Женское творчество в "альманашный период" русской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Чупринова, Наталья Викторовна

  • Чупринова, Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 203
Чупринова, Наталья Викторовна. Женское творчество в "альманашный период" русской литературы: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2016. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чупринова, Наталья Викторовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Творчество женщин-писательниц в литературном процессе 18201830-х годов

1.1.Произведения русских писательниц в контексте романтизма

1.2. Женская тема и женские образы в альманашных публикациях

Глава 2. Литературное творчество З.А Волконской на страницах русских альманахов

2.1. Поэтические произведения З.А. Волконской в альманашных изданиях

2.2. Роль альманашных публикаций З.А. Волконской в становлении новой

русской прозы

Глава 3. Поэтические произведения сестер Н.С. и С.С. Тепловых в литературных альманахах

3.1. Судьбы сестер Тепловых и биографические мотивы в их поэтическом творчестве

3.2. Художественное своеобразие поэтических созданий сестер Тепловых

3.2.1. «Поэзия сердца» сестер Тепловых на страницах альманахов первой трети XIX века

3.2.2. Романтические мотивы и образы в стихотворениях сестер

Н.С. и С.С. Тепловых

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женское творчество в "альманашный период" русской литературы»

Введение

В современном литературоведении все больший интерес вызывает исследование «альманашного периода». «Назад тому около четырнадцати лет русская литература была по преимуществу альманашною. Молодая публика <...> тем с большим жаром принимала эти книжки, что и сама участвовала в их составлении»1, - отмечал в 1844 году В.Г. Белинский. Действительно альманахи, популярные преимущественно в первой трети XIX века, стали особым явлением для русской литературы. В них можно было встретить произведения лучших поэтов и писателей эпохи: А.С. Пушкина, В.А.Жуковского, Е.А. Боратынского, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича, И.А. Крылова, И.И. Дмитриева, П.А. Плетнева, и многих других. Кроме известных литераторов, в альманахах публиковались также менее известные авторы. Альманахи представляли собой своеобразный «срез» литературной эпохи. «Альманах старался обозреть современное состояние российской словесности, показать, что она достойна внимания, и предложить читателям избранные, по возможности лучшие, новейшие её образцы»2, - отмечает А.И. Рейтблат.

Наиболее значимые явления литературного процесса 1820-30-х годов отразились в альманахах. Об этом писал в 1827 году А.С. Пушкин: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах»3.

Начало «альманачного периода», о котором писал В.Г. Белинский, было связано с появлением в 1823 году альманаха «Полярная звезда». Необычный успех альманаха способствовал тому, что их количество до 1830-х годов постоянно росло. Все они отличались поэтическими названиями: «Майский

1 Белинский В. Г. Молодик на 1844 год, украинский литературный сборник// Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 томах. Т. VIII. Статьи и рецензии 1843-1845. М.: АН СССР, 1955. С. 214.

2Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении. Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. С. 72.

3ПушкинА.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.6. Критика и публицистика. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 269.

листок», «Мнемозина», «Русская Талия», «Северные цветы», «Сириус», «Урания», «Денница», «Подснежник», «Радуга» и др.

В.Г. Белинский впоследствии предложил классификацию альманахов: «Одни из альманахов были аристократами, как например, "Северные цветы", "Альбом северных муз", "Денница"; другие - мещанами, как например, "Невский альманах", "Урания", "Радуга", "Северная лира", "Альциона", "Царское село" и проч.; третьи - простым черным народом, как например, "Зимцерла", "Цефей", "Букет", "Комета" и т.п. Альманахов последнего разряда не перечтешь - так много их. Аристократические альманахи украшались стихами Пушкина, Жуковского и щеголяли стихами гг. Боратынского, Языкова, Дельвига, Козлова, Подолинского, Туманского, Ознобишина, Ф. Глинки, Хомякова и других модных тогда поэтов. Эти альманахи издавались или известными литераторами, или людьми, имевшими большие и прочные литературные связи, - и потому все знаменитости охотно снабжали их своими произведениями; сочинения же посредственные или плохие попадали туда для балласта. Альманахи-мещане преимущественно наполнялись изделиями сочинителей средней руки и только для обеспечения успеха щеголяли несколькими пьесками, вымоленными у Пушкина и других знаменитостей, которые бросили в них что-нибудь залежавшееся в их портфелях, что-нибудь такое, чего бы они и совсем не желали видеть в печати. Альманахи-мужики наполнялись стряпнёю сочинителей пятнадцатого класса, горемык, которые за удовольствие видеть себя в печати готовы были платить деньги»4.

Наиболее исследованными в современном литературоведении являются «альманахи-аристократы».

В.Г. Белинский датировал завершение «альманашного периода» 1830-м годом. «Именно 1830 год В. Г. Белинский назвал "роковым" в истории русской литературы: журналы и альманахи один за другим прекращали свое

4Белинский В. Г. Молодик на 1844 год, украинский литературный сборник// Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 томах. Т. VIII. Статьи и рецензии 1843-1845. М.: АН СССР, 1955. С. 214-215.

существование. В это время "Денница" является как лебединая песня "альманачного периода"»5, - замечает Т.К. Батурова.

Необходимо также отметить определяющую роль А.С. Пушкина и его ближайших друзей в судьбе русских альманахов. Особенное значение для поэта имели «Северные цветы», издаваемые А.А. Дельвигом. А.С. Пушкин с самого начала поддерживал альманах. В каждой из книжек заметен вклад поэта, также А.С. Пушкин сыграл большую роль в оформлении художественной позиции альманаха, например, во многих своих литературных оценках постоянный обозреватель О.М. Сомов опирался на мнение А.С. Пушкина 6 . Необходимо указать, что «Северные цветы» на 1828 год вышли с портретом А.С. Пушкина на фронтисписе. Помимо этого, поэт был составителем последнего выпуска альманаха после преждевременной кончины А.А. Дельвига. В издательской карьере А.С. Пушкина «Северные цветы» стали предшественником «Современника».

Несмотря на разнообразие жанров альманашных публикаций, наиболее значимое место в книжках занимали поэтические тексты. Особенно славился поэтический раздел «Северных цветов». «Оставим прозу и поспешим отдохнуть в цветнике поэзии, существеннейшей части "Северных цветов", ибо здесь найдем мы прелестные, благоухающие цветы, взлелеянные лучшими нашими поэтами»7, - писал «Московский телеграф» в 1825 году. На страницах альманахов отразилась поэзия «золотого века» русской литературы, частью которой была женская поэзия.

«Жалуются на равнодушие русских женщин к нашей поэзии, полагая тому причиною незнание отечественного языка: но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Боратынского? Дело в том, что женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностию самой раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по

5Батурова Т.К. Альманахи литераторов пушкинского круга: религиозно-нравственные искания в поэзии и прозе: дис. ... докт. филол. наук. М., 1999. С. 70.

6Фризман Л. Г. Пушкин и «Северные цветы»// Фризман Л.Г. Северные цветы на 1832 год. М.: Наука, 1980. С. 295337.

7 Там же. С. 328.

слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстроивают меру, уничтожают рифму. Вслушивайтесь в их литературные суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия... Исключения редки»8, - так А.С. Пушкин в «Северных цветах» на 1828 год отзывался о способности женщин воспринимать поэзию. Но уже в 1832 году, занимаясь изданием последней книжки альманаха, он публикует в «Северных цветах» стихи Н.С. и С.С. Тепловых, З.А. Волконской, Е.А. Тимашевой. Необходимо подчеркнуть и восхищение великого русского поэта творчеством Н.А. Дуровой, чьи мемуары появятся в 1836 году во втором номере «Современника». А.С. Пушкин оставил несколько положительных отзывов о произведениях писательницы.

Если вернуться к «альманашному периоду», то стоит отметить, что в это время журналы, газеты, альманахи публикуют женскую поэзию. Значимым явлением эпохи становятся женские салоны. Образованному дворянству был известен салон А.П. Елагиной в Москве, который посещали самые именитые деятели искусства, философы и общественные деятели. Современники выделяли также салон З.А. Волконской. В наибольшей степени он был известен музыкальными и театральными мероприятиями, но в середине 1820-х годов стал своеобразным московским центром искусств. Его посещали писатели, поэты, художники, музыканты, актеры, деятели науки. Атмосфера салона была проникнута служением умственному труду и искусству, проводились музыкальные и литературные встречи. И центром происходящего была талантливая хозяйка салона. Здесь формировались и укреплялись отношения между творческими личностями эпохи, происходили различные литературные знакомства.

С точки зрения развития женской литературы, знаковым для эпохи представляется «Дамский журнал» князя П.И. Шаликова, который издавался с 1823 по 1833 год. На его страницах можно было встретить произведения поэтесс,

8 Северные цветы на 1828 год. СПб: В типографии департамента народного просвещения, 1827. С. 209.

чьи стихи впоследствии станут известны широкой публике: сестер С.С. и Н.С. Тепловых, З.А. Волконской, М.А. Лисицыной, А.П. Буниной и многих других.

Если поначалу произведения женщин-писательниц появлялись на страницах «Дамского журнала», имевшего большей частью развлекательный характер, то постепенно их начинают публиковать более серьезные и авторитетные издания. Таким образом, конец 1820-х - начало 1830-х годов - особый период в русской литературе, когда женщины-авторы стали заявлять о себе на страницах альманахов, журналов, издают книги. «В самом деле, с конца 20-х и с начала 30-х годов количество женщин-авторов возрастает резко, по сравнению с предыдущими моментами жизни русской литературы. Это бросается в глаза всякому: это явление можно бы связывать с общим культурным подъемом жизни русского интеллигентного общества в этот период, коснувшимся, разумеется, и русской женщины»9, - пишет А.И. Белецкий. Подобный скачок в женском творчестве большинство исследователей связывают с высоким уровнем образования русских женщин, с их начитанностью. «Не случайны обращения старых авторов к любезным читательницам, можно с уверенностью сказать, что долгое время книга у нас в России гораздо чаще встречалась в руках женщин, чем у мужчин»10, - отмечает А.И. Белецкий.

Помимо образованности, стоит отметить и рост самосознания женщин, их активность в общественной жизни конца 1820-х годов. Как пишет А.И. Белецкий, «роль женщины в умственной и эстетической жизни русского общества все возрастала»11. Такая точка зрения подтверждается и словами одной из первых российских женщин-историков Е.Н. Щепкиной: «В душную пору реакции 30-х и 40-х годов влияние женщин заметно усиливалось; именно в эти десятилетия духовная личность женщины начала раскрепощаться. Перед дамами света

9Белецкий А.И. Эпизод из истории русского романтизма. Русские писательницы 1830-1860-х гг. Харьков, 1919. РО ИРЛИ (Р1. Оп.2 Ед.хр.44. Л. 62-73). С. 14.

10Там же. С. 53.

"Там же. С. 81.

преклонялись, прислушивались к их мнениям»12. Немаловажно отметить, что «освобождение» женщины вполне соответствовало духу романтической эпохи (позиции эмансипации женщин придерживались йенские романтики), которая, прежде всего, была ориентирована на свободу личности. Как справедливо отмечает А.И. Белецкий, «женщина, отстаивающая право свободного существования своего "я", должна была заявить это "я" перед обществом, показать, какие большие человеческие ценности в нем заключаются, утвердить свое право, бороться за свою личность, доказать необходимость и неизбежность этой борьбы»13.

Исследовательница И.Л. Савкина отмечает качественные изменения в ситуации с женской литературой в 1820-1830-е годы: «Начинается бурный процесс профессионализации писательского труда, складывается журналистика и книжный рынок. Женщина-писательница перестает быть курьезом или домашней достопримечательностью и начинает претендовать на определенный статус, предлагая свои труды журналам и книгоиздателям»14. А Н.И. Билевич, автор одного из первых обзоров о женской литературе, пишет по поводу 30-х годов XIX века, что «едва ли когда-нибудь столько мыслила и писала русская женщина»15. С 1830-х годов литературное дело становится одной из сфер профессиональной деятельности женщин 16 . В.Э. Вацуро отмечает по поводу издания первого сборника стихотворений Н.С. Тепловой: «Теперь поэтессу начинает волновать судьба сборника: она следит за рецензиями, рассылает книгу московским литераторам, интересуется читательской реакцией. Ей нужны деньги, и издание для нее - не только удовлетворение авторского самолюбия, но и средства к существованию. Это было самосознание не поэта-аматера 10-20-х годов, но литературного профессионала нового поколения» 17. Если 1820-1830-е годы

12Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России. Тверь: Феминист-Пресс, 2004. С. 220.

1ЪБелецкий А.И. Эпизод из истории русского романтизма. Русские писательницы 1830-1860-х гг. Харьков, 1919. РО

ИРЛИ (PI. Оп.2 Ед.хр.44. Л. 62-73). С. 16.

14Савкина И.Л. Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов XIX века). - Wilhelmshorst: Verlag F. K. Gopfert, 1998. - 223 с. URL: http://www.a-z.ru/women_cd1/html/savkina_book.htm

15 Цит. по Савкина И.Л. Указ. соч.

16Там же.

17Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб.: Академический проект, 2000. С. 403.

считаются временем зарождения и становления женского литературного творчества, то, как отмечает И.Л. Савкина, 1830-1840-е годы - это период, когда в культурном обиходе появляется понятие «женская литература»18.

Один из издателей альманаха «Полярная звезда» А.А. Бестужев писал: «При составлении нашего издания г-н Рылеев и я имели в виду более чем одну забаву публики. Мы надеялись, что по своей новости, по разнообразию предметов и достоинству пьес, коими лучшие писатели удостоили украсить "Полярную Звезду", она понравится многим, не пугая светских людей ученостью, она проберется на камины, на столики, а может быть, и на дамские туалеты и под изголовья красавиц»19. Тут же следует вспомнить и первый литературный обзор в альманахе «Северные цветы» - «Письмо к графине С.И.С. о русских поэтах» П.А. Плетнева. Уже в названии статьи адресатом заявляется именно женщина. О просвещенности женщин пишет и И.В. Киреевский: «Распространение просвещения заметно в ней<в литературе - Н.Ч.> вообще, но в отношении к женщинам оно заметно несравненно более. Вот уже около десяти лет, как литература наша растет только в ширину, — и то слава Богу! — между тем писательницы наши становятся выше.

И давно ли с этим словом — писательница — соединялись самые неприятные понятия: пальцы в чернилах, педантство в уме и типография в сердце. Но теперь, с тех пор как некоторые из лучших украшений нашего общества вступили в ряды литераторов; с тех пор как несколько истинно поэтических минут из жизни некоторых женщин с талантом отразились так грандиозно, так пленительно в их зеркальных стихах — с тех пор название литератора стало уже не странностью, но украшением женщины: оно, во мнении общественном, подымает ее в другую сферу, отличную от обыкновенной, так что воображение наше создает вокруг нее другое небо, другой воздух»20.

кСавкина И.Л. Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов XIX века). - Wilhelmshorst: Verlag F. K. Gopfert, 1998. - 223 с. URL: http://www.a-z.ru/women_cd1/html/savkina_book.htm

19Бестужев А.А. Ответ на критику «Полярной звезды», помещенную в 4, 5, 6 и 7 номерах «Русского инвалида» 1823 года // Сын Отечества. 1823. Ч. 83. №4. С. 174-175.

20Киреевский И.В. О русских писательницах (Письмо к Анне Петровне Зонтаг)// Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. С. 125-126.

Женская литература привлекала внимание именитых писателей. Многие известные авторы оказывали поддержку женщинам-писательницам. Так, при помощи П.А. Вяземского в альманахах были опубликованы произведения А.И. Готовцевой, Е.П. Ростопчиной, Е.А. Тимашевой. Положительную оценку творчеству А.И. Готовцевой, З.А. Волконской давал и А.С. Пушкин.

В целом женская литература в «альманашный период» находилась скорее на «периферии», так же на периферии долгое время она пребывала и в литературной науке. Свидетельством этому является и повесть Н.Н. Рахманного (Н.Н. Веревкина) «Женщина-писательница» (1837), где в критическом и пародийном ключе описывается способность женщин к литературному труду.

Наиболее ранние исследования творчества женщин-писательниц отразили скорее биографический подход, передавали справочную информацию об авторах. Здесь можно выделить «Библиографический каталог российским писательницам» 21 С.В. Руссова (1826), справочное издание Н.Н. Голицына «Библиографический словарь русских писательниц»22 (1889).

Значимым текстом о женской литературе первой трети XIX века представляется известная статья И.В. Киреевского «О русских писательницах» (1833), которая представляет собой письмо к писательнице А.П. Зонтаг. В этой статье критик дал оценку личности и творчества З.А. Волконской, Е.П. Ростопчиной, Е.Б. Кульман, Н.С. и С.С. Тепловых, Е.А. Тимашевой, М.Б. Даргомыжской, А.Д. Абамелек, М.А. Лисицыной и К.К. Яниш (Павловой).

В 1847 году появляется обзор Н.И. Билевича «Русские писательницы XIX века. Период пушкинский». Автор этого труда отмечает развитие женской литературы в пушкинскую эпоху. «Если русская женщина долго прислушивалась к литературе пушкинского периода - она, кажется, не только многое переняла, но многое, может быть, и пересоздала по-своему»23, - пишет исследователь. О женской литературе отзывался также В.Г. Белинский, среди поэтесс пушкинского

21Руссов С.В. Библиографический каталог российским писательницам. СПб: тип. Мед.деп. М-вавн. дел, 1826. 46 с.

22Голицын Н.Н. Библиографический словарь русских писательниц. СПб: тип. В.С. Балашева, 1889. 308 с.

23Билевич Н.И. Русские писательницы XIX века: Период пушкинский/Московский городской листок, 1847. №169. С. 677.

периода критик отмечал особенно З.А. Волконскую, Н.С. Теплову и Е.П. Ростопчину (статья «Сочинения Зенеиды Р-вой»).

Отношение В.Г. Белинского к женскому творчеству является двойственным. С одной стороны, он считал, что писательство противоречит природе и социальной роли женщины: «Женщина должна любить искусства, но любить их для наслаждения, а не для того, чтобы быть художником. Нет, никогда женщина-автор не может ни любить, ни быть женою и матерью, ибо самолюбие не в ладу с любовию...»24. Но в статье «Сочинения Зенеиды Р-вой» критик выражает иное отношение к женской литературе. Он отзывается положительно о творчестве Е. Ган, которую считает талантливой. В.Г. Белинский делит литературу на литературу «чувства» (сюда он относит писательниц пушкинской эпохи) и на литературу «мысли» (проявилась в творчестве Е. Ган).

Существуют более поздние работы, посвященные биографии и творчеству авторов-женщин. Так, стоит выделить монографию М.А. Гаррис «Зинаида Волконская и ее время» 25 (1916), посвященную личности и судьбе З.А. Волконской. В начале XX века попытку классифицировать женскую литературу XIX века, дать оценку наиболее значимым писательницам и их творчеству предпринимает А.И. Белецкий. В своей диссертации «Эпизод из жизни русского Романтизма. Русские писательницы 1830-1860 гг.» (1919)26 он рассматривает женское писательское творчество романтической эпохи, предлагает оригинальную периодизацию женской литературы, дает подробный анализ произведений Н.С. Тепловой, З.А. Волконской, Е.Н. Шаховой, А.П. Глинки, Е.П. Ростопчиной, Е.А. Ган, М.С. Жуковой и многих других. Стоит выделить значительную роль исследовательницы М.А. Сизовой (Дорожкиной), которая ведет работу по опубликованию диссертации незаслуженно забытого известного ученого начала XX века А.И. Белецкого.

24Белинский В.Г. Жертва. Литературный эскиз. Сочинение г-жи Монборн// Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 1. Статьи и рецензии. Художественные произведения. 1829-1835. М.: АН СССР, 1953. С. 226.

25ГаррисМ.А. Зинаида Волконская и ее время. М.: К.Ф. Некрасов, 1916. 136 с.

26Белецкий А.И. Эпизод из истории русского романтизма. Русские писательницы 1830-1860-х гг. Харьков, 1919. РО ИРЛИ (Р1. Оп.2 Ед.хр.44. Л. 62-73).

В советское время издается сборник «Русские поэтессы XIX века» (1979), в котором читатель мог ознакомиться с творчеством Е.П. Ростопчиной, Ю.В. Жадовской, К.К. Павловой и других известных авторов. Но в целом литературная наука в течение долгого времени мало обращалась к творчеству писательниц «альманашного периода». Среди наиболее значимых трудов можно выделить книгу М.Ш. Файнштейна «Писательницы пушкинской поры»27 (1989), в которой литературовед дал характеристику личности и творчества писательниц, так или иначе связанных с именем А.С. Пушкина. М.Ш. Файнштейн пишет о З.А. Волконской, А.П. Зонтаг, К.К. Павловой, Н.С. и С.С. Тепловых, Е.Б. Кульман и многих других современницах великого поэта.

С 1990-х годов исследователи все больше обращаются к женской литературе. Стоит отметить книгу В.Э. Вацуро «Пушкинская пора»28, в которой глава посвящена жизни и творчеству Н.С. Тепловой. Ценность данного исследования заключается в том, что литературовед сделал глубокий обзор биографии и произведений поэтессы, основанный на письмах, малоизвестных стихотворениях Н.С. Тепловой, которые исследователь обнаружил в архиве М.А. Максимовича. Появились также диссертации, посвященные творчеству Е.П. Ростопчиной, З.А. Волконской, К.К. Павловой, Е.А. Ган и др. Наиболее значимыми для настоящего исследования представляются диссертации Е.В. Изусиной «Лирическая героиня в русской лирике XIX века (на материале творчества А.П. Буниной, К.К. Павловой, М.А. Лохвицкой)»29, О.В. Кирьяновой «А.П. Зонтаг (Юшкова) - личность и литературная деятельность: феномен "писательницы для детей"» 30 , Д.Л. Обидина «Особенности романтической поэтики и женская лирика первой половины XIX века»31, Н.В. Шумилиной «Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Е.П. Ростопчиной и

21 Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры: Историко-литературныеочерки. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1989. 173 с.

28Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб.: Академический проект, 2000. 620 с.

29Изусина Е.В. Лирическая героиня в русской лирике XIX века (на материале творчества А.П. Буниной, К.К. Павловой, М.А. Лохвицкой): дис....канд. филол. наук. Орел, 2005.210 с.

30Кирьянова О.В. А.П. Зонтаг (Юшкова) - личность и литературная деятельность: феномен «писательницы для детей»: дис. .канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 241 с.

Ъ1Обидин Д.Л. Особенности романтической поэтики и женская лирика первой половины XIX века.:дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 252 с.

К.К. Павловой»32, В.С. Расторгуевой «Поэзия Е.П. Ростопчиной»33, М.А. Сизовой «Жанр "светской повести" в русской литературе 1830-х годов: творчество Е.А. Ган»34, Е.А. Аликовой «Диалоговое начало в русской женской поэзии конца XVШ - начала XIX в.»35, Д.Г. Николайчук «Грани женского мира в альманахах Н.М. Карамзина» 36 . Вышла в свет монография Л.И. Шевцовой «Лирика Е.П. Ростопчиной. Проблемы поэтики»37.

Существует ряд диссертационных исследований, посвященных З.А. Волконской. Прежде всего, это труд Н.В. Сайкиной «Московский литературный салон княгини Зинаиды Волконской» 38 , где представлено творческое взаимодействие З.А. Волконской с известными общественными и культурными деятелями эпохи (с А.С. Пушкиным, А. Мицкевичем, Н.В. Гоголем и др.). Также стоит отметить диссертацию А.А. Высоцкого «Киевская Русь в русском историческом романе 30-х гг. XIX века»39, здесь рассматривается прозаическое произведение З.А. Волконской «Сказание об Ольге» (1836). Диссертационных исследований, посвященных поэзии Н.С. и С.С. Тепловых, Е.А. Тимашевой, З.А. Волконской, М.А. Лисицыной, А.И. Готовцевой, на данный момент нет. И альманашные публикации поэтесс пушкинского периода по сей день являются мало изучены.

Второй полюс диссертационного исследования связан с историей русских альманахов. Наиболее значимыми в этом направлении являются труды Е.Е. Путятина «Перекличка альманахам (1794—1850)» 40 , Я.Л. Левкович

32Шумилина Н.В. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2015. 23 с.

33Расторгуева В.С. Поэзия Е.П. Ростопчиной: автореф. дис. .канд. филол. наук. Ленинград, 1990. 20 с.

34СизоваМ.А. Жанр «светской повести» в русской литературе 1830-х годов: творчество Е.А. Ган: дис. .канд. филол. наук. М., 2007. 217 с.

35Аликова Е.А. Диалоговое начало в русской женской поэзии конца XVIII-начала XIX в.: автореферат дис. .канд. филол. наук. Казань, 2013. с.95-100.

36НиколайчукД.Г. Грани женского мира в альманахах Н.М. Карамзина: автореферат дис. .канд. филол. наук. Саратов, 2015. 23 с.

31 Шевцова Л.И. Лирика Е.П. Ростопчиной. Проблемы поэтики. М.: Лермонтовское о-во, 2007. 120 с.

38Сайкина Н.В. Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской: дис. . канд. филол. наук. М., 2002. 269

с.

39ВысоцкийА.А. Киевская Русь в русском историческом романе 30-х гг. XIX века: автореф. дис. .канд. филол. наук. Днепропетровск, 1991. 17 с.

40Путятин Е.Е. Перекличка альманахам: Материалы для библиогр. рус.лит. альманахов и сб. конца XVIII-го и первой половины XIX-го столетия. (1794 по 1850 г.). Новая-Ушица: тип. Г. Чарковского, 1893.75 с.

«Литературные альманахи пушкинской поры» 41 , Н.П. Смирнова-Сокольского «Русские литературные альманахи и сборники ХУШ-Х1Х вв.»42. В этих книгах альманах анализируется как культурное достояние, дается характеристика альманахам пушкинской эпохи, приводится их содержание.

Особое внимание привлекает диссертация Т.К. Батуровой «Альманахи литераторов пушкинского круга: религиозно-нравственные искания в поэзии и прозе» 43 . В работе впервые исследуется содержание наиболее известных альманахов пушкинской поры с точки зрения выражения в них религиозно-нравственных установок и убеждений авторов. Альманахи рассматриваются исследовательницей как целостный предмет, связанный с изначальным замыслом составителя, который организует определенный порядок произведений в книжке. И сейчас Т.К. Батурова активно занимается исследованием альманахов и альманашной литературой.

Стоит выделить послесловие В.Н. Аношкиной (Касаткиной) «"Денница": ее издатель и сотрудники» к переизданному в 1999 году альманаху «Денница»44. Об альманахах пишет также Ю.Н. Сытина в диссертационном исследовании «Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830-х годов»45.

Необходимо отметить и монографию В.Н. Аношкиной «Русский романтизм. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин» 46. В ней проводится глубокое исследование литературы романтической эпохи на примере двух наиболее значимых фигур -В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. В.Н. Аношкина рассматривает социальные, философские, духовные и эстетические аспекты русского романтизма, во многом определившие специфику литературных альманахов пушкинского времени.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чупринова, Наталья Викторовна, 2016 год

Список литературы: Архивы

1. Белецкий А.И. Эпизод из истории русского романтизма. Русские писательницы 1830-1860-х гг. Харьков, 1919. НИОР ИРЛИ РАН. Ф. Р1. Оп. 2. №44. - 546 с.

Указатели и справочники

2. Билевич Н.И. Русские писательницы XIX века: Период пушкинский // Московский городской листок, 1847. - №169. - С. 677.

3. Голицын Н.Н. Библиографический словарь русских писательниц. - СПб: тип. В.С. Балашева, 1889. - 308 с.

4. Гуминский В.М. Путешествие // ЛЭС. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - С. 314-315.

5. Женская нота в русской литературе: библиогр. указ. / Сост. Н.В. Осокина. -Йошкар-Ола: Нац. б-ка им. С.Г. Чавайна, 2012. - 43 с.

6. Путятин Е.Е. Перекличка альманахам: Материалы для библиогр. рус.лит. альманахов и сб. конца ХУШ-го и первой половины Х1Х-го столетия. (1794 г. по 1850 г.) / Сост. в селе Глебове Подол. губ. гр. Е. Путятин. - Новая-Ушица: тип. Г. Чарковского, 1893. - 75 с.

7. Пушкинская энциклопедия: Произведения. Вып.1. А-Д. - СПб: Нестор-История, 2009. - 520 с.

8. Руссов С.В. Библиографический каталог российским писательницам. -СПб: тип. Мед.деп. М-вавн. дел, 1826. - 46 с.

9. Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники ХУШ-Х1Х вв. - М.: Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1956. - 163 с.

Периодические издания

10.Дамский журнал, издаваемый П.И. Шаликовым / серия журналов 18231833. - М., 1823-1833.

11.Денница, альманах на 1830 год, изданный М. Максимовичем. М.: В типографии Августа Семена, при Императорской Медик. Хирургич. Академии, 1830. - 256 с.

12.Денница, альманах на 1831 год, изданный М. Максимовичем. М.: В типографии Августа Семена, при Императорской Медик. Хирургич. Академии, 1831. - 240 с.

13.Денница, альманах на 1834 год, изданный М. Максимовичем. М.: В типографии Августа Семена, при Императорской Медик. Хирургич. Академии, 1834. - 240 с.

14.Киевлянин / Изд. Михаилом Максимовичем. Кн. 1. - Киев: Унив. тип., 1840-1850. Кн. 1. На 1840 год. - 1840. - 256 с.

15.Киевлянин / Изд. Михаилом Максимовичем. Кн. 1. - Киев: Унив. тип., 1840-1850. Кн. 2. На 1841 год. - 1841. - 329 с.

16.Комета. Альманах на 1830 год, изданный И. Селивановым. - М.: Тип. Лазаревых, Ин-та вост. яз., 1830. - 237 с.

17. Литературный музеум на 1827 год. - М.: Типография С. Селивановского, 1827. - 320 с.

18. Опыт русской анфологии, или Избранные эпиграммы, мадригалы, эпитафии, надписи, апологи и некоторые другие мелкие стихотворения / Собрано Михаилом Яковлевым. - СПб: И. Сленин, 1828. - 215 с.

19.Северные цветы на 1825 год. Новое издание. - М.: Университетская типография, 1881. - 360 с.

20. Северные цветы: литературный альманах. - 1825-1832. - СПб.: Тип.департамента народного просвещения, 1825-1832.

21.Тимашева Е.А. К портрету ***//Литературная газета. - 1831. - №12. - С. 96.

22.Утренняя заря. Альманах на 1839 год, изданный В. Владиславлевым. - СПб: В Типографии Е. Фишера, 1839. - 384 с.

23.Утренняя заря. Альманах на 1840 год, изданный В. Владиславлевым. Второй год. - СПб: в типографии А. Плюшара, 1840. - 442 с.

Тексты

24."Любовь - небес святое слово! ■ ■": классика русской женской поэзии / Сост. и авт. предисл.: В. Калугин. - М.: Эксмо, 2011. - 352 с.

25. "Прелестный дар, перо поэта.": стихи А. Готовцевой и Ю. Жадовской / сост. Г. В. Корнилова. - Кострома: Губернский дом, 2005. - 127 с.

26.Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений: В 2 т. Т.1. - Л.: Советский писатель, 1936. - 550 с.

27.Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 томах. Т. УШ. Статьи и рецензии 1843-1845 - М.: АН СССР , 1955. - 728 с.

28.Белинский В.Г. Жертва. Литературный эскиз. Сочинение г-жи Монборн // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 1. Статьи и рецензии. Художественные произведения. 1829-1835. - М.: АН СССР, 1953. - С. 221227.

29.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 11. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. - 714 с.

30.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 4. Рецензии. - М.: АН СССР, 1953. - 669 с.

31.Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой. Санкт-Петербург. 1843. Четыре части// Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. - С. 648-678.

32. В царстве муз: Моск. лит. салон З. Волконской, 1824-1829 гг.. - М.: Моск. рабочий, 1987. - 573 с.

33.Волконская З.А. Сочинения княгини Зинаиды Александровны Волконской, урожденной княжны Белосельской. - Париж и Карлсруэ: придворная тип. В. Гаспера, 1865. - 175 с.

34. Вяземский П.А. Записные книжки. (1813-1848). - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 507 с.

35.Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. - М.: Искусство, 1984. -463 с.

36. Дача на Петергофской дороге. Сборник. - М.: Современник, 1987. - 462 с.

37.Денница: Альманах М. А. Максимовича 1830, 1831, 1834 / Изд. подгот. С. Н. Лахно и Л. Г. Фризман. - Харьков, 2000. - 320 с.

38. Денница: Альманах. на 1830, 1831, 1834 годы, изданный М. Максимовичем Сост.: В.Н. Касаткина, Т.К. Батурова, М.А. Розадеева ; Подгот. текста и коммент.: Т.К. Батуровой, М.А. Розадеевой ; Послесл. В.Н. Касаткиной/. -М., 1999. - 400с.

39.Жуковский В. А. Собрание сочинений: В 4 т. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959—1960.

40.Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / Ред. Коллегия: И.А. Айзикова, Н. Ж. Ветшева и др. Т. 4. Стихотворные повести и сказки / Сост. и ред. А.С. Янушкевич. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 640 с.

41.Крылов И.А. Сокол и Червяк // Крылов И.А. Полное собрание сочинений. Т. 3. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946. - С. 181—182.

42.Лермонтов М.Ю. Нищий («У врат обители святой.») // Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. Т. 1. Стихотворения и драмы. - Л.: Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. - С. 139.

43. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. Т.1. Стихотворения 1828-1835. - М., Л.: Academia, 1936. - 302 с.

44. Лисицына М.А. Стихи и проза. 1826-1829. - М.: тип. Решетникова, 1829. -76 с.

45.Переписка Николая Владимировича Станкевича, 1830-1840. - М.: Тип.

A.И. Мамонтова, 1914. - 787 с.

46.Письма женщин к Пушкину / Сост. Л. П. Гроссман. - М.: ТЕРРА, 1997. -240 с.

47.Повесть временных лет. - СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1996. - 667 с.

48.Полярная звезда, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. Изд. подгот.

B. А. Архипов, В. Г. Базанов, Я. Л. Левкович. - М.; Л.: АН СССР, 1960. -1016 с.

49.Поэты 1840-1850-х годов / Вступ. статья и общая ред. Б. Я. Бухштаба. - М.; Л.: Сов.писатель. [Ленингр. отд-ние], 1962. - 567 с.

50.Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 11. Критика и публицистика, 1819—1834. — 1949. — 540 с.

51.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т.2. Кн.1. Стихотворения 1817-1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 550 с.

52.Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959- 1962.

53.Ростопчина Е.П. Поэмы, повести, рассказы и новейшие мелкие стихотворения графини Е.П. Ростопчиной. СПб.: печ. В. Головина, 1866. -309 с.

54.Ростопчина Е.П. Стихотворения; Проза; Письма. - М.: Сов. Россия, 1986. -445 с.

55.Ростопчина Е.П. Стихотворенья графини Ростопчиной. Т.1. СПб.: Издание Придворн. Книгопрод. А. Смирдина (сына), 1856. - 368 с.

56.Русская романтическая новелла. - М.: Худож. лит., 1989. - 384 с.

57. Сочинения и переписка П.А. Плетнева: В 3-х т./ По поручению Второго отделения Императорской Академии наук издал Я. Грот. - СПб: Типография Императорской Академии наук, 1885.

58.Теплова Н.С. Стихотворения Надежды Тепловой. - М.: Тип. С.Селивановского, 1860. - 135 с.

59. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и письма: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит.им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин.Дом). Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. - М.: Издат. центр «Классика», 2002. -350 с.

60.Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922-1939. - М.: Согласие, 1996. -572 с.

61.Царицы муз: русские поэтессы XIX - нач. XX вв. Сборник. - М.: Современник, 1 989. - 447 с.

62.Языков Н.М. К С.С. П-ой // Полное собрание стихотворений/ Вступ. ст., подгот, текста и примеч. К.К. Бухмейер. - М., Л.: Советский писатель, 1964. - С. 315-316.

Монографии

63.Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1974. - 171 с.

64.Ананичев А. Жена генерала. 1812. - М.: Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2013. - 51 с.

65.Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. - Минск: Лимариус, 1998. - 359 с.

66.Аношкина-Касаткина В.Н. Русский романтизм. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. Монография. - М.: МГОУ, 2014. - 399 с.

67.Безелянский Ю.Н. Вера, Надежда, Любовь.: Жен. портр. - М.: Радуга, 1998. - 477 с.

68.Белозерская Н.А. Княгиня Зинаида Александровна Волконская. - Санкт-Петербург, 1897. - 36 с.

69.Браиловский С.Н. Из прошлого отечественной литературы. Измайлов, кн. Горчаков и гр. Растопчина: Ист. - лит.очерки Сергея Браиловского. -Воронеж: тип. В.И. Исаева, 1893. - 116 с.

70.Вайскопф М.Я. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 691 с.

71.Вацуро В.Э.Записки комментатора. СПб: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 1994.

72.Вацуро В.Э. О Лермонтове: работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008.

73.Вацуро В.Э. Пушкинская пора. - СПб: Академический проспект, 2000. -620 с.

74.Вацуро В.Э. Северные цветы. История альманаха Дельвига-Пушкина. - М.: Книга, 1978. - 287 с.

75.Вересаев В.В. Пушкин в жизни. Системат, свод подлин, свидетельств современников. - М.: МП "Фирма АРТ", 1992. - 296 с.

76.Гаррис М.А. Зинаида Волконская и ее время. - М.: К.Ф. Некрасов, 1916. -136 с.

77.Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. - Л.: Наука, 1974. - 226 с.

78.Граудина Л.К. Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900. Учебное пособие / Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 595 с.

79.Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: (Нац. истоки, предшественники, эволюция). - Л.: Наука : Ленингр. отд-ние, 1990. - 255 с.

80.Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: Гослитиздат, 1957. - 414 с.

81.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Художественная литература, 1965. - 355 с.

82.Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. - Л.: Наука. Ленингр., 1982 . - 558 с.

83.3ейферт Е.И. Неизвестные жанры "золотого века" русской поэзии. Романтический отрывок: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 376 с.

84. Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. - М.: Языки славянской культуры (ЯСК), 2013. - 276с.

85.Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество: Учеб. для филол. спец. ун-тов. - М. :Высш. шк., 1983. - 448 с.

86.Литература путешествий: культурно-семиотические и дискурсивные аспекты: сборник научных работ / под ред. Т. И. Печерской. - Новосибирск: СИЦ НГПУ "Гаудеамус", 2013. - 591 с.

87.Литература русского предромантизма: мировоззрение, эстетика, поэтика: монография. - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2012. - 490 с.

88.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVШ-начало XIX века). - СПб: Искусство-СПБ, 1994. - 398 с.

89.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. -М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

90. Луков В.А. Предромантизм. - М.: Наука, 2006. - 682 с.

91.Манн Ю.В. К истории русского романтизма. - М.: Наука, 1973. - 551 с.

92.Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976. - 375 с.

93.Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. - М.: РГГУ, 2007. - 510 с.

94.Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). - М.: МАЛП, 1998. - 379 с.

95.Модзалевский Б.Л. Пушкин и его современники. - М.: Книжный клуб Книговек, 2015. - 589 с.

96.Николаева Е. А. Ментальные смыслы женского литературно-художественного творчества в России. - Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 168 с.

97.Пашкуров А.Н. Категория возвышенного в поэзии русского сентиментализма и предромантизма: эволюция и типология. - Казань: изд-во Казан.ун-та, 2004. - 210 с.

98.Пол. Гендер. Культура: Немецкий и русские исследования. Серия: Вып. 2. -М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 264 с.

99. Принадлежу всем вам: Жизнеописание игумении Спасо-Бородин. монастыря Марии (Тучковой). Письма свт. Филарета Московского к ней. -М.: Ксения, 2003. - 174 с.

100. Пушкин и Москва / Сост.: Н. И. Михайлова. - М.: Москвоведение и др., 1999. - 412 с.

101. Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении. Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. - М.: НЛО, 2001. - 328 с.

102. Савкина И.Ю. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. - М.: Новое лит.обозрение, 2007. - 438 с.

103. Сендерович С.Я. Фигура сокрытия: избранные работы: [в 3 т.] / С. Я. Сендерович. Т. 1: О русской поэзии XIX и XX веков. Об истории русской художественной культуры. - М.: Языки славянских культур, 2012.

- 598 с.

104. Томашевский Б. Пушкин: [В 2 кн.] / Отв. ред. В. Г. Базанов; АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушк. дом). — М; Л.: Изд-во АН СССР, 1956— 1961.Кн. 2. Материалы к монографии (1824—1837). — 1961. — 575 с.

105. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М.: Наука, 1969. - 424 с.

106. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры: Ист.-лит. очерки

- Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1989. - 173 с.

107. Фаустов А.А. Язык переживания русской литературы: На пути к середине XIX в. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1998. - 125 с.

108. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига: Зинатне, 1988. - 454 с.

109. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. - Л.: Наука, 1971. - 293 с.

110. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. - М.: Просвещение, 1980. - 191 с.

111. Фризман Л. Г. Семинарий по Пушкину. — Харьков: Энграм, 1995. — 367 с.

112. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Рус.элегия от Сумарокова до Некрасова. - Москва: Наука, 1973. - 167 с.

113. Черейский Л.А. Современники Пушкина: Документальные очерки. -М.: ОЛМА-пресс, 1999. - 351 с.

114. Шевцова Л.И. Лирика Е.П. Ростопчиной. Проблемы поэтики. - М.: Лермонтовское о-во, 2007. - 120 с.

115. Шёнле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий 1790-1840. - СПб: Академический проект, 2004. -271 с.

116. Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России. - Тверь: Феминист-Пресс, 2004. - 295 с.

Статьи и сборники

117. Абрамова В.И. Природа и творчество в стихотворениях «Невыразимое» В.А. Жуковского и «Осень» А.С. Пушкина// Русская речь. -2007. - N 5. - С. 7-12.

118. Азадовский М.К. Из материалов «Строгановской Академии». Неопубликованные произведения Ксавье де Местра и Зинаиды Волконской // Литературное наследство. Том 33/34. Русская культура и Франция. Кн. III. - М.: Изд-во АН СССР, 1939. - С. 195-241.

119. Аликова Е.А. Диалог человека и природы в идиллиях женщин-поэтов 1770-1820-х гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Литературоведение. - 2012. - Вып. 10. - С. 95-100.

120. Алпатова Т.А. Ф.И. Тютчев в салоне Карамзиных // Ф.И. Тютчев. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия. - М., 2006. - С. 278300.

121. Артёмова С.Ю. Поэтическое послание: бытование и смещение жанра // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». Выпуск «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2008. - №14. - С. 164-167.

122. Балашова Ю.Б. Формула публицистичности альманаха (от «Мнемозины» до «Метрополя») // Изв. Урал.фед. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - Т. 123, № 1. - С. 6-12.

123. Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Салон З.А. Волконской как окно в Европу для Пушкина и его друзей // Россия и Италия. - М., 2000. - Вып. 4. -С. 109-165.

124. Варзаева М.А. Способы образования «смешанных эмоций» в элегиях В.А. Жуковского, объединенных мотивами разочарования и мимолетности юности// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 1 (19). - С. 39-42.

125. Волович Н.М. «...У княгини Волконской на Тверской» // Волович Н.М. Пушкин и Москва. - М., 1994. - I. - С. 38-86.

126. Высоцкий А.А. Славяне и скандинавы в «Сказании об Ольге» З.А. Волконской// Пiвденнийархiв. Фшолопчш науки: Зб. наук.праць. -2010. - Вып. 49. - С. 34-40.

127. Готовцева А.Г., Киянская О.И. Временные заседатели Парнаса: к истории альманаха «Полярная звезда» // Вестник РГГУ. - 2013. -№ 12(113). - С.11-33.

128. Греч Н.И. Первая любовь Виланда (1856) //Современники: Сб. литературных статей русских писателей. - Т I. - СПб. - 1863.

129. Гусев Н.В. В.Ф. Одоевский и альманашный тип издания в России 1820-1840-х годов // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2012. - № 2. - С. 41-53.

130. Евсеева Р.А. Композиция жанра дружеского послания в творческом воплощении В.А. Жуковского// Вестник ОГУ. - 2004. - 5. - С. 14-20.

131. Заборова Р.Б. Посвящено Рылееву? // Русская литература. - М., 1976. -№3. - С. 56-62.

132. Ивашова А.А. Образ покойного в русских похоронно-поминальных причитаниях// Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - №13. - С. 298-300.

133. Канторович И.В. «Самый нежный звук Москвы...»: Салон Зинаиды Волконской // Новое лит.обозрение. - М., 1996. - N 20. - С. 178-219.

134. Киреевский И.В. О русских писательницах (Письмо к Анне Петровне Зонтаг) // Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - С. 123-132.

135. Литературное наследство. Вып. 4-6. - М.: Журнально-газетное объединение, 1932. - 1060 с.

136. Логинов М.Н. Стихотворения Надежды Тепловой (Терюхиной) // Русский Вестник. - 1861. - Т.31. - С.918.

137. Лотман Ю. М. Об альманахах пушкинской поры // Декоративное искусство СССР. - 1985 . - № 6 . - С. 28-29.

138. Лотман Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Т. 2. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 463-478.

139. Львов А. Северная Коринна // Москоумэгэзин = Moscowmagazine. -М., 1998. - N 2. - С. 76-78.

140. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра// Филология и культура. - 2014. - №3 (37). - С. 254-259.

141. Макаров К.В. Эстетика бидермайера в альманахе «Утренняя заря» (1838-1843) В.А. Владиславлева // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2010. - № 339. -С. 15-18.

142. Мамуркина О.В. Травелог в русской литературной традиции: стратегия текстопорождения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. В 2-х ч. Ч.2. Тамбов: Грамота, 2013. - №9 (27). - С. 110-113.

143. Михайлова Н. И. Стихотворение А. С. Пушкина "Заклинание": (Из наблюдений над текстом) // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин.комис. — СПб.: Наука, 1995. — Вып. 26. — С. 95—100.

144. Моисеева Л.П. Проблема женской эмансипации в русской литературе 30-40-х годов XIX века // Общественные науки и современность. - 2000. -№4. - С. 164-171.

145. Осьмакова Н.И. Альманашник из Третьего отделения // Лица. - 1994. -№ 4. - С. 5-24.

146. Охотин Н. Г. Волконская Зинаида Александровна // Русские писатели. 1800—1917. - М.: СЭ, 1989. - С.468-469.

147. Павляк О. Н. "Согласный круг" В. А. Жуковского // Русская речь. -2009. - N 6. - С. 3-9.

148. Палий Е.Н. Салон княгини Зинаиды Александровны Волконской // Исследования некоторых исторических и политических проблем. - М., 2006. - С. 35-42.

149. Пастушенко Л.М. Становление жанра дружеского послания в русской поэзии конца XVIII века (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - №2 (20). - С. 78-86.

150. Поплавская И.А., Шумилина Н.В. Творчество Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой в рецепции писателей и критиков XIX- начала XX в.// Вестник Томского государственного университета. - Август 2012. - №361. - С. 17-20.

151. Прийма Ф.Я. А. С. Пушкин. Стихотворение "Я видел вас, я их читал" // Литературный архив. Т.4. - М.; Л., 1953. - С. 11-22.

152. Рамазанова Г.Г. Женская лирика в журнале «Московский наблюдатель» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Вып. 47. - 2010. - №29 (210). - С. 123-126.

153. Рейтблат А. И. Московские альманахи 20-30-х гг. XIX века: авторы и читатели // Румянцевские чтения: к 240-летию со дня рождения Н. П. Румянцева: тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции (14-15 апреля 1994 г.). - Ч. 1. - М., 1994. - С. 116-117.

154. Рейтблат А.И. Московские "альманашники" // Чтение в дореволюционной России. - М., 1995. - Вып. 2. - С. 29-53.

155. Русский романтизм. Сборник статей под ред. А. И. Белецкого. -Leipzig: Zentralantiquariat, 1974. - 150 с.

156. Рябий М.М. Был ли в истории русской литературы "альманашный" период? // Современные пути взаимодействия церкви и общества в сфере образования, науки и культуры. - Ханты-Мансийск, 2004. - С. 290-305.

157. Русская литература. Стихотворения Н. Тепловой // Северная пчела. 1838. №277. 6 декабря. С. 1107.

158. Скибина О.М. Путевой очерк: синкретизм жанра (на примере русской публицистики XIX века) // Теория и история журналистики - 2014. - №4. -С. 88-97.

159. Тагирова В.Ф. Дружеское послание в лирике А.С. Пушкина 30-х годов// Уральский филологический вестник. - 2013. - №5. - C. 8-17.

160. Теребенина Р.Е. Пушкин и З.А. Волконская // Русская литература. Историко-литературный журнал. - 1975. - №2. - С. 136-145.

161. Фомичев С. А. Катерина Тимашева - поэтесса пушкинской плеяды // Временник Пушкинской комиссии. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. -Вып. 23. - С. 152-157.

162. Фризман Л. Г. Пушкин и «Северные цветы» // Фризман Л.Г. Северные цветы на 1832 год. - М.: Наука, 1980. - С. 295-337.

163. Фрик Т.Б. Формирование издательской стратегии А.С. Пушкина: от «Северных цветов» и «Литературной газеты» к «Современнику» // Вестник Томского государственного университета. - №312. - 2008. - С. 25-32.

164. Шумилина Н.В. Особенности полифонического лиризма в раннем творчестве Е.П. Ростопчиной // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 381. - С. 62-67.

165. Щекина Т. Н. Традиции пушкинского романтизма в поэзии Е. П. Ростопчиной// Науковi записки Харювського нащонального педагопчного ушверситету iм. Г. С. Сковороди. Сер. :Лггературознавство. -2011. - Вип. 4(2). - С. 167-171.

166. Щёкина Т.Н. Философско-религиозная лирика Е.П. Ростопчиной. Науковi записки Харювського нащонального педагопчного унiверситетуiм. Г. С. Сковороди. Сер. :Лггературознавство. - 2009. - Вип. 1(2). - С. 76-79.

167. Эрнст С.Р. Каролина Павлова и гр. Евдокия Растопчина // Русский библиофил. - 1916. - №6, октябрь. - С. 17-18.

Авторефераты и диссертации

168. Абрамова В.И. Мотив «невыразимого» в русской романтической картине мира: от В.А. Жуковского к К.К. Случевскому: дис. .канд. филол. наук. -М., 2007. - 238 с.

169. Аликова Е.А. Диалоговое начало в русской женской поэзии конца XVIII-начала XIX в.: автореферат дис. .канд. филол. наук. - Казань, 2013.22 с.

170. Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика российского литературного альманаха как типа издания: дис. .докт. филол. наук. - СПб, 2011. - 438 с.

171. Батурова Т.К. Альманахи литераторов пушкинского круга: религиозно-нравственные искания в поэзии и прозе: дис. .докт. филол. наук. - М., 1999. - 375 с.

172. Высоцкий А.А. Киевская Русь в русском историческом романе 30-х гг. XIX века. Автореферат дис. .канд. филол. наук. - Днепропетровск, 1991.17 с.

173. Иванова Е.В. Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор: дис.... канд. искусствоведения. - СПб., 2008. - 271 с.

174. Иванова Н.В. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века (тематика, поэтика): автореферат.дис. .канд. филол. наук. - М., 2010. - 24 с.

175. Изусина Е.В. Лирическая героиня в русской лирике XIX века (на материале творчества А.П. Буниной, К.К. Павловой, М.А. Лохвицкой): дис.. канд. филол. наук. - Орел, 2005. - 210 с.

176. Кирьянова О.В. А.П. Зонтаг (Юшкова) - личность и литературная деятельность: феномен «писательницы для детей»: дис.. канд. филол. наук. - Краснодар, 2008. - 241 с.

177. Левкович Я.Л. Литературные альманахи пушкинской поры: автореферат дис. . канд. пед. наук. Л., 1953. - 18 с.

178. Маркова В.В. Поэтика безмолвия в русской литературе 1820-начала 1840-х годов (от «Невыразимого» В.А. Жуковского к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя): дис.. канд. филол. наук. - Тюмень, 2005. - 193 с.

179. Николайчук Д.Г. Грани женского мира в альманахах Н.М. Карамзина: автореферат дис. .канд. филол. наук. - Саратов, 2015. - 23 с.

180. Обидин Д.Л. Особенности романтической поэтики и женская лирика первой половины XIX века: дис. канд. филол. наук. - М., 2007. - 252 с.

181. Расторгуева В.С. Поэзия Е.П. Ростопчиной: автореферат дис. .канд. филол. наук. - Ленинград, 1990. - 20 с.

182. Сайкина Н.В. Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской: дис. .канд. филол. наук. - М., 2002. - 269 с.

183. Сизова М.А. Жанр "светской повести" в русской литературе 1830-х годов: творчество Е.А. Ган: дис.. канд. филол. наук. - Москва, 2007. - 217 с.

184. Сытина Ю.Н. Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830 - х годов: дис.... канд. филол. наук. - М., 2013. - 226 с.

185. Федосеева Е.Н. Диалогическая основа русской лирики первой трети XIX века: автореферат дис... доктора филологических наук. - М., 2009. - 42 с.

186. Шумилина Н.В. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой: автореферат дис. канд. филол. наук. -Томск, 2015. - 23 с.

Интернет-издания

187. Гнедич Н.И. О вольном переводе бюргеровской баллады «Ленора» // URL: http://az.lib.ru/g/gnedich n i/text 0210.shtml (дата обращения: 24.04.14)

188. Никишова Т.П. Тимашева Е.А.: страницы жизни и творчества// URL:

www.orenport.ru/images/img/1264/Timasheva.. doc(дата_обращения

08.07.2015)

189. Савкина И.Л. Провинциалки русской литературы (женская проза 3040-х годов XIX века). - Wilhelmshorst: Verlag F. K. Gopfert, 1998. - 223 с. URL: http://www.a-z.ru/women cd1/html/savkina book.htm (дата обращения

обращения: 16.07.2014).

pervaya-polovina-xix-veka (дата

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.