Мотивная структура "Кавказского текста" в русской литературе первой половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Плисс, Анна Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат наук Плисс, Анна Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Характеристика мотива как структурообразующего элемента «кавказского текста»
1.1. Мотив в литературоведении и его основные признаки, типология мотивов
1.2. Мифомотивное пространство произведений «кавказского текста»
Глава 2. Парадигма мотивов в русской литературе о Кавказе первой половины XIX века
2.1. Мотивное поле в произведениях Г. Р. Державина и
В. А. Жуковского
2.2. Кавказская действительность в интерпретации А. С. Грибоедова
и поэтов-декабристов: мотивное измерение
2.3. Художественное своеобразие кавказских мотивов в прозе
А.А. Бестужева - Марлинского
2.4. Отображение кавказской действительности в поэмах А.И. Полежаева: взгляд на традиционные мотивы
Глава 3. Интерпретация традиционных мотивов в произведениях кавказских писателей - просветителей Султана Казы - Кирея и Хан - Гирея
3.1. Художественная репрезентация «кавказских» мотивов в произведениях Султана Казы-Гирея (преемственность связей в художественной реализации мотивов «мести», «плена», «изгнания»)
3.2. Мифомотивы повести Хан-Гирея «Черкесские предания»
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века2011 год, кандидат филологических наук Эркенова, Алимат Хасановна
Кавказ в русской прозе второй половины XX века: Проблематика, типология персонажей, художественная образность2001 год, доктор филологических наук Шульженко, Вячеслав Иванович
Феномен Кавказа в российской литературе и публицистике последних десятилетий2008 год, кандидат филологических наук Журавлева, Оксана Александровна
«Кавказская» проза Я. П. Полонского: поэтика и аксиология2022 год, кандидат наук Ушакова Дарья Олеговна
Кавказский миф в русском романтизме и его эволюция в творчестве Я.П. Полонского2006 год, кандидат филологических наук Романенко, Светлана Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивная структура "Кавказского текста" в русской литературе первой половины XIX века»
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-историческая парадигма взаимоотношений народов, населяющих Россию, представляет собой длительный процесс, включающий на разных этапах как обособленность развития каждой пространственно-этнической единицы, так и глубокую интеграцию на всех социально-исторических, культурных уровнях.
Вследствие различных историко-политических и экономических процессов развитие этих отношений было сложным, неоднозначным и прерывистым, но интерес России к Кавказу, расположенному между Каспийским и Черным морями, где проживало множество народностей и племен, различных по вероисповеданию и уровню культурного развития, существовал всегда.
Сегодня между кавказским геополитическим пространством и современной российской культурой обнаруживается полоса духовного отчуждения, которая продолжает расширяться, в результате, Кавказ потерял свою литературную привлекательность и стал восприниматься как символ насилия, рабства, войны. Между тем, русская литературная традиция на протяжении многих веков обращается к Кавказу в поисках тем, образов, идей мотивов, поэтому необходимо поддерживать литературный диалог между разными национальными пространствами
Диссертационное исследование посвящено мотивной структуре «кавказского текста» в русской и северокавказских литературах первой половины XIX века. Профессор В.И. Шульженко, совершенно справедливо считает, что «начать, учитывая сложившиеся традиции отечественной "Кавказики", следует с мотивов» [189: 274].
Как известно, в отечественном и зарубежном литературоведении категория «мотив» является одной из самых обсуждаемых и вместе с тем, одной из самых противоречивых. Идеи структурирования, типизации,
категоризации вариантов и инвариантов мотива на протяжении многих десятилетий развиваются, обобщаются, опровергаются одними исследователями и, тем не менее, преломляются в новые направления исследования.
Будучи одним из главных актантов литературного произведения, его художественно инкрустирующим элементом, мотив представляется отдельной категорией, выполняющей ряд функций, исследовав которые возможна их классификация по отдельным признакам и ролям. В теории литературы до сих пор не сложилось единого понимания термина «мотив». Тем не менее, его организующая сила осознается многими учеными. В среде теоретиков категорию «мотив» обсуждали А.Л. Бем, А.Н. Веселовский, Б.М. Гаспаровым, В.М. Жирмунский, Г.В. Краснов, Б. Ларин, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, Б.Н Путилов, В. Руднев, Ж.Ш. Сеньоре, И.В. Силантьев, А.П. Скафтымов Б.В. Томашевский, С. Томпсон, О.М. Фрейденберг, Э. Френцель, В. Хализев, В.Б. Шкловский, Б. Эйхенбаум и другие.
Так, например, Б.М. Эйхенбаум определяет мотив «личным тоном» [192: 345] автора, по В.М. Жирмунскому мотив является признаком «художественного развертывания темы» [65:145], а как об одной из «кросс-уровневых» единиц, которые повторяются, варьируясь и переплетаясь между собой в тексте, создавая его неповторимую поэтику, говорит о мотиве В. Руднев. По А. Реформатскому, сочетание главного и побочного мотивов и их соотношение формируют сюжеты произведений, а согласно Б. Ларину, мотив, управляющий движением «роя символов», и «есть текст со всем обилием тонов и полутонов» [96: 213]. Общепризнанна двойственность функций мотива, соотнесенность его и с формой, и с содержанием текста, он изучается как звено художественной системы, как простейший элемент фабулы, как повтор, «комплекс идей и эмоций». В представлении О. Фрейденберг даже анализ персонажа художественного произведения следует вести как анализ мотива: «В сущности, говоря о персонаже, тем самым пришлось говорить и о мотивах,
которые в нем получили стабилизацию; вся морфология персонажа представляет собой морфологию сюжетных мотивов» [168:378].
При таком множестве определений бесспорным, на наш взгляд, является следующее высказывание Л.Г. Кайда о том, что «роль мотива в произведении как художественной системы активна»[77:54]. Знакомство с основными работами, посвященными становлению и развитию теоретических представлений о повествовательном мотиве в отечественном литературоведении, показало, что в своих трудах ученые выделяют множество разновидностей мотивов: сюжетные и описательные, интертекстуальные и внутритекстовые, связанные и свободные. Но общепризнанным показателем мотива для всех исследователей является его повторяемость на различных уровнях текста.
В нашей работе мы опирались на определение мотива, предложенное Б.М. Гаспаровым, который под мотивом понимает «любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, по Б. М. Гаспарову, это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено то, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру» [38:189]. Ориентированность на принцип интертекстуального анализа, по словам Б.М. Гаспарова, позволяет совмещать понятия лейтмотива и мотива: «Имеется в виду такой принцип, при котором мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами»[38:235]. Таким образом, мотив может включать в себя и другие мотивы, а структура произведения представляет собой сеть мотивов.
Предложенная Б.М. Гаспаровым универсальность в подходе к определению понятия «мотив», позволяет нам коснуться глубинных структур текста, расширяя тем самым границы его интерпретации.
Мы в своей работе обращаем внимание на то, что в кавказском контексте мотив рассматривается как феномен трансисторический, то есть присутствующий в текстах писателей разных времен, разных исторических эпох в том или ином трансформированном виде (инвариант - варианты) и в сочетаниях с другими мотивами. «Мотив видится как слагаемое, составляющее сложную формулу сюжета». Писатель мыслит мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в него генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни» [105:204].
В предложенной классификации ученых наше внимание привлекли мотивы, симптоматичные именно для «кавказского текста», повторяющиеся от произведения к произведению, расширяющие и углубляющие основную тему исследования. «"Кавказский текст" русской литературы, как нам представляется, это система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, включающая концепцию литературно-мифологического архетипа и формирующая свой собственный художественно-философский "код", который и определяет его, текста, своеобразие. Он представляет собой густую сеть тематических, мотивных, образных констант, обладающих глубокой внутренней логикой, а значит, составляет своего рода единый фундамент индивидуальных художественных миров» [189:25]. «Кавказский текст» можно определить как совокупность художественных текстов о Кавказе, в которых содержится определенная концепция. Наряду с вечными мотивами, традиционными для большинства текстов - любовь, зло, добро, мир, война, ненависть, борьба и др., это «мотивы пленения, мщения послушания, чести/доблести, скитания/изгнания, семейного очага и др., обладающие, повышенной значимостью, или, другими словами, «семантической
насыщенностью как раз для имеющей столь глубокие корни традиции в русской словесности» [172:297].
Актуальность работы связана и с тем обстоятельством, что кавказские мотивы легко прочитываются как в творениях пишущих на русском языке авторов, для которых этот регион является исторической отчизной, так и русских писателей, тяготеющих в собственных художественных пристрастиях к самым разным течениям и стилистическим принципам - от романтических до постмодернистских. Для некоторых из них интерес к мотивам Кавказа является определяющим для всего творчества.
Как было сказано, интерес России к Кавказу существовал всегда, и уже в выдающемся памятнике русской культуры, в «Повести временных лет», Лаврентьевской летописи, описывающей восточный поход Святослава в 965 г., до нас доходит информация о народе, проживающем в предкавказских степях: «Одоле Святослав козарам и град их Белу Вежу взя. И ясы победи и касоги» [134:65]. Милорад Павич в своем знаменитом «Хазарском словаре» ссылается на «Хронику Нестора»: «Один из русских полководцев X века, князь Святослав, не сходя с коня, съел хазарское царство, как яблоко» [130:141].
Начиная с XVI века русская литература демонстрировала все возрастающее от столетия к столетию внимание к инонациональной проблематике, о чем говорит появление таких произведений, как «Повесть о царице Динаре», главной героиней которой является иверская царица. Здесь же следует назвать и «Степенную книгу», включающую, помимо прочего, и описания в торжественном и монументальном стиле деяний «богоутвержденных скипетродержателей» в кавказском регионе Азии.
В XVIII веке русская литература делается сугубо светским искусством. На смену ведущим жанрам древнерусской литературы - житиям, летописям, повестям, апокрифам - приходят уже получившие признание в Западной Европе ода, сатира, трагедия, комедия. С тех пор мало кто из русских писателей не испытал странного чувства близости к Кавказу.
Русские писатели, приверженные романтическим традициям, усердно воспевали неувядаемую прелесть Кавказа, общественный и семейный быт горцев, суровые патриархальные обычаи, любовь их к свободе, мощь духа. Став своеобразным культурно-психологическим явлением, Кавказ для просвещенного русского общества неизменно являлся частью больше европейского, нежели евразийского или восточного культурного конгломерата, к которому она причисляла и себя. Кавказские народы в максимальной степени на протяжении веков сумели сохранить свою национальную самобытность, отличную, порой до крайней противоположности, от основ русского бытия. К. Хетагуров в свое время писал, что они «сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец. Рыцарская неприкосновенность чести, святость долга, верность данному слову и многое другое до того присущи каждому туземцу, что с ними следовало бы считаться всем тем, кто действительно является к ним с просветительскими целями» [178:148].
Кавказ приобретает в начале XIX века особый статус во внешней и внутренней политике России, который с тех пор оставался неизменным, и в художественном сознании эпохи происходит утверждение принципов романтического осмысления действительности.
На наш взгляд, художественное изображение русскими поэтами начала XIX века кавказской действительности порой сильно отличалось от реалий, местами носило поверхностный характер. Очевидно, что жажда героического антуража, суровой романтики не давала возможности для скрупулезного вникания в особенности и тонкости кавказского мировосприятия и быта. Экзотичность и новизна кавказского материала были достаточным основанием для создания утопического кавказского мира. Наделяя Кавказ неким очарованием благородного авантюризма, реализуя в текстах мотивы пленения, мщения послушания, чести/доблести, скитания/изгнания, семейного очага и другие, характерные для кавказских произведений и выступающие основной фабулой, направляющей читателя и заставляющего его думать в том или ином направлении, подчеркивая авторские намерения и посылы, мастера слова не
имели представления о религиозных верованиях некоторых кавказских народов, о священных постулатах горских законов и обычаев, о генетической крепости общинно-родовых уз. Мы считаем, что русские поэты и писатели XIX века прежде всего обращались к Кавказу в поисках творческого вдохновения, тем, исторических образов, экзотического колорита или философских идей. Обращаясь к национальной тематике, они обогащали художественные мотивы в произведениях о «суровом крае свободы», где реализм приходил на смену романтизму. Кавказ действительно обогатил тематический ресурс русской литературы. Вызванная исторической необходимостью, историческими событиями, тема Кавказа в русской литературе выходит за рамки чисто литературных взаимосвязей. Действительно, проблема освоения Кавказа, покорение народов, соответствовала политическим интересам царского самодержавия, хотя насильственные методы покорения вызывали неприятие не только у страдавших от них северокавказских народов, но, прежде всего у русской интеллигенции. Оставаясь детьми России, дворянами, русские поэты и писатели искренне считали историческим призванием русской государственности приобщать покоренные народы к прогрессу, просвещению. Не имея ничего общего с самодержавием, верили в то, что настанут иные времена, когда горцы будут признательны русскому народу и оценят его дружбу. Так, например, по мысли Г.Р. Державина, в этом заключалась историческая миссия русской просвещенной монархии по отношению ко всем национальным меньшинствам, входившим в состав России, а декабрист В.К. Кюхельбекер, как и многие его единомышленники, считал присоединение Кавказа исторически прогрессивным явлением. Многие из них покидали свои родные места и отправлялись на Кавказ в надежде достичь славы в героических подвигах, они спешили увидеть Кавказ, бороться за него и умереть там. Но, тем не менее, невзирая на подобные неточности в создании кавказского мира, и A.C. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и В.А. Жуковский смогли частично воссоздать характерные черты кавказского бытия, став основоположниками «кавказского» романтизма.
Для того чтобы рассмотреть эволюцию, трансформацию и реализацию основных мотивов «кавказского текста», мы обратились к «классическим» именам русской словесности первой половины XIX века, начиная с Г.Р. Державина («На покорение Дербента», «На возвращение графа Зубова из Персии») и В.А. Жуковского («К Воейкову»), которые являются одними из первых авторов, в чьих произведениях зарождаются предпосылки темы Кавказа. (Примечательно то, что, как указывают авторы книги «Кавминводский текст русской литературы» A.B. Очман и В.И. Шульженко «...пальма первенства в «прикосновении» к кавказской теме, олицетворяемой в первую очередь Водами, прилегающими к ним сопредельными территориями, принадлежит ближайшему родственнику Лермонтова по материнской линии Аркадию Алексеевичу Столыпину», стихотворение «Письмо с Кавказской линии к другу моему Г. Г. П. в Москве», где Кавказ воспринят подлинной жемчужиной природы). Отметим, что ни Державин, ни Жуковский ни разу не посетили этот регион, а потому их сведения, по нашему мнению, являются лишь виртуальными представлениями о Кавказе. Дальнейшая интерпретация кавказской действительности в мотивном измерении нами рассматривается в записях и стихотворении A.C. Грибоедова «Хищники на Чегеме», а также в произведениях романтиков - декабристов В.К. Кюхельбекера и К.Ф. Рылеева, далее к повестям и очеркам штабе - капитана А. Бестужева («Аммалат - бек», «Мулла-Нур», «Письма из Дагестана» и др.) и завершается парадигма мотивов в нашей работе правдивым освещением кавказской действительности в поэзии А.И. Полежаева: поэмы «Эрпели» и «Чир - Юрт», стихотворения - «Тарки», «Черная коса», «Море», «Водопад». Мы не анализируем, а лишь фрагментарно упоминаем кавказские тексты A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, несмотря на то, что они являются главными элементами «кавказского текста», и объясняем наш выбор тем, что действительно имеются крупные междисциплинарные изыскания прошлых лет и работы, реализованные уже в нынешнем мире, выполненные с опорой на методологию современного гуманитарного знания, в том числе и работы, посвященные кавказскому периоду в жизни двух поэтов.
Л.П. Семенов, A.B. Попов, С.А. Андреев-Кривич, В.Г. Базанов, И.Л. Андроников, Д.А. Гиреев, H.A. Котляровского, И.И. Замотана, А.Н.Веселовского, Е.И. Воскресенского, А.К. Бороздина и Д.Д. Благим,
A.Н. Соколовым, Б.С. Мейлахом, Г.А. Гуковским, И.Н. Розановым,
B.А. Закруткиным и др.
Существует немало работ, посвященных жизни и творчеству представленных нами писателей и поэтов, в некоторых глубоко и всестороннее изучается именно кавказский период творчества, мы, со своей стороны рассматриваем тексты авторов в свете интерпретации традиционных мотивов, а также делаем попытку восстановить роль и место писателей и поэтов в разработке кавказской темы в русской литературе, комплексно исследовав их наследие кавказского периода. Среди них можно отметить работы В.Г. Базанова, М.А. Васильева, A.B. Попова, С.Н. Голубова, В.А. Мануйлова, Ф.З. Канунова, М.З. Садыхов, Р.Ф. Юсуфов, Г.Г. Ханмурзаева, Л. Бегби, М.П. Алексеева, М.А. Васильева, В. Шадури, Т.В. Толстой, В.А. Михельсона, Ф.З. Канунова, Г.Г. Ханмурзаева, В.И. Кулешова.
Среди последних работ, хотим обратить внимание на книги A.B. Очмана «Новый Парнас. Русские писатели Золотого и Серебряного века на Кавказских Минеральных Водах», где собраны 30 очерков о русских писателях, побывавших на Кавказе, «Лермонтов: жизнь и смерть»; В.И. Шульженко -«Кавказский феномен русской прозы» (2001), «Русский Кавказ: очерки междисциплинарных исследований» (2007); A.B. Очман, В.И. Шульженко -«Кавминводский текст русской литературы» (2009).
В период национального подъема, связанного с декабристским движением, русские писатели, отталкиваясь от жизни и быта горцев, выдвигают и отстаивают идеи освободительного движения. Центральной проблемой становятся отношения между личностью и обществом. Одним из главных структурообразующих мотивов в произведениях о Кавказе становится мотив личности, свободно мыслящей личности, чье достоинство измеряется не сословной принадлежностью, а полезной деятельностью на благо Отечества.
Этот и другие мотивы были созвучны размышлениям кавказских просветителей, которые составляли в то время наиболее сознательную прослойку передовой горской интеллигенции. В горах Кавказа вспыхивают очаги антифеодального движения против местных крепостников. Литература пополнилась рядом произведений о Кавказе, написанных талантливыми и образованными горцами-кавказцами, такими как Султан Хан-Гирей, Султан Казы-Гирей, Адиль-Гирей Кешев, Коста Хетагуров и др. Сложилась целая литературная традиция, которая не только поэтизировала кавказский мир, но и старалась изучать его этнографически.
Писатели-просветители Северного Кавказа в целом выступали против отсталых форм феодальной системы, темноты и невежества народа, отстаивали «естественное право» каждого на свободу и равенство, в образовании и просвещении видели единственное средство прогресса общества. Являясь представителями господствующего класса, они в то же время защищали интересы всего Кавказа.
В основе художественного конфликта кавказских писателей-просветителей также реализуется мотив борьбы против системы колониального управления, установленного царской властью на Кавказе. Нам важно обратить внимание на то, что взгляд горцев-просветителей - это взгляд изнутри, взгляд на кавказский мир самими кавказцами и он отличен от видения Кавказа русскими авторами извне. Главное заключается в том, они, будучи представителями своего народа, первыми отобразили в произведениях, с опорой на родной фольклор, модифицируя в прозе мотивы, характерные для «кавказского текста» русской литературы, художественный мир героя, воплотившего лучшие черты их современников. Своим художественным творчеством стремились показать русскому читателю истинных горцев, раскрывая красоту внутреннего мира соотечественников, их смелость, храбрость, красоту, гостеприимство, миролюбие. Впервые в творчестве писателей - просветителей кавказские народы предстают гордым племенем, не терпевшим в прошлом и настоящем каких - либо посягательств на свободу,
удивлявших другие народы своей силой и непобедимостью, изысканностью рыцарских обычаев, игравших главенствующую роль в духовной жизни Северного Кавказа. Просветители ставили своей целью вызвать уважение к своему народу со стороны тех, кто гордился своей писаной историей и укорял кавказские народы в невежестве и отсталости.
В своей работе мы считаем важным отметить источники, представляющие непосредственный научный интерес и ценность для нашего исследования.
1. Материалы международных конференций: «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», проходящей с 1995 года на базе Пятигорского государственного лингвистического университета, где затрагиваются проблемы взаимодействия не только русской и кавказских культур, но и мировой; «Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультурной среде Северного Кавказа: когнитивно-коммуникативные аспекты функционирования и исследования»; «Культура как основной потенциал формирования позитивного имиджа Северного Кавказа»; «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения», «Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность».
2. Материалы научных, литературно - художественных и научно-публицистических журналов: «Caucasus Philologia», «Caucasus Folklore», «Мегалог», «Дебют» - главный редактор - проф. A.M. Казиева.
3. Книги соверменных ученых A.B. Очмана, Ю.М. Тхагазитова, В.И. Шульженко, А.Х. Хакуашева, М. А. Хакуашевой, Н.Я. Эйдельмана и других.
4. Диссертационные исследования Ю.В. Доманского, В.А. Смирнова J1.P. Меграбян и др.
Актуальность темы определяется и ее общественно-политической значимостью. Сегодня между кавказским миром и современной российской культурой обнаруживается зона духовного отчуждения, которая продолжает расширяться. За время военных конфликтов в конце XX века Кавказ не только
потерял свою литературную привлекательность, но и был превращен в культурный «черный» анклав. Из-за этого культурного вакуума, образовавшегося в этот период, из-за ценностных инверсий, которыми так богата современная политика, Кавказ стал восприниматься не как метафизическая территория свободы человеческого духа, не как «земля обетованная», а как символ насилия, рабства и войны. В общественном сознании, кино, литературе, не только массовой, но и серьезной, образ Кавказа и кавказцев смещен с высокого и благородного к примитивному, злобному, криминогенному уровню. И этот криминальный шаблон прочно ассоциируется со всем, что имеет отношение к Кавказу. Между тем, русская культура начала века помнит совершенно иное, восторженное и благородное представление о горцах и их мировосприятии. И особая актуальность данного исследования заключена в преодолении нынешней девальвации высокого литературного образа Кавказа, в открытии новых культурных «свободных коридоров» для продолжения конструктивного литературного диалога между разными национальными пространствами. Ведь «наша неслиянность, даже несовместимость на уровне этнической, языковой, конфессиональной дифференциации снимается на уровне нераздельности, совместимости культурных доминант».
Цель данной работы - изучить мотивную структуру «кавказского текста» русской и северокавказской литератур первой половины XIX.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- исследовать феномен мотива в литературоведении, рассмотреть его основные признаки, выявить типологию мотивов;
- определить мотивы, характерные для «кавказского текста»;
-раскрыть художественное своеобразие кавказских мотивов в
произведениях русских писателей первой половины XIX века;
- рассмотреть трансформацию мотивов, характерных для произведений русской литературы о Кавказе в контексте диалога культур.
Объектом исследования являются художественные, публицистические и эпистолярные произведения русской и северокавказской литератур первой половины XIX века, связанные с Кавказом на уровне мотива, образа, характера, сюжета.
Предметом исследования в данной работе стала структура мотива в «кавказском тексте» русской и северокавказской литератур первой половины XIX века.
Научная новизна работы состоит в том, что, во-первых, впервые рассматривается мотивная структура в «кавказском тексте» русской литературы первой половины XIX века; во-вторых, проведено многостороннее литературоведческое исследование «кавказских» мотивов в творчестве русских писателей второй половины XIX века; в-третьих, автор впервые предпринял попытку рассмотреть мотивы, характерные для произведений русской литературы о Кавказе в контексте диалога культур, в-четвертых, сделана попытка классификации современных мотивов «кавказского текста» определение степени их модификации.
Теоретической и методологической основой являются исследования по теории мотива и опыты мотивного анализа (АЛ. Бем, А.И. Белецкий,
A.Н. Веселовский, M.JI. Гаспаров, Б.М. Гаспаров, А. Дандес, Г.В. Краснов , Б. Ларин, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, В. Руднев, Ж.Ш. Сеньоре, И.В. Силантьев, А.П. Скафтымов, Б.В. Томашевский С. Томпсонс, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг, JI.H. Целкова, Б.М. Эйхенбаум, М.Н. Эпштейн, Э. Френцель и др.); работы по филологии, литературоведению, эстетике и культурологии (Р. Барт, М.М. Бахтин, Л. Гинзбург, Г. Гачев, Я. Гордин, В. Жирмунский, Б. Кроче, С. Кормилов, О. Кривцун, ЯЛ. Левкович, Д.С. Лихачев, Ю. В. Лотман, Ю.В. Манн, А. Реформатский, В. Н. Топорова, Ф. 3. Феодаева, В. Хализев, Н. Я. Эйдельман, К. Г. Юнга и др.); работы, связанные с темой Кавказа в русской литературе (С.А. Андреев-Кривич, И. Андронников,
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
А. С. Пушкин и русско-кавказские историко-культурные связи1998 год, доктор исторических наук Кусов, Генрий Измаилович
Женщины Северного Кавказа в изображении русских писателей XIX века2018 год, кандидат наук Манкиева, Эсет Хамзатовна
Мотивы романа С.М. Степняка-Кравчинского "Андрей Кожухов" в контексте русской литературы 1870-1890-х гг.2008 год, кандидат филологических наук Пермякова, Ольга Евгеньевна
Горцы Северо-Западного Кавказа на воинской службе России: конец XVIII - XIX вв.2014 год, кандидат наук Брацун, Егор Васильевич
Взаимодействие культур на Кавказе в конце XVIII - первой половине XIX вв.2011 год, кандидат исторических наук Урушадзе, Амиран Тариелович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Плисс, Анна Александровна, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. - М., 1997. - 320 с.
2. Алиева, А.И. Адыгский нартский эпос / А.И. Алиева. - М.: Нальчик, 1969. - 168 с.
3. Андреев - Кривич, С.А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова / С.А. Андреев - Кривич. - Нальчик, 1979.
4. Андроников, ИЛ. Лермонтов. Исследования и находки / И.Л. Андроников. - М.: Худ.литра, 1967. - 411 с.
5. Аутлева, Ф.А. Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа: дис. канд. филол. наук: 10.01.02 / Фатима Аминовна Аутлева. - Майкоп, 2003. - 163 с.
6. Базанов, В.Г.Очерки декабристской литературы. Публицистика, проза, критика / В.Г. Базанов. - М., 1953. - 215 с.
7. Базанов, В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия / В.Г Базанов. -М.-Л., 1961.-210 с.
8. Байрон, Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда / Джордж Гордон Байрон. -М.: Азбука-классика, 2008. - 168 с.
9. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М., 1989. -616 с.
Ю.Батюшков, К. Н. Стихотворения / Константин Николаевич Батюшков. -М.: Художественная литература, 1987.- 157 с.
П.Бахтин, M. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин. -М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
12.Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Россия, 1979. -320 с.
1 З.Бахтин, M. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
14. Безъязычный, В.И. Кавказ в жизни и творчестве А.И. Полежаева / В.И. Безъязычный // Известия Грозненского института и музея краеведения. - Выпуск 2-3. - Грозный, 1950.
15.Безъязычный, В.И. К кавказской биографии А.И. Полежаева / В.И. Безъязычный // Известия Грозненского областного института и музея краеведения. - Выпуск 4.— Грозный, 1952.
16.Бекизова, JI.A. От богатырского эпоса к роману / Л.А. Бекизова. -Черкесск, 1974.-302 с.
17.Белецкий, А.И. Избранные труду по теории литературы / А.И. Белецкий. - Москва: Просвещение, 1964. - 483 с.
18.Бествужев - Марлинский, A.A. Кавказские повести / Александр Александрович Бестужев - Марлинский. - СПб.: Наука, 1995.
19.Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. - М.: Современник, 1988. - 653 с.
20.Белоусов, Р. С. Александр Дюма. Кавказ / P.C. Белоусов // Новый мир. 1989. -№9. -С.210-211.
21.Беляев, А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном / А.П. Беляев. - СПб, 1987. - 524 с.
22.Бем, А.Л. Исследования. Письма о литературе / А.Л. Бем. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 448 с.
23.Бердяев, H.A. О власти пространств над русской душой / H.A. Бердяев// Судьба России. - М.: Мысль, 1990. С. 59-65.
24.Березин, Н.И. Кавказ (природа и люди) / Н.И. Березин // Кавказ в сердце России. -М., 2000.-С. 15-32.
25.Бунин, И. А. Легкое дыхание / Иван Алексеевич Бунин. - Вагриус, 2002. -209 с.
26.Буянов, М. К истории двух путешествий (О посещении Грузии фр. писателем А. Дюма и норв. писателем К. Гамсуном) // Лит. Грузия. -1981.-№ 7.-С. 152-163.
27.Веселовский, А.Н. Поэтика сюжета / А.Н. Веселовский. - М.,1989. - 406 с.
28. Виноградов, A.B., Виноградов, В.Б. «Настоящий кавказец» и его историко-литературные прототипы / A.B. Виноградов, В.Б. Виноградов // Лермонтовская Кубань (историко-литературоведческие этюды). Армавир, 1997. - С. 52-59.
29.Виноградов, Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов XIX века / Б.С. Виноградов. - Грозный, 1966. - 286 с.
30.Виноградов, Б.С., Виноградов В.Б. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого на Северном Кавказе / Б.С. Виноградов // Л.Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд. - 1989.
31.Виноградов, В.Б. Россия и Северный Кавказ: история в зеркале художественной литературы / В.Б. Виноградов. - Армавир, 2003. - 120 с.
32.Виноградов, В.Б. Этюды о русско-кавказских историко-литературных связях / В.Б. Виноградов. - Армавир, 2002. - 120 с.
33.Гаджиев, А.Д. Творчество писателя-декабриста A.A. Бестужева-Марлинского в контексте кавказской культуры / А.Д. Гаджиев // Научная мысль Кавказа. - 2001. - №1. - С.76-84.
34.Гамзатов, Г.Г. Кавказ и Дагестан в контексте русско-французских историко-культурных связей (XIX начало XX вв.): автореф. дис. ...канд. истор. наук: 07.00.00 / Гамзатов Г.Г. -Махачкала, 1990. - 24 с.
35.Ган, Е.А. Воспоминание Железноводска / Е.А. Ган // Ставропольский хронограф на 2004 год: Краеведческий сборник. - Ставрополь, 2004. - С. 324.
36.Гамсун, К. В сказочной стране К. Гамсун // Стрижамент: Лит.-худ.альманах.-Ставрополь, 1991.- С.71-123.
37.Гамсун, К. В сказочном царстве: (путевые заметки, статьи, письма) / К. Гамсун. - М.: Радуга, 1993. - 608 с.
38.Гаспаров, Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве» / Б.М. Гаспаров. - М.: Аграф, 2000. - 608 с.
39.Гаспаров, M.JI. О русской поэзии. Анализы. Характеристики / М.Л. Гаспаров. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.
40.Гачев, Г. Национальные образы мира: Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г. Гачев. - - Москва, 1999. - 368 с.
41.Глинка, Ф.Н. Письма к другу / Федор Николаевич Глинка; [коммент. В.П. Зверева]. - М.: Современник, 1990. - 558 с.
42.Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений: в 14т./ Николай Васильевич Гоголь. - Москва. Ленинград: Академия Наук СССР, 1940. - Т.П.
43.Горюхина, Э. Путешествие учительницы на Кавказ: Очерки / Э. Горюхина. - Дружба народов. - 2000. - 223 с.
44.Горюхина, Э. Чем спасемся? / Э. Горюхина // Дружба народов. - 1998. -№8. - С. 142-154.
45.Голикова, Л.П. Повесть о путешествиях в русской советской прозе: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Голикова Л.П. - М., 1983. - 23 с.
46.Гордин, Я.А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века / Я.А. Гордин // Звезда. - 2000. -№8. - С. 154-168.
47.Гордин, Я.А. Русский человек на Кавказе / Я.А. Гордин // Звезда. — 2002. - №7. - С. 164- 174.
48.Грибоедов, A.C. Путевые записки. Письма / Александр Сергеевич Грибоедов. Собрание сочинений в 2 т. - М.: Правда, 1971. - 2 т.
49.Грибоедов, A.C. Сочинения. Воспоминания современников / Александр Сергеевич Грибоедов. - М.: Правда, 1989.
50.Гуляев, H.A. Теория литературы / H.A. Гуляев. - 2-е изд., испр. и доп. -М., 1985.-272 с.
51.Далгат, У.Б. Литература и фольклор / У.Б. Далгат. - М., 1981. - 303 с.
52.Данилов, В.В. О жанровых особенностях древнерусских хождений / В.В. Данилов // Труды ИР ЛИ- М. - 1962. - Т. 18. - С.29.
53.Денисова, Э. Мой Дагестан / Э. Денисова // Дружба народов. - 2000. -№3.- С. 148 - 153.
54.Дегоев, В.В. Два века войны и мира на Кавказе / В.В. Дегоев // Звезда. -2003. - №6. -С. 118-127.
55.Державин, Г.Р. Сочинения / Гавриила Романович Державин. - М.: Академический проект, 2002. - 704 с.
56.Деррида, Ж., Гурко, Е. Деконструкция. Тексты и интерпретация / Ж. Деррида, Е. Гурко. - Минск, 2001. - 319 с.
57.Дзамихов, К.Ф. Адыги: вехи истории / К.Ф. Дзамихов. - Нальчик, 1994. -168 с.
58.Дзамихов, К.Ф. Адыги и Россия /К.Ф. Дзамихов. - М., 2000. - 288 с.
59.Долинин, К. А. Интерпретация текста / К.А. Долинин. - М., 1985. - 158 с.
60.Доманский Ю.В. Архетиические мотивы в русской прозе XIX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Доманскийж Юрий Викторович. - Тверь, 1998,- 184с.
61.Дронов, В. Пятигорское лето В.Брюсова / В. Дронов // Литература и Кавказ. -Ставрополь. - 1972.-С. 158-177.
62.Дымарский, М. Текст дискурс - художественный текст / М. Дымарский // Текст как объект многоаспектного исследования: Сб. научн.-метод, семинара «TEXTUS». - Спб.; Ставрополь. - 1998. - вып. 3. - 4.1. - С.27-34.
63.Дюма, А. Кавказ / Александр Дюма. - Тбилиси: Мерани, 1988. - 286 с.
64.Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин / В.М. Жирмунский. - Л., 1978.
65.Жирмунский, В.М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.
66.Жуковски, В.А. Баллады и стихотворения / Василий Андреевич Жуковский. - М.: Художественная литература, 2000. - 384 с.
67.3акруткин, В. Кавказские записки / В. Закруткин. - Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1975. -303 с.
68.Замятин, Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов / Д.Н. Замятин. - М.: Знак, 2006. - 488 с.
69.3емсков В.Н. Латиноамериканская литература как модель культуры / В.Н. Земсков //Лат. Амер. - 1993. - №9. - С. 64 - 65.
70.Записки декабриста Н.И. Лорера. - Восточно - Сибирское книжное издательство, 1984.
71.Иванов, В.В., Топоров, В.Н. Инвариант и трансформация в мифологическом и фольклорном текста / В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. С. 44-76.
72.Иванов, Н. Вход в плен бесплатный, или Расстрелять в ноябре / Н. Иванов // Роман-газета. - 1998. - №4. - С. 2- 47.
73. Иванова, Н. Жертва географии. Русский писатель открывает и (закрывает) мир / Н. Иванов // Дружба народов. - 2003. - №8. - С. 208-216.
74. Иванова, Н. Точка зрения: О прозе последних лет / Н. Иванова. - М.: Сов. писатель, 1988. - 424с.
75. Изборник: Повести Древней Руси. М.: Худож. лит., 1987. - 447 с.
76.Избранные произведения адыгских просветителей / Под редакцией Р.Х. Хашхожевой. - Нальчик, 1980. - 300 с.
77.Кайда, Л. Г. Композиционный анализ художественного текста. Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи: монография / Л.Г. Кайда. - М.: Флинта, 2000,- 154 с.
78.Катенин, П.А. Стихотворения / Павел Александрович Катенин. -Ленинград: Советский писатель. - 1964.
79. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин. -Л.: Наука, 1984. - 567с.
80.Ключевский, В.О. Курс русской истории: историческая литература. Ч. 2. / О.В. Ключевский. - Москва, 1988.
81.Кожинов, В.В. Основы теории литературы / В.В. Кожинов. - М., 1962. -48 с.
82.Кожинов, В.В. Современная жизнь традиций. Размышления об абхазской прозе / В.В. Кожинов // Дружба народов. - М., 1977. №4. -С.252.
83.Кожинов, В.В. Статьи о современной литературе / В.В. Кожинов. - М., 1990.-542 с.
84.Комарович,В.Л. Вторая кавказская поэма Пушкина / B.JI. Комарович // Вопросы литературы. - 2007. - №4.
85.Кормилов, С. И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение: Проза и стих / С.И. Кормилов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 112 с.
86.Кофман, А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира /
A.Ф. Кофман. - М., 1997. - 318 с.
87.Краснов, Г.В. Мотив в структуре прозаических произведений: К постановке вопроса / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции: межвуз. сб. 4. - Л.: Горький, 1980.
88.Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева. -Росспэн, 2004.
89.Кулешов, В.И. История русской литературы XIX века: учебное пособие /
B. Кулешов. -М.: Изд-во МГУ, 1997. 624 с.
90.Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов) / Х.М. Казанов. - Нальчик, 1993. - 256 с.
91.Кумыков, Т.Х. Казы - Гирей / Т.Х. Кумыков. - Нальчик, 1978.- 135 с.
92.Кумыков, Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века / Т.Х. Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 328 с.
93.Кучукова, З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики / З.А. Кучукова. - Нальчик, 2006. - 311 с.
94.Ломоносов, М.В. Стихотворения / Михайло Васильевич Ломоносов. - М.: Советская Россия. - 1981.
95.Лазарев, М. «Да, азиаты мы» // Эйдельман Н.Я. «Быть может, за хребтом Кавказа.»: (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX века. Кавказский контекст) /М. Лазарев. - М.: Наука, 1990. - С. 3-18.
96.Ларин, Б.А. Лекции по истории русского литературного языка / Б.А. Ларин. - М.: Азбука - классика, 2005. - 413 с.
97.Леви - Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви - Стросс. - М., 1974.
98.Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 2 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов. - М.: Правда, 1990.
99. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. Кожевникова, П. Николаева. - М.: Сов. энцикл., 1987. - 750 с.
100. Лихачев, Д.С. Движение русской литературы XI-XVII вв. к реалистическому изображению действительности / Д.С. Лихачев. - М., 1956.
101. Лосев, А.Ф. Логика символа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. - 1991. - С.247-275.
102. Лосев, А.Ф. Миф. Число. Сущность / А.Ф. Лосев. - М., 1994. - 919 с.
103. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М., 1992. - 272 с.
104. Лотман, Ю.М. Современность между Востоком и Западом / Ю.М. Лотман // Знамя.- 1997.-№9.-С. 187-194.
105. Лотман, Ю.М. Статьи, по семиотике искусства (Серия «Мир искусства») / Сост. Р.Г. Григорьева, пред. С.М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.
106. Лукиан. Прометей, или Кавказ / Лукиан // Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. М., «Просвещение», 1965. - Т. 1. / Дератани Н.Ф., Тимофеева H.A. Греческая литература.
107. Люсый, А.П. Пушкин. Таврида. Киммерия / А.П. Люсый. - М.: Языки русской культуры, 2000.- 248 с.
108. Майкова, А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов К. Юнга / А.Н. Майкова. - М., 2000. - 168с.
109. Маканин, B.C. Кавказский пленный: [сборник] [Текст] / Владимир Семенович Маканин. - Москва: Эксмо, 2009. - 444 с.
110. Малето, Е.И. Зарубежный Восток в восприятии русских путешественников XII-XV вв. (по материалам хождений) / Е.И. Малето // Россия и внешний мир: диалог культур. - М. - 1997.
111. Манн, Т. Волшебная гора / Томас Манн. - Астрель, 2011. - 832 с.
112. Марков, В.А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) / В.А. Марков // Тыняновский сборник. Четверные тыняновские чтения/- Рига, 1990.-С. 133-145.
113. Мароши, В.В. Архетип Арахны: мифологема и проблема текстообразования / В.В. Мароши. - Новосибирск, 1995. - 204 с.
114. Меграбян, Л.Р. Художественная концепция Кавказа в творчестве русских писателей и адыгских писателей - просветителей: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Лусине Рафиковна Меграбян. - Майкоп, 2000. -167 с.
115. Мельникова, Е.А. Образ мира / Е.А. Мельникова. - М.: Янус-К, 1998. - 220с.
116. Мелетинекий, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинекий. - М., 1986. - 318 с.
117. Мелетинекий, Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинекий. -М., 1994.- 133 с.
118. Мифологический словарь. - М., 1991. - 736 с.
119. Мустафин, P.A. Тайны озера Кабан / P.A. Мустафин. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1993. — 305с
120. Мусукаева, А.Х. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология / А.Х. Мусукаева. - Нальчик: Эльбрус, 1993. -192 с.
121. Николина, H.A. Поэтика русской автобиографической прозы / H.A. Николина. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 424 с.
122. Николина, H.A. Филологический анализ текста: учебное пособие / H.A. Николина. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
123. Ногмов, Ш.Б. история адыгейского народа / Шора Ногмов. -Нальчик, 1991.-278 с.
124. Норов, B.C. Российские мемуары эпохи наполеоновских войск / B.C. Норов. - М.: Русский мир, 2013. - 616 с.
125. Огарев, Н.П. О литературе и искусстве / Н.П. Огарев. - М.: Современник, 1988. - 435.
126. Огнев, В. Ностальгия по Грузии / В. Огнев // Дружба народов. -2000. -№12. - С.138-150.
127. Очман, A.B. Новый Парнас: Русские писатели Золотого и Серебряного века на Кавказских Минеральных вода / A.B. Очман. -Пятигорск, 2002. - 825 с.
128. Ортега - и - Гассет, X. Дегуманизация искусства и другие работы: Эссе о литературе и искусстве / X. Ортега - и - Гассет. - М., 1990. - 639 с.
129. Очман, A.B., Шульженко, В.И. Кавминводский текст русской литературы / A.B. Очман, В.И. Шульженко. - М.: Лазурь, 2009. - 542 с.
130. Павич, М. Хазарский словарь / Милорад Павич. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 384 с.
131. Писемский, А.Ф. Собрание сочинения: в 5 т. / Алексей Феофилактович Писемский. - М.: Художественная литература, 1982.
132. Пискунов, В. Мифы долины Бештау / // Знамя. 1997. - №5. - С. 183195.
133. Полежаев, А.И. Стихотворения и поэмы / Александр Иванович Полежаевю. -М.: Московский рабочий, 1981. - 288 с.
134. Полное собрание русских летописей - ПСРЛ, Москва, 1962, т.1, с.65.
135. Потебня, A.A. Символ и миф в народной культуре / A.A. Потебня. -М., 2002.-450 с.
136. Поэты 1820-1830-х годов. - Москва: Советский писатель. - 1961.
137. Полное собрание русских летописей: в 43 т.- Москва, 1962. -4 т. -372 с.
138. Прокофьев, Н.И. Записки русских путешественников XVI— XVII вв. / Н.И. Прокофьев. - М.: Сов. Россия, 1988. - 528 с.
139. Пропп, В .Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - Л., 1928.
140. Путилов, Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент. Типологические исследования по фольклору / Б.Н. Путилов. - М., 1975.
141. Путилов, Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива / Б.Н. Путилов // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. - СПб, 1992. - С. 84.
142. Пушки, A.C. Полное, собрание сочинений: в 17 т. / Пушкин Александр Сергеевич.- М.: Воскресенье, 1994.
143. Рам, X. Кавказские пленники: Культурные мифы и медиальные репрезентации в чеченском конфликте / X. Рам // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 34. - С. 78-108.
144. Реформатский, A.A. Введение в языкознание / A.A. Реформатский. -М.: Аспект-пресс, 1996. - 536 с.
145. Розен, А.Е. Записки декабриста А.Е. Розен. - М., 2008. - 674 с.
146. Романенко, С.М. Кавказский миф в русском романтизме и его эволюция в творчестве Я.П. Полонского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Романенко С.М. - Томск, 2006.- 20 с.
147. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 384 с.
148. Русская поэзия первой половины XIX века. - Дрофа, 2002. - 320 с.
149. Седаков, М.Э. Архетипы бытия и символы культуры: Карл Густав Юнг и Мирча Элиаде / М.Э. Седаков. - М., 2004.
150. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. / И.В. Силантьев. Новосибирск, 1999.
151. Сказин, Е.В. Литература о Дагестане на западноевропейских языках /Е.В. Сказин. - М., 1964.
152. Скафтымов, А.П. Статьи о русской литературе / А.П. Скафтымов. -Саратов: Саратовское книжное издательство, 1968. - 396 с.
153. Смирнов, В.А. Литература и фольклорная традиция, вопросы поэтики: архетипы «женского начала» в русской литературе XIX - начала XX века: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Бунин / В.А. Смирнов. -Иваново, 2001.-254 с.
154. Современное зарубежное литературоведение: страны Западной Европы и США. - M., 1991. - 317с.
155. Сопленков, C.B. Дорога в Арзрум: российская общественная мысль о Востоке (первая половина XIX века) / C.B. Сопленков. - М., 2000.
156. Спивак, P.C. Городская окраина в русской литературе / P.C. Спивак // Геопанорама русской культуры. Провинция и ее тексты. — М.: Языки славянской культуры. - 2004. — С. 545-549.
157. Строганов, М.В. Две заметки о локальных текстах / М.В. Строганов // Геопанорама русской культуры. Провинция и ее тексты. — М.: Языки славянской культуры. - 2004. - С. 483-496.
158. Тавровский, A.B. Путешествия: практика и повествование / A.B. Тавровский // Культурное пространство путешествий: Материалы научного форума 810 апреля 2003 г. СПб. - 2003. - С. 310-314.
159. Тартаковская, A.A. «Путешествие в Арзрум»: художественное исследование Востока / A.A. Тартаковская // A.C. Пушкин и мир Востока/ -Сб. ст. М. - 1999.-С. 211-119.
160. Томашевский, Б.В. Теория литературы: Поэтика: учеб. Пособие / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 344 с.
161. Толстой, Л.Н. Повести и рассказы / Лев Николаевич Толстой. -Ленинград: Лениздат, 1969. - 688 с.
162. Топоров, В.Н. Мифы народов мира / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. - М., 1982. Т.2. - С.369.
163. Трубецкой, Н.С. История. Культура. Язык / Н.С. Трубецкой. - М., 1995.-620 с.
164. Тхагазитов, Ю.М. Адыгский роман / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик, 1987,- 110 с.
165. Урусбиева, Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза / Ф.А. Урусбиева. - Сергиев Посад, 2003. - 207 с.
166. Фасенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фасенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2008. - 780 с.
167. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. - М., 1978. - 605 с.
168. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.
169. Хакуашев, А.Х. Адыгские просветители / А.Х. Хакуашев. -Нальчик, 1978.-260 с.
170. Хакуашева, М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей / М.А. Хакуашева. Нальчик, 2007. -380с.
171. Хакуашева, М.А. Онтологические основы адыгской мифологии / М.А. Хакуашева. - Майкоп, 1996. - 59 с.
172. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2000. - 398 с.
173. Хан - Гирей, С. Избранные произведения / Султан Хан-Гирей. -Нальчик, 1974.-334 с.
174. Хан - Гирей, С. Избранные труды и документы / Султан Хан-Гирей. - Майкоп: АРИГИ, 2010. - 379 с.
175. Ханмурзаев, Г. Проблема национального характера: образы северокавказских горцев в русской литературе XIX века: автореф. ...дис. Д-рафилол. наук: 10.01.01 / Ханмурзаев Г. - М.:МГУ, 1991.-54 с.
176. Хашхожева, Р.Х. Султан Кази - Гирей / Р.Х. Хашхожева // Писатели Кабардино - Балкарии: Библиографический справочник. -Нальчик, 2003.
177. Хашхожева, Р.Х.,Шекихачева, А.Х. Изображение национального быта в произведениях Хан - Гирея / Р.Х. Хашхожева, А.Х. Шикихачева // Вестник КБИГИ КБНЦ РАМю - Нальчик. - 2003. -№10. - С. 202-208.
178. Хетагуров, K.JI. Собрание сочинений: в 5 т. / Коста Леванович Хетагуров. - М.: Академия Наук СССР, 1960. - Т.4.
179. Холопова, В.А. Музыкальный тематизм / В.А. Холопова. М., 1983.
180. Цивьян, Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке / Т.В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В.Я. Проппа. - М., 1975. - С. 191-213.
181. Цуциев, A.A. Русские и кавказцы: по ту сторону дружбы народов/
A.A. Цуциев // Дружба народов. - 2005. - №10.
182. Чекалкин, C.B. Под солнцем юга: Кавказская война в лицах / C.B. Чекалкин. - М.: Газетно-журнальное объединение «Воскресенье», 2002.
183. Чеснов, Я. Лекции по исторической этимологии / Я. Чеснов. - М.: Гардарика, 1998.-235 с.
184. Шатан, Ю.В. Мотив и контекст / Ю.В. Шатан // Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сюжеты и мотивы. - Новосибирск, 1995. С. 6
185. Шульженко, В.И. Кавказ в современной литературе: специфика восприятия образа и его трансформация / В.И. Шульженко // Вестн. Пятигорского гос. лингв, ун-та. - 1997. - №1-2. - С. 36-41.
186. Шульженко, В.И. Кавказ Пушкина и Толстого в творческом восприятии современных авторов / В.И. Шульженко // Науч. вестн. Акад. информ. технологий в образовании, науке и курортологии. Пятигорск: Спецчасть, 1999. - С. 137-151.
187. Шульженко, В.И. Кавказский «фантом» в русской прозе XX века /
B.И. Шульженко // Русская литература XX века: итоги и перспектива: Материалы. Междунар. науч. конф. М.: МАКС Пресс, 2000. - С. 151-154.
188. Шульженко, В.И. Русский Кавказ: очерки междисциплинарных исследований: монография / В.И. Шульженко. - Пятигорск, 2007. - 216 с.
202 v
№
(Г
189. Шульженко, В.И. Кавказский феномен русской прозы (вторая половина XX века): монография / В.И. Шульженко, Пятигорск, 2001. 368 с.
190. Щукин, В. Москва и «московский текст» русской культуры / В. Щукин // Новое литературное обозрение. - 1999. - №39. - С.412.
191. Эйдельман, Н.Я. «Быть может, за хребтом Кавказа.»: (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX века. Кавказский контекст) / Н.Я. Эйдкльман. - М.: Наука, 1990. - 319 с.
192. Эйхенбаум, Б.М. Литература: Теория. Критика. Полемика / Б.М. Эйхенбаум. - Л.: Прибой, 1927. - 300 с.
193. Эйхенбаум, Б.М. О литературе / Б.М. Эйхенбаум. - М.: Сов. писатель, 1987. - 544 с.
194. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - M., 1991. - 297 с.
195. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Москва, 1997. - 383 с.
196. Юнг, К.Г. Избранное / К.Г. Юнг. - Минск, 1998. - 443 с.
197. Юсуфов, Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальная культура / Р.Ф. Юсуфов. 1970. - 424 с.
198. Юсуфов, Р.Ю. Дагестан и русская литература / Р.Ю. Юсуфов. - М.: Наука, 1964.-271 с.
199. Якобсон, Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. - М., 1987. - 461 с.
200. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения / Б.И. Ярхо. -Языки славянских культур, 2006. - 927 с.
201. Curtius, E.R. European Literature and the Latin Middle Ages / E.R. Curtius. - Harper Terchbooks, 1953. - 658 c.
202. Fowler, R. On Critical Linguistics // Texts And Practices. L., 1996.
203. Frenzel, E. Motive der Weltiiteratur:Ein Lexikon dichtungsgeschichtlicher Längsschnitte / E. Frenzel. - Stuttgart, 1980.
204. Trousson, R. «Un problème de littérature comparée: les études de thèmes. Essai de methologie» / R. Trousson. - Paris, Lettres modernes-Minard, 1965.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.