательно решен, то зачем исследовать его. В этих условиях монографии, научные статьи и книги, посвященные национальной политике и межнациональным отношениям в СССР, все более носили характер комментаторства и пропаганды общепартийных установок и решений. Исключение составляли лишь отдельные работы, в которых рассматривались вопросы Кавказской войны, национально-колониальной и административной политики царской России.1
Проблемы развития культуры народов Дагестана, вопросы культурного и национально-языкового строительства, все же продолжали интересовать ученых самых разных областей общественных наук, этим темам было посвящено очень много статей, сборников, монографий, которые не могут не заинтересовать народного образования в Дагестанской области. // Дагестанский сборник. - Темир-хан-шура, 1902. - Вып. 1; Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. - М., 1854; Услар П. К. Кое-что о словесных произведениях горцев. - Тифлис, 1868. Вып. 1; Его же. О распространении грамотности между горцами. // Этнография Кавказа. Абхазский язык. - Тифлис, 1887; Фафаровский С. Дагестанская мусульманская школа. // Журнал министерства народного образования, 1915. №4; Филипсом Г. И. Воспоминания. - М., 1855;
1 Бокарев Е. Краткие сведения о языках в Дагестане. - Махачкала, 1949; Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Махачкала, 1939. // Материалы по истории Дагестана и Чечни. исследовательскую мысль. Среди них следует особо отметить работы профессора А.А. Абилова.1
Заслуживают особого внимания многочисленные работы профессора Каймаразова,2 посвященные проблемам культурного строительства в Дагестане, в которых заметное место занимают и вопросы национально-языкового строительства в Дагестане. В своих многочисленных трудах профессор Г.-А. Даниялов3 также рассматривает проблемы национально-языкового строительства в Дагестане.
Ясно, что при тоталитарном режиме и господстве одной коммунистической идеологии, когда самозабвенно декларировали победу социализма в СССР, когда национальный вопрос считался бесповоротно и окончательно решенным, и речи не могло быть не только об освещении всех сложностей, противоречий в межнациональных отношениях, болевых точек единства народов нашей страны, но даже сама постановка такого рода вопросов могла иметь тяжелые последствия. И такие ученые, как А. Агаев, Ханазаров и многие другие, обеспечивая пропагандистское и теоретическое обоснование господствующей идеологии, выдвинули теорию сближения и слияния национальных культур и языков, которая
1 Абилов А.А. Очерки истории советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Агаев А. К вопросу о теории народности. - Махачкала, 1965; Джунусов М. Всестороннее развитие и тесное сближение советских наций в период развернутого строительства коммунизма. - Фрунзе, 1962; Его же. О диалектике развития национальных отношений в период строительства коммунизма. - М., 1963; Его же. Ленинская теория перехода ранее отсталых народов к социализму. -М., 1962; Его же (в соавторстве с М. Исаевым). Социологические вопросы развития национальных языков. // «Известия АН СССР», серия литературы и языка. Вып. 5. Т. 24. 1965; Каммари М. Об основных направлениях в тематике исследований национальных отношений в СССР в период развернутого строительства коммунизма. - М., 1963; Мусин М. Братство народов, содружество языков. - Казань, 1964; Ханазаров К. Сближение наций и национальные языки в СССР. - Ташкент, 1963; Цамерян И. Новый этап в развитии национальных отношений в СССР. - М., 1962. и др.
2 Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство Дагестана. - Махачкала, 1960; Его же. Очерки истории культуры народов Дагестана. - Москва, 1971; Каймаразов Г.111. И Эфендиев А. Успехи культурного строительства в Дагестане за годы Советской власти. //Уч. зап. ИИЯЛ. T.IV. 1958. - С. 133.
1 Даниялов Г.-А. Д. Социалистические преобразования в Дагестане. - Махачкала, I960. тогда многим, особенно партийной и государственной элите, казалась перспективной и правомерной, а ныне выглядит просто нелепой и неразумной.1
Однако, несмотря на довольно обширную историографию, проблемы # исторического развития культурно-языкового строительства в Дагестане и его закономерности не получили должного освещения в исторической литературе, особенно исходя из новых современных позиций, когда в стране происходит 4 демократические преобразования и рыночные отношения все шире и глубже охватывают жизнь народов нашей страны, когда демократические идеи все глубже проникают в сознание и сердца людей. Характеризуя главную особенность большинства вышеуказанных работ, посвященных национальному вопросу за годы советской власти, диссертант не ставит ^^задачу огульно их охаивать и понимает, что на них лежит печать времени идеологические представления о национальном вопросе, равенстве и равноправии наций, строительстве социализма, пролетарском интернационализме, межнациональных отношениях, выработанные большевиками.
По количеству опубликованных работ по национальным вопросам 60-80 годы w являются самыми плодотворными. Ошибочные оценки действительности и откровенная демагогия, которыми изобилует Программа КПСС, принятая на XII съезде партии в 1961 году, дали многим дилетантам и конъюнктурщикам возможность в свое удовольствие жонглировать волюнтаристскими тезисами «о построении ч ф коммунизма в СССР», «объективном характере слиянии наций», «естественном ® отмирании национальных различий». С первых лет так называемой перестройки, гласности и демократии исследовательская тематика о национальной политике и межнациональных отношениях мало чем выделалась от предыдущих лет. Ей тоже был все также характерен тот же ложный пафос и стремление авторов все преподнести в розовом V освещении. г< Агаев А. В семье единой. - Махачкала, 1964; Ханазаров. К сближению наций и национальные языки в СССР. - Ташкент, 1962;
Начиная с 1988 года положение в стране все более ухудшалось, а в межнациональных отношениях дело дошло до массового кровопролития, гражданской войны и геноцида. Причин тут много, но ясно одно - в ходе перестройки были тоже допущены грубейшие ошибки в национальной политике, на которую даже не уделялось внимание.
Перед народами Дагестана особенно актуально стояли весьма сложные и трудные задачи национально-языкового строительства. От их правильного решения зависит многое в их жизни. Несправедливые решения в языковой политике влекут за собой нежелательные последствия, вплоть до кровавых столкновений.
Дагестанскими обществоведами проведена большая научно-исследовательская работа по выявлению, собиранию и анализу старописьменных памятников на языках народов Дагестана и на их базе изучению духовной и общественно-политической жизни населения.
Дагестанским научным центром РАН были составлены и изданы очерки аварской, даргинской, кумыкской и лакской дореволюционных литератур, в которых содержатся интересные наблюдения и ценные сведения об отдельных до революции изданных на местных языках произведениях и их авторах.1
В монографиях академика АН России Г.Г. Гамзатова освещена сложная проблема становления и развития литератур народов Дагестана.2
В работах С. X. Акбиева также освещены вопросы кумыкской старопечатной книги.3
1 Абакарова Ф. О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. - Махачкала, 1963. Кассиев Э. Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. - Махачкала, 1961; Мусаханова Г. Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1959.
2 Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1978; Его же. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода.
3 Акбиев С. X. Зарождение и развитие кумыкской старописьмеиной художественной книги. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 1973; Его же. Связь времен и дружба литератур. -Махачкала, 1985.
Отдельные сведения о некоторых изданных до революции на языках народов Дагестана книгах и о дагестанских типографиях содержатся в монографиях и статьях дагестанских литературоведов, историков и философов.1 История культурного строительства в республике менее изучена, хотя и здесь историография располагает рядом значительных работ, посвященных как общим проблемам культурного строительства, так и отдельным ее аспектам.
В освещении темы «национализм - интернационализм» заметно выделяются работы Б. Г. Ахмедова, М. В. Вагабова, Н. Н. Гасанова, К. Я. Зачесова, М.-С. К. Умаханова и др. Этим работам характерны конкретный новый подход к проблемам и предприняты попытки их решения.
В СССР проблемы межнациональных отношений стали предметом особого внимания в 60-70 годы. Были изданы весьма интересные труды, обобщающие монографии по вопросам национальной политики.3 В этих работах на основе научного подхода к национальному вопросу как составной части общего вопроса о социальной революции, включена специфика национального вопроса в России, роль национальной программы и политики КПСС в области национальных отношений.
Немало издавалось работ, в которых ключевая роль отводилась идее двуединства в развитии нации - их сближению и расцвету, возникновению новой исторической
1 Абдуллатипов А.-К. Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе (учебное пособие). - Махачкала, 1979; Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе начала XX века. - Махачкала, 1976; Алиев С. М. Зарождение и развитие кумыкской литературы (учебное пособие). - Махачкала, 1979; Хайбуллаев С. М. О дореволюционной аварской литературе. - Махачкала, 1975.
2 Ахмедов Б. Г. Воспитываем патриотов-интернационалистов. - Махачкала, 1978; Вагабов М. В. Интернациональные связи народов Дагестана. - Махачкала, 1968; Умаханов М.-С. К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII веке. - Махачкала, 1973.
1 Брук СЧ. И. Этнодемографические процессы в СССР (по материалам переписи 1970г.). // Советская этнография. 1971, № 4; Гарданов В. К., Долгих Б. О., Грошев И. И. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики. - М., 1967; Жданко Т. А. Основные направления этнических процессов у народов СССР.// Советская этнография. 1961, № 4; Куличенко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972. общности - советского народа, о состоянии и перспективах межнациональных отношений в период развитого социализма.'
В 70-х годах учеными были изданы фундаментальные работы, где
• рассматривались национальные и интернациональные процессы, происходящие в Дагестане. Объектом глубокого интереса являются и аспекты, связанные с особенностями, закономерностями развития малочисленных народов СССР, ч, раскрытию значимости советской автономии для разрешения национального вопроса 4 в стране.
Однако, подчеркивая научную ценность и практическую значимость п вышеназванных работ все же нельзя не отметить и некоторые упущения. Надо признать, что серьезные проблемы, проявившиеся в политике межнациональных |^отношений и культурного строительства игнорировались, в результате чего эти проблемы перерастали в крупные межнациональные конфликты, кульминацией которых явились 80-90 - е годы.
Разумеется, эти проблемы не появились в одночасье. Своими корнями они уходят в 'г социалистическое прошлое. К сожалению, эти недостатки присущи и для научных „ исследований других ученых-кавказоведов, вышедших в свет до середины 80-х годов. В общетеоретическом плане серьезный вклад в изучение i проблем этнополитической жизни и межнационального общения внесли труды Р.Г. I Абдуллатипова, И.В. Бестужева -Лады, Ю.В Бромлея, JI.M. Дробижевой, И.С. Кона, } ^В.Н. Лисенко и др.2
1 Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе идей. -М., 1982; Ким М. П. Советский народ - социалистическая общность трудящихся. - М., 1978; Ханазаров К.Х. Решение национально - языковой проблемы в СССР. - М., 1982 и др.
2 Абдуллатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. - М., 1995; Его же. О федеративной и национальной политике Российского государства. - М., 1995; Абдуллатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональны отношения. - Махачкала, 1990; Бестужев-Лада И.В. Россия накануне XXI века. - М., 1997; Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной системе). // Вопросы философии. 1988, №8; Дробижева Л. М. Межличностные отношения: основные черты и особенности. // СОЦИС, 1982, № 4; Кон И. С. Национальный характер: миф или реальность.// Иностранная литература, 1968. № 9; Лисенко В.Н. От Татарстана до Чечни (становление нового российского федерализма). - М., 1995.
Стоит отдельно отметить труды Ш.Г. Магидова,1 который успешно разрабатывал вопросы национально-языкового строительства на Северном Кавказе. Его труды отличаются глубокими знаниями, достоверностью, тщательной разработкой темы, • хотя некоторые из них не лишены ошибок и неверных суждений тех лет, связанных с псевдонаучной концепцией о «слиянии наций». В то же время автор выступает против ошибочных прогнозов о слиянии языков. Видимо, в этом есть какое-то противоречие: непонятно, как могут не «сливаться» языки, когда уже слились нации, их носители?
Ценные сведения содержатся в работе известного историка Дагестана А.С. Гаджиева.2 Главный недостаток многих трудов состоит в том, как уже было отмечено выше, что их авторы не смогли избежать догматизма и стереотипов, присущих прежним ^временам советского обществоведения. Они не раскрыли истинные причины
• межнациональных разногласий и противоречий отдельных пародов Дагестана. Отдельные авторы, пытавшиеся анализировать межнациональные отношения в регионе, добровольно и сознательно ограничивали свой анализ узкими tjm хронологическими рамками, иногда даже в одну пятилетку. Таким образом, они сами себя ставили в такое «стесненное положение», что даже при большом желании никак не могли показать многочисленные и многообразные проблемы взаимоотношений народов Дагестана, накопившиеся со времени окончания Кавказской войны и установления колониального режима в регионе, т.е. с 1860г. Существенным
1А
Недостатком рассматриваемых научных трудов является отсутствие анализа ошибок и преступлений большевистских вождей в первые годы советской власти, а также в 30-• 40-50 года.
1 Магидов Ш.Г. Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в v культурной революции. - Махачкала, 1971; Его же. Осуществление ленинской национально-языковой политики на Северном Кавказе. - Махачкала, 1979; Его же. Сближение наций, содружество языков. - Нальчик, 1982; Его же. Национально-V - языковая проблема на Северном Кавказе: история и современность. - Махачкала, 1994. 2 Гаджиев А. С.Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964.
В последние годы появилось немало работ, посвященных межэтническим отношениям, духовному возрождению народов. В них авторы, исходя из современных позиций, с учетом сложившихся реалий, находят новые подходы к изучению национального вопроса, по-новому рассматривают его аспекты, в том числе и языковые.1
После распада СССР в сложнейших межнациональных, общественно-политический, духовных, религиозных процессах в российской Федерации, происходящих в условиях демократизации всех сторон жизни, появились новые работы ученых, посвященные проблемам демократизации, свободы слова, национальной политики, культурного строительства. В этих работах, написанных в духе времени, новых обстоятельств, много интересного, нового и злободневного. Авторы вводят в научный оборот новые архивные и другие документы, к которым прежде ученые не допускались, и которые позволяют сформулировать нетрадиционные подходы, как и прежде рассмотренные историческими процессами и событиями, так и к решению спорных, запутанных и сложных проблем нашей современности.
Анализируя степень разработанности исследуемой проблемы, надо выделять прежде всего труды ученых, в которых рассматриваются наиболее актуальные и./ злободневные аспекты национально-языковой проблематики. Это коллективные монографии, авторами которых являются признанные ученые Агаев А.Г., Аношкин И.
Ф., Арутюнян А. В., Баграмов Э.А., Брук С.И., Бурмистрова Т.Ю., Гиоев М.И., Глезерман Г.Е., Голотвин Е.Г., Грошев И.И., Губогло М. Н., Доронченло А.И.,
1 Абдуллатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М., 1991; Абдуллаев М.-З. Н. К межнациональному вопросу в республике Дагестан. -Махачкала, 1997; Авксентьев А.В., Авксентьева А.А. Этническая конфликтология. -Ставрополь, 1996; Булатов Б.Б., Рамазанова Д.Ш. Деятельность органов государственной власти в Дагестане в области межнациональных отношений ,4 (1980-1990). - Махачкала, 2000; Даштемиров А.Ф. Национальная идея и этничность. - М., 1996; Дзидоев В. Диалектика единства и братства. - Нальчик, 1990; Дзидоев В., Кадилаев A.M. В поисках национального согласия. - Махачкала, 1992; Межуев В. Нация и государство. Россия на новом рубеже. - М., 1995.
Дробижева JI.M., Калалшиков В.Л., Калтахчян С.Т., Куличенко М.И., Магометов А.А., Мизиев И.М., Семенов В.М., Тадевосян Э.В., Унежев К.Х. и др.1
Вопросы национально-языкового строительства в таком многонациональном государстве, как Россия, составляют одно из важнейших и вместе с тем сложнейших проблем, которая требует серьезного к себе внимания особенно в современных условиях. В первую очередь - это вопросы дальнейшего развития и обогащения национальных языков, расширение и углубление функции русского языка как языка международного общения, развитие двуязычия и др. Можно смело утверждать, что опыт национально-языкового строительства, накопленный в республике Дагестан, дает также богатый материал для правильного разрешения этой важнейшей задачи в период новых рыночных отношений. Этот опыт помогает, как говорил В.И.Ленин «подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра».2
Интерес к национальной проблематике в России заметно нарастал с конца 80-х годов. Проблемами межнациональных отношений стали заниматься специалисты, представляющие различные государственные должности.3 В своих трудах они пытаются дать научное обоснование различным этнополитическим процессам, проистекающим в стране в целом и в ее национальных республиках. Ими рассматривались причины возникновения сложных проблем национальных отношений, состояние и варианты развития в перспективе, ставились вопросы в I
1 Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи. - М.,1983; Непримиримость к буржуазной идеологии, пережиткам национализма. - М., 1982; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. - М., 1974; Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. - М., 1981; Развитие национальных отношений в СССР в свете решений XXVI съезда КПСС.-М., 1982.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. (далее ПСС) - Т.9. - С. 208.
3 Бугай Н.Ф., Мекулов Д.Х. Народ и власть: «социалистический эксперимент». -Майкоп, 1994; Семенов В.М., Иордан М.В., Бабаков В.Г., Самсонов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. - М., 1991; Кукушкин Б.С., Барсенков А.К. идр. К вопросу о концепции национальной политики Российской Федерации. // Этнополис. Этнополитический вестник России. 1992. №1: Разделит ли Россия участь СССР? ГКризис межнациональных отношений и федеральная политика). - М., 1993 соотношении национального и интернационального факторов, о формировании национально-культурного мышления.
Однако авторы упустили из внимания важную особенность: на сферу межнациональных отношений оказывало огромное влияние неравномерное развитие и различное положение разных этносов, компактно проживающих на одной территории.
Примечательным событием в Дагестане стал выход в свет 2-х томника известного историка, профессора P.M. Магомедова, посвященного истории даргинского народа.1 В трудах P.M. Магомедова дается краткая история даргинцев, как одного из народов Дагестана, имеющего общее происхождение и тесные связи с другими народами страны гор, достаточно хорошо отражена близость их материальной и духовной культуры.
Важным вкладом в освещение межнациональных отношений в Дагестане явились работы М.-З. Н. Абдуллаева и Б.Б. Булатова, Д.Ш. Рамазановой.2
Ценность этих работ заключается в том, что они освещают вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования культуры общения, утверждения ценностей интернационализма и дружбы народов, которые всегда являлись актуальными во всех многонациональных государствах. Эти вопросы были и остаются самыми животрепещущими для Республики Дагестан.
Среди работ последних лет выгодно выделяются монографии Г.И. Керимова и С.И. Мусаевой. Прежде всего, их труды отличаются неординарностью, нестандартностью, (оригинальностью теоретических установок. В решении национально-языковой проблематики, актуальность которой в наши дни самоочевидна, Г.И. Керимов и С.И. Мусаева выступают как убежденные и последовательные гуманисты.3
1 Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом пространстве. -Махачкала, 1999.
2 Абдуллаев М.-З.Н. К межнациональному вопросу в РД. - Махачкала, 1997; Булатов Б.Б., Рамазанова Д.Ш. Деятельность органов государственной власти РД в области межнациональных отношений. (80-90 гг. XX века). - Махачкала, 2000.
3 Керимов Г.И. Межэтнические отношения в Дагестане и исторические закономерности и тенденции их развития. - Махачкала, 2001; Мусаева С. И. Межэтнические отношения в Дагестане. История и традиции. - Махачкала, 2001.
Определяя степень разработанности темы исследования, соискатель стремился решить те сложные и трудные познавательные задачи, которые не ставили перед собой или ставили, но не смогли в достаточной степени решить предыдущие исследователи. Отметим, что для такого анализа только в наше время созрели соответствующие условия. Гласность и демократизация, обнажившие многие негативные явления в жизни всех народов страны позволяют исследователю глубоко и всесторонне рассмотреть и проанализировать межнациональные процессы, ошибки, деформации, преступления в этой сфере, раскрыть истинные диалектики национальных отношений.
Источниковой базой данного исследования стали важнейшие документы Директивных органов, которые опубликованы в ряде изданий, сборники партийных документов.1 Следует отметить, что не все принятые решения равнозначны по своей актуальности и результатам практического претворения в жизнь. В 70-80-е годы с усилением кризисных явлений в стране меры по решению назревших социальных проблем не всегда подкреплялись соответствующей практической работой по их реализации, не обеспечивались материальными ресурсами.
Ценный статистический материал содержат, в частности, издававшиеся в дооктябрьский период обзоры Дагестанской области - приложения к отчетам военного губернатора за 1892-1915 гг. - «Дагестанские сборники», «Сборники л сведений о кавказских горцах», «Кавказские сборники».
В исследовании широко использованы статистические сборники и справочники, изданные в 20-х - начале 30-х годов и отражающие материалы о социально-культурных изменениях в Дагестане.3 Анализ их позволяет проследить тенденцию
1 КПСС о культуре, просвещении и науке. //Сб. документов. - М., О реформе общеобразовательной школы. // Сб. документов и материалов. - М., 1984 и др.; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.
2Обзор Дагестанской области за 1892-1915 гг. -Темир-хан-шура, 1893-1916гг.; //
Дагестанский сборник. Вып. 1-2. - Темир-хан-шура. 1902, 1904; ССКГ. Вып. 1-10. -Тифлис, 1868-1888; Кавказский сборник. 1-31.-Тифлис, 1876-1911. 'Статистический сборник. 1925-26 гг. - Махачкала, 1926; Статистико-экономический справочник по ДАССР. - Ростов - на -Дону, 1933г. и др. увеличения численности учреждений социально-культурной сферы за первое десятилетие Советской власти.
Важнейшим источником для изучения истории развития культуры народов Дагестана XX века являются материалы переписей населения. 1 Переписи представляют особый интерес с точки зрения показателей роста грамотности населения и характеристики состояния обеспеченности специалистами высшей и средней квалификации.
Большой интерес в плане исследуемой проблемы представляет сборник документов и материалов «Культурное строительство в Дагестанской АССР»2 в 2-х томах. В него вошли сотни документов и материалов о культурной жизни Дагестана за |60 послеоктябрьских лет. Значительное количество документов и материалов опубликовано впервые. В сборник включены постановления и решения партийных, советских органов, разделы докладов, докладные записки, справки, отчеты, статистические таблицы, газетные статьи, в которых отражается многогранная деятельность партийных, советских и общественных организаций по развитию культуры, перемены в духовном облике населения.
Надо отметить, что вошедшие в сборник документы и материалы недостаточно отражают трудности и нерешенные проблемы в сфере культурно-языкового строительства. Этому способствовала и ориентация составителей на включение в издание преимущественно позитивного материала.
Большой интерес для исследователей проблемы национального языка представляют материалы фондов Центрального Государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД). Подробно эти фонды указаны в библиографии. Особый интерес
1 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Дагестанская область. - СПб., 1905; Всесоюзная перепись населения 1926 года. - М., 1928. Т. 5; Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. - М., 1992; Итоги всесоюзной переписи населения 1959 года, в 16-ти томах. -М., 1962-1963; Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года.-М., 1984.
2 Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг. //Сб. документов и материалов. - Махачкала, 1980. для нашей проблемы также представляют материалы Всесоюзного Центрального Комитета Нового Алфавита (ВЦК НА) при Совете Национальностей ВЦИК СССР.
Весьма ценный архивный материал извлечен из Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского Научного Центра Российской Академии наук (ИИАЭ ДНЦ РАН).
Многочисленные архивные документы, подавляющее большинство которых автором впервые вводится в научный оборот, рассказывают о богатой, многогранной деятельности партийно-советских органов власти Республики Дагестан по решению весьма сложной проблемы национального языка, дают возможность показать трудности, имеющиеся на этом пути, допущенные ошибки, просчеты.
При исследовании данной темы большую ценность представляли периодические издания: журналы, газеты, бюллетени, которые хранятся в Центральной Государственной библиотеке, библиотеке Дагестанского Научного Центра и других библиотеках республики.
Цели и задачи исследования.
Главная цель исследования - объективное освещение истории поставленной нами проблемы, показ достижений, ошибок, упущений и противоречий в этой области, внесение посильного вклада в разработку новой концепции национально-языкового строительства в Дагестане. Для достижения этой цели диссертант ставит следующие задачи:
- специально в историческом плане исследовать и обобщить опыт в области национально-языкового строительства в Дагестане, в этом исключительно своеобразном и многоязычном крае России;
- наиболее полно, комплексно, объективно осветить историю национально-языкового строительства в республике Дагестан;
- рассмотреть и осмыслить его современные аспекты с новых позиций;
- научно исследовать и осветить сущность национально-языкового строительства в Дагестане, его особенностей, закономерностей и тенденций;
- всесторонне исследовать и обобщить многогранный опыт по созданию и совершенствованию национальной письменности для народов Дагестана;
- показать организации национальных школ с обучением на родном языке;
- анализировать и обобщить опыт по переводу делопроизводства на родные языки, по дальнейшему развитию национальной печати, художественной литературы, сети культпросветучреждений на родных языках;
- всесторонне охарактеризовать цели и направления культурных, национально-языковых преобразований, достижений и просчетов в национально-языковом строительстве в регионе;
- осветить роль и значение двуязычия в развитии обучения и во взаимоотношении национальных культур, место русского языка как языка межнационального общения народов региона;
I - вскрыть основные противоречия, трудности и нерешенные проблемы в культурно-языковом строительстве, появившиеся в последние десятилетия;
- определить возможные пути преодоления негативных и кризисных явлений и тенденций в культурно-языковом строительстве в условиях рыночных отношений;
- учитывая ранее достигнутые в этой области исследователями результаты, показать наиболее узловые вопросы, «не заезженные», незатронутые исследовательской мыслью области и дискуссионные аспекты, и на их основе делать свои выводы и обобщения.
Теоретической и методологической основой исследования является принцип историзма, приоритета общечеловеческих ценностей. Автор придерживается методов объективно-исторического изучения фактов и их сравнительного анализа.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют некоторые произведения В.И. Ленина. Жизнь показала, что отдельные положения и выводы ленинского учения на практике не подтвердились. Но вместе с тем, как мы считаем, по национальному вопросу большинство его работ не потеряли до сих пор своей актуальности. В частности, ленинская постановка вопроса о праве нации на самоопределение, культурно-языковом строительстве, о языке обучения и т. д. и в настоящее время остается злободневной. Тем более, что в этих областях, в силу известных причин, в последние годы немало существенных искажений и кривотолков.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в таких хронологически широких рамках и на основе анализа разнохарактерных источников автор стремится создать целостную историческую исследовательскую работу, в которой освещаются наиболее важные изменения и преобразования в культурно-языковом строительстве, происходящие в одном из самых многонациональных регионах России.
При этом, решительно отвергая традиционный схематизм и односторонне нигилистические оценки культурно-языкового строительства народов Дагестана или попытки идеализации уклада и образа жизни в прошлом, автор попытался показать объективную историю развития национально-языкового строительства в этом регионе, исходя из современных позиций, в условиях преодоления идеологического и политического диктата.
Научная новизна этого исследования нам видится в критической оценке исторического опыта национально-языкового строительства в Дагестане на основе впервые введенных в научный оборот архивных документов, пересмотрения отдельных страниц нашей истории. В диссертации выявляется взаимосвязь сложнейших национальных и межнациональных процессов в Дагестане с историческими особенностями развития других народов Российской Федерации и бывшего СССР.
Новизна диссертационного исследования заключается и в том, что автор раскрывает истинные причины обострения межнациональной, общественно-политической напряженности в республике, деформация теории, политики и практики КПСС и советского государства на различных этапах развития нашего общества.
Переосмысливая некоторые итоги экономического, социально-политического и культурно-языкового развития народов Дагестана за годы советской власти, в диссертации четко сформулированы соответствующие реальностям нашей жизни и истории, обобщения и выводы.
Научная новизна заключается еще и в том, что в ней на основе изучения и анализа большого фактического материала показана ошибочность многих партийно-идеологических установок, их негативные результаты, последствия административного нажима и запретительных мер в культурологической и творческой областях, в области национально-языкового строительства.
Обобщение исторического опыта и современных реалий дали возможность обрисовать пути преодоления кризисных явлений, дать прогностические оценки и прийти к выводу о настоятельной необходимости выработки новой современной концепции национально-языкового строительства в Дагестане.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что оно является определенным вкладом в разработку новой концепции национально-языкового строительства в Дагестане, теоретической мыслью по проблемам диалектики развития национальных отношений и культурно-языковой жизни народов Дагестана, а значит и в научное обеспечение практических мер по совершенствованию национально-языкового строительства. Выдвинутые в исследовании теоретические положения, обобщения и выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании этой проблемы и этнокультурных, этноязыковых отношений, национально-культурного строительства не только в Дагестане, но и в других регионах Российской Федерации и бывшего СССР.
Основные выводы и теоретические положения могут быть полезны при подготовке отдельных политических документов по национальному вопросу, выработке методики регулирования конфликтных ситуаций, спорных вопросов, при проведении занятий по истории народов Дагестана в вузах и других учебных заведениях.
Значимость исследования состоит еще в том, что изучение и обобщение истории национально-языкового строительства и опыта культурных преобразований, развития письменности, языков, культуры народов Дагестана имеют не только большое научное значение, но и представляет актуальный практический интерес. Трудно преодолеть негативные тенденции и явления в экономике и общественно-политической жизни без объективной оценки пройденного пути, без отделения зерен от плевел, без использования всего ценного, что достигнуто на практике, в частности в культурно-языковом строительстве. Большой практический интерес могут представлять в этом отношении опыт, накопленный в таком многонациональном регионе страны, как Дагестан. Изучение этого опыта поможет, в частности, раскрыть общие закономерности и специфические особенности культурно-языкового строительства республик России. ^ Материалы исследования, его основные положения, рекомендации и выводы могут быть использованы в практической работе соответствующих министерств, ведомств, г учреждений, а также в лекционной пропаганде, при составлении спецкурсов отечественной истории, а также студентами учебных заведений в подготовке ч дипломных и курсовых работ.
Хронологические рамки исследования в основном охватывают весь XX век; 1 советскую и частично постсоветскую эпоху языковой жизни народов Дагестана. ^ Апробация. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры история стран Запада ДГПУ.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. t
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Взаимодействие и функционирование дагестанских и русского языков в полилингвистической среде2011 год, кандидат филологических наук Атаева, Меседу Борисовна
Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX - XX вв., 1860-1990-е гг.2003 год, кандидат исторических наук Абдулаева, Медина Шамильевна
Становление и развитие образовательной сферы Дагестана в условиях российских трансформаций: конец XIX-30-е годы XX в.2012 год, кандидат исторических наук Аюбова, Шуайнат Исрапиловна
Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность2010 год, доктор исторических наук Магомедханов, Магомедхан Магомедович
Реформы национальной письменности и их влияние на развитие народного образования в Калмыкии: 1917-1941 гг.2008 год, кандидат исторических наук Китляева, Светлана Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Нухова, Заира Казанаповна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ф Как известно, национальный вопрос является одним из самых сложных вопросов общественной жизни в России вообще, а особенно в Дагестане, где он имеет, в силу ряда причин, свои специфические особенности.
От своевременного урегулирования национальных отношений зависит, как ч современное состояние, так и решение многих других вопросов экономической и общественно-политической жизни народов Дагестана.
В результате многоаспектного исследования проблемы национально-языкового ч строительства в Дагестане можно прийти к следующему заключению: Дагестан г^ляется, пожалуй, одним из самых пестрых по этническому и языковому составу ^^селения регионом на нашей планете. Существенным фактором здесь, определяющем дальнейшее развитие национального самосознания остается до сих пор и вероисповедание. Большинство населения края исповедывает ислам, им ^ ^титаны ещё с далеких времен многие стороны общественной, семейной, личной жизни человека. Под знаменем ислама, как известно, проходила Кавказская война за свободу и независимость. Народы Дагестана, воевали против одной из могущественных империй мира. Кавказская война во многом предопределила дальнейшую судьбу культурно-языкового развития этносов Дагестана. Этноязыковая *1^^трота и вновь возрожденный за последние годы интерес в этом регионе к исламу и фругим религиям остаются одной из отличительных особенностей современного фгестана.
Ведь не секрет, что этнический и религиозный факторы играли в прошлом и фэают в настоящем немаловажную роль в формировании современной этнополитической ситуации в этом крае.
В настоящее время Дагестан представляет собой множество средних и небольших по численности этносов и этнических групп, многие их которых еще не имеют по ряду Причин самостоятельного этнического статуса, а зачислены волею обстоятельств и ^фрективных органов в состав более крупных по численности народов.
Негативные процессы деформации советского периода истории этого региона — национализация и перераспределение земли, депортации и репрессии, массовое, не до конца продуманное, переселение горцев на равнину, ошибки в национальной и кадровой политике, воинствующий атеизм и др., не могли не вызвать напряженность в межнациональных отношениях, появление национальных движений (а иногда национальных вооруженных формирований), возникновение некоторых конфликтов на t этнической основе.
Следует так же отметить, что на волне гласности и демократии в конце 80-х годов на арену политической жизни Дагестана стали выходить национальные движения и их лидеры. Иногда они ставили острые вопросы национальных отношений и предлагали ^ои пути их решения. Бурным ростом национального самосознания народов г Дагестана обусловлено появление этих движений главным образом на этнической ^рнове: кумыкского народного движения «Тенглик», ногайского межрегионального движения «Бирлик», лезгинского народного движения «Садвал», аварского народного движения имама Шамиля, лакского народного движения «Газикумух», Кизлярского ,Шзачьего круга, славянского движения «Россия», Азербайджанского общества «Азери», Дагестанского еврейского культурного центра. Основное внимание эти движения обращают задачам сохранения среды обитания, культурной самобытности народов и родных языков, установления социальной и национальной справедливости, нравственным вопросам и т.д.
В современных условиях национальные движения и другие политические партии, -^^данные в конце 1980-х годах и сыгравшие в целом положительную роль в развитии вбщественного сознания народов этого региона, утрачивают свою привлекательность из-за беспомощности и бессилия решать поставленные вопросы, наблюдается ^нденция к снижению их активности в условиях рыночных отношений, когда государство как бы самоустраняется от решения многих жизненно важных вопросов. Поэтому отдельные народные движения, как народный фронт им. Шамиля, и другие объявили о самороспуске.
Реформированные национальные движения могли бы сыграть огромную роль в ,%льтурной, образовательной сферах, в национально-языковом строительстве в
Дагестане и во многих других сферах жизни народов этого многонационального края. Но в эти движения было привнесено много конъюнктурных явлений, политических амбиций, националистических амбиций, националистических устремлений и ^когрупповых интересов, которые не учитывали интересы других этносов, живущих по соседству или на той же территории.
Еще раз подчеркнем, что в целом реформированные национальные движения ' имеют право на существование. Но только следует уделять больше внимания „ вопросам культуры, национально-культурной автономии, духовному возрождению, национально-языковому строительству. Думается, это та общая платформа, на которой вполне могут выявиться общие интересы. Это содействовало бы большему взаимопониманию и взаимодействию во всех сферах общественной жизни, г^аготворно повлияло бы, в частности, на решение сложных вопросов национально-^^.жового строительства.
Исследование и глубокое изучение вопросов национально-языковой проблемы в структуре общественных отношений представляет несомненный теоретический ^Фгерес для целого ряда общественных наук: философии, политологии, педагогики, всех отраслей лингвистической науки и т.д. Национально-языковые проблемы очень ч тесно связаны с духовным ростом, с развитием культуры, с вопросами светского и религиозного образования и воспитания.
В связи с этим следует подчеркнуть, что в современных условиях !фополитической жизни народов Дагестана огромное значение имеет государственная л^ионально-языковая политика, необходимость и важность которой ощущается с фждым годом, об этом много говорят, но мало что делают.
Национально-языковое строительство в Дагестане играет огромную роль в ^звитии духовной культуры народов этого многонационального края России и имеет огромное значение в осуществлении национальной политики.
Национально-языковые преобразования в Дагестане претворялись в жизнь параллельно с преобразованиями в экономике, общественно-политической и культурной жизни и процессы, происходившие в этих областях, определили т01денции и направления культурно-языкового строительства народов Дагестана.
Глубокий кризис, охвативший экономику страны во второй половине 80-90-х годов, распад СССР, крушение советского строя и вместе с тем разрушение взращенных долгими годами в советских людях мировоззрения и идеалов, когда ухнули считавшиеся раньше несокрушимыми базисные основы старого режима, и вместе с ними рухнули или оказались в числе застойных явлений многое из того, что держалось на них: надежды и мечты многих миллионов честных людей, оказавшихся ' обманутыми коммунистической идеологией и пропагандой, затронули сферы духовной ч жизни и культуры, национально-языкового строительства.
Тяжелые последствия кризиса особенно болезненно почувствовали малочисленные этносы Дагестана, где усилились националистические устремления, а ^е-где антирусские и экстремистские настроения, межэтнические противостояния, выразившиеся в социально-политической дестабилизации республики. ^^ Но вместе с тем демократические процессы, происходящие в общественно-политической жизни, ликвидация идеологического диктата и провозглашение приоритета прав человека способствуют возрастанию и активизации интереса как к ^горическому прошлому, к традиционным духовным ценностям, так и современной действительности, демократическим общечеловеческим идеалам и ценностям и ч создают необходимые условия и возможности для выработки и претворения в жизнь новой концепции национально-языкового строительства в условиях рыночной экономики, отвечающей современным требованиям и духовным запросам народов ^гестана.
-ф Новая концепция национально-языкового строительства, как нам видится, должна 01ть нацелена на развитие культурно-языковой жизни этносов Дагестана, на повышение престижа родных языков, которые ныне оказались на «задворках» (•ночных отношений, она должна охватывать все организационно-правовые формы и типы образовательных и культурных учреждений, как государственных, так и муниципальных, негосударственных, частных, и четко учитывать их специфику, а так же особенности и потребности языковой жизни народов Дагестана в условиях рыночных отношений; *
- на современном этапе развития цивилизации новой концепцией национально-языкового строительства должно предусматриваться использование передового опыта, накопленного в развитых странах в этой области, широкое применение интернет-^разования и интернет-технологий в процессе обучения, создание необходимых условий для обучения на родных языках, издания новых учебников, учебно-методических пособий, детской литературы, отвечающих современным требованиям. г Пока же вся работа по усовершенствованию старых учебников и подготовке новых сводится к механическому «вымарыванию» из них произведений о В.И. Ленине, о партии, комсомоле и пионерии и всего того, что связано с ними, как будто их и не было на свете, в нашей истории и жизни;
- при создании новых хрестоматий, учебников по литературе на родных языках, новых учебников фонетики, морфологии, синтаксиса, особенно новых букварей на народов Дагестана, нужно ориентироваться не только на запад и Россию и брать за основу только русскую грамматику, как это до сих пор практикуется, а необходимо в первую очередь установить к какой языковой семье относится тот или л^ой этнос, а также использовать опыт, накопленный в этой области развитыми в образовательно-языковом отношении крупными народами этой языковой семьи или ч группы. Это особенно важно при создании письменности и букварей для бесписьменных этносов;
- в решении задач, как национальной политики, так и вопросов национально-ежового строительства в Дагестане, в среде обитания разделенных народов, в местах л^шактного проживания малочисленных этносов и этнических групп населения ^льшую роль могло бы сыграть создание культурно-национальных автономий. В этом отношении нас радует первая «ласточка» - создание ногайской культурно-фщональной автономии в Дагестане;
- в связи с тем, что равноправие наций и народностей предполагает и равноправие в сфере письменности и обучения на родном языке, в новой концепции национально-языкового строительства в Дагестане необходимо предусмотреть создание письменности для бесписьменных этносов и этнических групп населения. Каждый ,1#род, каким бы малочисленным он не был, имеет на это право;
- для решения многих вопросов национально-языкового строительства в Дагестане в современных условиях большое значение имело бы создание лингвистического научно-исследовательского института, который мог бы заниматься обобщением опыта ^ционально-языкового строительства в этом многонациональном крае, изучением и исследованием многочисленных языков и письменностей Дагестана, подготовкой новых учебников и учебно-методических пособий по родным языкам, усовершенствованием существующих алфавитов, которые были подготовлены наспех ч еще в 30-х годах XX века и давно нуждаются в усовершенствовании, созданием орфографических, терминологических русско-национальных двух и многонациональных словарей и разговорников по языкам народов Дагестана. Надо сказать, что еще до революции в Дагестане А.Акаевым и другими известными fHbiMH и просветителями были составлены и изданы четырех-пяти-шестиязычные вари по дагестанским языкам, которые имели большое значение в взаимообщении народов и взаимообогащения и развития культуры и языков.
В настоящее время остро ощущается необходимость создания университета или ^^демии народов России или Северного Кавказа, которые занимались бы и проблемами языков, и могли б играть немаловажную роль в решении вопросов ч национально-языкового строительства, подготовке специалистов в этой области, в частности специалистов по подготовке стабильных учебников на родных языках, ибо это дело поставлено плохо и им занимаются, порою случайные люди, не имеющие
Хциальной подготовки по составлению учебников, сельские учителя, писатели и гие любители. ф При подготовке учебников и хрестоматий по национальным литературам наблюдается и такая тенденция: в учебник или хрестоматию на одном из дагестанских ^р>жов включают и произведения авторов, пишущих на других языках. Для этого их переводят сначала на русский язык, потом с русского языка на родной, получается вторичный перевод и от оригинала мало что остается. Так, книга для внеклассного чтения или хрестоматия называется «Книга для внеклассного чтения по лезгинской по "лезгинской литературе», а в них большое место занимают произведения аварских, ^фргинских, кумыкских, табасаранских авторов и для их изучения отводятся часы, предназначенные для изучения родной лезгинской литературы. В результате такой неразумной практики учащиеся не имеют возможности даже более или менее сносно изучать свою родную литературу и недоумевают: как это в хрестоматии по родной ф1тературе очутились иноязычные авторы? Раз хрестоматия называется «Хрестоматией по родной литературе», в нее надо включать произведения родной литературы, не обманывая или не вводя детей в заблуждение.
С переходом на латиницу, а потом на кириллицу в культурном развитии народов ч Дагестана, в истории развития их литератур образовалось целых два провала — из круга чтения выпали произведения, созданные на арабской графике и на латинице, т.к. их мало кто умеет читать. Необходимо все эти произведения и книги переложить на кириллицу, дать на языках народов Дагестана.
В новой концепции национально-языкового строительства должны быть едусмотрены решения вопросов создания условий для свободного изучения родных языков и литератур в городских школах, в которых эта работа поставлена очень плохо или вовсе не ведется.
В республике не до конца решен и такой вопрос, до какого класса обучать детей на родном языке? В таких национальных регионах, где компактно проживают ч носители других языков, должно быть предусмотрено создание культурно-национальных автономий или центров, с тем, чтобы создать условия для обучения детей на родном языке.
Время показало, что самоуверенные прогнозы некоторых ученых о слиянии наций растворении и исчезновении языков1 малочисленных народов совершенно не #1равдались и в настоящее время даже малочисленные бесписьменные и новописьменные народы, как цахурцы, рутульцы, агульцы и др. приобрели или ^иобретают и создают свое письмо. И даже самые малочисленные из народов, как гунзибцы, бежтинцы и другие мечтают о создании своей письменности.
Как нами уже отмечалось, новая концепция национально-языкового строительства в Дагестане должна предусмотреть государственную опеку и поддержку культуры и ф 1 Ханазаров К.Х. Сближение наций и национальные языки в СССР. - Ташкент, 1963.-С. 75. литературы «малых» народов, так как без такой заботы ни культуры, ни литературы не могут просто существовать и развиваться.
Необходимо также отметить, что наряду с определенными успехами в постановке преподавания, изучения и исследования русского языка в Дагестане есть определенные негативные моменты: снижается уровень знаний по русскому языку у школьников, выпускников школ, падает культура русской речи среди различных слоев населения. Особенно негативные последствия могут иметь такое явление, когда таким недугом „ заражены люди, ответственные за соблюдение и распространение культуры речи, создание комфортных условий для развития русского языка: учителя, служащие разных рангов, руководители, работники СМИ, многие из которых мало читают классиков русской литературы, издаваемая в последние годы художественная, |^блицистическая, научная литература содержит немало орфографических, филистических, грамматических и смысловых ошибок. Средства массовой информации постепенно перестают быть эталоном правильной русской речи. Все это и другие негативные моменты отрицательно сказываются на уровне владения русской у^чью, снижают духовную культуру представителей русского языкового сообщества.
В новом тысячелетии роль русского языка в Дагестане будет непрерывно ч возрастать. Сохраняя все положительное, которое способствовало воспитанию любви, углублению знаний, повышению духовной культуры, необходимо разработать и проводить новую социально-экономическую, национально-языковую политику,
Корая учитывала бы сложившиеся реалии, условия снижения культуры и азования. В новой программе национально-языкового строительства необходимо ^метить немало мероприятий для решения языковых проблем: повышение требовательности к знаниям специалистов по русскому языку, студентов, учащихся; ^менение программ и учебников, учебных пособий для различных звеньев образования.
Необходимо разработать комплекс мероприятий, которые помогли бы популяризации, распространению достижений словесной культуры русского народа, '"предотвращению миграции русского и русскоязычного населения, необходимо ,фучшить и развивать издание классиков русской литературы, переводческое дело.
В настоящее время Государственная Дума РФ подготовила законопроект «О русском языке как государственном языке Российской Федерации», который должен служить регулированию юридических, правовых, общественных отношений, вязанных с использованием государственного языка. В законопроекте предусмотрена, наряду с социальной и юридической защитой, экономическая государственного языка, которая предполагает целевое, бюджетное и иное г финансирование федеральных программ его развития.
Совет по русскому языку, который создан при Правительстве РФ, разработчики Федеральной целевой программы «Русский язык» очень заинтересованы в том, чтоб и .региональные органы, ученые-лингвисты включились в выполнение этой важной программы. Для этого большое значение имело бы создание совета по русскому языку ^Р^и правительстве многонациональной республики Дагестан. Тем более в Дагестане ^ень большой научный потенциал по этим проблемам. Имена дагестанских русистов А.А. Абдуллаева, Г.Г. Буржунова, Н.Я. Судаковой, Л.И. Щоцкой и других известны далеко за пределами республики, у А в республиках Северного Кавказа до сих пор нет закона о языках. Автору диссертации кажется, что многонациональный Дагестан первым разработает и примет ч такой закон. Так, в своем интервью, отвечая на вопрос о том, как в нынешних условиях решается судьба родных языков в Дагестане, Председатель Народного Собрания РД М.Г. Алиев сказал: « В комитете Народного Собрания по международным ^ношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных -^ганизаций совместно с Правительством РД и ДНЦ идет согласованная работа над ^юектом Закона о национальных языках. Она продолжается уже несколько лет и, как мне известно, находится на стадии завершения».1 М.Г. Алиев первым из л высопоставленных представителей властных структур заговорил о судьбе национальных языков. Это уже обнадеживает. Такой Закон очень важен и нужен в ч наше время, когда рыночные отношения постепенно охватывают все сферы жизни. В нем должны быть закреплены самые основные положения, связанные с новой концепцией национально-языкового строительства, о котором шла речь выше. Ныне, *-
1 // Ж. Народы Дагестана. - Махачкала, 2000. № 6. - С. 81. когда весь мир стоит на пороге образовательной революции и переходит к интернетобразованию и интернеттехнологиям, судьба языков должна волновать каждого, кому дороги духовные ценности народа и национальная культура. Но при Лем при этом следует сказать, что стремление к соблюдению прав человека, гражданских прав должно пронизывать всю государственную национальную политику, всю деятельность государственных, муниципальных и негосударственных органов и учреждений по национально-языковому строительству в Дагестане. I У S
199
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Нухова, Заира Казанаповна, 2006 год
1. Ф.1, оп. 3, д. 33, л. 22. 4 Ф.37-р, оп. 19, д. 33, л. 104.
2. Ф.1, оп. 4, д. 35, л. 48. V Ф.07-р, оп. 5, д. 45, л. 309.
3. Ф.1, оп. 6, д. 27, л. 189. Jb.3, on. 8, д. 35, л. 49. ф.1, оп. 4, д. 1, л. 29.
4. Статические сборники, справочники.t
5. Бюллетень Дагестанского статистического управления. Выпуск за 1924г.
6. Всесоюзная перепись населения 1926г. Дагестанская АССР. М., 1928.
7. Всесоюзная перепись населения. М., 1989.
8. Всероссийская перепись населения 2002г.ф 5.Дагестанская АССР во 2-й пятилетке. М., 1932. ^ 6. Дагестанский сборник. Выпуск 2. Темир-хан-шура, 1984. • 7. Движение Советской власти за сорок лет в цифрах. М., 1957.
9. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года СССР. М., 1962.
10. Культурное строительство в РСФСР. М., 1958.
11. Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. М.-Л., 1940.
12. Материалы Всесоюзной переписи населения. М., 1959.
13. Национальная политика ВКП (б) в цифрах. М., 1930.
14. Первая Всеобщая перепись Российской империи. 1897. Дагестанская область. ••l905.
15. М.Печать СССР за сорок лет 1917-1957гг. М., 1957. 15. Писарев И.Ю. Народонаселение СССР. М., 1962. ф 16. Подъячик Н.Г. Население СССР. М., 1961.
16. Северный Кавказ. Справочник. Ростов на-Дону, 1924-1925гг.
17. Советский Дагестан за 40 лет. Махачкала, 1960.
18. Советский Дагестан за 45 лет. Махачкала, 1965.
19. Статистико-экономический справочник по ДАССР. Ростов на - Дону, 1933.
20. Сулькевич С. Территория и население СССР. М., 1940.
21. Уровень образования, национальный состав, возрастная структура и размещение населения СССР. М., 1960.
22. Численность и расселение народов мира. М., 1962. ф 24. Численность, размещение, возрастная структура, уровень образования, национальный состав, языки и источники существования населения СССР. М., 1971.
23. Монографии, книги, брошюры, статьи.ч
24. Абдуллаев М. А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв. Махачкала, 1963.
25. Абдуллаев М.М. Куда ведут народные движения? // Дагестанская правда. 1991,4.12.ф 3. Абдуллатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я». М., 1991.
26. Абилов А.А. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957.
27. Абилов А.А. Борьба партийной организации Дагестана за подъем народного образования. // труды Института истории партии при Дагестанском обкоме КПСС. Т. 1. Махачкала, 1957.ч
28. Абилов А.А. В семье братских народов. Махачкала, 1965.
29. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959.
30. Аврорин. Ленинская национальная политика и развитие национальных языков Лародов СССР. // Сборник «Ленин и наука». М., 1960.
31. Агаев А.Г. Функции языка как этнического признака.// Сборник «язык и общество». М., 1963.
32. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала, 1965. ф 11. Акимов А.Х. Интернациональное воспитание трудящихся. Махачкала, 1963.
33. Алиев М.Г. Программное решение проблем межнациональных отношений. // Возрождение. Махачкала, 1994, № 1.
34. Алиев У.Д. Достижения Советской власти на Северном Кавказе в области национальной политики к 10-летию Октября. Ростов н/Д, 1927.
35. Алиев У. Д. Национальный вопрос и национальная культура в Северокавказском крае. Ростов н/Д, 1926.
36. Аликберов Г.А. Дружба народов основа свободы и процветания народов ^^агестана. Махачкала, 1957.ф 16. Аннаклычев Ш. Роль промышленных центров в процессе сближения национальностей. // Ж. «Советская этнография», 1964, № 6.
37. Астемиров Б. Итоги культурного строительства Дагестана к 15-летию Октября. t //Ж. «Революция и национальности», 1932, № 10-11.
38. Белодед И.К. Ленинская теория национально-языкового строительства вчсоциалистическом обществе. М., 1972.
39. Белодед И.К. Русский язык язык межнационального общения народов СССР. Киев, 1952.
40. Богаутдинов A.M. и др. Некоторые вопросы развития и дальнейшего !лижения советских наций в период развитого строительства коммунизма. М., 1962. ф 21. Бокарев Е.А. Краткие сведения о языках Дагестана. Махачкала, 1949.
41. Булаева К.Б. Влияние переселения на генофонд горцев в Дагестане. //Ж. ^Возрождение. 1999, № 5.
42. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. М., 1954.
43. Булатов Б.Б., Рамазанов К.Д. Деятельность государственных органов власти Республики Дагестан в области межнациональных отношений (1980-19990). 'Махачкала, 2000.гф 25. Бурмистров Т.Ю. Теория социалистической нации. Л., 1970.
44. Буржунов Г. Русский язык вместе с родным. // Дагестанская правда, 2001, 21 января.
45. Гаджиев А.С. Петр Кириллович Услар выдающийся кавказовед. Махачкала, ^909.
46. Гаджиев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах Дагестана. Махачкала, 1964.
47. Гаджиев А.С. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и народами ,, Кавказа. Махачкала, 1985.
48. Гаджиев М.М. Вопросы письменности дагестанских языков. Махачкала, 1964.
49. Гадиев А. культурное строительство в национальных областях. //Ж. «Революция и горец», 1932, № 10-12.ф 32. Гадоев X. Торжество Ленинской национальной политики КПСС. Душанбе, £>62.
50. Гаджибеков Г.К. К вопросу о создании лезгинской письменности. // Газ. ^Срасный Дагестан», 19. 01. 1928.
51. Гафуров Б.П. Некоторые вопросы национальной политики КПСС. М., 1959.
52. Гозулов А.И. Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1926.
53. Григорьев В.П. и Исаев М.И. О некоторых проблемах исследования закономерностей развития национальных языков.// Известия АН СССР, 1962, № 6.
54. Гусаев М.С. СМИ в новых условиях. //Ж. Народы Дагестана, 1991г., № 5. 38. Гюльмагомедов Р. Русский язык в кругу языков мира. / Дагестанская правда, ф01г., 28 декабря.ф40. Даибов X. Д. Проблемы школьного образования в Дагестанской АССР. Махачкала, 1955.
55. Дашдемиров. Национальная идея и этничность. М., 1996.
56. Дешериев Ю.Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М., 1966.
57. Дешериев Ю.Д., Камари М. и Меликян М. Развитие м взаимное обогащение я^жов народов СССР. //Ж. «Коммунист», 1965, № 13.
58. Джунусов М.С. и Исаев М.М. Социалистические вопросы развития национальных языков. //Известия АН СССР. Вып.5. Т. 24, 1965.
59. Дъячков В.М. Языковая политика в современной России. // Социалистические исследования, 1993.
60. Исаев М.И. Сто тридцать равноправных (о языках народов СССР). М., 1970.
61. Исаев М.И. Языковое строительство как один из важнейших экстралингвистических факторов развития языка. // В сб. «Язык и общество». М.,1968.
62. Исаев А.А. Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана. Махачкала, 1989.чф55. Исмаилов А.Р. Ликвидация неграмотности в Дагестане. Махачкала, 1970.
63. История Дагестана в 4-х томах. М., 1967-1969гг. ф 57. Исупов А.А. Национальный состав населения в СССР. М., 1961. ф58. Казанбиев Н.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970.
64. Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1950.
65. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.
66. Керимов Г.И. Об исторических формах интернационализма и специфике их проявления в Дагестане. Махачкала, 1995.ф62. Ким М.П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. М., 1967.
67. Костомаров В.Г. Программа КПСС о русском языке. М., 1963.
68. Костомаров В.Г. Свободное развитие языков народов СССР. //Сб. Торжество Ленинской национальной политики. М., 1963.
69. КПСС в резолюциях и решениях съездов, партийных конференций и пленумов ЦК.
70. Кварцов Н.Е. Развитие национальных отношений в СССР. Киев, 1962.
71. Крупное С.И. Коммунизм и нации. М., 1963.
72. Куличенко М.И. Решение национального вопроса в СССР в искаженном свете буржуазной историографии. //Ж. «Вопросы истории КПСС». 1966. № 1.
73. Лавров Л.И. О причинах многоязычия в Дагестане. //Ж. «Советская этнография», 1951. № 2.
74. Лафарг Поль. Язык и революция. М., 1930. ^ 71. Ленин В.И.ПСС.Т.2.72. Ленин В.И. ПСС. Т. 12.73. Ленин В.И. ПСС. Т. 32.
75. Летифов А.Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968.
76. Летифов А.Л. К истории борьбы партийной организации Дагестана за решение проблемы языка. М., 1954.
77. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. ^1ахачкала, 1988.
78. Магидов Ш.Г. Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. Махачкала, 1971.
79. Магидов Ш.Г. Осуществление ленинской национальной политики на Северном Кавказе. Махачкала, 1976.
80. Магидов Ш.Г. Сближение наций, содружество языков. Нальчик, 1982.
81. Магидов Ш.Г. Национально-языковая проблема на Северном Кавказз: история и современность. Махачкала, 1994.
82. Магидов Ш.Г. Первые и. забытые. Махачкала, 2004.
83. Магомедов A.M. Ленинская программа по национальному вопросу. Махачкала, 1960.
84. Магомедов A.M. Расцвет и сближение народов Дагестана на путях к коммунизму. Махачкала, 1966.
85. Мусаева С.И. Межнациональные отношения в Дагестане. Махачкала, 2001.
86. Национально-культурное строительство в РСФСР к 15-летию Октябрьской революции. М.-Л., 1933.
87. Никитин Е.Ф. и Баранов С.В. Ленинская программа партии по национальному вопросу и ее дальнейшее развитие в документах XXII съезда КПСС. 1962.
88. Омаров С.М. Развитие Советской школы в Дагестане. // Сб. «Вопросы учебно-воспитательной работы в школе». Махачкала, 1966.
89. Осуществление Ленинской национальной политики на Северном Кавказе.1. Пятигорск, 1971.
90. Рогачев П.М. и Сведлин М.А. Нация народ - человечество. М., 1967. ^ 90. Родной и русский языки в школах Северного Кавказа. М., 1955.
91. Роль и значение печати в Дагестане. Махачкала, 1926.
92. Романов Г. К вопросу образования рас, племен, народностей, наций и языков.
93. Саидов М. Возникновение письменности у аварцев. //Сб. «Языки Дагестана». Вып. 1. Махачкала, 1954.
94. Самурский Н. Дагестан. М., 1925.
95. Самурский Н. Наши достижения и перспективы. Махачкала, 1926.
96. Сатыбалов А.А. Исторические типы общности людей. Л., 1959. ф 97. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык? М., 1968.ф 96. Состояние национального просвещения на Северном Кавказе. Ростов н/Д. 1932.
97. Тахо-годи А.А. В борьбе за Советскую школу в Дагестане. // Ж. 2Просвещение ' национальностей». 1931, № 1.
98. Тахо-Годи А.А. На путях к независимости. Махачкала, 1930.
99. Тахо-Годи А.А. Проблема языка в Дагестане. //Ж. «Революция и ^циональности». 1930, №2.
100. Тахо-Годи А.А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927.
101. Услар П.К. Этнография Кавказа. Тифлис, 1890.
102. Убрятанова Е.И. некоторые вопросы графики и орфографии письменности языков народов СССР, пользующихся алфавитами на русской основе. М., 1959.
103. Хаджиев А. и др. Культура и письменность горских народов Северного Кавказа. Владикавказ, 1930.
104. Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы. М., 1980.
105. Ханазаров К.Х. Сближение наций и национальные языки в СССР. Ташкент, 1963.
106. Хансуваров И. Латинизация орудие Ленинской национальной политики. М., 1932.
107. Хасбулатов Ш.Г. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы ЧЦоветской власти. Махачкала, 1953.
108. Халилов М.Ш. Бежтинско-русский словарь. М., 1998. ) 110. Хашаев Х.-О. М. Наука и культура Дагестана за 40 лет. // Уч. зап. ДНЦ РАН. Т. 8, 1960.
109. Цамерян И.Н. Новый этап в развитии национальных отношений в СССР. М., 1962.
110. Цамерян И.Н. Международное значение опыта КПСС по решению национального вопроса в СССР. //Ж. «Вопросы истории КПСС», 1968, №9.
111. Цамерян И.Н. Племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М., 1963.
112. Революция и национальности.• Русский язык в национальной школе.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.