Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Майер, Анастасия Сергеевна

  • Майер, Анастасия Сергеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 305
Майер, Анастасия Сергеевна. Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города: дис. кандидат исторических наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Москва. 2008. 305 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Майер, Анастасия Сергеевна

введение.з

глава 1 историография.

§ 1. Проблема изучения исторической памяти в зарубежной и отечественной» историографии.

§ 2. Становление и развитие устной истории.

§ 3. Изучение и собирание городского фольклора в отечественной и зарубежной фольклористике.

глава 2 московские городские легенды: сбор, классификация и общая характеристика.

§ 1. Сбор материала. Характеристика групп источников.

1.1. Легенды, собранные автором и современными фольклористами.

1.2. Легенды, собранные Е. 3. Барановым.

1.3. Легенды из краеведческой и мемуарной литературы (середина XIX— начало XX века).

1.4. Издания легенд, рассчитанные на широкого читателя. Работы по истории Москвы. Детская, учебная и художественная литература конца XX— начала XXI века.

1.5. Легенды из средств массовой информации.

1.6. Выводы.

§ 2. Классификация московских городских легенд. Создание базы данных.

§ 3. Основные особенности московских городских легенд.

3.1. Безавторство, повторяемость, вариативность текстов.

3.2. Структура и функции текстов.

3.2.1. Структура текстов.

3.2.2. Функции текстов.

глава 3 московские городские легенды и

глава 4 историческая память москвичей на материале московских городских легенд.

§ 1. Вводные и теоретические вопросы.

§ 2. Историческая память москвичей: Статистические сведения по ' 1 • всему корпусу городских легенд.

§ 3. Историческая память москвичей в начале XX и на рубеже XX-XXI веков: представления о времени, событиях, героях.

глава 5 московские городские легенды: образ города и мифологические представления горожан.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Московские городские легенды как исторический источник: историческая память и образ города»

В современной историографии все более увеличивается интерес к неписьменным источникам (изобразительным, устным и др.) Значительно возросло количество междисциплинарных исследований в области истории, филологии и смежных наук.

Данная диссертация также является междисциплинарным исследованием. В ней будут рассмотрены вопросы, тесно связанные с источниковедением и фольклористикой, а также с такими направлениями исторической науки как устная история и изучение исторической памяти.

Предметом настоящей работы являются московские городские легенды. С этими текстами знаком практически каждый москвич. Горожане часто рассказывают друг другу легендарные истории, связанные с памятниками архитектуры и отдельными частями города, легенды об известных исторических деятелях или значительных городских происшествиях. Эти тексты передаются изустно, публикуются в средствах массовой информации, их можно встретить в литературе краеведческого характера. Несмотря на известность этого корпуса текстов и наличие ряда посвященных ему работ фольклористов, он никогда до сих пор не становился объектом систематического источниковедческого изучения.

В современной системе гуманитарного знания не существует единства в определении данного термина. В данном исследовании автор придерживается определения «городской легенды» как устного прозаического рассказа, основным содержанием которого является описание возможных или реальных фактов прошлого (подробнее об этом см.: Глава 1

§3).

Первой записью московской городской легенды можно считать так называемые «Повести о начале Москвы», которые дошли до нас в нескольких версиях в рукописях XVII в., возможно, восходящих к более ранним преданиям1. В отечественной науке эти тексты достаточно подробно и обстоятельно изучены, в отличие от более поздних записей московских городских легенд.

Систематически городские легенды стали записываться и публиковаться исследователями достаточно поздно. В 1838-1839 годах несколько московских легенд были опубликованы в трехтомнике русских преданий, подготовленном Н.М.Макаровым2. В 1928 году вышел первый специальный сборник московских городских легенд, собранных Е.З. Барановым3. Начиная с 1990-х годов, фольклористы вновь обратили внимание на городские легенды, начался их сбор и изучение. Весь комплекс московских легенд, записанных Е.З. Барановым, был опубликован по архивным материалам только в 1993 г. В. Боковой4. Немногим позже были изданы два сборника городских легенд, рассчитанных на широкий круг читателей .

Городские легенды бытуют и в современной Москве. Горожане рассказывают их друг другу, они появляются в печати, но, к сожалению, пока этот материал записывается и исследуется в отечественной науке сравнительно мало. Лишь в нескольких работах фольклористов идет речь о

1 См.: Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текста М.А. Салминой. М.; JL, 1964.

2 Макаров Н.М. Русские предания. М., 1838-1840. Т. 1-3.

3 Баранов Е.З. Московские легенды. М., 1928. Вып. 1.

4 Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Боковой. М., 1993.

5 Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. М., 1997; Бурлак В.Н. Москва таинственная: Легенды вечного города. М., 2001. московских городских легендах6.

В данной работе мне бы хотелось поставить вопрос о возможности и целесообразности использования московских городских легенд в исторических исследованиях. Целью диссертации является всесторонне рассмотрение этого материала в качестве исторического источника по изучению исторической памяти и мифологическим представлениям москвичей.

Эта цель подразумевает решение следующих задач:

• Изучить опыт предшественников - фольклористов и историков -занимавшихся городскими легендами и сходными с ними группами источников;

• Собрать материал, содержащийся в различных печатных и архивных источниках, охарактеризовать степень надежности этих записей, а также записать легенды, бытующие сейчас;

• Структурировать и систематизировать материал;

• Определить и изучить главные особенности этого материала, отличающие его от других видов исторических источников;

• Установить связь сюжетов городских легенд с исторической действительностью, проанализировать историю ряда сюжетов в

6 Новичкова Т. А. Два мира — земной и космический в современных народных легендах // Русская литература. М., 1990. № 1. С. 134-135; Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Дис. . канд. филол. наук. М., 2000. С. 12-13; Она же. Заметки к фольклорной карте Москвы // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 10-11; Она же. Логика московской путаницы // Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998. С. 98-118; Кабакова Г.И. Высотные здания в свете мифологии // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 13; Левкиевская Е.Е. Москва в зеркале православных легенд // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 15-17; Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина. М., 1995. № 1. С. 2-4; Он же. Фольклор современного города // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 5-27; Равинский Д.К. Городская мифология // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 409-420; Он же. Городская мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф., 18-20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 54-60; Богданов К.А. Мифология и повседневность // Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Мат-лы науч. конф., 19-21 февраля, 2001 г. СПб, 2001. С. 61; Он же. Повседневность и мифология. Исследование по семиотике фольклорной действительности. СПб, 2001; Калашникова Т.Е. Судьба легенды // Живая старина. М., 2000. № 3. С. 44-45. легендарной традиции;

• Рассмотреть городские легенды как источник для изучения исторической памяти и исторических представлений горожан;

• Рассмотреть городские легенды в качестве источника для изучения стереотипных мифологизированных представлений москвичей о пространстве города.

Корпус источников, анализируемых в настоящей работе, состоит из легенд, собранных автором, а также из текстов, собранных фольклористами (включая сохранившиеся в архивных фондах некоторых из них в РГАЛИ и Отделе письменных источников ГИМ), встречающихся в работах по истории Москвы, в средствах массовой информации, в краеведческой, детской, учебной, научно-популярной и художественной литературе.

Общее количество текстов, анализируемых в диссертации, - 428. Это легенды, записанные в период с 1838 по 2007 г. Тексты легенд неоднородны, они отличаются друг от друга по структуре, тематике, повествуют о разных периодах истории и разных исторических деятелях. Часто один и тот же сюжет представлен несколькими текстами, записанными в разное время и от разных людей. Все легенды объединены в электронной базе данных, п созданной автором совместно с Е.Н. Майером . База данных дает дополнительные возможности для систематизации и исследования такого разнообразного материала, как московские городские легенды.

Структура работы определеяется целями и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и шести приложений. Первая глава диссертационной работы посвящена историографии заявленной темы и некоторых смежных с ней направлений. В этой главе особенное внимание будет уделено изучению городского фольклора в отечественной и зарубежной науке. Отдельно будет рассмотрена

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Майер, Анастасия Сергеевна

Заключение

Произошедшие в XX веке изменения в исторической науке привели к тому, что во многом изменилось понимание предмета и методов исследования. Новые научные направления, такие как устная история и история исторической памяти, исследуют субъективные представления людей об истории, реконструируя образы прошлого и мировоззренческие картины в разные периоды истории. Все чаще исследователи обращаются к новым, «нетрадиционным» историческим источникам, используя междисциплинарные методы для их изучения.

Настоящая работа была посвящена всестороннему рассмотрению московских городских легенд середины XIX — начала XXI в. в качестве исторического источника. Городские легенды впервые были рассмотрены не с точки зрения фольклористики или краеведения, но в качестве исторического источника по изучению исторической памяти, • а также мифологических представлений горожан о городском пространстве. Данная работа, являясь междисциплинарным исследованием, связана с источниковедением, фольклористикой, устной историей и историей исторической памяти.

При работе с московскими городскими легендами первой задачей стало формирование корпуса текстов. В работе были привлечены следующие материалы:

1. Легенды, собранные автором путем устных бесед с москвичами. Кроме того, некоторое количество легенд мне было передано информантами1 в уже записанном виде.

2. Легенды, собранные Е.З. Барановым в 1914-1934 гг.,

3. Легенды, собранные фольклористами (как опубликованные, так и сохранившиеся в архивных фондах РГАЛИ и Отдела письменных источников ГИМ).

4. Сборники московских городских легенд, рассчитанные на широкий круг читателей.

5. Легенды, включенные в краеведческую, детскую учебную и художественную литературу.

6. Легенды, опубликованные в средствах массовой информации.

Общее количество собранных текстов - 428. Хронологические рамки собранного материала — 1838-2007 гг. Основу коллекции составляют два собрания текстов, в наибольшей степени отвечающие научным требованиям к записи фольклорных материалов: легенды, собранные Е.З. Барановым в начале XX века, и легенды, собранные автором диссертации и современными фольклористами в конце XX - начале XXI века.

Для удобства работы было необходимо классифицировать и систематизировать этот обширный материал. Мною были выбраны пять типов классификаций: жанровый, тематический, хронологический, территориальный, по герою. Каждый из этих принципов имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому я использовала все пять классификаций, объединив их в единую электронную базу данных, созданную мною совместно с Е.Н. Майером. Использование базы данных заметно упростило и ускорило работу с источником. Кроме того, электронная база данных была выложена в сети Интернет, став общедоступной.

В диссертационной работе были рассмотрены основные особенности московских городских легенд как фольклорных текстов. Их главными отличительными чертами являются: безавторство, вариативность, повторяемость. Кратко затронут вопрос об их форме и структуре. В городских легендах доминирует информативная функция, в большей их части присутствует установка на достоверность.

В ходе исследования я пришла к выводу, что использование московских городских легенд в качестве исторического источника по событийной истории затрудняется наличием в них вымысла и отражением мифологических представлений, но при этом городские легенды — ценнейший источник для изучения исторической памяти и исторических представлений горожан, а также для изучения мифологического образа города.

В диссертации был затронут вопрос о характере и особенностях исторической памяти, ее избирательности. Историческая память — это одна из составляющих культурной памяти и одна из форм коллективной, социальной и индивидуальной памяти. На материале московских городских легенд мною был рассмотрен феномен исторической памяти москвичей двух периодов: середины XIX - начала XX века и конца XX - начала XXI века. Для выявления стереотипных образов, сложившихся в исторической памяти москвичей двух периодов, наиболее плодотворными оказались сравнительный, качественный и- количественный методы анализа материала. Сравнение, интерпретация описаний исторических событий и героев, представленных в легендах, записанных мной; и в легендах, записанных Е.З. Барановым, позволили составить представление о характере и динамике изменений исторической памяти москвичей на протяжении XX столетия.

Выявление актуализированных событий и героев, частоты их упоминания, обобщение и систематизация данных, полученных на материале всего корпуса выявленных московских городских легенд (428 текстов), позволили составить представление об общей картине исторических представлений москвичей, о динамике их изменений на протяжении XX века. В работе я постаралась показать, как в городских легендах характеризуются различные исторические периоды, что доминирует в их описании, как оценивается деятельность различных исторических героев и какие мифологические образы сложились о них. Московские легенды рассказывают о значительных исторических событиях связанных с историей Москвы. В них упоминаются государственные деятели разных эпох, представители дворянских и купеческих фамилий, чтимые святые и духовные лица, мастера, писатели, поэты, художники, архитекторы и др.

Легенды о допетровской эпохе в большей степени связаны с религией, большинство легенд рассказывают о чудесных знамениях, постройке церквей и монастырей. Легенды о XVIII веке имеют светский характер, они рассказывают о нравах и причудах двора, о деятельности монархов. Легенды о XIX веке повествуют о дворянской, купеческой жизни, об Отечественной войне 1812 года. Много легенд связывается с именами известных писателей, художников, поэтов и других культурных деятелей XIX века. Легенды о XX веке в основном посвящены советскому времени, большинство из них рассказывают о личности И.В-. Сталина и истории сталинских строек. Легенды о современности посвящены страшным и таинственным историям, а также курьезным городским происшествиям.

Соотношение реального и вымышленного в легендах варьируется. Иногда в них исторично только имя действующего героя. Чаще всего это реально существовавшее историческое лицо, причем обычно - крупного масштаба: Иван Грозный, Петр I, Сталин и пр. Вокруг крупной' исторической фигуры часто объединяются самые разные мотивы, и сюжеты, которые отбираются в соответствии с представлениями, сложившимися о данном лице и характере его деятельности. События в легендах описываются так, как они действительно могли происходить, но нередко в тексты вносится элемент чудесного и сверхъестественного; рассказывается о необыкновенных явлениях и сбывшихся пророчествах.

Глубина исторической памяти современных москвичей отличается от исторических представлений горожан конца XIX - начала XX века. Легенды, записанные Е.З. Барановым, повествуют о событиях XVI, XVIII, XIX и начала XX веков. Легенды, записанные мной от современных москвичей, рассказывают о периодах от основания Москвы до XXI века. Легенды начала XX и начала XXI веков имеют общие* мотивы, которые образуют схожие сюжеты. Сами тексты двух указанных периодов сильно отличаются друг от друга по стилистике, форме, повествованию и объему.

Самыми популярными героями двух периодов стали Иван Грозный и

Петр I. Среди легенд Е.З. Баранова, помимо выше указанных героев, часто встречаются имена Якова Брюса и Николая II. Популярными героями моей коллекции являются И.В. Сталин и Екатерина II. Анализ легенд двух корпусов позволил выявить стереотипные мифологизированные образы этих исторических личностей, сложившиеся в представлениях москвичей.в начале XX и начале XXI веков.

Фигура царя Ивана Грозного оценивается;москвичами неоднозначно. В начале века Иван Грозный представлялся горожанам, более жестоким, кровавым и беспощадным, нежели современным москвичам. По, их представлениям царь был человеком образованным, щедрым, набожным, жестоким и даже немного трусливым. Образ Петра Г в обоих корпусах текстов положительный. Он изображается деятельным-, трудолюбивым, любознательным и умным человеком. В современных текстах подчеркивается, егореформаторская деятельность.

Почти во всех легендах Е.З. Баранова, посвященных Петру I, встречается имя Якова Брюса. Его образ тесно связан с мистическими сюжетами. Я. Брюс представляется в легендах колдуном и чародеем, ученым, изобретателем, лекарем, подчеркивается то, что он обладал редким-умом и был приближен к царю.

Екатерина II характеризуется в современных легендах как мудрая, рассудительная императрица, благоволившая своим поданным. Николай И, в легендах начала века, изображается слабым, безвольным человеком, непригодным для управления страной, злоупотребляющим алкоголем и неуважаемым государственным деятелем;

Образ И.В. Сталина очень противоречив, во многом он схож с фольклорными образами Ивана Грозного и Петра I. В легендах его поступки напрямую не оцениваются, но специально подчеркивается его безграничная власть. Особо отмечается его религиозность, которую, по словам рассказчиков, он тщательно скрывал. Чаще всего его имя упоминается в связи со строительством.

Кроме того, в диссертации была предпринята попытка выявить мифологизированные представления москвичей о пространстве города и установить их связь с архаическими образами классического деревенского фольклора. Был выявлен ряд общих преходящих и сильно трансформирующихся мотивов деревенского фольклора в городской постфольклорной традиции.

Результаты данной работы могут быть использованы как для дальнейшего изучения исторической памяти москвичей, с привлечением более широкого круга источников, так и для изучения московских городских легенд в более широком ракурсе, и особенно — в сопоставлении с легендарной традицией других городов России и мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Майер, Анастасия Сергеевна, 2008 год

1. Источникиа) Опубликованные

2. Александров Ю. Москва заповедная. М., 1991.

3. Балдин А. Москва. Портрет города в пословицах и поговорках. М., 1997.

4. Баранов Е.З. Московские легенды. М., 1928. Вып. 1.4. Белицкий Я.М. Западная Москва. М., 1994.

5. Белоусов И.А. Ушедшая Москва. М., 2002.

6. Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. М., 1997.

7. Бердникова Т.Е., Докучаева О.В. Царицыно. М., 1996.

8. Бондаренко И.А. Архитектурные традиции Москвы (эпоха средневековья). М., 1997.

9. Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. М., 1991.

10. Борев Ю.Б. Сталиниада. Мемуары по чужим воспоминаниям с историческими анекдотами и размышлениями автора. Иркутск, 1992.

11. Борев Ю.Б. Фарисея: Послесталинская эпоха в преданиях и анекдотах. М., 1992.

12. Бореев Ю. История государства Российского в преданиях и анекдотах. М., 1995.

13. Булгаковский Д.Г. Нижегородские легенды. СПб., 1896.

14. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.,1991.

15. Бурлаева Г.М. Москва средневековая: Учебное пособие по москвоведению для средней школы. М., 1998.

16. Бурлак В.Н. Москва таинственная: Легенды вечного города. М., 2001.

17. Бурлак Е.Ю., Сапранова Т.Ф., Смолицкая Г.П. Названиямосковских храмов. М., 1998.

18. Бычкова М.Е. Легенды московских бояр. М., 1997.

19. Васильева Л. Кремлевские жены: Факты, воспоминания, документы, слухи, легенды и взгляд автора. М., 1992.

20. Гиляровский В. Москва и москвичи. М., 1979.

21. Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997.

22. Дергач О., Быков В. Столичная энциклопедия // Комсомольская правда. Московский выпуск. 2001. Апрель-март.

23. Добровольская А. А. Воспоминаия // Московский приходской сборник. М., 1991. Вып.1. С. 153-157.

24. Домановский Л.В. Устные рассказы // Русский фольклор Великой Отечественной войны. М.; Л., 1964. С. 264-306.

25. Евстигнеева А.Л. Особняк на Поварской: Из истории московского Дворца искусств // Встречи с прошлым: Сборник материалов ЦГАЛИ. М., 1996. Вып. 8. С. 120-125.

26. Ефремов Ю. Московских улиц имена: Воспоминание-исследование. М., 1997.

27. Жуковский В.А. Марьина роща. Старинное предание // Стихи о Москве: Сборник / Сост. Е.Г. Басова, С.Г. Кондратенко. М., 1997. С. 33-63.

28. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990.

29. Знамения русского неба (из старинных книг) // Книга тайн / Сост. В. Щербаков. СПб.; М.,1991. С.20-36.

30. Иванов Е. Меткое московское слово. М., 1985.

31. Иконников А.В. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. М., 1978.

32. Кац Э.Э. Мы живем в Москве: Улица: Учебное пособие для учащихся начальной школы. М., 1997.

33. Колодный Л.Е. Путешествия по новой Москве: Очерки,репортажи. М., 1979.

34. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.

35. Коробко М.Ю., Рысин Л.П. Кузьминки. М., 1997.

36. Кудрявцев М.П. Москва третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994.

37. Легенды и мифы о А.С. Пушкине. СПб., 1994.

38. Макаров Н.М. Русские предания. М., 1838-1840. Т. 1-3.

39. Милова М.Ф., Резвин В.А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки: Путеводитель. М., 1988.

40. Михайлова О.И., Бабашов Г.М. Популярное москвоведение. М., 1997.

41. Моисеенко А. Москву охраняет чудовище, живущее в башне Кремля // Комсомольская правда: Московский выпуск. 2001. 24 декабря.

42. Молева Н.М. Москвы ожившие предание. М., 1997.

43. Молева Н.М. Земли московской древнее предание. М.,1985.

44. Молева Н.М. Московские были. М., 1997.

45. Молокова Т.А., Фролов В.Т. История Москвы в памятниках культуры к 850-летию столицы. М., 1997.

46. Москва. Портрет города: В пословицах и поговорках. М.,1997.

47. Москвоведение. М., 2001. № 1. С. 29; № 2. С. 26-27; № 7-8. С. 27; № 9. С. 26.

48. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.

49. Московские легенды, записанные Евгением Барановым / Сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Боковой. М., 1993.

50. Московский альбом: Воспоминания о москвичах XIX-XX веков / Сост. Ю.Н. Александров. М., 1997.

51. Московский летописец: Сборник. М., 1988.

52. Моя Москва: История столицы в рассказах для юных москвичей. М., 1997.

53. Муравьев В. Московские предания и были. М., 1998.

54. Назаревский В.В. Из истории Москвы 1147-1913: Иллюстрированные очерки. М., 1997.

55. По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под. ред Н.А. Гейнике, Н.С. Елагина и др. М., 1991.

56. По старой Москве: Переработанное издание М. и С. Сабашниковых. М., 1997.

57. Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текста М.А. Салминой. М.; Л., 1964.

58. Поламарчук П.Г. Два московских сказания: Исторический очерк. М., 1987.

59. Прыжов И.Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. М., СПб.,1996.

60. Пыляев М.Н. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1996.

61. Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988.

62. Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. М.,1997.

63. Синдаловский Н.А. Мифология Петербурга: Очерки. СПб.,2002.

64. Синдаловский Н.А. Петербург: От дома к дому. От легенде к легенде. Путеводитель. СПб., 2002.

65. Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. СПб., 2002.

66. Снегирев И.М. Москва. М., 1865, Т. 1 -2.

67. Сытин П.В. По старой и новой Москве. М., Л., 1947.

68. Сытин П.В. Сухарева башня (1692-1926). Народные легенды о башне, ее история, реставрация, современное состояние. М., 1993.б) Архивные

69. РГАЛИ. Ф. 1418. Он. 1. Ед.хр. 2, 3, 4, 5, 6, 7.

70. РГАЛИ. Ф. 1823. On. 1. Ед.хр. 63, 95, 236, 237.

71. ГИМ. ОПИ. Ф. 134. Ед.хр. 196, 197.1. Литература

72. XX век: Методологические проблемы исторического познания: Сб.ст. М., 2002.

73. Абанькина Е.В., Шумов К.Э. Фольклор и обряды туристов // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 103-123.

74. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004.

75. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.,1982.

76. Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. С. 286-291.

77. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. М.; Л., 1966. Вып.1. С. 176-196.

78. Азбелев С.Н. Современные устные рассказы // Проблемы современного творчества: Российский фольклор. М.; Л., 1964. С. 156170.

79. Айвазян М.А. Московские литературные архивы: Краткий очерк. М., 1996.

80. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.

81. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.

82. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг., 1924.

83. Анциферов Н.П. Москва. М., 1948.

84. Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1925.

85. Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006. С. 47-55.

86. Арнаутова Ю.А. От MEMORIA к "истории памяти" // Одиссей: Человек в истории: Язык Библии в нарративе. 2003. М., 2003. С. 170-198.

87. Артог Ф. Время и история // "Анналы" на рубеже веков: Антология / Отв. ред. А.Я. Гуревич. М., 2002. С. 157-159.

88. Арьес Ф. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах ирефератах. М., 1996. С. 26-29.

89. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

90. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.

91. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

92. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

93. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология: Словарь // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А.В. Петровского. М., 2006.

94. Белоусов А.Ф. Городской фольклор: Лекции для студентов-заочников. Таллин, 1987.

95. Белоусов А.Ф. Русский школьный фольклор: От "вызываний" Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998.

96. Богданов К.А. Мифология и повседневность // Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Мат-лы науч. конф., 19-21 февраля, 2001 г. СПб.,2001.

97. Богданов К.А. Повседневность и мифология. Исследование по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.

98. Булгаковский Д.Г. Нижегородские легенды. СПб., 1896.

99. Вансина Я. Устная традиция как история // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М.В.Лоскутовой. СПб., 2003. С. 66-109.

100. Варьяш О.И. Право и историческая память // Древнейшие государства Восточной' Европы, 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 151-157.

101. Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004.

102. Веселова И.С. "Рассказ" и "Разговор": мужской и женский текст в русской городской народной культуре // Мир .народной картинки: Мат-лы науч. конф. "Випперовские чтения 1997". М., 1999. С. 212-221.

103. Веселова И.С. 18-я конференция «Перспективы современной легенды» // Живая старина. М., 2001. №1. С. 10-11.

104. Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2000.

105. Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: Дис. . канд. филол. наук. М., 2000.

106. Веселова И.С. Заметки к фольклорной карте Москвы // Живая старина. М., 1997. №3. С. 10-12.

107. Веселова И.С. Конференция: «Перспективы современной легенды» //Живая старина. М., 2003. №2. С. 28-29.

108. Веселова И.С. Круглый стол по проблемам современного городского фольклора // Живая старина. М., 1997. № 1. С.58-59.

109. Веселова И.С. Логика московской путаницы // Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998. С. 98-118.

110. Веселова И.С. О зависимости функций текста от формы его бытования // Мифология и повседневность: Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С.8-15.

111. Веселова И.С. Перспективы изучения современной легенды // <http://www.ruthenia.ru/folclore>.

112. Веселова И.С. Прагматика устного рассказа // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 534-543.

113. Восточная Европа в древности и средневековье: Историческая память и формы ее воплощения: XXI чтение памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто: Мат-лы конф. 18-20 апреля 2000 года. М., 2000.

114. Время История - Память: Историческое сознание в пространстве культуры / Под. ред. Л.П. Репиной. М., 2007.

115. Гуревич А.Я. «Доброе ремесло» (Первая биография Марка Блока) // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 75-83.

116. Гуревич А.Я. Избранные труды : В 4-х т. СПб., 1999.

117. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М.,1993.

118. Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

119. Даль В. Толковый словарь. М., 1981. Т. III.

120. Дмитриева С.И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (былички и рассказы об НЛО)' // Этнографическое обозрение. М., 1994. № 6. С. 97-110.

121. Доел Р. "Устная история" в историографии современной науки: Опыт и проблемы // Вопросы истории, естествознания и техники. М., 1980. С.60-88.

122. Древнейшие государства Восточной Европы, 2001: Историческая память и формы ее воплощения / Отв. ред. Е.А. Мельникова. М., 2003.

123. Елисеева О.И. Мифологизация образа Г.А. Потемкина в историческом сознании современников // Источниковедение и компаративный в гуманитарном знании: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Москва, 29-31 янв. 1996 г. М., 1996. С. 203-209.

124. Елистаров B.G. Словарь московского арго (материалы 19801994 гг.). М., 1994.

125. Емельянов Л.И. Методологические вопросы в фольклористике. М., 1978.

126. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно- исторические очерки. М., 2004.

127. Забылин М. Русский народ: Обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1996.

128. Заклинский П.А. Историческое время и историческая память: Автореф. канд. дис. М., 1999.

129. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы И Мифологические рассказы русского населения восточной Сибири. Новосибирск, 1987. С. 381-400.

130. Историческая память в массовом сознании РФ. М., 2002.

131. Историческая память как социальная стратификация: Социально-культурный аспект: Мат. науч. конф., 16-17 мая 2005 г. СПб., 2005.

132. История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.

133. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004.

134. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

135. Источниковедение африканской истории. М., 1977.

136. Кабакова Г.И. Высотные здания в свете мифологии // Живая старина. М., 1997. №3. С. 12-14;

137. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор // Художественный фольклор. М., 1929. Вып. IV. С. 3-8.

138. Кайуа Р. Миф и человек: Человек и сакральное. М., 2003.

139. Калашникова Т.Е. Судьба легенды // Живая старина. Mi, 2000. № 3. С.44-45.

140. Капанадзе Л.А., Красильникова Е.В. Лексика города: К постановке проблемы // Способы номинации в современном русском языке. М., 1982. С. 282-294.

141. Каргин С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении // Живая старина. М., 1995. № 2. С. 15-16.

142. Климонцова О.А., Клевцова Е.Г. История рабочего города в народной несказочной1 прозе (по материалам экспедиции 70-х годов в городе Касли) // Фольклор Урала: Фольклор- городов и поселков: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1982. С. 3.

143. Кнабе Г. Вторая память мнемозины.// Вопросы литературы. М.,2004.№ 1. С. 3-24.

144. Козьмин В. А. Устная история российской деревни XX века: К постановке проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Воронеж, 1993. N. 2 . С. 83-87.

145. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография, Mi, 1980.

146. Костюхин Е.А. Литература и судьба фольклора // Живая старина. М., 1994. № 2. С. 5-7.

147. Кошелев Я.Р. , Народное творчество Смоленщины: Семейные обряды (от рождения до свадебного пира). Легенды: и предания. Смоленск, 1997.

148. Криничная И.А. Русская народная мифологическая проза. СПб., 2001.

149. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987.

150. Кругляшова В.П. Историческое развитие жанров несказочной прозы на горнозаводском Урале: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1997.

151. Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания. М., 1993. № 3. С. 18-28.

152. Культура исторической памяти: Мат-лы науч. конф., 19-22 сентября 2001 г. Петрозаводск, 2002.

153. Культура исторической памяти: Невостребованный опыт: Мат-лы науч. конф., 25 -28 апреля 2003 г. Петрозаводск, 2003.

154. Кучкин В.А. Московская церковь Всех святых на Кулишках // Источниковедение и краеведение в культуре России: Сборник к 50-летию служения С.О. Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 55-57.

155. Ланская Ю. "Городские легенды" в постфольклорной культуре // Объять обыкновенное: Повседневность как текст по-американски и по-русски: Мат-лы VI Фулбрайтовской гуманит. летней школы, 1-8 июня 2003 г. М., 2004. С. 199-202.

156. Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 25-47.

157. Левинсон А.Г. Массовые представления об "исторических личностях" // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 252-253.

158. Левкиевская Е.Е. Москва в зеркале православных легенд // Живая старина. М., 1997. № 3. С. 15-17.

159. Левкиевская Е.Е. Русская идея в контексте исторических, мифологический моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. М., 2005. С. 175-206.

160. Легенды. Предания. Бывальщины / Сост. и подгот. вступ. статья и примеч. Н.А. Криничной. М., 1989.

161. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1998.

162. Лоскутова М.В. Введение // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М.В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 5-31.

163. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1.

164. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв: Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. СПб., 2004.

165. Массовое сознание и массовая культура России: История и современность: Сб. ст. М., 2004.

166. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. М., 1994. С. 39-104.

167. Мельникова Е.А. Историческая память в устной традиции // Восточная Европа в древности и средневековье: Историческая память и формы ее воплощения: XIII чтения памяти чл.-корр. РАН В.Т. Пашуто: Мат-лы. конф., 18-20 февраля 2000 года. М., 2000. С. 3-10.

168. Мельникова Е.А. Предисловие // Древнейшие государства Восточной Европы: Историческая память и формы ее воплощения. М.,2003. С. 3-8.

169. Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006.

170. Мирончиков Л.Т. Словарь славянской мифологии: Происхождение славянской мифологии и этноса. Минск. 2004.

171. Мокрова М.В. Устная история науки: От историографических традиций к комплексному источниковедению. М.,2004.

172. Мороз А.Б. Устная история Русской Церкви в советский период: Народные предания о разрушении церквей // Церковная история XX века и обновленческая смута / Сост. А. Г. Кравецкий М., 2000.

173. Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998.

174. Неклюдов С.Ю. О слове устном и книжном // Живая старина. М., 1994. № 2. С. 2-4.

175. Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина. М., 1995. № 1.С. 2-5.

176. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология. М., 2005. С. 9-26.

177. Новичкова Т.А. Два мира земной и космический в современных народных легендах // Русская литература. М., 1990. №1. С. 132-138.

178. Нора П. Франция память. СПб., 1999.

179. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2003.

180. Общая психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. А.В. Петровского. М., 2005.

181. Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. док. М., 2005. Т.1.

182. Померанцев А.Г. Историческое переживание как способ осмысления времени. Автореф. канд. дис. СПб., 1997.

183. Померанцева Э.В. Жанровые особенности русских быличек // История, культура, фольклор, этнография славянских народов: VI международный съезд славистов (Прага 1968). М., 1968. С. 277-283.

184. Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. М., 1975. С. 75-81.

185. Портелли А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории / Под ред. М.В.Лоскутовой. СПб., 2003. С. 32-51.

186. Поршнева У.С. Методология и методы изучения культурной памяти // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004. С.22-37.

187. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года: Учебно-справочное издание. М., 1998.

188. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

189. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.

190. Г. Пушкарев Т.В. Память, культура, история: К проблеме исторического времени: Автореф. канд. дис. М., 2001.

191. Равинский Д.К. Городская мифология // Современный городской фольклор. М., 2003. С.409-419.

192. Равинский Д.К. Городская мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф., 18-20 февраля 1998 года. СПб., 1998. С. 54-60.

193. Равинский Д.К., Синдаловский Н.А. Современные городские легенды: Петербург // Живая старина. М., 1995. № 1. С. 5-8.

194. Разумова И.А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор. М., 2003. С.544-559.

195. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001.

196. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

197. Репина Л.П. Вызов Постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 25-38.

198. Репина Л.П. Категория "историческое сознание" в историко-историографическом исследовании // Михаил Абрамович Барг: Наследие ученого в современной науке. М., 2006. С. 158-168.

199. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.

200. Репина Л.П. Образы прошлого в памяти и в истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2003.С.9-15.

201. Репина Л.П. От редактора // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. М., 2003. С. 5-6.

202. Репина Л.П. Память и историописание // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л.П Репиной. М., 2006. С. 21-26.

203. Рикер П. Историописание и репрезентация прошлого // Анналы на рубеже веков: Антология. М., 2002. С. 23-42.

204. Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.

205. Ролланд Ф.Д. Основные концепции баз данных. М., 2002.

206. Русская бытовая повесть XV-XVII вв. / Сост. А.Н. Ужанков. М., 1991.

207. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пос. М., 1986.

208. Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // "Цепь времен": Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 38-62.

209. Савельева И.М. История и социальные науки. М., 2005.

210. Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: Источники и репрезентация. Mi, 2005.

211. Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: Типы и механизмы формирования. М., 2004.

212. Савельева И.М., Полетаев А.В. "Историческая память": К вопросу о границах понятия // Феномен прошлого / Под ред. И.М. Савельевой. М., 2005. С. 170-220.

213. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: Теория и история: В 2-х томах. СПб:, 2003.

214. Семиотика. Хрестоматия: Учебно-методический модуль / Под. ред. JI.JI. Федоровой. М., 2005.

215. Словарь русского языка: В четырех томах / Под ред. В.В. Розанова, И.И. Матвеева. М., 1959. Т. III.

216. Современный городской фольклор / Под ред. С. Ю. Неклюдова. М., 2003.

217. Соколов Ю.М. Очередные задачи изучения русского фольклора//Художественный фольклор. М., 1926. Вып. 1. С. 3-10.

218. Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие по филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. С. 268-280.

219. Соколова В.К. О некоторых типах исторических преданий (к проблеме их жанрового своеобразия) // История, культура, фольклор, этнография славянских народов: VI международный съезд славистов (Прага 1968). М., 1968. С. 248-255.

220. Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970.

221. Стартен В.В. Творчество городской улицы // Художественный фольклор. М., 1927. Вып. 2-3.

222. Тихомиров Н.М. Древняя Москва XII-XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв. М., 1992.

223. Тонкин Э. Повести о нашем прошлом: Социальная реконструкция устной истории // Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999. С. 159-184.

224. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. М., 1995.

225. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

226. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память: Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. М., 2000. №4. С. 3-14.

227. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 39-40.

228. Университетские Петербургские чтения: 300 лет Северной столице : Сб. ст. Веер. Конф., 19-20 марта 2003 г., СПб., 2003.

229. Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С. 3-32.

230. Успенский Б.А. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1997.

231. Утехин И.В. Очерки коммунального быта. М., 2004.

232. Февр JI. Бои за историю. М., 1991.

233. Ферапонтов И.Е. Зарубежная фольклористика о современных городских легендах // Живая старина. М., 2002. № 2. С. 18-22.

234. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004.

235. Фольклор городов и поселков: Сб. ст. / Под. ред. В.П. Кругляшова. Свердловск, 1982. Вып. 6.

236. Фольклор и историческая действительность: Сб. статей / Отв. ред. А.А. Горелов. Л. 1981.

237. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. М., 2005. №2.

238. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М., СПб.,

239. Хаттон П. История как скусство памяти. СПб., 2003.

240. Хаттон П. Роль памяти в историографии французской революции // Хрестоматия по устной истории / Сост. М.В. Лоскутова. СПб., 2003. С. 356-375.

241. Хубова Д.Н. Память для забвения, забвение для памяти? // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетие: Сб. ст. Челябинск, 2004. С. 69-83.

242. Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Отв. ред. Л.П. Репиной. М., 2005.

243. Чернышов А.В. Современное состояние советской мифологии // Современныя российская мифология. М., 2005. С. 27-50.

244. Чистов К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М., 1964.

245. Чистов К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003.

246. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVIII-XX вв. // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. С. 261-268.

247. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция: сб.ст. М., 2005.

248. Чубала Д. «Urban Legend» Новый жанр фольклорной прозы? // Филологически науки. М., 1994. № 5-6.

249. Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей: Человек в истории, 1991. М., 1991. С. 103115.

250. Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М., 1997.

251. Шмидт С.О. "Устная" история в системе источниковедения исторических знаний // Шмидт С.О. Путь историка. М., 1997. С.98-108.

252. Штырков С.А. Несказочная проза в фольклоре: Проблемы классификации и терминологии // Мифология и повседневность: Мат-лы. науч. конф. 19-20 февраля 1998. СПб., 1998. С. 196-209.

253. Шумов К.Э. Студенческие традиции // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 165-179.

254. Щавелёв А.С. Славянские легенды о первых князьях: Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007.

255. Щеглова Т. К. Деревня Солонешенского района в XX в.: Устная история (из опыта устноисторического анализа) // История Алтайского края. XVIII-XX вв.: Научные и документальные материалы. Барнаул, 2005.

256. Щепанская Т.Б. Система: Тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

257. Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. М., 2003. С.27-33.

258. Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей: Человек в истории, 2001. М., 2001. С. 176-198.

259. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

260. Brunvand J.H. The Baby Train and other Lusty Urban Legends. N.Y.; Norton, 1993.

261. Brunvand J.H. The Choking Doberman and Other New Urban Legends: N.Y.; L., 1984.

262. Brunvand J.H. The Mexican Pet: More New Urban Legend and some old Favorites. N.Y.; L., 1986.

263. Portelli A. Oral History in Italy // Oral History. An Interdisciplinary Anthology. P. 392-416.

264. Smith P. The Book of Nastier Legends. L., 1986.

265. Thompson P. The Voice of the Past. Oxford, 1988.

266. Vansina J. Oral Tradition A Study in Historical Methodology Chicago, 1965.

267. Yow V.R. Recording oral history: A practical guide for social scientists. L. NY., 1994.

268. Список принятых сокращений1. БД — База данных

269. ГИМ — Государственный исторический музей

270. МГУ — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова МЛА — Московские легенды, собранные автором (по Приложению 1) МЛБ — Московские легенды, собранные Е.З. Барановым (по Приложению 3) ОПИ — Отдел письменных источников

271. РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.