Национальная идея в современной России: Теорет.-методол. аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Голошумов, Евгений Васильевич

  • Голошумов, Евгений Васильевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 138
Голошумов, Евгений Васильевич. Национальная идея в современной России: Теорет.-методол. аспекты: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 1998. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Голошумов, Евгений Васильевич

Введение. 3.

Раздел I. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии. 13.

Раздел 2. Особенности российской ментальной традиции

Раздел 3. России как особый тип цивилизации.

Раздел 4. Национальные интересы и национальная идея в современной России.*

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная идея в современной России: Теорет.-методол. аспекты»

Актуальность темы исследования обусловлена спецификой политической ситуации в России, потребностями научного анализа идеологических процессов для определения путей и возможностей выхода из глубокого кризиса, носящего по сути системный характер.

Опыт реформ убедительно показывает, что успешное решение жоиомических, социальных, политических и духовных проблем осуществимо лишь при способности квалифицированно ответить на вызовы рождающегося сегодня постиндустриального общества и грамотно, взвешенно учесть особенности социокультурной почвы, ментальное™ россиян, отечественной политической традиции." В период коренных структурных перестроек общественной жизни как никогда важно разработать модель духовно-идеологических оснований новой российской государственности, соединяющую общеисторические требования движения к демократии и специфику национальной почвы.

В этом плане интерес к проблеме вызревания общенациональной идеи, по определению несущей в себе мощный интегративный заряд, является для все более дифференцирующегося общества и закономерным, и приоритетным. Разумеется, должны быть весьма тщательно проработаны сами основания, возможности и принципы формирования такой идеи, механизм ее сцепления с политическими идеологиями современности, потребностями мирового развития в целом с тем, 41061.1 она могла синь базой.

Состояние исследовании проблемы. Несмотря на все обилие работ, посвященных анализу сущности, проблем и параметром духовной жизни россиян на этапе глубокого реформирования социальной жизни, исследований, связанных с задачами формирования национальной идеи, способной объединить общество, адекватно ответить на вызов времени, пока крайне недостаточно. Во всяком случае концептуальные рекомендации, предлагаемые различными авторами, существенно расходятся между собой и в этом смысле ориентируются на удовлетворение политико-идеологических запросов достаточно ангажированных сил, отдельных сегментов крайне поляризированного населения.

Такая ситуация обусловлена и значительной степени динамизмом политического процесса в стране, драматичной сменой общественно-политических парадигм в ходе острой идейной борьбы, требующей в первую очередь своего публицистического ( а, значит, во многом популистского) обоснования. В подобных условиях необходимость осознания выработки целостной идейной платформы, способной стать ценностной базой курса реформ, встраивающей его в систему развивающейся отечественной традиции, приходит позднее. В данной связи показательно, что несмотря на имманентную официальному курсу логику деидеологизации, президент Б.Н. Ельцин не столь давно прямо поставил перед научным и политическим сообществом задачу выработки национальной идеи для современной России.

К этому времени, однако, ставшие в российской специальной литературе довольно частыми разработки различных аспектов национальной идеи натолкнулись на уже оформившуюся оппозицию к ней со стороны влиятельной группы ученых, политиков и вообще граждан, разделяющих ценностные ориентации либеральном платформы, противостоящей всем установкам мобилизационного толка. В подготовленных группой консультантов при

Администрации Президента Российской Федерации материалах1 дан анализ прессы, где графически выражено весьма противоречивое отношение общества к проблеме поиска национальной идеи для России в целом, ее оснований и содержания в особенности. Как бы то ни было, на сегодняшний день можно констатировать, что потребность в такой идее в стране растет, о чем, хотя и косвенно, свидетельствует все больший интерес к ней со стороны политических партий и движений, начавших уделять ей в своей программатике все большее внимание.

Что касается собственно теоретических разработок, ю па первом плане здесь, безусловно, остаются труды классиков отечественной мысли (философской, исторической, политической, религиозной), не только сохраняющие свое непреходящее значение, но и обладающие по сей день наибольшим эвристическим потенциалом . Это работы П.Я. Чаадаева, A.C. Пушкина, братьев Аксаковых, Ф.М.Достоевского, Л.А. Тихомирова, П.Б. Струве, C.JI. Франка, H.A. Бердяева, H.A. Ильина и многих, многих других (только одно простое перечисление их фамилий могло бы занять не одну страницу). В этих работах глубоко и основательно изложены определяющие характеристики «русской идеи», поставленные авторами в прямую связь с судьбами России, ее местом и перспективами в историческом развитии. Особо упомянутыми заслуживают быть идеи евразийства, которые (при условии их современной переработки) могут, с нашей точки зрения, представить серьезный интерес для разработки оптимальной стратегии страны на рубеже XXI века.

Поскольку проблемы национальной идеи органически связаны с целым рядом более общих теоретических вопросов - о характере

1 Россия в поисках идеи. Аналич прессы. М.1997. общественного процесса, значении социокультурных составляющих исторического развития и т.д., большую ценность имеют классические разработки цивилизационных характеристик общественного прогресса. Для нас в этом плане особо выделяются работы, тяготеющие к концепции культурно-исторических типов (традиции Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби).

Принципиально важными для настоящей диссертации являются и источники, где разрабатывается категориальный аппарат, опорный для нашего исследования и связанный с такими понятиями, как идеология, политические идеологии, политический менталитет, национальные интересы и т.п. Безусловно важны и работы, в которых формулируется, корректируется общая стратегия реформ, определяются механизмы их осуществления в важных сферах общественной жизни, в том числе технологии политической мобилизации, уточняется система приоритетов в ходе трансформации общества. В этом плане небезинтересны публикации лидеров различных партий и движений, партийно-политическая программатика в целом (хотя в работе и не ставится задача специального анализа спектра партийно-политических мнений и оценок возможностей национальной идеи как достаточно самостоятельная и явно выходящая за пределы нашего исследования).

Что касается специальной литературы, связанной с вопросами национальной идеи собственно, то помимо интересных и содержательных (хотя весьма различных по конкретному содержанию и пафосу, и спорных) paGoi мких авюров, как O.A. Арин, A.C. Ахиезер, В.А. Ачкасов, Б.Н. Бессонов, А.О. Бороноев, А.И. Володин, Ю.И. Гаврилов, К.Х. Дел ока ров,

B.B. Ильин, Б.Г. Капустин, В.И. Коваленко, A.M.

Ковалев, А.И. Костин, С.Е. Кургинян, М.А. Маслин,

JI.B. Милов, В.И. Мокренко, H.H. Моисеев, A.C. Панарин, O.A. Платонов, В.П. Пугачев, В.В. Разуваев, В.Н. Сагатовский, JI.B. Сморгунов, А.И. Солженицын, А.И. Соловьев, Е.С. Троицкий, A.M. Ушков, Н.И. Цимбаев, И.Б. Чубайс, И.Р. Шафаревич, В.Н. Шевченко, A.A. Ширинянц и др., можно особо выделить ряд дискуссий, организованных Московским университетом, журналом «Вопросы философии», Ассоциацией по комплексному изучению русской папин и Международной Славянской Академией ')ia п/ма выделялась и на первых всероссийских конгрессах ученых-обществоведов - философском (1997г. - Санкт-Петербург) и политологическом (1998г.- Москва). Можно выделить и работы зарубежных специалистов - как тех, кого ранее относили к советологам (3. Бжезииский, С. Хантингтон, А. Янов), так и тех, кого в первую очередь интересуют методологические основания исторического процесса в целом. Интересно при этом и то, что на Западе стали выходить журналы, непосредственно связанные с вниманием к национальной идее в России (как, например, журнал «Русская идея», издающийся одновременно на русском - (1992г. и немецком - «Der russische Gedanke», с 1991г. - языках)1.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации « состоит в комплексном осмыслении проблем вызревания и оформления национальной идеи в современной России, выявлении ее базовых оснований и принципов реализации, различных ее альтернатив (как они определяются сегодня в реальном политическом процессе, в специальной научной литературе и в

1 Сейчас журнал стал выходить (надо полагать - временно) только на немецком ячыкс. массовом сознании) и на этой основе - в выработке ряда рекомендаций, которые могли бы способствовать оптимизации всего процесса реформ в российском обществе. Достижение данной цели предполагает решение следующих основных исследовательских задач:

- обобщить и систематизировать разработки в сфере проблем национальной идеи в России, выявить ее классические трактовки и современные интерпретации и подходы;

- определить возможности вызревания общенациональной идеи в такой многонациональной и поликоифссснонал ыюп страт:, как Россия;

- выявить те базовые противоречия, которые характерны для институциональных и мобилизационных начал в движении к гражданскому обществу, сам потенциал национальной идеи в демократическом развитии страны;

- рассмотреть систему ментальности россиян во всей ее сложности и противоречивости как исходного, принципиального момента в процессе выработки интегральной идеологии в стране;

- определиться в цивилизационном типе России, показать роль и возможности взаимовлияния общеисторических императивов и отечественной политической традиции на формирование жизнеспособной идеологии, которая могла бы содействовать выходу страны из системного кризиса и обеспечить ей достойное место в мире XXI века;

- выявить систему национальных приоритетов и интересов в современных условиях;

- на этой основе определить сами параметры национальной идеи в современной Р< >сси и.

Методологические и теоретические основы исследования определяются традицией диалектического, системного и исторического анализа. Автор опирается прежде всего на классическое наследие выдающихся отечественных мыслителей, в котором содержится богатейший пласт необходимых представлений о «русской идее». В работе использован анализ реальной социально-политической и духовно-идеологической жизни страны, содержащийся в партийно-политической программатике, выступлениях и оценках видных политических деятелей. Учтены методологические и чсорсчичсскпс разработки по к'.мс исследования, накопленные в научной (отечественной и зарубежной) литературе. Проанализированы подходы современных специалистов, материалы текущей прессы, где также содержится нужная информация для необходимых теоретических обобщений.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней систематизируются концептуальные составляющие национальной идеи в России, выявляется значимость механизма сцепления общемировых требований и социокультурных оснований политического процесса для выработки оптимальной интегральной идеологии, раскрывается мобилизующий потенциал национальной идеи в ходе сложных трансформационных процессов в стране, определяется ее связь с системой национально-государственных интересов в современной России. Это нашло свое выражение в ряде положений, выносимых на защиту:

- автор на основе комплексного сопиально-философского и политологического анализа теоретического материала приходит к выводу о том, что сама противоречивость социально-политической и духовной ситуации в стране требует обращения к мобилизующему потенциалу национальной идеи, призванной заложить основания для прочного единства в обществе;

- выработка интегральной идеологии в России не может не основываться на учете двух базовых составляющих любого кардинального реформирования общественной системы: непреложных тенденций общеисторического развития и отечественной политической традиции;

- в этой связи одной из самых главных задач, стоящих перед ответственными политическими силами, выступает отработка механизма сцепления между программами и реалиями, рожденными общецивилизационными императивами, и обусловливающей их содержание и цели социокультурной почвой, в том числе и менталитетом населения. Игнорирование любой из сторон данного противоречивого единства грозит опасностями искусственного навязывания обществу неоптимальных для него моделей, усиления конфронтационных начал в стране по мере углубления реформ, роста угрозы тоталитаризма либо, напротив, развала системы, срыва в конечном счете трансформационных процессов и углубления тем самым стагнации и кризиса в обществе;

- это сцепление не может носить характера механического соединения, но должно основываться на современных фундаментальных проработках проблемы: единство через многообразие. В этом смысле особой эвристической ценностью для автора выступает понимание России как особого культурно-исторического типа, как особой цивилизации, сообразующейся с общими законами исторического развития, но идущей по своему пути. В этом же смысле утверждение современно звучащей национальной идеи в России осознается нами как утверждение идеи, которая приспособлена к наступающему XXI веку, открыта всем течениям в мире, но в то же время черпает свою идентичность в отечественной традиции; - национальная идея, таким образом, опирается (оформляет, выражает и защищает) на систему национально-государственных интересов России; ее параметры при этом не исчерпываются сиюминутными соображениями, но разомкнуты на перспективу. Основные характеристики российской ментальной традиции, определяющие содержание «русской идеи» (духовность, нравственный пафос, солидарность и т.п.), соответствуют требованиям утверждающегося постиндустриального общества с его все большей ориентацией на систему духовных ценностей и приоритетов и в этом смысле расширяют ее до общемировых, «всечеловеческих» измерений.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и практически-политических проблем, связанных с задачами выработки национальной идеи в России, определения ее содержания, оснований и принципов реформирования российского общества в целом. Фактологический материал и концептуальные рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут использоваться в разработке и чтении курсов по политологии, в деятельности соответствующих аналитических центров, в практической политике.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и утверждена на заседании кафедры политического процесса России философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Отдельные аспекты темы раскрывались автором в научных публикациях и сообщениях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Голошумов, Евгений Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Национальная идея, поиск оснований и путей ее обретения в современной России - отнюдь не продукт «заказного» творчества отечественной науки. Она связана с духовной энергией народа как ответ на ситуацию кризиса, на обстоятельства, оскорбляющие чувства высшей правды и высшей справедливости.

Национальная идея в России, будучи естественным образом связанной с миропониманием русского народа как государствообразующего, в пашей многонациональной и иоликонфессионалыюй стране теряет свои узконациональные очертания и, обогащенная сплавом культур, опирающихся на единые судьбы россиян, выступает как их общее достояние.

Национальная идея, будучи инструментом духовно-нравственной мобилизации масс, не отменяет необходимости терпеливого взращивания демократических институтов гражданского общества, права на российской почве.

Национальная идея основывается на отечественной политической и культурной традиции, осмысливает опыт других народов, размыкается на творческое восприятие любых масштабных инноваций, требуемых современным этапом развития человеческого общества.

В этом смысле национальная идея адекватна требованиям самоценности и самобытности культурно-исторических типов, базируется на предпосылке о плодотворности социокультурного и политического многообразия в современном мире. Особенности современной общественно-политической ситуации в стране, связанной с углублением кризиса, продолжающейся поляризацией общества, настоятельно требуют его консолидации на основе действительно жизнеспособного, интегрирующего начала.

Таким основанием сегодня, исходной базовой ценностью может стать сама обновляющаяся Россия, что делает особо актуальной задачу определения ее национальных интересов и приоритетов на современном этапе, такое их структурирование, которое позволило бы им органично войти в содержание национальной идеи.

С этой точки зрения, важнейшими составляющими по современному понимаемой национальной идеи выслупакл восстановление высокого значения социальной справедливости, утверждение сильной государственности в оптимальном ее сочетании с принципами народовластия, перспективная постиндустриальная стратегия.

И главное: Россия - не «черная дыра» мировой истории. Более того, своим мирочувствованием, миропониманием она может и способна внести достойный вклад в будущее развитие человеческой цивилизации. Такое ее предназначение предугадал еще Ф.М. Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине, давшем, по определению Достоевского, «две главные мысли». «Первая мысль -всемирность России, ее отзывчивость и действительное, бесспорное и глубокое родство ее гения с гениями всех времен и народов мира». Россия - «завет общечеловеческого единения». «Другая мысль Пушкина - это поворот его к народу, и упование единственно на силу его. завет того, что лишь в народе, и в одном только народе обротгм мм г.ссж'чо наш русский гений и сознание назначения его»1. В этом и только в этом - основания «твердой и определенной национальной идеи».

С речи Ф.М. Достоевского о Пушкине начался, как считают многие исследователи, русский философский ренессанс конца XIX-начала XX столетий, обогативший русскую мысль и русскую историю многими прекрасными произведениями человеческого духа. Будем твердо надеяться, что обретение нами современной национальной идеи на пороге XX века обеспечит возможности достойного развития России и оплодотворит, как это не раз бывало в истории, всю мировую культуру.

Достоевским ФА/. Поли собр. сом Т 25. 19X3. С 199-200

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Голошумов, Евгений Васильевич, 1998 год

1. Авакян С.А., Кулешов С.В., Морозова Е.Г., Сарычева И.А. Политико-правовые проблемы развития Российской Федерации в свете мирового и отечественного опыта // Мир России. Социология. Этнология. Культурология. 1997 (15). №3.

2. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия XII. Политические пауки. 1995. №№ 3 Т

3. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981.

4. Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984.

5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

6. Арутюнян Ю.В. Испытания устойчивости политического сознания русских (этносоциологические исследования) // Этнографическое обозрение. 1994. №4.

7. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Тт. 1-3. М., 1991.

8. Ахиезер A.C., Пригожин А.П. Культура и реформы // Вопросы философии. 1994. №№7-8.

9. Ахиезер A.C. Где искать самобытность? Специфика исторического пути России // Дружба народов. 1995. №1.

10. Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб, 1997.

11. Баталов Э.Я. Единство в многообразии принцип живого мира //Вопросы философии. 1990. № 8.

12. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.,1989

13. Барышников М.Н. История делового мира в России. М., 1994.

14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.

15. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.

16. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

17. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

18. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

19. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

20. Березовская Л.В., Ковалев A.M. Россия на пороге XXI века. Философско социологическое исследование. М., 1998.

21. Блок М. Апология истории. М., 1986.

22. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.

23. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV XVIIIbb, В 3-х тт. М„ 1986 - 1992.

24. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

25. Булгаков С.Н. Сочинения. В 2-х тт. М., 1993.

26. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

27. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. №1.

28. Валлерстайн И. Социальные изменение вечно? Ничто никогда не меняется? // Социс. 1997. №1.

29. Введение в этническую психологию. СПб, 1995.

30. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

31. Верт Н. История Советского государства. 1900- 1991. М.,1992.

32. Вехи. Из глубины. М., 1991.

33. В поисках своего пути: Россия между Пвропой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли Х1Х и XX веков. М., 1997.

34. Водолагин A.B. Онтология политической воли. Тверь, 1992.

35. Восток Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1982, 1985, 1988, 1989.

36. Выйти из катастрофы ( Заседание "круглого стола" ) // Родина. 1992. №№8-9.

37. Вышеславцев Б. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6.

38. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестник Московского университета. Серия XII. Социально-политические исследования. 1993. №4.

39. Гаджиев К.С. Политическое сознание или поли i пчелкан культура // Кентавр. 1991. Октябрь-декабрь.

40. Гарбузов В.П. Консерватизм: понятие и типология (историкографический обзор) // Полис. 1995. №4.

41. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998.

42. Гегель Г. Работы разных лет. Тт. 1-2. М., 1973.

43. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

44. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1997.

45. Герцен А.И. Соб. соч. в 30-ти т-т. М., 1955.

46. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Метафоры и реальность. Психологический анализ советской истории // Вопросы философии. 1991, №3.

47. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

48. Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. В 2-х частях. СПб., 1996.

49. Градовский А.Д. Государственный строй древней России. -Собр. соч. T.I. СПб., 1899

50. Грачев Г.Д. Русская ментальпость (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. №1.

51. Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования. 1994. №2.

52. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

53. Гумилев J1.H. От Руси к России. М., 1992.

54. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь. 1997.

55. Давыдов Г. Нигилизм и традиционализм // НГ Сценарии, № 10 (19), сентябрь 1997г.

56. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

57. Дарендорф Р. Справедливость бе/-! оков зависимости // Коммунист. 1990. №16.

58. Дженусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты // Социально-политический журнал. 1994. №№11-12.

59. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 1989.

60. Дьяков В.А. О давних и нынешних спорах вокруг «русской идеи» //Социально-политический журнал. 1994. №№11-12.

61. Евразийство. Опыт систематического изложения. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

62. Евстифеева Е.А., Иванов В.Г. Проблемы веры и традиции. Пределы социального планирования. Тверь. 1994.

63. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986.

64. Запад Незапад и Россия в мировом контексте. Круглый стол // МЭиМО, 1996. №12.

65. Зарубина H.H. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

66. Здравомыслов А.Г. 'Тгпополитичсские процессы и динамика национального самосознания россиян // Социс, 1996, №12.

67. Зеньковский B.B. История русской философии. Тт. 1-4, Л.,1991.

68. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

69. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.

70. Зотов А.Ф. Федерализм в контексте споров о «русской национальной идее» // Социс, 1996. №1.

71. Иванов A.B. Запад Россия - Восток. М., 1993.

72. Игумен Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. М.,1992.

73. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., I 993.-Изд. продолжается.

74. Ильин М.В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: русская идея // Полис, 1996. №4.

75. Ипполитов К.Х. Идеология национальной безопасности (методология проблемы). М., 1997.

76. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.,1996.

77. История России: народ и власть. СПб., 1997.

78. Йосифова П., Цимбаев Н. Русская идея как элемент национального самосознания // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. №2.

79. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.

80. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. 1993. №4.

81. Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М., 1995

82. Карамзин U.M. Записки о древней и новой России. М., 1991.

83. Карташев A.B. Очерки но истории русской церкви. В 2-х тг. М., 1992.

84. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Серия VII. Философия. 1990. №2.

85. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

86. Кириевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

87. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. М., 1988.

88. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис, 1995. №5.

89. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем прошлом и отделенном. СПб., 1905.

90. Коваленко В.И. Интегральная идеология в России: проблемы, основания, перспективы // Вестник Московского университета. Серия XII. Социально-политические исследования. 1994. №1.

91. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник Московского университета. Серия XII. Политические науки. 1997. №2.

92. Коваленко В.И., Мощелков E.H. Российская государственность: из прошлого в будущее // Вестник Московского университета. Серия XII. Социально-политические исследования. 1993. №2.

93. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1997.

94. Кортунов С. Имперские амбиции и национальные интересы // Независимая газета. 11.09.97.

95. Косолапое H.A. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. МП.

96. Крампик В В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб., 1995.

97. Кристол И. В конце И тысячелетия. М., 1994.

98. Куликов Л.В. Россия: прошлое, настоящее, перспективы. Очерк теории. М., 1995.

99. Кургинян С.Е. Россия: власть и оппозиция. М., 1993.

100. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5.

101. Леонтьев К.П. Записки отшельника. М., 1992.

102. Леонтьев К.Н. Избранное. М„ 1993.

103. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. М., 1992.

104. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. N<>6.

105. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.,1994.

106. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997.

107. Мамонтова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рационального мышления. М., 1991.

108. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М.,1989.

109. Мамырова М.Е. Политическая культура как категория философии и социальной науки. СПб., 1993.

110. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

111. Медушевский А.Н. Политическая философия русского конституционализма. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в виде научного доклада. М„ 1994.

112. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. М., 1992-1995.

113. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 19941 14. Модернизация: зарубежный опы т и Россия. М., 1994.1 15. Моисеев НИ. Сочинения в трех томах. М., 1997.

114. Мощелков E.H. Переходные процессы в России. Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.

115. Народ и политика// Политические исследования. 1993. №4.

116. Нации и национальные отношения в современном мире. Словарь справочник, под ред. М.Н. Росенко. Л., 1990.

117. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1995.

118. Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация р. России М , 1907

119. Некрасова E.H. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 1997.

120. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

121. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

122. Новикова Л.П., Сиземская H.H. Русская философия истории. М„ 1997.

123. Ольшанский Д.В. Посттоталитарное сознание и его лидеры // Вестник Московского университета. Серия XII. Политические науки. 1995. №1.

124. Омельченко H.A. Политическая мысль русского зарубежья, Очерки истории (1920 начало 1930-х годов). М., 1997.1270 России и русской философской культуре. Мыслители русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

125. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

126. Панарин A.C. «Вторая Европа» или третий Рим? М., 1996.

127. Панарин A.C. Политология. М., 1997.

128. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.

129. Панарин A.C. Россия в цивилизациоппом процессе. М., 1995

130. Петухов B.B. Природа и культура. М., 1996.

131. Пивоваров Ю.С. Политическая культура пореформенной России. М„ 1994.

132. Платонов O.A. Русская цивилизация: понятие, возраст, духовные параметры П Русская цивилизация и соборность. М., 1994.

133. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

134. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

135. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. М., 1995.

136. Политическая история. Россия СССР Российская Федерация. В 2-х тт. М., 1996.

137. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.,1997.141. «Поучение» Владимира Мономаха // Изборник: Сборник-произведений литературы Древней Руси. М., 1969.

138. Проблемы судеб России в современной планетарной обстановке. М., 1997.

139. Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. СПб., 1993.

140. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

141. Разуваев В.В. Внешняя политика и национальная идентичность // Вестник Московского университета. Серия XII. Социально-политические исследования. 1994. №2.

142. Революционеры и либералы России. М., 1990.

143. Религия и поли тика в nocí коммунистической России. М., 1994.

144. Реформы и коптррсформы в России. М., 1996.

145. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 1990.

146. Розанов B.B. Сумерки просвещения. M., 1990.

147. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.

148. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. №1.

149. Россия в поисках идеи. Анализ прессы. M., 1997.

150. Россия и Запад. Сб. статей. СПб., 1996.

151. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. №6.

152. Россия и реформы: 1861-1881. CT), статей. М., 1991.

153. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

154. Россия на рубеже веков. М., 1995.

155. Россия: опыт национально-государственной идеологии.М.,1994.

156. Россия сегодня. Политический портрет в документах 1985-1990. М„ 1991.

157. Роулс Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. 1994. №10.162. Русская идея. М., 1992.

158. Русская идея и современность. М., 1992.

159. Русская цивилизация и соборность. М., 1994.

160. Русская философия первой половины XIX века. Хрестоматия. Свердловск, 1987.

161. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

162. Самарин Ю.Ф. Сочинения. М., 1990.

163. Седов Л.А. Место русской культуры среди мировых культур (Приглашение к размышлению).// Политические исследования, 1994. №4.

164. Семенникова JT.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М„ 1994.

165. Сергеевич В.И. Вече и князь. М., 1867.

166. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М., 1996.

167. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.

168. Современное общественное развитие: консервативное видение. М„ 1995.

169. Современный консерватизм. М., 1992.

170. Совчук В.В. Пространство архаического: границы рефлексии. СПб., 1996.

171. Соловьев А.И. Культура власти современного российского общества. М., 1992.

172. Соловьев А.И. Политическое сознание и политическая культура. М, 1991.

173. Соловьев А.И. Политическая культура: проблемное поле метатеории // Вестник Московского университета. Серия XII. Политические исследования. 1995. №№2 3.

174. Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1988-1989.

175. Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1991.

176. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

177. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

178. Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991. №6.

179. Струве П.Б. Великая Россия // Вопросы философии. 1991. №12.

180. Струве П.Б. Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопросы философии. 1992. № 12.

181. Судьбы России: взгляд русских мыслителей. М., 1992.

182. Тихомиров JI.А. К реформе обновленной России // Статьи 1909,1910, 1911г. М., 1912.

183. Тихомиров Л.А. Критика демократии. Статьи из журнала «Русское обозрение» 1892-1897 гг. М., 1997.

184. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1992.

185. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

186. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. Материалы международного симпозиума. 24-25 мая 1996. М., 1996.

187. Троицкий Е С. О русской идее Очерк теории возрождения нации. М., 1994.

188. Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организованности (988 1996). М., 1996.

189. Туровский Р.Ф. Русская геополитическая традиция // Вестник Московского университета. Серия XII. Политические науки. 1996. №5.

190. Ушков A.M. Восток: политические идеи и политическая практика // Социально-политический журнал. 1993. №№! 1-12.

191. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

192. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

193. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи. В 2-х томах. СПб., 1992.

194. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.

195. Философия истории. Антология. М., 1994.

196. Флоровский Г.В. Европейский соблазн // Новый мир. 1991. .N"'4 .

197. Флоровский Г.II. Мути русского богословия. Вильнюс, 1991.

198. Формации или цивилизации? (Материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1989. №№ 10-1 1.

199. Франк В. По сути дела. Мюнхен, 1997.

200. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

201. Франк С.Л. Сочинения. М„ 1990.

202. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. №5.

203. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995.

204. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1993.

205. ХайекФ. Дорога к рабству. М., 1992.

206. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. №3.

207. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et contra. Т.2. №2. Весна. 1997.

208. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. 1994. №10.

209. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.

210. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.216. Цивилизация. М., 1992.

211. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! // Вопросы философии. 1997. №1.

212. Цымбурский В.Л. «От великого острова Руссии .» К прасимволу российской цивилизации // Полис. 1997. №6.

213. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.,1987.

214. Чугров С.13. Россия и Запад: метаморфозы восприятия. М., 1993.

215. Чучин-Русов А.Е. Политика как макрофеномен культуры // Полис. 1997. №4.

216. Шамшурин В.И. Политическая традиция в исторической ретроспективе // Вестник Московского университета. Серия XII. Политические науки. 1997. №1.

217. Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее? Публицистика. М., 1991.

218. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

219. Шестов JT. Сочинения. В 2-х тт. М., 1993.

220. Ширипяпц Л.Д., Ширипяпц С.Л. Российская интеллигенция на рубеже веков. М., 1997.

221. Шихарев П.Н. Динамика социально психологического состояния общества //Психологический журнал. 1993. №3.

222. Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х т.т. М., 1996.

223. Шпет Г.Г. Сочинения. М„ 1989.

224. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

225. Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994.

226. Эдберг Р., Яблоков A.B. Трудный путь к воскресению. М., 1988.

227. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. М., 1989.

228. Эко У. Пять эссе на тему этики. СПб., 1998.

229. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

230. Эрн В.Ф. Сочинения. М„ 1991.

231. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сборник статей. СПб., 1995.

232. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991.

233. Яковенко И.Г. Противостояние как форма диалога // Рубежи. М.,1995. №5.

234. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М., 1993.

235. Янов А. Русская идея и 2000-ый год.// Нева, 1990. №9.

236. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

237. Brzezinski Z. The Premature Partnership // Foreign Relations, Mart /April 1994.

238. Heilbroner R.L. Between Capitalism and Socialism. New York, 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.