Ведущие внецерковные православные организации русского зарубежья в 1920-е годы: специфика формирования и деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Шишилова, Ольга Юрьевна

  • Шишилова, Ольга Юрьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 154
Шишилова, Ольга Юрьевна. Ведущие внецерковные православные организации русского зарубежья в 1920-е годы: специфика формирования и деятельности: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2012. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шишилова, Ольга Юрьевна

Содержание

Введение

Глава 1. Факторы образования внецерковных православных организаций

1.1. Факторы образования внецерковных православных организаций в России в период с конца XIX в. - до 1917 г

1.2. Факторы образования внецерковных православных организаций в русском зарубежье в 1920-е гг

Глава 2. Русское Студенческое Христианское Движение в 1920-е гг

2.1. Образование и основные направления деятельности РСХД

2.2. Идеологические установки РСХД

2.3. Перспективы духовного развития России в концепциях деятелей РСХД

Глава 3. Религиозно-философская академия в 1920-е гг

3.1. Формирование и основные направления деятельности Религиозно-философской академии

3.2. Идеологические установки Религиозно-философской академии

3.3. Перспективы духовного развития России в концепциях деятелей Религиозно-философской академии

Глава 4. Братство Святой Софии в 1920-е гг

4.1. Образование и основные направления деятельности Братства Святой Софии

4.2. Программные установки Братства Святой Софии

4.3. Идеологические споры вокруг Братства Святой Софии

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ведущие внецерковные православные организации русского зарубежья в 1920-е годы: специфика формирования и деятельности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Русское зарубежье представляет собой особый культурный феномен XX столетия и является одной из наиболее востребованных тем современной исторической науки. Изучение опыта сохранения национальной культуры деятелями русского зарубежья при условии одновременной адаптации к новым условиям и приобщения к ценностям западной цивилизации имеет большое научное значение. В XXI в. в эпоху глобализации, активных межнациональных и межкультурных контактов, как никогда прежде, становится важной как задача сохранения собственно национальных традиций, так и поиск путей плодотворного межкультурного диалога. Появление нового мироустройства, глобализация человеческого быта и культуры заставили российское общество обратиться к поиску новых ценностных парадигм, вызвали стремление восполнить духовный вакуум с помощью приобщения к культурному и религиозно-философскому наследию деятелей русского зарубежья, которые продемонстрировали удивительную способность сохранения национального духа вне России.

Задачи сохранения русской культуры, религии, традиций и языка в эмиграции успешно выполнялись внецерковными православными организациями, такими как Русское студенческое христианское движение, Религиозно-философская Академия, Братство Святой Софии, изучение которых весьма актуально как в научном, так и в практическом плане. Данные организации были созданы при содействии Христианского союза молодых людей (УМСА/ИМКА), а их руководителями стали наиболее видные фигуры русского зарубежья, чьи жизни и творческие пути находились в постоянном соприкосновении друг с другом: В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др. Эти ученые стояли у истоков религиозно-философского возрождения в среде русской интеллигенции, прошли сложный духовный путь к религии через увлечение марксизмом и находились в постоянном общении друг с другом.

Актуальность данной темы обусловливается также стойким интересом общественности к культурным веяниям и духовной атмосфере в России в начале XX в. Внецерковные православные организации стали неотъемлемой частью напряженных духовных исканий той эпохи, они создали благоприятную почву для развития религиозно-философской и богословской мысли, внесли существенный вклад в русскую культуру. В то же время в России деятельность внецерковных православных организаций остается недостаточно изученной и требует комплексного исследования.

Состояние научной разработанности темы. Изучение истории русской эмиграции получило мощный импульс в 1980-х годах и до настоящего времени не теряет своей актуальности. Обрушение «железного занавеса» открыло российским исследователям многогранным мир русского зарубежья, множество тематик и проблем для всестороннего осмысления, позволило преодолеть господствовавшую идеологическую и политическую тенденциозность. За последние десятилетия накоплен достаточно большой пласт работ, посвященных самым разнообразным аспектам жизни русского зарубежья. Следует отметить, что наибольший интерес у исследователей, занимающихся проблемами российской эмиграции, вызывает именно период 1920 - 1930-х гг., как сконцентрировавший наибольший культурно-образовательный потенциал. Среди работ, содержащих материалы по теме настоящего исследования, а именно внецерковных православных организаций 1920-х гг. можно выделить следующие блоки.

Первый блок исследований составляют общие работы о русском зарубежье и эмиграции. Поскольку внецерковные православные организации, участниками которых являлся цвет русской интеллигенции, занимали видное место в общественной и культурной жизни русского зарубежья, то комплексные исследования, посвященные эмиграции, рассматривают наиболее яркие аспекты религиозной деятельности и ее выдающихся представителей. Среди работ этого блока можно выделить уже ставшие классическими по истории русского зарубежья труды Раева М.

«Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939», П. Е. Ковалевского «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920 - 1970)», В. В. Костикова «Не будем проклинать изгнанье...: Пути и судьбы русской эмиграции», М. В. Назарова «Миссия русской эмиграции»1.

Второй блок работ составляют исследования по истории Церкви, где в разделах о XX в. анализируется ее отношение к религиозным организациям и взаимодействие с ними. Среди работ данного блока можно выделить следующие: В. Русак «История российской Церкви со времени основания до наших дней», Г. Митрофанов «Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы», А. Карташев «Очерки по истории русской Церкви», Г. Иванов-Тринадцатый «Русская Церковь лицом к Западу», Иоанн (М. Б. Максимович) «Русская зарубежная Церковь» .

Наиболее полно картину жизни русской религиозно настроенной интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ века и ее деятельность за рубежом показал Н. М. Зернов - один из виднейших деятелей русского зарубежья, мыслитель, секретарь Русского студенческого христианского движения и первый редактор «Вестника РСХД». Многочисленные книги и статьи Н. М. Зернова представляют большую ценность, в силу того, что жизнь их автора проходила в центре тех событий, которые играли важную роль для русского зарубежья, вследствие чего работы Н. М. Зернова можно отнести и к историческим источникам. Особый интерес представляют следующие работы: «Русское религиозное возрождение XX века», «Вселенская Церковь и русское православие», «Русские писатели эмиграции: биографические

1 Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939. М., 1994; Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920 -1970). Париж, 1971; Костиков В. В. Не будем проклинать изгнание: Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990; Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. М., 1994.

2 Русак В. История российской Церкви со времени основания до наших дней. Вашингтон, 1993; Митрофанов Г. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб, 1995; Карташев А. Очерки по истории русской Церкви. Париж, 1959; Иванов-Тринадцатый Г. Русская Церковь лицом к Западу. Мюнхен, 1994; Иоанн (Максимович М. Б.) Русская зарубежная Церковь. Джорданвилль, 1991.

сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре»3.

«Русское религиозное возрождение XX века» - крупная, глубокая работа о жизни русской интеллигенции на родине и в эмиграции. Автор подробно рассмотрел ее взаимоотношения с властью, как с царской, так и с советской, ее обращение к религии, возникновение и работу внецерковных православных организаций. Н. М. Зернов описал небывалый религиозный подъем в начале века в рядах интеллигенции, даже тех, кто прежде не отличался рьяной приверженностью к Церкви, однако, отметил, что лишь очень немногие смогли назвать причины и условия данной метаморфозы. Н. М. Зернов пришел к выводу, что именно ситуация в стране оказала определяющее влияние на этот процесс: гражданская война, иностранная интервенция, борьба идеологий, аресты, ссылки, массовые казни, отсутствие элементарных условий цивилизованного существования привели к духовной переориентации многих людей и вытолкнули их из России.

К третьему блоку относятся работы, посвященные различным религиозным организациям. Следует отметить, что среди внецерковных православных организаций первой четверти XX в. наибольший интерес у исследователей вызывает самая известная и крупная из них - Русское студенческое христианское движение, в рамках изучения которой основное внимание уделяется культурно-образовательному аспекту ее деятельности. В рядах исследователей, занимающихся историей РСХД, особо следует выделить Л. А. Можаеву, М. Ф. Гуськова, С. Щукина и, безусловно, А. Л. Гуревича4.

3 Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. Париж, 1991; Зернов Н. М. Вселенская Церковь и русское православие. Париж, 1952; Зернов Н. М. Русские писатели эмиграции: биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. Бостон, 1973.

4 Можаева Л. А. Русское студенческое христианское движение (1920-е- 1930-е гг.) // Новый исторический вестник. - 2001. - № 1. - С. 273-278; Гуськов М. Д. «УМСА» в России: история и настоящее // Религия и право. М., 1999. - №3. - С. 25-27; Щукин С. Материалы к истории Русского студенческого христианского движения в России // Русское возрождение. - 1985. - № 30. - С. 67 - 119; Гуревич А.Л. История деятельности РСХД: 1923 - 1939. М., 2003; Гуревич А.Л. Культурно-религиозная деятельность русской эмиграции: По материалам истории Русского студенческого христианского движения.: Дисс. ... к. и. н. - М., 2005.

А. Л. Гуревич в своем диссертационном исследовании «Культурно-религиозная деятельность русской эмиграции: По материалам истории Русского студенческого христианского движения» рассмотрел РСХД с момента его возникновения в эмиграции вплоть до начала XXI в. Автор проанализировал социальный состав соответствующих волн эмиграции из России, его культурный и образовательный уровень и провел параллели с этапами развития РСХД, выявил влияние определенных исторических периодов на взлеты и падения в деятельности Движения. В работе «История деятельности РСХД: 1923 - 1939 гг.» А. Л. Гуревич на основе отчетов деятельности РСХД в их печатном органе «Вестнике РСХД» обобщил работу данной организации во всех странах, где имелись ее кружки, в период ее особенной активности с 1923 по 1939 гг.

И. А. Алексеева в диссертационном исследовании «Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв.»5 изучила историю возникновения и деятельности таких крупнейших международных религиозных организаций, как Христианский союз молодых людей и Всемирная Студенческая Христианская Федерация. Освещая деятельность данных организаций в России, автор рассмотрела объединения, находившиеся под их покровительством - общество «Маяк» и Русское студенческое христианское движение, акцентируя внимание на социальном и образовательном аспекте их работы.

М. А. Сурайкин в работе «Молодежные движения и организации Российского Зарубежья в 1920 - 1930-е годы»6 исследовал молодежные объединения российских эмигрантов, прежде всего, политической направленности, отметив, что Русское студенческое христианское движение имело значительный вес среди организаций русского зарубежья.

Р. Берд в статье «УМСА и судьбы русской религиозной мысли» описал историю создания и функционирования Христианского союза молодых

5 Алексеева И. А. Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв.: Дисс. ... к. и. н. - М., 2006.

6 Сурайкин М. А. Молодежные движения и организации Российского Зарубежья в 1920 - 1930-е годы.: Дисс. ... к. и. н. -М., 2003.

людей (УМСА) и ее филиала в России Русского Студенческого Христианского Движения. Целью своего исследования он ставил выявление

7

«предыстории этого сотрудничества и главных вех его развития» .

В числе работ, в той или иной степени касающихся вопросов, связанных с ведущими внецерковными православными организациями или их участниками, значительное место занимают исследования посвященные изучению религиозно-философской мысли русского зарубежья. Активизации изучения эмигрантской философии способствовало издание работ ее главных представителей, прежде всего Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, И. А. Ильина,

о

П. Б. Струве, Л. П. Карсавина, А. Карташева и др. , идеи которых стали неотъемлемой частью духовной жизни современной России. Однако непосредственная деятельность выдающихся деятелей русского зарубежья, прежде всего, в лоне внецерковных православных организаций, руководителями и идеологами которых они являлись, остается недостаточно изученной.

Достаточно большое количество работ о русском зарубежье посвящено проблемам адаптации русских эмигрантов (3. С. Бочарова, Е. С. Постников, С. С. Ипполитов, Э. А. Шулепова и др). Авторы, занимающиеся данной проблематикой, отметили, что православная вера, а также членство в разнообразных религиозных организациях играло важную роль в процессе адаптации за рубежом9.

Исследования по вопросам книжного дела и периодической печати в эмиграции также затрагивают некоторые вопросы, связанные с

7 Берд Р. УМСА и судьбы русской религиозной мысли (1906 - 1947) // Исследования по истории русской мысли. - М., 2000. - С. 166.

8 Волкогонова О. Д. Образ России в философии Русского зарубежья. - М., 1998; Прохоренко А. В. Все в имени твоем, Россия. Парадигмы общественной мысли русского зарубежья. - СПб., 2003; Марчевская И. В. Русская религиозная философия в контексте постсоветской культуры.: Дисс. ... к. ф. н. - Ростов-на-Дону, 2004; Ковалева М. В. Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.: Дисс. ... к. ф. н. - Курск, 2009; Асадуллина Г. Р. Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ.: Диес. ... к. ф. н. - Уфа, 2009; Степанов С. Г. Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX в.: Дисс. ... к. ф. н. - Тверь, 2010 и др.

9 Шулепова Э. А. Роль и место православной Церкви в процессе адаптации русской эмиграции // Российское зарубежье: история и современность. - М., 1998; Ипполитов С. С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. - М., 2004; Постников Е. С. Адаптация российского студенчества в эмиграции в начале 20-х годов XX в. // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX - XX веках. Сборник статей. - М.: Институт российской истории РАН, 1996 и др.

деятельностью внецерковных православных организаций, поскольку большинство из них имело свои печатные органы, а их организаторы зачастую печатались во множестве зарубежных периодических изданий. Среди работ этого блока следует отметить следующие исследования: Аржаковский А. «Журнал «Путь» (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции», Е. А. Голлербах «К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности», А. Л. Гуревич «История издательства «УМСА-РгеББ» (с приложением подробной библиографии книг, опубликованных издательством)», Е. Г. Пашкина «Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции», а также А. В. Карташев, Н. А.

Струве «70 лет издательства «УМСА-Ргезэ» 1920 - 1990», которую также

ю

можно отнести и к историческому источнику .

Таким образом, имеющаяся историографическая база, позволяет сделать вывод о том, что наиболее изученной из внецерковных православных организаций русского зарубежья является РСХД, которому посвящено достаточно большое количество работ. В свою очередь, РФА и Братство Святой Софии до настоящего момента не становились самостоятельным объектом комплексного исследования.

Объектом настоящего исследования являются, созданные наиболее видными представителями интеллигенции русского зарубежья, ведущие внецерковные православные организации (РСХД, РФА, Братство Святой Софии), которые являются знаковыми для выявления основных особенностей и специфики развития подобных организаций в целом.

Предмет исследования - основные аспекты и особенности деятельности ведущих внецерковных христианских организаций, а также структура их взаимосвязей.

10 Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. -Киев, 2000; Голлербах Е. А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности. - СПб., 2000; Гуревич А. Л. «История издательства «УМСА-РгеБв» (с приложением подробной библиографии книг, опубликованных издательством)». - М., 2004; Пашкина Е. Г. «Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции».: Дисс. ... к. ф. н. - М, 2008; Карташев А. В. Струве Н. А. 70 лет издательства «УМСА-РгезБ» 1920 - 1990. - Париж, 1990.

Хронологические рамки исследования. Выбор хронологических рамок диссертации объясняется тем, что именно в 1920-е годы XX в. происходил процесс массового возникновения внецерковных православных организаций в эмиграции и период их наиболее активной деятельности, которая позже постепенно снизилась в предвоенный период и практически сошла на нет к началу Второй Мировой войны.

Цель диссертации - выявить особенности становления, деятельности, и в итоге, роль ведущих внецерковных православных организаций в духовной жизни русского зарубежья в исследуемый исторический период.

Для реализации цели исследования реализованы следующие задачи: выявлены социокультурные факторы образования ведущих внецерковных православных организаций в России и в эмиграции;

- выявлены особенности формирования, деятельности, программные установки и перспективы духовного развития России в концепциях деятелей Русского Студенческого Христианского Движения;

- проанализированы особенности формирования, деятельности, программные установки Религиозно-Философской Академии и перспективы духовного пути развития России, разрабатываемые в лоне РФА.

- описаны организационные основы, виды деятельности и программные установки Братства Святой Софии.

Источниковая база исследования. При работе над настоящим диссертационным исследованием использовались источники двух типов: опубликованные и неопубликованные (архивные).

В работе были использованы архивные материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Коллекция документов различных эмигрантских организаций, находящаяся в ГАРФ (Ф. 9145, Д. 589-590 «Материалы Объединенного комитета Русского студенческого христианского движения (протоколы, циркуляры, программы и др.)» Т. 1-2.)

содержит делопроизводственные документы РСХД - Устав РСХД, Общие положения о национальной идеологии РСХД, Об условиях вступления в Русское студенческое христианское движение новых действительных членов и о церковной форме их принятия11, а также большое количество материалов публицистического характера - статьи В. В. Зеньковского, И. А. Лаговского, С. Четверикова и др.12

Фонд Н. А. Бердяева (Ф. 1496), находящийся в РГАЛИ, содержит около тысячи единиц хранения, в том числе материалы, относящиеся к истории возникновения и деятельности Религиозно-философской академии (РФА) -статьи Н. А. Бердяева, а также программу РФА13.

Говоря о видовой специфике источников, прежде всего, необходимо отметить делопроизводственные документы внецерковных православных организаций. Данные материалы представляют большую ценность для исследования, поскольку позволили выявить организационные основы деятельности РСХД, РФА, Братства Святой Софии и их идеологические

14

установки .

Весомую роль при подготовке работы сыграли публицистические источники, среди которых научно-философские произведения и статьи деятелей ведущих внецерковных православных организаций. Научно-философские произведения участников религиозных организаций: Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, А. В. Карташева и др. содержат комплексный

11 Устав РСХД // ГАРФ. Ф. 9145. Оп. 1. Д. 589. Л. 136; Общие положения о национальной идеологии РСХД // ГАРФ. Ф. 9145. Оп. 1. Д. 589. Л. 138; Об условиях вступления в Русское Студенческое Христианское Движение новых действительных членов и о церковной форме их принятия // ГАРФ. Ф. 9145. Оп. 1. Д. 590. Л. 73.

12 Зеньковский В. В. К тем, кто любит молодежь // ГАРФ. Ф. 9145. Оп. 1. Д.589. Л. 17; Лаговский И. А. Борьба с безбожием // ГАРФ. Ф. 9145. Оп. 1. Д. 589. Л. 185; Четвериков С. Русское студенческое христианское движение и финансовая кампания // ГАРФ. Ф.9145. Оп.1. Д.306. Л.1; Доклад о. С. Четверикова 3-му Епархиальному Собранию Духовенства и Мирян Западно-Европейской Православной Русской Епархии // ГАРФ. Ф. 9145. Оп. 1. Д. 590. Л. 103.

13 Программа Религиозно-философской академии // РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Д. 88. Л. 1; Бердяев Н. А. О духовном возрождении России и задачах Религиозно-философской академии // РГАЛИ. Ф. 1496. О. 1. Д. 88. Л. 7; О реорганизации Религиозно-философской академии в Берлине при УМСА // РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Д. 88. Л. 10 и др.

14 Проект Устава Братства Святой Софии - Премудрости Божией // Исследования по истории русской мысли. - М., 1997; Молитвенное правило для членов Братства имени Св. Божественной Софии // Исследования по истории русской мысли. - М., 1997; Протокол совещания членов Братства во имя Св. Софии 14/27 марта 1924 г. (Прага) // Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923 - 1939. - М., 2000 и др.

анализ причин возникновения, эволюции, основных видов деятельности и идеологии внецерковных православных организаций под влиянием духовной атмосферы в России и в русском зарубежье15. Статьи руководителей и участников религиозных организаций, как правило, представляют собой рекомендации по практической деятельности, обобщение результатов проделанной работы, обсуждение насущных проблем молодежи на родине и в эмиграции и другие вопросы. Несмотря на то, что данный вид источников отличается определенной тенденциозностью, он позволил восстановить духовный климат внутри ведущих внецерковных православных организаций, выявить наиболее волнующие вопросы для их участников и видение ими духовного пути развития России16.

Ряд вышеуказанных источников был опубликован в периодических изданиях («Вестник РСХД», «Путь», «Духовный мир студенчества») внецерковных организаций. Эти носители информации содержат разнообразный материал, охватывающий все стороны жизни и деятельности внецерковных организаций: сведения о работе руководящих органов; письма участников о волнующих их вопросах; отчеты о съездах и собраниях; статьи на различные философские и религиозные темы; хроники и результаты деятельности.

Личная переписка играла значительную роль в жизни внецерковных православных организаций в эмиграции, так как их члены, находящиеся за тысячи километров в разных странах, часто не имели возможности непосредственно общаться друг с другом, обмениваться мыслями и планами.

15 Бердяев Н. А. Русская идея. - М., 1998; Бердяев Н. А. Самопознание. - М., 1998; Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России. - М., 2004; Зеньковский В. В. История русской философии. - М., 2011; Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви. - Париж, 1959 и др.

16 Зеньковский В. В. Русское Студенческое Христианское Движение: История, деятельность, задачи // Вестник РСХД. - 1949. - № 7-8, 9-10; Зеньковский В. В. Очерки идеологии Русского Студенческого Христианского Движения // Вестник РСХД. - 1929. - № 5-6; Зеньковский В. В. О Братстве Святой Софии в эмиграции // Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923 - 1939. - М., 2000; Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» // Путь. Орган русской религиозной мысли. -Париж. - 1935. - № 49; Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.). - М., 2005 и др.

В работе над настоящей диссертацией использовалась личная переписка В.

17

В. Зеньковского, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др.

В работе также использовались воспоминания членов внецерковных православных организаций, содержащие сведения о различных аспектах деятельности внецерковных православных организаций с позиций их непосредственных участников18.

В целом, источниковая база исследования является достаточно репрезентативной, что позволило решить поставленные в работе задачи.

Теоретико-методическую основу диссертации составляют принципы научной объективности и историзма. Они нацелили на тщательный анализ информации о наиболее значимых внецерковных православных организациях русского зарубежья 1920-х гг. При изложении фактического материала применялись историко-генетический и историко-типологический методы. Эти методы были ориентированы не только на изучение общих черт, но и специфических особенностей каждой организации.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в данной работе введены в научный оборот ранее неопубликованные источники (Общие положения о национальной идеологии РСХД, Об условиях вступления в Русское Студенческое Христианское Движение новых действительных членов и о церковной форме их принятия); реконструированы организационные основы и направления деятельности Русского студенческого христианского движения, Религиозно-философской академии и Братства Святой Софии; показана перспектива духовного развития России в концепциях видных деятелей внецерковных православных организаций; определена степень влияния Русского студенческого христианского

17 Письмо Н. А. Бердяева к П. Б. Струве. Берлин, 5 декабря 1922 // Исследования по истории русской мысли. - М., 2000; Письмо Н. А. Бердяева к П. Н. Савицкому. 30 апреля 1923 г. // Исследования по истории русской мысли. - М., 2000; Письмо Н. С. Трубецкого к прот. С. Булгакову. 1924. // Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923 - 1939. - М., 2000; Письмо прот. С. Булгакова и В. В. Зеньковского к А. В. Карташеву. 1924 г. // Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923 - 1939. - М., 2000 и др.

18 Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. - Орел, 1998; Андерсон П. Ф. «Бердяевские годы» (1922-1939) // Вестник РХД. - 1985. - № 144 и др.

движения, Религиозно-философской академии и Братства Святой Софии на духовную жизнь русского зарубежья.

Практическая значимость исследования определяется тем, что имеющиеся в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие в отечественной исторической науке и религиоведении представления о внецерковных православных организациях и специфике их воздействия на общественное сознание в широком смысле слова. Материалы диссертации и содержащиеся в нем выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе светских и духовных учебных заведений, при разработке курсов лекций по философии, истории религий, культурологии.

Апробация исследования. Научные выводы и материалы диссертации представлены автором в виде докладов и сообщений на многих научных конференциях и семинарах, в том числе и на Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, РУДН, 2006 - 2008), всероссийских научных конференциях «История России: личность, общество и природа страны» (Москва, МПГУ, Ключевские чтения - 2010), «Модернизационные процессы в России: XIX -н. XXI века» (Москва, МПГУ, Ключевские чтения - 2011) и других.

Положения и выводы работы нашли отражение в публикациях автора, в том числе в Вестнике РУДН серии «История России» и в научно-методическом журнале «Интеграция образования», которые входят в перечень ведущих журналов ВАК Российской Федерации.

Обсуждение диссертационной работы состоялось на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов.

Структура диссертации определяется ее содержанием. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Шишилова, Ольга Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая четверть XX в. отмечена появлением многочисленных религиозных организаций, обществ, движений и т. д. Это было ответной реакцией на колоссальные изменения и катаклизмы бурного времени. Конец XIX - начало XX вв., как и все переходные периоды в истории человечества, отличался особыми политическими, экономическими, социальными, духовными условиями и повлек за собой ломку сознания, следствием которой стало массовое обращение к религии, мистике, оккультизму. А конечным результатам этих духовных исканий было образование различных религиозных организаций. Их возникновению способствовал целый ряд взаимосвязанных процессов, приведший в итоге к переориентации русской интеллигенции и направивший ее на поиски духовного пути развития России в лоне религии. Важнейшим шагом в этом направлении послужила эволюция взглядов широкого круга интеллигенции от материализма к православию, произошедшая под влиянием переходного периода начала XX в., идей В. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, религиозных философов XIX и XX вв.

Кроме того, на рубеже веков переосмысление русской культуры с христианских позиций, на первый план выходят вопросы религии, посредством которой представители интеллигенции пытаются развязать клубок противоречий российской жизни конца XIX - начала XX вв. В рядах интеллигенции растет убеждение в спасительной роли православия, через которое должно осуществиться возрождение России. Не найдя широкого отклика в среде духовенства и не получив от него ответов на свои вопросы, представители интеллигенции начинают самостоятельно искать православный идеал и берут на себя задачу духовного возрождения России, для осуществления которого Церковь в ее современном состоянии была не способна. Эту миссия была возложена на многочисленные религиозные организации, активно появлявшиеся в то время. Они были призваны воплотить в жизнь христианскую правду и справедливость, распространять православие среди неверующих кругов интеллигенции.

Большинство религиозных организаций возникло еще в России, но с приходом к власти большевиков они подверглись гонениям в связи с антирелигиозной политикой нового руководства страны и либо прекратили свое существование, либо переехали за рубеж и продолжили свою деятельность. Надо заметить, что в эмиграции религиозные организации возродились к жизни под воздействием иных факторов и на новых идеологических основаниях. За рубежом на первый план вышло стремление самозащиты от чужой, враждебной среды, объединение созидательных сил русской интеллигенции с целью создания микромиров русской культуры и очагов православия. Перед русскими переселенцами в эмиграции встали первостепенные задачи оздоровления психологического климата в среде беженцев, сохранения, развития и передачи молодому поколению культурных и религиозных традиций родной страны, сохранения его национального самосознания и подготовки для последующей плодотворной работы на восстановление и процветание России. Все эти задачи успешно решались религиозными организациями русского зарубежья, которые возглавлялись ведущими философами, богословами, педагогами и обладали огромным творческим и научным потенциалом для осуществления поставленных задач. Религиозные объединения помогли русским людям не затеряться в потоке разнообразных веяний западной культуры и не утратить национальное самосознание. На иностранной почве продолжила свое развитие русская культура, философская мысль, художественная литература, иконопись, архитектура и просветительская деятельность в духе национальных традиций. Представители русской интеллигенции, возглавившие религиозные объединения, раскрыли новые стороны христианства, которые имели огромное значение для будущих поколений православных людей.

Среди различных религиозных обществ русской эмиграции особо выделяются Русское Студенческое Христианское Движение, Религиозно-философская академия и Братство Святой Софии, которые были глубоко связаны друг с другом. Все эти организации появились в России и возродились в эмиграции в начале 1920-х гг. при содействии УМСА и Всемирной Студенческой Христианской Федерации. Находясь в одной структуре (УМСА) и объединяя в своем составе одних и тех же людей, данные объединения активно сотрудничали: председатель Академии Н. А. Бердяев являлся одним их духовных наставников Движения, деятели РСХД участвовали в деятельности Религиозно-философской академии, определение религиозной позиции по важнейшим вопросам современности и выработка линий руководства этими двумя организациями обсуждалась в Братстве Святой Софии. Следует заметить, что несмотря на активное взаимодействие, в данных объединениях имелись принципиальные отличия в идеологии и взглядах на источники духовного возрождения России. Поиск путей духовного развития России явился одним их основных аспектов деятельности данных организаций, поскольку он был связан не только с переживанием за будущее утерянной родины, но и с надеждой вернуться и стать участниками создания новой России. Братству Святой Софии, как идеологическому центру, пришлось столкнуться с рядом значительных трудностей в достижении единомыслия и выработке общей линии управления двумя другими обществами в силу того, что, несмотря на схожие позиции по комплексу вопросов, между столь яркими личностями не могло не возникнуть определенных разногласий.

В конечном итоге РСХД утвердилась как, прежде всего, церковно ориентированная организация, деятельность которой носила ярко выраженный молитвенно-литургический характер, чуждый деятелям Религиозно-философской академии, которых «ранил прозаизм, некрасивость, рабье обличье официальной церковности». Идеологи Академии, прежде всего, дорожили независимостью философской мысли, свободой, духовным творчеством. Они исповедовали эсхатологическое христианство в противовес «традиционно-бытовому» христианству РСХД, в среде которого впоследствии сформировалось мнение о лидерах Академии как о модернистах, вольнодумцах и еретиках, что и послужило в дальнейшем поводом к разрыву. В свою очередь деятели РФА упрекали членов Движения в низких умственных интересах, равнодушии к истории русской религиозной мысли, боязни свободы и самостоятельной духовной работы, всецелом подчинении авторитету церковных иерархов, отсутствием идейного беспокойства, связанного жизненными проблемами современной эпохи. Идеологи Академии считали, что православие может быть лишь базисом, духовной основой деятельности, но не конкретной задачей, каковой ее ставило РСХД. Задачей, как таковой, по мнению деятелей РФА, должно быть раскрытие из глубин православия отношения к полноте жизни, а православная церковь должна быть источником духовного возрождения человека во всех вопросах, поставленных жизнью. Идеологи Академии подчеркивали также, что содержание православия не заключается лишь в храмовом благочестии, на которое особое внимание обращали лидеры РСХД. Такая идеология, по мнению Религиозно-философской академии обедняет православие. Благочестие, в представлении руководителей Академии, это, прежде всего, явление личной духовной жизни, и оно не может быть лозунгом какого то ни было движения.

В лоне Религиозно-философской академии были убеждены, что в современных условиях необходима выработка и реализация христианского отношения к культуре и социальной жизни, к проблемам, которые волнуют мир, который растерзан политическими и национальными страстями. И дело христианства внести в эту тьму страстей и инстинктов просветление, а для этого необходимо, руководствуясь христианской совестью, определить свое отношение к насущным политическим и социальным вопросам. РСХД же, по мнению деятелей Академии, находилось под стеклянным колпаком и равнодушно к острейшим проблемам современности. Оцерковление жизни, как цель РСХД, осталась, как казалось идеологам Академии, безжизненной формулой, которая выражалась в хождении в церковь по воскресеньям и праздничным дням. Борьба за ценность и достоинство человеческой личности, свободу духа и духовной жизни, духовную культуру и ее ценности должны были, по мнению деятелей Академии стать центральными в современную им эпоху. В свою очередь, РСХД основной упор делало на приобщение к церковной жизни и стремилось привнести религиозность во все сферы жизнедеятельности.

Перспективы духовного развития России в концепциях деятелей Религиозно-философской академии было во многом схоже со взглядами членов РСХД в своем стремлении возродить общество с помощью утверждения христианских ценностей и углубления веры. Но и значительно отличалось, поскольку деятели Академии, главный источник духовного развития России видели в самой России.

Внутри Братства Святой Софии также далеко не по всем вопросам существовало единогласное мнение, скорее это была вольная трибуна для живого философского общения, обмена взглядами, попыткой найти способы переложения своих концепций на реальную почву. Причин для разномыслия в Братстве было немало. С одной стороны, рассеянность его учредителей по разным городам Европы зачастую лишала их возможности реально ощутить свое единство и воплощать его в деятельности Братства. С другой стороны, в состав учредителей Братства попали лишь наиболее яркие представители церковной мысли, а присущая таким людям естественная погруженность в свой духовный мир затрудняла слияние в Братстве.

Несмотря на различные подходы к тому, каким образом нужно было осуществлять важнейшие задачи, стоявшие перед эмигрантским сообществом, необходимо отметить, что исследуемые в настоящей работе религиозные организации одинаково успешно справлялись со всеми поставленными целями. Каждая из них имела большое значение для духовной жизни русского зарубежья, которое состояло в том, что они выполняли аксиологическую и компенсаторную функцию. Эти объединения оставили заметный след в жизни русского зарубежья, они способствовали сохранению духовной связи с Россией, помогли русским людям не утратить национальное самосознание. На иностранной почве продолжала развиваться русская культура и просветительская деятельность в духе национальных традиций. РСХД, Религиозно-философская академия и Братство Святой Софии проделали огромную работу по сохранению и развитию русской религиозной традиции и культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шишилова, Ольга Юрьевна, 2012 год

Литература

Алексеева И.А. Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв.: Дисс. ... кандидата исторических наук. М., 2006. - 146 с.

Аржаковский А. А. Журнал «Путь» (1925 - 1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев, Феникс, 2000. - 656 с.

Асадуллина Г.Р. Духовная личность в русской религиозной философии: социально-философский анализ.: Дисс. ... кандидата философских наук. Уфа, 2009.- 176 с.

Берд P. YMCA и судьбы русской религиозной мысли (1906 - 1947) // Исследования по истории русской мысли. М.: ОГИ, 2000. - С. 165-198.

Бердяев Н. А. Русская идея. / Самопознание: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - С. 11 - 248.

Бердяев Н. А. Самопознание. / Самопознание: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - С. 249 - 606.

Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России. М.: Канон+, 2004. -

448 с.

Богачевская-Хомяк М. Философия, религия и общественность в России в конце XIX и начале XX вв. // Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург: Отделение славянских языков и литератур Питтсбургского

университета, 1975. - С. 54-64.

Богослов, философ, мыслитель: Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва). М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - 152 с.

Бочарова 3. С. Российское зарубежье 1920 - 1930-х гг. как феномен отечественной истории. М.: АИРО-ХХ1, 2011. - 304 с.

Вандаяковская М.Г. Некоторые аспекты адаптации научной и политической эмиграции (1920 - 1930-е гг.) // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX - XX веках. Сб. ст. М.: Институт российской истории РАН, 1996. - С. 34 - 38.

Владыкина В. А., Красавицкая Т. Ю. Из истории русской школы за рубежом (20-е годы XX в.) // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт культурологии, 1998. - С. 84 - 91. Волкогонова О.Д. Н. А. Бердяев: интеллектуальная биография М.: Изд-

во МГУ, 2001.-112 с.

Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского зарубежья. М.:

Российская политическая энциклопедия, 1998. - 325 с.

Голлербах Е.А. К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности. СПб.: Алетейя, 2000.-470 с.

Гуревич A.Jl. История деятельности РСХД: 1923 - 1939. М.: Спутник+, 2003.- 159 с.

Гуревич А.Л. Культурно-религиозная деятельность русской эмиграции: По материалам истории Русского студенческого христианского движения.: Дисс. ... кандидата исторических наук. М., 2005. - 256 с.

Гуськов М.Д. «YMCA» в России: история и настоящее // Религия и право. М., 1999. №3. - С. 25 - 27.

Дмитриева Н. К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: Жизнь и творчество). М.: Высшая школа, 1993. - 271 с.

Жилкин В. С. Библиотека Н. М. Зернова в России // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт культурологии, 1998. - С. 136- 147.

Зайденберг С. И., Котт В. К. Духовные движения в истории русского православия. М.: Свято-Сергиевское братство, 2004. - 68 с.

Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, 2011.-880 с.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005. -

368 с.

Зеньковский В.В. Смысл православной культуры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 272 с.

Зернов Н. М. Вселенская церковь и русское православие. Париж: YMCA-Press, Лондон: Содружество Св. Албания и преп. С. Радонежского, 1952.-318 с.

Зернов Н. М. Русские писатели эмиграции: биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. Бостон: G. К. Hall & Со., 1973. - 181 с.

Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. Париж: YMCA-

Press, 1991.-382 с.

Иванов-Тринадцатый Г. Русская церковь лицом к Западу. Мюнхен:

Обитель преп. Иова Почаевского, 1994. - 362 с.

Иоанн (Максимович M. Б.) Русская зарубежная церковь. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1991. - 40 с.

Ипполитов С. С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М.: Изд-во Ипполитова, 2004. - 434 с.

История издательства «YMCA-Press» (с приложением подробной библиографии книг, опубликованных издательством) М.: Компания Спутник+, 2004. - 60 с.

История Российского зарубежья: Проблемы историографии (конец XIX XX вв.): Сб. ст. / Сост. Г.Я. Тарле. М.: ИРИ РАН, 2004. - 255 с.

Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Париж: YMCA-Press, 1959. Т. 2-562 с.

Карташев A.B. Струве H.A. 70 лет издательства «YMCA-Press» 1920 -1990. Париж: YMCA-Press, 1990.-40 с.

Ковалева М.В. Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.: Дисс. ... кандидата философских наук. Курск, 2009. - 141 с.

Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920 - 1970). Париж: Librairie des Sinq Continents, 1971. - 347 с.

Костиков В. «Не будем проклинать изгнанье...» Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Вагриус, 2005. - 464 с.

Кырлежев А. Юбилей РСХД. К 75-летию Первого Пшеровского съезда // Русская мысль. - 1998. - № 4606. - С. 17.

Мальцев К.Г., Мальцева A.B. «Философия свободы» и соблазн христианского государства: H.A. Бердяев и И.А. Ильин. М.: МАКС Пресс, 2001.-336 с.

Марчевская И.В. Русская религиозная философия в контексте постсоветской культуры.: Дис. ... кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2004. - 147 с.

Митрофанов Г. Русская православная церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб, 1995.-654 с.

Можаева Л. А. Русское студенческое христианское движение (1920-е-1930-е гг.) // Новый исторический вестник.-2001.- № 1. - С. 35 - 37.

Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. М.: Родник, 1994. - 414 с.

Пашкина Е.Г. «Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции».: Дис. ... кандидата философских наук. М, 2008. - 267 с.

Постников Е. С. Адаптация российского студенчества в эмиграции в начале 20-х годов XX в. // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX - XX веках. Сборник статей. М.: Институт российской истории РАН, 1996. - С. 23 - 27.

Прохоренко А. В. Все в имени твоем, Россия. Парадигмы общественной мысли русского зарубежья. - СПб., 2003. - 152 с.

Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. - 296 с.

Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии / Под ред. Е. И. Пивовар. М.: РГГУ, 2008.-545 с.

Российское православие за рубежом: библиографический указатель литературы и источников: 1918 - 2006 гг. М.: ИПВА, 2007. - 630 с.

Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках: Аннот. указатель книг, журн. и газ. публ., изданных за рубежом в 1917-1991 гг.: В 4 т. / ГПИБ. М.: РОССПЭН, 2005.

Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. - 748 с.

Русское Зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция. / Под общей ред. Л. А. Мнухина. Париж: УМСА-РгеББ М.: ЭКСМО, 1995-1997. Т. 1-4. 1920-1940.

Русская православная Церковь за границей. 1918 - 1968 / Под ред. А. А. Соллогуб. Нью-Йорк: Русская духовная миссия Русской православной

Церкви за границей, 1968. Т. 1 - 762 с.

Русские в Праге. 1918 - 1928 гг. / Под ред. С. П. Постникова. Прага:

Изд-во С. П. Постникова, 1928. - 343 с.

Селунская В.М. Проблемы адаптации эмигрантов из России в европейском зарубежье 20 - 30-х гг. XX в. // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX - XX веках. Сборник статей. М.:

Институт российской истории РАН, 1996. - 51 - 58.

Старцева А. В. «Русский Берлин» в 1921 - 1923 гг. // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт

культурологии, 1998. - С. 78 - 83.

Степанов (Русак) В. История российской церкви со времени основания

до наших дней. Вашингтон, 1993. - 580 с.

Степанов С. Г. Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX в.: Дисс. ... кандидата

философских наук. Тверь, 2010.- 195 с.

Сурайкин М. А. Молодежные движения и организации Российского

Зарубежья в 1920 - 1930-е годы.: Дисс. ... кандидата исторических наук. М., 2003.- 168 с.

Шулепова Э. А. Роль и место православной церкви в процессе адаптации русской эмиграции // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт культурологии, 1998. - С. 21 - 27.

Щукин С. Материалы к истории Русского студенческого христианского движения в России // Русское возрождение. - 1985. - № 30. - С. 67 - 119. Anderson Р. В. No East or West. Paris: YMCA-Press, 1985.- 175 p. Zernov N. The Russians and Their Church. London: SPCK, 1978. - 192 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.