Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Логунова, Дарья Викторовна

  • Логунова, Дарья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 249
Логунова, Дарья Викторовна. Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2015. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Логунова, Дарья Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. О методах изучения декламации

в музыкальных жанрах

1.1. Понятия мелодрама, мелодраматическое, мелодекламация

1.2. Композиционная техника мелодрамы.

Структурные единицы и их функции

Глава 2. Из истории композиционной техники мелодрамы

2.1. Композиционная техника мелодрамы

конца XVIII - начала XIX в. у Ж.-Ж. Руссо и Й. Бенды

2.2. Композиционная техника мелодрамы в опере начала XIX в

2.3. Композиционная техника мелодрамы в конце XIX в. у 3. Фибиха

Глава 3. Функции декламации в неоклассической мелодраме

«Персефона» И. Стравинского

3.1. Жанровая структура произведения

3.2. Виды декламации и их драматургические функции

3.3. Функции декламации во II части «Персефона в преисподней»

Глава 4. Функции декламации в оратории

«Жанна д'Арк на костре» А. Онеггера

4.1. Жанровая структура произведения

4.2. Виды декламации и их драматургические функции

Глава 5. Функции декламации в комедийном музыкальном

спектакле «Луна» К. Орфа

5.1. Жанровая структура произведения

5.2. Виды декламации и их драматургические функции

Заключение

Литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Синхронистическая таблица: декламация

в сценических и концертных жанрах

Приложение 2. Эстетический и исторический аспекты «Пигмалиона» Ж.-Ж. Руссо

Приложение 3. Композиционная техника мелодрамы в «Пигмалионе» Ж. -Ж. Руссо

Приложение 4. Распределение декламации по мизансценам

в опере «Фрейшютц» К. Вебера

Приложение 5. Виды мелодекламационной техники XVIII-XIX вв

Приложение 6. Мелодрама «Персефона» И. Стравинского. Схемы

Схемы 1-3. Функции мелодрамы в жанровой структуре 1-Ш частей «Персефоны»

Схема 4. Распределение декламации в композиции «Персефоны»

Схема 5. Распределение структурных единиц во II части «Персефоны»

Приложение 7. Содержание элевсинских мистерий

Приложение 8. Либретто оратории «Жанна д'Арк на костре»

А. Онеггера. Сцена IX «Меч Жанны»

Приложение 9. Оратория «Жанна д'Арк на костре» А. Онеггера. Схемы

Схема 1. Драматургия оратории «Жанна д'Арк на костре»

Схема 2. Виды декламации в оратории «Жанна д'Арк на костре»

Схема 3. Распределение видов декламации в оратории

Схема 4. Структурные единицы в музыкальной композиции 9-й сцены «Меч Жанны»

Приложение 10. Структурные единицы в музыкальной композиции

3-ей сцены «Луны» К. Орфа (1-3 разделы)

Приложение 11. Нотные примеры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века»

Введение

Примечательной особенностью современной художественной культуры является тенденция к синтезу искусств. Во взаимодействии видов искусства доминирующим фактором чаще всего выступает контакт музыкального и словесного творчества.

Проблема синтеза искусств и функционирования в этом синтезе художественного слова оказывалась в центре внимания искусствоведения на разных этапах истории культуры. В эпоху Просвещения Ж.-Ф. Мармонтель высказал мысль о влиянии на развитие синтетических форм в искусстве речевой интонации. Он отмечал присущий человеческой речи синкретизм и видел в естественной декламации начало музыки, ритмики, танца, театра. «Естественная декламация породила музыку, а музыка - поэзию; музыка и поэзия в свою очередь создали искусство декламации» (цит. по: [117, с. 67]).

Существуют два подхода к определению понятия «декламация». В музыкознании под декламацией обычно подразумевается определенное качес т-во вокального интонирования - «отношение между речевой и мелодической акцентировкой в музыкальном воплощении словесного текста» [40, с. 283] или «организация мелодического потока на основе логической конструкции речи» [107, с. 10]. В более широком понимании декламация означает «самостоятельный вид исполнительского искусства, опирающегося на речевой способ произнесения логического и художественного словесного текста» [102, с. 8]. Тип декламации, который воплощается в концертном чтении литературных произведений (прозы и поэзии), а также в подаче текста актерами, исполняющими роли в театральных спектаклях, определяется как искусство сценической речи. Ее выразительные возможности обусловливаются исторически складывающимися нормами в произнесении художественного

слова, содержанием произведения, его предназначением и другими факторами.

Бесконечное многообразие оттенков слова в исполнительской интерпретации опирается на литературный текст. Искусство декламации - искусство интонируемого слова как компонента синтетического музыкально-театрального целого — представляет собой интерпретацию определенных разделов его сценария. Фрагменты декламации в музыкально-сценических произведениях, зафиксированные в либретто, рассчитаны на взаимодействие с музыкальным текстом и составляют важный компонент сценарной и муз ы-кальной драматургии целого. Таким образом, при анализе партитуры музыкально-сценического произведения исследователь имеет дело с текстом двуединой природы, т. е. фактически с битекстовой структурой. При этом особенности декламации, зафиксированные в литературном тексте либретто, н а-прямую связаны со спецификой драматического искусства - «подражанием действию посредством действия» (Аристотель).

Изучение в музыкально-театральных произведениях взаимодействия декламируемого литературного текста либретто, предназначенного для сценической речи, и музыкального текста стало темой настоящего исследования.

В драматургии музыкально-сценических произведений, где задействована декламация, вербальный текст в монологах и диалогах чередуется с крупными музыкальными построениями - вокальными и/или инструментальными номерами. В зависимости от их пропорций и драматургических функций различают пьесы с музыкой или музыкальные жанры - оперы, оперетты, мюзиклы. Существуют также музыкально-сценические произведения, в которых небольшие по масштабам декламационные и музыкальные фрагменты чередуются, сопоставляются по горизонтали или звучат одновременно, сочетаясь «по вертикали». К ним относится музыкально-сценическая мелодрама, для которой характерно разъединенное - невокальное - сочетание декламации и музыки, когда словесный и музыкальный ряды развертываются параллельно и при этом относительно автономно друг от друга. В этом разъ-

единении ярко выявляется смысл литературного текста, выразительные возможности слова. Данный жанр обладает в сравнении с другими наиболее развитой системой сочленений двух видов текста - речевого и музыкального - в условиях развитого сценического действия. Поэтому специфика жанра мелодрамы и его эволюция во многом отражают историческое развитие де к-ламации в музыкальном произведении.

Эстетика этого молодого, родившегося во Франции в конце XVIII в. и уникального в своем роде жанра европейского театра в XX столетии проникла в кино и на телевидение и, казалось, навсегда покинула сценические подмостки. Однако в последние годы происходит возрождение жанров мелодекламации и музыкально-сценической мелодрамы. В 1980-е гг. появляются аудио- и видеозаписи французской, чешской, немецкой мелодрам. С конца 1990-х гг. организуются фестивали концертных мелодрам, международный конкурс интерпретации мелодрам.

Предпринятое в конце XIX в. чешским композитором 3. Фибихом преобразование классицистской мелодрамы послужило импульсом для исторического и теоретического изучения жанра. Пробудившийся в этот период в музыкальной науке интерес к мелодраме и мелодекламации возрождается через столетие. В поле зрения исследователей попадает творчество композиторов прошлого, работавших в этой жанровой сфере (например, И. Бенды и особенно 3. Фибиха). В 1996 г. в США и Канаде прошли конференции, п освященные концертным мелодрамам 3. Фибиха. В 2000 г. в Праге состоялась международная конференция «Фибих - мелодрама - современность». В данном контексте целесообразно изучение исторического опыта применения декламации в музыкальном театре и в особенности мелодраме, где декламация находит самое активное выражение.

В последние годы в композиторской практике традиционной направленности и в экспериментах музыкального авангарда широко используются разные формы сочетания музыки и декламируемого вербального текста. Под воздействием тенденции к скрещиванию разных типов художественного

творчества, среди которых особенно активным становится внедрение элементов драматического театра, преобразуются ранее сложившиеся и веками функционировавшие жанры музыкального искусства. Качественно новые черты традиционным музыкальным жанрам придает «значимость и эмоциональная мощь» текста, произносимого актерами со сцены.

Выразительно произнесенное слово обогащает вокальные жанры, освященные многовековой традицией, такие как опера, оратория, кантата, проникает в сферу инструментальной музыки - симфонию, симфоническую поэму, сонату. Оно является основой литературно-музыкальных композиций, активно участвует в тех формах синтеза, которые складываются в инструментальном театре, в экранных искусствах, аудиовизуальных композициях, медиа-инсталляциях. На наших глазах рождаются немыслимые ранее жанры, интенсивно преобразуются выразительные средства искусства. Включенное в синтетическое целое, декламируемое слово и испытывает их влияние, и воздействует на них. В то же время декламация выполняет кларитивные функции, обеспечивая доступность и понимание самых сложных современных средств выразительности.

Выше названные факторы — востребованность декламации в современном композиторском и исполнительском творчестве, усиление внимания к декламации в исследованиях последних лет - определяют актуальность предлагаемой диссертации.

Способы функционирования по-разному озвученного драматического текста в рамках музыкально-сценических жанров апробировали многие композиторы XX столетия. Среди тех, кто последовательно работал в сфере такого синтеза, выделяются фигуры признанных мастеров - классиков музыки XX в.: Игоря Стравинского, Артура Онеггера и Карла Орфа. И. Стравинский использует декламируемое слово в сценических произведениях на всех этапов своего творчества. «Интеграция речи и музыки» - ведущее направление в деятельности А. Онеггера [1, с. 110]. В творчестве К. Орфа декламация является неотъемлемой частью драматургии ряда произведений, созданных в

рамках его индивидуальной реформаторской концепции музыкального театра.

В центре внимания в настоящей работе произведения И. Стравинского, А. Онеггера и К. Орфа 1930-х гг. Обращение к их творчеству важно для современного человека, прежде всего, в содержательном плане. Их произведения привлекают философской глубиной. Бесценно также и техническое совершенство их творений, новаторство, имеющее под собой почвенность многовековых традиций.

Первая треть XX столетия - период активных исканий композиторов в области выразительных средств, техник композиций. Обновление интенсивно происходит во французской и австро-немецкой театральной жизни. В это время рождаются новые типы спектакля, включающие в себя синтез элементов из разных видов искусства. Театр привлекает многих композиторов, которые экспериментируют в сфере оперы, музыки к драматическим спектаклям, привносят в них искусство хореографии, пантомимы и пластики, возрождают жанр мистерии, создают сценические оратории и кантаты.

«Переворот в жанровой сфере» [46, с. 196] отчетливо обозначается во Франции, где театральная жизнь приобретает необычайно широкий размах. В Париже это соперничество театров Opera и Opera-Comique, скандальные концерты и театральные представления композиторов группы «Шести». Сюда стекаются видные театральные деятели из разных стран: С. Дягилев, организовавший «Русские сезоны», пришедшая ему на смену Ида Рубинштейн со своим балетом, шведский хореограф Рольф де Маре и его балет, гастроли известных немецких и итальянских оперных трупп.

Отличительной чертой многих новаторских музыкально-театральных произведений, появившихся во Франции в 10-30-е гг. прошлого столетия, становится такой тип сотрудничества композитора и драматурга, когда важная роль принадлежит последнему. Значительный вклад в развитие музыкального театра внесли известные поэты и драматурги Ж. Кокто, П. Клодель, П. Валери. В сотрудничестве с Ж. Кокто возникли такие необычные с точки

зрения классической жанровой системы произведения, как «Бык на крыше», «Голубой экспресс» Д. Мийо, «Антигона» А. Онеггера, «Царь Эдип» И. Стравинского и др. Вместе с П. Клоделем для музыкального театра Д. Мийо создал «Орестею», «Протея», «Христофора Колумба», «Благовещение Марии», «Пир мудрости»; А. Онеггер - «Жанну д'Арк на костре». Из-под пера П. Валери «вышли на сцену» мелодрамы «Амфион» и «Семирамида» А. Онеггера. Драматурги помогали композиторам в создании спектакля, нередко направляли их усилия в поисках новых путей объединения искусства слова, музыки, пластики. Приведем слова П. Клоделя о том, каким он видел новый тип спектакля: «Слова недостаточно: в некоторых случаях оно нуждается в музыкальной поддержке, в других само становится пением, оно нуждается в жесте, но и жест порой должен стать танцем <...>. Все эти различные элементы вторгаются вовсе не для того, чтобы превратить спектакль в дивертисмент, но чтобы сообщить тексту всю его настоящую значи мость и эмоциональную мощь» (Цит. по: [46, с. 205]).

Австро-немецкая театральная культура также ознаменована новыми открытиями. Огромное воздействие на музыкантов оказала театральная эстетика Бертольда Брехта [24]. «В противоположность романтической концепции синтеза искусств Брехт выдвинул идею радикального разъединения художественных элементов» [60, с. 396]. Крупнейшим событием в театральной жизни не только Германии, но и Европы стала премьера «Трехгрошовой оперы» Брехта/Вейля (пост. 1928), основанной на принципах «эпического театра» Брехта, с использованием нарочито банальных, общедоступных форм современной музыки легкого жанра.

В австрийской музыке формируется концепция нововенской школы [157], направленная на радикальное обновление образного содержания сочинений и музыкального языка, появляются новые виды декламации. Открытия А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна, в том числе в сфере музыкального театра, определяют направления работы многих их современников и композиторов последующих поколений. На фоне музыкально-театральной

жизни в первой половине XX в. своей уникальностью поражает искусство К. Орфа, музыкально-сценические сочинения которого представляют само-бытнейшее явление

Степень разработанности темы. Произведения «Персефона», «Жанна д'Арк на костре», «Луна» демонстрируют особую роль декламационных приемов в музыкальной композиции. Значение данных сочинений в творчестве каждого композитора исследователями оценивается неодинаково.

«Жанна д'Арк на костре» - одно из самых известных произведений Онеггера. К. Друмева считает его «выдающимся событием музыкальной культуры XX века» [45, с. 93]. Она утверждает, что «в нем композитор наметил и собрал воедино типичные тенденции французской музыки 30^Ю-х гг. Вместе с тем он создал образец национальной оратории. В последующих крупных произведениях <...> развивались те или иные принципы, тенденции, оформившиеся именно в середине 30-х годов в „Жанне д'Арк на костре—» [там же, с125].

«Луна» Карла Орфа стало первым произведением реформаторского музыкального театра композитора, являя образец современного сатирического музыкально-сценического произведения. Ее значение для творчества Орфа и комедийного оперного театра отмечают многие исследователи.

«Персефона» Стравинского долгое время оставалась в тени ярко новаторских поисков, как русского, так и неоклассического периода творчества композитора. Мало того, Друскин характеризует ее как произведение, кот о-рое «вряд ли стоит считать удачным» [47, с. 121]. Противоречиво утверждение современных голландских композиторов Л. Андриссена, Э. Шенбергера: «Люди, говорящие под музыку, даже если они роскошно танцуют, - безнадежный случай. И все-таки - восхитительная вещь!» [6, с. 181]. В монографии Ярустовского о Стравинском находим положительную оценку «Персе-фоны» как произведения «несомненно, высокого мастерства». Музыковед подчеркивает, что «эффектное сочетание различных выразительных средств в интересах драматургии и представляло главную творческую цель автора»

[163, с. 147-148]. «Персефона» занимает достойное место в творчестве композитора, не уступая известнейшим его сочинениям, например таким, как Симфония псалмов и опера-оратория «Царь Эдип». Самому композитору оно было дорого. Об этом свидетельствует следующее его высказывание о «Пер-сефоне»: «Я все еще люблю ее музыку. Эта партитура в том виде, как она представлена и как должна остаться на все времена, составляет неразделимое целое с тенденциями, подтвержденными в моих последних сочинениях <...>, следует за целым направлением, где внешняя зрелищность ни в чем не уменьшает самостоятельность произведения» [138, с. 108].

Симптоматично, что претензии к произведениям Стравинского и Оне г-гера аргументируются именно повышенной ролью декламации в произведении. Так, Г. Шнеерсон пишет следующее: «Партия Жанны и брата Доминика построены на свободной речитации без музыки или ритмически упорядоченной речи на музыке. Это, конечно, в какой -то мере снижает впечатляющую силу образа героини оратории» [158, с. 203]. М. Друскин в качестве недостатков «Персефоны» указывает то, что в ней «слишком много текста» [46, с. 121]. Критика обусловлена тем, что в оценке музыковеды подходят с позиции традиционных жанров оперы или оратории.

Почти все музыковеды, указывая на наличие декламационных приемов в трех произведения, специально не рассматривают богатство видов декламации и способы их взаимодействия с музыкой.

Способы воспроизведения в музыке речевой интонации, природа вокального интонирования, композиционно-драматургические механизмы объединения в художественное целое поэтического и музыкального рядов относятся к важнейшим вопросам, обсуждаемым в музыковедческой литературе. Специфика музыкального интонирования вербального текста в вокальных жанрах, вокально-инструментальном творчестве и в опере освещается во многих музыковедческих трудах [10; 11; 12; 107], тогда как проблема взаимодействия декламации и музыки в их контрастном соотношении разработана недостаточно. Зарубежные исследователи (Г. Аберт, Я. Ииранек, Р. Роллан

и др.) рассматривали преимущественно ее исторический аспект, в том числе истоки мелодрамы - античную технику parakataloge (греч. 7шракатаА,оуг|), основу которой составляло особое единство музыки и невокализируемого слова.

Зарубежное искусствоведение также предлагает солидный корпус работ, которые связаны с изучением мелодрамы. Вопросы мелодрамы получают освещение уже в последней четверти XIX в., и это внимание не ослабевает до 30-х гг. XX в. (О. Hostinsky, Н. Palla, R. Batka, Z. Nejedly, E. Istel,

A. Schüz, V. Helfert, P. Ginisty, J. Mason, R. Austen, M. Steinitzer, E. Stein идр.)1. В этот период появляются солидные исследования по истории жанра, монографии и статьи об индивидуальных авторских моделях Ж. -Ж. Руссо, Й. Бенды и 3. Фибиха. В 1940-е гг. наблюдается общее «затишье». Интерес к жанру за рубежом возобновляется в 1950-60-е гг. (V.Veen, Z. Pilková, R. Stephan, R. Heilman), а затем на рубеже XX-XXI вв. (J. Marcoux, J. Mabary, J. Jiránek).

В работах на разных языках обращает на себя внимание неоднозначность трактовки понятия мелодрамы, обусловленная неопределенностью границ явления. Дискуссию по поводу дефиниций, ведущуюся в разных источниках на протяжении более чем ста лет, отражает основательная статья чешского музыковеда Я. Йиранека [169], одного из ведущих специалистов в области исследования мелодрамы.

В отечественном музыкознании, в сравнении с количеством литературоведческих исследований о мелодраме (С. Балухатый в 1920-е гг.,

B. Вознесенская, В. Крутоус на рубеже веков и др.), а также вниманием к ней театроведов и киноведов, работ, посвященных музыкальной мелодраме, немного. Они возникают и исчезают внезапно, между периодами всплеска интереса к ней наблюдается значительная временная дистанция. Кроме того, имеющиеся по этой проблеме материалы не являются основательными и представляют собой статьи или высказывания по отдельным ее аспектам.

^десь и далее ссылки на зарубежную литературу приводятся по статье Я. Йиранека [169].

Исторический ракурс представлен в статье А. Глумова 1935 г. [33]. Понятие «мелодрама» поясняется в приложении его же книги «Музыка в русском драматическом театре», изданной в 1955 г. [34]. Однако, рассматривая мелодраму в театре и музыке, разграничивая их специфику, автор указанных работ все же не разводит понятие мелодрамы как самостоятельного музыкально-театрального жанра и как комплекса определенных приемов. В более поздних работах Д. Ломтева [88] и Е. Чигаревой [154] намечены некоторые аспекты методологии анализа взаимодействия слова и музыки, но они не разрабатываются специально, так как изучение мелодрамы не является целью этих работ. В последние годы появляются статьи (А. Денисова, Е. Кривицкой, Ю. Курановой и др.) об отдельных образцах зарубежной м е-лодрамы разных исторических периодов. В рамках исследований более общего характера вопросы мелодрамы затрагивают И. Бэлза [25], Б.Доброхотов [43] и О.Соколов [133]. С. Бархатова рассматривает только итальянскую мелодраму, подразумевая под ней романтическую оперу-драму, в которой нашел воплощении стиль Ьекагйо [17].

Таким образом, несмотря на то, что уже более ста лет ведется изучение жанра мелодрамы и его разновидностей, в большей степени освещены исторические и эстетические аспекты. На сегодняшний день в России нет исследований, специально освещающих теоретические проблемы жанра. Не осмыслены его возможности и перспективы как сферы приложения творческих сил композиторов, дискутируются взгляды на роль мелодрамы в истории м у-зыки, а также на роль музыки в ней. Проблема взаимодействия музыки и декламации, функционирования последней как органичного компонента музыкально-сценического произведения остается за пределами исследовательских интересов.

В отечественном музыкознании также чрезвычайно недостаточно работ, в которых, так или иначе, затрагиваются вопросы декламации. Интерес большинства авторов ограничивается рассмотрением содержания понятия «декламация», перечислением и краткой характеристикой разных видов

взаимодействия речевого и вокального интонирования [40; 47; 96; 102; 107; 116; 117; 143 и др.]. Композиторская практика XX в. существенно обогатила спектр возможностей использования в музыке человеческого голоса и слова, музыкально озвученного. Отсюда попытки свести в систему, типоло-гизировать виды интонирования, которые воплощают тончайшие оттенки в процессе «омузыкаливания» вербального текста. Они предпринимались неоднократно и композиторами, и исследователями. А. Бергу принадлежит первая классификация (она представлена в монографии М. Тараканова (1976) [143]). Через десять лет появляются классификации, составленные Г. Кулешовой (1985), А. Ментюковым (1986) [76; 102], еще через десять лет -московским композитором Д. Кривицким (1997) [75]. Если в систематизации видов вокального интонирования у Берга и Кулешовой н а первом месте выступают эмоционально-выразительные моменты, то в систематиках Ментю-кова и Кривицкого усилено внимание к вопросам о контрасте речевой и вокальной интонации, градациях в их взаимодействии.

Цель диссертации — выявление закономерностей функционирования декламации - фрагментов текста либретто, предназначенных для сценической речи, - в драматургии и композиции музыкально-сценических произведений 30-х гг. XX в.

Для реализации поставленной цели представляется необходимым решить следующие главные задачи.

1. Рассмотреть историю развития музыкально-сценической мелодрамы - жанра, в котором тесный контакт разномасштабных фрагментов декламации и музыки подчиняется логике драматического действия, системе взаимосвязей всех элементов целостного спектакля.

2. Теоретически осмыслить способы взаимодействия декламируемого текста и музыки с учетом эволюционных изменений композиционной техники мелодрамы (далее - КТМ).

3. Разработать классификацию структурных единиц, которыми опер и-рует КТМ, в опоре на теорию музыкального текста.

4. Проанализировать использование КТМ в музыкально-сценических произведениях И. Стравинского, А. Онеггера, К. Орфа, созданных в 1930-е гг.

5. Показать определяемые характером использования декламации черты общности и различия в микстовых жанрах этих произведений.

Объект исследования — текст двуединой природы, построенный на взаимодействии контрастных по природе текстов — литературного, озвучиваемого в декламации, и музыкального.

Материалом исследования являются: мелодрама «Персефона» (1933) И. Стравинского, оратория «Жанна д'Арк на костре» (1935) А. Онеггера и комедийный музыкальный спектакль «Луна» (1939) К. Орфа. Привлекаются также мелодрамы ХУШ-Х1Х вв. (Ж.-Ж. Руссо, Й. Бенды, 3. Фибиха) и сцены из опер XIX в. (К. М. Вебера, Л. ван Бетховена), в которых складывается и получает развитие КТМ.

Предметом исследования выступают композиционные и драматургические функции специфических структурно-семантических единиц, возникающих в результате корреляции декламируемого текста и музыки в двуед ином тексте музыкально-сценических произведений.

Изучение функционирования в музыкально-сценических произведениях специфических битекстовых структур потребовало рассмотрения методологических вопросов в историческом и теоретическом ракурсах.

С этой целью привлекаются труды российских и зарубежных ученых по истории музыкального театра (И. Бэлзы, Л. Данько, Б. Егоровой, Г. Еременко, Г. Кречмара, Т. Ливановой, Л. Раппопорта, Г. Филенко, Г. Шнеерсона и др.), труды, посвященные изучению синтеза видов искусств и театру (Т. Барановой, М. Каган, М. Сабининой, Т. Сорокиной, Г. Черной). Особое внимание уделяется работам театроведов и литературоведов, связанным с историей мелодрамы, ее жанровой и композиционной спецификой (А. Глумова, Я. Йиранека, Д. Ломтева, В. Лукова), а также с эстетическим аспектом данного явления (С. Балухатого, Т. Вознесенской, В. Крутоуса). Ис-

следование темы велось в контексте проблемы жанра и жанрообразования в целом, систематики взаимодействующих жанров (О. Соколов), специфики жанров оперы (С. Гончаренко, М. Друскин, Г. Кулешова) и оратории (И. Манукян, И. Федосеева).

В основе методологии настоящего исследования лежит комплексный подход. Используется также компаративный метод, позволяющий сравнивать явления и по диахронической оси (в историческом ракурсе), и по синхронической - в сопоставлении произведений, созданных в одно десятилетие XX вв. Отечественная методология теории музыки дает действенный аппарат для изучения жанровой структуры, драматургии и композиции синтетического целого. Автор опирается на концепцию В. Бобровского о драматургических и композиционных функциях в музыкальном произведении, функциональную теорию тематизма Р. Л аул а и Е. Ручьевской, а также на общие положения о лейтмотивной системе в синтетических музыкальных жанрах (Г. Кнеплер, М. Лобановой, Е. Матросовой). Обращение к ним сочетается с использованием продуктивной идеи Д. Ломтева, рассматривающего литературный и музыкальный тексты раздельно [87]. Специфика материала потребовала, помимо традиционных аналитических методов, опоры на основные положения теории музыкального текста, почерпнутые из трудов Л. Акопяна, М. Арановского, Б. Гаспарова, Б. Каца.

Объединение указанных положений позволило выработать авторский метод грамматического анализа двуединого музыкально-сценического текста. В диссертации предложена классификация видов структурных единиц, построенных на вертикальном и горизонтальном сопоставлении автономных элементов, имеющих разную природу, - декламируемого литературного текста либретто и музыки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Логунова, Дарья Викторовна, 2015 год

Литература

1. 100 композиторов XX века. - Пермь: Урал ЛТД, 1999. - 214 с.

2. Азарова В.В. Античная тема в музыкальном театре И. Стравинского: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Л., 1988. - 24 с.

3. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М.: Практика, 1995. - 256 с.

4. Алфеевская Г.С. «Персефона» как образец неоклассического творчества Стравинского // Проблемы музыкальной науки. - М.: Сов. композитор, 1975. - Вып. 3. - С. 280-302.

5. Алфеевская Г.С. Вокально-симфонические произведения Стравинского неоклассического периода: «Царь Эдип», «Симфония псалмов», «Персефона»: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. -М., 1977. - 23 с.

6. Андриссен Л., Шенбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. / Пер. И. Лесковской; Под ред. Б. Филановского. - СПб.: Институт ПРО APTE, 2003. -300 с.

7. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник / ред. В. Ярхо. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 93, 340.

8. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. -344 с.

9. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: исследования. -М.: Музыка, 1991.-320 с.

10. Архипова М.В. Сценические композиции М.Ф. Гнесина: от «музыки слова» - к музыкальной интонации: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.02.-М., 2006.-24 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: книга первая и вторая. -Л.: Музгиз, 1963. -364 с.

12. Асафьев Б.В. Речевая интонация / Под ред. Е.М. Орловой. - М., Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

13. Баева A.A. Оперный театр И.Ф. Стравинского. - М.: УРСС, 2009. -304 с.

14. Балтер Г.А. Музыкальный словарь специальных терминов и выражений. Немецко-русский и русско-немецкий. - М.: Сов. композитор, 1976. -С. 146.

15. Балухатый С.Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики.-Л.: ЛГУ, 1990. -320 с.

16. Баранова Т.Б. Театральная музыка. URL: www. belcan-to.ru/teatralnaya.html (дата обращения: 24.10.2011).

17. Бархатова С.А. Романтическая музыкальная драма bel canto // Музыкальная академия. - 2003. - № 1. - С. 111-117.

18. Бобровский В.П. К вопросу о драматургии музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971. -365 с.

19. Бобровский В.П. О драматургии скрябинских сочинений // Бобровский В. П. Статьи. Исследования. -М.: Сов. композитор, 1988. - С. 148-158.

20. Бобровский В.П. О переменности функции музыкальной формы. - М.: Музыка, 1970.-226 с.

21. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978.-332 с.

22. Богатырев В.Ю. Взаимодействие драмы и музыки: вокальная эстетика оперного спектакля: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. -СПб., 2004. - 24 с.

23. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства: автореф. дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02.-М., 1993.-41 с.

24. Брехт Б. О театре. - М.: Иностранная литература, 1960. - 363 с.

25. Бэлза И.Ф. Очерки развития чешской музыкальной классики. - М., Л.: Музгиз, 1951.-588 с.

26. Бентли Э. Жизнь драмы. URL: www.krugosvet.ru/articles/ (дата обращения: 11.09.2012).

27. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Агар, 2000.-416 с.

28. Владимиров C.B. Действие в драме. - СПб.: СБбГАТИ, 2007. - 192 с.

29. Вознесенская Т.И. Литературно-драматический жанр мелодрамы. - М.: Моск. гос. академия печати, 1996. - 58 с.

30. Волькенштейн В.М. Драматургия. - М., Л.: Искусство, 1937. - 271 с.

31. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблема музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 129-152.

32. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб.: Алетейя, 1995. -336 с.

33. Глумов А.Н. Историческое развитие мелодрамы // Советская музыка. -1935.-№ 1,-С. 41-49.

34. Глумов А. Н. Несколько значений термина «мелодрама» // Глумов А. Н. Музыка в русском драматическом театре. - М.: Музгиз, 1955. - С. 401406.

35. Гончаренко С.С. Зеркальная симметрия в музыке. - Новосибирск: Но-восиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 1993. - 234 с.

36. Гончаренко С.С. Музыкальная форма в таблицах. Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. - Новосибирск, 2007. - 32 с.

37. Гончаренко С.С. О поэтике оперы. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2010. - 260 с.

38. Гончаренко С. С. Факторы текстообразования в группах инструментальных циклов (теоретический аспект) // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово: КГУКиИ, 2014. -№ 28. - С. 114-125.

39. Данько Л.Г. Комическая опера в XX веке. - Л.: Сов. композитор, 1976. -200 с.

40. Декламация // Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Л. А. Акопяна -М.: Практика, 2001. - С. 283.

41. Денисов A.B. «Персефона» И. Стравинского - новая жизнь мифа о возвращении из царства смерти // Миф. Музыка. Обряд. Сб. ст. по материалам международной научной конференции. - М., 2007. - С.73-81.

42. Денисов A.B. Античный миф в опере первой половины XX века. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 233 с.

43. Доброхотов Б.В. Е. И. Фомин. -М., Л.: Музгиз, 1949. - 72 с.

44. Друмева К.Д. Драматическая оратория А. Онеггера «Жанна д' Арк на костре» // Из истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1971. - С. 93-125.

45. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале русского классического наследия. — Л.: Музгиз, 1952. — 343 с.

46. Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. - Л.: Сов. композитор, 1982. - 208 с.

47. Дубинец Е.А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. -Киев: Гамаюн, 1999. - 313 с.

48. Егорова Б.Ф. Французская опера в контексте музыкально-театрального движения рубежа 10-20-х годов XX века. (К проблеме жанра) // Западное искусство. XX век. -М.: Наука, 1991. - С. 196-221.

49. Еременко Г.А. Музыкальный театр Запада в первой половине XX века. Аналитические очерки. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2008. - 320 с.

50. Жанна д'Арк на костре // Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Акопяна Л. О. -М.: Практика, 2001. - С. 328.

51. Жанна д'Арк // Материал из Википедии. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/OKaHHa_XApK (дата обращения: 05.04.2012).

52. Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы. - М.: Музыка, 1975.-254 с.

53. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 76 с.

54. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. -М.: Наука, 1976. - 303 с.

55. Иванова И.Л., Мизитова A.A. Опера и миф в музыкальном театре И. Стравинского. - Харьков: СПАРС, 1992. - 135 с.

56. Игорь Стравинский. Хроника. Поэтика / Составление, комментарии, переводы, редактирование переводов, указатели, заключительная статья С. Савенко. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 392 с.

57. Ида Львовна Рубинштейн. Биографическая справка. URL: http://www.rian.ru/spravka/20100920/276261748.html?id= (дата обращения: 28.01.2012).

58. Иоффе И.И. Мистерия и опера // Иоффе И. И. Избранное. Часть 2. Культура и стиль. - М.: ООО «РАО Говорящая Книга», 2010. - С. 659-900.

59. История зарубежной музыки. XX век. - М.: Музыка, 2005. - 576 с.

60. История зарубежной музыки. Начало XX века — середина XX века. -СПб.: Композитор, 2001. - Вып. 6. - 626 с.

61. История французской оперы. Артур Онеггер. URL: http://www.fedorov.ws/france09.html (дата обращения: 05.04.2012).

62. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

63. Кац Б.А. Внутренняя организация вариационного цикла и ее художественное значение: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Л., 1975. -30 с.

64. Климова Н. «Мученичество святого Себастьяна» К. Дебюсси на текст д'Аннунцио: особенности жанрового синтеза. URL: glierinsti-tute.org>rniepa>digests/044/16.pdf (дата обращения: 01.08.2015).

65. Кнеплер Г. О принципах формообразования у Вагнера (перевод с немецкого Михайлова A.B.) // Рихард Вагнер. Сборник статей. - М.: Музыка, 1987.-С. 177-190.

66. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976.-366 с.

67. Колесникова JI.H. Музыкальный театр конца 1920-х-1930-х годов: теория и практика (И. И. Соллертинский и Дм. Шостакович) // Музыкальная критика и журналистика сегодня: проблемы и перспективы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 15-16 апреля 2013 года. - Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2013. - С. 38-45.

68. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002. - 208 с.

69. Комарницкая О.В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX века: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02. - М., 1991. - 26 с.

70. Косырева C.B. Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02. — СПб., 2011. - 27 с.

71. Кречмар Г. История оперы. - JL: Academia, 1925. - 406 с.

72. Кривицкая Е.Д. «Амфион» и «Персефона»: французские мелодрамы 1930-х годов // Музыкальная академия. - 2010. - № 3. - С. 125-135.

73. Кривицкая Е.Д. Лики Святого Себастьяна // Музыкальная академия. -2009. -№3.- С. 115-124.

74. Кривицкий Д.И. Черный обморок. Dramma per música [Клавир]. -[Б. м.], 1997.-79 с.

75. Крутоус В.П. О «мелодраматическом» // Вопросы философии. - 1981. -№5.-С. 125-136.

76. Кулешова Г.Г. Композиция оперы. - Минск: Наука и техника, 1983. -С. 53-86.

77. Кулешова Г.Г. Организация действия и сквозное развитие в опере: а в-тореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. - Киев, 1982. - 49 с.

78. Куприянова JI.A. Семантика музыкальной композиции: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Магнитогорск., 2000. -22 с.

79. Куранова Ю.А. О жанровом своеобразии «Персефоны» И. Ф. Стравинского // Искусство глазами молодых: материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск, 2009. - С. 215-217.

80. Лаул Р.Х. Логические функции мотива в процессе формообразования: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. - М., 1989.-43 с.

81. Лаул Р.Х. Мотив и музыкальное формообразование: исследование. -Л.: Музыка, 1987.-77 с.

82. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. - М.: Музыка, 1991. - 166 с.

83. Леонтьева О.Т. Карл Орф. - М.: Музыка, 1984. - 334 с.

84. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. - М.: Музыка, 1982. - Т. 2. - 622 с.

85. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 5965 с.

86. Лобанова М. Воплощение мифа в «Кольце Нибелунга» Вагнера // Проблема музыкальной науки. Сборник статей . - М.: Сов. комопозитор, 1989. -Вып. 7. - С. 266-289.

87. Ломтев Д. Немецкий музыкальный театр в России. - М.: Преет, 2003. -208 с.

88. Лосев А.Ф. Персефона // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. - Т. 2. - С. 656.

89. Лукас К. Карл Орф и его «Carmina burana» // Советская музыка. - 1958. - № 4. - С.137-142.

90. Луков В.А. Руссо: драма «Пигмалион» у истоков предромантической мелодрамы // Французская литература от истоков до начала новейшего периода: электронная энциклопедия. URL: http://www.litdefrance.ru/199/91 (дата обращения: 26.06.2012).

91. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). Пособие по спецкурсу. - М.: МГПИ им. Ленина, 1984. - 110 с.

92. Манукян И.Э. Оратория // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т.4. - Столб. 63-68.

93. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. -3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1997. - 272 с.

94. Матросова Е.В. «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера: лейтмотивная система и формообразование: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02. - СПб., 2005. - 18 с.

95. Машкарова C.B. Интерпретация сказочного сюжета в «баварских сказках с музыкой» К. Орфа («Луна» и «Умница»): дипломная работа. - Новосибирск, 2011. - 76 с.

96. Мелодекламация // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Т.З. - Столб. 510-511.

97. Мелодрама // Материал из Википедии. URL: Ьйр://ги.ш1к1ресИа.ог§>Мелодрама (дата обращения: 19.10.2011).

98. Мелодрама // Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Акопяна Л. А. -М.: Практика, 2001. - С. 547-550.

99. Мелодрама // Николаев П.А. Словарь по литературоведению. URL: http://nature.web.ru/litera/13.11 html (дата обращения: 05.04.2011.

100. Мелодрама // Театральная энциклопедия / Под ред. П. А. Маркова - М.: Сов. энциклопедия, 1964. - Т.З. - С. 786-790.

101. Мелодрама // Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 199-200.

102. Ментюков А.П. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века: опыт типологического анализа. - М.: Музыка, 1986. - 82 с.

103. Михайлова О.В. Мелодрама // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. - М.: НГЖ «Интелвак», 2001. - С. 522524.

104. Михеева JI.В. Артюр Онеггер. Жанна д'Арк на костре. URL: http://www.belcanto.ru/or-honegger-darc.html (дата обращения: 11.09.2012).

105. Монастыршина Ю.А. Мистерия Дебюсси «Мученичество святого Себастьяна» в культурном контексте эпохи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - М., 2000. - 26 с.

106. Муравьева И. Огненный дебют Ардан. URL: http://www.rg.ru/ 2005/1 l/24/ardan.html (дата обращения: 06.04.2012)

107. Мурзина Е.И. О принципах мелодической декламации (на материале украинской музыки): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. -Киев, 1973.-21 с.

108. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982.-319 с.

109. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.-382 с.

110. Нейком С. фон. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ Ней-ком,_Сигизмунд_фон / (дата обращения 17.10.2012).

111. О постановках «Персефоны» И.Стравинского. URL: http://www.rol.ru/news/hobby/fashion/07/05/17_001.htm (дата обращения: 05.04.2012).

112. Овидий Н. Метаморфозы. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/ t.htm?a=l304550509 (дата обращения: 02.02.13).

113. Онеггер А. Я - композитор. - Л.: Музгиз, 1963. - 205 с.

114. Онеггер Артур // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т. 4. - Столб. 18.

115. Онеггер. Жанна д'Арк на костре. URL: http://intoclassics.net/news/2010-09-06-18397 (дата обращения: 11.07.2011).

116. Оперная драматургия. Программа-конспект для музыкальных ВУЗов / сост. Г. Г. Кулешова. -М., 1985.

117. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

118. Плохотнюк Т.Г. Русская советская мелодрама 20-х годов: (Поэтика и типология): автореф. дис. ...канд. филолог-х наук: 10.01.02. - Томск, 1990. -16 с.

119. Предоляк A.A. Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX-XX веков: от Р. Вагнера к К. Штокхаузену: автореферат дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2007. - 27 с.

120. Прокопова H.JI. Расслоение искусства сценического слова как фактор формирования новой парадигмы речевой культуры // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Слово в системе искусств: сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Жерновой. - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - Вып. 6. - С. 7-23.

121. Пульхритудова Е.М. Мелодрама // Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А. А. Суркова. - М.: Сов. энциклопедия, 1967. - Т. 4. - С. 753-755.

122. Раппопорт Л.Г. «Самая большая радость - умереть за тех, кого любишь...» // Рассказы о музыке и музыкантах: популярные очерки. - Л., М.: Сов. композитор, 1977.-С. 133-152.

123. Раппопорт Л.Г. Артур Онеггер: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Л., 1967. - 14 с.

124. Руссо Ж.-Ж. Из «Новой Элоизы» // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. - М.: Музыка, 1971. - С. 426-429.

125. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Статьи, высказывания, отрывки из произведений. -М., Л.: Искусство, 1959. - 296 с.

126. Руссо Ж.-Ж. Пигмалион [перевод Л. Л. Слонимской] // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1961. -T. 1.-С. 505-510.

127. Руссо Ж.-Ж. Фрагменты замечаний об итальянской «Альцесте» г-на кавалера Глюка. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. — М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1961. - Т. 1. - С. 285-300.

128. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. - Л.: Музыка, 1977. -158 с.

129. Сабинина M.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. - М.: Композитор, 2003. - 327 с.

130. Савенко С.И. Мир Стравинского. - М.: Композитор, 2001. - 328 с.

131. Сегмент. URL: http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/segment/?q=486&n=l 594 (дата обращения 24.09.2012).

132. Словарь иностранных терминов. - 18 изд., стер. - М., 1989.

133. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественный жанры. -Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994. - 220 с.

134. Соловьева Т.Н. Мелодрама // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. -Т.З. - Столб. 540-541.

135. Сорокина Т.С. Вопросы синтеза искусств в художественно-эстетической концепции С. Эйзенштейна // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: материалы Всероссийской научной конференции 14-18 ноября 2000 г. - Новосибирск, 2000. -С. 216-220.

136. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. А. М. Сухотина. - Екатеринбург: Урал, ун-т, 1999. - 432 с.

137. Стравинский И.Ф. Музыкальная поэтика. - 1942.

138. Стравинский И.Ф. Публицист и собеседник. - М.: Сов. композитор, 1988. - С. 108-109, 403-404.

139. Стравинский И. Статьи. Воспоминания - М.: Сов. композитор, 1985.376 с.

140. Стравинский. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. -Л.: Музыка, 1971. - С. 196-200.

141. Сысоева Е.В. «Жанна д'Арк на костре» // Советская музыка. - 1966. -№9.-С. 105-106.

142. Сысоева Е.В. Симфонии А. Онеггера. - М.: Музыка, 1975. - 236 с.

143. Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга. - М.: Сов. композитор, 1976.-558 с.

144. Тараканов М.Е. Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре. Попытка классификации. - М.: Гитис, 2002. - 54 с.

145. Теория современной композиции: уч. пособие. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.

146. Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис. - М.: Книжный дом «Либриком», 2011. -352 с.

147. Федосеев И.С. Оратория Г.Ф. Генделя и ее значение в развитии жанра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Л., 1981.-21 с.

148. Ферман В.Э. Оперный театр. Статьи и исследования. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 359 с.

149. Фибих // Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Акопяна Л. О. - М.: Практика, 2001.

150. Филенко Г.Т. Французская музыка первой половины XX века: очерки. -Л.: Музыка, 1983.-231 с.

151. Холопова В.Н. Форма музыкальных произведений. Учебное пособие. -СПб.: Лань, 1999. - С. 358-384.

152. Черная Г.И. Смешанные жанры в советском музыкальном театре 60-70-х годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. -М., 1981. -25 с.

153. Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. -М.: УРСС, 2001. - 280 с.

154. Чигарева Е.И. Слово как структурная и смысловая единица в музыке // Международная научная конференция. Музыковедение к началу XX века. -М., 2007. - С. 46-57.

155. Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование. - М.: Государственный институт искусствознания, 1999. - 311 с.

156. Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. -М.: Сов. композитор, 1975. -С. 18-82.

157. Шенберг Арнольд. Стиль и мысль. Статьи и материалы. - М.: Композитор, 2006. - 248 с.

158. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1970.-575 с.

159. Эгри J1. Искусство драматургии. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/egri/03.php (дата обращения: 11.09.2014).

160. Элевсинские мистерии // Материал из Википедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Элeвcинcкиe_миcтepии (дата обращения: 09.12.2011).

161. Элик М.А. Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шенберга // Музыка и современность. -М.: Музыка, 1971. - Вып. 7. -С. 164-210.

162. Эллинские поэты. Перевод В.В. Вересаева. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1963.-391 с.

163. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. - М.: Сов. композитор, 1969. -292 с.

164. Ярустовский Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века. Книга вторая. -М.: Музыка, 1978. -261 с.

165. Branscombe Р. Melodrama // Электронное издание: Музыкальный словарь Гроува (на англ. языке).

166. Die Musik in Geschichte und Gegenwart [Электронный ресурс]. - Digitale Bibliothek, 2001.

167. Geoffrey K. Spratt. Honegger, Arthur // Электронное издание: Музыкальный словарь Гроува (на англ. языке).

168. Herbert А. Frenzel. Geschichte des Theaters. Daten und Dokumenten 1470-1890.-München, 1984.

169. Jiränek J. Zur Geschichte und Theorie des Melodrams // Acta universitatis palackianae olomucensis facultas philosophica philosophica - aesthetica 24 -2001.

170. Kopecky J. Fibich, Zdenëk. URL: http://www.ceskyhudebnislovnik. cz/slovnik/index.php?option=com_mdictionary&action=record_detail&id=7521 (дата обращения 25.01.2012).

171. Lorenz A. Der Musikalische Aufbau des Bühnenfestspieles der Ring des Nibelungen. - 1966.

172. Owen Jander/Tim Carter. Déclamation // Электронное издание: Музыкальный словарь Гроува (на англ. языке).

173. Rousseau J.-J. Oeuvres complètes. - Paris, 1978. - T. 2. - P. 1929-1930.

174. Steinitzer M. Zur Entwicklungsgeschichte des Melodrams und Mimodrams von Max Steinitzer. - 1918. - 82 s.

175. White Eric Walter. Stravinsky: The Composer and His Works, (англ.) — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1984. — 656 p.

Нотография

176. Бенда Й. Ариадна на Наксосе [Партитура]. - Лейпциг, 1780. URL: http://imslp.org/wiki/Ariadne_auf_Naxos_(Benda,_Georg) (дата обращения 03.11.2011).

177. Бетховен Л. Фиделио или супружеская любовь [Партитура]. - М., 1971.

178. Вебер К. Вольный стрелок [Клавир]. - М., 1961.

179. Нейком С. Мессианская невеста, или Враждующие братья [Партитура]. -М., 2004.

180. Стравинский И. Персефона [Клавир]. - М., 1979.

181. Фибих 3. Примирение Тантала [Клавир]. - Прага, 1954.

182. Фомин Е. Орфей [Партитура]. - М., 1953.

183. Coignet - Rousseau. Pigmalion [Партии]. - Paris.

184. Orff К. Der Mond [Klavierauszug]. - London, 1947. - 160 s.

185. Honegger A. Jeanne d'Arc au Bûcher [Клавир]. - Paris.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.