Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Цицишвили, Юлия Григорьевна

  • Цицишвили, Юлия Григорьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 208
Цицишвили, Юлия Григорьевна. Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2013. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цицишвили, Юлия Григорьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Музыкальность романов Ф. М. Достоевского сквозь

призму киноинтерпретации

1.1. О музыкальных принципах построения романов

Ф. М. Достоевского

1.2. К определению понятия «киноинтерпретация»

1.3. Киноинтерпретации сочинений Ф. М. Достоевского

в историческом и национальном аспектах

Глава 2. Музыкальный материал киноинтерпретаций

романов Ф. М. Достоевского

2.1. Лейттематизм и его роль в драматургии и композиции киноинтерпретаций

2.1.1. Темы-символы

2.1.2. Темы-идеи

2.1.3. Темы-портреты

2.1.4. Темы-состояния

2.1.5. Смешанный тип

2.2. Музыкальные цитаты в киноинтерпретациях романов Ф. М. Достоевского

Глава 3. Музыка как фактор драматургического процесса

киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского

3.1. Музыкальная драматургия в аспекте киномузыки

3.2. Реализация принципа триадной музыкальной драматургии в киноинтерпретациях романов «Преступление и наказание»

(реж. Д. Светозаров), «Идиот» (реж. И. Пырьев)

3.3. Реализация принципа монодраматургии в киноинтерпретациях романов «Идиот» (реж. В. Бортко, реж. А. Куросава), «Братья Карамазовы» (реж. П. Зеленка, реж. И. Пырьев)

Заключение

Список литературы

Фильмография

Приложение 1. Таблицы-партитуры фильмов

Приложение 2. Перечень экранизаций произведений Достоевского

Нотное приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского»

Введение

Актуальность исследования. Интенсивное развитие электронных средств массовой коммуникации, а также постоянный поиск новых форм взаимодействия видов искусств, особо ярко проявившийся в становлении «технических» искусств и аудиовизуальных медиажанров (кинематограф, телепередача, телесериал, видеоклип и т.д.) со второй половины XX века, привели к необходимости научного осмысления данного феномена. Подобная проблематика и «приоритетный характер функционирования медийной музыки в современной культуре» [191; с. 8] обозначили широкий круг вопросов и обширное поле для исследований музыковедов, рассматривающих процессы развития прикладной музыки в их соотнесении с тождественными процессами автономной музыки. Таким образом, одним из актуальных направлений академического музыкознания становится изучение музыки в медийных формах текста и, в частности, музыки кино, которая является особым видом современного музыкального искусства, требующим отдельного, комплексного рассмотрения. Однако исследования в области музыки, функционирующей в фильмах, основанных на литературном первоисточнике (экранизациях, киноинтепретациях), носят довольно разрозненный характер, вследствие чего проблема не получила должного научного осмысления и разработки.

С момента своего появления кинематограф активно взаимодействует как с литературой, так и с музыкальным искусством. В основу сценариев первых кинолент зачастую были положены сюжеты известных литературных произведений, а сами сеансы сопровождались игрой музыканта-аккомпаниатора -тапера. Так, в период с 1908 по 1920 годы только в России было выпущено более сотни кинофильмов на основе сочинений Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и др. Подобная тенденция продолжилась и в эпоху звукового кинематографа. На сегодняшний день данный жанр не менее актуален, а с 2000-х годов - в эпоху бурного расцвета жанра телевизионного

сериала, наблюдается всплеск интереса режиссеров к интерпретации класси-

з

ческих литературных шедевров в этом жанре: «Баязет» (2003), реж. А. Черных; «Мастер и Маргарита» (2005), реж. В. Бортко; «Доктор Живаго» (2005), реж. А. Прошкин; «В круге первом» (2006), реж. Г. Панфилов; «Золотой теленок» (2006), реж. У. Шилкина; «Герой нашего времени» (2006), реж. А. Котт; «Отцы и дети» (2008), реж. А. Смирнова; «Белая гвардия» (2012), реж. С. Снежкин; «Анна Каренина» (2013), реж. С. Соловьев и мн. др.

Значительную долю киноинтерпретаций последнего времени составляют фильмы, в основу которых положены произведения Ф. М. Достоевского: «Кроткая» (2000), реж. Е. Ростовский; «Преступление и наказание» (2000), реж. П. Думала; «Даун Хаус» (2001), реж. Р. Качанов; «Преступление и наказание» (2002), реж. Д. Джаролд; «Идиот» (2003), реж. В. Бортко; «Бесы» (2006), реж. Ф. Шультесс; «Преступление и наказание» (2007), реж. Д. Свето-заров; «Игроки» (2007), реж. С. Биньек; «Карамазовы» (2008), реж. П. Зеленка; «Братья Карамазовы» (2009), реж. Ю. Мороз и др.

Несмотря на большую популярность киноинтерпретаций у зрителей и режиссеров, а также наличие работ различных жанров, посвященных данной проблеме (в области киноведения - эссе, интервью, рецензии кинокритиков и т.д.; в литературоведении - очерки, статьи по вопросам перевода литературного текста на экран и т.п.; в музыковедении - отдельные труды, а также разделы в рамках более крупных исследований, освещающие аспекты музыкальной драматургии некоторых экранизаций), фундаментальные исследования в области музыкальной составляющей киноинтерпретаций практически отсутствуют. Следует отметить, что функционирование музыки в фильмах, основанных на литературном первоисточнике, имеет свою специфику, и проблема эта требует отдельного рассмотрения. Сложность ее изучения состоит в комплексном, параллельном анализе не только звуковых и визуальных составляющих, но и литературного первоисточника в их взаимодействии. Имея свои языковые и семантические свойства, вступая во взаимодействие с видеорядом и опосредованно с литературным оригиналом, музыка становится неотъемлемым элементом драматургии кинопроизведения, наделяя подтек-

стовым смыслом, а подчас и новым значением конечный кинопродукт. Помимо того, в совокупности с остальными рядами синтетического текста она способна отразить характерные драматургические особенности первоисточника, а также черты авторского стиля писателя. Так, одним из принципов, лежащих в основе романов Ф. М. Достоевского, является неоднократно отмеченный исследователями принцип полифонии1. Таким образом, затронутая нами проблема носит междисциплинарный характер и находится на стыке музыковедения, киноведения и литературоведения.

Важное значение данная проблематика приобретает на современном этапе - на фоне бурного развития медиакультуры в целом, характерной особенностью которой является постоянный поиск новых выразительных средств, а также форм взаимодействия различных видов искусств.

Актуальность данного исследования продиктована необходимостью научного осмысления синтеза видов искусств, где музыка, входя во взаимодействие с семантико-языковыми единицами других видов текста (кинотекст, литературный текст), расставляя в них свои акценты, приводит к появлению, по сути, новых произведений, решенных в жанре киноинтерпретаций. Следовательно, происходит расширение междисциплинарных связей: с позиций традиционной музыковедческой науки, оперирующей такими устоявшимися категориями как интонация, лейттематизм, драматургия и многими другими, рассматривается новый, не анализировавшийся ранее материал, относящийся к современному виду синтетического искусства.

Объект исследования - киноинтерпретация как форма взаимодействия нескольких видов искусств, как разновидность синтетического текста, способная отразить специфику лежащего в его основе литературного произведения сквозь призму его истолкования и трактовки авторами интерпретации.

1 Данный принцип выделил М. М. Бахтин, назвав Достоевского создателем нового жанра - полифонического романа. Суть полифонии Достоевского заключается в множественности сознаний и миров героев в их равноправии, где каждый из них является субъектом, а не объектом, над которым довлеет личность и мировоззрение автора, как это было в предшествующем типе монологического романа. См.: Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Советский писатель, 1963. - 167 с. [20]

Предмет исследования - музыка как часть аудиовизуального и литературного синтеза и как фактор драматургии киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского.

Цель - на основе комплексного анализа киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского определить драматургические особенности функционирования музыки в них и обосновать ее влияние на восприятие общего смысла синтетического текста.

К числу научных задач отнесем следующие:

- проведение комплексного искусствоведческого анализа киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского как специфической формы взаимодействия искусств;

- определение специфики киноинтерпретаций как формы синтетического текста и способа творческого самовыражения режиссера-интерпретатора, трактующего классическое литературное произведение сквозь призму своего мировоззрения;

- выявление общих принципов реализации драматургического процесса в литературном и синтетическом тексте (медиатексте ) киноинтерпретаций;

- определение роли музыкального лейттематизма в драматургии киноинтерпретаций, а также его влияния на раскрытие их идейного замысла;

- обоснование взаимосвязи языковых особенностей и принципов функционирования музыки в киноинтерпретациях со стилевыми факторами: историческими, национальными, индивидуальными авторскими;

- выявление особенностей музыкальной драматургии киноинтерпретаций в контексте индивидуального композиторского и режиссерского стилей, проявившихся в различных подходах к реализации драматургического процесса в экранизациях одного и того же романа.

2 В трактовке понятия «медиатскст» мы опираемся на определение, данное Т.Ф. Шак: «Медиатекст -

форма существования произведений медиаискусства, система элементов, развертывающихся во времени и

пространстве и организованных в определенную структуру на основе их иерархической соподчиненности,

коммуникативной функциональности, смысловой интерпретации» [191; с. 16].

6

Материал исследования. В ходе выявления принципов функционирования музыки киноинтерпретаций и определения ее параметров было изучено значительное количество произведений отечественного и зарубежного кинематографа - фильмы-экранизации различных жанров: от короткометражных мультипликационных картин, кинодрамы в жанре свободной фантазии на тему произведений Ф. М. Достоевского до фильма-пародии по мотивам романов писателя. Проанализированы киноинтерпретации следующих произведений писателя (как в жанре романа, так и менее крупная форма). «Идиот»: «Идиот» (2003), реж. В. Бортко (Россия); «Идиот» (1958), реж. И. Пырьев (СССР); «Идиот» (1951), реж. А. Куросава (Япония); «Даун Хаус» (2001), реж. Р. Качанов (Россия); «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» (2007), реж. Д. Светозаров (Россия); «Преступление и наказание» (2000), реж. П. Думала (Польша); «Преступление и наказание» (1969), реж. Л. Кулиджанов (СССР); «Братья Карамазовы»: «Братья Карамазовы» (1969), реж. И. Пырьев (СССР); «Карамазовы» (2008), реж. П. Зеленка (Чехия-Польша); «Братья Карамазовы» (2009), реж. Ю. Мороз (Россия); «Подросток»: «Подросток» (1983), реж. Е. Ташков (СССР); «Бесы»: «Бесы» (2006), реж. Ф. Шультесс (Россия); «Бесы» (1988), реж. А. Вайда (Франция); «Белые ночи»: «Белые ночи» (1957), реж. Л. Висконти (Италия); «Белые ночи» (1959), реж. И. Пырьев (СССР); «Белые ночи» (1992), реж. Л. Квинихидзе (Россия); «Кроткая»: «Кроткая» (1969), реж. Р. Брессон (Франция); «Кроткая» (1985), реж. П. Думала (Польша) и др. Материалом для исследования стали работы таких кинокомпозиторов как: И. Корнелюк (Россия), М. Зив (СССР), Я. Качмарек (Польша), 3. Конечны (Польша), Н. Крюков (СССР), Э. Лолашвили (Россия), Н. Рота (Италия), А. Сигле (Россия), Ф. Хаясака (Япония), И. Шварц (СССР) и др.

Однако в центре внимания данного исследования находятся самые экранизируемые романы так называемого «Великого Пятикнижия»3 писателя -«Преступление и наказание» (1867) в киноинтерпретации режиссера Д. Светозарова, комп. А. Сигле (Россия, 2007, Киностудия АСДС); «Идиот» (1869) - в версии В. Бортко, комп. И. Корнелюка (Россия, 2003, Студия 2-Б-2 интертеймент), А. Куросавы, комп. Ф. Хаясака (Япония, 1951, Shochik.ii), И.Пырьева, комп. Н. Крюкова (СССР, 1958, Мосфильм); «Братья Карамазовы» (1880) - П. Зеленки, комп. Я. Качмарека (Чехия-Польша, 2008, Сеэка Те1еу1ге), И. Пырьева, комп. И. Шварца (СССР, 1969, Мосфильм).

Степень разработанности проблемы. Как отмечалось выше, музыка как драматургический фактор киноинтерпретаций романов Достоевского не была предметом детального научного рассмотрения. Данная проблематика, междисциплинарная по сути, включает в себя несколько направлений и аспектов, относящихся к различным областям гуманитарного знания (музыковедение, киноведение, литературоведение).

Различные параметры музыкальной драматургии освещены в многочисленных работах музыковедов: В. Бобровского [32], В. Васиной-Гроссман [38], Л. Казанцевой [66], Т. Ливановой [80], Е. Ручьевской [123], М. Сабининой [128], А. Селицкого [131], И. Соллертинского [137], Т. Черновой [173], А. Цукера [168], Б. Ярустовского [211] и др.

Специфика музыкальной драматургии музыки кино отражена в трудах 3. Лиссы [81], Т. Егоровой [58], И. Иоффе [64], А. Селицкого [130], Т. Шак [184; 191; 197] и др. Там же в некоторой степени затронуты вопросы музыкальной драматургии экранизаций литературных произведений.

В основу рассмотрения киноинтерпретаций положена методология анализа музыки в структуре медиатекста, разработанная Т. Шак [191].

3 Традиционно литературоведы включают в так называемое «Великое Пятикнижие Достоевского» следующие романы в соответствии с хронологическим порядком их написания: «Преступление и наказание» (1867), «Идиот» (1969), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880). Данные сочинения относятся к позднему периоду творчества писателя и отличаются глубокой философской направленностью.

Фундаментом в изучении проблемы киноинтерпретации стали труды известных советских киноведов, а также статьи, интервью, заметки мастеров искусства кино: С. Бондарчука [33], С. Герасимова [46], А. Довженко [54],

B.Петрова [108], Вс. Пудовкина [116], И. Пырьева [117], М. Ромма [122],

C. Эйзенштейна [209] и др.

Специфике экранизации литературной классики посвящены исследования JI. Беловой [24], В. Беляева [25], И. Вайсфельда [36], В. Кожинова [100], И. Маневича [92], Л. Погожевой [112], С. Рассадина [119], Л. Рыбака [127], С. Фрейлиха [153], Р. Юреневой [210] и др.

Вопросы взаимосвязи литературного и музыкального текстов освещены Е. Азначеевой [2; 3; 4], П. Волковой [43], А. Гозенпудом [49], Л. Гроссманом [50] и др.

Различные аспекты повествования и художественного мышления Достоевского затронуты в работах М. Бахтина [20], А. Гачевой [45], Т. Зыряновой [61], А. Ковача [71], С. Сальвестрони [129] и др.

Теоретико-методологическая база диссертации опирается на методологические принципы современных концепций философской, искусствоведческой (музыковедческой и киноведческой) тематики.

Поскольку данное диссертационное исследование, находящееся на стыке музыковедения, киноведения и литературоведения, имеет междисциплинарную направленность, то автор счел целесообразным распределить работы, составляющие его теоретико-методологическую базу, на отдельные блоки:

1. Общее музыковедение:

1.1. Труды по методологии музыковедческого анализа, теории музыкального тематизма (Е. Ручьевская [124; 125], В. Холопова [157; 158]);

1.2. Работы, в которых рассматриваются различные аспекты музыкальной драматургии (В. Бобровский [32], Л. Казанцева [66], А. Селицкий [131], Т. Шак [191], Б. Ярустовский [211]);

1.3. Труды, посвященные вопросам музыкальной интонации, музыкального формообразования, теории музыкального содержания (Б. Асафьев [12], И. Барсова [18], В. Бобровский [30; 31; 32], А. Гозенпуд [49], Л. Казанцева [66]).

2. Прикладное музыковедение:

2.1. Музыка в структуре медиатекста, методологические принципы анализа музыки в медийных формах текста (Т. Шак [191]);

2.2. Работы, посвященные вопросам музыкальной драматургии кинематографа (Б. Балаш [16], В. Васина-Гроссман [38; 39], Т. Егорова [58], 3. Лисса [81], Э. Фрадкина [152], Т. Шак [184; 191; 197]);

2.3. Проблемы стиля киномузыки (А. Селицкий [130], А. Цукер [170], Т. Шак [191; 195; 199]).

3. Киноведение:

3.1. Эссе, мемуары, статьи, интервью кинорежиссеров, актеров (И. Пырьев [117], М. Ульянов [25], С. Эйзенштейн [209]);

3.2. Работы по общей теории кинематографа и основам анализа фильма, драматургии кино (Л. Белова [24], И. Маневич [92], Л. Нехорошев [103], С. Фрейлих [153]).

4. Общее языкознание и литературоведение:

4.1. Принципы организации художественного текста (Е. Азначеева [2; 3; 4], П. Волкова [43], Л. Гроссман [50]);

4.2. Исследования в области композиционных приемов построения литературного текста произведений Ф. М. Достоевского (М. Бахтин [20], В. Захаров [60], А. Ковач [71]).

Новизна исследования определена:

- проведением комплексного искусствоведческого анализа киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского как специфической формы взаимодействия искусств и разновидности синтетического текста;

- аргументацией влияния принципов построения текста литературного первоисточника на особенности музыкальной драматургии киноинтерпретаций;

- выявлением общих закономерностей реализации драматургического процесса в литературном и синтетическом тексте (медиатексте) киноинтерпретаций;

- определением контекстной роли музыки как части аудиовизуального и литературного синтеза в киноинтерпретациях романов Ф. М. Достоевского;

- выявлением взаимосвязи языковых особенностей и принципов функционирования в тексте музыки киноинтерпретаций со стилевыми факторами, рассмотренными в историческом, национальном, индивидуальном аспектах;

- рассмотрением киноинтерпретации как активной формы творческого самовыражения, посредством которой режиссер-интерпретатор преподносит литературное произведение сквозь призму своего отношения к его содержанию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Киноинтерпретация — это авторский творческий поиск, нахождение и истолкование смысла и содержания литературного первоисточника средствами кинематографа.

2. Драматургический принцип функционирования музыки в кинотексте4 является определяющим для большинства киноинтерпретаций романов Достоевского, поскольку обусловлен влиянием литературного первоисточника, особенностью которого является смещение развития сюжета с действия в сторону описания процесса психологических взаимоотношений между персонажами. Разветвленность, множественность идейных линий романов Достоевского во многом определили возрастание драматургической роли музыки в медиатексте киноинтерпретаций писателя, а также применение развернутой системы лейттематизма и его выраженную процессуальность.

4 В исследованиях по киномузыке принято выделять следующие принципы функционирования музыки в кинотексте: иллюстративный, дизайнерский, драматургический, смешанный.

11

3. В киноинтерпретациях романов Достоевского присутствуют традиционные для автономной музыки и музыки кино типы лейттематизма: темы-символы, темы-идеи, темы-портреты, темы-состояния, смешанный тип. Глубокий психологизм сочинений писателя отразился на доминировании по количественному параметру тем-состояний, а также переходе из одной качественной сферы и драматургического типа тематизма в другой, либо их одновременном функциональном совмещении (например, тема-портрет и тема-состояние, тема-идея и тема-портрет).

4. Музыкальность романов Достоевского отразилась на взаимодействии языковых структур и общих принципах реализации драматургического процесса в литературном и синтетическом тексте киноинтерпретаций. Так, диалогизм, конфликтное зерно романов Достоевского определили триадную музыкальную драматургию и сонатность на уровне формообразования ме-диатекста как один из принципов реализации драматургического процесса в киноинтерпретациях. Главенствование центральной идеи в романах писателя обусловило монодраматургию и принцип монотематизма в музыке киноинтерпретаций.

5. Языковые особенности и принципы функционирования музыки в киноинтерпретациях романов Достоевского взаимосвязаны со стилевыми факторами, которые можно рассматривать в историческом, национальном (отечественный, европейский, японский) и индивидуальном (стиль композитора и режиссера) аспектах. Особенности индивидуального композиторского и режиссерского стиля проявились в различных подходах к реализации драматургического процесса в киноинтерпретациях одного и того же романа.

Научно-практическая значимость заключается в том, что феномен киноинтерпретации рассмотрен как специфическая форма взаимодействия искусств, в которой музыка определена как часть аудиовизуального и литературного синтеза. Методологическая направленность, теоретические положения, а также научные результаты диссертации могут стать основой в дальнейшем комплексном изучении проблемы киноинтерпретаций. Помимо это-

12

го, результаты исследования могут быть применены в качестве методического материала в рамках учебных курсов по дисциплинам «Музыка в структуре медиатекста», «Основы оперной драматургии» (для студентов специальности «Музыкальная звукорежиссура»), «Драматургия музыкально-сценических произведений», «Музыкальная драматургия» (для студентов направления «Музыкальное искусство эстрады», профиль - Эстрадно-джазовое пение).

Апробация работы. Основные результаты и выводы исследования освещались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, проводившихся в Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Майкопе, Пшемысле (Польша) и др. Основные положения работы отражены в 10 научных публикациях, 3 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования 3,1 п. л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, фильмографии, двух приложений: таблиц-партитур взаимодействия рядов медиатекста киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (реж. Д. Све-тозаров), «Идиот» (реж. И. Пырьев), «Идиот» (реж. В. Бортко), таблицы-перечня экранизаций произведений Достоевского, а также нотного приложения. Общий объем работы - 208 страниц, включая приложения (57 страниц) и 7 таблиц.

Основное содержание диссертации

Во Введении очерчивается актуальность данного исследования, указывается объект, предмет, цель диссертационной работы, а также свод научных задач. Дается перечень киноинтерпретаций, ставших материалом для исследования, обозначается степень разработанности проблемы и ее научная новизна. Формулируются положения, выносимые на защиту, и научно-практическая значимость работы. Указывается теоретико-методологическая база диссертации, а также результаты апробации и структура исследования.

В первой главе «Музыкальность романов Ф. М. Достоевского сквозь призму киноинтерпретацни» рассматриваются взаимосвязи, которые возникают между литературным текстом первоисточника и медиатек-стом киноинтерпретаций. В первом параграфе «О музыкальных принципах построения романов Ф. М. Достоевского» представлен обзор основных источников, посвященных данному вопросу. Рассматриваются признаки различных музыкальных форм и композиционных принципов, которые находят исследователи в романах писателя.

Параграф «К определению понятия "киноинтерпретация"» посвящен уточнению значения центрального термина исследования, автором выделяются типы киноинтерпретаций. В следующем параграфе «Киноинтерпретации сочинений Ф. М. Достоевского в историческом и национальном аспектах» дается краткий исторический обзор экранизаций произведений писателя, рассматривается специфика режиссерской интерпретации в связи с национальной принадлежностью и временем создания картины.

Вторая глава «Музыкальный материал в киноинтерпретациях романов Ф. М. Достоевского» посвящена анализу звуковой палитры киноинтерпретаций. Параграф «Лейттематизм и его роль в драматургии и композиции киноинтерпретаций» отражает особенности функционирования авторской музыки, написанной специально для конкретной кинопостановки. В следующем параграфе «Музыкальные цитаты в киноинтерпретациях романов Ф. М. Достоевского» показаны принципы введения заимствованного музыкального материала и его контекстная роль в кинотексте.

Третья глава «Музыка как фактор драматургического процесса киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского» раскрывает специфику музыкальной драматургии фильмов, основанных на литературном первоисточнике. Первый параграф «Музыкальная драматургия в аспекте киномузыки» посвящен анализу основных дефиниций термина «музыкальная драматургия», а также его особенностей применительно к киномузыке. Кроме того, в данной части работы затронуты общие вопросы функционирования

14

музыки в медиатексте: перечисляются принципы ее введения, очерчивается специфика функционирования в зависимости от жанра. Следующие два параграфа посвящены анализу протекающего в экранизациях драматургического процесса. Различные его принципы освещены в параграфах «Реализация принципа триадной музыкальной драматургии в киноинтерпретациях романов "Преступление и наказание" (реж. Д. Светозаров), "Идиот" (реж. И. Пырьев)» и «Реализация принципа монодраматургии в киноинтерпретациях романов "Идиот" (реж. В. Бортко, реж. А. Куросава), "Братья Карамазовы" (реж. П. Зеленка, реж. И. Пырьев)».

В Заключении обобщаются результаты исследования, обозначаются основные положения работы.

Глава 1. Музыкальность романов Ф. М. Достоевского сквозь

призму киноинтерпретации

1.1. О музыкальных принципах построения романов Ф. М. Достоевского

Многочисленные исследователи творчества Ф. М. Достоевского неоднократно указывали на музыкальность принципов построения его романов. Данной проблеме в большей или меньшей степени посвящены работы Б. Асафьева [11; 15], М. Бахтина [20], А. Гозенпуда [49], JI. Гроссмана [50], А. Ковача [71] и др.

А. Гозенпуд в своей книге «Достоевский и музыкально-театральное искусство» отмечает, что «...музыка в романах писателя не декоративный фон, а один из элементов изображенной в них э/сизни» [49; с. 118]. Чаще всего в произведениях Достоевского присутствуют шарманка, ручной органчик, песни уличных музыкантов, пьяных завсегдатаев питейных заведений и т.п. Музыка рисует атмосферу мрачного и угрюмого Петербурга XIX века, Петербурга Достоевского с его неоднозначными, психологически сложными и зачастую эмоционально надломленными обитателями. Каждый персонаж писателя - это не просто человек с той или иной судьбой, находящийся в определенной жизненной ситуации, это идея, доведенная до предела, до крайности. «В концепции Достоевского роман молсет быть построен только на основе создания персонажей, героев..., типов» [71; с. 33].

Достоевский - мастер формы. М. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» определяет полифонию как основополагающий принцип построения его произведений. «То, что в европейском и русском романе до Достоевского было последним целым, — монологический единый мир авторского сознания, — в романе Достоевского становится частью, элементом целого; то, что было всей действительностью, становится здесь одним из аспектов действительности; то, что связывало целое, - сюжетно-прагматический ряд и личный стиль и тон, — становится здесь подчиненным

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цицишвили, Юлия Григорьевна, 2013 год

Список литературы

1. Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма [Текст] / Н. А. Агафонова. - Минск, 2008. - 392 с.

2. Азначеева, Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста [Текст] В 3 ч. / Е. Н. Азначеева - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. - Ч. 1- 81 с.

3. Азначеева, Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста [Текст] В 3 ч. / Е. Н. Азначеева - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. - Ч. 2. - 72 с.

4. Азначеева, E.H. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста [Текст] В 3 ч. / E.H. Азначеева - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. - Ч. 3. - 75 с.

5. Альшванг, А. А. Избранные сочинения: в 2-х томах [Текст] / А. А. Альшванг. - М.: Музыка, 1964. - т. 1. - 432 с.

6. Андроников, И. JI. Избранные произведения в двух томах [Текст] / И. JI. Андроников. - М.: Художественная литература, 1975. - т. 1. -239 с.

7. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства [Текст] / М. Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 342 с.

8. Арановский, М. Г. Синтаксическая структура мелодии [Текст] / М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1991. - 320 с.

9. Артемьев, Э. Н. Выразит основное состояние [Текст] / Э. Н. Артемьев //Киноведческие записки. -1994. -№ 21. - С. 116-127.

Ю.Арутюнян, С. М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств [Текст]: дис. ... канд. фи-лос. наук / С. М. Арутюнян. - М., 2003. - 155 с.

П.Асафьев, Б. В. Избранные труды [Текст] / Б. В. Асафьев. - М.: Академия наук СССР, 1955. - т. 4. - 440 с.

12.Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая [Текст] / Б. В. Асафьев. - Д.: Музыка, 1971. - 375 с.

1 З.Асафьев, Б. В. О музыке Чайковского: Избранное [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1972. - 376 с.

14.Асафьев, Б. В. Об опере: Избранные статьи [Текст] / Б. В. Асафьев / сост. Л. Павлова-Арбенина. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985. - 344 с.

15.Асафьев, Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1978. - 304 с.

16.Балаш, Б. Жанровые проблемы музыкального фильма [Текст] / Б. Ба-лаш // Искусство кино. - 1940. - № 9. - С. 44-51.

17.Балаш, Б. Искусство кино [Текст] / Б. Балаш. - М.: Госкиноиздат, 1945.-201 с.

18.Барсова, И. А. Симфонии Густава Малера [Текст] / И. А. Барсова. -М.: Советский композитор, 1975. -495 с.

19.Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках [Текст] /М. М. Бахтин. // Эстетика словесного творчества. - М., 1979.-281 с.

20.Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. -М.: Советский писатель, 1963. - 167 с.

21.Белинский, В. Г. Избранные статьи [Текст] / В. Г. Белинский. - М.: Детская литература, 1972. -223 с.

22.Белов С. В. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь [Текст] / С. В. Белов. - СПб.: Алетейя, 2001. - Т. 1. - 576 с.

23.Белов, С. В. Петербург Достоевского [Текст] / С. В. Белов. - СПб.: Алетейя, 2002. - 372 с.

24.Белова, Л. И. Русское слово на зарубежном экране [Текст] / Л. И. Белова. - М.: Знание, 1980. - Серия «Искусство». - 3/80. - 56 с.

25.Беляев, В. С., Мачарет, А. В. Книга спорит с фильмом [Текст] / В. С. Беляев, А. В. Мачарет. - М.: Искусство, 1973. - 264 с.

26.Берков, В. О. Формообразующие средства гармонии: Аккорд. Лейт-гармония. Секвенция [Текст] / В. О. Берков. - М.: Советский композитор, 1971.- 343 с.

27.Бершадская, Т. С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки [Текст] / Т.С. Бершадская // Бершадская, Т. С. Статьи разных лет: сб. ст. / ред-сост. О.В. Руднева. СПб.: Союз художников, 2004.-С. 10-28.

28.Билинкис, Я. С. Непокорное искусство: о процессе художественного развития [Текст] / Я. С. Билинкис. - Л.: Советский писатель, 1991. -336 с.

29.Бобровский, В. П. Монотематизм [Текст] / В. П. Бобровский // Музыкальная энциклопедия: под ред. Ю.В. Келдыша. В 6 т. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 3. - 647 с.

30.Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы. [Текст] / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1970. - 228 с.

31 .Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки [Текст] / В. П. Бобровский. - М.: Либроком, 2010. - 272 с.

32.Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы [Текст] / В. П. Бобровский - М.: Музыка, 1978. - 332 с.

33.Бондарчук, С. Ф. Желание чуда [Текст] / С. Ф. Бондарчук. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 222 с.

34.Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография [Текст] / М. Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

Зб.Бэлнеп, Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» [Текст] / Р. Л. Бэлнеп / пер. с анг. - СПб.: Академический проект, 1997. - 144 с.

Зб.Вайсфельд, И. В. Так начиналось искусство кино [Текст] / И. В. Вайсфельд. -М.: Киноцентр, 1988. - 63 с.

37.Валькова, В. Б. Музыкальный тематизм - мышление - культура [Текст]: Монография / В. Б. Валькова. - Н. Новгород: ННГУ, 1992. -161 с.

38.Васина-Гроссман, В. А. Заметки о музыкальной драматургии фильма [Текст] / В. А. Васина-Гроссман // Вопросы киноискусства. - М.: Наука, 1967. - Вып. 10. - С. 209-225.

39.Васина-Гроссман, В. А. Музыка в кинофильме [Текст] / В. А. Васина-Гроссман // Искусство кино. - 1964. - № 10. - С. 57-62.

40.Ветловская, В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» [Текст] / В. Е. Ветловская. - Л.: Наука, 1977. - 200 с.

41.Висконти Л. Статьи. Свидетельства. Высказывания [Текст] / Л. Висконти - М.: Искусство, 1986. - 302 с.

42.Владимиров, Л. И. Музыка и драматургия художественного фильма [Текст] / Л. И. Владимиров // Искусство кино. - 1952. - № 3. - С.81-86.

43.Волкова, П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века) [Текст]: Научное издание / П. С. Волкова. -Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2008. - 200 с.

44.Вопросы оперной драматургии [Текст]: Сб. статей. - М.: Музыка, 1975.-314 с.

45.Гачева, А. Г. Ф. М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог [Текст]: дисс. ... кандидата филологич. наук / А. Г. Гачева. - М., 2006. - 443 с.

46.Герасимов, С. А. Жизнь. Фильмы. Споры [Текст] / С. А. Герасимов. -М.: Искусство, 1971. -254 с.

47.Гинзбург, С. С. Очерки теории кино [Текст] / С. С. Гинзбург. - М.: Искусство, 1974. - 264 с.

48.Гиттис, М. И. О структурных разновидностях комических аудиовизуальных приемов, основанных на использовании киномузыки [Текст] / М. И. Гиттис // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: ис-

131

тория и современность: межв. сб. науч. трудов. - Краснодар, 2013. -С. 279-288.

49.Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство [Текст] / А. А. Гозенпуд. - Л.: Советский композитор, 1981. - 224 с.

50.Гроссман, Л. П. Поэтика Достоевского [Текст] / Л. П. Гроссман. - М.: Государственная Академия Художественных Наук, 1925. - 190 с.

51. Гуральник, У. А. Русская литература и советское кино. Экранизация классической прозы как литературоведческая проблема [Текст] / У. А. Гуральник. - М.: Наука, 1968. - 431 с.

52. Дидро, Д. Об искусстве. В двух томах [Текст] / Д. Дидро. - Л.: Искусство, 193 6. - Т. 1. - 23 5 с.

53.Дмитриев, Г. П. О драматургической выразительности оркестрового письма [Текст] / Г. П. Дмитриев. -М.: Советский композитор, 1981. — 186 с.

54. Довженко, А. П. Уроки Александра Довженко [Текст]: Сборник статей / А. П. Довженко. - Киев: Искусство, 1982. - 375 с.

55.Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л.: Наука. Ленинградское отд., 1972. - Т. 28. -Ч. 2.-251 с.

56.Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л.: Наука. Ленинградское отд., 1976. - Т. 14. -511 с.

57.Егорова, Т. К. Вселенная Эдуарда Артемьева [Текст] / Т. К. Егорова. -М.: Вагриус, 2006. - 302 с.

58.Егорова, Т. К. Музыка советского фильма [Текст]: дис. ... доктора искусствоведения / Т. К. Егорова. - М., 1998. - 468 с.

59.Ждан, В. Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств [Текст] / В. Н. Ждан. - М.: Искусство, 1987. - 494 с.

60.Захаров, В. Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика) [Текст] / В. Н. Захаров. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985.-208 с.

61.Зырянова, Т. В. Романтизм Прекрасного. Ф. М. Достоевский: Преступление и наказание [Текст]: Монография / Т. В. Зырянова. - М.: Изд-во Академии Тринитаризма, 2011. - 84 с.

62.Иванов, В. В. Борозды и межи: опыты эстетические и критические [Текст] / В. В. Иванов. - М.: Мусагет, 1916. - 360 с.

63.Интонация и музыкальный образ [Текст]: Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран. Под общ. ред. Б. М. Ярустовского.-М.: Музыка, 1965. - 129 с.

64. Иоффе, И.И. Музыка советского кино. Основы музыкальной драматургии [Текст] / И. И. Иоффе. - Л.: Изд-во Гос. муз. науч.-исслед. института, 1938. - 167 с.

65.Иоффе, И. И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино [Текст] / И. И. Иоффе. - Л.: Изд-во Гос. муз. науч.-исслед. института, 1937.-412 с.

66.Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания [Текст]: Учеб. пособие для музыкальных вузов / Л. П. Казанцева. Изд. 2-е. -Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. - 368 с.

67.Казанцева, Л. П. Полистилистика в музыке [Текст] / Л. П. Казанцева. - Астрахань: Волга, 1991. - 44 с.

68.Кац, Б. А. Простые истины киномузыки [Текст]: Заметки о музыке А. Петрова в фильмах Г. Данелия и Э. Рязанова / Б. А. Кац. - Л.: Советский композитор, 1988. - 232 с.

69.Клюева, Л. Б. Проблема стиля в экранных искусствах [Текст]: Учеб. пособие / Л. Б. Клюева. - М.: ГИТР, 2007. - 148 с.

70. Книга спорит с фильмом [Текст]: Сб. статей. - М.: Искусство, 1973. -264 с.

71.Ковач, А. Поэтика Достоевского [Текст]: Научное издание / А. Ковач. - М.: Водолей Publishers, 2008. - 352 с.

72.Козинцев, Г. М. Режиссерская экспозиция фильма «Гамлет» [Текст] / Г. М. Козинцев // Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. - JL: Искусство, 1982.-С. 489-493.

73.Кон, Ю. Г. Избранные статьи о музыкальном языке [Текст] / Ю. Г. Кон. - СПб: Композитор, 1994. - 160 с.

74.Кончаловский, А. С. Парабола замысла [Текст] / А. С. Кончаловский. -М.: Искусство, 1977. - 153 с.

75.Корганов, Т. И., Фролов И. Д. Кино и музыка [Текст] / Т. И. Корга-нов, И. Д. Фролов. - JL: Искусство, 1964. - 352 с.

76.Красавина, А. В. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в историко-функциональном аспекте (на материале основных экранизаций) [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филологич. наук / А. В. Красавина. -Магнитогорск, 2009. - 24 с.

77.Крауклис, Г. В. Лейтмотив [Текст] / Г. В. Крауклис // Музыкальная энциклопедия: под ред. Ю. Келдыша. В 6 т. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 3.- С. 207-211.

78.Курышева, Т. А. Театральность и музыка [Текст] / Т. А. Курышева. -М.: Советский композитор, 1984. - 200 с.

79.Лессинг, Г. Э. Избранные произведения [Текст] / Г. Э. Лессинг. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. -132 с.

80.Ливанова, Т. Н. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи [Текст] / Т. Н. Ливанова. - М. - Л., 1948. - Ч. 1, 2. - 287 с.

81.Лисса, 3. Эстетика киномузыки [Текст] / 3. Лисса. - М.: Музыка, 1970. -495 с.

82.Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность [Текст] / М. Н. Лобанова. - М.: Советский композитор, 1990. -312 с.

83.Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха [Текст] / Ю. М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 270 с.

84.Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Ю. М. Лотман. - Таллин: Ээсти раамат, 1973. - 137 с.

85.Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1970. - 384 с.

86.Луначарский, А. В. Избранные статьи по эстетике [Текст] / А. В. Луначарский. — М.: Искусство, 1975. - 392 с.

87.Магалашвили, Ю. С. Эстетические закономерности художественной интерпретации экранизируемых произведений искусства (на примере экранизации произведений классической литературы) [Текст]: дисс. ... канд. философских наук / Ю. С. Магалашвили. - М., 1986.- 162 с.

88.Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки [Текст] / Л. А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1978. - 349 с.

89.Мазель, Л. А. Статьи по теории и анализу музыки [Текст] / Л. А. Мазель. - М.: Музыка, 1982. - 328 с.

90.Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений [Текст] / Л. А. Мазель. -М.: Музыка, 1979. - 536 с.

91.Малер, Г. Письма. Воспоминания современников. Изд-е 2-е. [Текст] / Г. Малер. -М.: Музыка, 1968. - 608 с.

92.Маневич, И. М. Кино и литература [Текст] / И. М. Маневич. - М.: Искусство, 1966. - 240 с.

93. Мастера советского кино [Текст]: Сб. статей. - М.: Искусство, 1973. -272 с.

94.Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Текст] / В. В. Медушевский // Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1980.-С. 178-195.

95.Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки [Текст] / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 268 с.

96.Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В. В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976.-256 с.

97.Мелетинский, Е. М. Заметки о творчестве Достоевского [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М.: Изд-во РГГУ, 2001.- 190 с.

98.Митта А. Н. Между адом и раем [Текст] / А. Н. Митта. - М.: Изд. дом «Зебра», 2005.-480 с.

99.Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы [Текст]: Сб. статей / сост. Г. Михайлова. - М.: Искусство, 1976. - 254 с.

100. На экране - литературная классика [Текст]: Сб. статей. - М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1984.-Вып. 1.-47с.

101. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1982. - 319 с.

102. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 385 с.

103. Нехорошее, Л. Н. Драматургия фильма [Текст] / Л. Н. Нехорошее. - М.: ВГИК, 2009. - 344 с.

104. Николаева, Н. С. Симфонии П. И. Чайковского от «Зимних грез» к «Патетической» [Текст] / Н. С. Николаева. - М.: Музгиз, 1958. - 298 с.

105. Носина, В. Б. Скрытые смыслы музыки И.С. Баха [Текст] / В. Б. Носина // Играем с начала. - 2012. - № 5 (99). - 24 с.

106. Петренко, В. Ф. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» [Текст] / В. Ф. Петренко // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 56-73.

107. Петров, А. В. Колесникова, Н. Диалог о киномузыке [Текст] /

A. В. Петров, Н. Колесникова. - М.: Искусство, 1982. - 175 с.

108. Петров, В. М. Экранизация классических пьес [Текст] /

B. М. Петров // Вопросы кинодраматургии. - М.: Искусство, 1954. -ВыпЛ.-С. 226-246.

109. Петрова, И. Ф. Музыка советского кино [Текст] / И. Ф. Петрова. -М.: Знание, 1964.-71 с.

110. Пинтверене, Н. В. Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кинематографе 1960-х годов [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения / Н. В. Пинтверене. - СПб, 2012. - 17 с.

111. Плеханов, Г. В. Сочинения в 24 томах [Текст] / Г. В. Плеханов. -М.: Москва, 1925. - Т. 14. - 345 с.

112. Погожева, Л. П. Произведения Достоевского на советском экране [Текст] / Л. П. Погожева. - М.: Знание, 1971. - 48 с.

113. Покидышева, С. Н. Киноадаптация литературного произведения как объект филологического исследования [Текст]: дисс. ... кандидата филологических наук / С. Н. Покидышева. - Белгород, 2007. - 173 с.

114. Померанц, Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским [Текст] / Г. С. Померанц. - М.: Советский писатель, 1990. - 384 с.

115. Пудовкин, В. И. Время крупным планом [Текст] / В. И. Пудовкин //Искусство кино.-2001.-№ 12.-С. 5-14.

116. Пудовкин, В. И. Избранные статьи [Текст] / В. И. Пудовкин. - М.: Искусство, 1955. - 107 с.

117. Пырьев, И. А. Избранные произведения в двух томах [Текст] / И. А. Пырьев. - М.: Искусство, 1978. - Т. 1. - 496 с.

118. Разлогов, К. Э., Храпачев, В. Ю. Музыка в звукозрительном синтезе [Текст] / К. Э. Разлогов, В. Ю. Храпачев // Вопросы философии. -1988.-№2.-С. 132-141.

119. Рассадин, С. Б. С согласия автора. Об экранизациях отечественной классики [Текст] / С. Б. Рассадин. -М.: Киноцентр, 1989. - 126 с.

120. Розанов, В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского [Текст] / В. В. Розанов. - М.: Республика, 1996. - 702 с.

121. Ромм, M. И. Кинематограф в ряду искусств [Текст]: Из письма к С. Герасимову / М. И. Ромм // Искусство кино. - 2001 - № 12. - С. 5866.

122. Ромм, М. И. Устные рассказы [Текст] / М. И. Ромм. - М.: Киноцентр, 1989.-206 с.

123. Ручьевская, Е. А. Война и мир. Роман JI. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева [Текст] / Е. А. Ручьевская. - СПб.: Композитор, 2010.-478 с.

124. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма [Текст]: Учебник по анализу / Е. А Ручьевская. - СПб.: Композитор, 1998. -268 с.

125. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы [Текст] / Е. А. Ручьевская. - JL: Музыка, 1977. - 158 с.

126. Ручьевская, Е. А. Целостный и стилевой анализ [Текст] / Е. А Ручьевская // Музыкальная академия. - 1994. - № 1. - С. 100-104.

127. Рыбак, JI. А. Русская классика на экране. Об экранизации литературных произведений [Текст] / JI. А. Рыбак. - М.: Союз кинематографистов СССР, 1976. - Вып. 2. - 44 с.

128. Сабинина, М. Д. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль [Текст] / М. Д. Сабинина. - М.: Музыка, 1976. - 477 с.

129. Сальвестрони, С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского [Текст] / С. Сальвестрони / пер. с ит. - СПб.: Академический проект, 2001. - 187 с.

130. Селицкий, А. Я. Николай Каретников. Выбор судьбы [Текст]: Исследование / А. Я. Селицкий. - Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 1997. - 368 с.

131. Селицкий, А. Я., Демина, И. К. Основы музыкальной драматургии [Текст] / А. Я. Селицкий, И. К. Демина. - Ростов н/Д.: Издательство РГК им. C.B. Рахманинова, 2008. - 72 с.

132. Сигле, А. Р. Композитор и кино [Текст] / А. Р. Сигле / Звукорежиссер, 2005. - № 2. - С. 12-14.

133. Сидоркина, Л. Г. Звук и шум как выразительные средства киноискусства [Текст] / Л. Г. Сидоркина // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2013. - С. 77-79.

134. Склейнис, Г. А. Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика [Текст]: автореф. ... доктора филологических наук / Г. А. Склейнис. - Магадан, 2009. - 38 с.

135. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С. С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 450 с.

136. Смирнова, А. Н. Интерпретация прозы В. Набокова в зарубежном киноискусстве [Текст]: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения /

A. Н. Смирнова. - Ярославль, 2005. - 19 с.

137. Соллертинский, И. И. Исторические типы симфонической драматургии [Текст] / И. И. Соллертинский. - М.: Музгиз, 1963. - 30 с.

138. Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. Очерки [Текст] / С. М. Соловьев. - М.: Советский писатель, 1979. - 349 с.

139. Сохор, А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы [Текст] / А. Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971. - С. 292-309.

140. Старкова, 3. С. Литература и кино [Текст] / 3. С. Старкова. — М.: Просвещение, 1978. - 96 с.

141. Стасов, В. В. Избранные сочинения в 3-х томах [Текст] /

B. В. Стасов. -М.: Искусство, 1952. - Т. 1.-736 с.

142. Сукманов, И. Б. Прикосновение зла, или Оперность как принцип киностиля [Текст] / И. Б. Сукманов // Киноведческие записки. - 1994. -№21.-С. 171-179.

143. Сырица, Г. С. Поэтика портрета в романах Ф.М. Достоевского [Текст]: Монография / Г. С. Сырица. - М.: Гнозис, 2007. - 407 с.

144. Тарасов, А. В. Кинематограф М. А. Булгакова. К проблеме кине-матографичности художественного мышления писателя [Текст]: дис. ... канд. культурологии / А. В. Тарасов. - Шуя, 2006. - 185 с.

145. Таривердиев, М. JL Композитор работает в кино [Текст] / М. JI. Таривердиев// Советская музыка. - 1963. - №1. - С. 14-16.

146. Творчество Ф. М. Достоевского [Текст]: Сб. трудов. - М.: АН СССР, 1959.-548 с.

147. Тихомиров, Б. Н. Лазарь, гряди вон! Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении [Текст]: Монография / Б. Н. Тихомиров. - СПб.: Серебряный век, 2005. - 460 с.

148. Тихомирова, О. В. Лейтмотив в русской симфонии [Текст]: дисс. ... кандидата искусствоведения / О. В. Тихомирова. - Нижний Новгород, 2006. - 143 с.

149. Тынянов, Ю. Н. О литературной эволюции [Текст] / Ю. Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 270-281.

150. Тюлин, Ю. Н. Произведения Чайковского. Структурный анализ [Текст] / Ю. Н. Тюлин. - М.: Музыка, 1973. - 276 с.

151. Тюлин, Ю. Н. Строение музыкальной речи [Текст] / Ю. Н. Тюлин. - Л.: Музыка, 1962. - 207 с.

152. Фрадкина, Э. О некоторых интонационных оборотах в киномузыке Шостаковича [Текст] / Э. Фрадкина // Из истории музыки XX века. -М.: Музыка, 1971.-62 с.

153. Фрейлих, С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского [Текст] / С. И. Фрейлих. - М.: Gaudeamus, 2008. - 512 с.

154. Фрид, Э. Л. Музыка в советском кино [Текст] / Э. Л. Фрид. - Л.: Музыка, 1967.- 199 с.

155. Фролов, И. О музыкальной драматургии кино [Текст] И. Фролов// Советская музыка. - 1960. - № 9. - С. 114-119.

156. Хичкок, А. Хичкок о Хичкоке [Текст] / А. Хичкок // Искусство кино. - 1990.-№ 11.- 166 с.

157. Холопова, В. Н. Музыкальный тематизм: научно-методический очерк [Текст] / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 1983. - 88 с.

158. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2002. - 368 с.

159. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр. [Текст] / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2001. -496 с.

160. Хренников, Т. И. Музыка в кино [Текст] / Т. И. Хренников // Искусство кино. - 1950. - №1. - С. 26-28.

161. Цицишвили, Ю. Г. Адаптация композиционных приемов письма современной музыки в медийных формах текста [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2013.-С. 79-81.

162. Цицишвили, Ю. Г. Киномузыка И. Корнелюка в контексте интонационных параллелей [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2012. -№ 3 (46). - С. 103-105.

163. Цицишвили, Ю. Г. Монотематизм как принцип музыкальной драматургии экранизации романа Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп: изд-во АТУ, 2012. - Вып. 2 (99).-С. 383-390.

164. Цицишвили, Ю. Г. Музыкальные цитаты в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот» [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: сб. материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2012. - С. 80-82.

141

165. Цицишвили, Ю. Г. О музыкальности романов Ф. М. Достоевского [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Актуальные проблемы современных наук - 2012: сб. материалов междунар. научн.-практ. конференции. -Пшемысль, 2012. - С. 102-105.

166. Цицишвили, Ю. Г. Принципы функционирования музыки в киноинтерпретациях романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» [Текст] / Ю. Г. Цицишвили // Актуальные вопросы социогуманитар-ного знания: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Краснодар, 2013. - С. 255-262.

167. Цицишвили, Ю. Г., Шак, Т. Ф. Музыка как драматургический фактор в жанре экранизации [Текст] / Ю. Г. Цицишвили, Т. Ф. Шак // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: параллели и взаимодействия: сб. материалов междунар. научн.-практ. конференции. - М., 2012. - С. 32-37.

168. Цукер, А. М. Драматургия Пушкина в русской оперной классике [Текст] / А. М. Цукер. - М.: Композитор, 2010. - 279 с.

169. Цукер, А. М. Единый мир музыки [Текст] / А. М. Цукер. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. C.B. Рахманинова, 2003. - 408 с.

170. Цукер, А. М. Микаэл Таривердиев [Текст] / А. М. Цукер. - М.: Советский композитор, 1985. -288 с.

171. Цуккерман В. А. Выразительные средства лирики Чайковского [Текст] / В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1971. - 245 с.

172. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма [Текст] / В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1987. - 239 с.

173. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке [Текст] / Т. Ю. Чернова. - М.: Музыка, 1984. - 144 с.

174. Чернышевский, Н. Г. Сочинения в двух томах [Текст] / Н. Г. Чернышевский. -М.: Мысль, 1986. - Т. 1. - 818 с.

175. Чернышов, А. В. Музыкальные «скрепки» телесериала [Текст] / А. В. Чернышов // Звукорежиссёр. - 2007. - № 3. - С. 34-36.

142

176. Чернышов, А. В. Секреты музыкальной драматургии фильма [Текст] / А. В. Чернышов // Звукорежиссер. - 2007. - № 6 (87) - С. 3842.

177. Чигарева, Е. В. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом [Текст] / Е. В. Чигарева // Проблемы музыкальной науки. - М.: Музыка, 1973.-Вып. 2.-С. 16-54.

178. Шаймухаметова, JL Н. Семантический анализ музыкальной темы [Текст] / JL Н. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 265 с.

179. Шак, Т. Ф. Анализ медиатекста в аспекте музыкального формообразования [Текст] / Т. Ф. Шак // Медиаобразование. - № 2. - 2010. -С. 32-36.

180. Шак, Т. Ф. Анализ медиатекста как музыковедческая проблема [Текст] / Т. Ф. Шак // Междисциплинарность и социокультурное проектирование. - Краснодар, 2002. - С. 94-99.

181. Шак, Т. Ф. Анализ музыки в медиатексте: методологический подход [Текст] / Т. Ф. Шак // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2010. - №6 (35). - С. 25-28.

182. Шак, Т. Ф. Гармонические системы в оперной драматургии Н. А. Римского-Корсакова [Текст]: Монография / Т. Ф. Шак. - Краснодар: Эоловы струны, 2002. - 122 с.

183. Шак, Т.Ф. Жанровый синтез как основа концепции симфонии-реквиема «Последние свидетели» Владимира Магдалица [Текст] / Т. Ф. Шак // Кайгородовские чтения: материалы научн.-практической конф. Вып.4. - Краснодар, 2005. - С. 77-82.

184. Шак, Т. Ф. Закономерности музыкальной драматургии в аспекте драматургии медиатекста (к постановке проблемы) [Текст] / Т. Ф. Шак // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - М., 2009. - Вып. №4 (24). - С. 42-51.

143

185. Шак, Т. Ф. Звуковой мир космоса в отечественном кинематографе 70-х годов XX века / [Текст] / Т. Ф. Шак // Научное наследие советской эпохи: современное осмысление: материалы научн.-практической конф., посвященной 100-летию со для рождения Н. Г. Чернышова. - Краснодар, 2006. - С. 163-168.

186. Шак, Т. Ф. Информационные аспекты музыковедческого анализа медиатекста [Текст] / Т. Ф. Шак // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве: материалы международного науч. симп. (24-26 июня 2004). - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - С. 250256.

187. Шак, Т. Ф. К проблеме структурирования музыкальной формы-композиции в прикладной музыке [Текст] / Т. Ф. Шак // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - М., 2010.-.№1 (25).-С. 59-66.

188. Шак, Т. Ф. Кульминации в медиатексте. Звуковой фактор [Текст] / Т. Ф. Шак // Кайгородовские чтения: материалы научн.- практической конф. Вып.5,6. 4 1.- Краснодар, 2006 - С. 209-212.

189. Шак, Т. Ф. Лейтмотивы как целостная система в операх Н. А. Римского-Корсакова [Текст] / Т. Ф. Шак. - М., 1995. - Деп. в НИО Информкультура № 2994 - 12 с.

190. Шак, Т. Ф. Методика анализа музыки в структуре медиатекста [Текст] / Т. Ф. Шак //Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: сб. науч. ст. - Ростов-на/Д.: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2003. - С. 340-356.

191. Шак, Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста [Текст]: Научное издание / Т. Ф. Шак. - Краснодар, 2010. - 326 с.

192. Шак, Т. Ф. Музыкальный лейтмотив в структуре медиатекста (принципы классификации) [Текст] / Т. Ф. Шак // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. тр. Вып. 4. Т. 2. - Краснодар, 2006. - С. 328-331.

144

193. Шак, Т. Ф. Популярная монография «Звуковой мир медиаи-скусств» к проблеме методического обеспечения профессиональной подготовки кадров в сфере СМИ) [Текст] / Т. Ф. Шак // Подготовка современных специалистов аудиовизуальных искусств: проблемы, поиски, решения: материалы V Всероссийской научн.-практической конф. - СПб., 2008. - С. 55-59.

194. Шак, Т. Ф. Принципы музыкального формообразования в медиа-тексте [Текст] / Т. Ф. Шак // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. научн. тр. Вып. 3. - Краснодар 2005.-С. 111-114.

195. Шак, Т. Ф. Проблемы музыкальной стилистики в медиатексте [Текст] / Т. Ф. Шак // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. научн. тр. Вып. 3. - Краснодар, 2005. -С. 257-260.

196. Шак, Т. Ф. Семиотические аспекты анализа медиатекста [Текст] / Т. Ф. Шак // Семиотика культуры и искусства: материалы 5 международной научн.-практической конф. (г. Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.) -Краснодар: КГУКИ, 2007.-С. 122-125.

197. Шак, Т. Ф. Система музыкальных лейтмотивов как драматургический фактор в художественном фильме «Сибирский цирюльник» [Текст] / Т. Ф. Шак // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузовский сб. научн. тр. Вып. 4. -Краснодар: КвУМВД России, 2009. - С. 50-54.

198. Шак, Т. Ф. Сонатность как принцип построения композиции в киномузыке [Текст] / Т. Ф. Шак //Вестник Адыгейского гос. университета. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп: изд-во АТУ. - 2010. - Вып. 1 (57). - С. 265-272.

199. Шак, Т. Ф. Стилистические особенности киномузыки А. Рыбникова (к проблеме стилевого анализа музыки в медиатексте) [Текст] /

Т. Ф. Шак // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар. - 2009. -№5 (34).-С. 61-63.

200. Шак, Т. Ф. Структурирование музыкальной формы-композиции в прикладной музыке: к постановке проблемы. [Текст] / Т. Ф. Шак // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Вып. 5. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - С. 211-216.

201. Шак, Т. Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» [Текст] / Т. Ф. Шак // Проблемы музыкальной науки. - 2009/2 (5). - С. 213-218.

202. Шак, Т. Ф. Функции лейттематизма в киномузыке [Текст] // Т. Ф. Шак / Размышляя о современном (симпозиум ГЦ КГУКИ) Пятая на-учн. конф. Гуманитарного центра КГУКИ. Нью-Йорк. - Краснодар, 2009.-С. 49-51.

203. Шак, Т. Ф. Цитата как основа музыкальной композиции в фильме режиссера А. Балабанова «Про уродов и людей» [Текст] / Т. Ф. Шак //Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата»: сб. материалов научн.-практ. конф. - Краснодар, 2009. - С. 122-128.

204. Шак, Т. Ф., Брижань, Д. Л. Стилистика киномузыки Д. Шостаковича (к вопросу об интонационных параллелях) [Текст] / Т. Ф. Шак, Д. Л. Брижань // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - С. 158-166.

205. Шак, Т. Ф., Волкова, П. С. Живопись и музыка в контексте диалогической культуры [Текст] / Т. Ф. Шак, П. С. Волкова // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар. -2009. -№ 5 (34). - С. 15-17.

206. Шак, Т. Ф., Семченкова, А. В. Музыкальная цитата в структуре медиатекста: направления анализа [Текст] / Т. Ф. Шак, А. В. Семченкова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение» - Майкоп: изд-во АГУ. - 2010. - Вып. 2 (58). - С. 217-224.

146

207. Шилова, И. М. Фильм и его музыка [Текст] / И. М. Шилова / под ред. М. Тараканова. - М.: Советский композитор, 1973. - 230 с.

208. Шкловский, В. Литература и кинематограф [Текст] / В. Шкловский. - Берлин: Русское универсальное издательство, 1923

209. Эйзенштейн, С. М. Избранные статьи [Текст] / С. М. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1956. - 456 с.

210. Юренева, Р. Комики мирового экрана [Текст] / Р. Юренева. - М.: Искусство, 1966. - 289 с.

211. Ярустовский, Б. М. Драматургия русской оперной классики [Текст] / Б. М. Ярустовский. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. -401 с.

212. Estermann, A. Die Verfllmung literarischer Werke [Der Text ] / A. Estermann. - Bonn: Bouvier, 1965. - 472 p.

213. Kenny, T. Sound for Picture: The Art of Sound Design in Film and Television [Text] / T. Kenny. - N. Y.: Artistpro, 2000. - 262 p.

214. Salda, F. Kriticke projevy [Text] / F. Salda. - Praha, 1957. - 492 st.

215. Young, S. Dostoevskii's Idiot and the Epistle of James [Text] / S. Young // The Slavonic And East European Review. - University of Nottingham, 2003.-V. 81.-P. 401-420.

Фильмография 24

1. «Белые ночи», Италия, 1957. Rank Film, Cinematográfica Associati

(CI.AS.), Vides Cinematográfica. Режиссер: JI. Висконти. Продюсер: Ф. Кристальди. Автор сценария: Л. Висконти. Композитор: Н. Рота. В ролях: М. Шелл, М. Мастроянни и др.

2. «Белые ночи», Россия, 1992, Ленфильм. Режиссер: Л. Квинихидзе. Ав-

тор сценария: В. Валуцкий. Композитор: М. Дунаевский. В ролях:

B. Любшин, А. Матюхина, Н. Еременко (мл.), Г. Польских и др.

3. «Белые ночи», СССР, 1959, Мосфильм. Режиссер: И. Пырьев. Автор

сценария: И. Пырьев. В фильме использована музыка А. Глазунова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Дж. Россини, Р. Штрауса. В ролях: Л. Марченко, О. Стриженов и др.

4. «Бесы», Россия, 2006, ООО Компания «Телефильм». Режиссер:

Ф. Шультесс. Автор сценария: П. Финн. Продюсер: Ю. Мацюк. Композитор: Ю. Красавин. В ролях: И. Купченко, Е. Стычкин, Ю. Колокольников, В. Вдовиченков и др.

5. «Бесы», Франция, 1988, University of Warsaw Main Campus, Krakowskie

Przedmiescie. Режиссер: А. Вайда. Авторы сценария: Жан-Клод Карьер, А. Холланд, А. Вайда. Композитор: 3. Конечны. В ролях: И. Юппер, Ф. Леруа-Больё, Б. Блие, Ю. Лямпе и др.

6. «Братья Карамазовы», Россия, 2009, «Колибри» по заказу Централ

Партнершип. Режиссер: Ю. Мороз. Продюсеры: Р. Дишдишян,

C. Даниелян, А. Мовсесян, Ю. Мороз. Автор сценария: А. Червин-ский. Композитор: Э. Лолашвили. В ролях: С. Колтаков, С. Гороб-ченко, А. Белый, А. Голубев, П. Деревянко, В. Исакова, Е. Лядова, А. Парфенович, Д. Корзун, М. Шалаева и др.

24 В данной фильмографии отражены сведения о киноинтерпретациях, затронутых в большей или меньшей степени в процессе анализа. Полный перечень экранизаций произведений Ф. М. Достоевского содержится в Приложении 2.

7. «Братья Карамазовы», СССР, 1969, Мосфильм. Режиссер: И. Пырьев.

Автор сценария: И. Пырьев. Композитор: И. Шварц. В ролях: М. Ульянов, А. Мягков, JI. Пырьева, К. Лавров, В. Никулин, М. Прудкин и др.

8. «Даун Хаус», Россия, 2001, Film Studio.ru. Режиссер: Р. Качанов. Авто-

ры сценария: Р. Качанов, И. Охлобыстин. Композитор: D J Грув. В ролях: Ф. Бондарчук, И. Охлобыстин, А. Букловская, Б. Брыльска, А. Троицкий, Е. Кондулайнен, А. Панин и др.

9. «Идиот», («Настасья Филипповна»)», СССР, 1958, Мосфильм. Режис-

сер: И. Пырьев. Автор сценария: И. Пырьев. Оператор: В. Павлов. Художник-постановщик: С. Волков. Композитор: Н. Крюков. В ролях: 10. Яковлев, Ю. Борисова, Н. Подгорный, В. Пашенная, Н. Пажитнов, К. Половикова, И. Любезнов и др.

10. «Идиот», Россия, 2003, Студия 2-Б-2 интертеймент. Режиссер и автор сценария: В. Бортко. Оператор: Д. Масс. Композитор: И. Корне-люк. В ролях: Е. Миронов, В. Машков, Л. Вележева, И. Чурикова, О. Будина, В. Ильин, О. Басилашвили, А. Петренко и др.

11. «Идиот», Франция, 1946. Режиссер: Ж. Лампен. Авторы сценария: Ш. Спак, Ж. Раевский. Композитор: М. Тирье. В ролях: Э. Фёйер, Л. Коэдель, Ж. Дебюкур, Ж. Филип, Н. Натье, Ж. Маркен, М. Андре, Э. Харди и др.

12. «Идиот», Япония, 1951, Shochiku. Режиссер: А. Куросава. Авторы сценария: А. Куросава, Э. Хисаита. Продюсер: Т. Койдэ. Композитор: Ф. Хаясака. В ролях: С. Хара, М. Мори, Т. Мифунэ и др.

13. «Карамазовы», Чехия-Польша, 2008, Ceskä Televize. Режиссер: П. Зеленка. Автор сценария: П. Зеленка. Продюсер: Ц. Копэцки. Композитор: Я. Качмарек. В ролях: М. Мышичка, И. Троян, Р. Лукнар, М. Бадинкова, Д. Новотны, А. Масталеж и др.

14. «Кроткая», Польша, 1985, Studio Miniatur Filmowy. Режиссер: П. Думала. Автор сценария: П. Думала. Композитор: 3. Конечны.

15. «Мальчики», СССР, 1990, «Мир». Режиссеры: Р. Григорьева, Ю. Григорьев. Автор сценария: Р. Григорьева. Композитор: П. Чека-лов. В ролях: Д. Черниговский, А. Достоевский, Е. Ташков, О. Гоб-зева, Л. Зайцева, Б. Невзоров, О. Борисов, И. Выходцева, С. Садаль-ский и др.

16. «Подросток», СССР, 1983, Мосфильм. Режиссер: Е. Ташков. Автор сценария: Е. Ташков. Композитор: Б. Чайковский. В ролях: А. Ташков, О. Борисов, Л. Малеванная, Н. Гундарева, Л. Удовиченко и др.

17. «Преступление и наказание», Польша, 2000. Режиссер: П. Думала. Автор сценария: П. Думала. Композитор: Я. Хайдун.

18. «Преступление и наказание», Россия, 2007, Киностудия АСДС. Режиссер: Д. Светозаров. Продюсер: А. Сигле. Автор сценария: М. Смоляницкий. Композитор: А. Сигле. В ролях: В. Кошевой, П. Филоненко, А. Панин, А. Балуев, Ю. Кузнецов и др.

19. «Преступление и наказание», СССР, 1969, Киностудия им. М. Горького. Режиссер: Л. Кулиджанов. Авторы сценария: Л. Кулиджанов, Н. Фигуровский. Композитор: М. Зив. В ролях: Г. Тараторкин, И. Смоктуновский, Т. Бедова, В. Фёдорова, Е. Копелян, Е. Лебедев, М. Булгакова, И. Гошева, В. Басов, А. Павлов, Е. Евстрато-ва и др.

20. «Преступление и наказание», Франция, 1956. Режиссер: Ж. Лам-пен. Автор сценария: Ш. Спаак. Продюсер: Ж. Боркон. Композитор: М. Тирье. В ролях: Л. Вентура, Ж. Габен, М. Влади, Б. Блие, Р. Оссейн, Г. Морле и др.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.