Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бычков, Олег Валерьевич

  • Бычков, Олег Валерьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 188
Бычков, Олег Валерьевич. Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2006. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бычков, Олег Валерьевич

Введение

Глава 1. Теоретический анализ структуры и содержания ансамблевой техники музыканта-исполнителя

1.1. Ансамблевая техника музыканта-исполнителя как многоуровневая система профессиональных навыков

1.2. Синхронность как многоуровневый элемент ансамблевой техники

1.3. Полифункциональные аспекты инструментальной ансамблевой культуры

Глава 2. Формирование ансамблевых навыков моторно-двигательного уровня

2.1. Ансамблевая артикуляция и способы ее формирования

2.2. Метроритмические и темповые особенности ансамблевого исполнительства

Глава 3. Формирование навыков ансамблевого слуха

3.1. Ансамблевая фразировка и процесс интонирования

3.2. Тембрально-динамическая нюансировка в ансамбле

Глава 4. Формирование ансамблевых навыков психического и эстетического уровня

4.1. Эстетика концертного выступления ансамбля на сцене

4.2. Характерные сопроводительно - сопереживательные процессы в ансамблевом исполнительстве

4.3. Ансамблевое творчество в сценическом процессе

Опытно-экспериментальная проверка + теоретических положений исследования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя»

Актуальность исследования. В процессе развития музыкального исполнительства возникло огромное разнообразие ансамблевых * инструментальных форм и жанров, представляющих собой самостоятельное явление в музыкальном пространстве и исполнительском искусстве в целом. Стремление исполнителей к поиску новых ансамблевых форм отражает процесс естественного развития инструментальной исполнительской культуры. Особенно заметно данная-тенденция проявилась в последние десятилетия XX в. - стала интенсивно возрастать популярность ансамблевого исполнительства, проявляться потребность музыкантов в самореализации индивидуального творческого потенциала через коллективное творчество.

В то же время, в музыкальной педагогике до сих пор нет четкого определения понятия ансамблевая техника музыканта-исполнителя, что существенно затрудняет исследование вопросов совершенствования приемов и Ф способов ансамблевой игры, развития ансамблевых навыков, формирования комплекса исполнительских способностей ансамблиста, что в итоге снижает общий уровень ансамблевой инструментальной исполнительской культуры. В педагогической и исполнительской практике существуют разногласия по развитию индивидуальной ансамблевой техники музыканта-исполнителя, отсутствуют ясно сформулированные, обоснованные музыкально-педагогические позиции, позволяющие систематично, последовательно и продуктивно развивать ансамблевые навыки. Остается неразработанной структура педагогических действий, направленных на совершенствование многоуровневых исполнительских навыков ансамблиста. Современные критерии оценки качества ансамблевой техники музыканта-исполнителя опираются преимущественно не на научный, а на эмпирический опыт. В педагогическом процессе недооценивается значение ф существующих противоречий между взаимовлиянием исполнительских традиций коллективного музицирования и новаторскими приемами ансамблевого исполнительства, устоявшейся структурой инструментального состава и практикой введения экспериментальных ансамблевых форм.

Таким образом, в современной ансамблевой педагогике не сформирована

• научная традиция в исследовании вопросов теории и практики ансамблевого исполнительства- В связи с этим становится актуальным поиск и разработка новых педагогических принципов, форм и методов, позволяющих максимально эффективно осуществить процесс формирования ансамблевой техники музыканта-исполнителя, что должно стать объектом музыкального исследования.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день имеются следующие работы, рассматривающие определённый круг вопросов, связанных с инструментальным ансамблевым исполнительством. Одной из первых появилась работа Л.Н.Раабена «Вопросы квартетного исполнительства» (1960г.), где даются важные рекомендации по развитию определенных ансамблевых навыков в струнном квартете. Актуальной остается книга А.Д.Готлиба «Основы ансамблевой техники» (1971г.), где вводится понятие «ансамблевая техника» в музыкальную педагогику. К третьей по содержательности можно отнести «Очерки о работе в ансамбле баянистов» Н.И.Ризоля (1986г.). «Квартетное искусство» (1994г.) P.P. Давидяна продолжает развитие идей JI.H Раабена. В остальной литературе этого периода изучаются не столько проблемы развития технического мастерства ансамблиста, сколько история развития ансамблевого искусства, а также роли и влияния, оказанного инструментальными ансамблями на становление музыкальной культуры в целом.

Таким образом, впервые, на рубеже 1960-1970-х гг. начался качественно новый этап в изучении проблем ансамблевого исполнительства и, в частности, вопросов развития ансамблевой техники музыканта-исполнителя. Для него характерна попытка объективного анализа основ ансамблевой техники на базе ф накопленного практического опыта в том или ином ансамблевом жанре, стремление обобщить имеющиеся педагогические установки в воспитании элементарных ансамблевых навыков музыканта-исполнителя, что было обусловлено развитием ансамблевого искусства, повышением интереса к коллективному творчеству.

Исследовательский интерес представляют следующие общие и частные для ансамблевого исполнительства проблемы: психологический климат в коллективе (В.ВЛЗерезин, Д.Д.Благой, В.К.Вилюнас, А.А.Востриков, Л.М.Ганелин, Е.Е.Федоров), воспитание навыков сценического поведения (А.Д.Алексеев, Л.ЛБочкарев, О.А.Блох, Л.С.Выготский, Л.М.Ганелин, Р.Р.Давидян, Ю.В.Капустин), сценическое взаимодействие партнеров (Т.С.Воронина, В.Ю.Григорьев), педагогическое воздействие в коллективе (В.Г.Кузнецов, И.И.Польская, Т.С.Самойлович, В.Ф.Чабанный), развитие навыков тембральной синхронности (А.Г.Григорян, М.Д.Готлиб, В.Н.Мотов, Ю.Г.Ястребов), формирование единого интонационного и акустического пространства (Г.И. Андрюшенков, А.В.Бирмак, Н.А.Гарбузов, М.А.Мильман, Л.Н.Раабен, Н.И.Ризоль), работа над ансамблевой артикуляцией (Л.З.Болковский,

• А.Д.Готлиб, М.И.Имханицкий, Ю.Т.Акимов), формирование синхронности звуковых фаз (П.А.Гвоздев, Ф.Р.Липс, В.А.Максимов, Б.М.Потеряев), динамическим балансом (Л.С.Гинзбург, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев, С.И.Савшинский), темповыми соотношениями (Р.Р.Давидян, П.Казальс), метроритмическими структурами (Л.С.Ауэр, Я.И.Мильпггейн, К.Г.Мострасс, О.С.Паньков, А.И-Чиняков).

Первые попытки описания манеры игры и технических особенностей, присущих различным камерно-инструментальным ансамблям, были предприняты в работах ЛЛ.Раабена «Инструментальный ансамбль в русской музыке» (М.,1961), «Советская камерно-инструментальная музыка» (М.,1963). Позднее исследование стилистических особенностей ансамблевого исполнительства были сделаны КХЯ.Вайнкопом, Т.В.Воскресенской, Т.А.Гайдамович, Л.С.Гинзбургом,

Н.Ю.Катоновой, В.И.Розановым, М.Тер-Симоняном, И.МЛмпольским. Жанровые особенности ансамблевого исполнительства были рассмотрены И.А.Асмоловой, А.В.Скоробогатченко, Е.И.Сорокиной, Л.Н.Раабеном. В перечисленных работах отражается эволюция взглядов на ансамблевое исполнительство, рассматривается становление и формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя в истории исполнительского искусства, процесс ее постепенного развития и * усложнения, а также вскрываются тесные взаимосвязи между композиторским творчеством и инструментальной ансамблевой исполнительской культурой.

За последнее десятилетие в диссертационных исследованиях рассмотрена следующая тематика: «ансамбль и творческая индивидуальность» (Ю.Л. Алыциц), «профессиональная народно-инструментальная ансамблевая культура западного поозерья» (А.В.Скоробогатченко), «история жанра фортепианного дуэта» (Е.И.Сорокина), «ансамбль двух фортепиано» (Н.Ю.Катонова), «развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке» (И.И.Польская), «основы становления ритмической культуры музыканта» (Н.И. Ефремова), «основы музыкальной артикуляции» (Е.С.Титов), «развитие тембрового слуха в формировании музыканта» (О.И.Передерий), «камерный оркестр как явление в » музыкальной культуре XVII-XX веков» (Э.М.Прейсман).

Анализ имеющейся литературы по различным проблемам, связанным с ансамблевым исполнительством, позволяет сделать следующие выводы: истоки изучения ансамблевого исполнительства были заложены исследователями в 60-е гг. XX в., заканчивается первичное накопление знаний и начинается процесс их анализа; круг исследуемых проблем расширяется, но продолжает оставаться разрозненным: отдельно изучается специфика формирования ансамблевой техники музыканта-исполнителя в различных инструментальных формах и жанрах. Подобный подход необходим и неизбежен на этапе накопления информации, однако он не ориентируется на выведение общих закономерностей, свойственных исследуемой проблеме, не способствует осмыслению рассматриваемых проблем, так как не дает представления о том, что же щ представляет собой ансамблевая техника музыканта-исполнителя как целостное явление. В настоящем исследовании формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя стало предметом специального рассмотрения.

Цель исследования г заключается в педагогическом обосновании теоретико-методических основ формирования ансамблевой техники музыканта-исполнителя.

Цель определила постановку следующих задач:

• выявить структуру и содержание понятия ансамблевая техника музыканта-исполнителя;

• изучить с позиции теории и практики основные трудности формирования ансамблевых навыков, возникающие в педагогическом процессе;

• определить основные принципы, способы и методы формирования ансамблевых навыков музыканта-исполнителя (необходимые условия, причины, интенсивность) и разработать соответствующие рекомендации;

• исследовать процесс профессиональной и психологической адаптации музыканта к ансамблевому исполнительству;

• внедрить экспериментальную методику в учебный процесс;

• обосновать введение в научный оборот новых определений.

Объект исследования - ансамбль аккордеонистов как форма инструментального исполнительского искусства, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования — художественно-педагогический процесс формирования ансамблевой техники музыканта-исполнителя.

Гипотеза исследования. Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя в настоящее время сопряжено с рядом трудностей научно-теоретического, педагогического, методического порядка. Данный процесс станет эффективным, если будут: обоснована правомерность обязательного включения в педагогический процесс комплекса упражнений инструктивного характера, полифонического материала, современных информационных технологий (аудио и видео запись, компьютерная диагностика звука), позволяющих повысить эффективность процесса формирования ансамблевых навыков, приемов и способов игры, а также оценочных критериев в ансамблевом исполнительстве; внедрена система организационно-педагогических условий, основанная на поэтапности анализа и процесса формирования ансамблевых навыков моторно-двигательного, слухового, психического уровня, сценического поведения; - выявлена основа эстетического, психологического, педагогического и исполнительского взаимодействия музыкантов в ансамблевом творчестве.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

• философские аспекты проблемы формирования исполнительской культуры личности музыкантатисполнителя (Л.С.Гинзбург, В.Ю.Григорьев,

B.Л.Дранков, М.С.Каган, Н.П.Корыхалова, Ю.А.Кремлев, Леонардо да Винчи, М.НЛобанова, К.А.Мартинсен, С.Т.Махлина, А.Н.Сохор, Г.М.Цыпин);

• психолого-педагогические основы, базирующиеся на теориях личности (В.И.Петрушин, И.И.Польская, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Прокофьев);

• основы психологии творчества и музыкальных способностей (Л.Л. Бочкарев, Л.С.Выготский, Н.А.Гарбузов, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз,

C.И.Савшинский, Б.М.Теплов, С.М.Эйзенштейн);

• педагогические аспекты музыкального образования (А.Д.Алексеев, Б.В.Асафьев, Л.С.Ауэр, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, В.Ю.Григорьев А.Д.Готлиб);

• основы становления профессионального исполнительского мастерства (Д.Д.Благой, И.АЛэраудо, Р.Р.Давидян, И.Гофман, М.И.Имханицкий, Г.М.Коган, И.Т.Назаров, Л.Н. Раабен, О.Ф.Шульпяков);

• труды современных педагогов-исследователей, в которых раскрыта педагогическая ценность учебных занятий в классе ансамбля (Г.И.Андрюшенков, И.А.Асмолова, В.В.Березин, О.А.Блох Т.В.Воскресенская, Н.Ю.Катонова, Н.В.Ханецкая, Ю.Г. Ястребов).

В предлагаемом исследовании полнота теоретической трактовки понятия «ансамблевая техника музыканта-исполнителя» достигается за счет системного подхода, обобщающего моторно-двигательные, слуховые, психические и эстетические навыки музыканта-исполнителя.

Методы исследования. В соответствии поставленным целям и задачам использовалась совокупность следующих методов: системный анализ, позволивший выявить структурную многоуровневость ансамблевой техники; сравнительный анализ, способствовавший обработке историко-культурных данных; обобщение педагогического опыта, имеющегося в музыкально-образовательной системе, а также педагогического опыта автора диссертации; экспертиза, позволившая зафиксировать мнение авторитетных специалистов; обработка эмпирических данных (интервьюирование, беседы, наблюдения, анкетирование).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось поэтапно в течение нескольких лет на базе Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. В исследовании приняли участие: лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей ансамбль «Коллаж»; студенты кафедры народных инструментов и факультета народно - инструментального искусства.

На первом - аналитическом этапе изучалось состояние разработанности проблемы формирования ансамблевой техники музыканта-исполнителя в науке, формулировалась рабочая гипотеза, цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором - опытно-экспериментальном этапе проводился констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого была проведена апробация предложенных принципов, форм и методов совершенствования ансамблевых навыков.

На третьем - завершающем этапе происходила систематизация и обобщение эмпирического материала. Определялись критерии, оценки и педагогическая эффективность экспериментальной методики по формирования ансамблевой техники музыканта-исполнителя в аккордеонном ансамбле. Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью подхода к научной проблеме; результатами экспериментальнотпедагогической работы.

Научная новизна работы состоит в том, что формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя рассматривается как целостный художественно-воспитательный процесс, включающий в себя комплекс педагогических действий, мер, принципов и методов, направленных на развитие многоуровневых ансамблевых навыков. Разработана концепция развития и совершенствования синхронных элементов ансамблевой техники музыканта-исполнителя, функционирующих на моторно-двигательном, слуховом, психическом и эстетическом уровне. Сформулированы и введены в музыкальную педагогику новые определения «ансамблевая техника музыканта-исполнителя», «ансамблевая синхронность», «ансамблевая артикуляция».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе проведенного системного анализа определена структура и содержание понятия ансамблевая техника музыканта-исполнителя. Установлена педагогическая значимость влияния ансамблевого исполнительства на становление личности музыканта. Выявлена структурная многоуровневость синхронных элементов, функционирующих в процессе ансамблевого исполнительства, на основе которой было выделено 8 видов синхронности: метроритмическая, артикуляционная, темповая, кинетическая, динамическая, тембральная, интонационная, эмоциональная. Выводы диссертации представляют интерес для изучения природы музыкального и психологического взаимодействия в ансамбле и могут явиться основой последующих музыковедческих и педагогических исследований по проблемам специфики ансамблевой техники музыканта-исполнителя в различных ансамблевых формах и жанрах. Работа в определенной мере восполняет существующий вакуум исследований путей и средств формирования необходимых профессиональных ансамблевых навыков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что создан и разработан новый репертуарный пласт (в том числе и авторский) для аккордеонного дуэта, зафиксированный в пяти аудио дисках общей продолжительностью 265 минут. Материалы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в лекционном курсе «Методика обучения игре на народных инструментах». Основные положения диссертации могут быть использованы в курсе «ансамблевый класс» в музыкальных училищах и вузах как методическая основа формирования навыков ансамблевой игры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ансамблевая техника музыканта-исполнителя является основой коллективного исполнительства, представляя собой многоуровневую систему профессиональных навыков, развитие которой является необходимейшим условием становления исполнительского мастерства, музыкального мышления, эстетического вкуса, целостного развития личности музыканта-исполнителя в независимости от дальнейшей направленности его профессиональной деятельности.

2. Синхронность реализации идентичных исполнительских приемов ансамблистами является основой ансамблевой техники, показателем качества исполнительского процесса в инструментальном ансамбле. Синхронность проявляется абсолютно на всех уровнях функционирования ансамблевой техники как системы, что требует формирования: на моторно-двигательном уровне -метроритмической, артикуляционной, темповой и кинетической синхронности; на слуховом уровне - динамической, тембральной и интонационной синхронности; на психическом уровне - эмоциональной (психологической) и сценической синхронности.

3. Методика организации учебно-воспитательного процесса формирования ансамблевых навыков аккордеониста, которая включает: а) комплекс инструктивного (гаммы, упражнения Ш.Ганона) и полифонического материала; б) современные информационные технологии (аудио и видео запись, компьютерная диагностика звука); в) поэтапный анализ и формирование ансамблевых навыков, на всех уровнях их функционирования: моторно-двигательном, слуховом, психическом.

4. Занятия в ансамблевом классе способствуют развитию ансамблевого слуха - как комплекса, включающего в себя все многообразие слуховых представлений, дисциплинируют метроритмическую природу исполнителей, улучшают регулятивную функцию артикуляционных процессов; в психологическом и эстетическом аспекте стимулируют становление коммуникативных качеств личности, формируют сценические навыки.

Апробация и внедрение результатов исследования последовательно осуществлялись на базе Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Основные положения диссертации на разных этапах были обсуждены на заседаниях кафедры народных инструментов, на международных семинарах «Международная школа аккордеона» (2004 - 2005г.), международной научно-практической конференции, проводимой в рамках конкурса-фестиваля «Петропавловские ассамблеи» (2005 г.), а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования в сборниках «Российская культура глазами молодых ученых» (2003 г. № 13); журнале «Человек и Вселенная» 2003г. №2(23), №3 (24), №4 (25).

Автор диссертации был победителем конкурса грантов для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов Санкт-Петербурга в 1999 г. в номинации «Музыка» (№ М99-5.5И-23), является участником ансамбля «Коллаж», ставшего лауреатом международных и всероссийских конкурсов и фестивалей в категории «Инструментальный ансамбль малых форм». Диссертант также является педагогом, воспитавшим несколько солистов-исполнителей и. ансамблей, победивших на всероссийских и международных конкурсах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, опытно-экспериментальной части, заключения. Общий объем работы — 188 с. В список литературы включены периодические издания, научная, справочная, художественная литература.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бычков, Олег Валерьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании были рассмотрены основные особенности процесса формирования ансамблевой техники музыканта - исполнителя. Предпринятый анализ позволил установить, в каком взаимоотношении находится индивидуальная и ансамблевая техника. На основании изученного материала дается следующее заключение: Ансамблевая техника - это многоуровневая система профессиональных навыков, возникающая как результат взаимодействия индивидуальных исполнительских техник ансамблистов, на концептуальном, психическом, слуховом и моторно-двигательном уровне, направленная на воплощение и материализацию музыкальной мысли. Ансамблевая техника, как совокупность моторно-двигательных, слуховых, психических и эстетических навыков является средством передачи исполнительского замысла слушателям. Обозначенная многоаспектность ансамблевой культуры, позволяет говорить не только о значимости ансамблевого иекуеетва в рамках исполнительства, но также и о ее важности в процессе общемузыкального становления и формирования музыкальной культуры в целом - композиторского творчества, просветительства и пропаганды репертуара, педагогического процесса. Развиваясь как самостоятельное явление в музыкальном пространстве, ансамблевое исполнительство явилось фактором совершенствования и обогащения ансамблевой техники.

Основным элементом ансамблевой техники признается синхронность, определяемая как процесс одновременной реализации многоуровневых исполнительских приемов ансамблистами. Синхронность проявляется на моторно-двигательном, слуховом и психическом уровне. На моторно-двигательном уровне существует метроритмическая, артикуляционная, темповая и кинетическая синхронность; на слуховом уровне синхронность бывает динамической, тембральной и интонационной; на психологическом уровне проявляется эмоциональная синхронность. Синхронность является организующим временным принципом, упорядочивающим всю структурную вертикаль временных процессов происходящих в ансамблевом исполнительстве. Формирование синхронных г элементов осуществляется последовательным образом параллельно на всех уровнях их функционирования.

Педагогическое значение развития ансамблевой техники выявило следующие положительные черты. Важнейшая функция заключается в воспитании не только узкопрофессиональных качеств ансамблистов, но и в формировании коммуникативных качеств личности, расширении общемузыкального кругозора, умении достигать психологического компромисса. Нахождение общих точек психологического соприкосновения выступает как организующий, консолидирующий фактор ансамблевой гармонии. Лишь дискуссионная форма общения является приемлемой и педагогически оправданной. В ходе общения в ансамбле происходит взаимовоспитательный процесс, обмен не только I информацией технической, но также внутренним духовным опытом, определяющим целостность личности, являющимся залогом будущего музыкального сотрудничества.

Анализируя функционирование элементов моторно-двигательного уровня, были сделаны следующие выводы. Ансамблевая артикуляция - это характер совместного произношения синтаксических элементов музыки в исполнительском процессе, возникающий в результате взаимодействия комплексных штриховых комбинаций, определяемых приемами игры и синхронизацией звуковых фаз. Точная реализация трехфазности звука - взятия, стационарной части и его завершения признается важнейшим ансамблевым навыком, определяющим качественный уровень артикуляционных процессов, что требует выработки этого процесса в различных темповых комбинациях, сознательно изменяя > продолжительность той или иной фазы. Формирование ансамблевой артикуляции следует рассматривать как необходимый, важнейший компонент в становлении исполнительской культуры ансамблистов, одну из основ развития ансамблевого профессионализма.

В формировании процесса ансамблевого интонирования, были определены ' следующие основные условия. К ним относятся ансамблевый слух - как комплекс, включающий в себя все многообразие слуховых представлений, тождество музыкального мышления - как процесс концептуальной стабилизации, реактивность слуховых и нервных процессов - как фактор, реагирующий на вариативную изменчивость музыкального материала. Перечисленные условия способствуют реализации синхронной ансамблевой интонации, отражают исполнительский профессионализм ансамблистов и являются показателем уровня их общемузыкального развития и мастерства. Работа над ансамблевой интонацией, требует для своего развития использование как инструктивного, так и художественного материала. Закреплению процесса интонирования в ансамбле способствует использование ассоциативной памяти, образного мышления, t умственной техники, внутреннего интонирования. Критерием тембральнодинамического равновесия ансамблевого звучания следует считать процесс равномерного обоюдного слухового восприятия. Развитие активности слуховых навыков необходимо ограничивать во времени, так как это является трудным и утомительным процессом, требующим огромной концентрации внимания и больших затрат психической энергии.

На психическом и эстетическом уровне ансамблевой техники были выделены следующие необходимые навыки: общность и слаженность выхода музыкантов на сцену; синхронность ансамблевого поклона; осуществление процесса настройки и проверки инструментов за минимальный промежуток времени. При «посадке» на сцене следует учитывать два фактора: акустический - музыканты должны хорошо слышать друг друга, визуальный - обеспечивающий зрительный контакт, как с > публикой, так и с партнерами.

Было доказано, что сопроводительно-сопереживательные процессы в ансамбле являются неотъемлемым сценическим элементом сопутствующим исполнительскому процессу. К сопроводительно-сопереживательным процессам относятся мимические, кинетические процессы, а также производимые исполнителем во время выступления шумы. Положительное значение данные процессы приобретают ввиду своей органичности, целесообразности использования, способности пробудить эмоциональное сопереживание у партнеров и публики. Отрицательное значение обусловлено рефлекторностью или гипертрофиронностью этих процессов. Развитию, либо коррекции сопроводительно-сопереживательных процессов в педагогической практике следует уделять не меньше внимания, чем самому процессу музыкального исполнения, а формирование сопроводительно-сопереживательных навыков должно стать необходимейшим условием развития профессионализма ансамблистов.

Были выделены необходимые условия, которые позволяют говорить о возможности проявления в ансамблевом исполнительстве творческого импульса. К этим условиям относятся: наличие творческой индивидуальности у каждого члена ансамбля; синтез всех творческих индивидуальностей в ансамбле на основе взаимопонимания; способность к валентности и открытости в общении со своими партнерами по ансамблю.

Для исполнителей выступающих на сцене обозначено два источника творческих сил — общение со зрителями и общение с партнерами по ансамблю, являющихся катализатором творческой энергии, исполнительским стимулом для дальнейшего творческого совершенствования.

При всей очевидности роли ансамблевого исполнительства в музыкальной культуре нашего времени, проблема формирования качественного уровня ансамблевой игры остается открытой. Предпринятая попытка обобщения теоретических и практических знаний из различных инструментальных исполнительских культур является необходимым шагом в процессе выявления и осмысления накопившегося опыта, его универсальном применении к различным ансамблевым формам и жанрам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бычков, Олег Валерьевич, 2006 год

1. Акимов Ю.Т. Класс баянного ансамбля в музыкальной школе / Ю.Т.

2. Акимов //Баян и баянисты: Вып. 1. М.: Музыка, 1970. - С. 123 - 133.

3. Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю.Т.

4. Акимов. М.: Сов. композитор, 1980. - 111 с.

5. Акимов Ю.Т. Фразировка баяниста / Ю.Т. Акимов // Баян и баянисты. Вып.

6. М.: Музыка, 1974. - С. 69 - 102.

7. Акимов Ю.Т. О проблеме сценического самочувствия исполнителя —баяниста / Ю.Т. Акимов, В. Кузовлев // Баян и баянисты. Вып.4. М.: Музыка, 1978.-С. 79-97.

8. Алексеев А.Д. Клавирное искусство / А.Д.Алексеев. М.- Л.: Музгиз, 1952.- 252с.: ил.

9. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие /

10. А.Д.Алексеев.- М.: Музыка, 1971. 278 с.

11. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материалеинтерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А.Д.Алексеев. М.: Музыка, 1991. - 102 с.

12. Алыциц Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность: автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.05 / Ю.Л.Альшиц. М., 2003 - 23с.

13. Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности: Ч. I / А.

14. Андреев. М.: Музыка, 1996. - 192 с.

15. Андрюшенков Г.И. Формы и методы работы с самодеятельныминструментальным ансамблем / Г.И. Андрюшенков. Л.: ЛГИК им. Крупской, 1983.-78с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 2 / Б.В. Асафьев. - 2-еизд. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

17. Асмолова НА. Фортепианный ансамбль в учебно исполнительскойдеятельности студентов / Асмолова И.А. // Основы профессиональной подготовки учителя музыки.: межвуз. сб. научн. тр . Вып.4. -1999. -С. 79-84.

18. Ауэр JI.C. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведенийскрипичной классики / JI.C. Ауэр. М.: Музыка, 1965. - 272 с.

19. Афанасьев В. Гилельс и вечная гармония / В. Афанасьев // Музыкальнаяакадемия. 2002. - № 2. - С. 105 - 108.

20. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано / В. Бардас. М., 1928.127 с.

21. Баренбойм JI.A. Антон Рубинштейн. Жизнь. Артистический путь,творчество, музыкально общественная деятельность / JI.A. Баренбойм. - Л.: Музгиз, 1957. -Т.1. - 455 с.

22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства /

23. Л.А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1969.-288 с.

24. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А.

25. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. - 335 с.

26. Березин В.В. Камерная музыка Моцарта для духовых инструментов:автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.05 / В.В. Березин. М., 1984.- 17 с.

27. Березин В.В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовомквинтете / В.В Березин // Вопр. муз. педагогики. — М.:Музыка, 1991. -Вып. 10. С. 146-168.

28. Березовчук Л.Н. Музыка и мы: Самоучитель элементарной теории музыки /

29. Л.Н. Березовчук. СПб.: «Бояныч», «Бланка». 1995. - 288 е.: ил.

30. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. Опытпсихофизиологического анализа и методы работы / А.В. Бирмак.-М.: Музыка, 1973. 141с.: ил.

31. Благой Д.Д. Важная форма приобщения к музыкальному искусству / Д.Д.

32. Благой // Вопр. муз. педагогики. М.: Музыка, 1984. - С.85 - 92.

33. Благой Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогическийпроцесс / Д.Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979.- С. 5-32.

34. Благой Д.Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективногомузицирования /Д.Д. Благой // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 1996. - Вып.2. - С. 65 - 78.

35. Благой Д.Д. О музыке. вне музыки/ Д.Д. Благой // Сов. музыка. 1972. - №4.-С. 63-65. •

36. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантовисполнителей / Д.Д. Благой // Методические записки по вопросам музыкального образования.-М.: Музыка, 1979. Вып.2. - С. 166-183.

37. Благой Д.Д. Современные тенденции в развитии советского камерно —ансамблевого исполнительства / Д.Д. Благой // Музыкальное исполнительство.- М.: Музыка, 1979. Вып. 10. - С. 57-76.

38. Блинова М. Временная природа музыкального восприятия в свете учения овысшей нервной деятельности/ М. Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки. JI.,1968. - Вып.8. - С. 111 - 127.

39. Болковский Л.З. Формирование исполнителя-баяниста в классе ансамбля /

40. Л.З. Болковский // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд - во, 1986. -С. 27-34.

41. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты формирования готовностимузыкантов-исполнителей к публичному выступлению: автореф. дис.канд. психол. наук/ Л.Л. Бочкарев. -М., 1975.- 21 с.

42. Бочкарев Л.JI. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев;

43. Рос.Акад.наук, Ин-т психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-357 с.

44. Браславский Д. Эстрадные ансамбли / Д. Браславский. М.: Сов. Россия,1975.-94с.

45. Браудо И.А. Артикуляция: (О произношении мелодии) / И.А.Браудо; ред.

46. Х.С.Кушарева. 2-е изд.- Л.: Музыка, 1973. - 198 с.

47. Вайнкоп Ю. Я. Квартет имени Глазунова: Очерк / Ю.Я. Вайнкоп. Л., 1940.-48 с.

48. Введение в философию: учеб. для вузов. В 2ч. ЧJ2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы

49. Э.А., Арефьев Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. - 367 с.

50. Визель З.А. О классификации типов фактуры: (Уточнение классификации итерминологии основных понятий фактуры) / З.А.Визель // Проблемы музыкальной фактуры: сб. тр.: Вып. 59. М., 1982. - С. 4-18.

51. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.:

52. Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.

53. Воронина Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя / Т.

54. Воронина // О мастерстве ансамблиста: сб. науч. тр. Л., 1986. - С. 6 -20.

55. Воскресенская Т.В. Истоки русской камерной инструментальной культуры /

56. Т.В.Воскресенская // Камерно — ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов: сб. ст. СПб., 1993. - С. 9 - 35.

57. Воскресенская Т.В. Особенности жанровой эволюции фортепианногоансамбля в России первой половины XIX века / Т.В.Воскресенская // Камерно ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов. -СПб., 1993.-С. 71 -90.

58. Воскресенская Т.В. Эволюция русского камерно-инструментального жанрас участием фортепиано (проблемы, истоки, стадия формирования):автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.05 / Т.В.Воскресенская. СПб., 1992.-19 с.

59. Востриков А.А., Станко А.А. Психолого-педагогические проблемыподготовки музыканта-исполнителя / А.А. Востриков, А.А. Станко // Тезисы докладов республиканской научно-методическойконференции. Ровно, 1977. - С. 109 - 112.

60. Выготский JI.C. психология искусства. Анализ эстетической реакции /

61. Л.С.Выготский, М.: Лабиринт, 1977. -416с.

62. Гайдамович Т.А. Инструментальные ансамбли / Т.А. Гайдамович. М.:1. Музгиз, 1960. — 56 с.

63. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использованияактивного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей/ Л.М.Ганелин// Психологическая саморегуляция. Алма-Ата, 1973. - С. 297-300.

64. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха / Н.А.Гарбузов. М.1. Л., 1948.-85 с.

65. Гарбузов Н.А. Музыкальная акустика / Н.А.Гарбузов; ред. проф. Н.А.

66. Гарбузова. М. - Л.: Музгиз, 1940. - 248 с.

67. Гарбузов Н.А. Музыкальный звук как процесс / Н.А.Гарбузов /

68. Музыкальный альманах: сб. ст. М.:Музыка, 1932. - С. 61 - 64.

69. Гат Й. Техника фортепианной игры / Й.Гат; пер. с венг. Э. Фоно. 3-е доп.изд. М,: Музгиз - Будапешт, Корвина, 1967. - 244 с,

70. Гвоздев П.А. Принципы образования звука на баяне и его извлечения /

71. П.А.Гвоздев // Баян и баянисты. М., 1970. - Вып.1. - С. 12-24.

72. Гинзбург Л.С. В.Г.Белинский и вопросы эстетики исполнительскогоискусства / Л.С.Гинзбург // О музыкальном исполнительстве: сб.ст. / ред. Л.С.Гинзбург, А.А. Соловцова. М., 1954.- С. 15 -38.

73. Гинзбург Л.С. Заметки о мастерстве/ Л.С. Гинзбург // Сов. музыка. 1963.- №2. С. 73 - 77.

74. Гинзбург JI. С. О работе над музыкальным произведением / Л.С. Гинзбург.1. М.: Музыка, 1981.-143 с.

75. Гинзбург Л.С. Камерная музыка в современной музыкальной практике / Л.С.

76. Гинзбург // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. -М., 1979. С. 160 - 167.

77. Голуб Б.А. Основы общей дидактики / Б.А. Голуб.- М.: Гуманит. Изд. Центр1. ВЛАДОС, 1999. 96 с.

78. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве/ А.Б. Гольденвейзер // Вопросыфортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. М.: Музыка, 1965.-Вып. 1. - С. 35 - 72.

79. Гольденвейзер А.Б. О фортепианном исполнительстве / А.Б. Гольденвейзер //

80. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1958. - Вып.2. г С. 5 -27.

81. Готлиб А.Д. Заметки о фортепианном ансамбле / А.Д.Готлиб // Музыкальноеисполнительство М., 1973. - Вып.8. - С. 75 - 101.

82. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д.Готлиб. М.: Музыка, 1971.- 94 с.

83. Готлиб А.Д. Фактура и темп в ансамблевом произведении / А.Д.Готлиб //

84. Музыкальное исполнительство. М., 1976. - Вып. 9. - С. 75 - 101.

85. Готлиб М.Д. Заметки о преподавании камерного ансамбля / М.Д. Готлиб //

86. Методические записки по вопросам музыкального образования: Вып.1. — М.: Музыка, 1966. С. 318 - 328.

87. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре /

88. И.Гофман. М.: Классика XXI, 1998. - 224 с.

89. Григорьев В.Ю. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации /

90. В.Ю. Григорьев // Музыкальное исполнительство и современность: Вып. 1. М., 1988. - С. 69 - 86.

91. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев.

92. М.Магнитогорск, 1998.-153 с.

93. Григорьев В.Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагогамузыканта / В.Ю. Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. М., 1987. - Вып.8. - С. 44 - 54.

94. Григорян А.Г. Заметки преподавателя квартетного класса / А.Г. Григорян //

95. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979.- С. 124 - 135.

96. Гусев В. Психология коллективного творчества/ В.Гусев // Содружество науки тайны творчества. М., 1968. - С. 47 - 69.

97. Давидян P.P. Из опыта работы в квартетном классе/ Р.Р.Давидян// Камерныйансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К.Х. Аджемов. -М.: Музыка, 1979. -С. 136 -160.

98. Давидян Р.Р. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства ипедагогики / P.P. Давидян. М.: Музыка, 1984. - 318 с.

99. Давидян P.P. Психологические аспекты квартетного музицирования / P.P.

100. Давидян // Музыкальное исполнительство и современность.- М.: Музыка, 1988.-Вып.1. С. 128-155.

101. Дранков B.JI. Природа художественного таланта / B.JI. Дранков; Санкт

102. Петербургский гос. ун т культуры и искусств.-СПб., 2001.-324 с.

103. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов / Б.Егоров // Баян ибаянисты. М., 1984. - Вып. .6. - С. 104 - 127.

104. Ефремова Н.И. Теоретические основы становления ритмической культурымузыканта: автореф. дис.канд. искусствоведения: 17.00.05/ Н.И. Ефремова. Ростов Дону, 2002. - 20 с.

105. Зелинский А.Б. Экспериментальная диагностика индивидуальныхособенностей музыкальной памяти студента-пианиста / А.Б. Зелинский.-Одесса, 1981.-97с.

106. Зыбцев A.JI. Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля /

107. А.Л.Зыбцев // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство/ ред.сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. - С. 32 - 48.

108. Ильгин К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование иисполнительство: автореф. дис.канд. искусствоведения: 17.00.05 / К.В.Ильгин. СПб., 2003. - 23с.

109. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне, учеб. пособиепо курсу методики обучения игре на баяне (аккордеоне) / М.И. Имханицкий; РАМ им. Гнесиных. =• М., 1997. 44 с.

110. Имханицкий М.И. У истоков русской народной инструментальной культуры

111. М.И. Имханицкий. М.: Музыка, 1987. - 190 с.

112. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. Л.: Знание, 1978.-32 с.

113. Каган М.С. Музыка в мире искусства: (Об изучении музыки в художественно- культурном контексте) / М.С. Каган. СПб., 1996. - 231с.

114. Капустин Ю.В. Музыкант и публика / Ю.В.Капустин. Л.: Знание, 1976. - 40с.

115. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Социологическиепроблемы современной концертной жизни: исслед / Ю.В.Капустин. -Л.: Музыка, 1985. 165 с.

116. Катонова Н.Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра:автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.05 / Н.Ю. Катонова. -М., 2002.- 24 с.

117. Катонова Н.Ю. Piano duo в формах новой музыки / Н.Ю. Катонова //

118. Классика и XX век: ст.мол. музыкантов Санкт Петербургской консерватории: Вып. 2. - СПб., 1999. - С. 211 - 220.

119. Клещев С. К вопросу о механизмах пианистических движений / С. Клещев.

120. Сов. музыка.-№ 4. 1935.-С.18-22.

121. Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешностипианистической работы / Г.М. Коган. М.: Сов. композитор, 1961. - 115 с.

122. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом / Х.М.Корредор; вступ. ст. икоммент. Л.С.Гинзбурга. М.: Музгиз, 1969. - 370 с.

123. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Теоретические проблемымузыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н.П. Корыхалова. Л.: Музыка, 1979.-270 с.

124. Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки/ Ю.А.

125. Кремлев. М.: Музгиз, 1962. - 52 с.

126. Кремлев Ю.А. Избранные статьи / Ю.А. Кремлев. Л.: Музыка, 1976. - 232с.

127. Кремлев Ю.А. Некоторые вопросы эстетики советского музыкальногоисполнительства / Ю.А. Кремлев // О музыкальном исполнительстве, сб.ст./ред. Л.С.Гинзбург, А.А. Соловцова. -М.: Сов. композитор, 1954. -С. 3-15.

128. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств/ Ю.А. Кремлев М.: Музыка,1966.-63 с.

129. Кудряшов Ю.В. Сонорно-функциональная основа музыкального мышления

130. Ю.В.Кудряшов // Проблемы музыкознания. Музыка. Язык. Традиция: сб. науч. тр. Л.: Музыка, 1990. - Вып. 5. - С. 60 - 67.

131. Кузнецов В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами иансамблями / В.Г. Кузнецов. -М.: Музыка, 1981. 149 е., нот.

132. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога / В.

133. Кузовлев // Баян и баянисты. М.: Музыка, 1974. - Вып.2. - С. 3 - 12.

134. Ландовска В. О музыке / В.Ландовска; пер. с англ.; послесл. А.Е.Майкапара.- М.: Радуга, 1991.- 336 с.

135. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано / И. Левин; ред.,предисл. и примеч. Г.М.Когана. М.: Музыка, 1978. - 75 с.

136. Леонардо да Винчи Избранные произведения: переводы, статьи,комментарии. В 2т. Т.2. СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 1999. - 479 е.: ил. - (Сер. «Мировое наследие»).

137. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой: учеб. пособие длястудентов муз. вузов / Е.Я.Либерман. 3-е изд. - М.: Фигаро - Информ, 1996.- 133 с.

138. Липе Ф.Р. Искусство игры на баяне / Ф.Р. Липе. М.: Музыка, 1998. - 144е., нот.

139. Липе Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции / Ф.Р. Липе. Москва1. Курган, 1999. 96 с.

140. Леонов В.А. целостный анализ звукоизвлечения и звукообразования приигре на фаготе / В.А.Леонов. Калмыкия.: Элиста, 1992. - 265с.

141. Л.Н.Оборин педагог: сб. ст. / Л.Н.Оборин. - М.: Музыка, 1989.- 190 с.

142. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемыэстетики и поэтики / М.Н. Лобанова. М.: Музыка, 1994. - 320 е., нот.

143. Лонг М. Фортепианная школа упражнений / М. Лонг. — Л.: Музыка, 1963.127 с.

144. Мазель В.Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа иформирование двигательной системы / В.Х. Мазель. СПб.: Композитор, 2002.- 180 с.

145. Майкапар С.М. Годы учения / С.М. Майкапар М.: Сов.композитор, 1938.200 с.

146. Майкапар С.М. Музыкальный слух: Его значение, природа, особенности иметоды правильного развития / С.М. Майкапар. Петроград, 1915 - 233 е.: ил.

147. Маккинон А. Игра наизусть / А. Маккинон; пер с англ., вступ. ст. и примеч.

148. Ф.Соколова.- JL: Музыка, 1967. 144 с.

149. Максимов В.А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторнаятеория артикуляции на баяне / В.А. Максимов СПб.: Композитор, 2003. - 256 с.

150. Максимов Е. И. Оркестры и ансамбли Русских народных инструментов:исторические очерки: учеб. пособие для ин тов культуры и искусств /Е. И. Максимов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 152 с.

151. Малинковская А.В. Вопросы исполнительского интонирования в работах

152. Б.В. Асафьева / А.В.Малинковская // Музыкальное исполнительство: сб.ст. / сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева и В.А. Натансона. М.: Музыка, 1983. - Вып. 11. - С. 3-34.

153. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основезвукотворческой воли / К.А. Мартинсен. М.: Музыка, 1966. - 218 с.

154. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энцикл. словаря: Ч.1.(A-JI) и II (М-Я) / С.Т.Махлина. СПб.: СПбГУКИ, 2000. -552 с.

155. Мильман М. Мысли о камерно ансамблевой педагогике и исполнительстве

156. М.Мильман // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство/ ред.- сост. К. X. Аджемов. М.: Музыка, 1979. С. 48 - 64.

157. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: сб. ст./ Я.И.

158. Мильцггейн. Сов,композитор, 1983.-266 с.

159. Мильштейн Я.И, О воспитании техники пианиста / Я,И. Милыытейн //

160. Методические записки по вопросам музыкального образования: Вып.1. -М., 1966.-С. 181-200.

161. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль; пер.сфранц. Б.АЛЗдарюка, м,: Мир, 1966, 351 с.

162. Мострасс К.Г. Динамика в скрипичном искусстве: учеб. пособие /

163. К.Г.Мострасс. М.: Музгиз, 1956. - 59 с.

164. Мострасс К.Г. Интонация на скрипке: Метод.очерк: Материалы по вопросу оскрипичной интонации / К.Г.Мострасс. М.: Музгиз, 1962. - 153 с.

165. Мострас К,Г, Ритмическая дисциплина скрипача: метод, очерк / К,Г.

166. Мострасс. М. - Л.: Музгиз, 1951. - 307 с.

167. Мотов В.Н. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне / В.Н. Мотов //

168. Вопросы профессионального воспитания баяниста. М., 1980. - Вып.48. -С. 113-131.

169. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия /

170. Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

171. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод еесовершенствования / И.Т. Назаров. Л.:Музыка, 1969. - 134 с.

172. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г.

173. Нейгауз. 3-е изд. - М.: Музыка, 1967. - 311 с.

174. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники: избр. ст. / Г.Г. Нейгауз.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1983. - 526 с.

175. Оголовец А.С. А.Н. Серов об исполнительском искусстве / А.С. Оголовец //

176. О музыкальном исполнительстве. М.: Музыка, 1954. - С. 38 - 78.

177. Павловская Е.И. Инструментальный ансамбль в творчестве Е.Дербенко:исслед. / Е.И.Павловская. Орёл, 1998. — 92 е.: нот. ил.

178. Панкратов С.П. Удвоение мелодической линии / С.П.Панкратов // Проблемымузыкальной фактуры; сб, тр, -ЭДД9§2,-Вьщ.58,-С, 79,

179. Паньков О.С. О работе баяниста над ритмом: Вопросы истории, теории,методики / О.С.Паньков. М.: Музыка, 1986.- 62 с.

180. Паньков О.С. О становлении игрового аппарата баяниста / О.С.Паньков //

181. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск., 1990. - Вып.2. - С. 11-23.

182. Палшков Б.Б. Пути подготовки к оркестровой деятельности в специальномклассе альта / Б.Б. Палшков // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст.- М., 1987. Вып.8. - С. 55 - 69.

183. Передерий О.И. Развитие тембрового слуха в формировании музыканта:автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / О.И.Передерий. СПб., 2003,- 17с.

184. Петрушин В.И. Музыкальная психология: пособие для учащихся и студентовсред, и высш. муз. учеб. заведений / В.И. Петрушин- М.: ТОО Пассим, 1994. 303 с.

185. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Петрушин. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 176 с.

186. Пожитков Л. Экспрессия и техника в исполнении музыки: К проблемевоспитания музыкантов-инструменталистов / Л.Пожитков. Л., 1946. -107 сг

187. Польская И.И. Камерный ансамбль как феномен культуры / И.И. Польская //

188. Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Междунар. науч. конгресса, г. Волгоград, 6-8 Апр. 2000 г.: В 2т. Т.1. -Волгоград, 2000. С. 384 - 388.

189. Польская И.И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкойромантической музыке: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.05 / И.И. Польская. СПБ., 1992.- 19 с.

190. Попова Н.В. Шуман о музыкальном исполнительстве / Н.В.Попова //

191. Вопросы музьжальнр-исполнительскргр искусства: сб. ст. Mr, 1958. -Вып.2. - С. 484-507.

192. Потеряев Б. Формирование художественной техники баяниста-исполнителя /

193. Б. Потеряев. Челябинск, 1999. - 162 с.

194. Прейсман Э.М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII- XX веков: автореф. дис.докт. искусствоведения: 17.00.05 / Э.М.Прейсман. Новосибирск, 2003. - 48с.

195. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя / Г.П. Прокофьев;ред. Б.М. Теплова. М., 1956. - 480 с.

196. Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания / С.С. Прокофьев.2.е изд„ доп, М,; Музгиз, 196L - 707 с,

197. Раабен JI.H. Вопросы квартетного исполнительства: учеб. пособие дляконсерваторий и муз. училищ / Л.Н.Раабен. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1960.- 108 с.

198. Раабен Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке / Л.Н.Раабен.1. М,; Музгиз, 196L-476c?

199. Раабен Л.Н. Камерно — инструментальная музыка первой половины XX. в.:

200. Страны Европы и америки: исслед. / Л.Н.Раабен. Л.: Сов. композитор, 1986.-108с.

201. Раабен Л.Н. Мастера советского камерно — инструментального ансамбля /

202. Л.Н.Раабен. Л.: Музыка, 1964. - 1*80 с.

203. Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве /

204. Л.Н.Раабен // Вопросы теории и эстетики музыки Л.:Музгиз, 1962. -Вып.1. - С. 20-51.

205. Раабен Л.Н. Советская камерно-инструментальная музыка / Л.Н.Раабен.1. Л,: Музгиз, 1963, 340 с»

206. Раабен JI.H. Стилевые тенденции в европейской камерно-инструментальноймузыке 1890 1917 годов / Л,Н,Раабен // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музгиз, 1973. - Вып. 12. - С. 3 - 60.

207. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский; пер.с пол. и вступ. ст. В.К. Вилюнаса М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

208. Ризоль Н.И. Очерки о работе в ансамбле баянистов: На основе опытаквартета баянистов Киевской филармонии / Н.И. Ризоль; общ, ред. Н.Я.Чайкина. -М.: Сов. композитор, 1986. 220 с.

209. Риман Г. Музыкальный словарь / Г.Риман; пер. с нем. Б. Юргенсона. М.1. Лейпциг, 1901.- 1531 с.

210. Розанов В.И. Русские народные инструментальные ансамбли / В.И. Розанов.- М.: Музыка, 1972. 155с.

211. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. / С. Л. Рубинштейн

212. АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-485 с.

213. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.:1. Педагогика, 1989. 423 с.

214. Рубинштейн С.Н. Самодеятельный ансамбль баянистов / С.Н. Рубинштейн.1. М., 1961.- 76 с.

215. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса / Л.Л.Сабанеев.-М., 1923.-174 с.

216. Савшинский С.И. Пианист и его работа / С.И. Савшинский; под общ. ред.

217. Л.А.Баренбойма. Д.: Сов. композитор, 1961.-271 с.

218. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И.

219. Савшинский. М. - Л.: Музыка, 1964. - 187 с.

220. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой / С.И. Савшинский. Л.:1. Музыка, 1968.-108 с.

221. Самойлович Т. Некоторые методические вопросы в классе фортепианногоансамбля / Т. Самойлович // О мастерстве ансамблиста: сб. науч. тр. -М.:Музыка, 1986. С. 21 - 30.

222. Скоробогатченко А.В. Профессиональная народно инструментальнаяансамблевая культура залодногр поозерья: автореф. дне.,канд. искусствоведения: 17.00.05 / А.В.Скоробогатченко. СПб., 1995.-21 с.

223. Сокол А.В. теория музыкальной артикуляции / А.В.Сокол. Одесса. - 260с.

224. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра: исслед. / Е.М.Сорокина:1. М.: Музыка, 1988.-319 с.

225. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н.Сохор. 2-е изд., перераб и доп.- М.: Музыка, 1970. 192 с.

226. Спасская A.JI. Советы по музыкальной педагогике / А.Л.Спасская. СПб.,1986.- 114 с.

227. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. М.:1. Искусство, 1962, - 573 с,

228. Старчеус М. Выразительный человек / М.Старчеус // Музыка. Миф. Бытие:сб. ст. М., 1995. - С. 25 - 53.

229. Старчеус М. Музыкант Игра - Жизнь / М.Старчеус // Мир глазамимузыканта. Статьи. Беседы. Публикации. М.: Музыка, 1993. - С. 3 -34,

230. Стахи Т.А. Проблема синтеза различных знаковых систем в обучении /

231. Т.А.Стахи, В.М Поликарпов // Российская кулыура глазами молодых ученых: сб. тр. молодых ученых: Вып. 6. СПб., 1998. - С. 24 - 27.

232. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни / И.Ф.Стравинский; пер. с франц.

233. Л.В.Яковлевой Шапориной. - Д.: Музгиз, 1963. - 273 с.

234. Тайманов И. М. Концерт для двух фортепиано с оркестром. История жанра:автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.05 / И. М.Тайманов. -Л., 1982. 20 с.

235. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. М. - Л.:

236. АПН РСФСР, Ин-т психологии, 1947,-335 с,

237. Тер Симонян М. Камерно - инструментальная ансамблевая музыка

238. Армении/ М?Тер Симонян. - Ереван: изд. АН Армянской ССР, 1974? -155 с.

239. Титов Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции: автореф.дис.канд. искусствоведения: 17.00.05 / Е.С Титов. М., 2002.- 17 с.

240. Тольба В. К проблеме исполнительства / В.Тольба. К., 1976. - 116 с.182,. Федоров Е,Е, К вопросу об эстрадном волнении / Е,Е,Федоров // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М.: Музгиз, 1979.-С. 107-118.

241. Фейгин М.Э. Музыкальный показ как средство педагогического воздействия

242. М.Э.Фейгин // Музыканту-педагогу: сб. ст. М. - Д., 1939. - Вып. 2. -С, 119-134,

243. Финкельберг Н.Б. JI. Яворский об исполнительстве / Н.Б. Финкельберг //

244. Музыкальное исполнительство: сб. ст. М.: Музыка, 1979. - Вып. 10. -С. 3-21.

245. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика: Тезисыдокл, междунар, науч, конф,, 15-17 ОКТ, 2001 г, СПб,, 2001, - 164 с,

246. Ханецкая Н.В. Особенности работы в классе камерного ансамбля /

247. Н.В.Ханецкая // Основы профессиональной подготовки учителя музыки.: межвуз. сб. науч. тр.- Саратов, пед. ин-та, 1999. Вып. 4. - С. 85-93.

248. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика /

249. ПМ-Цыпин. СПб.: Алетейя, 200 L - 320 с?

250. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества/

251. Г.М.Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

252. Чабанный В.Ю. Музыкально педагогическое руководство хоровымлюбительством: учеб. пособие / В.Ю.Чабанный. СПб.: СПбГУКИ, 1999.-132 q,

253. Чемберджи В.Н. В путешествии со Святославом Рихтером / В.Н.Чемберджи.- М.: РЖ «Культура», 1993.- 136 с.

254. Чернов А. А. Как слушать музыку / А.А.Чернов. М.: Музыка, 1964.196 с.

255. Чехов М.А. Об искусстве актера / М.А.Чехов.- М.: Искусство, 1999.336 с.

256. Чиняков А.И. Преодоление технических трудностей на баяне / А.И.Чиняков.- М.: Музыка, 1982. 54 с.

257. Шаблинская О. Николай Петров о безвкусии, нетленке и «мобильниках» / О.

258. Шаблинская // Аргументы и факты, 2003, - Ш 25 (1182) - С, 3,

259. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.: Прогресс, 1969.535 с.

260. Штейнхаузен Ф. Техника игры на фортепиано / Ф.Штейнхаузен. М., 1926.-156 с,

261. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественныйобраз / О.Ф. Шульпяков. JL: Музыка, 1986. - 126 с.

262. Шульпяков О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства /

263. О.Ф. Шульпяков // Вопросы теории и эстетики музыки: Вып. 12. Л.: Музыка, 1973- - С. 187 - 222? 201. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя: проблемы методологии / О.Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1973. - 104 с.

264. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Шуман Р. М.: Музгиз, 1956. - 400с.

265. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства / С.М. Эйзенштейн;под ред. Е.Я.Басина. М.: Смысл, 2002. - 335 с.

266. Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира / Б.Л.Яворский. М. - Л.: Музыка,1947. 53с.

267. Якобсон П.М. О процессе работы актера над ролью / П.МЛкобсон //

268. Известия АПН РСФСР: Вып.25. М., 1950. - С. 6.

269. Ямпольский И.М. Заслуженный коллектив республики квартет им.

270. Бетховена / И.М. Ямпольский // Вопросы музыкально -исполнительского искусства. М.: Музыка, 1967. - С. 34 - 53. 207- Ястребов Ю.Г. Уральское трио баянистов. - Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1990.- 168 с.

271. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия 1960 1990. Аналит. очерки /

272. В. Ерохин. М.: Музыка, 1997. - 400 е., нот.

273. Eppstein Н. Duo und dialog: Zu einem Struktur-und Stilproblem der

274. Kammermusik /HJEppstein // Musikforschyng. 1996. - S. 29-34,

275. Kagel M. Worte uber Musik: Gesprache. Aufsatze. Reden. Horspiele. M. Kagel.1. Munchen., 1991.- 178 s.

276. Keller H. Phrasierung und Artikulation. Ein Beitrag zu einer Sprachlehre der

277. Musik. Im Barenreiter /H. Keller. Vergal zu Kassel und Basel, 1955. - 97s.

278. Riemann H. System der musikalischen Rhythmik und Metrik / H.RIemann.1.ipzig, 1903. — 196 s. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия 1960 1990. Аналит. очерки / В. Ерохин. - М.: Музыка, 1997. - 400 е., нот.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.