Музыкально-педагогические технологии в психологической реабилитации детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Львова, Татьяна Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Львова, Татьяна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.г.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания модели психологической реабилитации детей с проблемами в здоровье средствами музыкально-педагогических технологий.
1.1. Философские основания построения музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности.
1.2. Общенаучные основания музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности
1.3. Здоровьесберегающий потенциал традиционных музыкально-педагогических технологий ритмо-пластического и певческого воспитания личности.
ГЛАВА II. Теоретико-методическая модель психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности средствами музыкально-педагогических технологий.
2.1. Психологические аспекты формирования и проявления психосоматического профиля личности на примере детей с диагнозом "бронхиальная астма".
2.2. Музыкально-педагогические технологии реабилитационного воздействия на психосоматическую симптоматику личности.
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по апробации музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности
3.1. Задачи, организация, содержание и методы ОЭР.
3.2. Анализ полученных результатов ОЭР.
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения2000 год, кандидат педагогических наук Голубева, Наталья Викторовна
Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра2006 год, кандидат педагогических наук Кунц, Наталья Николаевна
Музыкальные занятия в общеобразовательной школе как средство формирования мотивации здорового образа жизни учащихся2012 год, кандидат педагогических наук Жиганова, Ксения Сергеевна
Мультимодальные характеристики "структурного аттрактора болезни" у подростков2005 год, кандидат психологических наук Нестеренко, Ольга Борисовна
Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Семячкина, Галина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-педагогические технологии в психологической реабилитации детей»
Здоровье детей - абсолютный приоритет общества, ориентированного на развитие в настоящем и будущем. Охрана и поддержание детского здоровья является не только неотъемлемым направлением деятельности медицинских учреждений, но и одной из главных забот всего общества, всей системы образования и любой школы или образовательной системы. При этом здоровьесберегающая направленность образования является пока мало подкрепленной на научно-доказательном уровне. В настоящее время с особой остротой встает проблема соответствующего переосмысления имеющихся в арсенале педагога-музыканта технологий с точки зрения их здоровьесберегающего потенциала и его реализации в музыкально-образовательном процессе. Такой подход, по сути, предполагает инновационное преломление музыкально-педагогических технологий, расширение и обогащение их функциональных возможностей в поддержании здоровья детей. Расширение функциональных возможностей музыкально-педагогических технологий может охватывать глубокие личностные ресурсы, выходящие за сферу музыкальных способностей, знаний, умений и навыков, общей культуры; этот ресурс связан с самой творческой природой музыкальной деятельности, дарящей «энерговыигрыш» для человека не только на уровне личности, но и на уровне организма. В раскрытии потенциальных педагогических возможностей улучшения показателей психологического и физического здоровья подрастающего поколения и заключается, в нашем понимании, инновационное преломление музыкально-педагогических технологий.
Декларирование здоровьесберегающей направленности современного образовательного процесса еще не гарантирует его эффективности для всех контингентов учащихся. Анализ понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» показывает, что разные специалисты вкладывают в него разные смыслы, важнейший из которых — в психологопедагогических возможностях оздоровления детей в самом учебном процессе 3
192]. E.H. Дзятковская совершенно справедливо и четко заявляет, что здоровье должно быть не побочным или случайным результатом обучения чему-либо, а здоровье и есть один из основополагающих продуктов образования [82].
Одной из распространенных проблем детей нашего времени и особенно жителей больших городов является психосоматическая симптоматика. Психосоматика - это целый круг явлений, охватывающий как явления, подпадающие под меры медицинских лечебных воздействий, так и более размытые личностные проявления, такие как экстренные сигналы о снижении уровня адаптационных ресурсов психики ребенка в различных обстоятельствах (психогенные «недомогания» в ответ на вызовы школьной жизни или семейные события).
Педагогика и психология, в содружестве с профилактической медициной, призваны объединить свои усилия в поиске путей социально-организованной программы предупредительной работы с детьми для снятия психосоматических симптомокомплексов на ранних этапах онтогенеза личности. Особенной заботой данное направление по здоровьесбережению в самом образовательном процессе должно стать еще и потому, что дети с такими симптомами обладают тенденцией к формированию особенностей личности, которые позволили обозначить этот тип как психосоматический профиль личности [142, 723].
В фокусе данного исследования — ребенок с особым профилем личности, являющийся субъектом учебно-развивающей деятельности, организуемой и управляемой педагогом в особых условиях и со специфическими целями — укрепления личностного потенциала, улучшения показателей здоровья и реабилитации детей для дальнейшего осуществления образовательного процесса.
По определению Всемирной организации здравоохранения под реабилитацией1 понимают комплексное и скоординированное использование медицинских, социальных, образовательных и профессиональных мероприятий по подготовке или переподготовке «несостоятельного» лица к более высокому уровню реализации функциональных возможностей. В современной науке под психолого-педагогической реабилитацией понимается опосредованное воздействие на восстановление исходной целостности и психического здоровья личности преимущественно через создание условий, актуализирующих полноценную жизнедеятельность, побуждающих психомоторную активность и эмоциональную вовлеченность (A.B. Гордеева, H.JI. Карпова, Р.Г. Овчарова), и через формирование специальной внутренней позиции (B.C. Мухина), ориентирующей на статус здорового человека. Все это способна обеспечить музыкальная деятельность. Убежденность в этом побудила нас к теоретико-методическому и экспериментальному исследованию данной проблемы.
С древнейших времен философы и педагоги обращали свое внимание на то, что музыка не только образовывает и воспитывает, а еще и гармонизует личность, эмоционально усиливает и углубляет чувства. В современном мире пришло общее понимание того, что музыка является серьезным коррекционным средством и способна осуществлять психотерапевтическую функцию. В 2003 году музыкотерапия была официально занесена в реестр технологий и инструментов здравоохранения РФ2. Свое место в системе сопроводительных мер оптимизации развития и обучения постепенно занимает лечебная музыкальная педагогика (К. Кёниг, Р.П. Дименштейн, И.С. Константинова, С.А. Хатуцкая и др.).
Исходя из означенных посылок, нами был разработан и апробирован
1 Реабилитация — (от позднелат. Rehabilitatio) означает «восстановление». Реабилитационная деятельность включает в себя: 1 - медицинскую реабилитацию, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека; 2 - психологическую реабилитацию, которая обеспечивает реабилитацию человека с медицинским диагнозом на уровне личности: 3 - педагогическую реабилитацию, которая обеспечивает реабилитацию человека, как субъекта образовательной деятельности: 4 - социальную реабилитацию, обеспечивающую реабилитацию человека, как социального субъекта. 2
По данным сайта Научно-исследовательского центра музыкальной терапии и восстановительных технологий (C.B. Шушарджана) http://doctor-art.ru музыкально-педагогический подход к реабилитации детей с психосоматическим профилем личности, вобравший в себя множественное воздействие, как самой музыки, так и активной музыкальной деятельности ребенка. По нашему мнению, учебная музыкальная деятельность обладает мощным целительным и гармонизующим потенциалом, способным целенаправленно устранять или уменьшать психосоматическую симптоматику, тем самым мягко корректируя психосоматическую траекторию развития личности ребенка, что может явиться образовательным продуктом здоровьесберегающих технологий музыкального образования.
Степень разработанности проблемы. История исследования и пропаганды гармонизующего и лечебного воздействия музыки имеет глубокие корни в философии и медицине Античности и Средневековья (Пифагор, Конфуций, Авиценна). Началом естественнонаучной проработки данной проблематики можно считать деятельность В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова, в чьих работах появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и другие системы и функции организма. Музыкотерапия в мировой науке представлена работами Г.Г. Декер-Фойгта, Дж. Кемпбелла, А. Менегетти, А. Тома-тиса и др. Применение музыки с лечебной целью предлагалось для детей, страдающих неврозами, ранним детским аутизмом, органическими заболеваниями головного мозга (К. Швабе, P.O. Бенензон, Э. Коффер-Ульбрих). В отечественной литературе психотерапевтические аспекты музыкальной деятельности исследовались JI.C. Брусиловским, C.B. Вышегородцевой, И.М. Гриневой, В.И. Петрушиным, В.М. Элькиным и др. В области применения музыки как психо-коррекционного метода существует ряд работ детских арт-терапевтов Е.А. Медведевой, JI.H. Комиссаровой, Г.Р. Шашкиной, O.JI. Сергеевой, где было подчеркнуто благотворное воздействие музыкальной ритмики. Для наращивания личностных ресурсов применение музыкальных занятий было предложено О.М. Фалетровой и С.А. Томчук. Музыкотерапия как направление нелекарственной медицины разрабатывалось C.B. Шушарджа6 ном, им был создан метод интегративной музыкотерапии на основе рефлексо-и вокалотерапии. Применение музыкальной деятельности в развивающей терапии и реабилитации детей с бронхиальной астмой было предложено и широко апробировано M.JI. Лазаревым. М.В. Шавкиной была предложена комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений.
Ценнейшие наработки накоплены в области телесно-ориентированной и двигательной психотерапии, это работы М. Фельденкрайза, Ф.М. Александера, В. Райха, чьи подходы к анализу характерологического (мышечного) «панциря» как телесной презентации профиля личности легли в основание наблюдений за двигательными проявлениями детей.
Фундаментальное значение для данного направления исследований имеет концепция B.C. Мухиной о знаково-символической реальности, как одной из определяющих развитие личности, а значит имеющей влияние на это развитие через музыкально-пластические знаки и символы в течение жизни. Кроме того, существует ряд работ по здоровьесберегающим концепциям образования (E.H. Дзятковская, М.К. Кабардов, Н.К. Смирнов) — которые могут считаться основополагающими для разработки частных моделей здоровьесберегающей направленности образования в сфере искусства.
При этом, в современном образовательном пространстве отсутствуют: представления о здоровьесберегающей продуктивности музыкальной деятельности, о реабилитационных возможностях музыкально-педагогических технологий и о границах эффективности музыкально-педагогической реабилитации детей с проблемами в здоровье или психологической предрасположенностью к его нарушениям (к психосоматике). Все это обусловило постановку цели и задач данного исследования.
Цель - теоретическое обоснование и разработка пути применения музыкально-педагогических технологий в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности.
Объект исследования - процесс психологической реабилитации детей в музыкально-образовательной деятельности.
Предмет исследования - музыкально-педагогические технологии в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих подходов к реабилитационному воздействию музыки.
2. Выявить здоровьесберегающий потенциал музыкально-образовательной деятельности.
3. Проанализировать основные особенности личности с психосоматическим профилем развития как «мишени» музыкально-педагогического воздействия и векторы реабилитации личности ребенка.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе музыкально-педагогическую модель психологической реабилитации детей с психосоматической симптоматикой.
5. Проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы для дальнейшего применения музыкально-педагогических технологий в психолого-педагогической реабилитации проблемных детей.
Гипотеза исследования:
1. Музыкально-педагогические технологии (музыкально-пластические, декламационно-певческие технологии и творческие этюды-импровизации) могут стать основой для психологической реабилитации детей с психосоматической симптоматикой в силу потенциала интонационно-знаковой природы музыки и активной музыкальной деятельности.
2. Исходя из особенностей психосоматического профиля личности детей (инфантильность, алекситимия3, ограниченность воображения, формализация чувственно-эмоциональной сферы, телесная зажатость и асимметрия движений), целесообразно переосмыслить музыкально-педагогические технологии в свете их потенциальной здоровьесберегающей продуктивности, в силу их направленности на работу с осознанием и выражением эмоций и чувств, с симметрией и с согласованностью выразительных движений, с управлением и распределением дыхания, с общей готовностью к творческому самовыражению и фантазированию.
3. Музыкально-педагогические технологии реабилитации детей с психосоматической симптоматикой способствуют восстановлению: а) свободной выразительной координации; б) свободного управляемого дыхания; в) мотивации к самостоятельной художественно-творческой реализации личности ребенка, все это может лечь в основу музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей.
4. Теоретико-методическая модель психологической реабилитации детей средствами музыкально-педагогических технологий должна охватывать все уровни личностных проявлений: а) физический; б) эмоциональный и в) интеллектуальный, то есть влиять на самочувствие, настроение и самовосприятие (внутреннюю позицию) личности.
Методологическая база исследования:
• труды ведущих ученых в области музыкознания (Э.Е. Алексеев, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, E.H. Михайлов, Е.В. Назайкинский, В.Н. Холо-пова и др.), педагогики и психологии музыкального образования (Э.Б. Аб
J Алекситимия (alexithymia; а- + греч. lexis - речь, слово + thymos - настроение) - неспособность описать собственные эмоции или понять чувства других, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, невозможность различить чувства и телесные ощущения, нет средств для выражения чувств. (Термин введен J. Nemiah и P. Sifneos в 1973 г.). дуллин, С.Н. Беляева-Экземплярская, H.A. Ветлугина, Е.В. Николаева, Б.М. Теплов, A.B. Торопова, Г.М. Цыпин и др);
• концепции психологии и психофизиологии о единстве и взаимном проявлении телесного и психического в процессе развития и оформления «профиля личности» (Б.Г. Ананьев, H.A. Бернштейн, Н.П. Бехтерева, B.C. Мухина, А. Лоуэн, В. Райх, C.J1. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев и др.);
• опыт лечебной и реабилитационной педагогики и арттерапии (Ф.М.Александер, М.Е. Бурно, E.H. Дзятковская, Е.А. Медведева, М. Фель-денкрайз и др.);
• теоретико-методические труды в области разработки музыкально-педагогических (Б.Д. Критский, Б.С. Рачина, Г.П. Стулова, О.В. Далецкий, JT.B. Шамина) и музыкально-терапевтических (A.M. Айламазян, Г.Г. Деккер-Фойгт, M.JI. Лазарев, C.B. Шушарджан и др.) технологий.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в рамках научной работы был применен комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой, медицинской и методической литературы по проблеме диссертации, изучение и обобщение опыта психологической и педагогической реабилитации, лечебной педагогики и музыкотерапии, изучение специфики личности детей с психосоматическим диагнозом через анализ психолого-клинической литературы, наблюдение в лечебном стационаре, беседы с врачами и учителями, анкетирование родителей и детей, интервьюирование лечащего персонала, педагогический эксперимент и комплекс психодиагностических тестов для текущего мониторинга состояния контингента детей с психосоматическим диагнозом. Кроме того, к отслеживанию эффективности музыкально-педагогической реабилитации были привлечены аппаратные медицинские методики: замеры показателей эффективности дыхания при помощи пикфлоуметра и спирографа Schiller АТ-1, SP-1.
Опытно-экспериментальная база исследования
Эксперимент проходил на базе НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН в дневном стационаре отделения для детей с аллергическими реакциями и в Университетской детской клинической больнице при Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова с 2008 по 2011 гг. Поскольку данное заболевание - бронхиальная астма (БА) - является типичным психосоматическим диагнозом и обладает специфической картиной развития личности пациента с таким диагнозом, данный контингент детей послужил экспериментальной базой для апробации предложенных технологий психолого-педагогической реабилитации. Сразу отметим, что руководством медицинских учреждений, где проводился эксперимент, и медицинским персоналом были проявлены большая заинтересованность в психолого-педагогическом сопровождении лечения и предложенной модели музыкально-педагогической реабилитации, ими отмечался заметный положительный эффект от занятий, что проверялось в нашей работе при помощи медицинского и психолого-педагогического инструментария, а также методов математической статистики. Объем выборки испытуемых, подвергнутый статистической обработке, составил 35 человек (2 экспериментальные и контрольная группы), состав выборки - дети от 7 до 16 лет, из них 21 мальчик и 14 девочек.
Надежность и достоверность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается системной методологией, использованием методов, адекватных предмету исследования, его цели, задачам и гипотезе, согласованностью опытно-экспериментальной работы теоретическим положениям на всех этапах исследования, применением методов статистического анализа для обоснования достоверности полученных результатов.
Научная новизна работы заключается: а) в создании теоретико-методической модели психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности средствами музыкально-педагогических технологий и доказательстве ее эффективности; б) в представленной автором здоровьесберегающей продуктивности музыкально-образовательного процесса в плане осознания и выражения эмоций детьми, улучшения показателей функций дыхания, телесной свободы и выразительной пластики, а также повышения мотивации к творческой деятельности; в) в обосновании содержания спецкурса «Здоровьесберегающая продуктивность музыкально-педагогических технологий» для студентов музыкально-педагогических факультетов.
Теоретическая значимость заключается: а) в положениях и компонентах музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей с ослабленным здоровьем; б) в обосновании направленности психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности средствами музыкально-педагогических технологий (музыкально-пластических, декламационно-певческих технологий и творческих этюдов-импровизаций) на уменьшение симптомов тревожности, алекситимии, ограниченности воображения, формализации чувственно-эмоциональной сферы, телесной зажатости и асимметрии движений; в) в доказательности здоровьесберегающей продуктивности адресного воздействия музыкально-образовательной деятельности по объективным показателям.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и апробации конкретных музыкально-педагогических технологий в реабилитационной работе с детьми с психосоматическим диагнозом; в разработке комплекса медико-психологического мониторинга проведения реабилитационных мероприятий; в анализе и обосновании вариативности сочетания музыкально-педагогических технологий в зависимости от индивидуальных особенностей детей; в создании спецкурса для студентов-музыкантов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальная деятельность обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом и способна являться фактором положительного воздействия в
12 ходе психолого-педагогического сопровождения, реабилитационных мероприятий и профилактики развития психосоматического профиля личности детей. Функционально переосмысленные музыкально-пластические, декламационно-певческие и музыкально-творческие технологии могут являться основой для психологической реабилитации детей с психосоматической симптоматикой в силу интонационно-знаковой природы музыки и активной музыкальной деятельности.
2. Музыкально-педагогическая модель психологической реабилитации детей эффективна в силу направленности ее технологий на работу с осознанием и выражением эмоций и чувств, с симметрией и согласованностью выразительных движений, с управлением и распределением дыхания, с общей готовностью к творческому самовыражению и фантазированию. Применение данной модели способствует профилактике и уменьшению симптомов психосоматического профиля личности детей школьного возраста, таких как: алекситимия, ограниченность воображения, формализация чувственно-эмоциональной сферы, телесная зажатость и асимметрия движений.
3.Музыкально-педагогические технологии реабилитации детей с психосоматической симптоматикой включают направленность на восстановление: а) свободной выразительной координации; б) свободного управляемого дыхания; в) мотивации к самостоятельной художественно-творческой реализации личности ребенка.
Сочетание отдельных технологических комплексов упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его готовности к восстановлению и динамической картины изменений в состоянии.
4. Музыкально-педагогическая реабилитация проблемных детей охватывает все уровни проявления симптомов нездоровья: физический (дыхательные и двигательные симптомы), эмоциональный (осознание и выражение эмоций и
13 чувств) и интеллектуальный (смена ригидной установки сохранения болезненной симптоматики на позитивную установку восстановления первичного здоровья). Эффективность здоровьесберегающего потенциала музыкальной деятельности детей с психосоматическим профилем личности выявляется с помощью специальных комплексных методик, имеющих признание не только в педагогической, но и в медицинской и психологической практике.
5. Полученные результаты и материалы по здоровьесберегающей продуктивности музыкально-образовательного процесса могут стать частью профессиональной подготовки будущих специалистов в области музыкального образования.
Апробация работы и внедрение результатов. Комплекс музыкально-педагогических технологий был апробирован в условиях реабилитационных мероприятий в лечебных учреждениях Москвы (в дневном стационаре для детей НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН и в Университетской детской клинической больнице при Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова), теоретические и практические результаты научного исследования, изложенные в данной работе, докладывались на научных семинарах и сессиях в MILL У (2007 - 2011гг.), на научных конференциях в ГКА им. Маймонида (Москва), в РГГУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), материалы исследования были представлены в рамках учебных спецкурсов на музыкальном факультете МИГУ. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры методологии и методики преподавания музыки Mill У (2009 - 2012 гг.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие2009 год, доктор педагогических наук Торопова, Алла Владимировна
Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты)2009 год, доктор педагогических наук Малярчук, Наталья Николаевна
Интеграция образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях детского реабилитационного центра1997 год, кандидат педагогических наук Волкова, Валентина Константиновна
Комплексная реабилитация учащихся в условиях начальной школы валеологической направленности1998 год, кандидат педагогических наук Голиков, Николай Алексеевич
Формирование жизнеутверждающих идеалов у подростков группы риска средствами музыкально-педагогических технологий2007 год, кандидат педагогических наук Дубовик, Ирина Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Львова, Татьяна Владимировна
выводы
1. Музыкальная деятельность обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом и способна обеспечить психолого-педагогическое сопровождение, реабилитационные мероприятия и профилактику развития психосоматического профиля личности школьника.
2. Правомерность методологических оснований и теоретических положений выдвинутой музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности была подтверждена в ходе ее многоуровневой междисциплинарной апробации.
3. Теоретико-методологической основой музыкально-педагогической модели психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности являются представления:
• на философском уровне — о системной целостности личности и ее «симптомах» на всех структурных уровнях;
• на общенаучном уровне — о взаимосвязи внутренних и внешних «проблем» психосоматической симптоматики и выявлении их на уровне психологических особенностей личности, уровне телесных проявлений и уровне формирования социальных связей;
• на частнонаучном уровне - о возможности и необходимости системной музыкально-педагогической реабилитации детей, обеспечивающей накопление опыта: эмоциональной выраженности переживаний в музыкальной деятельности (их осознание и «ментализацию»), свободных и согласованных выразительных движений, равномерного и регулируемого дыхания, учебно-творческой деятельности.
4. Модель применения музыкально-педагогических технологий в психологической реабилитации детей с психосоматической симптоматикой включает компоненты:
1) Методическую направленность на восстановление: а) свободной выразительной и дифференцированной координации движений; б) свободного управляемого дифференцированного дыхания; в) способности и мотива
180 ции к самостоятельной художественно-творческой реализации личности школьника;
2) Технологическую направленность на такие виды музыкально-исполнительской деятельности как: а) музыкально-пластические; б) декламационно-певческие; в) свободно-импровизационные приемы и упражнения;
3) Психологическую направленность на снижение симптомов психосоматического профиля личности детей школьного возраста, таких как: инфантильность, алекситимия, тревожность, ограниченность воображения, формализация чувственно-эмоциональной сферы, телесная зажа-тость, неконтролируемая асимметрия движений;
4) Педагогическую направленность на реализацию индивидуально-группового подхода, способствующего вариативности сочетания отдельных технологических комплексов.
5. Опытно-экспериментальная работа показала, что предложенная музыкально-педагогическая модель психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности охватывает все уровни проявления симптомов: 1) физический (дыхательные и двигательные симптомы); 2) эмоциональный (осознание и выражение эмоций и чувств); 3) интеллектуальный (смена ригидной установки удержания болезненной симптоматики на позитивную установку восстановления первичного здоровья).
6. Данные результаты способствуют расширению функций музыкально-образовательного процесса, доказывают здоровьесберегающую продуктивность музыкальной деятельности школьников, что должно стать частью профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования.
7. Перспективой научных исследований в данном направлении видится реальное взаимодействие специалистов разных областей, создающих инновационные развивающие и реабилитационные программы на основе музыкального образования для различных социальных групп и возрастов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Львова, Татьяна Владимировна, 2012 год
1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. М., 2006. - 334 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. М., 2005. 232 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004. 333 с.
4. Айламазян A.M., Князева Т.С. Связь моторики с личностными характеристиками человека. // Вопросы психологии № 2. М., 2008. С. 62-73.
5. Александер Ф.М. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. М., 2002. 352 с.
6. Александрова Н.Г. Сто пьес и отрывков для занятий по ритмике в художественных учебных заведениях. М., 1948. 92 с.
7. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. М., 1986.- 240 с.
8. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. 236 с.
9. Алексеева JI.H. «Мысли о женской гимнастике», 1953г.
10. Ю.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000. -335 с.
11. Альманах музыкальной психологии /HOMO MUSICUS/. Ред. сост.: М.С. Старчеус. Моск. гос. коне. им. П.И. Чайковского. М., 1994. 206 с.
12. Амонашвили Ш.А. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры. М., 2008. 78 с.
13. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.-334 с.
14. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Художественное творчество. Л., 1982.-С. 236-242.
15. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. //В 2-х т. т.1. М., 1980. -230 с.
16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.
17. Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов профессора А.Ф. Лосева. М., 1960. 304 с.
18. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. М., 2002. 560 с.
19. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора. //Бессознательное: природа, функции, методы исследования: в 4-х тт. Т. 2. Под общ. ред. A.C. Прангишвили и др. Тбилиси, 1978.
20. Аристоксен. Элементы гармоники. Перевод и примечания В. Г. Цыпина. М., 1997.
21. Аристотель. О частях животных. Перевод с греческого, вступительная статья и примечания В.П. Карпова. М.-Л., 1937.
22. Аристотель. Политика. Собр. соч. Т.4. М., 1984. С. 375-644.
23. Аристотель. Поэтика. Собр. соч. Т.4. М., 1984. С. 645-680.
24. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. Л., 1971.-376 с.
25. Баранов А. А., Балаболкин И. И. Детская аллергология. М., 2006. 687 с.
26. Баранов A.A. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. М., 2009. 188 с.
27. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. -336 с.
28. Баскаков В.Ю. Свободное тело. М., 2004. 224 с.
29. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. М., 2006,- 192с.
30. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. 139 с.31 .Беляева-Экземплярская С.Н. Эмоциональная сторона музыкального восприятия. 4.1 и 2. Рукопись. 1952. (Из научного архива ПИ РАО).
31. Бердяев H.A. Смысл творчества. Философия свободы. М., 1989. 607 с.
32. Бердяев H.A. Человек. Микрокосм и макрокосм //Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М., 1993. С 28-59.
33. Бернштейн H.A. О физиологии движений и двигательной активности. М., 2004. 496 с.
34. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928. 544 с.
35. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199 с.
36. Бочкарев JT.JI. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М.,1981. 27 с.
37. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М., 1997. 352 с.
38. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М., 2000.- 192 с.
39. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / Пер. с нем. Г.А. Обухова, A.B. Брунека; Предисл. В.Г. Остроглазова. М., 1999. 376 с.
40. Бронхиальная астма / Под ред. А.Г. Чучалина. T.l. М., 1997. -432 с.
41. Бронхиальная астма / Под ред. А.Г. Чучалина. Т.2. М., 1997. 400 с.
42. Бронхиальная астма / Под ред. Г.Б. Федосеева. СПб., 1998. 464 с.
43. Бронхиальная астма у детей./Под ред. С.Ю. Каганова. М., 2002. 368 с.
44. Брусиловский JI.C. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перераб. Ташкент, 1985. С. 273-304.
45. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. 302 с.
46. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 144 с.
47. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001. 160 с.
48. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. СПб., 2003. -205 с.
49. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. 170 с.
50. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 123 с.
51. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Jl, Комиссарова JI.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.,1982. 271 с.
52. Вилюнас В.К. Психология эмоций. 2-е изд. / Под ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1993. 304 с.
53. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002. 272 с.
54. Волконский С.М. Выразительный человек. Сцен, воспитание жеста по Дельсарту. СПб., 1913. 222 с.
55. Вольперт И.Е. Лечение музыкой. Психотерапия. Л., 1972. 232 с.
56. Воронина С.Н. Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста (На примере бронхиальной астмы). Диссертация канд. психол. наук. Ярославль., 2006. 180 с.
57. Восприятие пространства и времени. Л., 1969. 136 с.
58. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т.Т.2. М., 1982.
59. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М., 1991.-90 с.
60. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. Под ред. и вступ. ст. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. М., 1956. 519 с.
61. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. 341 с.
62. Вышегородцева С.О. Исторический анализ развития музыкальной психологии в XX веке. Автореферат дис. . кандидата психологических наук. М., 2001.-16 с.
63. Газарова Е.Э. Психология телесности. М., 2002. 192 с.
64. Гален К. О назначении частей человеческого тела. М., 1971. 553 с.
65. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. (Наднозологическая диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов.). СПб., 1999. 320 с.
66. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. Под ред. и с пред. действ.члена АМН П.К.Анохина. М., 1966. 672 с.
67. Гиппиус C.B. Актерский тренинг: гимнастика чувств. СПб., 2007. 377 с.
68. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Терапия самоспасения. М., 2003.- 168 с.
69. Гордеева A.B. Реабилитационная педагогика. М., 2005. 320 с. 19.
70. Горшкова, Е. А. Реабилитационная педагогика: история и современность. М., 1992.- 153 с.
71. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музы-ки: Автореф. дис. . д-ра пс. н. Л., 1989. 45 с.
72. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 192 с.
73. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Монография. М., 2002. 452 с.
74. Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей / Способности. К 100-летию Б.М. Теплова. Дубна, 1997. С. 231-258.
75. Далецкий О.В. Совершенствование вокально-педагогической работы в художественной самодеятельности. Автореферат дис. доктора искусствоведения. М., 1986.-52 с.
76. Далецкий О.В. Школа пения: из опыта педагога. М., 2007. 156 с.
77. Далькроз Ж. Ритм. М., 2006. 248 с.
78. Далькроз Э.Ж. Энциклопедия сценического самообразования. Т.6. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства перевод Н. Гнеси-ной. СПб., 1897.- 156 с.
79. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. Пер. с нем. О. Гофман. .СПб., 2003.-205 с.
80. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М., 1970.-246 с.
81. Дзятковская E.H. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты / Психология здоровья и личностного роста. №1, 2010.
82. Дименштейн М. Педагогика, которая лечит: Опыт работы с особыми детьми. М., 2008. 240 с.
83. Догель И.М. Влияние музыки и цветов спектра на нервную систему человека и животных. К., 1898. 25 с.
84. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль. Вопросы психологии. 1989. -№ 5.
85. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальная психология искусства: методологический аспект. // Творчество в искусстве искусство творчества. М., 2000. -549 с.
86. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М., 1997. 424 с.
87. Духовная культура Китая: энциклопедия.Т.5. М., 2009. 1087 с.
88. Духовная культура Китая: энциклопедия.Т.6. М., 2010. 1031 с.
89. Емельянов В.В. Кто есть кто. Медицина и здоровье. М., 2003. 224 с.
90. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб., 1993. 263 с.
91. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000. 304 с.
92. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003. 384с.
93. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005. 412 с.
94. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. «Вопросы психологии». 1971, № 5. С. 66-74.
95. ЮО.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихи-ческие расстройства у детей. СПб., 2005. 400 с.
96. Кабардов М.К. «Здоровьесберегающие технологии в образовании». ПРОГРАММА для направления подготовки Психолого-педагогическое образование. М.: ПИР АО, 2011. - Рукопись.
97. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. // Способности и склонности. Глава 8. М., 1989. с. 103-128. ЮЗ.Казачков С.А. Дирижер хора артист и педагог. М., 1998. - 307 с.
98. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.З. М., 1964, С 480-492.
99. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997. 158 с. Юб.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004. -493 с.
100. Киященко Н.И. Человек и музыка /вопросы методологии музыкально-эстетического воспитания // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991.-С. 18-20.
101. Кнастер М. Мудрость тела. / Пер. с англ. М., 2002. 496 с.
102. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. М.,1997,- 176 с.
103. Ю.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). М., 1973. 144 с.
104. Корлякова С. Г. Педагогическая антропология. Ставрополь, 2005. 150 с.
105. Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов. Автореферат дис. . доктора психологических наук. М., 2009. -39 с.
106. ПЗ.Корнеева В.А., Шевченко Ю.С. Нейропснхологическая коррекция пограничных состояний у детей и подростков (теория и практика). М., 2010. - С. 207.
107. Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. М., 1981. -63 с.
108. Кривых A.B. К вопросу о типологии чувственности. Телесность человека: Междисциплинарноые исследования. М., 1991. С 12-17.
109. Критский Б.Д. Теория и практика подготовки учителя музыки: образовательный метатекст и проблемы его педагогической интерпретации. Автореферат дис.д.п.н. М., 2001.
110. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989. 320 с.
111. Кулик Т.А. Метод Бутейко для всех. М., 2010. 124 с.
112. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка. М., 2007. 477 с.
113. Лазарев M.JI. .Мамалыш, или Рождение до рождения. М., 2007. 848 с.
114. Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей. М., 1997. 156 с.
115. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. М.,1993. 292с.
116. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. М., 1939. -256 с.
117. Линклэйтер К. Освобождение голоса / Пер. с англ. М., 1993. 176 с.
118. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер, с англ. С. Коледа. М., 2000. 256 с.
119. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера / Пер. с англ. Е.В. Поле под ред. A.M. Боковикова. М., 1996. 320 с.
120. Лоуэн А. Язык тела. СПб., 1997. 383 с.12 8. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.-91 с.
121. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. 495 с.
122. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе: учебное пособие. М., 2008. 60.
123. Львова Т.В. Пути музыкально-педагогической реабилитации детей с психосоматическими нарушениями // Музыкотерапия в музыкальном образовании. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции 5 мая 2008. Под редакцией А.С.Клюева. СПб., 2008.
124. Львова Т.В. Музыкально пластическая деятельность и ее возможности в реабилитации детей с психосоматическими заболеваниями // Педагогическое образование и наука. Научно - методический журнал, № 5, 2011.
125. Львова Т.В., Торопова A.B. Здоровьесберегающая продуктивность музыкально-педагогических технологий // Человеческий капитал. Научно практический журнал. - 2012, № 2. - С. 104 - 107.
126. Львова Т.В., Торопова A.B. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности. Монография. М., 2012.
127. Майорова А., Липес Ю., Хатуцкая С.А., Попова О.Ю., Константинова И., Битова А. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. М., 2006. 48 с.
128. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. М., 2008. 1024 с.
129. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано Пер. с нем. В. Л. Михельс; Предисл. и коммент. Л. И. Ройзман. М., 2002,- 115с.
130. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001. 248 с.
131. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1991.
132. Мелик-Пашаев A.A. Вопросы психологии №5, М.,1989. 122 с.
133. Менегетти А. Психосоматика с точки зрения онтопсихологии : : перевод с итальянского. Изд. 3-е. М., 2009. 346 с.
134. Михайленко О.И. Общая педагогика. Нальчик. 2008. -487с.
135. Михайлов E.H. Формирование адекватного отражения музыки в движениях как условие музыкального развития младших подростков автореферат. М., 1986.-25 с.
136. Морено Джозеф Дж. Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама / Пер. с англ. М., 2009. 143 с.151 .Музыкальная психология и психология музыкального образования : теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. M , 2011. 383 с.
137. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекцион-ная ритмика / Под ред. Е.А.Медведевой. М., 2002. 224с.
138. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998. 488 с.
139. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность. Екатеринбург., 2007. 1072 с.
140. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988. 254 с.
141. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 319 с.
142. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. М., 2006. 223 с.
143. Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств. -Московский психотерапевтический журнал № 1, 1997. с. 84-91.
144. Немиринский О.В. Между репликами. Журнал практического психолога №3, 2008.
145. Петрушина H.B. Психолого-педагогическая поддержка подростков средствами искусства. М., 2004. 52 с.
146. Понамарев Я. Психология творчества. М., 1976. 302 с.
147. Попов С.Н., Губарева Т.И. Общие основы применения лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура / Под ред. С.Н. Попова. М., 1988.-271 с.
148. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Д.К. Кир-натская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. М., 2003,- 232 с.
149. Психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб., 2008. 672 с.
150. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000. -240 с.
151. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. 141 с.
152. Ражников В.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. М., 2000. 88 с.
153. Райх В. Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков, пер. с нем. Боковикова A. M. М., 2006. -367 с
154. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. СПб., 2007. 543 с.
155. Роджерс К. Свобода учиться. Пер. с англ. Орлова С.С. и др. М., 2002. -527 с.
156. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Пер. с англ. М. Злотник. М., 2001.-414 с.
157. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина. М., 1985. 367 с.
158. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на-Дону. 1998. 240 с.
159. Самарин В.А. Хороведение. М., 2000. 208 с.
160. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. М., 2005. 592 с.
161. Сеченов И.М. Избранные произведения. Гл. II. Произвольные движения. М.,1953.
162. Сеченов И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды/ И.М. Сеченов; Автор вступ. ст., сост. и ред. М.Г. Ярошевский. М., 2006. -368 с.
163. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. -216с.
164. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1970. 160 с.
165. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
166. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. -2000.-Т.2.
167. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. Сочинений: В 8 т. Т.2. М.,1954.
168. Старчеус М.С. Концепция человека в русле проблемы музыкальных способностей / Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Под ред. Г.М. Цыпина. М, 2003. С. 142-154.
169. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. М., 2005.-496 с.
170. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. М., 2005. 152 с.
171. СтуловаГ.П. Теория и практика работы с детским хором. М., 2002.- 176 с.
172. Танцевальные практики: семиотика, психология, культура/Под общ. ред. A.M. Айламазян. М., 2012. 287 с.
173. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Вопросы психологии. 1987, № 3 - С. 115-121.
174. Тарханов И.Р. Дух и тело. Коренная разница между областью психических и физических явлений в организме. М., 2010. 176 с.
175. Теплов Б.М. О музыкальном переживании / Тбилиси, 1945. с. 427-447.
176. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.- Воронеж, 2004. 640 с.
177. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003. 337 с.
178. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. М., 2006. 480с.
179. Торопова A.B. «Смысловое устройство» музыкального сознания личности. / Мир психологии. Научно-методический журнал. 2008, №2. - С. 127137.
180. Торопова A.B. Антропологическая концепция психологии музыкального образования. / Преподаватель: Общероссийский журнал о мире образования. 2001, №6. -С. 30-36.
181. Торопова A.B. Временные свойства музыкальных архетипов. // Музыка и категория времени. Сборник материалов 5-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». М., 2003. С. 107-112.
182. Торопова A.B. Глубинные психологические механизмы взаимодействия с искусством в музыкально-педагогическом процессе. / Научно-методический журнал «Мир психологии», 2002, №1. С. 151-170.
183. Торопова A.B. Развитие целостности личности через чувственное наполнение музыкального сознания ребенка. // Методология педагогики музыкального образования (научная школа Э.Б. Абдуллина). М., 2007. С. 167-180.
184. Торопова A.B. Феномен распознавания интонационных универсалий как основа музыкально-языкового сознания. М., 2012.
185. Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. М., 2010. 264 с.
186. Фалетрова О.М., Томчук С. А. Музыка и здоровье школьников. Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся основной школы: методические рекомендации. Ярославль. 2010. 30 с.
187. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1955. 275 с.
188. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с английского. М., 2009. 224 с.
189. Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. М., 2001. 96 с.
190. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.,1975. 344 с.
191. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М., 2010. 61с.
192. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000. 319 с.
193. Холопова В.Н. Типология эмоций в музыке // Художественный тип человека. М., 1994.-С. 66-85.
194. Цовьянова И.А. Ассоциативный подход к обучению дирижированию // Преподаватель XXI век №1, 2007 С. 179-182.
195. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб., 2001.-320 с.
196. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. 374 с.
197. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М., 2010.- 124 с.
198. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961. 52 с. 228.Чугунов Е.В. Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке. Автореферат дис. . кандидата педагогических наук. М., 2001.-20 с.
199. Шавкина М.И. Комплексная физическая реабилитациядетей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений. Автореф. дис. . канд. педагог, наук. М., 2004. -23 с.
200. Шавкина М.И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений. Дис. . канд. педагог, наук. М., 2004. 127 с.
201. Шамина J1.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству. Автореферат дис. . доктора педагогических наук. М., 1996.-44 с.
202. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.- 189 с.
203. Шеварев П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии. Под ред. Т.А. Ратановой и Б.Б. Коссова. М., 1998. 602 с.
204. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М., 2007. 479 с.
205. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии. Труды института (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). T. XXXVIII. Л., 1966. -С. 289-296.
206. Шушарджан C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.-364 с.
207. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Учебное пособие в 2-х частях. М., 2008. 256 е., 320 с.
208. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. М., 2008.-668 с.
209. Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб., 2000. 218 с.
210. Яковлев А.С. О физиологических основах формирования певческого голоса: Сб. статей // Вопросы певческого воспитания школьников. М., 1958.
211. Abdulwadud О., Abramson М., Forbes A., et al. Attendance at an asthma educational intervention: characteristics of participants and non- participants // Respir. Med. 1997,- P.524-529.
212. Brown J.C., Fromm E. Hypnotic treatment of asthma // Advances. 1988. P. 15-27.
213. Campbell Don G. Mozart Effect: Tapping the Power of Music to Heal the Body, Strengthen the Mind, and Unlock the Creative Spirit. 2001.
214. Groen J.J., Pelser H. Experiences with and results of group psychotherapy inpatients with bronchial asthma. 1960. P.191-205.
215. Miller, John J. Book Review: Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology. American Psychiatric Association. 1998.
216. Moreno J.T. Psychodrama. Beacon, N.Y: Beacon House, 1964.
217. Randolph C., Eraser B. Stressors and concerns in teen asthma. // Curr Probi Pediatr. 1999.-P. 82-93.
218. Seligman M.N. Helplesness: On depression, development, and death. 1975. -250 p.
219. Thompson W.F., Schellenberg E.G. & Husain G. Arousal, mood, and the Mozart effect. Psychological Science. 2001. P. 248 - 251.
220. Wallin N.L. Biomusicology: Neurophysiological, Neuropsyhological and Evolutionary Perspectives on the Origins and Purposes of Music. 1991.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.