Музыка скорбных и траурных ритуалов России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Музыченко, Маргарита Михайловна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат наук Музыченко, Маргарита Михайловна
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Музыка исторических типов погребальной обрядности - предшественников гражданской церемонии
погребения
1.1. Функции ритуальной музыки
1.2. Народный погребальный обрядовый комплекс
1.2.1. Плачи
1.2.2. Поминальные стихи
1.3. Музыка православного чина погребения
1.4. Отдание воинских почестей при погребении
ГЛАВА 2. Музыка современного гражданского ритуала
погребения
2.1. Становление гражданской погребальной обрядности и ее музыкальной составляющей
2.2. Скорбная и траурная музыка в церемониальном контексте -прикладной аспект
2.3. Классификация и анализ музыкальных произведений
ГЛАВА 3. Музыкальный сценарий гражданской церемонии
погребения
3.1. Музыка в психотерапевтическом контексте
3.2. Рекомендации по разработке музыкальных сценариев печальных торжеств
3.3. Примерный музыкальный сценарий гражданской церемонии прощания
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение 1. Отдание воинских почестей при погребении
военнослужащих в СССР
Приложение 2. Учебное пособие
Приложение 3. Рекомендации для создателей и исполнителей ритуальной музыки и архитектурно-планировочные предложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Двустадийная погребальная обрядность Японии и Окинавы как культурная модель2005 год, кандидат культурологии Бакшеев, Евгений Сергеевич
История погребальной культуры российской провинции в конце XVIII - начале XX веков: На примере Курской губернии2004 год, кандидат исторических наук Озеров, Юрий Владимирович
Погребальная обрядность бурят: конец XIX - начало XXI в.2014 год, кандидат наук Суворова, Арюна Станиславовна
Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен2015 год, кандидат наук Кокоева, Аза Багратовна
Траурный церемониал в Российской империи в XVIII-XIX вв.2010 год, кандидат исторических наук Логунова, Марина Олеговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка скорбных и траурных ритуалов России»
Введение
Традиция сопровождать ритуальными действиями наиболее значимые события в жизни человека существует с давних времен. Совершение обрядов неизменно объединяло людей, придавало особую значимость событию, наполняло происходящее символическим смыслом. Музыка играла в этом заметную роль. Историческая трансформация общества и культуры влекла за собой изменение ритуалов и сопровождающей их музыки.
Одним из главных ритуалов жизненного цикла человека является погребальный, существующий в наши дни в нескольких разновидностях: традиционной народной, религиозной, воинской и гражданской. Каждой из них присущи свои характерные особенности, в том числе, и в отношении музыкальной составляющей. Музыка первых трех в той или иной мере уже рассматривалась, тогда как научные исследования музыкальной составляющей гражданского погребального обрядового комплекса прежде не проводились. Между тем, именно область гражданского ритуала и входящей в нее музыки является наименее канонизированной. Она требует своего изучения и освещения с позиции музыкознания, что и определяет актуальность исследования.
Основная проблема исследования состоит в необходимости теоретического обобщения разнородного музыкального материала гражданской погребальной обрядности России. Попытки провести анализ и классификацию музыкальных произведений, которые используются в гражданских ритуалах, до сих пор не предпринимались. Кроме того, не решен вопрос обеспечения надлежащих условий для оказания качественных обрядово-музыкальных услуг. Настоящая диссертация посвящена исследованию указанного комплекса существенных для области ритуальной музыки проблем и указанию путей их преодоления.
Решение поставленных вопросов потребовало привлечения источников разного происхождения и тематики, которые подразделены на 3 группы.
Первая группа представлена фундаментальными научными исследованиями погребальной обрядности России в ее музыкальном и ритуальном аспектах, а также психологии горя и музыкальной психотерапии. Так, рассмотрению похоронно-поминальной обрядности жителей русских сел и деревень посвящен специальный раздел, написанный И. А. Кремлевой в коллективной монографии «Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ веков: Итоги этнографических исследований» [50]. Обращая внимание на слабую изученность указанных национальных похоронно-поминальных обрядов, автор показала ритуал в тех формах, в каких он существовал в конце XIX века. Отмечая, что присутствовавшие различия в похоронной обрядности разных социальных групп (крестьянство, купечество, дворянство) не носили принципиального характера, исследователь подчеркивает, что в крестьянской среде обрядовые традиции были выражены более ярко и разнообразно.
Значительный интерес с точки зрения стилистики музыки народных погребальных обрядов представляет и труд Б. Б. Ефименковой «Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга» [36], а также «Смоленский музыкально-этнографический сборник». В разделе «Музыкальный код погребального обряда Смоленщины» [63] не только подробно описана вся последовательность проведения народных похорон, но и детально исследована музыкальная сторона ритуала. Она представлена, в основном, плачами и духовными стихами. Также даны текстовые и нотные примеры, которые позволяют составить достаточно полное представление о музыке народных погребальных обрядов.
Одной из наиболее примечательных работ в области народной ритуальной музыки является диссертация М.С. Альтшулер «Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование» [6], которая представляет собой первый опыт комплексного исследования русских похоронных причитаний, обобщающий значительные по объему фольклорно-этнографические материалы. Особое внимание в работе автор уделяет изучению исполнительского статуса в культуре
причитаний, личности плачеи, условий исполнения причета, тесно связанных с его фольклорно-этнографическим текстом, а также анализу музыкально-интонационного строя похоронных голошений.
Музыкальное наследие православного Заупокойного чина является значительной частью не только отечественной, но и мировой культуры. Однако следует признать, что по сравнению с реквиемом, представляющим католическую музыкальную традицию, музыке православного чина погребения в научных исследованиях уделено не столь большое внимание. Тем не менее, в связи с тем, что настоящая диссертация затрагивает вопросы бытования музыки в погребальных ритуалах русской православной Церкви, для изучения данной сферы привлечены следующие литературные источники.
Прежде всего, в Требнике детально описаны обряды, совершаемые над умершими. В числе разделов, относящихся непосредственно к теме настоящего исследования, интерес представляют: «Последование мертвенное мирских тел» (отпевание) [104, с. 256-297], «Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу» [106, с. 298-376] и «Последование над священником умершим» [105, с. 308-376].
Глубоким исследовательским подходом в освящении вопросов, связанных с церковным Уставом, отличается двухтомный труд С. Булгакова «Настольная книга священно-церковно-служителя» [14], где специальный раздел посвящен заупокойным чинопоследованиям, причем главная роль отводится автором наиболее востребованному «Чину погребения мирских человек». С. Булгаков не только дает описание действий в ходе совершения чина, но и снабжает его ценными пояснениями.
Уникальным исследованием в области изучения православного Заупокойного чина является диссертация Е. Коробейниковой [48]. В частности, в работе освещаются исторические вопросы существования Заупокойного чина в Русской православной Церкви в период XIX - начала XX веков, а также влияние его песнопений на творчество русских композиторов.
Священник Константин Слепинин [119] в своей книге «Православный обряд погребения» дает представление обо всем обрядовом комплексе, сопряженном с кончиной и погребением православного христианина. Наряду со сведениями, содержащимися в Требнике, Молитвослове, Псалтыри, автор приводит ценные поясняющие комментарии, которые имеют несомненную значимость для правильного проведения на практике православных печальных обрядов.
В сфере воинской похоронной обрядности отметим следующие труды.
B.J1. Минер в своей диссертации «Воинские ритуалы российской армии: история зарождения и развития» [61] проводит фундаментальные исследования в области военной обрядности. В частности, автор целиком посвящает Главу 3 религиозным и траурным ритуалам. Однако, несмотря на очевидную историческую ценность данной работы, нужно признать, что с музыковедческой точки зрения она не позволяет судить о музыкальной составляющей воинской погребальной обрядности за недостаточностью материала, посвященного непосредственно музыке ритуалов данного типа.
В диссертации A.B. Наумова «Траурный марш: история и теория жанра» [78] проведено интереснейшее музыковедческое исследование этого жанра, имеющего прямое отношение к обрядовой музыке. Автором проанализирован богатый музыкальный материал, даны исторические и философские справки, касающиеся становления и развития траурного марша. А. Наумов отмечает разнообразие форм, в которых может существовать похоронный марш в профессиональной музыке: он может быть как отдельным сочинением, так и частью цикла - сонатного, симфонического, оперного и т.п. Впрочем, нельзя не отметить, что автор, признавая культовую принадлежность траурного марша, не счел, тем не менее, нужным осветить рассматриваемый жанр в обрядовом ракурсе и обошел стороной вопросы применения его образцов в ритуальной практике.
В числе исследований в области психологии горя привлечены труды Э. Кюблер-Росс [52], С.А. Шефова[161], И.О. Вагина [16]. Вопросы воздействия музыки на человека проработаны в таких трудах как монография C.B.
Шушарджана «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» [164], В.И. Петрушина «Музыкальная психотерапия: теория и практика» [101], Н.Л. Нагибиной и А.В. Масленниковой «Психология искусства. Музыка» [72].
Вторую группу работ составляют нормативные документы, касающиеся предмета настоящей диссертации, а также различные руководства и учебные пособия. В их числе Конституция Российской Федерации [47], Федеральный закон № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [86], а также различные национальные стандарты.
ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» [141] содержит определения понятий и явлений, актуальных для сферы похоронного дела Российской Федерации. В частности, в этом документе представлен список типов обрядности, официально признанных на территории России, а также даны определения таких ключевых понятий как скорбь и траур. Благодаря этому становится возможной дифференциация скорбных и траурных ритуалов.
Богатый материал по теме российской погребальной обрядности содержится в учебно-методическом пособии М.Ю. Лимонада «Похоронная культура и похоронная обрядность Российской Федерации» [54]. В пособии приведены сведения по законодательству и нормированию в похоронном деле, по психологии горя, этике и этикету современной и исторической похоронной обрядности, религиозным скорбным и траурным обрядам. Кроме того, даны материалы по структуре и организации похоронного дела и специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также объектам похоронной инфраструктуры.
Комплексный обзор различных типов печального церемониала осуществлен в издании «Современные скорбные и траурные ритуалы России» (гражданский требник) [123], выпущенном в 2008 году. В этой книге собраны сведения о порядке и характерных особенностях проведения различных скорбных и траурных церемоний, в том числе, гражданских, воинских и религиозных. Кроме того, в книге содержатся руководства и практические рекомендации по
проведению тех или иных обрядов. Раздел, посвященный музыкальной стороне ритуалов [69], принадлежит автору настоящей работы. Однако на сегодняшний день эту информацию можно считать неполной, она нуждается в корректировке в соответствии с новейшими разработками и требованиями.
В виде приложения к данному изданию выпущено учебно-методическое пособие «Похоронная и мемориальная музыка» [70], также написанное автором данной диссертации. Это пособие включило в себя описания музыкальных произведений похоронной и мемориальной тематики, руководство по их применению в ходе гражданских печальных торжеств, рекомендации для музыкантов-исполнителей, композиторов, агентов ритуальных служб, церемониймейстеров. Сверх того, оно содержит архитектурно-планировочные требования к обрядовым и служебным помещениям и пространствам, а также приложение с аудиозаписями различных классических и современных музыкальных произведений, звуковых сигналов и колокольных звонов, применяемых и рекомендуемых к применению в похоронной практике.
В качестве отправной точки исследования воинской погребальной обрядности автором настоящей работы взят действующий Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации [148], регламентирующий в Главе 11 порядок проведения воинских похорон. Основным достоинством данного источника, по мнению автора, является подробное описание ритуала в части действий каждой группы участников обрядовой церемонии. Слабая же сторона заключается в малочисленности указаний, касающихся музыкальной составляющей обряда.
В дополнение к действующему, в целях проведения исторического анализа эволюции воинских ритуалов в диссертации рассмотрен ряд утративших силу уставов: Устав (артикул) 1716 года [143], Уставы внутренней службы 1910 [144] и 1993 [145] годов, Уставы гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР 1975 года [146] и Вооруженных Сил Российской Федерации 1994 года [147], Строевые уставы Вооружённых Сил Российской Федерации 1993 [127] и 2006 [128] годов. В дополнение к Уставам использована книга В.Д. Серых
«Воинские ритуалы» [117], где приводятся подробные описания различных обрядовых церемоний советской эпохи.
В числе трудов по архитектуре изучено издание «Архитектура объектов похоронного назначения» [55] авторского коллектива Московского государственного университета сервиса и различные своды правил проектирования архитектурных объектов.
Третья группа литературных источников объединяет статьи различной тематики, опубликованные в научных журналах, а также в сети Интернет.
В частности, ценные музыкальные исследования ритуальных произведений содержатся в статье Е.А. Дороховой «Виды ритуального вокального интонирования и структура традиционного сообщества» [30]. История католической заупокойной мессы в западном и российском музыкальном искусстве прослежена в работе Л. К. Игнатьевой «Историческое развитие зарубежного и отечественного реквиема: вариации на тему жанра» [38]. Автор приходит к заключению о том, что в западной модели заупокойной службы музыка заметно проникнута авторскими идеями композиторов, что в некоторой степени ослабляет связь реквиема с каноническими образцами европейской религиозной музыки. Отмечено, что рост числа сочинений в этом жанре среди отечественных композиторов приходится на десятилетия, последовавшие за революционными событиями начала двадцатого столетия. Причину этого феномена Л.К. Игнатьева усматривает в атеистической идеологии, пришедшей на смену христианским нормам морали, принятым в царской России.
Одним из наиболее примечательных трудов, где говорится о музыкальных образцах русского Православия, являются «Песнопения панихиды в русской музыке» [139] С.З. Трубачева. Автор приводит исторические сведения о жанрах церковной музыки начиная со времен древнерусского искусства и вплоть до современности. Помимо исторического, в работе присутствует религиозно-философский ракурс рассмотрения произведений, сформировавшихся в русле православной музыкальной традиции.
Не менее примечательна статья Е.О. Калашниковой «Звон колоколов целящих» [43], а также ряд научных публикаций в различных журналах Л.Д. Благовещенской [12, 13], где собраны сведения о свойствах и разновидностях колокольного звона.
Церемониальный аспект обрядовой деятельности в рядах отечественной армии затронут в статье В.В. Казакова «Нововведения в воинский Устав и их влияние на церемонию погребения останков павших защитников отечества» [40].
В число проанализированных в настоящей диссертации статей по психологии горя и музыкальной терапии вошли «Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки» [59] В.В. Медушевского, «Применение музыкотерапии в медицине» [24] Г.И. Герасимовича и Е.А. Эйныш, «Симптоматология острого горя и управление этим состоянием» [56] Э. Линдеманна [56] и ряд других.
Однако среди опубликованных на сегодняшний день научных трудов, будь то исследования, посвященные одному из типов печальных ритуалов, или какому-либо отдельному жанру соответствующей музыки, нет ни одного, в котором говорилось бы о ритуальной музыке как о явлении, неразрывно сочетающем в себе художественное, духовное и утилитарное начала. Отсутствуют также исследования, где музыка разных типов погребальной обрядности рассматривалась бы комплексно. Пока не существует научных работ, где бы освещались не только сугубо музыкальные вопросы, но и вопросы, связанные с функционированием ритуальных произведений в обрядовом обиходе.
В свете такого положения вещей очевидна актуальность темы настоящей диссертации. Вышеизложенный анализ литературы показывает, что в науке затронуты лишь отдельные стороны заявленной в настоящей диссертации проблемы, однако комплексного исследования музыкальных традиций погребальной обрядности России до сих пор не проводилось.
Объектом диссертации является процесс формирования и развития музыкальных традиций погребальной обрядности России.
Предметом исследования служит музыка, которая применяется или может найти применение в гражданской погребальной обрядности.
Целью диссертации является построение научно обоснованной концепции музыкального сопровождения печальных ритуалов и разработка практических рекомендаций для его осуществления в контексте гражданской погребальной обрядности России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть типы скорбных и траурных ритуалов и функции музыки в
них;
2. показать современное состояние гражданского ритуала погребения и его музыкальной составляющей;
3. классифицировать существующие образцы музыкальных произведений похоронной и мемориальной тематики, которые включаются или могут быть включены в современный гражданский погребальный обряд;
4. выявить особенности воздействия музыки на человека в состоянии горя и скорби с позиции музыкальной психотерапии;
5. сформулировать рекомендации по применению музыкальных произведений в гражданских печальных церемониях и предложить типовые сценарии использования музыки в контексте ритуала.
Ограничение материала исследования. В настоящей диссертации исследуются произведения обрядовой музыки, которые применялись и применяются в российской погребальной обрядности в период с конца XIX века до наших дней. Из всех религиозных традиций в работе освещается именно православная в силу ее определяющего влияния на российскую культуру. Воинские ритуалы исследуются преимущественно на примере сухопутных войск.
Методы исследования. В основу диссертации положен принцип историзма, а также исторический метод. Принцип историзма предполагает анализ скорбной и траурной музыки в связи с соответствующей исторической ситуацией в России Х1Х-ХХ1 вв. Исторический же метод использован при описании анализируемых музыкально-обрядовых явлений.
Историко-генетический метод применен для последовательного обнаружения свойств, функций и изменений каждого из типов российской погребальной обрядности в процессе их исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории их развития.
С помощью сравнительного метода в исследовании устанавливается сходство и различие музыкально-обрядовых явлений в ритуальной сфере, а логической основой метода является аналогия. Данный метод позволил изучить общественно-историческое развитие погребальной обрядности России в широком пространственном и временном аспектах.
Метод функционального моделирования использован для симуляции (моделирования) погребальной обрядовой церемонии.
Применение комплексного подхода позволило рассмотреть музыку разных типов погребальной обрядности в ее обусловленности другими составляющими ритуала.
Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая диссертация является первым научным трудом, посвященным комплексному изучению музыкальных традиций погребальной обрядности России.
Вместе с тем, впервые:
• произведения ритуальной музыки рассмотрены в теоретическом и практическом аспектах;
• обобщен и систематизирован музыкальный материал, бытующий в гражданской погребальной обрядности России;
• разработаны рекомендации по составлению музыкальных сценариев обрядовых скорбных и траурных церемоний;
• даны рекомендации и внесены предложения по обеспечению условий для применения музыки в ритуальной практике.
Теоретическую ценность работы представляют:
• введение нового понятия музыкального сценария обрядовой церемонии;
• разработка научных основ и принципов построения музыкального сценария гражданских скорбных и траурных обрядовых церемоний;
• методика анализа: наложение музыкального сценария на функционально-временную модель или совокупности моделей обрядовых церемоний и полученные на её основе результаты;
• построение теоретической модели музыкального сценария в соответствии с ритуалом обрядовой церемонии;
• классификация музыкального материала гражданской погребальной обрядности;
• учет психотерапевтического эффекта воздействия музыки на человека, находящегося в состоянии горя;
• рассмотрение элементов музыкального сопровождения как одного из видов оказания почестей.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что разработаны и предложены для внедрения в практику рекомендации по различным сторонам оказания музыкально-обрядовых услуг и условиям их реализации. Результаты исследования могут быть использованы в современной ритуальной практике при организации печальных церемоний, в образовательных курсах истории ритуальной музыки, в нормативных документах по оказанию музыкальных услуг, похоронному делу и протокольному этикету торжеств, в законодательных актах.
Разработанный типовой музыкальный сценарий может служить готовым образцом для проведения музыкально-обрядовой церемонии прощания. Представленные в данной работе предложения и рекомендации призваны помочь музыкантам-исполнителям, агентам ритуальных служб и церемониймейстерам обеспечить надлежащее музыкальное сопровождение погребальных церемоний и мемориальных торжеств. Выполнение рекомендаций к сочинению и исполнению произведений похоронной обрядовой музыки позволит наладить успешное функционирование музыкально-обрядовой системы, более оперативно и качественно восполнить пробелы в музыкальном материале гражданской
погребальной обрядности, поднять ее уровень и указать пути ее дальнейшего развития.
Апробация работы была проведена:
• на заседании кафедры истории русской музыки в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского 6 июня 2012 года;
• на конкурсе научных работ и на научной конференции в ходе Международной похоронной выставки «Некрополь-2008»;
• в виде курса лекций по ритуальной музыке в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТиС);
• на Всероссийском смотре достижений молодежи «Похоронное дело в России: сегодня и завтра» в рамках Международной похоронной выставки «Некрополь-2012»;
• в Московской государственной консерватории 24 июня 2014 года в виде защиты проекта дополнительной образовательной программы для получения квалификации «Обрядовый музыкант», разработанного на базе материалов настоящего диссертационного исследования.
Внедрение результатов диссертации в практику
При участии автора в 2006 году выпущен гражданский требник «Современные скорбные и траурные ритуалы России».
Материалы исследования легли в основу учебно-методического пособия «Похоронная и мемориальная музыка», которое вышло в свет в 2008 году, было удостоено Большой золотой медали на Международной похоронной выставке «Некрополь» в Москве и по сей день активно используется российскими ритуальными организациями.
При участии автора диссертации разработаны действующие национальные стандарты ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» и ГОСТ Р 54611-2011 «Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования».
В соавторстве с ведущими российскими специалистами похоронного дела разработан проект национального стандарта Ст Пд-С 2-02-04-07 (СЖ) «Музыкальная символика в похоронном деле России».
Основные положения и результаты, выносимые на защиту:
1. Ритуальная музыка погребальной обрядности призвана выполнять следующие функции: а) информирования (управления обрядовыми действиями), б) оказания почестей, в) украшения церемонии и 4) психологической помощи.
2. Реализация вышеуказанных функций достигается музыкальными средствами в каждом из четырех основных видов российской погребальной обрядности: народном ритуале похорон, религиозном обрядовом комплексе, ритуале отдания воинских почестей и гражданских скорбных и траурных церемониях.
3. Музыкальные произведения всех типов скорбных и траурных ритуалов являются составляющими погребальной обрядности России, что позволяет применить к ним комплексный исследовательский подход.
4. Музыкальная составляющая гражданских печальных ритуалов является наименее канонизированной в сравнении с другими типами обрядности и нуждается в дополнении и систематизации.
I
5. Анализ и классификация музыкальных произведений гражданской погребальной тематики служат теоретическим основанием для успешного практического применения ритуальной музыки на новом, профессиональном уровне.
6. Выявленные закономерности воздействия ритуальной музыки на психологическое состояние человека позволяют сформулировать принципы, в соответствии с которыми планируется сценарий применения ритуальной музыки в гражданской церемонии прощания.
7. Музыкальный сценарий представляет собой специально разрабатываемый для каждой церемонии или каждого типа церемоний документ, подробно излагающий содержание музыкально-обрядовых мероприятий с указаниями относительно их оформления и проведения.
8. Функционирование музыкального сопровождения в рамках гражданской погребальной обрядности обеспечивается как непосредственно музыкальными средствами, так и созданием необходимых условий для сочинения, исполнения, распространения и закрепления правового статуса произведений ритуальной музыки.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и трех приложений. Работа содержит глоссарий, нотные примеры и таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Свадьба верховых чувашей: взаимодействие обряда и музыки2019 год, кандидат наук Осипов Александр Аркадьевич
Траурный марш: история и теория жанра2001 год, кандидат искусствоведения Наумов, Александр Владимирович
Развитие Заупокойного чина Православной церкви как одно из направлений духовной деятельности русских композиторов в XIX - начале XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Коробейникова, Екатерина Анатольевна
Смерть в ментальном восприятии и повседневной практике адыгов2007 год, кандидат исторических наук Нальчикова, Елена Аниуаровна
Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система2006 год, кандидат искусствоведения Сверлова, Елена Леонидовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Музыченко, Маргарита Михайловна, 2014 год
Библиография
1. А какую музыку или композицию вы бы хотели услышать на собственных похоронах? [Электронный ресурс] // Ответы@таП.ги. - Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/7077386.
2. Абдуллина, Г.В. Пассакалия в отечественной инструментальной музыке второй половины XX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Абдуллина Галина Вадимовна. - СПб., 2005. - 311 с. (РГБ ОД, 61:05-17/90).
3. Алексеев, Э.Е. Раннефолькпорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М., 1986. - 238 с.
4. Алексеева, И.В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Алексеева Ирина Васильевна. - М., 2002. - 300с.
5. Альтман, Я.А. Особенности оценки коротких музыкальных фрагментов в норме и при стойких нарушениях эмоционального состояния депрессивного характера / Я.А. Альтман, Ю.О. Алянчикова, Б.М. Гузиков, Л.Е. Захарова // Физиология человека. - М.: Наука, 2000. Т.26, №5. С. 53-58.
6. Альтшулер, М.С. Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование / Марина Сергеевна Альтшулер. - М., 2007. - 158 с.
7. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1 - С. 3-18.
8. Байбурин, А.К., Левинтон, Г.А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд / А.К. Байбурин, Г.А. Левинтон; отв. ред. В.В. Иванов, Л.Г. Невская. - М.: Наука, 1990. - с. 64-99.
9. Байбурин, A.K. Ритуал в традиционной культуре восточных славян / А.К. Байбурин // Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. - с. 101-122.
10. Бассин, Ф.В. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии) / Руководство по психотерапии / Ф.В. Бассин, В.Е. Рожнов, М.А.Рожнов. - Ташкент: Медицина, 1979. - с. 2443.
11. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская. -М.: Музыка, 1923. - 125 с.
12. Благовещенская, Л.Д. Колокола в погребальном обряде / Л.Д. Благовещенская // Похоронный дом. - 2004. - №1 - С. 20-22.
13. Благовещенская, Л.Д. Некоторые особенности специфики звучания и восприятия колокольного звона Л.Д. Благовещенская // Колокола. История и современность. - М., 1993. - с. 29-37.
14. Булгаков, C.B. Настольная книга священно-церковно-служителя / C.B. Булгаков. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - 1794 с.
15. Бусыгина, И.С. Сервис на рынке ритуальных услуг: учебное пособие / И.С. Бусыгина, H.A. Кытманов., Д.Ю. Хазов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. - 126 с.
16.Вагин, И.О. Психология жизни и смерти / И.О. Вагин. - СПб: Питер, 2002. - 160 с.
17. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
18.Велецкая, H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов / H.H. Велецкая. - М., 1978. - 240 с.
19. Военно-морской протокол и церемониал. - М.: Воениздат, 1979. - 239
с.
20. Воинский устав о пехотной службе. Часть 1. О строевой службе. -СПб.: Типография Ученого комитета по Артиллерийской части, 1811.
21. Воинский устав Петра Великого // Энциклопедический словарь/ Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1890-1907 (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890 -1907.-Т. 82, полут. 4.
22. Восприятие музыки // Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.
23. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб: Азбука, 2000.-416 с.
24. Герасимович, Г.И. Применение музыкотерапии в медицине /Г. И. Герасимович, Е А. Эйныш // Медицинские новости. - 1999. - №7. - с. 17-20.
25. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения: СанПиН 2.1.2882-11 [Электронный ресурс]. - М.: Российская газета, 2011. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/09/07/sanpin-dok.html.
26. Декер-Фойгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г. Декер-Фойгт. -СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
27. Деятельность Московского Государственного Университета Сервиса в области развития похоронного дела [Электронный ресурс] // Реквием.ру. - Режим доступа: http://www.requiem.ru/services/docl32.
28. Данченкова, Н.Ю. Традиционные причитания Владимирской области: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Данченкова Наталия Юрьевна. - М., 1997. - 178 с.
29. Докторов, E.H. Военно-морские церемониалы: справочное пособие для офицеров ВМФ / E.H. Докторов. - М.: Военное издательство, 1988. - 76 с.
30. Дорохова, Е.А. Виды ритуального вокального интонирования и структура традиционного сообщества / Е.А.Дорохова; ред. Е.А. Дорохова, Н.И. Жуланова, O.A. Пашина. // Голос и ритуал: Материалы конференции. Май 1995 г. - М.: ГНИ, 1995.-с. 89-93.
31. Елютина, М.Э. Ритуальные похоронные практики: содержательные изменения / М.Э. Елютина, C.B. Филиппова // Социологические исследования. -2010.-№9.- с.86-94.
32. Еремина, В.И. Историко-этнографические истоки «общих мест» похоронных причитаний / В.И. Еремина // Поэтика русского фольклора. Русский фольклор XXI. Т. 21.-Л., 1981.-с. 70-86.
33. Еремина, В.И. Ритуал и фольклор / В.И. Еремина. - Л., 1991. - 206 с.
34. Ерещенко, И.В. Музыка в социокультурном пространстве региона /И.В. Ерещенко. - Краснодар: КГУКИ, 2001. - 170 с.
35. Ефименкова, Б.Б. Русские причитания стабильной структуры с цезурированными напевами / Б.Б. Ефименкова // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (Вопросы типологии): Сб. тр. Вып. 91. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - с. 88-108.
36. Ефименкова, Б.Б. Севернорусская причеть: Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги (Вологодская область) / Б.Б. Ефименкова. - М.: Советский композитор, 1980. - 392 с.
37. Иванов, В.В. Заметки по исторической семиотике музыки / В.В. Иванов; редколлегия: В.В.Иванов, Е.В.Пермяков, Т.В. Цивьян // Музыка и незвучащее.. - М.: Наука, 2000 - с. 6-13.
38. Игнатьева, Л.К. Историческое развитие зарубежного и отечественного реквиема: вариации на тему жанра / Л.К. Игнатьева // Вопросы современного музыкознания: Межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 2003. - с. 15-31.
39. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
40. Казаков, В.В. Нововведения в воинский Устав и их влияние на церемонию погребения останков павших защитников отечества /В.В. Казаков // Поисковое движение в странах СНГ и Балтии: от истории к современности: сборник научно-популярных статей. - СПб., 2009. - с. 85-92.
41. Казаков, В.В. Удивляйтесь, безропотные! [Электронный ресурс] /В.В. Казаков. - Режим доступа: http://www.soldat.ru/news/769.html.
42. Какую музыку вы бы хотели, чтобы играли на ваших похоронах? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otvety.google.ra/otvety/thread?tid=41f009e75b40c035.
43. Калашникова, Е.О., Перстнева, Е. Звон колоколов целящих / Е. Перстнева, Е.О. Калашникова // Наука и религия. - 2001. - № 8. - с. 28-29.
44. Киенер, И. Примирение со смертью: интервью с основателем Новосибирского крематория Сергеем Якушиным [Электронный ресурс] / И. Киснер. - Режим доступа: http://woityk.narod.ru/index/0-40.
45. Ковтунович, М.Г. Связь психоакустических и психоэмоциональных характеристик восприятия музыки / М.Г. Ковтунович // Мир психологии. - 2003,. - №4. - с. 184-195.
46. Колокол. Колокольчик. Карильон. Куранты // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М., 1990. - 672 с.
47. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Новый сборник законов Российской Федерации. - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2004. - 768 с.
48. Коробейникова, Е.А. Развитие Заупокойного чина Православной церкви как одно из направлений духовной деятельности русских композиторов в
XIX - начале XX вв.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.02 / Коробейникова Екатерина Анатольевна. -Челябинск, 2004. - 214 с.
49. Крапивин, И. Клиент всегда мертв [Электронный ресурс] / И. Крапивин // Большой город. - Режим доступа: http://bg.ru/society/klient_vsegda_mertv-8553.
50. Кремлева, И.А. Похоронно-поминальные обряды у русских: связь живых и умерших / И.А. Кремлева // Православная жизнь русских крестьян XIX-
XX веков: итоги этнографических исследований. - СПб.: Наука, 2001. - с. 72-87.
51. Кулаковский, Л.О. Восприятие музыки / Л.О. Кулаковский // Сов. Музыка. - 1956. - № 5. - с. 53-55.
52. Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. - Киев: София, 1969.-318 с.
53. Лапин, В.А. О музыкальной циклизации русских обрядовых песен / В.А. Лапин // Народная песня. Проблемы изучения: сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. И.И. Земцовский. - Л.: ЛГИТМиК, 1983. - с. 110-124.
54. Лимонад, М.Ю. Похоронная культура и похоронная обрядность Российской Федерации: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / М.Ю. Лимонад. - М.: МГУС, Международный консорциум МаВР, 2005. - 200 с.
55. Лимонад, М.Ю. Архитектура объектов похоронного назначения / М.Ю. Лимонад, С.Г. Величко, Л.П. Осипова, А.Л. Тавровский, П.Е. Уланов. - М.: Московский государственный университет сервиса; Международный консорциум МаВР, 2004. - 200 с.
56. Линдеманн, Э. Симптоматология острого горя и управление этим состоянием / Э. Линдеманн // Американский психиатрический журнал.- 1944. -Т. 101 (2) - с. 87-109.
57. Логунова, М.О. Печальные ритуалы императорской России / М.О. Логунова . - М.: Центрполиграф, 2011. - 272 с.
58. Масленникова, А.В. Влияние консонансных и диссонансных аккордов на биопотенциалы мозга: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 03.03.01 / Масленникова Александра Валерьевна. -М„ 2013.-с. 16.
59. Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В.В. Медушевский; ред., сост. В. Н. Максимов. // Восприятие музыки. -М.: Музыка, 1980. - с. 178 - 195.
60.Медушевский, В.В. Таинственные энергии музыки _ В.В. Медушевский // Музыкальная академия. - 1992. - № 3. - с. 54-57.
61. Минер, В.Л. Торжественные церемонии. Религиозные и траурные ритуалы / В.Л. Минер // Воинские ритуалы российской армии: история зарождения и развития. - М., 2005. - с. 196-209.
62. Морозов, И.А. «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе / И.А. Морозов // Традиционная культура. - 2001. - № 1 (3).- с. 20-26.
63. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.
64. Музыкальный код погребального обряда Смоленщины // Смоленский музыкально-этнографический сборник. - М.: Российская академия музыки, 2003. -с. 122-151.
65. Музыченко, М.М. Архитектурные и строительные требования к помещениям и пространствам для музыкального сопровождения похоронных торжеств [Электронный ресурс] / М.М. Музыченко // Архитектон: известия вузов. - 2011. - №2(34). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_2/6.
66. Музыченко. М.М. Музыка на похоронах / М.М. Музыченко // Похоронный дом. - 2008. - № 10-11-12. - С. 56-58.
67. Музыченко, М.М. Музыка российской похоронной обрядности / М.М. Музыченко // Музыковедение. - 2012. - №11. - С. 41-46.
68. Музыченко, М.М. Музыкальная символика в похоронном деле России: проект стандарта СПОиК Ст Пд-С 2-02-04-07 (OR) / М.М. Музыченко. - СПб.: СПОК, 2007.
69. Музыченко, М.М. Обрядовая музыка: раздел 4.6 / М.М. Музыченко // Современные скорбные и траурные ритуалы России. Гражданский требник. - М.: Издатель A.C. Акчурин, 2006. - С. 183-190.
70. Музыченко, М.М. Похоронная и мемориальная музыка / М.М. Музыченко. - М: РГУТиС, 2008. - 23 с.
71. Музыченко, М.М. Роль музыки в ритуалах прощания / М.М. Музыченко // Музыка и время. - 2014. - №5. - с. 16-20.
72.Нагибина, Н.Л., Масленникова, A.B. Практика музыкотерапии / Н.Л. Нагибина, A.B. Масленникова // Психология искусства. Музыка. - М., 2011. - с. 158.
73. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский . - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
74. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
75. Напевы и поэтические тексты поминальных стихов и церковных песнопений // Смоленский музыкально-этнографический сборник. - М.: Российская академия музыки, 2003. - с. 320-533.
76. Напевы и поэтические тексты похоронных плачей // Смоленский музыкально-этнографический сборник. - М:, Российская академия музыки, гооз. —
с. 166-201.
77. Наумов, A.B. Двести лет траурного марша / A.B. Наумов. - М.: МГК, 2013.- 192 с.
78. Наумов, A.B. Траурный марш: история и теория жанра: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Наумов Александр Владимирович. - М., 2001. - 22 с.
79. Невская, Л.Г. Балто-славянское причитание: реконструкция семантической структуры / Л.Г. Невская // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. - М., 1990. - с. 135-146.
80. Никольский, К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви / К. Никольский . - СПб., 1907 (7-е изд.). - 902 с.
81. Новиков, П. Музыкальное сопровождение траурных церемоний / П. Новиков // Похоронный дом. - 2008. - с. 59-61.
82. Обряд // Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Российская А.Н.; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
83. О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших: [указ президента РФ № 1001: издан 29.06.1996] . - М.: Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 27, ст. 3235.
84. О Государственном гимне Российской Федерации от 25.12.2000 с изменениями от 22.03.2001: [федер. конституционный закон № 3: принят Гос. Думой 08.12.2000] . - М.: Российская газета. 2000. - № 2608, - 8 с.
85.0 кладбищах и похоронах: [декрет: утвержден СНК РСФСР 07.12.1918]. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - с. 1275-1276.
86. О свободе совести и о религиозных объединениях: [федеральный закон № 125 с изменениями от 01.07.2011: принят Гос. Думой 26.09.1997] . - М.: Российская газета. - 2011. - № 142 - 14 с.
87. О погребении и похоронном деле в городе Москве: [закон г. Москвы № 11 с изменениями от 13.01.1999, 21.02.2001, 5.09.2001: принят Гос. Думой 4.06.1997] // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2001. - 16 с.
88. О погребении и похоронном деле: [федеральный закон № 8-ФЗ: принят Гос. Думой 12.01.1996] // Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 1996. - 15 с.
89. О показании мест музыкантам: [Воинский устав о пехотной службе 1811 года. Часть 1. О строевой службе]. - СПб.: Типография Ученого комитета по Артиллерийской части. - С. 6.
90. О порядке организации ритуала прощания и захоронения умерших граждан, имеющих особые заслуги перед городом Москвой: [распоряжение Премьера Правительства Москвы № 1130-РП от 9.10.1998]. - 1998. - 5 с.
91. О религиозных объединениях // Об отделении церкви от государства и школы от церкви: [декрет: утвержден президиумом ВЦИК и СНК РСФСР 08.04.1929]. - М.: Ведомости ВС РСФСР. - 1975. - № 27. - ст. 572.
92. Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам: [свод правил СП 35-103-2001: введен 16.07.2001] . - М.: ЗАО ИОЗ, 2001. - 48 с.
93. Павана // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ. - М., 19731982. - с. 627.
94. Павана // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. редактор Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 406.
95. Песнопения парастаса, панихиды и отпевания. - М.: Живоносный источник, 2007. - 48 с.
96. Пассакалия // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. редактор Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 413.
97. Первые уставы РККА [Электронный ресурс] // Рабоче-Крестьянская Красная Армия. 1999-2012. - Режим доступа: http://www.rkka.ru/history/ustav/main.htm.
98. Петрова, Е.В. Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом вузе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07/ Петрова Елена Владимировна. - М.: МГК, 2003. -192 с.
99. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: ТОО Пассим, 1994. - 334 с.
100. Петрушин, В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии / В.И. Петрушин // Журнал неврологии и психотерапии им. С.С. Корсакова. - 1991.
- №3. - с. 96-99.
101. Петрушин, В.И. Теоретические принципы музыкально-рациональной психотерапии / В.И. Петрушин // Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - с. 34-35.
102. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 312 с.
103. Полунина, Е. Катарсис в музыке / Е Полунина // Советская музыка. -1991.-№ 11.-с. 95-98.
104. Последование мертвенное мирских тел // Требник. - М.: Сибирская Благозвонница, 2013.-е. 256-297.
105. Последование над священником умершим // Требник. - М.: Сибирская Благозвонница, 2013. - с. 308-376.
106. Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу // Требник.
- М.: Сибирская Благозвонница, 2013. - с. 298-307.
107. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения: [свод правил СП 35-1012001: введен 16.07.2001] . - М.: ЗАО ИОЗ, 2001. - 40 с.
108. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт / 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.
109. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации: [МДК 11-01.2002] . - М., 2002. - 81 с.
110. Роганов, С. Похоронное дело в современной культуре [Электронный ресурс] С. Роганов // Философский журнал «Phenomen.Ru». - Режим доступа: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=43.
111. Роголева, О. Психолог в похоронном доме / О. Рогалева // Похоронный дом. - 2008. - №10-11-12 (34-2008). - С. 83-85.
112. Сазанов, А.П. Культура памяти в человеческом обществе. Формирование позитивного общественного отношения к сфере ритуальных услуг [Электронный ресурс] А.П. Сазанов. - Режим доступа: http://www.requiem.ru/documents/doc6/.
113. Сборник траурных пьес. - М.: Музгиз, 1937. - 116 с.
114. Севастьянова, Ю. В. Бесправное погребение / Ю.В. Севастьянова // Законодательство и экономика. - 2011. - № 4 - с. 79-84.
115. Седакова, O.A. Поэтика обряда / O.A. Седакова // Погребальная обрядность восточных и южных славян. - М., 2004. - 320 с.
116. Седухин, Б.В. Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития: дисертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук: 24.00.01 / Седухин Борис Васильевич. - М., 2004. - 131 с.
117. Серых, В.Д. Воинские ритуалы / В.Д. Серых. - М., 1986. - 255 с.
118. Синкевич, В.А. Воздействие объемного акустического поля на человека - психологический аспект / В.А. Синкевич. - Тольятти, 1992. - 60 с.
119. Слепинин, К. Православный обряд погребения / К. Слепинин. -СПб.: Сатисъ, 2011. - 64 с.
120. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
121. Смирнов, Д.В., Харуто, A.B. Нелинейный звукоряд в музыкальном фольклоре / Д.В. Смирнов, A.B. Харуто // Тезисы 4 междунар. конф. «Нелинейный мир»: Языки науки - языки искусства. - М.: МГУ, 1999. - с. 95.
122. Смоленский, C.B. Главнейшие песнопения божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для мужских голосов / C.B. Смоленский. - СПб., 1893. - 48 с.
123. Современные скорбные и траурные ритуалы России. Гражданский требник / под ред. Лимонада М.Ю., Уланова П.Е. - М.: Издатель A.C. Акчурин, 2006. - 200 с.
124. Сопов, В.Ф. Рекреация как вид деятельности при профилактике внутриличностных конфликтов / В.Ф. Сопов // Конфликт и личность в изменяющемся мире. - Ижевск, 2000. - с. 17-59.
125. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура / А.Н. Сохор. - М.: Сов. композитор, 1975. - 202 с.
126. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы / А.Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л.Раппопорт. - М., 1971. - с. 292-309.
127. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 1994. - 176 с.
128. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации №111. -М.: Воениздат, 2006. - 98 с.
129. Студенникова, C.B. Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Студенникова Светлана Владимировна. -Саратов, 2010. - с. 9.
130. Сухомлинов, В. Открытия Валерия Халилова [Электронный ресурс] / В. Сухомлинов // Литературная газета 6302 (№ 47 2010). - Режим доступа: http://libes.rU/354335.html#TOC_idp2396040.
131. Сюткин, Г.Н. Основы ритуально-похоронного дела: учебное пособие / Г.Г. Сюткин. - М.: Альфа-М, 2012. - 320 с.
132. Так начиналось похоронное дело [Электронный ресурс] // Материалы интернет-портала Реквием.ру. - Режим доступа: http://www.requiem.ru/history/begin.
133. Тарасова, Е. Смоленские причитания в сопоставлении с другими типами восточнославянской причети / Е. Тарасова // Литературоведение. Лингвистика: Мат-лы 27 науч. студ. конф. Тарту; Ленинградский гос. пед. университет.- 1972.-е. 15-18.
134. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: [федеральный закон № 384-Ф3: принят Гос. Думой 30.12.2009] . - М., 2009. - 26 с.
135. Типологическая систематика напевов поминальных стихов // Смоленский музыкально-этнографический сборник. - М.: Российская академия музыки, 2003. - с. 309-319.
136. Типологическая систематика напевов похоронных плачей // Смоленский музыкально-этнографический сборник. - М.: Российская академия музыки, 2003. - с. 152-165.
137. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н. Топоров. - М.: Прогресс-Культура, 1995. -624 с.
138. Традиционный фольклор Новгородской области (по записям 19631976 гг.). Песни. Причитания / изд. подг. В.И. Жекулина, В.В. Коргузалов, М.А. Лобанов, В.В. Митрофанова. - Л.: Наука, 1979. - 350 с.
139. Трубачев, С.З. Песнопения панихиды в русской музыке / С.З. Трубачев // Журнал Московской Патриархии. -1985. - №12 - с. 64-77.
140. ГОСТ Р 54611-2011 Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования. - М.: Стандартинформ, 2012. - 36 с.
141. ГОСТ Р 53107-2008 Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2009. - 20 с.
142. Успенский, Н.Д. Древнерусское певческое искусство / Н.Д. Успенский. - М., 1971. - с. 182-183.
143. Устав (артикул) 1716 года // Полное собрание законов Российской империи. - Т. 5 (1713-1719). - СПб., 1830,. - № 3006.
144. Устав внутренней службы 1910 года . - СПб., 1910. - 405 с.
145. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 1993. - 206 с.
146. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР. -М., 1975.- 175 с.
147. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Воениздат, 1994. - 137 с.
148. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2007. - 142 с.
149. Учебное пособие по дисциплине «Военно-оркестровая служба» для курсантов военного института (военных дирижеров) Военного университета. -М., 2007. - 124 с.
150. Федоренко, И.В. Обрядовые и лирические напевы в календарной традиции русского запада / И.В. Федоренко // Голос и ритуал: Мат-лы конф. / ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жуланова, О. А. Пашина. - М.:ГИИ, 1995. - с. 134-138.
151. Флоренский, П.А., свящ. Освящение реальности / П.А. Флоренский // Богословские труды. -М., 1977. - Т. 17. - с. 233.
152. Флоренский, П.А.. свящ. Письмо седьмое: Грех / П.А. Флоренский // Столп и утверждение Истины. - М., 1914. - с. 194.
153. Форум военных дирижеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mconductors.ru/?page_id=337.
154. Харлап, М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки / М.Г. Харлап // Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972. - с. 221.
155. Харуто, A.B., Смирнов Д.В. Использование компьютерного анализа в исследовании звуковысотного строения народной музыки / А.В, Харуто, Д.В. Смирнов // Материалы Международных конференций памяти А. В. Рудневой. -М„ 1999.-с. 335-340.
156. Хрестоматия по культурологии. / Том 2. Самосознание русской культуры / под ред. И. Ф. Кефели, В. Т. Пуляева, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. - Санкт-Петербург, ООО «Издательство "Петрополис"», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 512 с.
157. Цветаева, А.И., Сараджев Н.К. Мастер волшебного звона / А.И. Цветаева, Н.К. Сараджев . - М.: Музыка, 1988. - 110 с.
158. Чернов, A.A. Как слушать музыку / A.A. Чернов . - M.-JL, 1964. - 60
с.
159. Чистов, К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор / К.В. Чистов // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / отв. ред. К.В. Чистов, гл. ред. Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1987. - с. 56-78.
160. Шариков, И.Г. Об использовании колоколов и бил в музыкальной терапии / И.Г. Шариков // Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке: сборник тезисов I Международного конгресса. - М., 2000. - с. 95-98.
161. Шефов, С. А. Психология горя / С.А. Шефов. - СПб.: Речь, 2007. -
110 с.
162. Шпет, Г. Г. Эстетические фрагменты / Г.Г. Шпет. — М.: Правда, 1989.
-85 с.
163.Шушарджан, C.B. Музыкотерапия: история и перспективы / C.B. Шушарджан // Клиническая медицина. № 3, 2000. - с. 15-18.
164. Шушарджан, C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / C.B. Шушарджан. - М.: Антидор, 1998. - 364 с.
165.Шушарджан, C.B. Руководство по музыкальной терапии / C.B. Шушарджан. - М.: Медицина, 2005. - 450 с.
166.Шушканов, Ю. Г., Богданов С. А. Порядок разработки уставных документов в ВС СССР в годы Гражданской войны и в межвоенный период (1918-1941) / Ю.Г. Шушканов, С.А. Богданов // Военная мысль. 2006. №11.
167. Якушин, С.Б. На похоронах не плачут [Электронный ресурс] / С.Б. Якушин // Московский справочник ритуальных услуг. - Режим доступа: http://www.mos-ritual.ru/novosti/sergey-yakushin-na-pohoronah-ne-plachut.
168. Якушин, С.Б. Смерть в современном искусстве / С.Б. Якушин // Похоронный дом. - 2008. - с. 66-70.
169. Ярешко, А. Колокольные звоны - инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества / А. Ярешко // Из истории русской и советской музыки / Вып.З. - М., 1978. - с. 36-74.
Приложение 1. Отдание воинских почестей при погребении
военнослужащих в СССР
Церемония похорон с воинскими почестями печальна и строга. Торжественно-траурный ритуал отдания последних воинских почестей регламентирован Уставом гарнизонной и караульной служб. Торжественность ритуалу придают исполнение Государственного гимна СССР, прощальный артиллерийский или ружейный салют, торжественный марш частей гарнизона или почетного эскорта.
Сложность и строгая регламентированность ритуала погребения с воинскими почестями требует более детального рассмотрения его организации. Для проведения этого ритуала наряжается почетный эскорт, оркестр, почетный караул к гробу, восемь-десять солдат или матросов без оружия под командой сержанта для опускания гроба в могилу. Форма одежды личного состава, выделенного для проведения ритуала, парадная для строя, а для остальных военнослужащих, принимающих участие в похоронах, - повседневная. Почетный эскорт и почетный караул вооружаются карабинами или автоматами.
Организация ритуала возлагается на начальников, которые перечислены в Уставе гарнизонной и караульной служб. Для организации похорон создается специальная комиссия.
Доступ военнослужащих и трудящихся для прощания организуется в траурно украшенном зале в часы, установленные комиссией по организации похорон. Оформление зала должно быть закончено за два часа до открытия доступа для прощания. Гроб с телом покойного устанавливается на постамент, вокруг которого располагают венки и цветы. Все ордена и медали покойного крепятся на подушечках из красного бархата или сатина и размещаются справа налево по степени достоинства на специальной подставке у гроба.
До открытия доступа в траурный зал из состава почетного караула выставляются две пары часовых. Смена часовых производится через каждые пятнадцать минут. На первую траурную вахту становятся почетные часовые из состава комиссии по организации похорон, которые сменяются через три-пять минут представителями от воинских частей, учреждений, учебных заведений и общественных организаций. Почетные часовые становятся к гробу без головных уборов, с траурными повязками на левом рукаве, рядом с часовыми воинского почетного караула, с внешней стороны от них.
Оркестр исполняет траурные мелодии. Военнослужащие и трудящиеся, сняв головные уборы, проходят у гроба. Один из членов комиссии по организации похорон встречает представителей от воинских частей, учреждений и учебных заведений, прибывающих для возложения венков, и проводит их в зал.
За несколько минут до прекращения доступа в последнюю смену почетных часовых становятся члены комиссии по организации похорон. После прекращения доступа для прощания в траурном зале остаются члены комиссии по организации похорон, родственники, друзья покойного. Оркестр прекращает игру. Получив разрешение у семьи покойного, председатель комиссии дает распоряжение накрыть гроб крышкой с прикрепленным к ней головным убором умершего военнослужащего. Гроб с телом покойного выносят из здания.
При подходе к специальной машине военнослужащие с венками становятся в две шеренги лицом друг к другу, создавая проход для несущих гроб. Военнослужащие, несущие подушечки с орденами и медалями, выстраиваются с одной стороны впереди военнослужащих с венками; портрет покойного устанавливается около машины в сторону траурной процессии. Часовые почетного караула берут карабины из положения «на плечо» в положение «к ноге», откидывают штыки и садятся в машину после установки в ней гроба.
На месте погребения гроб с телом покойного переносится к могиле и устанавливается на постамент, крышку гроба снимают и ставят рядом. Почетный эскорт и оркестр выстраиваются фронтом к могиле. Военнослужащие с портретом, венками, орденами и медалями выстраиваются в две шеренги
фронтом одна к другой. Часовые почетного караула занимают места у могилы. Смолкает оркестр. Председатель комиссии открывает траурный митинг.
После окончания траурного митинга оркестр возобновляет игру. Родственники прощаются с покойным. Гроб закрывают крышкой. Склоняется Боевое Знамя с траурной лентой. Гроб опускают в могилу. Назначенное из состава почетного эскорта подразделение салютует тремя ружейными залпами. С первым залпом оркестр исполняет Государственный гимн СССР. Под звуки строевого марша торжественным маршем мимо могилы проходит почетный эскорт.
Организация похорон военнослужащего на корабле возлагается на командира корабля или специально назначенную приказом командира соединения, кораблей комиссию.
Тело умершего или погибшего в бою на корабле должно быть погребено на берегу. Только при невозможности выполнить это требование оно предается морю. О погребении в море, широте и долготе места погребения делается запись в вахтенном журнале.
На корабле приспускается до половины Военно-морской флаг СССР, гроб устанавливается на юте и прикрывается Военно-морским флагом СССР, поверх которого кладется головной убор, а на гроб офицера - еще и кортик. Ордена и медали умершего, прикрепленные на алых подушечках, располагаются у гроба на подставке. У гроба выставляется почетный караул. Перед преданием тела морю флаг, ордена, медали и кортик убираются.
По сигналу «Большой сбор» личный состав корабля выстраивается на верхней палубе. Проводится траурный митинг. При опускании тела в море производится траурный салют тремя ружейными залпами или по особому указанию артиллерийский салют. С первым залпом салюта оркестр исполняет Государственный гимн СССР [117, с. 200-202].
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.