Моцарт в зеркале времени: текст в тексте: к проблеме интерпретации "чужого слова" в музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Рогожникова, Виктория Станиславовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 264
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Рогожникова, Виктория Станиславовна
Введение
1. Генеральная проблема исследования. Цели и задачи работы. Методологическая основа диссертации.
2. Классификация приемов работы с заимствованным материалом (основные принципы и критерии).
2.1. Степень вмешательства интерпретатора в оригинал. Термин и понятие * классификация.
2.2. Две группы произведений, связанных с интерпретацией чужого слова».
2.2.1. Произведения с заимствованным первоисточником в основе композиции.
2.2.2. Сочинения с цитатами и аллюзиями.
Глава I. Рецепция Моцарта в XVIII - XX веках.
1. Моцарт и его современники.
2. Зарубежная моцартиана XIX века.
3. Русское моцартианство XVIII - XIX веков.
4. Развитие мысли о Моцарте в XX веке.
Глава II. Особенности композиторской интерпретации сочинений Моцарта в последующие эпохи
1. Произведения с заимствованным первоисточником в основе композиции
1.1. Обработки произведений Моцарта музыкантами XIX столетия.
1.1.1. Моцартианство П.И.Чайковского: от Четвертой оркестровой сюиты к вокальному квартету «Ночь».
1.1.2. Э.Григ. Двухрояльные обработки клавирных сонат В.А.Моцарта.
1.1.3. Переосмысление театрального первоисточника в фантазии на темы «Свадьбы Фигаро» и «Воспоминаниях о Дон Жуане» Ф.Листа.
1.2. Вариации на моцартовские темы в творчестве композиторов XIX-XX веков.
1.3. « "Kyrie ": посвящение Моцарту» Э.Денисова — проект досочинения утерянного произведения.
1.4. Каденции к инструментальным концертам Моцарта: от виртуозной импровизационности к аналитическому размышлению.
1.5. Принцип комбинирования заимствованного материала в «Моцартиане» П.И. Чайковского и "Мог-АН" А.Шнитке. Игровая логика у
Моцарта и Шнитке.
2. Произведения с цитатами и аллюзиями
2.1. Предвосхищение приемов полистилистики в опере
Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».
2.2. Интерпретация музыки Моцарта в XXвеке.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации2010 год, кандидат искусствоведения Подколзина, Ольга Васильевна
Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна2006 год, кандидат искусствоведения Аристархова, Лада Юрьевна
Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества2013 год, кандидат искусствоведения Монахова, Марина Владимировна
Камерно-вокальная музыка венских классиков. К проблеме генезиса и эволюции жанра2010 год, кандидат искусствоведения Тарасов, Сергей Васильевич
Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А. Моцарта2011 год, кандидат искусствоведения Зыбина, Карина Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Моцарт в зеркале времени: текст в тексте: к проблеме интерпретации "чужого слова" в музыке»
1. Генеральная проблема исследования. Цели и задачи работы. Методологическая основа диссертации
Жизнь и творчество Моцарта постоянно притягивают к себе внимание исследователей. Феномен «творца незыблемого идеала прекрасного» (Р.Штраус), символа «абсолютной красоты» в музыке (М.Равель) во все времена старались познать и «объяснить». Несмотря на объединенные усилия биографов, музыковедов, литераторов, философов и драматургов Моцарт остается «вечной проблемой культуры», до конца не постижимой. Преклонение перед талантом гения, выражающееся как в открытом восхищении его музыкой, так и в использовании его материала в качестве основы собственных сочинений, положило начало культурному феномену, который Б.Асафьев определил как «моцартианство»1. Этот феномен в отечественном и зарубежном музыкознании достаточно широко освещен.
Одной из наиболее ранних работ является книга Т.Ливановой (139) . В ней дана панорама развития интереса к музыке Моцарта в России, начиная от его современников и заканчивая русскими деятелями искусства рубежа Х1Х-ХХ веков. Главным достоинством данной работы является то, что русское моцартианство представлено в ней с разных сторон: в художественном творчестве, в музыкальном исполнительстве, в педагогике, науке и критике. Моцартовские традиции в России рассматриваются как живое явление, развивающееся в спорах и борьбе мнений. Подобный подход свидетельствует о достаточно объемном взгляде автора на поставленную проблему. Более поздние статьи отечественных и зарубежных ученых, посвященные рег}епции3 Мо
1 Асафьев Б. Моцарт и современность // Избранные труды: В 5-ти т. - М.: Изд. АН СССР, 1954. - Т.4 -С. 379.
2 Здесь и далее во Введении ссылки на источники даются указанием номера из списка литературы.
3 Рецепция (с лат. - принятие) музыкального феномена - восприятие произведений того или иного композитора слушательской аудиторией, их интерпретация в научных исследованиях и исполнительской практике, а также вторичное воспроизведение в художественной литературе и музыкальном творчестве. Особой разновидностью является двойная рецепция или рецепция на рецепцию. царта в России, не претендуют на столь широкую историческую перспективу. Они характеризуют восприятие музыки венского классика в нашей стране в одну из эпох (в частности, публикации Б.Штейнпресса (153), В.Лензон (138), Б.Спасова (129), Т.Франтовой (170), Е.Чигаревой (174)). Отдельного внимания заслуживают работы, связанные с моцартианством одного из русских композиторов. Все эти эссе подчеркивают особое значение моцартовского наследия в творчестве представленных авторов, очерчивают биографические и типологические параллели (статьи t
Л.Корабельниковой (161), М.Бонфельда (155), А.Цукера (171), Е.Чигаревой (151), А.Селицкого (146) и многие другие). Однако проблеме композиторской интерпретации сочинений Моцарта посвящен более узкий круг работ. Основной задачей таких аналитических очерков становится выявление специфики стилевого диалога в одном или нескольких произведениях, основанных на материале произведений австрийского композитора (выделим публикации А.Климовицкого (137), Е.Сысоевой (150), Е.Чигаревой (172), Т.Левой (162), О.Соколова (147), В.Сырова (149)).
Перечень исследований, раскрывающих тему Зарубежная моцартиана, оказывается немногочисленным. Необходимо назвать работы Г.Аберта (41), И.Сусидко (148), Г.Ждановой (134, 135), С.Грохотова (132). Перечисленные публикации посвящены сравнению некоторых стилистических особенностей творчества Моцарта с образно-тематическими, драматургическими, языковыми принципами его современников и ранних романтиков. Хронологически более поздней является статья З.Юферовой (125), в ней автор подробно останавливается на романтической ветви русского и зарубежного моцартианства, но ограничивается обзором художественно-поэтического и философского слова об австрийском музыканте. При этом тема Моцарт и зарубежные композиторы XIX- XX веков до сих пор остается недостаточно разработанной и продолжает привлекать внимание исследователей (выделим публикации А.Меркулова (141), М.Мироновой (163)).
В работе с литературой по теме диссертации было выявлено, что генеральная проблема нашего исследования - проблема композиторской интерпретации сочинений Моцарта - отражена в перечисленных выше источниках лишь отчасти, и целостной системы, раскрывающей особенности работы с моцартовскими текстами в разные эпохи, в отечественном и зарубежном музыкознании нет.
Материалом диссертации послужили произведения, созданные на основе мо-цартовских оригинальных сочинений. Актуальность выбранной темы определяется двумя предпосылками. Во-первых, современное художественное сознание с его всеохватывающим взглядом на многовековое культурное наследие, с его стремлением объединить стили предшествующих эпох обусловило повышенное внимание композиторов к использованию в собственных произведениях «чужого слова». В наши дни в разных видах искусства (кино, театр, музыка) появилось большое количество опусов, представляющих собой творческое претворение произведений прошлых лет (полностью или некоторых фрагментов) с обязательной модернизацией. В связи с этим исследование, посвященное проблеме интерпретации заимствованного материала, полностью отвечает потребностям современной науки. Во-вторых, В.А.Моцарт является одним из тех композиторов, в творчестве которых оказалось сконцентрированным все самое жизнеспособное, пригодное для дальнейшего развития искусства. Именно поэтому его музыка с течением времени не теряет своей актуальности и до сих пор остается не просто своеобразным идеалом, эталоном филигранности композиторского письма, но и объектом цитирования. Моцартовские музыкальные тексты чаще других становились основой произведений отечественных и зарубежных композиторов XIX - XX веков. При этом обращение к текстам Мастера несет с собой возможность своеобразного «обучения» через творческий анализ его языка,-«вживание» в его авторский стиль. Более того, в XX веке опусы, связанные с музыкой венского классика, в свою очередь стали образцом для подражания. Например, «Моцартиана» П.И.Чайковского повлекла за собой «Шопениану» А.К.Глазунова, «Скарлаттиану» и «Паганиниану» А.Казеллы, «Вивальдиану» Ф.Малипьеро, «Телеманиану» Х.В.Хенце, а также балеты И.Ф.Стравинского «Пульчинелла», «Поцелуй феи» и другие произведения.
Сочинения с моцартовским материалом в основе могут быть рассмотрены как своеобразные зеркала, в которых преломился стиль австрийского композитора. В то же время каждый музыкант, всматриваясь в музыку венского классика, находит там свое «отражение», поэтому то или иное отношение к Моцарту, определенная его интерпретация есть характеристика художественного (и в частности музыкального) мышления различных эпох, стилистических направлений и индивидуальных композиторских стилей. В связи с вышеизложенным цель работы - выявить особенности интерпретации произведений Моцарта в последующие эпохи, показать их неодинаковое «слышание» в разные века, раскрыть специфику работы композиторов XIX - XX столетий с моцартовским музыкальным материалом с позиции соотношения «своего» и «чужого» слова, с точки зрения теории интертекстуальности. Цель обусловила четыре ключевые задачи:
1) представить панораму различных взглядов на творчество Моцарта в XVIII - XX веках (рецепция моцартовского наследия);
2) определить основные качества музыки австрийского композитора, сохраненные или усиленные в процессе интерпретирования;
3) проанализировать особенности преобразования моцартовских текстов музыкантами, принадлежащими к различным эпохам и стилистическим направлениям;
4) предложить классификацию приемов работы с заимствованным материалом.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав и Заключения. Структура работы отражает последовательность этапов в решении поставленных задач: от общего «взгляда» каждой эпохи на творчество венского классика (первая глава) к более частной проблеме - рассмотрению особенностей работы с моцартовским музыкальным материалом в каждую из эпох (вторая). В основе первой (исторической) главы, связанной с художественно-поэтическим, философским и научным аспектами интерпретации Моцарта, лежит хронологический принцип, что дает возможность проследить эволюцию интереса к моцартовскому наследию. Внутренняя рубрикация второй (аналитической) главы опирается на предложенную в работе классификацию приемов работы с «чужим словом».
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков2002 год, кандидат наук Стуколкина, Светлана Михайловна
Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма: Историко-источниковедческий анализ2005 год, кандидат искусствоведения Фоменко, Елена Станиславовна
Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества2012 год, доктор искусствоведения Умнова, Ирина Геннадьевна
Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века2013 год, кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна
Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века2005 год, кандидат искусствоведения Антипова, Юлия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Рогожникова, Виктория Станиславовна
Заключение
Мы рассмотрели особенности рецепции и интерпретации Моцарта в различные эпохи, более подробно остановившись на характеристике приемов работы с заимствованным музыкальным материалом венского классика.
Для многих композиторов XIX - XX веков на протяжении всей их жизни и особенно в период творческих исканий Моцарт оставался духовным, нравственным, эстетическим и стилевым эталоном. Однако не все музыканты, относившиеся» к его творчеству с пиететом и оставившие восторженные отклики о его произведениях, создавали собственные сочинения- на основе музыки признанного Мастера. Помимо отдельных, единичных случаев обращения к его музыке в творчестве того или иного композитора, мы можем назвать и целый ряд авторов, неоднократно работавших с произведениями Моцарта. П.Чайковский, Э.Григ, Э.Денисов, А.Шнитке - все это музыканты, в чьем творчестве Моцарт и его искусство предстают в качестве одной из основ художественного мировоззрения.
Ранее уже говорилось о значении австрийского композитора как «узлового пункта» (Г.Чичерин) в развитии европейского музыкального искусства и универсализме его творчества, основанном на новаторстве, предваряющем грядущий век романтизма. Этот универсализм как раз и обусловил формирование такого культурного феномена как моцартианство, столь сильного и яркого, что «бетховенианства» в таком же масштабе не последовало. Многие из композиторов (в частности, П.Чайковский, Ф.Шуберт, С.Танеев, С.Прокофьев), моцартианство которых не вызывает сомнения, сами оказываются подобными «узловыми пунктами», ведь, обращаясь к наследию Мастера, они, с одной стороны, стремятся двигаться дальше, открывать новые пути в развитии искусства, с другой - обнаруживают себя на витке спирали,, берущем свое начало в историческом отдалении. Значение этих творцов как «универсальных художников», «узловых пунктов» в истории музыки, величие их гения и заключается в способности обеспечить связь времен, сделать процесс поступательного движения в искусстве, основанный на глубокой преемственности, непрерывным.
На протяжении XIX - XX столетий научная, художественно-философская и композиторская ветви моцартианства базируются на двух противоположных подходах, которые, одновременно сосуществуя, взаимно обогащают друг друга. При этом в каждую из эпох один из подходов становится доминирующим. Первый - связан с объективной оценкой моцартовского наследия, второй - является отражением того идеализированного, но ограниченного понимания моцартовского искусства, которое было свойственно некоторым представителям романтической эпохи. Оба подхода присутствуют в моцартианстве до сих пор. Несмотря на то, что в настоящее время освоены практически все документальные источники (свидетельства современников венского классика, письма композитора), Моцарт остается одним из самых «неизвестных» музыкантов прошлого. Его творчество, обстоятельства жизни и смерти послужили поводом к возникновению большого количества легенд: об исключительном таланте «чудо-ребенка», о денежных затруднениях и нищете, о таинственном заказе Реквиема и Черном человеке, о завистнике Сальери и внезапной смерти 35-летнего композитора. Все новые и новые мифы продолжают возникать и по сей день.
Интерес к музыке Моцарта никогда не иссякал, поэтому через особенности восприятия и интерпретации его творчества может быть рассмотрена вся история искусства, начиная с XVIII века и до наших дней. Так, уже современники композитора высказывают восторженные оценки его творчества и создают вокруг фигуры Моцарта массу легенд. Именно в это время формируется моцартианство, не просто как культурный феномен, но и\ как особое качество музыкального искусства этой эпохи, впитавшее в себя все выдающиеся достижения предшественников и современников.
Мифологизация Моцарта, начавшаяся еще при жизни композитора, продолжается в XIX веке. В это время «культурный герой» рассматривается сквозь призму романтически неоднозначных взглядов. С одной стороны, ведущим в рецепции Моцарта становится «аполлонический миф», с другой - гофмановское понимание трагедийной грани в его музыке. При этом романтическая идеализация образа венского классика затрагивает и научную ветвь моцартианства, воплотившись в монографиях О.Яна, а в нашей стране - А.Д.Улыбышева. Художественно-поэтическая линия, напротив, дает более адекватную трактовку искусства австрийского музыканта. Интерпретация образа Дон Жуана, предложенная немецким романтиком Э.Т.А.Гофманом, в большей мере приближает его современников к осознанию подлинного смысла моцартовского шедевра. В дальнейшем эта концепция оказала влияние на всю литературу XIX - первой половины XX века («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, поэтические опусы А.К.Толстого, А.Блока, М.Цветаевой).
Поскольку опера «Дон Жуан» чаще других сочинений становилась предметом как художественно-философской,.так и композиторской интерпретации, ее по праву можно считать не только «сверхтемой творчества Моцарта» (Е.Чигарева), но и сверхтемой моцартианства.
В'русской культуре художественную трактовку моцартовского наследия, которая до сих пор приглашает к размышлению не только литературоведов;.но и музыковедов, предложил А.С.Пушкин. Не случайно, маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» названа А.К.Лядовым «лучшей биографией Моцарта».
Композиторы XIX века, обращаясь к творчеству венского классика; как правило, выбирают не самые известные его сочинения. При этом авторы новых произведений отдают предпочтение опусам,, музыкальный язык которых во многом предвосхищает XX век. Главной задачей для интерпретаторов того времени (П.И.Чайковского, Э. 1'рига, Ф.Шопена, Ф-Листа) становится» не только популяризация заимствованных произведений, но и приближение сочинений австрийского композитора к восприятию современной аудитории, слуховой опыт которой со времен Моцарта существенно изменился;
XX век — время плюрализма мнений и стилей: Первая половина столетия в научной интерпретации^ Моцарта связана с антиромантизмом, демифологизацией (классические монографии Г.Аберта, А.Эйнштейна, исследовательский ¡этюд Г.Чичерина):. В композиторском творчестве этого времени возникает неоклассицисткий ренессанс, характеризующийся использованием произведений композиторов прошлого в качестве образцов. Одной из составляющих неоклассицизма, как музыкального направления, наряду с необарокко, выступает и неомоцартианство, проявившееся* в опусах Г.Малера, С.С.Прокофьева, И.Ф.Стравинского, Р.Штрауса. Важно, что предвосхищение такой «работы.по модели» мы-можем обнаружить в конце XIX века в моцартиан-стве П.И.Чайковского.
Во второй половине XX века стилевой; диалог приобретает значение «мышления стилями». В этот период композиторы свободно оперируют заимствованным материалом. И вновь предвосхищение приемов полистилистики мы находим в произведении рубежа XIX - XX столетий, связанном с интерпретацией музыки Моцарта -опере Н.А.Римского-Корсакова.
Последняя'треть XX века дает объективную, «аутентичную» трактовку в исследовательской мысли (книги В.Браунберенса, В.Хильдесхаймера, У.Стэффорда) и исполнительстве. Однако художественные произведения этого периода вносят свой вклад в мифологизацию образа австрийского музыканта (романы Д.Вейса «Возвышенное и земное» и «Убийство Моцарта», пьеса П.Шаффера «Амадеус» и одноименный кинофильм М.Формана, которые по праву считаются «энциклопедией мифов* о Моцарте»).
И.Сусидко и П.Луцкер в статье, посвященной особенностям моцартоведения последних десятилетий, в качестве важной тенденции- называют расцвет документалистики и источниковедения.В связи с завершением Нового полного собрания сочинений Моцарта они замечают: «Эпоха "погружения в материал" подошла к концу. Дальнейшее движение — путь.к интерпретации». Остается надеяться, что «в ближайшее десятилетие нам доведется стать свидетелями'рождения новой концепции, сопоставимой с той, что дало в лице Аберта начало XX столетия»224.
На рубеже вековша волне повышенного интереса к Моцарту, вызванного двумя юбилеями (1991 и 2006 гг.) возникает огромное количество опусов, где самые популярные темы венского классика используются в качестве цитат и аллюзий. В этих произведениях тема-шлягер становится, не только носителем моцартовского стиля, представляющегося многим авторам эталонным, но и олицетворением личности композитора-предшественника. В подобных сочинениях Моцарт предстает как реальный персонаж. Еще одной приметой времени является юмористический подход к материалу. Многие современные композиторы трактуют заимствованные темы в игровом, нередко парадоксальном значении.
Таким образом, в рецепции Моцарта в различные, эпохи видна определенная закономерность. Так, в XIX веке на первом плане оказывается свобода интерпретации, затронувшая научную; художественно-философскую и композиторскую линии моцартианства. Вполне естественным для-музыкантов того времени является привнесение «современного начала» в произведения венского классика'.
Многим художникам XX столетия по-прежнему остался близок присущий предыдущей эпохе дух восхищения кумиром и упоения его музыкой. В композиторском
224 Сусидко К, Луцкер П. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Старинная музыка. - 2006. - №1/2. - С5. творчестве на новом уровне возродился романтический подход к сочинениям Моцарта. При этом маятник истории качнулся и в другую сторону. В XX веке с его обостренным чувством историзма как реакция на «произвол» романтической эпохи, весьма свободно трактовавшей Моцарта, возникла и противоположная тенденция всестороннего изучения наследия австрийского композитора и максимального приближения его опусов к аутентичному, «подлинному» звучанию. Особенно ярко стремление к объективной интерпретации проявилось в научных исследованиях и музыкальном исполнительстве.
Вспоминаются слова Е.Колобова, произнесенные на рубеже XX - XXI столетий: «Моцарт должен сегодня звучать по-иному, потому что изменился человек, и тогда классическая музыка расскажет не про век париков, а про нас». Возможно, начавшийся XXI век станет новым этапом смыслопорождающей интерпретации, направленной на постижение сущности моцартовского искусства и творческое переосмысление традиций венского классика.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Рогожникова, Виктория Станиславовна, 2008 год
1. «Свое» и «чужое слово» в искусстве (концепция «чужого слова» М.Бахтина и «чужого текста» Ю.Лотмана, теория полистилистики, проблема интертекста и интерпретации).
2. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.-342 с.
3. Барсова И. Опыт этимологического анализа. К постановке вопроса // Сов. музыка.- 1985. № 9. - С.59-66.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Сост. Г.Косикова. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
5. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
6. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литература, 1986. — С.121-290.
7. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. -444 с.
8. Березовчук Л. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке // Стилевые тенденции в Советской музыке 1960-1970-х годов: Сб. статей. Л.: ЛГИТМИК, 1979.-С. 164-181.
9. Веришко О. Композиции с интертекстуальной моделью в свете художествен--ной системы Э.В.Денисова: Дис. . канд. иск. М., 2004. - 244 с.
10. Волошинов В. К истории форм высказывания в конструкции языка / марксизм и философия языка (основные проблемы социологического метода в науке о языке) // Бахтин М. Тетралогия. М., 1998. - С. 298-456.
11. Григорьева Г. К вопросу об эклектике в современной музыке. Опыт постановки проблемы // Музыкальное мышление. Проблемы анализа и моделирования: Сб. научных трудов Киевской гос. консерватории / Отв. редактор Л.И.Дыс. Киев, 1988. -С. 10-16.
12. Григорьева Г. Современная музыка в аспекте «нового эклектизма» // Музыка XX века. Московский форум: Науч. труды МГК им. П.И.Чайковского. М., 1999. -С.52-58.
13. Y1: Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века, 50-80-е годы. -М.: Сов. композитор, 1989: -206 с.
14. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции: Учебное пособие. М.: Музыка, 2005. - С.23-39.
15. Дьячкова Л. Проблемы интертекста в худоясественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. трудов: Вып. 129 / РАМ им. Гнесиных.-М.,1994. С.17-40.
16. Ильин И. Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / РАН, Институт научной информации по общественным наукам. М;: Интрада, 1996. - С.204-210.
17. Катунян М. Новый комментарий как стратегия самоидентификации через миф //Искусство XX века;как искусство интерпретации: Сб. статей. — Нижний Новгород, 2006. С.166-180.
18. И.КристеваЮ. Бахтин, слово, диалог.-и роман // Французскаясемиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер., сост. и вступит, ст. Г.К.Косикова. М;: Прогресс, 2000. - С. 427-457.
19. Крылова Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып. 37 Ред.-сост. Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1978. - С.59-77.
20. Крылова Л. Функции цитаты в музыкальном тексте // Сов. музыка. 1975. -№ 8. - С.92-97.
21. Кудряшова В. Портрет в портрете: к вопросу о стилевом взаимодействии в сюите-парафразе первой половины XX века. Режим доступа: к ст.: http://www.kogni.narod.ru/kudriashova.htm
22. Лобанова М.Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор. - 1990. - 312 с.
23. Лотман Ю: Куклы в системе культуры сцены // Об искусстве. СПб.: Искусство - СПб., 2000. - С.645-650.
24. Лотман Ю. Память в культурологическом освещении // Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство - СПб., 2001. - С.673-676.
25. Лотман Ю. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). СПб.: Искусство - СПб., 1998. - 704 с.
26. Лотман Ю. Семиотика сцены // Об искусстве. СПб.: Искусство - СПб., 2000.-С.583-603.
27. Лотман Ю. Текст в тексте // Текст в тексте: Труды по знаковым системам. Вып. 567.-Тарту, 1981. С. 19-32.
28. Медуьиевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. Вып. 5 / Сост. С.Зив, ред. В.Задерацкий. -М.: Сов. композитор, 1984. С.5-17.
29. Медуьиевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. - № 3. - С.30-39.
30. Медушевский В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб.трудов РАМ им. Гне-синых. Вып.129 / С ост. и ред. Л:Дьячкова. М., 1994. - С. 3-16.
31. Медушевский В. Человек,в зеркале «интонационной формы» // Сов. музыка. 1980. -№ 9. - С.39-48.
32. МихайловМ. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. - 262 с.
33. Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Муз. академия. 1998. - № 3-4. - С.9-21.
34. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика (Московские лекции и интервью) // Пер с франц.; ред. И.Вдовина. М., 1995. - 160 с.
35. Савенко С. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции / Сб. трудов муз.-пед. института им. Гнесиных. Вып.79 / Отв. ред. Н.Гуляницкая. М., 1985. - С. 5-16.
36. Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 5. - Л.: Музыка, 1983. - С. 96-112.
37. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа. -М.: Композитор, 2004. 157 с.
38. Чигарева Е. Полистилистика // Теория современной композиции: Учебное пособие. М.: Музыка, 2005. - С.431-449.
39. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холо-пова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. Приложение. -М.: Сов. композитор, 1990. С.327-331.
40. Stojanova /. Geste Texte - Musique - Paris, 1978.1.. Творчество Моцарта в контексте культуры его эпохи (отечественное и зарубежное моцартоведение, проблемы классицизма, биографические и документальные источники).
41. Аберт Г. В.А. Моцарт: В 2-х ч./ Пер. с нем., коммент. К.К. Саквы. 2-е изд. -М.: Музыка, 1987-1990.
42. Аберт Г. Моцарт и Бетховен//Сов. музыка. 1991. - № 12. - С.70-74.
43. Алыиванг А. Венские классики. Гайдн, Моцарт, Бетховен. М.: Гос. филармония, 1945. - 59 с.
44. Березин В. Серенады Моцарта для духовых инструментов в контексте эпохи // Проблемы творчества Моцарта / Материалы науч. конференции МГК им. П.И.Чайковского / Ред. и сост. Е.И.Чигарева. М., 1993. - С.72-86.
45. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. -М.: ИОСО РАО, 2000. 388 с.
46. Блинова С. Венская симфоническая школа XVIII века («Малые мастера»). -Вологда: Русь, 2003. 160 с.
47. Блинова С. Формирование и функционирование тематизма в венской классической школе XVIII века / композиторы второго ранга: Автореф. дис. . канд. иск. -М., 2000.-21 с.
48. Бонфелъд М. Комическое в симфониях Гайдна. Автореф. дис. . канд. иск. -Л., 1979.-24 с.
49. Бонфелъд М. Пародия в музыке венских классиков // Сов. музыка. 1977. -№ 5.-С. 99-102.
50. Браиловский М. О единстве тематизма // Сов. музыка. 1991. - № 12. -С.65-68.
51. В.А.Моцарт: Дальхов Й., Дуда Г., Кернер Д. Хроника последних лет жизни и смерть. Ритгер В. Так был ли он убит? / Пер. с нем. М.Вброда. -М.: Музыка, 1991. 278 с.
52. ГерверЛ. Клавирные сонаты Моцарта №10 (KV 330) и №13 (KV 333). Опыт интерпретации // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. Науч. труды МГК им. П.И.Чайковского. Сборник 22. -М., 1998. С.89-105.
53. Гервер Л. Легко ли анализировать Моцарта? // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С. 59-64.
54. ГерверЛ. Несколько замечаний по поводу фортепианной фактуры Моцарта // Моцарт: Проблемы стиля: Сб.статей по материалам моцартовских чтений 1991 год / РАМ им. Гнесиных. Сост. и ред. Л.Л.Гервер, И.П.Сусидко. М1, 1996^ - С.129-137.
55. Калиниченко С. Инструментальная циклическая серенада: некоторые вопросы истории и теории: Дипломная работа. Петрозаводск, 1995. - 114 с.
56. Конен В: Театр и симфония / Роль оперы в формировании* классической симфонии. -М.: Музыка, 1968. -351 с.
57. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1968. - 294 с.
58. Кириллина Л. Моцарт и Гете (К проблеме: взаимосвязи венского и веймарского классицизма) // Музыкальный театр: Сб. научных трудов / Рос., институт истории искусств; отв. ред. А.Л;Порфирьева. СПб:, 1991. - С. 159-172.
59. Косачева Р. Моцарт: символ европеизма? //Моцарт: пространство сцены / Сост.: Р.Г.Косачева; М:Е.Тараканов. М: ГИТИС, 1998.- С.6-18.
60. Кузнецов И. Ранний фортепианный (клавирный) концерт // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. Вып.З / Ред. В.В.Протопопов.- М.: Музыка, 1977. -С.156-185.
61. Луцкер П. Исказил ли Моцарт Бомарше? К проблеме «характера» в «Свадьбе Фигаро» // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С.34-38.
62. Луцкер П. Опера «Так поступают все» и проблемы позднего стиля Моцарта // Моцарт: Проблемы стиля: Сб.статей по материалам моцартовских чтений 1991 год / РАМ им. Гнесиных. Сост. и ред. Л.Л.Гервер, И.П.Сусидко. М., 1996. - С.28-42.
63. Луцкер П. Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи Просвещения: Автореф. дис. . канд. иск. -М., 1990.
64. Моцарт В.А. Избранная переписка. Период создания оперы «Идоменей» 1780-1781. М.: Музгиз, 195 8. - 173 с.
65. Моцарт В.А. Письма. М.: Аграф, 2000. - 448 с.
66. Моцарт В.А. Полное собрание писем / Пер. на русский яз. И.С.Алексеевой, А.В.Бояркиной, С.А.Кокошкиной, В.М.Кислова. М.: Междунар. отношения, 2006. -536 с.
67. Одоевский В. Избранные музыкально-критические статьи. М.-Л.: Музгиз, 1951.- 117 с.
68. Одоевский В. Лагруа в роли Донны Анны // Сов. музыка. 1955. - №10. -С. 71-79.
69. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. - 723с.
70. Серов А. Моцартов «Дон Жуан» и его панегиристы // Серов А.Н. Избранные статьи. Т. II, ст. вторая. - М.- Л.: Музгиз, 1957. - С. 270-371.
71. Соллертинский И. «Волшебная флейта» Моцарта // Соллертинский И.И. Исторические этюды. Л.: Музгиз, 1963. - С.54-70.
72. Стендаль. «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» // Стендаль. Собр. соч.: в 15-ти томах. М.: Правда, 1959. - Т.8. - С.5-258.
73. Сусидко И. Клавирные вариации Моцарта: игра по правилам и игра правилами // Моцарт: Проблемы стиля: Сб.статей по материалам моцартовских чтений 1991 год / РАМ им. Гнесиных. Сост. и ред. Л.Л.Гервер, И.П.Сусидко. М., 1996. -С.112-128.
74. Сусидко И., Луцкер П. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Старинная музыка. 2006. - №1/2. - С.2-5.
75. Улыбышев А. Новая биография Моцарта: в 3-х т. / Пер. М.Чайковского, З.Ларош. -М.: Юргенсон, 1890-1892.
76. Фоменко Е. Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма: историко-источниковедческий анализ: Автореф. дис. . канд. иск. СПб., 2006. -23 с.
77. Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр М.: Музгиз, 1963.435 с.
78. Чигарева Е. Свет далекой истины // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С.17-23,
79. Чичерин Г. Моцарт: Исследоват. этюд Общая ред., вступит, статья, примеч. Е.Ф. Бронфин., 5-е изд. Л.: Музыка, 1987. - 208 с.
80. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. Пер. с нем. под ред.
81. Е.С.Черной. М.: Музыка, 1977. - 454 с.
82. Denerlein Н. Der unbekannte Mozart. Die Welt seiner Klavierwerke. Leipzig, 1955.-328 s.
83. Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Cresammelt und erläutert von Otto Erich Deutsch. Kassel, Bärenreiter, 1961. IX, 606 s.
84. Niemetschek F.X. Lebensbeschreibung des k.k. Kapellmeisters Wolfgang Amadeus Mozart / Mit einem Nachwort, Berichtungen und Erzgängungen von P.Krause. Ret printder Ausggabe Prag 1808: - Leipzig: DVfM, 1978. - 154 s.
85. Paumgartner B. Mozart. Berlin und Zurich, 1940.
86. Plaht W. Beitrage zur Mozart-Autographie I: Die Handschrift Leopold Mozarts // MJb, 1960-1961.-S. 82-117.
87. Plaht W. Beitrage zur Mozart-Autographie II: Schriftchronologie 1770-1780 II MJb, 1970-1971.-S. 131-173.
88. I. Художественно-поэтическая и философская мысль о Моцарте:а) художественные произведения и философские эссе
89. Блок А. Шаги Командора // Блок А. Собрание сочинений в 8-ми т.: Стихотворения и поэмы. М.- Л.: Гос. изд. худ. лит., 1960. - Т.З - С.80-81.
90. ВейсД. Убийство Моцарта / Пер. с англ. Питерской Э.Н. и Ветошкиной Н. -Киев: Музычна Украйина, 1989. 368 с.
91. Гессе Г. Игра в бисер // Гессе Г. Собрание соч. в 4-х т.: Пер. с нем. С.Апта, коммент. С.Аверинцева. СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т.4. - 542 с.
92. Гессе Г. Степной волк // Гессе Г. Избранное. Пер. с нем., предисл. С.Аверинцева. Коммент. Р.Каралашвили. -М.: Худ.литература, 1977. С.207-392.
93. Kopmu М. Моцарт и Сальери. Зависть // Знание сила. - 1999. - № 1. — С.112-116:
94. Kopmu М. Моцарт и Сальери. 12 вариаций на тему смерти Моцарта // Знание сила. - 1999. - № 2-3. - С. 119-125.
95. Къеркегор С. Дон Жуан Моцарта / Пер. с нем. О.Антоновой; вступит, ст. О.Антоновой и Е.Щербаковой; РАМ им. Гнесиных. М., 1995. - 101 с.
96. Мерике Э. Моцарт на пути в Прагу / Пер. с нем. Т.Ступниковой. М.: Худ. литература, 1965. - 94 с.
97. Мысли о Моцарте / Сост., предисловие А.М.Меркулова. М.: Классика-XXI, 2004.-228 с.
98. Мюссе A. de. Намуна. Восточная повесть // Мюссе А. де. Избранные произведения. В 2-хтг М.: Гослитиздат, 1957. - T.I. - С. 189-190.
99. Пушкин А. Моцарт и Сальери. Каменный гость // Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. М.: Худ. литература, 1986. - Т.2. - С.442-478.
100. Толстой А. Дон Жуан // Толстой А.К. Полное собрание сочинений: В 2-х т./ Сост., подгот. текста и примеч. Е.И.Прохорова. Л.: Сов. писатель, 1984. - Т.2. -С.7-120.
101. Тургенев И. Отцы и дети. М.- Л.: ACADEMIA, 1936.-570 с.
102. Фюрнберг JI. Новелла о Моцарте // Фюрнберг JI. Избранное. Пер. с нем., сост. Г.Знаменской. М.: Худ. литература, 1974. - С.91-123.
103. Бэлза И. Э.Т.А.Гофман и романтический синтез искусств // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана М.: Наука, 1982. - С. 11-34.
104. Галушко М. Кьеркегор о Моцарте // Моцарт: пространство сцены / Сост.: Р.Г.Косачева, М.Е.Тараканов. М: ГИТИС, 1998.- С. 19-28.
105. Гервер Л. Музыка в поэзии Михаила Кузмина // Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.36. М., 2002. - С.250-257.
106. Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) / РАМ им. Гнесиных М.: Индрик, 2001. - 248 с.
107. Громова М. Моцарт и Пушкин // Вольфганг Амадей Моцарт: буклет музыкального фестиваля к 250-летию со дня рождения композитора. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2006. - С.37.
108. Катунян М. Моцарт, Пушкин и «Чудесная дуда». О мифотворчестве на современной российской сцене // Моцарт и моцартианство: Сб. статей / Ред.-сост. А.М.Цукер; Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова. М.: Композитор, 2007. - С.233-245.
109. Моцарт и Сальери. Передача вторая. «Признанный, законодатель мира». Материалы радиопередач (автор и, ведущий, М.Корти). Режим доступа к ст.: http://www.svoboda.org/programs/cicles/Mozart/MS.02.asp
110. Михайлов А. Из прелюдий к Моцарту и Киркегору // Сов. музыка. 1991. -№12.-С. 91-96.
111. Пустовалова М: Моцарт и Гофман // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С.81
112. Саква К. Заметки к Моцартиане // Сов. музыка. -1991.-№12.-С.11-16.
113. Сиднева Т. Моцарт в духовных исканиях серебряного века // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. Н.Новгород: Деком, 2007. - С.45-50.
114. Цукер А. Моцартианство как миф и как традиция // Моцарт и моцартиан-ство: Сб. статей / Ред.-сост. А.М.Цукер; Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова. -М.: Композитор, 2007. С.24-42.
115. Цукер А. «Моцарт и Сальери» Пушкина как миф и как художественное исследование // Моцарт в России Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. Н.Новгород: Деком, 2007. - С.21-24.
116. Чигарева Е. «Дон Жуан» Моцарта и Гофмана // Проблемы романтизма. Сб. научн. трудов. Тверь, 1990. - С.42-50.
117. Чигарева Е. Музыка Моцарта в новелле Мерике // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Сб. научн. трудов. Тверь, 1992. - С.38-46.
118. Юферова 3. К проблеме романтической моцартианы // Моцарт: пространство сцены / Сост.: Р.Г.Косачева, М.Е.Тараканов. М.: ГИТИС, 1998. - С.75-84.
119. Brügge J. Wandlungen des Mozartbildes Lexigraphische Aspekte zur russischen Mozartrezeption // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. -Н.Новгород: Деком, 2007. - С.29-32.
120. Richter F. Nach Leben, nach - Tod von Wien bis Sankt Petersburg // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева," В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. - Н.Новгород: Деком, 2007. - С.74-77.
121. Schneider О. Mozart's "Don Giovanni" im Wandel der Zeit // Österreichische Musikzeitschrift. 1968. - №8. - S.405-409.
122. Spassov B. Mozart als Metapher in der russischen Kultur: Einige Aspekte der Phänomens Mozart in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts // Das Phänomen Mozart im 20. Jahrhundert. Verlag Ursula MüllerSpeiser Anif/Salzburg, 1991. - S.241-256.
123. Engel H. Mozart in der philosophischen und ästhetischen Literatur // MozartJahrbuch 1953, Salzburg, 1954. S.46 -71.1.. Моцарт и . (к вопросу об исполнительской и композиторской интерпретации музыки Моцарта):а) рецепция Моцарта в XVIII — XIX вв.
124. Грохотов С. И.Н.Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века: Автореф. дис. . канд. иск./ ЛОЛГК им. Н.А.Римского-Корсакова. Л., 1990. -25 с.
125. Грохотов С. Моцарт и Гуммель // Проблемы творчества Моцарта / Материалы науч. конференции МГК им. П.И.Чайковского / Ред. и сост. Е.И.Чигарева М., 1993.-С.113-123.
126. Грубер Г. Моцарт и его критики // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С.85-87.
127. Жданова Г. Моцарт и Шуберт// Сов. музыка. 1991. - № 12. - С. 77-81.
128. Жданова Г. Некоторые аспекты формирования стиля Моцарта (Моцарт и Шоберт) // Проблемы музыкального стиля: Сб. научн. трудов МГК им. П.И. Чайковского. -М., 1982.-С.16-38.
129. Климовщкий А. Моцарт // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. - С.224-242.
130. Климовицкий А. Моцарт Чайковского: фрагменты сюжета // Музыкальное приношение. СПб., 1998. - С. 45-104.
131. Лензон В. Русская Моцартиана // Муз. жизнь. 1985. - № 21. - С.18.
132. Ливанова Т. Моцарт и русская музыкальная культура. М.: Музгиз, 1956. -111 с.
133. Меркулов А. Каденция солиста XVTII начала XIX века // Старинная музыка. - 2002. - № 2. - С.19-24, №3. - С.20-25, №4. - С.23-29.
134. Меркулов А. Клавирные сочинения Моцарта в обработке Грига (к вопросу о романтическом стиле интерпретации) // Исполнитель и музыкальное произведение / Сб. научн. трудов МГК им. П.И.Чайковского. М., 1989. - С.17-30.
135. Меркулов А. Обработки Чайковским клавирной музыки Моцарта: стилистические аспекты переинтонирования / Из истории музыкальной жизни России XVIII-XIX веков: Сб. трудов МГК им. П.И. Чайковского / Отв. ред. Е.Кулова. М., 1990.-С. 68-84.
136. Меркулов А. Редакция клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля и интерпретации // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т.Гайдамович. М.: Музыка, 1991. - С. 155-188.
137. Петров Д. Слово о музыке. Несколько теоретических наблюдений в связи с каденциями Моцарта // Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.36. М., 2002. -С.232-241.
138. Селицкий А. Был ли Глинка моцартианцем? // Моцарт и моцартианство: Сб. статей / Ред.-сост. А.М.Цукер; Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова. М.: Композитор, 2007. - С. 180-202.
139. Соколов О. Одна из русских интерпретаций моцартовской темы // Моцарт в России: Сб. статей' под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. Н.Новгород: Деком, 2007. - С.41-44.
140. Сусидко И. Моцарт и Глюк // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С. 74-77.
141. Сыров В. Чайковский и Моцарт: по следам одной параллели // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. Н.Новгород: Деком, 2007. - С.55-60.
142. Сысоева Е. Чайковский и Моцарт // Моцарт: пространство сцены / Сост.: Р.Г.Косачева, М.Е.Тараканов. -М.: ГИТИС, 1998. С. 84-98.
143. Чигарева Е. «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Диалог эпох и стилей // Николай Андреевич Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти: Сб. ст. МГК им. П.И.Чайковского М., 2000. - С. 37-53.
144. Штейнпресс Б. Новое о русских связях Моцарта // Сов. музыка. 1973. -№ 12.-С. 40-50.б) Моцарт и XX век
145. Асафьев Б. Моцарт и современность // Избранные труды: В 5-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1954. - Т. 4 - С. 379-381.
146. Бонфельд М. Картина мира в творчестве Моцарта и Прокофьева // Моцарт XX век: Межвузовский сборник статей. - Ростов н/Д: РГК им. С.В.Рахманинова, 1993. - С.67-74.
147. Волков А. Найман и Сальери // Муз. жизнь. 2000. - № 2. - С.39-40.
148. Григорьева Г. Фрагмент сочинения, фрагмент жизни? // Муз. академия. — 1992.-№ 1.-С. 140-142.
149. Захарова Е. В.А.Моцарт и А.Г.Шнитке в контексте эпох // Шнитке посвящается . Выпуск 5. -М.: Композитор, 2006. С.200-208.
150. Как исполнять Моцарта / Сост. А.М.Меркулов; предисловие: А.М.Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 184 с.
151. Ковалевский Г. Moz-Art А.Шнитке: проект диалога с ушедшим миром // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. Н.Новгород: Деком, 2007. - С.72-74.
152. Корабельникова Л. Танеев и Моцарт // Моцарт: пространство сцены / Сост.: Р.Г.Косачева, М.Е.Тараканов. М.: ГИТИС, 1998. - С.99-106.
153. Левая Т. Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. Н.Новгород: Деком, 2007. - С.88-94.
154. Миронова Н. Моцарт и моцартианство // Сов. музыка. 1991. - № 12. - С.87.88.
155. Миронова Н. Моцарт Малер - Стравинский (К проблеме моцартианства) // Моцарт: пространство сцены / Сост.: Р.Г.Косачева, М.Е.Тараканов. - М.: ГИТИС, 1998. -С.118-123.
156. Попова Ю. Диалоги с прошлым в цикле «Силуэты» Эдисона Денисова // Музыковедение. 2007. - №3. - С.41-49.
157. Рогожникова В. Вариации на моцартовские темы в творчестве композиторов XIX-XX веков // Моцарт и моцартианство: Сб. статей / Ред.-сост. А.М.Цукер; Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова. М.: Композитор, 2007. -С.114-130.
158. Рогожникова В. О композиторской интерпретации Моцарта: диалог на , грани веков // Музыковедение. 2008. - №1. - С.22-28.
159. Рогожникова В. "Мог-АЛ" для двух скрипок А.Шнитке: диалог стилей и композиторов // Шнитке посвящается . Вып. 5. М.: Композитор, 2006. - С.211-225.
160. Франтова Т. "Мог-Ах!" Шнитке: жизнь и приключения классического идеала в эпоху постмодернизма // Моцарт и моцартианство: Сб. статей / Ред.-сост.
161. A.М.Цукер; Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова. М.: Композитор, 2007. - С.219-232.
162. Франтова Т. Феномен моцартовского в современной музыкальной культуре // Моцарт XX век: Межвузовский сборник статей. - Ростов н/Д: РГК им. С.В.Рахманинова, 1993. - С.6-16.
163. Цукер А. Моцарт Прокофьев: традиция и судьба // Моцарт - XX век: Межвузовский сборник статей. - Ростов н/Д: РГК им. С.В.Рахманинова, 1993. - С. 5766.
164. Чигарева Е. Денисов и Моцарт // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конференции / Научн. труды, МГК им. П.И.Чайковского. Сб. 23. М., 1999. - С. 27-35.
165. Чигарева Е. Миф у Моцарта. Миф о Моцарте // Миф. Музыка. Обряд: Сб. статей / Ред.-сост. М.И.Катунян. М.: Композитор, 2007. - С.139-150.
166. Чигарева Е. Рецепция Моцарта в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века // Моцарт в России: Сб. статей под ред. Б.С.Гецелева,
167. B.Г.Зусмана, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш.Таксахера, А.А.Фролова. -Н.Новгород: Деком, 2007. С.83-88.
168. V. Творчество композиторов-моцартианцев: а) монографии
169. Асафьев Б. Э. Григ // Избранные труды: В 5-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1954.-Т.4-С. 240-306.
170. Голъдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. М.: Музгиз, 1960.439 с.
171. Кретина Ю. Макс Регер: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1991. - 207с.
172. Кремлев Ю. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1960.-704 с.
173. Левашова О. Э. Григ. Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1962. - 828с.
174. Мшъштейн Я. Ф. Лист. Изд. 2-е, расширенное и дополненное: В 2-х т. -М.: Музыка, 1970.
175. Туманина Н. Великий мастер / Чайковский П.И. 1878-1893/. М.: Наука, 1968.-487 с.
176. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. -М.: Сов. композитор, 1990. 350 с.
177. ХолоповЮ., ЦеноваВ. Эдисон Денисов. -М.: Композитор, 1993.-312 с. б) беседы-интервью, статьи, мемуарные источники
178. Берлиоз Г. Избранные статьи / Пер. с франц. Сост., пер., вступит, статья и примеч. В.Н.Александровой и Е.Ф.Бронфин. М.: Музгиз, 1956. - 406 с.
179. Вагнер Р. Опера и драма // Избранные работы / Сост. и коммент. И.А.Барсовой и С.А.Ошерова. Вступит, ст. А.Ф.Лосева. Пер. с нем. М.: Искусство, 1978.-С. 264-493.
180. Григорьева Г. Процесс творчества путь в незнакомое (о творческом процессе Э.В.Денисова) // Процессы музыкального творчества: Сб. трудов 169 РАМ им. Гнесиных / Ред.-сост. Е.В.Вязкова. - М., 2007. -Вып.9. - С. 189-202.
181. Григ Э. Избранные статьи и письма / Перевод Ю.Яхниной, сост., общая ред., коммент., вступ. статья О. Левашовой. М.: Музыка, 1966. - 448 с.
182. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А.В.Ивашкин. М.: РИК культура, 1994. - 304 с.
183. Карагалицкая А. Стеклянная гармоника. О киномузыке Альфреда Шнитке // Муз. жизнь. 1987. -№ 17. - С.17.
184. Караев Ф. Дождемся очередного витка спирали? // Муз. академия. 1993. -№ 4. - С.14-19.
185. Лист Ф. Избранные статьи. -М.: Музгиз, 1959. 462 с.
186. Сильвестров В. Музыка это пение мира о самом себе . Сокровенны разговоры и взгляды со стороны: Беседы, статьи, письма / Автор статей, составитель, собеседница М.И.Нестьева. - Киев, 2004. - 265 с.
187. Ценова В. Свете тихий. Поздний Денисов // Музыка Эдисона Денисова: Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.11. М., 1995. - С.95-111.
188. Чайковский М. Жизнь П.И.Чайковского (по док., хран. в архиве в Клину) / Ред. и сост. С.М.Булатов и др. М.: Алгоритм, 1997. - Т.2. - 607 с.
189. Чайковский М. Жизнь П.И.Чайковского (по док., хран. в архиве в Клину) / Ред. и сост. С.М.Булатов и др. М.: Алгоритм, 1997. - Т.З. - 617 с.
190. Шнитке А. Соединяя несоединимое (беседу ведет Евгений Баранкин) //i
191. Искусство и кино. 1999. -№ 2. - С.58.
192. Шульгин Д. Годы неизвестности А.Шнитке (Беседы с композитором). М.: Деловая лига, 1993. - 110 с.
193. Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова. По материалам бесед. М.: Композитор, 1998.-437 с.
194. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. В-2-хт. -М.: Музыка, 1975. -T.I. -407 с.
195. Ястребцев В. Н.А.Римский-Корсаков. Воспоминания: в 2 т. JL: Музгиз, 1959-1960.
196. Kugel. Режим доступа к ст.: http://www.podium-wendel.de/Komponisten/Kugel/kugel.html
197. VI. Общие проблемы истории и теории музыки
198. Барсова И.- Музыка. Слово. Безмолвие // Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.36. -М., 2002. С.93-98.
199. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм // Исторические очерки. -М.: Музыка, 1988.-80 с.
200. Вейнгартнер Ф. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам. Том первый. Бетховен. М.: Музыка, 1965. - 308 с.
201. Гервер Л., Лебедева A. Ars combinatoria XVII XVIII веков - прообраз музыкальной техники XX века (заметки к теме) // Искусство XX века: диалог стилей и поколений. Сб.статей НГК им. М.И.Глинки, том II. - Нижний Новгород, 1999. - С.30-50.
202. Друскин М. Задачи музыкальной историографии // Друскин М.С. Избранное. -М.: Сов. композитор, 1981. -С.258-290.
203. Ильин И. Коллаж // Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) - 1NTRADA, 2001. - С. 107-108.
204. Ильин И. Пастипг // Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) - 1NTRADA, 2001. - С. 189-190.209: Кандинский А. История русской музыки.-М.: Музыка, 1979. -T.I., Кн.2.
205. Каре А. История? оркестровки / Под ред. М.В.Иванова-Борецкого, Н.С.Кондорфа. М.: Музыка, 1989.-304 с.
206. Кремлев Ю. Русская мысль о музыке // Очерк истории русской музыкальной критикии эстетики в XIX веке: В 3-х т.- М.: Музгиз, 1954. Т.1. - 288 с.
207. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М:: Музыка; 1982.-622 с.
208. Нйзайкинский Е. Звуковой мир музыки. -М.: Музыка- 1988. -254 с.
209. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции: М;: Музыка, 1982.319 с.
210. Синельникова О. Монта^к как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина (на примере инструментальных произведений композитора). Автореф. дис. . канд. иск. - М., 2004. - 33 с.
211. Соколов А. Музыкальная хронология XX века // Теория современной композиции: Учебное пособие. М.: Музыка, 2005. - С. 14-22.
212. Тюлин Ю. Произведения Чайковского. Структурный анализ. М.: Музыка, 1973.-274 с.
213. Франтпова Т. Полифония А.Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. 404 с.
214. Черноморская С. Новый отечественный реквием // Шнитке посвящается . Выпуск 5.-М.: Композитор, 2006 С. 158-170.
215. Чигарева Е. Неоромантизм в музыке XX века // Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996. - С.145-154.
216. VII. Вопросы философии, культурологии, литературоведения.
217. Беккет С. В ожидании Годо / Сост. С.Исаева; пер. с франц. С.Исаева, А.Наумова. М.: ГИТИС, 1998. - 284 с.
218. Битов А. Предположение жить (Воспоминание о Пушкине) // Статьи из романа. М.: Сов. писатель, 1986. - С. 210-309.
219. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 320 с.
220. Жирмунский В. Валерий Брюсов и наследие Пушкина.// Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL: Наука, 1977. - С. 142-204.
221. Костеневич А. Рауль Дюфи. JL: Искусство, 1977. - 192 с.
222. Михайлов А. Музыка в истории культуры: Избранные статьи. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1998. - 264 с.
223. Михайлов А. Романтизм // Муз. жизнь. 1991. - № 5-6. - С.20-23.
224. Михайлов А. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры. -1997. - 912 с.
225. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Сочинения в двух томах / Сост., ред. изд., вступит, ст. и примеч. К.А.Свасьяна; Пер: с нем. М.: Мысль. - Т. 1 — 1997.- С. 47-98.
226. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В.Сильвестрова; коммент. Д.Э.Харитоновича М.: Прогресс - Традиция, 1997.-416 с.
227. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры // Пособие для студентов немузыкальных вузов и всех, кто интересуется музыкальным искусством. Вып. 2. -Долгопрудный: Аллегро-Пресс. - 1994. - 175 с.
228. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
229. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспа-рова. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.1. Andante1. Церлина2194. Нотные примеры1. Нотный пример 1
230. В.А.Моцарт. Дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы "Дон Жуан"
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.