Моделирование профессиональной подготовки студентов-музыкантов к сотворческой исполнительской деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Куприна, Елена Юрьевна

  • Куприна, Елена Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Тольятти
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 264
Куприна, Елена Юрьевна. Моделирование профессиональной подготовки студентов-музыкантов к сотворческой исполнительской деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Тольятти. 2008. 264 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Куприна, Елена Юрьевна

Введение

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы сотворческой исполнительской деятельности

1.1. Теоретические аспекты анализа проблемы сотворческой исполнительской деятельности

1.2 Характеристика основных компонентов сотворческой исполнительской деятельности

1.3 Построение теоретической модели сотворческой исполнительской деятельности

1.4 Моделирование содержания подготовки студентов-музыкантов к сотворческой исполнительской деятельности

Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы сотворческой исполнительской деятельности

2.1. Методика подготовки студентов-музыкантов к сотворческой исполнительской деятельности

2.2. Содержание и организация констатирующего этапа эксперимента

2.3. Содержание и проведение обучающего этапа эксперимента

2.4. Результаты эксперимента 161 Выводы по второй главе 165 Заключение 167 Библиографический список 169 Приложения 189 Примечания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Моделирование профессиональной подготовки студентов-музыкантов к сотворческой исполнительской деятельности»

Актуальность исследования. Проблема сотворческой исполнительской деятельности (далее - СИД) в широком смысле охватывает всех без исключения музыкантов, являясь интегрированной основой творческого взаимодействия. Она затрагивает, помимо исполнительских, проблемы, связанные с психолого-педагогическими основами творческой деятельности, межсубъектного взаимодействия. В данной работе мы рассматриваем СИД в ракурсе ансамблевого исполнительства. Потребность совместного творчества генетически заложена в каждом человеке. Важно отметить, что, с одной стороны, многие музыканты, музицируя в ансамбле, чувствуют себя намного увереннее, нежели, занимаясь сольной исполнительской деятельностью; с другой стороны, именно данная область исполнительского творчества, в силу своей мобильности и гибкости, таит огромный потенциал для творческой самореализации и саморазвития. Поэтому значимость коллективной игры в профессиональной подготовке на всех стадиях обучения неуклонно возрастает.

О диапазоне проблем в области ансамблевого исполнительства свидетельствует солидное количество публикаций.

Поскольку в музыкальных ССУЗах и затем в вузах на отделении «фортепиано» изучаются специальные дисциплины, связанные с ансамблевым творчеством, — «фортепианный ансамбль», «камерный ансамбль», «концертмейстерский класс» (далее - ансамблевые дисциплины), постольку и в литературе традиционно разделяются проблемы, относящиеся к специфике концертмейстерского искусства (48; 57; 73; 103; 104; 107; 108; 109; 126; 130; 131; 143; 147; 154; 175; 177; 180; 188; 204; 217; 218; 235; 236 и др.), камерного исполнительства (37; 89; 148; 154; 178 и др.), ансамблевого музицирования (59; 60; 95; 153; 189; 199 и др.). Безусловно, разнообразие многочисленных исполнительских задач обусловливает такое разделение. Однако все эти дисциплины связывает единая цель, направленная lía постижение искусства совместного музицирования.

Анализ научной литературы показал, что термин «сотворчество» широко употребляется в педагогике, психологии, в том числе музыкальной (9; 13; 27; 36; 38; 45; 46; 75; 76; 78; 86; 87; 92; 105; 111; 150; 151; 191; 203; 231 и др.). Но в области музыкальной педагогики проблема СИД исследована явно недостаточно. И если внешняя сторона ансамблевого исполнительства достаточно ясна (добиться слитности, целостности, тщательной отделки деталей, художественной полноценности исполнения музыкального произведения и пр.), тем не менее, вопрос функционирования внутренних механизмов искусства совместного творчества до сих не разработан. Следовательно, открытыми остаются вопросы: что для этого необходимо знать, как этого достичь на практике, с помощью каких методов, приёмов и способов, через совершенствование каких личностных и профессиональных качеств. Данные вопросы напрямую связаны с узловыми проблемами профессионального образования: чему и как учить, что доказывает актуальность настоящего исследования.

В современных быстроменяющихся экономических и социальных условиях каждый студент-музыкант должен быть подготовлен как активный субъект СИД: мобильный и конкурентоспособный, самостоятельно проявляющий свой творческий потенциал. Однако специфика подготовки студентов-музыкантов обусловливает такое содержание учебного процесса, в котором практические дисциплины доминируют над теоретическими, вследствие чего в силу многообразия исполнительских задач обучающиеся даже за длительный период профессионального образования не успевают осознать внутренних закономерностей и проблем, связанных с сотворчеством музыкантов. Таким образом, в настоящее время в системе подготовки студентов-музыкантов к СИД существует ряд недостатков:

- разрыв между практическим обучением и музыкально-теоретической подготовкой обучающихся в области ансамблевых дисциплин;

- недоучёт в учебном процессе психолого-педагогических условий, связанных с взаимоотношениями людей в процессе совместного творчества;

- разрозненность методических советов и рекомендаций;

- опора преимущественно на эмпирические методы преподавания.

Данные недостатки существенно затрудняют процесс вхождения выпускников-музыкантов в профессиональную деятельность. Возникают явные противоречия:

- между многообразием исполнительских задач, высокими требованиями, предъявляемыми к профессиональному ансамблевому исполнительству, и практическим отсутствием интегрированной теории, раскрывающей функционирование внутренних механизмов искусства совместного творчества;

- между конкретным содержанием практических учебных дисциплин, ориентированных на подготовку узких специалистов, и назревшей необходимостью формирования активных субъектов СИД, владеющих её теоретическими и методическими основами, обладающих навыками и умениями применения их в профессиональной исполнительской и педагогической деятельности;

- между объективной необходимостью знаний о СИД и недостаточной разработанностью проблемы в научной литературе.

Системное осмысление перечисленных недостатков и противоречий обусловило проблему настоящего исследования: каковы концептуальные основы (теоретические аспекты, условия, принципы) моделирования интегрированного содержания профессиональной подготовки студентов-музыкантов к СИД и методики его реализации, повышающие качество их профессионального образования в музыкальном вузе.

Объект исследования: профессионально-образовательный процесс подготовки студентов-музыкантов вуза к СИД.

Предмет исследования: моделирование и реализация содержания и методики подготовки студентов-пианистов к СИД.

Цель исследования: повышение качества профессионального образования студентов-музыкантов в вузе посредством моделирования и реализации содержания и методики их подготовки к СИД.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность подготовки студентов музыкальных вузов к СИД может быть повышена, если:

- в основу моделирования содержания подготовки студентов-музыкантов к СИД будет положен системный теоретический анализ с позиций философского, психолого-педагогического, синергетического аспектов, позволяющих разработать интегрированную модель СИД;

- ключевые характеристики структурных компонентов разработанной модели составят основу смоделированного содержания спецкурса и практикумов;

- в результате системного анализа существующей практики подготовки студентов-музыкантов к СИД будут определены психолого-педагогические условия (личностно-ориентированная направленность процесса подготовки студентов-музыкантов, саморегуляция и взаимосодействие участников сотворчества, атмосфера сотрудничества), повышающие качество профессионального образования;

- в учебный процесс будут внесены коррективы с целью соотнесения практических ансамблевых дисциплин с глубокой теоретической проработкой;

- в основу методики подготовки студентов-музыкантов к СИД будут положены специфические принципы (пол и вариантного художественно-исполнительского замысла, блочно-интегративный, интериоризации слуховых ощущений и образов воображения), а также современные методы (погружения, синектики, эмпатии, саморегуляции, проблемно-информационный), повышающие эффективность формирования сотворческих умений и навыков студентов-музыкантов;

- диагностика эффективности процесса подготовки студентов к СИД будет осуществляться с учётом разработанного критериально ориентированного комплекса показателей уровня сформированности сотворческих умений и навыков (оригинальность интерпретаторе кого «прочтения», соответствие стилю; единое исполнительское дыхание ансамбля; темпоритмическое и временное единообразие общего движения музыкантов; со-интонирование, адекватное образному строю произведения; отражение в исполнении единой исполнительской воли музыкантов).

Проблема, цель и гипотеза обусловили необходимость последовательного решения следующих задач:

1. На основе анализа научной литературы теоретически обосновать проблему СИД с позиций философского, психолого-педагогического, синергети-ческого аспектов, экстраполируя важнейшие теоретические положения различных наук на проблематику исследования.

2. Разработать интегрированную модель СИД.

3. На основе системного анализа практики подготовки студентов-музыкантов к СИД выявить существующие в ней недостатки и определить психолого-педагогические условия, повышающие качество профессионального образования студентов-музыкантов.

4. Разработать и внедрить в учебный процесс спецкурс «Введение в со-творческую исполнительскую деятельность музыканта-ансамблиста», повышающий уровень теоретической и практической подготовки студентов-музыкантов.

5. Создать критериально ориентированный комплекс показателей уровня сформированное™ сотворческих умений и навыков студентов-музыкантов.

6. Экспериментально проверить эффективность смоделированного содержания и методики подготовки студентов-музыкантов к СИД.

Методологической основой исследования явились важнейшие подходы, концепции, идеи философов, психологов, педагогов, физиологов по проблемам: содержания и организации профессиональной подготовки в вузе (ИЛО. Алиев, С.И. Архангельский, В.П. Бездухов, Г.А. Бокарёва, О.В. Ощеп-кова, В.Д. Симоненко, В.А. Ситаров, В.А. Сластёшш и др.); теории моделирования (С.И. Архангельский, М.С. Каган, Я.А. Пономарёв и др.); сотворчества (В.И. Андреев, В.Б. Блок, В.В. Краевский, C.B. Нилова, Ю.В. Сенько и др.); теории деятельности (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.); синергетики (И.А. Евин, E.H. Князева, С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.); психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.Б. Бондаревская, Ю.А. Люц, А. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.); межличностных отношений (А.К. Белоусова, A.A. Бодалёв, В.Н. Мясищев, С.К. Нартова-Бочавер, А.Н. Якупов и др.); музыкальной архитектоники и теории музыкального исполнительства (Э. Ансерме, М.А. Аркадьев, Б.В. Асафьев, Г.М. Коган, JI.A. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.Г. Ней-гауз, В.И.Петрушин, П.П. Сувчинский, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Е.М. Шендерович и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных цели и задач, а также для подтверждения исходных положений диссертации использовался комплекс методов: теоретических (анализ литературных источников, рабочих программ, системный анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование); практических (интервьюирование; анкетирование; целенаправленное педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент).

Опытио-экспсрнментальной базой исследования стал Тольяттинский институт искусств (ТИИ).

Этапы исследования. Первый этап (2002-2003) — изучение научной литературы по проблеме, критический анализ учебных планов и программ; выявление противоречий, формулирование проблемы, темы исследования, конструирование рабочей гипотезы, структуры исследования, задач и методов осуществления исследования.

Второй этап (2003-2004) - уточнение проблемы, формулировки темы, цели, задач исследования, определения понятий; многоаспектный теоретический анализ проблемы, моделирование структуры СИД, работа над теоретической частью исследования. Начало педагогического эксперимента.

Третий этап (2003-2006) — проведение педагогического эксперимента с целью проверки и апробации нового содержания и методики подготовки студентов-музыкантов к СИД. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. Внедрение результатов исследования в практику.

Четвёртый этап (2006-2007) - завершение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования; уточнение теоретических и экспериментальных выводов; анализ и обсуждение полученных результатов на заседаниях кафедр фортепиано Самарского государственного педагогического университета и Тольяттинского института искусств; окончательное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что:

- проблема СИД в музыкальной педагогике стала впервые предметом исследования;

- предложен системный теоретический анализ проблемы СИД с позиций философского, психолого-педагогического и синергетического аспектов;

- раскрыты сущность и характерные черты СИД как целостной системы, выявлены её основные компоненты («Время», «Ритм», «Интонация», «Единое исполнительское дыхание», «Единая исполнительская воля»), определена динамика её функционирования;

- разработана интегрированная модель СИД;

- разработан и апробирован критериально ориентированный комплекс показателей уровня сформированности сотворческих умений и навыков студентов-музыкантов.

Практическая значимость исследования состоит в:

- определении психолого-педагогических условий подготовки студентов-музыкантов к СИД;

- возможности использования модели процесса подготовки студентов-музыкантов к СИД в качестве предмета и средства в практике профессионального обучения;

- внедрении в педагогическую практику авторского спецкурса «Введение в сотворческую исполнительскую деятельность музыканта-ансамблиста»;

- разработке методических рекомендаций «Формирование навыков и умений сотворческой деятельности в концертмейстерском классе» для преподавателей и студентов, а также учебно-методического пособия «Введение в сотворческую деятельность музыканта-ансамблиста и концертмейстера».

Теоретический анализ проблемы, важнейшие выводы, методические рекомендации диссертации могут быть использованы в лекционных курсах, в ходе преподавания ансамблевых дисциплин, а также в практике работы с ансамблями различных составов в высшем и среднем звене профессионального музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме, природе, специфике и характеру предмета исследования, поставленным цели и задачам; опорой автора в процессе работы на широкий круг отечественных и зарубежных научных трудов, послуживших фундаментом для важнейших теоретических положений исследования; использованием системного подхода при изучении проблемы исследования; репрезентативностью выборки теоретико-методических установок и рекомендаций, выработанных и апробированных в ходе работы; верификацией теоретических положений диссертации в ходе экспериментальной работы (2003-2006), возможностью её повторения; значимостью экспериментальных данных.

Апробация работы происходила через: а) публикацию основных положений диссертации в тезисах докладов на международных, региональных, областных, городских научно-практических конференциях и семинарах: Самаре (2006, 2007), Тольятти (2003, 2004), Москве (2006), Челябинске (2005), Тамбове (2006), Красноярске (2007) (общим объёмом ок. 1,9 пл.); б) опубликование учебного пособия (8,0 п.л.) и методических рекомендаций по теме исследования в Тольяттинском институте искусств (2,8 п.л.); в) введение в учебный процесс Тольяттинского института искусств спецкурса для студентов-пианистов, а также подготовку и проведение сообщений для преподавателей по проблеме исследования; д) представление материалов исследования в ходе выступления с докладом в рамках Педагогических ассамблей «От истоков к современности», посвященных 50-летшо художественного образования Ставрополя-Тольятти (2005); е) проведение обучающего эксперимента; ж) обсуждение основных положений диссертации на кафедрах фортепиано Тольяттинского института искусств и Самарского государственного педагогического университета. Общий объём публикаций - 12,63 п.л.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования были внедрены в практику работы Ульяновского музыкально-педагогического колледжа, Тольяттинского института искусств, Волжского университета имени В.Н. Татищева г. Тольятти, Института художественного образования Самарского государственного педагогического университета. На защиту выносятся:

- Интегрированная модель СИД.

- Содержание и методика подготовки студентов-музыкантов к СИД.

- Разработанный и апробированный в исследовании критериально ориентированный комплекс показателей уровня сформированности сотворческих умений и навыков студентов-музыкантов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Куприна, Елена Юрьевна

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

1. С целыо повышения уровня теоретической и практической подготовки студентов-музыкантов к СИД, в процессе исследования был разработан, внедрён в учебный процесс и апробирован спецкурс «Введение в сотворческую исполнительскую деятельность музыканта-ансамблиста», содержание которого было смоделировано на основе системного теоретического многоаспектного анализа, а также - ключевых характеристик структурных компонентов разработанной интегрированной модели СИД.

2. Подготовка студентов-музыкантов к СИД относится к этапу выработки высокоразвитых творческих умений и мастерства. В связи с этим, для реализации целей овладения студентами-музыкантами профессиональными навыками и умениями СИД, а также совершенствования их творческих способностей, развития важнейших профессионально-личностных качеств, в своей совокупности позволяющих полноценно осуществлять СИД, в диссертации представлена методика подготовки студентов-музыкантов к СИД, апробированная и доказавшая свою эффективность в результате эксперимента.

3. Процесс подготовки студентов-музыкантов к СИД должен базироваться на принципах, методах, формах обучения, учитывающих и отражающих специфику музыкального исполнительства. В соответствии с этим, в исследовании апробированы разработанные О.В. Ощепковой принципы (поливариантного художественно-исполнительского замысла, блочно-интегративный и интериоризации слуховых ощущений и образов воображения), реализующиеся в работе как над каждым компонентом системы СИД, так и над целостным «охватом» музыкального произведения; а также формы организации обучения и контроля, существенно оптимизирующие процесс овладения студентами-музыкантами навыками и умениями СИД. Наряду с методами, традиционно существующими в музыкальной педагогике, в диссертации предложено использование ряда современных методов (погружения, синектики, эмпатии, саморегуляции, проблемно-информационного), в комплексе направленных на формирование активных субъектов СИД.

4. Одним из важнейших положений диссертации является утверждение о том, что для повышения эффективности процесса подготовки студентов-музыкантов к СИД необходимо дифференцированно подходить к процессу оценивания результатов их творческой деятельности. С этой целью, в работе представлен и апробирован критериально ориентированный комплекс показателей уровня сформированности сотворческих умений и навыков, разработанный на основе компонентов СИД.

6. Результаты проведения контрольных срезов показали высокую эффективность смоделированных и реализованных в ходе эксперимента содержания и методики подготовки студентов-музыкантов к СИД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоговой характеристикой результативности последовательного решения поставленных в исследовании задач являются следующие выводы:

1. Системное рассмотрение проблемы с позиций философского, психолого-педагогического, синергетического аспектов позволило охарактеризовать СИД как сложный многоуровневый и многокомпонентный феномен со своей характерной динамикой, отражающей интегрированную специфику и закономерности совместной творческой деятельности музыкантов, способствующей обобщению и систематизации многообразия задач, решаемых исполнителями в их профессиональной деятельности. Совокупную информацию о СИД содержат компоненты: «Время», «Ритм», «Интонация», «Единое исполнительское дыхание», «Единая исполнительская воля.

2. Разработанную модель многоуровневой многокомпонентной СИД (отражающую цель, установки, действия, операции, условия, динамику функционирования) можно использовать в качестве предмета и средства обучения студентов-музыкантов. Благодаря тому, что модель аккумулирует огромный объём информации о системе СИД, студенты-музыканты могут научиться её воспринимать, сознательно управлять ею и адекватно воплощать (материализовать) в исполнении.

3. Подготовка студентов-музыкантов как активных субъектов СИД осуществляется с целью их личностного и профессионального творческого развития и саморазвития, она основывается на психолого-педагогических условиях: личностно-ориентированной направленности процесса профессионального образования студентов-музыкантов, атмосфере сотрудничества, саморегуляции и взаимосодействия участников сотворчества.

4. Многообразие художественно-исполнительских задач, решаемых исполнителями в их профессиональной творческой деятельности, обусловили практикоориентированную систему подготовки студентов-музыкантов на исполнительских отделениях в музыкальных вузах. Однако современные образовательные реалии требуют соблюдения строгого паритета теории и практики в профессиональном образовании. Эту задачу решает спецкурс «Введение в сотворческую исполнительскую деятельность музыканта-ансамблиста», соотнесённый с циклом ансамблевых дисциплин, который способствует обогащению знаний студентов-музыкантов, раскрывает функционирование внутренних механизмов искусства совместного творчества и в итоге повышает уровень теоретической и практической подготовки студентов-музыкантов.

5. Эффективность методики подготовки студентов-музыкантов к СИД обусловлена специфическими принципами (поливариантного художественно-исполнительского замысла, блочно-интегративным, интериоризации слуховых ощущений и образов воображения), современными методами (погружения, синектики, эмпатии, саморегуляции, проблемно-информационным), а также возможностью организации диагностики профессионально-образовательного процесса на основе критериально ориентированного комплекса показателей уровня сформированности сотворческих умений и навыков студентов-музыкантов (оригинальность интерпретаторского «прочтения», соответствие стилю; единое исполнительское дыхание ансамбля; темпорит-мическое и временное единообразие общего движения партнёров; со-интонирование, адекватное образному строю произведения; отражение в исполнении единой исполнительской воли музыкантов).

6. Экспериментальная проверка подтвердила высокую эффективность смоделированного содержания и методики подготовки студентов-музыкантов к СИД, что доказывает возможность использования разработанных теоретических и практических положений в практике преподавания ансамблевых дисциплин в высших музыкальных учебных заведениях.

Перспективы дальнейших исследований видятся в более глубоком и обстоятельном изучении проблематики СИД, так как данная работа представляет собой обобщённый анализ системы сотворческой деятельности в контексте ансамблевого исполнительства. Поэтому изучение сферы СИД может и должно быть продолжено.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Куприна, Елена Юрьевна, 2008 год

1. Абульхапова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. - 224 с.

3. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий.: Пер. с латин. -М.: Республика, 1992. 335 с.

4. Авенариус, Рихард Человеческое понятие о мире. М.: Тип. А.С.Суворина, 1909.- 136(1) с.

5. Аксёнов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 300 (2) с.

6. Алдер Г. Технология НЛП. СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

7. Алиев И.Ю. Методология музыкальной педагогики высшей школы //Современные проблемы музыкальной педагогики высшей школы: Меж-вуз. сб. науч. трудов /Под ред. И.Ю.Алиева. Москва-Тольятти, 2006. -Вып. 1.-343 с.

8. Алфёров А.А. Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности. Дис.канд. пед. наук. - М., 2000. - 185 с.

9. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

10. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте восприятия //Избр. пси-хол. труды: В 2 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - С. 9-127.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 351 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. -Кн.1. -Изд-во Казанского университета, 1996. 586,(8) с.

13. Аннамамедов М. Я убеждён, что родился именно дирижёром //Музыкальная академия. 1999. -№ 1. - С. 109-116.

14. Анохин П.К. Теория функциональной системы //Успехи физиологических наук. 1970. -№ 1.-С. 19-54.

15. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания: Пер. с фр. М.: Сов. композитор, 1986. - 224 с.

16. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления: Сборник статей /Сост., ред. и предисл. М.Г.Арановского. М.: Музыка, 1974.-С. 90-128.17Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - 830 с.

17. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки (Опыт феноменологического исследования). -М.: Библос, 1993. 168 с.

18. Аркадьев М.А. Хроноартикуляционные структуры Новоевропейской музыки и фундаментальные проблемы ритма. Дис.д-ра искусств-я. - М., 2002.-360 с.

19. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.

20. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации //Онтология и эпистемология синергетики. -М.: ИФРАН, 1997.-С. 101-118.

21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л.: Музыка, 1973.- 144с.

22. Асафьев Б.Г. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. - Л.: Музгиз, 1963. -378 с.

23. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу личности //Вопросы психологии. 1978. -№ 1. - С. 70-80.

24. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1969. - 247 с.

25. Бабюк B.JI. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII XX веков (фортепиано-вокальный аспект): Автореф. дис.канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 2003. - 24 с.

26. Батищев Г.С. Три типа педагогики //Учительская газета. 1988. — 14 апреля.

27. Бахтин М.М. «Быть — значит общаться диалогически» //Учительская газета. 1994. -№ 10.-С. 8.

28. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие по спецкурсу /Куйбышевский ГПИ им. В.В.Куйбышева. Куйбышев, 1990. - 84 с.

29. Бездухов В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 185 с.

30. Беленький Б., ЭльбоГш Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. Уроки мастерства. М.: Музыка, 1990. - 128 с.

31. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: Дис.д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2003. -473 с.

32. Бергсон Анри Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память//Собр. соч. -Т.1. -М.: Московский клуб, 1992.-325 (2) с.

33. Берлянчик М.М. Культура мелодического интонирования и воспитание скрипача (вопросы методологии и теории). В 2 т.: Дис.канд. искусст-вовед-я.-М., 1983.-319 с.

34. Берлянчик М.М. О роли интонационного анализа в интерпретаторе ком творчестве музыканта-исполнителя //Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика /Межвуз. сборник трудов Новосиб. консерватории. Новосибирск, 1989. - Вып. 11.

35. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика. 1994. - № 5. - С. 21-25.

36. Благой Д.Д. Современные тенденции в развитии советского камерно-ансамблевого исполнительства //Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Выпуск 10. - М.: Музыка, 1979. - С. 57-76.

37. Блок В.В. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) //Психология художественного творчества: Хрестоматия /Сост.

38. К.В.Сельченок. МН.: Харвест, 1999. - С. 465-503.

39. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.

40. Бодалёв A.A. Психология общения. Избранные психологические труды. — М. Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1996. - 255с.

41. Бокарева Г.А. О диагностике уровня готовности студентов к профессиональной деятельности //Новые исследования в педагогических науках. — 1987.-№2.-С. 8-14.

42. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2000 /CD (на 2-х дисках).

43. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.

44. Бреслав И.С. Как управляется дыхание человека /АН СССР. Серия «От молекулы до организма». -JL: «Наука», Ленингр. отделение, 1986. 160 с.

45. Бусыгин А.Г., Бусыгина Т.А. Постановка вузовской лекции и оценка её качества: Научно-методическое пособие для преподавателей вузов и заведующих кафедрами /Под ред. д.п.н., проф. А.Л.Бусыгиной. Самара: ГП «Перспектива»; Изд-во СГПУ, 2005. — 32 с.

46. Бухвалое ВА. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993.-96 с.

47. Виненко В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: Автореф. дис.д-ра пед. наук. Тольятти, 2001 -44с.

48. Винокур JJ.H. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. М.: Изд-во МГПИ, 1978. - 46 с.

49. Время деятельности личности: Психологические исследования. Сборник научных трудов. Черновцы, ЧГУ, 1991.

50. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля //Вопросы философии. 1992. - № 7. - С. 116-135.

51. Гайденко ПЛ. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и временность вещей в себе //Вопросы философии. — 2003. -№ 9. С. 134-150.

52. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука /Под ред. А.И.Подольского. М.: «Инс-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.

53. Гегель Г.Ф. Система наук. 4.1: Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999.-441 (3) с.

54. Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. - Т. 3. - 621 с.

55. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.

56. Государственный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501д «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) //МО РФ. М., 2004.

57. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.-104 с.

58. Горошко H.H. Некоторые вопросы специфики концертмейстерской подготовки пианиста-педагога //Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвузовский сборник статей. Вып. 2. /Сост. А.Н.Якупов, М.М.Берлянчик. Магнитогорск: Изд-во МаГК, 1997. - С. 324-337.

59. Готлиб А.Д. Заметки о фортепианном ансамбле //Музыкальное исполнительство. Вып. 8. -М.: Музыка, 1973.-С. 75-101.

60. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. -М.: Музыка, 1971. 94 (1) с.

61. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. М.: Медицина, 1990. - 344 с.

62. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1: Общее введение в чистую феноменологию /Пер. с нем. А.В.Михайлова-М.: ДИК, 1999. -336 с.

63. Двоскина Е.М. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина «De musika libri sex»: Дисс.канд искусстведения. М., 1997 - Т.1. - 263 с. Т. 2 - 268 с.

64. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. /Сост., ред. В.В.Соколов. М.: Мысль, 1989.-712 с.

65. Дилыпей В. Описательная психология. -М.: «Алетейя», 1996. 153(2) с.

66. Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам //Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. М.: Изд-во МГПИ, 1978. - С. 152-170.

67. Дубровский ДИ. От «научного материализма» к «эмерджентистскому материализму» //Вопросы философии. — 1987. -№ 4. С. 130-141.

68. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности человека к деятельности. Минск: БГУ, 1976. - 176 с.

69. Евин К А. Искусство и синергетика. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 164 с.1..EeiiH H.A. Синергетика мозга и синергетика искусства. М.: Геос, 2001. 163 с.

70. Егорова ИТ. Личностно-ориентированная коммуникация как процесс построения совместного когнитивного пространства. — Дис.канд. пси-хол. наук. -М., 2001. 155 с.

71. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. — СПб.: «Деан», 1993. — 164 с.

72. Живов Л.М. Исполнительские традиции Шаляпина и задачи пианиста-концертмейстера. Раздел III: Камерный репертуар: Научно-методическая работа. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1977. - 59 с.

73. Жюрайтите A. In memoriam //Музыкальная академия. 1999. - № 4. — С. 102-109.

74. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя //Советская педагогика.- 1988. -№ 1.-С. 70-75.

75. Засобина Г.А., Мухаммед B.C. Исследования в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. — Иваново: Изд-во ИвГУ, 1997. 187 с.

76. Здерева О.В. Время как субстанциональная основа качества общесоциального бытия //Вестник Тамбовского ун-та (Сер. Гуманитарные науки). -Вып. 4 (44), 2006. С. 110-116.

77. Згшченко В.П. Образ и деятельность. М.: «Инс-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.

78. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля / CD-ROM: 2 диска. Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», ЗАО «Гласнет», 2003.

79. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1-3. -М.: Знание, 1972-1973-72 е., 88 е., 78 с.

80. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польского. М.: Изд-во иностр. литературы, 1962. - 572 с.

81. Исаев Г.Г. Физиология дыхательных мышц //Физиология дыхания. Основы современной физиологии. - СПб.: Наука, 1994. - С. 178-196.

82. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: Ut, 1996. - 231 с.

83. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - 384 с.

84. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

85. Камерный ансамбль: Аннотированный библиографический указатель /Сост. В.Т.Семёнов. Самара, 2000. - 168 с.

86. Камерный ансамбль: Программа для муз. вузов по специальностям № 2201 «фортепиано», № 2202 «Оркестровые инструменты». М., 1980.

87. Камерный ансамбль: Программа для музыкальных вузов по специальности 05.06.00 «Инструментальное исполнительство» /Сост.: проф. Т.А.Гайдамович, М.З.Мильман и др. М., 1990. (Программа составлена на основе Программы 1980 г.).

88. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

89. Kaum И. Критика чистого разума //Сочинения: В 6-ти т /Под общ. ред. В.Ф.Асмуса. Т. 3. - М.: АН СССР, 1964. - 799 с.

90. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира //Кант И. Сочинения в 6-ти т. /Под общ. ред. В.Ф.Асмуса.- Т. 2. М.: Мысль, 1964. - С. 381-426.

91. Катонова Н.Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра.- Дис.канд. искусствов-я. -М., 2002. — 206 с.

92. Киселёв H.H. Информационная потребность как фактор социализации личности. — Автореф. дис.канд. социол. наук. Кемерово, 1998. - 19 с.

93. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. -М.: Наука, 1994.

94. Ковалёв А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1969.-391 с.

95. Ковалёв Г.А. Об активном обучении психологическому общению //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации /Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- С. 6-20.

96. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Классика - XXI, 2004. - 136 с.

97. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности «Фортепиано» //МК СССР, ВМК по уч. заведениям искусств и культуры. М., 1987.

98. Концертмейстерский класс: Программа для музыкальных вузов по специальности «фортепиано». -М., 1978.

99. Концертмейстерский класс: Учебное пособие /Сост.: Л.И.Мироянова, Х.Н.Ильинская. Чебоксары: ЧГПИ, 1993. - 59 с.

100. Концертмейстерская практика: Методические рекомендации /Под общ. ред. Р.И.Губайдуллина. Уфа: БашГИИ, 1987. - 72 с.

101. Краевский В.В. Полемика. Сколько у нас педагогик? //Педагогика. -1997. -№ 4. С. 113-118.

102. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. -М.: «Класс», 1993.- 154 с.

103. Крючков H.A. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.: Музгиз, 1961.-72 с.

104. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2002. 192 с.

105. Кузнег}ова Е.И. Проблемы воспитания пианиста-концертмейстера: Научно-методическая работа. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1977. - 19 с.

106. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛУ, 1980. - 172 с.

107. Кулаев КВ. Проблемы саморазвития личности //Педагогика. 1998. -№8.-С. 118-119.

108. Кули 4JC. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. — М.: Идея-пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 309 с.

109. Леей В J1. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М.:i1. Знание, 1991.-253 с.

110. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-344 с.

111. Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

112. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

113. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения //Хрестоматия по педагогической психологии. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. С. 5-23.

114. Лернер И Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 - 186 с.

115. Личностно-ориентированное обучение: Теории и технологии /Под ред. Н.Н.Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104 с.

116. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф.Ломов; РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. - 349 с.

117. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования: Сб. статей /Б.Ф.Ломов; РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. - 202 с.

118. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. 207 с.

119. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - С. 195-392.

120. Люблинский A.A. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л.: Музыка, 1972. - 80 с.

121. Люц Ю.А. Психологическое время личности у больных с психосоматическими расстройствами: Дис.канд. психол. наук М., 1997. - 182 с.

122. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. -М.: Музыка, 1983. 72 с.

123. Майорова Э.Р. Активная образовательная среда как условие организации личностно-ориентированного образовательного взаимодействия. Педагогика и педагогия, теория и опыт /Из материалов пед. чтений КИП-КРО. Часть 3. Красноярск, 1997. - С. 24-35.

124. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика - XXI, 2002. - 120 с.

125. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования //Психология художественного творчества: Хрестоматия /Сост.К.В.Сельченок. — Мн., 1999.-С. 130-144.

126. Мартынова Л.Н. Задачи концертмейстерского класса в профессиональной подготовке студентов муз.-пед. факультета //Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: Куйбыш.гос. пед. ин-т, 1983. - С. 89-96.

127. Мартынова Л.Н. Развивающее обучение и пути совершенствования урока концертмейстерского класса //Специфика и совершенствование инструментальной подготовки на муз.-пед. факультете. Куйбышев: Куй-быш. гос. пед ин-т, 1985. - С. 81-87.

128. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

129. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

130. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.

131. Мельникова Н.И. Фортепианное исполнительское искусство как культурологический феномен. Автореф.д-ра искусств. — Новосибирск, 2002.-48 с.

132. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.

133. Мерло-Понти М. В защиту философии: Сборник /Пер. с франц., по-слесл. И примеч. И.С.Вдовиной. М.: Изд-во гум. лит-ры, 1996. - 247 с.

134. Мерло-Понти М. Око и дух /Пер. с фр. М.: Искусство, 1992. - 63 с.

135. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: «Ювента» «Наука», 1999.-608(1) с.

136. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.-471 с.

137. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. — Л.: Лениздат, 1991. — 156 с.

138. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля //Вопросы философии. 2000. -№ 4. - С. 138-157.

139. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор: Воспоминания, Размышления о музыке: Пер. с англ. /Предисл. В.Н.Чачавы. М.: Радуга, 1987. - 429 с.

140. Мясшцев В.Н. Психология отношений /Под ред. А.А.Бодалёва. М.Воронеж, 1995. - 356 с.

141. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383 с.

142. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.

143. Науказ Д.А. Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя. Теоретический и методический аспекты. — Дис.канд. пед. наук. -М., 1998.- 142 с.

144. Наумова Е.Е. Камерный вокальный ансамбль в русской музыке: история и типология жанра: Дисс. .канд. искусствовед. В 2-х т. М., 2002.

145. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.-М.: Музыка, 1988.-240 с.

146. Hwioea C.B. Диалог как форма сотворчества преподавателей и студентов //Диалог в образовании: Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 22. СПб.: 2002.

147. Нилова C.B. Сотворчество в образовательном процессе университета: Дис.канд. пед. наук. Иваново, 1999.-246 с.

148. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Издательство ACT», MIL: Харвест, 2002. - 976 с.

149. О мастерстве ансамблиста: Сборник научных трудов //Отв. ред. Т.А.Воронина. Л.: ЛОЛГК, 1986. - 143 (2) с.

150. О работе концертмейстера.: Сборник статей //Ред.-сост. М.А.Смирнов. М.: Музыка, 1974. - 160 с.

151. Общая и профессиональная педагогика: Учеб.пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. -368 с.

152. Общероссийский классификатор специальностей по образованию OK 009 2003 //Гос. стандарты. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2003. - 42 с.

153. Орлов A.A. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе //Педагогика. -2001. -№ 10. С. 48-56.

154. Ощепкова О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей. Дис.докт. пед. наук. М., 2000. — 306 с.

155. Панкевич Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки //Музыкальное искусство и наука. Вып. 3: Сборник статей /Ред.-сост. Е.В.Назайкинский. - М.: Наука, 1978. - С. 124-144.

156. Переверзев Н.К. Исполнительская интонация. — М.: Музыка, 1989. — 208 с.

157. Петров A.B. Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества: Автореф. дис.канд. филос. наук. Казань, 1999. - 18 с.

158. Петруишн В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

159. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции //Вопросы психологии. 2002. - № 3. - С. 20-32.

160. Паз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: ЭКСМО, 2003. - 288 с.

161. Платон. Соч.: В 3-х т.-Т. 1.-М.: Мысль, 1968.-623 с.

162. Платон. Федон; Пир; Федр; Парменид: Диалоги. /Платон; (Пер. с древнегреч.) -М.: Мысль, 1999. 526 с.

163. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях //Сов. Педагогика. -1963. -№ 11. С. 98-103.

164. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216 с.

165. Плотин. О бессмертии души //Вопросы философии. 1994. - № 3. - С. 155-172.

166. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

167. Пригожий И.Р. Конец неопределённости. Ижевск: Регулярная и хаотичная динамика, 1999.-215 с.

168. Примерная программа по дисциплине концертмейстерский класс и концертмейстерская практика. Для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» (0501.01 «Фортепиано») //МК РФ по ХО. -М., 2002.

169. Притыкина О.И. Музыкальное время (Его концептуальность, структура, методы исследования): Дис.канд. искусствовед. JL, 1985. - 183 с.

170. Просецкий П.А. Формирование психологической готовности будущего учителя к проведению воспитательной работы в школе //Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе. М., 1980. - С. 62-68.

171. Прохорова Е.А. О работе концертмейстера в оперном классе: Методическая работа. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1974,47 с.

172. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Под общ. ред. Г.М.Цыпина. М.: «Академия», 2003 - 368 с.

173. Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкально-педагогического факультета: Методическое пособие. Минск: МГПИ, 1985.-42 с.

174. Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 476 (1) с.

175. Рабочая программа по дисциплине «Фортепианный ансамбль» по специальности № 050900 «Инструментальное исполнительство» «Фортепиано» //Сост. ст. преп. ТИИ Е.В.Логинова. Тольятти, 1999.

176. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л.: Музгиз, 1963.-36 с.

177. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. - 74 с.

178. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 19587.- 147 с.

179. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии /Отв. ред. Е.В.Шо-хова. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

180. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. — 720 с.

181. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: Уч. Пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 220 с.

182. Рыбкина Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б.Асафьева: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2004. - 24 с.

183. Саакян С.А. Роль торакального и абдоминального компонентов системы дыхания при дыхании с заданной глубиной. Дис.канд. биол. наук. -Тверь, 2003.- 131 с.

184. Самойлович Т.С. Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля //О мастерстве ансамблиста: Сборник научных трудов.-Л.: ЛОЛ ГК, 1986. С. 21-31.

185. Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов.-М.: «Классика XXI», 1998.- 151 с.

186. Сенько Ю.В. Учебный процесс: Сотворчество педагога и учащегося //Педагогика. 1997. - № 3. - С. 40-45.

187. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга: (Попытка ввести физиологические основы в психические процессы) М.: АМН СССР, 1952 - 231 с.

188. Сеченов ИМ. Участие нервной системы в рабочих движениях. Избр. произв. Т.1. Физиология и психология. -М.: АН СССР, 1952 - 772 с.

189. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А.Сластёнина. -М.: «Академия», 2002. 368 с.

190. Сластёнин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учащихся. М.: Прометей, 1997 -200 с.

191. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. М.: «Академия», 2002. - 566 с.

192. Словарь русского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1983.

193. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991 -414с.

194. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: История жанра. — М.: Музыка, 1988.-316(2) с.

195. Спиноза Б. Избранное: Пер. с гол. и латин. Минск: Попурри, 1999. -590 (2) с.

196. Станкевич Г.Л. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя (психотерапевтический аспект): Дис.канд. психол. наук. М., 1997.

197. Стародубцева Т.Е. Идеи сотворчества в педагогике личности //Профессиональное педагогическое образование: личностный подход: Сборник науч. трудов /Под ред. В.И.Лещинского, Е.Е.Седовой, Т.Е.Стародубцевой. — Воронежский ГПУ, 2003.

198. Степанндина О.Д. Некоторые проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе /Под ред. М.А.Смирнова. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. 40 с.

199. Структура и функциональная организация дыхательного центра / М.В.Сергиевский, Р.Ш.Габдрахманов и др. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993.-192 с.

200. Сувчипский П.П. Понятие времени и музыка. Размышления о типологии музыкального творчества //Музыкальная академия. 2001. - № 1. — С. 134-137.

201. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста //Талызина Н.Ф. и др. -М.: Знание, 1986. 112 с.

202. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

203. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов вузов /Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: ВЛАДОС, 2001.-368 с.

204. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

205. Узнадзе Д.Н. Теория установки /Под ред. Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. М.: Ин-т практ. пс-гии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 447 с.

206. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки //Хрестоматия по психологии. М.: 1977. - С. 229-236.

207. Феноменология и её роль в современной философии (Материалы «Круглого стола») //Вопросы философии. 1988. — № 12. - С. 43-84.

208. Фёдорова Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя: Дис.канд. пед. наук.-М., 1995.-245 с.

209. Фортепианный ансамбль: Программа для фортепианных факультетов музыкальных вузов. М., 1988.

210. Фресс П., Пиаже П. Экспериментальная психология. Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978.

211. Фуксман В.М. Место концертмейстерского класса в системе подготовки специалиста. Некоторые вопросы концертмейстерской техники //Вопросы методики и музыкальной педагогики: Сборник методических работ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 119-133.

212. Хавкина-Трахтер Р. Работа в концертмейстерском классе //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - С. 134-146.

213. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., Республика, 1993.-447 с.

214. Хакен Г. Информация и самоорганизация. — М.: Мир, 1991. 240 с.

215. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М.: Per Se, 2001.-350,(1) с.

216. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. -М.: Мир, 19851-419 с.

217. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.-102,(2) с.

218. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для вузов искусств и культуры /В.Н.Холопова; МГК им. П.И.Чайковского. СПб.: Лань, 2000.-320 с.

219. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980. - 72 с.

220. Холопова В.Н. Понятие «музыка» //Музыкальная академия. 2003. - № 4.-С. 1-18.

221. Цареградская Т.В. Время и ритм в музыке второй половины XX века (О.Мессиан, П.Булез, К.Штокхаузен, Я.Ксенакис): Дис.д-ра искусствоведения. — М., 2002.

222. Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М.:ч

223. Классика XXI, 2002. - 376 с.

224. Цуканов В.Н. Фактор времени и природа темперамента //Вопросы психологии. 1988. -№ 4. -С. 129-136.

225. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). -Тамбов, 2005. 337 с.

226. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

227. ЧернавскийД.С. Синергетика и информация. М.: УРСС, 2004. -243 с.

228. Шабелышков В.К. Психика как функциональная система. Алма-Ата: Мектсп, 1986.-272 с.

229. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

230. Шендерович Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.- М.: Музыка, 1996. 206 с.

231. Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. М.: Музыка, 1987. — 58 (2) с.

232. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям её презираю- • щим. Монологи /Пер. с нем., вст. ст. С.Л.Франк. — СПб.: АО «Алетейя», 1994.-313 (1) с.

233. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. Т.1. -М.: Наука, 1993. - 670,(2) с.

234. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке //Собр. соч. Т. 15. - М.: «Ренессанс», 1992.-314 с.

235. Юишанов В.И. Вокальная техника и её парадоксы СПб., 2001. - 128 с.

236. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология //Программа. Методы. М.: Наука, 1987. - 132 с.

237. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Приложение к ж-лу «Директор школы», вып. 3. М.: Изд. Фирма «Сентябрь», 1996. - 95 (1) с.

238. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 31-42.

239. Яковлева ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: Флинта, 1997. 224 с.

240. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация (история, теория, практика управления): Дис.д-ра искусствоведения. — М., 1995. 371 с.

241. Bernstein L. The Joy of Music. N.Y.: Asignet Book, 1967.

242. Gordon W.J.J. Synectics. The Development of Creative Capacity. N. Y., 1961.

243. Hanslick E. Vom Musikalisch Schonen: Ein Beitag zur Revision der Aes-thetik der TonKunst. - 1854. - 104 s.

244. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N.Y. 1955. v. 1-2, 46 p.

245. Kramer J. The Time of Music. N.Y., 1988.

246. Rogers K., Kinget M. Psychotherapie of relations humaines. Louvaim, 1965.

247. Taylor C.W. The Minnesota studies of creative thinking II Taylor C.W. (Ed.) Widening horizons in creativity. N.Y., 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.