Музыкальное просвещение чувашского народа в его историческом развитии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алжейкина, Галина Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алжейкина, Галина Владимировна
Введение.
Глава I. Музыкальное просвещение в истории чувашского народа
1.1. Песенная традиция как этнокультурная основа музыкального просвещения чувашского народа.
1.2. Музыкальное просвещение чувашского народа с IX в. до начала XX в.
Глава II. Историко-педагогический опыт музыкального просвещения в Чувашии в XX в.
2.1. Опыт обучения игре на музыкальных инструментах в Симбирской чувашской учительской школе.
2.2.Просветительско-недагогический опыт передовых учителей музыки Чувашии.
2.3. Использование исторического опыта музыкального в просвещения в учебно-воспитательном процессе современной школы (на примере государственного общеобразовательного учреждения «Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С. Лебедева МО ЧР»).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века2008 год, кандидат педагогических наук Сычева, Ольга Викторовна
Педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии2005 год, кандидат педагогических наук Лукашевич, Тамара Михайловна
Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков2004 год, кандидат педагогических наук Иванова, Наталия Ивановна
Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX - начала ХХ веков1998 год, кандидат исторических наук Ефимов, Лев Архипович
Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики2000 год, доктор педагогических наук Земляков, Александр Егорович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное просвещение чувашского народа в его историческом развитии»
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества этническая специфика все больше перемещается из области экономической в область духовной культуры, образования. Основополагающими источниками, определяющими содержание музыкального образования подрастающего поколения, являются прогрессивные народные традиции, устное народное творчество, фольклор - национальные ценности региона. Этот комплекс дает неоценимый материал для понимания общественной жизни народа, обладает большим художественно-эстетическим потенциалом, формирующим духовность нации.
Необходимость целостного анализа явлений духовной жизни, культуры общества, формирующих систему образования, предполагает опору на факты, вскрытие причинно-следственных связей, выявление закономерностей, обращение к истории вопроса и предвидение того, какие формы работы следует использовать в дальнейшем, какие условия для этого необходимы. Таким образом, исторический контекст становится своего рода методом исследования и прогнозирования педагогических явлений, среди которых музыкальное просвещение имеет важное значение в формировании личности как объекта и субъекта культуры.
История музыкального просвещения чувашского народа не ограничивается лишь констатацией фактов, а дополняется анализом сложного взаимодействия множества объективных и субъективных факторов, влияющих на образовательную теорию и практику. При этом нельзя упускать из виду важной закономерности развития педагогического знания - необходимости периодического возврата к истории вопроса. Эта необходимость обусловлена тремя обстоятельствами: актуализацией проблем истории музыкального просвещения чувашского народа под влиянием запросов современной педагогической теории, задачами нового осмысления старых проблем, неизбежным «старением» историко-педагогических исследований.
Одно из основных призваний музыкальной педагогики — работать на современность. Необходим выход истории музыкальной педагогики на современный уровень, пересмотр всего методологического и теоретического арсенала, переосмысление проблем с позиций современного научного знания, его задач, достижений.
Вместе с тем актуальность обновления содержания образования должна исходить из выработанной человечеством иерархии духовных ценностей национальной культуры. Основы музыкального образования направлены, прежде всего, на познавательную и практическую деятельность школьников в изучении социального и культурного достояния музыкального искусства, на осознание ценности исторической традиции в культурном контексте современной жизни. Социальный статус школы выдвигает перед ней в качестве важнейшей задачу воспитания личности школьника, наделенной исторически национальным самосознанием, что обуславливает научный и практический интерес к решению проблем, связанных с историей музыкального просвещения чувашского народа.
Освещение истории музыкального просвещения чувашского народа связано с другими науками, культурой, искусством. Благодаря этой интеграции усиливается ее влияние на деятельность школы и, в конечном счете, возрастает ее научный статус.
Длительное время история этого вопроса развивалась по экстенсивному пути, за счет расширения фактологической базы, тематического диапазона при незначительном методологическом и теоретическом их углублении, при определенной внутренней замкнутости и изоляции от смежных областей науки. Накопился обширный, но разрозненный материал. Но теоретическое его освоение - недостаточно, отсутствует обобщенное знание, рассмотрение крупных, сквозных тем, составляющих стержень музыкального образования в республике. Эти факторы актуализируют потребность методологического и теоретического освещения этой проблемы, проведения историко-культурного исследования, необходимой целенаправленной планомерной разработки проблем истории музыкального просвещения чувашского народа.
Историография темы. Культура чувашского народа стала предметом изучения крупных историков, фольклористов, исследователей второй половины XVIII - XX веков. К началу XX в. было известно 562 названия книг, брошюр, журнальных и газетных заметок на русском языке о чувашах. О возросшем в русской науке второй половины XVIII в. интересе к этнографическому и историческому изучению чувашей свидетельствует ряд опубликованных описаний и сведений о чувашском народе. К ним относятся сообщения о чувашах Оренбургского края в «Топографии Оренбургской» П. Рычкова [117], в «Путешествии по разным провинциям Российской империи» П.С. Палласа [101], в «Записках путешествия» И. Фалька [136], в «Описании всех обитающих в российском государстве народов» в «Дневных записках» И. Лепехина [68].
Своеобразие чувашского этноса отмечали Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, А.С. Пушкин, JI.H. Толстой, М. Горький, П.И. Мельников-Печерский, Н.С. Лесков, С.Т. Аксаков, Н.М. Гарин-Михайловский, А.А. Фадеев, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Л.М. Леонов, В.П. Астафьев. Они обращали внимание на формирование особых отношений чувашей с сопредельными народами - мари, татарами, русскими, башкирами, удмуртами - доброжелательности, отзывчивости.
В работах И.И. Лепехина, В.И. Даля, С.В. Максимова история чувашского народа, его духовная и материальная культура, народные традиции показаны в неразрывной связи с русской культурой.
Исследователи XIX - начала XX вв.: Е.А. Малов, А. Можаровский, В.А. Мошков, А.А. Фукс, А.Ф. Риттих, К.В. Харлампович, С.И. Миропольский, Д. Анастасиев, С.В. Смоленский, B.C. Михайлов своими трудами внесли существенный вклад в историю, этнографию, культуру народов России.
Поездки-путешествия этнографов давали возможность познакомиться с музыкальной культурой народа, изучать народные традиции, праздничный быт крестьян окрестных деревень, местные традиции в проведении христианских и языческих праздников. Одним из способов улучшения положения крестьянства на территории Среднего Поволжья исследователи считали распространение христианства и просвещения. Они выступали против обезличивания народа, за сохранение музыкальной культуры и языка. Изучая быт чувашей, их творчество, исследователи обратили внимание на то, что от старших поколений младшим посредством музыкального фольклора передаются нравоучения о добропорядочной жизни.
Первым этнографом, историком, литератором, исходившим в своей исследовательской работе из оценки чувашского творчества как отражения трудовой жизни народа, был чуваш С.М. Михайлов [79]. Он считал главным в этнографии и фольклористике не выявление внешних отличительных признаков быта, языка, а уяснение внутренних причин, определивших сходство и различие исторических судеб русского и чувашского народов. В музыкальной культуре различал национально-самобытное и приобретенное в результате многовековых сношений и совместной жизни с сопредельными народами. Тема взаимосвязей проходит через все его труды как основная. С.М. Михайлов писал, что школа должна быть местом подготовки людей для работы в местной администрации.
В работах В.А. Мошкова, изучавшего культуру многих народов России, чуваши выделяются из всех нерусских народностей Поволжья как наиболее любящий музыку народ, отмечается красота языка в песенных текстах, живая энергия, безмерная сила народной чувашской музыки [81, 34]. Некоторые выводы общего характера этих обзоров, ставящих исследовательские задачи, выглядят объективными и сейчас, например, взаимосвязь звукоряда напевов чувашского народа с музыкой восточных стран [81,41].
Первыми трудами, в которых научному анализу были подвергнуты история просвещения чувашей Среднего Поволжья, народное образование чувашей, музыка народа, явились работы Н.В. Никольского, написанные на основе архивных фондов [87-91]. По информативности содержащихся в них сведений исследования до сих пор не утратили своего значения. Н.В. Никольский, конспективно излагая историю музыки народов Поволжья, указал пути проникновения русской музыкальной культуры в многонациональную среду. Один из них - через школу и церковь. Ученый выявил соотношение светского и церковного в народной культуре чувашей, близко соприкасавшихся с русскими. Н.В. Никольский рассматривает музыку с древнейших времен как часть религии, принадлежность обрядовой стороны, а также большое влияние русского народа, знакомящего через христианизацию местные народности со своими музыкальными ценностями. В связи с этим, церковное пение он видит как один из важнейших предметов в школах для новокрещенных татар, чувашей, мари, удмуртов. Ученый проводит хронологию введения в учебные планы народных школ светской музыки, системы нотописания, многоголосия, инструментального обучения. С выходом работ Н.В. Никольского был совершен качественный скачок в изучении истории музыкального просвещения на территории современной Чувашии. Н.В. Никольский впервые ввел в научный оборот материалы архивов Св.
Синода, нижегородской и Казанской духовных консисторий, монастырей, сельских церквей, при которых открывались первые школы для чувашского народа.
В работе «История церковноприходской школы» [78] русский ученый С. Миропольский исследует историю образования и развития церковноприходских школ, раскрывает причины возникновения и условия их организации, методику и содержание уроков церковного пения.
Известные этнографы Г.И. Комиссаров и П.Г. Григорьев собрали весьма интересный материал, в котором отражены некоторые вопросы народного просвещения [171]. В личном рукописном фонде П.Г. Григорьева есть подробное описание новаторских для своего времени методов уроков пения учителя В.А. Ислентьева [178]. Как большинство учителей народных училищ XIX в., В.А. Ислентьев был педагогом-универсалом, преподавая несколько предметов, позже стал известным методистом, автором ряда учебных и методических пособий для работы в нерусских школах Казанской губернии.
Зарождение и развитие национальной школы связано с именем И.Я. Яковлева, подвижническая деятельность которого за национальную школу привела к появлению «Золотого века» в культуре чувашей, ярчайшим представителем которого является Ф.П. Павлов.
В центре работ Ф.П. Павлова - возникновение и развитие традиций чувашей в области музыки и музыкально-эстетического воспитания [98; 99]. Рассматривая песни и мелодии народа как основу будущей чувашской музыки, Ф.П. Павлов считал употребление фольклора в школе основой появления национальных музыкантов, певцов, композиторов, музыковедов. Развитие музыкальной культуры народа видел в обучении детей пению и инструментальной музыке.
Музыковеды-исследователи XX в. Б.В. Асафьев, Ю.В. Келдыш рассматривали развитие музыкального образования как живого образного искусства, обращаясь к теме развития певческого искусства на Руси, отмечали самостоятельную, эстетическую и познавательную ценность художественного творчества [17; 48].
Вопросы просвещения чувашей затрагиваются в работах чувашских историков В.Д. Дмитриева и М.Я. Сироткина [36; 123]. В.Д. Дмитриев связывает распространение грамотности, в том числе музыкальной, с развитием христианства, миссионерства, отмечает богатство песенно-музыкального творчества чувашей, преобладание пентатоники, установившейся, по словам ученого, во времена пребывания предков чувашей в Азии, в соседстве с Китаем. Прежде всего в контексте эстетического воспитания рассматриваются игры и хороводы. Их лиричность и оптимизм выражают философское обобщение народом явлений окружающей действительности, в то время как фольклор олицетворяет утверждение и соблюдение норм нравственного поведения, возможность воспитания подрастающего поколения в желательном для народа духе.
Однако успехи культурного развития чувашского народа в XVIII в., как отмечают авторы, не в массовой христианизации и насаждении клерикальной грамотности, которую несли миссионеры язычникам-чувашам. Это - светская, демократическая культура русского народа, продвигаемая вперед прогрессивными деятелями культуры и усваиваемая путем непосредственного общения и крепнувших из года в год культурно-экономических связей. М.Я. Сироткин пишет о том, что в XVIII — первой половине XIX в. среди чувашей стали складываться начатки грамотности, создаваться традиции использования русской письменности для целей просвещения населения на родном языке, в связи с чем появилась переводная, в том числе и клерикальная, певческая литература на чувашском языке [123, 396]. Строго конфессиональный характер системы просвещения, отсутствие оригинальной письменности, по мнению историка, явились тормозом к развитию грамотности населения.
Разные аспекты проблемы музыкально-эстетического воспитания чувашского народа стали предметом исследования таких педагогов, музыковедов второй половины XX в. как Г.А. Алексеев, Г.Н. Волков, Ю.А. Илюхин, Н.Г. Краснов, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова.
Основатель нового направления в отечественной педагогике — этнопедагогики - Г.Н. Волков, обстоятельно изучивший область народных знаний, отмечает наличие особых представлений народа о содержании и средствах обучения и воспитания подрастающего поколения с глубокой древности. Всесторонне рассматривая формы народного воспитания, Г.Н. Волков видит в народной музыке органичное единство формы и содержания, что является одним из проявлений всеобщей связи и взаимозависимости комбинированных средств воздействия на личность. Посредством народной песни осуществляется теоретическая и практическая сторона эстетического воспитания, раскрывается внешняя и внутренняя красота человека. Огромную ценность представляет трактовка воспитания как целостного процесса, проявляющегося и во взаимосвязи отдельных сторон личности, и в наличии комбинированных мер воздействия - комплексных форм организации жизни и деятельности детей [24, 30].
Г.Н. Волков рассматривает фольклор не только как своеобразный вид искусства, особую форму общественного сознания и неотъемлемый компонент повседневного быта народа, но и как метод эстетического развития, нравственного становления, деятельного отношения к действительности, преодоления психического и социального инфантилизма [29]. Средствами музыки в народной педагогике с колыбели воспитывали необходимые знания, умения, навыки, чувство красоты, способность к реализации творческих способностей.
В 80-90-е гг. историографию чувашского народа пополнили работы Н.Г. Краснова, Г.А. Алексеева [58; 6-9;]. Труды представляют комплексные исследования развития просвещения в Среднем Поволжье. История просвещения рассматривается ретроспективно: в первобытнообщинном строе, в Волжской Булгарии, в Золотой Орде, в составе России. В них ученые обращают особое внимание на организацию детских музыкальных игр, методику использования детских музыкальных инструментов в эстетическом воспитании детей, развитие нравственности в разнообразных культовых обрядах, вносящих природосообразность, естественность в жизнь детей. Духовенство ученые рассматривают как единственное сословие, способствовавшее получению народом начального образования.
Во второй половине 80-х и особенно в 90-е гг. заметно расширяется проблематика исследований, изменяется уровень осмысления фактов и событий в истории педагогики народов, связанный прежде всего с подъемом в обществе национального самосознания.
Общепедагогические и этнопедагогические основы школьной национально-культурной среды в истории образования Чувашии рассматриваются в трудах ученого, заслуженного учителя РФ JI.B. Кузнецовой [63-66]. В обобщающих трудах дается подробный анализ процесса формирования и функционирования национально-культурной среды в народно-педагогической традиции до современности, рассматривается такой аспект, как воспитательные возможности художественных традиций чувашского народа.
Заслуживают особого внимания работы Т.Н. Петровой [103-107]. На основе анализа значительного круга новых источников в работах Т.Н. Петровой раскрываются как содержание, так и механизмы деятельности первых новокрещенских школ на территории Среднего Поволжья. В исследованиях дан интересный материал о первых учебниках и учебных пособиях на чувашском языке в учебных заведениях XVIII в. Это были первые переводческие работы русской церковно-клерикальной литературы, в том числе и певческой.
Трудно переоценить значение работ музыковеда Ю.А. Илюхина, посвященных становлению и развитию музыкального искусства Чувашии [42; 43]. В статье о музыкальном воспитании и образовании в СЧУШ автор прежде всего рассматривает музыковедческие аспекты проблемы [44]. Представляет историко-культурный интерес книга А. Иванова-Эхвета «Музы ищут приют», раскрывающая этнокультурный средовой фактор процесса воспитания и обучения в СЧУШ [40]. С позиций сегодняшнего дня, учитывая появление новых архивных материалов, сведения об обучении воспитанников СЧУШ игре на музыкальных инструментах могут быть существенно расширены и дополнены новыми сведениями. Появление работ Ю.А. Илюхина, А. Иванова-Эхвета, безусловно, стимулировало возрастание интереса к проблемам музыкально-педагогического образования в Чувашии.
Так, вплотную к проблемам становления музыкально-педагогического образования в Чувашии подошла Н.И. Гилязева. Располагая обширными данными о развитии педагогики во второй половине XIX - начале XX вв., автор раскрывает вопросы общепедагогической и музыкальной подготовки будущих учителей в СЧУШ, а также деятельность бывших воспитанников СЧУШ [31].
Заслуживает внимания вопрос реализации содержания музыкального образования детей в дореволюционных начальных школах на уровне предмета «церковное пение», исследованные в работах Н. Кошминой, JI.H. Романова, В. Беляева [55; 56; 114; 20]. Авторы доказывают, что церковное пение служило важнейшим средством приобщения учащихся к общечеловеческим духовным ценностям через эмоциональное переживание. Поэтому содержание учебного предмета «церковное пение» было направлено на формирование внутреннего мира подрастающего человека, его духовно-нравственного облика, передавало картину мира в слитности чувства и мысли. Церковная музыка создавала такой психологический климат, при котором все разнообразие психических состояний - эмоциональных, волевых, интеллектуальных - регулировалось благоприятным воздействием одухотворяющей силы искусства.
Материалы о культуре, истории, традициях чувашского народа печатались как в столичных, так и в местных периодических изданиях. Тематика публикаций отличается особым вниманием к религии, истории, культуре, народной педагогике. Представители чувашской интеллигенции активно печатались в изданиях: «Волжский вестник», «Вера и церковь», «Заволжский муравей», «Московские ведомости», «Начальное обучение», «Народное образование», «Симбирские губернские ведомости», «Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при императорском Казанском Университете». Это И. Юркин, Н. Охотников, Н.В. Никольский, И.Я. Яковлев. Осмысление роли и места чувашского народа в разнообразии народов мира свидетельствует о формировании и становлении не только этнологического мышления, но и педагогического сознания.
Анализ историко-педагогической, музыкально-педагогической и музыковедческой литературы дает основание утверждать, что проблема истории музыкального просвещения чувашского народа до сих пор не была предметом исследований в отечественной педагогике и остается пока слабо разработанной. Историко-педагогическое, историко-культурное изучение данной проблематики выявило ее актуальность, обусловленную обострением противоречия между потребностью изучения истории музыкального просвещения чувашского народа как богатейшего культурно-исторического феномена для перспективы использования ценных элементов прошлого в современной образовательной практике и недостаточной изученностью этого предмета. Это обусловило выбор темы нашего исследования и определило его проблему: каковы сущностные характеристики истории музыкального просвещения чувашского народа в его историческом развитии?
Хронологические рамки исследования включают в себя IX -середину XVI вв. в период распространения ислама на территории современной Чувашской Республики, XVI - до 1917 г. в составе Российского государства. На примере деятельности видных музыкантов-педагогов исследуется история музыкального просвещения чувашского народа в XX в. Исследование завершается современным этапом, где происходит обобщение и внедрение исторического опыта в учебный процесс современной школы.
Целью исследования является историко-педагогический анализ музыкального просвещения чувашского народа с выявлением его содержания, этапов и периодов развития, ведущих тенденций и определением перспектив использования позитивного опыта в практике современной школы.
Объект исследования - музыкальное просвещение чувашского народа.
Предмет исследования - этапы и основные тенденции в истории музыкального просвещения чувашского народа
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что исследование историко-педагогических и этнокультурных аспектов, выявление этапов и основных тенденций музыкального просвещения чувашского народа обеспечивает преемственность и перспективность современной системы общего музыкального образования в Чувашии, является важнейшим условием его действенности и результативности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Обосновать роль песенной традиции как этнокультурной предпосылки становления музыкального просвещения чувашского народа.
2. Выявить и проанализировать основные этапы и тенденции становления и развития музыкального просвещения чувашского народа в культурно-исторической обусловленности.
3. Раскрыть организационно-структурные основы обучения игре на музыкальных инструментах в СЧУШ в контексте национальных и общеевропейских традиций, обеспечивающих культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-педагогических традиций.
4. Обобщить просветительско-педагогический опыт передовых учителей музыки Чувашии для использования в современной образовательной практике.
5. Определить основанные на историко-педагогическом опыте перспективные направления развития современной системы музыкального образования в Чувашии с учетом национально-регионального компонента.
Методологическую основу исследования составили принципы исторического и логического в педагогическом познании; научности и объективности в рассмотрении педагогических явлений и закономерностей общего, особенного и единичного; положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования; системный подход к исследованиям историко-педагогических явлений и фактов.
Документальной основой диссертации послужили опубликованные материалы и архивные источники.
I. Опубликованные источники подразделяются натри категории:
1. Этнографические описания, монографии и статьи дореволюционных и современных исследователей, материалы периодической печати.
2. Опубликованные документальные материалы. По истории музыкального просвещения чувашского народа нет ни тематических, ни общих сборников документов, отрывочные материалы опубликованы либо в общероссийских сборниках, либо в виде отдельных публикаций. Значительное число документов содержится в сообщениях Министерства Народного Просвещения, инструкциях и циркулярах правительственных органов образования, отчетах Казанского Епархиального училищного совета.
3. Исторические легенды и этнографические материалы XIX - начала XX вв. Исторических преданий, отражающих музыкальную культуру чувашского народа, мало. В легендах можно видеть отражение взглядов чувашей на происхождение музыкального искусства.
В раскрытии явлений музыкальной культуры чувашского народа использовались этнографические записи XIX - начала XX вв., поскольку музыкально-педагогические обычаи, обряды народа в течение столетий сохранялись без существенных изменений. При выяснении вопросов музыкально-педагогической практики чувашского народа в семейной и общинной среде мы воспользовались песенным этнографическим материалом Ф.П. Павлова, С.М. Максимова [135, 92].
II. Архивные источники. В работе использованы материалы архивов гг. Чебоксар, Ульяновска.
Так, по теме исследования наибольшее число фондов сосредоточено в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Здесь собрана большая часть фондов о системе образования XVIII - XX столетий. Богатыми собраниями, содержащими материалы по нашей теме, являются фонды монастырей: Алатырского Троицкого мужского (Ф. 245), Цивильского Тихвинского женского (Ф. 290), Чебоксарского Троицкого мужского (Ф. 298), Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего (Ф. 244). Наиболее распространенный тип актового материала - указы монастырей, которые являлись распоряжениями исполнительного порядка, в том числе о действии при монастырях школ, где изучались песнопения (Ф. 244, 298). Много ценного материала имеется в фондах образовательных учреждений городов, уездов и провинций Чувашии (Ф. 222, 508, 501, 1546, 1335, Р-2387, Р-1722). Для нашей темы исследования важное значение имеют отчеты начальных училищ, церковно-приходских школ и школ грамоты. Данные источники содержат богатый материал о преподавании церковного пения на чувашском языке, учебных планах и программах (Ф. 501).
Большую ценность представляет научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук - несколько томов копий и выписок из архивов Синода, Нижегородской и Казанской духовных консисторий, местных монастырей, церквей (Т. 44, 195, 304, 221, 116, 423, 188, 264), а также из других архивов, сделанных профессором Н.В. Никольским в дореволюционное время (Т. 233, 186, 161, 288). Кроме того, были использованы оригиналы и копии документов о чтении и пении на чувашском языке (Т. 193), сведения о переводе книг на чувашский язык и о музыкальных переложениях (Т. 178).
Были подвергнуты рассмотрению собрания документов о просвещении чувашского народа Центрального государственного архива Ульяновской области, наиболее полно представленные по Симбирскому епархиальному комитету православного миссионерского общества (Ф.135), Симбирской духовной консистории (Ф.134), отрывочно - по Симбирскому духовному правлению (Ф 852).
В работе использованы два частных архива: архив рукописного фонда Григорьева Г.П., в котором собраны материалы по Ядринскому и Чебоксарскому уездам. архив Комисарова Г.И. В этом архиве нами использованы дела, относящиеся к истории образования чувашей в уездных гимназиях, училищах, церковно-приходских школах, а также уставы учебных заведений, сведения об учебных предметах и пособиях.
Ценные материалы для характеристики народного просвещения чувашей обнаружены в Краеведческом отделе и Отделе редкой книги Национальной библиотеки Чувашской Республики.
Методы исследования: выявление, сбор, классификация и изучение источников; теоретический анализ научно-педагогических, этнографических, культурологических, этнопедагогических источников; историко-логический анализ архивных материалов, произведений музыкального фольклора чувашского народа по теме исследования; сравнение, описание; анкетирование; математическая обработка количественных показателей. Применялись историко-логический, реконструктивный методы. При разработке проблематики исследования учитывалась современная тенденция к интеграции различных гуманитарных знаний.
Научная новизна исследования:
• Анализ песенной традиции в этнопедагогическом аспекте выявляет потенциал использования ценностей менталитета чувашского народа в педагогических целях для современной системы образования.
• В диссертации впервые на основе анализа имеющейся литературы и документальных источников установлены основные этапы, периоды развития истории музыкального просвещения чувашского народа.
• Исследованные организационно-содержательные аспекты обучения игре на музыкальных инструментах в Симбирской чувашской учительской школе как синтез национальных и европейских традиций восстанавливают культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-педагогических традиций.
• Доказаны на большом фактологическом материале продуктивность и перспективность многолетней деятельности видных педагогов-практиков
Чувашии первой половины XX века, воссозданы их биографии и выявлено творческое и музыкальное наследие.
• Актуализирован исторический опыт музыкального просвещения чувашского народа, определены пути реализации конструктивного потенциала этого опыта в современных условиях.
Теоретическая значимость. Комплексно рассмотрено музыкальное просвещение чувашского народа в различных аспектах (народно-педагогическая, общественно организованная практика), характеризующихся особенностями содержания воспитательной и образовательной деятельности и составом учебных учреждений.
Собран и представлен обширный материал, предоставляющий возможность объективной оценки исторического опыта музыкального просвещения чувашского народа, дополняющий историю музыкальной педагогики.
Результаты и выводы исследования пополняют научно-теоретический потенциал знаний о духовной культуре чувашского народа.
Практическая значимость состоит в открывающихся возможностях использования материалов исследования при создании обобщающих работ по истории духовной культуры и музыкального образования в Чувашии, учебной литературы, а также методических разработок, развивающих ценные элементы наследия региональной музыкально-образовательной практики прошлого для применения в современном образовательном процессе. Программа спецкурса «История музыкального образования в Чувашии» введена в программу дисциплины «История музыкального образования» на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Материалы исследования могут послужить основой содержания лекционно-практических курсов и спецкурсов в системе подготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов, культурологов, искусствоведов, историков, а также использоваться в различных формах просветительской работы.
Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в исследовании, обеспечиваются соответствием научного аппарата объекту, предмету, задачам исследования, применением совокупности методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачам; широтой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы; комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальное просвещение чувашского народа в его историческом развитии включало этнопедагогическую и общественно организованную практику, а также являлось важнейшим элементом целостной педагогической системы в историческом процессе приобщения подрастающего поколения к музыке.
2. Песенная традиция, представляя собой механизм приобщения чувашского народа к музыке, являлась этнопедагогической предпосылкой становления музыкального просвещения чувашского народа, осуществляла важнейшие функции музыкальной культуры: освоение языка народной музыки, передача опыта творческого музицирования, формирование представителя народной культуры.
3. Организационно-содержательные основы обучения игре на музыкальных инструментах в Симбирской чувашской учительской школе представляли собой синтез национальных и европейских традиций. Становление и развитие инструментального обучения обеспечивало культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-педагогического опыта.
4. Многолетний опыт творческого педагогического наследия передовых учителей музыки отражает до- и послереволюционную систему музыкального воспитания и обучения в Чувашии, его содержательную сторону в этноисторической обусловленности.
5. Внедрение исторического опыта музыкального просвещения чувашского народа в учебно-воспитательный процесс школы способствует реализации национально-регионального компонента в новых социокультурных условиях. Повышение значимости национального музыкального наследия определяет перспективы развития музыкального образования в Чувашии.
Апробация исследования. Основные положения диссертации были освещены в выступлениях автора на Всесоюзной конференции «Моделирование процесса эстетического воспитания в регионально-образовательном пространстве» (г. Чебоксары, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» (г. Чебоксары, 2003), на Республиканской научной конференции «Труд учителя: социально-медицинские, психологические, педагогические и юридические аспекты» (г. Рязань, 2003 г.), Республиканской научно-практической конференции «Современный урок музыки» (г. Чебоксары, 2004 г.), ежегодных научных конференциях аспирантов и докторантов ЧГПУ, теоретических и методологических семинарах. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора (монография, спецкурс и статьи в сборниках научно-теоретической и публицистической направленности) объемом 12,5 п.л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Чуваши Башкортостана: историко-культурное развитие в XVIII - начале XX веков2013 год, доктор исторических наук Сухарева, Ирина Витальевна
Этнопедагогические идеи и просветительская деятельность Н.М. Охотникова2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Инна Валериановна
Просветительская и педагогическая деятельность Н.В. Никольского2008 год, кандидат педагогических наук Портнов, Константин Петрович
Становление и развитие женского образования в Чувашии во второй половине XIX - начале XX века2012 год, кандидат исторических наук Ефимов, Алексей Львович
Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе1999 год, кандидат педагогических наук Дмитриева, Юлия Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алжейкина, Галина Владимировна
Заключение
Результаты проведенного с использованием избранных подходов и комплекса методов исследования открыли возможности для решения всех задач и позволили сделать выводы, в которых представлены итоги историко-педагогического анализа.
1. Песенная традиция, наиболее полно выражая историко-культурную память народа, способствовала освоению языка народной музыки, накоплению определенного запаса звукоформул и композиционных построений, являвшихся материалом для создания вариантов и оригинальных образцов музыкально-фольклорного искусства; передаче музыкально-фольклорных ценностей, особого творческого опыта и устойчивых форм музицирования; формированию определенного типа личности - представителя крестьянской семьи и народной культуры в целом.
Анализ песенной традиции в этнопедагогическом аспекте выявил потенциал ее использования в учебном процессе современной школы.
2. Музыкальное просвещение чувашского народа, формируя нравственно-эстетические идеалы, лучшие черты национального характера, являлось важнейшим элементом целостной педагогической системы на исторических этапах приобщения подрастающего поколения к музыке, в котором выделяются два основных слоя: народно-педагогическая и общественно организованная практика.
Обширная сфера народно-педагогической практики способствовала становлению представителей народной культуры, обладавших определенным запасом музыкальных навыков и знанием фольклорного репертуара. Этнопедагогические механизмы обеспечивали жизнестойкость фольклорно-музыкальных традиций. Передача ценностей народной музыки, опыта исполнительства (песенного, инструментального) осуществлялась в результате непосредственной жизнедеятельности старших и подрастающих поколений. Важнейшим фактором приобщения к музыке являлась среда (семейная, общинная).
Основой поступательного развития общественно организованной практики музыкально-педагогического образования в Чувашии являлись конструктивные элементы историко-педагогического опыта. Во-первых, обязательное включение музыки в разнообразные формы учебной работы во всех типах учебных заведений (мусульманские школы, новокрещенские школы, начальные училища, школы грамоты, церковно-приходские школы). Во-вторых, ориентация содержания музыкально-педагогического образования на ценности актуальной культуры (народно-песенной, церковно-певческой, светской). В-третьих, создание в учебных заведениях условий для активной музыкально-просветительской деятельности.
3. Организационно-содержательные основы обучения игре на музыкальных инструментах в Симбирской чувашской учительской школе представляли собой синтез национальных и общеобразовательных европейских традиций. Это обеспечивало культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-педагогического опыта по следующим направлениям: музыкально-педагогическому, музыкально-методическому, музыкально-просветительскому, содержательному.
4. Представители местного педагогического корпуса вошли в историю культуры и педагогики как талантливые педагоги, руководители, организаторы системы музыкально-образовательных и просветительских мероприятий. Демократизм их идейно-эстетических воззрений сформировался под влиянием передовых педагогов и музыкантов, обусловил прогрессивную направленность педагогических взглядов и практики. В области музыкального просвещения педагоги-практики выступили как пропагандисты педагогических и этнопедагогических идей.
5. В теоретическом и практическом опыте музыкального просвещения чувашского народа содержится значительное число факторов, интегрируемых с современным учебно-воспитательным процессом, значительно расширяющих возможности современной педагогики. Национально-региональный компонент в музыкально-педагогическом образовании способствует усвоению обучающимися духовной культуры и народных традиций воспитания, тем самым создавая условия для саморазвития и самореализации в родном национальном пространстве. Важной особенностью современного музыкально-педагогического образования является использование этнопедагогических традиций, в которых отражаются ценностные ориентации, мировоззрение чувашского народа.
Данное исследование не является полностью исчерпывающим проблему истории музыкального просвещения. В перспективе продолжение разработки проблем музыкального образования в Чувашии может осуществляться по двум направлениям: 1) организация исследования по конкретным темам, детализирующим и углубляющим характеристику истории развития музыкально-педагогического образования, 2) создание учебных программ, учебных и методических пособий, хрестоматий, библиографических указателей, справочников, которые обеспечат включение регионального наследия музыкально-педагогической мысли и практики в содержание подготовки современных кадров для педагогической работы в учебных заведениях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алжейкина, Галина Владимировна, 2004 год
1. Аверкиев Д.В. Духовные песни. Переложения и подражания // Русский вестник. 1881. - Кн. 11. - С.284-296.
2. Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. Чебоксары: Чувашия, 1997.-200 с.
3. Александров Г.А., Смирнов Ю.П. Чуваши в дореволюционных учебных заведениях / Под ред. Л.П. Куракова. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1994. -108 с.
4. Александрова Е.В., Чернов B.C. Элементы музыкального воспитания в СЧУШ // Вестник ЧГПИ им. И.Я.Яковлева. 1998. - №2(3). - С.202-203.
5. Алексеев В. Музыка в школе (о постановке музыкального воспитания в школе) // Советская Чувашия. 1965. - 13 ноября.
6. Алексеев Г.А. К истории воспитания детей в первобытно-общинном строе на территории Среднего Поволжья. Чебоксары: Тип. №1 Госкомиздата ЧССР, 1980. - 50 с.
7. Алексеев Г.А. К истории просвещения в раннефеодальном государстве Волжской Булгарии. Чебоксары: Тип. №1 Госкомиздата ЧССР, 1990. -48 с.
8. Алексеев Г.А. К истории просвещения в Среднем Поволжье (XVI-XVII вв.) Чебоксары: Тип. №1 Госкомиздата ЧССР, 1990. - 55 с.
9. Алексеев Г.А. К истории просвещения в среднем Поволжье (первая половина XVIII в.) Чебоксары: Тип. №1 Госкомиздата ЧССР, 1990. -48 с.
10. П.Алжейкина Г.В. Этнографические концерты в Чебоксарах и их влияние на культуру 20-х годов // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: Сб. науч. трудов. Чебоксары: Изд. ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2002. Вып.З - с. 36-40.
11. М.Алжейкина Г.В. Этнокультурный контекст музыкального образования на современном этапе // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2002. - №3 (27).-С. 104-107.
12. Анастасиев А. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. Казань, 1907.
13. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.; JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 148 с.
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. JI., 1973. - 144 с.
15. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка в 17-ти томах. Казань; Чебоксары, 1928-1950.
16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
17. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. -М., 1962.
18. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. М.: МГЗПИ, 1990. - 81 с.
19. Волков Г.Н. Заметки о чувашской народной педагогике // О дореволюционной культуре чувашского народа. Чебоксары: ЧГИГН,1957.-С. 174-189.
20. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. - 65 с.
21. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чувашгиз,1958.-295 с.
22. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика: Очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958.-261 с.
23. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чув.кн. изд-во, 1966.-341 с.
24. Вопрос в думе о начальных народных училищах 10 марта 1882 // Русская старина. 1882. - Кн. 5 - С. 542-562.
25. Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. -М.: МГПИ, 1983.- 141 с.
26. Воробьев Н.И. Чуваши. Этнографическое исследование. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1956. - 114 с.
27. Воронова Е., Баянова Т. Возрождение забытого (Духовная музыка) // Искусство в школе. 1997. - № 4. - С. 43-45.
28. ЗЬГилязева Н.И. Развитие музыкальных традиций Яковлева // Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и его использование в современной школе. Чебоксары, 1988. - С. 142-148.
29. Гутор В. Психологические основы и задачи музыкального образования // Русское братство. 1891. - № 3. - С. 129-179.
30. Данилов С.И. Чувашская книга до 1917 г. Чебоксары: Изд. кн. палаты, 1950. - 96 с.
31. Демидов В.Ф. Изоркин А.В. Их имена останутся в истории. -Чебоксары, 1993.-Вып. 1. С. 211-216.
32. Дилецкий Н.П. Идеа грамматики мусикийской. М.: Музыка, 1979. -639 с.
33. Дмитриев В.Д. История Чувашии XVIII века (до крестьянской войны 1773-1775 годов). Чебоксары: Чувашское Государственное Издательство, 1959. - 529 с.
34. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881 - 806 с.
35. Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах. Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1998. - 360 с.39.3акон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2002. - 75 с.
36. Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1987.-350 с.
37. Идеи эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1973. - Т.1. - 305 с.
38. Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1978.-303 с.
39. Илюхин Ю.А. Музыкальная культура Чувашии. Чебоксары: Чувашгиз, 1962. - 79 с.
40. Илюхин Ю.А. Музыкальное воспитание и обучение в СЧУШ. -Чебоксары: ЧГИГН, 1969. Вып. 42. - С. 104-116.
41. Илюхин Ю.А. Чуваши. Этнографическое исследование. 4.2. Духовная культура. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1970. - 136 с.
42. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: (Ст. и выступления разных лет). М.: Знание, 1984. - 64 с.
43. Карагезов К.О. Основы эстетического воспитания школьников. -Воронеж: ВГПИ, 1986. 68 с.
44. Келдыш Ю.В. История русской музыки. М.: Музыка, 1948. - 463 с.
45. Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1954. Вып. II. - 64 с.
46. Кондратьев М.Г. Традиционная музыкальная культура // Иванов В.П. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья -Чебоксары: ЧГИГН, 1993. С. 250-268.
47. Кондратьев М.Г. Традиционная музыкальная культура // Иванов В.П. и др. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. -Чебоксары, 1993.-С. 250-260.
48. Кондратьев М.Г. У истоков чувашской композиторской песни // Вопросы истории чувашского искусства. Чебоксары, 1982. - С. 5-26.
49. Кондратьев М.Г. Чувашская музыкальная литература. Тема 1: Чувашская народная музыка / Методкабинет по учебным заведениям Мин. Культуры ЧР Чебоксары, 1982. - 21 с.
50. Кондратьев М.Г. Чувашская народная музыкально-поэтическая система и ее параллели. Чебоксары: ЧГИГН, 1993. - 80 с.
51. Кошмина И. Глас первый (Церковное пение, музыка) // Учительская газета. 1995. - №52. - С. 20.
52. Кошмина И. Духовная музыка // Искусство в школе. 1991. - №1. - с. 62-70.57./Красная Чувашия /. 1936. - 15 июля.
53. Краснов Н.Г. Некоторые вопросы воспитания и образования Волжских булгар в Золотой Орде // Вопросы истории и культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары: Тип № 1 Госкомиздата ЧССР. - С. 622.
54. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2001.
55. Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты за 1891-1892 уч. год. Казань: Типо-лит. Имп. Университета, 1893.
56. Кремлев А. О художественном развлечении детей // Русская школа. -1902.-№ 10.-С. 147-164.
57. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников (на примере чувашского народного песенного творчества): Дис. .канд. пед. наук. Чебоксары, 1998.
58. Кузнецова Л.В. Воспитательные функции народных музыкальных традиций // Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ЧГПИ,1994. - С. 32-35.
59. Кузнецова Л.В. Знаете ли вы такой народ? // Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры учащихся общеобразовательных школ ЧР. Чебоксары: РИГЖО, 1990. - С. 41-61.
60. Кузнецова Л.В. Музыкальные традиции чувашского народа в воспитании молодежи // Советская педагогика. 1991. - № 12. - С. 2425.
61. Кузнецова Л.В. Национальная культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования. Чебоксары: КЛИО, 2000. — 276 с.
62. Левассер Э. Народное образование в цивилизованных странах. СПб.: Тип. И.М. Комелова, 1898. - Т. 1. - 452 с.
63. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. СПб, 1771-1772. - Чч. III.
64. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. — СПб.: Тип. т-ва «Народная польза», 1900. 498 с.
65. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс,1998. - 446 с.
66. Магницкий В.К. С О чувашах: Географический очерк неизвестного автора XVIII столетия (с предисловием и примеч. В.Магницкого). -Казань: Тип. Губернс. правления, 1888.- 10 с.
67. Магницкий В.К. Школьное образование и некоторые черты религиозно-нравственной жизни чуваш Ядринского уезда. Казань: Изд. известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, 1919. - Т. 30. - Вып. 2-4. - С. 211-239.
68. Макаров М.П. Заметки о Новокрещенских школах // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары: Издательство ЧГУ, 1993.-22-28 с.
69. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской ученой архивной комиссии. Новгород, 1912. - Вып.1. - С. 1-135.
70. Максимов С.М. Чувашские народные песни / Под ред. В. Беляева. М.: Музыка, 1964.-399 с.
71. Малов Е.А. О новокрещенских школах, в XVIII в. Православное обозрение. Казань, 1868. - 378 с.
72. Метод обучения хоровому пению с приложением практических упражнений и примечаний к ним. СПб: Типография М.О.Эттингера, 1870.- 154 с.
73. Миропольский С.И. Очерки истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб, 1893. -Вып. 1.-58 с.
74. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1982. - 426 с.
75. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению Казанских инородцев с 1552 по 1867 год. М.: Изд. Императорского Об-ва истории и древностей Российских при Московском университете, 1880.-261 с.
76. Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края: Музыка чувашских песен.Т.ХГ Вып. 1 Казань: Изд. ОАИЭ, 1893.-375 с.
77. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Келдыша. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 671 с.
78. На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 октября 1868-1908 гг.). Симбирск: Типо-литография А.Т.Токарева, 1910. - 123 с.
79. Народные училища в Казанской губернии.: Материалы для истории народного образования. Казань: Отт. изд., 1888. - 81 с.
80. Начатки христианского учения или краткая священная история и краткий катехизис на чувашском языке. С присовокуплением кратких правил для чтения. Казань: Университетская типография, 1839. - 148 с.
81. Никольский А. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х вв. //Журнал Московской Патриархии. 1994. - № 6. - С. 111-130.
82. Никольский Н.В. Конспект по истории народной музыки народностей Поволжья . Казань: Первая Гос. тип., 1920. - 72 с.
83. Никольский Н.В. Народное образование у чуваш. Казань: Центр, тип., 1906.-86 с.
84. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. — Казань: Третья Гос. Тип., 1919.-55 с.
85. Никольский Н.В. Творчество чуваш: Сказка. Предания. Пословицы. Загадки // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1920. - Т. 31. - Вып. 1. - С. 71 -76.
86. Олсуфьев Ю. Заметка о церковном пении и иконописи как видах церковного искусства в связи с учением церкви // Московский журнал.-1992.-№3.-С. 19-22.
87. Павлов Ф.П. Речитативы в чувашской народной песне // Павлов Ф.П. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971.
88. Павлов Ф.П. Собрание сочинений. Т.1. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-318с.
89. Павлов Ф.П. Собрание сочинений. Т.2. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1962.-223 с.
90. Павлов Ф.П. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество. Музыкально-этнографические очерки. Чебоксары: Тип. «Чувашская книга», 1927.-31 с.
91. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773. - Ч. 1.
92. Патнар Э.И. Правда истории в народной песне. - Чебоксары, 1998. -24 с.
93. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV-XVI вв. Чебоксары: Б.и., 1996. - 207 с.
94. Петрова Т.Н. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах // Народная школа. 1998. - № 5. - с. 111-112.
95. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М.: Прометей, 2000. - 201 с.
96. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой культуры. М.: Прометей, 2000. - 91 с.
97. Петрова Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XVIII веке. -Чебоксары: Отдел оперативной полиграфии ЧРУС, 1994. 85 с.
98. Петрушин В.И. Основы содержания музыкального образования // Советская педагогика. № 7. - 1989. -с. 45-50.
99. Постановление съезда законоучителей, учителей и учительниц начальных училищ Чебоксарского уезда, бывшего в июле 1883 года. -Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1884. 114 с.
100. Разумовский Д. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения) // Музыкальная академия. 1998. - № 1. - С. 81-92.
101. Ржевский В. Воспитание народа // Русский вестник. — 1865. Т. 55. -С. 241-265.
102. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России XIV. Казанская губерния, часть I. Казань: Тип Императорского Казанского Университета, 1870. - 109 с.
103. Рогова О.И. Школа и воспитание // Русская школа. 1901. - Кн. 5. -С. 103-120.
104. Романов JI.H. Музыкальное искусство и православие. JI.: ГМИРИА, 1989.
105. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. - Т.1. - 608 с.
106. Русские писатели о чувашах. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1946. -400 с.
107. Рычков П.И. Письмо о земледельстве в Казанской и Оренбургской губерниях. «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие». -СПб, 1758.
108. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления): Дис. .докт. пед. наук. Казань, 2003.
109. Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856. - 129 с.
110. Сергеев Т.С., Ефимов JI.A. Чувашские школы Поволжья и Приуралья в 1864-1917 годах. Чебоксары: Издательство ЧГУ, 1998. -48 с.
111. Сидорова Е.С. О песенном фольклоре Сихтерминских чуваш // О чувашской литературе. Чебоксары: ЧГИГН, 1977. - 160 с.122. /Симбирянин/.- 1913.-26 февраля.
112. Сироткин М.Я. Культура и просвещение в Чувашии XVIII и первой половины XIX веков // Материалы по истории Чувашской АССР. Вып. 1.-С. 396-410.
113. Скворцов И. О воспитании и нравственности // Русская школа.-1903.-Кн. 1.-С. 80-95.
114. Смелова Т. У истоков // Музыкальная академия. 1999. - № 4. - С. 53.
115. Смоленский С.В. В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Н.И. Ильминского. СПб, 1905.127. /Советская Чувашия /. 1995. - 23 июня.
116. Список населенных мест Симбирской губернии. Симбирск: Изд. Симбирского губернского статистического комитета, 1896.129. Стоглав. Казань, 1852.
117. Тафаев. Г.И. История чувашского народа и Чувашии. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2003. - 131 с.
118. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. - Т. 2. - 437 с.
119. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. Т.2. - М.: АПН РСФСР, 1948. - 656 с.
120. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах // АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. - Т.5. - 527 с.
121. Уяр Ф.Е. Чуваши в русской литературе и публицистике. Чебоксары: Издательство ЧГУ, 2002. Т.1. - 703 с.
122. Уяр Ф.Е. Чуваши в русской литературе и публицистике. -Чебоксары: Издательство ЧГУ, 2001. -Т.2. 455 с.
123. Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествий по России. СПб, 1824. - Т.VI.
124. Фот М. Искусство в школе // Вестник воспитания. 1903. - Кн. 1.- С. 173.
125. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. -Казань: Типография Имп. Казанского Университета, 1840. 329 с.
126. Фукс А.А. Поездка из Казани в Чебоксары // Заволжский Муравей. -№ 10.- 1834.-С. 175.
127. Харлампович К.В. Казанские новокрещенские школы. Вып. 1. Т. XXI.- Казань: Изд-е ОАИЭ, 1905.
128. Христофор. Ключ знаменной, 1604.-М.: Музыка, 1983.-293 с.
129. Чернов B.C. О чувашских народных музыкальных инструментах // Проблемы развития художественных промыслов и народного искусства. Чебоксары, 1988.
130. Чернов B.C. Чувашские народные музыкальные инструменты // Народное музыкальное искусство Чувашии. Чебоксары, Тип. № 1, 1991.-С. 66-80.
131. Чичерина С.В. У приволжских инородцев: Путевые заметки. СПб: Тип. В .Я. Мильштейна, 1905. - 210 с.
132. Чувашская книга до 1917 года: Ретросп. библиогр. указ. лит. / Гос. Архив печати ЧР; (Сост. Р.Н.Григорьева и др.). 2-е изд., испр., доп. -Чебоксары: ГАП ЧР, 2001. - 200 с.
133. Чувашские школы Поволжья и Приуралья в 1864-1917 годах.-Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1998. 48 с.
134. Шайков Ю. Быть ближе к науке (об эстетическом воспитании в школе) // Советская Чувашия. 1968. - 25 октября.
135. Штевен А.А. Из записок сельской учительницы. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1895. - 168 с.
136. Эшпай Я. Солнечная Олимпиада // Красная Чувашия. 1935. - 23 июня
137. Яковлев И.Я. в воспоминаниях современников. Чебоксары: Чувашиздат,1968. - 148 с.
138. Яковлев И.Я. Воспоминания. Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 1982. -272 с.
139. Яковлев И.Я. Временные педагогические курсы, устроенные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских начальных училищ. Симбирск, 1899.
140. Яковлев И.Я. Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы: (По случаю сорокалетия, 1868-1908 гг.). Симбирск: Губернская Тип., 1908. - 6 с.
141. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М., 1997. - 403 с.
142. Яковлев И.Я. О школьном образовании чуваш // Городской и сельский учитель, 1897. Вып. 5. - с. 32-43.
143. Яковлев И.Я. Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним. Симбирск,1908 - 114 с.
144. Яковлева З.К. Чувашский детский музыкальный фольклор. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1997. 52 с.
145. НАУЧНЫЙ АРХИВ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
146. Отд. I. Ед. хр. 549. Инв.№ 6211. Лл. 5-311. Акты Московского государства, изданные Академией наук(ТЛ) 1571-1634 гг.
147. Отд. I. Т. 255. Инв. № 5935. Лл. 26-40. Ведомости об учителях новокрещенских школ за 1793 г.
148. Отд. I. Т. 255. Инв. № 5934. Л. 16. О школах и училищах по Казанской Епархии. 1793 г.
149. Отд. I. Т. 290. Инв. № 6097. Лл. 1-13. Об обучении крестьянских мальчиков.
150. Отд. I. Т. 283. Инв. № 6047. Лл. 96-97. О книге молебного пения.
151. Отд. I. Ед. хр. 519. Инв. № 5715. Лл. 3-29. Благовещенский С.В. Выписка из книги «История старой Казанской духовной Академии».
152. Отд. I. Т. 329. № 6280. Лл. 55-60. Ведомость о церковнослушателях и их детях за 1824 г.
153. Отд. I. Т. 255. Инв. № 5938. Лл. 133-141. Выписки из архива св. Синода о христианском воспитании детей.
154. Отд. I. Ед. хр. 549. Инв. № 6205. Лл. 496-514. Архивные материалы (XVII в.).
155. Отд. I. Т. 197. Инв. № 5572. Л. 11. Выписки из Архива Успенского монастыря (1594 г.-конец XVIII в.)
156. Отд. I. Ед. хр. 545. Инв. № 6205. Л. 3-56. Выписки из разных источников «Церковь и просвещение чуваш».
157. Отд. I. Т. 5714. Л. 11. Из архива о ведомостях, об учителях и учениках Казанской духовной Академии.
158. Отд. II. Т. 240. Инв. № 815. Лл. 5-12. История Байгуловской семилетней школы Козловского района.
159. Отд. II. Т. 13, 14. Комиссаров Г.И. Материалы по истории народного просвещения среди чуваш. Копии документов.
160. Отд. I. Т. 247. Инв. № 5895. Л. 253. Копии циркуляров о школах.
161. Отд. И. Ед. хр. 2220. Инв. № 8545. О музыке чуваш // Казанские губернские ведомости. 1854. - 11 января.
162. Отд. II. Т. 116. Инв. № 240. Л. 22-23. О церковно-приходских школах и щколах грамоты.
163. Отд. I. Т. 283. Инв. № 6076. Л. 84-94. О церковных книгах.
164. Отд. I. Т. 286. Инв. № 6068-69. Л. 403-431. О Цивильском монастыре, о нотном пении.
165. Отд. I. Т. 193. Инв. № 5467. Л.23. О чтении и пении на инородческом языке.
166. Отд. II. Т. 44. Инв. № 139. 156 л. Григорьев П.Г. Материалы по истории народного просвещения среди чуваш во второй половине XIX в.
167. Отд. I. Т. 264. Инв. № 5963. Лл. 281-316. Указ правления св. Синода о воспитании детей.
168. Отд. I. Т. 188. Инв. № 5293. Лл 215-309. Указатель дел архива св. синода по годам. 1720-1874.
169. Отд. I. Т. 251. Инв. № 5917. Лл 5-6. Положение о начальных народных училищах.
170. Отд. III. Т. 147-151. Инв. № 1353. Лл. 312-576. Обучение инородцев на русском и родном языке.
171. Отд. I. Т. 163. Инв. № 4845. Л. 15. Экзамен псаломщику.
172. Отд. II. Т. 423. Инв. № 1289. Лл. 1-18. Материалы по просвещению чуваш (1735-1917). Копии.
173. Отд. I. Т. 175. Инв. № 5042. 18 с. Павлов С. О системе образования инородцев.
174. Отд. I. Т. 156. Инв. № 4668. Л 2. Питеркин Г. Описание музыкальных инструментов. 1904 г.
175. Отд. I. Т. 186. Инв. № 5268. 12 с. Программы для испытания на звание учителя начального инородческого училища. Казань, 1907.
176. Отд. I. Т. 195. Инв. № 5538. Л. 185. Сообщение Министерства народного Просвещения о системе образования.
177. Отд. VI. Ед. хр. 494. Инв. № 1937-38. Лл. 55-58. Тогаев А.Н. Автобиографический очерк.
178. Отд. VI. Ед. хр 200. Инв. № 653. Л. 1-9. Лисков Г.Г. Автобиография.
179. Отд. V. Ед. хр. 406. Инв. № 7411. Л. 25-27. Канюков В.Я. Замечания по поводу рукописи сб. «Чувашская народная музыка» В.М. Беляева.
180. Отд. II. Ед. хр.1044. Инв.№ 4273. 10 л. Охотников И.В. Чувашской чебоксарской школе 100 лет.
181. Отд. II. Т. 240. Инв. № 815. 13 л. Пальмов И.И. История Карачаевской средней школы Козловского района. Рукопись 1945 г.
182. Отд. VI. 543. Павлов В.А. Микрофильмирование книги «Хоровые церковные песнопения на чувашском языке». Издание 1909 г.
183. Отд. VI. Ед. хр. 169. Инв. № 445. 76 л. Парамонов Т.П. Художественное воспитание в дореволюционных чувашских школах (воспоминания). Рукопись.
184. Отд. III. Ед. хр. 164. Инв. № 335. Лл. 3-5. Парамонов Тимофей Парамонович. Подробная биогафия, записанная Ю.А. Илюхиным во время этнографической экспедиции в 1959 г.
185. Отд. V. Т.165. Инв. № 424. Лл. 25-42. Шевле И.А. Копии беловых сочинений воспитанников II класса СЧУШ.
186. Из рукописного фонда Никольского Н.В.
187. Отд. I. Т. 241. № 5852. Л. 54. Выписка из архива св. Синода об училищах (1861-1863).
188. Отд. I. Т. 186. Инв. № 5268. 520 л. Ильминский Н.И. Женская вечерняя школа. Выписка из архива братства св. Гурия.
189. Отд. I. Т. 288. Инв. № 6090. Лл. 301-303. Никольский Н.В. Школьное образование.
190. Отд. I. Т. 201. Инв. № 5627. Лл. 267. Никольский Н.В. Обучение детей крестьян (1838 г.).
191. Отд. I. Т. 288. Инв. № 6090 Л. 300. Никольский Н.В. Школьное образование: начальная школа, высшее начальное училище, учительские семинарии.
192. Отд.1. Т. 201. Инв. № 5626. Л. 285. Обучение обывательских детей. 1883 г.
193. Отд. I. Т. 288. Инв. № 6090. Л. 305. Положение о Симбирской русско-чувашской учительской семинарии.
194. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
195. Ф. 207. On. 1 Д. № 832. Л. 40. О покупке музыкальных инструментов и обучении воспитанников музыке (СЧУШ).
196. Ф. 207. On. 1 Д. № 386. Л. 8. Краткие сведения о службе преподавателя пения СЧУШ Якова Иванова. 1903 г.
197. Ф. 207. On. 1. Д. 509. Л. 18. Программа по церковному пению для испытания воспитанников III класса. 1906-07 гг.
198. Ф. 207. On. 1. Д. 561. Лл. 23-118. Программы учебных предметов. 1907-08 гг.
199. Ф 207. On. 1. Д. 612. Лл. 18-53. Программы по пению в I, II и III классах. 1911-12 гг.
200. Ф. 207. On. 1. Д. 837. Л. 37. О приобретении книг для школы и находящихся при ней приходском училище и курсах.
201. Ф. 207. On. 1. Д. 1041. Л. 29. Обучение воспитанников СЧУШ церковному пению. 1913 г.
202. Ф. 207. On. 1. Д. 1067. 54 л. Биография Максимова С.М.
203. Ф. 508. On. 1. Д. 50. Лл. 20-38. Учебные программы Порецкой учительской семинарии Симбирской губернии. 1877-78 гг.
204. Ф. 501. On. 1. Д. 598. Лл. 3-9. Дело учителя пения Василия Колпакова. 1903 г.
205. Ф. 501. On. 1. Д. 565. Л. 11. Награды учителям пения сельских начальных училищ МНП (Аликовского 2-х классного Ядринского уезда, Девлизеркинского одноклассного инородческого Бугульминского уезда). 1903 г.
206. Ф. 501 . on. 1. Д. 417. Л. 42. Переписка с св. синодом о созыве в г. Самаре «Съезда деятелей по просвещению национальностей Поволжья». (Вопрос о пении на родном языке). 1899 г.
207. Ф. 501. On. 1. Д. 34. Лл. 25-37. Дело о введении церковного пения на чувашском языке в церквях чувашских приходов. 1880 г.
208. Ф. 215. on. 1. Д. 247. Лл. 4-9. О преподавании пения в школах Чебоксарского уезда. 1911 г.
209. Ф. 215. Оп. 204. Лл. 2-12. Курсы церковного пения. 1913 г.
210. Ф. 219. Оп. 2. Д. 5. Лл. 12-18. О состоянии начальных училищ Ядринского уезда 1888-1905 гг.
211. Ф. 1546. On. 1. Д. 25. Л. 3. Учебные планы Канашского педагогического техникума.
212. Ф. 1546. On. 1. Д. 53. Л. 1. Отчет преподавателя скрипичной игры Парамонова Т.П.
213. Ф. 1546. On. 1. Д. 65. Л. 14. Программа литературно-музыкального вечера в честь 10-летия Канашского педагогического техникума.
214. Ф. 244. On. 1. Д. Л. 2-5. Указы Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря. 1730-1789 гг.
215. Ф. 245. On. 1. Д. Л. 1-3. Указы Алатырского Троицкого мужского монастыря.
216. Ф. 290. On. 1. Д. 15. Указы Казанской духовной консистории.
217. Ф. 298. on. 1. Д. 81. Л. 1. Об экзаменации учителей. 1811 г. Чебоксарский Троицкий мужской монастырь.
218. Ф. 245. On. 1. Д. 1-3. Указы Алатырского Троицкого мужского монастыря.
219. Ф. 2387. On. 1. Д. 4. Л. 15. Назначение Парамонова Т.П.
220. Ф 2387. on. 1. Д. 4. Л. 15. О развитии чувашского искусства.
221. Ф. 207. On. 1. Д. 172. Л. 65. Программа по скрипичной игре.
222. Ф. 207. On. 1. Д. 218. Л. 50. Преподаватель скипичной игры Лыбин Н.П.
223. Ф. 207. On. 1. Д. 252. Программы литературно-музыкальных вечеров СЧУШ.
224. Ф. 207. On. 1. Д. 172. Лл. 6-9. программы по церковному и светскому пению СЧУШ. 1895-1896 гг.
225. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
226. Ф. IV. On. 1. Д. 55. Лл. 79-82. Отчет подотдела культуры и просвещения чувашского населения РСФСР.
227. Ф. I. Оп. 9. Д. 6. Л. 75.Бюджет народного образования ЧАССР.
228. Ф.1. Оп. 16. Д.11. Л 22.06 итогах 2-й республиканской олимпиады самодеятельного искусства. 1935 г.
229. Ф. I. Оп. 17. Д. 14. Л. Зб.О созыве съезда учителей. 1936
230. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
231. Ф.135. On. 1. Д. 7. Лл 2-3. О снабжении инородческих православных школ учебными пособиями.
232. Ф. 135. On. 1. Д. 34. Л. 17. О средствах на миссионерскую школу.
233. Ф. 135. On. 1. Д. 34. Л. 21. Программа испытаний выпускников Трехизбинской церковно-приходской школы.
234. Ф. 135. On. 1. Д. 65. Л. 6. Кошкинское начальное училище. 1896г.
235. Ф. 135. On. 1. Д. 7. Л. 3. Открытие миссионерских чувашских школ.
236. Ф. 134. On. 1. Д. 308. Л. 2. Организация церковного пения в миссионерских школах.
237. Ф. 134. On. 1. Д. 1518. Л. 153. Учителя церковного пения в миссионерских школах.
238. Ф. 134. On. 1. Д. 898. Л. 305. Положение об учительских семинариях.
239. Ф. 134. On. 1. Д. 915. Л. 14. Духовно-нравственное воспитание в начальных училищах.
240. Ф. 852. Оп. 3. Д. 315. Л. 92. О постройке храма и церковной службе в Средних Алгашах.
241. Ученики Казанских новокрещенских школ НА ЧГИГН Отд. I. Т. 290. Инв. № 5934. Л. 7,8.
242. Фамилия, имя Годы, Чему Что ныне Какие языкии отчество за обучался изучает знает?ученика. которы 1. Родина его. В е каком году имеютс взят в школу? я сведе 1. Сколько ему ния было лет?
243. Абрамов Иван, 1767 Псалтирь Песни Русскийиз деревни Докончил и великопостные
244. Кундушевы стверживал и пишет и
245. Шигалинской букваря слушаетволости, 1769 Азбуке, Петь, писать, Русский
246. Свияжского часослову, также книг иуезда, псалтири, уставув 1762 г., писать, петь, церковному8 лет читать книги навыкает лучше
247. Алексеев 1767 Псалтирь Песни Обучается
248. Герасим, из докончил и великопостные русскомудеревни стверживал и пишет и
249. Кабыкапры, букваря слушает1. Свияжского уезда, в 1762 г., 1769 Азбуку. Петь, писать, Русский, а9 лет часослову, также книг и природныйпсалтири, уставу не знаетписать, церковномучитать навыкает лучшекниги.
250. Васильев Егор, 1769 Азбуке, Петь, писать, Русскомуиз села Малой часослову, также книг и обучается1. Шатьмы, псалтири, уставу
251. Чебоксарского писать, петь, церковномууезда, читать навыкает лучшев 1762 г., книги. 9 лет
252. Гаврилов 1769 Азбуке, Русский,
253. Герасимов 1769 Азбуке, Петь, писать, Русскому
254. Афанасий, из часослову, также книг и обучаетсядеревни псалтири, уставу
255. Байдюшевой, писать, петь, церковному
256. Цивильского читать книги навыкает лучшеуезда, в 1762 г., 9 лет
257. Герасимов 1767 Часослову, 14 кафизму и по По-русски и
258. Евдоким, из псалтири до ноте и писать чувашскидеревни 14 кафизмы, 1. Тябердины, ирмолог и
259. Герасимов 1767 Псалтирь Песни Обучается
260. Иван, из стверживал великопостныя, русскомудеревни Малой пишет и букваря1. Акси, слушает1. Симбирского уезда, 1. В 1762 г., 9 лет
261. Дмитриев 1769 Азбуке, Петь, писать, Русскому
262. Иван, из часослову, также книг и обучаетсядеревни Сугут, псалтири, уставуприхода села писать, петь, церковному
263. Янгильдина, читать книги навыкает лучше1. Симбирского уезда, 1. В 1762 г., 9 лет
264. Егоров Петр, 1773 Азбуке, Катехизис, петь, По-чувашскииз деревни часослову, скорописи и русски1. Новый псалтири, 1. Тохталы, за букварю 1. Камской стороны, 1. Ногайской дороги, 1. Казанского уезда, 1. В 1770 г., 13 лет
265. Иванов 1765 Азбуке, Ученое Русский
266. Кирилл, из часослову, совершеннее,деревни псалтири, церковных книг
267. Юшанки, писать и совершеннее,
268. Чебоксарского букварю петь иуезда, катехизиса
269. В 1757 г., 1767 Азбуке, Читать книги,8 лет 1769 часослову, псалтири, писать, на гласы стихиры петь и букваря Посвящен в дьячки петь по ноте и катехизиса
270. Из ведомости об учителях новокрещенских школ, за 1793 год НА ЧГИГН Отд. I. Т. 255. Инв. № 5935. Л. 27.
271. Звание Каких от роду лет? Кто какой нации? Из каких чинов? Чему где обучался?
272. Первой и второй школы учитель диакон Тимофей Михайлов 24 Чувашской Новокрещенский сын В Казанских новокрещенских школах чтению церковных и гражданских печатей, нотному пению и арифметике
273. Комиссар Алексей Федоров 26 Велико российской Священнический сын В доме отца своего церковных и гражданских печатей, письму и нотному пению
274. Нотного класса учитель, Архиерей ского дома певчий, Митрофан Иовлев 57 Велико российской Диачковский сын В доме отца своего чтению церковных и граждансих печатей, письму и нотному пению
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.