Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Шевченко, Михаил Сергеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат наук Шевченко, Михаил Сергеевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Философско-методологические основания исследования иего-вистского мифотворчества
1.1. Философско-методологические основания исследований феноменов религии в социальной действительности и проблема иеговизма
1.2. Образы и мифы иеговизма в отечественной истории
1.3. Забайкальские Свидетели Иеговы в мифологеме о «Балейских иеговистах»
ГЛАВА 2. Картина мира в иеговистском мифотворчестве
2.1 Учение о Библии, Боге и Иисусе Христе как основа иеговистского мифотворчества
2.2. Образы неиеговистского социума в мифотворчестве Общества «Сторожевой Башни»
2.3. Культовые практики в контексте конструирования социальной реальности иеговизма
Глава 3. Современное мифотворчество «Свидетелей Иеговы»
3.1 Религиозная организация «Свидетели Иеговы» как субъект мифотворчества на территории Забайкальского края
3.2. Восприятие иеговистских мифов и образы иеговизма в светской культуре
3.3. Иеговистское мифотворчество в современных судебных процессах
против организации «Свидетели Иеговы»
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России: Социально-философский анализ2002 год, доктор философских наук Иваненко, Сергей Игоревич
Конфессиональные и типологические характеристики "Свидетелей Иеговы": религиоведческий анализ2006 год, кандидат философских наук Шилишпанов, Роман Владимирович
Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края2010 год, кандидат философских наук Кондакова, Наталья Сергеевна
Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы"2006 год, кандидат философских наук Горюнов, Дмитрий Валерьевич
Религиозное мифотворчество в обыденной религиозности населения Байкальского региона2011 год, доктор философских наук Жуков, Артем Вадимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края»
Введение
Актуальность исследования. Современное развитие конфессиональной сферы России характеризуется усиливающимся влиянием религии на культуру, политику, экономику и межнациональные отношения. Этот процесс сопровождается ростом напряженности между российским государством и религиозными объединениями, действующими на его территории. Актуализация научного интереса к религиозной сфере объясняется нерешенностью многих проблем, вызываемых распространением современного религиозного мифотворчества, которое многие из религиозных организаций используют в качестве инструмента распространения своих идей. Многие из идей, имеющих форму религиозного мифа, привлекают интенсивное внимание общества. Они обеспечивают религиозное объединение неофитами, иногда приводящее к судебным процессам.
Важный материал для размышлений о проблемах и перспективах развития государственно-конфессиональных отношений дает история организации «Свидетели Иеговы», которая известна тем, что неуклонно сохраняет высокую степень привлекательности для последователей. Это подтверждают судебные процессы, проходившие в начале XXI в. в Российской Федерации, результатами которых является регулярное изменение правового статуса региональных объединений иеговистов, что, однако, не приводит к ограничению их деятельности. Актуальность исследованию данной темы придает осознание того факта, что в религиоведении до сих пор не существует признанной типологической характеристики «Свидетелей Иеговы». Кроме этого, необходимость теоретической концептуализации иеговизма обусловлена практической неспособностью существующих теорий адекватно представить их сущность и проявления в обществе. Важную проблему представляет вопрос, почему, несмотря на господство концепций, осуждающих иеговизм, его деятельность в России продолжается? И, с другой стороны, почему, несмотря на выход в свет научных работ и
судебных решений, оправдывающих социальные и религиозные практики иеговистов, в обществе продолжается рост недовольства их деятельностью, приводящий к новым судебным разбирательствам? Актуализирует проблему теоретическая и правовая неразрешенность вопроса о причинах распространения религиозных объединений в обществах, где они встречают сопротивление практически на всех структурных уровнях.
Степень научной разработанности проблемы. Осмысление особенностей явления религиозного мифотворчества осуществлено в контексте проблем философии религии такими авторами, как В.М. Вундт, Г. Спенсер, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.1. В контексте философии мифа эта тема представлена в трудах Й.Г. Гердера, Я. Гримма, В.Ф. Миллера, Ф. Ницше, Ф.В. Шеллинга, В. Шмидта и др. . Специфика сознания, составляющая фундамент для распространения религиозного мифотворчества, раскрыта в трудах Р. Барта, М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, А.Н. Елсукова, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.Я. Режабека М. Элиаде и др.3. Различные аспекты распространения религиозных объединений и их мифотворчества в обществе исследуются в трудах P.A. Лопаткина, М.П. Мчедлова, Ю.Ю. Синелиной и др., где разрабатываются и уточняются характеристики и параметры современного конфессионального пространства4. Вопро-
1 Мюллер М. Вундт В. От слова к к вере. Миф и религия. - СПб., 2002; Спенсер Г. Научные основания нравственности. Индукции этики. Этика индивидуальной жизни. - М., 2008; Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989; Фрэзер Дж.Д. Золотая ветвь. - М., 1998.
2 Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977; Герман Г. Братья Гримм. - М., 1980; Миллер В.Ф. Народный эпос и история. - М., 2005; Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения. - М., 1990; Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. - СПб., 2000; Schmidt V. Origine et évolution de la religion, les théories et les faits. - P., 1931.
3 Барт P. Мифологии. - M., 2008; Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Эпос и роман. - СПб., 2000-2001; Голосовкер Я. Логика мифа. - М., 1987; Елсуков А.Н. Познание и миф. -Минск, 1984; Кассирер Э. Познание и действительность. - M., 2006; Леви-Стросс К. Мифологики. От меда к пеплу. - М., 2007; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 2010; Лифшиц М. Мифология древняя и современная. - M., 1979; 1973; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991; Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2001; Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). - M., 2003; Элиаде M. Космос и история. - M., 1987.
4 Лопаткин P.A. Современная религиозная ситуация // От политики государственного атеизма к свободе совести. - M., 2000; Мчедлов М.П. [и др.] Религия в зеркале общественного мнения // Социол. исслед., 1994. -№5; Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян. - М., 2006.
сы влияния религиозных объединений на сознание их участников в условиях современного конфессионального пространства рассмотрены в произведениях таких авторов, как Е.Г. Балагушкин, А. Баркер, П.С. Гуревич, Ю.В. Рыжов, В. Штепа1 и др. Проблемы современного состояния конфессионального пространства Забайкалья раскрываются в работах И.А. Арзуманова, А.О. Баринова, A.B. Дроботушенко, Н.С. Кондаковой, В.П. Секерина, A.B. Тиваненко2, которые создают картину целостного развития конфессиональной сферы региона, в то же время они не выделяют в качестве особого предмета исследования религиозную организацию «Свидетели Иеговы».
Труды, посвященные исследованию истории вероучения, основ социальной практики «Свидетелей Иеговы» можно подразделить на несколько направлений. Наиболее представительным из них является критика иеговизма, в рамках которой освещается история, вероучения и деятельность организации «Свидетели Иеговы» в рамках традиции атеистического религиоведения. Она характерна для таких отечественных исследователей, как A.B. Белов, В.В. Коник, А.Т. Москаленко3, относящих иеговистов к одной из наиболее опасных тоталитарных религиозных организаций. У большинства исследователей, таких как А.Ю. Егорцев, Д.А. Таевский, В.П. Римский4, в отношении конфессиональной и типологической принадлежности организации «Свидетели Иеговы» не возникает сомнений. Они определяют данную организацию как тоталитарную, деструктивную и нехристианскую. Как основанные на насилии и обмане оце-
' Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. - М., 1999; Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб., 1997; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии в странах Запада и восточные религиозные культы. - М., 1985; Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве. - М., 2006; Штепа В. Инверсия. - Петрозаводск, 1998..
2 Арзуманов И.А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования. - Иркутск, 2006; Баринов А.О. Английский десант на берега Читинки // Эффект. - 1999. - 17 июня; Дроботушенко A.B. Российское Забайкалье - задачи мирного сосуществования религий // Православие и образование. - Чита, 2003; Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита, 1995; Тиваненко A.B. История Английской духовной миссии в Забайкалье (Начало XIX столетия). - Улан-Удэ, 2009; Кондакова Н.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края: философский и религиоведческий аспекты: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.14. -Чита, ЧитГУ, 2010.
3 Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. - М., 1978; Коник B.B. Иллюзии свидетелей Иеговы. - М., 1981; Москаленко А.Т. Современный иеговизм. - Новосибирск, 1971.
4 Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М., 1997; Таевский Д.А. Синкретические религии и секты - М., 1999; Римский В.П. Тоталитарный космос и человек. - Белгород, 1994.
нивают социальную и культовую практику, и ценности иеговизма В.П. Арзама-сов, Н.В. Кривельская, C.B. Мансанарес, Р. Франц1, использующие данные практических исследований.
Критически рассматривают содержание иеговистского вероучения В.Н. Никитин и B.JI. Обухов2. Осмыслению феномена «Свидетелей Иеговы» как финансовой корпорации, оказывающей деструктивное влияние на последователей, посвящены труды А.Н. Швечикова и Р.В. Шилишпанова3. Методы психологической обработки у «Свидетелей Иеговы» рассмотрены А.И. Осиповым, Э.М. Бартошевичем и Е.И. Борисоглебским4. Позиции социальной критики иеговизма развиты Д.В. Горюновым5, который обращает внимание на феномен «закрытости» организации «Свидетели Иеговы», распространяющей деформированное мировосприятие, приводящее к негативизму восприятия мира и, в конечном итоге, культурной «обедненности».
Созвучна данной точке зрения конфессиональная критика иеговизма, которая отражается в трудах, связанных с так называемым «антикультизмом». Среди православных, пишущих об организации «Свидетели Иеговы», такие авторы, как О. Казаков, И. Ефимов, Г. Дворцов, В. Троицкий, Д. Евменов, О. Сте-няев, Д. Сысоев, В.М. Чернышев, А.И. Хвыля-Олинтер и С.А. Лукьянов6.
1 Арзамасов В.П. Подлинное лицо иеговизма. - Иркутск, 1964; Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1992; Мансанарес C.B. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». - Тбилиси, 1995; Франц Р. Кризис совести. -М., 2000.
2 Никитин В.Н., Обухов В.Л. Вероучения религий мира. - СПб., 2001.
3 Швечиков A. H. Рай земной: новая сказка. Об идеологической и социально-политической доктрине иеговизма,- СПб., 1997; Шилишпанов Р. В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ): дисс. канд. филос наук: 09.00.13. - Белгород, 2006.
4 Осипов А.И. Тоталитарные секты. Технология обмана. - Мн., 2011; Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. - М., 1969.
5 Горюнов Д.В. Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы": автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13. - Пермь, 2006.
6 Казаков О. Иеговизм. Культ галантерейщика. - СПб., 1995; Ефимов. И. Ложные Свидетельства Свидетелей Иеговы. - М., 1997; Дворцов Г. (иеромонах). Подлинная история Общества Свидетелей Иеговы Текст. : краткий очерк / иеромонах Герман Дворцов. - Иваново : Свято-Благовещенский приход г. Кохмы, 1996; Троицкий В.А. "Помазанники" в организации "Свидетели Иеговы". В свете русскояз. журн. "Сторожевая Башня" и др. публ. О-ва за 1990-2002 гг. - М., 2003; Евменов Д.В. История создания и учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). - М., 1998; Стеняев О. Священник. «Свидетели Иеговы»: кто они? - М., 1996; Сысоев Д. Священник. Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. - М., 2002; Чернышёв В.М. Сектоведение. - Киев, 2008; Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996.
У А.Л. Дворкина1 иеговизм выступает как прообраз и архетип современного религиозного сектантства. Конфессиональная точка зрения на исследуемый объект представлена в справочных изданиях Русской Православной Церк-
о
ви . К этому же направлению можно отнести и западных авторов, имеющих конфессиональную направленность, таких как Д. Мак Дауэлл, Д. Стюарт, У.
_______О
Мартин и Е. Прайс , дающих негативную, но обстоятельную оценку «Свидетелям Иеговы». Представляемые этими авторами труды выражают точку зрения протестантизма но, тем не менее, обладают значительной ценностью. В них нашли отражение многие важные аспекты вероучения, идеологии и деятельности организации «Свидетели Иеговы». Предлагаемый в них анализ вероучения ориентирован на поиск причин успеха иеговистов и предлагает собственные пути противодействия данной организации.
В то же время существует группа отечественных религиоведов, психологов, специалистов в области юриспруденции, филологии, медицины, которые по-иному оценивают результаты деятельности организации «Свидетели Иеговы». Так, Н.С. Гордиенко и С.И. Иваненко4 доказывают, что «Свидетели Иеговы» являются аполитичными, социально пассивными, лояльными, законопослушными гражданами и не представляют угрозы для государства и населения. М.И. Одинцов (Советов)5 отстаивает мнение, в соответствии с которым, «Свидетели Иеговы» в России прошли путь от преследуемой секты до признаваемой современными законами организации.
1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород, 2003.
2 Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. - Белгород, 2002; Религии и секты в современной России: Краткий справочник. - Новосибирск, 1999.
3 Дж. Макдауэлл Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей:Пер. с англ. / Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. - М., 1993; Мартин У. Царство культов. - СПб., 1992; Прайс Е.Б. Свидетели Иеговы. - Калининград, 1994.
4 Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. - СПб., 2002; Иваненко С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002; Иваненко С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002.
5 Одинцов М.И. Совет министров СССР постановляет: «Выселить навечно!» : Сб. док. и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951-1985 гг.) / М.И. Одинцов. - М., 2002; Одинцов (Советов) М.И. Свидетели Иеговы в России: от преследований к признанию. Свидетели Иеговы в России. - Изд-во Zeugen Jehovas in Deutschland, 2008.
О нейтральном и даже позитивном влиянии иеговизма на институт семьи и его ценности пишут А.И. Антонов, В.И. Каган, А.И. Воробьев, А.П. Зильбе,
В.К. Калнберз, В.Д. Слепушкин1. М.П. Мчедлов, А.Б. Баранов и А.Е. Нагови-
2
цин , которые на основании экспертиз делают вывод о том, что нет основании для утверждения, что предусмотренные вероучением «Свидетелей Иеговы» ограничения и запреты представляют угрозу психике и нравственности участников и последователей организации.
Тема, в которой «Свидетели Иеговы» рассматриваются как одна из протестантских конфессий, появившаяся на территории Забайкалья в течение XX в., исследуется в работах И.А. Арзуманова, А.О. Баринова, М.Н. Фоминой, H.H. Константиновой, A.B. Жукова, А.Г. Янкова, A.B. Дроботушенко, В.П. Секери-
о
на, О.В. Волковой, Н.С. Кондаковой . Кроме того, данные о забайкальских иеговистах находятся в биографических описаниях Г.Е. Доду и С.Н. Виноградо-
1 Научное заключение по результатам социологического исследования религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 2000. - Режим доступа: jw-media.org - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.02.2011.; Каган В.И. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности: Свидетели Иеговы. - Независимый психиатрическом журнал, 1999 — №1; Проценко Д.Д., Леонтьев А.Е. Воздержание от крови. Исторические, библейские и медицинские причины отказа Свидетелей Иеговы от крови [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: sutyajnik.ru>documents/2989.html - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012; Зильбер А.П. Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии. - Петрозаводск, 1999; Прохорычева Е.И. Калнберз В.К. Выступление на судебном заседании по делу Свидетелей Иеговы г.Москвы 26.02.1999 [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: http://jhwww.narod.ru/bloodl3.html - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.; Слепушкин В. Свидетели Иеговы и переливание крови // Религия и право. 2004. -№ 2.
2 Заключение Экспертного совета при Министерстве Юстиции РФ от 15.04.1999 [Электронный ресурс] -Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/expl99 90415_u.htm -Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.; Независимая экспертиза в рамках иска прокуратуры Краснодара о признании материалов Свидетелей Иеговы экстремистскими [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 2009. - Режим доступа: xeno.sova-center.ru - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.; Итоговое заключение по экспертной оценке (на Заключение судебно-экспертной комиссии по результатам судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы от 04.05.2009 на основании определения ГорноАлтайского городского суда) [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 2009. - Режим доступа: jw-russia.org -Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.
3 Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.). - Иркутск, 2008; Баринов А.О., Константинова H.H., Фомина М.Н. Религии // Энциклопедия Забайкалья. - Новосибирск, 2000; Жуков A.B., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко A.B. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. - Чита, 2003; Жуков A.B., Кондакова Н.С. Протестантизм в Забайкалье. - Чита, ЧитГУ, 2011; Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита, 1995; Волкова O.H. Культурно-филосфский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.13 - Чита, 2005; Кондакова Н.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкалья: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.14. - Чита, 2010.
4 Доду Г.Е. Я ушел от сектантов. - Чита, 1959; Виноградов С.Н. Кто такие сектанты. - Чита, 1961.
Подводя итог обзору перечисленных точек зрения на иеговизм, необходимо отметить, что в целом они представлены двумя противоположными концепциями, исходящими из взаимоисключающих оценок - резко отрицательной и резко положительной. Обе стороны так и не дают ответа на вопрос о причинах возникновения негативного отношения к религиозному объединению под названием «Свидетели Иеговы» и не рассматривают факторы, способствующие продолжению успешного функционирования иеговистов в современном мире.
Объект исследования - религиозное объединение «Свидетели Иеговы».
Предметом исследования являются процессы распространения религиозного мифотворчества организации «Свидетели Иеговы» на территории Забайкалья.
Целью исследования является анализ взаимодействия религиозной организации «Свидетели Иеговы» с обществом, осуществляемого в контексте процессов конструирования, распространения и взаимодействия иеговистских образов и образов иеговизма.
Для реализации поставленной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:
1) осуществить сравнительный анализ основных философско-методологических точек зрения на иеговизм как феномен духовной и социальной культуры;
2) определить особенности неиеговистских взглядов на историю религиозной организации «Свидетели Иеговы» и иеговистской концепции истории иеговизма в Забайкалье в аспекте сравнения их мифотворчества;
3) раскрыть содержание образов вероучения и вероучительных образов религиозной организации «Свидетели Иеговы» через сравнение содержания литературы, издаваемой Обществом «Сторожевая Башня», с одной
стороны, и конфессиональной и светской критики иеговизма, с другой;
4) выявить особенности образов иеговизма и иеговистской образности, конструируемых в процессе социального функционирования организации «Свидетели Иеговы» в Забайкалье на современном этапе;
5) охарактеризовать сущностные механизмы и закономерности выживания иеговизма в условиях современного общества в контексте судебных процессов, направленных на ограничение деятельности этой организации.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что важным инструментом выживания иеговизма является конструирование и распространение им религиозного мифотворчества, содержанием которого является намеренное противопоставление обществу, в котором оно стремится распространить свое влияние. Модель взаимодействия иеговизма и окружающего общества включает намеренный вызов, провоцирующий противостояние различных социальных групп, которое, в конечном итоге, побуждает к широкой дискуссии, способствующей организации притока последователей и поддержанию стабильной численности последователей «Свидетелей Иеговы» за счет критики ими общественных устоев.
Источниковая база исследования. В качестве источника использованы вероучительные, «рекламные» издания организации «Свидетелей Иеговы», публикуемые издательством «Сторожевая башня»; материалы, посвященные описанию истории, структуры, деятельности и вероучению организации «Свидетели Иеговы», издаваемые иными конфессиями, в частности, Центром сщмч. Иринея, епископа Лионского. В исследовании использованы материалы судебного делопроизводства, государственных экспертиз, парламентские документы, публицистические материалы и публикации в СМИ, посвященные освещению отдельных аспектов деятельности и вероучения организации «Свидетели Иеговы».
В исследовании использованы материалы включенного наблюдения, полученные диссертантом в процессе работы в читинском отделении организации
«Свидетели Иеговы» в течение 2009-2012 гг. Использованы материалы и дневниковые записи, полученные в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами организации, с бывшими «свидетелями», а также родителями и близкими иеговистов. Широко использовались материалы сети Интернет.
Теоретико-методологические основы исследования составили основные положения религиоведения, разрабатываемые начиная с Ф.Д. Шлеермахера1, продолженные в трудах М. Хайдеггера2, полагавшего, что религии есть сущности, сообщающие о себе миру, а также у таких представителей философии, как JI. Фейербах, Э. Тэйлор, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, в феноменах религии видевших социальные причины3. В диссертации автор исходил из концепции, сформулированной на основании трудов Р. Барта, С.Н. Булгакова, В. Иванова, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренского4, исходящей из понимания религиозного явления и религиозного сообщения в культуре социума как продуктов мифотворчества, укореняющихся в сознании населения.
Методологию исследования составляют положения, концепции и понятия, разработанные в религиоведении в отношении истоков, генезиса и трансформаций религиозных объединений в культуре общества.
Междисциплинарный характер исследования предполагает синтез социокультурного подхода, исторического и компаративистского методов. Социокультурный подход обеспечивает видение явления религиозного объединения как элемента социокультурного пространства. Исторический подход способствует выявлению фундаментальных оснований происхождения протестантизма,
1 Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. - СПб., 1994. - С. 49.
2 Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб., 1998. - С. 179.
3 Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М., 1955. - Т. 2- С. 724; Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 35; Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 61; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда Метод социологии. - М., 1991. - С. 495; Маркс К., Энгельс Ф. О религии и борьбе с нею. - T. I - С. 185.
4 Барт Р. Риторика образа. - М., 1989; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М., 1994; Иванов В. Собр. соч. - Брюссель, 1974. - Т. 2; Кассирер Э. Познание и действительность. - М., 2006; Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М., 2001; Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - Тбилиси, 1984; Флоренский П. В. Реальность и символ // П.А. Флоренский: Философия, наука, техника. Препринт. Л., 1989.
постпротестантизма и генетически связанных с ними религиозных объединений. Компаративистский подход позволяет провести исследование процессов и закономерностей историко-культурного становления, вероучительной и социальной доктрины, а также социальных практик иеговизма в контексте их сравнения с социальным мифотворчеством о иеговизме. Получение эмпирических данных стало возможно благодаря исследовательскому методу антропологии религии, связанному с погружением исследователя в среду верующих, где диссертантом на протяжении 2009-2012 гг. проводились наблюдения, описания, опросы, интервью.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что представлена одна из первых попыток концептуального рассмотрения религиозной традиции, которая исходит из представления о том, что религиозные субъекты, равно «традиционные» и «нетрадиционные», стремясь к достижению своих целей, сталкиваются с проблемами социальной приемлемости и правового регулирования своей деятельности. Участвуя в существующем общественном дискурсе и стремясь доказать собственную социальную лояльность, многие религиозные организации, в том числе «Свидетели Иеговы», прибегают к конструированию религиозных мифов.
Новизна исследования конкретизируется следующими положениями:
- на основании рассмотрения основных философско-методологических точек зрения на иеговизм впервые доказано, что данное явление социальной культуры существует в контексте научного и публицистического дискурса, посвященного его религиозной сущности. Дискурсивность и недоказуемость распространяемых оценочных суждений является основанием для распространения мифотворчества, посвященного иеговизму, равно как и для иеговистского мифотворчества;
- в результате анализа процесса исторического становления организации «Свидетели Иеговы» выявлено существование различных противопоставлен-
ных друг другу версий истории иеговизма в России и в Забайкалье, в частности. Показано, что содержанием этих версий является мифотворчество, посвященное региональной истории иеговизма;
- обосновано, что в вероисповедании и культовой практике иеговистские объединения используют сознательное мифотворчество, основанное на принципиальном отказе от догматики и обращении к конструированию мифологем, содержание которых зависит только от требований социальной, политической и экономической конъюнктуры;
- в контексте мифотворческой активности проанализирована социальная доктрина, идеология и внекультовая практика организации «Свидетели Иеговы» в Забайкальском крае и доказано, что миф является объективной формой социального бытия иеговистской идеи на уровне конкретного региона;
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
История развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990-е - начале 2000-х гг.2010 год, кандидат исторических наук Ахмадулина, Светлана Зиннатовна
Нетрадиционное религиозное сообщество как социальный институт: на примере российских "Свидетелей Иеговы"2010 год, кандидат социологических наук Яковлева, Юлия Александровна
Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края2013 год, кандидат наук Баринов, Илья Александрович
Конфессиональные аспекты этнической культуры народов современной Абхазии2009 год, кандидат исторических наук Чакветадзе, Гульнара Владимировна
Социальные технологии вовлечения россиян в новые религиозные движения2023 год, кандидат наук Фомин Егор Васильевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шевченко, Михаил Сергеевич, 2012 год
Библиографический список
1. Абрамов В.А., Волнина H.H. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения. - Чита, 2006. - 209 с.
2. Адлер А. Понять природу человека. - М., 1995. - 250 с.
3. Александров А. Проповедники тьмы и мракобесия. - Кишинев, 1958. -68 с.
4. Арзамасов В.П. Подлинное лицо иеговизма. - Иркутск, 1964. - 160 с.
5. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.). - Иркутск, 2008.- 319 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2001. - 416 с.
7. Ахметова М.В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца ХХ-начала XXI вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01. 09. -М., 2004.-260 с.
8. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб., 1993. - 253 с.
9. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). - М., 1984. - 289 с.
10. Баринов А.О., Константинова H.H., Фомина М.Н. Религии // Энциклопедия Забайкалья. - Новосибирск, 2000. - С. 217-219.
11. Барт Р. Риторика образа. - М., 1989. - 234 с.
12. Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. - М., 1969.-216 с.
13. Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. - М., 1978. - 125 с.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М., 1995.-323 с.
15. Борко Т.И. Эволюция мифа: на пути становления религиозного мировоззрения: автореф. дис. ... докт. филос наук: 24.00.01. - Тюмень, 2006. -39 с.
16. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. - М., 1994. -
415 с.
17. Бурковская В.А. Свобода совести: некоторые аспекты правового регулирования // Московский регион: этноконфессиональная ситуация. - М., 2000 . - С. 8-22.
18. Виноградов С.Н. Кто такие сектанты. - Чита, 1961. - 28 с.
19. Волкова О.Н. Культурно-филосфский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 - Чита, 2005. -21 с.
20. Гажос В.Ф. Эволюция религиозного сектантства в Молдавии (историко-философский и социологический анализ). - Кишинев, 1975. - 135 с.
21.Гордиенко Н.С. Российские «Свидетели Иеговы»: история и современность. - СПб., 2002. - 233 с.
22. Горюнов Д.В. Социальная концепция религиозного объединения "Свидетели Иеговы" : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. - Пермь, 2006.-269 с.
23. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред. Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук H.A. -М., 1996.-512с.
24. Григоренко А.Я. Сон разума рождает чудовищ: критические очерки о мистике и иррационализме. - Д., 1986. - 176 с.
25. Дворкин A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород, 2003. - 813 с.
26. Дворцов Г. (иеромонах). Подлинная история общества «Свидетелей Иеговы»: краткий очерк / иеромонах Герман Дворцов. - Иваново : Свято-Благовещенский приход г. Кохма, 1996. - 48 с.
27. Добреньков В.И., Радугин A.A. Методологические вопросы исследования религии. - М., 1989. - 189 с.
28. Доду Г.Е. Я ушел от сектантов. - Чита, 1959. - 23 с.
29. Евменов Д.В. История создания и учение общества «Сторожевой башни»: автореф. дис. кандидата богословия (на правах рукописи). - М., 1998. -С. 130-134.
30. Евменов Д. История создания и учение общества «Сторожевой Башни». - М., ПСТБИ, 1998 - 114 с.
31. Евменов Д. Обетования царства // Альфа и Омега, 1999. - № 1. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 1999. - Режим доступа: http://veshenskiy-prihod.narod.ru/Uchitel/Evmenov.htm — Загл. с экрана.
32. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М., 1997. -
205 с.
33. Ефимов. И. Ложные свидетельства «Свидетелей Иеговы». - М., 1997. - 172 с.
34. Жуков A.B., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко A.B. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. - Чита, 2003. -160 с.
35. Жуков A.B. Теология, христология и антропология современного ие-говизма как социальный феномен // Вестник Читинского государственного университета, 2010. - № 1 (58) - С. 122-130.
36. Жуков A.B., Кондакова Н.С. Протестантизм в Забайкалье. - Чита, ЧитГУ, 2011.-208 с.
37. Жуков A.B., Кондакова Н.С., Шевченко М.С. Современная религиозная ситуация на территории Забайкальского края (по материалам
социологического исследования) // Вестник Читинского государственного университета, 2011. - 4 (71). - С. 120-125.
38. Забияко А.П. Сближение истории религии с теологией [Электронный ресурс]. - Электрон, дан - Благовещенск., 2005 - Режим доступа: http://www.religiovedenie.ru/ — ЗаГЛ С Экрана.
39. Захаров И. О чем свидетельствуют свидетели // Собеседник, 1998. -№21 - С. 21-27.
40. Зильбер А.П. Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии. - Петрозаводск, 1999. - 120 с.
41. Иваненко С.И. Религия и политика в современной России // Диалог-1993.-№ 8-9.-С. 17-25.
42. Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с «Библией». - М., 1999.-270 с.
43. Иваненко С.И. «Свидетели Иеговы» - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002. - 208 с.
44. Иваненко С.И. Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации «Свидетелей Иеговы» в России (историко-философский анализ): автореф. дис. докт. филос. наук: 09.00. 13. - М., 2002. - 296 с.
45. Иванов А.Г. Архаическое и современное мифологическое сознание (социально-философский аспект): авторекф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Воронеж, 2006. - 201 с.
46. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. - СПб.; М., 2000. - С. 16-18.
47. Каган В.И. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности: «Свидетели Иеговы». - Независимый психиатрическом журнал, 1999-№1-С. 41-50.
48. Казаков О. Иеговизм. Культ галантерейщика. - СПб., 1995. - 28 с.
49. Кассирер Э. Познание и действительность. - М., 2006. - 400 с.
50. Кондакова Н.С. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкалья: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.14. - Чита, 2010. - 23 с.
51. Коник В.В. Иллюзии «Свидетелей Иеговы». - М., 1981. - 176 с.
52. Короткая Т.П., Чудникова A.A., Языкович В.Р. Иеговизм. - Минск, 1981.- 126 с.
53. Красников А.Н. Методология западного религиоведения второй половины XIX - XX вв.: Автореферат дис. докт. филос. наук/ А.Н. Красников. -М, 2007.-48 с.
54. Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России. - М., 1997. -
152 с.
55. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1999. - 240с.
56. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна // Социологические исследования. 2010. -№ 12. - С. 85-93.
57. Лопаткин P.A. Современная религиозная ситуация // От политики государственного атеизма к свободе совести. - М., 2000. - 41-56.
58. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М., 2001. - 558 с.
59. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики: во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - М., 1993. - 224 с.
60. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - Тбилиси, 1984. - 240 с.
61. Мансанарес C.B. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». - Тбилиси, 1995.-352 с.
62. Мартин У. Царство культов. - СПб., 1992. - 352 с.
63. Москаленко А.Т. Современный иеговизм. - Новосибирск, 1971. -
227 с.
64. Мчедлов М.П. В поисках компромисса. Принципам толерантности уже не соответствует деление на «традиционные» и «нетрадиционные» религии
[Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2002. - Режим доступа:
http://religion.ng.ru/problems/2003-08-20/6_kompromiss.html. — Загл. С Экрана.
65. Неизвестные страницы истории : По материалам конференции "Уроки репрессий", г. Чита, 15 дек. 1999 г. / [о-во «Сторожевой башни»]. - Чита, 2000. -79 с.
66. Никитин В.Н., Обухов B.JI. Вероучения религий мира. - СПб., 2001. -
352 с.
67. Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.: автореф. дис. канд. ист. наук. - СПб, 2003. - 28 с.
68. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М., 1998. - 346 с.
69. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. - Белгород, 2002. - 266 с.
70. Одинцов М.И. Совет министров СССР постановляет: «Выселить навечно!» : Сб. док. и материалов о «Свидетелях Иеговы» в Советском Союзе (1951-1985 гг.) / М.И. Одинцов. - М., 2002 - 240 с.
71. Одинцов (Советов) М.И. «Свидетели Иеговы» в России: от преследований к признанию. «Свидетели Иеговы» в России. - Изд-во Zeugen Jehovas in Deutschland, 2008. - 16 с.
72. Омельчук P.K. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей, автореф. дис.. докт. филос. наук: 09.00.11 -Улан-Удэ, 2011 г.-43 с.
73. Осипов А.И. Тоталитарные секты. Технология обмана. - Мн., 2011г.-
224 с.
74. Прайс Е.Б. «Свидетели Иеговы». - Калининград, 1994. - 175 с.
75.Проценко Д.Д., Леонтьев А.Е. Воздержание от крови. Исторические, библейские и медицинские причины отказа «Свидетелей Иеговы» от крови
[Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: sutyajnik.ru>documents/2989.htmi - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.
76. Религии и секты в современной России: Краткий справочник. - Новосибирск, 1999.-244 с.
77. Римский В.П. Тоталитарный космос и человек. - Белгород, 1994. - 118
с.
78. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве. - М., 2006.-328 с.
79. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита, 1995. - 96 с.
80. Сердюк М.Б. Современное мифотворчество религиозных органиций [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.rusoir.ru/news/25-10-2005-4.html- Загл. С Экрана.
81. Слепушкин В. «Свидетели Иеговы» и переливание крови // Религия и право. 2004.-№2.- С. 39-41.
82. Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм. - СПб., 2005 - 318с.
83. Советов М.И. «Свидетели Иеговы» в России от преследований к признанию // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.rusoir.ru/03print/01/44/ - Загл. с экрана.
80 Стеняев О. Священник. «Свидетели Иеговы»: кто они? - М., 1996. -
48 с.
81 Стецкевич М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. - СПб., 2001. - Вып. № 8. - 300 с.
82 Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / Под. Ред. Проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб.-М., 2000. - 248 с.
83 Сысоев Д. Священник. Антропология Адвентистов Седьмого дня и «Свидетелей Иеговы». - М., 2002. - 130 с.
84 Таевский Д.А. Синкретические религии и секты -М., 1999. - 48 с.
85 Троицкий В.А. "Помазанники" в организации "Свидетели Иеговы". В свете русскояз. журн. "Сторожевая Башня" и др. публ. О-ва за 1990-2002 гг. -М., 2003.-220 с.
86 Флоренский П.А. Термин «магия» в понимании П.А. Флоренского -М., 1990. - Т.2. - С. 278-280.
87 Франц Р. Кризис совести. - М., 2000. - 536 с.
88 Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб., 1998. - 302 с.
89 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996. - 54 с.
90 Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. - Мн., 2004. - 384 с.
91 Швечиков А.Н. рай земной: новая сказка. Об идеологической и социально-политической доктрине иеговизма. - СПб., 1997. - 158 с.
92 Шилишпанов Р.В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ): автореф. дис. канд. филос наук: 09.00.13. - Белгород, 2006. - 193 с.
93 Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. - СПб., 1994. - 380 с.
94 Шухов А. Теория абстрагирования и качественного анализа [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - СПб., 2011. - Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/v/apn/apn_51 .htm. — Загл. с экрана.
95 Чанышев A.M. Протестантизм. - М., 1969. - 216 с.
96 Чернышёв В.М. Сектоведение. - Киев, 2008. - 582 с.
97 Яроцкий П. Л. Эволюция современного иеговизма. - Киев, 1981.-143
с.
98 Needleman J. The New Religions. - N.Y., 1970.-P. 175-176.
99 Benedyktowitcz Z. Portrety "obcego". Kraków, 2000. - 156 p.
1 OOKolarz W. Religion in the Soviet Union, -N.Y., 1961. - 518 p.
Материалы, опубликованные в СМИ и интернет-издательствах
101Баринов И.А. Во что верят забайкальцы (интервью с начальником отдела забайкальского Минюста А. Джупина) [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Чита, 2011. - Режим доступа:
http://www.gl 2chita.ru/church/news.php?id_article=727 - Загл с экрана.
102Баринов И.А. Свидетели под следствием [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Чита, 2011. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/4611686018427422442/replies.xml?item_no=870 - Загл. с экрана.
103В Буденновске подожжено богослужебное здание «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/167988/ - Загл. с экрана.
104В Волгоградской области совершены два поджога молельных домов [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/163838/ - Загл. с экрана.
105В Кабардино-Балкарии неизвестные напали на богослужебное здание «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.m.kavkaz-uzel.ru/articles/l 69885/ - Загл. с экрана.
106В Сочи совершено нападение на зал для встреч «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164357/ - Загл. с экрана.
107В отношении членов общины "Свидетелей Иеговы" Читы возбуждено уголовное дело (08.02.2011) [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: // http://www.demos-center.ru/news/31442.html - Загл. с экрана.
108В Оренбургской области обстреляно здание «Свидетелей Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/murders-violence/201 l/01/d20867/ — Загл. с экрана.
109Взрыв в здании «Свидетелей Иеговы» в Краснодарском крае [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/vandalism/2010/12/d20476/ — Загл. с экрана.
11 ОВиноградов С.Н. Кто такие сектанты. Опубликовано в газете Забайкальский рабочий от 6.04.1958 [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 2009. - Режим доступа: http: // bibleapolo-get.narod.ru/wt/atheism_books/imenem_4htm - Загл. с экрана.
111Дело в отношении забайкальских «Свидетелей Иеговы» передано в суд [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - Чита, 2011. - Режим доступа: // http://www.chita.ru/news/32810/- Загл. с экрана.
1123абайкальский краевой суд отказался рассматривать жалобы "Свидетелей Иеговы" на незаконные обыски в их домах (11.03.2011) [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Чита, 2011. - Режим доступа: // http://www.sova-center.ru/religion/news/harassment/discrimination/201 l/03/d21143/- Загл. с экрана.
113 Забайкальских иеговистов подозревают в экстремизме [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/new/?act=news&div=39430 - ЗаГЛ. С Экрана.
114Европейский суд по правам человека признал незаконным роспуск общины «Свидетелей Иеговы» в Москве [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=78223 -Загл. с экрана. Дата обращения: 10.06.2010 г.
115Интервью Патриарха Алексия II // Церковь и время, 1999. - № 2 (9). -
С. 9.
11 бМосковское бюро по правам человека выражает крайнее недоумение и сожаление в связи с назначением А.Л. Дворкина председателем Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2009-Режим доступа: http://old.cef.rU/3/a/7527/. - Загл. с экрана.
117Нападения на «Свидетелей Иеговы» в январе и феврале 2010 года; [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.sova-center.rгд/religion/news/extremism/murders-violence/2010/03/dl8112/ — Загл. С экрана.
11 ВПодтвердилась версия поджога Зала Царства «Свидетелей Иеговы» // Официальный сайт «Свидетелей Иеговы» в России [Электронный ресурс]. -Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/news/news.htm -Загл. с экрана.
119Романов В.Г. Время идет, проблемы остаются [Электронный ресурс] -Электрон. дан. - Чита, 2005. - Режим доступа: http://zabrab.chita.ru/article.php?id=l 1282 - Загл. с экрана.
120Прокуратура потребовала ограничения доступа к ряду Интернет-сайтов // Официальный сайт прокуратуры Забайкальского края, 24.02.2011 [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Чита, 2011. - Режим доступа: http://www.prokuratura.chita.ru/news/?id=3134 — Загл. с экрана.
121Прохорычева Е.И. Калнберз В.К. Выступление на судебном заседании по делу «Свидетелей Иеговы» г.Москвы 26.02.1999 [Электронный ресурс] -Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: http://jhwww.narod.ru/bioodi3.htmi - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.
122Россия выдворяет иностранного студента из-за его религии (22 февраля 2011 года) [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 2011. - Режим
доступа: // http://www.jw-russia.org/news/ulan-ude/release20110222_u.htm - Загл. с экрана.
123«Свидетели Иеговы», тоталитарная псевдохристианская секта [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/13520.html - Загл. с экрана.
124Сразу два поджога богослужебных зданий [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/releases/rel20101209a_u.htm - Загл. с экрана.
125Чивчалов А. Десять мифов о «Свидетелях Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://chivchalov.narod.ru/jwmyths.html. - Загл. с экрана.
126Чиров К. Статья для «Сторожевой башни». На читинских свидетелей Иеговы возбудили уголовное дело [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. -Чита, 2011. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?-page=articles&text=2155. - Загл. с экрана. Дата обращения: 24.02.2011 г.
127Эксперимент с сатанинским уклоном // Известия, 1998. - 4 июля. - С.
4.
Материалы личных наблюдений автора, записанные в течение 20092011 г.
128Дневник посещений собраний религиозной организации «Свидетели Иеговы Чита. Восточное» в течение сентября 2009-декабря 2011 гг.
129Материалы нарративного интервью с членом организации «Свидетели Иеговы» в Чите JI.K. Бзови в декабре 2005 г.
130Материалы нарративного интервью с С.К. Шобе в декабре 2005 г.
131Материалы нарративного интервью с жителем Бал ейского района А.Г. Букиным, проведенным в марте 2011 г.
Материалы религиозной организации «Свидетели Иеговы» 132 Бодрствуйте! - N.Y., Brooklyn, 2004. - 32 с.
133Внимайте пророчеству Даниила. -N.Y., Brooklyn, 1999. - 320 с. 134Выживет ли этот мир? - N.Y., Brooklyn, 2000. - 32 с. 13 5 Духи мертвых. Могут ли они помочь или навредить тебе? На самом ли деле они существуют? -N.Y., Brooklyn, 2001. - 32 с.
136Жизнь - как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? -N.Y., Brooklyn, 1992 - 256 с.
1373абытое сокровище увидело свет. История Библии Макария // Сторожевая башня, 1997. - 32 с.
138Книга для всех. -N.Y., Brooklyn, 1997. - 32 с.
139Любовь к деньгам. Действительно ли пагубна? // Пробудитесь! - N.Y., Brooklyn, 2007. - Июнь. - 32 с.
140 Наше царственное служение. -N.Y., Brooklyn, 1999. - 32 с.
141 На самом ли деле Бог заботится о нас? - N.Y., Brooklyn, 2001. - 32 с.
142 Организованы проводить наше служение - N.Y., Brooklyn, 1990 - 224
с.
143 Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы. - N.Y., Brooklyn, 1992.-327 с.
1440сновательно свидетельствуем о Царстве Бога. -N.Y., Brooklyn, 2009. - 224 с.
145 Откровение его грандиозный апогей близок! -N.Y., Brooklyn, 2007. -
320 с.
146 О чем свидетельствует замысел в природе // Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы. - N.Y., Brooklyn, 2007. - 15 Август - 32 с.
147 Песни о «Свидетелях Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа: jw-songs@narod.ru - Загл с экрана.
148 Познание, ведущее к вечной жизни. -N.Y., Brooklyn, 1995. - 192 с. 149Пойте хвалу Иегове. -N.Y., Brooklyn, 1994. - 229 с. 150Правительство, которое принесет Рай. - N.Y., Brooklyn, 1993. - 32 с.
151 Приближайся к Иегове. -N.Y., Brooklyn, 1999. - 320 с.
152 Радуйся жизни вечно! -N.Y., Brooklyn, 1993. - 32 с. 153«Свидетели Иеговы» в России. - М., 1995 - 16 с. 154«Свидетели Иеговы» в России. - New York, 1996. - 16 с.
155 «Свидетели Иеговы» в России. - Германия: Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов, 1995. - 16 с.
156 «Свидетели Иеговы» и образование. -N.Y., Brooklyn, 2007. - 32 с.
157 «Свидетели Иеговы». Кто они? Во что они верят? - N.Y., Brooklyn, 2000.-32 с.
158 «Свидетели Иеговы» объединенно творят волю Бога по всей земле. -N.Y., Brooklyn, 1994. - 32 с.
159 Священное Писание. Перевод нового мира. - N.Y., Brooklyn, 2007. -1788 с.
160 Следует ли верить в Троицу. Является ли Иисус Христос Всемогущим Богом? - N.Y., Brooklyn, 1998. - 32 с.
161 Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы. - N.Y., Brooklyn, 2007.- 15 Август.-32 с.
162 Ты можешь быть другом Бога! - N.Y., Brooklyn, 2000. - 32 с.
163 Уберегите своих детей // Пробудитесь! - N.Y., Brooklyn, 2007. -Октябрь. - 32 с.
164 Чему на самом деле учит Библия? - N.Y., Brooklyn, 2002. - 224 с.
165 Что от нас требует Бог? - N.Y., Brooklyn, 1996. - 32 с.
166 Что происходит при смерти? -N.Y., Brooklyn, 1998. - 32 с.
167 Russell Ch.T. Studies in the Scriptures. - N.Y., Brooklyn, 1917. - Vol.3. -
195 p.
168 Zion's Watch Tower and Herald of Christ's Presence. - Pittsburgh, PA, July, 1879.-№ 1. — vol. 1.-8 p.
Документы
169Антонов А.И., Медков В.М. Научное заключение по результатам социологического исследования религиозной общины «Свидетелей Иеговы» г. Москвы [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2001. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20011231_u.htm — Загл. с экрана.
170Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. // Документы. Доклады. -М., 1995. - С. 78.
171 Баранов А.Н. Лингвистическое заключение [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20090717_u.htm — Загл. С Экрана.
172Гагина О.В., Кузнецов В.О., Федин A.B., Заключение эксперта [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20091222_u.htm — Загл. С Экрана.
173Гордиенко Н.С. Ответы на вопросы, поставленные прокуратурой Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - СПб., 2007. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20070322_u.htm — Загл. с экрана.
174Государственный реестр зарегистрированных религиозных организаций по Забайкальскому краю [Подготовлен отделом по делам некоммерческих организаций Забайкальского края министерства юстиции РФ] - Чита, 2010.
175 Заключение эксперта по уголовному делу №4213 22 декабря 2009 г. № 1814/8-1/2, №330 [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20091222_u.htm — Загл. с экрана.
176 Заключение Экспертного совета при Министерстве Юстиции РФ от 15.04.1999 [Электронный ресурс] - Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/expl9990415_u.htm - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.
177 Итоговое заключение по экспертной оценке (на Заключение судебно-экспертной комиссии по результатам судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы от 04.05.2009... на основании определения Горно-Алтайского городского суда) [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., 2009. - Режим доступа: jw-russia.org - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.
178 Каган В.Е. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности Свидетелей Иеговы Психодиагностическое исследование Свидетелей Иеговы [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - СПб., 1998. - Режим доступа: http://jhwww.narod.ru/expert2.html — Загл. с экрана.
179 Кашепов В.П. Научное заключение по теме: «Правовая оценка действий граждан относительно наличия в них признаков экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20101213_u.htm — Загл. с экрана.
180 Кондратьев В.Ф. Экспертно-аналитическая справка в Жуковский городской суд Московской области руководителя группы по разработке материалов о негативных медико-социальных последствиях деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект // Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера" [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 1997. - Режим доступа: http://stolica.narod.ru/pseudo/jw/012.htm - Загл. с экрана.
181 Мчедлов М.П. Заключение государственной религиоведческой экспертизы о вероучении и соответствующей ему практики религиозного объединения «Свидетели Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 1999. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/expl9990415_u.htm -Загл. с экрана.
182 Независимая экспертиза в рамках иска прокуратуры Краснодара о признании материалов «Свидетелей Иеговы» экстремистскими [Электронный
ресурс] - Электрон, дан. - М., 2009. - Режим доступа: xeno.sova-center.ru - Загл. с экрана. Дата обращения: 05.01.2012.
182Пчелинцев A.B., Антонов А.И., Одинцов М.И., Ряховский В.В. Экспертное заключение на публикации религиозного объединения «Свидетелей Иеговы» от 20.03.1998 [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 1998. - Режим доступа: http://o-religii.ru/svideteli_iegovy.htm - Загл. с экрана.
183 Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26 марта 2004 г. по религиозному объединению «Свидетели Иеговы» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.sekta-info.ru/docs3.htm - Загл. с экрана. Дата обращения: 20.06.2011 г.
184 Российская Федерация. Федеральный Закон о Свободе Совести и о Религиозных Объединениях [Электронный ресурс] - Москва, 2006 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=61456. - Загл. С экрана.
185 Секераж Т.Н., Кукушкина A.A., Гордиенко Н.С. Заключение комиссии экспертов (комплексная судебная психолого-лингвистическая и религиоведческая экспертиза по гражданскому делу по иску прокурора Самарской области М.Н. Плетнев о ликвидации Местной религиозной организации «Свидетелей Иеговы» г. Самары, признании книги «Человечество в поисках Бога» экстремистской литературой) № 2015/23-2, 2757/24-2 [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/exp20100225_u.htm — ЗаГЛ. С Экрана.
186 Экспертно-аналитическая справка в Жуковский городской суд. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии Московской области им. В.П. Сербского. Объединение Исследователей Религии [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://www.rusoir.ru/expert/experts/7-l/index.html - Загл. с экрана.
187Экспертное заключение по религиозному объединению «Свидетелей Иеговы» // Центр религиоведческой и правовой экспертизы [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Москва, 1998. - Режим доступа: http://www.jw-russia.org/others/expertopinions/expl9980320_u.htm — Загл. с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.