Московское Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева: 1905-1918 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Набокина, Марина Евгеньевна

  • Набокина, Марина Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 207
Набокина, Марина Евгеньевна. Московское Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева: 1905-1918 гг.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2014. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Набокина, Марина Евгеньевна

Введение

I. Глава. Условия формирования и деятельность Московского Религиозно-философского общества

1.1. Исторические предпосылки и факторы формирования взглядов

религиозно-философской интеллигенции конца Х1Х-начала XX века

1.2. МРФО: организационные и финансовые основы

1.3. Основные направления деятельности МРФО

II. Глава. Мировоззренческие идеи и резонансные дискуссии основных представителей МРФО

2.1. Первая русская революция в оценках представителей МРФО

2.2. В поисках выхода из кризиса

2.3. Дискуссионные проблемы 1914-1918 годов

Заключение

Список источников

Список литературы

Д/

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Московское Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева: 1905-1918 гг.»

Введение

Актуальность темы исследования. Начало XX века ознаменовано интенсивным интеллектуальным поиском, реализацией различных проектов, направленных на социокультурное, политическое и экономическое преобразование российского общества, формированием и развитием общественных объединений, в авангарде которых находились представители отечественной интеллигенции.

Опыт существования общественных объединений, созданных в переломные эпохи отечественной истории, является важным элементом исторического прошлого нашей страны и нуждается в серьезном осмыслении.

Среди многочисленных общественных объединений начала XX века выделяется первое религиозно-философское общество - Московское Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (далее МРФО). История его становления и развития, идейные основы и деятельность связаны с именами представителей русской общественной мысли, среди которых, выдающиеся философы и ученые, поэты и писатели, - H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, E.H. Трубецкой, В.Ф. Эрн, В.П. Свенцицкий, С.Л. Франк, Г.А. Рачинский, С.А. Дурыгин, JIM. Лопатин, А. Белый, A.A. Блок и др. - до сих пор является малоизвестной страницей отечественной исторической науки.

Исследование МРФО актуально в рамках интеллигентоведения как нового направления исторических исследований, поскольку основной состав участников МРФО возможно рассматривать как отдельную специфическую группу отечественной интеллигенции начала XX века. В основе идентификации данной группы лежит социокультурный критерий: объединение разных по социальному составу, уровню образования и творческим занятиям людей, вокруг философского наследия B.C. Соловьёва.

Исследование МРФО актуально в рамках осмысления тенденций

развития общественной мысли в России, отражавшей отклик российского общества, в том числе отечественной интеллигенции на ключевые исторические события и явления в жизни России начала XX века. Идеологи МРФО являлись одной из многочисленных групп отечественной интеллигенции в частности, и российского общества в целом, которая выражала своё отношение к современной им действительности, свои мнения, оценки и позиции не только по философским, но и по общественно-политическим, экономическим и духовно-нравственным вопросам. В условиях современного развития исторической науки, весьма важным представляется изучение различных спектров общественного мнения российского общества на эпохальные события и явления рубежа XIX -начала XX века.

На сегодняшний день весьма значимым в отечественной науке остаётся вопрос о роли и значении отечественной интеллигенции в российском историческом процессе, о формировании её самосознания. Исследования по истории МРФО способны значительно расширить представления о теоретических проектах общественных преобразований интеллигенции рубежа прошлых столетий, о вариантах её социокультурной самоидентификации.

Степень изученности проблемы.

Неподдельный исследовательский интерес к отечественной интеллигенции как явлению российской истории и культуры создал огромный историографический пласт работ, посвященных тенденциям её исторического развития, особенностям формирования, социальному составу и ментальным чертам. Эти работы расширяют представление о противоречивости и неоднозначности явления отечественной интеллигенции1. Отдельное внимание

1 См., например: Вольфсон С. Интеллигенция как социально-экономическая категория. М.,

1924: Алексеев С.А. Самодержавие и либералы в революции 1905 - 1907 гг. М., 1925: Ангарский Н. Легальный марксизм. М., 1925; Игнатьев В. Борьба Ленина против легального марксизма // Пропагандист №21. М., 1938; Востриков A.B. Борьба В.И. Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России. М., 1948. Окулов А.Ф. Борьба В.И. Ленина

против философского ревизионизма и реформизма. М., 1959; Байдина Л.И. Ленинская

4

в рамках настоящего исследования вызывает проблема роли интеллигенции в историческом процессе России. Автор данной работы постностью разделяет вывод A.B. Ушакова1, что именно отечественная интеллигенция являлась движущей силой освободительного движения в России.

Другой немаловажной исследовательской проблемой видится соотношение русской интеллигенции и западноевровейсского интеллектуализма. Пожалуй, большинство современных российских исследователей приходят к обоснованному выводу, что: интеллигенция — специфически русский культурный феномен , что вызвано, в первую очередь, особенностями её социальной психологии, в основе которой заключено противопоставление себя государственной власти и идеал служения народу. Многими авторами при характеристике интеллигенции выделяется своеобразное качество - «интеллигентность», для которого характерен антибуржуазный образ жизни, представление о вторичности личного материального достатка и приоритете является духовного и интеллектуальное развития: «...недостижимый идеал интеллигенции, — как отмечает И.Б.

критика буржуазного либерализма - действенное оружие борьбы с современным ревизионизмом. Куйбышев, 1960; В.И.Ленин, КПСС об интеллигенции. / Сост. С.Федюкин, И. Эльдарова. М., 1979; Балашова H.A. Российский либерализм начала XX века. М., 1981; Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 - 1917 годах. М., 1981; Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль - октябрь 1917 г.). М., 1988; Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. / Под ред. И.А.Исаева. М., 1992; Ахлюстина М.А. История российской интеллигенции XX столетия. Челябинск, 1996; Могильнер М. Мифология подпольного человека. М., 1999; Соколов К.Б. Российская интеллигенция XVIII - начала XX века. М., 2007; Рудницкая Е. Лики русской интеллигенции. М., 2007; Гидиринский В. Русская интеллигенция в истории России. Социокультурный аспект. М., 2007; Фадеева Л. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. М., 2012.

1 См.: Ушаков A.B. Демократическое общество России в борьбе с самодержавием на рубеже XIX-XX веков. М., 2004; Ушаков A.B. Интеллигенция и рабочие в освободительном движении России (конец XIX- начало XX века). М., 2011. и др.

2 См.: Успенский А.Б. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Вып. 2. М., 1999; Голубеа Ю.В. Динамика социокультурного статуса российской интеллигенции дисс...к.ф.н., Ростов-на-Дону. 2011.

Колоницкий, — усвоение её культуры всем народом»1. Автор настоящего исследования полагает, что названные особенности самоопределения отечественной интеллигенции в полной мере относятся к носителям религиозно-философской мысли в России.

Исследование русской религиозно-философской мысли берёт своё начало в трудах советских учёных. Интерес к русской религиозной философии в Советской России прослеживается с 1960-ых годов . В рамках данных работ русская религиозно-философская мысль трактовалась как незначительное, консервативное, мелкобуржуазное направление. Большое внимание уделялась философскому содержанию идей русских религиозных философов и обоснованию их банкротства с позиций марксизма-ленинизма. Советские учёные внесли вклад в критическое осмысление русской религиозно-философской мысли. Однако в силу идеологической заданности существование МРФО в отечественной науке оказалось забытым на долгие годы.

Впервые исследовательский интерес к МРФО возник в зарубежной историографии. Начало исследованию истории МРФО было положено

' Колоницкий И.Б. Идентификация российской интеллигенции и интеллигентофобия (кон. XIX- нач. XX вв.) // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Вып.З. М.. 2000. С.54.

2 Чуева И. П. Критика идей интуитивизма в России. Л. 1963; Малинин В. А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии. М.,1963; Щипанов И. Я. Критика В. И. Лениным идеологии «Вех» и современность // Вестник МГУ, Серия «Философия», № 2. 1970; Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л. 1972; Шкоринов В. П.Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону. 1973.Бочкарёв Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. М.,1974; Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. статей под ред. H.H. Полторацкого. Питтсбург, 1975; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976; Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980; Доля В.Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов. 1985.; Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.; Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987.: Ермичев A.A. Три свободы Н. Бердяева. М., 1990; Гулыга A.B. Русский религиозно-философский ренессанс // Наш современник. .№7. 1990.

I 2

немецкими историками: Юттой Шеррер и Кристианом Буркхарди . Среди немногочисленных работ отечественных исследователей стоит отметить работы A.B. Соболева, Я.В. Морозовой, С.М. Половинкина, А.А Носова, О.Т. Ермишина и Е.А. Голлербаха3, рассматривающие лишь некоторые вопросы МРФО.

В историографии Московского Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва наибольшее внимание уделено проблеме источников его первичного состава. Довольно противоречивым на сегодняшний день является вопрос о том, какое общественное объединение являлось организационной основой МРФО.

Немецкие исследователи не склонны заострять проблему возникновения МРФО. Одним из истоков МРФО Ютта Шеррер считает неформальные регулярные встречи московской и петербургской интеллигенции, на которых велись различные религиозные, научные, философские и литературные дискуссии, проходившие в доме Михаила Сергеевича Соловьева ещё с конца XIX века, а также с 1906 года - на квартире А.Белого. Другим «резервуаром» МРФО она называет литературные салоны и религиозные кружки, такие как: литературный салон Варвары Алексеевны Морозовой, «Кружок ищущих христианского просвещения», кружок «Аргонавтов», кружок М.А.Новосёлова. Ещё одним истоком МРФО Ютта Шеррер считает религиозно-философскую секцию Студенческого историко-филологического общества Московского университета и выросшее из его недр Христианское братство борьбы4. Существование различных трактовок относительно первичного состава МРФО

1 См.: Scherrer J. Dia Petersburger Religiös-Philosophischen Vereinigungen. (Die Entwicklung des religiösen Selbstverständnisses ihrer Intelligencija-Mitglieder (1901-1917)) // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Band 19. В., 1973.

2См.: Burchardi K. Religiös-Philosophische Vladimir-Solov'ev-Gesellschaft" (1905-1918)// Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Band. 53. B. 1998.

3 См.: Голлербах E.H. К незримому граду. СПб., 2000.

4Scherrer J. Dia Petersburger Religiös-Philosophischen Vereinigungen. (Die Entwicklung des religiösen Selbstverständnisses ihrer Intelligencija-Mitglieder (1901-1917)) // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Band 19. В., 1973. S. 202.

позволяет утверждать о том, что оно не имело непосредственной преемственности с какой-либо одной организацией, а сформировалось из представителей разных общественных объединений отечественной интеллигенции конца XIX - начала XX века.

Другой исследовательской проблемой в истории МРФО стало определение начальной даты его возникновения. Ютта Шеррер утверждает, что существование МРФО прослеживается с 1905 года, а отечественные исследователи, в целом, склонны относить появление МРФО к 1906 году. Кроме того, существует точка зрения Я.В.Морозовой о возможности выделения неофициального периода деятельности МРФО1. Таким образом, и этот вопрос относительно времени возникновения Общества требует более детального изучения.

Пожалуй, наименьшей степенью изученности обладает проблема характера и содержания различных направлений деятельности МРФО, к ним исследователи, в первую очередь, относят публичные заседания МРФО и книгоиздательство «Путь». К. Буркхарди значительно расширяет источниковую базу истории Общества, привлекая к анализу комплекс ранее неизвестных архивных документов. Он большое внимание уделяет проблеме идейных основ МРФО и впервые делает попытку анализа эволюции воззрений членов МРФО в контексте общественно-политического развития России начала XX века. Он утверждает, что членов МРФО были способны найти компромисс в текущих прениях и признаёт за МРФО одну из политических сил предреволюционной России . В результате такой постановки проблемы К. Буркхарди приходит к спорному выводу о том, что идеи членов МРФО представляли альтернативу социалистической концепции развития российского государства.

'Морозова Я.В. Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва, вопросы возникновения // Вестник Русс христиан гуманит.акад. № 2. СПб. 2008. С. 188.

2 См.: Burchardi К. Religiös-Philosophische Vladimir-Solov'ev-Gesellschaft" (1905-1918) // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Band. 53. B. 1998.

Немаловажную группу работ представляют исследования, посвященные интеллектуальным объединениям отечественной интеллигенции начала XX века: петербургским религиозно-философским собраниям 1901-1903 годов, Московскому психологическому обществу1. В работах, посвященных истории религиозно-философских собраний в Петербурге, Ю.В. Прокопчук и И.В.Востриков справедливо отмечают, что отдельного исследования заслуживает вопрос об их наследниках, называя в качестве таковых религиозно-философские общества Москвы и Петербурга2.

В рамках данного исследования интерес представляют работы посвященные русской религиозно-философской мысли как явлению российской и мировой философии, в которых анализируются отдельные аспекты философских взглядов одного или нескольких представителей МРФО, направления религиозно-онтологической, социальной и политической философии3. Весьма любопытным является определение, данное Ю.Ю. Чёрным: «Русские религиозные философы - представители идейного движения стремящиеся противопоставить как буржуазному индивидуализму, так и социалистическому коллективизму особый «органический» путь развития общества, благодаря которому Россия выполнит свою вселенскую историческую миссию, объединив в великом синтезе социокультурные ценности, рождённые новым временем с духовными ценностями,

1 См.: Черников Д.Ю. Московское психологическое общество в истории русской философии: дисс...к.ф.н. М.,2008; Черников Д.Ю. Московское психологическое общество. К истории становления антропологии в России //Человек №1. М., 2008.

2 См.: Востриков И.В. Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге 1901-1903 гг.: историко-философский анализ, дисс...к.ф.н. М., 2007. Прокопчук Ю.В. Религиозно-философские собрания 1901-1903 годов и русское общество: дисс.. .к.и.н. М.,2008.;

3Смирнов И.Л.От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев. М., 1995.; Леонтьева О.Б.К вопросу о преемственности религиозной историософии XIX-первой половины XX века // Минувшее непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева. Вып.32. СПб., 2003.; Питер Э.Философия культуры и философия жизни у раннего С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник. №1. М., 2007.; Элен П.Семён Франк как политический мыслитель // Вопросы философии .№ 1 1. 2003. и др.

заповеданными христианством»'. Несмотря на некоторую расплывчатость, данная дефиниция выражает перспективную идею о рассмотрении религиозно-философской мысли в качестве самобытного общественного явления российской истории.

Стоит обратить внимание на труд И.И. Евлампиева, в котором исследователь пришёл к выводу о том, что квинтэссенцией интеллектуального поиска религиозной философии оставался «анализ этических ценностей, определяющих деятельность личности» . Этот вывод расширяет понимание того, что идея для русских религиозных философов была всегда первичнее действия, что во многом предопределило содержание деятельности МРФО.

Вызывает отдельный интерес работа И.В. Воронцовой, в рамках которой исследователь вводит понятие «русский христианский модернизм» -совокупность отличающихся друг от друга группировок, поставивших целью заставить общество пересмотреть традиционное церковное вероисповедание.. .сторонники выступали с критикой отдельных сторон учения и практики Церкви, её отношений с государством, на приспособление вероучения к современности»3. Опираясь на представленную дефиницию, автор настоящего исследования считает возможным назвать членов МРФО яркими представителями русского христианского модернизма.

Несмотря на то, что эти исследования не имеют непосредственного отношения к истории МРФО в целом, они расширяют представление об идейной пестроте, многовекторности, изменчивости и многообразии взглядов членов МРФО.

Сегодня наблюдается возрастание интереса к социальной и политической

1 Чёрный Ю.Ю. Антропология Н. Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции. Автореферат дисс., Ростов-на-Дону, 2007.С. 21.

Евлампиев И.И.История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках. СПб., 2000. С. 341.

3 Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М., 2008. С.5.

философии членов МРФО со стороны историков1. Ярким воплощением актуализации интереса к развитию социальных и политических взглядов российской общественности стал выход в свет фундаментальных обобщающих трудов по истории общественно-политической мысли под редакцией В.В.Журавлёва2.

Привлекают большое внимание, в том числе, социально-политические аспекты взглядов непрофессиональных богословов рубежа Х1Х-начала XX века. Причём этот интерес растет не только в среде философов3, но и представителей других гуманитарных наук4.

Исследование социально-политических идей МРФО значительно расширяет представление о значении русской религиозной философии в развитии общественной мысли рубежа Х1Х-ХХ веков.

Однако стоит согласиться с Я.В.Морозовой, в том, что «при всей значимости Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва на сегодняшний день мы не имеем основательного труда,

1 См.: Юдина Т.С. Общественно-политическая деятельность С.Н. Булгакова: 1890-1918 гг. дисс. к.и.н.М.,2009.; Нехамкина Н.В. Общественно-политическая деятельность и взгляды E.H. Трубецкого: 1863-1920 гг. дисс. к.и.н. Брянск. 2006.; Федорова М.,С. Либерально-консервативное направление общественно-политической мысли Русского зарубежья 20-40-х гг. XX в. дисс. к.и.н. М.,2003.; Соловьев A.A. Интеллигенция и Православная Церковь в социокультурном развитии российского общества в конце XIX - начале XX в. дисс. ... д.и.н. Иваново. 2009.

2 См.: Общественная мысль России XVIII - начала XX века: Энциклопедия. М., 2005; Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия. М., 2009; Революционная мысль в России XIX - начала XX века: Энциклопедия. М., 2013.

1 СМ.: Лагунов, A.A. Социальные концепции русской религиозной философии в контексте современности, дисс.д.ф.н. Ставрополь.2008.; Калмыкова И.В. Историософские аспекты социально-политических воззрений С. Н. Булгакова, дисс. к.ф.н.М.,2002.; Сугатова Е.П. Проблема общественного идеала в философии В. С. Соловьева, дисс. к.ф.н.Барнаул.2001.: Жукоцкий В.Д. Русский марксизм в религиозном измерении :Историко-философский аспект, дисс. д.ф.н. Екатеринбург.2000.; Морозова Я.В. Религиозно-общественные проекты М.,К. Морозовой и E.H. Трубецкого: историко-философский анализ. дисс.к.ф.н.М..2008.; Боброва И.А. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века, дисс.к.ф.н. Чита.2007.

4 СМ.: Головков С.А. Социально-политическая концепция H.A. Бердяева в контексте социологических идей русских религиозных философов начала XX века.дисс.к.соц.н.М.,2007.

всестороннее освещающего его деятельность. Более того, не существует и чёткого представления о том, кому принадлежала инициатива его создания, каковы были цели, кто определил стратегическую линию деятельности, кто был ответственен за решение тактических задач, какого было их содержание»1. Таким образом, современные исследователи, рассматривающие отдельные аспекты развития МРФО, справедливо отводят ему значительное место в истории отечественной интеллигенции. При этом они указывают на необходимость в появлении специальных исследований, посвящённых МРФО, отмечают, что история МРФО является крупной исследовательской проблемой, которая до сих пор остаётся малоизученна.

Отдавая должное исследователям, автор вынужден признать, что история МРФО до сих пор не являлась предметом специального исторического исследования. Данная работа является попыткой восполнить этот пробел и сделать первый шаг в исследовании МРФО в рамках исторической науки.

Актуальность темы, её недостаточная изученность определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект данного исследования - религиозно-философская и общественно-политическая мысль России начала XX века. Предмет исследования -Московское Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва.

Целью исследования является комплексный анализ идейных, и организационных основ МРФО, направлений его деятельности и мировоззренческих установок, представленных членами МРФО в контексте резонансных дискуссий о судьбе и будущем устройстве российского государства и общества.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы:

- определить хронологические рамки и основные этапы становления и

1 Морозова Я.В. Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва: вопросы возникновения/ Вестник Русс.христиан гуманит.акад. №2. СПб. 2008. С.189.

развития МРФО;

- выявить организационные и финансовые основы МРФО;

- проанализировать содержание и значение основных направлений деятельности МРФО;

- проследить эволюцию мировоззренческих идей основных членов МРФО, в процессе обсуждения наиболее актуальных проблем российского общества начала XX века;

- выявить вклад МРФО в развитие общественной мысли России.

Хронологическими рамками настоящего исследования выбран период с

1905 по 1918 год. Официальная дата открытия Общества 1906 год, вместе с тем, для возможности большего осмысления исторического контекста и процесса возникновения МРФО автор в качестве нижнего хронологического предела выбирает конец XIX - начало XX вв. Последний доклад, прочитанный на заседании МРФО, датирован 3 июня 1918 года, после чего особняк М.К. Морозовой был национализирован, и МРФО прекратило своё существование. Однако для понимания логики эволюции взглядов внутри МРФО представляется возможным конечным хронологическим пределом исследования выбрать 1918 год, так как в этом году, очевидно, обозначился совершенно новый период в развитии общественной мысли России.

Источниковая база исследования включает опубликованные и неопубликованные источники, часть из которых впервые введена в научный оборот.

К первой группе источников следует отнести делопроизводственные документы из фондов Государственного архива Российской Федерации, и Центрального государственного архива города Москвы, в частности Департамента министерства внутренних дел1, Всероссийского церковного

1 См.: Г АРФ.Ф.102.

собора1 и Московской полицмейстерской канцелярии2. Материалы позволяют проследить процесс становления и организационные основы МРФО, выявить роль С.Н.Булгакова и В.Ф.Эрна в создании и утверждении Устава Общества, отношение к членам МРФО представителей государственной власти и церкви.

Опубликованные источники первой группы составляют обзоры деятельности и стенографические отчёты II Государственной думы3, обзор деяний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов4, записки Петербургских Религиозно-философских собраний 1901-1903 годов5.

Вторую группу источников представляют документы личного происхождения (автобиографические очерки, воспоминания, дневники, письма, рукописи), среди них неопубликованные документы, хранящиеся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства и Отдела рукописей Российской государственной библиотеки: М.К.Морозовой6,

7 8 9 10

В.Ф.Эрна , А.Белого , А.С.Глинки-Волжского , семьи Рачинских и многочисленные опубликованные источники: воспоминания и переписка Н.С. Арсеньева", А. Белого12, С.Н. Булгакова1, С.Ю. Витте2, М.В. Вишняка3, М.С.

1 См.: ГАРФ.Ф. 3431.

2 См.: ЦХДдо 1917 г. ЦГА Москвы. Ф.46.

3 См.: Государственная дума: Второй созыв: Обзор деятельности комиссий и отделов. СПБ. 1907.; Государственная дума. Второй созыв: Стенографические отчёты. Сессия превая.Т.1.СПб.1907.; Государственная дума. Второй созыв: Стенографические отчёты. 1907 год. Сессия вторая. Т.2.Спб.1907.

4 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. 1917-1918 гг.: Обзор Деяний. Первая Сессия. М.,2002.

5 Записки Петербургских Религиозно-философских собраний. 1901-1903. М., 2005.

6 См.: ОР РГБ.Ф.171.

7 См.: ОР РГБ Ф.348

8 См.: РГАЛИ.Ф.53., ОР РГБ Ф.25.

9 См.: РГАЛИ.Ф.142.

10См.: РГАЛИ.Ф. 427.

" См.: Арсеньев Н.С.Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне. 1974.

12 См.: Белый А. Воспоминания о Блоке. М..1995.; Белый А.Из воспоминаний о русских

14

Волконского4, E.K. Герцык5, JI.А. Зандер6, В.В. Зеньковского7, A.B. Карташёва8, В.А. Маклакова9, С.П. Мельгунова10, М.К. Морозовой", В.В. Розанова12, Ф.А. Степуна13, А. Тырковой-Вильямс14, Н.Ю. Фиолетовой13, семьи Трубецких16 и др. Материалы архивных фондов и опубликованный корпус источников позволили выявить степень участия, роль и значение наиболее известных членов МРФО в его деятельности, особенности управления и специфику межличностных отношений внутри МРФО, определить место книгоиздательства «Путь» в деятельности МРФО, источник финансирования Общества.

Третью группу составляют публицистические материалы, представленные в периодической печати и сборниках, исследуемого периода, среди них: «Московский еженедельник», «Век», «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль» и др. Данный корпус источников, среди которых многочисленные публицистические работы видных членов МРФО: С.Н.Булгакова17, Н.А.Бердяева', Е.Н.Трубецкого2, С.Л.Франка3,

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Набокина, Марина Евгеньевна, 2014 год

Список литературы

1. Алексеев, С. А. Самодержавие и либералы в революции 1905 - 1907 гг. / С. А. Алексеев. - М.: Госиздат, 1925.

2. Ангарский, Н. Легальный марксизм / Н. Ангарский. -М.: «Недра», 1925.

3. Ахлюстина, М. А. История российской интеллигенции XX столетия / М.

A. Ахлюстина. - Челябинск: ЧГТУ, 1996.

4. Байдина, Л. И. Ленинская критика буржуазного либерализма -действенное оружие борьбы с современным ревизионизмом / Л. И. Байдина. -Куйбышев, 1960.

5. Балашова, Н. А. Российский либерализм начала XX века / Н. А. Балашова. М., 1981.

6. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. М., - 1986.

7. Боброва, И. А. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века: Дисс. ... к. ф. н. Чита, 2007.

8. Бочкарёв, Н. И. В. И. Ленин и буржуазная социология в России / Н. И. Бочкарёв. - М., 1974.

9. Бронштэн, В. А. Н. А. Морозов - предтеча творцов «новой хронологии» /

B. А. Бронштэн // Вопросы истории. - 1998. - № 6.

10. Вольфсон, С. Интеллигенция как социально-экономическая категория /

C. Вольфсон. - М., 1924.

11. Воронцова, И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века / И. В. Воронцова. - М., 2008.

12. Востриков, А. В. Борьба В. И. Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России / А. В. Востриков. - М., 1948.

13. Востриков, И. В. Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге 1901-1903 гг.: историко-философский анализ: Дисс...к. ф. н. М., 2007.

14. Гайденко, П. П. «Вехи»: неуслышанное предостережение / П. П. Гайденко

// Вопросы философии. - 1992. - № 2.

15. Гидиринский, В. Русская интеллигенция в истории России. Социокультурный аспект / В. Гидиринский. - М., 2007.

16. Голлербах, Е. Н. К незримому граду / Е. Н. Голлербах. - СПб., 2000.

17. Головков, С. А. Социально-политическая концепция H.A. Бердяева в контексте социологических идей русских религиозных философов начала XX века: Дисс. ... к. соц. н. М., 2007.

18. Голубева, Ю. В. Динамика социокультурного статуса российской интеллигенции: Дисс. ... к. ф. н., Ростов-на-Дону, 2011.

19. Гречко, Т. А. Политическая оппозиция как явление социальной истории России конца XIX-начала XX века: Дисс. ... к. и. н., М., 2001.

20. Гулыга, А. В. Русский религиозно-философский ренессанс / А. В. Гулыга // Наш современник. - 1990. - № 7.

21. Доля, В. Е. Иллюзия духовности: о превратном характере религиозного мировоззрения / В. Е. Доля.-Львов, 1985.

22. Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках / И. И. Евлампиев. - СПб., 2000.

23. Ермичёв, А. А. Три свободы Н. Бердяева / А. А. Ермичёв. - М., 1990.

24. Ермишин, О. Т. Православные идеалы в Московском Религиозно-философском обществе памяти Владимира Соловьёва / О. Т. Ермишин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. -2007. - Сер. 1. - Вып.2 (18).

25. Жукоцкий, В. Д. Русский марксизм в религиозном измерении: историко-

1

философский аспект: Дисс. ... д. ф. н. Екатеринбург, 2000.

26. Знаменский, О. Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль -октябрь 1917 г.) / О. Н. Знаменский.-М., 1988.

27. Игнатьев, В. Борьба Ленина против легального марксизма / В. Игнатьев // Пропагандист. - 1938. - № 21.

28. Калмыкова, И. В. Историософские аспекты социально-политических воззрений С.Н. Булгакова: Дисс. ... к. ф. н. М., 2002.

29. Кейдан, В. На путях к граду земному // Взыскующие Града: хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / В. Кейдан. - М.: Языки русской культуры, 1997.

30. Колеров, М. А. Не мир, но меч / М. А. Колеров. - М., 1996.

31. Колоницкий, И. Б. Идентификация российской интеллигенции и интеллигентофобия (конец XIX - нач. XX вв.) / И. Б. Колоницкий // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. - 2000. - Вып.З.

32. Кувакин, В. А. Критика экзистенциализма Бердяева / В. А. Кувакин. - М., 1976.

33. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века / В. А. Кувакин.-М., 1980.

34. Лагунов, A.A. Социальные концепции русской религиозной философии в контексте современности: Дисс. ... д. ф. н. Ставрополь, 2008.

35. Леонтьева, О. Б. К вопросу о преемственности религиозной историософии XIX - первой половины XX века // Минувшее непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева. - 2003. - Вып. 32.

36. Лейкина-Свирская, В.Р. Русская интеллигенция в 1900 - 1917 годах / В.Р. Лейкина-Свирская. - М., 1981.

37. Малинин, В. А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии / В. А. Малинин. -М., 1963.

38. Могильнер, М. Мифология подпольного человека / М. Могильнер. -М., 1999.

39. Морозова, Я. В. Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва: вопросы возникновения / Я. В. Морозова // Вестник Русс, христиан, гуманит. акад. - 2008. - № 2.

40. Морозова, Я. В. Религиозно-общественные проекты М.К. Морозовой и

E.H. Трубецкого: историко-философский анализ: Дисс. ... к.ф.н. М., 2008.

41. Нехамкина, Н. В. Общественно-политическая деятельность и взгляды E.H. Трубецкого: 1863-1920 гг.: Дисс. ... к.и.н. Брянск, 2006.

42. Новиков, А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики / А. И. Новиков. - Л., 1972.

43. Носов, А. А. От «соловьёвских обедов» к религиозно-философскому обществу / А. А. Носов // Вопросы философии. - 1999. - № 6.

44. Общественная мысль России XVIII - начала XX века. Энциклопедия. / Под ред. В.В.Журавлёва. - М., 2005.

45. Общественная мысль русского зарубежья. Энциклопедия. / Под ред.

B.В.Журавлёва. - М., 2009.

46. Окулов, А. Ф. Борьба В. И. Ленина против философского ревизионизма и реформизма. / А. Ф. Окулов. - М., 1959.

47. Пайман, А. Интеллигенция и церковь. К вопросу о возникновении Религиозно-философских собраний / А. Пайман // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2006. - № 7.

48. Покровский, Е. Н. Прощай, интеллигенция! / Е. Н. Покровский // На перепутье (Новые вехи). - М., 1999.

49. Половинкин, С. М. Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва: основные вехи истории (1905-1918) / С. М. Половинкин // Философские науки. - 2005. - № 12.

50. Половинкин, С. М. Философские и религиозно-философские общества /

C. М. Половинкин // Русская философия. - М., 1999.

51. Прокопова, Т. Ф. Московский Парнас: кружки, салоны, журфиксы Серебряного века / Т. В. Прокопова - М.: Интелвак, 2006. - 765 с.

52. Прокопчук, Ю. В. Религиозно-философские собрания 1901-1903 годов и русское общество: Дисс. ... к. и. н. М., 2008.

53. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. / Под ред. И. А.

Исаева.-М., 1992.

54. Революционная мысль в России XIX - начала XX века. Энциклопедия. / Под ред. В.В.Журавлёва. - М., 2013.

55. Рудницкая, Е. Лики русской интеллигенции / Е. Рудницкая. - М., 2007.

56. Русская религиозно-философская мысль XX века. / Под ред. H.H. Полторацкого. -Питтсбург, 1975.

57. Савельев, С. Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века / С. Н. Савельев. - Л., 1987.

58. Семенкин, Н. С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов / Н. С. Семенкин. - М., 1986.

59. Семёнова, А. Л. Русская философская публицистика начала XX века: Дисс. ... д. филолог, наук. СПб. 2012.

60. Смирнов, И. Л. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев / И. Л. Смирнов. - М., 1995.

61. Соболев, А. В. К истории Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва / А. В. Соболев // Историко-философский ежегодник'92. - 1994.

62. Соколов, А. В. Поколения русской интеллигенции / А. В. Соколов. -СПб., 2009.

63. Соколов, К. Б. Российская интеллигенция XVIII - начала XX века / К. Б. Соколов. -М., 2007.

64. Соловьев, А. А. Интеллигенция и Православная Церковь в социокультурном развитии российского общества в конце XIX - начале XX в.: Дисс. ... д.и.н. Иваново, 2009.

65. Сугатова, Е. П. Проблема общественного идеала в философии В. С. Соловьева: Дисс. ... к. ф. н. Барнаул, 2001.

66. Успенский, А. Б. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры / А. Б. Успенский // Русская интеллигенция и западный

интеллектуализм. - 1999. - Вып. 2.

67. Ушаков, А. В. Демократическое общество России в борьбе с самодержавием на рубеже XIX-XX веков / А. В. Ушаков. - М., 2004.

68. Ушаков, А. В. Интеллигенция и рабочие в освободительном движении России (конец XIX - начало XX века) / А. В. Ушаков. - М., 2011.

69. Фадеева, Л. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность / Л. Фадеева, - М., 2012.

70. Федорова, М. С. Либерально-консервативное направление общественно-политической мысли Русского зарубежья 20-40-х гг. XX в.: Дисс. ... к. и. н. М., 2003.

71. Черников, Д. Ю. Московское психологическое общество в истории русской философии: Дисс. ... к. ф. н., М., 2008.

72. Черников, Д. Ю. Московское психологическое общество. К истории становления антропологии в России / Д. Ю. Черников // Человек. - 2008. - № 1.

73. Чёрный, Ю. Ю. Антропология Н.Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции: Авт. дисс. ... к. ф. н. Ростов-на-Дону, 2007.

74. Чуева, И. П. Критика идей интуитивизма в России / И. П. Чуева. - Л., 1963.

75. Шкоринов, В. П. Этический иррационализм в России / В. П. Шкоринов. -Ростов-на-Дону, 1973.

76. Щипанов, И. Я. Критика В. И. Лениным идеологии «Вех» и современность // Вестник МГУ. - Серия «Философия». - 1970. - № 2.

77. Элен, П. Семён Франк как политический мыслитель / П. Элен // Вопросы философии. - 2003. - № 11.

78. Юдина, Т. С. Общественно-политическая деятельность С.Н. Булгакова: 1890-1918 гг.: Дисс. ... к. и. н. М., 2009.

79. Burchardi, К. Religiös-Philosophische Vladimir-Solov'ev-Gesellschaft" (19051918) / К. Burchardi // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. - Band. 53. -

B„ 1998.

80. Scherrer J. Dia Petersburger Religiös-Philosophischen Vereinigungen. (Die Entwicklung des religiösen Selbstverständnisses ihrer Intelligencija-Mitglieder (1901-1917) / J. Scherrer // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Band 19. -B„ 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.