Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Баринов, Илья Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат наук Баринов, Илья Александрович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Философско-методологические основания исследования образов ислама
1.1. Теоретическое обоснование исследования образов ислама в обыденном сознании населения
1.2. Образы ислама в сознании населения немусульманских стран
1.3. Образы ислама на конфессиональном поле России в X-XIX
вв
Глава И. Возникновение и формирование образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья (1820-1991 гг.)
2.1. Экстра-образы ислама в период интеграционного взаимодействия на конфессиональное поле Забайкалья в 1820-1917 гг
2.2. Образы ислама в Забайкалье в годы революции и гражданской войны
2.3. Образы ислама в сознании населения Забайкалья в советский период (19221991 гп)
Глава III. Интра- и экстра-образы ислама на конфессиональном поле Забайкалья в постсоветский период
3.1. Формирование образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья (1992-2004 гг.)
3.2. Интра-образ ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в нач. XXI в
3.3. Формирование экстра-образа ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в нач. XXI в
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Мусульмане в Забайкалье: середина XIX века - 1917 год2010 год, кандидат исторических наук Перинов, Владимир Викторович
Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ2009 год, кандидат философских наук Ли Синь
Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане2003 год, кандидат философских наук Эмирова, Динара Сергеевна
Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)2016 год, кандидат наук Дианина Светлана Юрьевна
Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине XX века: на примере Франции и Германии2007 год, кандидат исторических наук Мешлок, Тамара Рашидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конструирование и воспроизводство образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях, когда российское государство развивается на фоне мирового экономического кризиса и глобализации культуры, на территории Забайкальского края отмечено усиленное внимание общественности к проблемам гражданских прав, религиозной свободы и возрождения этнических традиций.
Будучи поликультурным и поликонфессиональным, жизненное пространство Забайкалья становится все более многообразным, открываясь многочисленным мигрантам из стран бывшего СССР, в первую очередь из регионов Средней Азии и Кавказа. Это обуславливает появление в культурном пространстве региона новых этнических культур и форм жизнедеятельности. Особое беспокойство в обществе вызывает этническая религиозность этих групп, которая в массовом сознании, как правило, связывается с такой религией, как ислам.
Сегодня ислам в информационном пространстве страны является предметом социального дискурса. В нем сталкиваются альтернативные точки зрения, оценивающие ислам то, как традиционную религию1, то, как заблуждение
2 3
«смазливого приказчика» , то, как экстремистское учение . В результате, в массовом сознании российского населения распространяются многочисленные и зачастую противоположные образы, как представления о наиболее значимых событиях, либо отдельных, «знаковых» личностях. Социальные образы формируются установками и мотивами. По определению В.Ф. Петренко, социальные образы - такие конструкты сознания, которые способствуют отражению реального мира через общепринятые и широко распространенные в обществе образцы восприятия4. В одних случаях в них может превалировать субъективное,
1 Ислам и мусульмане в России // под ред. М.Ф. Муртазина. - Москва, 1999. - 224 с.
2 Дворкин А.Л. Возникновение ислама: Нерассказанные истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-140038.html. - Загл. с экрана.
3 Волков В. Исламское движение «Салафия» - экстремизм или мода? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/article/0„5150785,00.html. - Загл. с экрана.
4 Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке. Теория и методология в психологии / В.Ф. Петренко. - Москва, 2007. - С.119.
частное, индивидуальное содержание. В других - социальное всеобщее1. Опираясь на исследования К.Г. Юнга2, Э. Фромма3 и Э. Берна4, отмечаем, что в обществе распространены два типа образов: интра-образы, зачастую формирующиеся внутри социальной группы под влиянием лидирующих личностей, и экстра-образы, зарождающиеся в массовом сознании широких слоев населения под влиянием различных факторов.
В условиях современного конфессионального поля Забайкалья, которое представляет пространство взаимодействия различных религиозных объединений и верующего населения, мы сталкиваемся с процессами конструирования, воспроизводства и распространения образов ислама. При этом они позиционируются как интра-образы (формирующиеся внутри мусульманских общин или представленные позициями мусульманских ученых, деятелей культуры и т.д.), и как экстра-образы (рефлексия немусульманского мира - ученых, деятелей культуры, политиков или адептов других конфессий). Важно отметить, что создаваемые в Забайкальском крае образы являются не только следствием, но и, что гораздо важнее, условием взаимодействия ислама и различных групп социума5.
Особую остроту проблеме рецепции образов ислама в сознании населения придает неоднородность этой религии и зачастую конфликтный характер взаимоотношений между этническими сообществами исповедующими ее. Как результат, в Забайкалье в последние десять лет резко обострились отношения между киргизской, таджикской, узбекской, северокавказской и татаро-башкирской диаспорами. Это во многом объясняется тем, что в регионе появились последователи радикальных исламских группировок «Таблиги Джамаат» и «Нурджулар», которые широко распространены в государствах Средней Азии6. Это способствовало тому, что среди населения Забайкалья рецепция образов
1 Ильенков Э.В. К вопросу о противоречии в мышлении // Вопросы философии. - 1957.- № 4. - С. 63.
2 Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. - Москва, 1997. - 384 с.
3 Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. - Москва, 2010.-352 с.
4 Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. - Москва, 2009. - 416 с.
5 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) // Историческая психология и социология истории. - 2009. - Т.2 - Ч. 1. - С. 6.
6 Будько A.B. Джамаату поставили мат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=articles&text=1633. - Загл. с экрана.
4
ислама оказалась в контексте с социально опасными этноконфессиональными группами мусульман-экстремистов, противопоставленных сообществу забайкальцев. Радикальная реакция на ислам с одной стороны и активные попытки мусульманской общины Забайкальского края доказать свою социальную приемлемость и лояльность с другой, делают актуальной попытку анализа конструирования и воспроизводства образов ислама в мировой, российской и региональной культурах. Дополнительную актуальность работе придает слабая изученность ислама на конфессиональном поле Забайкальского края и то, что ранее анализ образов ислама в регионе не проводился.
Степень научной разработанности проблемы. Философско-религиоведческое осмысление заявленной проблемы стало возможным благодаря классическим работам по философии религии, истории философии, социологии религии, философии культуры. В диссертационной работе ислам представлен в контексте теории социального развития религии. Она разработана в трудах М. Хайдеггера, Л. Фейербаха, Э. Тэйлора, М. Вебера, Э. Дюркгей-ма, К. Маркса и Ф. Энгельса1. Развитие ислама в мировой культуре раскрыто в работах К. Армстронг2, Г. Фуллер3, Т. Али4, Р. Армур5, Н. Даниэль6, К. Эрнст7 и
о
др. Особо необходимо отметить произведение Э.В. Сайда «Ориентализм» . Его автор, развивая постулаты Р. Барта, говорит о конструируемости понятий «восток» и «ислам».
История, вероучение и социальные практики ислама представлены в многочисленных работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В
1 Хайдеггер М. Введение в метафизику. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 179; Фейербах Л. Избранные философские произведения - Москва, 1955. - T.2 - С. 724; Тайлор Э. Первобытная культура. - Москва, 1989. - С. 35; Вебер M. Избранные произведения. - Москва, 1990. - С. 61; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - Москва, 1991. - С. 495; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Москва, 2003. - С. 507
2 Армстронг К. Мухаммад: История Пророка / К. Армстронг. - Москва, 2008. - 448 с.
3 Fuller G.E. A world without Islam. - New York, 2010. - P. 328
4 Али Т. Столкновение цивилизаций: Крестовые походы, джихад и современность / Т. Али. - Москва, 2006. -528 с.
5Армур Р. Христианство и ислам: непростая история / Р. Армур. - Москва, 2004. - 336 с.
6 Daniel N. Islam and the West: The Making of the Image. - Edinburgh, 1960. - P. 284
7 Эрнст К. Суфизм: Мистический ислам / К. Эрнст. - Москва, 2012. - 416 с.
8 Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Сайд. - Санкт-Петербург, 2006. - 640 с.
1 2
своей работе мы использовали произведения Т. Карлейля , А. Мюллера , B.C. Соловьева3, П.П. Цветкова4, В.В. Бартольда5, J1.H. Гумилева6, А. Корбена7, JI.C.
О О
J1.C. Васильева и И.И. Фильштинского .
Необходимо отметить, что исследования разных аспектов истории и культуры мусульман в России предпринимались неоднократно. Современное положение ислама в нашей стране представлено в работах A.B. Малашенко10, A.A.
11 12 13
Игнатенко , Р. Султанова , P.A. Силантьева и др. Однако при многочисленных исследованиях этнотерриториальных групп Поволжья и Северного Кавказа, проблемы ислама вне мест традиционного компактного расселения мусульманских этносов, изучены слабо.
Как результат, низкая степень исследований истории и современного положения мусульман в Забайкальском крае. Наиболее объемной работой по данной тематике является кандидатская диссертация В.В. Перинова «Мусульмане в Забайкалье: середина XIX в. - 1917 г.» 14. В ней с исторической точки зрения описывается конкретный и непродолжительный временной отрезок. Фрагментарные сведения о дореволюционном периоде истории мусульманской
общины региона содержатся в статьях JI.B. Кальминой15, H.H. Константино-1 11
вой и В.Г. Лобанова . Об участии мусульман в гражданской войне в Забайка-
1 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. - Москва, 2008. - С. 47
2 Мюллер А. История ислама с основания до новейшего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/MUA/index.html. - Загл. с экрана.
3 Соловьев B.C. Магомет - его жизнь и религиозное учение / B.C. Соловьев. - Санкт-Петербург, 1896. - 79 с.
4 Цветков П.П. Исламизм: в 2 т. / П.П. Цветков. - Москва, 2011. - Т. 1. — 720 с.
5 Бартольд В.В. Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир / B.B. Бартольд. - Москва, 2012. - 352 с.
6 Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степи / Л.Н. Гумилев. - Москва, 2002. - 768 с.
7 Корбен А. История исламской философии / А. Корбен. - Москва, 2010. - 360 с.
8 Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - Москва, 2006. - 704 с.
9 Фильштинский И.И. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.) / И.И. Фильштинский. - Москва, 2006. - 349 с.
10 Малашенко A.B. Мой ислам / A.B. Малашенко. - Москва, 2010. - 206 с.
11 Игнатенко A.A. Ислам в XXI векек: главные направления исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politeia.ru/content/pdf/Politeia_Ignatenko-2007-4.pdf/. - Загл. с экрана.
12 Султанов Р. Ислам в России // Религии мира: в 2 т. - М., 2002. - Т. 2. - С. 510
13 Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России / P.A. Силантьев. - Москва, 2007. - 576 с.
14 Перинов В.В. Мусульмане в Забайкалье: сер. XIX в. - 1917 г.: автореф. дисс. канд. ист. Наук / В.В. Перинов. -Улан-Удэ, 2010.-27 с.
15 Кальмина Л.В. Этническая политика самодержавия и некоренные этнические группы в Байкальском регионе / Л.В. Кальмина. - Тюмень, 2009. - 137 с.
16 Константинова H.H. «Не может произойти соблазна в вере...» // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. -№5.-С. 42
17 Лобанов В.Г. Старая Чита / В.Г. Лобанов. - Чита, 2001. - 270 с.
лье упоминали В.И. Василевский1, C.J1. Кузьмин2, А.Б. Юнусова3 и Т.А. Константинова4. О возрождении ислама в 1990-е гг. и его современном положении на конфессиональном поле региона писали В.П. Секерин5, Г.С. Ахмедьянов6,
7 8 9
А.О. Баринов , A.B. Будько и A.B. Жуков . Справочная информация об исламской общине Забайкалья в период с кон. XX по нач. XXI вв. содержится в энциклопедии «Ислам в современной России»10.
Но при наличии анализа роли ислама в историческом и культурном пространствах Забайкальского края, в научных исследованиях не представлена динамика его образов, как основы социальной адаптации и развития религиозных объединений ислама на определенной территории. Это актуализирует поставленную в диссертации проблему.
Объект исследования. Ислам на конфессиональном поле Забайкальского края.
Предмет исследования. Процессы авторского проецирования и социальной рецепции образов ислама населением Забайкальского края.
Целью исследования является выявление закономерностей в процессах социальной адаптации ислама в Забайкалье, осуществляемой через систему трансляции образов, воспринимаемых массовым сознанием.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать основные концептуальные подходы к формированию образов ислама, представленных в духовной и социальной культуре.
2. Выявить интра- и экстра- образы ислама в христианской, российской и региональной культурах, обосновав их основные характеристики.
1 Василевский В.И. Забайкальская белая государственность в 1918-1920 гг.: краткие очерки истории / В.И. Василевский - Чита, 2000. - 182 с.
2 Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции / С.Л. Кузьмин. - Москва, 2011. - 659 с.
3 Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=166154. -Загл. с экрана.
4 Константинова Т.А. Некоторые аспекты национальной политики Правительства ДВР // Народы Забайкалья: возрождение и развитие: сборник материалов науч. конф. - Чита, 1997. - С. 15.
5 Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья / В.П. Секерин. - Чита, 1995. - 80 с.
6 Ахмедьянов Г.С. Ислам в Забайкалье // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.
7 Баринов А.О. Одна из традиционных религий // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.
8 Будько A.B. Бомба в мечети / Алексей Будько // Экстра. - 2010. - №34. - С.6.
9 Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / A.B. Жуков [и др.]. - Чита, 2003. - 160 с.
10 Ислам в современной России / под ред. Романа Силантьева. - Москва, 2008. - 567 с.
3. Охарактеризовать процесс зарождения социального восприятия образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья в период с 1820-х гг. по 1917 г.
4. Выявить особенности проецирования образов ислама в конфессиональное поле Забайкалья в советский период.
5. Исследовать процессы формирования, распространения и восприятия интра- и эстра- образов ислама на конфессиональном поле Забайкальского края в современный период.
Теоретико-методологические основы исследования представлены научными концепциями отечественных и зарубежных философов, религиоведов, этнографов, историков, социологов, в которых раскрыты основные подходы к изучению ислама. Методологическая основа диссертационного исследования обусловлена интегративностью религиоведческого знания и междисциплинар-ностью исследования.
В качестве концептуальной основы для решения исследовательских задач использовано учение о социальной природе религии и применяемые в религиоведении методологические подходы к анализу социальных образов религии. Основу представляемой концепции составляет идея Ф. Шлейермахера о том, что в наличном мире религия не проявляется в чистом виде, а ее внешний образ определен чем-то социальным1. Религиозные явления в культуре социума как укоренившиеся в сознании человека образы понимали А.Ф. Лосев , С.Н. Булгаков3, В. Иванов4, П.А. Флоренский5, М.К. Мамардашвили6, Ю.В. Любимов7,
7 8 9 10
мов , Р. Барт , М. Элиаде , Ж. Бодрийяр .
1 Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Ф.Д. Шлейремахер. - Санкт-Петербург, 1994. - С. 49
2 Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Москва, 2008. - 303 с.
3 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - Москва, 1994. - С. 87.
4 Иванов В. Собр. соч. Т. 2. / В. Иванов. - Брюссель, 1974. - С. 608.
5 Флоренский П.А. Имена: Сочинения / П.А. Флоренский. - Москва, 2006. - 896 с.
6 Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. -Тбилиси, 1984.-С. 99.
7 Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европейской традиции) // Историческая психология и социология истории. - 2009. - Т.2 - Ч. 1- С. 6.
8 Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - Москва, 2010. - 351 с.
9 Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - Москва, 1994. - 124 с.
10 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула, 2013. - 204 с.
Междисциплинарный характер исследования позволил синтезировать социокультурный подход, исторический и компаративистский методы. Социокультурный подход обеспечивает видение образа религии, как части социокультурного пространства. Исторический подход позволяет выявить фундаментальные основания происхождения образов ислама, их становления и развития. С историческим подходом связан компаративистский и казуальный анализ, согласно которому религия не может быть постигнута лишь из себя самой, для ее исследования необходимо изучение причинно-следственных отношений в широком историческом контексте, охватывающем реальную жизнедеятельность людей, закономерности развития духовной и социальной жизни.
Методом получения эмпирических данных стал исследовательский метод антропологии религии. Он связан с длительным погружением исследователя в среду верующих, где им на протяжении 2006-2013 гг. проводились наблюдения, описания, интервью. Помимо этого, были проведены анализ публикаций в СМИ и анализ исторических документов. Проведенная работа стала основанием для моделирования и прогнозирования взаимодействия мусульманской общины и светского общества.
Источниковедческая база исследования. При исследовании дореволюционного и советского периодов истории мусульманской общины использованы документы Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного военного архива (РГВА); архивные публикации газет «Забайкальский рабочий», «Забайкальская новь» и «Дальне-Восточная Республика»; мемуары A.A. Шихлинского1, Г. Тагана2, Г.М. Семенова3 и В.А. Зиновьева4, письма и документы Р.Ф. Унгерна5. Работая над материалами постсоветского периода, автор обращался к публикациям региональных СМИ и архиву Духовного
1 Шихлинский A.A. Мои воспоминания / A.A. Шихлинский. - Баку, 1984. - 200 с.
" Таган Г. Башкиры в Забайкалье // Служение: сборник башкирских ученых-эмигрантов — лидеров национально-но-освободительного движения 1917-1920 гг. - Уфа, 2007. - 208 с.
3 Семенов Г.М. О себе (Воспоминания, мысли и выводы) / Г.М. Семенов. - Москва, 1999. - 320 с.
4 Зиновьев В.А. Каппелевцы в Забайкалье // Каппель и каппелевцы. - Москва, 2003. - 712 с.
5 Кузьмин С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции / С.Л. Кузьмин. - Москва, 2011. — 659 с.
9
управления мусульман Забайкальского края. Широко привлекались материалы сети Интернет.
Эмпирическая база исследования. В основу работы лег личный исследовательский опыт; данные полевых исследований и наблюдений, полученные в результате сотрудничества диссертанта с Духовным управлением мусульман Забайкальского края; материалы из публицистических статей в газетах «Забайкальский рабочий» и «Экстра», информационных агентствах «Забмедиа.Ру» и ИТАР-ТАСС. Использованы материалы, дневниковые записи и интервью, полученные при личных встречах с руководителями и рядовыми членами мусульманской общины.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые проведен философско-религиоведческий анализ образов ислама на конфессиональном поле Забайкалья, что стало основанием для следующих положений:
1) сформирована концептуальная основа изучения региональных образов ислама, основанием которой является заключение о том, что на адаптацию и социальное развитие этой религии в региональных условиях влияют не только социальные факторы, но и социальные образы, распространяемые религиозными объединениями и воспринимаемые массовым сознанием;
2) проанализированы социальные процессы (конструирование, воспроизводство и социальное восприятие образов ислама) в христианской, российской и региональной культурах, способствующие формированию интра- и экстраобразов ислама. Ключевыми характеристиками первого из них являются: их формирование в мусульманской среде и, как следствие, нацеленность на интеграцию и конструктивность внутри мусульманских общин. Второго - формирование в широких общественных слоях и, как следствие, нацеленность на его интеграцию с общественным мнением;
3) проведен диахронический анализ на основании впервые вводимых в научный оборот данных о деятельности мусульман в Забайкалье, в результате
которого выделены и проанализированы основные этапы и особенности фор-
10
мирования образов ислама, который на протяжении большей части истории проецировал лишь интро-образы, доступные ограниченному кругу мусульман;
4) обоснованы процессы взаимодействия ислама и общества в XX в. Они заключались в диалектическом противостоянии и борьбе противопоставленных друг другу эстра-образов ислама: от «красного» и «белого» до «традиционного» и «экстремистского»;
5) исследованы основные процессы, влияющие на формирование интра- и экстра- образов ислама в Забайкалье в постсоветский период, где интра-образы не только интенсивно формируются в среде мигрантов, но и распространяются в иноконфессиональном обществе, способствуя росту межэтнической конфликтности и увеличению процентного соотношения неофитов в структуре общины, а экстра-образы формируются и распространяются руководством общины мусульман Забайкальского края и нацелены на социальную адаптацию ислама в светском обществе и его позитивное восприятие среди верующих других конфессий.
Положения, выносимые на защиту:
1. В социальном дискурсе тема ислама широко обсуждается не только учеными исследователями, но и представителями религий, средств массовой информации. Многообразие оценок приводит многих исследователей к убеждению, что ислам в наличном мире предстает в качестве неоднозначного феномена, рецепция которого на уровне обыденного массового сознания россиян возможна через образы, проецируемые религиозными объединениями и воспринимаемые массовым сознанием.
2. Посредством интра- и экстра- образов ислам, взаимодействуя с обществом, позиционирует себя, как религию, каждое течение которой стремится сформировать собственный интра-образ, как проекцию, нацеленную на консолидацию членов общины, и при этом воспринимаясь в окружающем социуме как экстра-образ, для которого рецепция образа ислама, в первую очередь, означает необходимость его самоидентификации, а в последующем - конструи-
рование общественного отношения через воспроизводство собственного образа этой религии.
3. Особенности процессов интеграции ислама в конфессиональное поле Забайкалья в период от 1820 гг. и до кон. XX в. состояли в том, что мусульмане не уделяли внимания конструированию и проецированию интра-образов, способных стать привлекательными для широких масс, сосредотачиваясь на внутренней духовной жизни, в то время как в обществе распространялись экстраобразы, сформированные объективными факторами, которые в Забайкалье XIX в. представляли: а) поликонфессиональность региона; б) закрытость и малочисленность мусульманской общины; в) отсутствие прозелитизма со стороны исламского духовенства; г) поддержка местной администрации.
4. Установление в Забайкалье советской власти раскололо общество на два лагеря, которые использовали экстра-образы ислама для привлечения на свою сторону мусульман. Условно их можно обозначить, как противостоящие друг другу «красный» и «белый» экстра-образы. Впоследствии советское государство использовало атеистическую пропаганду для создания экстра-образа ислама, как религии «эксплуататорской и реакционной».
5. Современная социальная стратегия ислама имеет четко обозначенную специфику в связи с тем, что отдельные группы внутри ислама активно конструируют, распространяют и используют интра-образы. Они неоднородны и, с одной стороны, могут быть направлены на организацию позитивного взаимодействия с обществом и социализацию мусульман. С другой стороны, отдельные группы мусульман проецируют интра-образы, нацеленные на набор неофитов и консолидацию их внутри общин. Рецепция и воспроизводство общественным сознанием экстра-образа ислама во многом зависит, во-первых, от реакции исламских объединений на действия и информационную политику в обществе, во-вторых, от общественной и государственной организации системы контроля и проекции образов ислама.
Научно-практическое значение исследования. Материалы и положения
диссертационного исследования могут быть использованы в научно-
12
практической и преподавательской деятельности при подготовке учебных программ, лекционных курсов по философии религии, истории религии, религиоведению; в вариативных курсах по региональному религиоведению.
Положения и выводы исследования могут быть использованы при изучении религиозных и общественно-политических процессов среди народов, традиционно исповедующих ислам; при анализе этносоциальных особенностей деятельности исламских субъектов в иноконфессиональной сфере; в области этнической и религиозной политики по формированию взаимодействия религиозных и светских социальных институтов Забайкальского края.
Степень достоверности и апробация работы. Результаты исследования достоверны и подтверждаются теоретическими выводами, содержащимися в других работах по аналогичной тематике. Ряд положений апробированы в ходе работы по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.» в рамках государственного контракта № 02.740.11.0591 по теме «Комплексное исследование влияния глобальных процессов на культурное пространство Забайкальского края в контексте Северо-Восточной Азии». Теоретические и эмпирические материалы исследования были использованы при подготовке на грант имени Ю.В. Кулагина, выигранный научным коллективом в 2012 г. (руководитель - проф. М.Н. Фомина).
Основные результаты исследования были представлены:
- на региональных, российских и международных научно-практических конференциях: «Молодежь Забайкалья» (Чита, 2012); «Кулагинские чтения» (Чита, 2009); «Культурное пространство Северо-Восточной Азии» (Чита, 2011); «Сибирь - территория гражданского мира и согласия» (Чита, 2011), «Национальная политика Российской Федерации и формирование гражданской ответственности» (Чита, 2012); «Религия в культурном пространстве СевероВосточной Азии» (Чита, 2012); «Молодежь и межнациональные отношения» (Санкт-Петербург, 2011);
- отражены в 15 авторских публикациях, в том числе в 5 статьях, напечатанных в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ общим объемом 5,2 п.л.;
- в публикациях проекта «Энциклопедия Забайкалья» (тома Наука и Международные отношения), в научно-публицистической книге «Чита: Страницы истории», а также в десятках публикаций в СМИ;
- в учебном процессе при чтении курсов «История религии» и «Клерикальные СМИ».
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Буддийские идеи в религиозности русских Забайкалья2013 год, кандидат философских наук Жукова, Алена Алексеевна
Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту: На примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам1998 год, доктор философских наук Давлетшин, Кутдус Давлетович
Исламская цивилизация в тропической Африке: этапы становления, тенденции, перспективы2006 год, доктор исторических наук Саватеев, Анатолий Дмитриевич
Мусульманское сообщество Среднего Урала в конце XIX - начале XXI вв.2010 год, кандидат исторических наук Старостин, Алексей Николаевич
Ислам в новейшей истории кабардинцев2009 год, кандидат исторических наук Мукожев, Арсен Хабалович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баринов, Илья Александрович, 2013 год
Список литературы
1. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и полит.-прав. положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX -нач. XX вв. (к вопросу о взаимовлиянии цивилизационных логик в российской истории) // Религиоведение. - 2002. - №2. - 214 с.
2. Али Т. Столкновение цивилизаций: Крестовые походы, джихад и современность / Т. Али. - Москва, 2006. - 528 с.
3. Алексиев А. Таблиги Джамаат: невидимый легион ислама [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2003/5/laquotabligi" dzhamaatraquo-nevidimyy-legion-dzhihada. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 6.10.2013).
4. Армур Р. Христианство и ислам: непростая история / Р. Армур. -Москва, 2004. - 336 с.
5. Армстронг К. Битва за Бога: история фундаментализма / К. Армстронг. - Москва, 2013. - 502 с.
6. Армстронг К. Мухаммад: История Пророка / К. Армстронг. — Москва, 2008. - 448 с.
7. Ахмедьянов Г.С. Ислам в Забайкалье // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.
8. Баринов А.О. Одна из традиционных религий // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 86 с.
9. Баринов А.О. В преддверии 100-летнего юбилея / А.О. Баринов // Заб. новь. - 2005. - №46. - С. 6
10. Баринов А.О. Лидер читинских мусульман // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №5. - 88 с.
11. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - Москва, 2010.-351 с.
12. Бартольд В.В. Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир / В.В. Бартольд. - Москва, 2012. - 352 с.
13. Басилов В.Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. - Москва, 2008. - Т. 2. - С. 186
14. Бернюкевич Т.В. Религиозный синкретизм в Забайкалье как основа для диалога представителей конфессий // Материалы конф. «Религиозные организации и гос-во: перспективы взаимодействия». - Москва, 1999. - С. 95
15. Будько A.B. Джамаату поставили мат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ra/?page=articles&text= 1633. - Загл. с экрана.
16. Будько A.B. Забайкалье, как поставщик боевиков на Кавказ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazetaeffect.ru/?pageid=news&idnews=459. - Загл. с экрана.
17. Будько A.B. Бомба в мечети / A.B. Будько // Экстра. - 2010. - №34. -
С. 6
18. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - Москва, 1994. - 415 с.
19. Бурятский С. Взгляд на Джихад изнутри, по прошествии года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salyaf.info/download/index.php?act=:view&id=1239. - Загл. с экрана. Бурятский С. Истишхад между правдой и ложью [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.salyaf.info/library/index.php?id=38&page=4. - Загл. с экрана.
20. Бурятский С. Наставление и напоминание [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mutaallim.com/fomm/viewtopic.php?sid=97hinglcfid6hd0b4tsrkluqi0&topic_i d=276. - Загл. с экрана.
21. В Борзе, Нерчинске и Забайкальске построят мечети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=news&text=39272. - Загл. с экрана.
22. В Чите открылся летний лагерь отдыха для детей из мусульманских семей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tass-sib.ru/news/one/12076. - Загл. с экрана.
23. В Чите открылся центр социально-культурной адаптации мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tass-sib.ru/news/one/12964. - Загл. с экрана.
24. Василевский В.И. Борьба за Советскую власть в Забайкалье / В.И. Василевский. - Иркутск, 1975. - 144 с.
25. Василевский В.И. Забайкальская белая государственность в 19181920 гг.: Краткие очерки истории / В.И. Василевский. - Чита, 2000. - 182 с.
26. Василевский В.И. Революция и гражданская война в Забайкалье (краткий биограф, указатель) / В.И. Василевский. - Чита, 1989. - 112 с.
27. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - Москва, 2006. - 704 с.
28. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - Москва, 1990. - 348
с.
29. Волков В. Исламское движение «Салафия» - экстремизм или мода? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/article/0„5150785,00.html. - Загл. с экрана.
30. Воронкова Е.А. Образ мусульман в сознании жителей Приамурья (опыт социал.-психолог. исслед.) / Е.А. Воронкова, Т.А. Воронкова // Религиоведение. - 2012. - №4. - 254 с.
31. Вторая по счету мечеть в Забайкалье открылась в Чернышевском районе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=news&text=48553. - Загл. с экрана.
32. Выдержки из писем Сайда Бурятского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/lenru/postl22351233. - Загл. с экрана.
33. ГАЗК, ф. 1о.,оп. 1, д. 6821,58 л.
34. ГАЗК, ф. 1о., о. 1, д. 7451, 19 л.
35. ГАЗК, ф. 8, оп. 1, д. 1432, 3 л.
36. ГАЗК,ф. 1о,оп. 1,д. 4668, 14 л.
37. ГАЗК, ф. 1стр., оп. 1, д. 469, 836 л.
124
38. ГАЗК, ф. 1о, оп. 1, д. 4471, 120 л.
39. ГАЗК, ф. 183, оп. 1, д. 40,48 л.
40. ГАЗК, ф. 1545, оп. 1, д. 19, 10 л.
41. ГАЗК, ф. 1545, оп. 1, д. 19, Юл.
42. (ГАЗК, ф. Р-16, оп. 1, д. 4, 22 л.
43. ГАЗК,ф.Р-16,оп. 1,д. 27, 17 л.
44. ГАРФ, ф. 102, оп. 232, д. 74, 18 л.
45. ГАРФ, ф.Р-7518, оп. 1,д. 42,4 л.
46. Гогибраидзе Г.М. Исламский толковый словарь / Г.М. Гогибраидзе. -Ростов-на-Дону, 2009. - 266 с.
47. Голышев В. Человек с рюкзаком [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russ.ru/pole/CHelovek-s-ryukzakom. - Загл. с экрана.
48. Гончаренко Р.В. Железнодорожники - участники революционного движения (краткий биограф, указатель) / Р.В. Гончаренко. - Чита, 1992. - 73 с.
49. Громов Е.В. «Религия земного господства»: ислам в зеркале русской религиозной философии // Истор., философ., полит, и юр. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. - 220 с.
50. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степи / Л.Н. Гумилев. - Москва, 2002. - 768 с.
51. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Л.Н. Гумилев. - Санкт-Петербург, 2002. - 416 с.
52. Густерин П. Петр Постников и его перевод Корана [Электронный ресурс]. - Режим дocтyпa:http://www.islam-info.ru/koran/page,2,1582-petr-postnikov-i-ego-perevod-korana.html. - Загл. с экрана.
53. Данте Алигьери. Божественная комедия / Данте Алигьери. - Москва, 2006. - 864 с.
54. Дашковский П.К. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. / П.К. Дашковский, Е.А. Шерщнева // Религиоведение. - 2012. - №3. - 224 с.
55. Дворкин А.Jl. Возникновение ислама: Нерассказанные истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=_-gz4YbLoNs. - Загл. с экрана.
56. Джемаль Г. Провокация против братьев? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.i-r-p.ru/page/stream-document/index-24278.html. -Загл. с экрана.
57. Дюркгейм Э. Магия. Наука. Религия // Классики мирового религиоведения. Антология. - Москва, 1998. - 420 с.
58. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - Москва, 1991. - 495 с.
59. Дябкин И.А. Письма барона Р.Ф. Унгрена фон Штернберга (религ., философ, и полит, взгляды Унгерна) // Религиоведение. - 2012. - №1. - 208 с.
60. Ермакова И. Ислам в русской литературе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-315791.html. - Загл. с экрана.
61. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства РПЦ / А.Б. Ефимов. - Москва, 2007. - 688 с.
62. Жуков A.B. Религии Забайкалья: учеб. пособие / A.B. Жуков. - Чита, 2007.- 134 с.
63. Жуков A.B. Религиозность, религиозный миф и мифосфера: взгляд из Заб. края / A.B. Жуков. - Чита, 2010. - 258 с.
64. Забияко А.П. Теологические трактовки квазирелигий: концепции И. Ваха и П. Тиллиха // Проблема демаркации науки и теологии: совр. взгляд. -Москва, 2008. - С. 126
65. Завалишин Д.И. Воспоминания / Д.И. Завалишин. - Москва, 2003. — 608 с.
66. Зиновьев В.А. Каппелевцы в Забайкалье // Каппель и каппелевцы. -Москва, 2003.-712 с.
67. Зуев Ю.П. Религ.-конфесс. отношения и общ. стабильность в совр. России // Религия и политика в совр. России. - Москва, 1997. - С. 66
68. Иванов В. Собр. Соч. Т. 2. / В. Иванов. - Брюссель, 1974. - 608 с.
126
69. Иванова B.B. Магический Восток - очарованный Запад. Опыт ист.-культуролог. обзора // Вестник СПбГУ. Сер. 13, Востоковедение. Африканистика. - 2009. - №4. - 152 с.
70. Игнатенко A.A. Ислам в XXI в.: главные направления исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politeia.ru/content/pdf/Politeia_Ignatenko-2007-4.pdf/. - Загл. с экрана.
71. Игнатенко A.A. Эпистемология исламского радикализма // Религия и глобализация на просторах Евразии. - Москва, 2008 - 341 с.
72. Илющенко Р. Северный Кавказ: время упущенных возможностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйр://ка vpolit.com/severnyj-kavkaz-vremya-upushhennyx-vozmozhnostej/. - Загл. с экрана.
73. Имам Ришат Сайдашев стал муфтием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=news&text=45818. - Загл. с экрана.
74. Информац. материалы об окончательных итогах Всеросс. переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogil612.htm. - Загл. с экрана.
75. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце. Откуда они начались и отчего произошли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Article/damask_olOOeres.php. - Загл. с экрана.
76. Ислам в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tchaikovsky2009.narod.ru/islam/islamrus.htm. - Загл. с экрана.
77. Ислам в совр. России / под ред. P.A. Силантьева. - Москва, 2008. — 567 с.
78. Ислам: Энциклопедический словарь / Г.В. Милославский [и др.]. -Москва, 1991.-311 с.
79. Ист.-культ, атлас Бурятии / под ред. H.JI. Жуковской. - Москва, 2001. -680 с.
80. История России. XX в.: 1894-1939 гг. / под ред. А.Б. Зубова. - Москва, 2009.-1023 с.
81. История России. XX век: 1939-2007 гг. / под ред. А.Б. Зубова. - Москва, 2009. - 847 с.
82. История религий в России / под ред. И. Трофимчука. - Москва, 1998. - 528 с.
83. Кальмина J1.B. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. - 1917 г.): дисс. доктора ист. наук / JI.B. Кальмина. - Иркутск, 2003. - 583 с.
84. Кальмина JI.B. Этническая политика самодержавия и некоренные этнические группы в Байкальском регионе / JI.B. Кальмина. - Тюмень, 2009. -137 с.
85. Кандехлеви Ш.А.М.М. 3. Фазаиль Амазали / Ш.А.М.М.З. Кандехле-ви. - Казань, 2007. - 450 с.
86. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории / Т. Карлейль. - Москва, 2008. - 864 с.
87. Кассирер Э. Познание и действительность / Э. Кассирер. - Санкт-Петербург, 1912.-420 с.
88. Климович JI. Праздники и посты ислама / JI. Климович. — Москва, 1941.- 104 с.
89. Клиновский А.Ю. Самозваный шейх / А.Ю. Клиновский // Заб. рабочий. - 2004. - №113. - С. 5
90. Козулин A.B. Демограф, процессы в Забайкалье (кон. XIX - нач. XX вв.). - Улан-Удэ, 2004. - 224 с.
91. Константин Багрянородный. Об управлении империей [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://pagan.ru/lib/books/0source/kbimperia_2.php. -Загл. с экрана.
92. Константинов A.B. Забайкалье. Ступени истории (с древнейших времен до 1917 г.) / A.B. Константинов, H.H. Константинова. - Новосибирск, 2007.- 192 с.
93. Константинов A.B. Забайкалье: Ступени истории (1917 - 1922 гг.) / A.B. Константинов, H.H. Константинова. - Чита, 2009. - 192 с.
94. Константинова H.H. «Не может произойти соблазна в вере...» // Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. - №5. - С. 42
95. Константинова Т.А. Некоторые аспекты национальной политики Правительства ДВР // Народы Забайкалья: возрождение и развитие. Сбор, материалов науч. конф. - Чита, 1997. - 160 с.
96. Корбен А. История исламской философии / А. Корбен. — Москва, 2010.-360 с.
97. Кто такой Сайд Бурятский? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://buryatia.asia/kto-takoj-said-buryatskij/. - Загл. с экрана.
98. Кудрявцев C.B. Католицизм на забайкальской земле // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - №4. -С. 39
99. Кузьмин C.JL История барона Унгерна: опыт реконструкции / C.JI. Кузьмин. - Москва, 2011. - 659 с.
100. Кулаков B.C. География Забайкальского края / B.C. Кулаков. - Чита, 2009.-308 с.
101. Курас JI.B. Органы государственной безопасности Бурят-Монгольской АССР. Первые годы советской власти (1923-1928 гг.) Ч. 1. / J1.B. Курас, В.К. Тушемилов // Известия ИГУ. - 2012. - №1. - 322 с.
102. Ларина А. Последний спектакль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/said-bur-site.html. - Загл. с экрана.
103. Латынина Ю. Код доступа [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://www.echo.msk.ru/programs/code/531192-echo. - Загл. с экрана.
104. Левинтон Г.А. Инициация и миф // Мифы народов мира: энциклопедия: 2 т. - Москва, 2008. - Т. 2. - С. 543
105. Лектории для взрослых и детей работают в читинском медресе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=news&text=54923. - Загл. с экрана.
106. Липчинская О. Сайд Бурятский мстил русским за то, что его презирали в школе и называли рохлей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zauda.ru/content/view/1274/30/. - Загл. с экрана.
107. Лобанов В.Г. Старая Чита / В.Г. Лобанов. - Чита, 2001. - 270 с.
108. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Москва, 2008. - 303 с.
109. Лучицкая С.И. Образ Другого: Мусульмане в хрониках крестовых / С.И. Лучицкая. - Санкт-Петербург, 2001. - 412 с.
110. Любимов Ю.В. Образ Другого (Восток в европ. традиции). Ч. 1. // Ист. психолог, и соц. истории. - Волгоград, 2009. - Т.2. - 220 с.
111. Майтантов А. Сайд Бурятский убит, но успел вовлечь в «джихад» некоторых молодых казахов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.azattyq.org/content/Said_Buryatskiy_Said_Abu_Saad_alBuryati_Alexander _Tikhomirov/197572l.html. - Загл. с экрана.
112. Малашенко A.B. Мой ислам / A.B. Малашенко. - Москва, 2010. - 206
с.
113. Малашенко A.B. Полюбить радикала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=668. - Загл. с экрана.
114. Малашенко A.B. Политический ислам: мирное сосуществование или глобальное противостояние? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/oz/2001/l/mal.html. - Загл. с экрана.
115. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. - Тбилиси, 1984. - 240 с.
116. Маркович В.В. Три атамана / В.В. Маркович. - Москва, 2003. - 336 с.
117. Мацур М. Рамзан Кадыров: Смертника, взорвавшего себя в Грозном, подготовил Сайд Бурятский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/07/30/reg-kuban/terrorist-anons.html. - Загл. с экрана.
118. Мелихов Г.В. Белый Харбин: сер. 1920-х гг. / Г.В. Мелихов. - Москва, 2003.-440 с.
119. Михайлов Т.М. К вопросу о шаманизме с позиций совр. религиоведения народов // Мир Центр. Азии. Культурология. Философия, Источниковедение: материалы междунар. конф. - Улан-Удэ, 2002. - Т.З. - С. 198
120. Муратова E.H. Религиозный (исламский) фактор в процессе возрождения этнокультурной татарской общины Забайкальского края // Культурное пространство Северо-Восточной Азии: сб. науч. ст. Ч. II. - Чита, 2011. - 187 с.
121. Муртазин М.Ф. Исламоведение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.k2x2.info/religiovedenie/islamovedenie/p2.php#metkadoc75. -Загл. с экрана.
122. Муфтий Равиль Гайнутдин, епископ Евстафий и Баир-лама открыли читинское медресе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=news&text=52515. - Загл. с экрана.
123. Мюллер А. История ислама с основания до новейшего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/MUA/index.html. - Загл. с экрана.
124. Никитин А. Хождение за три моря: с приложением описания путешествий других купцов и промышленных людей в Средние века / А. Никитин. -Москва, 2012.-480 с.
125. Новые религ. движения. Совр. нетрадиционные религии и эзотерические учения / под ред. Е.Э. Эгильского. - Москва, 2011. - 224 с.
126. Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/vera/69.htm. -Загл. с экрана.
127. Омельчук Р.К. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей: автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Р.К. Омельчук. - Улан-Удэ, 2011. - 32 с.
128. Очерки истории Вост. Забайкалья. Чит. обл.: в 2 т. Т.1 / под ред. И.И. Кириллова. - Чита, 2007. - 172 с.
129. Памятники литер. Древней Руси. Нач. рус. литер. XI - нач. XII вв. /
сост. Д.С. Лихачев, Л.А. Дмитриева. - Москва, 1978. - 413 с.
131
130. Патронова А.Г. Гос. преступники на Нерчинской каторге (1861-1895 гг.): Библиограф, справ. Ч. I (А - И) / А.Г. Патронова. - Чита, 1999. - 215 с.
131. Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://filosof.historic.m/books/item/f00/s01/z0001064/st000.shtml. - Загл. с экрана.
132. Перинов В.В. Мусульмане в Забайкалье: середина XIX века - 1917 год: авторнв. дис. канд. ист. наук / В.В. Перинов. - Улан-Удэ, 2010. - 27 с.
133. Перинов В.В. Мусульманская община Верхнеудинска в кон. XIX -нач. XX вв.: соц. портрет. // Вест. Бурят, гос. универ-та. - 2009. - №7. - 150 с.
134. Песнь о Роланде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ru/INOOLD/WORLD/roland.txt. - Загл. с экрана.
135. Петряев Е.В. Краеведы и литераторы Забайкалья. Библиограф, указ. / Е.В. Петряев. - Чита, 1981. - 128 с.
136. Пушкин A.C. Сияющий Коран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam.alarni.ru/a-s-pushkin-on-miloserd-on-magometu-otkryl-siyayushhij-koran-da-pritechem-i-my-ko-svetu-i-da-padet-s-ochej-tuman. - Загл. с экрана.
137. Равиль Гайнутдин: богословский межрелигиозный диалог можно начать с обсуждения Корана как «третьего завета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=15835. - Загл. с экрана.
138. РГВА,ф. 39454, он. 1,д. 8, 88 л.
139. РГВА, ф. 39454, on. 1, д. 2, 305 л.
140. РГВА, ф. 221, on. 1, д. 96, 55 л.
141. РГВА, ф. 6, оп. 4, д. 480, 44 л.
142. Религии мира. Энциклопед. словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / сост. И.Е. Арясов. - Москва, 2006. - 640 с.
143. Религиозные объединения Московской области / под ред. Е.П. Аве-ричев. - Москва, 1998.-431 с.
144. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса / Э.Ж. Ренан. - Москва, 1991.-398 с.
132
145. Сабантуй устроят 11 июня на ипподроме Читы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabmedia.ru/?page=news&text=34848. - Загл. с экрана.
146. Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Сайд. -Санкт-Петербург, 2006. - 640 с.
147. Сайд Бурятский записал предсмертное видеообращение [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://grani.rn/War/Chechnya/rn. 175612.html. -Загл. с экрана.
148. Сайд Бурятский погиб шахидом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trud.ru/article/10-03-2010/237733_said_burjatskij_pogib_shaxidom.html. - Загл. с экрана.
149. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья / В.П. Секерин. - Чита, 1995.-80 с.
150. Семенов Г.М. О себе (Воспоминания, мысли и выводы) / Г.М. Семенов. - Москва, 1999. - 320 с.
151. Сердюк М.Б. Современное мифотворчество религиозных организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusoir.ru/news/25-10-2005-4.html. - Загл. с экрана.
152. Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России / P.A. Силантьев. - Москва, 2007. - 576 с.
153. Смирнов H.H. Слово о заб. казаках: ист. очерк-хроника / H.H. Смирнов. - Волгоград, 1994. - 608 с.
154. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / A.B. Жуков [и др.]. - Чита, 2003. - 160 с.
155. Соловьев B.C. Магомет - его жизнь и религиозное учение /B.C. Соловьев. - Санкт-Петербург, 1896. - 79 с.
156. Сулейманов Р. Салафизм в Татарстане: на пороге войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article23452.htm. — Загл. с экрана.
157. Султанов Р. Ислам в России // Религии мира: в 2 т. - Москва, 2002. -Т.2.-688 с.
158. «Таблиги Джамаат» запрещен в России решением суда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/quot_tabligi_dzhamaat_quot_zapreshhen_v_rossii_resh eniem_suda/l-1-0-181. - Загл. с экрана.
159. Таган Г. Башкиры в Забайкалье // Служение: сбор, башкирских ученых-эмигрантов - лидеров национально-освободительного движения 1917-1920 гг.-Уфа, 2007.-208 с.
160. Тайлор Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. - Москва, 1989. - 138
с.
161. Тиваненко A.B. История Английской духовной миссии в Забайкалье (нач. XIX в.) / A.B. Тиваненко. - Улан-Удэ, 2009. - 251 с.
162. Тихомиров Александр (шейх Сайд Абу Саад аль-Бурьяти - Сайд Бурятский) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/158565. - Загл. с экрана.
163. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. — Санкт-Петербург, 2007. - 544 с.
164. Учеб. словарь-минимум по религиоведению / под ред. И.Н. Яблоко-ва. - Москва, 1998. - 536 с.
165. Фалькаев И. Воин Джихада Сайд Бурятский [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pop-grafika.net/pgnews/said/saidburiatskiy. - Загл. с экрана.
166. Фейербах JI. Избран, философ, произведения. Т.2. / JL Фейербах. -Москва, 1955.-724 с.
167. Федосеев П.Н. Общество и религия / П.Н. Федосеев. - Москва, 1967. -508 с.
168. Филыптинский И.И. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.) /
И.И. Филыптинский. - Москва, 2006. - 349 с.
134
169. Флоренский П.А. Имена: Сочинения / П.А. Флоренский. - Москва, 2006. - 896 с.
170. Хайдеггер М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. - Санкт-Петербург, 1998.-302 с.
171. Харрис С. Конец веры: Религия, террор и будущее разума / С. Хар-рис. - Москва, 2011. - 469 с.
172. Храмова JI.B. Тот храм, построенный из бревен... / JI.B. Храмова. -Чита, 2012.-140 с.
173. Цветков П.П. Исламизм: в 2 т. Т. 1. / П.П. Цветков. - Москва, 2011. — 720 с.
174. Цыбиков Б. Краткая история Агинского дацана // Мир будд, культуры: буддизм и межкультурный диалог. Материалы докладов международ, симпозиума. - Чита, 2001. - 268 с.
175. Чащин А. Сретенск. Страницы истории / А. Чащин. - Чита, 2009. -256 с.
176. Черенщиков О.Ю. Сретенский район: история и современность. Сборник статей и материалов / О.Ю. Черенщикова. - Чита, 2010. - 568 с.
177. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное / А. Швейцер. -Москва, 1993.-512 с.
178. Шейх, Воин, Шахид: Сайд Бурятский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kavkazmonitor.com/2010/03/17/52893p.shtml. - Загл. с экрана.
179. Шихлинский A.A. Мои воспоминания / A.A. Шихлинский. - Баку, 1984.-200 с.
180. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. / Ф.Д. Шлейермахер. - Санкт-Петербург, 1994. - 380 с.
181. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - Москва, 1994. - С. 16
182. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - Москва, 2003. - 736 с.
183. Эрнст К. Суфизм: Мистический ислам / К. Эрнст. - Москва, 2012. -416 с.
184. Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=166154. -Загл. с экрана.
185. Юзефович JI.A. Самодержец пустыни: барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил / JI.A. Юзефович. - Москва, 2010. - 672 с.
186. Юнусова А.Б. «Великий имам» Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=166154. -Загл. с экрана
187. Daniel N. Islam and the West: The Making of the Image. - Edinburgh, 1960.-P. 284
188. Fuller G.E. A world without Islam. - New York, 2010. - P. 328
189. Southern R.W. Western Views of Islam in the Middle Ages. - London, 1962.-P. 29
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.