Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Климай, Екатерина Владимировна

  • Климай, Екатерина Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 250
Климай, Екатерина Владимировна. Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Климай, Екатерина Владимировна

Содержание

Введение

Глава 1. Историко-теоретические основы начального обучения игре

на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах

1.1. Исторические предпосылки начального обучения

игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах

1.2. Содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах

Глава 2. Методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах

2.1. Диагностика процесса начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки» в вузах

2.2. Экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах

и сравнительный анализ ее эффективности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки "Искусства и гуманитарные науки" в вузах»

Введение

Актуальность исследования обусловлена происходящими изменениями в самосознании современного человека, российском обществе, а также государственной политике в сфере образования, науки и культуры. Реформация системы высшего профессионального образования, способствующая формированию открытого образовательного пространства, и постепенное внедрение европейских стандартов в практику отечественных вузов создают предпосылки для более полного развития личностного потенциала человека, освоения им одновременно нескольких различных видов научной и практической деятельности, роста конкурентоспособности, профессиональной и моральной устойчивости в условиях повышенной динамики и информатизации социума.

Новые стандарты, разработанные с целью интеграции отечественного образования, науки и культуры в европейское образовательное пространство, могут способствовать решению наиболее острых задач и в России. Одним из перспективных и активно развивающихся направлений является «Искусства и гуманитарные науки». Данное направление обладает необходимым потенциалом для удовлетворения назревших социальных потребностей в новых принципах построения системы музыкального образования, учитывающей духовные запросы и психолого-педагогические особенности взрослых, желающих обучаться музыкальному искусству, и в частности игре на фортепиано. Приобретаемая квалификация «бакалавр искусств и гуманитарных наук» предполагает готовность выпускников к различным видам профессиональной деятельности: образовательной, научно-исследовательской, творческой, организационно-управленческой и духовной, - то есть достаточно широкую сферу, включающую творческую, педагогическую, культурно-просветительскую области, анализ, создание и исполнение произведений искусства различных видов, изучение социальных и культурных феноменов, исследование особенностей функционирования искусства в современном обществе.

Недостаточная разработанность организационного, теоретико-методического и практического обеспечения процесса начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук определила проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления содержания и психолого-педагогических особенностей рассматриваемого педагогического процесса, а также в создании эффективной методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Степень научной разработанности проблемы

Исследования по проблемам музыкального искусства, обучения и воспитания имеют многовековую историю. Связь музыки с духовным миром человека, обнаруженная еще античными философами - Аристотелем, Пифагором, Платоном, - неоднократно рассматривалась и в трудах более поздних философов -Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, которые исследовали духовные основы творческого процесса. Вопросы, связанные с воспитанием средствами «свободных искусств», представлены в трудах философов поздней Античности и Средневековья - Блаженного Августина и Марциана Капеллы.

Русскими философами конца XIX - начала XX вв., среди которых H.A. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, рассматривалась проблема поиска человеком духовных ценностей и смыслов в науке, искусстве и религии.

Многие ученые и педагоги-практики рассматривали проблему начального обучения музыке взрослых и детей, а также художественно-эстетического воспитания молодежи, акцентируя внимание на различных сторонах данного процесса. Наиболее общие педагогические и эстетические аспекты исследуемой проблемы были выявлены в трудах отечественных педагогов, философов и культурологов, таких, как Ю.П. Азаров, A.A. Аронов, Ю.А. Афанасьев, М.Н. Афасижев, Ю.К. Бабанский, O.A. Блох, В.И. Загвязинский, М.С. Каган,

А.Г. Казакова, Н.И. Киященко, В.В. Краевский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

Психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской, а также зарубежных психологов — А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерса.

В работах Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Н.К. Баклановой, JI.A. Баренбойма, JI.C. Зориловой, В.Г. Кузнецова, JI.C. Майковской, В.В. Ме-душевского, З.П. Морозовой, Е.В. Назайкинского, Г.М. Цыпина отражены становление и развитие музыкально-исполнительского искусства.

Отдельный пласт исследований посвящен вопросам истории и теории образования взрослых, в том числе в рамках высшего профессионального образования, рассмотренным в работах А.Н. Марона, В.И. Подобеда, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой.

Исследованию междисциплинарного и компетентностного подходов в обучении посвящены труды Е.А. Боярского, И.Д. Зверева, И.А. Зимней, O.E. Лебедева, В.Н. Максимовой, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.

Вопросы самопознания и самоопределения личности, ее духовного и морально-нравственного развития отражены в трудах таких ученых, как Э.Б. Аб-дуллин, А.И. Арнольдов, A.A. Аронов, A.A. Жаркова, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, А.Г. Казакова, Е.Д. Мелешко, А.Н. Тубельский, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении музыкально-исполнительскому искусству освещаются в работах Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, С.С. Карась, К.А. Мартинсена, Г.М. Цыпина, A.A. Шмидт-Шкловской.

Целый ряд отечественных и зарубежных авторов предлагает методы и методики обучения игре на фортепиано, в том числе А. Алексеев, Л. Арчажнико-ва, Л. Баренбойм, И. Браудо, Ф. Брянская, Й. Гат, Н. Голубовская, А. Исенко,

С. Карась, А. Корто, С. Ляховицкая, Н. Любомудрова, Л. Макиннон, К. Мар-тинсен, Т. Смирнова, Е. Тимакин, Э. Тургенева, А. Шмидт-Шкловская.

Однако данные работы далеко не полностью раскрывают проблему начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, исследуя в большей или меньшей степени культурно-философские, психолого-педагогические, теоретико-методические либо практические аспекты проблемы.

Начальному обучению игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах как отдельной проблеме до сих пор не уделялось должного внимания в педагогической науке и практике в силу исторически сложившихся представлений о специфике музыкального образования, убеждения большинства педагогов в том, что невозможно научиться играть на фортепиано, если не заниматься музыкой с раннего детства. При этом игнорировалась существующая потребность взрослых в начальном музыкальном образовании, отдельные статистические исследования и опросы в данной области стали проводиться лишь относительно недавно (после 2000 года), не говоря уже об исчерпывающем изучении проблемы, которое до сих пор не было проведено.

Актуальность исследования, осмысление сущности выявленных противоречий и путей их разрешения позволили сформулировать тему исследования: «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах».

Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Предмет исследования - теоретико-методологические и методические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах; разработать и апробировать

экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Задачи исследования:

- выявить содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- определить психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- разработать, обосновать и апробировать экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- обосновать и апробировать педагогическую модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Гипотеза исследования. Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах будет проходить более эффективно, если:

- будет выявлено содержание данного педагогического процесса;

- будут определены психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- будет разработана, обоснована и апробирована экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах;

- будет обоснована и апробирована педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Методологическую основу исследования составляют:

- философские идеи и концепции о «мусическом» воспитании, способствующем гармоничному развитию личности, изложенные в трактатах Аристотеля, Пифагора, Платона;

- представления о духовной ценности искусства как высшей формы познания мира в немецкой классической философии Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга;

- концепции русских философов - H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева - о творчестве и творческой деятельности;

- деятельностная концепция и концепция развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Г. Казакова, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская);

- аксиологический подход к духовно-творческому развитию личности

A.A. Аронова, Н.К. Баклановой, A.A. Жарковой, JI.C. Зориловой,

B.Г. Кузнецова, А.И. Щербаковой и др.;

- концепции музыкального обучения, позволяющие развивать личность студентов одновременно с формированием профессиональной музыкальной компетентности, разработанные Э.Б. Абдуллиным, JI.A. Баренбоймом, O.A. Блохом, JI.C. Майковской, В.В. Медушевским, З.П. Морозовой, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым, Г.М. Цыпиным, П.А. Черватюком.

В качестве теоретической основы исследования выступает педагогическая концепция целостного процесса развития личности, разработанная коллективом кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств - Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, К.К. Григорян, JI.C. Зориловой, Э.М. Сухановой, В.И. Черниченко и др. Данная концепция легла в основу комплексной междисциплинарной программы и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Методы исследования:

- теоретические - анализ и синтез, сравнение и обобщение, изучение и анализ философских, научно-методологических, теоретических трудов, формирующих логику исследования, раскрывающих закономерности, факторы, условия создания педагогических систем, организации инновационных педагогических процессов на различных уровнях образования, разработки комплексных междисциплинарных образовательных программ и курсов; изучение исторической, общепедагогической и учебно-методической литературы, а также экспериментально-исследовательских материалов по проблеме начального обучения музыкальному искусству, в частности игре на фортепиано, индукция и дедукция, анализ передового педагогического опыта в области начального обучения игре на фортепиано, изучение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, содержания основных дисциплин и факультативных курсов, традиционных и альтернативных систем и методик организации учебно-воспитательного процесса в вузах искусств, систематизация накопленного теоретико-методического и организационно-практического опыта;

- эмпирические - косвенное и включенное наблюдение за процессом и результатами профессиональной подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук в контексте определения возможностей расширения и углубления профессиональных компетенций студентов с недостаточной подготовкой по фортепиано, методы сбора информации о потребностях, желаниях, мотивациях и уровне подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук (беседы, опросы, анкетирование), педагогический эксперимент, прослушивание выступлений студентов и преподавателей вузов, контроль и сравнительный анализ результатов собственной экспериментальной деятельности.

Базы исследования. Настоящее диссертационное исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета культуры и искусств, Тульского государ-

ственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. В исследовании приняло участие 160 человек, в том числе 10 преподавателей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2012 гг. и включало три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись отбор и теоретический анализ философских, психолого-педагогических, музыковедческих, культурологических, научно-методических и художественно-практических материалов по теме исследования, был сформирован категориальный аппарат исследования: определены проблема, основные цели, задачи и пути их реализации, объект, предмет, гипотеза; разрабатывалось содержание первой главы диссертационного исследования, раскрывающей истори-ко-педагогический аспект образования взрослых в России, цели и задачи, а также научно-педагогические и организационно-практические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук, осуществлялось исследование процесса и результатов обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого с целью выявления педагогических особенностей данного процесса, а также уточнения методического направления исследования; проводилась диагностика процесса начального обучения игре на фортепиано студентов Московского государственного университета культуры и искусств, не имеющих подготовки по фортепиано (вокалистов, духовиков, ударников, эстрадников); разрабатывалась авторская программа начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. На данном этапе применялись методы включенного и косвенного наблюдения, прослушивания, анкетирования, опросов и бесед, использования передового педагогического опыта, а также экспертных оценок с целью выявления уровня профессионального и личностного развития студентов.

На втором этапе (2008-2011 гг.) осуществлялась разработка экспериментальной методики и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные

науки» в вузах, проводился педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы) на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных результатов, разрабатывалось программное и учебно-методическое обеспечение рассматриваемого образовательного процесса, организационные формы занятий. Был проведен ряд творческих мероприятий, включая концерты, междисциплинарные семинары, мастер-классы и творческие проекты студентов, что позволило стимулировать мотивацию самосовершенствования у всех участников эксперимента и повысить их профессиональные и личностные показатели. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, опросов, бесед, экспертных оценок, педагогического консилиума, изучения и анализа полученных результатов педагогического эксперимента.

На третьем этапе - заключительном (2011-2012 гг.) - была продолжена научно-исследовательская и педагогическая работа в области начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, окончательно складывалась авторская методика, систематизировался накопленный педагогический опыт, осуществлялись сравнительный анализ и обобщение результатов эксперимента, формировалось содержание основных компонентов педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, программное и учебно-методическое обеспечение данного образовательного процесса, которые в совокупности составили содержание второй главы и приложения диссертационного исследования. Осуществлялась подготовка полученных данных к обсуждению на заседаниях кафедры и совещаниях. На данном этапе использовались методы сравнительного анализа, обобщения и систематизации полученных результатов, подтвердивших гипотезу исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлено содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, которое включает освоение ритмических и интонационных основ музыкального языка, изучаемых на материале народной музыки и произведений старинных мастеров, формирование навыков осознанной самостоятельной работы, а также взаимосвязанных слуховых и двигательных представлений студентов, приобретаемых благодаря комплексному развитию навыков чтения с листа, импровизации и сочинения, изучению элементарной теории в тесной связи с музицированием, постоянному слуховому анализу классических образцов в исполнении наивысшего качества; применению различных способов активизации слуховых представлений в работе над произведением; развитию позиционного мышления; использованию гимнастики рук и комплекса вспомогательных упражнений как эргономичной альтернативы разыгрыванию гамм; организации естественных исполнительских движений, позволяющих избежать перенапряжения;

- определены и всесторонне раскрыты основные психолого-педагогические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, проявляющиеся в необходимости формирования способности к произвольному мысленному оперированию музыкальным образом как основы музыкального, творческого мышления, учете психологического и, в целом, жизненного опыта студентов, их целей и мотиваций при организации продуктивной самостоятельной работы над произведениями, развитии саморегуляции в процессе начального обучения игре на фортепиано, переосмыслении роли преподавателя, выступающего в качестве консультанта и помощника, способствующего преодолению трудностей, связанных с профессиональной подготовкой, а также личностным развитием будущих бакалавров искусств и гуманитарных наук;

- разработана, обоснована и апробирована экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подго-

товки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, опирающаяся на комплексную междисциплинарную программу, предназначенную для формирования основ творческого, музыкального мышления и базовых исполнительских навыков у студентов первого года обучения, не имеющих музыкальной подготовки или имеющих недостаточную подготовку по фортепиано и основанную на целенаправленном использовании выявленных межпредметных связей дисциплин, традиционно изучающихся раздельно: сольное исполнение (фортепиано), чтение нотных текстов, исполнительский и педагогический анализ, теория музыки, композиция и ансамблевое музицирование;

- обоснована и апробирована педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, предполагающая диалоговые формы занятий, такие как междисциплинарные семинары и творческие мастерские, способствующие созданию благоприятной познавательно-творческой атмосферы, в которой наиболее эффективно осуществляется всестороннее изучение различных музыкальных стилей, жанров, решение актуальных исполнительских и педагогических задач, раскрытие творческого потенциала, развитие организационных, лидерских и других социально-коммуникативных качеств студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обобщении и интеграции исторического и современного передового педагогического опыта начального обучения игре на фортепиано; в обосновании педагогической целесообразности и актуальности начального обучения взрослых музыкальному искусству в вузе; в создании комплексной междисциплинарной программы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, способствующей формированию основ творческого музыкального мышления у студентов первого года обучения; в обосновании педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, построенной на базе междисциплинарного подхода и ком-

плекса дидактических принципов: системности, культуросообразности, профессиональной актуальности, технической и интеллектуальной доступности теоретико-методического, тематического и репертуарного содержания, синтеза практического, теоретического, интеллектуального и художественного аспектов музыкально-исполнительского искусства, создания благоприятного микроклимата, атмосферы сотрудничества и взаимной поддержки обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. Данная методика, синтезирующая достижения прогрессивных классических и современных педагогов-практиков, способствует интенсификации процесса начального обучения игре на фортепиано в соответствии с целями, задачами и ключевыми особенностями рассматриваемой категории обучающихся. Практические исполнительские умения формируются на доступном материале, состоящем, в основном, из народной музыки и произведений старинных мастеров, позволяющем сохранить мотивированный интерес к обучению музыкальному искусству и, в то же время, формировать базовые исполнительские навыки, на основе которых возможно дальнейшее музыкально-исполнительское и художественное развитие студентов, обучение более сложным музыкальным формам, жанрам и стилям, а также формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

Внедрение разработанной педагогической модели и методики начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в образовательный процесс вузов способствует повышению духовного, морально-нравственного и художественно-эстетического уровня общества, совершенствованию профессиональной компетентности как у студентов, имеющих хорошую музыкальную подготовку, так и у студентов с недостаточной подготовкой по фортепиано.

Результаты исследования представляют основу для проведения дальнейших теоретических и практических разработок по проблемам совершенствования системы высшего образования, реализации междисциплинарных связей ис-

кусств и наук, универсализации профессиональной подготовки бакалавров и магистров, повышения их духовной, нравственной, эстетической и профессиональной культуры в процессе вузовской и послевузовской подготовки.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования

обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы, адекватностью методов цели и задачам исследования, методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок, теоретико-методическими концепциями, отражающими логику развития музыкального искусства, музыкально-педагогической науки и системы образования в целом, основополагающими методическими и дидактическими позициями, проверенными в процессе многолетней практики ведущих высших профессиональных учреждений в России и за рубежом. Надежность и корректность результатов исследования обеспечиваются масштабом их апробации и внедрения.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования

Основные теоретические и практические положения исследования отражены в публикациях автора, в том числе в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для размещения результатов кандидатских диссертационных исследований по педагогическим наукам, обсуждались на заседаниях общеинститутской кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, кафедры музыкального образования Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств, выступлениях на научно-практических конференциях различных уровней, проверялись на практике при обучении студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, а также студентов Московского государственного университета культуры и искусств, не имеющих подготовки по фортепиано (вокалистов, духовиков, ударников, эстрадников).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

- Содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах должно включать освоение ритмических и интонационных основ музыкального языка, изучаемых на материале народной музыки и произведений старинных мастеров, формирование навыков осознанной самостоятельной работы, а также взаимосвязанных слуховых и двигательных представлений студентов, приобретаемых благодаря комплексному развитию навыков чтения с листа, импровизации и сочинения, изучению элементарной теории в тесной связи с музицированием, постоянному слуховому анализу классических образцов в исполнении наивысшего качества; применению различных способов активизации слуховых представлений в работе над произведением; развитию позиционного мышления; использованию гимнастики рук и комплекса вспомогательных упражнений как эргономичной альтернативы разыгрыванию гамм; организации естественных исполнительских движений, позволяющих избежать перенапряжения.

- Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах должно осуществляться с учетом основных психолого-педагогических особенностей обучающихся и быть направлено на формирование способности к произвольному мысленному оперированию музыкальным образом как основы музыкального, творческого мышления, организацию продуктивной самостоятельной работы студентов над произведениями с учетом их психологического, жизненного опыта, а также целей и мотиваций обучения, развитие саморегуляции обучающихся, выстраивание взаимоотношений между участниками образовательного процесса, в которых преподаватель выступает в роли консультанта и помощника, способствующего преодолению трудностей, связанных с профессиональной подготовкой, а также личностным развитием будущих бакалавров искусств и гуманитарных наук.

- Эффективная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах

опирается на комплексную междисциплинарную программу, предназначенную для обучения студентов, не имеющих музыкальной подготовки или имеющих недостаточную подготовку по фортепиано, и основанную на целенаправленном использовании выявленных межпредметных связей дисциплин, традиционно изучающихся раздельно: сольное исполнение (фортепиано), чтение нотных текстов, исполнительский и педагогический анализ, теория музыки, композиция и ансамблевое музицирование.

- Педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах включает междисциплинарную образовательную программу, имеющую модульную структуру, организованную в соответствии с историко-стилевым принципом; методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук, которая подразумевает диалоговые формы занятий - творческие мастерские и междисциплинарные семинары; развивающую образовательную среду, способствующую положительной мотивации процесса обучения, созданию атмосферы научно-исследовательского поиска, творчества и сотрудничества.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Климай, Екатерина Владимировна

Выводы по 2 главе

Диагностическая и экспериментальная работа, проведенная на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, описанная в настоящей главе, позволила установить, что для наиболее эффективного начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах необходима комплексная междисциплинарная образовательная программа, направленная на формирование музыкального мышления и самостоятельности студентов; специальная методика, адаптированная к обучающимся без музыкальной подготовки или с недостаточной подготовкой по фортепиано; особые формы занятий, реализующие творческую направленность учебного процесса, а также педагогические условия формирования благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию и реализации духовно-творческого потенциала бакалавров искусств и гуманитарных наук.

Выявлен междисциплинарный механизм формирования профессионально-творческих компетенций на начальном этапе обучения музыкальному искусству, обладающих необходимыми качествами изменяемости, гибкости и приспособляемости к многовариантным условиям профессиональной и общественной деятельности.

Сформулированы особенности реализации междисциплинарного подхода в процессе начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. В первую очередь, это блочно-модульная структура основной образовательной программы, составные элементы которой связаны между собой единым системным принципом (в нашем случае это историко-стилевой принцип). Во-вторых, это соответствующая модульная структура междисциплинарных занятий - творческих мастерских и междисциплинарных семинаров, - каждое из которых является творческим по содержанию и включает несколько дидактических разделов в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Разработаны диагностические критерии и методики эксперимента. Исходя из анализа психологических особенностей, а также мотивационных и ценностных ориентиров студентов, выявленных на основании анкетирования опросов и бесед, был сделан вывод о целесообразности двустороннего подхода к оценке эффективности экспериментальной методики и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах - с точки зрения профессионального роста и личностного развития студентов. В соответствии с этим были разработаны критерии профессиональной подготовки, отражающие уровень сформированности музыкального мышления, уровень качества творческих результатов и самостоятельности студентов, а также критерии личностного развития, предназначенные для определения интеллектуального, духовного роста и социального взаимодействия обучающихся.

В рамках экспериментальной работы поэтапно апробированы основные компоненты педагогической модели: комплексная междисциплинарная программа, авторская методика начального обучения игре на фортепиано, междисциплинарные формы занятий - творческие мастерские и междисциплинарные семинары, а также комплекс учебно-творческих мероприятий, способствующих созданию благоприятной образовательной среды и реализации духовно-творческого потенциала учащихся. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной экспериментальной методики и педагогической модели, как в отношении формирования профессиональной компетентности, так и для духовного, интеллектуального и художественно-творческого развития студентов, что, в свою очередь, указывает на готовность ее внедрения в учреждения высшего, а также послевузовского профессионального музыкального образования.

Заключение

Основными задачами исследования являлись выявление содержания начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, разработка экспериментальной методики и педагогической модели данного обучения, которая соответствовала бы целям и задачам, а также психолого-педагогическим особенностям студентов без музыкальной подготовки, и, в то же время, позволяла формировать профессионально-творческие компетенции в рамках стандартов высшего и послевузовского профессионального образования.

В начале исследования на основании изучения философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, результатов опросов, анкетирования и бесед были выявлены цели и задачи [214] начального обучения взрослых музыкальному искусству, которые определили направление педагогического поиска организационных форм, методов и средств проектирования модели такого обучения. Подробный анализ целей и задач начального обучения взрослых музыкальному искусству, с одной стороны, и стандартов высшего профессионального образования - с другой, привел нас к выводу о целесообразности реализации данного учебного процесса в музыкально-педагогических вузах и вузах искусств, в рамках направления подготовки «Искусства и гуманитарные науки». При этом решающими оказались следующие факторы: во-первых, соответствие формата высшего образования психологическим особенностям и уровню развития взрослых обучающихся, подразумевающее большую роль самостоятельной работы и значительный объем теоретических и практических знаний; во-вторых, обеспеченность вузов искусств педагогическими кадрами необходимой квалификации, в том числе андрагогической; и в-третьих, готовность системы высшего образования к изменениям с целью создания открытого образовательного пространства и «образования для всех» (в формулировке ЮНЕСКО).

Чрезвычайно перспективным в свете рассматриваемой проблемы является внедрение разработанной модели в систему профессиональной переподготовки, поскольку многие взрослые, желающие обучаться музыке, уже имеют высшее образование. Несмотря на то, что экспериментальная методика и педагогическая модель разрабатывались в рамках стандарта высшего профессионального образования по направлению «Искусства и гуманитарные науки», они могут внедряться в вузах, имеющих другие направления подготовки с музыкальным профилем.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает педагогическая концепция целостного процесса развития личности, разработанная коллективом кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств - Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, К.К. Григорян, Л.С. Зориловой, Э.М. Сухановой, В.И. Черниченко и др. Данная концепция легла в основу комплексной междисциплинарной программы и педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах.

Основными компонентами педагогической модели явились: междисциплинарная образовательная программа, методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, а также организационные формы занятий - творческие мастерские и междисциплинарные семинары. Необходимость формирования профессионально-творческих компетенций в учебном процессе определила междисциплинарную блочно-модульную структуру образовательной программы, учебных программ отдельных курсов, а также теоретических и практических занятий.

Поэтапная апробация основных компонентов экспериментальной педагогической модели осуществлялась на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (констатирующий и формирующий этапы эксперимента 2008-2011 гг.). На основании результатов анкетирования студентов, а также изучения теоретической и методической литературы был разработан комплекс диагностических критериев, позволяющих наблюдать динамику результатов учебного процесса одновременно в двух направлениях - профессиональном и личностном. Проведенное экспериментальное исследование показало высокую эффективность рассматриваемой педагогической модели начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в обоих направлениях.

Ее внедрение в вузах искусств способно не только решить проблему педагогической практики будущих профессиональных педагогов-музыкантов, но и расширить сферу их компетентности, повысить конкурентоспособность, а также личностную и профессиональную мобильность. Внедрение в вузах другого профиля (технического, экономического, лингвистического и др.) также возможно по примеру западных Институтов свободных искусств и наук (Colleges of Liberal Arts and Sciences), открытых на базе крупных университетов. В данном случае созданная педагогическая модель позволит решить проблему художественно-эстетического воспитания молодежи, гармоничного развития студентов, гуманизации и гуманитаризации отечественного профессионального образования.

Разработанная экспериментальная методика и педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано может быть взята на вооружение и учреждениями дополнительного образования. Многие родители, чьи дети посещают музыкальные классы в детских школах искусств, детских музыкальных школах, центрах досуга детей и юношества, постоянно выражают желание и заинтересованность в освоении музыкального искусства. Причины различны: желание помогать своим детям в домашних условиях, участвовать в детском художественном творчестве в составе ансамблей, реализовать свои детские мечты, повысить собственную самооценку и оценку окружающих и т.д. Данная модель предоставляет возможность педагогам музыкальных учреждений любого уровня пересмотреть основные подходы к обучению взрослых и наладить подобное успешное обучение.

В настоящей диссертации разработана методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. Дальнейшие исследования могут быть нацелены на создание методов и методик обучения бакалавров искусств и наук игре на других инструментах. Нам известны лишь отдельные вокальные методики начального обучения студентов в вузах искусств [27, 80, 216, 226].

В ходе исследования был выявлен ряд актуальных проблем отечественного музыкального образования, включая детскую педагогику и систему воспитания профессиональных музыкантов. Среди них необходимость обновления содержания, методов и средств обучения на всех уровнях с учетом междисциплинарных связей профессионально-творческих дисциплин, поиск новых организационных форм образовательного процесса с целью расширения компетентности выпускников вузов искусств и музыкально-педагогических вузов, способов повышения мотивации обучения, самостоятельности и духовно-нравственной культуры студентов. Это определило круг практических задач музыкальной педагогики и образования, требующих дальнейшего исследования и разрешения.

Остается актуальным вопрос о формулировке творческих компетенций в сфере профессионального музыкального образования. Именно творческие компетенции выражают специфику и статус музыкального искусства и способны наиболее полно отразить профессиональный и личностный уровень выпускников музыкально-педагогических вузов и вузов искусств. Поэтому дальнейшего исследования требуют вопросы разработки творческих компетенций, их формирования в учебном процессе, критериев и методик оценки творческого уровня студентов. Предлагаемая педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров искусств и гуманитарных наук в вузах рассматривает один из возможных вариантов решения данной проблемы и готова к внедрению в различные творческие вузы.

Таким образом, экспериментальная методика и педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, разработанная на основе междисциплинарного подхода и комплекса дидактических принципов с учетом целей и задач, а также психолого-педагогических особенностей рассматривавмой категории обучающихся, не только обеспечивает достаточно высокий уровень профессиональных компетенций у студентов без музыкальной подготовки или с недостаточной музыкальной подготовкой, но и способствует реализации их личностного и художественно-творческого потенциала, повышению духовно-нравственной культуры общества в целом, а также открывает перспективы дальнейших научных исследований и разработок в области профессионального музыкального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Климай, Екатерина Владимировна, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Карась С.С. Школа игры на фортепиано. Экспресс-курс для детей и взрослых. - М., 2009.

2. Карась С.С. Техника игры на фортепиано. - М., 2011.

3. Гат Й. Техника фортепианной игры. - М., 1973.

4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М., 2003.

5. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. - М., 2002.

6. Макиннон Л. Игра наизусть. - М., 2008.

7. Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. - М., 2008.

8. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. - JL, 1973.

9. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М., 2005.

10. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. - М., 2008.

11. Коган Г. Работа пианиста. - М., 2004.

12. Коган Г. У врат мастерства. - М., 2004.

13. ЛандовскаВ. О музыке. -М., 1991.

14. Перельман Н. В классе рояля. - М., 2000.

Дополнительная

15. Карась С.С. Метод формирования пианистического мышления. Часть I. - Пенза, 1995.

16. Карась С.С. Образное мышление в фортепианной игре. Часть I. -Пенза, 1992.

17. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 2008.

18. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды: В т. - Т. I. - М., 1985.

19. Корто А. О фортепианном искусстве. - М., 1965.

20. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб., 2001.

21. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. - М., 1989.

22. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмуса. - М., 1976.

23. Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. -М., 1982.

24. Ныркова В.Д., Навтиков Г.И. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано для взрослых. - Выпуск 1. -М., 1973.

25. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1971.

26. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1982.

27. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. и др. Пути и средства эстетического воспитания. - М., 1989.

28. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л.:, 1984.

29. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. - М.: Знание, 1983.- Вып. 5. - 63 с.

30. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия. - М., 1985.

31. Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования (Методологические и научные аспекты системного исследования). - М., 1983.-Вып. 6.

32. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания: учебное пособие.-М., 1984.- 112 с.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НА ЭКЗАМЕНЕ

1. «Как по лугу, по лужочку» Русская народная песня

2. «За горами утки плывут» Украинская народная песня

3. «Во поле береза стояла» Русская народная песня

4. Ж. Рамо Тамбурин

5. В.Витлин Серенькая кошечка

6. «Коробейники» Русская народная песня

7. «Из-под дуба, из-под вяза» Русская народная песня

8. «Из-за острова на стрежень» Русская народная песня

9. «По Дону гуляет» Русская народная песня

10. «Во кузнице» Русская народная песня

11. «Вечерний звон» Русская народная песня

12. Э. Григ Звон колоколов

13. К. Славицкий Дождливый день

14. Э. Сигмейстер Поезд идет

15. А. Лядов Колыбельная

16. Л. Бетховен Немецкий танец

17. Л. Шитте Этюд

18. В. Соловьев-Седой Подмосковные вечера

19. «Выйду ль я на реченьку» Русская народная песня

20. «Степь да степь кругом» Русская народная песня

21. И.С. Бах Менуэт G-dur из нотной тетради A.M. Бах

22. И.С. Бах Менуэт g-moll из нотной тетради A.M. Бах

23. И.С. Бах Менуэт G-dur из нотной тетради A.M. Бах

24. И.С. Бах Менуэт B-dur из нотной тетради A.M. Бах

25. И.С. Бах Полонез g-moll из нотной тетради A.M. Бах

26. И.С. Бах Менуэт a-moll из нотной тетради A.M. Бах

27. И.С. Бах Менуэт c-moll из нотной тетради A.M. Бах

28. И.С. Бах Ария d-moll из нотной тетради A.M. Бах

29. И.С. Бах Волынка D-dur из нотной тетради A.M. Бах

30. И.С. Бах Ария F-dur из нотной тетради A.M. Бах

31. И.С. Бах Менуэт d-moll из нотной тетради A.M. Бах

32. И.С. Бах Двухголосная инвенция C-dur

33. И.С. Бах Двухголосная инвенция d-moll

34. И.С. Бах Двухголосная инвенция Es-dur

35. И.С. Бах Двухголосная инвенция F-dur

36. И.С. Бах Двухголосная инвенция A-dur

37. И.С. Бах Двухголосная инвенция c-moll

38. И.С. Бах Двухголосная инвенция f-moll

39. И.С. Бах Двухголосная инвенция g-moll

40. И.С. Бах Двухголосная инвенция a-moll

41. И.С. Бах Двухголосная инвенция h-moll

42. И.С. Бах Двухголосная инвенция D-dur

43. И.С. Бах Двухголосная инвенция E-dur

44. И.С. Бах Двухголосная инвенция e-moll

45. И.С. Бах Двухголосная инвенция G-dur

46. И.С. Бах Двухголосная инвенция B-dur

47. Г.Ф. Гендель Куранта

48. Г. Свиридов Колыбельная песенка из «Детского альбома»

49. Б. Барток Песня

50. Й. Гайдн Романс

51. М. Глинка Простодушие

52. В.А. Моцарт Лендлер

53. С. Прокофьев Марш

54. С. Губайдулина Песенка

55. А. Диабелли Мелодические пьесы для фортепиано в 4 руки

56. П.И. Чайковский Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома»

57. П.И. Чайковский Вальс из «Детского альбома»

58. П.И. Чайковский Полька из «Детского альбома»

59. П.И. Чайковский Камаринская из «Детского альбома»

60. П.И. Чайковский Мазурка из «Детского альбома»

61. К. Черни, ред. Г. Гермер Этюды ор. 299

62. К. Черни Этюды ор. 740

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ОБЯЗЛ ТЕЛЬНЫХ ДЛЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА

1. П.И. Чайковский Марш деревянных солдатиков из «Детского альбома»

2. П.И. Чайковский Вальс из «Детского альбома»

3. П.И. Чайковский Полька из «Детского альбома»

4. П.И. Чайковский Камаринская из «Детского альбома»

5. П.И. Чайковский Мазурка из «Детского альбома»

6. А. Диабелли 10 мелодических пьес для фортепиано в 4 руки

7. К. Дебюсси 6 античных эпиграфов для фортепиано в 4 руки

8. В. Багдонас Анданте и престо для фортепиано в 4 руки

249 Содержание

Введение

Тематический план

Тема 1. Пространство и время в музыке Методические рекомендации Практические задания

Возможные трудности и способы их устранения Вопросы для зачета по теме Тема 2. Звуковой образ Методические рекомендации Практические задания

Возможные трудности и способы их устранения Вопросы для зачета по теме Тема 3 .Знаковая система в музыке Методические рекомендации Практические задания

Возможные трудности и способы их устранения Вопросы для зачета по теме

Тема 4. Знаковая система и пространственно-временные связи звуков Методические рекомендации Практические задания

Возможные трудности и способы их устранения Вопросы для зачета по теме

Тема 5. Основные принципы музыкального мышления Методические рекомендации Практические задания

Возможные трудности и способы их устранения Вопросы для зачета по теме

Тема 6. Формирование музыкального художественного образа Методические рекомендации

Практические задания

Возможные трудности и способы их устранения Вопросы для зачета по теме Экзаменационные требования Экзаменационные вопросы Репертуарный список

Примерный список произведений, предлагаемых студентам для чтения с листа на экзамене Литература

Список произведений, обязательных для слухового анализа

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.