Мусульманское право о природе власти тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Кошева, Светлана Владимировна

  • Кошева, Светлана Владимировна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2001, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 180
Кошева, Светлана Владимировна. Мусульманское право о природе власти: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Ставрополь. 2001. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Кошева, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Сущность, понятие власти в классическом исламе.

1.1. Государство и власть в раннем исламе.

1.2. Проблема власти как одна из основных причин расхождения суннитов и шиитов.

ГЛАВА 2. Принципы устройства государственного аппарата в классическом исламе (сунниты и шииты).

2.1. Концепция халифата как мусульманской формы правления у суннитов.

2.2. Шиитская доктрина верховной власти.;.

ГЛАВА 3. Современные мусульманские государства: проблемы власти

3.1. Мусульманская концепция государства в современных правовых системах стран зарубежного Востока.

3.2. Государственное право о проблеме власти в современных мусульманских государствах

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мусульманское право о природе власти»

Актуальность темы исследования:

Мусульманское право представляет собой всеобъемлющую и согласованную систему религиозных норм и обязанностей, которая структурирует политическую, экономическую и социальную жизнь, а также духовную сферу культа и ритуала - т.е. направляет поведение людей и определяет их убеждения. Право и богословие в исламе неотделимы друг от друга, как и духовное и мирское в жизни человека.

Представляется очевидным, что мусульманское право в юридическом смысле следует рассматривать как часть исламской системы государственно-правового регулирования, хотя его различные нормы занимают в ней неодинаковое место и по-разному соотносятся с ее религиозным элементам. Если нормы мусульманского права основаны на предписаниях Корана и Сунны в целом совпадают по своему содержанию с религиозными правилами поведения и составляют вместе с ними центр данной системы, то положения, сформированные юристами с помощью рациональных методов толкования (иджтихад), находятся как бы на ее периферии, поскольку прямо не зависят от религиозных догматов и зачастую не имеют аналогов среди религиозных правил поведения.

Такие юридические нормы в целом развивают и дополняют религиозные предписания, но в отдельных случаях могут даже расходиться с ними и другими регуляторами, входящими в исламскую систему социально-нормативного регулирования (например, обычаям). Возможность указанных противоречий кроется в неоднозначности самого мусульманского права, несовпадении религиозных правил, признаваемых различными толками ислама, коллизиях местных обычаев, основанных в целом на исламских традициях.

Проблема соотношения религий и политике в исламе является частью основной проблематики его исторического учения, научного исследования его многовекового опыта, как в прошлом, так и в настоящем. Чтобы соотнести исторические аспекты с анализом современной обстановки и с современными понятиями, представляется актуальным и важным уяснить три взаимосвязанных вопроса: первый - о природе и характере власти в мусульманском обществе; второй - о соотношении практики светской и духовной сторон общественной жизни; наконец, третий- о терминологическом отражении понятия «власть» и о размежевании типов и функций власти. Их анализ позволит описать механизм связи между мусульманскими политико - правовыми концепциями и политической реальностью мусульманского мира, показать, как, идеология ислама влияет на государственную власть и политику исламских государств.

Для классического ислама вопрос о природе власти не был предметом дискуссии и размышлений. Власть вообще принадлежала Аллаху, а земная власть была его даром и его поручениям людям Цель и задача земной власти была достаточно ограничена - следить за тем, чтобы «пасомые» пастырем - правителем людей (ра'ийа -«подданные») жили согласно «божественному закону» данному в Коране и сунне.

Не было представления о возможности разделения светского и духовного. Соответственно, мало различалось светское и религиозное употребление сходных или одинаковых терминов.

В настоящее время, однако, категории правовых наук и теорий, вопросы о природе власти, о светскости ее и духовности и т.д. становится предметом живого обсуждения, частью важнейшей проблематики мусульманского богословия, теории и практики мусульманских религиозно-правовых и политических движений. Это происходит как под влиянием глобальных политических событий, так и в процессе познания наследия западной политической культуры и практики. Однако, эти проблемы стали реальностью для ислама отчасти еще и потому, что подспудно они всегда существовали в духовной и политической жизни мусульманского мира.

Понимание власти в представлении шиитов, отстаивающих его исключительно сакральный характер, имеет свою специфику, которая предопределяется концепцией имамата, исходящей из сосредоточения всех властных полномочий в руках имама, наделенного качествами полубожественного правителя. Положенный в ее основу принцип единобожия предполагает универсальное осуществление на практике всех без исключения предписаний мусульманского права, регулирующих не только организацию и деятельность государства, но и все иные общественные отношения.

Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие целого ряда стран исламского мира. Хотя масштабы перехода принципов и норм мусульманского права в сферу государственного мусульманского права заметно уступают некоторым другим отраслям права, именно от него, в первую очередь, зависят место и роль мусульманского права в современных правовых системах.

Как уже было отмечено выше, ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие ряда стран исламского мира. Причем, хотя по масштабам восприятия принципов и норм мусульманского характера государственное право заметно уступает некоторым другим отраслям, именно от него, в первую очередь, зависят место и роль мусульманского права в современных правовых системах.

Это объясняется тем, что государственное право, есть ведущая отрасль, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма, и тем самым, непосредственно, отражает политические интересы различных общественных и социальных групп и слоев, определяет их роль функционирования государства, место в политической системе данной страны в целом. Включение в государственное право исламских, по своему происхождению, институтов и норм придает им особое политическое и правовое значение.

Политико-правовые и религиозные принципы ислама, придающие государству теократический характер, в настоящее время особенно активно противопоставляются современными мусульманскими идеологами всем иным государственно -правовым институтам, а также служат основой концепции «исламской формы правления», якобы превосходящей все известные в современной политической практике формы организации государственной власти.

Проблема соотношения правовых явлений с религиозными и политическими, являются в исламе одной из самых фундаментальных, именно в силу специфики ислама, как не только религиозного, но и мировоззренческого подхода к организации личной и общественной жизни.

Одна из основных побудительных причин изучения данной проблемы состоит в том, чтобы продемонстрировать, что сам по себе ислам плюралистичен и многообразен. Он всегда подвергался разнообразным истолкованиям, в нем существовали разные школы, секты и подсекты, в зависимости от того, во что верили мусульмане в данном месте и в данный период времени. Кроме того, подобно большинству религий в течение веков он развивался не только в ходе внутренних споров, но и в результате взаимного влияния культур, существовавших на территории его распространения: греческой, христианской, иудейской, персидской, византийской и т.д. Характерная для XX века модель межкультурного взаимодействия, происходящего на глобальном уровне и ведущего к достижению международного согласия по правовым вопросам, является всего лишь еще одним примером этого процесса взаимного обогащения. Существует настоятельная необходимость в межкультурном диалоге, призванном обеспечить тот предел допустимости, которого заслуживает любая культура,- однако не менее необходимо понять, что же является действительно аутентично «исламским», чтобы всегда можно было установить злоупотребления и искажения ислама в тех случаях, когда его привлекают в качестве удобного обоснования репрессий.

Принципы развития исламского мира в настоящее время побуждают обращаться к его истории, чтобы найти истоки этих сложностей или особенностей, проанализировать сам процесс формирования и становления основных правовых, политических, идеологических, нравственных, психологических и собственно религиозных взглядов, установить исторические закономерности и аналогии, уяснить природу государственности и специфику социальных регуляторов. Их анализ может оказать посильную помощь в описании механизма связи между мусульманскими политическими концепциями и политической реальностью мусульманского мира, показать как идеология ислама влияет на государственную власть и политику исламских государств. Кроме того, уяснение сути и смысла исторически сложившихся форм государственности, государственной идеологии, психологии государственной власти и подчинения ей верующих граждан, сначала в общине, а затем в государстве, может помочь современным исследователям уяснить некоторые особенности, не всегда понятного исламского религиозного фанатизма, в своих крайних формах приобретающего характер глобального терроризма, готового в известных исторических условиях превратиться в государственную идеологию и политику.

В данном исследовании была предпринята попытка комплексного научного анализа исторических форм исламской государственности (государств, население которых в подавляющем большинстве исповедует ислам), исторической и религиозной природы государственной власти, отношение к ней и восприятие ее населением государств, исповедующим ислам.

Степень разработанности проблемы.

Проблема власти в исламских государствах, ее истоки и правовое образование в различные исторические периоды неоднократно привлекало внимание исламистов. Но представляется уместным отметить, что в имеющихся отдельных исследованиях проблема власти в мусульманском праве отражается либо с религиозной, либо с правовой точки зрения, несмотря на то, что ислам как уже было отмечено выше, тесно связывает эти понятия. Думается, такой подход является достаточно эффективным с позиций узкой научной специализации и позволяет глубоко проникнуть в существо изучаемых проблем. Исходя из требований сегодняшнего дня, а также целей и задач данного исследования, целесообразнее использовать несколько иной подход, который можно было бы назвать комплексным научным анализом, историко-правовым изучением власти, ее организации и механизмов, ее природы и правового обоснования в целом в мусульманском праве. Представляется уместным отметить тот факт, что ученые -исламисты исследуя мусульманское право, по существу, подменяют юридический анализ рассмотрением данной системы в целом, при которой собственно правовой аспект проблемы отступает на второй план и поэтому практически не затрагивается. В основе такого рассмотрения, как уже отличалось, лежит понимание мусульманского права прежде всего как элемента религиозной системы или как универсального социального регулятора. Наблюдается и обратная связь: мусульманское право часто называется религиозным и рассматривается в качестве всеобъемлющего комплекса самых разнообразных по характеру норм именно потому, что оно отождествляется с исламской системой государственно-правового регулирования в целом.

Слабая сторона такого взгляда в том, что он не нацеливает на вскрытие особенностей мусульманского права как юридического явления. Этим также объясняется известная противоречивость подхода к нему. В частности, при сравнении мусульманского права с другими правовыми системами исследователи нередко проявляют непоследовательность и, с одной стороны, рассматривают его в широком смысле, а с другой - пытаются охарактеризовать его, применив чисто юридические критерии.

Широкое понимание мусульманского права отнюдь не исключает постановки вопроса о мусульманском праве как юридическом феномене. Более того, анализ соотношения юридических норм с иными (прежде всего с религиозными) правилами поведения и их взаимодействия позволяет говорить о том, что в исламской системе государственно-правового регулирования в качестве самостоятельного имеется собственно правовой элемент - мусульманское право в юридическом смысле. По существу, такой позиции придерживаются даже современные мусульманские правоведы, многие из которых выделяют в составе шариата или фикха различные категории предписаний, в том числе и собственно юридические нормы, отличающиеся по своему характеру от положений религиозной догматики, от нравственных и даже (по мнению отдельных исследователей) культовых правил поведения. Имеются разные точки зрения на соотношения этих норм с шариатом и фикхом. Согласно одной из них, юридическую часть шариата составляет фикх, который охватывает все «практические» нормы шариата и является правом в юридическом смысле, поскольку регулирует внешнее поведение человека и не затрагивает внутренних мотивов его поступков и совести мусульманина, составляющих сферу догматики и этики. Что и позволяет считать право в собственном смысле частью шариата.

Другие ученые относят к праву не весь фикх, но только те предписания, которые регулируют отношения между людьми, оставляя в стороне культовые правила. Правовой характер таких норм, по их мнению, проявляется, например, в том, что они могут распространяться и на немусульман, а также применяться судами и иными государственными органами.

Особый интерес представляет тот факт, что мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной - в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регламентируются совпадающими религиозными нормами. Однако различные структурные элементы мусульманского права как государственно-правовой системы испытывают неодинаковые влияния ислама как религии, по-разному соотносятся с различными компонентами религиозной системы.

На настоящем уровне изученности проблемы и связанного с ней материала крайне трудно с достоверностью сказать, в каких именно условиях преобладает или может преобладать, тенденция разделять или объединять религию и политику и по чьей инициативе это происходит. Решение этих вопросов, крайне важных для исследования многих аспектов проблем мусульманского мира вчера и сегодня, требует в первую очередь тщательного исследования развития понятий «власть», «царство», «религия», «духовенство» в теологии, политических и бытовых текстах разных периодов. Необходимо выделить этапы обособления светских и духовных авторитетов, этапы господства обратных тенденций. Особое внимание следует обратить на соотношение различных этапов этого обособления с возрождением и воплощением теократической идеи. Наконец, необходим тщательный и дифференцированный анализ социальных связей всех категорий духовных авторитетов с социально-культурными слоями общества, в котором они жили и развитие которого часто пытались направлять.

Исследуемая проблема с религиозной точки зрения нашла свое отражение в трудах таких знаменитых ученых-исламовндов как Р.Шарль, который утверждал, что ислам, прежде всего, имеет религиозную основу и только во вторую очередь - светскую1. Полностью согласен с этой точкой зрения и другой видный исследователь Р.Давид, который видел в мусульманском праве его «божественную» природу. 2

Подобные взгляды отражены в работах В. Бартольда, Е. Бертельса, Л. Васильева, И. Гольдцигера, Маварди, Р. Мавлютова, Р. Максуд, М. Пиотровского, Набханий, Н. Торнау, М. Джафара, А. Хусейна, Л. Ламбтона, Р. Коттана, А. Харбутли, А. Кремера и др.

С правовой точки зрения данную проблемы рассматривали такие исследователи мусульманского права, как М. Ансель, А. Асадов, А. Ахмедов, А. Боголюбов, Р. Галиулир, А. Георгиев,

П.Грязневич, Г. Керимов, В. Клочков, А. Лукоянов, А. Малашенко, М. Мейер, М. Лайла, Н. Неновски, Э. Онан, В. Полозин, М. Садагдар, И. Шифман, В. Якобсон и др.

Представляется уместным особо выделить такого ведущего ученого - исламоведа, как Л.Р. Сюкиянен, который в своих работах подчеркивает тесную связь религии ислама с мусульманским правом, хотя и не сливаются в единое целое.

Проблема власти в мусульманском праве представлена в широкой палитре научных трудов отечественных и зарубежных авторов, но отражает либо глобальное видение этой проблемы, либо носит лишь фрагментальный характер. Следовательно, имеется широкое пространство для научного историко-правового исследования данной проблемы, что и послужило причиной для комплексного изучения проблемы власти в мусульманском праве.

Объект и предмет исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования является изучение историко-правовых закономерностей формирования представлений о природе государственной власти, ее истоках, характере и организации её в различные исторические периоды в государствах исламского мира, а также изучение причин и условий принципиальных различий в вопросе о природе власти в государственно-правовых доктринах суннитов и шиитов.

Предметом настоящего исследования является изучение понятий природы государственной власти, её характер, а также государственного устройства исламских государств.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования является установления характерных государственно-правовых особенностей в мусульманской концепции государства (феномен исламского государства) и их анализ, уяснении особенностей влияния правовой идеологии ислама (его направлений) на формирование доктрины верховной власти, ее природу и сущность, а также влияние этой идеологии на формирование правовых и политических систем мусульманских стран.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым определить следующие задачи исследования:

- проанализировать и дать системное изложение имеющихся в юридической науке представлений о природе, сущности власти в исламском государстве, об основных государственно-правовых положений мусульманского права;

- выявить роль мусульманского права в происхождении, становлении, функционировании и развитии исламского государства и государственной власти; проанализировать особенности государственно-правового устройства и функционирования исламского государства как своеобразного юридического феномена; - особенности становления и функционирования государственной власти;

- выявить основные аспекты влияния государственного права ислама на государственно-правовое устройство России.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, объективности, конкретности. В работе использованы такие современные научные методы, как формально-логический, что позволило проанализировать основные источники мусульманского права; сопоставление решений проблемы власти в различные эпохи становления и развития ислама стало возможным на основе сравнительно-правового метода. Данный метод позволил также установить сходство и различия в понимании исследуемого вопроса представителями как отечественной, так и зарубежной научной среды, занимающейся мусульманским правом.

Учитывая особый характер подобного исследования необходимо обозначить те предпосылки, уже сложившиеся заранее представления и другие ограничения, которыми может быть обусловлена позиция автора. Прежде всего они касаются терминологии.

Использование некоторых терминов, вполне привычных в рамках религиозной идеологии ислама, приобретает новое осмысление при рассмотрении их в контексте государственно-правовой проблематики.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что результаты настоящей работы качественно отличаются от ранее проведенных исследований. Предлагается новая постановка проблемы и иные пути и способы решения поставленных задач с учетом изменений, переживаемых мусульманским миром, а также в следующих положениях и выводах, рассматриваемых в данном исследовании:

- в уяснении сущности и особенностей государственно-правового и религиозно-правового устройства: раннего, классического и современного ислама и рассмотрении аспектов соотношения его с современными теоретическими взглядами;

- в раскрытии сути и природы происхождения верховной власти в различные исторические периоды развития ислама;

- в определении особенностей верховной власти мусульманских государств в современном мире.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1) Ислам не подразделяет мир на духовный и светский. Согласно мусульманскому праву каждый член исламского общества должен соблюдать Коран - священную книгу мусульман, ровняться на Сунну и соблюдать фетвы и адаты. Согласно исламским традициям главные источники мусульманского права - Коран и Сунна, и все прочие источники не должны им противоречить.

2) Содержание государственно-правового устройства стран исламского мира показало исламское представление о государственной власти, о правовом статусе халифа (у суннитов) или имама (у шиитов), о функцияхи основных полномочиях его власти. Основные положения государственно-правовой доктрины мусульманского государства существовали с ранних времен и не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

3) Зарождение и формирование единоличного правителя (малик) в раннем мусульманском государстве, его праве на верховную власть.

4) О положениях, составляющих основу государственно-правового устройства и государственной власти мусульманских стран: единобожие (таухид), наличие у Бога посланников (рисаля) и наместничество (хилафа);

5) Об источниках мусульманского права Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что на основе обобщения и анализа всей информации о предмете исследования предложена концепция государственно-правовых особенностей мусульманского государства, анализ особенностей правовой идеологии ислама (его направлений) на формирование доктрины верховной власти, ее природу сущность, а также влияние этой идеологии на формирование правовых и политических систем мусульманских стран.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что результаты и выводы могут быть использованы государственными и общественными организациями в различных аспектах политико-правового взаимодействия с исламскими государствами и этническими обществами.

Теоретические обобщения и выводы могут быть применены в учебном процессе в высших учебных заведениях, в преподавании курсов теории и истории государства и права, а также при разработке специальных и факультативных курсов.

Глава X. Сущность, понятие власти в классическом исламе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Кошева, Светлана Владимировна

Заключение.

Мусульманское право-сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических норм образовалось не сразу. В первый, начальный, период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства еще не закончился, в едином мусульманском социально-регулятивном комплексе юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика и правоведение тесно переплетались и составляли самостоятельные направления мусульманской государственно-правовой доктрины. Такое положение сохранялось вплоть до середины X в., когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы (толки). К концу первого тысячелетия процесс складывания мусульманского государства, в основном, завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших, в основном, волю господствующего слоя теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

Мусульманское право хотя и связано тесно с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе (мусульманское право в узком, собственном смысле). Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе государственно-правового регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

Мусульманское право - самостоятельная правовая система. Поэтому изучение его представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей основных правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право. В частности, характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно - путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (мазхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировала ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (сунны).

Широкий диапазон, «эластичность», мусульманского права дает ему имманентную возможность служить интересам самых различных, подчас противоположных политических течений. Так ,начиная со второй половины XX века мусульманско-правовая доктрина в ряде стран Востока по-иному стала рассматривать в сравнении с ним существующие здесь правовые системы. В частности, эта теория уже не придает самодовлеющего значения общим принципам мусульманского права. Наоборот, истинно мусульманским стало признаваться государство, которое в своем правотворчестве ориентируется не столько на принципы, сколько на конкретные предписания шариата. Не случайно в ряде стран был взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского права.

Одной из важных функций исламского государства всегда была и остается регламентация религиозной практики. Тесная связь религии и государства предполагает защиту первой от второго. Учение ислама, признавая право человека веровать в бога, вменяет ему в обязанность выполнение исламских обрядов и традиций. У него нет возможности отрицать существование Бога или уклоняться от соблюдения шариата.

Начальный ислам не принес цельной концепции верховной власти. Бытовавшие в средние века в мусульманском мире представления и учения о природе власти, источниках ее права, прерогативах и функциях ее носителей формировались разными истоками. В зависимости от конкретных социальных и культурных условий и традиций, они дали жизнь различным, уже исчезнувшим или существующим и поныне, теориям и практическим моделям власти и государства. Однако, все они с одинаковым правом претендуют на то, чтобы считаться истинно мусульманскими.

В мусульманском обществе средних веков можно наблюдать определенную двойственность в соотношениях светских и духовных авторитетов. С одной стороны существует определенный первоначальным исламом принцип нераздельности светского и духовного, принцип, к которому восходят все специфические политические институты исламского общества. Вместе с тем теория признает, а практика показывает реальное обособление двух сфер власти, причем развитие в целом идет именно в этом направлении.

В результате, с одной стороны, растет число административных постов, а с другой - появляется духовенство, обособляющееся от светской власти ( противостоящее ей или сотрудничающее с ней).

Представляется очевидным тот факт, что огромная, состоящая из однородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не могла долгое время существовать как единое централизованное государство.

Начиная с IX в., в государственном строе халифата происходят значительные изменения, выразившиеся в следующем: произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Духовную власть халифа стали разделять с главным кади, руководившим судами; в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становятся все более независимой от центра. С IX века политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной.

В X веке империя снова вернулась к тому положению, которое существовало в доисламскую эпоху: вновь образовались отдельные обособленные государства, ограниченные естественными пределами. Этот раскол освобождает идею ислама от определенных политических границ, отчизна мусульманина как бы становится обширнее, зарождается понятие «мусульманская империя».

Согласно суннитской правовой доктрине верховную светскую и религиозную власть, которая унаследована от пророка — представителя Аллаха, от имени общины осуществляет халиф. Считается при этом, что община не отказывается полностью от своих прав в пользу халифа, который выступает в этом отношении в роли слуги, опекуна, агента общины, поручающей ему руководить собой при соблюдении определенных условий. Он (халиф) простой мусульманин, обремененный лишь особой ответственностью за исполнение норм шариата и «хранение веры». Власть халифа не абсолютна, он не пользуется какими-либо особыми привилегиями или иммунитетом. Более того, считается, что даже Пророк был непогрешим лишь в религиозных вопросах, но отнюдь не в житейских делах. Тем более халиф, как простой мусульманин, подчиняется нормам мусульманского права и может быть привлечен к ответственности за любой проступок. Поэтому, хотя он и осуществляет верховную религиозную власть в государстве, его полномочия лишены божественного характера.

Последователи шиизма, постулируя «божественную» природу власти, которую должно осуществлять «исламское правление», провозглашают идеальной моделью правления практику Мухаммада, его заместителей и шиитских имамов, не разделявших ислам на религию и политику. Они рассматривают «исламское правление» как своего рода «брачный союз» религии и политики, скрепленный и узаконенный волей Аллаха и поэтому нерасторжимый. Согласно шиитской политико-правовой мысли «исламское правление» - это обновленная доктрина имамата, попытка реализовать идеальную модель теократического правления, стремление возродить единство духовного и светского в исламе.

Основные разногласия между суннитами и шиитами заключались в неодинаковом решении вопроса о преемстве верховной светской и религиозной власти. Сунниты являются сторонниками принципа выборности главы мусульманского государства и общины, тогда как согласно шиитской концепции, верховная власть передается по наследству. Поскольку в исламе светская и религиозная власть неразделимы, шииты считают, что у кормила власти в идеале должны находиться духовные лица (имамы).

Шиитские правоведы, в отличие от суннитских, для подкрепления своих доводов юридического характера ссылаются не только на Пророка, но и на шиитских имамов. Поскольку они признавали непогрешимость имамов, мнение авторитетных правоведов - муджтахидов для них приемлемо лишь в том случае, если оно выражало его (имама) волю.

Шиитская доктрина о двенадцати имамах и особенно о «сокрытом» имаме Махди - не только основа шиитской догматики, но и символ шиизма, глубоко почитаемый и в настоящее время . «Сокрытый» имам является высшим авторитетом для шиитов — последователей толка двенадцати имамов или двунадесятников.

Он - духовный глава общины и «единственный, законный толкователь божественной воли». Согласно шиизму, нет эпохи без имама, будет ли он открыто править общиной или выражать свою волю через доверенных уполномоченных, сам оставаясь скрытым.

В представлении шиитов, «светлая душа» пророка Мухаммада и имама Али переходила к следующим поколениям имамов и давала им, по сравнению с обыкновенными людьми, «священные» духовные преимущества, которые делали имамов непогрешимыми в жизни, делах и учениях. Не случайно, у народов Ирана существует поверье: тело имама, пронизанное светом Пророка, не бросает тени.

Регуляция светской и религиозной жизни в общине, решения государственных, хозяйственных и бытовых вопросов опирались на догматы ислама. Это естественно, ибо как в самом учении ислама, так и в трудах мусульманских идеологов, содержится довольно много положений, касающихся различных аспектов политической власти и функционирования государства.

Мусульманские идеологи говорят о трех возможных типах политической власти и, соответственно, государства. Власть может быть либо «принудительной», либо «разумной», либо халифатом. Сегодня в мусульманских странах менее всего популярна идея халифата, так как объединить десятки больших и малых государств, сотни общин с почти полуторамиллиардным населением в одном государстве практически невозможно. К тому же сегодня национализм превалирует над возможностью такого объединения. Ни одно мусульманское государство не желает объединяться с другими, однако это не означает, что мусульмане не стремятся к созданию международных исламских политических, экономических, культурных организаций - межправительственных и неправительственных. Ныне их существует более ста.

Принудительное» государство также имеет мало приверженцев из-за присущего ему тоталитаризма и деспотизма. Больше всего в исламе сторонников концепции «разумного» государства, допускающего различные формы правления при условии их соответствия шариату.

В основе исламской правой доктрины лежит идея единства духовной и светской власти, религии и государства, поэтому в мусульманских странах всегда обнаруживалось стремление мусульман жить в исламском государстве. Светское государство всегда будет находиться под огнем критики ислама.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Кошева, Светлана Владимировна, 2001 год

1. Абдулазис Сахедина. Свобода совести и религии в Коране / инст. Св. апост. Андрея. 2001.

2. Авксентьев А. Коран. Шариат и адаты. Ставрополь, 1966.

3. Аклиев А. Что такое шариат? // Наука и религия. 1968. №6.

4. Алексеев А. О новой конституции Ирана. //Советское государство и права. 1980. №6.

5. Али Хасан ал Харбутли. Ал Имам ва - л - хилафа (Ислам и халифат) -Бейрут. 1969.

6. Алжирская народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983.

7. Ансель М. Методологическое проблемы сравнительного права. Очерки сравнительного права. Сб. ст., - М., 1981.

8. Арабаджян А. Иранская революция: причины и уроки. // Азия и Африка сегодня. 1986. №4.

9. Арабский аноним XI в. /Издания текста, перевод, введение в изучение памятника и комментарии Грязневича П.А. М., 1960.

10. Ю.Асадов А.И. Об источниках мусульманского права. Ученые записки Азербайджанского им. С.М. Кирова. // Серия юридических наук. №2. -Баку, 1968.

11. П.Ахмад Сувайлам ал-Амри. Основы сравнительных политических институтов. Пер. с араб. М., 1979.

12. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982.

13. Ацамба Ф.М., Надирадзе Л.И. Развитие феодализма в арабском халифате. -Историография стран Востока. М., 1977.

14. Бартоль В.В. Ислам после пророка. Сочинения. Т.6. - М., 1966.

15. Бартольд. Теократическая идея и светская, собр. Соч. т.6. Власть в мусульманском государстве.

16. Бартольд. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности X в., т.6. 1922.

17. Беляеев Е.А. Арыбы, Ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М.: Наука, 1965.

18. Бертельс Е.Э. Избранные сочинения. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

19. Боголюбов А.С. К вопросу о рационалистическом принципе ар ра'й в ранемусульманской правовой науке. - Арабские страны. История, экономика. - М., 1974.

20. Болыыаков О.Г. Средневековый арабский город / Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

21. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII середина XIII вв. Социально-экономические отношения. - М., 1984.

22. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Бунзах / Мусульманский Мир. М., 1981.

23. Васильев JI. Ислам: направления, течения, секты. Оппозиционный ислам. Сунниты // Азия, Африка сегодня. 1980. №1.

24. Васильев JI.C. Ислам как религиозная доктрина. // Азия и Африка сегодня. 1977. №7.

25. Васильев JI. Ислам: направления, течения, секты. Оппозиционный ислам. Шииты // Азия, Африка сегодня. 1980.№2.

26. Васильев А. Некоторые особенности социально-политической структуры Саудовской Аравии. // Народы Азии и Африки. 1980. №5.

27. Васильев А. Саудовская Аравия между архаизмом и современностью. // Азия и Африка сегодня. 1980. №8,9.

28. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). М., 1982.

29. Васильев Л.С. История религии Востока (религиозно-культурные традиции и общества). М., 1983.

30. Галиулин Р., Понгаев Р. Основы ислама. СПб, 1998.

31. Георгиев А. Ислам и проблема развития государственно-политических систем в Мусульманском мире. //Советское государство и право. 1982. №11.

32. Георгиев А.Г., Озолинг В.В. Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития. М., 1983.

33. Гольдцигер И. Лекция об исламе пер. с нем. А.Н. Черновой СПб., 1912.

34. Грюнебаум Густав Эдмунд фон: Классический ислам: Очерк истории, 6001258. М.: Наука, 1986.

35. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. М., 1984.

36. Грязневич П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья. В кн. Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1984.

37. Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). М., 1967.

38. Демин А.И. Современная иранская деревня. М., 1977.

39. Деталь Г.Д. Ориентация Ислам или назад в будущее. // Человек. 1999. №3.

40. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма / Материалы чтений. 1982. М.: Наука, 1985.

41. Евгеньев Д. Ашура традиционная декада шиитов // Азия, Африка сегодня. 1989. №9.

42. Еремеев Д. Коран как историко-этнографический источник. // Азия, Африка сегодня. 1984 №12.

43. Еремеев Д. Ислам идеология многоукладного общества. // Азия и Африка сегодня. 1984. №7.

44. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

45. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XX в. М.: Политиздат, 1989.

46. Ибн ал Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб ал - Басри ал Багдади ал -Маварди. Властные нормы и управление религиозными делами. Пер. с араб.-М., 1977.

47. Иванов Н. Социальные аспекты традиционного ислама. // Азия, Африка сегодня. 1982. №3.

48. Иванов Н.А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества). / Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сб. ст. М., 1982.

49. Игнатенко А.А. Выбор мусульман России. // Независимая газета. 1999. 3 сентября.

50. Иманаев Ш.А. Мусульманский гражданский юридический строй как продукт общественности. Казань, 1926.

51. Ионова А.И. Ислам в Юго-восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М., 1981.

52. Ислам в истории на родов Востока. М., 1981.

53. Ислам и современность: сб. науч. тр. JL, 1985.54 .Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.

54. Ислам: историографические очерки (АНССР, Ин-т Востоковедени я; под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991.

55. Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.

56. Капустин Б.Г. Основные направления исторической эволюции социальных исламских учений (теоретическая постановка вопроса). / Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

57. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.

58. Климович Л.И. Ислам. М.: Наука, 1965.

59. Климович Л.И. Коран и его догматы. М.: Наука, 1958.

60. Клочков В.В. // Религия, государство, право. М., Мысль, 1978.

61. Конституция Исламской республики Иран. Тегеран, 1979.

62. Коран перевод И.Ю. Крачковского. М., 1990 г.

63. Кремер А фон Мусульманское право. Таш., 1888.

64. Кузнецова К.А. Политическое и социально-политическое положение Ирана в конце XVIII первой половине XIX в. - очерки новой истории Ирана. -М., 1978

65. Лапшов Б., Халевинский И. Становление раннего ислама. // Вопросы истории 1982. №11.

66. Левин З.И. Ислам в Арабских странах: неотрадиционализм и возрожденчество (2-я половина XX в.). Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. - М., 1983.

67. Лукоянов А.К. Шиитская концепция государства / Ислам в современной политике стран Востока (70-80-е гг.). М., 1986.

68. Мавлютов P.P. Ислам. М., 1969.

69. Макдиси Д.ж. Суннитское возрождение. Мусульманский мир. 950-1150, -М., 1981.71 .Максуд Р. Ислам / пер. В. Новикова/ М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.

70. Малашенко А.В. Ислам в России: Заметки политолога. // Свободная мысль -XXI. 1999. №10.

71. Малышева Д. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №9.

72. Массэ А. Ислам. Очерк истории. -М.:Наука^1982.

73. Мащенко Ю. Ислам в современном мире // Юридическая газета. 2000. №8.

74. Медведка Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха.: Политизация ислама и исламизация политики. М.: Политиздат, 1988.

75. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в политической системе Османской империи. // Народы Азии и Африки. 1979. №3.

76. Мец А. Мусульманский Ренессанс. 2-е издание. М., 1973 .

77. Муромцев Г.И. Конституции Арабских государств. М., 1982.

78. Муромцев Г.И. Правовой статус личности в арабских странах. // Советское государство и право. 1983. №12.

79. Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е гг.) сб. ст. АНССР, Ин-т, Востоковедения (отв. Ред. Малошенко, И. Музикарж). М.: Наука, 1991.

80. Мусульманское право (структура и основные институты). М., ИГПАН, 1984.

81. Мухаммад Дийа'ад Дин ар - Райи'ис. Ан - Назарийат ас - сийасийа ал -исламийа. (Мусульманские политические теории). - Каир. 1960.

82. Мухаммад Камил Лайла. Политические институты (государство и правительство) пер. с араб. М., 1973.

83. Народная Демократическая Республика Йемен. Конституция и законодательные акты. М., 1989.

84. Наубахти ал Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С. М. Прозорова. - М., 1973.

85. Национальная Хартия Алжирской Народной Демократической Республики. М., 1979. Демократическая Республика Афганистан. Справочник. - М., 1981.

86. Неновски Н. Преемственность в праве. М., 1977.

87. Мусульманское право (структура и основные институты). М.,1984. 92.Основные принципы Демократической Республики Афганистан. Демократическая Республика Афганистан. Справочник. - М., 1981.

88. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л., 1966.

89. Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Белянский Л.М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. -Л., 1958.

90. Пиотровский М.Б. Ислам дело тонкое. // Поиск 2000. №39.

91. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины. Ислам в истории народов Востока. Сб. ст. - М., 1981.

92. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. /В кн. Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1984.

93. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама. / Ислам: Религия, общество, государство. Сб. ст. М.: Наука, 1984.

94. Пологнская JI.P. Современные суннитские концепции исламского государства / Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х гг. XX в.). М., 1984.

95. Полозин B.C. Миф. Религия. Государство: исследования политической мифологии (2-е изд.). М., Ладомир, 1999.

96. Почта Ю.М. Ислам и общество. М., 1981.

97. Прозоров Е.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII середине X в. Шиитская историография. -М., 1980.

98. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII в. М., 1980.

99. Прозоров С.М.Шиитская (имамитская) доктри на верховной власти. М., 1984.

100. Пруссакова Н.Г. мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока: Очерки. М.: Наука, 1990.

101. Резван Е.А. Коран и доисламская культура. М., 1985.

102. Роузенталф Торжество знания. Концепция знания в средневековой мусульманской культуре. М., 1978.

103. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М.1968.

104. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: Опыт историко-социологического исследования. М.: Наука, 1978.

105. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования 2-е изд. доп. М.: Наука, 1984.

106. Скляров Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (1978-1981) Иран. История и современность. Сб. ст. М., 1983.

107. Современный ислам. Проблемы исламоведения: сб. обзоров / ред. -сост. А.В. Сагадеев. М.: ИНИОН, 1992.

108. Социально-политические представления в исламе: История и современность. Сб. ст. М.: Наука, 1987.

109. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции философии и политики XIX-XX вв. М.: Наука, 1982.

110. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах арабского востока. Сб. статей. -М.: Наука, 1985.

111. Сюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного востока. / Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.

112. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1986.

113. Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. 1983. №9.

114. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

115. Такийю д Дин ал Набханий. Система ислама, прев, с араб. - Киев, 1994.

116. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1850.

117. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880.

118. Торнау Н.Е. Изложение 7 начал мусульманского законоведения. Спб., 1850.

119. Фан ден Берг Л. B.C. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1982.

120. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права (сб. ст.). М., 1984.

121. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате VII-XIII вв. Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. - М., 1982.

122. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате (VII-XIII вв.).Автореф. канд. дисс. М., 1985.

123. Цветков П. О предопределении. // Звезда Востока. 1995. №7,8.

124. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права / Мусульманское право (структура и основные институты). М.: ИГПАН, 1984.

125. Чиркин В.Е. Традиционное и массовое сознание и право. -Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984.

126. Чистякова Т.А. Арабский халифат. М., 1962.

127. Шабанов Ф.Ш., Алиев Р.Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. - М., 1985.

128. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

129. Швеков Г.В. Преемственность в праве. М., 1983.

130. Шебанов А.Ф. Введение. Садагдар М.И. основы мусульманского права. - М., 1968.

131. Шифман И. Царская власть и государственность. П.С. Вып. 27(900), 1981.

132. Шифман И.Ш. О некоторых установлениях раннего ислама. Ислам. Религия, Общество, государство. - М., 1984.

133. Шмидт А.Э. Очерки истории ислама, как религии. Мир ислама. Т.1, №1.- СПб., 1912.

134. Эль Зефери Хидр Мухаммед Джафар. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Автореф. канд. дисс. - М., 1976.

135. Эфендиев О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в. Баку, 1961.

136. Юлдашева О. К вопросу о сути источников мусульманского права. -Актуальные вопросы теории и истории права и применения советского законодательства. Душанбе, 1975.

137. Якобсон В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права древнего Востока. // Народы Азии и Африки. 1984. №2.

138. Якуб Юсеф Абдалла Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития (XIX в начало 70-х гг. XX в.). - М., 1978.

139. Ята Али Ислам и социальный прогресс. // Азия и Африка сегодня. 1966. №8.

140. Abd al-Kadir Uda the Political institutions in the Muslim states. Cairo, 1951.

141. Abd Allah Husein Muslim Law. Cairo, 1948.

142. Abdullahi Ahmed An-Na'im, Toward an Islamic Reformation: Civil Liberies, Human Rights and International Law. Suracuse, 1990.

143. Ahmad Abd ar Rachim Mustafa. The development of the political concertion in Egupt. - Cairo, 1973.

144. Algar H. Religion and State in Iran 1785 1906. The Role of the Ulema in the Qajr Period. Berkeley. - Los Angles, 1969.

145. Ann K.S. Lambton. Qu: Custodiet Custodes. Some Reflections of the Persian Theory of Government. Studia Islamica, 1956.

146. Bell's Introduction to the Qu'ran. By.W. Montgomery. Watt. Edinburg, 1970.

147. Binder L. The Proofs of Islam: Religion and Politic in Iran Arabic and Islamic Studies in Honour of H.A. R. Gibb. - Leiden, 1965.

148. CI. Calen. Economy , Society, Institutions. Cambridge History of Islam. Vol. 2.

149. Cottam R.W. Nationalism in Iran. Pittsbourgh, 1964.

150. Doi A. Rahman I. Shara. The Islsmic Law. L., 1984.

151. Enayat H. Modern Islamie Political Thought. L., 1982.

152. Fazlur Rahman во введении в кн. Islam and Modernity: Transformation of an Intelectual Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

153. Humphreys R.S. Islam and Political Values in Saudia Arabia, Egypt and Syria // The Middle East. Journal. Wash. 1979. Vol.33. №1.

154. Jeffery. The Foreign Vocabulaty of the Qu'ran. Baroda, 1938.

155. John L. Esposito, The Islamic Threat: Myth of Reality? New York, 1992.

156. Keddie N.R. The Roots of Ulama's Power in Modern Iran Studia Islamica. T.29.

157. Khadduri. The Islamic Conception of Justice. L, 1989.

158. Lambton A.K.S. Quis custodiet custodes? Some Reflections on the Persian Theory of Government (Conclusion). Studia Islamica. T.24.

159. Layish Ah. Ulama and Politics in Saudia Arabia. Islam and Politics in Modern Middle East by Metin Heper and Raphael Israeli. - L - Sidney, 1984.

160. M.R. al Muzaffar Akaid ash - shi'a An - Nadzof, 1962.

161. Margoliouth D.S. The sense of Title Khalifa A Volume of Oriental Studies Presented to E. Browne. - Cambridge, 1922.

162. Margoliouth. The sense of Title Khalifa Volume of Oriental studies Present to E. Browne. - Cambridge, 1922.

163. Nikk: R. Kedie; Religion and Politics in Iran: Shi'ism from Quietism to Revolution. New Haven, 1983.

164. Pareja F.M. Islamologia. Beyrouth, 1957-1963.

165. Philip Khuri Hitti, History of the Arabs London, 1937.

166. Ramjar M. Ijtehad. A Brief Study. "News and Vews". Т. 1. № 131. 1980.

167. Rosenthal E. Political Thought in Medieval Islam. Cambridge, 1962.

168. Ratddie N.R. The Roots of Ulama's Power in Modern Iran Studia Islamica. T.29. 1969.

169. Sadek Ibrahim Urdin. The Muslim Form of government. Cairo, 1952.

170. Savory R.M.The Principal offices of Safawid State during the Regin of Tahmasp I (930-984/1524-1576)-BSOAS, 1961.

171. Shaban M.A. The Abbasid Revolution. Cambridge, 1970.

172. The Encyclopedia of Islam. Т. 1. Leiden London, 1956.

173. The Encyclopedia of Philosophy, 8 vols. N.Y. - L, 1972.

174. Watt M. Islamic Political Thought. Edinburg, 1969.

175. Weeramantry Islamic Jurisprudence. New Haven, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.