Моральное отчуждение: этико-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Юдин, Алексей Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Юдин, Алексей Алексеевич
Введение
ГЛАВА 1. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЭТИКО
ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
§ 1. Содержание и категориальный статус понятия «отчуждение»
§ 2. Эволюция понятия отчуждения в этико-философской мысли
ГЛАВА 2. МНОГООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ МОРАЛЬНОГО
ОТЧУЖДЕНИЯ
§ 1. Отчуждение в сфере морали
§ 2. Отображение проблемы морального отчуждения в художественной литературе
§ 3. Моральное отчуждение в современном обществе и пути его преодоления
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Взаимодействие социальной и духовной свободы1998 год, доктор философских наук Первушина, Валентина Николаевна
Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании1984 год, кандидат философских наук Петров, Николай Николаевич
Феномен общественной морали: философский анализ2006 год, доктор философских наук Прокофьев, Андрей Вячеславович
Проблемы современной информационной этики2009 год, кандидат философских наук Филина, Ольга Александровна
Феномен обмана: философско-этический анализ2004 год, кандидат философских наук Маркина, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Моральное отчуждение: этико-философский анализ»
Актуальность темы исследования. Вся история человечества есть процесс постепенного отчуждения от человека результатов его деятельности (политики, экономики, науки, морали и т.д.) и превращения этих результатов во внешнюю, враждебную ему силу. В эпоху Нового времени этот процесс значительно ускорился, а, начиная со? второй половины XX века; проблема отчуждения стала приобретать особую масштабность и актуальность.
Интенсификация процессов- отчуждения является^ оборотной стороной успехов научно-технического прогресса. Чем более мощные силы удается поставить человечеству на службу своим целям, тем меньше у него шансов удержать эти силы под контролем. Все чаще результаты человеческой деятельности освобождаются из-под опеки своего творца, дегум анизируются, становятся; чуждыми и неуправляемыми. Среди этих результатов - атомная энергетика, оружие массового поражения, средства манипуляции массамщ генетические биотехнологии^ и т.д. Можно сказать, что как только нравственная составляющая какой-либо подсистемы общественной, жизни: ослабевает, эта подсистема получает импульс к самостоятельному развитию; при котором моральные цели заменяются частными.
Партикуляризация различных видов человеческой деятельности и подсистем жизни общества является следствием нарастающей дегуманизации ^ социальной жизни и вызвана утратой политикой, экономикой, трудом, образованием, искусством реального нравственного содержания. Так, превращение науки в нечто отчужденное; от человека становится возможным, поскольку наука превращается в деятельность «в себе» и ее целью становится^ не благо человечества, а получение верифицируемого научного результата. Экономика, вместо того, чтобы заниматься обеспечением человечества первоочередными материальными благами, ставит перед собой узкие задачи прибыльности и эффективности. Вшолитике цели обеспечения народного блага заменяются целями; удержания власти и т.д.
Не менее; масштабная: фрагментация наблюдается; в социальной? сфере, жизни общества. Отчуждение здесь маркирует разрыв между целями- которые: ставит перед человеком-культура и средствами, предоставляемыми социальной структурой' для достижения этих целей. Процессы отчуждения приводят к социальной: аномии, массовому появлению атомизированных индивидов; разрыву традиционных общественных связей, потере социального капитала, росту проявлений: «двойной« морали». Отчуждение: человека, от человека! или человека от общества неминуемо приводит к самоотчуждению. На индивидуальном, уровне: происходит утрата духовной« целостности «Я», расщепление морального сознания человека на истинное и: ложное, превращение социальной маски в лицо, отчуждение личности от собственной нравственной сущности.
На процессы отчуждения в современной России влияют и другие факторы,, среди которых: кризисное состояние в, экономике,, переход от коллективистских ценностей: к индивидуальным,, ослабление* моральной мотивации во: всех сферах жизни. Эти факторы служат катализаторами отчужденности, приводят к появлению новых форм отчужденного сознания: Таким образом, отчуждение постепенно превращается один из определяющих факторов современной общественной жизни. В подобной ситуации особое значение и высокую актуальность имеют попытки теоретического? осмысления проблемы отчуждения и поиск путей его преодоления.
Историческая практика в очередной раз продемонстрировала; что отчуждение в обществе невозможно преодолеть простым изменением; собственника средств производства. Отчуждение - масштабный и системный-процесс, и подходить к вопросам его преодоления нужно комплексно;,учитывая особенности всех сфер общественной жизни. Как предполагается; особую роль здесь должна играть этика, поскольку моральные отношения как кровеносные сосуды пронизывают все подсистемы общества. Преодоление отчуждения невозможно без установления нравственных ограничений на пути научных исследований, политической и экономической? деятельности, без интенсификации нравственной рефлексии внутри тех сфер общественной жизни, где процессы отчуждения» наиболее масштабны.
Мораль, является4 наиболее действенным механизмом* преодоления» партикуляризации и фрагментации подсистем общественной, жизни, видов человеческой деятельности и элементов индивидуального сознания. С функциональной точки зрения мораль может рассматриваться как совокупность-универсальных норм, идеалов и правил, важнейшей целью которых и является преодоление отношений отчуждения'на различных уровнях социальной жизни.
Степень научной разработанности проблемы: В истории развития этико-философской мысли проблеме отчуждения* отводилось значительное место вхилу особой значимости этой проблемы для осмысления общественных процессов. Впервые она обрела философский статус в теории общественного договора ХУП-ХУШ веков. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо рассматривали возникновение государства как акт отчуждения человеком своих прав и свобод в пользу государства. Государство последовательно ограничивает свободу человека, ставит преграды на' пути реализации его личных интересов и желаний.
Представители немецкой классической философии - И. Кант, Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах - выявили различные аспекты отчуждения: моральные, эстетические, религиозные и, соответственно, предложили разные способы его преодоления - путем нравственного воспитания, художественного творчества, философского познания мира; любви.
Марксистская трактовка экономического отчуждения стала наиболее разработанной и, несомненно, самой влиятельной из всех концепций отчуждения, предложенных в немецкой философии ХУШ-Х1Х вв. К.Маркс показал, что отчуждение коренится в самих объективно-исторических условиях существования — в системе отношений эксплуатации, в практике превращения человека в вещь и т.д. Для того чтобы действительно ликвидировать отчуждение, полагал Маркс, необходимо начать с изменения« объективных условий существования человека:
После Маркса категория отчуждения находится в фокусе внимания! большинства; этико-философских течений, прежде.' всего> неомарксизма1 и иррационализма. В неомарксизме делается особый акцент на: важность преодоления отчуждения, самоотчуждения: и «овещгтения» человека. В работах Д. Лукача, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Э. Фромма показывается; что нарастанию отчуждения способствует не только экономическая эксплуатация человека человеком, по и господствующие идеологические, информационные и культурные практики, которые формируют ложные ценностишотребления- вуалируя этот процесс иллюзией свободного выбора.
Вторым магистральным направлением переосмысления идеи отчуждения в этико-философской мыслив стали: различные версии иррационализма: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм. Ф. Ницше усматривал все признаки, отчуждения 'в господствующей морали. 3. Фрейд рассматривал^ отчуждение- в. контексте личностных патологий, вызванных давлением; культуры,- враждебной по отношению ю желаниям человека. Важные идеи,, касающиеся проблем отчуждения, можно найти и у представителей постструктуралистской парадигмы: М;Фуко, Ж.-Ф. Лиотара и др. Оригинальная; трактовка отчуждения, не уступающая по значению и по теоретической? проработанности, идеям неомарксизма, возникает в экзистенциализме. М.Хайдеггер выделяет онтологическое отчуждение, сформированное-проектом. Модерна. Н. Бердяев связывает преодоление отчуждения1 со свободой и; творчеством. Ж.-П. Сартр, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, С. де Бовуар обращают внимание на субъективную сторону отчуждения;, делая акцент на процессе переживания субъектом состояния отчужденности от чего-либо, а не на объективных социальных процессах.
В отечественной этической и философской мысли проблема отчуждения находилась в центре внимания- Р.Г. Апресяна, В.Ф. Асмуса^ А.А; Гусейнова, Г.С. Батищева, B.C. Библера, О.В. Дробницкого, Э.В.Ильенкова, И.С. Кона,
М.К. Мамардашвили, И.С. Нарского, А. П. Огурцова, А. В. Прокофьева, А.В. Разина, А.П. Скрипника и др. Особенно-стоит выделить работу А.И. Титаренко «Антиидеи'. Опыт социально-этического-анализа»1, где проблема^ морального» отчуждениярассмотрена в* системном' виде.
Тем не менее, в имеющейся литературе существует тенденция* редуцировать проблему морального отчуждения«- или к материально-экономическим отношениям*(в отечественной философии) или к субъективным переживаниям индивида (в западноевропейском» экзистенциализме). Комплексного, многостороннего исследования морального отчуждения; в его связи' с другими- видами отчуждения, до настоящего времени* не существует. Более того, несмотря на интенсификацию* процессов'отчуждения, рассмотрение этойг проблемы в последние десятилетия было отодвинуто- на1 периферию отечественных-этических- исследований. Данное диссертационное'исследование ставит своей целью исправление этой ситуации и восполнение некоторых* серьезных пробелов, имеющихся в современном этико-философском знании.
Объектом исследования является отчуждение как процесс превращения деятельности и> её результатов/в самостоятельную'силу, господствующую над человеком и враждебную< ему.
Предметом исследования являются моральные характеристики отношений отчуждения, в общественной жизни и индивидуальном сознании:
Цель исследования состоит в комплексном этико-философском- анализе проблемы морального отчуждения, и возможных путей его преодоления.' Поставленная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач: Провести анализ концептуальных особенностей отчуждения* как целостного культурного феномена, определить его понятийный статус в контексте современной этико-философской мысли.
Провести критический анализ основных трактовок отчуждения в истории философской мысли, показать основные тенденции в эволюции
1 Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.,1984. понимания отчуждения на разных исторических этапах этической рефлексии.
Определить место и специфику отчуждения в моральной * сфере общественного сознания, выявить его основные формы и уровни.
Рассмотреть, особенности интерпретации отчуждения от морали посредством художественных образов»вклассическош литературе.
Дать классификацию основных видов отчуждения и* рассмотреть» возможные пути преодоления' морального отчуждения в современном обществе.
Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии обусловлен спецификой * исследования, его целями и задачами. В' диссертации феномен отчуждения рассматривается с различных позиций. Данные- различных социогуманитарных наук (социологии, психологии, политологии, экономики И'т.д.) синтезируются и обобщаются с позиций этико-философской рефлексии.
В процессе исследования активно использовались следующие методы и подходы: комплексно-системный подход, способствующий, рассмотрению морального отчуждения с позиций различных наук, а также в различных подсистемах социальной жизни. сравнительный анализ, позволяющий показать общее и особенное в различных проявлениях отчуждения в обществе, а также в различных теоретических системах, призванных объяснить сущность отчуждения; историко-философский метод, содействующий упорядочиванию и реконструкции взглядов мыслителей на сущность отчуждения, выявлению преемственной связи в различных трактовках проблемы; аксиологический метод, направленный на выявление основных характеристик отчуждения путем анализа его ценностных аспектов; Структурно и методологически диссертационное исследование широко использует наработки «этической феноменологии» — направления этикофилософского исследования отдельных социокультурных феноменов, определенные традиции которого были заложены в работах Р.И. Александровой, О.В. Брейкина, А.П: Скрипника и др.
Теоретической основой- диссертационного исследования- послужили работы, представителей немецкой классической1 философии, а также ряд идей, высказанных по поводу отчуждения« в марксистской и» неомарксистской' философии. Идеи, касающиеся преодоления1 морального отчуждения, наиболее близки к коммунитаристскоЙ! парадигме современной» социальной этики-, представленной именами-А. Макинтайра, М. Сандела, А.Этциони и др.
Гипотеза исследования. Отношения отчуждения нечувствительны к глобальным проектам и революционным трансформациями Реальная ликвидация* отчуждения начинается только на уровне* личного морального выбора и< реализуется в локальных сообществах. Все действенные меры по преодолению отчуждения — это меры локального характера, которые должны опираться на живую практику и традицию непосредственных (т.е. неотчужденных) моральных отношений.
Научная новизна диссертационного исследования* определяется*, прежде всего, тем, что в нем представлен комплексный этико-философский анализ отчуждения, синтезирующий данные различных социогуманитарных наук на этических теоретических основаниях. Конкретные результаты, определяющие новизну работы, состоят в следующем:
Определен статус отчуждения в контексте современной1 этико-философской мысли, его индивидуальные и социальные параметры. Показано, что социокультурным механизмом снятия отчужденности является мораль как способ преодоления фрагментации в жизни общества и человека.
Рассмотрена эволюция представлений об отчуждении в истории философской мысли. Показано, что общей тенденцией в этической рефлексии является переход от редукционизма (сведения отчуждения к какой-либо из отдельных сторон общественной жизни) к системно-комплексному рассмотрению проблемы.
Определено место и специфика отчуждения в моральной сфере общественного сознания. Показано, что эта' форма отчуждениям проявляется в отчуждении от моральных норм, морального ^ творчества-и« самой нравственной сущности человека. Она проявляет себя на» индивидуальном, социальном и идейно-теоретическом уровнях.
Рассмотрены особенности интерпретации» морального - отчуждения в> литературе. Показано, что феномен отчуждения получает в художественной» литературе подробное* освещение, а изучение классической1 литературы может быть признано > одним из действенных способов преодоления морального отчуждения.
Дана классификация* основных видов отчуждениям (экономическое, политическое, социальное, духовное) и подробно рассмотрены возможные пути преодоления морального отчуждения, в современном обществе. Доказывается, что самые действенные меры - это меры локального характера, которые опираются на живую практику и традицию непосредственных моральных отношений Основные положения, выносимые на защиту:
1. Всякое отчуждение имеет моральные измерения. Сам процесс отчуждения чего-либо от человека - государства, труда, образования, науки; искусства, самой морали — есть процесс дегуманизации и элиминации реального нравственного содержания из отчужденных социальных форм. Если моральный контроль над какой-то областью человеческой жизни ослабевает, эта область превращается в нечто аморальное и враждебное по отношению к человеку. Снятие отчуждения, в свою очередь, обозначает ее возвращение под моральный контроль.
2. В современной отечественной парадигме под влиянием марксизма отчуждение рассматривается как объективное социальное явление. Западные трактовки делают акцент на процессе переживания субъектом состояния отчужденности. Иначе говоря; отечественная парадигма тяготеет к онтологической трактовке отчуждения, а западная — к экзистенциальной.
3. Мораль не является« неотчуждаемой формой духовной культуры. Отчуждение в моральной^ сфере общественного сознания реализуется' в отчуждении от моральных норм, морального творчества и самой нравственной сущности человека и проявляется на индивидуальном, социальном и идейно-теоретическом уровнях. Преодоление^ отчуждения^ на всех уровнях его проявлений-требует от людей системно-теоретического понимания механизмов, работыморали.
4. Философия,, литература, образование могут способствовать преодолению морального отчуждения, разоблачая аморальную сущность манипулятивных практик, показывая отрицательные стороны, потребительского отношениям миру, критикуя равнодушие и бездуховность в социальной жизни и развивая в человеке способности самостоятельного, независимого мышления. Универсальным механизмом преодоления отчуждения является мораль как способ преодоления фрагментации в жизни общества и человека.
5. Отчуждение есть системная проблема, где каждый компонент находится в постоянном взаимодействии со всеми другими, а преодоление отчуждения необходимо рассматривать как комплексный многоуровневый процесс, который должен проходить одновременно в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни. Нельзя сводить причины отчуждения к какой-либо отдельной стороне общественной жизни. Равно невозможно и преодоление отчуждения в рамках лишь одной из подсистем социальной жизни, например, в моральном сознании индивида.
6. Отчуждение нечувствительно к глобальным проектам и государственным программам. Ликвидация отчуждения должна происходить «снизу» - начинаться на уровне личного морального выбора и реализовываться в локальных сообществах, в действиях органов местного самоуправления, в ассоциациях гражданского общества. Наиболее действенны меры локального характера, опирающиеся на живую практику и традицию непосредственных моральных отношений.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования, использованные в нем подходы и полученные результаты, позволяют выявить основные характеристики морального отчуждения. Выявление сущности, характера, закономерностей отчуждения позволяет применить полученные результаты для повышения« эффективности мероприятий, направленных на преодоление различных видов отчуждения в современном обществе. Результаты исследования могут найти применение в качестве теоретико-методологического основания для дальнейшей разработки различных аспектов проблемы отчуждения* в социогуманитарном знании. Материалы исследования могут использоваться^ при разработке и в преподавании курсов; в написании учебных пособий по этике и< сопутствующим дисциплинам.
Апробация работы Основные результаты исследования изложены в ряде опубликованных статей, в том числе в ведущем рецензируемом ВАК России научном журнале «Регионология»; докладывались на научных семинарах кафедры философии« для гуманитарных специальностей ГОУ ВИО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» и на научных конференциях: внутривузовских - «Огаревские чтения (Саранск, 2007-2009); Всероссийской научно-практической конференции «Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме» (Саранск, 2009).
Структура и объем работы определены целями, задачами и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 130 наименований. Общий объем работы составляет 153 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Онтологические основания морали в современной философско-научной картине мира2003 год, доктор философских наук Фотиева, Ирина Валерьевна
Этико-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского1984 год, кандидат философских наук Карпова, Наталия Львовна
Социально-философский анализ духовного отчуждения2021 год, кандидат наук Заладина Марина Владимировна
Проблема "Другого Я": философско-методологический анализ2003 год, кандидат философских наук Корчак, Александр Сергеевич
Профессиональная мораль юриста как социокультурное явление2014 год, кандидат наук Камалетдинов, Эдуард Салаватович
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юдин, Алексей Алексеевич, 2011 год
1. См. ТитаренкоА И Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., 1984 С. 59.2 Там же.
2. Камю А. Посторонний // Камю А. Сочинения. М., 1989. С. 21-82.
3. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. М., 1982. С. 139-141.
4. См.: ТитаренкоА. И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., 1984. С. 61
5. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы : межвуз. сб.. Л., 1986. С. 30
6. Брехт Б. Добрый человек из Сычуани // Брехт Б. Избранное М., 1998. С. 497.
7. Скрштик А.П. Моральное зло. М., 1992. С.269.
8. РикерП. История и истина. СПб., 2002. С. 136.
9. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М , 1974. С.260.
10. См.: Человек и общество : сборник. М., 1991. С.183.
11. Дж.Ст Милль. О свободе / пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. 1993. №11.С.10-11.
12. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. С. 15.
13. Лидере Г. Мир как фантом и матрица // Искусство кино. 2005. - № 2. - С. 95.
14. Хаксли О. О дивный новый мир / пер. с англ. О.Сороки, В.Бабкова. СПб., 1999. С.30.
15. См.: Meszaros I. Alienation and the Necessity of Social Control // The Socialist Register. 1971. - Vol. 1. - P. 1-18.
16. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 3. С. 108.
17. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали. М., 2000. С.355.
18. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 2005. С.95.
19. Фролш Э. Марксова концепция человека // Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 375—414.
20. Фромм Э Марксова концепция человека // Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 375-414.
21. Киселев Г.С. Новая религиозность как проблема сознания // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 181.
22. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М.,1986. С. 158-159.
23. Порус В.Н Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. С. 100.
24. Comstock G. Research Ethics. Режим доступа: http://openseminar.org/ethics/screen.do
25. Об эстетическом отчуждении см.: Bernstein J.M. The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida. University Park, 1992.
26. Сорокин П А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 С.450
27. См.: Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М, 2005.496 с.
28. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы : межвуз. сб. Вып. 5. -М. : Изд-во*ЛГУ, 1986. 142 с.
29. Андерс Г. Мир как фантом и матрица / Гюнтер Андерс // Искусство кино. 2005. - № 2. - С. 90-99.
30. Андреев А. П. Нравственное отчуждение человека в христианско-этической рефлексии / А. П. Андреев, 3. Р. Валеева // София*: Альманах. Вып. 1 : А. Ф. Лосев: ойкумена мысли. Уфа : Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. С. 164-169.
31. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. М. : ИФ РАН, 1995.-353 с.
32. Апресян Р. Г. Ницше / Р. Г. Апресян // История этических учений : учебник. / под ред. А. А. Гусейнов. М. : Гардарики, 2003. - С. 689695.
33. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 2006. - № 5. - С. 3-17.
34. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон ; общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М. : Прогресс, 1992. - 608 с.
35. Асмус В. Ф. Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в. / В. Ф. Асмус // Асмус В. Ф. Историко-философские этюды / В. Ф. Асмус. М. : Наука, 1984.-С. 140-183.
36. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
37. Бергер П. Капиталистическая революция / П. Бергер. М., 1994. — 320 с.
38. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. -. М. : ACT, 2006.-316 с.
39. Берне Р. Избранное / Р. Берне. М.: Терра, 2000. - 384 с.
40. Библер В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков / В. С. Библер. М. : Русское феноменологическое общество, 1997. -440 с.
41. Библия. М. : Издание Московской Патриархии, 1993. — 1372 с.
42. Бланшо М. От Кафки к Кафке / М. Бланшо. М. : Логос, 1998. - 240 с.
43. Бовуар С. Прелестные картинки / С. Бовуар. — М1. : Мол. гвардия, 1968. 174 с.
44. Брехт Б. Добрый человек из Сычуани / Б. Брехт // Брехт Б. Избранное. М.: Терра, 1998.-608 с.
45. Брехт Б. Театр / Б. Брехт // Брехт Б. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5/2. -М. : Искусство, 1965. 568 с.
46. Булавка Л. А. Советская культура: проблема отчуждения / Л. А. Булавка // Философские науки. 2007. - № 2. - С. 125-141.
47. Булавка Л. А. «Русская душа» и «советский дух» как два феномена отечественной культуры / Л. А. Булавка // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. -2008. -№ 3. С. 66-71.
48. Вальверде К. Философская антропология / К. Вальверде. М. : «Христианская Россия», 2001. — 412 с.
49. Васильевене Н. «Внедрение этических ценностей переносится с индивида на организацию» / Н. Васильевене // Ведомости. Вып. 35: Парадигмы прикладной этики. Тюмень, 2009. - С. 83-90.
50. Викторов Э. М. Феномен отчуждения / Э. М. Викторов // Филос. ис-след. 2001. - № 2. - С. 201-211.
51. Гавриленко И. Н. Отчуждение личности при капитализме средствами образования и воспитания. — Киев : Вища школа, 1986. — 160 с.
52. Гартман Н. Этика / Н. Гартман. СПб. : Владимир Даль, 2002. - 708 с.
53. Гегель Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель ; пер. А. М. Во-дена. Изд. 2-е, стер. - СПб.: Наука, 2005. - 350 с.
54. Гегель Г. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1 / Г. Гегель. М. : Мысль, 1972. 672 с.
55. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. М. : УРСС, 2005. - 632 с.
56. Гиренок Ф. И! Ускользающее бытие / Ф. И*. Гиренок. М. : ИФ РАН, 1994.-220 с.
57. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. / Т. Гоббс. М. : Мысль, 1965.-752 с.
58. Голованов О. С. Краткий4 словарь по социологии / О/ С. Голованов. -М.': Веда, 2001.-215 с.
59. Грицанов A.A. Отчуждение / А. А. Грицанов // Всемирная энциклопедия. Философия / гл. научн. ред. А. А. Грицанов. М., 2001. - С. 753.
60. Грицанов А. А., .Овчаренко В. И. Человек и отчуждение / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко. Минск : Вышэйшая школа, 1991. - 128 с.
61. Гулыга А. В. Кант / А. В. Гулыга. М.: Мол. Гвардия, 1977. - 304 с.
62. Гуревич П. С. Распад социальных связей / П. С. Гуревич // Философия и культура. 2009. - № 1 (13). - С. 5-9.
63. Гусейнов А. А. Введение в этику / А. А. Гусейнов. М. : МГУ, 1985. -208 с.
64. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль//Вопросы философии. 1986. -№ 3. - С. 101-116.
65. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. М. : Мол. гвардия, 1982. — 318 с.
66. Давидович В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов н/Д. : РГУ, 1979. - 264 с.
67. Далай-лама XIV. Этика для нового тысячелетия / Далай-лама XIV. -М.: Центр тибетской культуры и информации, 2001. 238 с.
68. Де Джордж Р. Т. Деловая этика. В 2 т. / Р. Т. Де Джордж. СПб. : Экономическая школа, 2001.
69. Демченко JI. М. Особенности концепции отчуждения в философии К. Маркса и Д. Лукача / Л. М. Демченко, Л. М. Масгутова // ВестникОренбургского государственного университета. 2005. - № 1. - С. 58-65.
70. Джери Д. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. / Д. Джерри, Дж. Джерри ; пер. с англ. Н. Н. Марчук. М. : Вече : ACT, 1999:
71. Дубовцев В. А. Эволюция идеи отчуждения в европейской мысли в контексте проблематики преступности и зла / В. А. Дубовцев // Философия и общество. 2007. - № 1. - С. 14-31.
72. Иванов С. С. Отчуждение и вовлечение как основные факторы политического процесса / С. С. Иванов // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. - № 10. - С. 11-20.
73. Ильенков Э. В. Гегель и отчуждение / Э. В. Ильенков // Философия и культура : сб.. -М., 1991. С. 141-152.
74. Кальной И. И. Отчуждение: истоки и современность / И. И. Кальной. -Симферополь : Таврия, 1990. 192 с.
75. Камю А. Посторонний / А. Камю // Камю А. Сочинения / А. Камю. -М. : Прометей, 1989. С. 21-82.49: Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. М. : Искусство, 1994.-367 с.
76. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного / И. Кант // Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2 / И. Кант. М. : ЧО-РО, 1994.-629 с.
77. Киселев Г. С. Новая религиозность как проблема сознания / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2002. -№ 5. - С. 173-182.
78. Колосницын В. И. Религиозное отчуждение/ В. И. Колосницын. — Свердловск : Уральский университет, 1987. — 180 с.
79. Корняков В. И. Тсс.В от придет-войдет творческий труд. / В. И. Корняков // Философия хозяйства. 2005. - № 1. — С. 173-196.
80. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3 / Дж. Локк. г-М. : Мысль, 1988. 668
81. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М. : Политиздат, 1991. -368 с.
82. Лукач Г. Молодой Гегель и проблемы капиталис тического общества / Г. Лукач. М. : Наука, 1987. - 615 с.
83. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали / А. Макинтайр: М;: Академический проект, 2000.—384 с.
84. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн. М. : Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. -496 с.
85. Маркович М. Маркс об отчуждении / М. Маркович // Вопросы философии. — 1989. — № 9. — С. 36 — 52.
86. Маркс К. Сочинения. В 50 т. Т. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Госполитиздат* 1955. — 651 с.
87. Маркс К. Сочинения. В 50 т. Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Госполитиздат, 1974; - 532 с.
88. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М. : АСТ, 2003. - 331 с.
89. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р: Мертон // Социс. — 1992. — № 3. — С. 299-313.
90. Милль Дж. Ст. О свободе / Дж. Ст. Милль ; пер. с англ. А. Фридмана II Наука и жизнь. 1993. - № 11. - С. 10-15 ; № 12. - С. 21-26.
91. Михайлова Т. М. Методические вопросы изучения проблемы отчуждения в курсе социологии / Т. М. Михайлова // Вопросы преподавания философии и общественных наук : сб. науч. тр. Якутск, 1997. — С. 28-32.
92. Нарский И. С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждение» / И. С. Нарский // Философские науки. 1963. - № 4. - С. 97106.
93. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т. 1 / Н. А. Некрасов. JI. : Наука, 1981. - 720 с.
94. Неомарксизм // Всемирная энциклопедия. Философия / гл. научн. ред. А. А. Грицанов. М., 2001. - С. 693.
95. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. 2 / Ф. Ницше. М. : Мысль, 1993. -863 с.
96. Огурцов А. П. Отчуждение I А. П. Огурцов // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др.. — М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
97. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М. : Русский язык, 1986. - 797 с.
98. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет // Самосознание европейской культуры XX в. : сборник. М., 1991. -С. 230-267.
99. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия / X. Ортега-и-Гассет. М. : ACT, 2007.-200 с.
100. Отчуждение // Словарь по этике / под ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона. -М., 1970.-С. 221.
101. Петрученко О. Латинско-русский словарь / О. Петрученко. М.: Греко-латинский кабинет, 1994. - 810 с.
102. Пивоваров Д. В. Две концепции отчуждения: религиозное отчуждение / Д£ В.Пивоваров // Религиоведение. 2009. — № 2. — С. 63-72.
103. Прокофьев А. В. Морализаторство // Этика: Энциклопедический словарь.-М., 2001.-С. 273.
104. Прокофьев А; В. Мораль индивидуального совершенствования: и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов / А. В: Прокофьев. Новгород : Изд-во НовГУ, 2006. - 284 с.
105. Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности / А. В. Разин. М. : Изд-во МГУ, 1996. - 160 с.
106. Рикер П. История и истина / П. Рикер. СПб. : Алетейя, 2002. - 400 с.
107. Розов Н. С. Сущность криминализации общества и государства: отчуждение от ценностей или утверждение господства / Н. С. Розов // Философия и общество. 2007. -№ 1. - С. 31-53.
108. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание ; Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
109. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре ; Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. -М.: Канон, 1998.-416 с.
110. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов : сборник. -М., 1989. - С. 319-344.
111. Седакова О; А. Морализм искусства, или О зле посредственности / О. А. Седакова // Искусство кино. 1998. - № 4. - С. 69-75.
112. Скрипник А. П. Моральное зло / А. П. Скрипник. М. : Политиздат, 1992.-351 с.
113. Степин В; С. Философия науки; штехники;/ В; С. Степищ. В. Е. Горохов, М; А. Розов;-М; : Контакт-Альфа, 1995;- 384;с.
114. Сычев А. А. В ситуации «пролиферации теорий» / А. А. Сычев // Ведомости. Вып. 35: Парадигмы прикладной этики / под ред. В. И. Бак-штановского, Н. 1Т. Карнаухова. Тюмень, 2009. — С. 68-82.
115. Тимченко Л. Л. Проблема отчуждения в российском образовании / Л. Л. Тимченко // Философия образования; 2009. - № Г (26). - С. 1926.99; Титаренко А. И. Антиидеи. Опыт социально-этического? анализа;/ А. И. Титаренко. -М.: Политиздат, 1984.-478 с.
116. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания А. И. Титаренко. М. : Мысль, 1974. - 278 с.
117. Токарев С. А. Религия в истории народов-мира / С. А. Токарев. М., Республика, 2005. - 543 с.
118. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейера-бенд. М. : Прогресс, 1986. - 542 с.
119. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд: Минск : Попурри, 1997.-606 с.' ' ■ ■■'.':■"■ ." 152
120. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм. М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. — с. . , : ^
121. Фромм Э: Марксова; концепция человека / Э: Фромм // Фромм Э. Ду-\ ша.человека / Э. Фромм. М., 1992. - С. 375-414:
122. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М: Фуко. СПб. : . Университетская книга, 1997. — 576 с.
123. Хайдеггер М. Письмо о. гуманизме / М- Хайдеггер II Проблема человека в западной философии :сб. ст. / сост. и послесл. П. С.Туревича ; общ. ред. Ю: Н. Попова. М., 1988. - С. 314--386.
124. Ю.Хаксли О. О дивный новый мир / О. Хаксли ;;пер:,с англ. О.Сороки, В.Бабкова. СПб. : Амфора, 1999. - 541 с.1Ш!. Хоркхаймер^М: Диалектика просвещения; / М. Хоркхаймер, Т. Адор-но. М.: Медиум, 1997. - 312 с.
125. Хохлова А. В. Д>'ховное отчуждение в системе образования совре-хменной России / А. В. Хохлова // Инновации в образовании: — 2008. — №8.-С. 134-142.
126. Хюбнер К. Нация. Ог забвения к возрождению / К. Хюбнер. М. : Канон-! , 2001.-400 с,
127. Человек и общество : сб. ст:-М. : Просвещение, 1991. 378 с.
128. Чехов А. П. Человек в футляре / А. П.Чехов // Чехов А. П. Избранное. В 2 т. Т. 2. / А. И. Чехов. -М., 1997. С. 208-227.
129. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. — 200 с.
130. Шкловский В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. -М., 1929. 190 с.1181 Шпенглер О. Закат Европы В 2 т. Т. I/O. Шпенглер. Минск : Попурри, 1998.-606 с.
131. Этциони А. От империи к сообществу. Новый подход к международным отношениям. — М.': Ладомир, 2004. — 384 с.
132. Alienation // The Oxford Dictionary of Philosophy. Oxford, 2005. - P. 49.
133. Bernstein J.M. The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida and Adorno / J. M. Bernstein. University Park : Pennsylvania State University,.1992. - 292 p.
134. Comstock G. Research Ethics Электронный ресурс. / G. Comstock. -Режим доступа: http://openseminar.org/ethics/screen.do
135. Hoff S. Identification, Alienation and Fogiveness: Hegel's Theory of Law in the Phenomenology of Spirit / S. Hoff. Stony Brook : Stony Brook University, 2005. - 314 p.
136. Kemerling G. A Dictionary of Philosophical Terms and Names / G. Kemerling. L. : Britannica eds, 2006. - 628ф.
137. Merton R. K. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations / R. K. Merton ; ed. by Norman W. Storer. Chicago : University of Chicago Press, 1979. - 636 p.
138. Meszaros I. Alienation and the Necessity of Social Control /1. Meszaros // The Socialist Register. 1971. - Vol. 1. -P. 1-18.
139. Oilman B. Alienation: Marx's Conception of Man in a Capitalist Society / B. Oilman. Cambridge : Cambridge University Press, 1977. - 360 p.
140. Pappenheim F. Alienation of Modern Man / F. Pappenheim. New York : Monthly Review Press, 1959. - 189 p.
141. Seeman M. On the Meaning of Alienation / M. Seeman //American Sociological Review. 1959. - Vol. 24, № 6. - P. 783-791.
142. Schmitt R. Alienation and Freedom / R. Schmitt. New York : Westview Press, 2002. - 160 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.