Музыкальная драматургия балетов К.В. Глюка в контексте балетной реформы XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Хазиева, Диана Закировна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат наук Хазиева, Диана Закировна
Оглавление
Введение
Глава I
Эстетические идеалы эпохи Просвещения, их влияние на развитие музыкально-театральных жанров и на культуру Вены середины XVIII века
§1.Эпоха Просвещения и развитие музыкально-театральных жанров
§2. Музыкальная культура Вены и творческая деятельность Глюка и Анджолини в середине XVIII века
Глава II
Музыкально-сценическая драматургия балета Глюка «Дон Жуан»
§ 1. История создания и работа Анджолини над либретто
§2. Композиция и тональная драматургия балета «Дон Жуан»
§3. Тембровая и динамическая драматургия балета
§4. Мотивные связи и роль аффектов в балете
Глава III
Балет «Семирамида»: особенности музыкального языка и драматургии
§ 1. История создания и композиция балета
§2. Тональная и тембровая драматургия произведения
§3. Роль мотивов в драматургии балета
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение II
Приложение III
Приложение IV
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад2008 год, кандидат искусствоведения Максимова, Александра Евгеньевна
Музыкальный театр Белы Бартока как художественный феномен2022 год, кандидат наук Наветная Анна Петровна
Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века2008 год, кандидат искусствоведения Занкова, Анна Валентиновна
Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов (конец XVI – первая треть XX вв.)2021 год, доктор наук Безуглая Галина Александровна
Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра2011 год, доктор искусствоведения Груцынова, Анна Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная драматургия балетов К.В. Глюка в контексте балетной реформы XVIII века»
Введение
Актуальность темы исследования. На рубеже XX - XXI столетий музыкальный театр переживает значительные перемены. Они вызваны различными тенденциями - возрождением, сохранением и переосмыслением классического наследия, развитием развлекательного начала, поисками новой драмы. Основные жанры музыкального театра - опера и балет - снова оказываются на пороге реформ. Среди всех направлений театрального искусства выделяется стремление соединить современные тенденции и формы с идеями преобразования, созвучными устремлениям выдающихся художников прошлого.
Благодаря прочному интересу к музыкальному театру XVIII столетия, наблюдаемому в последние десятилетия, мировой театральный репертуар значительно пополнился сценическими воплощениями произведений К. В. Глюка. Воссоздание инструментария, реконструкция танцевального наследия, плодотворные результаты архивных изысканий позволяют все более полно проникнуться творениями композитора. Изучение творческого наследия Глюка в этой связи становится все более актуальным.
В области балетного искусства ХХ-ХХ1 столетий проявляется глубокий интерес к творческому наследию Глюка. Крупнейшие мастера балета обращаются к творчеству немецкого композитора в исторически переломные для развития хореографии моменты. Так, в эпоху зарождения танца модерн музыка Глюка вдохновляла Айседору Дункан и Михаила Фокина. Сегодня крупнейшие художники постмодерна, такие, как Джон Ноймайер или Пина Бауш находят в творчестве композитора, в его реформаторских свершениях черты, созвучные своим самым смелым художественным поискам. Историк танца Ф. Макинтош отмечает: «Выбор произведений Глюка для А. Дункан и П. Бауш ... объясняется также фактом, что его оперная реформа шла параллельно с реформой танца, осуществленной Гаспаро Анджолини (1731-1803) и Жан-Жоржем Новерром
(1727-1810), сотрудничавших с Глюком»1.
Глюк вошел в историю музыки прежде всего как реформатор оперы. Будучи уже достаточно известным, благодаря работам в традиционных оперных жанрах, Глюк ярко проявил себя и в жанре балета. В совместном творчестве с хореографами созданы произведения «Дон Жуан» (1761), «Семирамида» (1765), «Александр» (1765), «Ифигения» (1765) (Анджолини), балетные сцены в парижских операх (Новерр).
Художественные реформаторские преобразования, осуществленные в этих работах, открывали новые пути развития балетного театра. Творческие достижения плодотворного союза композитора с выдающимися мастерами танцевального искусства не теряют своей актуальности и сегодня, оказывая значительное влияние на современный музыкальный театр.
Изучение реформаторской деятельности Глюка в области музыкального театра, включающее в себя профессиональное рассмотрение его балетного творчества, представляется актуальным еще и потому, что способствует формированию обновленного комплекса представлений о роли композитора в театральном искусстве.
Преобразования в балетном искусстве, которые Новерр определил как реформу балетного театра (впервые данный термин введен именно им), в конечном итоге привели к утверждению художественной состоятельности балета как самостоятельного (не зависимого от оперы) жанра музыкального театра. Хореография и музыка в спектакле стали равнодействующими компонентами художественного целого, достигли единства и тесного взаимодействия. Синтезирующий характер реформ был определен общим состоянием музыкального театра середины XVIII века, в котором происходили значительные изменения под влиянием драматического искусства. И именно в балетном жанре произошли переломные преобразования, затем претворенные в реформаторских операх Глюка.
1 Macintosh F. The ancient dancer in the modern world: responses to Greek and Roman dance. -Oxford, 2010. P. 238.
В XX веке, благодаря широкому распространению современных технологий, стало более доступным изучение как сценических претворений, так и нотных текстов балетов Глюка. Сохранились и изданы партитуры двух балетов: «Семирамиды» и «Дон Жуана», которые не подвергались серьезному рассмотрению в отечественном музыкознании.
Степень разработанности проблемы
В настоящее время ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет ни одного специального многостороннего исследования, посвященного реформаторской деятельности Глюка в балете (как, впрочем, и реформированию им музыкального театра в целом, в оперно-балетном двуединстве).
Наиболее полно как зарубежными, так и отечественными исследователями представлен творческий путь Глюка и его оперная реформаторская деятельность. Среди множества источников следует отметить труды таких авторов, как: А. Эйнштейн2, Г. Аберт3, И. П. Сусидко4, С. А. Рыцарев5, JI. В. Кириллина6, А. И. Климовицкий7, Б. Браун8, Р. Ховард9, Д. Хилс и Дж. Райе10. В них довольно подробно рассматривается биография композитора; однако до сих пор остаются малоизученными два периода его жизни - годы учения и раннее творчество Глюка (до 22 лет), а также ранний венский период (с конца сороковых до конца шестидесятых годов).
Во всех работах с разной степенью полноты исследователи анализируют
2Einstein A. Gluck: Sein Leben - Seine Werke. - Zürich, 1954; его же. Gluck. - London, 1936; его же. Gluck : [Biogr. a crit. study] - New York: Collier books, 1962.
3 Abert H. Cristoph Willibald Gluck. - München, 1960; Его же. Glucks italienische Opern bis zum "Orfeo"// Gluck-Jahrbuch. - Leipzig, 1916.
4 Сусидко И. П. Музыкальная драма Глюка в контексте культуры эпохи Просвещения: дис. ... канд. иск. - Л., 1988; Она же. Che fairo senza ... Orfeo? // URL. www.gnesinstudywww.gnesinstudy. ru / page/ susidko_doklad.
5 Рыцарев С. А. Кристоф Виллибальд Глюк. - М.: Музыка, 1987.
6 Кириллина Л. В. Реформаторские оперы Глюка. - М.: Классика-ХХ1, 2006.
7 Климовицкий А. И. Глюк // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. T. I -XVIII век. Кн. I. - СПб.: Композитор, 1996. С. 251-259.
8 Brown В. A. Gluck // The New Grove Dictionary of Music and Musicians /2nd ed. Ed. S. Sadie -London: Macmillan, 2001.
9 Howard P. Christoph Willibald Gluck: a quide to research. - L.: Routledge, 2003 // URL.www. books.google.ru
10 Healz D., Rice J. A. From Garrick to Gluck: essays on opera in the age of Englightenment // URL.www. books.google.ru
реформаторские оперы Глюка - «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Ифигения в Тавриде» (отчасти в этот список попадает и последняя опера «Эхо и Нарцисс»), отмечая всё новое, что сумел привнести в этот жанр композитор.
Довольно большую группу составляют балетоведческие работы, в которых рассматриваются пути развития танцевального искусства XVIII века, биографии Новерра и Анджолини, их эстетические взгляды и некоторые постановки. Наиболее полно всё это представлено в зарубежных трудах таких авторов, как - Г.Тани11, С. Даме12, Д. Бач13, Р. Хэррис-Уоррик14, М. Буччарелли и Б. Джонкус15, М. Кант16, Э. Най17. В последних четырех работах творчество балетмейстеров анализируется в контексте развития музыкального искусства. Единственная монография, посвященная полностью Анджолини, написана итальянским исследователем Л. Тоцци18.
•-•19
Среди отечественных работ следует отметить труды В. М. Красовскои -единственного автора, отразившего творческую судьбу итальянского балетмейстера Анджолини на фоне развития балетного искусства того времени. В исследовании А. А. Гозенпуда более подробно освещена деятельность Анджолини в России20. Отметим также статью Г. Н. Добровольской21, в которой уточнены
11 Tani G. Storia della danza: Dalle origini ai nostril giorni. - Firenze: Olschki, 1983.
12 Dahms S. Vienna as a Center of Ballet Reform in the Late Eighteenth Century // The great tradition and its legacy: the evolution of dramatic and musical/Ed. by M. Cherlin, H. Filipowicz, R. Rudolph. Vol. 4. - Center for Austrian Studies, 2003. S. 153-160. // URL.www.books.google.ru
13 Buch D. Magic flutes & enchanted forests: the super natural in eighteenth-century. - Oxford, 2008 // URL.www.books.google.ru
14 Harris-Warrick R. The grotesque dance on the eighteenth-century stage. - Madison, Univ. of Wisconsin Pr., 2005 // URL.www. books.google.ru
15 Bucciarelli M., Joncus B. Music as social and cultural practice: essay in honour of Reinhard Strohm. - Woodbridge, 2007. // URL.www. books.google.ru
16 Kant M. The Cambridge companion to ballet. - Cambridge: CUP, 2007 // URL.www. books.google.com
17 Nye E. Mime, Music and drama on the Eighteenth-Century Stage. The ballet diction. - Cambridge: University press, 2011. // URL.www. books.google.ru
18 Tozzi L. Li balletto pantomimo del settecento: Gasparo Anjiolini. - Sapadore, 1972.
19 Красовская B.M. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. - М.: Искусство, 2005; Она же. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. - JI.: Искусство, 1981.
20 Гозенпуд А. А. Музыкальный театр России. От истоков до Глинки. Очерк. - JL: Музыка, 1959.
некоторые факты творческой деятельности балетмейстера.
Статьи Р. Хааса и Г. Грубера22 посвящены особенностям стиля, музыкального языка и тем преобразованиям, которые Глюк вносит в музыку балета.
Огромное значение для исследования деятельности Глюка в музыкальном
23
театре Вены приобрела книга английского театроведа Б. Брауна , который рассматривает проблему реформы музыкального театра середины XVIII века в культурологическом ракурсе, а также анализирует некоторые аспекты музыкальной драматургии балетных и оперных произведений Глюка.
В отечественном музыкознании проблемы, связанные с балетной реформы середины XVIII века как художественного явления, сыгравшего значительную роль в развитии музыкального театра, не ставились и не разрабатывались специально. Но и в зарубежной научной литературе нет ни одного исследования, посвященного изучению совместного творчества Глюка и Анджолини в балетном жанре.
Объектом исследования становятся партитуры балетов Глюка в контексте их взаимосвязи с историческими и культурными особенностями эпохи.
Предмет исследования - драматургия балетов Глюка в единстве сценического и музыкального начал.
Анализ балетной реформы Глюка - Анджолини требует рассмотрения в данной диссертации ряда проблем, основными из которых являются: кризис оперного и балетного жанров середины XVIII века на фоне культурного контекста эпохи; работа композитора и хореографа в балете и утверждение его художественной самостоятельности как жанра музыкального театра со своей эстетикой, композицией, драматургией.
21 Добровольская Г. Н. Анджолини // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. T. I - XVIII век. Кн. I. - СПб.: Композитор, 1996. - С. 40-42.
22 Haas R. Die Wiener Ballet-Pantomime im 18. Jahrhundert und Gluck's Don Juan // Studien zur Musikwissenschaft. Bd. 10. - Leipzig - Wien, 1923, P. 3-36; Gruber G. Glucks Tanzdramen und ihre musiKalische Dramatik // Österreichische Musikzeitschrift. - 1974, Heft 1., P. 17-24.
23 Brown B. Gluck and the French theatre in Vienne. - Oxford., 1991.
Целью исследования является выявление основ балетной реформы Глюка, определившей пути обновления музыкального языка, стиля не только самого композитора, но и музыкантов, хореографов последующих веков.
Достижение поставленной цели связано с решением ряда задач, которые определяют различные этапы исследования:
- изучение круга источников в историко-культурном аспекте с целью выявления форм бытования балета середины XVIII века;
- исследование причин и следствий превращения балета в самостоятельный, художественно значимый жанр музыкального театра;
- анализ и сопоставление музыкальной драматургии балетов Глюка «Дон Жуан» и «Семирамида»;
- выявление отличительных особенностей балетной реформы Глюка в сравнении с его оперной реформой;
- анализ синтеза и взаимовлияния театральных реформ Глюка, Анджоли-ни и Новерра.
Источниковедческой базой исследования служат:
- дошедшие до нашего времени партитуры двух балетов Глюка - «Дон
24
Жуан» и «Семирамида» ;
- аудиозаписи произведений и видеоматериал балета «Дон Жуан» (хореография Т. Маладьяни, 2008 г.) и оперы «Орфей и Эвридика» (хореография П. Бауш, 2004 г.);
- труды отечественных и зарубежных ученых по теме диссертационного исследования, в том числе представленные в Интернете (история и теория искусств, история театра, музыковедение, балетоведение, эстетика).
Методологической основой исследования послужили работы ведущих балетоведов В. М. Красовской, Г. Н. Добровольской, В. В. Ванслова и др. Важным методологическим основанием являются теоретические работы музыковедов Б. В. Асафьева, Т. Н. Ливановой, В. Дж. Конен, Е. Н. Куриленко,
24 В работе использованы партитуры: Gluck Ch. Don Juan; Semiramis // Gluck Ch. W. Sämtliche Werke. Abt. 2. Bd. 1. Kassel und Basel, 1966. - S. 13 - 76; S. 78 - 115.
С. А. Рыцарева, Л. В. Кириллиной, посвященные вопросам музыкальной драматургии оперных и балетных произведений. В диссертации были использованы труды по вопросам музыкальной эстетики, эпистолярный материал и социокультурная литература.
В настоящей диссертации используется комплекс методов современного
искусствоведения:
- музыкально-аналитический метод применяется в связи с изучением партитур балетов Глюка «Дон Жуан» и «Семирамида»;
- метод сравнительного анализа становится базой при изучении литературного и музыкального материала данных балетов, а также при сопоставлении элементов языка и особенностей их драматургии;
- культурно-исторический метод в диссертации связан с воссозданием картины музыкальной жизни Вены середины XVIII века, с поиском и систематизацией информации о деятельности Анджолини и Глюка данного периода, с рассмотрением эстетических взглядов, нашедших отражение в их творчестве;
- биографический метод используется при установлении связи фактов биографии с творческими достижениями;
-образно-стилистический метод исследования позволяет проанализировать эстетику балетного искусства и музыки середины XVIII века.
В диссертации также используется комплексный и междисциплинарный подходы к изучению музыкального театра середины XVIII века.
Научная новизна работы определяется тем, что в отечественной научной
литературе впервые:
1) проанализировано балетное творчество Глюка на примере партитур «Дон Жуан» и «Семирамида»;
2) выявлены и проанализированы принципы музыкальной драматургии в балетах Глюка, оказавших влияние на развитие принципов хореографии в творчестве Анджолини, Новерра, а также балетмейстеров XX столетия;
3) отмечены и прослежены отличительные особенности балетной реформы Глюка в сравнении с его оперной реформой;
4) определены основания, позволяющие переосмыслить роль и значение
наследия Глюка в истории музыкального театра.
Практическая значимость исследования обусловлена освоением и введением в широкий искусствоведческий обиход малоизученного материала музыкально-театральной культуры Вены середины XVIII века. Основные положения, изложенные в диссертации, позволяют значительно углубить и обновить сведения о работе содружества Глюк - Анджолини в жанре балета в курсах истории музыки, истории балета, истории театра и анализа музыкальной драматургии. Данные, полученные в настоящем исследовании, могут быть использованы в справочных и энциклопедических изданиях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Балетная реформа, осуществленная Глюком в содружестве с балетмейстером Анджолини, предшествовала по времени его оперной реформе, способствовала формированию новых средств выразительности и музыкальной драматургии и повлияла на последующие оперные достижения.
2. С театрально-сценической стороны балетная реформа заключалась в утверждении балетного спектакля как художественно самостоятельного жанра музыкального театра, независимого от оперы, который выражал эстетику того времени, имел ясную логику развития, четкую композицию и драматургию.
3. С музыкальной стороны балетная реформа заключалась в разработке методов тональной, тембровой и мотивной драматургии, которые позволили Глюку выстроить сквозную линию музыкально-драматического развития, создать монолитное музыкально-сценическое произведение.
4. Балетная реформа, теоретически обоснованная Ж. Новерром (1760), на практике впервые была претворена в «Дон Жуане» (1761) Глюка и Анджолини.
5. Применение в отечественном научном обиходе термина «балетная реформа Глюка» существенно расширяет современное понимание творческой
деятельности композитора.
6. Влияние идей Глюка на развитие музыкального театра XX - XXI веков проявилось многоаспектно - в новом обращении к синтезу сценических
искусств, в акцентировании режиссерского начала в балете, а вместе с тем важности драматического элемента в танцевально-исполнительском искусстве.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в 6 научных публикациях, многократно обсуждались на заседаниях кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования, использовались в курсе лекций по истории музыки в Академии Русского
балета им. А.Я. Вагановой.
Структура диссертации:
Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и четырех Приложений. В тексте диссертации приведены музыкальные примеры, список литературы, состоящий из 178 наименований. Общий объем диссертации - 177 страниц.
Глава 1. Эстетические идеалы эпохи Просвещения, их влияние на развитие музыкально-театральных жанров и на культуру Вены середины XVIII века
§ 1. Эпоха Просвещения и развитие музыкально-театральных жанров
XVIII век стал переломным моментом в истории развития европейской общественной жизни и культуры. В этот период в различных западноевропейских странах возникают новые социокультурные процессы, которые были тесно связаны с глубокими политическими изменениями, происходившими в период с 1688-1689 (английская революция) по 1789-1794 (французская революция) годы. В этом процессе перехода к новому этапу участвовали различные факторы - исторически-политические, экономические, идеологические и др. Новая эпоха не только взаимодействовала с прошлым периодом, но и была подготовлена внутри него. XVIII век - это не только время заката абсолютизма в Европе и постепенного разрушения феодальной системы, но одновременно период укрепления гражданского общества и успешного развития во всех областях жизни.
XVIII столетие вошло в историю культуры и литературы как «век Просвещения», которое стало одним из основных идеологических течений и определило духовный облик столетия. Под влиянием общего прогресса науки, роста богатства и изменения отношений между людьми происходят значительные изменения и в направлении мысли эпохи. Идеи Просвещения носили общечеловеческий характер, поэтому их поддержали люди разного социального положения. Просветители верили в человеческий разум; в научное познание, которому способствовал технический прогресс; в изменение общества с помощью образования, нравственного начала, социальной активности каждого человека; в проявление религиозной терпимости и провозглашении свободы прав человека и гражданина. Всё это позволяло не только освободиться от монархического
и церковного деспотизма; не только преобразовать политическое и социальное положение и изменить человека к лучшему, но и сформировать гармоничное общество, в котором мог достойно жить идеальный гражданин с политическим и нравственным самосознанием. Свои идеи просветители стремились донести до широкой публики с помощью книг, брошюр, трактатов, листовок; таким образом, они боролись за международный обмен идеями, научными и художественными достижениями.
Наиболее полно отразились искания эпохи в развитии культуры этого периода, для которого не было характерно единство стиля и художественного языка. В эпоху Просвещения одновременно существовали разные стили: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и в поздний период формируется предромантизм. На протяжении всего периода менялось соотношение различных видов искусства. Но несмотря на это художники того времени стремились приблизиться к жизни; отразить будничную жизнь людей третьего сословия с их повседневными заботами и несчастьями; показать влияние среды, общественного положения и социальных противоречий; преобразовать нравы общества. Особенно ярко эти тенденции воплотились в литературе и театре, которые приобрели остропублицистический характер и стали главными видами искусств. Наиболее яркими представителями литературы и театра были Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Бомарше - во Франции; Г. Лессинг, молодые И. Гёте и Ф. Шиллер - в Германии; С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Р. Шеридан - в Англии и многие другие.
В эпоху Просвещения наравне с литературой и театром ведущее положение занимает и музыкальное искусство, которое не только стремилось, но в целом превзошло другие виды искусств в своей попытке отразить все лучшее, правдивое и высоко-гуманистическое, что было выдвинуто эпохой Просвещения. Художественные идеи этого искусства, которые, с одной стороны, опирались на эстетические идеалы античности, эпохи Возрождения, с другой - подвергались существенному влиянию современности, вызывали горячее обсуждение различных музыкальных вопросов среди музыкантов и философов на про-
тяжении всего XVIII века во многих странах Европы. Среди них следует выделить - И. Маттезона и К. Шубарта в Германии, Ф. Альгаротти и Э. Артеага в Италии; но нигде музыкально-эстетическая дискуссия, в которой приняли участие Вольтер, Д. Дидро, Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер, - не приобрела такой остроты и такого общественного резонанса, как во Франции. Все они поднимали вопрос о взаимоотношении музыкального искусства и действительности, о теории подражания природе и требовали от искусства значительных тем, правдивой передачи естественных чувств человека. Выдающиеся композиторы середины и второй половины XVIII века - К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен -предвосхитили, ощутили и - каждый по-своему - воплотили устремления эпохи в своем творчестве.
Под влиянием новой эстетики в это время музыкальное искусство все более перемещалось из церкви во дворцы королей и вельмож, а после и в публичные городские учреждения: оперные театры, концертные залы и площадки на открытом воздухе, аристократические салоны, музыкальные общества, учебные заведения - академии, консерватории, школы. Италия, Франция и Германия -страны, которые занимали ведущее положение в истории музыкального искусства того времени - продолжали развивать традиции своих творческих школ, испытывали влияние современных социально-исторических тенденций, и именно в этих странах сложились новые требования, нашедшие претворения в европейской музыке.
Италия в XVIII веке продолжала развивать традиции музыкальных жанров не только в пределах своей страны, но и распространяла их по всей Европе, от Португалии до России; а ее музыканты, высоко ценимые во всех странах, приглашались ко дворам практически всех европейских монархов.
В XVIII веке активно развиваются четыре сферы музыкального искусства - опера, балет, инструментальная и вокальная музыка. Но именно опера оказалась в центре музыкально-эстетических споров деятелей эпохи, многие из которых считали, что в ней нужно возродить первоначальное единство искусств, когда-то характерное для античного театра и нарушенное в последующие эпо-
хи. Также огромное внимание к музыкальному театру было вызвано особо острым интересом всех к театру, как особому виду искусства, который с конца XVII века находился в состоянии поисков. Новая эстетика просветителей требовала приближенности к естественности, к отражению современной жизни всех слоев общества, включая представителей третьего сословия. Хотя подобная тематика полностью отсутствовала в опере того времени, но этот жанр играл огромную роль в музыкальном искусстве.
Оперная жизнь в разных европейских странах XVIII века была разнообразна и богата не только в плане постановок, в ней отразилась борьба направлений внутри этого жанра.
В Италии ведущим жанром была onepa-seria, звучавшая преимущественно в придворных кругах общества, а позже возникла onepa-buffa, выражавшая интересы демократических слоев. Onepa-seria, сложившаяся в Неаполе в конце XVII века (в творчестве А. Скарлатти и его ближайших последователей -JI. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора) - имела определяющее значение. В этой школе окончательно сложился, опиравшийся на народные итальянские песни, вокальный стиль bel canto, определилась оперная композиция, состоящая из арий, дуэтов, ансамблей, объединенных речитативами; все это сыграло существенную роль в дальнейшем развитии европейского оперного искусства. В начале XVIII века важную роль в развитии оперного жанра играла деятельность либреттистов А. Дзено и П. Метастазио, которые создали стройную и законченную драматургию оперы-seria на мифологический или историко-легендарный сюжеты. Многие современники высоко ценили поэтический талант Метастазио; среди них был и К. Гольдони, который в своих мемуарах писал: «Метастазио довел лирическую трагедию до возможного совершенства. Чистота и изящество слога, плавность и гармоничность стихов, удивительная ясность чувства, кажущаяся легкость, скрывающая мучительную погоню за точностью; трогательная страстность в языке любви; его портреты, картины и прелестные описания; его кроткая мораль, добродушная философия; его умение анализировать человеческие сердца; его обширные познания, которые он искусно умеет использовать,
не впадая в педантизм, его арии, или, лучше сказать, его несравненные мадригалы то в пиндарическом, то в анакреонтическом роде - все это сделало его достойным восхищения и стяжало ему бессмертную славу как среди соотечест-
- 25
венников, так и за границей» .
В Германии оперы Г. Шютца, Р. Кайзера, а позже - Г. Генделя с трудом преодолевали конкуренцию непосредственно с итальянскими произведениями. Но лишь во Франции, в творчестве Ж.Б. Люлли, сложился жанр лирической трагедии, который получил широкое распространение и достиг своей кульминации в середине XVIII века в творчестве Ж.Ф. Рамо.
Эти жанры - onepa-seria и французская лирическая трагедия - в первой четверти XVIII века достигают своего расцвета. Но позже в итальянской опере высокая культура bel canto, связанная с передачей душевного состояния героев произведения, превратилась в культ красивого голоса вне зависимости от драматического содержания. Пение усложнялось многочисленными виртуозными пассажами, колоратурами и фиоритурами, с помощью которых певцы демонстрировали свою вокальную технику. Сюжеты из античной мифологии или древней истории (например, эпизоды из жизни королей, полководцев с запутанной любовной интригой с обязательным счастливым концом) стали трафаретны. Вследствие этого опера из драмы, где содержание раскрывалось средствами музыки и сценического действия, превратилась в состязание мастеров, за что получила название «концерта в костюмах», но все это отвечало требованиям
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Пасторальные традиции во французском балете и их отражение в балетной музыке Франции начала ХХ века2018 год, кандидат наук Гагарина Оксана Александровна
«Творчество И.А. Моисеева в контексте истории Большого театра 1930-50-х годов»2024 год, кандидат наук Мелейкина Кристина Александровна
Музыкальная культура Мангейма 1760-1770-х годов: поэтика жанров2018 год, кандидат наук Дворницкая, Александра Владимировна
Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века2015 год, кандидат наук Логунова, Дарья Викторовна
Балетные сцены в казахской опере: к проблеме жанровых взаимодействий2009 год, кандидат искусствоведения Бакаева, Ирина Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хазиева, Диана Закировна, 2012 год
Список использованной литературы:
1. 140 балетных либретто / Сост. К. Антонова, Л. Серебрякова. - Челябинск.: Изд-во «Урал» Л.Т.Д., 2001. - 200 с.
2. Аберт Г. Моцарт. Ч. 1. Кн. 2. - М.: Музыка, 1988. - 608 с.
3. Адан И. О дружбе двух композиторов Глюка и Мегюля / Авт. коммент. и пер. Е. Овчаренко-Чернодубровской // Муз. академия. - 2004. - №4. -С.215-222.
4. Анджолини Г. Д. Армида и Ренольд. Балет героико-пантомимный, представленной в С. - Петербурге на придворном театре в сентябре месяце 1769 года. Сочинен господином Анжелинием балетмейстером в службе ее величества. - [СПб.], печатан при Морском шляхетном кадетском корпусе, 1769.-[16] с.
5. Анджолини Г. Д. Новые аргонауты. Балет пантомимо-аллегоричный, представленный на Императорском театре сентября 24 дня 1770 года; по случаю преславной победы, одержанной над флотом оттоманским при острове Хио. Изобретение и сочинение музыки г. Анжолини, балетмейстера, находящегося на службе ее императорского величества. [Музыка сочинения господина Спрингеля]. - СПб., при Морском шляхетном кадетском
корпусе, 1770.-[14 с.].
6. Анджолини Г. Д. Отъезд Энеев или Дидона оставленная балет пантомим представленной на Императорском театре в Санктпетербурге сентября 24 дня 1766 года. Изобретение и сочинение Каспара Анжиолини балетмейстера е. и. в. Императрицы всероссийской, також е. и. в. Римской императрицы и королевы и проч. - СПб., при Императорской Академии наук, [1766].-[10] с.
7. Анджолини Г. Д. Семира. Балет трагико-пантомимный. Сочинения господина Анжолиния, балетмейстера. 1772. - СПб., [1772]. - [17] с.
8. Анджолини Г. Д. Торжествующая Минерва, или Побежденное предрассуждение. Балет аллегорично-пантомимный, представленный в Санктпетербурге на придворном театре ноября 28 дня 1768 года. На случай благопо-
лучного и всерадостного освобождения ея имп. величества и его ими. высочества от привитыя оспы. Сочинение как самого балета, так и музыки господина Анжелини, балетмейстера в службе ее императорского величества, самодержицы всероссийской. - СПб, 1768. - [7] с.
9. Андреев А. В. Мысли и суждения мэтра Гаспаро Анджолини, балетмейстера, артиста, либреттиста, композитора // Муз. жизнь. - 1983. - № 22. -С. 20-21.
10. Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. - Л. - М.: Музыка, 1974.-296 с.
11. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцев, терминов и понятий / Сост. Н. Александрова. - СПб и др.: Лань; Планета музыки, 2008. - 414 с.
12. Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Григоровича. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.-623 с.
13. Банщиков Г. И. Законы функциональной оркестровки. - СПб.: Композитор, 2004. - 240 с.
14. Барсова И. А. Книга об оркестре. - М.: Музыка, 1978. - 208 с.
15. Белецкий И. В. Кристоф Виллибальд Глюк. - Л.: Музыка, 1971. - 100 с.
16. Берлиоз Г. Избранные статьи. - М.: Музгиз, 1956. - 406 с.
17. Берлиоз Г. Мемуары. - М.: Музыка, 1967. - 674 с.
18. Берлиоз Г., Глюк К., Роллан Р. Поиски прекрасной красоты // Муз. жизнь. - 1998. -№7.-С. 27-29.
19. Богданов-Березовский В. М. Музыкальная культура балета // Богданов-Березовский В.М. Статьи о балете. - Л.: Советский композитор, 1962. -С. 35-82.
20. Богданов-Березовский В. М. Природа балета // Богданов-Березовский В. М. Статьи о балете. - Л.: Советский композитор, 1962. - С. 3-34.
21. Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко: исследование. - М.: Композитор, 2005.-279 с.
22. Бояджиев Г. Н. Вопрос о классицизме XVII века // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М., 1966. - С. 78-86.
23. Брянцева В. Н. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. - М.: Музыка, 1981.-302 с.
24. Булычева А. В. Витальное барокко и потусторонний классицизм на парижской сцене // Старинная музыка. - 1999. - №4. - С. 6-8.
25. Булычева А. В. Жизнь после жизни. (Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения) // Старинная музыка. - 2003. - №1. - С. 14-20.
26. Булычева А. В. Сады Армиды. Музыкальный театр французского барокко. - М.: Издательство Аграф, 2004. - 448 с.
27. Бюкен Э. Героический стиль в опере. - М.: Музгиз, 1936. - 208 с.
28. Бялик М. О Гарри Купфере // Муз. академия. - 1998. - №2. - С. 78 - 85.
29. Вагнер Р. Моя жизнь. 4.1- 2. - М.: Эксмо, 2003. - 1152 с.
30. Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Музыка, 1978.-262 с.
31. Ванслов В. В. Драматургия балета // Балет. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Григорович. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 193.
32. Ванслов В. В. Балет в ряде других искусств // Ванслов В. В. Музыка и хореография современного балета. - Л., 1977. - Вып. 2. - С. 46-56.
33. Ванслов В. В. Действенный танец // Балет. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Григорович. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. -С. 180.
34. Ванслов В. В. Пантомима // Балет. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Григорович. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 390.
35. Ванслов В. В., Суриц Е. Я. Балет // Балет. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Григорович. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 42-45.
36. Вольтер. Семирамида. - Б. и., б. г. - [50] с.
37. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр России. От истоков до Глинки. Очерк. -Л.: Музыка, 1959.-782 с.
38. Гозенпуд А. А. Оперный словарь. - СПб.: Композитор - СПб, 2005. -631 с.
39. Грубер Г. Танцевальные драмы Глюка и их музыкальная драматургия / Пер. А. В. Горн // Вестник АРБ. - 2011. - №26. - С. 270-284.
40. Давыдов В. П. Гобой в инструментальной музыке XVIII века. - Автореф. дис. ... канд. иск. наук: 17.00.02. - М., 1982. - 24 с.
41. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. - M.-JI.: Музыка, 1964. - 278 с.
42. Дидро Д. Полное собрание сочинений в 10-ти т. Т. 5: Театр и драматургия / Под общей ред. И. К. Луппола. - М. - Л.: Academia, 1936. - 572 с.
43. Дидро Д. Полное собрание сочинений в 10-ти т. Т. 6: Искусство / Под общей ред. И. К. Луппола. - М. - Л.: Academia, 1936. - 640 с.
44. Добровольская Г. Н. Анджолини // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I - XVIII век. Кн. I. - СПб.: Композитор, 1996. -С. 40-42.
45. Добровольская Г. Н. Фокин. Русский период. - СПб.: Гиперион, 1998. -496 с.
46. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. - Л.: Ленинградская филармония, 1936. - 207 с.
47. Дунаева Н. Страх познавший Дон Жуан // Вестник АРБ. - 2006. - №16. -
С. 148-156.
48. Ермакова О. А. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века. - Автореф. дис. ... канд. иск. наук: 17.00.09. -СПб, 2003.-25 с.
49. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.
50. Зейфас Н. М. Заметки об эстетике западноевропейского барокко // Сов. музыка. - 1975. - №3. - С. 28-29.
51. Золтаи Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М.: Прогресс, 1977. - 376 с.
52. Иванов-Борецкий М. В. Материалы и документы по истории музыки XVIII века. Т. 2.-М.: Гос. муз. изд., 1934. - 228 с.
53. Игнатов В. Наступление на оперу // Балет. - 2007. - №1 (143) (Янв-февр.). - С. 38.
54. История европейского искусствознания: От античности до конца XVIII века. - М.: Академия наук СССР, 1963. - 436 с.
55. Кажарская Ю. Заметки об испанском фанданго // Старинная музыка. -2004. -№1-2.-С. 32-34.
56. Карп М. П. Балет и драма. - М.: Музыка, 1975. - 231 с.
57. Карп М. П. Просвещение // Балет. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Григорович. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 412.
58. Каре А. История оркестровки. - 2 изд. - М.: Музгиз, 1989. - 260 с.
59. Кириллина Л. В. О композиторском мастерстве К.В. Глюка // Муз. академия.-2003. -№2.-С. 99-112.
60. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVII - в начале XIX веков: самосознание эпохи. Ч. 1. - М.: МГК, 1996. - 384 с.
61. Кириллина Л. В. Орфизм и опера // Муз. академия. - 1992. - №4. - С. 8394.
62. Кириллина Л. В. Реформаторские оперы Глюка. - М.: Классика-ХХ1, 2006. -384 с.
63. Климовицкий А. И. Глюк // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I - XVIII век. Кн. I. - СПб.: Композитор, 1996. - С. 251-259.
64. Конен В. Д. Глюк и музыка будущего // Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1975. - С. 138-154.
65. Конен В. Д. Музыка будущего. К 250-летию со дня рождения К. Глюка // Сов. музыка.- 1964. -№ 7. - С. 71-81.
66. Конен В. Д. Театр и симфония. - М.: Музыка, 1975. - 352 с.
67. Красовская В. М. Анджолини // Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Григорович. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 23-24.
68. Красовская В. М. Балетмейстер // Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Григорович. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 48.
69. Красовская В. М. Дивертисмент // Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Григорович. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 185.
70. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. - М: Лань, Планета музыки, 2008. - 344 с.
71. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. -М.: Лань, Планета музыки, 2009. - 528 с.
72. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. -М.: Лань, Планета музыки, 2009. -656 с.
73. Красовская В. М. Статьи о балете / Ред. С. Дружинина. - Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1967. - 340 с.
74. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. - М.: Планета музыки, 2008. - 334 с.
75. Крейн Ю. Стиль и колорит в оркестре. - М.: Музыка, 1967. - 107 с.
76. Кречмар Г. История оперы / Пер. и выбор илл. В.П. Грачева. Под ред. и предисловие И. Глебова. - Л.: Academia, 1925. - 406 с.
77. Кривицкая Е. Звезды сезона: Не аутентичный «Орфей» // Муз. жизнь. -
2006.-№3.-С. 5-6.
78. Кузнецов К. А. «Орфей». Опера Глюка: Исторический и музыкально-
критический очерк. - М., 1939. - 20 с.
79. Кузнецов К. А. Театральная декорация в XVII - XVIII столетиях и ее исто-рико-музыкальные параллели // Старинная музыка. - 2003. - №4. - С. 1722.
80. Кулаков В. Глюк К. В // Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Григорович. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 149.
81. Куриленко Е. Н. Проблемы художественного синтеза в балетном спектакле. - М.: Государственный институт искусствознания, 2003. - 310 с.
82. Кюрегян Т. С. Танцевальная музыка // Энциклопедический музыкальный словарь. -М., 1991.—С. 429-435.
83. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Книга 2. - М.: Музгиз, 1974. - 296
с.
84. Левинсон А. Я. Мастера балета. - СПб.: Издание Н.В. Соловьева, 1914. -136 с.
85. Ливанова Т. Н. Глюк // Ливанова Т. Музыкальная классика XVIII века. -М.-Л.: Госмузиздат, 1939. - С. 263-308.
86. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки. Кн. 2: От Баха к Моцарту. - М.: Музыка, 1987. - 467 с.
87. Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII - XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.
88. Ливанова Т. Н. Реформа Глюка и французский оперный театр // Классическое искусство Запада. - М.: Наука, 1966. -113-140 с.
89. Лист Ф. «Орфей» Глюка // Муз. жизнь. - 2002. - №7. - С. 27-29.
90. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1967. - 752 с.
91. Маркус С. А. Глюк // Муз. энциклопедия/ Отв. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. 1973.-С. 148-162.
92. Маркус С. А. История музыкальной эстетики. Т. 1. - М.: Музыка, 1959. -316 с.
93. Мольер Ж. Б. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. / Пер. А. В. Федорова. - М. : ГИХЛ, 1957. - 178 с.
94. Нестьева М. Вести из Германии - разные и поучительные // Муз. академия. -2009. - №2. - С. 127-133.
95. Новерр Ж. Ж. Письма о танце / Пер. А. Гвоздева. - М.: Лань, Планета музыки, 2008. - 384 с.
96. Овчаренко-Чернодубровская Е. Глюк и Адан, или несколько слов по поводу двух юбилеев // Муз. академия. - 2004. - № 4. - С. 215.
97. Прицкер М. Последний блин - комом // Муз. жизнь. - 2007. - №8. - С. 46.
98. Ратобыльская Т. Цвет трагедии - белый // Балет. - 2009. - № 4-5. - С. 4849.
99. Рачинская И. «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка в постановке курганской оперной антрепризы // Здравствуй, племя молодое, незнакомое: Сб. работ музыковедов - участников 21-го Всерос. Конкурса молодых музыкантов
им. Дмитрия Борисовича Кабалевского. - Самара: Самарское отд-ние Литфонда, 2006. - С. 4-34; 166-179.
100. Роллан Р. Глюк (По поводу «Альцесты») // Роллан Р. Полное собрание сочинение. Т. 16: Музыканты прошлых дней- Музыканты наших дней / Под общ. ред. Б. А. Кржевского. Пер. Ю. И. Римской-Корсаковой. - Л., 1989. -С. 90-140.
101. Рубаха Е. А. Глюк и его время // Сов. музыка. - 1990. - №. 9. - С. 109-111.
102. Рубаха Е. А. Танец и симфония // Муз. академия. - 1998. - №. 1. - С. 136— 139.
103. Рубаха Е. А. Финал инструментального цикла венских классиков как художественное претворение контрданса (к вопросу о связях классической симфонии и бытовой музыки XVIII века). - Автореф. дис. ... канд. иск. наук: 17.00.02. - М., 1983. - 22 с.
104. Руденко В. Свет Генделя // Муз. жизнь. - 2001. - № 1. - С. 27-31.
105. Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения в 3-х т. Т. 2. - М.: Гослитиздат, 1961. -645 с.
106. Рыцарев С. А. Из истории оркестровых стилей. Глюк и Пиччини // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. - М.: Советский композитор, 1979. -С. 230-238.
107. Рыцарев С. А. Кристоф Виллибальд Глюк. - М.: Музыка, 1987. - 183 с.
108. Рыцарев С.А. Вопросы о Глюке // Сов. музыка. - 1985. - № 1. - С. 89-92.
109. Сезон открыт... // Муз. жизнь. - 2003. - № 3. - С. 46^7.
110. Серов А. Н. Избранные статьи. В двух томах. Т. 1. / Ред. Г. Хубов - М. -Л., 1950.-538 с.
111. Серов А. Н. Статьи о музыке. В семи выпусках. Вып. 1. - М.: Музыка, 1984.-414 с.
112. Слонимский Ю. И. Драматургия балетного театра XIX века. - М.: Искусство, 1972.-344 с.
113. Сметанина Б. О. Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана (последняя треть XX - XXI веков): дис. ... канд. иск. наук: 17.00.09. - СПб, 2008. - 163 с.
114. Соллертинский И. И. Глюк: Жизнь и творчество. - М. - Л.: Музгиз, 1937. -48 с.
115. Стасов В. В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. Вып. 2. - М.: Музыка, 1976.-358 с.
116. Суриц Е. Австрийский балет // Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Григорович. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 11-13.
117. Сусидко И. П. Глюк и классицизм // Музыка барокко и классицизма. - М., 1986.-С. 136-167.
118. Сусидко И. П. Музыкальная драма Глюка в контексте культуры эпохи Просвещения: дис. ... канд. иск. наук: 17.00.02. - Л., 1988. - 174 с.
119. Сусидко И. П., Луцкер П. В. Новое знакомство с кавалером Глюком // Муз. академия. - 2007. - №3. - С. 192-194.
120. Ульянова А. «Орфей» в Хеллерау // Театр, жизнь. - 2008. - № 3. - С. 8587.
121. Филипченко О. «Орфей» и Liebestod: соприкосновение или отторжение // Музыковедение. - 2008. - № 2. - С. 38-44.
122. Фокин M. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и воспоминания / Вступит, статья и комментарии Г. Н. Добровольской. - Л.: Искусство: Ленинградское отделение, 1981.-640 с.
123. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Лань, 2006. - 496 с.
124. Черкашина М. Публика выбирает оперу: На мюнхенском фестивале - 2004 // Муз. академия. - 2005. - № 1. - С. 22 - 28.
125. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. - М.: УРСС, 2001.-227 с.
126. Шестаков В. П. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII веков. -М.: Музыка, 1971.-684 с.
127. Юрьев Б. «Китаянки» в России // Старинная музыка. - 1998. - № 1. - С. 7.
128. Abert Н. Cristoph Willibald Gluck. - München, 1960. -185 S.
129. Abert H. Gluck, Mozart und Razionalismus // Gesammelte Schriften und Vorträge von H. Abert/hrsg. von F. Blume. - Halle, 1929. - S.311-345.
130. Abert H. Glucks italienische Opern bis zum "Orfoe" // Gluck-Jahrbuch 2 / Hrsg. von H. Abert, Jg 2 - Lpz„ 1915. - S. 1 - 25.
131. Angiolini G. Dissertation sur les ballets Pantomimes des Anciens. - Milano, 1956.-60 p.
132. Angiolini G. Lettere di Gasparo Angiolini am Noverre sopra I balli pantomimi.
- Milano: G.B.Bianchi, 1773. - 112 p.
133. Arend M. Gluck, der Reformator des Tanzes // Die Musik. - 13. Jg. 1913/1914. -H. 19.-S. 16-22.
134. Arend M. Gluck: Eine Biographie. - B, 1921. - 148 S.
135. Beamont G. Michel Fokine and his ballets. - L., 1996. - 170 p.
136. Bossa R. Grande musica nella danza; la riforma di Angiolini // Musica e dossier.
- Anno III. № 22. - Firenze, 1988. - P. 25 - 29.
137. Brown B. Angiolini G. // The New Grove Dictionary of Music and Musicans / Ed. by St. Sadie. - 2nd ed. - L.: Macmillan, 2001. - P. 76 - 82.
138. Brown B. "Zephire et Flore": a "Galant" Early Ballet by Angiolini and Gluck // Opera and the Enlightenment. - Cambrige: ed. T.Bauman and M. McClymonds, 1995. - P. 189-216.
139. Brown B. Gluck and the French theatre in Vienne. - Oxford, 1991. - 489 p.
140. Brown B. A. Gluck // The New Grove Dictionary of Music and Musicans / Ed. by St. Sadie. - 2nd ed. - L.: Macmillan, 2001. - P. 173 - 186.
141. Bruce V. Dance and drama in education. - Oxford, Pergamon press, [1966]. -118 p.
142. Cooper M. Gluck. - L., 1935. - 248 p.
143. Craine D. Mackrell J. The Oxford dictionary of dance. - Oxford: Oxford univ. Press, 2002,-VII;-527 p.
144. Croll G. Glucks „Don Juan" freigesprochen. Bemerkungen zum Brand des Kärntnertortheaters von 1761 // Österreichische Musikzeitschrift. - 1976. -H. V.-S. 12-16.
145. Einstein A. Gluck. - L., 1936. - 186 p.
146. Einstein A. Gluck: Sein Leben - Seine Werke. - Zürich - Stuttgart, 1954. -231 S.
147. Einstein A. Gluck : [Biogr. a crit. study] - N. Y.: Collier books, 1962. - 254 p.
148. Felix W. Cristoph Willibald Gluck. - Lpz, 1965. - 78 S.
149. Gerber R. Cristoph Willibald Gluck. - Potsdam, 1949. - 98 p.
150. Gluck Ch. Don Juan // Gluck Ch. W. Sämtliche Werke. Abt. 2. Bd. 1. Kassel und Basel, 1966. - S. 26 - 76.
151. Gluck Ch. Semiramis // Gluck Ch. W. Sämtliche Werke. Abt. 2. Bd. 1. Kassel und Basel, 1966. - S. 78 - 115.
152. Gluck Ch. W. Don Juan/Semiramis. Ballets Pantomimes von Gasparo Angiolini/ Hrsg. von R. Englander. - Bärenreiter-Verlag, Kassel, 1966. - 115 S.
153. Grossegger E. Gluck und d'Affliosio: Ein Beitr. zur Geschichte der Verpachtung des Burgtheaters (1765/1767 - 1770). - Wien: Osten Akad. der Wiss., 1995. -158 p.
154. Gruber G. Glucks Tanzdramen und ihre musikalische Dramatik // Österreichische Musikzeitschrift. - 29 (1974). - S. 17 - 24.
155. Guest I. Le ballet de Lopera de Paris trios siècles d'histore et de tradition. -Paris, 2001.-210 p.
156. Haas R. Die Wiener Ballet-Pantomime im 18. Jahrhundert und Glucks Don Juan // Studien für Musikwissenschaft. - 10 (1923). - S. 6 - 36.
157. Heub A. Gluck als Musikdramatiker // Zeitschrift der LM 6.15 Jg. - 1913-1914. H. 10/1 l.-S. 274-291.
158. Hischer E. Gluck in Wien // Österreichische Musikzeitschrift. - 48 (1993). -H. 5.-S. 231 -236.
159. Howard P. Christoph Willibald Gluck: a quide to research. - L.: Routledge, 2003. - 143 p. // URL.www.books.google.ru
160. International encyclopedia of dance: A project of Dance perspectives found, inc. - N. Y.; Oxford: Oxford univ. press, 1998. - 340 p.
161. Kant M. The Cambridge companion to ballet. - Cambridge: CUP, 2007.- 300 p. // URL.www.books.google.ru
162. Kennedy M. The Concise Oxford dictionary of Music. - 4th ed. - Oxford, Oxford univ. press., 2004. - XI. - 815 p.
163. Koegler H. "Don Juan" und "Le Sacre"// Musica. - 1973. - H. 2. - S. 144-145.
164. Russell Ch. The libertine reformed: "Don Juan" by Gluck and Anjiolini // Music and Letters. - 1984. - №1. - P. 17 - 27.
165. Severn M. Ballet in action. - L.: Lane a Head, 1947. - 128 p.
166. Tani G. Storia della danza: Dalle origini ai nostril giorni. - Firenze: Olschki, 1983.-658 p.
167. The new Grove dictionary of music and musicians. / Ed. By Stanley Sadie. - L.: Macmillan, 1980. - 774 p.
168. Tozzi L. Li balletto pantomimo del settecento: Gasparo Anjiolini. - Sapadore, 1972.- 182 p.
169. Vetter W. Christoph Willibald Gluck. Ein Essay. - Lpz: Deutscher Verl. für Musik, 1964. - 175 S.
170. Werner F. Christoph Willibald Gluck. - Lpz, 1965. - 224 S.
171.
Электронные ресурсы
1. Сусидко И. П. Che fairo senza ... Orfeo? [Электронный ресурс] // URL. www.gnesinstudy. ru / page/ susidko_doklad. (Дата обращения: 15.09. 2010 года).
2. Bucciarelli ML, Joncus B. Music as social and cultural practice: essay in honour of Reinhard Strohm. - Woodbridge, 2007. - 443 p. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 15.09. 2010 года).
3. Buch D. Magic flutes & enchanted forests: the super natural in eighteenth-century. - Oxford, 2008. - 450 p. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 13.09. 2010 года).
4. Dahms S. Vienna as a Center of Ballet Reform in the Late Eighteenth Century // The great tradition and its legacy: the evolution of dramatic and musical Theater /Ed. by M. Cherlin, H. Filipowicz, R. Rudolph. Vol. 4. - Center for Austrian Studies, 2003. - P. 153-160. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 30.10. 2010 года).
5. Harris-Warrick R. The grotesque dance on the eighteenth-century stage. -Madison, Univ. of Wisconsin Pr., 2005. - 346 p. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 15.09. 2010 года).
6. Healz D., Rice J. A. From Garrick to Gluck: essays on opera in the age of Enlightenment. - 2004. - 335 p. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 05.09. 2011 года).
7. Macintosh F. The ancient dancer in the modern world: responses to Greek and Roman dance . - Oxford.: Oxford Univ. Press, 2010. - 511 p. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 23.11. 2010 года).
8. Nye Е. Mime, Music and drama on the Eighteenth - Century Stage. The ballet (Taction. - Cambridge: University press, 2011. - 344 p. [Электронный ресурс] // URL.www. books.google.ru (Дата обращения: 15.10. 2011 года).
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
а) Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Реформа либретто Д. Г. М. Анджолини в балете «Дон Жуан» // Искусство и образование. - М., 2010. - 3 (65). - С. 61-65. - 0,4 п.л.
2. Г. Анджолини: об эстетике балета эпохи Просвещения // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. - СПб., 2010. - № 23. - С. 195-199.-0,4 п.л.
3. Музыкальная культура Вены середины XVIII века и творчество К.В. Глюка // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. - СПб., 2010. - № 24. - С. 121 - 127. - 0,5 п.л.
б) Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
1. Музыкально-просветительская деятельность С. Дягилева. «Русские сезоны» и их значение // Методические проблемы современного музыкального образования. Материалы международной научно-практической конференции, 17 марта 2009 года. - СПб., 2009. - С. 291-298. - 0,5 п. л.
2. Самобытность русской хореографии: шедевры Михаила Фокина. (В печати). - 0,5 п.л.
в) Другие статьи:
1. «Дама с камелиями» в трактовке Джона Ноймайера на музыку Фриде-рика Шопена // Вестник Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой. - СПб., 2008. - № 20. - С. 176-179. - 0, 3 п.л.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.