Музыка в пластическом театре рубежа XX - XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Бабич, Николай Федорович

  • Бабич, Николай Федорович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 196
Бабич, Николай Федорович. Музыка в пластическом театре рубежа XX - XXI веков: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2012. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бабич, Николай Федорович

Оглавление

Введение

Глава 1 Общие проблемы музыкально-пластического театра

1.1. Музыкально-пластический театр как явление и понятие

1.2. Музыкально-пластический театр в ситуации постмодерна

1.3. К вопросу о комплексном анализе музыкально-пластических произведений

Глава 2. Музыкально-пластический спектакль как синтетическое целое

2.1. Модели взаимодействия музыки и пластики

2.2. Типы пластической лексики

2.3. Особенности сценографических решений

Глава 3. Музыкальная составляющая: образы, композиция, стиль

3.1. Музыкальные тексты в современном пластическом спектакле: проблемы авторства

3.2. Специфика музыкальной образности в спектакле

3.3. Композиционные и стилистические особенности музыкальных текстов

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка в пластическом театре рубежа XX - XXI веков»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. К числу наиболее существенных закономерностей эволюции музыкального театра в XX - начале XXI веков принадлежит динамичное развитие пластических жанров - балетного, танцевально-хореографического, пантомимического. Сегодня роль телесного начала в искусстве неизмеримо возрастает. «Отелесненность» художественного сознания находит выражение во всех сферах творчества. Это проявляется в количественном увеличении всевозможных танцевально-пластических студий, повсеместном распространении уличной танцевальной культуры, возникновении множества терапевтических телесно ориентированных практик (в том числе, на основе театра), усилении пластического начала в драматическом театре, цирковых и эстрадных представлениях, телевизионных шоу. В музыкальном искусстве указанная тенденция находит выражение в «инструментальном театре», пластической «транскрипции» музыки нетеатрального происхождения, стремлении сделать видимым движение звука, интонации, ритма.

В этом контексте в 70-х годах XX века появляются многочисленные постановки, не вписывающиеся ни в один из ранее сложившихся видов танцевального искусства. Их отличительными признаками являются особый тип пластической лексики, новые формы взаимодействия между пластикой и музыкой, изменившаяся трактовка роли музыки в спектакле. Как справедливо пишет Т.А. Курышева, это время отмечено «ростом синтетических форм, усилением тенденции к взаимопроникновению не только различных художественных видов, но и мутациям в рамках каждого из них» [119, 47]. Стремительное количественное нарастание такого рода «мутированных» произведений образовало целое направление, специфический пласт культуры, который требует всестороннего изучения.

Это сложное синтетическое искусство включает в себя разные составляющие: музыку, хореографию, драматическую пантомиму, слово, акробатику, экранные средства, и в каждом из произведений набор составляющих индивидуален.

Пластические жанры изначально тяготели к многообразным взаимодействиям и сопряжениям, что способствовало возникновению и развитию феномена музыкально-пластического театра как синтезирующей формы. Он является не только этапом в развитии хореографического и пантомимического театров. Это ступень в развитии драматического искусства, в котором ощутимо движение от сугубо вербальной к музыкально-пластической форме выразительности. Это своеобразный «прорыв» в эволюционном развитии форм цирка, объединяющего в себе трюк, пантомиму, танец и музыку. Его действие выходит за пределы театральных площадок - на улицы, в производственные помещения, музеи.

Обращение к нему ведущих хореографов, таких как П. Бауш, А. Прельжокаж, М. Эк, С. Вальц, К. Карлсон позволяет судить о масштабности явления. К нему проявляют все возрастающий интерес и менее знаменитые хореографы и режиссеры, образовавшие целое направление в музыкально-театральном искусстве рубежного периода. Появились знаковые произведения в этом жанре, такие как «Кафе Мюллер» и «Мойщик окон» П. Бауш, «МС 14/22 "This is my body"» А. Прельжокажа, трилогия «Тело» -«S» - «Без тела» С. Вальц. К нему приковано внимание артистических кругов, о его перспективах дискутируют балетоведы и хореографы, эстетики и социологи искусства, критики. Существует огромное количество рецензий, отзывов, статей и размышлений в прессе, словом, оно находится на пике внимания общества. Такая ситуация является своеобразным барометром актуальности исследуемого явления.

Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что искусствоведческие науки до сих пор не достигли существенного прогресса в изучении и осмыслении упомянутого феномена. В современной специальной литературе отсутствует общепризнанная дефиниция «пластического театра». Соответствующий термин фигурирует лишь в профессиональном лексиконе отдельных исследователей, режиссеров и критиков, а само явление рассматривается по-разному: как разновидности «современного танца», «экспериментального балета», «постмодернистской хореографии» и т. п. Подобная «разноголосица», естественно, препятствует сколько-нибудь успешному постижению сущностных основ музыкально-пластического театра, путей его развития и принципов внутрижанровой дифференциации. Отсюда проистекают неизбежных трудности, сопутствующие адекватному истолкованию упомянутых музыкально-пластических постановок, осмыслению и обобщению творческого опыта их создателей в современной музыкально-театральной практике. Коль скоро же названные музыкально-пластические концепции соотносятся с малоизученными морфологическими проблемами общей теории искусств, то актуальность настоящего диссертационного исследования представляется вполне очевидной.

Его объектом является музыкально-пластический театр как феномен художественной культуры на рубеже XX - XXI вв. Предметом исследования выступает музыкальная составляющая в контексте ее взаимодействия с другими компонентами сценического текста музыкально-пластических произведений.

Не все явления указанного периода попали в сферу рассмотрения. По причине большой их численности нами избран ограниченный, но репрезентативный круг произведений, в которых со всей очевидностью проступают типичные признаки данной дефиниции.

Материалом настоящего исследования служат спектакли, в которых наиболее ярко представлены различные стороны музыкальной составляющей. Автором проанализировано более 50 постановок, принадлежащих к жанру музыкально-пластического театра и созданных в период с 1970 по 2012 гг. Ими явились произведения: Пины Бауш («Кафе Мюллер», «Орфей и Эвридика», «Зоны контакта», «Плач Императрицы», «Мойщик окон», «Мазурка Фого», «Полнолуние», «Палермо, Палермо», «Бамбуковый блюз» и др.), Анжелена Прельжокажа («Сие есть тело мое», «Медея», «Благовещение», «Creation 2010» и др.), Саши Вальц («Дидона и Эней», «Тело», «Без тела», «Наизнанку», «Диалог-09», «Аллея Космонавтов» и др.), Матса Эка («Дым», «Дом Бернарды Альбы», «Апартаменты» и др.), Джеймса Тьерри («Симфония майского жука», «Зияющая пропасть»), Иржи Килиана («Бессонница»), Ханса ван Манена («Старик и я»), Марка Морриса («Дидона и Эней»), Филиппа Жанти («Край земли»), Хосе Монтальво и Доминик Эрвье («Orpheus», «Палладины»), Гедрюса Мацкявичюса («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»), Игоря Григурко («Песни дождя»), Татьяны Смирнягиной («Мотыльки»), Анни-Тереза Кеерсмакер («Rosas danst Rosas»), Каролин Карлсон («Вода»), Конни Янссен («Waste&Glass»), Лин Вай Мина («Песни скитальцев») и другие. Выбор имен продиктован обращением избранных авторов к экспериментальному театру, предполагающему выход за рамки традиционных жанров (в том числе, за рамки хореографии), балансирование на стыке различных видов театрального искусства. Поэтому за рамками настоящего исследования остались произведения так называемых «чистых» жанров: балета, пантомимы, драматического театра, цирка и т. п., связанных с именами Каннингема, Браун, Ноймайера, Форсайта, Марсо, Куртеманша и многих других, творящих в пределах устоявшихся жанров и видов театра.

Один из главных критериев отбора материала - активная, действенная роль музыки в спектакле (способы ее функционирования и особое влияние на формирование пластической образности, жанровую определенность). Отобранные для исследования образцы содержат весь диапазон разновидностей художественно полноценных музыкальных решений (оригинальные тексты и компилированные ряды), демонстрируют всевозможные типы взаимодействия музыки с другими составляющими сценического целого.

Ввиду повсеместного распространения указанного явления как ведущей тенденции мировой пластической культуры мы не ограничивали выбор материала рамками какой-либо национальной культурной традиции и не стремились к непременному охвату всех традиций. Созданные на рубеже XX - XXI вв., рассматриваемые спектакли отображают динамику развития и магистральные тенденции музыкально-театрального искусства.

Цель предпринятого исследования - выявить специфику музыкальной составляющей в контексте взаимодействия ее с другими компонентами произведения музыкально-пластического театра на рубеже XX - XXI вв. Исходя из этого, в диссертации предполагается решить следующие задачи:

• определить специфику музыкально-пластического театра в ряду важнейших направлений современного музыкально-театрального искусства;

• выявить особенности взаимодействия искусств в музыкально-пластических произведениях указанного периода;

• охарактеризовать роль и функции музыки в упомянутых интегративных процессах;

• установить жанровый, стилистический, образный и языковой «диапазон» соответствующих музыкальных текстов.

Методологическую основу настоящего исследования предопределяют его цель и задачи.

Изучение процессов многоуровневых взаимодействий музыки с другими искусствами обусловливает применение комплексного подхода, включающего в себя историко-культурный, теоретико-аналитический и сравнительно-аналитический методы. При этом техники анализа, используемые отдельными искусствоведческими дисциплинами (музыковедением, театроведением, балетоведением), экстраполируются на междисциплинарный уровень, что представляется адекватным синтетической природе рассматриваемых художественных явлений.

Степень изученности проблемы. Прежде всего, необходимо назвать имена отечественных ученых, заложивших теоретические и методологические основы в изучение феномена театральности музыки и синтеза искусств. Это фундаментальные труды Т.А. Курышевой [117, 119, 120], Е.В. Назайкинского [165, 166], М.Г. Арановского [14], Е.А. Ручьевской [206]. Затем укажем исследования, которые прямо или косвенно подводят нас к музыкальной проблематике в пластическом театре, поскольку она обусловлена всей предшествующей эволюцией пластических жанров. Это работы последних лет, в которых авторы поднимают вопросы взаимодействия музыки и танца в хореографическом театре XX века. Из отечественных исследований несомненный интерес представляет монография «Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза» (2010)

C.B. Наборщиковой, посвященная одной из самых интересных тем в искусствоведении - творческому союзу великих мастеров, в большой мере повлиявших на развитие хореографического театра и оставивших после себя значительные произведения. В центре внимания автора находится музыкально-хореографический спектакль, процесс его создания, анализ

8

взаимодействия и синтеза искусств. Исследователем собран большой объем фактологического материала, а также обзор зарубежных источников, помогающих глубже понять процесс формирования синкретической идеи спектакля и критерии отбора его выразительных средств.

Диссертация A.B. Занковой «Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века» (2008), рассматривает принципы взаимодействия искусств в их историческом, стадиальном становлении, где на первый план выходят то музыка, то хореография. Этот факт показался нам интересным в плане сравнения художественных текстов, в рамках рассматриваемого нами отрезка времени.

В диссертации «Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева» (2004) Т.В. Рыбкина рассматривает проблему взаимосвязи звукового (ритмо-интонационного) плана выражения со сферой пластического отображения в процессе музыкального восприятия. Автор ставит вполне конкретную цель - выявить механизмы координации пластических прообразов музыкально-выразительного комплекса и отражающих его движений. Это ведет к пониманию семантического значения пластических ритмо-интонационных формул танцев, что является основой анализа музыки танцевальных жанров. Ценно то, что диссертант рассматривает чисто музыкальные аспекты партитуры не в отрыве от двигательных впечатлений, но опираясь на них, подводя к общей физиологической основе «музыкально-двигательное восприятие», результатом которого является феномен возникновения музыкально-пластической образности.

В диссертации «Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца» (2002) A.B. Плохова п однимается вопрос взаимодействия исполнителей смежных искусств, музыкантов и танцовщиков, через жанровые качества танцевальной музыки. Автор

9

рассматривает также одну из проблем XX века, которая характеризуется разрывом между музыкальным исполнительством, сочинением музыки для танцевального театра и собственно, хореографическим театром. Этот разрыв ведет к сужению интонационного словаря исполнителей или вовсе потере современной музыкой смыслосодержащего жанрового комплекса. Выход из этой ситуации, по мнению автора, один: создание условий для возвращения музыкантов-исполнителей в хореографический театр. Заметим, что такая тенденция уже наметилась в зарубежном музыкально-пластическом театре, прежде всего в виде музыкального перформанса, сопровождающего пластическое действие.

Несомненную ценность названных исследований представляет глубинный анализ музыкальной составляющей театрального синтеза. Однако в центре внимания указанных авторов находится исключительно балетный театр, временные рамки рассмотрения которого ограничены концом XX столетия. Следовательно, музыкально-пластический театр оказывается вне зоны их анализа.

Во вторую группу вошли исследования, которые хотя и не касаются проблематики музыки в пластическом (хореографическом) театре, посвящены современному танцевальному движению, которое интересует нас постольку, поскольку объект диссертации имеет прямое отношение к движению вообще, и к танцу в частности.

Из отечественных трудов назовем коллективную монографию «Вопросы современной хореографии и хореографической педагогики» (2007) под рекакцией O.A. Путечевой, работы «Мимодрама Жана Кокто «Юноша и смерть» и ее значение в современной хореографии» (2011) О.Ю. Шкарпеткиной, «Движение как основание синтеза искусств в XX веке: теоретические смыслы и художественный опыт» (2006) Е.В. Аверьяновой, «Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии» (2006)

10

C.B. Устяхина, «Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века: Творческие поиски М. Бежара и Д. Ноймайера» (2003) O.A. Ермаковой, «Танец как смысловая универсалия: От выразительного движения к "движению" смысла» (2000) Н.В. Атитановой, в которых рассматриваются ключевые вопросы хореографического искусства, в том числе современной хореографии, проводится искусствоведческий анализ выразительного языка танца. Проблематика перечисленных исследований связана исключительно с пластической составляющей хореографического театра, не распространяясь на область экспериментального музыкально-театрального творчества конца XX - начала XXI веков, в недрах которого возникла универсальная лексика движения, свойственная музыкально-пластическому театру.

Влиянию постмодерна на современное хореографическое и, шире, театральное искусство посвящены немногочисленные труды отечественных авторов. Назовем диссертацию Т.А. Крюковой «Постмодернизм в театральном искусстве» (2006), в которой центральное место занимает анализ характера влияния постмодернистского мышления на современный русский театр, на его формообразующие принципы и трансформацию театральных форм, определяется роль постмодернизма в обновлении эстетики театра. Некоторые положения и выводы диссертации, такие как проблема субъекта в театре, специфика образности в эпоху постмодернизма, оказываются применимы не только к драматическому, но музыкально-пластическому театру. Диссертация А.Ю. Демшиной «Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика» (2003) содержит анализ взаимодействия искусств, которое определяется как диалогическое отношение на всех уровнях: диалог автор-зритель; диалог как характеристика пространства художественной акции; диалог различных видов художественной и нехудожественной деятельности. Автор отмечает,

11

что взаимодействие искусств тесно смыкается с проблемой выявления границ искусства/«неискусства», определения художественности. Эти насущные вопросы, в свою очередь, возникают не только в рассматриваемых автором областях искусств - кинематографе, литературе, живописи, - но и к постмодернистскому искусству в целом. Таким образом, данный труд оказался одним из полезных источников при рассмотрении соответствующих проблем в музыкально-пластическом театре.

Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных танцевальному искусству, в отечественном искусствоведении не наблюдается должного исследовательского интереса к вновь возникающим пластическим жанрам, в том числе под влиянием эстетических установок постмодерна. Внимание ученых направлено на исследование проблем, касающихся сугубо балетного театра, оставляя в стороне пограничные для него явления.

Зарубежные источники с исследовательской направленностью, которые затрагивают проблематику взаимодействий музыки с другими искусствами в пластическом театре на рубеже веков, встречаются, в основном, в виде исторических рефлексий по поводу танцевального искусства вообще, либо практических методик освоения танца, либо в качестве описательных персоналий.

Из немногих трудов, исследующих взаимодействие музыки и хореографии в их единстве, назовем монографию Пола Ходжинса «Взаимоотношения Партитуры и Хореографии в танце XX века. Музыка, Движение и Метафора (1992) (Hodgins P. Relationships Between Score and Choreography in Twentieth Century Dance: Music, Movement and Metaphor). Автор исследует эстетическую взаимозависимость двух дисциплин, предлагая определенную концепцию, метод для идентификации и категоризации отношения между хореографией и музыкальной партитурой.

12

Известные хореографические спектакли автор подвергает подробному хореомузыкальному (choreomusical) анализу, используя свою концепцию для всестороннего рассмотрения свойств музыкального движения. К сожалению, в ракурс рассмотрения исследователя попадают образцы исключительно классического танцевального движения, исследованные вопросы взаимодействия искусств касаются хореографического театра.

Широкий обзор существующих идей и инновационных открытий в хореографическом театре XX века дает Стефани Джордан в своей книге «Движущаяся музыка. Диалоги с Музыкой в Балете Двадцатого века» (2002) (Jordan S. Moving Music: Dialogues with Music in Twentieth Century Ballet). Автор исследует общекультурные и теоретические вопросы, связанные с взаимодействием музыки и балета, рассматривает всевозможные подходы к музыкальному тексту и некоторые особенности трактовок классики американскими хореографами. Некоторые наблюдения исследователя оказались полезными для данной диссертации при рассмотрении феномена танцевальной оперы.

Рефлексии по поводу того, какой должна быть танцевальная музыка, как она используется в современном искусстве танца, содержит сборник «Музыка для Танца: Размышления о Совместном Искусстве» (1989) (Music for the Dance: Reflections on a Collaborative Art (Contributions to the Study of Music and Dance) , включающий статьи музыкантов, хореографов, педагогов. Охвачен широкий спектр применения музыки в танце: от классического балета до выступлений в торговых павильонах. Сосредоточиваясь на некоторых более практических аспектах музыки и процессах создания танца, книга обращается ко многим важным вопросам, таким, например, как процесс отбора музыки балетмейстерами, или специфика балетной музыки с точки зрения композитора, размышления на тему "музыкальности" танцоров, анализ электронных музыкальных технологий в аспекте их применения в

13

танце. Книга ценна широтой охвата проблематики взаимодействия искусств, обзорностью существующих видов применения музыки в социуме.

Назовем также несколько трудов, в которых центром внимания является современный танцевальный театр и фигуры первой величины, его представляющие. Монография Энн Дели «Серьезные Жесты» (Daly А. Critical Gestures: Writings on Dance and Culture) (2002) фиксирует изменения в экспериментальном танце, включая все их уровни: от формальных до социальных. Отмечается рост исследований в области академического танца, привлекаются материалы, посвященные творчеству П. Бауш, Б. Джонса, X. Лимона.

Нельзя обойти вниманием вышедшую в прошлом году книгу Стивена Спира «В ильям Форсайт и Хореографическая Практика» (Spier S. William Forsythe and the Practice of Choreography: It Starts From Any Point) (2011), посвященную одной из значительных фигур в современной хореографической культуре Уильяму Форсайту. Автор касается всех аспектов творчества художника, анализируя методы его работы с междисциплинарной точки зрения. В одном из параграфов освещены принципы взаимодействия режиссера с музыкой.

В следующих работах отражена проблематика хореографического театра в условиях постмодерна, рассматривается специфика различных направлений в танце: Wright J. «Why is That So Funny?: A Practical Exploration of Physical Comedy» (2006), Lecoq J., Bradby D. «Theatre of movement and gesture» (2006), Schmidt K. «The theater of transformation : postmodernism in American drama» (2005), Whitmore J. Directing «Postmodern Theater : Shaping Signification in Performance» (1994), Partsch-Bergsohn I. «Modern dance in Germany and the United States: cross currents and influences» (1994).

Обозревая описанные выше труды, приходится констатировать, что новые жанровые образования, выходящие за рамки хореографии, остаются

14

вне научного обсуждения. Даже в том случае, когда они все же попадают в зону интереса критики на страницах прессы или в форме электронных заметок, то до обсуждения музыкальной проблематики дело не доходит, за редким исключением. В этом - одна из причин, по которой указанные явления стали объектом данной диссертации.

Во всех названных работах рассматриваются ключевые вопросы хореографического искусства, в том числе современной хореографии, проводится искусствоведческий анализ выразительного языка танца, рассматриваются вопросы влияния на хореографию эстетики постмодерна. Однако за рамками научных интересов остаются вопросы, связанные с новыми явлениями в театральном искусстве, находящимися на стыке жанров, в состав которых входят пантомима, драматическое действие, акробатика, экранное искусство. В перечисленных трудах исследуемая нами проблема функционирования музыки в пластическом театре рубежа веков, определение ее образной, жанровой и языковой специфики, как видим, не получила всестороннего освещения. Неисследованность указанных явлений очевидна.

Научная новизна данного исследования.

Впервые определяется место музыкально-пластического театра в ряду важнейших направлений музыкально-театрального искусства рубежа XX -XXI вв., которое обусловлено спецификой взаимодействия музыки с другими компонентами спектакля.

Впервые исследуется значение музыки в пластических спектаклях указанного периода, выявляются роль музыки и способы ее функционирования в интегративных сопряжениях искусств. С этих позиций анализируются конкретные произведения, в которых музыкальная составляющая представлена то в подчиненной роли, то как доминанта, то как равноценный элемент художественной целостности сценического текста.

Всесторонне рассматриваются такие музыкальные образования, как моно / полистилистические компиляции и «шумовые» партитуры с точки зрения их образной и композиционной логики. Прояснение последней способствует выявлению в музыке смыслообразующих структур. Изучается ситуация относительно целостных музыкальных текстов, которые, будучи помещенными в новый театральный, стилистический, историко-культурный контекст, могут изменять некоторые свои свойства.

Новым является контекстуальный анализ электроакустических и «шумовых» оригинальных партитур Ф. Гласса, П. Вермейерша, Т. де Мея, А. Торга и С. Хупена, С. Роя, М. Ланца, Д. Хобриха, В. Трифонова, созданных к соответствующим спектаклям. Выявляется их образная, жанровая и языковая специфика.

Теоретическая значимость работы определяется перспективами использования ее результатов в трудах по истории музыкального театра XX века, музыкальному анализу, теории балетного и хореографического искусства. Многие выводы и факты, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы в исследованиях, посвященных различным аспектам театрального синтеза искусств, монографиях о творчестве П. Бауш, И. Килиана, А. Прельжокажа, М. Морриса, М. Эка, С. Вальц и других крупнейших деятелей музыкально-пластического театра.

Практическая значимость представленной диссертации обусловливается возможностью расширения и содержательного обновления учебных дисциплин: «Теория и история музыки», «Теория и история хореографического искусства», «Теория и история театра», «Режиссура», включенных в программы отечественных вузов и колледжей искусств. Некоторые наблюдения автора могут представлять интерес для режиссеров, хореографов и композиторов, работающих в сфере музыкально-пластического театра.

Апробация исследования. Отдельные положения настоящей работы были отражены в докладе, представленном на международной научной интернет-конференции «Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве» (Ростов на Дону, 2008), выступлении на 1-ой Международной научно-практической конференции «Пантомима как многофункциональная основа мастер-ства актера и режиссера театра, эстрады, цирка» (Москва, 2010), российско-французском научно-практическом семинаре «Искусство - терапия - инклюзия» (Москва, 2011), а также нашли воплощение в проекте научно-методической конференции «Музыка в пространстве театра. Вопросы синтеза и взаимосвязи искусств», организованной автором на кафедре пантомимы и пластической культуры театра АПРИКТ (Москва, 2011). Материалы диссертации используются в авторском курсе «Музыка видимая и слышимая», внедренном в Академии переподготовки работни-ков искусства, культуры и туризма (Москва). Текст диссертационной работы обсуждался на кафедре истории музыки РГК в 2012 году.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бабич, Николай Федорович, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. АбдоковЮ.Б. Музыкальная поэтика хореографии: Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. - М. : МГАХ, РАТИ - ГИТИС, 2009. - 272 с.

2. Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / пер. с нем., коммент. К.К. Саквы. - М.: Музыка, 1990. - 560 с.

3. Аверьянова Е.В. Движение как основание синтеза искусств в XX веке: теоретические смыслы и художественный опыт: Дис. ... канд. иск. -Ярославль, 2006. - 158 с.

4. Агафонова H.A. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика. - Минск: БГУ культуры и искусства, 2009. - 273 с.

5. Агеева Ю.К. Феномен свободной композиции: пространственно-временная организация и культурно-исторический смысл: Дис. ... канд. иск- М., 1994.-191 с.

6. Азизян И.А. Диалог искусств XX века: Очерки взаимодействия искусств в культуре. - М.: ЛИ, 2008. - 592 с.

7. Академия пантомимы: теория и практика: Сб. статей / Отв. редакторы Е.В. Маркова, Т.Ю. Смирнягина. - М.: Миттель Пресс, 2011. - Вып. 1. -288 с.

8. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое дейстие. - М.: Всероссийское театральное общество, 1978.-456 с.

9. Анарина Н.Г. Японский театр как синтетическое искусство (к постановке проблемы) // Синтез в искусстве стран Азии. - М.: Наука, 1993. - С. 34-53.

Ю.АндрееваЕ.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX - нач. XXI вв. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 488 с.

11. Аппиа А. Живое искусство / Сб. статей. - М.: ГИТИС, 1993. - 102 с.

12. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 252-271.

13. Арановский М.Г. Расколотая целостность // Русская музыка и XX век. -М.:ГИИ, 1997.-С. 819-841.

14. Арановский М.Г. Симфонические искания. - JL: Советский композитор, 1979.-288 с.

15. Арто А. Театр и его Двойник. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 440 с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая и вторая. -Л.: Музыка, 1971.-376 с.

17. Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. - Л.: Музыка, 1974.-296 с.

18. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. - Л.: Музыка, 1972. -376 с.

19. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. — Л.: Музыка, 1970. - 264 с.

20. Астахова O.A. Принципы взаимосвязи музыки и танца: Автореф. дис. ... канд. иск. - СПб., 1993. - 24 с.

21. АтитановаН.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к "движению" смысла: Дис. ... канд. филос. наук. - Саранск, 2000.-163 с.

22. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 174 с.

23. Баланчин Дж., МэйсонФ. Сто один рассказ о большом балете. / Пер. с англ. У. Сапциной. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 494 с.

24. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.

25. Бакланова Е.В. Пластика в театрах «новой драмы» // Ученые записки НИИ прикладной культурологии / Кемер. гос. ун-т. - Кемерово: КемГУКИ, 2006.-Т. 2.-С. 264-270.

26. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

27. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. — М.: Им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.

28. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. - М.: ИИЛ, 1963. - 303 с.

29. Бежар М. Мгновение в жизни другого: Мемуары / Пер. с фр. - М.: В/О Союзтеатр, 1989.-240 с.

30. Березовчук Л.Н. Опера как синтетический жанр // Музыкальный театр. Серия: Проблемы музыкознания. Вып.6. - СПб., 1991. - С. 36-92.

31. Березкин В.И. Роберт Уилсон. Театр художника. - М.: Аграф, 2003. -490 с.

32. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. - М.: Искусство, 1987.-556 с.

33. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки: Вып. 2 / Отв. ред. Е.И. Чигарева. -М.: КомКнига, 2008. - 304 с.

34. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки: Вып. 1 / Отв. ред. и автор предисл. Е.И. Чигарева. Изд. 2-е, доп. - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 272 с.

35. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы / Предисл. Е.И. Чигаревой. Изд. 2-е, доп. - М.: КомКнига, 2012. - 338 с.

36. Богданова Л.А. Постмодернизм и современная хореография // Вестн. Казан, гос. ун-та культуры и искусств. - Казань, 2006. - № 4. - С. 76-80.

37. БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

38. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 219 с.

173

39. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006. - 646 с.

40. Боттомер П. Танец современный и классический: Большая иллюстрированная энцикл. / Пер. с англ. К. Молькова. - М.: ЭКСМО, 2006. -256 с.

41. БродоваИ.А. Основные принципы театрализации музыки в драматическом спектакле: Автореф. дис. ... канд. иск. - Киев, 1990. - 20 с.

42. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта//Вопросы философии. - М., 2006. -№1. - С. 12-18.

43. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. - М.: ИФ РАН, 2006.-С. 32-61.

44. ВансловВ.В. История и современность в балете // Сборник "Музыка и хореография современного балета". —М.: Музыка, 1977. — С. 246-257.

45. Ванслов В.В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. / Сб. ст. — Л,: Музыка, 1980. — Вып. 2. — С. 5-32.

46. Ванслов В.В. Взаимосвязь музыки и хореографии в балетном спектакле // Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. - Л.: Музыка, 1980.-С. 37-78.

47. Ванслов В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. - Л.: Музыка, 1980. - 192с.

48. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: очерки / 2-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1983.-233 с.

49. Ванслов В.В. Театр Джона Ноймайера // Советский балет. - 1989. — № 4. -С. 56-57.

50. Веберн А. Лекции о музыке. Письма.— М.: Музыка, 1975. - 143 с.

51. Вежбицкая А. Язык, Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. -416 с.

52. Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского. - М.: Наука, 1967. - 224 с.

53.ВилюнасВ. Психология эмоциональных явлений.— М.: МГУ, 1976 -142 с.

54. Волконский С.М. Выразительный человек. - СПб.: Апполон, 1913. - 222 с.

55. Вольфганг Амадей Моцарт: Аннотированный каталог сочинений / Авторы-составители Г. Звонов, А. Розинкин. - М.: Композитор, 2005. 272 с.

56. Вопросы современной хореографии и хореографической педагогики. Коллективная монография / ред. O.A. Путечева. - Краснодар: Эдви, 2007. -147 с.

57. Выготский J1.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968. - 576 с.

58. Высоцкая М.С., Григорьева Г.В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. - 440 с.

59. Гваттерини М. Азбука балета / пер. с ит - М.: БММ АО,. 2001. - 240 с.

60. Григорьева Г.В. Музыкальные формы XX века. - М.: ВЛАДОС, 2004. -175 с.

61. Гринберг К. Авангард и китч [Электронный ресурс] // «Художественный журнал» - Москва. - № 60/2005. - URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/ свободный (05.03.2011).

62. Гротовский Е.К Бедному театру / Пер. с англ. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009. - 304 с.

63. Гончарова О. Территория тонких нитей // Балет. - 2009. - № 1. - С. 20-22.

64. Дашкевич B.C. Музыка и кино. - М.: ВГИК, 2001. - 45 с.

65. ДелезЖ. Различие и повторение / науч. ред. Н.Б. Маньковская. — СПб.: Петрополис, 1998.—384с.

66. Демешко Г.А. Человек как объект художественной рефлексии музыки второй половины XX века // Музыкальное искусство сегодня. - М.: Композитор, 2004. - С. 44-59. - 207 с.

67. Демшина А.Ю. Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика: Дис. ... канд. культурол. - СПб., 2003. -165 с.

68. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. СоттесПа с1е1Гаг1е. - М.: Академии наук СССР, 1954. - 298 с.

69. Дзэами Мотокие. Предание о цветке стиля. (Фуси Кадэн) / Пер. со старояпонского, вступит, статья и примеч. Н.Г. Анариной. - М.: Наука,1989. - 199с.

70. ДиановаВ.М. Постмодернизм в философии, искусстве, культуре // В.М. Дианова. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. - СПб.: Петрополис, 1999. - 240 с.

71. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л.: Искусство, 1975. -128 с.

72. ДонцеваН.В. Бернд Алоиз Циммерман о будущем балета: попытка реформирования // Науч. вестн. Моск. консерватории. - М.: Московская гос. консерватория, 2010. -№ 2. - С. 194-203.

73. Друскин Я.С. О риторических приёмах в музыке И.С. Баха. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2004. - 136 с.

74. Дубравская Т.Н. Полифония: Учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2008. - 360 с.

75. Дугин А.Г. Поп-культура и знаки времени. - СПб.: Амфора, 2005. - 495 с.

76. Дулова Е.Н. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII - начала XX века). - Минск: Четыре четверти, 1999. - 375 с.

77. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин: Воспоминания / А. Дункан. Моя жизнь. М. Дести. Нерассказанная история. - М.: Политиздат, 1992. - 397 с.

78. Декру Э. Слово о миме / Вст. статья Е. В. Маркова. - Архангельск, 1992. -127 с.

79. Ермакова O.A. Новации хореографического языка в творчестве М. Бежара и Дж. Ноймайера / С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб.: Б. и., 2002.-63 с.

80. Ермакова O.A. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века: творческие поиски М. Бежара и Д. Ноймайера: Дис.... канд. иск,- СПб., 2003. - 237 с.

81. Жабинский К.А., ЗенкинК.В. Музыка в пространстве культуры. Избранные статьи. Вып. 3. - Ростов-на-Дону, 2005. - 250 с.

82. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. - М.: Музыка, 1989. - 303 с.

83. Жукова A.B. Классический балет и модерн танец в Японии. - М.: Прометей, 2006. - 79 с.

84. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 1. - М.: Музыка, 1995. - 541 с.

85. Занкова A.B. Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века: Дис.... канд. иск. - М., 2008. - 230 с.

86. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М., Искусство, 1976. - 351 с.

87. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Сб.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 11-26.

88. Ивбус В.Я. Модернизм и постмодернизм - М.: Знание, 1999. - 64 с.

89. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

90. Йеринг Г., Марсо М. Всемирное искусство пантомимы // Театрон: Науч. альманах / Санкт-Петерб. гос. авкад. театр, искусства. - СПб.: Санкт-Петерб. гос. акад. театр, искусства, 2008. - Вып. 1. - С. 74-84.

91. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

92. История философии / Отв. редакторы В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 576 с.

93. Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб.: ЦТ. 1996 - 232с.

94. Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». - Казань: Казанская консерватория, 1991. -36 с.

95. Калошина Г.Е. Особенности симфонизации монументальных вокальных жанров А. Онеггера: Автореф. дис. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону, 1987. -19 с.

96. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х томах. -М.: Гилея, 2001.-880 с.

97. Карп П.М. О балете. -М.: Искусство, 1967. - 228 с.

98. Карп П.М. Балет и драма. - Л.: Искусство, 1980. - 246 с.

99. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

100. Красовская В.М. Статьи о балете. - Л.: Искусство, 1967. - 340 с.

101. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории.

Эпоха Новерра. - Л.: Искусство, 1981. - 286 с.

102. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории.

Преромантизм. - Л.: Искусство, 1983. - 431 с.

103. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории.

Романтизм. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. - 432 с.

104. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. 2-е изд., испр. - СПб.: Лань; «Планета музыки», 2008. - 320 с.

105. Крейндлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.

106. КривцунО.А. Эволюция художественных форм. - М.: Наука, 1992. -299 с.

107. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО, 2006. - 672 с.

108. Конен В .Д. Перселл и опера. - ML: Музыка, 1978. - 262 с.

109. Коркия Э.Д. Театр постмодернизма как социокоммуникативная система [Электронный ресурс] // Ломоносовские чтения. - 2003. - Т. 2. - URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00—Olomon—OO-O-O-Oprompt-lO— 4------0-01-1 -ru-50—20-help—00031 -001 -, свободный (16.12.2011).

110. КосачеваР.Г. О музыке зарубежного балета (1917-1939): Опыт исследования. -М.: Музыка, 1984. - 301 с.

111. Крюкова Т.А. Постмодернистский театр как художественный код // Соврем, драматургия. - 2006. - № 2. - С. 202-211.

112. Крюкова Т.А. Постмодернизм в театральном искусстве: Дис. ... канд. иск.-СПб., 2006.-132 с.

113. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. - СПб.: Лань, 2006. -426 с.

114. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с.

115. КурышеваТ.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 295 с.

116. Курышева Т.А. Музыкальная хореодрама в творчестве Родиона Щедрина и Альфреда Шнитке // Антология музыкального театра

московских композиторов: вторая половина XX века. - М.: «Композитор», 2006.-С. 109-121.

117. КурышеваТ.А. О музыкальной природе балета //Советская музыка. -

1979.-№2.-С. 68-72.

118. Курышева Т. А. О музыкальной режиссуре и не только о ней // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1993. - С. 135-144.

119. Курышева Т.А. О роли музыки в синтезе искусств //Советская музыка. -

1980.-№8.-С. 47-51.

120. КурышеваТ.А. Театральность и музыка. - М.: Советский композитор, 1984.-201 с.

121. Лианская Е.Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: Дис.... канд. иск. - Нижний Новгород, 2003. - 216 с.

122. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII - XVIII веков в ряду искусств. Исследование. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.

123. ЛиотарЖ.Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако H.A. (пер.) с фр. — СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.

124. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. -М.: Советский композитор, 1990. - 312с.

125. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.:МГУ, 1982. - 480 с.

126. Лосев А.Ф. Языковая структура. - М.:МГПИ, 1983. - 375 с.

127. ЛотманЮ.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.-384 с.

128. ЛотманЮ.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972. -271 с.

129. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г.Григорьева. Пред. С.М. Даниэля - СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

136.

137,

138

139

140

141

142

143

ЛотманЮ.М. Семиосфера. - СПб.: Академический проект, 2002. -543 с.

ЛотманЮ.М. Об искусстве. - Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2005.-704 с.

Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера. - Берлин: Петрополис, 1925. - 178 с. Мазель Л.А. Концепция Асафьева и целостный анализ // Сов. музыка. -1987.-№3.-С. 76-82.

Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1991 . - 80 с.

МайниецеВ. Швед с душой испанца: мания Жизели Матса Эка // Культура. - 1999. - 14-20 окт. - № 37.

Малер Г. Письма. Воспоминания. -М.: Музыка, 1964. - 636 с. Мальцев С.М. Семантика музыкального знака: Автореф. дис. ... канд. иск. - Вильнюс, 1981. - 17 с.

Макаров С.М. Театрализация цирка / Гос. ин-т искусствознания, Акад. циркового искусства. -М.: USSR, 2010. - 287 с.

Максимова Н. Театры ручной работы [Электронный ресурс] // Рус. мир.

2010. - Июнь. - С. 70-73. - URL: http://www.mssldym 0/0ö/article00

13.html?print=true, свободный (12.01.2012).

Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). - М.: ИФ РАН, 1995. - 219 с.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.

Маньковская Н.Б. Феномен Постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Н.Б. Маньковская. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2009. - 495 с. Маркова Е.В. Марсель Марсо. - Л.: Искусство, 1975. - 144 с.

144. Маркова E.B. Современная зарубежная пантомима. La mime. - M.: Искусство, 1985. - 191 с.

145. Маркова Е.В. Этьен Декру. Теория и школа «mime pur»: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАТИ, 2008. - 244 с.

146. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. В 2-х книгах / 2-е изд., расш. и испр. - СПб.: Композитор, 2003.— Кн. 1. — 264 с.

147. Махлина С.Т. О синергетическом анализе художественного произведения. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Вып. №12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 300-312. -328 с.

148. Мацкявичюс Г. Преодоление. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 544 с.

149. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. - №3. - С. 30-39.

150. Меланьин A.A. Методы анализа танцевального движения: Дис. ... канд. иск.-М., 2010.-234 с.

151. Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. - М. : Искусство, 1990. - 163 с.

152. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. - Л.: Музыка, 1982. - 150 с.

153. Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей / Ред.-сост. М. Катунян. - М.: «Композитор», 2007. - 336 с.

154. Михайлов М.К. Музыкальный стиль в аспекте взаимодействия содержания и формы // КМ, вып. 1. - Л. : Музыка, 1975. - С. 51 -76.

155. Михайлов М.К. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

156. Михайлов A.B. Языки культуры. - М.: Языки русской культуры, 1997. -912 с.

157. Модестов B.C. Откровение Анжелена Прельжокажа // Планета Красота. -2010.-№9/10.-С. 20.

158. Мордовина И.Н. Современные направления хореографии: (теория и практика): учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: ТГУ, 2001. - 203 с.

159. Морозова Г.В.. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. -М.: ВЦХТ, 2001.-144 с.

160. Музыкальное искусство сегодня. Новые взгляды и наблюдения / Сост. и редакция В.В. Задерацкого. - М.: «Композитор», 2004. - 208 с.

161. Музыкально-теоретические системы XX века / Ред. М.Г. Арановский и JI.O. Акопян. - М.: Музиздат, 2011. - 248 с.

162. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Келдыша. -М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 672 с.

163. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. - М.: Искусство, 1982. - 192 с.

164. Наборщикова C.B. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2010. - 344 с.

165. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.

166. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982.-319 с.

167. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

168. Найштейн Е. Состояние постмодернизма // Петерб. театр, журн. - 1999. -№ 17.-С. 107-109.

169. Налетов А. «Мотыльки» // Правда Бурятии. - 14 мая 1997. - С. 6.

170. Нестеров В.Н. Философское осмысление балета // Философия и образование. Интеллектуальные т радиции и новации: сб. науч. ст. / Саратовский педагогический институт. - Саратов: Науч. кн., 2010. -Вып. 9.-С. 147-152.

171. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. - М.: Алетейа, 1999. -488 с.

172. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. - М.: Когито-Центр, 2003. - 183 с.

173. Никитин В.Ю. Современные направления танца в социокультурной рефлексии // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 3, ч. 1.-С. 87-91.

174. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. - М.: Мысль, 2010. -634 с.

175. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главный научный редактор и составитель A.A. Грицанов. - Минск: Современный литератор, 2007. - 816 с.

176. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. - М.: Искусство, 1965.-376 с.

177. Ноймайер Дж. "Любовь - самое важное в моей жизни" / беседовал А. Фирер // Музыкальная жизнь. - 2007. - № 5. - С. 8-10.

178. Оберцаухер-Шюллер Г. Пластика тела и духовная жизнь человека // Балет. - 1994. -№ 5. - С. 36.

179. Оганов A.A., Хангельдиева И.Г. Теория искусства. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 338 с.

180. Онеггер А. О музыкальном искусстве.— Л.: Музыка, 1985. - 215с.

181. Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. - Л.: Музыка, 1985. — 112 с.

182. Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

183. Пина Бауш (современная хореография в Германии) [Электронный ресурс] // Вероника Костевич: [авторский сайт]. - 2010-2011. - URL: http://www.kostevich.com/pina-bausch, свободный (12.01.12).

184. Петроченко Н.В. Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства: Дис. ... канд. культурол. -Кемерово, 2005. - 247 с.

185. Плохов A.B. Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца: Дис. ... канд. иск. - М., 2002. -161 с.

186. Петрусева H.A. Музыкальная композиция XX века: структуры, методы анализа. В 2-х частях. Ч. 1. - Пермь: «Алекс-Пресс», 2006. - 240 с.

187. Поляков А.Ф. Китч как феномен массовой культуры: Дис. ... канд. культурол. - Улан-Удэ, 2005. - 147 с.

188. Портнова Т.В. Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. // Междунар. журн. эксперимент, образования. - 2010. - № 10. -С. 17-18.

189. Портрет хореографа: Мате Эк [Электронный ресурс] // Dance buró: (живой журн.). - СПб., 2010. - URL: http://dance-buro.liveiournal.com/10082.html, свободный (20.12.11).

190. Послание к Международному дню танца 29 апреля 2003 года [Электронный ресурс] // Линия. Журнал «Балет» в газетном формате. -№5/2003. - URL: http ://www.russianballet.iTj/line/line2003/line5 .htm, свободный (20.04.12).

191. Постмодернизм. Энциклопедия / под ред. В. Грицанова. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

192. Прельжокаж А. "Танец - это эстафета" / Анжелен Прельжокаж; беседу вела Елена Федоренко // Культура. - 2006. -12-18 окт. (№ 40).

193.

194,

195.

196,

197,

198

199,

200,

201,

202,

203

204

205

206

Путечева O.A. Музыка в отечественном драматическом театре 80-90-х годов XX века: Автореф. дис. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону, 2000. - 19 с.

Путечева O.A. Постмодернизм и классическая хореография // Вопросы современной хореографии и хореографической педагогики. Коллективная монография / Ред. O.A. Путечева. - Краснодар, 2007. - С. 40-77.

Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. - М.: Наука, 1980.-288 с.

Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.

Родез К. Французский танец: пути смешения // Танец в XX веке: сб. ст. -Волгоград: Центр современной хореографии, 1998. - С. 11-20. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

Ротман Т. Физиология воздействия музыки / Пер. с нем. - М.: Мир, 1991.-205 с.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с. Румнев A.A. О пантомиме. - М: Искусство, 1964. - 244 с. РутбергИ.Г. Пантомима. Первые опыты. - М: Советская Россия, 1972. -96 с.

РутбергИ.Г. Движение и образ. -М.: Советская Россия, 1981. - 160 с. Рутберг И.Г. Искусство пантомимы. Пантомима как форма театра. - М.: ВИПКРК, 1989.-126 с.

Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. - СПб.: Композитор, 2004. - 300 с.

Ручьевская Е. А.. Работы разных лет. В 2 томах. Том 1. Статьи. Заметки. Воспоминания. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2011. - 488 с.

207. Рыбкина T.B. «Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева»: Дис. ... канд. иск. - Москва, 2004.-225 с.

208. Рыков A.B. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг. - СПб.: Алетейя, 2007.-376 с.

209. Савенко С.И. Мир Стравинского. - М.: «Композитор», 2001. - 328 с.

210. Савчук В.В. Образ стопы в современном искусстве (танец и фотография): лекция к курсу "Эпистемология визуального образа в искусстве" // Обсерватория культуры. -2 010. -№ 3 (май-июнь). -С. 68-75.

211. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. - М: Независимая фирма «Класс», 2005. -592 с.

212. Сарабъянов Д.В. Модерн. История стиля. - М.: Галарт, 2001. - 343 с.

213. Свобода Й. Тайна театрального пространства. Лекции по сценографии. / Пер. с итал. А. Часовниковой. - 2-е изд. - М.: ГИТИС, 2005. - 144 с.

214. Синцов Е.В. Орнаментально-жестовые основания моделирования музыкальных структур // Прометей 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. - Казань: Фэн, 2000. - С. 173-176.

215. Скляревская И. Текст. Миф. Интерпретация // Петерб. театр, журн. -2010.-№2(60).-С. 159-164.

216. Славский P.E.. Искусство пантомимы. - М.: Искусство, 1962. - 140 с.

217. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра 19 в. - М.: Искусство, 1977.-344 с.

218. Слонимский Ю.И. В честь танца. - М.: Искусство, 1968. - 372 с.

219. Смиргнягина Т.Ю. Российский театр пантомимы в конце XX - го столетия: Дис. ... канд. иск. - М., 2005. - 152 с.

220. Соллертинский И.И. Статьи о балете. - Л.: Искусство, 1973. - 165 с.

221. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1970. - 192 с.

222. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 248 с.

223. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 319 с.

224. Степанова Н.Ю. Танец как первомоделирующая семиотическая система: роль проф. терминологии // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века: сб. науч. ст. по материалам Междунар. лингвокультурол. форума «Язык и культура: мосты между Европой и Азией» (15-18 сент. 2009 г.) / Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т. -Хабаровск: ДВГТУ, 2009. - С. 23-29.

225. Судакова М.В. Эволюция современного хореографического спектакля и методика его экспертной оценки: Дис. ... канд. иск. - Владивосток, 2006. -201 с.

226. Судакова М.В. Импровизация в современной хореографии. // Сборник научных трудов кафедры хореографии за 20032004 г. - Хабаровск: ХГИИК, 2004.-46-54 с.

227. Суриц Е.Я. Джордж Баланчин: истоки творчества. // Музыка и хореография современного балета. Сб. ст. — Л.: Музыка, 1987. — Вып. 5, —С. 77-106.

228. Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: очерки истории. - Екатеринбург: Уральского ун-та, 2004. - 390 с.

229. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. - К.: Лыбидь, 1990. - 184 с.

230. Таиров АЛ. Записки режиссёра. - М.: ГИТИС, 2000. - 159 с.

231. Тарасов Б. Анжелеи Прельжокаж: «Комфорта я не ищу» [Электронный ресурс] // Вечерняя Москва. - 2010. - № 176 (25444). - URL: http://www.vmdaily.ru/article/105196.html свободный (19.12.2011).

232. Таршис H.A. Музыка спектакля. - JL: Искусство, 1978. - 128 с.

233. Таршис H.A. Актер и музыка на драматической сцене 1960 -1980-х годов // Русское актерское искусство XX века / Рос. ин-т истории искусств ; отв. ред. и сост. С.К. Бушуева. - 2002. - Вып. 2/3. - С. 249278.

234. Тремблей JÏ . Языки катхакали // Проблемы семиотики. Знак. Текст. Культура: Хрестоматия / Федерал, агентство по образованию. Пятигор. гос. лингв, ун-т; Ред. Петренко Т.Ф. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - Ч. 2. -С. 5-6.

235. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2 кн. / Сост. Ю.С. Рыбаков. 2-е изд. доп. и испр. - М.: Искусство, 1984. - Кн. 1. О профессии режиссера. -303 с.

236. Томас-Босовская О.Б. Музыка в отечественном драматическом театре XX века: проблемы истории и теории жанра: Автореф. дис. ... канд. иск. — М., 1991.-23 с.

237. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

238. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии / Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Музыка, 1966.-223 с.

239. Уильяме Т. Стеклянный зверинец. [Электронный ресурс] / Перевод с англ. А. Завалий. - URL: http ://bookz.ru/ authors/tennessi-vil ams/zverinec/1 -zverinec.html, свободный (12.10.11).

240. Устяхин C.B. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии: Дис.... канд. культурол. - Саранск, 2006. - 190 с.

241. Фирер А. Карнавал жизни по Прельжокажу // Музык. жизнь. - 2007. -№5.-С. 16-17.

242. Филановская Т.А. Системный подход в исследовании хореографической культуры // Культурогенез и культурное наследие (культурол. исслед. ' 09): сб. науч. тр. / ред. Л.В. Никифорова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Астерион, 2009. - С. 77-83.

243. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера / Пер. с англ. А. Заславской. —М.: Эксмо, 2003. — 352 с.

244. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. - 224 с.

245. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. - Л.: Искусство, 1981. - 510 с.

246. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. - Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. -404 с.

247. Холопов Ю.Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. -М.: «Композитор», 2005. - 160 с.

248. Холопова В.Н. Музыкально-хореографические формы русского классического балета // Музыка и хореография современного балета. -М.: Музыка, 1982. - С. 57-72.

249. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Лань, 2000. - 320 с.

250. Холопова В.Н. Три стороны музыкального содержания // Сб.: Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Первой Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 г., г. Москва. - Москва-Уфа, РИЦ УГИИ, 2002. - С.55-76.

251. Холопова В.Н. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы. - М.: Музыкальная академия, 2009. - №1. - С. 12-19.

252. Холодова В.Н. Музыкальные эмоции. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2010.-348 с.

253. Цукер A.M. И рок, и симфония ... - М.: Композитор, 1993. - 304 с.

254. Цукер A.M. Особенности музыкального гротеска // Единый мир музыки: Избранные статьи. - Ростов-на-Дону.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2003. - С. 14-26.

255. Цукер A.M. Вступая в XXI век. О жанровых мутациях в музыке рубежных периодов // Единый мир музыки: Избранные статьи. -Ростов-на-Дону.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2003. - С. 254-275.

256. Цукер A.M. Рефлексии оперного театра и современное опероведение // Сб.: «Оперный театр вчера, сегодня, завтра». - Ростов-на-Дону: РГК им. C.B. Рахманинова, 2010. - С. 3-5.

257. Цукер A.M. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. - М.: Композитор, 2010. - 280 с.

258. Чехов М. А. Путь актёра: Жизнь и встречи. — М.: ACT; ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 554 с.

259. Чехов М.А. Жизнь и встречи // Вокруг Чехова / Сост., вступ. ст. и примеч. Е.М. Сахаровой. - М.: Правда, 1990. - С.403-501.

260. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: субъективные заметки о современной хореографии. - Минск: Полымя, 1999. - 220 с.

261. Чепалов А.И. Острова современного танца. Шведский архипелаг // Петерб. театр, журн. - 2005. - № 4 (42). - С. 134-138.

262. Шевляков Е.Г. Музыкальный неоклассицизм XX века. - М.: Вузовская книга, 2004. - 188 с.

263. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. Изд. 2-е. -М.: ЖИ, 2010. - 376 с.

264. Шкарпеткина О.Ю. Мимодрама Жана Кокто «Юноша и смерть» и ее значение в современной хореографии: Дис. ... канд. иск. - М., 2011. -183 с.

265. Шнитке А.Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики. Стравинский. // Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. -М.: Советский композитор, 1973. - 527 с.

266. Шнитке А.Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Статьи о музыке. - М.: Композитор, 2004. - 405 с.

267. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2-х т. Т. 1. Образ и действительность / пер. с нем. И.И. Маханькова. -М.: Айрис-пресс, 2006. - 528 с.

268. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства / Под ред. Е.Я. Басина. -М.: Смысл, 2002. - 335 с.

269. Эстетика на переломе культурных традиций / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. Н.Б. Маньковская. — М.: ИФ РАН, 2002. - 237 с.

270. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 688 с.

271. Юшкова Е.В. Пластика преодоления: Краткие заметки об истории пластического театра в России в XX веке. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. -276 с.

272. Яковлева A.M. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Алетейя, 2001. - 351 с.

273. Яковлева A.M. Кич и художественная культура. - М.: Знание, 1990. -№ 11.-С. 62.

274. Barton В. Navigating Turbulence: the Dramaturg in Physical Theatre // Theatre Topics.-2005.-Vol. 15, N 1.-P. 103-119.

275. Bray R. "Introduction." The Glass Menagerie. By Tennessee Williams. - New York: New Directions Books, 1999. - P. vii-xv.

276.

277.

278.

279.

280.

281,

282.

283.

284,

285,

286

287

288

Burt R. Alien bodies: representations of modernity, "race," and nation in early

modern dance / Ramsay Burt. - London: Routledge, 1998. - 222 p.

Buckley P. Creativity and the Dell'Arte International School of Physical

Theatre // Theatre Topics. - 2005. - Vol. 15, N 1. - P. 41 -47.

Callery D. Through the body: a practical guide to physical theatre. - London:

Nick Hern Books, 2001. - 243 p.

Copeland R. Merce Cunningham: the modernizing of modern dance / Roger Copeland. - New York: Routledge, 2004. - 304 p. D'Adamo A. Mats Ek. - L'epos, 2002. - 212 p.

Darius Adam. The Adam Darius method: a technical and practical handbook for all performing artists. - London: Latonia Publishers, 1984. - 270 p. Delahaye G. Angelin Preljocaj. - Arles: Actes Sud, 2003. - 139 p. Delgado M.M. The antirealist polemic and reassertion of a plastic theatre // Delgado María M. Spanish theatre 1920-1995: strategies in protest and imagination: vol. 1. - New York: Taylor & Francis, 1998. - P. 19-21. Daly A. Critical Gestures: Writings on Dance and Culture. - Wesleyan; 1st edition, 2002.-320 p.

Dils A. Moving history / dancing cultures: a dance history reader / Ann Dils, Ann Cooper Albright. - Middletown: Wesleyan University Press, 2001. -492 p.

Govan E., Nicholson H., Normington K. Making a performance: devising histories and contemporary practices. - Abingdon: Taylor & Francis, 2007. -215 p.

Grau A. Europe dancing: perspectives on theatre dance and cultural identity / Andrée Grau, Stéphanie Jordan. - New York: Routledge, 2000. - 235 p. Heddon D., Milling J. Devising performance: a critical history. Theatre and performance practices. - Houndmills, Basingstok: Palgrave Macmillan, 2006. -272 p.

289. Hermes A. Post Modern Dance History [Electronic resource] // Ehow : [сайт]. - [Б. м.], 1999-2011. - URL: http://www.ehow.com/about 5137732 post-modern-dance-history.html, свободный (15.01.2012).

290. Hodgins P. Relationships Between Score and Choreography in Twentieth Century Dance: Music, Movement and Metaphor. - Edwin Mellen, 1992. -240 p.

291. International Dictionary of Modern Dance. - Detroit: St. James Press, 1998. -891 p.

292. Jackson S.G. The plastic theatre of Tennessee Williams / Susan G. Jackson. -Columbus: Ohio University, 1981. - 186 p.

293. Jencks Ch. The language of post-modern architecture. - London, Academy Editions, 1991.-204 p.

294. Jordan S. Moving Music: Dialogues with Music in Twentieth Century Ballet. - Princeton Book Co Pub; 1 st edition, 2002. - 392 p.

295. Kirby M. "Nonsemiotic Performance" // Modern Drama, Vol. XXV, N 1, March 1982.-P. 105-111.

296. Kramer R.E. "The Sculptural Drama": Tennessee Williams's Plastic Theatre [Electronic resource] // The Tennessee Williams Annual Review. - 2002. -N5. - URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/archives/2002/3kramer.htm, свободный (7.09.2011).

297. Langer R. The Post-War German Expressionism of Pina Bausch and Her Wuppertal Dance Theatre: Compulsion and Restraint, Love and Angst / Trans. Richard Sikes // Dance Magazine, 58 (6). - P 46-48.

298. Leabhart T. Etienne Decroux. - Abingdon: Routledge, 2007. - 147 p.

299. Leabhart T. Modern and post-modern mime. Macmillan modern dramatists -Basingstoke: Macmillan, 1989. - 157 p.

300. Lee C. Ballet in western culture : a history of its origins and evolution / Carol Lee. - New York: Routledge, 2002. - 368 p.

301. Lecoq J., Bradby D. Theatre of movement and gesture - New York: Taylor & Francis, 2006. - 163 p.

302. Lipton M. Celebrity versus Tradition: "Branding' in Modern British Pantomime // NTQ. - 2007. - Vol. XXIII, № 2. - P. 151 - 159.

303. Mapping Intermediality in Performance / Edited by S. Bay-Cheng, C. Kattenbelt, A. Lavender, R. Nelson. - Amsterdam: University Press, 2010. -304 p.

304. Mats Ek // Bremser M. Fifty contemporary choreographers / Martha Bremser. -New York: Routledge, 1999.-P. 101-102.

305. Malkin J.R. Memory-theater and postmodern drama / Jeanette R. Malkin. -Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1999. - 260 p.

306. Murray S.D., Keefe J. Physical theatres: a critical introduction. - Abingdon: Taylor & Francis, 2008. - 230 p.

307. Music for the Dance: Reflections on a Collaborative Art (Contributions to the Study of Music and Dance). - Greenwood Press; First Edition, 1989. - 252 p.

308. Müller H., Servos N., Weigelt G. Pina Bausch, Wuppertaler Tanztheater: von Frühlingsopfer bis Kontakthof. - Ballett-Bühnen-Verlag, 1979. - 174 p.

309. Neumann C.-P. "Tennessee Williams's Plastic Theatre: Camino Real." // Journal of American Drama and Theatre 6.2-3 (Spring/Fall 1994): -P. 93-111.

310. Partsch-Bergsohn I. Modern dance in Germany and the United States: cross currents and influences: Vol. 1 / Isa Partsch-Bergsohn. - New York: Routledge, 1994. - 167 p.

311. Paskevska A. Ballet: beyond tradition. - New York: Routledge, 2005. -187 p.

312. Plastic Theatre [Electronic resource] // AS Literature 2010/11. - [W.I.], 2010.

URL: http://bhslitl0.blogspot.com/2010/09/plastic-theatre.html, свободный (07.09.2011).

313. Rokem F. Theatrical Spaces in Ibsen, Chekov and Strindberg: Public Forms of Privacy, Theater and Dramatic Studies 32 / Ann Arbor. - Mich.: UMI Research Press, 1986.-P. 11-12.

314. Schmidt K. The theater of transformation: postmodernism in American drama. - New York: Rodopi, 2005. - 230 p.

315. Servos N., Weigelt G. Pina Bausch: Tanztheater. - К. Kieser, 2003. - 255 p.

316. Smart M.A. Mimomania: music and gesture in nineteenth-centuiy opera. -Berkeley C. [etc.]: Univ. of California press, 2006. - 247 p.

317. Stevenson Darren. A Case for Physical Theatre. [Electronic resource]. -URL: www.pushtheatre.org/philosophy.html, свободный (02.11.11).

318. Spier S. William Forsythe and the Practice of Choreography: It Starts From Any Point. - Routledge; 1 edition, 2011. - 200 p.

319. Swedish Choreographers: Mats Ek, Jessica Iwanson, Piotr Giro, Birgit Cullberg, Gun Lund. - General Books LLC, 2010. - 24 p.

320. Vaccarino E. Jiri Kylian. - L'Epos, 2001. - 190 p.

321. Whitmore J. Directing Postmodern Theater : Shaping Signification in Performance. - Ann Arbor, MI : University of Michigan Press, 1994. -243 p.

322. Wright J. Why is That So Funny?: A Practical Exploration of Physical Comedy. - London, Nick Hern Books, 2006. - 334 p.

323. Zimmermann В. A. Interval und Zeit. - Mainz: Schott, 1974. - 156 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.