Музыкально-поэтическое развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Островская, Галина Ивановна

  • Островская, Галина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 241
Островская, Галина Ивановна. Музыкально-поэтическое развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2006. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Островская, Галина Ивановна

Введение 3

ГЛАВА I. Музыкально-поэтическое развитие ребенка как социально-культурная проблема

1.1. Психолого-педагогические концепции детского развития15

1.2. Организационно-методические особенности дополнительного образования в дошкольном возрасте 39

1.3. Специфика музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования63

Выводы по Главе I96

ГЛАВА II. Опытно-эксперитментальная работа по внедрению тренинговой технологии музыкально-поэтического развития дошкольников

2.1.Тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности98

2.2.Опытно-экспериментальная проверка эффективности тренинговой технологии и её результаты125

Выводы по Главе II 154

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-поэтическое развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования»

Актуальность исследования. Основная задача педагогики дошкольного образования на современном этапе - найти пути гармоничного творческого развития ребенка. Роль искусства в процессе воспитания должна стать приоритетной, поскольку исторически именно с искусства началось человеческое познание, освоение мира. Учитывая, что мышление дошкольника преимущественно не логическое, а образное, художественное, то именно в искусстве он имеет реальную возможность реализовать свои способности к творчеству в различных видах деятельности.

Музыкально-поэтический компонент творческого развития ребенка чрезвычайно важен в развитии мышления, чувств и способов их выражения, особенно в дошкольном возрасте, когда механизмы восприятия и воспроизведения только формируются. Являясь по существу процессом обучения, музыкально-поэтическое развитие дошкольников актуализирует способности к самовыражению и самореализации в важнейших видах художественной деятельности.

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, направленная на реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов, способных значительно развить творческий потенциал и творческую активность ребенка .

С принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании» существенно изменился статус учреждений дополнительного образования. Созданы правовые предпосылки для перехода от жестко идеологизированной, централизованной, тоталитарной системы образования к гуманизации и демократизации различных сторон педагогической деятельности. В законе дана четкая типология учреждений дополнительного образования детей, определены их общие цели и задачи.

Особая роль этих учреждений, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, отражена в Концепции развития художественного образования на основе взаимодействия учреждений образования и культуры (2001г.); Концепции этнокультурного образования (2004г.); Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; в тематике многочисленных Международных, Всероссийских и региональных конференций (Глазов, 2003; Новосибирск, 2003; Пермь, 2003; Саранск, 2003; Ульяновск, 2004; Тамбов, 2004 и др.).

В современных социокультурных условиях особую актуальность приобретают технологии творческого развития детей, поскольку в них заключаются основы всестороннего, гармоничного развития личности, особенно дошкольника.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы позволяет сделать вывод, что вопросам творческого развития личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Анализ отечественной и зарубежной литературы по интересующей нас проблеме позволяет выделить основные аспекты ее научного исследования в имеющихся публикациях : исходные принципы творческой деятельности обобщены в философских трудах Ф.Бекона, Р.Декарта, И.Канта и др.;

- идеи о специфике творчества, его психологии и взаимоотношении с другими процессами разрабатывались в исследованиях Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского, А.Н.Лука, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, П.А.Флоренского и др.;

- музыкальный аспект творческого процесса у детей интересовал 10. Б. Алиева, О. А. Апраксину, Б.В.Асафьева, Т. С. Бабаджан, Л. А. Баренбойма, А. Л. Готсдинера, Л. А. Венгер, В. В. Медушевского, А. В. Кенеман, Б. А.

Никитина, Г. М .Цыпина, О. П. Радынову, в последних исследованиях - И. Н. Вохмякову, Л.В.Горюнову, В.А.Дмитриева, Г.Т. Исхакову, Б.Г. Урмурзину В.О.Усачеву, и др.;

- современные концепции творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования представлены в научных исследованиях Т. И. Баклановой, О. А. Беляниной, В. Д. Богатенко JI. В. Брева, JI. В. Горевой, О. В. Гридчина, М. И. Долженковой, А В.Нестеренко, Р. Г. Решетниковой, О. П. Рыбниковой, М. В. Созиновой, Ю. В. Степанова, JI. Н Шульпиной и др.;

- составление образовательных программ и разработка педагогических технологий учреждений дополнительного образования осуществлялись Р.Н.Азаровой, И.Т.Андреевой, Е.И.Григорьевой, О.В.Ершовой, Н.И.Князевой, Т.С.Комаровой, Е.А. Лобановой, Г.Я.Никитиной, А. В. Поповичевым, Г. В. Фадиной, И. В. Ханько и др.;

- личность педагога дополнительного образования и принципов управления деятельностью учреждений дополнительного образования рассматривались Л.А.Безбородовой, В. В. Дубоделовым, А.В.Золотаревой, И.А.Кувшинниковой, Е.А.Наумовой, Н.В.Петрушиной, А.Б.Фоминой, А. Д. Жарковым, В. М. Чижиковым, Н. Н. Ярошенко и др.

В системе дополнительного образования идея включения ребенка в активную творческую познавательную деятельность является концептуальной для построения технологии обучения. Ориентируясь на формирование творчески деятельных способностей, технология должна обеспечивать каждому ребенку системный тренинг в избранных видах деятельности, способствуя развитию их творческой активности и индивидуальности.

Несмотря на то, что развитие творческой личности издавна являлось предметом особого интереса психологов и педагогов, следует отметить, что изучение возможностей музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования еще не являлось предметом специального научного исследования. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и организации образовательного процесса детей.

В результате анализа научной литературы и практического состояния дел удалось выявить ряд противоречий между :

- возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и недостаточностью системной целенаправленной педагогической работы, обеспечивающей этот процесс в условиях дополнительного образования;

- возрастной потребностью дошкольника в творческой деятельности и ее ограниченностью в условиях традиционного обучения;

- возможностями дополнительного образования в формировании творческой личности и недостаточной степенью разработанности технологий творческого развития дошкольников в сфере досуга; стихийным характером проявлений музыкально-поэтических способностей дошкольников и необходимостью создания специальных педагогических технологий, развивающих эти способности в условиях дополнительного образования.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в необходимости теоретического, психолого-педагогического и организационно-методического обоснования музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования; разработке и практическом применении технологии тренинга, способствующей максимальному раскрытию творческого музыкально-поэтического потенциала дошкольников в досуговой деятельности.

Объект исследования - творческое развитие дошкольников в дополнительном образовании.

Предмет исследования - музыкально-поэтическое развитие дошкольников в дополнительном образовании на основе тренинговой технологии.

Цель исследования - теоретико- методологическое обоснование технологии музыкально-поэтического развития дошкольников в дополнительном образовании.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1 .Систематизировать психолого-педагогические концепции развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной научной литературе.

2. Конкретизировать организационно-методические особенности дополнительного образования в творческом развитии дошкольников.

3. Определить социально-педагогические условия и специфику музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования.

4. Разработать педагогическую модель музыкально-поэтического развития дошкольников на основе тренинговой технологии и экспериментально проверить ее эффективность.

5.Разработать критериальный аппарат, позволяющий определить уровни общего и музыкально-поэтического развития дошкольников.

6.Подготовить методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по развитию музыкально-поэтического творчества дошкольников с использованием трениниговой технологии.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что музыкально-поэтическое развитие дошкольников в учреждениях дополнительного образования может быть эффективным при условии, если: музыкально-поэтическое творчество будет осуществляться как целенаправленный процесс самореализации дошкольников;

- педагог будет ориентирован на развитие музыкально-поэтического потенциала каждого ребенка с использованием личностно-индивидуального подхода;

- будет разработана педагогическая модель и специальная тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях досуга; имеется диагностический инструментарий, направленный на определение уровней развития творческих музыкально-поэтических способностей детей;

- обеспечено активное содействие и участие семьи в творческом развитии ребенка, выражающееся в эмоциональной поддержке его успехов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: психолого-педагогические концепции развития личности как зарубежных, так и отечественных авторов - А. Бандура, Бронфенбреннер, Э. Геккель, Ж. Пиаже, Д. Уотсон, Ст. Холл, JI. С. Выготский, А. Н .Леонтьев, В. И. Петрушин, В. Я. Стоюнин, Б. М.Теплов и др.; теоретические идеи о роли художественного творчества в развитии ребенка - П. П. Блонский, Н. А. Ветлугина, В В. Зеньковский, В. П. Острогорский, В. А. Сухомлинский и др.; теория развивающего обучения - П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Н.А.Смирнов и др.; учение о ведущей роли игровой деятельности в развитии дошкольника - К.Гросс, А.В.Запорожец, Г.Д.Луков, А. Л .Лурия, В.Штерн, Д. Эйнон и др.: метод проблемного обучения И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, В. А. Крутецкого; современные концепции развития дополнительного образования детей - Р.Н.Азарова, Т. И. Бакланова, Е.И.Григорьева, Е. Б. Еладова, А. Д. Жарков, А. В. Золотарева, Л. Г. Логинова, В. М. Чижиков и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические - теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по выбранной проблеме , исследование, обобщение и интерпретация передового педагогического опыта;

- эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа с педагогами, детьми и их родителями для определения реального состояния педагогического процесса; эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы математической обработки данных эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение процесса формирования музыкально-поэтического творчества дошкольников в системе дополнительного образования, реализация педагогических условий и определение уровня сформированности творческого компонента в музыкально-поэтической деятельности осуществлялись в процессе экспериментального опроса родителей дошкольников и педагогов дошкольного образования г. Тамбова, г. Рассказово, г. Кирсанова Тамбовской области; студентов Педагогического колледжа №2, Колледжа искусств, Музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова и ТГУ им. Г. Р.Державина; в ходе пилотажных исследований на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» и Лицея «Восхождение» при ТГУ им. Г. Р.Державина.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период 2000-2005 годы.

На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалось состояние теории и практики дополнительного образования дошкольников. Проводилось целенаправленное наблюдение за деятельностью педагогов в учреждениях дополнительного образования на предмет определения общих принципов творческого развития детей на занятиях различными видами искусства. Разрабатывались содержание и методика формирующего эксперимента.

На втором этапе (2001-2004 гг.) изучалась научно-теоретическая литература по проблеме творческого развития дошкольников с позиций развивающего обучения. Проводилось анкетирование преподавателей, студентов и родителей дошкольников с целью выявления уровня осмысления идей детского творчества, выяснение преимуществ и особенностей деятельности учреждений дополнительного образования. В этот период была разработана тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников, как развивающий творческий метод в условиях дополнительного образования. Осуществлялась экспериментальная работа по апробации и внедрению данной системы, уточнялись задачи исследования.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, подведены итоги, сделаны выводы, подготовлены практические рекомендации для педагогов по развитию досугового творчества дошкольников.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- на основе изучения основных концептуальных подходов в области теории детского развития (механистический, организмический и контекстуальный) выделены основные педагогические парадигмы (социального воспитания, биопсихологическая и диалектического взаимодействия социальных и биологических составляющих), что позволило сформулировать теоретико-методологическую базу музыкально-поэтического развития дошкольников;

- выявлены организационно-методические особенности дополнительного образования в дошкольном возрасте, к которым прежде всего были отнесены: применение способа непроизвольного научения; использование преимущественно игровых форм технологий; ведущая роль принципов проблемного обучения, сотрудничества, коллективизма, самостоятельности и творческой самореализации; развитие образного мышления, фантазии, воображения и определена специфика музыкально-поэтического развития дошкольников в системе дополнительного образования;

- определен комплекс социально-педагогических условий: перенесение акцента с обучения на воспитание и развитие; организация системы креативных ситуаций; создание атмосферы взаимного доверия; синтез искусств на занятиях; активное взаимодействие педагогов и родителей;

- разработана педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях досуга, включающая следующие компоненты: цель, задачи, направления, методы, формы, принципы, условия развития;

- выявлено и обосновано положение о сущности и специфике тренинговой технологии развития музыкально-поэтических способностей дошкольников, представляющей системный, поэтапный целенаправленный, динамический, развивающий и обучающий процесс.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:

- представленные в ней материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях музыкально-поэтического, творческого развития детей в условиях дополнительного образования;

- обогащен понятийный аппарат социально-культурной деятельности, за счет понятия «музыкально-поэтическое» развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования;

- разработанная педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников технологией тренинга позволяет проектировать положения личностно-ориентированной педагогики досуга и выступает как один из вариантов развивающего обучения;

- полученные результаты исследования могут служить базой для дальнейших теоретических разработок в области социально-культурного воспитания дошкольников.

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике работы различных педагогических коллективов системы учреждений дополнительного образования, а также дошкольных учреждений нового типа (прогимназии, лицеи и т.п.); в учебном процессе вузов культуры и искусств; в деятельности системы переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования и работников культуры и искусства; в комплексном организационном решении вопроса творческого развития дошкольников; при разработке проектов и программ различного уровня.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии и смежных с ними наук; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; аргументированностью результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведенного эксперимента; опорой на педагогическую практику и личный опыт автора исследования.

На защиту выносятся:

1. Сформулированное обоснование теоретико-методологических и организационно-методических подходов к организации музыкально-поэтической деятельности дошкольников в системе дополнительного образования, основанных на личностно-ориентированном, проблемном обучении в игровой, непроизвольной форме и направленных на развитие образного мышления, актуализацию в детях способности к самовыражению, самореализации, самопознанию.

2. Комплекс социально-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей дошкольников, который включает: перенесение акцента с обучения на развитие и воспитание; организацию системы креативных ситуаций, создающих потребность к поиску своего решения; стиль увлеченности совместной деятельностью, создание атмосферы взаимного доверия; синтез искусств на занятиях; союз педагогов и родителей.

3. Педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности, основанная на сотворчестве, диалоге и доверии между педагогом и детьми в процессе общения; включающая следующие компоненты: цель, задачи, направления, методы, формы, принципы, условия развития творческих способностей дошкольников технологией тренинга. Модель ориентирована на реализацию личностно-деятельностного, дифференцированного обучения и направлена на формирование и развитие творческого музыкально-поэтического уровня каждого ребенка.

4. Положение о сущности и специфике тренинговой технологии развития музыкально-поэтических способностей дошкольников, представляющей собой системный, целенаправленный, динамический, поэтапный, развивающий и обучающий, процесс, направленный на развитие активности, целеустремленности, самостоятельности, внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии, отзывчивости и специфических музыкально-поэтических способностей у ребенка.

Апробация исследования. Предложенная в исследовании тренинговая технология творческого развития ребенка, реализованная как педагогическая технология вхождения ребенка в искусство посредством собственных сочинений, внедрена в практическую работу Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Дворец творчества детей и молодежи» и Лицея «Восхождение» при ТГУ им. Г. Р. Державина г. Тамбова. Результаты и выводы диссертации использованы в курсе «Народное художественное творчество» Академии искусств, сервиса и рекламы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования ТГУ им. Державина и многочисленных конференциях, в том числе на научной конференции преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 1999 и 2004 гг.); на Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения П.Н.Бигдаш-Богдашева «Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Тамбов, март 2002 г., в соавторстве); на Международной научно-практической конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов, декабрь 2002 г.); на Всероссийской научно-практической Internet -конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (март 2004 г.); на Международной научно-практической конференции «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции

Здоровьесберегающие технологии: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов, октябрь 2004 г.); на Международной научно-практической конференции «Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы» (Тамбов, ноябрь 2004 г.); на 1-ой Всероссийской научно-практической конференции «Хореографическое образование на рубеже XXI в.: проблемы, перспективы развития» (Тамбов, апрель 2005 г.); на Всероссийской научно-практической конференции « Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» ( Пенза, ноябрь 2005 г.). По теме исследования опубликовано 11 работ, общим объемом 2,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и ряда приложений. Содержание работы изложено на 241 страницах машинописного текста, список используемой литературы содержит 267 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Островская, Галина Ивановна

6. Результаты исследования позволили сформулировать методические рекомендации для педагогов по развитию досугового творчества дошкольников:

1. Внимательно и чутко относиться ко всем творческим проявлениям детей, позволять им высказывать все свои творческие идеи и одобрительно поддерживать их.

2. Видеть потенциальные творческие способности в каждом ребенке и максимально развивать их.

3. Создать климат взаимного доверия, безоценочности, психологической безопасности и доверия.

4. Использовать гибкие формы поощрения, чтобы ребенок испытывал радость от сделанного им задания.

5.Формировать достаточно высокий уровень самооценки у детей, который стимулировал бы их к творческой деятельности, к рефлексии.

6. Педагогу самому быть творческой личностью, проявлять изобретательность в выборе различных методических приемов.

7. Помочь родителям понять их креативных детей и по возможности создавать дома условия для их творческих проявлений.

Проведенное исследование и его результаты полностью подтвердили выдвинутую гипотезу. Перспективным представляется использование разработанной тренинговой технологии в работе учреждений дополнительного образования и дошкольных учреждений нового типа (прогимназии, лицеи и т. п.), появляющихся в настоящее время; в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в институтах культуры и искусств; на кафедрах социально-культурной деятельности вузов; в работе центров переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы; а также в комплексном решении вопроса творческого развития дошкольников.

Заключение

Постановка и исследование проблемы музыкально-поэтического развития дошкольников обусловлены осознанием того, что от качества воспитания и обучения зависит развитие личности, реализация ее творческого потенциала, что, в свою очередь, влияет на поступательное движение общества к совершенству. Изучение опыта прошлого и всестороннее осмысление современных позиций педагогической науки позволяют выявить эффективные пути и средства развития детей, востребованные временем, среди которых ведущее место занимает художественное творчество.

В соответствии с завершением проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования, мы можем обозначить его основные результаты и сделать ряд заключительных выводов.

1.В результате анализа философской, психолого-педагогической, эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы, как отечественной, так и зарубежной, определена сущностная характеристика процесса детского развития, его основные законы, прослежена история становления данной проблемы и систематизированы основные концептуальные модели теорий развития личности.

Обоснованно, что согласно одному из основных положений современной педагогики, обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека.

Очевидно, что разработка теоретических вопросов обучения, расширение и модернизация существующих технологий детского развития востребованы настоящим временем, в котором в человеке ценятся такие социально значимые качества как: инициативность, целеустремленность, творческое мышление, активность и т. п. Такая задача не может быть выполнена усилиями одной только общей образовательной системы, в ее организации призвано участвовать дополнительное образование, направленное на удовлетворение быстро меняющихся индивидуальных, социокультурных и просветительских потребностей ребенка. Поэтому система как общего так и дополнительного образования периодически нуждается в пересмотре ее основных методов, принципов, структуры и содержания в соответствии с требованиями современности. Проведенное нами исследование вносит свой вклад в теорию дополнительного образования детей, поскольку разработанная тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников выступает как один из возможных вариантов развивающего обучения.

2.Современные организационно-методические особенности дополнительного образования дошкольников, действенное руководство их развитием, изменение как темпов, так и форм этого развития, могут осуществляться только в соответствии с закономерностями внутреннего развития ребенка, на глубоком знании психологии данного возрастного периода, содержащего значительные резервы воспитания творческих способностей.

Особенности организации педагогического воздействия на дошкольников заключаются в опоре на способ непроизвольного обучения, включенного в деятельность дошкольника, для которой научение выступает лишь в качестве результата ,а не цели. Ведущей для дошкольников, является игровая деятельность, в процессе которой происходит развитие желаемых качеств у ребенка. Игра участвует в формировании структуры личности, побуждая к работе воображение, поэтому столь значительна ее роль в развитии творческого потенциала дошкольников.

Эффективная организация педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, направленного на активизацию и развитие мыслительной деятельности ребенка, на «зону его ближайшего развития», на формирование самостоятельности, возможна на основе принципа опережающего проблемного обучения. Для технологий дополнительного образования важно, что проблемное обучение не навязывает знания ребенку, оно опирается на его интересы, основывается на вере в способности ребенка, в силу его интеллекта, на уважении к его личности.

3. В исследовании выявлено, что развитие творческой личности в процессе воспитания и обучения признано одной из приоритетных, социально значимых задач современного общества. По результатам проведенного социологического опроса было выявлено, что 72% педагогов и 91% родителей видят основную цель досуговой деятельности в развитии творческих способностей ребенка, в необходимости планомерной целенаправленной работы в этом направлении. Решение этой проблемы заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать творчески одаренных детей, сколько в том, чтобы развивать творческую одаренность у всех детей без исключения.

В этом контексте музыкально-поэтическое развитие дошкольников в условиях дополнительного образования понимается нами не столько как предметный результат, т.е. детские произведения, сколько как сам творческий процесс, подразумевающий развитие и активизацию эмоциональной, волевой и познавательной сфер, умений и навыков к импровизации, а также пробуждение на этой почве способностей к сотворчеству, к продуктивному самовыражению и самоутверждению. При этом творческая активность, взращенная в детстве, найдет свое практическое применение в любом виде деятельности, который изберет себе в жизни вчерашний дошкольник.

Музыкально-поэтическое развитие дошкольников осуществляется на основе принципов:

1 .Трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.

2. Принципа гуманистической психологии: безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

3.Принципа развивающего обучения - проблемности, диалогичности, индивидуализации.

Построить процесс музыкально-поэтического развития, это значит:

- дать ребенку возможность осознать себя самого как личность, как «Я»;

- дать ребенку способ деятельностного выражения себя как творца в музыке и стихах;

- приблизить ребенка к рефлексии, к овладению механизмом саморазвития.

Ведущим способом выражения служит способ импровизационного сочинения, где творческий замысел реализуется экспромтом и сразу в законченном виде, а главными психическими процессами являются эмоции и интуиция.

Основными социально-педагогическими условиями, способствующими творческому развитию каждого ребенка, являются:

1 .Перенесение акцента с обучения на воспитание и развитие.

2.0рганизация ситемы креативных ситуаций, создающих потребность к поискам своего решения в процессе самостоятельного творчества и сотворчества с педагогом и другими детьми.

3.Стиль увлеченности совместной деятельностью, создание атмосферы взаимного доверия на занятиях, когда ребенок чувствует не только поддержку и одобрение со стороны педагога, но и независимость в выборе и принятии решений.

4. Синтез искусств на занятиях.

5. Взаимодействие педагогов и родителей в достижении поставленной цели.

4.Разработана педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности на основе тренинговой технологии. Сущность развития творческого потенциала дошкольников тренинга в досуговой музыкально-поэтической деятельности состоит в качественном изменении этой деятельности , в которой ребенок выступает как субъект. Изменения эти происходят как за счет усложнения цели, задач, способов воздействий на ребенка со стороны педагога, так и за счет изменения в деятельности позиции самого ребенка, который становится более активным, уверенным и самостоятельным участником творческого процесса -коллективного и индивидуального. Происходит движение в деятельности от подражательно-репродуктивной (I-II этапы) к поисково-творческой (III-V этапы).

Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили сформулировать основные положения педагогической модели музыкально-поэтического развития дошкольников технологией тренинга. В основе ее лежит планомерный педагогический процесс развития компонентов творческой деятельности , приводящий к их активизации и реализации в практической работе. Опытно-экспериментальной проверкой доказано, что тренинговая технология способствует развитию как общих (мышление, память, воображение, инициативность, эмоциональность, контактность и т.д.), так и специальных (музыкальный и поэтический слух, чувство ритма, лада) способностей детей, повышению творческого потенциала каждого ребенка.

5. Разработанный критериальный аппарат на основе использования многоуровнего принципа диагностики позволил определить уровни общего и музыкально-поэтического развития дошкольников на каждом этапе эксперимента и доказать эффективность тренинговой технологии музыкально-поэтического развития через динамику изменений этих уровней.

Созданный методический инструментарий развития музыкально-поэтических способностей дошкольников в условиях дополнительного образования расширяет банк методик всестороннего, гармоничного развития личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Островская, Галина Ивановна, 2006 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова М.: Академический Проект, 2000. - 623 с.

2. Адищев В.И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920)/В.И.Адищев-Пермь, ПГПИ., 1991.- 115 с.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития / Ю.П. Азаров М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

4. Айзенак Г.Ю. Проверьте свои способности / Г.Ю. Айзенак М.: Педагогика - Пресс, 1992.- 173 с.

5. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб.трудов. Вып. 62,- М.: ГМПИ им .Гнесиных, 1982. 160 с.

6. Алекперова Н.И. Эстетика и музыкальное творчество / Н.И. Алекперова -Баку.: Азернерш, 1988. 144 с.

7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от д/с к нач.школе) / Ю.Б. Алиев Воронеж: НПО Модэк, 1988. - 352 с.

8. Альманах музыкальной психологии. Homo musicus. М.: Моск. Гос .коне, им. П.И. Чайковского. Вып.1., 1994.-206 е., Вып.П., 1995. - 176 с.

9. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев -2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-606с.

10. Ю.Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

11. Антология педагогической мысли России XYIII века. М.: Педагогика, 1985.-479 с.

12. Антология педагогической мысли России I половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. - 558 с.

13. Антология педагогической мысли России II половины XIX нач. XX века. - М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

14. Н.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина-М.: Музыка, 1983.-222 с.

15. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент / О.А. Апраксина // Муз. воспитание в школе. М.: Музыка, 1978., вып. 13- С.66-76

16. Арановский М.Г. Интонация, знак и "новые методы" / М.Г. Арановский // Советская музыка, 1980., № 10 С.99-109

17. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский //Проблемы муз. мышления (под ред. М.Г. Арановского) М.: Музгиз, 1974. -336 с.

18. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин, под ред. А.В.Запорожца-М.: Просвещение, 1968.-445 с.

19. Артоболевская А.Д. Первые встречи с искусством / А.Д. Артоболевская -М.: Сов. комп-р, 1995. 224 с.

20. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев Изд. 2-е, JL: Музыка, 1973. - 144 с.

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.2. Интонация / Б.В. Асафьев-Д., 1971.

22. Асафьев Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев M.-JL, 1965. - 136 с.

23. Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности / А.Г. Асмолов //Новые ценности образования, вып.6.- М.: Инноватор,1996.- С.39-42

24. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан-М.: Просвещение, 1967.- 191 с.

25. Бакланова Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова -М.: МГУКИ, 2000.-412 с.

26. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию / JI.A. Баренбойм Изд.2-е., JL: Сов. комп-р, 1979. - 352 с.

27. Баренбойм JI.A. О музыкальном воспитании в СССР / JI.A. Баренбойм // Музыкальное воспитание в СССР: Сб.статей, вып.1. М.: Сов. комп-р, 1978. - С.5-58

28. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н. Баринова JL: Музгиз., 1961. - 60 с.

29. Безклубенко С.Д. Грани творческого метода / С.Д. Безклубенко Киев: Мистецтво, 1986.- 196 с.

30. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства / Н.А. Бердяев -М.: Искусство, 1994., 1 т.-542 е., 2 т.-510 с.

31. Березовский Б. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б. Березовский // Вопросы психологии, 1982, № 5 С.94-101

32. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989. 192 с.

33. Беркман Т. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Т. Беркман, К. Грищенко М.: АПН РСФСР, 1961.- 216 с.

34. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ / Э. Берн М.: Универ. книга, 1998. - 388 с.

35. Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения./ В.М. Бехтерев // С.О. Грузенберг. Гений и творчество. Л.: изд. Сойкина, 1924.

36. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специальностей социокультурной сферы / Т.С. Бибарцева- Спб,1999 .

37. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П. Блинова Л.: Музыка, 1974. - 144 с.

38. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / П.П. Блонский М.: Педагогика, 1979., 1 т. - 304 е., 2 т.- 399 с.

39. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества / Д.Б. Богоявленская Ростов на Дону, 1983.

40. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская М.: Знание, 1981.- 96 с.

41. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович //Вопросы психологии, 1978., № 4 С.23-36

42. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич Ростов -н/Д.,1999.

43. Борде-Кляйн И. Удовольствие в игре / И. Борде-Кляйн М.: Знание, 1983.-96 с.

44. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности /Л.Л. Бочкарев -М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 350 с.

45. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер М.: Прогресс, 1976.-167 с.

46. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер М.: Прогресс, 1977.- 412 с.

47. Бурдье П.Практический смысл / П. Бурдье М; СПб: Ин-т экспер. социологии; Алетейя, -2001.-562 с.

48. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т.-2-е изд. / Ф. Бэкон М.: Мысль, 1977-1978., Т.1.-1977.- 567с., т.2,-1978. - 575 с.

49. Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг -М.: Прогресс, 1990. 184 с.

50. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности / Л.А. Вецгер //Вопросы психологии, 1978, №3 С. 163-166

51. Венгер Л.А. Проблемы детской психологии и творчество / Л.А. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии, 1988., № 3 С.20-29

52. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Н.А. Ветлугина //Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980 - С.45 -62

53. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина М.: Просвещение, 1968.-415 с.

54. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества / Н.А. Ветлугина // Дошкольное воспитание, 1965., № 5.- С.6-11

55. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольника в процессе музыкальных игр / Н.А. Ветлугина М.: АПН РСФСР, 1958. - 248 с.

56. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман М.: Просвещение, 1983. - 255 с.

57. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Г.С. Виноградов Иркутск, 1926. -30 с.

58. Виноградов J1.B. Раскрыть музыку в ее целостности / JI.B. Виноградов // Искусство в школе. М.: Музыка, 1994., № 2 - С.20-27

59. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

60. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / В.И. Водовозов -М.: Педагогика, 1986. 474 с.

61. Водовозова Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-и летнего возраста / Е.Н. Водовозова Спб.: Тип. Ф.С. Сущанского, 1876. - 195 с.

62. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей./ Ред. сост. В. Натансон, В.Руденко М.: Музыка, 1981. - 231 с.

63. Воспитание детей в игре. / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 190 с.

64. Воспитание и обучение / Дошкольное воспитание, 2003, №3, С.10-19

65. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский , 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

66. Выготский JLC. Лекции по психологии / Л.С. Выготский СПб.: Союз, 1997.- 144 с.

67. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

68. Выготский Л.С. Соб. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1982, т. 2. - 504 с.

69. Выготский Л.С. Соб.соч. в 6 т. / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1983, т.3.-368 с.

70. Выготский Л.С. Соб.соч. в 6 т. / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1984, т.4. 432 с.71 .Выготский J1.C. Психология искусства 5-е изд. / JI.C. Выготский - М.: Лабиринт, 1998.-413 с.

71. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды / А.Л. Галин Новосибирск: Книжное изд., 1989. - 126 с.73 .Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова М.: МГУ, 1978. - 118 с.

72. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб.статей / Сост. П.С.Трофимов. М.: Искусство, 1965.- 322 с.

73. Геккель Э. Мировые загадки / Э. Геккель -М.: ГАИз,1937. 535 с.

74. Гельмгольц Г. Популярные вещи / Г. Гельмгольц СПб.: Издание К.Л.Риккера,1898, ч.1. - 1898. - 145 е., ч.2.- 1899. -183с.

75. Головская К. Детское музыкальное творчество, как метод музыкального воспитания / К. Головская Известия АПН РСФСР, вып.2., М., 1947.

76. Горальски А. Пути изучения творчества / А. Горальски // Вопросы психологии, 1986., № 5, С. 175-177

77. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчества / Л.В. Горюнова // Искусство в школе. М.: Музыка, 1993., № 1 - С.15-21

78. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся / А.Л. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики, вып.2. М.: Музыка, 1980-С. 10-29

79. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер М.: Моек .гум. актерский лицей, 1993. - 190 с.

80. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева Тамбов: ТГУ, 2002. - 504 с.

81. Гридчин О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (на материале дополнительного обучения) / О.В. Гридчин. Диссертация на соискания ученой степени кандидата пед. наук, 2001.

82. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов -М.,1986. -239 с.

83. Давыдова M.J1. Импровизация одна из основ музыкального воспитания / M.J1. Давыдова // Дошкольное воспитание, 1997., № 2 - С. 112-116

84. Декарт Р. Избранные произведения / Р. Декарт М.: Госполитиздат, 1950.710 с.

85. Джеймс У. Научные основы психологии / У. Джеймс Минск: Харвест, 2003.-527 с.

86. Добсан J1. Метод 3. Кодая и его музыкальные основы / JI. Добсан // Музыкальное воспитание в Венгрии. -М.: Сов. комп-р, 1983 С.41-64

87. Дошкольное музыкальное воспитание детей: Из опыта работы муз. руководителей д/садов Ленинграда. Л.: Музгиз, 1962. - 83 с.

88. ЮО.Зинченко В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов М.: Тривола, 1994. - 304 с.

89. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко М.: Смысл, 2001. - 255 с.

90. ЮЗ.Игра дошкольника / А.А.Абрамян и др., Под ред. C.JI. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. - 284 с.

91. Игра и развитие личности дошкольника: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1990.- 151 с.

92. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.-229 с.

93. Юб.Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

94. Ю7.Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 206 с.

95. История дошкольной педагогики / Под ред. JI.H.Литвина 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989.-351 с.

96. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: Статьи и выступления разных лет / Д.Б. Кабалевский М.: Знание, 1984. - 62 с.

97. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Изб. статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский АПН СССР - М.: Педагогика, 1986. - 188 с.

98. Кабалевский Д.Б. Поле деятельности огромное. / Д.Б. Кабалевский // Музыка в школе. -М.: Музыка, 1988, № 1 С.8-15

99. Кадобнова И. Шестилетние дети и музыка / И. Кадобнова, В. Усачева, JI Школяр //Воспитание музыкой.-М.: Просвещение, 1991 С. 11-31

100. Каратыгин В.Г. Избранные статьи / В.Г.Каратыгин М.: Музыка, 1965.352 с.

101. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк М.: МГУ, 1986. - 142 с.

102. Кастальский А.Д. Статьи, воспоминания, материалы / А.Д. Кастальский -М.:Музгиз, 1960.-291 с.

103. Кенеман А. Музыкальная игра в системе музыкального ритмического воспитания детей дошкольного возраста / А. Кенеман // Вопросы эстетического воспитания в д/саду. М.: Учпедгиз, 1960 - С. 115-124

104. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР/Н.И. Киященко-М.: Искусство, 1971. 160 с.

105. Киященко Н.И. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе / Н.И. Киященко, H.JI. Лейзеров М.: Знание, 1984. - 112 с.

106. Кларин М.В.Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин М.,1989.

107. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / АЛО. Козырева Пенза, 1994. - 344 с.

108. Коменский Я.И. Педагогическое наследие / Я.И. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо М.: Педагогика, 1985. - 412 с.

109. Космачева Т.Развитие творческих способностей/ Т. Космачева // Дошкольное воспитание ,1993, №6 С.90-93

110. Куприянова JT. JT. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор / Л.Л. Куприянова // Музыкальное воспитание в школе, вып.17. М.: Музыка, 1986. - С.25-33

111. Культурно-досуговая деятельность (Под ред. А.Д. Жаркова, В. М. Чижикова).-М.: МГУКИ, 1998.-461 с.

112. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология, 3-е изд./ Н.Д. Левитов М.: Просвещение, 1964. - 478 с.

113. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. / А.Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983, 1 т. - 320 е., 2 т. - 318 с.

114. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев М.: Смысл, 2000.-511 с.

115. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, 4-е изд. / А.Н. Леонтьев -М.: МГУ, 1981.-584 с.

116. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Советская педагогика, 1944, № 8-9.

117. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер -М.: Знание, 1981.- 186 с.

118. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В.И. Лещинский Воронеж: Е.А. Болховитинова, 2001. - 157 с.

119. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина -НПО Модек, 1997.-384 с.

120. Лисина М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников / М.И. Лисина Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 76 с.

121. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук М.: Политиздат, 1976. -144 с.

122. Луначарский А.В. В мире музыки: Статьи и речи / А.В. Луначарский -М.: Сов. комп-р, 1971. 540 с.

123. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская М.: Просвещение, 1971.-415 с.

124. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд. / А.А. Люблинская-М.: Просвещение, 1965.-363 с.

125. Макаренко А.С. Избранные произведения: В 3-х т. / А.С. Макаренко -Киев: Рад. шк., 19833 -1984, т.З 576 с.

126. Максимов Ю.В. Родники творчества: Из опыта работы / Ю.В. Максимов М.: Просвещение, 1988. - 126 с.

127. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. / К. Маркс, Ф. Энгельс 4-е изд. - М.: Искусство, 1983, т.1 - 605 с.

128. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

129. Нб.Медушевский В.В. Фантазия в культуре и музыке / В.В. Медушевский // Музыка. Культура. Человек: Сб.статей Свердловск: Урал, ун-т, вып.2, 1991-С.44-57

130. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский М.: Музыка, 1976.- 254 с.

131. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев М.: Знание, 1981. - 96 с.

132. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.А. Навлянская // Педагогика и психология. М.: Педагогика, 1987. - 126 с.

133. Методика музыкального воспитания в д/саду. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 269 с.151 .Михайловская Н.М. Музыка и дети / Н.М. Михайловская М.: Сов. комп-р, 1977. - 260 с.

134. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в пед. деятельности Б.Л.Яворского и его учеников / С.Н. Морозова // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия, сост О.А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990 С. 113-120

135. Музыкальная психология: Хрестоматия. М.: Мое. гос .консерватория им. П.И.Чайковского, 1992. - 210 с.

136. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции Международного об-ва по муз. воспитанию (ИСМЕ). М.: Сов. комп-р, 1973.-415 с.

137. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина М.: Академия, 2002. - 453 с.

138. Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд./ B.C. Мухина - М.: Эксмо-Пресс, 1999.-352 с.

139. Мухина B.C. Психология дошкольника / B.C. Мухина М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

140. Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение / В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Музыка, 1981.

141. Мясищев В.Н. Что есть музыкальность? / В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер // Советская музыка, 1975, № 2 С.81-85

142. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский М.: Музыка, 1982. - 382 с.

143. Напреев Б. К вопросу об интонации / Б.К. Напрев // Вопросы музыковедения, труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 18.- М, 1976 С.280-300

144. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 4-е изд. / Г.Г. Нейгауз -М.: Музыка, 1982.-300 с.

145. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова М.: Педагогика, 1978.-143 с.

146. Палагина Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике / Н.Н. Палагина// Вопросы психологии, 1989, № 6 С.69-74

147. Папкова Р. О песенной импровизации дошкольников: Из опыта работы / P.O. Папкова // Дошкольное воспитание, 1986, № 3 ,С.81-91

148. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами / В.А. Петрова М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

149. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин М.: Владос, 1997.-384 с.173 .Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже М.: Просвещение, 1969.- 659 с.

150. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев М.: Наука, 1976.-303 с.

151. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев -М.: Педагогика, 1976. 280 с.

152. Пономарев Я.Л. Психологические творения: Избр. психологические труды / Я.А. Пономарев М.: Моск. психолого-соц. институт, 1999. - 475 с.

153. Пресникова-Штро М. Поэтическое творчество детей старшего дошкольного возраста / М. Пресникова-штро // Детское творчество. Ученые записки № 314. -М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1970.

154. Приходько Т. А концерт создать могли бы? / Т. Приходько // КХС, 1981, № 8, С.24-27

155. Проблемы методики музыкального воспитания: Межвузовский сб. научных трудов. Ростов: РГПИ, 1989. - 132 с.

156. Психология: Словарь / Под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевской 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

157. Пуанкаре А. Математическое творчество / А. Пуанкаре Юрьев: Тип. Э.Брегмана, 1909.-24 с.

158. Радынова О.П. Методы и приемы музыкального воспитания / О.П. Радынова // Дошкольное воспитание, 1994, № 2 С.24-32, № 6 - С.49-55, № 11 - С.50-57

159. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольника / О.П. Радынова -М.: Просвещение, 1994. -223 с.

160. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников М.: Педагогика, 1989.

161. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников М.: Знание, 1980.-96 с.

162. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская Спб.: Питер, 2001.-432 с.

163. Ригина Г.С. Типология импровизационных заданий в начальной школе / Г.С. Ригина // Развитие муз.слуха, певческого голоса и муз.-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб.тезисов VI научной конференции. М., 1982.

164. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс-М.: Прогресс. Универс., 1994. -479 с.

165. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб.статей. -Л.: Музыка, 1981.-104 с.

166. Ротенберг B.C. Мальчик отец мужчины / B.C. Ротенберг // Знание -сила, 1984, № 8 - С.23-27

167. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии, 1960, № 3 С.3-16

168. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн Спб.: Питер, 1999.-720 с

169. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн М.: АПН СССР, 1958. - 147 с.

170. Рукавишников Г. Раннее обучение детей в музыке / Г. Рукавишников -Спб.,1904.

171. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса /М.А.Румер, М.А. Рукавишников // Из истории музыкального воспитания . Сост. О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1990 С.109-113

172. Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации / Е.О. Ручьевская //Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973 - С.137-186

173. Селевко Г.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы / Г.К. Селевно, Н.К. Тихомирова-Ярославль: Верх-Волж. кн. изд-во, 1990. 62 с.

174. Симонов В.П. Что такое эмоция / В.П. Симонов-М., 1966

175. Система детского музыкального воспитания К.Орфа / Под.ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

176. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики / В.З. Смирнов М.: Учпедгиз, 1966. - 600 с.

177. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В Синельников // Дошкольное воспитание.- 1993, № 10, с.69-72

178. Синельников В. США: проблема детского творчества / В. Синельников // Дошкольное воспитание, 1993, №2 С.84-86

179. Смирнов П.В. Происхождение духовности / П.В. Смирнов, П.М. Ершов -М.: Наука, 1989.-350 с.

180. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова М.: Школа-Пресс, 1997. - 383 с.

181. Соломенникова О.А. О некоторых парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. 2004, №2, С.9-18

182. Станко А. О методах музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Станко // Вопросы музыкальной педагогики, вып.2. М.: Музыка, 1980 -С.3-10

183. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / В.Я. Стоюнин -АПН СССР М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

184. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. / В.А. Сухомлинский -М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

185. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский Киев: Рад. Школа, 1974,-288 с.2Ю.Сухомлинский В.А. Сто советов детям / В.А. Сухомлинский Киев: Рад школа, 1984.-254 с.

186. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии, 1987, № 3 С. 115-122

187. Тарасов Г.С. Психология музыкальных потребностей человека / Г.С. Тарасов // Психологический журнал, 1988, № 5 С.63-71

188. Тарасов Г.С. Психология художественной игры / Г.С. Тарасов // Музыка в школе, 1988 ,№1 С. 15-202Н.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова -М.: Педагогика, 1988. 176 с.

189. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. / Б.М. Теплов М.: Педагогика, 1985., т. 1.

190. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов М. - Л.: Известия АПН РСФСР, 1947, №11.

191. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

192. Тихомиров O.K. Психология музыкального мышления / O.K. Тихомиров М.: МГУ, 1984.-270 с.

193. Толстых А.В. Искусство понимать искусство / А.В. Толстых М.: Педагогика, 1990. - 159 с.

194. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи / Ю.Н. Тюлин М.: Музыка, 1969.- 176 с.

195. Уотсон Дж. Двойная спираль / Дж. Уотсон М.: Мир, 1969.-152 с.

196. Усачева В.О.Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей / В.О. Усачева. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. Наук, 2002.

197. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О. Ушакова // Дошкольное воспитание. 1972, № 9 С.24-36

198. Ушинский Д.К. Собрание сочинений, т.1. / Д.К. Ушинский М.- JL: АПН, 1950.-738 с.

199. Фельдштейн Д.И. Феномен детства и его место в развитии современного общества / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии, 2001, № 1.

200. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -1998, №1 С.7

201. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия,1983. 840 с.

202. Флоренский: Личность Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей.- 2-е изд. СПб.: Изд-во Рус. христ. гуман. инст-та, 2001.823 с.

203. Фомина А.Б. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей / А.Б. Фомина и др. М.,1998. -124 л.

204. Фрейд З.Введение в психоанализ / 3 Фрейд М.: Наука, 1989. - 455 с.

205. Хайдеггер М. Положение об основании / М. Хайдеггер СПб.: Алетейя,2000. - 289 с.

206. Холл К.С. Теория личности / К.С. Холл, Г. Линдсей М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 590 с.

207. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. В.З.Смирнов. М.: Учпедгиз, 1961.-600 с.

208. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

209. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин-М.: Сов. комп-р, 1988, кн.1.-384 с.

210. Чичерина Н. Музыкальное воспитание ребенка / Н. Чичерина // Дошкольное воспитание, 1992, № 1 С.72-84

211. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский М.: Знание, 1986. - 79 с.

212. Шарден де Тейяр. Феномен человека / Т. Шарден М., 1987.

213. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

214. Шацкая В.Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции / В.Н. Шацкая // Революция искусство - дети: Материалы и документы. - М.: Просвещение, 1966 - С.243-247

215. Шацкий С.Т. Избранные пед. сочинения: В 2-х т. / С.Т. Шацкий, под. ред. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980, т.1. - 304 е., т.2. - 414 с.

216. Шацкий С.Т. Работа для будущего / С.Т. Шацкий М.: Просвещение, 1989.-223 с.243 .Шестов J1.H. Сочинения / J1.H. Шестов М.: Раритет, 1995. - 431 с.

217. Школяр Л.В. Программа музыкального воспитания / Л.В. Школяр // Дошкольное воспитание, 1993, № 6 С.82-90

218. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева 2-е изд. - М.: Флинта, 1999.-336 с.

219. Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования / Л.Н. Шульпина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук, 2002.

220. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с.

221. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина / Н.Е. Щуркова// Педагогика, 1993, №2 С.66-70

222. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова-М., 1998.

223. ЭЙНОН Д. Творческая игра / Д Эйнон М.: Педагогика-Пресс, 1995.- 192 с.

224. Эксанишвили Э. Мы играем и поем./Э.Эксанишвили // Советская музыка, 1979, №12-С.71-73

225. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / В традиции культурной исторической теории JI.С. Выготского / Д.Б. Эльконин М.:Тривола, 1994. - 168 с.

226. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин М.: Учпедгиз, 1960. -328 с.

227. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.б. Эльконин М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

228. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин 2-е изд. - М.: Владос, 1999.-359 с.

229. Юнг К. Божественный ребенок / К. Юнг М.: Олимп, Изд-во ACT-ЛТД, 1997.- 398 с.

230. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма / Б.Л. Яворский. Под общей ред. Д.Шостаковича. М.: Сов.комп-р.,т.1, 1972. - 711 е., т.2., 1978. -365 с.

231. Яворский Б.Л. Рукописный архив. ГЦММК им. М.И. Глинки, ф. 146.

232. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии / И.С. Якиманская // Вопросы психологии, 1989, № 6 С.5-14

233. Яковлева Е., Трофимова Н. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте / Е. Яковлева. Приложение к газете П/С -2002, №3, №9

234. Jefferson B.Teaching Art to Children the Values of Greative Expression / B. Jefferson -1959;

235. Haskell L. Art in ealy childshood eyears. Charles R. Merril / L. Haskell -Columbus, USA, 1979.

236. Hess P., Kroft D.Teacher of youhg children. Hougton Miffin Сотр. / P. Hess, D Kroft Boston, 1975.

237. Garritson J. Child Arts: integrating Curriculum through the Arts / J. Garritson-Addison- Wesly Publ. Comp, USA, 1969.

238. Guilford J.P.Measurement of Creativiti Exploration in Creativiti / J.P. Guilford N.V.-1967 -319p.

239. Torrance E.P., Hall L.K. Assessing of further research of creativity polention / E.P. Torrance, L.K. Hall -Ibid-1980-vol.l4,7.p.l-19

240. Torrance E.P. Education and the Creative Potential / E.P. Torrance -Minntapolis, 1967.-185 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.