Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ильина, Елена Рэмовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ильина, Елена Рэмовна
Введение .-.
Глава I. Основы эстетического воспитания студентов
В музыкальном училище.'.
§ 1. Проблемы эстетического воспитания личности в различные периоды развития общества.
§ 2. Основные этапы организации эстетического воспитания в современной музыкальной педагогике.
§ 3. Сущность и содержание профессиональной подготовки студентов музыкально-эстетической специализации.
Глава II. Формирование практических основ музыкальноэстетического воспитания учащихся.
§ 1. Особенности профессиональной подготовки студентов музыкального училища в процессе творческой деятельности.
§ 2. Синтез практических умений и навыков у студентов по эстетическому воспитанию школьников.
§ 3. Приемы и методы эстетического воспитания школьников.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников2006 год, кандидат педагогических наук Сокольникова, Наталья Павловна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников1999 год, кандидат педагогических наук Палагина, Татьяна Антониновна
Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище1998 год, кандидат педагогических наук Бейрюмова, Людмила Георгиевна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ»
Актуальность исследования. Вопросы эстетического воспитания, проблемы формирования эстетической культуры долгие века волновали человечество. Ведь состояние эстетической культуры общества - это состояние всей его культуры социальной. Мы стоим на пороге XXI столетия, когда все более остро и ощутимо, утверждается значение преобразований в политике, экономике. Наше общество, как никогда, нуждается в духовном обновлении, возрождении, опоре на вечные, общечеловеческие ценности. Вопросы подъема эстетической культуры - насущнейшая потребность нашего времени. Возрождение духовности общества через возрождение духовности личности становится важным общегосударственным делом. В наше сложное время экономических трудностей и социальных катаклизмов, стремительного разрушения ценностных ориентаций, расплывчатых идеалов, поспешного пересмотра духовного опыта человечества, - задача сохранения столь необходимых человеку вечных ценностей представляется одной из первостепенных, жизненно важных. Не допустить разрушения созданного человечеством в веках, воспрепятствовать возникновению . «потерянного поколения», ищущего- впотьмах опору для души, - вот наша насущная забота. Именно в таких условиях задачи эстетического воспитания становятся в центр внимания.
Российское общество, Министерство образования, всерьез озабоченное состоянием дел в эстетическом образовании, в мае 1995 года на коллегии, посвященной вопросам эстетического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях, приняло решение «О развитии эстетического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях», в котором говорится, что насущно необходимо «совместно с Министерством культуры Российской федерации рассмотреть вопрос о подготовке в учреждениях культуры специалистов художественно-эстетического профиля с правом преподавания в общеобразовательных учреждениях»1.
Но гораздо раньше этого документа, исходя из настойчивых поисков в этом направлении, в музыкальном : училище города Новомосковска Тульской области было создано специальное отделение музыкально-эстетического воспитания, призванное готовить необходимые народному образованию и культуре кадры специалистов среднего звена, в которых так остро нуждается наша жизнь.
Мы говорим об эстетической образованности личности. Для эстетически неразвитого человека мир беден и бледен, он не наполнен красками и звуками, он бесцветен и беззвучен, в нем нет ни красоты, ни очарования. Такому человеку плохо работается и неуютно живется, и окружающим с ним неинтересно, безрадостно.
Сохранить, сберечь свежесть и непосредственность детского восприятия, детскую распахнутость навстречу всему прекрасному и доброму, эту готовность вобрать в себя всю красоту мира и самому щедро вносить ее в мир, творить самозабвенно и увлеченно, чтобы делать окружающую тебя вселенную еще прекраснее, развить такое стремление — это и
1. Решение коллегии министерства образования. О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждни-ях. // Искусство в школе. - 1995, №3. - С.-8. есть задача Учителя эстетического воспитания, что как раз и является предметом, объектом, содержанием и целью данной работы.
Каждое время выдвигает свои задачи. Новое время требует решительно повернуться к жизни, приблизиться1 к ней. Возникают новые потребности, появляются новые учебные заведения, трансформируются и приспосабливаются к новым целям ранее существовавшие. Насущные нужды вызывают к жизни новые специальности, новые профессии. В практическом осуществлении системы эстетического воспитания решающая роль принадлежит подготовке учителя музыкально-эстетического воспитания. Организация стройной системы эстетического воспитания и образования в общеобразовательной школе и школах эстетического воспитания призвана решить задачи приобщения детей к серьезному искусству, воспитания эстетического вкуса и художественной культуры. Учителю музыкально-эстетического воспитания принадлежит здесь главная роль. В настоящее время в школах вводится преподавание предметов эстетического цикла учителями-специалистами с первого класса, для чего расширяется подготовка всесторонне образованных педагогических кадров. Решение проблемы кадров, подготовка квалифицированных педагогов музыкально-эстетического воспитания — актуальная проблема современности. В музыкальных училищах, училищах живописи и других, открываются специальные отделения, призванные готовить необходимые народному образованию и культуре кадры специалистов среднего звена. Именно на базе профессиональной музыкально-эстетической подготовки можно вырастить таких музыкантов-воспитателеи, которые сделают школу центром формирования эстетической культуры. Создание специалиста нового типа, учителя, просветителя со специальным музыкально-педагогическим образованием дает возможность расширить сферу его дальнейшей педагогической работы. «Создать нового учителя — значит, наполовину создать новую школу и содействовать созданию новой демократии» .
Недооценка проблем эстетического воспитания долгие годы существует во многих общеобразовательных школах. Немало в школах людей случайных, уроки музыки постоянно заменяют другими занятиями. Часто музыкально-эстетическое воспитание детей дается на откуп классным руководителям. Главное — это отсутствие специализированных кадров, которые бы имели широкие знания и навыки для ведения такой работы. В большинстве регионов страны явно недостаточно педагогов, профессионально подготовленных к работе, связанной с эстетическим воспитанием школьников.
Новомосковское музыкальное училище стало готовить специалистов для работы в дошкольных и внешкольных учреждениях, общеобразовательных и музыкальных школах, школах искусств в качестве музыкальных руководителей, руководителей кружков музыки и ритмики, организаторов внеклассной работы, учителей музыки в общеобразовательных школах, домашних учителей музыки с широким кругозором и профессиональной музыкально-эстетической подготовкой.
Раскрывая процесс становления, структуры и содержания работы музыкально-эстетических отделений в музыкальных
1. Революция - искусство - дети: материалы и документы. -М: Просвещение, 1966 .- С.-104. училищах на примере созданного нами отделения, можно отметить, что студентам дается серьезное, глубокое и профессиональное образование. Современные требования к учителю многообразны. Подготовка учителя-музыканта сводится не только' к изучению различных музыкально-теоретических дисциплин, применению их в практической деятельности, но и к формированию всесторонне развитой личности. ;Развитие музыкальной и эстетической культуры представляется необходимым условием для решения важнейших задач всего эсте-тико-воспитательного процесса в целом. Развитие и формирование музыканта неразрывно связано со становлением его как личности, с его культурным уровнем. Это положение стало ведущим в практической деятельности нового отделения музыкально-эстетического воспитания.
С учетом изложенного, цель нашего исследования — в разработке такой системы профессиональной подготовки студентов музыкально-эстетических отделений музыкальных училищ, которая наиболее полно способствовала бы развитию эстетической культуры студента-музыканта, формированию его художественного вкуса и идеалов. Разработка педагогических рекомендаций, путей и условий эстетического воспитания в процессе подготовки педагога музыкально-эстетического отделения на базе среднего специального образования определяет актуальность темы.
Объект исследования теоретическая и практическая деятельность студентов музыкальных училищ.
Предмет исследования - воспитание эстетической культуры студентов музыкальных-училищ.
Гипотезой исследования было выдвинуто положение о том, что процесс эстетического образования и воспитания студента-музыканта на базе музыкального училища буде^ весьма активно способствовать созданию профессионально подготовленной творческой личности педагога музыки с высоким уровнем эстетической ,культуры, если в этом вопросе исходить из позиций целостной системы на основе организации теоретической, музыкальной и художественной подготовки и приобретения практических навыков по музыкально-эстетическому воспитанию детей на базе педагогической практики.
Задачи исследования:
1. Раскрытие сущности и содержания педагогического процесса подготовки учителя музыкально-эстетического воспитания.
2. Определение специфики подготовки учителя музыкально-эстетического воспитания в музыкальном училище.
3. Формирование практических основ профессиональных навыков у студентов.
4. Разработка учебного плана и его экспериментальная проверка.
Методологической основой данной работы является диалектико-материалистический метод познания. В основу исследования легли общие принципы музыкальной педагогики, психологии и эстетики, сложившиеся в процессе длительного исторического развития.
В процессе работы над диссертацией использованы следующие методы исследования: а) изучение литературы по философии, педагогике, психологии, эстетике, теории музыки, музыкознанию, истории искусств, имеющей отношение к данной проблеме; б) изучение и обобщение имеющегося опыта в данной области, наблюдение за преподаванием гуманитарного и музыкального циклов; в) анализ учебных планов, программ, учебников; г) проведение экспериментальной работы в области подготовки педагогов музыкально-эстетического воспитания ; д) проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах опытно-экспериментальной работы; е) обобщение опыта работы автора диссертации в ходе преподавания предмета «Основы эстетического воспитания», его методического раздела «Введение в мир прекрасного» на базе педагогической практики.
Разнообразные аспекты теории и практики эстетического воспитания и образования освещены в многочисленных специальных работах. ■ i
В область истории и теории эстетического воспитания большой вклад внесли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.Я. Зись, Н.И.Киященко, Н. JI.Лейзеров, М.Ф.Овсянников, В. А. Разумный, С.Х.Раппопорт, В.К.Скатерщиков.
Психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы рассматривались в работах П.П.Блонского, Ш.А.Амонашвили, И.Ф.Смолянинова, В .А.Сухомлинского, В.М.Теплова, Е.М.Тор-шиловой и др.
Вопросы музыкально-эстетического воспитания получили некоторое обоснование в работах Б.В.Асафьева, О.А.Апраксиной, Н.Л.Гродзенской, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Л.С.Волобуевой, В.И.Пет-рушина, О.П.Радыновой, Л.В.Школяр, Е.И.Юдиной.
Вопросами профессиональной подготовки учителя музыки занимались А.А.Абдуллина, И.В.Арановская, Л.Г.Артажнико-ва, В.С.Вирчак, В.И.Мурцмахер, A.M.Самусенко, Р.А.Тельча-рова, В.А.Аванесова.
Вопросам формирования эстетической- культуры посвящены работы М.А.Верба, С.И.Ростовцева, Д.Н.Джола, У.Ф.Суна.
Подготовка педагогов по специальности музыкально-эстетическое воспитание в музыкальных училищах до настоящего времени не велась.
Учитывая современные взгляды на проблемы теории и методики эстетического воспитания, передовой педагогический опыт, мы предложили свое видение проблемы и некоторые методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в разработке основ эстетического воспитания студентов в музыкальном училище; в совершенствовании методики подготовки буф дущего учителя музыки в музыкальном училище; обосновании необходимости непрерывного педагогического процесса подготовки учителя музыки на базе музыкального училища; в разработке специального учебно-программного материала; в экспериментальной проверке преподавания предмета «Введе-^ ние в мир прекрасного»;
Проблема педагогической подготовки учащихся — сквозная, охватывающая все этапы учебного процесса, стержнем которого является непрерывная педагогическая практика.
Достоверность и обоснованность исследования подтвер
• ждается экспериментальной работой, которая провоДилась с опорой на достижения современной педагогики и психологии, на методику музыкального воспитания, искусствознание и эстетику, на результаты работы исследователя.
Практическая значимость. Результаты исследования внедрены в практику учебно-воспитательной работы. На основе положений, которые разработаны в диссертации, предлагается комплексный подход к профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов музыкально-эстетического воспитания в музыкальных училищах.
Исследовательская работа проводилось с 1990 по 1998 г.г. и предусматривала следующие три этапа: на первом этапе изучалась литература, передовой опыт и разрабатывались учебные программы. На втором - проводилась опытно-экспериментальная проверка основных теоретико-практических рекомендаций. Третий этап посвящен анализу проделанной нами работы и созданию целостной концепции подготовки специалистов.
Основной базой исследования были Новомосковское музыкальное училище, детская музыкальная школа N1 и школа эстетического воспитания при Новомосковском музыкальном училище, на базе которых проводилась экспериментальная проверка теоретических положений и наиболее эффективных приемов и методов педагогической работы.
Апробация и внедрение. Результаты исследования внедрены в Новомосковском музыкальном училище, где открыто новое отделение музыкально-эстетического воспитания. В музыкальных школах области: школе N1 города Новомосковска, г.Северо-Задонска, г.Донского, г.Кимовска, пос. Грицово, общеобразовательных школах г.Новомосковска N1, №6, N25, г.Кимовска и г.Венева.
Основные положения и результаты исследования представлены на областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы эстетического воспитания» (1994г.), на международной научно-практической конференции в Москве «Новые пути наук о культуре» (1995г.), на региональном методическом семинаре «Формирование эстетической культуры учащихся» (1996г.), на региональной научно-практической конференции «Музыкально-ритмическое воспитание учащихся» (1997г.), на областном смотре-конкурсе «Развитие творческих способностей детей на предметах эстетического цикла» (1998г.)
На защиту выносятся:
1.Новый подход к проблеме подготовки педагога-музыканта :
- расширение профессиональной ориентации;
- опора на преемственность;
- формирование подготовленности многогранного и многопрофильного специалиста;
2. Обновленное содержание учебно-воспитательного процесса в музыкальном училище, строящееся с учетом следующих моментов:
- наличие комплексного подхода на основе единства теоретической и практической подготовки; активизации познавательно-творческой деятельности студентов;
- разработки нового учебно-программного материала;
- использование принципа интеграции искусств в учебно-педагогическом процессе.
3. Особенности эстетического воспитания в музыкальном училище, которые предполагают формирование культуры личности студентов:
- направленность учебно-воспитательного процесса на усвоение знаний и умений в области искусства;
- исключительное внимание в работе овладению практическими навыками по эстетическому воспитанию школьников;
- подчиненность методики музыкально-эстетического воспитания учащихся целям формирования духовного развития личности;
- развитие творческой устремленности личности;
- соответствие современным социальным критериям в результате интенсивных изменений в сознании воспитанников.
3. Разработка теоретических и практических основ эстетического воспитания школьников. Использование системной модели универсальной практической подготовки в условиях проведения педагогической практики, которая отражает потребности будущей профессиональной деятельности студентов .
Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов) , заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе1985 год, кандидат педагогических наук Суслова, Тамара Дмитриевна
Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций1998 год, кандидат педагогических наук Трудкова, Елена Глебовна
Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане2006 год, кандидат педагогических наук Хайруллоев, Бахриддин
Актуальные проблемы теоретико-методической подготовки учительских кадров в научно-педагогическом наследии О. А. Апраксиной1997 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Оксана Анатольевна
Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)1985 год, кандидат педагогических наук Сухачев, Анатолий Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ильина, Елена Рэмовна
Заключение.
Проблема профессиональной подготовки педагогических кадров является актуальной на всех этапах развития педагогической науки. Научить детей культуре восприятия, любви, уважению к музыке и искусству может лишь эстетически образованный человек. Современный учитель должен быть образцом высокой музыкальной и художественной культуры.
В нашей работе процесс подготовки педагога-музыканта прослежен на основе организации, становления и развития нового отделения музыкально-эстетического воспитания в Новомосковском музыкальном училище. Музыкально-эстетическое образование и воспитание тесно взаимосвязаны между собой и являются основой формирования музыкальной и художественной культуры. Подготовка специалиста складывается из теоретического музыкального обучения с художественным уклоном, практических навыков, приобщения личности к ценностям художественной культуры и участия ее в творческой деятельности.
В процессе исследования был учтен накопленный исторический опыт и современные достижения музыкально-эстетической педагогики. В ходе работы проведен эксперимент с различными методами исследования: опрос, анализ, наблюдение. В результате разработана и предложена новая модель экспериментального учебного плана, дана характеристика новых программ для учебно-воспитательного комплекса, изучены некоторые аспекты методики музыкально-эстетического воспитания для младших школьников на основе обобщения передового опыта и вычленения наиболее существенных черт.
Творческий поиск и использования различных методов работы, неординарный подход педагогов училища, нетрадиционные формы обучения и воспитания - все это позволяет осуществить всестороннее и гармоническое развитие личности. Весь научно-педагогический эксперимент нацелен на выявление и организацию эффективных условий использования научных рекомендаций.
На основе современного анализа и опыта работы отделения музыкально-эстетического воспитания в училище, наряду с общепринятыми принципами, были изучены некоторые неординарные аспекты методики обучения и воспитания студентов . Одним из путей улучшения художественного воспитания в школе является введение новых программ. Зная и опираясь на программу «Введение в мир прекрасного» для младших школьников и программу по ритмике педагог сам определяет основные пути, принципы, методы музыкального воспитания средствами ассоциативно-образного мышления и двигательных навыков. Установленные в процессе работы наиболее эффективные методы позволили разработать рекомендации по организации музыкально-эстетического воспитания в начальных классах, которые мы понимаем как комплексный подход к преподаванию искусства на основе интегрированных уроков. Введение курсов музыкальной культуры необходимо во всех классах школы. Таким образом, одним из направлений воспитания педагога-музыканта является путь формирования практических навыков работы в школах на основе обновленной методики.
В результате длительных поисков нам удалось сформировать практические основы, определить эффективные приемы и методы воспитания человека высокой духовной культуры, с художественным вкусом, широким музыкальным кругозором, необыкновенной любовью к музыке и искусству, стремлением ко всему прекрасному.
Учителю, имеющему специальную музыкальную и художественно-педагогическую подготовку, заботящемуся о воспитании интереса, любви и уважения к музыке и искусству принадлежит ведущая роль в организации всего музыкально-эстетического процесса в общеобразовательной школе. Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе должен возглавить музыкант, исполнитель, педагог, пропагандист . Такой человек сможет создать хоровой коллектив, провести уроки музыки, ритмики, сам исполнить произведение и быть организатором всего процесса художественного воспитания в школе. Такая школа станет центром формирования эстетической культуры.
В процессе исследования установлено, что через такое музыкальное образование и воспитание с художественным уклоном в музыкальном училище происходит процесс формирования эстетической культуры педагога музыки, его профессиональной подготовки, создание педагога-музыканта для общеобразовательных школ. Музыкально - художественное образование и воспитание рассматриваются в нашем исследовании как формирующая и активизирующая область современной педагогики. В ходе экспериментальной работы прослеживается нацеленность всего учебно-воспитательного комплекса на решение проблемы развития личности.
Практика показала острую своевременность такого направления. На государственном экзамене отмечается высокий профессиональный уровень и качество подготовки студентов, особое отношение, заинтересованность, живая реакция, творческий подход, развитое музыкальное мышление,Все это свидетельствует о' том, что разностороннее воспитание активной личности позволяет достигать во многих областях деятельности значительных творческих результатов.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу: за время обучения студенты приобрели не только хорошие знания, умения и навыки, что в дальнейшем обеспечит их универсальность в работе, но и научились мыслить самостоятельно, любить и понимать искусство, бережно и любовно относиться к детям. Студенты приобрели прочную основу воспитания детей средствами искусства, что является самым актуальным на современном этапе. В период обучения в училище и прохождения производственной практики выпускники отделения музыкально-эстетического воспитания получили достаточно прочные знания, умения и навыки для дальнейшей самостоятельной работы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие "выводы:
1.Подготовка квалифицированного специалиста музыкально-эстетического воспитания на основе эстетического образования и воспитания является актуальнейшей задачей современности.Эффективность такой подготовки зависит от организации непрерывного обучения и построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры личности учащегося.
2.Экспериментальное исследование позволило разработать методику подготовки такого специалиста, опирающуюся на активизацию познавательно-творческой деятельности студентов в музыкальном училище за счет введения нового учебного плана, программ, предметов и исполнительской деятельности .
3.Воспитание эстетической культуры студентов музыкально-эстетического отделения проходит на основе профессиональной эстетико-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса.
4.Внедрение в педагогическую практику наглядно-образных и ассоциативных методов работы с младшими школьниками по,программе «Введение в мир прекрасного» способствует формированию практических навыков по эстетическому воспитанию у студентов музыкального училища.
5.Результаты проведенной экспериментальной работы показывают, что благодаря использованию данной методики в училище значительно улучшилось качество подготовки специалистов в области музыкально-эстетической работы.
Достоверность нашего исследования подтверждена экспериментально, оно получило глубокое и всестороннее обоснование и разработанность, что позволяет нам рекомендовать его к использованию в учебном процессе музыкальных училищ. Кроме того наше исследование может широко использоваться педагогами музыкально-эстетического воспитания в музыкальных и общеобразовательных школах, школах искусств и частных муниципальных школах эстетического типа.
Открытие в музыкальных училищах отделений «Музыкально-эстетического воспитания» в наших условиях можно считать перспективным и нацеленным на решение новых современных задач. Наше исследование является научным обобщением передового педагогического опыта новой модели подготовки высококвалифицированного специалиста среднего звена на базе музыкального училища. Эффективность процесса воспитания и обучения связана с изменением в уровне культуры личности. Новизну данной разработанной концепции можно обусловить реальной практикой времени.
191
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ильина, Елена Рэмовна, 1998 год
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. Книга для учителя.2.ое издание. М.: Просвещение, 1985.- 448 с.
2. Амонашвили Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Педагогика, 1990.- 560 с.
3. Амонашвили Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: Освита, 1991. - 112 с.
4. Апраксина О. Методика музыкального воспитания. М. : Музыка, 1984. - 87 с.
5. Апраксина О. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. M.-JI. : Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1948. - 147 с.
6. Апраксина О. Учитель учителей. // Музыкальное воспитание в школе. Вып.14 М.: Музыка, 1979. - С. 94-103.
7. Апраксина О. В.Н.Шацкая. (Воспоминания о человеке и музыкальном деятеле). // Музыкальное воспитание в школе. Вып.16 М.: Музыка, 1985. - С. 7-13.
8. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Советский композитор,1995. - 104 с,
9. Арчажникова JI. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. - 110 с.
10. Арчажникова JI. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. // Дис. . д-ра пед. наук.- М.,1986. -442с.
11. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л. :- Музыка, 1965. - 151 с.
12. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 335 с.
13. Баренбойм JI. Путь к музицированию.:Исследование.-2-е изд.,доп.-Л.:Советский композитор,1979.-352с.
14. Бачинская Б., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Изд. 4.- М. : Музыка, 1974.302 с.
15. Белинский В. Эстетика и литературная критика. В 2х т.- М.: Гослитиздат, 1959.- Т.1 (Статьи и рецензии 1834 -1842 г.) 702 е., Т.2 (Статьи и рецензии 1843-1849г.)- 782с.
16. Белов В. Лад. М.: Молодая гвардия,' 1982. - 290 с.
17. Беспалов В. О воспитании интересов к технике и искусству в процессе внеклассной работы. .// Искусство -каждому школьнику. Сост. Шаров Ю. М. : Просвещение, 1966. - С. 51.
18. Блонский П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Под ред. А.В.Петровского. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979. Том 1 - 303 е., том 2 - 398 с.
19. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.- 350 с.
20. Борисова Н. Подготовка учителя к работе с родителями по музыкальному воспитанию детей. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16 М.: Музыка, 1985.- С. 37-41.
21. Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. — Л.: Советский композитор, 1984. 216 с.
22. Бурая Л. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры. // Искусство в школе 1995, №4. -С. 24-26.
23. Буров А. и др. Эстетическое воспитание в школе. М.:1. Педагогика, 1980. 136 с.
24. Быкова Н. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников. // Искусство в школе 1995, №1. 56 е.;
25. Ванслав В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М. : Советский художник, 1966. - 118 с.
26. Васильева-Гангнус JI. Азбука вежливости. М.: Педагогика,. 1989. -140 с.
27. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Часть 1. Ритмика. М. : Музыка, 1972. — 150 с.
28. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д.Кабалевского. // Искусство в школе 1994, № 3. С.- 9-21; № 4 .- С. - 3341; 1995, №1. - С. - 8-17; 1995, № 2.- С. - 28-33.
29. Вендрова Т. Пусть музыка звучит. М. : Просвещение, 1990. - 96 с.
30. Верб М. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учебное пособие. -Л.: Изд. ЛГЛИ , 1980. 80 с.
31. Ветлугина Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989 г. - 269 с.
32. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968. - 415 с.
33. Волович Л. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань: Изд. КГУ, 1976. 224 с.
34. Воронова Е. Учитель музыки как режиссер урока. // Искусство в школе 1995, №3 1995. С.- 46-47.
35. Воспитание музыкой. Из опыта работы. Сост. Т.Вендрова, П.Пигарева. М.: Просвещение, 1991.- 203 с.- 37. Георгиевская В. Шитикова Л. Проведение праздников вначальных классах. М.: Просвещение,1983. - 160 с.
36. Герман И., Скатерщиков В. Беседы об эстетике. М. : Знание, 1982. - 187 с.
37. Герцензон К. Педагогические задачи музыкально-просветительской деятельности студентов как средство их профессиональной подготовки.// Как решать педагогические задачи./Тезисы докл. И сообщ. Междунар. науч.-практ. конференции М.-Кострома,1992.- С.-61-63.
38. Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания,. Составление и общая редакция Д.Д.Благого. М. : Советский композитор, 1969. - 446 с.
39. Гончаров Н. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М. : Педагогика, 1974. 270 с.
40. Громов Е. Начало эстетических знаний. М. : Советский художник, 1971. - 248 с. ■
41. Данилевская Л. Чему я научилась у Н.Л.Тродзенской. /./ Музыкальное воспитание в школе. Вып.,9 М. : Музыка, 1974. - С. 29-39.
42. Дементьева JI. Формирование эстетической культуры будущего учителя. //Автореф. Дис. . ,канд. пед. наук. Вильнюс, 1984. 17 с.
43. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.
44. Домогацкая И. Программа по предмету развития музыкальных способностей в группах раннего эстетического развития. М. : Методический кабинет по среднему специальному начальному музыкальному и художественному образованию комитета по культуре, 1992. 20 с.
45. Елканов С. Профессиональное самовоспитание учителя. -М. : Просвещение, 1986. 142 с.
46. Зацепина Н. Искусство на занятиях с будущими учителями начальных классов. // Искусство в школе 1995,№3. -С.- 48-51.
47. Зильберквит М. Мир музыки. М. : Детская литература, 1988. - 332 с.
48. Зись А. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1967. - 412 с.
49. Зись А. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 127 с.
50. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Редактор-составитель В.П.Шестаков. М. : Искусство, 1973 Т.1 - 408 е., Т.2. - 368 е.,
51. Ильина Е. Мы еще находимся в поиске. / / Новомосковск, 1994 .
52. Ильина Е. ^Организация отделения музыкально-эстетического воспитания». Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Новые пути наук о культуре». М.:1995.
53. Ильина Е. «Приемы и методы работы студентов по эстетическому воспитанию школьников». Сб. статей «Музыкальная педагогика, исполнительство». М.: МГУК, 1998.
54. Искусство и школа. Книга для учащихся. Сост. А.К Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
55. Искусство и коммунистическое воспитавние учащихся. Из опыта работы школ Армянской ССР. Пособие для учителя. Под ред. С.Т.Ахумяна. М.: Просвещение, 1984. 174 с,
56. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М. :1961. Просвещение, 1989. 188 с.
57. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. - 205 с.
58. Кабалевский Д. Программа по музыке.- М.: Просвещение, 1985. 111 с.
59. Кабалевский Д. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательных школ. // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. Ред. сост. Баренбойм Л.А.- М. : Советский композитор, 1977. - 448 е., с. - 58-94.
60. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. -М.: Детская литература, 1976. 224 с.
61. Кабалевский Д. Педагогические размышления : избранные статьи и доклады. М.: Педагогика ,1986. - 190 с.
62. Кадобнова И,,- Усачева В., Школяр Л., Кузьмина О. Учебно-методический комплект «Искусство слышать». -Изд. Радуница, 1994. 208 с.
63. Калугин В. Струны рокотаху . Очерки о русском фольклоре. М. Современник, 1989. - 440 с.
64. Каменева Е. Какого цвета радуга? М. : Детская литература, 1971. - 164 с.
65. Киященко Н., Лейзеров Н. Искусство в борьбе за человека. — М.: Знание, 197 9. -.120 с.
66. Киященко Н., Лейзеров Н. Эстетическое воспитание и развитие учащихся. Советская педагогика, 1984, №2. -С. - 68-7 6.
67. Киященко Н., Лейзеров Н., Каган М. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение,1983. 303 с.
68. Кленов А. Там, где музыка живет. М. : Педагогика, 1986. - 132 с.
69. Книга по эстетике для музыкантов. Под редакцией И.А. Константинова, К.Ангелова. М.: Музыка, 1983. - 272 с.
70. Князева М. Азбука искусств. Учебное пособие рабочие тетради. Часть I. - М.: Изд. гимназии «Открытый мир», 1995.- 80 с.
71. Ковалева Л. Под сенью муз. Из опыта работы учителя. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение,197 8. с.-79.
72. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Под ред. А.И.Пискунова. М, : Просвещение, 1982. - Том 1 - 65 6 е., том 2 - 57 6 с.
73. Константинов Н., Медынский Е.Н., Шабаейа М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. - 445 с.
74. Конышева Н. Эстетическое воспитание учащихся важная задача начальной школы. // Начальная школа , 1985,№7 -С.-2
75. Крупская Н. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания. M.-JI.: Искусство, 1963.- 282 с.
76. Крупская Н. К вопросу о социалистической школе. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Том II. М. : Педагогика, 1978. - 452 с.
77. Кулагина И.Е. Художественное движение (Метод H.JI. Алексеевой). Методическое пособие. Нижний Новгород -Москва, 1993.- 28 с.
78. Кулаковский JI. Музыка как искусство. М: Советский композитор, I960. - 108 с.
79. Левин С. Ваш ребенок рисует. М. : Советский художник, 1979. 270 с.
80. Лихачев Б. Педагогика : Курс лекций. М. : Прометей, 1996. - 452 с.
81. Лихачев В., Зальман Г. Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981. - 272 с.
82. Лукин Ю., Скатерщиков В. Основы марксистско-ленинской эстетики: Учебное пособие. М. : Высшая школа, 1982. -174 с.
83. Луначарский А. О воспитании и образовании.- М. : Просвещение, 1976. 291 с.
84. Луначарский А. Избранные статьи по эстетике. Составит. А.Ф.Ермакова. М.: Искусство, 1975. - 391 с.
85. Луначарский А. В мире музыки. 2ое изд. доп. - М. : Советский композитор , 1971. - 540 с.
86. Маймин Е. Эстетика наука о прекрасном. - М. : Просвещение, 1982. - 190 с.
87. Малышев Ю. Мысли вслух об эстетическом воспитании. -М.: Музыка, 1968. 137 с.
88. Масеев И. Что такое эстетика. М. : Политическая литература, 1965. - 72 с.
89. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
90. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Советский композитор, 1988. - 17 6 с.
91. Морозова С. Далекое близкое. (Б.Л. Яворский о музыкальном воспитании детей). // Музыкальное воспитание в школе, выпуск №16. - М.: Музыка, 1985.- С.-14-19.
92. Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. 2-е изд.,доп -М.: Педагогика, 1989. 304 с.
93. Музыкальное воспитание в Советском Союзе. Сборник. Ред.-сост. Л.Баренбойм. М.: Советский композитор, 1977.- 488 с.
94. Музыкальное в'оспитание в современном мире. Материалы IX конференции ИСМЕ. М. : Советский композитор, 1973 .- 416 с.
95. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия,1990.- 672 с.
96. Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств.- М.: Искусство, 1982. 192 с.
97. Найденышева Т. Об искусстве вести урок. //Музыка в школе, 1990, №4. С. 18-19
98. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 367 с.
99. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М.: Юридическая литература, 1987. - 336 с.
100. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. М. : Знание, 1975. - 40 с.104., Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники.
101. М.: Советский композитор, 1975. 500 с.
102. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога, 5 -ое изд. М.: Музыка,1988. - 240 с.
103. Некрылов А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. JI.: Искусство, 1984.-191 с.
104. Немов Р. Психология.- М.: Просвещение,1990.-300 с.
105. Неменский Б. Распахни окно. М. : Молодая гвардия, 1974. - 188 с.
106. Овсянников М. Что изучает эстетика. М. : Знание, 1976. - 64 с.
107. Овсянников М. История эстетической мысли. М. : Высшая школа, 1978. - 350 с.
108. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. М. : Просвещение, 1956. - 563 с.
109. Основы эстетики и искусствознания. Под ред. Любин-ского И.Л., Скатерщикова В.М. М.: Просвещение, 1979. - 270 с.
110. Основы педагогического мастерства. Под ред. Зюзя-на И.А. М.: Просвещение, 1989. - 300 с.
111. О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях. (В министерстве образования Российской Федерации N 908/11 от 23.11.93 г.") // Искусство в школе, 1994, №2. С. 69-71.
112. Основы эстетического воспитания. Под. ред. Н.А. Ку-шаева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
113. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд. Под ред. П.И.Пидкасистого. М. : Российское педагогическое агенство, 1996. 602 с.
114. Педагогика школы. Под. ред. Г.И. Щукина. М - : Просвещение, 1977. - 380 с.
115. Педагогический поиск. Под ред. Ш.А.Амонашвили. -М. -.Педагогика, 1989.- 557 с.
116. Пель П. Общество любителей искусства. // Искусство -каждому школьнику. Сост. Шаров. М. : Просвещение, 1966.- С. 8 50.
117. Песталоцци И. Избранные педагогические сочинений. В 2-х томах. М. : Педагогика, 1981. - Т. 1 -334 е., Т.2- 416 с.
118. Петрушин В. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени.- // Дис. . д-ра пед. наук. М., 1991, 374 с.
119. Писарев Д. Необходимость эстетического образования. Влияние искусства на воспитание. Избранные педагогические сочинения. Под ред. Г.И.Щукина. М.: Педагогика,1984. -367с.
120. Поиски новых форм воспитания школьников. Под ред. В.В.Неверова. М. : Изд. Академии Педагогических наук, 1983. - 51 с.
121. Пожидаев Г. Каким быть учителю? // Искусство в школе, 1995, № 1. С. 17 - 29.
122. Положение об единой трудовой школе РСФСР. Утверждено на заседании ВЦИК 30 сентября 1918 г,, // Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 г.г. -М.: Педагогика, 1974. С, 133-137.
123. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
124. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. Пособие для учителей. 2-ое изд.- М.: Просвещение, 1980.-: 144 с.
125. Пришвин М. Собрание сочинений в 8 -ми т. Т.-б . М. : Художественная литература, 1984. - 439с.
126. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель и редактор М.Г.Арановский. М: Музыка, 1974.- 336 с.
127. Проблемы эстетического развития личности школьника. Под ред. А.И.Бурова, Е .В. Квятков-ского М. : Педагогика, 1987.- 96 с.
128. Радынова О., Катинене А., Палавандишвили М. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223 с.
129. Разумный В. О хорошем художественном вкусе. М.: Госполитиздат, 1961.-64 с. '
130. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.
131. Рапанцкая JI. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования / Автореферат дис. . д-ра пед. наук. М., 1931 - 35 с.
132. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968.- 160 с.
133. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки.- // Эстетические очерки. Вып.4.- М. : Музыка, 1977 .203 с.
134. Революция искусство - дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе.203 !
135. В 2 частях. М. : Просвещение, 1966, 1968г. Ч.1-19171923. -295 е.; 4.2 1924 -1929. 367с.
136. Ренанский А. Эстетическое воспитание учащихся. -Минск: Народная асвета, 1978. 110 С.
137. Решение коллегии МО « О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях.// «Искусство в школе, 1995,№3. с.5-9.
138. Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании // Полное собрание сочинений Т.2. - М., 1963. - 201 с.
139. Розанова Ю., Успенская К. Московской консерватории 100 лет. М.: Знание, 1966. - 32 с.
140. Роль искусства в развитии способностей школьников. Под ред. Е.К.Чухман- М.: Педагогика, 1985.- 144 с.
141. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. Статей.Сост. и ред. А. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. - 104 с.
142. Румер М. О детском музыкальном творчестве. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14. М. : Музыка, 1979. - С. 89-94.
143. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Пед. соч.: В 2т. М.: Педагогика, 1981.- Т.2. - 334 с.
144. Рылова Л. Высший педагогический колледж искусств. // Искусство в школе,1995, №1. -С.28-31.
145. Савельев А. Программа по музыке в общеобразовательной школе. 2-ой класс. Ярославль, 1994.- 62с.
146. Система детского музыкального образования Карла Ор-фа. Л.: Музыка, 1970. - 159 с.
147. Скатерщиков В. Об эстетическом вкусе. М. : Знание,1974. 96 с.
148. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Ё. Педагогика : Учебное пособие.- М.: Школа-Пресс, 1997.- 512 с.
149. Смолянинов.И. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
150. Соловейчик С. Час ученичества. М.:Детская литература, 1986. - 383 с.
151. Сохор А. Музыка как вид искусства. М. : Музыка 1970. - 192 с.
152. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М. Советский композитор, 1975. - 202 с.
153. Сухомлинский В. О воспитании. Сост. С.Соловейчик. М. : Политиздат, 1982. 270 с.
154. Сухомлинский В. Павлышевская средняя школа. М. Просвещение, 197 9. - 396 с.
155. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. Киев: Радзень ска школа, 1969.-286с.
156. Тельчарова Р. Уроки музыкальной культуры. М.: Про свещение, 1991. - 158 с.
157. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М. Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
158. Тарасов Л. Волшебство оперы. Л.: Детская литерату ра, 1979. - 190 с.
159. Терехина Л. Формирование педагогической культуры бу дущего учителя в процессе общепедагогической подготов ки. Автореферат дис. . канд. пед. наук. М. 1996. 23 с.
160. Торшилова Е. Эстетическое воспитание в семье. М.205 jj1. Искусство, 1989. 141c.
161. Учитель. Статьи, документы, воспоминания I Ред.-составитель Д.М.Брудный. М. : Политическая литература, 1991.- 350 с.
162. Ушинский К. Человек как предмет воспитания;. Собр. соч. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - Т.8 - 776 е., Т.9 -628 с.
163. Философия: Учебное пособие. Под ред. проф. В.Н.Лав-риненко. М.: Юристъ, 1996.-512 с
164. Хворостов А. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
165. Хижняк Ю. Как прекрасен этот мир. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
166. Хрестоматия по педагогике. Сост. С.Н.Полянский. М. : Просвещение, 1967. -715 с.
167. Художественно творчество и ребенок, Под общ.ред. Н.А.Ветлугиной. М. : Педагогика, 1972. - 286 с.
168. Цыпин Г. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. // Музыкальное воспитание в школе, вып.16 М, : Музыка, 1985. - С.65-74.
169. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. М., 1996. - 108 с.
170. Чернявская Т. Эстетическое воспитание школьников и культура слова. М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
171. Шаров А. Волшебники приходят к людям. М. : Детская литература, 1974. - 300 с.17 4. Шабашов Л. Цели, содержание и проведение музыкальных праздников в школе. // Музыка в школе. М,: Просвещение , 1985. - С. 49-54.
172. Шацкий С. Избранные педагогические сочинения. Сост. Скаткин М.Н. в соавторстве. Под ред. Кузина Н.М. М. : Педагогика, 1980. Т.1 - 304 е., Т.2 - 414 с.17 6. Шацкая В. Музыка в школе. М. : изд-во АПН РСФСР, 1959. - 140 с. I
173. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сост. J1 .А.Баренбойм. М, : Советский композитор, 1978. - 367 с.
174. Эстетика. Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова М. : Полит. изд., 1966. - 255 с.
175. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение,1985.-207 с.
176. Эстетическая культура и личность. // Музыка в социалистическом обществе. J1. : Музыка, 1969.- С. 22-37.
177. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. Под ред. М.Д. Таборидзе М.: Педагогика, 1988. - 101 с.
178. Эстетическое воспитание в начальной школе. Под ред. В.Н. Шацкой М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. - 216 С.18 6. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Йод ред.
179. Б.Лихачева. М.: Педагогика, 1981.- 272 с. 187. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. Подред. С.В.Лармина . М.: Изд. МГУ , 1978. - 326 с. 1.88. Яворский Б. Статьи. Воспоминания. Письма. 2-е изд.
180. М. : Советский композитор, 1972. -711с. 189. Якобсон П. Эстетическое воспитание детей в семье. -М. : Учпедгиз, 1961. 49 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.