Профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Святецкая, Марина Романовна

  • Святецкая, Марина Романовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 189
Святецкая, Марина Романовна. Профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2005. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Святецкая, Марина Романовна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении.

1.1. Общенаучные аспекты осуществления взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в системе среднего профессионального образования.

1.2. Психолого-педагогические основы обучения пианистов в среднем профессиональном учебном заведении.

1.3. Современное состояние фортепианно-педагогического образования студентов в среднем профессиональном учебном заведении.

Глава 2. Педагогические условия профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении.

2.1. Структура и содержание профессионально-ориентированного фортепианно-педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении.

2.2. Методы осуществления профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в музыкальном училище.

2.3. Результаты экспериментальной работы по осуществлению профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в музыкальном училище.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении»

Задачи духовного обновления общества, его культуры и традиций предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке педагога-музыканта. Произошедшие в России преобразования в идеологической, социально-экономической, духовной сферах обусловливают необходимость принципиально нового подхода к оценке качеств современного учителя музыки. Первоочередная задача среднего профессионального звена — методологическая и практическая подготовленность студентов к будущей профессиональной деятельности, к дальнейшему обучению в вузе, формирование мышления, самостоятельности, интеллектуально-мировоззренческое обогащение творческого компонента личности.

Исследования показывают, что наряду с ориентацией на личность обучающегося (его интересы, склонности и способности) наиболее продуктивной и перспективной на современном этапе развития системы образования является организация учебного процесса с учетом профессиональной направленности обучения. При этом профессионально-ориентированное обучение рассматривается как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям профессионального обучения и профессионально-важным качествам будущих специалистов. Это ставит перед педагогами задачи при продумывании стратегии и тактики педагогического процесса.

Многоплановость профессиональной деятельности музыкантов (педагогическая, исполнительская, организаторская) обусловливает потребность в специалистах музыкального профиля, обладающих высоким профессионализмом. Реализация главной методологической установки — взаимосвязь профессионального обучения игре на фортепиано и воспитание музыканта-педагога, составляет одно из перспективных направлений фортепианно-педагогической деятельности, в которых сосредоточены значительные резервы совершенствования и оптимизации учебного процесса. Фортепианно-педагогическая деятельность - основа обучения студентов-пианистов, показатель уровня их развития - служит основным средством активизации и стимулирования профессионального обучения.

Совершенствование образования студентов-пианистов музыкальных училищ должно осуществляться путем рационального использования возможностей учебного материала, интегрированных связей, динамичности и преемственности преподаваемых дисциплин, развития индивидуального исполнительского мастерства и ярко выраженной педагогической направленности. Создание необходимых педагогических условий обучения, позволит студентам в дальнейшей творческой и педагогической деятельности правильно оценивать ситуации, эффективно решать творческие и педагогические задачи, анализировать практику, выдвигать инновационные идеи.

Анализ современного состояния профессионального обучения студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля показал, что в системе музыкального образования обострились противоречия, с одной стороны, между потребностями общества в специалистах высокого уровня и имеющимися возможностями для эффективного использования профессионально подготовленных специалистов, отсутствием достаточной интеграции и взаимодействия между содержанием общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-пианистов, с другой - потребностями будущего педагога-пианиста в самосовершенствовании и ограниченными возможностями, которые существуют в условиях учебного процесса.

В связи с многообразием содержательных аспектов профессиональной деятельности педагога-пианиста в сфере музыкального образования, ведущей тенденцией музыкально-педагогического обучения должна явиться полифункциональность подготовки, которая заключается в осуществлении взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в системе среднего профессионального образования.

Осмысление накопленного материала в отечественном музыкальном образовании, вскрытие отмеченных противоречий, изучение учебно-методической документации, обобщение передового практического опыта, анализ учебно-воспитательного процесса в детских музыкальных школах и музыкальных училищах, наблюдение за апробированием и внедрением эффективных форм и методов обучения будущих педагогов-пианистов, их ориентация на современные требования в сфере профессионального образования определили актуальность выбора темы.

Степень научной разработанности проблемы. За многие десятилетия отрасль профессионального музыкального образования накопила уникальный опыт подготовки специалистов-музыкантов. Проблема взаимосвязи фортепианно-исполнительского и педагогического обучения — как целостной, системной подготовки специалиста актуализировалась в период разработки государственных образовательных стандартов и определения «модели специалиста» в сфере профессионального музыкального образования. Сущность профессионально-ориентированных технологий обучения в системе отечественного образования, требования к ним изложены в работах А. А. Вербицкого, Т.А. Дмитриенко, JI.B. Шкериной. Отдельные аспекты подготовки педагогических кадров - готовность к профессиональной деятельности, формирование профессионализма личности, профессионального мастерства - изложены в исследованиях Н.В. Барабошиной, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.Б. Каганова.

Анализируя научную разработанность проблемы, следует отметить, что оно имеет богатую историко-педагогическую палитру. Принципы инструментальной педагогики представлены в трудах А.Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, Г.Г. Нейгауза, Н.Е. Перельмана, Б.И. Талалай, Г.М. Цыпина. Направления совершенствования профессиональной подготовки учителей-музыкантов в различных звеньях музыкально-педагогического образования рассмотрены детально. Так, модель профессиональной подготовки учителя музыки представлена в фундаментальном исследовании Л.Г.Арчажниковой, Э.Б.Абдуллиным раскрыто содержание методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования, JI.A. Рапацкой исследована проблема формирования художественной культуры учителя-музыканта, Т.А. Колышевой раскрыты основы формирования у первокурсников интереса к профессии учителя-музыканта, В.А.Аванесовой определено содержание учебной практики студентов-пианистов.

Ряд исследователей (Ю.К. Бабанский, А.Я. Барабанщиков, B.JI. Бенин, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин) указывают, что среди профессиональных качеств учителя - предметных, методических, педагогических - последние имеют особое значение. Если не сформировано отношение педагога-музыканта к обучаемым, к своей деятельности, к самому себе, то не будет и успеха в работе.

Проблема подготовки кадров для системы музыкального профессионального образования широко обсуждается и в связи с обновлением государственных образовательных стандартов, которые рассматриваются в контексте Болонских реформ (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.С. Казурова, Ю.Г. Татур и др.). Сформулирована четкая позиция, заключающаяся в том, что обучение профессионального музыканта - «это процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность к собственно профессиональной деятельности» (А.А.Вербицкий).

Однако, несмотря на значительную проработанность педагогических и психологических аспектов музыкального образования студентов, вопрос осуществления взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов средних учебных заведений музыкального профиля в контексте современных требований разработан недостаточно.

Объектом исследования является процесс обучения студентов-пианистов в среднем учебном заведении.

Предмет исследования — педагогические условия профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов в среднем профессиональном учебном заведении.

Цель исследования — разработать теоретико-методические основы осуществления профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи: изучить состояние профессионально-ориентированного обучения студентов-пианистов в теории и практике среднего учебного заведения;

- уточнить сущность и специфику осуществления профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианно-исполнительского и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении; обосновать педагогические условия, обеспечивающие профессионально-ориентированную взаимосвязь фортепианноисполнительского и педагогического обучения студентов-пианистов в училище; опираясь на экспериментальные результаты проведенного исследования, разработать научно-педагогические рекомендации по осуществлению профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем профессиональном учебном заведении.

В качестве ведущей гипотезы выступает предположение о том, что профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов будет оптимальной, при реализации следующих психолого-педагогических условий: внедрения профессионально-ориентированного подхода к осуществлению взаимосвязи фортепианно-исполнительского и педагогического обучения студентов-пианистов, в соответствии с которым осуществляется целостное формирование совокупности личностных и профессиональных компонентов обучаемых; приоритета активного и проблемного типов обучения в формировании фортепианно-педагогического мастерства, включающих систему методов и приемов, способствующих реализации профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианно-исполнительского и педагогического обучения, направленных на развитие мотивации действий и поступков;

- реализации межпредметной интеграции в содержании и методике формирования фортепианно-исполнительского и педагогического мастерства будущего учителя-пианиста.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования стали: системный подход, рассматривающий объект изучения в целостной системе познания; деятельностный подход, являющийся основой развития личности; культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей; исследовательский подход, обеспечивающий принятие научно обоснованных решений; междисциплинарный подход, опирающийся на общенаучные и специальные знания. Личностный подход, обеспечивающий реализацию принципа гуманизма, позволяет ориентировать систему профессионального образования на реализацию личности как цели, субъекта, результата и главного критерия эффективности.

Важнейшими для исследования стали: положения музыкальной педагогики о профессиональной музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.И. Ройтерштейн); принципы инструментальной педагогики (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Н.Е. Перельман, Б.И. Талалай); теория музыкального обучения и воспитания

Э.Б.Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, Л.А. Баренбойм, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский).

Учтен богатейший опыт педагогов-практиков: Блуменфельда Ф.М., Гнесиной Е.Ф., Гольденвейзера А.Б., Н.И. Голубовской, Любомудровой Н.А., Оборина Л.Н., Рубинштейнов Н.Г. и А.Г., Сафонова В.И., Тимакина Е.М., Фейнберга С.Е., Флиера Я.В., Цыпина Г.М., Чугаева А.Г., Щапова А.И. др.

Чёткие структурные позиции индивидуальных специальных качеств и социально-психологической предрасположенности специалистов музыкально-педагогического профиля определены Г.М. Цыпиным и Л.Г. Арчажниковой.

Отмеченные методологические подходы строятся на основе учета связей теории и практики, что позволяет вычленить действительные проблемы фортепианно-педагогического обучения студентов в системе среднего профессионального образования, определить стратегию и основные способы их разрешения.

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, аналогия) и эмпирических (наблюдение, беседа, анализ учебных планов, программ, учебно-методических пособий, педагогический эксперимент) методов.

Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новороссийское музыкальное училище им. Д.Д. Шостаковича». В исследовании приняли участие студенты фортепианного отделения. Общее количество респондентов составило около ста человек.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1998 по 2005 годы и проходило в три этапа.

На первом этапе (1998-1999 гг.), аналитико-поисковом, осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры исследования, методология и методика исследования, понятийный аппарат.

На втором этапе (1999-2002 гг.), констатирующем и формирующем, были разработаны, апробированы пути экспериментальной работы по плану формирующего эксперимента. Был разработан интегрированный обучающий курс «Фортепианно-педагогическая подготовка». Работа сопровождалась проведением анализа, обобщения, систематизации полученного материала, уточнялась рабочая гипотеза.

На третьем этапе (2002 - 2005 гг.), оценочном или контролирующем, было осуществлено углублённое теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы; оформление и внедрение в практику результатов исследования.

Научная новизна проведённого исследования. Обоснованы педагогические условия осуществления профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов в среднем профессиональном учебном заведении. Предложены и экспериментально подтверждены педагогические основы обучения студентов-пианистов. Определены структура, содержание и методы фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов на базе среднего учебного заведения. Исследованы компоненты фортепианного и педагогического обучения, направленные на личностное развитие студентов-пианистов (интеллектуально-познавательные, рефлексивные, мотивационные, эмоционально-волевые, коммуникативные).

Теоретическая значимость исследования. Уточнены профессиональные критерии фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов в среднем учебном заведении, раскрыта их сложная, многоаспектная сущность. Определена структура и специфическое содержание фортепианного и педагогического обучения, сформулированы критерии их профессиональной направленности в обучении. Разработана концепция интегрированного обучающего курса, направленного на обучение студентов-пианистов в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость полученных результатов исследования. Разработаны практические основы и программно-методическое обеспечение, позволившие на практике существенно повысить уровень профессионального обучения студентов-пианистов в среднем учебном заведении. Выявлены и внедрены в практику наиболее оптимальные методы и приемы обучения (проблемный метод, метод аналогий, метод структурного анализа, имитационно-моделирующий прием обучения). Разработана и апробирована программа интегрированного курса «Фортепианно-педагогическая подготовка», в котором нашли отражение основные теоретические положения диссертации.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечиваются методологической базой, включающей в себя, научные разработки в области философии, психологии, теории музыкального исполнительства; методологии и методики музыкального образования, комплексной методикой исследования, соответствующей его целям и задачам; широтой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертации; органической связью теоретических положений с образовательной практикой; многолетним опытом и личным участием автора в педагогическом эксперименте.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность педагога-пианиста обусловлена взаимосвязью и интегрированным характером музыкально-исполнительской и педагогической деятельности, наличием у него высокого уровня педагогического мастерства, которое рассматривается в качестве основополагающей характеристики личности будущего специалиста. Профессионально-ориентированное обучение студентов пианистов обеспечивает развитие творческого потенциала личности, формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, способствует расширению сферы применения профессиональных возможностей будущих специалистов системы среднего профессионального образования.

2. Необходимым условием формирования мастерства будущего учителя-музыканта является профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианно-исполнительского и педагогического обучения, в соответствии с которой осуществляется целенаправленное развитие всей совокупности личностных и деятельностных компонентов студентов. Обеспечивается профессиональная направленность обучения студентов комплексом активных и проблемных методов обучения.

3. Продуктивность профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианно-исполнительского и педагогического обучения обусловлена межпредметной интеграцией в структуре и содержании фортепианно-педагогического образования при реализации обучающего интегрированного курса «Фортепианно-педагогическая подготовка» и предполагает появление нового качества синтеза знаний, умений и навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре музыковедении, композиции и методика музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры - и искусств; в выступлениях на научно-практических конференциях: «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар 2003, 2004, 2005 гг.); «Многоуровневая система профессионального художественного образования: традиции и современность» (Краснодар, 2004 г.); «Студент и наука» (Новороссийск, 2004, 2005 гг.), через публикации материалов по теме исследования;

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Святецкая, Марина Романовна

Общие выводы заключаются в следующем:

- внедрение в образовательных процесс среднего учебного заведения взаимосвязанного профессионально-ориентированного фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов способствовало эффективности фортепианно-педагогического обучения студентов;

- внедрение в учебный процесс проблемных методов и приемов обучения, позволило оптимизировать процесс фортепианно-педагогического обучения студентов-пианистов;

- внедрение межпредметной интеграции в структуре и содержании фортепианно-педагогического обучения студентов-пианистов способствовало интенсивному накоплению знаний, умений и навыков и их закреплению, что в свою очередь обеспечило развитие творческого потенциала обучаемых, способствующего самостоятельной творческо-педагогической деятельности.

Таким образом, избранное направление основанное на профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов доказывает эффективность избранных методом и приемов.

Проведенное исследование не претендует на полное решение задач по профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов в среднем учебном заведении, вместе с тем перспективы дальнейшего исследования проблемы пианистов мы видим в разработке проблем интегрированных междисциплинарных и многодисциплинарных учебных курсов, которые значительно бы расширили образовательное пространство в области фортепианно-педагогического обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование структуры и содержания профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения студентов в среднем учебном заведении было продиктовано запросами педагогической практики, испытывающей определенные трудности в направлении личностно-ориентированного образования студентов в соответствии с требованиями ГОСта. Другой значимой причиной исследовательского внимания к избранной проблеме послужила недостаточная разработанность вопросов педагогической направленности обучения студентов-пианистов на этапе среднего профессионального образования в связи с актуальностью уточнения модели профессиональной подготовки специалиста. Профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов на базе среднего учебного заведения, определена нами, как сочетание совокупности общетеоретических, педагогических, специальных знаний и практических навыков, позволяющие студентам, получившим музыкально-педагогическое образование вести учебно-воспитательную работу в музыкальной школе. Таким образом, профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического образования студентов-пианистов рассмотрена в исследовании в субъектных (критериальные показатели профессиональной пригодности) и объектных (организация учебного процесса с учетом профессиограммы) характеристиках. Применительно к педагогическому процессу профессионально-ориентированная взаимосвязь фортепианного и педагогического обучения раскрыта как характеристика, критерий успешности профессионального становления, компонент педагогического процесса, и, наконец, как цель обучения в среднем учебном заведении.

Проведенный теоретико-методологический анализ предмета исследования выявил ряд противоречий и недостаточно изученных аспектов профессиональной направленности фортепианно-педагогического обучения, требующих своего разрешения и разработки в связи с их теоретической и практической значимостью на современном этапе развития психолого-педагогической теории и практики. В частности, были выявлена недостаточная проработанность сущности, структуры, содержания, функций и места профессиональной направленности обучения студентов-пианистов.

Проведенный анализ специальной литературы и диссертационных исследований по исследуемой проблематике обнаружил дефицит теоретических моделей профессионально-ориентированной взаимосвязи фортепианного и педагогического обучения, разработанных с позиций структурно-системного подхода. Немногочисленные ранее предложенные модели взаимосвязанного профессионально-ориентированного фортепианного и педагогического обучения в других сферах образования (техническое, гуманитарное и др.) отличались такими особенностями, затрудняющими их реализацию в практике профессионального образования, как статичность и громоздкость. В связи с этим и возникла исследовательская задача разработки теоретической модели взаимосвязанного профессионально-ориентированного фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов, пригодной для практики среднего профессионального образования.

Разработанная теоретическая модель профессиональной направленности личности нашла свое экспериментальное подтверждение в ходе реализации эмпирической части исследования. Большинство выдвинутых в работе гипотез относительно структуры, содержания и специфики взаимосвязи профессионально-ориентированного фортепианного и педагогического обучения нашли свое экспериментальное подтверждение. Следовательно, результаты теоретической и экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу исследования, обосновать педагогические условия и свидетельствовать об эффективности избранных методов и приемов во взаимосвязанном профессионально-ориентированном фортепианном и педагогическом обучении студентов-пианистов. Практика свидетельствует, что проблема совершенствования педагогических условий взаимосвязанного профессионально-ориентированного фортепианно-педагогического обучения студентов-пианистов в среднем учебном заведении, соответствующих современным требованиям и потребностям общества, является одной из актуальных проблем педагогической науки.

Полученные в ходе теоретического анализа и экспериментального исследования результаты, на наш взгляд, могут быть продуктивно использованы в психолого-педагогической практике подготовки музыкантов в системе среднего профессионального образования на всех его этапах. Так, на этапе набора студентов, с целью предупреждения явлений учебной и профессиональной непригодности, считаем целесообразным проводить диагностику особенностей профессиональной направленности абитуриентов по предложенным в данной работе методикам. В дальнейшем полученные результаты могут быть включены в изучение процесса профессионально-ориентированного фортепианного и педагогического обучения студентов, который считаем оправданным, проводить на протяжении всего периода обучения в училище. Практика показала, что полученные в ходе исследования данные об особенностях взаимосвязанного профессионально-ориентированного фортепианного и педагогического обучения студентов-пианистов и послужат тем реальным материалом, который позволит на практике реализовать личностно-ориентированный подход к обучающимся, а следовательно не только уменьшить отсев студентов, но и позитивно повлиять на их академическую успеваемость.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Святецкая, Марина Романовна, 2005 год

1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. - № 3

2. Абдуллин, Э.Б., Ванилихина О.В., Морозова Н.В. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: 2002. - 272 с.

3. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: «Прометей», 1990.- С.5.

4. Абульханова-Славская, К.А. Психология мышления. М., 1968. —208 с.

5. Азаров, Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1973г.-361 л.

6. Айнштейн, В.Г. О логическом и творческом в обучении / В.Г. Айнштейн // Вестник высшей школы. 1988. - №3. — С. 31-37.

7. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. третье, допол. М., 1971.- 288 с.

8. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 334 с.

9. Алферова, Г.А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: Дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 224с.

10. Ангеловски, К. Учителя и инновации, книга для учителя / К. Ангеловски. — М.: Просвещение, 1991. 159 с.

11. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.

12. Анцыферова, Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии. — Психолог, журн. № 2. - том. 3. - 1982. — С. 7-9.

13. Анчукова, Н.Л. Образное ассоциирование как психологическиймеханизм развития креативности личности музыканта: Дис.кан. психологических наук. Хабаровск, 2002. - 161с.

14. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.- 222 с.

15. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания./. М.,1990.;

16. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С.90-128.

17. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А.И.Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 237 с.

18. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1984.- С.81-111.

19. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф.дис.д-ра пед. наук. -М., 1986.-36 с.

20. Асафьев, Б.В. Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л. Музыка , 1973. 144 с.

21. Ахбинский, Б.В. Категориальный аспект понятия интеграция // Диалектика как основа интеграции научного знания. Л.:Изд-во ЛГУ, 1984. — Вып.ХП. - С.50-59.

22. Бабанский, Ю.К. Педагогика / М.- Просвещение, 1983. - 161с.

23. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: 1982. 192 с.

24. Бабанский, Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения / Ю.К. Бабанский // Вопр. психологии. 1984. — №1. — С.51-57.

25. Багаева, И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей. // Дис. . д-ра пед. наук /

26. Багаева И.Д. — Усть-Каменогорск, 1991. 338 с.

27. Базиков, А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России/ А.С.Базиков; Тамб. Гос. музык. — пед. ин-т им. С.В.Рахманинова.- Тамбов: ТГМПИ, 1999.- 42 с.

28. Бакланова, Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Автореф. дис. . доктора пед. наук. — М., 1997. — 54 с.

29. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры, Московский государственный университет культуры и искусств, М.,- 2001 г. С.40

30. Барабанщиков, А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: (К вопросу о сущности педагогической культуры) / А.В. Барабанщиков // Сов. педагогика. 1981. — № 1. - С. 71-77.

31. Баренбойм, JI.A. Ещё раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом // Советская музыка. 1975.- № 9.- С. 80-87

32. Баренбойм, JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство.-М.,1974. -336с.

33. Баренбойм, JI.A. Путь к музицированию. JL, 1979. - 352 с.

34. Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н. Батракова // Педагогика. 2002. - № 4. - С. 27-33.

35. Белинский, В.Г. Идея исполнительства // Полн. собр. соч. М., 1954.- Т.4.-С. 585-603.

36. Белобородова, В.К. Музыкальное воспитание школьников: Сб. статей/ под ред. Румер М. — М.: Педагогика, 1975. — 51с.

37. Белоусова, Т.Ф. Педагог. Практика как фактор формирования основ педагогической культуры : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Белоусова Т.Ф. Ростов-на-Дону, 1989. — 18 с.

38. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ / В.Л. Бенин. — Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 1997. — 131 с.

39. Бережнова, Е.В. Формирование методологической культуры учителя / Е.В. Бережнова // Педагогика. 1996. - №4. — С. 14-18.

40. Библер, В. Культура. Диалог культур / В. Библер // Вопр. философии.- 1989.-№7. -С.31.

41. Библер, В. От наукоучения к логике культуры / В. Библер. -М., 1997. -290 с.

42. Блауберг, И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. 270 с.

43. Блинова, М.Г. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Наука, 1967.-С. 170-190.

44. Блонский, И.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В. Петровского. Т.1.- М.: 1979.- 304 с.

45. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.В.Богословский. -М.: Просвещение, 1981. 383с.

46. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - З20.с.

47. Бодина, Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. . д-ра пед. Наук. М., 1992.-32 с.

48. Большакова, З.М. Теоретические основы подготовки будущего учителя музыки к профессионально-педагогической деятельности: Дис.д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2000. 353 с.

49. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру /

50. Е.В.Бондаревская. Ростов: РГПУ, 1995. - 172 с.

51. Бондарь, Н.И., Трехбратов Б.А. и др. Традиционная духовная культура Кубанского казачества (конец XIX — первая половина XX вв.). Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999. С. 72 96.;

52. Бонфельд М.Ш. Приобщение к музыке как творчество //Синтез познавательного и прекрасного в образовании: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001. - С. 93-96.

53. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства / М. Бонфельд. — М., 1991. -125 с.

54. Бубнова, С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств // Проблемы системогенеза деятельности. — Ярославль: Изд-во Ярославского унив-та, 1980. — С. 67-83.

55. Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме /Л.П. Буева // Alma-Mater. 1997. - № 4. - С. 11-17.

56. Буткевич, В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования, 1960-1990г.: Дис.д-ра пед. наук., -М., 1994.-464 с.

57. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смысл / И.Е. Видт // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 3-7.

58. Волович, JI.A. Педагогическая культурология: Программаинтегративного учеб. курса для высш. пед. учеб. заведений. / JI.A. Волович. — Казань: КГПУ, 1995. 40 с.

59. Воробьёв, Н.Е. О педагогической культуре будущего учителя / Н.Е. Воробьёв // Педагогика. 1992. - № 1. - С. 69-70.

60. Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973. — С. 876-884.

61. Выготский, JI.C. Психология искусства.- СПб.: Азбука, 2000. 410с.

62. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 533 с.63. «Высшее образование сегодня». 2004. - № 6. - С.З.

63. Вьюнова, Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета: Дис.д-ра пед. наук. -М., 1999. — 539 с.

64. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий». М.,1965.- С. 120.

65. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.

66. Гарипова, Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дисс. М., 1990. — 16 с.

67. Гармаш, Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): Автореф. дис. . канд. пед. наук / Гармаш Е.Б. Киев, 1990. - 17 с.

68. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002, № 7. С. 3-12.

69. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системеобоснования ценностей и целей образования // Педагогика, 2003, № 10. С. 3 — 7.

70. Гиргинов, Г.А. Наука и творчество / Г.А. Гиргинов. — М.: Прогресс, 1979.- 165 с.

71. Гоноболин, Ф.Н. Педагогические способности и их классификация. Материалы конференции по проблеме способностей. М.,1970. - С.91-94.

72. Горальски, А. Пути изучения творчества /А. Горальски // Вопр. психологии. 1989.-№5.-С. 175-176.

73. Готсдинер, A.JI. Музыкальная психология. М.,1993. - 86 с.

74. Гофман, И. Фортепианная игра: Вопросы и ответы.- М., 1961. — 224с.

75. Гребенкина, JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис.д-ра пед. наук. — М., 2000.-441с.

76. Грицюк, Б.А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей./ Б.А. Грицюк., Р.П. Скульский., С.В. Домбровский. — Львов: Свит, 1990. 144 с.

77. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку.-М.,1969.-С.32.

78. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994. - С.31 - 45.

79. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении. М.: Госучпедгиз, 1956. -374 с.

80. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1989. — 245с.

81. Данилов, М.А. Процесс обучения: В кн. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1975.- 303 е.;

82. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования.- Ростов-на-Дону:

83. Изд-во Рост.пед.ун-та. 2000. 440 с.

84. Демин, М.В. Природа деятельности / М.В.Демин. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 168 с.

85. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. -М., 1956.-385 с.

86. Дмитриенко, Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе // Высшее образование сегодня. — 2003. № 8. - С.26-30.

87. Долгополова, JI.M. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции: Дис.канд. пед. наук. Майкоп, 2001. - 151 с.

88. Долматов, Н.А. Система относительной сольмизации, применяемая кафедрой теории и истории музыки. Учебное пособие. М., 1973 С. 15. 88. Дорошкевич, A.M. Проблема развития творческих способностей студентов / A.M. Дорошкевич. - М.: Знание, 1974. - 36 с.

89. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1997.-591 с.

90. Есаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А.Ф. Есаулов. М.: Высш. шк., 1982. - 223 с.

91. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

92. Закс, JI. Музыка в контексте духовной культуры// Критика и музыкознание.- Л.,1987.-Вып.З.- С. 46-48.

93. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968, С.22.

94. Занков, Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

95. Захарченко, Е.Ю. Педагогическая культура и культурно -образовательная ситуация / Е.Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. - № 9. - С.69.73.

96. Захарченко, Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя / Е.Ю. Захарченко // Педагогика. 2002. - №3. - С. 45-51.

97. Зинченко, В.П.,Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., Тривола, 1994. - С.236

98. Зобов, Р.А., Мостепаненко A.M. О некоторых проблемах взаимосвязи философии и искусства// Творческий процесс и художественное восприятие. JI., 1978. - С.9-31.

99. Зязюна, И .Я. Основы педагогического мастерства / И .Я. Зязюна. — М., 1989.-232 с.

100. Иванова, Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дис. .канд. пед. наук / Иванова Т.В. Волгоград, 1991 — 18 с.

101. Игольникова, И.В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста: Дис.канд. пед. наук. М., 2000.-168 с.

102. Ильин, И.А. Путь к очевидности. — М.: Изд. — во Республика, 1993. -431 с.

103. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателей высшей школы: воспитательный аспект / И.Ф. Исаев. — Белгород, 1992. 100 с.

104. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. — М.: Флинта: Наука, 1999. - 208 с.

105. Кабалевский, Д.Б. Эстетическая культура в школе. — Советская педагогика, 1970. №1. - С.26.

106. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающееобучение. -M.: Знание, 1981. 96 с.

107. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И.П. Калошина. М.: Изд-во МГУ, 1983.-168 с.

108. Кан-Калик, В.А., Никандров Н.Г. Педагогическое творчество. — М.,1990.- 144 с.

109. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. — Грозный, 1976. 286 с.

110. Ключевский, В.О. Соч. В 9-ти т. Т.6.-М.Д989.- С.36.

111. Ковалев, Г.A. Alma mater учителя музыки. (О музыкально-педагогическом факультете на Кубани).- Краснодар, 1998.- 62 с.

112. Коган, Г. М. У врат мастерства. — М.: Советский композитор, 1961.-354 с.

113. Коган, Г. М. Работа пианиста М.: Музыка, 1979. - 182 с.

114. Коган, Г. М. Музыка в мире искусств // Советская музыка.-1987.№1.- С.26 38;№3. - С.56-66.

115. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я.А. Коменский. -М.: Педагогика, 1982. -Т.1.- 656 с; Т.2. 576 с.

116. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования /А.И. Кочетов. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. - 312 с.

117. Кравчук, П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философский, социологический и методический анализ)/П.Ф. Кравчук. Киев: Вища школа, 1984. — 155 с.

118. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика, 2002, №1. С. 3-10.

119. Краевский, В.В. Методологическая рефлексия / В.В. Краевский // Сов. педагогика. 1989. - № 2. - С. 72-79.

120. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза.- М.: Музыка, 1984.89 с.

121. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1979. — 184 с.

122. Крылова, Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности / Н.Б.Крылова. М., 1978. - 216 с.

123. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. М., 1990. - 156 с.

124. Кулюткин, Ю.Н Мышление учителя / Ю.Н. Кулюткин., Г.С. Сухубская. М.: Педагогика, 1990. - 104 с.

125. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования. — М.: Академия, 2001. 272 с.

126. Левшенко, Т.С. Эстетический компонент в структуре личности и профессиональной деятельности учителя /Т.С. Левшенко // Формирование социально активной личности учителя . М., 1984. — С. 121-123.

127. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. - 365 с. (Психология для студента)

128. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся. М.: Просвещение, 1992.- 192 с.

129. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.

130. Лернер, И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки // Современная педагогика. - 1985. — №3.-С. 52-58.

131. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф .Лесгафт. М.: Педагогика, 1988. - 397 с.

132. Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789года: Учебник в 2-х т. Т. 1. М.: Музыка, 1983. 696 с.

133. Лихачёв, Д.С. Нельзя уйти от самого себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. - № 6. - С. 113 - 120.

134. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1984. - 440 с.

135. Лопатина, Г.С. Творческая атмосфера — условие гуманизации учебного процесса / Г.С. Лопатина // Современная педагогика. 1991. - № 12.-С. 70-72.

136. Лотман, Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика / Труды по знаковым системам. — Вып. 5. — Тарту, 1971.-С.167-176

137. Лузина, Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе / Л.М. Лузина. Ташкент: Изд-во ФАН, 1986. -95 с.

138. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. — М.: Наука, 1978.127 с.

139. Майер, А.А. Взаимосвязь средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности. Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1991г. - С. 11

140. Макаренко, А.С. Методика воспитательной работы / А.С.Макаренко; Предисл. В.В. Кумарина. Киев: Ред. Школа, 1990. - 366 с.

141. Макаренко, А.С. Собрание сочинений /А.С. Макаренко. — М.: АПН СССР, 1958.- Т.1. 348с.

142. Малинковская, А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника»// Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных.- Вып.43. 1979. -С.32.

143. Малиновская, В.Н. Введение в педагогическую профессию / В.Н. Малиновская. Сургут, 1999. - 116 с.

144. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под. ред. Ю.Б.Гиппенкрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-117.

145. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. - с.60

146. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 280 с.

147. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории М: Педагогика, 1975. - 367 с.

148. Медушевский, В.В. Человек в зеркале интонационной формы// Советская музыка.- 1980.- №9.- С. 39 48.

149. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993.- 168 с.

150. Мильштейн, Я.И. Вопросы истории и теории исполнительства, Москва, Изд. «Советский композитор», 1983. 266 с.

151. Мильштейн, Я. И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова. В кн.: Мастера советской пианистической школы. - М., 1961.-102 с.

152. Миравотов, М.С. Дидактические основы межпредметных связей в подготовке студентов колледжей к профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. — Хунджанд, 2002. 153 с.

153. Михайлов, М.К. О некоторых психологических механизмах музыкального мышления // Михайлов М.К. Стиль в музыке.- Л., 1981.- С. 155

154. Морозов, Е.П. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Е.П. Морозов, П.И. Пидкасистый // Сов. педагогика. 1991. - №10. - С.88 -93.

155. Мудрик, А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

156. Музыкальное образование: историко-теоретическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: Флинта: Наука, 1999.-256 с.

157. Мурашов, В. Интегральная педагогика: ее смысл и метод.//Школа 1995.-N1.-C.63-67.

158. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.-383 с.

159. Назайкинский, Е.В. Стиль в музыке// Стиль и жанр в музыке.-М.,2002.-С. 19-22; 51-58.

160. Наука в СССР, 1988, № 2. С. 16

161. Нейгауз, Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи.- М.: Классика-ХХ1, 2000. 429 с.

162. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1961.-319с.; С. 202.

163. Немыкина, И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис.д-ра пед. наук.- М., 1997.-332 с.

164. Нечаев, Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / Н.Н. Нечаев. М.: МГУ, 1988. - 166 с.

165. Никитина, Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г.В. Никитина, В.Н. Романенко. СПб.: Изд-во СПб. ун-та., 1992. - 166 с.

166. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России. Историко-теоретический и педагогический аспекты: Дис.д-ра пед. Наук. — М., 2000. — 393с.; С.89.

167. Новоблаговещенский, В.Я. Интегративный принцип преподавания музыки: На материале учеб. Раб. Муз. училищ и колледжей: Дис.канд.пед.наук.-М., 1997.-213 с.

168. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 53000 слов. — изд. 5-е, стереотип. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. — С.313.

169. Осоргин, E.JI. Преемственность подготовки специалиста в профессионально-педагогическом колледже и вузе: Дис.канд. пед.наук. — Тольятти, 1996. 189с.

170. Ощепкова, О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: (На материале преподавания музыки): Дис. д-ра пед. Наук. — М., 2000. — 306с.

171. Педагогический энциклопедический словарь Научное издательство «Большая российская энциклопедия», М., 2002 г. С. 14; С.-223.; С. 224.

172. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.,1991г. - С. 52-53.

173. Перельман, Н.Е. Научить размышлять у рояля // Художественное творчество. Д.: Наука, 1983. - С.186-188.

174. Перспективы развития системы непрерывного образования /Под ред. Б.С.Гершунского. М., 1990. - С. 80-81.

175. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384 с.

176. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М.: Владос, 2000. 176с.

177. Подуровский, В.М. Ошибочные действия учащихся-музыкантов как определенные искажения мыслительных процессов в ходе учебных занятий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1996. — 26 с.

178. Подуровский, В.М.; Суслова Н.В. Психологическая коррекциямузыкально-педагогической деятельности.- Москва, Изд. «Владос» 2001. — 320 с.

179. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

180. Пономарёв, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. — М.: Наука, 1976.-303 с.

181. Поташник, М.М. Педагогические ситуации /М.М. Поташник, Б.З. Вульфов. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

182. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980. — 96с.

183. Ражников, В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопросы психологии. 1988.- №1.- С.36 - 39.

184. Ражников, В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. - № 1. - С. 33 - 41.

185. Разумный, В.А. Интеграция культуры и образования /В.А. Разумный // Педагогика. 1998. - № 8. - С. 16-17.

186. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения. МГУ, 1985.

187. Ровкин, Д.В. Дидактические основы технологии конструирования интегративного содержания учебного предмета: Дис.канд. пед. наук. — Омск, 1997.- 206 с.

188. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1993. - Т. 1. - 608 с.

189. Ростовцев, А.Н. Культурологический смысл содержания образования / А.Н. Ростовцев // Социально-политический журнал. 1995. — №3. - С. 173-176.

190. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1976.-423 с.

191. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии в 2 томах / C.JI. Рубинштейн; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989 - 485 с.

192. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. — М.: Мысль, 1994. 140 с.

193. Ручьевская, З.В. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. — М.-Л., 1987. — Вып. 3. — С.69-96.

194. Савельев, А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. — Варшава. 1990. № 3-4.

195. Савшинский, В.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Л.: Музыка, 1964. - 187 е.;

196. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы. СП б., 1966.- 503 с.

197. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя-М., 1993.- С.13

198. Сластенин, В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Сов. педагогика. — 1978. № 1. — С. 86 - 94

199. Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.

200. Сластенин, В.А. Формирование творческой личности будущего учителя / В.А. Сластенин // Сов. педагогика. 1975. - № 1. - С.83 - 93.

201. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-С.160; С. 78.

202. Сластенин, В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Сов. педагогика. — 1978. № 1. — С. 86-94

203. Смирнов, М. Русская фортепианная музыка, Москва, Изд.1. Музыка», 1983.

204. Советский энциклопедический словарь. Дифференциация.- М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- С.397 492

205. Спирин, Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Л.Ф .Спирин, М.А. Степинский. Ярославль: Яросл. пед. ин-т., 1974 — 130 с.

206. Стоуне, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоуне; Под ред. И.Ф.Талызиной. М.: Педагогика, 1984. - 472 с.

207. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский // Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. - Т.1 - 472 с.

208. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -Киев: Рад. школа, 1969. 247 с.

209. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. — Киев: Рад. школа, 1984.-254 с.

210. Талызина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ. — М., 1980, С.47.

211. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.

212. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. СПб: «Петроградский и Ко», 1995. — 352 с.

213. Те плов, Б.М. Психология музыкальных способностей.-М., 1947.325 с.

214. Терентьева, Н.А. Концепция музыкально-педагогического воспитания и образования. Л., 1990.;

215. Терехина, Л.П. Формирование педагогической культуры / Л.П.

216. Терехина. М., 1996. - 24 с.

217. Толстой, JI.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. М.: Педагогика, 1989. - 544 с.

218. Туравец, Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика. Монография. — Краснодар, 1998. 50 с.

219. Тюников, Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ: Метод, разработка. / Ю.С. Тюников. М.: АПН СССР, 1986. - 46 с.

220. Урсул, А.Д. Философские и интегративно-научные процессы. — М.: Наука, 1981.-367 с.

221. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч. в 6-ти т./ Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1990. - Т.1.- 639 с.

222. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. / К.Д.Ушинский. -М.: АПН РСФСР, 1948.-Т.1.- 167 с.; Т.2. 482 с.

223. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 10 т.-М. АПН РСФСР, 1948.-Т.2. -358 с.

224. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи педагогики с психологией. -Л.: ЛГПИ, 1988.-87 с.

225. Федорович, Е.Н. Формирование социальной активности будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки: Дис. канд. пед. Наук. -М., 1992.-140 с.

226. Фейгин, М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 1968. - 78 с.

227. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

228. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство М., 1969. 598 с.

229. Фролова, Н.А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащегося в контексте традиций мировой музыкальной педагогики (теоретический и методический аспекты): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. —24 с.

230. Холопова, В. Музыкальное содержание: Зов культуры Наука -Педагогика / В. Холопова // Музыкальная академия. - 2001. - № 2. - С. 34-41.

231. Холопова, В. Специальное и неспециальное музыкальное образование / В. Холопова. М.: ПРЕСТ, 2002. - 32 с.

232. Целковников, Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущего учителя музыки в процессе профессионально вузовской подготовки: Дис. д-ра пед. наук. Краснодар, 1999. - 258 с.

233. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М.,1998.- Кн.1.-382 с.

234. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М., 1984. 176 е.; С. 144-158; С. 24.

235. Цыпин, Г.М. Портреты советских пианистов. М.: Сов. композитор, 1990.-328 с.

236. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М., 1994. - 384 с.

237. Цыпин, Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук М., 1978. -28 с.

238. Чебышев, Н., Каган В. Что такое учебная дисциплина // Высшее образование в России. 1997.- №3. - С.11 - 14.

239. Черватюк, П.А. О некоторых проблемах в музыкальном искусстве // Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков. Материалы научно-методической конференции. М.: МГУКИ, 2001. — С.81 - 86.

240. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры: Пособие длястудентов немузыкальных вузов. М., 1994. - Вып.2.-175 с.

241. Чернов, Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. № 4 С. 76 79.

242. Чернова, Н.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащегося: Учеб. пособие / Н.А. Чернова, A.M. Чибизова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. 104 с.

243. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.

244. Швырёв, B.C. Научное познание как деятельность / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. - 232 с.

245. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе М. Музыка 1996, С. 27-56

246. Школяр, В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исслед. Проблемы / В.А.Школяр.- М.: Флинта, 1999.- 81 с.

247. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. - 70 с.

248. Шульпяков, О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя.-М., 1973.- 145 с.

249. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. М., 1960. - 245 с.

250. Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / А.И. Щербаков // Вопр. психологии. 1981.-№5. - С.13-21.

251. Щербакова, А.И. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. М., 1999.-24 с.

252. Эббингауз, Г. Основы психологии. СПб. - 1912. - С.35.

253. Энгельгардт, В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. - 1970. -№11.- С.103-115.

254. Эрберг, К. Цель творчества: ответы по теории творчества и эстетике / К. Эрберг. М.: Русская мысль, 1913. — 153 с.

255. Юсупов, И.М Профессиональное самосознание педагога / И.М. Юсупов // Сов. педагогика. 1989. - № 12. - С. 79-83.

256. Яворский, Б.Л. Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. 1917-1927гг.-Л.-М.:"Музыка", 1969. С. 44.

257. Яковлев, И.П Интеграционные процессы в высшей школе / И.П. Яковлев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 116 с.

258. Яковлева, Н.М. Теория и практика педагогического творчества: Учеб. пособие к спец. курсу / Н.М. Яковлева. — Челябинск: ЧГПИ, 1987 67

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.