Микрохроматика в системе современного музыкального мышления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Никольцев, Илья Дмитриевич
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Никольцев, Илья Дмитриевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МИКРОХРОМАТИКИ
1.1 .Микрохроматика в зеркале развития музыкального строя
1.2.Микрохроматика в профессиональной музыке XX века. К истории вопроса
1.3.Отражение проблем микроинтервальной музыки в теоретических концепциях и трудах композиторов и музыковедов XX века
ГЛАВА
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МИКРОХРОМАТИКИ
2.1. Общетеоретические вопросы
2.1.1. Микровселенная звука. Слуховые возможности человека и микротоновые темперации
2.1.2. К проблеме соотношения плавности и дискретности в микротоновой музыке
2.2. Проблемы гармонии
2.2.1. Звуковая вертикаль: интервалы, созвучия в условиях микрохроматики. Проблема консонанса-диссонанса
2.2.2. Звуковая вертикаль: функциональные связи в условиях микрохроматики
2.2.3. Микрохроматика и лад. Микрохроматические системы
ГЛАВА
МИКРОХРОМАТИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
3.1. Системы нотной фиксации микрохроматики
3.2. Микрохроматическая музыка и её инструментарий
3.3. Выразительные и композиционные возможности микрохроматики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Микрохроматика в музыкальном искусстве позднего Возрождения: вопросы истории, эстетики, теории2010 год, кандидат искусствоведения Полунина, Елена Николаевна
Микрохроматика И. Вышнеградского: история, теория, практика освоения2010 год, кандидат искусствоведения Гуренко, Наталья Анатольевна
Микротоновая музыка в Европе и России в 1900-1920-е годы2013 год, кандидат искусствоведения Адэр, Лидия Олеговна
Однотерцовые отношения в гармонии2004 год, кандидат искусствоведения Климентова, Любовь Сергеевна
Модальность и тональность во французской музыкальной теории и практике позднего Ренессанса и раннего Барокко2012 год, доктор искусствоведения Глядешкина, Зоя Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Микрохроматика в системе современного музыкального мышления»
ВВЕДЕНИЕ
Микрохроматика — весьма характерное явление для музыкального искусства XX века. Более того, она получает всё большее распространение в музыке наших дней. Можно утверждать, что микрохроматика уже прочно закрепилась в языке музыки. Ведь для многих композиторов XX века, таких как Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Хулиан Каррильо, Клаус Хубер, Герберт Грассль она стала важнейшей чертой стиля. С микроинтервалами1 экспериментировали Чарльз Айвз, Пьер Булез, Бела Барток, Луиджи Ноно, Кшиштоф Пен-дерецкий, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина и многие другие крупнейшие композиторы.
Достигнув расцвета в XX веке, микрохроматика не была всецело его порождением. О древности происхождения микроинтервалов свидетельствует, например, такое явление, как древнегреческий энармон (один из 3 древнегреческих интервальных родов). В эпоху Возрождения и позже история микрохроматики тесно переплелась с поисками совершенной темперации. Но как новая самостоятельная высотная система, она обрела себя лишь в XX веке.
Отметим также, что издавна, по крайней мере, со времени Средневековья, микрохроматика распространилась в музыкальном фольклоре стран Азии и Аравийского полуострова. Фольклор стран этих регионов и профессиональная музыка XX века — две основные сферы распространения микрохроматики.
В XX веке появление интереса к ней было связано с эволюцией гармонического мышления. Пионеры микротоновой музыки (Йорг Магер, Рихард Штайн, Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Вилли Мёллендорф, Хулиан Каррильо) были, фактически, продолжателями идей Вагнера, Скрябина. Это была, так сказать, первая волна увлечения микрохроматикой (с 1910-х годов до нача-
1 Некоторые терминологические разъяснения даются на с. 4-5.
" Наличие микроинтервалов, которые в греческой теории назывались диесами - основной признак энармона (еуарцоушу). Пример энармонического тетрахорда: ля-фа-фа-полубемоль-ми. См. Холопов Ю. Энармоника// Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 653.
ла 1930-х). Вторая волна, начавшаяся в 1950-х и продолжающаяся по сей день, связана с поиском новых звуковых возможностей.
На страницах этой работы как синоним слову «микрохроматика» будет использоваться «микроинтервалика». Причиной тому служит то обстоятельство, что эти два термина близки по своему значению, поскольку как первый, так и второй указывают на использование интервалов уже полутона. Сразу следует оговорить, насколько уже полутона должен быть данный конкретный интервал, чтобы считаться микроинтервалом. Ведь появлению таких интервалов
способствует использование темпераций, отличных от равномерной 12- та .. 3
ступенной. В современных исследованиях, посвященных микрохроматике , наибольшим значением для микроинтервала принято считать 89 центов. Поэтому будем отталкиваться от этой цифры.
В трудах отечественных музыковедов также принято употреблять слова «микротоновый», «микротоновая» как синонимы слов «микрохроматический», «микрохроматическая»4. Причина этого понятна - ведь в европейских языках эти слова звучат очень похоже: microtonal (англ., от microtonality - микрохроматика), microtonal(-e) (нем., от Mikrotonalitàt), microtonal (фр., от microtonalitè). А в основе всего лежит следующая градация: ton = тон, semiton = полутон, mic(k)roton(-e) = микротон, или, как его ещё называют (не только у нас, но, например, во Франции), микроинтервал (micro-intervalle, фр.). При всей неопределённости термина с позиции русского языка (что есть микротон — микрозвук или интервал уже тона?), он всё же выглядит куда лучше, чем буквальное копирование с иностранных языков производных терминов, таких как «микротональный», «микротональность». Подобная терминология в русском языке вызывает нежелательные ассоциации. На это указывал Ю.Н. Холопов в статье «Микро и последствия»: «Неприемлем термин-прилагательное «микротональный», то есть — от нелепого слова «микро-тональность». Он — просто плохой перевод с немецкого «mikrotonale». По-немецки «звук» называется
3 См. напр. КогутГ. Микротоновая музыка. Киев, 2005. С. 19.
4 См. там же: название книги.
«ton», поэтому «mikrotonale» («микрозвуковой») значит «из микротоновой системы», а не «микро-тональный». «Тональность» здесь вводит в заблуждение»5.
Поэтому, несмотря на некоторое несовершенство термина «микротонов(-ый)», следует признать его право на существование, в частности, как синонима «микрохроматическому» и «микроинтервальному».
Предметом исследования является микрохроматика в системе современного музыкального мышления, то есть, комплекс проблем, связанный с осмыслением микрохроматики как особой звуковысотной системы и с её реализацией в композиторской и исполнительской практике ХХ-начала XXI века.
Объектом исследования является микротоновая музыка6. В процессе работы над диссертацией были проанализированы произведения, созданные в период 1910-1990-х годов. Некоторые примеры анализа включены в работу (глава 2).
Актуальность проблемы предопределяется современным состоянием микрохроматики и знания о ней. Наиболее полным исследованием по микрохроматике можно считать работу Зигрун Шнайдер «Микротоны в музыке XX века»7. Однако со времени написания книги прошло 30 лет. Появилась новая микрохроматическая музыка. Кроме того, изначально работа не охватывала всего микротонового наследия - например, в ней ничего не говорится об экспериментах с микроинтервалами в России (за исключением творчества Вышне-градского), а это тема, достойная отдельного исследования.
Существует солидное количество публикаций, в которых рассматриваются частные вопросы, касающиеся микрохроматики. Литература о ней создавалась параллельно появлению самой микротоновой музыки. Уже в 1910-1930-х годах было написано большое количество трудов, посвященных данной проблематике. Подавляющее большинство публикаций выходило в Европе и США.
5 Холопов Ю. Микро и последствия // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. М., 2000. С. 32.
6 О том, какую музыку можно считать микротоновой, можно прочитать в разделе 2.2.3. главы 2.
1 Schneider S. Mikrotone in der Musik des 20. Jahrhunderts. Bonn, 1975.
В нашей стране микрохроматика, как и додекафония, сонористика, долго оставалась «под запретом». Только в последние 10-15 лет появляются отдельные исследования, связанные с микрохроматической тематикой. Среди них следует отметить статьи Ю. Холопова, В. Холоповой, Г. Когута, Т. Гальперо-вич, Е. Гуренко. Но общее их количество пока незначительно. Из крупных работ можно назвать лишь книгу украинского автора Г. Когута «Микротоновая
о
музыка» , вышедшей в 2005 году на русском языке. Можно сказать, книга посвящена обоснованию микрохроматики. Очень много места в этой работе занимают размышления о сути лада, о его развитии в фольклорной музыке. Однако рассмотрение ладов собственно микротоновой музыки занимает всего 2 страницы и то, она даётся, по сути, лишь как перечисление известных автору ладовых структур. Это, на наш взгляд, является одним из недостатков этой книги, главный среди которых - отсутствие систематизации микротоновой музыки вообще, без которой концепция книги с тем названием, какое ей дал автор, выглядит странной и однобокой.
Из вышесказанного можно сделать два вывода: 1) налицо дефицит отечественных исследований, посвящённых микрохроматике; 2) ощущается необходимость появления современного исследования, обобщающего процессы, проявившиеся в микротоновой музыке. Этими двумя положениями, в основном, и определяется актуальность исследования.
Цель исследования - представить целостную картину современного знания о микрохроматике, что способствовало бы оснащению музыковедов, композиторов, исполнителей различных специальностей, педагогов и студентов музыкальных учебных заведений, соприкасающихся с микротоновой музыкой, эффективным научно-теоретическим аппаратом, способствующим её освоению.
Исследование ставит целью решение ряда задач:
- выявить комплекс проблем, связанных с микрохроматикой, показать их текущее состояние и пути их решения;
8 Когут Г. Микротоновая музыка.
- рассмотреть и систематизировать основные проблемы из области теории микрохроматики;
- рассмотреть и систематизировать основные проблемы из области практики микрохроматики;
- показать развитие микротоновой музыки на протяжении XX века и потенциал её развития в XXI веке;
- рассмотреть акустические и музыкально-исторические корни микрохроматики;
- выявить комплекс возможностей, которыми микрохроматика способна обогатить музыку.
Новизна исследования определяется уже тем, что основной комплекс проблем, связанных с микрохроматикой впервые в отечественном музыкознании становится предметом специального самостоятельного исследования. Диссертация позволяет обогатить отечественное музыковедение знаниями о микрохроматике.
Положения, выносимыми на защиту:
1. Современный взгляд на микрохроматику и комплекс проблем, связанный с ней.
2. Микрохроматические системы, сформировавшиеся в музыке XX
века.
3. Русский вклад в развитие микротоновой музыки, в т. ч. деятельность московских и ленинградских композиторов в период 1910-1930 и 1960— 2000 гг.
4. Системный подход к решению проблем микрохроматики и анализу микротоновой музыки (соединение психоакустических и музыковедческих методов).
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава первая — «Вопросы истории микрохроматики» — состоит из двух разделов.
Первый раздел — «Микрохроматика в зеркале развития музыкального строя». Первые следы микрохроматики мы находим в музыкальном искусстве Древней Греции (энармон).
Вплоть до XX века микрохроматика связана с развитием строя и лада. Упомянем 17-тоновую систему, описанную средневековым арабским учёным Сафиадом-Дин-Абдуллумином аль-Урмави, опыт 31-ступенной темперации Никола Вичентино (1511—1572). Отдельные теоретики разрабатывали 55-тоновую (Йозеф Совёр, 1701) и 53-тоновую темперацию (Николаус Меркатор, 1725). Были и другие попытки создания «совершенной» темперации, не прекращавшиеся вплоть до наших дней и, безусловно, требующие изучения. Были и другие попытки создания «совершенной» темперации, не прекращавшиеся вплоть до наших дней и, безусловно, требующие изучения. Однако соотношение таких темпераций с микрохроматикой было в целом весьма опосредованное: их звуковое богатство, как правило, не воспринималось как таковое, а служило лишь цели воссоздания «чистых» (нефальшивых на слух) звуковых соотношений полифонического многоголосия в пределах распространённых тогда ладовых систем.
Второй раздел главы называется «Микрохроматика в профессиональной музыке XX века. К истории вопроса». Микрохроматика XX века — не просто новый этап в её развитии. Сама природа этой микрохроматики другая. «Новая» микрохроматика возникает в результате развития позднеромантиче-ской тональности и модальных тенденций, то есть под влиянием эволюции европейской гармонии. В процессе освоения микроинтервалики находились всё новые и новые способы её использования, формировались микрохроматические системы. Пионеры микротоновой музыки (Магер, Штайн, Мёллендорф, Хаба, Вышнеградский) чувствовали её неразрывную связь с музыкой прошлого. Особо следует отметить русский вклад в развитие микрохроматики - помимо
Вышнеградского с микроинтервалами экспериментировали Николай Обухов, Георгий Римский-Корсаков, Арсений Авраамов, Артур Лурье, Николай Матюшин. В целом, в 1910-1920-х годах микрохроматикой были увлечены многие композиторы (упомянем также эксперименты Хулиана Каррильо, Чарльза Айвза, Генри Кауэлла). Однако в 1930-х годах наметился некий спад. Сочинять микротоновую музыку продолжали лишь «самые преданные».
Во второй половине XX века постепенно возобновляется интерес к микроинтервалам, появляются общества любителей микротоновой музыки. Особо отметим творчество Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной. Ведя поиск новых возможностей 12-полутоновой системы, они, тем не менее, не обходили вниманием микрохроматику, что приводило к весьма любопытным творческим результатам. А С. Губайдулина и В. Суслин нашли новые возможности в использовании микроинтервалов.
В это же время за границей продолжает творить множество композиторов, пишущих микротоновую музыку. Это Клаус Хубер, Герберт Грассль, Морис Оана, Хенк Бадингс, Эзра Симе, Адриан Фоккер, Ян ван Дейк, Франц Рихтер Херф и многие другие. О некоторых из них рассказывается на страницах работы.
Третий раздел главы называется «Отражение проблем микроинтервальной музыки в теоретических концепциях и трудах композиторов XX века». Он посвящен краткому обзору важнейших трудов, посвященных микрохроматике, написанных композиторами-микротоновиками. Труды эти позволяют не только погрузиться в микротоновую проблематику, но также проследить процесс её осмысления. Интересны они ещё и тем, что позволяют заглянуть в «творческую мастерскую» их авторов, узреть проблемы, волновавшие этих композиторов.
Вторая глава называется «Проблемы теории микрохроматики». Микрохроматика ставит перед исследователем целый спектр проблем из области теории музыки. Часть из них может быть отнесена к специальным разделам му-
зыкальной теории, другие можно отнести к категории общетеоретических проблем. Однако самый большой пласт вопросов относится к области гармонии. Поэтому глава состоит из двух разделов — «Общетеоретические проблемы» и «Проблемы гармонии».
В разделе «Общетеоретические проблемы» основное внимание уделено проблеме интерпретации микротоновой музыки и лежащей в ее основе звуко-высотной системы, а именно проблеме соотношений плавности и дискретности, непрерывности и прерывности. Эта проблема тесно связана с особенностями слухового восприятия человека и оценкой мелодической кантилены как плавного перемещения высот. Есть связь и с поисками совершенной темперации. Вот уже более 250 лет 12-ступенный равномерно-темперированный строй является общепринятым. Однако он обладает известным акустическим несовершенством, что подстёгивало музыкантов к поиску новых строёв. Последние, как правило, имели большее, чем 12 количество звуков в октаве. Разумеется, не может не встать вопрос об особенностях восприятия человеком такого звукового богатства. В диссертации делается попытка ответить на этот вопрос, однако нельзя не отметить, что он требует дальнейшего изучения.
Актуальность второго раздела - «Проблемы гармонии» - обусловлена тем, что традиционные музыкально-теоретические дисциплины, такие как музыкальная форма и полифония не соприкасаются с микрохроматикой напрямую, поскольку распространяют свое действие не на микроинтервальную структуру музыкальной ткани, а на временную и фактурную ее организацию. А вот гармония с ее закономерностями, развертывающими свое действие в пределах двенадцатиступенного равномерно-темперированного строя, для микротоновой организации уже не вполне годятся. Особенности микрохроматических систем пока недостаточно изучены и не освоены слухом. Важным в микротоновой музыке является достижение эффектов свободного интонирования, либо попытка создать принципиально новое интонирование, а с другой стороны — имитация чистых гармонических отношений, соответствующих натуральному
гармоническому ряду обертонов. Ясно, что при этом гармонические законы должны потесниться перед «гармоникальными».
Несмотря на существенные отличия микротоновых систем от традиционных систем тональности, гармонии и лада, возможности переноса сложившихся понятий теории гармонии на нетрадиционный материал всё же существуют. Главным образом потому, что микротоновая музыка генетически связана с музыкой прошлого, и, следовательно — с закономерностями, сложившимися в ней. Поэтому можно исследовать микротоновые модификации явлений, сложившихся в иной среде.
В частности модификацию лада. Увеличение количества используемых звуков открыло простор для создания новых ладовых структур. Теоретически их количество просто огромно. На практике это ладовое богатство, конечно, использовано лишь частично. В работе делается попытка их систематизации, подводящая к выделению четырёх типов микротоновых систем.
Лад может реализовываться по горинтали, вертикали — отдельно или вместе. Важнейший для гармонии принцип координации горизонтали и вертикали затрагивает не только вопросы лада, но также проблему консонанса-диссонанса. Ведь благодаря микрохроматике появились новые консонансы и диссонансы. Изменился сам взгляд на критерии сонантности: ими теперь выступают «гармоникальные» закономерности (т.е. акустическая природа интервала или созвучия), но также особенности слухового восприятия композитора. Также нельзя не отметить влияния на сонантность таких свойств звука как тембр и высота, действительных для любой музыки, в том числе микротоновой. На данный момент опытным путём установлена (и подтверждена теоретически) зависимость сонантности интервалов и созвучий от их регистра и инструментовки9.
С проблемой консонанса-диссонанса тесно связана проблема функциональности. При создании первых образцов микротоновой музыки композито-
9 См. Hesse Horst Peter. Grundlagen der Harmonik in mikrotonaler Musik. Inssbruck, 1989. S.31.
ры пытались сохранить принципы тональности в условиях микротонового материала. При этом зачастую звуки из другой высотной шкалы оказывались несистемными, едва ли не случайными, как своеобразная надстройка над основной двенадцатиполутоновой системой. Позже, по мере освоения нового звукового пространства, появились новые типы функциональности. В четвертитоно-вой музыке часто 24-звучие оказывалось слиянием двух 12-полутоновых систем, смещённых друг относительно друга на четверть тона.
В самом простом случае одна из этих систем оказывалась сферой тоники, а другая — «не-тоникой». «Не-тоника» тяготеет к разрешению в тонику. В более сложных случаях 12-полутоновые сферы оказывались в сложном взаимодействии, что позволяет говорить о подлинном освоении четвертитонового пространства.
Ещё одна сфера исследований — гармоническая вертикаль как таковая, то есть интервалы и созвучия в микротоновой музыке. С увеличением количества звуков в системе пропорционально увеличилось количество их комбинаций. Появилось множество новых интервалов и созвучий. Однако до сих пор нет такой их классификации, которая могла бы быть признана удовлетворительной. В целом это касается и созвучий. В созвучиях, в ещё большей степени, чем в интервалах, проявляется функциональность. Общеизвестно, что в зависимости от положения в музыкальной ткани, созвучия могут выполнять разные функции. Общепринятая классификация позволяет зафиксировать это свойство. Того же следует ждать и от новых классификаций, которые ещё предстоит найти. Одна из них предлагается на страницах работы.
Третья глава - «Микрохроматика и исполнительская практика». Микрохроматика как система новой звуковысотной организации ставит ряд задач, требующих решения в практической плоскости: микротоновую музыку нужно как-то нотировать и на чём-то играть. В свою очередь, преодоление этих трудностей, конечно же, мотивируется новыми звуковыми возможностями, ко-
торые предоставляет микрохроматика. Рассмотрение вышеназванной проблематики является содержанием главы, состоящей из трёх разделов.
Первый раздел называется «Системы нотной фиксации микрохроматики». Несмотря на то, что микрохроматическая музыка существует уже около 100 лет, до сих пор не было выработано единого стандарта её нотной фиксации. На страницах работы систематизируются и рассматриваются системы, наиболее распространённые в микротоновой музыке, призванные фиксировать чаще всего используемые микроинтервалы.
Прежде всего, речь идёт о способах записи четвертитонов. Рассматриваются отечественные и зарубежные разработки, в том числе системы Вышнеград-ского, Хабы, Шнитке, Денисова. Также рассматриваются способы записи ше-стинатонов, и некоторых других микроинтервалов, в том числе, самые современные (Гессе, Когут).
Второй раздел называется «Микрохроматика и её инструментарий». Известно, что микроинтервалы представляют определённую трудность в исполнении. Ведь на многих инструментах с фиксированной высотой звука, таких как, например, фортепиано, орган и гитара они заведомо неисполнимы (для исполнения микрохроматической музыки нужно модифицировать их конструкцию, либо настройку). На других инструментах исполнение хотя и возможно, но требует определённых специальных навыков от исполнителей.
История существования микрохроматики сама подсказывает 3 возможных пути решения проблемы: 1) использование традиционных инструментов, на которых возможно исполнение такой музыки; 2) использование нескольких инструментов, не предполагающих возможности воспроизведения микроинтервалов, но задействованных в ансамбле, благодаря чему становится возможным озвучивание микроинтервалики; 3) создание инструментов, специально предназначенных для воспроизведения микроинтервалов.
Главная проблема состоит не столько в технических, сколько в слуховых трудностях. Во многом из-за этого композиторам приходилось изобретать ори-
гинальные музыкальные инструменты, благодаря которым можно было бы облегчить исполнение микротоновой музыки и обеспечить его адекватность. Но у этого пути тоже есть свой недостаток: в музыкальной практике действует принцип жесточайшего отбора. Как правило, такие инструменты не приживались на практике (попросту оказывались ненужными) и становились своего рода памятниками композиторской и конструкторской мысли.
Однако последние десятилетия бурно развиваются электронные технологии. Их развитие достигло такого уровня, что музыкант может писать микротоновую (да и вообще любую) музыку за любым компьютером, на котором установлено соответствующее программное обеспечение.
Третий раздел — «Выразительные и композиционные возможности микрохроматики» — посвящен обобщению тех качеств микрохроматики, которые до сих пор вызывают к ней интерес композиторов, с одной стороны и слушателей - с другой.
Прежде всего, микрохроматика влияет на мелодическую линию, которая получает возможность сколь угодно тонкого и свободного интонирования. Но немаловажны также новые гармонические ощущения, возникающие от применения микроинтервалов. Несмотря на то, что они пока остаются в целом малоизученными, эффект, возникающий от «микротоновой вертикали» притягивал внимание многих поколений композиторов и слушателей. Изобретение ладовых структур, новых аккордов, в т.ч. определённой структуры — всё направлено на получение особых, небывалых звуковых эффектов.
Помимо очевидных, описанных выше возможностей микрохроматика обладает также рядом других, не менее, на наш взгляд, примечательных. Например, конструктивными возможностями (в плане выстраивания композиции в целом). Некоторые новые приёмы становятся возможными и в области полифонии.
Однако несмотря на все вышеперечисленные достоинства и перспективные возможности, следует признать, что микрохроматика по сути до сих пор
продолжает оставаться лишь экспериментальным направлением в музыке, как и век назад, а не чем-то, безусловно доказавшим своё право на существование и дальнейшее развитие. С одной стороны, возможности тонов и полутонов ещё не исчерпаны (быть может, не исчерпаны даже возможности тональной музыки, которую писали на протяжении всего XX века, открывая в ней всё новые и новые грани), с другой стороны в XX веке непрерывно шли поиски нового звучания — появились кластеры, сонорика, спектральная музыка, электронная музыка, конкретная музыка. К этому, второму течению относится микрохроматика, поэтому нельзя, по-видимому, говорить о том, что идея микроинтервалики несостоятельна и исчерпала себя. Наоборот, уже говорилось о всё возрастающем интересе к ней. Но станет ли она доминировать в музыке — покажет время.
Автор выражает благодарность Б. Г. Гнилову, заведующему кафедрой теории и истории музыки ВИ(ВД)ВУ за ценные советы, данные автору в процессе работы над диссертацией, библиотеке МГК им. Чайковского, РГБИЛ, библиотеке музея им. Глинки, предоставившим ценнейший нотный материал для исследований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Гармония в музыке современных якутских композиторов: о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики2008 год, кандидат искусствоведения Скрыбыкина, Чаянда Кимовна
Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм2007 год, кандидат искусствоведения Соснова, Наталья Григорьевна
Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского: сущность и исторический контекст2007 год, кандидат искусствоведения Файн, Яков Наумович
Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо2010 год, кандидат искусствоведения Григорьева, Маргарита Александровна
Творчество Н. Рославца в контексте развития отечественной музыки XX века2000 год, кандидат искусствоведения Черныш, Татьяна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Никольцев, Илья Дмитриевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отечественном музыкознании возникла насущная потребность в изучении микрохроматики. Как ни парадоксально, но даже отечественная микротоновая музыка и — шире — отечественные микротоновые разработки пока ещё мало изучены. Данная диссертационная работа частично восполняет этот пробел — в ней проанализирован ряд произведений отечественных авторов, собраны и обобщены пока ещё малоизвестные факты. Однако целью работы не было изучение именно русской микротоновой музыки, эта тема ещё ждёт своего исследователя.
Между тем, зона распространения микрохроматики просто огромна, как «в ширь», имея в виду географию, так и «в глубь» — в исторической перспективе. Находки древнегреческих теоретиков музыки, как было показано выше, приковывали внимание музыкантов как в эпоху Возрождения, так и позже, вплоть до нашего времени, проходя связующей нитью сквозь века. Композиторы XX века, писавшие микротоновую музыку, черпали идеи в разработках их предшественников (прежде всего, имеются в виду темперации) и продолжали их дело. Эта историческая преемственность не может и не должна игнорироваться. Следует сделать вывод: считать микрохроматику исключительно порождением музыкальной культуры XX века представляется ошибочным. Корни микрохроматики XX века, исторические связи, порой, невидимые на первый взгляд, были вскрыты на страницах данной работы.
В XX веке внимание к звучанию, фонизму, столь характерное для композиторов-романтиков, постепенно трансформировалось во внимание к звуку как самодостаточному музыкальному явлению, из которого можно вывести целую гармоническую систему. В этом свете появление и распространение микротоновой музыки оказывается предопределенным. Выше было показано как стремление к новым звуковым ощущениям, с одной стороны, и обращение к природе звука (обертоновому спектру, поиску созвучий на его основе) толкали композиторов на эксперименты с микроинтервалами. Данная черта объединяет Алоса Хабу и Софию Губайдулину, Ивана Вышнеградского и Джона Райнхарда. Перспективы развития микрохроматики видятся именно в изобилии звуковых систем, миров, которые можно создать с её помощью. В таком ключе сам собой отпадает вопрос о целесообразности, нужности микрохроматики: поиск, стремление к «новым берегам», свойственные композиторам, так или иначе подводят и будут их подводить к техникам, связанным с разработкой звука, в частности, к микрохроматике.
Впрочем, несмотря на многообразие представленных в микротоновой музыке решений, их можно систематизировать. В данной работе критерием систематизации выступила степень самостоятельности микрохроматики (как основы новой звуковысотной системы) в музыкальных произведениях. Допуская возможность иных классификаций, отметим, что вышеназванная представляется наиболее адекватной с точки зрения погружения с новый звуковой материал. С её помощью можно выстроить логическую цепь, увидеть каким образом происходило (или может происходить) расширение уже освоенного европейской цивилизацией звукового пространства, ставшее возможным благодаря микрохроматике. Систематизация может быть продолжена — и тогда уже будут выданы конкретные задачи, которые смогут решать в своём творчестве композиторы будущего.
То есть, вышеназванная систематизация затрагивает, прежде всего, область гармонии как «звуковысотной организации многоголосной музыки» (по Холопову). Из теоретических проблем микрохроматики именно проблемам гармонии было уделено наибольшее внимание. Были рассмотрены проблемы лада, консонанса-диссонанса, интервалов и созвучий, функциональности в условиях микрохроматики. Но последняя имеет точки соприкосновения и с другими разделами музыкальной теории - полифонией, музыкальной формой. Особенно много проблем лежит в области акустики. В работе много внимания было уделено микрохрохроматике в свете поиска новых, совершенных темпераций. А этот поиск имеет не только «местное», прикладное значение выработки звуковысотной базы для микротоновой музыки, но он исключительно важен для развития музыкального искусства в целом и до сих пор не теряет своей актуальности.
Другая важнейшая проблема микрохроматики — особенности её слухового восприятия. Инерция слухового восприятия представляется основным фактором, тормозящим развитие и распространение микротоновой музыки. Впрочем, определённый «задел» у нашего слуха есть, и он был рассмотрен на страницах работы. Его можно использовать, развить слух, как это делали А. Хаба, В. Брайнин и др. Качество и целесообразность таких методик могут широко обсуждаться, отметим пока лишь факт их наличия.
Тут мы имеем выход на проблемы практики микрохроматики. Так, для эффективного воспитания микротонового слуха необходим музыкальный инструмент, на котором было бы возможно исполнения микротоновой музыки. Для Алоиса Хабы таким инструментом послужила скрипка. Но скрипка не обладает градуированной системой высот и, как следствие, исполнение на ней микротоновой музыки должно предполагать наличие хоть в какой-то степени развитого микротонового слуха! Разорвать этот замкнутый круг совсем не просто. Наиболее реальным способом решения проблемы в наши дни представляется использование специальных электронных музыкальных инструментов и компьютерных программ (некоторые из которых были описаны в главе 3).
Ещё одна важнейший вопрос, касающийся не только микрохроматики -унификация нотной записи микроинтервалов. Выше было показано современное состояние этой проблемы. Уже существуют весьма интересные и перспективные системы нотации. Осталось остановиться на одной или, хотя бы, нескольких из них. Это дало бы «второе дыхание» такой области музыковедения, как фольклористика. И уж конечно существенно облегчилось бы усвоение и анализ микротоновой музыки.
Итак, в данной работе впервые был поставлен и решён рад задач. Прежде всего, это современный взгляд на микрохроматику и комплекс проблем, связанный с ней, лежащих в области её теории и практики, формировавшийся в течение вот уже более столетия. Кроме того, были выделены и рассмотрены различные микрохроматические системы, сформировавшиеся в музыке XX века. Был оценен русский вклад в развитие микротоновой музыки. Наконец, сформирован системный, целостный подход к решению проблем микрохроматики и анализу микротоновой музыки (соединение акустических и музыковедческих методов) и, тем самым, усовершенствована методика изучения микротоновой музыки.
Решение вышеназванных задач стало возможным благодаря достижениям отечественного и зарубежного музыковедения. Прежде всего, хотелось бы отметить труды австрийских и нидерландских авторов, в которых досконально проработана «научно-техническая» сторона микрохроматики (проекты новых инструментов, темпераций, акустическая составляющая), без которой немыслимо её современное осмысление. Но нельзя не упомянуть и статьи Ю.Н. Хо-лопова, В.Н. Холоповой (послужившие толчком к появлению данной работы), представляющие отечественное виденье ключевых её проблем.
Главным же результатом работы оказалось появление отечественного исследования (в ранге диссертации), посвящённого микрохроматике. Это позволяет не только заполнить досадный пробел в российском музыковедении, но и способствует обогащению мирового опыта изучения данного явления, поскольку она является новейшим исследованием, посвящённым рассмотрению микрохроматики в системе современного музыкального мышления.
Полученные в диссертации решения позволяют оснастить музыковедов, композиторов, педагогов, студентов музыкальных учебных заведений и просвещенных любителей музыкального искусства, так или иначе соприкасающихся с микротоновой музыкой, эффективным научно-теоретическим аппаратом, способствующим её освоению, обогатить их представление о пока ещё мало известном и изученном в России музыкальном явлении.
Материал диссертации обсуждался на заседаниях секции кафедры теории музыки МГК им. П.И. Чайковского. Ряд научных положений диссертации был представлен автором на конференции, посвященной проблемам лада, проходившей в МГК в 2009 году. Различные проблемы современной музыки, в том числе, микротоновой рассматривались на заседаниях военно-научного общества Военного института (военных дирижёров) Военного университета. По материалам диссертации был опубликован ряд статей в отраслевых научных журналах.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Никольцев, Илья Дмитриевич, 2010 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамов А. «Ультрахроматизм» или «омнитональиость»? // Музыкальный
современник. - 1916. - № 4-5. - С. 157-168.
2. Авраамов А. Смычковый полихорд // Музыкальный современник. - 1915. -
№ 3. - С. 46-54.
3. Авраамов А. Универсальная система тонов (UTS), ч. 3. Итоги и перспекти-
вы // Жизнь искусства. - 1926. - № 12. - С. 3-4.
4. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. - М.: Музыка, 1976. - 288 с.
5. Аристоксен. Элементы гармоники / Перевод и примечания В. Цыпина. -
М.:МГК, 1997.- 136 с.
6. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодиче-
ского строя. - Киев: АН УССР, 1956. - 83 с.
7. Барский В. Тайное хроматическое искусство в музыке позднего
средневековья и Возрождения // Старинная музыка в контексте современной культуры: Проблемы интерпретации и источниковедения: Материалы музыковедческого конгресса (Московская консерватория, 27 сентября - 1 октября 1989 г.). - М.: МГК, 1989. - С. 322-331.
8. Белявский А. Теория звука в приложении к музыке. - Л.: Госиздат, 1925. -
247 с.
9. Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып. 2. - М.: Музгиз,
1963.-339 с.
10. Беляев В. Четвертитоновая музыка // Жизнь искусства. - 1927. - № 19. -
С. 5-12.
11. Брайнин В. Метод графических представлений как средство развития му-
зыкального слуха. Микрохроматический слух. «Цветной» слух. URL: http://brainin.org/Method/Graphics%20and%20ear%20training_RU.htm
12. Брайнин В. Письмо учёному соседу о некоторых возможностях
микрохроматической композиции в связи с предполагаемыми перспективами эволюции музыкального языка // Музыкальная академия. - 1997. - № 3. - С. 144-149.
13. Волконский А. Основы темперации. - М.: Композитор, 1998. - 91 с.
14. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука // Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1970. - Вып. 1. -С. 11-38.
15. Гальперович 71 К новым звуковым мирам: микротоны в творчестве Клауса
Хубера // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. - С. 46-60.
16. Г арбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. - М.-Л.: АН СССР,
1948. - 84 с.
17. Гарбузов Н. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. -
М.-Л.: Музгиз, 1951. - 64 с.
18. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа
для теории музыки. - Спб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1875. - 595 с.
19. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. - Л.: Музыка, 1986. - 223 с.
20. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов. - М.: Композитор, 2005. -
368 с.
21. Григорьева Г. К истории и теории микрохроматики: Иван Вышнеградский
/ М.Е. Тараканов: человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. - М-СПб.: ГИИ, 2003. - С. 179-188.
22. Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке // Музы-
кальная академия. - 2000. - № 4. - С. 113-120.
23. Гуренко Н. Иван Вышнеградский: теория и практика микрохроматики //
Техника композиции XX века. - 2009. - № 1. - С. 142-147.
24. Дубинец Е. Первооткрыватель новой музыки // Музыкальная академия. -
2003.- № 3. - С. 196-205.
25. Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной
формы. Вып. 2. - М.: Музыка, 1972. - С. 55-97.
26. Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII—
X столетий. - М.: МГУ, 2004. - 280 с.
27. Иван Вышнеградский. Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, вос-
поминания / Сост. и ред. А. Л. Бретаницкая. - М.: Композитор, 2001. -320 с.
28. Из минувших времен. Посвящается Ивану Александровичу Вышнеград-
скому (1893-1979) // Музыкальная Академия. - 1992. - № 2. - С. 135159.
29. Исхакова-Вамба Р. О семнадцатиступенной системе восточной музыки. —
Казань: Новое знание, 1998. - 31 с.
30. Карасёва М. Стратегии творчества // Музыкальная академия. - 2002. - №
1.-С. 39-49.
31. Катонова Н. Язык и жанр: формирование мультиклавирного ансамбля в
творчестве Вышнеградского // Музыка России: от средних веков до современности. Вып. 2. - М.: Композитор, 2004. - С. 175-187.
32. Катунян М. «Тенор правит кантиленой»: К изучению модальной
гармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки. - М.: МГК, 1992. - С. 188-208.
33. Когоутек Ц. Техники композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976.
-358 с.
34. Когут Г. Микротоновая музыка. - Киев: Наукова думка, 2005. - 264 с.
35. Когут Г. От анализа микротоновых структур — к анализу «музыкального
гипертекста» // «Прометей» 2000. Материалы международной научно-
практической конференции 2-6 октября 2000 года. - Казань, 2000. -С. 37-140.
36. Корсунский С. Зоны интервалов при восроизведении их на инструментах
со свободной интонацией // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. - 1946. - № 6. - С. 32-42.
37. Крейчи С. Поиски путей в микротонике //Альфреду Шнитке посвящается.
Вып. 3. - М.: Композитор, 2003. - С. 269-272.
38. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. - М.: МГК, 1994.
-286 с.
39. Кузнецов К. Арабская музыка // Очерки по истории и теории музыки. Сб.
исследований и материалов. Т. 2. - Л.: Госиздат, 1940. - С. 265-280.
40. Кульбин Н. Свободная музыка. - Спб.: Военная типография, 1909. - 7с.
41. Лурье А. К музыке высшего хроматизма // Стрелец. - 1915. - № 1.-С. 81-
83.
42. Мальцева Е. Экспериментальное исследование по определению допусти-
мой слухом расстройки интервалов. Рукопись. - М., 1936. - 76 с.
43. Матюшин Н. Руководство к изучению четвертитонов для скрипки // К но-
вым бегегам. Вып. 3. -М., 1916. - С. 26-51.
44. Ментюков А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка. Электроника. Интониро-
вание. - Иск: НТК, 1993. - 312 с.
45. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. - М.: Греко-латин. каб.
Ю. А. Шичалина, 1994. - 124 с.
46. Мещанинов П., Холопов Ю. Электронная музыка // Музыкальная энцик-
лопедия. Т. 6. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - С. 514-517.
47. Мэтьюз М., ПирсДж. Компьютер в роли музыкального инструмента, пер.
с англ. // В мире науки. - 1987. - № 4. - С. 72-80.
48. Назайкинский Е. Микротоны: Россия — Австрия // Музыка XX века.
Московский форум: Материалы междунар. науч. конф. - М.: МГК, 1999.-С. 94-98.
49. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //
Восприятие музыки / Под ред. В. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - С. 53-59.
50. Назайкинский Е. Настройка и настроение в музыке // Воспитание
музыкального слуха. Вып. 2. - М.: Музыка, 1982. - С. 6-40.
51. Назайкинский Е., Рагс Ю. О применении акустических методов
исследования в музыкознании // Применение акустических методов в музыкознании. - М.: Музыка, 1964. - С. 3-17.
52. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка,
1972.-383 с.
53. Назайкинский Е. Проблемы теории и практики экмелической музыки
(информационно аналитический обзор) // Музыка в информационном мире: Наука. Творчество. Педагогика. - Ростов н/Д: РГК, 2004. - С. 4464.
54. Никольцев И. Микротоновая музыка и её инструментарий // Музыка и
время. - 2010. - № 10. - С. 27-32.
55. Никольцев И. Микрохроматика и лад // Музыковедение. - 2010. - № 11.-
С. 29-36.
56. ОголевецА. Введение в современное музыкальное мышление. - М.-Л.:
Музгиз, 1946. - 469 с.
57. Оголевец А. Основы гармонического языка. - М.-Л.: Музгиз, 1941.-941 с.
58. Павленко С, Кефалиди ИЕкимовский В. Микротоновые элементы //
Музыкальная академия. - 2002. - № 2. - С. 21-24.
59. Павлишин С. Чарльз Айвз. - М.: Советский композитор, 1979. - 184 с.
60. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. - М.: Музыка,
1966.- 115 с.
61. Петрусёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. -
М.: Реал, 2002.-350 с.
62. Рагс Ю. Акустика в системе музыкального искусства: дис. [в виде научно-
го доклада] ... д-ра иск. - М., 1998. - 80 с.
63. Рагс Ю. Концепция зонной природы музыкального слуха: пути становле-
ния, разработка проблемы и дальнейшее ее развитие // Н. А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог. - М.: Музыка, 1980. - С. 11-48.
64. Рагс Ю. Строй // Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Совет-
ская энциклопедия, 1990. - С. 525.
65. Рагс Ю. Темперация // Музыкальный энциклопедический словарь. - М.:
Советская энциклопедия, 1990. - С. 542.
66. Рагс Ю. О художественной норме чистой интонации: автореф. дис. ...
канд. иск. - М.: МГК, 1970. - 26 с.
67. Рейнхард Дж. Я был бы рад исполнить Вышнеградского // Музыкальная
академия. - 1996. -№ 2. - С. 218-221.
68. Риман Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки / Перевод с нем.
Н. Кашкина. -М.: Типо-лит. Александрова, 1898. - 145 с.
69. Римский-Корсаков Г. Обоснование четвертитоновой музыкальной систе-
мы // De música. Вып. 1. - М.: Academia, 1925. - С. 34-52.
70. Румянцева М. Эволюция гармонической вертикали западноевропейского
многоголосия XIII - начала XV веков: автореф. дис. ... канд. иск. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. - 26 с.
71. Сабанеев Л. Воспоминания о России. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 268 с.
72. Сабанеев Л. Письма о музыке. №1. Ультрахроматическая полемика // Му-
зыкальный современник. - 1916. - № 6. - С. 99-108.
73. Сабанеев Л. Эволюция гармонического созерцания // Музыкальный со-
временник. - 1915.-№ 2. - С. 18-27.
74. Сахалтуева О. О некоторых закономерностях интонирования в связи с
формой, динамикой и ладом // Труды кафедры теории музыки музыки МГК им. П. И. Чайковского. Вып. 1. -М.: МГК, 1960. - С. 356-378.
75. Сахалтуева О. Интонационный анализ исполнения первой части концерта
для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона // Применение акустических методов исследования в музыкознании. - М.: Музгиз, 1964. - С. 61-78.
76. Свиридовская Н. Реварсавр: Революционный Арсений Авраамов // Музы-
коведение. - 2010. - № 2. - С. 36-41.
77. Серебрякова В. Проблемы спектрального анализа на примере творчества
Жерара Гризе: дипломная работа. Науч. Рук. А. С. Соколов. МГК им. П. И. Чайковского. - М., 2000. - 120 с.
78. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. -
М.: Музыка, 1992.-230 с.
79. Соколов А. Теория современной композиции. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.
80. Стрельников Н. Музыка будущего // Жизнь искусства. - 1919. - № 326. -
С. 1.
81. Сушкова Н. Царлино и Вичентино (к вопросу о теоретических дискуссиях
в Италии середины XVI века) // Из истории теоретического музыкознания. - М.: МГК, 1990. - С. 32-45.
82. Теория современной композици: учебное пособие. - М.: Музыка, 2007. -
624 с.
83. Тюлин Ю. Современная гармония и её историческое происхождение //
Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. - М.: Музыка, 1967. -С. 129-182.
84. Ульянич В. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-
выразительной среды в музыкальном искусстве: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1997. - 26 с.
85. Харуто А. Об особенностях спектра голоса певцов разных жанров // Про-
блемы информационной культуры. Вып. 2. - М.-Краснодар, 1995. -С. 147-156.
86. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс: учебник. - СПб.: Лань, 2003. -
541 с.
87. Холопов Ю. Микро и последствия // Музыкальное образование в контексте
культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. - М., 2000. - С. 24-38.
88. Холопов Ю. Микрохроматика // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. - М: Со-
ветская энциклопедия, 1976. - С. 587-589.
89. Холопов Ю. Гармония. Практический курс: учебник: в 2 ч. - М.: Компози-
тор, 2005.
90. Холопов Ю. Роды интервальные // Музыкальный энциклопедический сло-
варь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 466.
91. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. - М.: Композитор, 1993. - 312 с.
92. Холопов Ю. Энармоника // Музыкальный энциклопедический словарь. -
М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 653.
93. Холопова В. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. - М.:
Композитор, 2001. - 56 с.
94. Холопова В. Четвертитоновая система у Виктора Суслина как преодоление
герметизма двенадцатитоновости // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. - М., 2000. - С. 39-45.
95. Цыпин В. Аристоксен. Начало науки о музыке. - М.: МГК, 1998. - 223 с.
96. Шерман Н. Формирование равномерно-темперированного строя. - М.:
Музыка, 1964.- 120 с.
97. Штайн Г. Четвертитоновая музыка // К новым берегам. - 1923. - № 3. -
С. 10-15.
98. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. - М.: Композитор,
2004. - 112 с.
99. Эль-Холи С. Традиция музыкальной импровизации на Востоке и профес-
сиональная музыка // Музыкальные культуры народов: Традиция и современность. - М., 1973. - С. 183-189.
100.Abraham О. Tonometrische Untersuchungen an einem deutschen Volkslied // Psychologische Forschung. - 1924. - B. 4. - S. 1-21.
101. Aikin J. Discover 19-tone equal temperament // Keyboard. - 1988. - March. -
P. 74-80.
102. Algaraz J. A. A propósito de Julián Carrilo // Heterofonia. Vol. 8. - 1975. -
№31.-P. 20-23.
103. Ager К. Der Ultrachromatismus Ivan Wyschnegradskys in melodischer und
harmonischer Hinsicht // Mikrotöne. В. 1.- Innsbruck: Edition Helbling, 1986.-S. 123-126.
104. Asselin P.-I. Comprehension et Realisation des Temperaments anciens. - Paris:
Copyright Pierre-Yves Asselin, 1977. - 54 p.
105. Barbour J. Temperatur und Stimmung // Die Musik in Geschichte und Gegen-
wart / Friedrich Blume (ed.). Bd. 12. - Kassel: Bärenreiter, 1965. - S. 213— 227.
106. Barthelmes B. Raum und Klang. Das musikalische und theoretische Schaffen
Ivan Wyschnegradsky. - Hofheim: Wolke, 1995. - 511 s.
107. Burt W. Microtanal pitch systems in some recent music // Proceedings of the
1996 Australian Computer Music Association conference. - Brisbane: QUT Academy, 1996.-P. 13-21.
108. Burt W. Microtanal and structural aspects of my Monodies I and II, for microto-
nal guitar // Leonardo Music Journal. Vol. 1. - Cambrige: MIT Press, 1997. -P. 81-83.
109. Beer A. de. Die Entwicklung der 31-Tonmusik // Sonorum Speculum. Vol. 8. -
Amsterdam, 1969. - P. 3-16.
110. Busoni F. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst. - Trieste, 1907.
111. Colwig W. An American Gamelan // Xenharmonikon. Vol. 3, 1975. - P. 28-33.
112. Cowell H. New musical resources. - N-Y., 1930. - 144 p.
113. Directory of Music Notation Proposals. - Notation Research Press, 1997.
114. Doty D. What is just intonation? // Electronic Musician. - 1986. - № 11. - P.
38^1.
115. Erlich P. Tuning, tonality and Twenty-two-tone temperament // Xenharmoni-
kon. Vol. 17, 1998.-P. 12-40.
116. Fricke J.P. Mikrotonale Klangbildungen. Identifikation und Systemfähigkeit //
Mikrotöne. B. 1. - Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 165-184.
117. Garcia J. A linear Twenty-nine tone scale // Xenharmonikon. Vol. 11, 1989. -
P. 43-45.
118. Gay den L. Ivan Wyschnegradsky. - Frankfurt: M. P. Belaieff, 1973.
119. Haase R. Gehörsdisposition und ekmelische Intervalle // Mikrotöne. B. 1. -
Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 151—163.
120. Haba A. Harmonicke zäklady ctvrttonove soustavy. - Praha: Hudebni matice
umelecke besedy, 1922. - 40 s.
121. Haba A. Mein Weg zur Viertel- und Sechsteltonmusik. - Innsbruck, Nymphen-
burg, 2001.
122. Haba A. Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, viertel-, drittel-,
sechstel- und zwölfel- Tonsystems. - Lpz.: F. Kistner und C. F. W. Siegel, 1927.-251 s.
123. Haba A. Quartetto D'Archi No XIV. - Partitura. - Praha: Panton, 1967.
124. Handschin J. Der Toncharakter. - Bonn, 1948.
125. Hanson L. Development of a 53-tone keyboard layout // Xenharmonikon. Vol.
12, 1989.-P. 69-87.
126. Heine A. Akustische Phänomene II Mikrotöne. B. 1. - Innsbruck: Edition
Helbling, 1986.-S. 17-28.
127. HerfF.R. Komposition und Auffuhrungspraxis ekmellischer Musik // Mikrotö-
ne. В. 1. - Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 227-231.
128. Hesse H. P. Grundlagen der Harmonik in mikrotonaler Musik. - Innsbruck,
1989.
129. Hesse H.-P. Klangwertbestimmung musikalischer Zusammenklänge auf Grund
einer Zwei-Faktoren-Theorie der Sonanz // Mikrotöne. В. 1. - Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 49-67.
130. Hueber К Ich glaube an die Bedeutung des Herzens und der Liebe // Musiktex-
te. - 1993.-№ 51. - S. 27-30.
131. Hueber K. Pseudoharmonische Partialtonreihen, ihre ekmellischen Intervall-
strukturen. Ein neuer Klangraum der Musiktheorie // Mikrotöne. В. 1. -Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 29-48.
132. Kaufmann H. Vicentinos Archiorgano: an annotatad translation // Journal of
Music Theory. Vol. 5, April 1961. - P. 32-53.
133. Klösch G. Das unendliche Tonvorrat der reine Stimmung und seine Realisierung
durch relationale Notenschrift und Schiebetastatur // Mikrotöne. В. 1. -Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 211-226.
134. Kogut G. Mental representations of pitch-structures // Когут Г. Микротоновая
музыка. - Киев: Наукова думка, 2005. - С. 214-230.
135. Lemkes В. — Vos J. Mikrotonale Musik in der Niederlanden // Mikrotöne. В. 1.
- Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 117-122.
136. Maedel R. Mikrotonale Funktionsmodelle // Mikrotöne. В. 1. - Innsbruck: Edi-
tion Helbling, 1986. - S. 185-190.
137. Mager J. Eine neue Epoche der Musik. - В., 1924.
138. Mazzola G. Obertöne oder Symmetrie: Was ist Harmonie? // Mikrotöne. В. 1. -
Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 191-210.
139.McLaren B. Microtonality in the U.S. // Когут Г. Микротоновая музыка. -Киев: Наукова думка, 2005. - С. 193-213.
140. McLaren B. A brief history of Microtonality in the Twentieth century // Xen-
harmonikon. Vol. 17, 1998. - P. 57-110.
141. McLaren B. The uses and characteristics of non-octave scales // Xenharmoni-
kon. Vol. 14, 1993.-P. 12-22.
142. Mikrofone. B. 1-4. - Innsbruck: Edition Helbling, 1986 [1], 1988 [2], 1990 [3],
1993 [4].
143. Moellendorff W. Musik mit Vierteltönen. - Lpz.: Verlag von F.E.C. Leuckart,
1917.-58 S.
144. Pedtke H. 31 tone meantone tuning - link between Past and Future // Xenhar-
monikon. Vol. 6, 1977. - P. 57-69. 14 5. Rapaport P. The notation of equal temperaments I I Xenharmonikon. Vol. 16 [1995].-P. 61-84.
146. Rasch R. A. Der Zusammenhang zwischen den verschiedenen Unterteilungen
der Oktave und dem herkömmlichen Tonsystem // Mikrotöne. B. 1. - Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 107-116.
147. Riemann H. Katechismus der Akustik. - Leipzig: Hesse's Verlag, 1891. -
128 S.
148. Schneider S. Mikrotone in der Musik des 20. Jahrhunderts. - Bonn, 1975.
149. Secor G. An approach to the construction of microtonal valved brass instru-
ments // Xenharmonikon. Vol. 5, 1976. - P. 15-21.
150. Silbiger A. Four enharmonic madrigals of Nicola Vicentino // Nicola Vicentino.
Four enharmonic madrigals for four voices (Rome, 1555) / edited by Alexander Silbiger. - Utrecht: Diapason press, 1990. - P. I-IX.
151. Soyka U.-D. Ekmelik - digital oder analog? // Mikrotöne. B. 1. - Innsbruck:
Edition Helbling, 1986. - S. 9-15.
152. Vincent A. J. Emploi des quarts de ton dans le chant grégorien constaté sur
l'Antiphonaire de Montpellier. - P., 1854.
153. VyslouzilJ. A. Hâba. Zivot a dilo. - Praha: Panton, 1974. - 469 s.
154. Vogel M. Mikrotöne im Rahmen der reinen Stimmung // Mikrotöne. B. 1. -
Innsbruck: Edition Helbling, 1986. - S. 127-150.
155. Wyschnegradsky I. La loi de la pansonorite. - Geneve, 1996. - 336 p.
156. Wyschnegradsky I. Manuel d'harmonie a quarts de ton. - P.: La Sirène Musi-
cale, 1932.-24 p.
157. Wyschnegradsky /., Obouchov N. L'ultrachromatisme et les espaces non octa-
viants // La Revue Musicale. - № 290-291. - Paris, 1972. - P. 73-130.
158. Zillhardt R. Zur Problematik einer historisch übergeordneten Strukturanalyse
der Tonhöhen // Mikrotöne. B. 1. - Innsbruck: Edition Helbling, 1986. -S. 69-106.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.