Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Свирина, Наталья Михайловна

  • Свирина, Наталья Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1993, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 265
Свирина, Наталья Михайловна. Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 1993. 265 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Свирина, Наталья Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ШВА X. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ КАК

ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

§ X. Своеобразие музыки и литературы как видов искусства

§ 2, Восприятие и изучение музыки и литературы в их взаимосвязи

§ 3. Музыка и литература в сознании современного школьника

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ

МУЗЫКИ.

§ I. Функции музыки при изучении литературы в школе и их направленность при изучении эпоса, лирики, драмы. 99 ^

§ 2, Музыка при изучении биографии писателя

§ 3, Музыка при изучении эпического произведения

§ 4. Музыка при изучении драматургии.

§5. Музыка при изучении лирики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе»

3. включение музыки в уроки в качестве установки на чтение для максимально полного погружения читателя-школьника в настрое-* ние литературного произведения.

Мы ставим перед собой задачу определить и закрепить за музи^* кой именно ей свойственные функции на уроках разного типа:

1. изучение биографии писателя;

2. обзорные уроки;

3. вступительные и завершающие занятия по изучению литературного произведения, а также в зависимости от характера изучаемого произведения: эпос, лирика» драма•

Актуальность проблемы и ее нерешенность еще в методической науке определили выбор предмета исследования - система работы с музыкой на уроках литературы в 10 классе.

Психологические и эмоциональные особенности 15-16-летних подростков и специфика курса литературы, изучаемой в этом возрасте» дали возможность обосновать объект исследования - процесс литературного развития у школьников 10 класса в системе уроков по литературе с включением музыки.

Цель исследования состоит в определении функций музыки на занятиях разного типа Сизучение биографии писателя, обзорные темы, вступительные и заключительные уроки, системный анализ литературного произведения) и выявлении той роли, какую музыка может сыграть в процессе читательского восприятия лирики, эпоса, драмы, а также нахождении методических способов гармонизации процессов образной конкретизации и образного обобщения с помощью музыки.

Гипотеза исследования: при направленном воздействии музыки в создании установки на чтение и анализ литературного произведения процессы образной конкретизации и образного обобщения в читательском сознании активизируются и предстают сбалансированными. Жри этом в анализе эпического произведения музыка помогает осознать пространство автора, в анализе драматического произведения расковывает поток ассоциаций читателя и при изучении лирики способствует постижению лирического сюжета, помогает уловить динамику чувств стихотворения и их своеобразие, ощутить неповторимость художественного стиля.

При внешнем столь разном предъявлении двух искусств - литеpa туры и музыки - читателям, слушателям они оба обладают только им из всех искусств присущим свойством: передачи чувств, развития сюжета в динамике, не только в пространстве* но во времени. Это дает возможность ученикам пережить изучаемое произведение в целом. Музыка способствует как образной конкретизации, так и образному обобщению читательских впечатлений. Включение музыки в уроки дает наглядное представление об открытости литературного процесса, его глубине и емкости, неиссякаемом интересе к литературным произведениям других искусств разных эпох и мировоззрений*

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

I. Изучить теоретические представления об особенностях развития и языка литературы и музыки; выявить точки пересечения, взаимодействия этих искусств в истории искусствознания.

2# Рассмотреть состояние проблемы и пути ее решения в истории и современной методической науке.

3. Экспериментально и теоретически определить начальный уровень литературного и музыкального развития десятиклассников»

4. Очертить поэтапно круг и содержание материала, входящего в систему взаимодействия "литература-музыка"»

5. Проследить динамику литературного развития старшеклассников в связи с взаимодействием литературы и музыки на уроках, зафиксировать моменты образной конкретизации и образного обобщения при анализе литературного произведения с помощью музыки.

6. Обосновать выбор приемов, форм и методов работы по сопоставлению литературного и музыкального произведения.

7. Выявить конечные результаты данной системы работы,сдвиги, происшедшие в литературном развитии одиннадцатиклассников, в их способности к образной конкретизации и образному обобщению.

8. Экспериментально проверить способы предложенной работы» их возможную вариативность.

Методика исследования на первом этапе включала изучение эстетических, психологических, литературоведческих и музыковедческих источников; анализ опыта включения музыки в уроки литературы в методической науке; проведение констатирующего эксперимента» На втором этапе подготовлены методические материалы, осуществлен эксперимент и анализ полученных результатов* В ходе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, устные индивидуальные беседы и беседы с классом, посещение с учащимися концертов и музыкальных спектаклей, проверка данных эксперимента в различных формах внеклассной работы, анализ творческих и учебных работ учеников.

Исследование проведено на базе школы Л 234 Санкт-Петербурга и 2-й Санкт-Петербургской гимназии в течение I99Q-I993 гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1, Установлены разные функции музыки при изучении биографии писателя, в обзорных темах, на вступительных и заключительных занятиях,

2, Роль музыки при анализе эпического произведения состоит в приближении к авторскому сознанию и образной конкретизации мироощущения героев произведения.

3, Музыка при изучении драматургии прокладывает путь вхождения в драму, дает возможность школьникам подготовиться к восприятию, настроиться на чтение произведения, предназначенного для сцены. Музыка в драме способствует процессу как образной конкретизации, так и образного обобщения благодаря природе музыки, укрупняющей образ и одновременно сводящей воедино, в одну тематическую линию лейтмотивы героев,

4, Музыка на уроках по изучению лирики направлена на проявление настроения стихотворения при помощи его музыкальной интерпретации. Музыка здесь задает нужные образы и ассоциации, что не сразу выявлены школьниками при прочтении» создавая установку на восприятие лирического произведения.

Практическая значимость данного исследования состоит в том» что его данные могут быть использованы в организации учебного процесса 10 класса, в составлении программ, методических поурочных рекомендаций. Являясь ограниченным предложенным материалом, исследование предполагает возможность подобной работы в курсе школьного изучения литературы разных классов - при сохранении принципа системности и ступенчатости. Работа учителя литературы, использующего данные исследования, расширит границы предмета, соприкасаясь с курсом мировой художественной культуры и опираясь на знания, полученные учащимися в предшествующие годы на уроках музыки, Результаты исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания литературы, в спецсеминарах, спецкурсах, в системе ИУУ.

Положения, вынесенные на защиту.

1. Возможности включения музыки в уроки литературы обусловлены, с одной стороны, ходом развития этих двух искусств: своеобразием каждого и в то же время их взаимопритяжением; с другой -психологическими, духовными особенностями и потребностями возраста десятиклассников.

2. На уроках литературы совершенно отчетливо видится место музыки для постижения сути явления искусства вообще, его влияния на человека, и музыки, в частности - ее способности к озвучиванию чувств, коррекции поведения, укрупнению для школьников как общего замысла литературного произведения, так и отдельных его фрагментов в целостном понимании концепции.

3. Литературное развитие читателя-слушателя происходит быстрее и становится многообразнее за счет того пространства восприятия, что предоставляет ученику музыка, входящая в ткань известного литературного произведения.

4. Музыкальные интерпретации литературного произведения на разных этапах предлагаемой работы создают у школьников реальное понимание значимости литературного процесса в общем развитии искусств .

5. Процесс восприятия музыкальных образов литературного произведения максимально погружает учеников в атмосферу жизни, задуманной писателем.

6. Звучание музыки, вписанной в литературное произведение, на уроках создает предпосылку для неоднократного прочтения данного произведения, особенно если музыка здесь является объектом проблемной ситуации или проблемного анализа.

7. Естественная жизнь музыкального произведения в литературном вызывает у учеников способность к глубокому постижению языка искусств в их многообразии.

8. Особенности методики включения музыки в уроки литературы - по разным жанрам (лирика, эпос, драма) - создают у учеников отчетливое представление о специфике и границах каждого.

9. Музыка при изучении биографии писателя является для учеников проводником его идей, мироощущения, показывает, как жизненный пласт музыкальных впечатлений писателя отражается в творчестве, как и где музыка озвучивает текст благодаря писательской притяжен-ности к ней, когда музыка приобретает права героя литературного произведения.

10. На вступительных и заключительных уроках музыка при изучении литературного произведения, кроме помощи в постижении сути явления искусства и его влияния на человека, осуществляет озвучивание чувств героев, соединяет воедино для школьников как общий замысел литературного произведения, так и связывает в сознании отдельные фрагменты в целом понимании замысла писателя*

II, В процессе анализа литературного произведения функции музыки разнообразны и заостряют внимание на следукяцих темах изучаемого произведения: музыкальная тема героя как его продолженная характеристика; музыка, являющаяся стержнем сюжета самого произведения литературы; музыка, фиксирующая своим звучанием или исчезновением переломные моменты в жизни одного и того же литературного героя; общая музыкальная тема несхожих персонажей как способ узнавания друг друга; музыкальная тема, объясняющая развитие и причины преображения героя или сохранения его цельности на протяжении сюжета; музыкальные вкусы литературных героев как способ авторской характеристики.

Апробация материалов исследования осуществлялась на лекциях в ИУУ Санкт-Петербурга; результаты также были продемонстрированы серией открытых урбков для слушателей курсов повышения квалификации ГйУУ в 1992-1993 гг.* Написаны методические рекомендации для учителей по новой программе по литературе и ряд разделов программы, Создана учебная телепередача по литературе "Музыка в Ясной Поляне". Написана глава учебника для 10 класса по русской литературе второй половины XIX в. "А.Н.Островский".

Объем и структура работы. Диссертация объемом в 265 машинописных страниц состоит из введения, двух глав, заключения» списка упоминаемой и изученной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Свирина, Наталья Михайловна

Выводы по главе 2

I. Разнообразие функций музыки в характеристике литературного персонажа. Музыка является стержнем сюжета литературного произведения, его лейтмотивом. На протяжении жизни литературного героя музыкальная тема для него звучит по-разному, что открывает читателю изменения персонажа, его внутренний мир и влияние на него жизни. Музыкальная тема становится продолженной характеристикой литературного героя. Внутренняя музыкальность, свойственная героям русской литературы, есть не что иное, как свидетельство их духовного уровня и неудовлетворенности жизнью. Музыка же выводит их за рамки обыденной жизни. Музыка отмечает своим звучанием или незвучанием в определенный момент переломы, изменения в жизни одного и того же героя. Одна музыкальная тема разных героев одного литературного произведения, говорящая об их духовном родстве - и как некая противоположность - музыка, не прочувствованная никем, кроме одного персонажа, свидетельствующая о его одиночестве. Музыкальные вкусы литературных героев и их характеристика, способность персонажей к восприятию музыки. Музыкальная тема героя литературного произведения как способ объяснения его развития и преображения.

2,Включение музыки в уроки литературы обусловлено типом учебной ситуации и замыслом урока. Музыка в обзорных темах как отражение времени и средство для понимания умонастроения эпохи. Музыка, включенная в изучение биографии писателя, как возможность создания у учеников представления о взглядах писателя на жизнь и искусство. Музыка на вступительных занятиях как способ создания установки на чтение и обозначения эмоциональных впечатлений от литературного произведения. На заключительных занятиях музыка как способ проверки концепции анализа и создания установки на дальнейшее общение с текстом с помощью его художественной интерпретации.

3. Музыка выполняет разные функции на уроках по изучению лирики, эпоса, драмы. Музыка при изучении эпического произведения помогает обнаружить авторский подтекст и создает возможность контакта ученика с авторским сознанием и замыслом. Музыка на уроках

- 249 по изучению драматургии способствует пробуждению работы воображения ученика, особенно необходимого при чтении драмы, где нет прямого присутствия автора и его позиции. Музыка здесь способствует, с одной стороны, конкретизации образа, с другой - образному обобщению, т.к. выводит темы, лейтмотивы пьесы в центр читательского внимания. На уроках по изучению лирики включение музыки имеет целью проявить настроение стихотворения через его музыкальную интерпретацию, тем самым создать установку на восприятие лирического произведения. Тогда позже природа поэзии откроется ученикам в своем изначальном, музыкально-гармоническом звучании. Общая природа лирики и музыки дает возможность тренировать психологический Механизм образной конкретизации на музыке - т.к. она более свободна от сюжета и одновременно эмоционально направленна.

250 — ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге доследования мы пришли к убеждению, что включение музыки в уроки литературы сегодня требует функциональной дифференциации по типам занятий (биография писателя, обзорная тема, вступительные и заключительные занятия по изучению литературного произведения) и по характеру изучаемого произведения (эпос, лирика, дама).

Определение разнообразных функций музыки в процессе изучения литературы способствует динамическому развитию художественного восприятия и гармонизации сложных и необходимых читателю механизмов, отражает конкретизацию и образность обобщения.

Эмоциональная конкретность и предметная обобщенность, даже отвлеченность музыкального образа оказываются при определенной системе методических действий полезной школой читателя.

Перспективы дальнейшего изучения проблемы, как нам представляется, лежат в области выявления эволюции возрастных реакций школьников на музыкальный и литературный образ и создание методических способов компенсации порогов возрастного восприятия.

- 251

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Свирина, Наталья Михайловна, 1993 год

1. Аникет А.А, История искусств стран Западной Европы от Возрождения и до начала XX в.: Живопись, скульптура, графика, архитектура, музыка, драма, театр. Искусство ХУЛ в.: Италия, Испания, Фландрия. - М#: Искусство, 1988. - 280 с.

2. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX века: Пушкин, Герцен, Толстой. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 270 с.

3. Бабаев Э J1. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого. -М,: Изд-во МГУ, 1981. 198 с.

4. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972. - 289 с.

5. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителя пения. М.: Просвещение, 1964. - 104 с,

6. Борев Ю.Ю. Эстетика. М.: Политиздат., 1988. - 495 с.

7. Браудо Е.М. История музыки. Сжатый очерк. М.: Гос.муз. изд-во, 1935. - 464 с.

8. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: ЛГУ» 1973, - 168 с.

9. Вагнер Р. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1935. - 108 с.

10. Васина-Гроссман В.А. Книга для любителей музыки. М.: Музгиз, 1962. - 167 с.

11. Владимирова Е,, Верхолаз Р. Взаимодействие литературы,- 252 музыки и живописи в эстетическом воспитании учащихся // Литература в школе* 1962. - № 2. - С.46-50.

12. В мире Толстого: Сборник / Сост. С,Нашинский. М.: Сов. писатель, 1978. - 528 с.

13. Вопросы методики преподавания литературы в школе: Сб.ст» / Под ред. Н.Н,Кудряшова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 552 с.

14. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб.ст. / Сост. А.Н.Сохор. Л»: Сов.композитор, 1980. - 295 с.

15. Вопросы теории и истории эстетики: Сб.ст* / Ред. В.Ф.Асмус. М,: Искусство, 1968. - 654 с.

16. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -573 с.

17. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания, Л.: Наука, 1981. - 174 с.

18. Гартман Н. Эстетика. М.: Иностр.лит., 1958. - 692 с.

19. Глинка М.И. Автобиографические исторические материалы. -М.: Музыка, 1952. 512 с.

20. Глебов И. Музыкальная форма как процесс. М.: Гос.изд, Музыкальный сектор, 1930. - 192 с.

21. Гловацкий Б.С. Лермонтов и музыка. М.-Л.: Музыка, 1964. - 103 с.

22. Гоголь Н.В. Скульптура, живопись и музыка. М»: Худож. лит», 1937. - Собр.соч. в 6 т., т.4. - С.9-15.

23. Гозенпуд Л.А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л.: Сов.композитор, 1981. - 224 с.

24. Гозенпуд Л.А. Наташа Ростова на оперном спектакле // Избранные статьи: Сб.ст. М.-Л,: Gob.композитор, 1971. - С.113-128.

25. Голубков В,В. Художественное мастерство И.С.Тургенева:

26. Пособие для учителя. М.: Гос.уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1955. -176 с.

27. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, М.: Гос.изд-во ху-дож.лит,, 1959, - 487 с.

28. Гончаров ИД. Собрание сочинений в 8 т. М,: Худож,лит., I952-1955,

29. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения, М.: Музыка, 1989.- 382 с.

30. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, 4,1, М,: Музыка, 1965. - 484 с.

31. Гуковский Г .А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.-Л.: Просвещение,1966.- 266 с.

32. Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым, М,: Худож.лит., 1973. - 464 с.

33. Гусев Н.Н., Гольденвейзер А,Б, Л.Толстой и музыка: Воспоминания. М.: Музгиз, 1953. - 47 с.

34. Дни и годы П.И.Чайковского: Летопись жизни и творчества.- М.-Л.: Музгиз, 1940. 743 с.

35. Домбаев Г .С. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах / Ред. Г.Берндт. М.: Музгиз, 1958. - 636 с,

36. Домрина Е.Н. Музыка на уроках литературы //В школе слушают музыку: Сб.ст. М., 1964. - С.12-15.

37. Достоевская А.Г. Воспоминания. М»: Правда, 1987, -543 с,

38. Достоевский Ф,М. Полн.собр.соч. в 30 т. Л.: Наука, I972-1988.

39. Дубинская А,И. А.Н.Островский: Очерк жизни и творчества.- М.: Изд-во АН СССР, I95X. 280 с.- 254 41» Дыхание лирики. Из переписки Р.М.Рильке, М.Цветаевой и Б.Пастернака в 1926 году // Дружба народов. 1987. - № 8. -С.246-262.

40. Ермакова Т.А. Музыка в системе культур // Искусство в системе культур: Сб.ст. Л,, 1987. - С.148-155.

41. Ефимова Е.М. И.С.Тургенев: Семинарий. Л.: Гос.уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1958. - 204 с.

42. Журавлева А.И. Драматургия А.Н.Островского, М,: МГУ, 1974. - 103 с.

43. Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 2X6 с.

44. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 205 с.

45. Иванов Г.К. А.Н.Островский в музыке: Справочник, М.; Сов.композитор, 1976. - 126 с,

46. Иоффе И.И, Мистерия и опера: Немецкое искусство ХУ1-ХУШ вв. Л.: Гос,музыкальный НИИ, 1937. - 236 с.

47. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Л.: Лен-изогиз, 1933. - 568 с.

48. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. / Сост. Б .Р. Виппер, Т.НДиванова. М.: Наука, 1966. -331 с.

49. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

50. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. М,: Молодая гвардия, 1977. - 190 с.

51. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Сов.композитор, 1977. - 253 с.

52. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает добро: Эстетиче- 255 ское воспитание. М.: Педагогика, 1973. - 334 с.

53. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. М.: Детская литература, 1970. - 224 с.56» Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с #

54. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. - 207 с,

55. Катенин П,А. Размышления и разборы. Ст.1. Об изящных искусствах // Литературная газета. 1830. - $ 4, - С.2.

56. Кашкин И.Ф. Л.Н.Толстой и его отношение к музыке // Международный Толстовский альманах / Сост. П.Сергеенко. М.: Книга» 1909. - С.77-84.

57. Келдыш Ю. История русской музыки: Часть I. М.-Л.: Гос. муз.изд-во, 1947, - 471 с,

58. Келдыш Ю. История русской музыки: Часть 2. М,-Л.: Гос. муз,изд-во, 1948. - 389 с,

59. Коган Л,Р. Летопись жизни и творчества А.Н.Островского, -М.: Госкультпросветиздат» 1953. 408 с,

60. Конен В,Д. История зарубежной музыки, М.: Музыка, 1984, - 534 с,

61. Корев Ю. Выразительные возможности музыки // Вопросы литературы. 1977, - Ш 5, - С.35-40.

62. Кремлев Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики, -М.: Музгиз, 1957, 242 с,

63. Кремлев Ю.А. Проблема доходчивости в искусстве // Избранные статьи: Сб.ст. Л.: Музыка, 1976. - 231 с,

64. Кремлев Ю,А. Фортепианные сонаты Бетховена. М,: Музгиз, 1953. - 271 с.

65. Кремнев Б,Г. Бетховен. М.: Мол.гвардия, 1961, - 320 с.

66. Кузминская Т,А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Тула: Тульское книжное изд-во, 1959. - 527 с.

67. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. Баку: ЭЛМ, 1972. - 140 с.71* Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. М«: Просвещение» 1980. - 192 о.

68. Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М.: Сов.Россия,1985.- 144 с.

69. Лебедев А.А. Драматург перед лицом критики: Вокруг А.Н, Островского и по поводу его. Идеи и темы русской критики. М»: Искусство, 1974. - 192 о.

70. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи» живописца и скульптора Флорентийского. М.: Изогиз, 1934.- 382 с.

71. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.- М.: Гослитиздат, 1957. 519 с.

72. Ливанова Г. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М.: Искусство, 1938, - 360 с,

73. Липаева Т,А. Музыка на уроках литературы // Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе: Сб.научных трудов. М.» 1987. - С.69-280.

74. Литература и музыка: Ст. / Под ред. Б.Г.Реизова. Л,: ЛГУ, 1975. - 227 с.

75. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы: Из опыта работы учителя в старших классах. М«: Просвещение, 1979. - 96 с.

76. Маковицкий Д.П. У Толстого: Яснополянские записки 19041908 гг. Кн.1. М.: Наука, 1979. - 544 о.

77. Маковицкий Д.П. У Толстого: Яснополянские записки 1904-- 257 1908 гг. Кн.2. М.: Наука, 1979. - 687 о.

78. Маковицкий Д.П. У Толстого: Яснополянские записки 19041908 гг. Кн.З. М.: Наука, 1979. - 512 с.

79. Маковицкий Д.П. У Толстого: Яснополянские записки 19041908 г. Кн.4. М.: Наука, 1979. - 486 с.

80. Мандельштам О.Э, Египетская марка. Л.: Панорама, 1991. ■ 187 с.

81. Мандельштам О.Э. Стихотворения. М»: Художественная литература, 1973. - 89 с.

82. Мандельштам О.Э. Шум времени. Л.: Время, 1925. - 103 с*

83. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Методическое пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - 176 с.

84. Маранцман В.Г. Единство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирических стихотворенийв У1 классе // Учен, зап. ЛГПИ им. Герцена. Т.375. Литература в средней школе. ВыпДУ. Л., 1969. - C.79-I30.

85. Маранцман В.Г. Роль произведений искусства о природе в эстетическом воспитании учащихся 5 класса // Литература в школе, 1962. - № 2. - С.32-42,

86. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в школьном изучении. М.: Просвещение, 1985. - 159 с,

87. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения: Сб.ст. -М., 1971. С.166-212.

88. Маранцман В.Г. Тайна Пушкина: Школьный анализ текста и законы художественного мышления // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1992. - № I. - С.65-70»

89. Маранцман В.Г., Чирковская Т„В. Проблемное изучение ли- 258 тературного произведения в школе, М.: Просвещение, 1977. - 206 с,

90. Машенко Н.М» Использование музыки на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1978, 78 с.

91. Машенко Н.М, Музыка и живопись в творчестве писателей. -Киев: Вшца школа, 1985. 144 с.

92. Машенко Н.М. Слово. Музыка. Образ. Киев: Радяньска школа, 1982. - 97 с.

93. Медведев В.П. Пьесы Островского в школьном изучении. -Л.: Просвещение, 1971. 144 с,

94. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Автореферат дис. . канд.пед.наук, М., 1984.

95. Митяева З.А, Активизация изучения литературы в старших классах средней школы с помощью изобразительного искусства и музыки: Автореферат дис. . канд.пед.наук, М,, 1967.

96. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.

97. Морозенко К.Н. Сны и музыка в творчестве Л.Н.Толстого (Еще раз о "диалектике души") // Толстовский сборник: Сб.ст. -Тула.- 1976. i 6. - С.14-22.

98. ЮЗ. Мостовская Н.Н. И.С.Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX века. Л.: Наука, 1983. - 215 с.

99. Музыкальная классика и современность: Вопросы истории и эстетики: Сб.ст. / Сост. А.Л.Порфирьева. Л,: ЛШМиК, 1983.159 с.

100. Музыкальная культура древнего мира: Сб.ст, / Под ред. проф. Р.И.Грубера. Л.: МузГИЗ, 1937. - 259 с.

101. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы1. конференций Международного общества по музыкальному воспитанию, М.: Сов.композитор, 1973. - 416 с.

102. Назарян Г.О. Взаимосвязь музыки и литературы в школе // В школе слушают музыку: Сб.ст. М,, 1964. - С,65-68.

103. Овсянико-Куликовский Д.Н. Из лекций об основах художественного творчества // Вопросы теории и психологии творчества. -I9II. Т.Ш. - С.1-20.

104. Овсянико-Куликовский Д.Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества. - 1910. - Т.П. -С. 182-226.

105. Овсянико-Куликовский Д.Н. Несколько мыслей о происхождении чувства "бесконечного" в чистой лирике // Вопросы теории и психологии творчества. I9II. - Т.2. - С.294-317,

106. Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании "теории словесности" в средней школе // Вопросы теории и психологии творчества. 1907. - Кн.1. - С.431-436.

107. Овсянико-Куликовский Д.Н, Теория поэзии и прозы: Теория словесности. М,; Петроград: Гос.изд-во, 1923. - 96 с.

108. А.И.Ревякина. М,: Худож.лит., 1966. - 631 с.

109. А,Н,Островский в музыке: Справочник / Соот. Г.К.Иванов. М»: Сов.композитор, 1976. - 126 с,

110. А.Н.Островский в русской критике: Сб.ст. / Ред. Т.И.Владыкина. М,: Гослитиздат, 1948. - 452 с.

111. Острогорский BJ1. Письма об эстетическом воспитании: Посвящается русским матерям. М,: Вестник воспитания, 1894. - 104 с,

112. Остроменский В.Д, Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Лирична Укра1на, 1975. - 199 с.

113. Пастернак БД. Заметки к переводам шекспировских трагедий // Литературная Москва: Сб, М,, 1956. - С.782-798,

114. Пастернак БД. Стихотворения и поэмы» М»: Худож.лит., 1965. - 285 с.

115. Письма Марины Цветаевой // Новый мир. 1969. - 1! 4, -С.185-215.

116. Платек Я.М. Верьте музыке. М,: Сов.композитор, 1989, -352 с.

117. Платек Я.М, Под сенью дружных муз: Музыкально-литературные этюды. М.: Сов.композитор, 1987, - 231 с.

118. Подшивалова Н.Н., Степанова Н,Г. Использование музыки при изучении романа "Война и мир" на уроках литературы // Изучение жизни и творчества Л.Н.Толстого в школе: Сб.ст. Тула, 1983,1. С.65-73.

119. Предтеченская Л.М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе: Пособие для учителя. М»: НИИШ, 1987. - 112 с.

120. Предтеченская Л.М. Методические рекомендации для преподавания курса "Мировая художественная культура" в 9 классе, П четверть. М.: НИИШ, 1985. - 20 с.

121. Предтеченская Л.М. Методы преподавания мировой художественной культуры в 9 классе: Пособие для учителя. М,: НИИШ, 1985, - 83 с.

122. Проблемы философии культуры: Сб.ст, / Под ред. В.Ж.Кел-ле. М.: Мысль, 1984. - 325 с,

123. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная). 1-3 классы: Сб.ст. / Ред. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1977. - 116 с.

124. Пропп В,Я. Русский героический эпос. М,: Гослитиздат, 1958. - 603 с.

125. Риман Гуго, Катехизис истории музыки доктора Гуго Рима-на, М,: Музыкальный сектор, 1928, - 217 с.

126. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки 1859-1907 гг. СПб.: Типография М.Стасюлевича, I9XI. - 223 с.

127. Рошеншильд К. История зарубежной музыки, М.: Музыка, 1978, - 544 с.

128. Роллан Р. Бетховен: Великие творческие эпохи. М,: Искусство, 1938. - 340 с.

129. Роллан Р. Жизнь Толстого // Собрание сочинений: В 14 т.- Т.2. М.: Гослитиздат. - C.X2-I02.

130. Румянцева Э,М. Литературный вечер в школе как средство эстетического воспитания в школе: Сб.ст, Л., 1962, - С.171-209,

131. Рыбникова М«А. Избранные труды. М»: Изд-во АПН РСФСР,1958. 610 с.

132. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя» М»: Просвещение, 1985»

133. Симоненко Л.Н. Искусство на уроках русской литературы в 4-8 классах. Киев: Радяньска школа, 1974. - 151 с.

134. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: Сб.ст. / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

135. Скребков С.С. Гармония в современной музыке: Очерки. -М.: Музыка, 1965. 104 с.

136. Скребков С.С. Русская хоровая музыка ХУЛ начала ХУШ вв.: Очерки. - М.: Музыка, 1969. - 120 с.

137. Скребков С,С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. - 448 с.

138. Содружество наук и тайны творчества: Сб.ст. / Под ред. Б.С.Мейлаха. М.: Искусство, 1968. - 450 с.

139. Соколов HJJ. Изучение литературных произведений. М.-Л.: Гослит, 1928. - 158 с.

140. Соловцов А.А. Книга о русской опере. М,: Молодая гвардия, I960. - 222 с.

141. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

142. Стендаль. Жизнь Россини // Собр.сочинений: В 15 т. Т.8. М.: Правда, 1959. - С.259-648.

143. Стоковский Леонид. Музыка для всех нас. М.: Сов.композитор, 1963. - 216 с.

144. Ступель A.M. Образы мировой поэзии в музыке. М.-Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

145. Ступель A.M. Русская мысль о музыке: Очерк истории русской музыкальной критики I895-I9I7 гг. Л.: Музыка,1980.-254 с.

146. Теплов Б.М. Избранные труды. М,: Педагогика, 1985. -481 с.

147. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М,-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

148. Толстой С.Л. Музыка в жизни Л.Н.Толстого // Л.Н.Толстой: Юбилейный сборник / Под ред. Н.Н.Гусева. М.-Л.: Госиздат, 1928. - С.299-321.

149. Толстой ИД. Мои воспоминания. М.: Художественная литература, 1969. - 455 с,

150. Толстой Л.Н.Собрание сочинений: В 29 т. М.: Художественная литература, I960 - 1965.

151. Лев Толстой и музыка: Хроника. Нотография. Библиография / Сост-. З.Г.Палюх и А.В.Прохорова. М.: Сов.композитор, 1977. -327 с.

152. Л.Н.Толстой и художники: Сб.ст. / Сост. И.А.Бродский. -М.: Искусство, 1978. 373 с.

153. Тургенев И,С. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Художественная литература, I96I-I962.

154. Ушинский К.Д. Избранные педагогические высказывания. -Симферополь: Крымиздат, 1946. 144 с,

155. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественного гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общей школе. Владимир: ВГПИ, 1990. - 85 с.

156. Хайритдинова Н.Ш. Использование музыки и живописи на уроках литературы и литературного чтения в школе. Казань: Тат-книжиздат, 1966. - 142 с.

157. Ходоровская Е. Проблема направленности музыкальной формы на восприятие в свете эволюции принципов художественного воздействия // Музыкальная классика и современность: Сб.ст, Л.,1983. С.61-68.

158. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М.: Художественная литература, 1978. - 581 с.

159. Хубов Г.И. Себастьян Бах: Опыт характеристики. М.: Гос.муз.изд-во, 1936. - 123 с.

160. Художественная культура в капиталистическом обществе: Сб.ст. / Науч.ред. М.С.Каган. Л.: ЛГУ, 1986. - 286 с.

161. X. Цвейг С. Великая жизнь: Лев Толстой. Л.: Красная газета, Х928, - 144 с.

162. Цветаева А.И. Воспоминания. IvI.: Художественная литература, 1983. - 589 с.

163. Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. М.: Искусство, 1980.

164. Ныпина Н.А. Формирование эстетического восприятия произведений литературы и музыки в их взаимосвязи в процессе преподавания на уроках литературы в У-УП классах средней школы: Автореферат дне. . канд.пед.наук. М., 1966. - 21 с.

165. Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли. 1828-1850 // Лолн. собр.соч. и избранные письма. М,: Наука, X99I. - С.401-444.

166. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М.: Наука, 1979. - 312 с.

167. Шахова Л.Г. Музыка на уроке литературного чтения // Научные доклады и сообщения литературоведов Поволжья: Сб.ст. -Ульяновск, 1968. С.336-350.

168. Швейцер А. И.С.Бах. М.: Гос.муз.изд-во, 1934. - 272 с.

169. Шекспир и музыка: Сб.ст. / Ред.коллегия: М.К.Михайлов, Л.Н.Раабен и Э .Л.Фрид. Л.: Музыка, 1964. - 320 с.

170. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1964. - 404 с.

171. Шуман Роберт. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз,1956. 400 с *

172. Эйгес И. Воззрения Толстого на музыку // Эстетика Льва Толстого / Под ред. акад. П.Н.Сакулина, М.: Гос. Акад.художе-ственных наук, 1929. - С.241-309.

173. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.: Художественная литература, 1974. - 360 с,

174. Ярмуж А.М, Содружество искусств на уроке литературы и нравственно-эстетическое развитие школьника // Литература и искусство в нравственном и эстетическом воспитании школьников: Сб. ст. Куйбышев, 1983. - С.69-79.

175. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой. М.: Гос.муз. изд-во, 1952. - 375 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.