Музыкальный театр Г.И. Банщикова: жанрово-драматические особенности произведений на сюжеты русской классической литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Холодова, Мария Владимировна

  • Холодова, Мария Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 192
Холодова, Мария Владимировна. Музыкальный театр Г.И. Банщикова: жанрово-драматические особенности произведений на сюжеты русской классической литературы: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Красноярск. 2014. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Холодова, Мария Владимировна

Оглавление

Введение

Глава I Музыкальный театр Г.И. Банщикова:

поиски, пути, решения

Глава II «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» § 1. Сравнительная характеристика либретто

и литературного первоисточника

§2. Речитатив как средство

комедийно-сатирической характеристики

§3. Музыкальная драматургия

Глава III Опера «Горе от Ума»

§ 1. Сравнительная характеристика либретто

и литературного первоисточника

§2. Музыкальная драматургия

Глава IV Балет «Дама Пик»

§ 1. Сравнительная характеристика либретто

и литературного первоисточника

§2. Композиция

§3. Музыкальная драматургия

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальный театр Г.И. Банщикова: жанрово-драматические особенности произведений на сюжеты русской классической литературы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отечественный музыкальный театр последней трети XX столетия как в «зеркале» отразил сложные историко-политические, социально-экономические и художественные процессы, происходящие в нашей стране. Вопреки неутешительным прогнозам относительно исчерпания «ресурсов», именно музыкальный театр, тонко реагирующий на «сейсмически неустойчивую ситуацию в духовной жизни общества» [35, с. 4], стал той «ареной», творческой лабораторией, где происходили яркие открытия, вырабатывались новые формы взаимодействия с литературой, философией, драматическим театром и т.д., обогащалась палитра музыкально-выразительных средств и образов.

Среди композиторов, плодотворно работающих в сфере музыкального театра, чьи сочинения уже вошли в сокровищницу современной классики, заметное место занимает петербуржец Геннадий Иванович Банщиков.

Г. Банщиков вошел в музыкальный мир в 60-е годы XX столетия - время, когда перед композиторами открывались «неизведанные горизонты» авангардистских течений, пришедших с Запада после «поднятия железного занавеса». Однако Г. Банщиков, не без увлечения знакомившийся и изучавший достижения мировой музыкальной культуры, принципиально отстранился от многих творческих исканий своих современников, радикально обновлявших художественно-стилевую систему. Не испытал композитор и очевидного воздействия идей «новой фольклорной волны»1, а также полистилистических тенденций, широко разрабатываемых А. Шнитке.

Объяснение этому можно найти в высказываниях самого Г. Банщикова: «Есть музыканты, - говорит он, — открывающие какие-то «сверхграницы, новые горизонты, в том числе композиторы, которых я очень люблю - А. Шнитке, А. Караманов. Я же очень далек от этого. Предпочитаю «играть» в давно известные игры» [67, с. 2]. В связи с этим хочется вспомнить слова Б. Асафьева о Мо-

1 Хотя среди друзей-одноклассников Г. Банщикова по спецшколе, а затем и консерватории был яркий представитель этого направления В. Гаврилин.

царте, который, по мнению учёного, не открывал «новых миров», а «строил новые системы доказательств» [10, с. 224]. Эта «система», как справедливо отмечает автор единственной монографии о Г. Банщикове Э. Финкелынтейн [133], прочно «покоится» на традициях Л. Бетховена, Р. Вагнера, П. Чайковского, Р. Штрауса, А. Берга, Д. Шостаковича, наследуя которые композитор обрел свой стиль .

Примечательно, что талант молодого автора был замечен сразу - многие сочинения еще студенческой поры были исполнены не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, Концертино для трубы с оркестром (работа второго курса) стало обязательным произведением Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах, состоявшегося в Ленинграде в 1964 году. «Четыре мимолетности» для виолончели и фортепиано, написанные на третьем курсе, были одобрены Д. Шостаковичем и вошли в обязательную программу III Международного конкурса им. П. Чайковского. Четыре виолончельных концерта, созданных в консерваторские годы, исполнялись ведущими виолончелистами страны.

До настоящего времени в концертные программы разных коллективов входят вокальный цикл и кантата «Памяти Гарсиа Лорки» на стихи Ф. Гарсиа Лорки (работы первого курса), кантата «Зодчие» по притче Дм. Кедрина (четвертый курс) и мн. др. Успех сопутствовал Первой фортепианной сонате, написанной Г. Банщиковым в аспирантуре (1968) - ее играли многие пианисты, и, в частности, сам автор в 1972 году на гастролях в Венгрии. Первая симфония композитора (1967) - аспирантская работа - прозвучала в Большом зале Ленинградской Филармонии под управлением А. Дмитриева. Еще одно сочинение той поры - комическая опера «Любовь и Силин» (1968) по Козьме Пруткову - была поставлена ансамблем камерной оперы Ленинградской консерватории.

2 Эта преемственность была заложена уже в школьные годы обучения — в Ленинграде, в специальной музыкальной школе при консерватории, где начался творческий путь юного композитора. Сначала Г. Банщиков учился играть на виолончели, затем на кларнете, но вскоре окончательно определил профессиональный профиль своих занятий -это сочинение музыки. Первым наставником стал талантливый композитор и педагог С. Вольфезон.

Наряду с увлеченными занятиями по композиции, Г. Банщиков начал учиться и на фортепиано (под руководством Е. Гугель), в результате чего он получает после окончания специальной школы предложение от профессора Н. Голубовской поступать в консерваторию на фортепианное отделение и начать сольную карьеру. Но молодой музыкант, уже определившись с профессиональным призванием, приезжает в 1961 году в Московскую консерваторию в класс композиции профессора С. Баласаняна. Проучившись у него три года, Г. Банщиков переводится на четвертом курсе в Ленинградскую консерваторию в класс Б. Арапова, у которого впоследствии (1966-69 гг.) заканчивает и аспирантуру.

В 1968 году Г. Банщиков становится членом Союза композиторов СССР, его произведения звучат на многочисленных фестивалях, смотрах, пленумах в нашей стране и за рубежом - Венгрии, Польше, Швеции, Югославии, Франции, Японии и т.д. Помимо активной творческой деятельности, композитор с конца 1970-х годов начинает преподавать в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова, с которой судьба связывает его и сегодня — Г. Банщиков ведет класс композиции, читает лекции по инструментовке.

Композитор проявил свое дарование в самых разных жанрах, многие его сочинения вписали яркую страницу в историю развития современного искусства. В творческом «портфеле» Г. Банщикова - оперы, балеты, симфонии, кантаты, камерно-инструментальные и вокальные опусы, концерты для различных инструментов, музыка к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Некоторые произведения композитора занимали первые места на международных фестивалях-конкурсах, были отмечены государственными наградами в области искусства3. Однако у него есть глубоко почитаемая область творческого самовыражения, к которой он относится со «священным» трепетом - музыкальный театр. Для петербургского мастера — это особое, можно сказать магическое «поле притяжения», та сфера, где многогранно реализовались мастерство и композиторская индивидуальность.

Действительно, анализируя творческий «архив» Г. Банщикова, можно говорить о том, что произведения для музыкального театра занимают особую нишу. Более того, создаваемые автором на протяжении всего творческого пути шесть опер («Любовь и Силин», «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Смерть корнета Кляузова», «Горе от ума», «Волшебные силы искусства», «Маскарад времен Екатерины Великой») и три балета («Комиссар», «Шаман и Венера», Дама Пик») представляют собой значимый вклад в современную музыкальную культуру. В них наиболее полно раскрывается природа дарова-

3 Из сочинений последнего десятилетия отметим оперу «Маскарад времен Екатерины Великой», получившую в 2005 году премию Правительства Санкт-Петербурга «За вклад в искусство».

ния творческой личности композитора, отчетливо прослеживается эволюция мироощущения, стиля, выявляется специфика художественного метода. Этим и определен выбор темы данной диссертации.

Г. Банщиков - зрелый мастер, творческий путь которого продолжается. В то же время необходимость в осмыслении музыкального наследия композитора, безусловно, уже назрела. Несмотря на то, что многие сочинения пользуются признанием исполнителей, слушателей и с конца 1960-х гг. привлекают к себе интерес музыкальной общественности, до сих пор творчество композитора не получило должного освещения в научной литературе. Еще более странным является тот факт, что произведения Г. Банщикова для музыкального театра, с успехом поставленные на сценах различных театров страны, не удостоились надлежащего внимания со стороны отечественного музыкознания. Хотя музыкально-театральная сфера является одной из наиболее значимых в творчестве композитора. В этом плане изучение наследия петербургского автора представляется актуальным и своевременным.

Степень разработанности темы исследования. К настоящему моменту список публикаций о композиторе исчерпывается немногочисленными статьями, интервью, аннотациями к концертам. Наиболее важным для формирования относительно полной картины творчества Г. Банщикова и представлений о некоторых его работах в театральной сфере для диссертанта являлся монографический очерк Э. Финкелынтейна [133], вышедший в виде отдельной брошюры в 1983 году. В частности, два небольших раздела в ней посвящены «Опере о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Горе от ума», где исследователь частично поднимает вопросы соотношения литературного первоисточника и либретто, драматургии сочинений, характеристики персонажей. Популярный характер очерка не требовал от автора глубокого исследовательского «погружения» в музыкальный материал, но работа представляет ценность своими отдельными аналитическими размышлениями в области художественных замыслов, влияющих на жанровое и драматургическое решение оперных сочинений композитора (созданных к тому периоду), а также раскрытием ряда особенностей твор-

ческого процесса композитора. Э. Финкелыптейну удается сделать ряд интересных наблюдений и выводов, оказавшихся полезными для формирования научных идей диссертации. На протяжении последующих 30-ти лет, к сожалению, не появилось ни одного крупного исследования.

Среди журнальных публикаций о творчестве Г. Банщикова в целом выделим статью М. Рахмановой [111] - один из первых опытов осмысления инструментальной музыки композитора, и, одновременно, дебютное представление молодого автора в музыкальном мире. Также полезна для уяснения творческих принципов Г. Банщикова оказалась журнальная публикация Е. Ручьевской [113], в которой рассматриваются инструментальные и вокально-хоровые сочинения, написанные в конце 1970-х гг. Интерес представляет статья О. Гладковой «Г. Банщиков: петербургский стиль как он есть» [38], раскрывающая некоторые особенности стиля композитора. Ценность имеют опубликованные интервью с Г. Банщиковым «К счастью, мне не приходится меняться» [67], дающие возможность понять природу личности музыканта, осознать его художественно-мировоззренческие позиции и эстетико-стилевые установки, приблизиться к «механизмам» творческого процесса композитора. Отдельные аналитические наблюдения, дающие дополнительный материал для теоретических обобщений, рассредоточены в обзорных статьях А. Бялика [25], О. Манулкиной [85], С. Волкова [33], Ю. Кудряшова [77] и др., посвященных различным опусам композитора.

Таким образом, творчество Г. Банщикова в целом, и музыкальный театр, в частности, до настоящего времени еще не становились объектом специального исследования. Данная диссертация является попыткой восполнить этот «пробел» в отечественном музыкознании.

В качестве объекта исследования избираются музыкально-сценические произведения Г. Банщикова, рассматриваемые в контексте художественно-стилевых процессов отечественного музыкального театра последней трети XX века. Предмет изучения — жанрово-драматургические особенности театральных сочинений Г. Банщикова, созданных на сюжеты русской классической литературы первой половины XIX столетия.

Не принижая достоинства ряда бесспорно талантливых произведений композитора, таких как оперы «Любовь и Силин» и «Маскарад времен Екатерины Великой», балеты «Комиссар» и «Шаман и Венера», подчеркнем, что музыкальный театр Г. Банщикова зиждется на нескольких «столпах» - это «Опера о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», опера «Горе от ума» и балет «Дама Пик». Именно в этих сочинениях, получивших широкое признание публики и вписавших яркую страницу в историю развития отечественного музыкального театра, сфокусированы, на наш взгляд, основные черты театральной эстетики и творческого мышления Г. Банщикова. Партитуры названных произведений послужили материалом диссертации.

В качестве сюжетов, входящих в орбиту исследования, композитором избраны во многом знаковые творения русской классической литературы XIX века: сценическая комедия «Горе от ума», повесть «Пиковая дама» и «Повесть о том...». Неисчерпаемая философская, нравственно-этическая глубина сочинений А. Пушкина, А. Грибоедова и Н. Гоголя обусловила устойчивый интерес к ним на протяжении как XIX, так и XX столетия. Не иссякает он и до сих пор. Свидетельством тому являются не только многочисленные исследования философов, литературоведов, но и целая плеяда театральных постановок, музыкально-сценических произведений. «Вечные» вопросы и проблемы человеческого бытия, поднятые гениями русской классики, оказались глубоко созвучными современности.

Главная цель диссертации - выявление жанрово-драматургических особенностей оперно-балетных сочинений Г. Банщикова, созданных на сюжеты русской классической литературы.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования представляется необходимым решить ряд следующих задач:

1) Представить панораму музыкально-театральных произведений Г. Банщикова, наметить пути его творческой эволюции;

2) Соотнести искания композитора в сфере музыкального театра с художественно-стилевыми и жанровыми процессами, происходящими в отечественном искусстве последней трети XX столетия;

3) Выявить специфику интерпретации литературных первоисточников в либретто «Ссоры», Горе от ума» и «Дамы Пик»;

4) Проанализировать сюжетно-композиционные особенности, образно-интонационную драматургию двух опер и балета Г. Банщикова с целью обоснования основных черт музыкально-театрального мышления композитора. Методологическую основу исследования составляет комплексный подход:

соединение традиционных методов историко-теоретического музыкознания (интонационно-семантического, целостного, историко-стилистического и стилевого анализа) с приемами литературоведческого подхода.

Обращение к проблемам отечественного музыкального театра обусловило изучение целого ряда крупных исследований, обобщающих богатый опыт музыкально-театральной практики XX века. Среди фундаментальных работ, посвященных современной опере, базовыми для диссертанта стали труды А. Баевой [11-12], J1. Гавриловой [35], JI. Данько [49-50], Е. Долинской [56-57], М. Сабининой [116-117], М. Тараканова [126-128], Б. Ярустовского [145-147], учебных изданий С. Гончаренко [44, 45], Г. Еременко [62], которые сыграли важную роль в формировании методологической базы, способствовали формированию целостного представления об эволюционных процессах оперного жанра в музыкальном искусстве XX столетия.

Среди публикаций по музыкальной драматургии отечественного балета, ценными были положения исследования Е. Катоновой [71] о балетах первой половины XX века. Проблемам современного музыкального театра посвящены многочисленные научные сборники, большой фонд статей и разделы исследований по истории отечественной музыки. Однако в них сочинения, избранные в качестве материала диссертации (равно как и другие опусы композитора), не рассматриваются и практически не упоминаются.

Для формирования исследовательских ракурсов в работе помощь оказали труды Н. Бекетовой [18-19], Л. Гавриловой [35], С. Гончаренко [44-45], О. Девя-товой [54], М. Раку [109-110], Б. Ярустовского [145-147], в которых многаспектно раскрывается проблематика современной оперы с позиций образной структуры,

жанрово-композиционных особенностей, интонационной драматургии на примере 1 творчества ведущих театральных композиторов XX столетия. Особо выделим монографию А. Баевой «Русская лирико-психологическая опера. 60 - 80-е годы XX века» [12]. Позиции ее автора в контексте изучения темы приобрели методологическую значимость, так как близки некоторым аспектам проблематики диссертации. В частности, II глава книги о претворении сюжетов русской классической литературы в отечественной опере второй половины XX века раскрывает эстети-ко-философские, историко-социальные причины актуализации русской литературы XIX века в современном музыкальном театре, развертывает особенности образно-интонационной драматургии сочинений, выявляя специфику интерпретации литературных образов и идей в музыке.

В рамках темы диссертации определенный интерес представляет книга Г. Тюменевой «Гоголь и музыка», изданная в 1966 году [130], где автор подробно рассматривает историю «музыкальной гоголианы»: освещает вопрос музыкальности произведений писателя, объясняет причины органичного «вхождения» его сочинений в оперный театр XIX века и их влияние на формирование нового музыкального языка, образную сферу, внутрижанровые процессы. Исследователь дает обзорную характеристику опер, созданных на сюжеты Н. Гоголя, кратко очерчивает основные этапы эволюции осмысления творчества писателя в музыкальном искусстве XX века. Однако историко-художественный контекст и музыкальные сочинения последней трети XX столетия, актуальные для темы диссертации, по понятным причинам остались за рамками работы.

Среди музыковедческих трудов, посвященных вопросам взаимодействия музыки и литературы, значимыми для диссертанта были работы Е. Ручьевской [114], В. Васиной-Гроссман [27-28], в которых на материале произведений русских композиторов рассматриваются закономерности художественной речи, исследуется проблема соотношения речевой и музыкальной интонации.

Методологическую помощь в исследовании проблемы «слово и музыка» оказало исследование Б. Асафьева «Речевая интонация» [9], представляющее опыт систематизации и классификации взаимоотношения музыкального и рече-

вого начала в вокальной музыке. Работа содержит важные наблюдения и выводы, предлагает богатый иллюстративный музыкальный материал. Существенным вкладом в разработку данной проблемы является книга А. Оголевца «Слово и музыка в вокально-драматических жанрах» [94], в которой автор рассматривает процессы и закономерности речитативного письма. В фокусе внимания ученого находится проблема прозаического речитатива, интерпретируемая главным образом в опоре на творческий опыт М. Мусоргского в жанре оперы. В книге содержится ряд ценных теоретических выводов и обобщений, которые стали методологической опорой в разделах аналитических глав диссертации, посвященных рассмотрению вокального языка опер.

Подходы к анализу музыкальной драматургии партитур продолжают традиции, заложенные в трудах М. Арановского [6-7], Л. Гавриловой [35], С. Гончарен-ко [44-45], Г. Кулешовой [78], М. Мугинштейна [90], Е. Ручьевской [114], Б. Яру-стовского [146] и др.

Избранный в работе аналитический ракурс потребовал пристального изучения литературных первоисточников, что предопределило обращение к исследованиям крупных литературоведов, фонду трудов и публикаций, посвященных творчеству А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя. Выделим работы В. Виноградова [30-31], А. Лежнева [81], Ю. Лотмана [82-83], Ю. Манна [84], С. Машинского [86], Д. Николаева [93], сборники статей [1, 104] по проблемам творчества русских писателей. Новые ракурсы в их осмыслении оказали влияние на подход автора диссертации к сценарной и музыкальной драматургии анализируемых сочинений.

В процессе реконструирования документально-биографических сведений, а также формировании представления об эволюционных процессах творчества Г. Банщикова ценность представляли указанные работы, посвященные его наследию. Личные встречи-беседы с композитором позволили автору диссертации внести ряд существенных уточнений относительно фактов его творческой биографии, дополнить сведения, связанные с историей создания сочинений, учесть замечания о художественных идеях произведений и т. д. Благодаря этому общению в распоряжении диссертанта оказались и необходимые нотные материалы для исследования.

Научная новизна работы определяется тем, что данная диссертация является первым научным исследованием в музыковедении, посвященным изучению творчества Г. Банщикова, и, в частности, такой важной части его наследия как музыкальный театр. В работе впервые воссоздана панорама музыкально-сценических произведений петербургского автора в хронологическом и творческом модусе и предпринята попытка изучения наиболее значимых произведений 1970 - 1990-х годов. Анализ их сценарной и музыкальной драматургии впервые вписан в развернутую картину формирования театральных принципов Г. Банщикова и дан в соотнесении с художественными и жанрово-стилевыми процессами, происходящими в отечественном музыкальном театре последних десятилетий XX века.

В центральных главах диссертации впервые представлен целостный анализ трех музыкально-театральных партитур композитора с позиций новизны художественной интерпретации литературных первоисточников, особенностей композиции и образно-интонационной драматургии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы, обобщения и выводы диссертации значительно расширяют представления о музыкально-театральной деятельности Г. Банщикова, его творческом методе, существенно дополняют имеющиеся сведения о личности и сочинениях композитора. Результаты исследования имеют практическую ценность и могут служить основой для дальнейшего научного изучения музыкального наследия Г. Банщикова.

Представленные материалы могут быть использованы (в настоящее время уже применяются в Красноярске) в практике преподавания курсов по современной музыке, истории музыки XX века, оперной драматургии, а также в курсах, обобщающих знания в сфере отечественной культуры, истории развития отечественного музыкального театра.

Апробация результатов. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра. Отдельные положения глав исследования нашли отражение в статьях, опубликованных в научных журналах из списка рекомендованных экспертным советом ВАК Министерства образования и науки РФ, а также других периодических и прочих изданиях.

Структура диссертации обусловлена целью и заявленными задачами. В Первой главе рассматриваются музыкально-сценические произведения Г. Бан-щикова в их связи с историко-социальными, художественными и жанрово-стилевыми процессами, происходящими в отечественном музыкальном театре последней трети XX века.

Аналитические Вторая, Третья и Четвертая главы выстроены по хронологическому принципу. Внутренняя структура каждой главы включает в себя разделы, посвященные истории создания сочинений, сценическим интерпретациям, вопросам соотношения либретто и литературного первоисточника, анализу сюжетно-композиционных особенностей и образно-интонационной драматургии.

В Заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные черты музыкально-театрального мышления композитора.

I ГЛАВА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР Г.И. БАНЩИКОВА: ПОИСКИ, ПУТИ, РЕШЕНИЯ

Музыкальный театр Г. Банщикова - это многоликий художественный мир, отличающийся богатством образов, тем, идей и драматургических решений. Создание каждой новой оперы или балета явилось для композитора своеобразным этапом, определяющим дальнейшие пути развития и прочерчивающим «пунктирную линию» творческой эволюции. В то же время, это был некий итог, подводящий черту художественно-стилевым исканиям в области музыкально-выразительных средств и образно-интонационной драматургии.

Как театральный композитор Г. Банщиков заявил о себе на рубеже 1960-х - начала 1970-х годов. Его дебютом4 стала камерная опера «Любовь и Силин» по одноименной пьесе К. Пруткова, созданная в 1968 году. Это произведение открывает период творческого становления и постижения внутренних закономерностей оперного жанра, формирования индивидуального театрального «почерка». Предложение поступило от товарища и коллеги композитора - С. Волкова5, написавшего либретто оперы, которое, по словам Г. Банщикова, «покорило своим профессионализмом и виртуозностью "исполнения". <...> Мне совершенно нечего было исправлять, осталось только его озвучить, и я с удовольствием сразу принялся за музыку» [66].

Сюжетной основой пьесы К. Пруткова «Любовь и Силин» служит анекдотичная история с элементами фантасмагории и авантюрной развязкой действия. Безусловно, увлекательные перипетии комедии — «ослепляющая» любовь Силина к заезжей гишпанке Ослабелле, «детективная» история сладострастной генеральши Кислозвездовой, «роковая» тайна мальчика Ванюши-финика, мистиче-

4 Отметим, что хронологически первым произведением в оперном жанре стала радиоопера для детей «Осталась легенда» (1967). К сожалению, партитура и музыка данного опуса не сохранились, в связи с чем мы не можем встроить его в контекст творчества композитора. Сам Г. Банщиков называет первым музыкально-сценическим произведением оперу «Любовь и Силин».

5 Соломон Моисеевич Волков (род. 1944) - советский и американский музыковед, журналист, писатель. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию. В 1976 году эмигрировал в США. Автор ряда книг: «Свидетельство», «Шостакович и Сталин», «Диалоги с Иосифом Бродским», «История культуры Санкт-Петербурга» и др.

ский финал с таинственным голосом из оврага - отчасти буффонная «шир-

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Холодова, Мария Владимировна, 2014 год

Список литературы

1. A.C. Грибоедов в воспоминаниях современников / вступ. ст., сост. и подгот. текста С.А. Фомичев; коммент.: П.С. Краснов и С.А. Фомичев. - М.: Художественная литература, 1980. - 448 с. - Серия лит. мемуаров.

2. Аверинцев, С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. - М.: Наука, 1972. - С. 90-102.

3. Адорно, Т. В. Социология музыки: избранное / Т.В. Адорно. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 445 с.

4. Акопян, JI. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян.

- М.: Практика, 1995. - 256 с.

5. Акулов, Е. А. Оперная музыка и ее сценическое действие / Е А. Акулов. - М.: ВТО, 1978.-453 с.

6. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский.

- М.: Композитор, 1998. - 343 с.

7. Арановский, М. Г. О взаимоотношениях речи и музыки в операх С. Прокофьева / М. Г. Арановский // Келдышевский сборник: музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша / сост. С.Г. Зверева. - М.: НИИ искусствознания, 1999. — С. 211220.

8. Аркадьев, М. А. «Пиковая дама» и миф о царе Эдипе / М. А. Аркадьев // Музыкальная жизнь: ежемес. критико-публицист. иллюстр. журн. - М.: издательство «Композитор», 1993. - № 3. - С.34-36.

9. Асафьев, Б. В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев. - М.- JL: Музыка, 1965. - 136 с.

10. Асафьев, Б. В. Об опере: Избранные статьи / сост.: JI. Павлова-Арбенина, А.Б. Павлов-Арбенин. - Л.: Музыка, 1976. - 336 с.

11. Баева, А. А. Опера / А. А. Баева // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960-1990) / Ред.-сост. Е.Б. Долинская. -М., 2001.

12. Баева, А. А. Русская лирико-психологическая опера. 60-80 годы XX века / А. А. Баева. -М., 1996.-188 с.

13. Баева, А. А. Советская оперная драматургия последних десятилетий и идеи Стравинского / А. А. Баева // Музыкальный театр: События, проблемы. - М.: Музыка, 1990.-С. 49-66.

14. Баева, А. А. Шостакович и современная опера / А. А. Баева // Шостаковичу посвящается: сб. ст. к 90-летию композитора (1906-1996). - М.: Композитор, 1997. -С.135-142.

15. Басок, М. А. Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра: авто-реф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.02 / М. А. Басок. - М., 1983.

16. Барсова, И. А. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века / И. А. Барсова. - СПб.: Композитор, 2007. - 256 с.

17. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

18. Бекетова, Н. В. От сатиры и трагедии к трагедии-сатире / Н. В. Бекетова // Музыкальный театр Х1Х-ХХ веков: вопросы эволюции: сб. научных тр. - Ростов н/Д.: Гефест, 1999. - С. 49-72.

19. Бекетова, Н. В. Смеховой мир опер Шостаковича (к проблеме содержания гротескной концепции) / Н. В. Бекетова // Вопросы музыкального содержания: Сб. ст. РАМ им. Гнесиных. Вып. 136. -М., 1996. - С. 126-146.

20. Бекетова, Н. В. Трагическое и сатирическое в операх Шостаковича, автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Наталья Викторовна Бекетова. - М., 1991. - 24 с.

21. Белинский, В. Г. Собрание сочинений. Т.6. / В. Г. Белинский - М., 1985.

22. Белова, Е. М. По мотивам пьесы Вишневского Вс. Балет «Комиссар» по мотивам «Оптимистической трагедии» /Е. М. Белова // Театр. - 1986. - №12. - С. 61-65.

23. Бонфельд, М. Ш. Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» (к проблеме связности художественного текста) / М. Ш. Бонфельд // П.И. Чайковский. Вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения). Сб. трудов. Вып. 108. - М., 1989. - С. 2645.

24. Бородин, Б. Б. Комическое в музыке / Б. Б. Бородин. - М.: Композитор, 2004. — 207 с. нот.

25. Бялик, М. Г. Геннадий Банщиков (молодой ленинградский композитор) / М. Г. Бялик // Музыкальная жизнь. - 1969. - № 15. - С. 8-9.

26. Валькова, В. Б. Тематические функции стилевых цитат в произведениях советских композиторов. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных / В. Б. Валькова // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги / ред.-сост. В.Б. Валькова. - М.: Музыка, 1986. - С. 54-79.

27. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика / В. А. Васина-Гроссман. -М.: Музыка, 1972. - 152 с.

28. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово: Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция / В. А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1979. - 365 с.

29. Виленчик, Б. Я. Путешествие с «Пиковой дамой» (об исторических прототипах в повести Пушкина) / Б. Я. Виленчик // Нева. - 1987. - № 6. - С. 192-195.

30. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы: избранные: труды / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 1980. - 362 с.

31. Виноградов, В. В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов; [Предисл. Ю. Рождественского; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова] / В. В. Виноградов. - М.: Наука, 1999. - 703 е., л. портр.

32. Войткевич, С. Г. О претворении художественного принципа двойничества в творчестве Достоевского и опере Буцко "Белые ночи" / С. Г. Войткевич // Культура. Искусство. Образование: межвуз. сб. научн. и методич. тр. - Красноярск, 2002. -Вып.З: / отв. ред. Э.М. Прейсман; ред. H.A. Еловская. - С. 123-134.

33. Волков, С. М. Музыка фантастики - фантастика музыки (о Г. Банщикове) / С. М. Волков // Молодые композиторы Ленинграда - М-Л., 1971. - С. 43-55.

34. Воронина, Т. Н. Новое имя. Ансамбль камерной оперы / Т. Н. Воронина // Советская музыка. - 1970. - №6. - С. 150-151.

35. Гаврилова, Л. В. Музыкально-драматическая поэтика С.М. Слонимского (парадигмы метатекста): исследование / Л. В. Гаврилова. - Красноярск: КГАМиТ, 2003. -258 с.

36. Ганзбург, Г. И. О либреттологии / Г. И. Ганзбург // Сов. музыка. - 1990. - №2. -С. 78-79.

37. Гинзбург, JI. Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гинзбург. - Л., 1987. -230 с.

38. Гладкова, О. И. Г. Банщиков: петербургский стиль как он есть // О.И. Гладкова. XXI век. Начало. Музыка : силуэты петербургских композиторов /. - изд-. 2-е, доп. -СПб.: Музыка, 2008. - 294 е.: нот., фот.

39. Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Д. Гликман. - Л.: Сов. композитор, 1989. - 352 с.

40. Гоголь и театр / сост. и коммент. М.Б. Загорский. - М.: Искусство, 1952. - 634 с.

41. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений в X томах / Николай Васильевич Гоголь.-М., 1985.

42. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство: исследование / А. А. Гозенпуд. - Л.: Сов. композитор, 1981. - 224 с.

43. Голлер, Б. А. «Горе от ума» в современном мире / Б. А. Голлер // Вопросы литературы. - 2009. - №4. - С. 39-41.

44. Гончаренко, С. С.О поэтике оперы: учебное пособие / С.С. Гончаренко. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2010. - 260 е., цв. вкл.

45. Гончаренко, С. С. Принцип симметрии в русской музыке. Очерки / С. С. Гончаренко. - Новосибирск, 1998. - 231 с.

46. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. В. Григорьева. - М.: МГК, 1985. - 208 с.

47. Грюнвальд, И. Г. Художественная интерпретация времени / И. Г. Грюнвальд // Феноменология искусства: Сб. трудов / Ред. H.H. Никитина, Е.В. Шевцов. - М., 1996.

48. Давыдов, С. С. Туз в «Пиковой даме» / С. С. Давыдов // Филологические науки. -1999.-№33.-С. 110-128.

49. Данько, Л. Г. Заметки о поэтике оперы / Л. Г. Данько // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970 годов. Л., 1979. - С.4-17.

50. Данько, Л. Г. Комическая опера в XX веке / Л. Г. Данько. - Л.: Сов. композитор, 1986.

51. Данько, Jl. Г. Типология комической оперы / Л. Г. Данько // История и современность.-Л., 1981.-С. 129-225.

52. Данько, Л. Г. Жанр комической оперы в XX веке / Л. Г. Данько // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М., 1971. - С. 349-364.

53. Девятова, О. Л. Образ России в музыке постсоветского периода (1980-1990-е) / О. Л. Девятова // Известия Уральского государственного университета. №55 (2008). Вып. 15.-С. 52-64.

54. Денисенко, С. В. Трансформация текста пушкинской «Пиковой дамы» / С. В. Денисенко // Русская литература. - 1999. - № 2. - С. 205-214.

55. Дилакторская, О. Г. Достоевский и Пушкин / О. Г. Дилакторская // Русская литература. 1999. - № 2. - С. 181-189.

56. Долинская, Е. Б. О русской музыке последней трети XX века: Учебное пособие / Е. Б. Долинская. - Магнитогорск: Изд-во МаГК, 2000. - 158с.

57. Долинская, Е. Б. Русская музыкальная культура 1960-90-х годов // История современной отечественной музыки / ред.-сост. Е. Б. Долинская - Вып.З. - М.: Музыка, 2001.-652 с.

58. Друскин, М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: на материале классического наследия / М. С. Друскин. - Л.: Музгиз, 1952. - 344 с.

59. Друскин, М. С. Проблемы оперы / М. С. Друскин // О западноевропейской музыке XX века. - М.: Советский композитор, 1973. - 272 с.

60. Дулова, Е. Н. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII начала XX века): исследование / Е. Н. Дулова. - Минск, 1999. - 320 с.

61. Евзлин, М. С. Мифологическая структура преступления и наказания в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» / М. С. Евзлин // Славяноведение. - 1993. - № 2. -С. 67-80.

62. Ерёменко, Г. А. Музыкальный театр Запада в первой половине XX в. Текст: монография / Г. А. Ерёменко. - Новосибирск: НТК, 2008. - 280 с.

63. Есипов, В. М. Исторический контекст в повести Пушкина «Пиковая дама» В. М. Есипов // Вопросы литературы. - 1989. - № 4. - С. 194-205.

64. Золотусский, И. П. Гоголь / И. П. Золотусский. - М.: Молодая гвардия, 1979. -511 е.: ил.

65. Из прошлого и настоящего современной отечественной музыки. Вып. 4 / Сб. статей.-М.:МГК, 1991.

66. Интервью автора диссертации с композитором (Рукопись).

67. Интервью: «К счастью мне не приходится меняться...» (Беседа с композитором Г. Банщиковым / Записал С. Фролов) // Советская музыка. — 1990. - № 2. - С. 2-9.

68. История современной отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв.редактор Т.Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2005. - 556 с.

69. История современной отечественной музыки. В 3 томах. Т. 3 / Ред.-составитель Е.Б. Долинская. - М., 2001. - 652 с.

70. Казанцева, Л. П. «Пиковая дама» Пушкина Чайковского: столетие спустя Л. П. Казанцева // Музыкальный миллениум: искусство истории - история искусства: сб. науч. ст. /111 К. - Петрозаводск: Периодика, 2000. - С. 108-121.

71. Катонова, С. В. Музыка советского балета / С.В Катонова. - Л.: Советский композитор, 1980. - 295 с.

72. Королев, А. В. Карточные домики в «Пиковой даме» A.C. Пушкина / А. В Королев//Знамя.-1998. -№ 12.-С. 184-211.

73. Королева, И. Еще одно прочтение «Пиковой дамы» / И. Королева // Музыкальная жизнь. -2002. - №5. - С. 41.

74. Красухин, Г. Г. Добрым молодцам урок. Размышления о жанре «Пиковой дамы» / Г. Г. Красухин // Москва, 1987. - № 2. - С. 181-193.

75. Кржижановский, С. Д. Искусство эпиграфа (Пушкин) / С. Д. Кржижановский // Литературная учеба. - 1989. - № 3. - С. 102-112.

76. Кривицкий, Д. И. Одноактная опера (Заметки композитора). - М.: Знание, 1979. -56 с.

77. Кудряшов, Ю. В. О некоторых разновидностях жанра советской камерной оперы 70х годов / Ю. В. Кудряшов // Сб. Современная советская опера: Сб. научных трудов ЛГИТМИКА. - Л, 1985. - С. 89-110.

78. Кулешова, Г. Г. Вопросы драматургии оперы / Г. Г. Кулешова. - Минск: Наука и

техника, 1979. - 231 с. ил., нот. ил.

79. Лаврова, С. В. Цитирование в творчестве современных композиторов / С. В. Лаврова. - СПб: СПб консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2004. -194 с; 37 нот прим.

80. Левая, Т. Н. Советская музыка: диалог десятилетий / Т. Н. Левая // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги / ГМПИ им. Гнесиных. Сб. трудов. Вып. 82. - М., 1985. - С. 9-29.

81. Лежнев, А. 3. Проза Пушкина. Опыт стилевого анализа. Изд.2-е / А. 3. Лежнев. -М.: Художественная лит-ра, 1966. - 415 с.

82. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII-нач. XIX века). 2-е изд., доп / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1999. - 558 с.

83. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - СПб: Искусство, 1998. - 704 е., ил.

84. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп / Ю. В. Манн. - М.: Художественная лит-ра, 1988.-413 с.

85. Манулкина, О. Б. О «Петербургском ноктюрне»: 10 лет спустя / О. Б. магулкина // Музыкальная академия. - 1997. - № 1. - С. 51-53.

86. Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя / С. И. Машинская. - М.: Просвещение, 1979. - 432 с.

87. Мейерхольд, В. Э. Пиковая дама: Замысел. Воплощение. Судьба: документы и материалы / Сост., вст. ст. и коммент. Г.В. Копытовой. - СПб.: Композитор, 1994. -408 с.

88. Михайлов, М. К. Стиль в музыке: исследование / М. К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981.-260 с.

89. Мугинштейн, М. Л. Драматургический «резонанс» в опере / М. Л. Мунгинггейн // Советская музыка. - 1980. - № 12. - С. 73 -75.

90. Мугинштейн, М. Л. Переменные функции в оперной драматургии / М. Л. Мун-гиштейн // Сов. Музыка. - 1978. - №4. - С. 25-36.

91. Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы / Ред.-сост. A.A. Баева, E.H. Куриленко. -М.: Едиториал УРСС, 2004. - 373 с.

92. Никитина, JI. Д. Советская музыка. История и современность / Л. Д. Никитина. -М, 1991.-276 с.

93. Николаев, Д. П. Сатира Гоголя / Д. П. Николаев. - М.: Худ. лит., 1984. - 367 с.

94. Оголевец, А. С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах / А. С. Оголе-вец. - М.: Госмузиздат, 1960. - 523 с.

95. Оголевец, A.C. Вокальная драматургия Мусоргского / А. С. Оголевец. - М.: Музыка, 1966.-444 с.

96. Орджоникидзе, Г. Ш. Оперы Верди на сюжеты Шекспира / Г. Ш. Орджоникидзе. -М, 1967.-325 с.

97. Парин, А. В. Хождение в невидимый град: парадигмы русской классической оперы / А. В. Парин. - М.: Аграф, 1999. - 464 с.

98. Пивоварова, И. Л. Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника : автореф. ...канд.иск. : 17.00.02 / Пивоварова Инна Лаврентьевна. - Магнитогорск, 2002. - 26 с.

99. Переверзев, В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев. - М.: Сов. писатель, 1982. - 515 с.

100. Побережная, Г. И. Петр Ильич Чайковский / Г. И. Побережная. - Киев, 1994. -347 с.

101. Подорога, В. А. Двойное время / В. А. Подорога // Феноменология искусства. -М., 1996. -С. 89-116.

102. Проблемы музыкальной драматургии XX века: Сб. трудов ГМПИ им. Гнеси-ных. Вып. 69 / Отв. Ред. В.М. Цендровский. -М.: Музыка, 1983. - 159 с.

103. Пушкин, А. С. Сочинения в 3-х томах. Т.З. Проза / Александр Сергеевич Пушкин.-М.: Худ.лит-ра, 1987.

104. Пушкин A.C. в воспоминаниях современников // Сб. трудов. - М., 1974. - 524 с.

105. Пушкин в музыке: Справочник / Сост. Н.Г. Винокур, P.A. Каган; вступ. статья В.А. Васина-Гроссман. - М.: Сов. композитор, 1974. - 375 с.

106. Раабен, Л. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 60-80-х годов / Л. Н. Раабен. - СПб.: «Бланка», 1998. - 351 с.

107. Раимбекова, А. Н. Художественная антропология Н.В. Гоголя и своеобразие ее воплощения : автореф. ...канд.филолог.наук : 10.01.01/ Раимбекова Алия Ану-архаровна. - Алматы, 2009. - 31 с.

108. Раку, М. Г. «Авторское слово» в оперной драматургии: автореф. дис .... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Марина Григорьевна Раку. - М., 1993.

109. Раку, М. Г. «Не верьте в искренность пастушки...» / М. Г. Раку // Музыкальная академия. - 1993. - № 4. - С. 203-206.

110. Раку, М. Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа / М. Г. Раку // Музыкальная академия. -1999. - № 2. - С. 9-20.

111. Рахманова, М. П. Обращенная к человеку (о виолончельных симфониях-концертах композитора Г. Банщикова) / М. П. Рахманова // Советская музыка. -1968.-№ 9.-С. 42-47.

112. Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М., 1997.

113. Ручьевская, Е. А. Парус над ветром / Е. А. Ручьевская // Советская музыка. -1980.-№9.-С. 28-33.

114. Ручьевская, Е. А. Поэтическое слово Пушкина в опере Даргомыжского Каменный гость / Е. А. Ручьевская // Пушкин в русской опере (Каменный гость Даргомыжского, Золотой петушок Римского-Корсакова). - СПб., 1998. - С. 5-136.

115. Ручьевская, Е. А. Формообразующий принцип как историческая категория / Е. А. Ручьевская //История и современность. - JI., 1981.-С. 120-138.

116. Сабинина, М. Д. Заметки об опере / М. Д. Сабинина // Советская музыка на современном этапе. -М.: Сов. композитор, 1981. - С. 70-100.

117. Сабинина, М. Д. Опера-оратория и моноопера / М. Д. Сабинина // Советский музыкальный театр. -М.: Сов. композитор, 1982. - С. 19-63.

118. Савенко, С. С. Три карты А. Васильева / С. С. Савенко // Музыкальная академия. 1997. -№ 3. - С. 20-25.

119. Селицкий, А. Я. Современная советская моноопера: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02/А. Я. Селицкий. -М., 1981.

120. Смелянский, А. М. Наши собеседники. Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов / А. М. Смелянский. - М.: Искусство, 1981. - 367 с.

121. Смелянский, A. M. Растущий смысл. (Проблемы интерпретации классики) / А. М. Смелянский // Классика и современность. - М., 1987. - С. 5-45.

122. Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра / ГМПИ им. Гнесиных. Сб. трудов. Вып. 82. -М., 1985.

123. Советский музыкальный театр: проблемы жанров. Сб. статей. - М., 1982. - 234 с.

124. Стилевые искания в музыке 1960-1970-х г. // Сб. статей. / Ред.сост. Е. Г. Шев-ляков. - Ростов н/Д, Гостовская государственная консерватория им. Рахманинова, 1994.

125. Столович, JI. Н. Искусство и игра / JI. Н. Столович // Эстетика. - М.: Знание, 1987.-64 с.

126. Тараканов, M. Е. Музыкальный театр А. Берга / M. Е. Тараканов. - М.: Советский композитор, 1976. - 560 с.

127. Тараканов, M. Е. О выражении конфликтов в инструментальной музыке / M. Е. Тараканов // Вопросы музыкознания. Т. 2. - М.: Музгиз, 1956. - С. 207-227.

128. Тараканов, M. Е. Русская опера в поисках новых форм / M. Е. Тараканов // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. - М., 1997.-С. 165-301.

129. Тараканов, M. Е. Творчество Родиона Щедрина / M. Е. Тараканов. - М.: Советский композитор, 1980. - 328 с. с нот. ил.

130. Тюменева, Г. А. Гоголь и музыка / Г. А. Тюменева. - М.: Музыка, 1966.-216 с.

131. Устиненко, В. Ф. Место и роль игрового феномена в культуре / В. Ф. Устю-гова // Философские науки. - № 2. - М., 1998. - С. 34-42.

132. Ферман, В. Э. Оперный театр: статьи и исследования / В. Э. Ферман. — М.: Музгиз, 1961.-354 с.

133. Финкелынтейн, Э. И. Г. Банщиков. Монографический очерк / Э. И. Финкель-штейн. - JL: Сов. композитор, 1983. - 85 с.

134. Фрадкина, Э. Б. Федор Волков трагическая судьба: опера Г. Банщикова «Любовник Мельпомены» / Э. Б. Фрадкина // Музыкальная академия, ежеквартальный

научно-теоретический и критико-публицистический журнал. - М., 2004. - №3. - С. 17-22.

135. Фридкин, В. М. Вояж Пиковой дамы / В. М. Фридкин // Наука и жизнь. - 1984. - № 7. - С. 70-74.

136. Фридкин, В. М. Пропавший дневник Пушкина / В. М. Фридкин. - М.: Знание, 1991.-206 с.

137. Хейзинге, Й. Homo ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. В. В. Ошиса. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 351 с.

138. Храпченко, М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь; Величие писателя / М. Б. Храпченко. -М.: Современник, 1984. - 653 е.: портр.

139. Черкашина М. Р. Опера XX столетия / М. Р.Черкашина. - Киев: Музична Украина, 1981.-207 с.

140. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т. Ю. Чернова. — М.: Музыка, 1984. - 144 с.

141. Шахназарова, Н. Г. Современность как традиция (обзор процессов в музыке XX века / Н. Г. Шахназарова // Музыкальная академия. - 1997. - № 2. - С. 3-14.

142. Эльяш, Н. И. Пушкин и балетный театр / Н. И. Эльяш. - М.: Искусство, 1970. -344 с.

143. Эпштейн, М. П. Игра в жизни и в искусстве / М. П. Эпштейн // Современная драматургия. - 1982. - №2. - С. 244-255.

144. Яковлев, В. В. Избранные труды о музыке. Т.1. / В. В. Яковлев. - М.: Музыка, 1961.

145. Ярустовский, Б. М. Оперная драматургия Чайковского / Б. М. Ярустовский. -М., 1947.-241 с.

146. Ярустовский, Б. М. Очерки по драматургии оперы XX века / Б. М. Ярустовский. Кн. 1. - М.: Музыка, 1971. -347 с.; Кн.2.-М.: Музыка, 1978.-252 с.

147. Ярустовский, Б. М. Драматургия русской оперной классики / Б. М. Ярустовский. -М.: Музгиз, 1958. - 374 с.

Интернет-источники

148. rhttp://blogs.pravostok.ru/aborigens/2012/02/14/boa-endurni-i-kazi-galeny/l. Дата посещения 23.11.2013

149. Малышева, Т. Ф. Гротеск в русском и советском музыкальном театре первой трети XX века : автореф. ...канд.иск. : 17.00.02 / Малышева Татьяна Федоровна. - Москва, 1987. // http://www.dissercat.com/content/grotesk-v-russkom-i-sovetskom-muzykalnom-teatre-pervoi-treti-xx-veka. Дата обращения 2. 12. 2013.

150. Меньшикова, Е. Р. Феномен гротескного сознания / Е. Р. Меньшикова // Теоретический журнал Credo new. - 2011. - № 2. // http://credonew.ru/content/view/1020/65/ Дата посещения. 20.01.2014.

151. Чаадаев, , П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев // http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html. Дата выхода 30.12.2012

152. Перевалова, А. В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира) : автореф. ...канд.иск. : 17.00.02 / Перевалова Алина Владимировна. - Новосибирск, 2013. - 26 с. // http://www.nsglinka.ru/files/ref/PerevalovaAV.pdf Дата посещения 25.01.2014

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.