Музыка в системе карнавальной культуры: На примере западноевропейской традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Шаймухаметова, Елена Раисовна

  • Шаймухаметова, Елена Раисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 270
Шаймухаметова, Елена Раисовна. Музыка в системе карнавальной культуры: На примере западноевропейской традиции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2002. 270 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шаймухаметова, Елена Раисовна

Введение.

Глава I. Карнавал как явление культуры и основные подходы к его изучению

§ 1. К определению сущности карнавала.

§ 2.Исторические формы существования, структура и функции карнавального действа.

§ 3.Символика антитезы «дурацкой культуры» как пример воплощения карнавального мира.

Глава II. Музыка в системе карнавального празднества

§ 1 .Музыка и танцы «дурацкой культуры» в образной системе карнавального мира.

§ 2.Музыкальные компоненты образной системы карнавального мира.

Глава III. Образный и эмоциональный мир карнавала в музыкальном произведении

§ 1. Карнавальные признаки и образный мир старинной Folia d'Espagne.

§ 2 Художественный мир карнавала в клавесинных циклах

Ф.Куперена.

§ 3 Признаки карнавальной культуры в романтическом цикле

Р. Шумана "Карнавал" ор.9.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка в системе карнавальной культуры: На примере западноевропейской традиции»

Карнавал как явление древнее, сложное, многосоставное, находится в центре внимания многих исследователей различных областей искусствознания.

Карнавал на протяжении многих веков определил свое бытие в двух основных формах: в реально разыгрываемом празднестве («карнавал») и в форме идей, тем, сюжетов и образов, воплощенных в структуре художественного произведения («карнавальность»). Данное разграничение нашло прямое отражение в возникновении различных подходов к изучению явления реального карнавала - структуры организации празднества и его функций, а также в противоположных интерпретациях карнавальности.Соответственно этому, в изучении проблемы обращают на себя внимание два исследовательских направления.

Первое, представленное работами, выполненными в русле исторического и культурологического подходов, а также рядом фольклорных и театроведческих исследований, ставит задачу определения исторических корней карнавала, его генезиса. В задачу второго направления входит представление карнавала в виде огромного запаса художественных идей, мигрирующих тем, сюжетов и образов.

Впервые идея «карнавальносги», как известно, была рассмотрена М. Бахтиным, где карнавал предстал как особый метаязык культуры, «кочующий сюжет», особая «картина мира». Данная проблема нашла продолжение в других видах искусствознания, в частности, при анализе живописи, в театроведении (43;44;46;47).

На основе изучения работ первого из названных направлений, можно заключить, что в его рамках обнаруживаются различные взгляды на сущность карнавала как явления культуры. В фольклорных исследованиях карнавал представлен как комплекс обрядов, в исторических - как ведущая синкретическая форма массовых зрелищ; культурологический подход исследует его как жанровую систему.

Не менее актуальна проблема описания карнавала с названных позиций и в музыковедении. Очевиден интерес исследователей к изучению карнавала с точки зрения отдельных сюжетов и образов, представленных в музыкальном произведении, к вопросам включения целого карнавального действа в циклические композиции. Карнавальность может рассматриваться и как отдельный творческий метод композитора (27), как определенное видение действительности художником, что особенно актуально для искусства XX века, а также в ряде «карнавализированных» жанров как средство воплощения идеи, замысла произведений (66; 68; 75).

В процессе анализа художественного воплощения карнавала неизбежно возникает проблема «внемузыкального» в музыке, что требует рассмотрения его с позиций современной лингвистики, в частности, изучения межтекстовых взаимодействий. Актуальность подобного анализа определяется двумя причинами:

1) карнавал является составным элементом единого и всеобщего метаязыка культуры (Ю. Лотман); 2) по отношению к музыкальному произведению карнавал выступает как внемузыкальный источник, текстовая организация которого неадекватна интонационной природе музыки. Таким образом, возникает еще одна проблема, связанная с определением механизма отражения универсальных категорий карнавального мира в мире музыки, что связано, в свою очередь, с проблемой структурных трансформаций и переосмысления функций карнавала.

Вполне очевидно, что основной и первичной проблемой все же является прояснение вопросов о сущности карнавала как явления культуры, его структуре и функциях, а также необходимость всестороннего изучения материалов, характеризующих ключевые фигуры персонажей карнавального мира. Это объясняется тем, что исследование проблемы художественного воплощения карнавала в различных видах искусства, в том числе и в музыке, возможно лишь при условии определения и характеристики:

• карнавальной модели мира как особого мироощущения;

• художественных принципов карнавала и его обязательных атрибутов;

• роли музыки в организации карнавального празднества.

Иначе говоря, исходя из факта существования карнавала в двух формах - устной (реально проигрываемое карнавальное действо) и письменной (художественная переработка и интерпретация карнавала в авторском тексте), существующих параллельно, анализ реального карнавала актуален в первую очередь.

Однако необходимо заметить, что, несмотря на детальное описание синкретичного явления карнавала как с позиции изменения его исторических форм, так и включения его в цикл обрядов или в контекст смеховой культуры, музыка реального карнавала в упоминаемом типе источников не рассматривается, несмотря на всю очевидность ее огромной роли и полноправное участие в структуре действа.

Музыкальная сторона карнавального действа, несмотря на простоту выражения, может представлять интерес с исследовательской точки зрения также и по ряду дополнительных причин.

В работах начала и середины 20-го века, посвященных истории развития музыкального искусства (40; 56; 57; 89), неоднократно указывалось на недооценку и отсутствие должного интереса к карнавальным жанрам. По мнению Р. Грубера, карнавальные песни в период их расцвета (XV-XVI вв.) оказали огромное влияние на развитие зарождавшихся оперных и балетных жанров, где "карнавальная песня даже в своем первоначальном виде имела скрытую тенденцию превратиться в специфическое представление со всеми атрибутами мимического спектакля" (40, с.55).

В отечественных исследованиях последнего времени в области музыкознания появились работы, посвященные воплощению карнавальной темы в музыкальных произведениях. Так, основные карнавальные и маскарадные формы празднества за сравнительно большой исторический период их становления и развития представлены в хрестоматии М. Ковшарь (68). Кроме того, автор рассматривает приемы сатирического и гротескового воплощения отдельных принципов карнавала в музыкальном творчестве композиторов-романтиков и постромантиков (Р. Шуман, Г. Берлиоз, Г. Малер, К. Дебюсси, А. Онеггер, К. Орф). В работе, однако, отсутствует анализ конкретных карнавальных примеров музыкального искусства, являвшихся реальным озвучиванием карнавала. Та же проблема отсутствия материала - подлинных источников записи музыкальной стороны карнавальных действ - наблюдается и в диссертационных исследованиях (75). Применяемый авторами метод анализа при этом не имеет целью выявить механизм "карнавальности" в структуре музыкального произведения, а демонстрирует общеэстетические позиции композиторского творчества в связи с карнавальной темой, индивидуальный стиль автора и т.п. (66), поскольку представить проблему во всей полноте без анализа карнавала как явления культуры и роли музыки в нем как составляющей праздничного действа практически невозможно.

Иначе говоря, выявление и описание музыкально-образных эквивалентов, аналогичных методу Бахтина в области литературоведения, возможно лишь при опоре на первичный материал - исследование музыкальных компонентов карнавального действа. Также и их музыкальные эквиваленты в композиторском творчестве вряд ли выводимы лишь из обще-эстетических и философских рассуждений вне анализа самого материала.

В какой-то мере попытка решения данной проблемы содержится в работах, посвященных изучению музыкального воплощения западноевропейских традиций карнавала на русской сцене. К примеру, в работе Н. Рыжковой (110) представлен анализ образцов музыкального разыгрывания карнавала, где за основу брались различные танцевальные мелодии и популярные оперные арии, которые подвергались комической интерпретации.

В западных исследованиях наблюдается несколько иная ситуация. Для них характерна довольно жесткая специализация, свой круг проблем, поднимаемых в различных областях искусства. В культурологии наиболее разработан социо-культурный аспект карнавала (193). В литературоведении акцент делается на изучении фамильярно-площадного стиля как эквивалента карнавального характера (291). В театральном искусстве рассматриваются принципы пластического воплощения карнавала, сконцентрировавшем основные па, приемы и наиболее часто повторяющиеся его сюжеты (6; 218; 280; 281). В живописи определение карнавальной атмосферы стало возможным за счет выявления особых цветовых сопоставлений в декоративном оформлении празднеств (237).

В музыкознании накоплен довольно большой ряд интересных наблюдений, касающихся сложившихся устойчивых интонаций с закрепленными карнавальными значениями. Несмотря на то, что авторы указывают на весомое место музыки в оформлении празднества и в создании его особой эмоциональной атмосферы, непосредственно анализу музыкальных карнавальных источников, а также выявлению типов музыкального исполнения на карнавале уделена наименьшая доля внимания.

Таким образом, целью нашей работы является определение роли и значения музыки в системе карнавальной культуры и специфики воплощения признаков карнавальной культуры в ряде музыкальных композиций.

Карнавал как объект исследования привлекает своей сюжетностью, яркой зрелищностью, типизированностью образов, а также устойчивой способностью их воплощения в художественных текстах разных культурных традиций.

Предметом исследования является музыка карнавального действа: знаки и приемы озвучивания карнавала, карнавализированные жанры -маскарады, танцевальные сюиты развлекательного характера, карнавальные песни.

Как показывает анализ подлинных источников, музыкальное озвучивание и участие музыки на карнавале может проявляться по-разному: в виде атрибутов - звуковых деталей празднества прикладного назначения; как воплощение в форме знака-эмблемы карнавальной культуры (испанская песня-танец «фолия»), а также путем целостного воплощения праздничного действа в виде циклических композиций. Кроме того, из всех видов искусства музыка играет особую роль, так как создает эмоциональный мир и ассимилирует в своих жанрах и формах все признаки карнавальной культуры, а также имеет приоритетное значение перед всеми другими видами искусства именно качеством ассимиляции всех карнавальных составляющих.

К наиболее общим задачам работы можно отнести следующие:

• выявить слагаемые явления "карнавальная культура", его структуру и функции;

• определить место музыки и ее роль в системе карнавальных празднеств (площадные и дворцовые формы);

• исследовать механизм реализации музыкального языка карнавальной культуры;

• выявить и описать способы ассимиляции музыкальной интонацией признаков карнавальной культуры, специфику воплощения их в различных музыкальных композициях (площадные и дворцовые песни-танцы, клавесинный цикл, романтический цикл).

Выбор музыкального материала определяется следующими необходимыми критериями. Исходя из сюжетного двигателя карнавального празднества, проявляемого в образном плане через ключевую фигуру Дурака, необходимым является анализ музыки «дурацкой культуры» карнавала - важнейшей составляющей карнавальной культуры как целостного явления, а в связи с этим и основных "дурацких жанров", к которым относятся разнообразные песни, марши, речевки и танцы Дураков. Не менее интересным с этой точки зрения оказалось и выявление некоторых особенностей характера общего звучания "дурацких оркестров" на карнавале с периода средневековья до наших дней.

Помимо форм площадной культуры, другим, не менее важным источником, явились песни периода расцвета карнавальной культуры (XV-XVI вв.) времен Людовика XIV, а также обнаруженные нами в отделах нотной литературы и старинных рукописей библиотек Франции, Австрии, Германии и Голландии итальянские, бельгийские, французские и немецкие старинные и современные карнавальные песни, сборники танцев карнавала дворцово-маскарадного типа.

Как известно, сама музыка, в особенности инструментальная, далека от конкретного и прямого предметно-образного, событийного воспроизведения реального мира. Ее специфика определяется интонационно-звуковой природой материала, в котором она проявляет себя как «искусство интонируемого смысла» (Б. Асафьев). Предметный мир реального карнавала, сюжетно-событийная его структура, образная яркость, зрелищность и ситуативная конкретность развертывающихся событий формируют огромный художественный потенциал для воплощения планов изображения и выражения в самом музыкальном произведении. Традиция внедрения карнавала как внемузыкального явления в произведения композиторов разных эпох и стилей достаточно хорошо известна. Широк жанровый и временной диапазон таких внедрений: от оперы и балета, музыки к спектаклям и театральным интермедиям до бытовых и профессиональных жанров инструментального творчества - пьес-миниатюр и развернутых циклических композиций.

Очевидно и то, что при всем различии стилей, авторской индивидуальности и жанровых трансформаций, карнавальные черты в этих произведениях устойчивы, они создают особый колорит, благодаря особым способам смысловой организации текстов самого различного содержания. Этому способствует включение ситуативных знаков карнавала, а также внешних атрибутов карнавального действа, что создает установку на особое карнавальное мироощущение, а в ряде случаев позволяет воспроизвести целостную модель карнавального мира.

В нашем диссертационном исследовании проблема воплощения карнавальных признаков в музыкальном произведении не заявляется в качестве отдельной темы или самостоятельного историко-теоретического исследования. Однако, в задачу входит выявление некоторых контрастных и наиболее специфичных примеров, отражающих внедрение «внемузыкального в музыку», что позволяет судить о возможностях музыки не только в плане участия ее при оформлении карнавального действа, но и служить способом воплощения образного и эмоционального мира в самом музыкальном тексте. Также в задачу исследования не включен анализ произведений авторских вокальных или смешанных жанров, помимо некоторых примеров редких карнавальных песен. Среди указанных образцов в диссертации рассматриваются как редкие и уникальные источники („кочующая" испанская танецевальная мелодия г

Folia d Espagne, художественное воплощение которой отражено в творчестве Корелли, Фаринелли, Альбиони, Марэ, Люлли и мн. др.), так и известные и популярные в концертной практике программные циклы Куперена на карнавальный сюжет («Празднества Великой и Древней Менестрандизы», «Французские безумства»). Если последние являются образцом целостного воплощения карнавальной картины мира, то романтический цикл Шумана ор. 9 предоставляет исследователю возможность в очередной раз попытаться разгадать «вечную загадку» интерпретации основных карнавальных принципов и законов. Все названные произведения так или иначе содержат основные «внемузыкальные» черты карнавала, и с этой точки зрения приоткрывают тайны текстовой организации музыкального произведения.

В качестве методологической базы исследования выступает междисциплинарный подход, ориентированный на системное рассмотрение художественного воплощения карнавала в музыкальном искусстве.

Методы исследования можно разделить на две группы:

1. Методы смежных наук, связанные с выявлением общих закономерностей карнавала как внутри реального празднества, так и в виде художественной идеи (культурологический, структурный, стилевой).

2. Методы исторического и теоретического музыкознания с их современной ориентацией на проблему межтекстовых взаимодействий в музыке.

Структура работы: введение, заключение и три главы. Глава 1 «Карнавал как явление культуры и основные подходы к его изучению» посвящена анализу основных источников изучения проблемы в области литературоведения, истории, фольклористики, театроведения, искусствознания, а также выявлению символики основной антитезы карнавального мира - «дурацкой культуры» и ее главного карнавального персонажа - Дурака.

Глава 2 «Музыка в системе карнавального празднества» отдана анализу основных музыкальных карнавальных жанров, составляющих сюжетную, основу "дурацкой культуры", или служащих музыкальным оформлением карнавала (в виде отдельных музыкальных компонентов).

В главе 3 «Образный и эмоциональный мир карнавала в музыкальном произведении» выявлены карнавальные признаки и их роль в воплощении карнавальной культуры в различных по стилю и жанру текстах вариационной и циклической природы.

В работе имеются два приложения, содержащие иллюстрации (приложение 1) и нотные примеры (приложение 2). Ссылки на иллюстрации даются с сокращением: (илл. № 1, 2, 3.) и т. д. Ссылки на нотные примеры даются с сокращением: (пр. № . 1, 2,3) и т. д.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Шаймухаметова, Елена Раисовна

Заключение

Проблема функционирования музыки в системе карнавальной культуры была рассмотрена нами в двух аспектах. С одной стороны, опираясь на различные определения в направлении изучения карнавала (в историческом, прикладном, игровом ракурсах, в описании театральных или обрядово-зрелищных форм, а также в русле культурологического подхода), стало возможным определение его наиболее стабильных качеств и мобильных, подверженных трансформации признаков. С другой стороны, на примере отдельных образцов музыкальных произведений, посвященных карнавальной теме, была предпринята попытка наметить способы и приемы воплощения признаков и наиболее общих художественных принципов карнавала в авторском музыкальном тексте.

1.01. К наиболее устойчивым формам существования карнавала можно отнести шестидневный цикл, имеющий в качестве основной линии развития идею противопоставления двух миров: Civitas dei - Civitas diaboli, исходя из которой становится весьма определенной общая система карнавала, построенная на противоположностях и контрастах: диалог Поста и Карнавала как символ противопоставления свободного и церковного укладов; детальное представление "анти"-принципов в виде фигуры и формах антиповедения на карнавале Дурака.

1.02.Несмотря на огромное разнообразие форм бытования карнавала (в виде ритуальной игры, целого обряда, театрального представления, массового празднества, которые существуют параллельно друг другу), в самом явлении оказалось возможным определение некоторых констант на структурном и сюжетном уровнях действа, опирающихся на категории времени, пространства, образа и движения как принципа сюжетного развития действа. К таковым относятся пограничный, переходный характер времени, с одновременным сочетанием жизни и смерти, смены и обновления, имеющие "веселое" назначение; выход из замкнутого пространства на общую площадь искусств, использование ходульных образов с закрепленными за ними значениями и символикой (дураки как главные носители карнавального начала, а также шуты, чудаки, ведьмы, карнавальные короли, определенный набор животных, особый стиль и манеры поведения на карнавале; набор определенных пластических па и мн. др.), а также сюжетно-ситуативное применение атрибутики карнавала (к примеру, цветовая символика персонажей, маротта, палка, дубинка, зеркало Дурака, профессиональные атрибуты как неотъемлемая часть карнавальных танцев).

1.03. В качестве основных принципов карнавала, помимо закрепленности значений за отдельными персонажами и атрибутами, четко раскрывающих его художественную систему, можно назвать следующие:

• игровой принцип, включающий в себя как момент развития, процесс, так и конкретные формы его воплощения;

• принцип антшоведения, построенный на логике обратности, контрастности противопоставления и приемах инверсии;

• структурные принципы калейдоскопичности как средство организации материала и биологичности как способа его развития;

• принцип вариативности, тесно связанный с художественным и творческим началом и включающий импровизационную природу.

1.04. Определение принципов, с одной стороны, а также погружение в общую внемузыкальную символику карнавальной культуры, с другой, позволили выявить ряд интересных моментов и закономерностей и внутри чисто музыкальной культуры карнавала.

Исследование подлинных материалов - музыкальных компонентов «дурацкой культуры» привело к выводу о том, что наиболее символичной и карнавализированной является музыкальная культура веселых ходульных персонажей карнавальных Дураков - различные дурацкие оркестры, а также песни, марши, танцы и речевки. К основным музыкальным эффектам, применяемым на карнавале Дураками, относятся:

• неорганизованная, свободная музыка из всевозможных флейт, дудок, барабанов и домашней утвари;

• шумовая музыка, имеющая в качестве организационного ядра различные речевки и поговорки, которая имитирует звучание адского оркестра и к которой также могла примыкать и "кошачья музыка";

• в качестве типичных инструментов выступают дудки, флейты и барабаны как символы дурацкой музыки, а в качестве привычного тембра общего звучания оркестров - преувеличенная динамика и беспорядочное включение голосов для олицетворения свободы и противопоставления "ученой" традиции;

• речи Дураков выполняют на празднестве маркирующую функцию, одновременно настраивая участников на веселый характер действа и символизируя принадлежность к грешникам за счет "запретного" нарушения покоя и тишины;

• в этой же функции используются отдельные карнавальные интонации (типа гонга или рева фанфар), которые также связаны с моментами начала и окончания празднества; органичное их вкрапление содержится в примерах карнавальных маршей Дураков, демонстрирующих карнавальные принципы вариативности и калейдоскопичности;

• карнавальные песни, включая яркие сюжетные сценки песен Дураков -истории-монологи, песни-восхваления отдельных героев или состояний веселья, пьянства и правил карнавала - также явились типичными примерами музыкально-вербально-пластического воплощения карнавала;

• комическое начало передано не только на вербальном, но также и на музыкальном уровне за счет применения приемов гиперболизации на динамическом и интонационном уровне, приемов остинато, наложения и распределения реплик между персонажами и интонационного развертывания материала.

1.05. В структуре карнавальных жанров также усматриваются принципы, идущие от внемузыкального начала:

• калейдоскопичность в сочетании разнообразных тем и песен (кводлибет) как прототип детских игр с кубиками;

• полилоги, построенные по типу карнавальных театральных представлений;

• воссоздание музыкально-интонационными средствами пластического ряда карнавала;

• имитация известных интонаций реального празднества (отдельных элементов - гонга, фанфар, в виде повышенной динамики, тембров оркестров, использования "дурацкого языка" в форме словесной белиберды и др.).

1.06. Особенную роль в воплощении музыкальных и внемузыкальных принципов в структуре текста играют жанры, относящиеся к "карнавальным увеселениям" в условиях маскарадно-дворцовых форм. С одной стороны, они являются неотъемлемой частью реального карнавала, с другой, лишенные прямого сюжета, демонстрируют на музыкальном уровне приемы "перевода" вербального, пластического и атрибутивно-зрелищного компонентов в художественную структуру музыкального текста.

Вербальный компонент проявляется через программный заголовок или вступительный раздел, которые завязывают сюжет и в тезисном виде содержат принципы развития цикла; пластический реализуется через различные виды движений в разнообразных формах - в специфической ритмике, в широких скачках; атрибутивно-зрелищный воплощается через тональный колорит при ярком противопоставлении мажора/минора и особо острой акцентировке (олицетворение цветовой символики карнавальных персонажей).

1.07. Музыка на карнавале может выполнять одновременно несколько функций:

• функцию эмоционального настроя на разыгрываемое действо, связанного со смеховой природой явления карнавала;

• знаково-ситуативную функцию (гонг, фанфары как интонационный символ карнавала), где в самой музыкальной структуре образуются отдельные интонации с закрепленными за ними устойчивыми карнавальными значениями;

• функцию ассимиляции и «художественного перевода» трех основных компонентов действа (вербального, пластического, атрибутивно-зрелищного) в музыкальный ряд.

• можно говорить и о формировании особого стиля карнавальной игры, особой ' манеры исполнения карнавальных произведений, а следовательно, и специальном своде музыкальных приемов их передачи (усиленная динамика, особые тональные сопоставления, резкая смена разделов формы, жанров, темпа, ритма, метра, применения скачков и т. д.).

2.0. Наиболее ярким примером воплощения внемузыкальных принципов карнавала в специфически организованном пространстве музыкального текста являются вариационные и циклические композиции.

2.01. Среди них особой устойчивостью значений и признаков карнавальной культуры отличается французская фолия — песня-танец, построенная на вариативной основе. Кроме того, со временем французская карнавальная тема "Folia d'Espagne", стала в некотором роде музыкальным знаком карнавала.

2.02. Отличительной особенностью фолии является ее связь с синкретичным началом, поэтому ее структура содержит несколько компонентов: игровой, атрибутивно-зрелищный, вербальный, пластический и музыкально-интонационный. Игровой компонент связан с общим сюжетным контекстом и приемами развития действа. Карнавальная игровая атмосфера связана и с общим эмоциональным настроем, соответствующим карнавальному мироощущению и проявляющимся через веселье, юмор и сатиру. Атрибутивно-зрелищная сторона фолии также связана с карнавальными корнями. Это и масочные элементы, и составные костюмы, и образные перевертыши, а также музыкальная сторона озвучивания карнавального действа - сопровождение кастаньет, аналогично шумовым эффектам уличных карнавализированных действ.

2.03. Вариативный метод развития, универсальный для любого из художественных планов действа, стал основополагающим для процессуальной стороны синкретичной фолии. При этом основные художественные оппозиции карнавала воплотились в конкретных приемах развития и, шире, в типах сопоставления инвариантной основы и многочисленных вариантов.

Изначальное остинато музыкального воплощения фолии и вариативные вербальный и пластический ряды трансформировались в иные способы музыкально-интонационного разыгрывания карнавальной песни-танца (в качестве неизменной основы сохранился принцип калейдоскопичной смены "номеров", соответствующий сюитному развертыванию материала; к характерному признаку фолии относится и гармоническое наполнение темы).

2.04. Достаточно мобильным фактором является ритмический план фолии. Именно благодаря ему возможны имитации ударов кастаньет и передача танцевальных движений. Фактурный план фолии тесно взаимодействует с принципом сопоставления:

- равномерного (бас, ритмика, композиция) и неравномерного (изъятие тонов из темы, композиционная редукция, ритмические украшения в пределах темы);

- диалогичного (распределение реплик между басом и темой) и монологичного (неизменное следование выбранной схеме);

- различных видов движения (поступенного, скачкообразного, паузированного, кругового, связанного с возвращением к основному тематическому материалу).

2.05. Тесная связь с танцевальной бытовой культурой и с увеселительными празднествами, позволившими обозначить фолию как особый знак карнавала, повлияла на становление ее основных законов и образование стабильных и мобильных ее составляющих.

К числу стабильных инвариантных основ можно в целом отнести:

• использование или распределение предполагаемых ролей, реплик, па персонажей;

• игровой и вариативный принцип развертывания;

• сохранение карнавального атрибутивного плана, в первую очередь, -тембрового колорита.

В качестве мобильных вариативных признаков выступают конкретные способы музыкального воплощения:

• жанровые изменения как признак трансформации и изменения основной схемы действа;

• использование принципа диалогичного распределения материала, чередования, сопоставления;

• преобразование в метроритмическом, фактурном, гармоническом, композиционном планах;

• включение ситуативных моментов, связанных с сюжетными ходами.

2.06. Циклы Куперена на карнавальный сюжет также имеют прямую связь с внемузыкальным началом празднества и организуют художественный мир музыкального произведения в традициях и по законам карнавальных текстов путем реализации основных компонентов карнавала в музыкально-интонационном их воплощении.

Главным принципом воплощения карнавальности в инструментальной музыке является синкретичность как одно из основных свойств карнавала. Вербальный, пластический и зрительный ряды и здесь на интонационном уровне сохраняют связь с внемузыкальным началом, обнаруживая принципы построения и в общей карнавальной логике действа, и в отдельных карнавальных интонациях. Вербальный план карнавала в циклах Куперена проведен через программу и тезис-вступление (пролог) как свернутую модель интонационно-образного содержания всего цикла. Пластический план связан с набором приемов, сложившихся в практике театральных танцев.

Особые традиции воплощения имеют не только галантные танцы, но и карнавальные персонажи. Приседания, скачки, шаги, прыжки в их утрированно-сатирическом значении являются характеристикой веселых фигур. Пунктирный ритм, нисходящий абрис мелодии, демонстрирующие те же па, отданы серьезным или убогим персонажам. Зрительный ряд карнавала в циклах воссоздается за счет устойчивых моментов в атрибутике карнавала - через закрепленный цвет маски, костюм. В музыкальном воплощении данная традиция иллюстрирована особой манерой записи, предполагающей свой стиль исполнения. В данном случае - это применение «белых нот» без инструментального колорирования.

2.07. Цикл Шумана "Карнавал" ор.9 рассматривался с точки зрения возрождения карнавальных идей маскарадной формы в его романтическом художественном преломлении. Цикл не только содержит в себе романтическое мировоззрение (это обстоятельство многообразно описано в литературе), но и в своей идее опирается на четкие правила организации карнавального празднества, что наиболее существенно для нашей темы.

В цикле Шумана присутствует жесткая логика, подчиненная правилам организации карнавального сюжета и законам итальянской комедии масок. Среди признаков последней обнаруживаются:

• композиционные приемы (вступление, калейдоскопичность построения сцен в виде монологов, реплик, речевых импровизаций, сцен переломного плана);

• наличие тезиса-сценария (завязки действия);

• импровизация на заданный тезис;

• подчинение развития действия логике его смены и обновления;

• количество персонажей (12);

• парность и антиподность персонажей;

• наличие интерлюдий между сценами;

• центральное местоположение переломной сцены действия.

Непосредственное экспонирование сценарного тезиса содержится во вступлении. Оно знаменует «открытие занавеса», создает настрой слушателя на определенный эмоциональный лад и, что не менее важно, вводит в образный мир действия. С одной стороны, вступление является своего рода импровизацией на основной тезис-сценарий (его сюжетная линия подчинена структуре dell'arte). С другой, содержит потенциал для развития образной линии цикла, то есть является «сценарием второго плана». Оно содержит ядро основной игровой логики карнавала.

Одновременно в рамках «Пролога» осуществляется планирование сюжетных действий. К примеру, линия тембрового раскрашивания продолжена номерами: «Бабочки» (quasi corni), «Паганини» (quasi violino). Являясь частью целого, вступление содержит все основные моменты сюиты, заданные по принципу противоположностей: стремительность и остинатность как движение и покой (Флорестан и Эвзебий, Панталон и Коломбина, Эстрелла и Киарина), скачки и слигованные пассажи (Пьеро, Арлекин) - два различных персонажа-маски, f и р - два времени суток (шумного дня и тихой ночи, аналогично дневному действу комедии и сцены ночи). Микроуровнем сюжета здесь являются « Сфинксы», где тема-эмбрион изложена в завуалированном виде. Она же может быть представлена и как единица сценарного хода, соответствующая тезису карнавального действа.

По правилам комедии, количество масок не должно было превышать двенадцати. Их расположение на сцене подчинялось общей траектории динамики действия: вступление как образное нерасчленимое целое; развитие путем калейдоскопической смены образов; заключение в присутствии всех участников разыгрываемых сцен.

Отдельные качества карнавального мира переданы через принципы развития и характер музыкального времяпространства. Принцип смены и обновления служит основой построения образов. Сценарий тезиса, представленный четырьмя звуками-буквами, разворачивается с двух точек зрения: «живой» интонации (линия персонажей, передающая чувства героев, экспозиция) и «застывшего жеста души» (изобразительная, пластическая интонация масочных персонажей).

Исследование в целом показало, что закономерности организации музыкальных текстов карнавальных жанров или пьес, написанных на карнавальный сюжет, не только вытекают из общей системы карнавальных ценностей, но и демонстрируют специфические приемы, сложившиеся в результате миграции общих тем, сюжетов и образов празднества.

При условии «перевода» образов с языка одного вида искусства на язык другого в контексте художественной интерпретации в дальнейших исследованиях могут проясниться многие явления и механизмы действия общей и единой для всех искусств метасистемы языка культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шаймухаметова, Елена Раисовна, 2002 год

1. Абалкин Н. На добрую память. М.: Мол. гвардия, 1978.

2. Альваренга О. Бразильские народные танцы-действа //Муз. культура стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1974. С. 171-196

3. Амброс А. В. Роберт Шуман: жизнь и творчество /Текстолог. Подгот. И коммент. Вл. Протопопова. М.,1988.

4. Андреев М. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (Х-XIII вв.). М.:Искусство, 1989.

5. Арановский М. Интонация, знак и «новые» методы //Советская музыка, 1980. № Ю.

6. Арбо Т. Оркезография, или трактат о танце в форме диалога /Пер. с нем. П.Райгородского//Музыкальная Академия, 1999. №2. С. 119-126.

7. Аретс И. Музыкальный фольклор Аргентины //Муз. культура стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1974. С. 279-332

8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М. Музыка, 1971.

9. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского М.: Худ. лит-ра, 1972.

10. Ю.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра, 1990.

11. Бахтин М. Время и пространство в романе //Вопросы литературы, 1974. № 3. С.133-165.

12. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

13. Белов Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. Пер. с нем. М., 1912.

14. Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 кн. М.: Наука, 1990. Кн. 4, 5. Т. 2.

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. . М.: Прогресс, 1988.

16. Берни Ч. Музыкальные путешествия. Л.: Музгиз, 1961.

17. Библер В. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Изд-во полит, литературы, 1975.

18. Бобров В. 1001 день в Рио-де-Жанейро. М.: Мысль, 1974.

19. Бобровский В. Шуман. Очерк четвертый // Тематизм как фактор музыкального мышления. М.: Музыка, 1989. С. 218-260.

20. Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия, Испания, Англия, М.: Искусство, 1973.

21. Бояджиев Г. Итальянские тетради. М.: Искусство, 1968.

22. Брагина JI. Вступительное слово// Средние века. Вып. 59. М.: Наука, 1997. С. 269-270.

23. Бронзафт Н., Ходес-Поляновская Р. Молодежные карнавальные костюмы. М.: Легкая индустрия, 1968.

24. Бронфин Е. Джоаккино Россини. М.: Сов. ком-тор, 1973.

25. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 2. Спб., 1906.

26. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 4. М., 1970.

27. Валькова В. На земле, в небесах и в преисподней //Музыкальная академия, 1999 . №. С. 138-144.

28. Веселые кукеры: О народных карнавальных играх в Болгарии//Вокруг света. 1957 №7.

29. Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники. М.: Книга, 1991.

30. Воробьев М. Теория игр. М., 1976.

31. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Искусство, 1934.

32. Галлер Г. Свойства забав и увеселений человеческих. Соч. Галлера. Спб.: тип. Вейтбрехта и Шпора. 1781.

33. Гаспари А. История итальянской литературы. М., 1897. Т. 2.

34. Гвоздев А. Массовые празднества на Западе. Опыт исторического обзора//Массовые празднества. Л., 1926. С. 5-52.

35. Гвоздев А., Пиотровский А. История европейского театра.

36. Гвоздев А. Празднество глупцов //Массовые празднества. Л., 1926. С. 19-22.

37. Гете И.-В. Собр. соч. В 13 томах. Т. 2. М., 1980. С. 510-542.

38. Голованова О. Антикизированные праздничные шествия ренессансной Италии //Средние века. Вып. 59: М.: Наука, 1997. С. 270-275.

39. Гревс И. Кровавая свадьба Буондельмонте. Спб., 1925.

40. Грубер Р. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века //Т. I. /части 1-2/, Т. 2. /части 1-2/. М.; Л.: Музгиз, 19411959.

41. Гуковский Г. Реализм Гоголя. М., Л.: Гослитиздат, 1959.

42. Гуковский М. Итальянское Возрождение. Л.: Искусство, 1990.

43. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

44. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.

45. Гюлльман К. Частная и общественная жизнь Средневековья. Спб, 1839.

46. Дажина В. Влияние зрелищно-карнавальной и театральной культуры Возрождения на творчество раннего Понтормо// Советское искусствознание,79. М.: Сов. художник, 1980. Вып.1. С. 104-123.

47. Даркевйч В. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988.

48. Дживелегов А. Маски //Ежегодник института истории искусств, 1953. Театр. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 279-313.

49. Дживелегов А. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во АН СССР, 1954.

50. Диккенс Ч. Собр. Соч. В 30-ти т. /Т. 9. М.: Гослитиздат, 1958. С. 449454.

51. Друскин М. Клавирная музыка. М.: Музыка, 1970.

52. Дьячкова JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения //Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. : Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М.,1994. Вып. 129. С. 17-40.

53. Житомирский Д. Роберт Шуман: очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1964.

54. Жюльен Т. Празднества и песни Французской революции, Птг.: Парус, 1917. Зив Н.Франсуа Куперен //Музыкальная жизнь. 1969. № 4. С. 15-17.

55. Зубова Н. Клоуны и шуты в пьесах Шекспира//Шекспировский сб., 1967. М:, 1968. С. 187-194.

56. Иванов К. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Пг., 1915.

57. Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. В 2-х т. М, 1933. T.I.

58. Ивашкин А. Канон в музыке как эстетический принцип. Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1978.

59. Инфессура С., Бурхард Я. Дневники. Документы по истории папства. XV-XVIbb.M., 1939.

60. Кабалевский Дм. К маленькой повести Г. Пожидаева «Каприччио»//Панорама. М.: Мол. гвардия, 1973. Вып. 6. С. 158-186.

61. Казанцева JI. Автор в музыкальном содержании: монография / РАМ им. Гнесиных. М.,1998.

62. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973.

63. Калмыкова А. Праздники и зрелища у различных народов. Изд. 3-е. Спб.: Обществ, польза, 1903.

64. Карнавал. Советы организаторам и художникам-оформителям /Общ. Ред. Туманова. М.: Искусство, 1957.

65. Кацнельсон С. Историко-грамматические исследования. М.; JI., 1949.

66. Керакозова М. Мусоргский и Достоевский //Музыкальная академия, 1999. №2. С. 132-138.

67. Книга для чтения по истории средних веков./ Ред. П.Г.Виноградова. Вып. 4. М.,

68. Ковшарь И. История создания музыки к массовым представлениям. М., 1990.

69. Козловски Ю. Новый моральный порядок: карнавал без смеха //Россия и Запад: диалог культур. М., 1994. С. 123-135.

70. Коляденко Н. Чувственное и рациональное в художественном обобщении. Дисс. канд. психологических наук. М., 1987.

71. Конен В. Читая книгу о Шумане //Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1979. С. 215-224.

72. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Л.: Искусство, 1979.

73. Крывелев И. О безрелигиозных праздниках и обрядах. М.: Знание, 1980.

74. Крылова Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке//Муз. искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. С. 13-46.

75. Куклинская М. Карнавальность в музыкальной культуре западноевропейского романтизма. Дисс. .канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2000.

76. Леблен Шарль. О методе изображения страстей//Мастера искусств об искусстве. Т.З. М., 1967. С. 153-173.

77. Левинсон А. Новая и потешная школа театрального искусства //Русский библиофил. Спб., 1913. №8. С. 34-42.

78. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств. М.: Музыка, 1977.

79. Лотман' Ю. Статьи по типологии культуры//Семиосфера, Спб.2000. С.392-461.

80. Лотман Ю. Структура художественного текста //Об искусстве. -Спб."Искусство", 1998. С.14-287.

81. Лотман Ю. Феномен искусства //Семиосфера. Спб."Искусство", 2000. С.129 136.

82. Мазаев А. Интегративное взаимодействие искусств и проблема массовых зрелищ //Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 41-69.

83. Мазаев А. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.

84. Медвецкий И. Игра ума. Игра воображения. Метод анализа художественного текста.

85. Мелетинский Е. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов. Мировое древо //Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 1993. № 2. С. 22-39.

86. Меркулов А. Из наблюдений над звуковой символикой //Сов. Музыка. 1985. № 8. С. 91-96.

87. Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана: вопросы интерпретации. М.: Музыка, 1991.

88. Меркулов А. Исполнительские концепции "Карнавала" Шумана: история и современность //Музыкальное исполнительство и современность. М.,1987.

89. Миклашевский К. Театр итальянских комедиантов. La commedia dell'arte. Спб., 1917.

90. Миллер B.C. Русская масленица и западно-европейский карнавал. М., 1884.

91. Мозер Г. Музыка средневекового города. JL: Музыка, 1927.

92. Московский народный маскарад при Екатерине II в 1763г. //Ведомости Моск. Городской полиции, 1853. № 284.

93. Музыка зарубежных массовых представлений. Хрестоматия /Сост. И.Ф. Ковшарь.М.: МГУК, 1995.

94. Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. I. М.: Музыка, 1981.

95. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. М.: Музыка, 1971.

96. Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966.

97. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

98. Обри П. Трубадуры и труверы. М., 1932.

99. Орлов' А. Игра и телеология культуры//Кентавр: методологич. и игротехнич. альманах. 1991. № 2. С. 9-14.

100. Оуэн Г. Теория игр. М., 1971.

101. Панкевич Г. Музыка как вид искусства// Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 161-170.

102. Петросян Э. Армянский варинт сатурналий («Шах») и его генетические истоки//Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. научн. ст. Л., 1990. С. 21-31.

103. Пинский Л. Комедии и комическое у Шекспира //Шекспировский сб., 1967. М., 1968. С. 151-187.

104. Погосов Ю. Кубинский карнавал в Москве //Панорама. Ежегодник. М.: Мол. гвардия, 1975.

105. ПолетинаТ., Садомская С. На карнавал. М.:Мол. Гвардия, 1956.

106. Попова Н. "Симфонические этюды" и "Карнавал" Шумана. М.: Музгиз, 1957.

107. Праздник в средние века и эпоху Возрождения //Средние века. Вып. 59. М.: Наука, 1997. С. 267-286.

108. Прядеин А. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека. Дисс. . канд. психологических наук. М., 1970.

109. Рабей Вл. Франсуа Куперен. Сов. Музыка, 1980. № 2. С. 101-107.

110. Рыжкова Н. Бальные танцы и русская музыка //Маска и маскарад в русской культуре XVIII XX веков. М.: ГИИ, 2000. С.49-62.

111. Рюмина М. Тайна смеха или эстетика комического. М. 1993.

112. Сапонов М. Искусство импровизации. М.:Музыка, 1982.

113. Сапонов М. Менестрели. М., 1996.

114. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. М., 1981. С. 239-240.

115. Сезонтьева Н. Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1988.

116. Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре//Музыка в контексте духовной культуры./ Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 120. М., 1992. С. 8-32.

117. Степанов О. Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». М.: Музыка, 1972.

118. Страны и народы: научно-популярное географическое, этнографическое издание. В 20-ти томах. М.: Мысль, 1983. Т. 16. Зарубежная Европа: Южная Европа.

119. Сычев Ст. Земля меж двух океанов. М.: Мысль, 1983.

120. Театральное пространство во Флоренции XV-XVII веков. Зрелища и музыка во Флоренции эпохи Медичи. Документы и реконструкции. М.: Сов. художник, 1978.

121. Театральное пространство. Материалы научной конференции 1978. ГМПИИ им. Пушкина. М.: Сов. художник, 1978.

122. Уварова И. Сценическое пространство в комедии дель арте и опыт его воспроизведения на русской сцене //Тетр. пр-во. М., 1979. С. 434443.

123. Успенский Б. Анти-поведение в культуре Древней Руси //Успенский Б.А. Избранные труды .T.l. -М., 1996. С. 460-473.

124. Успенский Б. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.

125. Устиненко В. Игра и эстетическая деятельность. Дисс. . канд. философских наук. М., 1969.

126. Финдейзен Н. Средневековые мейстерзингеры и один из наиболее блестящих представителей мейстерзанга. Спб.: Тип. Финдейзена, 1897.

127. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М.: Гослитиздат, 1936.

128. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980.

129. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.: пер. с нидерл. общ. ред. и поел. Тавризян Г. М.: Прогресс, 1992.

130. Хогарт У. Анализ красоты /Вст. ст., прим. и ред. пер. М.Алексеева. Пер. с англ. П.В.Мелковой. 2-е изд. Искусство: Лен. отд-е, 1987.

131. Холопова В. Зрительный ряд в музыке //Пространство и время в музыке. /Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 121. М., 1992. С. 13-20.

132. Холопова В.Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.:Прест, 2002. 32 с.

133. Холопова В. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М:Прест,2002. 24 с.

134. Холопова В. Музыка как вид искусства. Изд.-е 2. Уч. пособие для студентов консерваторий и музыкальных училищ. М. Научно-творческий центр "Консерватория", 1994.

135. Цехновицер О. Демонстрация и карнавал. М., 1927.

136. Черная Е. Австрийский музыкальный театр до Моцарта. М.: Музыка, 1965.

137. Чернова О. О понятии драматургии в инструментальной музыке //Муз. искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. С. 59-77.

138. Чернова Т. Лирика род музыкальной организации //Проблемы музыкознания / МГК. М.,1975. Вып. 1. С. 83-97.

139. Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984.

140. Чечетин А. История массовых народных празднеств и представлений. М.:МГИК, 1976.

141. Шокорев В. Маска и костюм для карнавала. М., 1958.

142. Шуман Р. Избранные статьи о музыке /Ред. Д. Житомирского. М.:Музгиз,1956.

143. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. ст.: В 2-х т. М.: Музыка, 1975.

144. Шуман Р. Письма (1817-1840) : Т. I/Сост., вст. ст., комм., указатели: Д. Житомирский. М.: Музыка, 1970.

145. Шуман Р. Письма (1840-1856): Т. 2 / Сост., вст. ст., комм., указатели: Д. Житомирский. М.: Музыка, 1982.

146. Эльконин Д. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

147. Эскизы карнавальных костюмов народов мира /Затейник. Сб. Вып.11. М.: Мол. Гвардия, 1973.

148. Ястребицкая А. Западная Европа XI-XIII веков: Эпоха. Быт. Костюм. М.: Искусство, 1978.

149. Ястребицкая А.Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995.150. 37 alte und neue Kolner Volks-und Karnevalslieder. Koln, 1935.151. 50 der schonsten alten und neuen Kolner Carnavalslieder. Koln: Tonger, 1910.

150. Alione Giovanni Giorgio Commedie e farse carnavalesche nei dialetti astigiano, milanese e francese. Milano, Daelli, 1865.

151. Analyse eines Stadtfestes "Die Mainzer Fastnacht". Wiesbaden, 1977.

152. Ballets et mascaradea de cour de Henri III a Louis XIV (1581-1652). Geneva, 1968.

153. Bartsch, A. Holzmasken.Fasnachts-und Maskenbrauchtuninder Schweizin Siiddeutschland und Osterreich. AT Verlag, 1993.

154. Bausinger H. Hintergrunde der Fasnacht //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tiibinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 13-27.

155. Bellen-Tone. Sammlung der Kolnischen Karnevalslieder (1823-1834). 236 Texte mit 24 Melodien mit Klavierbegleitung.

156. Benz R. Jaon Paul. Traume und Yisionen, Miinchen, 1954.

157. Berner H. Fasnacht und Historie. Moglichkeiten und Grenzen archivarischer Fasnachtsforschung //Fasnacht. 1964.

158. Blixen, T. Karnevals Erzahlungen aus demNachlass. Stuttgart, 1995.

159. Bohmer, K. W.A. Mozarts Jdomeneo und die Tradition der Karnevalsopern in Miinchen. Tutzung: Schneider, 1999.

160. Bolte J. Das Danziger Theater im 16. und 17. Jahrhundert. Hamburg -Leipzig, 1895.

161. Bourquelot F. L'office de la fete des fous, Sens, 1856.

162. Bowra M. Dongs of Dance and Carnival, in Italian Renaissanse Stadies: Atribute to the late Cecilia M. Ady London, 1960.

163. Bristoh M. Carnaval and theater. .New-York, 1985.

164. Buslau D. 2000 Jahre Fastnacht in Koblenz. Koblenz, 1976.

165. Cantagiuliana F. Le carnaval de Venise, Paris, 1974.

166. Canti carnescialecschi del rinascimento. Bari: Laterna, 1936.

167. Canti carnescialecschi, trionfi, carri e mascherate. Milano, Sonzogno, 1883.

168. Canti popolari Toscani. Firenze, 1902.

169. Canti popolari toskani. Firenze, 1860.

170. Canti popolari veneziani. Venezia, 1872.

171. Canti popolari Veneziani/ Raccoltida Dom. Giuseppe Bernoni. Venezia, 1872.

172. Carnaval de 1963. e os grandes succesos do passado.(Сборник популярных авторских песен для карнавала. Переложение для саксофона альта и тромбона).

173. Carnaval, 1964.( Сборник авторских карнавальных песен: 5 маршей и 1 самба для тенора-саксофона и кларнета).

174. Carnevale del Teatro. Venezia, 1980.

175. Carnevale del Teatro. Venezia, 1984.

176. Caro Baroja G. Le Carnaval. Paris, 1979.

177. Caro Borojc Julio Le carnaval. Trad. De l'espagnol prsylvie Seseleger -Paris: Collimaral, 1979.

178. Catholy, E. Fastnachtspiel //Realienbucher fur Germanisten, 56. Stuttgart, 1966. S.21.

179. Chisi F. Feste musicali della Firenze Medice, (1480-1589), Firenze, 1939.

180. Chisi. F. I Canti carneccialeschi nelle fonti musicali de XVe XVI sec., 1936.

181. Clementi F. II Carmevale Romano nelle cronache contemporane dalle origini al secolo XVII, con illustrazioni riprodotte da sempe e quadri dell'epoca. Roma, 1899.

182. Clobes W. Der Mainzer Nerrenspiegel. Eine rheinische Fastnachtchronik in Bild und Wort, in Spruch und Lied zwer 75 Jarigen Jubilfeier des Mainzer Carneval-Vereins, Mainz, 1913.

183. Coover, R. Pinocchio in Venedig. Hamburg: Rewohlt, 1994.

184. Danow, David K. The spirit of carnival: magical realism and the grotesque. Lexington, 1995.

185. Das Nurnberger Schonbartbuch. Nach der Hamburger Handschrift hrg. fon Karl Drescher. Weimar, 1908.

186. Dieterich A. Pullcinella. Pompeganische Wandbilder und romische Satyrspiele, Leipzig, 1879.

187. Dopp, S. Karnevaleshe Phanomene in antiken und nachantiken Kulturen und Literaturen. Trier: Wiss., Voil, 1993.

188. Dorge H. Musil in Venedig. Ein moderner Stadtfuhrer zu den Zeugen der Musik und Bildenden Kunst. Wilhelmsnaren, 1990.

189. Dreved G. Zur Geschichte der Feted des fous//Stimmen aus Maria -Laach, XVII, 1894. S. 571-585.

190. Droste, T. Venedig: die Stadt in den Lagune: Kirchen und Palaste, Gondeln und Karneval. Koln: DuMont, 1996.

191. Erz M., Jungrichter C. Gegenpositionen zur Fastnacht: Nichtteilnehmerkritische Stimmen. Analyse eines Stadtfestes "Die Mainzer Fastnacht", Wisbaden, 1977. S. 207-239.

192. Feste und Festspiele//Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 4.

193. FrieB-Reimann H. Der Siegeszug der Prinzen Karneval. Mainz, 1988.

194. Flogel K.F. Geschichte des Grotesk Komischen. Ein Beitrag zur Geschichte der Menschheit. Nach der Ausgabe von 1788 neu bearbeitet und herausgegeben von Max Bauer. 2 Bde, Munchen, 1914.r

195. Feuillet R.-A- Choreographie ou lArt de desrire la Dance per caracters, figures et signes demonstratis. Paris, 1700.

196. Fuchs, P. Kolner Karneval: seine Geschichte, seine Eigenart, seine Alteure. Koln, 1984.

197. Fuhrmann M. Fasnacht als Utopie: Yom Saturnalienfest im alten Rom //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tubinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 29-42.

198. Gaignebet C. Le combat de Carnaval et de Careme de P.Bruegel (1559)//Annales: Economies-Societes-Civilisations. Paris, 1972. Annee 27 n 2 mars-arril.

199. Gargulio, P. Italia. La musica a Firenze al tempo di Lorenzo il Magnifico. Congresso Firenze 15-17 giugno 1992. Firenze, 1993.

200. Gauducci G. "Poesie" of Lorenzo de Medici Firenze", 1859.

201. Ghisi F. Canti Carnascialeschi //Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd. II, Kassel/Basel, 1952. S. 764-769.

202. Gombosi A. Folia d'Espagne //Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd.4- Kassel-Basel, 1955. S. 479-484.

203. Habel Th. Der Tod im Fastnachtsspiel //R.Blum (Hg.), Studien zur Thematik des Todes im 16. Jahrhundert, Wolfenbuttel. 1983. S. 63-95.

204. Harkonen H. Circuses and fairs in art. Minneapolis, Lerner, 1970.

205. Hauschenbett D. Die Frau mit dem Apfel und Frau Venus in Moriskentanz und Fastnachtsspiel //Volkskultur und Geschichte. Festgabe fur J.Dunninger, Berlin, 1970. S. 585-603.

206. Heim J. "Eyn Sackrfiff ist des Narren Spil". Uber die Musik der Narren'7/ Elf Beitrage zur Narrenidee. Reimscheid. 1984. S. 309-331.

207. Holtorf A. Tanz-Gelage-Maskierung //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tubinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 43-109.

208. Huiziga J. Herbst des Mittelalters. Studien iiber Lebens-und Geistesformen des 14. Und 15. Jahrhunderts in Frankreich und in den Niederlanden. Dt. V. Kurt Koster. Stuttgar, 1975.

209. Kayser W. Das Groteske in Malerei und Dichtung, 1957.

210. Keim, A.-M. 11 Mai politisher Karneval. Mainz, 1981.

211. Keller A. von (Hg.) Fastnachtsspiele aus dem 15. Jahrhundert. 1-4 Teil. Stuttgart 1853-1858.

212. Kimminich E. Des Teufels Werber. Mittelalterliche Lasterdarstellung und Gestaltungsformen der Fastnacht. Fr. am Main/Bern/N.J., 1986.

213. Klersch, J. Die Kolnische Fastnacht von Ihren Anfangen bis zur Gegenwart. Koln, 1961.

214. Kiister J- "Spectaculum vitorim". Studien zur Internationalitat und Geschichte des Niirnberger Schembartlaufes. Keimscheid, 1983.

215. Lambranzi G. Neue und curieuse theatralische Tantz-Schule. Leipzig, 1975.

216. Langsam E. Das Kolner Kamevalslied der ersten Hafte des 19. Jahrhunderts. Bonn, 1921.

217. Lehmann P. Die Parodie im Mittelalter. Munchen, 1922.

218. Lemacher, H. Drei Karnevalslieder fur gemischten Chor und Instrumente. Koln: Tongen, 1937.

219. Leibbrand J. Speculum bestialitatis: Die Tiergestalten der Fastnacht und des Karnevals im Kontext christlicher Allegorese. Miinchen, 1988.

220. LeRoy Ladurie, E. Karneval in Romans: vaon Lichtmess bis Aschermittwoch 1579-1580. Stuttgart: Klett Cotta, 1982.

221. Les Fetes de la Renaissance, Paris, "1956.

222. Lesure F. Musik und Geselschaft im Bild. Zeugnisse der Malerie aus sechs Jahrhunderten. Kassel, 1966.

223. Lieder der Carnevals Gesellschaft Narrhalla. Heidelberg: Wolff, 1859.

224. Lieder des Narren Yereins zu Dtiren. Dtiren: Knoll, 1859.

225. Lieder-Kranz fur den Karneval zu Koln 1825, herausgegeben im Auftrage des festordnenden Comites.

226. Lorensetti G. Le feste e le maschere veneziane. Venezia, 1937.

227. Lowinsky, E.-E. The Medici codex of 1518: a choirbook of motets dedicated to Lorenzo de' Medici, 1968.

228. Luzio F. Gonzoga ostaggio alia corte di Giulio II, Roma 1887, Flor. 1886. Ademello, Alessandro IV, Giulio II, e Geone X ned carnevale di Roma.

229. Male E. L'art relegieux du Xlle siecle, du XHIe et de la fin du Mogens Ages en France, Paris 1902, 1908, 1922.

230. Masson P.-M. Chants de carnaval florentins. Paris: M.Sonart, 1913.

231. Matheus, M. Fastnacht Karneval im europaischen Vergleich: mit 4 Diagrammen und 6 Tabellen. Stuttgart: Steiner, 1999.

232. Matter, M. Rheinischer Karnival. Bonn, 1978.

233. Mehltretter, F. Die unmoglische Tragodie: Karnevalisierung und Gattungsmischung in venezianischen Opernlibretto des 17. Jahrhunderts. Fr. am Main, 1994.

234. Mertens V. Mi-parti als Zeichen. Remscheid, 1983.

235. Mezger W. Bemerkung zum mittelalterlichen Narrentum //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tubinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 43-109.

236. Mezger W. Hoffnarren in Mittelalter. Vom tieferen Sinn eines seltsamen Amts. Konstanz, 1981.

237. Mezger W. Narrerrei und Tradition. Die Rottweiler Fasnet. Stuttgart, 1984.

238. Mezger W. Das grofie Buch der schwabisch-alemalischen Fasnet. Urspriinge, Entwicklungen und Erscheinungsformen organisierten Narretei in Siidwestdeutschland, Stuttgart, 1999.

239. Mezger W. Musik und Brauch. Formen und Funktioen der Klangenkultur in den festbrauchen des Jahreslaufs //Volksmusikpflege in Baden-Wtittemberg, Tagungsband 1996, hg. v. Wulf Wager. Karlsruhe, 1997.S. 1256.

240. Mezger W. Nerrenidee und Fastnachtsbrauch. Studien zum Fortleben des Mittelalters in der europaischen Festkultur. Konstanz, 1991.

241. Mies P. Das Kolnische Volks-und Karnevalslied. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte der Stadt Koln von 1823 bis 1923 im Lichte des Humors. Dusseldorf, 1964.

242. Moser A. Zur Genesis der Folies d'Espagne //Archiv fur Musikwissenschaft. Ig.l, 1918-1919, Buckeburg-Leipzig. S. 358-371.

243. Moser H. Stadtische Fastnacht des Mittelalters/ZMasken zwischen Spiel und Ernst, Tubingen 1967. S. 13 5-202.

244. Moser, D.-R. Fastnacht, Fasching, Karneval, Das Fest der "Verkehrten Welt". GrazBWienfiKoln. 1986.

245. Moser, D.-R. Elf Thesen zur Fastnacht //Jahrbuch fur Volkskunde. N.F. 6, 1983 .S. 75-77.

246. Musique des intermedes de la Pellegrina les fetes de Florence, 1589. Paris, 1986.

247. Narrenmutter mit sieben Sohnen. Deteil eines mit Narrenszenen bemalten Ziertellrs, oberrenisch, 1528. Jannsbruch, SchloB Ambras, Inv. Nr. P 4955.

248. Neumann E. Katalog iiber Karneval und Theater Kostume, Maskenschmuck, Waffen. Hildesheim, N.J., 1978.

249. Novati F. La parodia sacra nelle letterature moderne/Novature moderne/Novatis S'tudi criticie letterari, Turin, 1889.

250. Oelsner, W. Karneval ohne Maske. Koln: Greven, 1987.

251. Olumpia 1908-1983: Chronik einer Fasnachttages. Basel, 1983.

252. Ottenbach F. Geschichte der europaischen Tanzmusik, Wilhelmshaven, 1991.

253. Parigi, L. Laurentiana: Lorenzo der Medici cultore della musica. Firenze, 1954.

254. Perrucci A. Dell'arte reppresentativa, premeditata, e dall' improviso. Partideu. Del dortor Andrea Perrucci. Napoli, 1699.

255. Preussner S. Die musikalische Reisen des Herrn Uffenbach. Kassel, 1949.

256. Rheinhessisches Volksblatt Nr. 1, 1856

257. Rebling, Ebenbard "Jede nerve voll musik.". Bemerkungen zur interpretation Schumannscher Klaviermusik am beispiel des "Carnaval" op 9. Berlin. S. 129-136.

258. Reich H. Der Mimus. Ein Literar-entwicklungsgeschichtlicher Versuch, Berlin, 1903.

259. Reinach S. Cultes, Mythes et Religions. Paris, 1908.

260. Riha, K. Karneval und Maske: ein Vortrag. Siegen: Muk, 1992.

261. Rosenfeld H. Fastnacht und Karneval. Name, Geschichte, Wirklichkeit// Archiv fur Kulturgeschichte 51, 1969. S. 175-181.

262. Rosenfeld H. Fastnacht und Karneval. Name, Geschichte, Wirklichkeit//Archiv fur Kulturgeschichte 15, 1969. S. 175-181.

263. RostK. Massenmedien und Fastnacht// Analyse eines Stadtfestes "Die Mainzer Fastnacht", Wisbaden, 1977. S. 239-275.

264. Rudwin M.J. The Origin of the German Carnaval. Comedy. N. Y. 1960.

265. Sammlung der beliebtesten Coiner Carnevalslieder mit Melodien und Pianoforie-Begleitung. Einzig rechtmassige Ausgabe nach der Original-Partitur. 1 Heft. Coin, bei Christ. Eck (6 Melodie).

266. Schnidt, J. Karneval der Uberlebenden: Intertextualitet in Arno Schmidts Novellen. Amsterdam: Rodopi, 1998.

267. Schoninger, S. Das Faschingsbuch: Fasching, Fastnacht, Karneval in der Grundschule; Bastelideen, Spule, Lieder und Gedichte. Miinchen: Oldenbourg, 1999.

268. Schramm, H. Karneval des Denkens: Theatralitat im Spiegel philosopischer Texte des 16. und 17. Jahrhunderts. Berlin, 1996.

269. Schwedt H. Fastnachter// Analyse eines Stadtfestes "Die Mainzer Fastnacht", Wisbaden, 1977. S. 77-105.

270. Simoni A. Opera di Lorenzo Medici, II.

271. Stahl, B. Formen und Funktionen des Fastnachtfeierns in Geschichte und Gegenwart, dargestellt an den wichtigsten Aktivitatender Mainzer Fastnachtsvereine und garden. Bielefeld, 1981. S.33-37.

272. Strong R. Art and power: Renessance festivals, 1450-1650. Berkeley, Los Angeles, 1984.

273. Sturm S. Lorenze de Medici. N.Y. 1974.

274. Sumberg S.L. The Nuremberg Schembart Carnaval. N.Y., 1941.

275. Talkenberg-Bodenstein R. Die Funktion der Fastnacht in sozialen Wandel //Analyse eines Stadtfestes "Die Mainzer Fastnacht", Wisbaden, 1977. S.ll-39.

276. Tauberg K. Hofflische Tanze. Ihre Geschichte und Choreographie. Mainz, 1968.

277. Taubeug G. Rechtschaftener Tantzmeister, Leipzig, 1717.

278. Tomlinson K. The art of dancing. London, 1724.

279. Venedig und der Karneval. Venezia: Ed. Storti, 1991.

280. Ventrone, P. Palazzo Medici Riccardi. Le tems revient: festa e spettacoli nella Firenze di Lorenzo il Magniflco. Firenze, 1992.

281. Villetard H. Office de Pierre de Corbeil, Paris, 1907.

282. Villetard H. Remarques sur la fete des fous. Paris, 1911.

283. Vollstandige Sammlung der Kolnishen Karnevalslieder aus den Jahren 1823-1828 herausgegeben zunachst zum Gebrauche in den Generalsammlungen. 1834.

284. Weidling L. Zwei alte badische Fastnachtsrufe und ihr musikalischer Umkreis //Jahrbuch fur Volksliedvorschung 16, 1971. S. 81-90.

285. Westphal, K. Karnevalslieder der Renaissance: zu 3-4 Stimmen. Partitur. Wolfenbuttel: Moseler, 1950.

286. Wirts C. Kolner Carnevalslied, oln. 1891.

287. Wagner S. Der Kampf des Fastens gegen die Fastnacht. Zur Geschichte der Mafiung. Miinchen, 1986.

288. Wuttke D. Fastnachtspiele des 15. Und 16. Jahrhunderts. Stuttgart, 1990.

289. Zanato, T. Saggio siel Comento di Lorenzo de'Medici. Firenze, 1979.

290. Zeumer, J.-C. Bacchanalia Christianorum Vulgo. Das Carneval. Jenae, 1699.1. Нотография

291. Anglebert, D. Preludes. Pieses de Clavecin. Variations Folia d'Espagne. Manuscr'. Bob .21117. Paris.

292. Bach, J.-S. Bauernkantate. 8 Arie.

293. Carulli, Fernando. Les Folie d'Espagne pour guitare.

294. Corelli, A. 12 sonate La Folia.

295. Ducreux,Em. Variations des Folies d'Espaghe pour un basson ou Violoncelle. Manuscr. Paris.

296. Feuillet Danse. Paris. Res. V1634. V10783(l).

297. Farinelli M. Division on a Ground/ Moser Zur Genesis der Folies d'Espagne// Archiv fuer Musikwissenschaft. Jg.l, 1918-1919, Bucxkeberg-Leipzig, S. 358 -371.

298. Geminiani, Francesco. Concerto grosso "La Folia" op.5 №12.

299. Giuliani, Mauro. Variations sur les Folies d'Espagne.

300. Lemoine. Folies D'Espagne Avec sept Variations pour la Guitarre ou la Lyre.

301. Les Folies d'Espagnes Aves 32 variations Arrangees de suite afin de parvenir avee plis d'aisance aux diffeicultes des dernures. Paris. Vm.3270.

302. Lully, J.-B. Air en trio sur les folies despagnes fait par Mr. De Luly (deux dessus et une taille de hautbois avec la basse Fb=SSA+Bc). Paris, 1672. Manuscr.Vmg. 20389(1).

303. Marais, M. Les Folies d'Espagne pour flute a Bas (enllt) ou flute traversiere, luth (ou clavecin) et viole de Gambe. Paris, 1701.

304. Milanuzzi, Fra Carlo. Terzo scherzo delle ariose vaghezze con l'oggiunte nel fine di alkuni Baletti, Sarauende, Spagnola. Venetia, 1623. Spagnolette, Gagliarde, Follie, Ciaccone und altre Sonate intavolate per la Chitarre olla

305. Anonym Recuell, de menuets, allemandes et contredances. Avec vingt et une variations, Des Folies d'Espagne louttes en pinces differents. Paris. A 33411.

306. Pasquini, Fernando. Partite op.45 sopra la Aria della Folia da Espagne. 1702/ Musik fuer Tasteninstrumente aus dem 16. 17. Und 18. Jahrhundert. M.S. Kastner.

307. Pico, Foriano. Nuova Scelta di sonate per la chitarra spagnola, Napoli, 1608.

308. Ponce, Manuel M. Variations und Fugue on the «Folia de Espana».

309. Ribanac, de Ruiz. Luz у norte musical para seminar pour les cittras de la aguitarre espagnola, Madrid, 1677.

310. Tulou, J.-L. Divers Morceaux pour la flute. Manuscr. Paris.

311. Gallot, Antoine. Pieces DELVTH Compoces sur differens Modes Parlacqves de Gallot. Paris, 1692. Vmd. 3218.

312. Folia d'Espagne. Tabulatur pour Luth. Paris. Vm. 1721. A 17. Vm. 7675.

313. Betune Pieces pour angelique. Folia d'Espagne. Tabulatur. Paris. Vmmier341.2350 der schonsten alten und neuen kolner Carnevalslieder mit Klavierbegleitung. Koln.

314. Karnevalslieder der Renaissance zu 3-4 Stimmen. Hgg. Von Kurt Westphal. Wolfenbuttel.

315. Prager Carnevals Spende mit Pres Tanzen flir das Jahr 1863. Wien-Leipzig.1863.

316. Prager Carnevals Spende mit Pres Tanzen fur das Jahr 1864. Wien-Leipzig.1864.

317. Carneval 1823. Samlung original deutscher Tanze fur das Piano-Forte. Heft1. Wien.

318. CarnevaI 1823. Samlung original deutscher Tanze fur das Piano-Forte. Heft2. Wien.

319. Carnovale di Milano. Milano presto Francesco Luisa Margherita, Nr. 1131. Album der Preis Tanze fur den Carneval 1856 fur das Pianoforte. Wien-Leipzig.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.