Мифопоэтическая картина мира в ингушской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Точиева, Марем Багаутдиновна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат наук Точиева, Марем Багаутдиновна
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки
исследования культурной картины мира
1.1. Картина мира как объект междисциплинарного исследования
1.2. Картина мира как культурологический концепт
Глава 2. Динамика философско-культурологичсских представлений
о структурных элементах культурной картины мира
2.1. Формирование философско-культурологических представлений о человеке и его месте в мире
2.2. Формирование представлений об обществе в истории культуры
Глава 3. Концепты человек, общество, природа как конститутивы культурной картины мира ингушей
3.1. Образы мироздания в мифопоэтической картине мира
3.2. Социоцентризм ингушской культурной картины мира
3.3. Человек как связующее звено мироздания
Заключение
Библиография
I
1
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этноконцепты культуры ингушского народа2005 год, доктор философских наук Зязиков, Мурат Магометович
Этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа2012 год, доктор культурологии Григорьев, Анатолий Федорович
Архетипическое в этнокультуре ингушей: на материале мифологии, нартского эпоса и обрядов жизненного цикла2016 год, кандидат наук Акиева, Петимат Хасолтовна
Этнокультура как основание формирования национального самосознания ингушей2007 год, доктор исторических наук Дзарахова, Зейнеп Магомет-Тагировна
Менталитет как выражение специфики этнической картины мира: на примере традиционной культуры чувашей2012 год, кандидат философских наук Зверев, Олег Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифопоэтическая картина мира в ингушской культуре»
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня, в эпоху глобализации и возрастания роли и значения межкультурных коммуникаций, изучение становления и развития ингушской культуры, её духовных основ является актуальной задачей. Историческое прошлое ингушского народа свидетельствует о том, что это народ с богатыми культурными традициями, которые в силу ряда исторических причин изучены явно недостаточно. Между тем обращение к культуре своего народа, изучение его языка, ценностей, обычаев и традиций способствует правильному воспитанию человека и формированию его нравственности и взаимопонимания с другими народами.
Кладезем разнообразных идей, ценностей, своего рода «депозитом» всех знаний о мире были на заре становления человеческого общества мифы, сказания, религиозные предания, бережно хранимые народным сознанием. Именно в мифах первоначально возникают образы, из которых складывается культурная картина мира этноса. Поэтому, как справедливо указывает А.Х. Танкиев, «давно назрела необходимость перехода от поверхностных суждений о народном сознании к его глубоким исследованиям, к разработке методик и инструментария подобных исследований. В кажущейся простоте и наивности фольклора «запечатан» действительно неисчерпаемый кладезь мудрости, доступ к сокровищам которой закрыт «семью замками» прошедших столетий».1
Историк культуры не может быть безразличен и к тому обстоятельству, что миф не исчезает вместе с первобытностью, что его сюжеты и архетипы продолжают жить и в современной этнической культуре, в которой наряду с научной, философской, художественной картинами мира, сохраняются следы мифопоэтической и религиозной картины мира. Разумеется, для того, чтобы выявить эти следы и показать связь, имеющуюся между ними и другими
1 ' Танкиев А.Х./Свет народного сознания вайнахов - Грозный: «Книга», 1990,- с. 13.
3
\ I
V-\ 1
картинами мира (например, философской), необходимо обратиться не только к мифопоэтическим, но и к историко-философским источникам. Настоящее диссертационное исследование основано, прежде всего, на анализе ингушской мифологии и фольклора. Основная часть мифологических и фольклорных сюжетов для последующего анализа была почерпнута из «Антологии ингушского фольклора» в шести томах (издание продолжается), которая является хрестоматийным собранием ингушского фольклора.
Актуальность темы диссертации определяется также тем, что в условиях интенсификации культурных контактов и развития межкультурных коммуникаций исследование национальных культурных ценностей открывает возможность полнее и глубже познать тот или иной народ, что не может не способствовать развитию взаимопонимания и сближения народов России. Вместе с тем, развитие связей между народами должно способствовать сохранению уникальных особенностей культур, обусловленных природой, климатом, этническим типом, менталитетом, языком, исторической памятью. Они запечатлены в культурной картине мира этноса, представляющей собой основополагающие мировоззренческие представления о человеке и его месте в обществе, об устройстве мира и законах его развития, об истории, ее смысле и целях. Поэтому сохранение уникальности культурной картины мира, служащей важным средством этнической самоидентификации, имеет принципиальное значение в условиях нарастающей унификации культур.
Степень разработанности проблемы. При написании данной работы использовалась разнообразная научная литература.
В своем стремлении выявить культурные конститутивы в методологическом плане автор опирался на труды мыслителей различных исторических эпох: Аристотеля, Ибн-Сины, И.Канта, А.Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Гегеля, Ф. Ницше, К. Маркса, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева и др. Также следует назвать «Новую философскую
энциклопедию», изданную Российской академией наук, «Антологию мировой философии».
В аспекте концептуализации картины мира были рассмотрены естественно-научные (М. Планк, Г. Герц, А. Эйнштейн), философские (Л.Витгенштейн, М.Хайдеггер, В.С.Степин, и др.); социологические (М.Вебер, У.Липпман, М.Оссовская, А.Шютц, П.Бергер и Н.Лукман, Э.Шилз и др.), этнологические и антропологические (К.Клакхон, Р.Бенедикт, Р.Редфилд, М.Мид, К.Гирц, С.Лурье), литературоведческие и лингвистические (М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Г.Д. Гачев, Ю.М. Лотман) направления исследования. Культурологический анализ картины мира проводили С. П. Батракова, А.Я.Гуревич, О.В. Магировская, Т.Ф.Кузнецова, Д. А. Синянский, Л. А. Штомпель и др.
Особое значение для понимания смыслов этнических культурных картин мира имели исследования мифологии в традиционных обществах и рассмотрение процесса формирования мифопоэтических картин мира. Они осуществлялись представителями различных этнографических и антропологических школ, начиная со второй половины XIX века. Такие этнологи, антропологи, психологи, как Э.Тайлор, Дж. Фрезер, Б.Малиновский, А.Р. Радклиф-Браун, В. Вундт, 3. Фрейд, Э. Кассирер, С. Лангер, Л. Леви-Брюль и др. изучали различные стороны мифосознания и мифологической картины мира.
Начиная со второй половины XIX века обозначился интерес к культуре народов Кавказа, в частности, к ингушской культуре - фольклору, истории, быту и т.д, что привело к появлению трудов Ч.Э. Ахриева, М. М. Базоркина (первый профессиональный историк из ингушей ), С. М. Броневского, Г. А. Вертепова, А.Н. Генко, Н.Ф. Грабовского, Б. К. Далгата, Д. Д. Мальсагова, Г.К. Мартиросиана, Л.П. Семенова, Б.В. Скитского, И. П. Щеблыкина, Н. Ф. Яковлева и др. При этом вплоть до второй половины XX века в изучении мифологии народов Кавказа, преобладали этнографические и
фольклористические исследования. В трудах П. Аутлева, В. Абаева, Н.
5
Аншба, А. Кешокова, 3. Цагова, А. Пшенокова, М. Кудаевой и др. было проведено историко-компаративное изучение и систематизация разнообразного фольклорного материала.
Сегодня исследованиям ингушской культуры посвящают свои труды X. Боков, М. Зязиков, А. Мальсагов, М. Мужухоев, Т. Муталиев, Ф. Оздоева, А. Танкиев, С. Хамчиев и др. Изучением ингушской предфилософии впервые занялся доктор философских наук, профессор Танкиев Абукар Хажалиевич, выдающийся ученый, внесший огромный вклад в развитие ингушской науки. Его книги: «Свет народного сознания вайнахов» (1990 г.), «Духовные башни ингушского народа» (1997 г.), «Эздел - ингушская этика» (2007 г.), «Боарам - ингушская эстетика» (2011 г.), а также ряд других публикаций и статей оказали неоценимую помощь в процессе диссертационного исследования, явились как теоретической, так и методологической базой исследования. В своих работах он впервые предпринял попытку многостороннего анализа и изучения ценностей духовной и материальной культуры, языка, обычаев и традиций ингушского народа. Также А.Х. Танкиевым составлен хрестоматийный сборник материалов по истории и культуре ингушского народа «Ингуши», в который включены и работы Чаха Ахриева, первого ингушского краеведа, также использовавшиеся в процессе работы над диссертацией.
Следует особо отметить ряд кандидатских и докторских диссертаций, защищенных учеными кавказского региона по близкой тематике. В их числе такие работы, как: «Мифологическое сознание как способ отражения социокультурного бытия (на примере адыгского нартского эпоса)» Хоконова М. А.; кандидатская диссертация «Традиционная культура ингушей: Истоки и характерные черты» и докторская диссертация «Этноконцепты культуры ингушского народа» Зязикова М.М; «Этнические стереотипы в культуре (на примере культур Северного Кавказа)» Аргельгова А.У., «Культура общения в адыгском этносе» Хакуриновой Р.П.; «Формирование нравственной личности
на основе этнической культуры (на материале народов Северного Кавказа) Биттуева Х.Х., и мн. др.
Таким образом, к настоящему времени учеными исследованы многие стороны этнической культуры, накоплены значимые научные результаты. Однако исследовательское поле весьма обширно, и все еще остается немало неизученных областей. Одной из них является культурная картина мира ингушского этноса, и в особенности - ее мифопоэтические измерения. Отмечая некоторый спад научного интереса к изучению картины мира в последние годы, Т.Ф. Кузнецова настаивает, что «термин может и должен быть актуализирован в современном гуманитарном знании, однако для этого он должен быть заново осмыслен и увязан с определенным комплексом идей и подходов, которые выведут его из «тени» неактуальности».1 Представляется, что обращение к изучению этнических культурных картин мира и является одним из таких перспективных научных подходов, что обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Объект исследования: культурная картина мира ингушского этноса Предмет исследования: конститутивы культурной картины мира ингушского этноса
Цель диссертационной работы: осуществить теоретическую реконструкцию культурной картины мира ингушского этноса сквозь призму ее конститутивов человек-общество-природа.
Задачи исследования:
1. Основываясь на научной литературе по проблеме дать понимание концептов «картина мира», «культурная картина мира», «этническая культурная картина мира»;
1 Кузнецова Т.Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии / Знание. Понимание. Умение,- 2005- № 4, с. 32
2. С целью выработки методологии исследования охарактеризовать динамику философско-культурологических представлений о конститутивах культурной картины мира;
3. Основываясь на мифологических и религиозных текстах осуществить теоретическую реконструкцию культурной картины мира ингушского этноса;
4. Охарактеризовать основные морфологические слои культурной картины мира, ее конститутивы и основные элементы;
5. Выявить элементы предфилософского знания в мифе и религии ингушского этноса и проанализировать их соотношение в культурной картине мира.
Теоретические и методологические основания исследовании
Теоретическую основу данной работы составили фундаментальные труды в области культурологии, культурной антропологии, социальной философии, истории философии, в которых разработаны философские подходы к изучению категорий «человек», «общество», «миф», «картина мира», и др.
Методологическую основу исследования составили: основные принципы и методы философско-культурологического исследования фольклора Танкиевым А.Х.; исследования предфилософии Чанышевым А.Н.; труды А.Ф.Лосева, посвященные мифу; методика исследования человека основоположника философской антропологии Макса Шелера; принципы исследования философии общества Иоганна Готфрида Гердера; этнологические исследования Р. Редфилда и С. Лурье.
Методы исследования. В культурологии имеется множество методов и теоретических подходов. Применительно к теме настоящего диссертационного исследования автор исходил из необходимости сочетания ценностного и деятельностного подхода, методов единства исторического и
логического и восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве методологических ориентиров диссертант использовал идеи К.Маркса о том, что «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что последняя по времени форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе...»,1 и что «намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно». Опираясь на эти положения, автор экстраполировал философские категории человек и общество на мифосознание, выявил зачаточные формы этих идей и показал их роль как конститутивов этнической культурной картины мира.
Также при написании диссертации применялись следующие методы:
- метод сравнения, который предполагает изучение конкретных фактов, их обобщение и сопоставление с другими группами фактов;
- метод философской герменевтики, при помощи которого решается задача реконструкции смыслов архаических текстов;
- метод текстологического анализа, являющийся важным инструментом в раскрытии содержания философских текстов и фольклорных произведений.
Все эти методы позволили выявить первоначальные представления ингушского народа о человеке, обществе и природе в качестве конститутивов культурной картины мира. При анализе культурной картины мира были использованы теоретические конструкты, разработанные известными отечественными философами, культурологами и этнологами: А.Я.Гуревичем, Г.В.Драчом, С.В.Лурье, А.Ф.Лосевым, Т.Ф.Кузнецовой, Е.Я.Режабеком, В.С.Степиным, А.Х.Танкиевым, и др.
В качестве источниковедческой базы использовались антологии и хрестоматийные собрания ингушского национального фольклора, в частности, «Антология ингушского фольклора».
Научная новизна исследования:
1 Маркс К. Энгельс Ф Соч., 2 ИЗД., Т. 12, С. 731 -732 3 Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, 42-43
9
1. Осуществлена концептуализация понятия «культурная картина мира этноса».
2. Проанализирована историческая динамика философско-культурологических представлений о конститутивах культурной картины мира.
3. Произведена теоретическая реконструкция картины мира ингушского этноса на этапе перехода от мифа к логосу
4. Доказана роль концептов человек - общество - природа как конститутивов мифопоэтической картины мира ингушей
5. Раскрыт синкретизм ингушской этнической культурной картины мира, заключающийся в слиянии и взаимопроникновении элементов мифопоэтической, религиозной и предфилософской картин мира.
Положения, выносимые на защиту:
1. Используемое в гуманитарных и междисциплинарных исследованиях понятие «картина мира» является чрезвычайно многозначным и неопределенным, а потому недостаточным для проведения культурологического исследования. Его необходимо дополнить понятиями «культурная картина мира» и «этническая культурная картина мира». Под культурной картиной мира следует понимать совокупность знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах социальной группы, а также неосознанных значений, личностных смыслов, переживаний и оценок. Поскольку человечество представлено множеством особенных культур с характерными для них образами мира, постольку имеет смысл говорить об этнической культурной картине мира, объединяющей этнос и отражающей фундаментальные черты национального характера.
2. Любая культура возникает на стыке отношений человек -общество - природа. Поэтому категории, выражающие эти отношения, дают возможность извлечения и репрезентации культурных смыслов, содержащихся в виде антиципаций научно-философских подходов в
отживших культурных формах, в том числе - и в мифопоэтическом синкретизме. Ретроспективный анализ историко-философских идей показал, что хотя философско-культурологическая рефлексия постепенно теряет интерес к натурфилософии, сосредотачиваясь на социально-
антропологической проблематике, концепты природа - общество - человек продолжают оставаться теми конститутивами, которые формируют «остов» любой культурной картины мира, в том числе - в ее этническом варианте.
3. Реконструкция культурной картины мира ингушского этноса позволяет: 1) обнаружить в ней относящиеся к различным историческим эпохам культурные пласты с преобладанием мифопоэтической составляющей; 2) выделить ядерные (константные) и периферийные (мобильные) зоны; 3) выявить в культурном ядре конститутивы - сгустки смыслов, детерминирующих ценности, нормы, духовные ориентиры. В мифопоэтической картине мира они представлены ёмкими образами мироздания (в природном и социальном измерениях) и человека, как центра мироздания и творца культуры
4. Стремление понять и объяснить устройство мира привело к появлению у ингушей архаических космогонических мифов, в рамках которых сформировался «природный слой» культурной картины мира. В мифах о происхождении мироздания, о превращении хаоса в космос осуществляется реконструкция онтологического основания картины мира, причем здесь можно наблюдать не только попытки объяснить происхождение мира, но стремление дать ответ на потребность в стройной картине мироздания и понимании хода исторического развития.
5. Отличительной чертой ингушской культурной картины мира является ее социоцентризм. Превращение социоцентризма в своеобразную доминанту культурной картины мира было обусловлено природными и
т социальными факторами: в условиях гор жизнь была крайне тяжелой и
( требовала объединения усилий, сплоченности, трудолюбия, мужества и
мудрости. Это привело к появлению древнейшей формы общественных
объединений - тейпов - отдельных родоплеменных групп, своеобразных кланов, в которых человек воспитывался в духе уважения к коллективу, обществу, что в свою очередь привело к закреплению этических норм в мифах и легендах. Взятая в целом, культурная картина мира ингушского этноса характеризуется доминированием в ее «ядерной» зоне социоцентризма, а в «периферийной» - нравственных ценностей;
6. Многочисленные мифы, легенды, а также язык ингушского народа, выделяют человека из всей совокупности мироздания. Человек понимается как существо, наделенное душой: концепт «саг» («человек») имеет в своей основе понятие «са» (душа). В ингушской культурной картине мира человек выступает одновременно и как природное, и как социальное существо, причем, в более поздних по времени мифах акцент явно смещается в сторону социальности, что находит выражение в усилении этической проблематики. Человек как субъект социума не только перемещается в центр мироздания, но и превращается в связующее звено мира природы и мира культуры.
7. Этническая картина мира ингушей синкретична. В ней тесно переплетены элементы и черты мифологической, предфилософской, религиозной и художественной картин мира, что связано с богатством фольклорной традиции, с одной стороны, и сохранением элементов мифомышления в ситуации распространения ислама. При этом взаимопереплетение мифических и религиозных сюжетов происходило на фоне зарождения элементов философского знания, что, в конечном счете, и обусловило синкретизм этнической культурной картины мира.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно обращено к практически неисследованной области культурного наследия ингушского народа и призвано восполнить существующие пробелы. Полученные результаты позволяют выявить процесс формирования и развития первоначальных идей,
представлений ингушского народа о мироздании - человеке, обществе, природе - и выделить их характерные особенности.
Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, научной ценностью и новизной полученных результатов. Содержание диссертационной работы, основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения и развития идей и представлений ингушского народа в области культурологии, философской антропологии, социальной философии и философии истории. Материалы диссертации также могут послужить основой лекционных курсов и спецкурсов по теории и истории культуры, философии, философской антропологии, социальной философии и философии истории.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного
исследования с очным участием были представлены, обсуждены и
опубликованы: на Всероссийской научно-практической конференции
«Взаимодействие этнических культур. Основа цивилизационного диалога»,
которая проходила в г. Пятигорске 27-28 ноября 2008 года; XI
Международной научно-практической конференции «Реальность этноса.
Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной
толерантности», которая проходила в Санкт-Петербурге (Российский
государственный педагогический университет имени А.И. Герцена) 14-17
апреля 2009 г.; Всероссийской научно-практической конференции
«Культурные этнические и религиозные традиции и инновации мира:
сравнительный дискурс», которая проходила в г. Пятигорске 5 - 6 октября
2009 г.; Региональной научно-практической конференции «Вузовское
образование и наука», проходившей в г. Магас (2008 г., Ингушский
государственный университет). С заочным участием основные положения и
выводы были представлены на обсуждение и опубликованы в материалах:
Международной конференции «Лавровские чтения», приуроченной к
столетию со дня рождения Л.И.Лаврова, проходившей в Санкт-Петербурге
(2009 г. РАН Музей Антропологии и этнографии им. Петра Великого
13
(Кунсткамера); Всероссийской конференции IV-e Лойфмановские чтения «Философское мировоззрение и картина мира», г. Екатеринбург, 17-18 декабря 2009 г. (Уральский государственный университет имени A.M. Горького); I Международной заочной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире», Краснодар, 2010 г.; Международной научно-теоретической конференции «Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа», 9-12 июня, 2011 г., Джейрах.
Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в 18 научных публикациях общим объёмом более 8 печатных листов, в том числе в 2 статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы. Текст диссертации содержит 138 страниц, библиографический список насчитывает 220 источников, в том числе 2 источника на иностранных языках.
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования
культурной картины мира
В данной главе будет дан анализ основных понятий и концептов, используемых в диссертации, таких, как «картина мира», «научная картина мира», «культурная картина мира», «этническая культурная картина мира»; основных элементов культурной картины мира. В первом параграфе «картина мира» будет представлена как объект изучения различных наук -как естественных, так и гуманитарных. Что касается второго параграфа, то он будет специально посвящен обоснованию положения, что концепт «картина мира» в системе культурологического знания занимает одно из центральных мест. Поэтому прежде, чем исследовать культурную картину мира ингушского этноса, необходимо рассмотреть данное понятие. Представляется, что предварительный теоретический дискурс поможет выработать методологическими ориентиры при выявлении и исследовании элементов этнической культурной картины мира, содержащихся в ингушском эпосе.
1.1. Картина мира как объект междисциплинарного исследования
«Картина мира» относится к разряду основополагающих понятий, поскольку оно имеет прямое отношение к человеку, раскрывает его взаимоотношения с миром, определяет фундаментальные условия его бытия в мире.
На сегодняшний день это понятие достаточно хорошо разработано в
науке. Можно выделить естественнонаучные (Планк, Эйнштейн);
философские (М.Хайдегер, Л.Витгенштейн, В.С.Степин, Т.Ф.Кузнецова,
Д.Синянский и др.); социологические (М.Вебер, Р.Редфилд, У.Липпман,
М.Оссовская, А.Шютц, П.Бергер и Н.Лукман, Э.Шилз и др.), этнологические
и антропологические определения (К.Клакхон, Р.Бенедикт, М.Мид, К.Гирц,
15
и
С.Лурье и др.); а также многообразные междисциплинарные дефиниции. Культурологические и литературоведческие исследования картины мира проводились М.М. Бахтиным, Д.С. Лихачевым, Г.Д. Гачевым, Ю.М. Лотманом. Серьезный вклад в разработку этого понятия внесла французская Школа Анналов (М.Блок, Л.Февр, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби, Ф.Граус и др.).
Поскольку картина мира, как правило, подвергается вербализации, имеется множество лингвистических и семиотических работ по языковой картине мира: Т.В. Цивьян, Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, Е.С. Яковлевой, А.К. Жолковского, Ю.К. Щеглова, Б.М. Гаспарова, Э.Сепира, Б.Л.Уорфа, Д.Хаймса, К.Пайка, А.Вежбицка и др. При этом следует отметить, что наряду с понятием «картина мира», учеными нередко используются как синонимы близкие по смыслу понятия «модель мира», «образ мира» и некоторые другие. Например, психологи, исследующие проблемы сознания (А.П. Леонтьев, С.Д. Смирнов), а также филологи предпочитают понятие «образ мира».
Как следует уже из одного этого перечня, в философии, этнологии, культурной антропологии, психологии, лингвистике, литературоведении, культурологии сложились целые научные направления и школы, представители которых исследуют различные аспекты данной темы, что позволяет говорить о ее междисциплинарном характере. Обобщая итоги разработки этого понятия, Т.Ф.Кузнецова отмечает, что «в настоящее время в науке функционирует три значения понятия «картины мира»: специализированный результат в понимании онтологии мира, полученный отдельными науками (физика, биология, химия, социология, культурология и пр.); синтезированная картина, потребность в которой существует, несмотря на дисциплинарное членение науки; картина мира как мировоззрение.
Первые две картины существуют в текстах науки в виде теоретического знания и они не равны мировоззрению. Третий тип картины мира функционирует в культуре, существуя как мировоззрение. Это предстояние
мира человеку, воплощенное в мифо-символической форме, закрепленное в традициях, осуществляющих межпоколенческую преемственность»,1
Отмечая значимость научных результатов, достигнутых в понимании сущности картины мира, нельзя не признать, что сколь либо общепринятое или даже близкое к этому понятие картины мира в науке отсутствует. Для того, чтобы раскрыть сущность данного понятия и определить его методологическую значимость, целесообразно обратиться к истории вопроса.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экология культуры: культурно-антропологические аспекты2007 год, кандидат философских наук Кулабухов, Дмитрий Анатольевич
Ингушские адаты как феномен правовой культуры2003 год, кандидат философских наук Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич
Традиционная культура ингушей: Истоки и характерные черты2003 год, кандидат философских наук Зязиков, Мурат Магометович
Космогонические и космологические воззрения древних башкир2011 год, кандидат философских наук Аминев, Закирьян Галимьянович
«Письменность как компонент этнокультуры ингушей (становление и функционирование)»2015 год, кандидат наук Дударов Абдул-Мажит Муратович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Точиева, Марем Багаутдиновна, 2013 год
Библиография
1.Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. - Киев: «УЦИММ -Пресс», Санкт-Петербург: «АЛЕТЕЙЯ», 1999.- 688 с.
2.Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 1008с.
3. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды,- 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2002.- 1152 с.
4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 592 с.
5.Аль-Фараби. Научное творчество. Сборник статей. -М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1975.-184 с.
6. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: «Наука», 1973. -400 с.
7. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей.- Грозный: РИК. Ичкерия, 1994.- 206 с.
8. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов.- Грозный: Чечено-Ингушское издательство - полиграфическое объединение Книга, 1990.-368с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- 3-е изд. СПб.: Питер, 2002.288 с.
10. Антология ингушского фольклора. На ингушском и русском языках: Мифы. Обрядовый фольклор / Сост., перевод и комментарий И.А. Дахкильгова. Т.1. - Нальчик, издательский центр «Эль-Фа», 2003,- 344 с.
11.Антология ингушского фольклора. На ингушском и русском языках: Волшебные сказки. Сост., перевод и комментарии Л.Х. Танкиевой. Т.2.-Нальчик, издательский центр «Эль-Фа», 2003.- 368 с.
12. Антология ингушского фольклора. На ингушском и русском языках: Сказки о животных и социально-бытовые сказки / Сост., коммент. И типол. анализ Б.С. Садулаева. Т.З.- Нальчик, издательский центр «Эль-Фа», 2004.364 с.
13. Антология ингушского фольклора. На ингушском и русском языках: Нартские сказания. Легенды / Сост., перевод, коммент. и послесловие И.А.Дахкильгова. Т.4.- Нальчик ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.» Издательский центр «Эль-Фа», 2006.- 488 с.
14. Антология мировой философии: Античность,- Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001.- 960 с
15. Антология мировой философии: Древний Восток. - Минск: Харвест, М.ЮОО «Издательство ACT», 2001.- 992 с.
16. Антология мировой философии: Буржуазная философия конца XVIII в. -первых двух третий XIX в. Т.З. - М.: «Мысль», 1971,- 760 с.
17. Антология мировой философии: Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в. Т.4. -М.: «Мысль», 1972.- 712 с.
18. Антология феноменологической философии в России / Сост., общая редакция, предисл. и комм. И.М. Чубарова. Т. 1. - М.: «Русское
феноменологическое общество», издательство «Логос», 1997.- 512 с
19. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории - Мн.: Литература, 1998. - 1392 с.
20. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с прил.: Учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: академия, 2001.- 592 с.
21. Асмус, В.Ф. Античная философия (история философии).- М.: Высшая школа, 2003.- 400 с.
22. Асмус В.Ф. Декарт.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.- 372 с.
23. Атланов Д.Ю. Человек, как предмет современной философской антропологии [Электронный ресурс]: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология и философия культуры/
24. Атланов A.C.- СПб., 2008,- 182 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
25. Ахутин A.B. Античные начала философии. -С.-Пб. «Наука», 2007.- 784 с.
26. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. - М.: Академкнига, 2002.- 456 с.
27. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. -СПб.: Алетейя, 2000.- 432 с.
28. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир.- М.:Академический Проект;Альма Матер, 2007.- 600с. 30.
29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
30. Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гете // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 181-225;
31.Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. Ред.- сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская.- М., 1999.32. Бердяев H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского гуманизма. -М.: ЗАО «СварогиК», 1997.-416 с.
33. Беседы и суждения Конфуция / Под ред. Р.В. Грищенкова. - СПб.: ООО «Издательство «Кристалл»», 1999.- 1120 е., ил.
34. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Издательство МГУ, 1982.- 199 с.
35. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983- 412 с.
36. Буева Л.П. Человек: деятельность, общение.- М.: Мысль, 1978.- 216 с.
37. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. Худож. оформ.Б.Ф. Бублик. - М.:000 «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.- 672 с.
38. Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем.- М.:Юрист, 1994.-704с.
39. Великие мыслители Востока. Пер. с англ. Н. Барановой, А. Блейз, С. Зинина, А. Коваля, Я. Никитина.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.- 656 с.
40. Великие мыслители Запада. Пер. с англ. В. Федорина.- М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.- 656 с.
41. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 2000.- 520 с.
42. Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей: Сборник научных трудов ЧИИИСФ / Сост. А.Х. Танкиев. Грозный, Чечено-Ингушский институт истории, социологии и филологии (ЧИИИСФ) Темплан, 1985.-104 с.
43. Г1алг1айбагахбувцам: Ингушский фольклор: (на ингуш, яз.) / Сост. А.У. Мальсагов - Магас: Издательство «Сердало», 2002.- 616 с.
44. Г1алг1ай фольклор. Оттадаьр А.Х. Танкиев. - Грозный, «Книга», 1991.448 с.
45. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
46. Гачев Г.Д. Национальные образы мира Косм-психо-логос / Георгий Гачев - М,Прогресс: Культура, 1994.—479 .с
47. Гвардини Р. Конец Нового времени. - Вопр. философиию 1990.- № 4
48. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Перевод A.M. Водена. С.-Пб., «Наука», 2000. РАН. 480 с.
49. Гердер Иоганн Готфрид (Johann Gottfried Herder) (1744-1803). Философия истории. [Электронный ресурс], http://rilosof.historic.ru
50. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа: Сборник научных трудов ЧИИИСФ / Редколлегия У.Б. Далгат (отв. ред.), И.Б. Мунаев (зам.отв. ред.), А.Х. Танкиев. Грозный, Чечено-Ингушский институт истории, социологии и филологии (ЧИИИСФ) Темплан, 1988.- 168 с.
51. Герцен А.И. Избранные философские произведения в 2 томах. Т.1. ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1948.- 372 с
52. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1989. - 731 с.
53. Грибакин A.B. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.- 200 с.
54. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006.688 с.
55. Губина В.Д., Некрасова E.H. Философская антропология - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.- 240 с.
56. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и
Реальности. Пер. с англ. Т.В. Барчуновой.- Ярославль: «Норд», 2004. Т.2. Кн.1.- 384 с.
57. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и Реальности. Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Т.2. Кн. 2.- Ярославль: «Норд», 2004. - 480 с.
58 .Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1982.- 350 с.
59. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособ. для студентов гуманитарных вузов.- М.: АО «Аспект Пресс», 1994.- 317 с.
60. Гуревич П.С. Философия человека: В 2-х ч. Институт философии РАН. М.: Изд-во ИФ РАН, 2001.-209 с.
61. Гусейнов A.A. Великие моралисты.- М.: Республика, 1995. - 351 е.: ил.
62. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов.- Грозный: Книга, 1991.-336 с.
63. Давидович В. Е., Жданов Ю. А.- Сущность культуры. Ростов-на-Дону: РГУ, 1979. 264с.
64. Декарт Р. Разыскание истины / Пер. А. Гутермана, М. Позднеева, Н. Сретенского, Г. Тынянского,- СПб.: Азбука, 2000.- 288 с.
65. Демин М.В. Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции // Философия и общество: Научно-теоретический журнал. № 3
май - июнь.- М. Изд-во «Учитель» «Философия и общество», 1999.- с. 110116.
66. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.Том 1. Античность,- С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.- 336 с.
67. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье.- С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.- 368 с.
68. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время.- С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.- 736 с.
69. Дзейтова М. Культура мира в фольклоре народов Кавказа. - Назрань: Пилигрим, 2006. - 238 с.
70. Дильтей В. Сущность философии. -М.: «Интрада», 2001.- 160 с.
71. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов/ Ред. тома и авт. Вступ. Ст. А.Ф. Лосев; Перевод М. Л.Гаспарова.-2-е изд.- М.: Мысль, 1986.- 571 с.
72. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003,- 318 с.
73. Драч Г.В Конститутивы культурологической теории / http://www.cr-iournal.ru/rus/iournals/85.html&j id=7
74. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. // Логос, 2000, № 4(25)
75. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. — СПб.: Алетейя, 2003.
76. Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры. Ростов-на-Дону, «Наука-пресс», 2005, 432 с.
77. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990
78. Заугольникова, A.B. Миф в философии культуры немецкого романтизма [Электронный ресурс]: дис. канд. филос. наук: 09.00.13/ Заугольникова А.В.-СПб., 2009.- 166 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
79. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии.- Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический Проспект, 2002.- 348 с.
80. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии [Электронный ресурс]: Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология и философия культуры/ В.Н.Золотухин; Кузбасский государственный технический университет, 2009.- 44 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
81. Золотые листья Чеченские и ингушские народные сказки / Ред. Н.Ф.Палихова. - Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1989.-111с.
82. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. Т.1: Учебное пособие.- М.: - Интерпракс, 1994.- 432 с.
83. Зязиков М.М. Традиционная культура ингушей: история и современность. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.- 312 е.: ил.
84. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения: Жизнеописания, Книга знания, Указания и наставления, Книга о душе. - М.: Изд-во «Наука», 1980. - 552 с
85. Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания / Пер. и предис. Академика АН Таджикской ССР Богоутдинова A.M..- Сталинабад: Таджикское государственное издательство, 1957. - 288 с.
86. Ингуши: Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа / Сост. А.Х. Танкиев.- Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.- 592 с.
87. Ингушский фольклор/ Сост. Ростом Пареулидзе. Филологический перевод с ингушского языка на грузинский Ростома Пареулидзе. Подстрочный перевод с ингушского языка на русский Абукара Танкиева, Майи Гайдаровой и Ростома Пареулидзе. Филологический перевод с ингушского языка на русский Майи Гайдаровой и Абукара Танкиева. -Тбилиси, «Кавказский дом», 2001.- 160 с.
88. Индийская философия: Энциклопедия/ Отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН.- М.: Вост.лит., 2009.- 950 с.
89. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая: Философия XV- XX вв.) / Под ред. проф. Н.В. Мотрошиловой,- М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996.- 480 с.
90. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая:
Философия XV - XX вв.) / Под ред.проф. Н.В. Мотрошиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996. - 557 с.
91. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие,- 3-е изд.- М.: «Университетская книга»; Логос, 2007. - 432 с.
92. Канке В.А. Философия: Учебник. - М., «Логос» 2006г. 376 с.
93. Кант И. /Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum).- М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 752 с.
94. Кант И. Логика// Трактаты и письма. - М., 1980.- 712 с.
95. Кант и кантинианцы /Критические очерки одной философской
96. Кант И. Основы метафизики нравственности.- М.: Изд-во «Мысль», 1999.- 1472 с.
97. Традиции // Отв.ред. A.C. Богомолов. Академия наук СССР Институт философии, М.: «Наука», 1978. -360 с.
98. Каратини Р. Введение в философию,- М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 736 с.
99. Культурология. XX век. Словарь.СПб, 1997
100. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр.- М.: Академический Проект, 2001.- 314 с.
101. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. -М.: Академический проект, 2001.- 576 с.
102. Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов. T.I.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 576 е.: ил.
103. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / Общ. Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс - 2005,- 880 с.
104. Кочарян М.Т. Поль Гольбах. - М., Мысль, 1978. - 187 с.
105. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука и др.- 4-е изд.- М.: Мысль, 1981.- 928 с.
106. Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия - 2-е изд. - Магас: Издательство «Сердало», 2008.- 256 е.: ил.
107. Кузнецова Т.Ф. Картина мира и образы культуры // Культура: теории и проблемы : учеб. пособие для студентов и аспирантов гум. Специальностей. М„ 1995.
108. Кузнецова Т.Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии /Знание. Понимание. Умение 2005 № 4
109. Культурная картина мира (статья Т.Ф.Кузнецовой) http://modfrancelit.ru/kulturnaya-kartina-mira-statya-t-f-kuznetsovoy/
110. Кузнецова Т. Ф. Культурная картина мира: Теоретические проблемы: М.: ГИТР, 2012
111. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. -М.: Наука, 1987
112. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Е.С. Кубрякова. -М.: Наука, 1988
113. Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / O.A. Корнилов. - М.: ЧеРо, 2003
114. Куркиев A.C. Ингушско-русский словарь: 11142 слов.- Магас: Издательство «Сердало», 2004.- 544 с.
115. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии).
116. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе.- М.: Логос, 2007.- 224 с.
117. Левит Карл. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века Маркс Кьеркегор. Пер. с нем. К. Лощевского / Под ред. М. Ермаковой и Г. Шапошниковой.- СПб. «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2002.-672 с.
118. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. - М.: «Аграф», 2000.- 336 с.
119. Леонтьева Е.И. Универсализация культуры как проблема философско-теоретической мысли [Электронный ресурс]: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13/Е.И. Леонтьева; С.- Петерб. государственный университет.-СПб., 2006.- 27 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
120. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. A.A. Велика. М.: Смысл, 2001.- 560 с.
121. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., 1997. 508 е.;
122. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избран, психол. произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 251-261
123. Логос 1991-2005. Избранное: В 2 т. Т.1. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006 - 696 с.
124.Лосев А.Ф. Античная философия истории.- СПб.: Алетейя, 2001.- 256 с.
125. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм.- М.: Искусство, 1980.- 766 с.
126. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Жизнеописание. Оформл. Л. Зусмана.- М., «Дет. Лит.», 1977.- 224 с. С фотоил. (Люди. Время. Идеи).
127. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.525 с.
128. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд. МГУ, 1982
129. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990
130. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997
131. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 12, с. 731-732
132. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, 42-43
133. Магировская О.В. К понятию «картина мира» // Теоретические проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 1996. С. 84-90
134. Маковский М.М. Картина мира и миры образов // Вопросы языкознания. 1992. №6. С. 87-93
135.Маркузе Г. Одномерный человек. Пер. с англ. A.A. Юдина. - М.: ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2003.- 336 с.
136. Мелетинский Е. М. Общее понятие мифа и мифологии/Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 634-640.
137. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука. ГРВЛ, 1976
138. Минюшев Ф.И. Основные категории, применяемые для анализа социокультурных явлений и процессов// Социокультурное исследование: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во Международного Университета Бизнеса и Управления, 1997.- 192 с.
139. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке/ Под общ. ред. Б.Г. Юдина.- М.: Прогресс - Традиция, 2007,- 368 с.
140. Михайловский В.Н., Светлов Ю.К. Научная картина мира: архитектоника, модели, информация. СПб., 1995,
141. Мухина B.C. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999
142. Мэн-цзы. Предисл. JI.H. Меньшикова. Пер. с китайского, указ. B.C. Колоколова / Под ред. Л.Н. Меньшикова. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.- 272 с.
143. Новая философская энциклопедия. Т. I / Ин-т философии РАН,
Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. Секр. А.П.Огурцов.- М.: Мысль, 2010,- 744 с.
144. Новая философская энциклопедия. T.II / Ин-т философии РАН,
Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. Секр. А.П.Огурцов.- М.: Мысль, 2010.- 634, [2] с. IV III
145. Новая философская энциклопедия. T.III / Ин-т философии РАН,
Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. Секр. А.П.Огурцов.- М.: Мысль, 2010.- 692, [2] с.
146. Новая философская энциклопедия. Т.IV/ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. Секр. А.П. Огурцов.- М.: Мысль, 2010.- 736 с.
147. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М.: ИЧП «Жанна», 1994. - 363 с.
148. Ницше Ф. Сочинения. Т.1 / Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна; Пер. с нем. -М.: Мысль, 1997.- 829, [2] е., 1 л. портр.
149. Ницше Ф. Сочинения. Т.2 / Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна; Пер. с нем. - М.: Мысль, 1997.-829, [1] е., 1 л. портр.-(Филос.наследие).
150.Очерки социальной философии: Учеб пособие для вузов/ В.Д. Зотов,В.Н. Шевченко, К.Х. Делокаров и др.- М.: Наука, 1994.- 208 с.
151. Петров M .К. Язык. Знак. Культура. М.: Наука, 1991.-328 с.
152. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую Антропологию / Пер. с нем.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368.
153. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
154. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21
155. Пятигорский A.M. Материалы по истории индийской философии: материализм локайяты, индуистская система шайва-бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках.- М.: Изд-во восточной литературы, 1962.- 252с.
156.Платон. Диалоги. Пер. с древнегреч.; Сост., ред.и авт.вступит. статьи А.Ф. Лосев; Авт. Примеч. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1986.- 607 с-Внадзаг.: АН СССР. Ин-т философии.
157. Платон. Диалоги: Пер. с древнегреч. / Худож.-оформитель Б.Ф. Бублик, -Харьков: Фолио, 1999.- 383 с.
158. Платон. Собрание сочинений. Т. 1 (1). Апология Сократа/ Изд. подгот. A.A. Глухов, Ю.А. Шичалин. Пер. М.С. Соловьева. - М.: Греко- латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000.- 160 с.
159. Платон: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. Р.В. Светлова; сост.,примеч. В.Л. Селиверстова.- СПб.: РХГИ, 2001.- 648 с.
160. Платон Филеб, Государство, Тимей, Критий. Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; Авт. вступ.ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. A.A. Тахо-Годи.- М.: Изд-во «Мысль»,1999.- 656 с.
161. Полоротова, H.H. Глобализирующийся человек: проблема выхода из субъективности [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. филос. наук:09.00.13/Н.Н. Полоротова; Читинский государственный университет,-Чита, 2005,- 20 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
162. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы - М., 1998.
163. Путь в философию. Антология / Ред. коллегия тома И.С. Вдовина, А.Б. Зыкова, М.С. Козлова (редактор раздела), Г.М. Тавризян - М.: ПЕР СЭ,СПб.: Университетская книга, 2001.- 445 с.
164. Пищальникова В.А. Понятие картины мира в современной науке // Этногерменевтика и языковая картина мира: теория и практика / В.А. Пищальникова. - Кемерово: Графика, 1998. - Вып. 2.
165. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001
166. Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре: Трактаты. Пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова, JI. Борщевского. - Коммент. В. Алексеева-Попова, Л. Борщевского. -М.: ТЕРРА- Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 544 с.
167. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. Пер. с англ; Подгот.текста В.В. Целищева.- СПб.: Азбука, 2001.-960 с.
168. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. -М.; Воронеж, 2003,- 303 с.
169. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003
170. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: Том 1/ Под ред. Н.С. Плотникова и К.В. Фараджева.- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008.- 576 с.
171. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. М., 1985. 232 с.
172. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка / И. А. Стернин. - Воронеж: Научное издание, 2004
173. Смирнов С. Д. Миры образов и образ мира. // Вестник МГУ, серия 14, 1981, №2
174. Синянский Д.А. Картина мира и кризис современной культуры. Дисс. На соиск ученой степ. Канд. Филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002
175. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.Издательская группа «Прогресс - Универс», 1993
176. Степин B.C., Кузнецова Т.Ф Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994
177. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. - М.: Альфа- М, ИНФРА, 2004
178. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. с франц., предисл., примеч. В.И. Колядко,- М., 2000.- 639 с.
179. Сенека. Декарт. Спиноза. Конт. Гегель: Биогр. Повествования / Сост.,общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. 2- е изд.- Челябинск: «Урал LTD», 2000.- 516 е.: портр,- (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 16).
180. Синицина Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. (XV - XVI вв.) - М.: Издательство «Индрик», 1998.- 416 с.
181.Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей / Составители: И.А. Дахкильгов, А.О. Мальсагов.- Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. - 528 с.
182. Скурту Н.П. Искусство и картина мира / Бэлу гос. пед. ин- т им. А. Руссо. Кишинев, 1990.
183. Соловьев B.C. Сочинения / Сост., авт. вст. ст. и прим. A.B. Гулыга.-М.:«Раритет», 1994.- 448 с.
184. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах: Т. 1. М.: Мысль, 1988.- 831 с.
185. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.- 350 с.
186. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали/ Вступ. ст., сост. и примеч. В.В. Сапова.- СПб., 1999.- 448 с.
187. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова-СПб.: РХГИ, 2000.- 1056 е., илл.
188.Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования/ Отв. ред. д.ф.н. В.А. Кругликов/ Институт философии РАН. М.: Изд-во ИФ РАН, 1995.- 242 с.
189. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., Гардарики, 2009.- 736 с.
190. Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.- 503 с.
191. Танкиев А.Х. О понятии «ха» (время) и некоторых других терминах языка, относящихся к народным идеям философии ингушской истории/ Контенсивная типология естественных языков // Материалы 2-й международной научно-практической конференции языковедов (14-15мая 2009 года). - Махачкала, 2009.- с. 221-224.
192. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный «Книга», 1990.- 168 с.
193. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа: Сб.ст. и материалов о народ, культуре. Саратов Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1997,- 293 с.
194. Танкиев А.Х. Эздел - ингушская этика. - Магас: Издательство «Сердало», 2007.- 486 с.
195. Танкиев А.Х. «Саг» (человек) в пространстве галгайской национальной культуры/ Человек в современных философских концепциях [Текст]=Нишап Being in Contemporari Philosophical Conceptions: материалы Четвертой междунар.конф.. г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г. В 4 т. Т.2 / ВолГУ, Ун-т Стефана Великого (Румыния), Междунар. филос.о-во C.JI. Франка, Рос.филос.о-во ; редкол.: Н.В. Омельченко (отв. ред.) [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - с. 594-598.
196.Танкиев А.Х. О древнеингушской культуре в кавказской цивилизации.Материалы II международного конгресса кавказоведов. Отв. ред. Л.Азмайпарашвили / Институт кавказоведения факультета гуманитарных наук Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили Институт языкознания им. Арнольда Чикобава. Тбилиси, 2010.- с. 488-490.
197. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического // Избранное. М., 1995
198. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992
199. Философия в систематическом изложении/ Сост. В.В. Анашвили, А.Л. Погорельский. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.- 440 с.
200. Философия истории: Учеб пособие / Под ред. проф. A.C. Панарина. М. Гардарики, 1999.- 432 с.
201.Философская антропология. Человек многомерный: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. проф. С.А. Лебедева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.351 с.
202. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. - М.: Академический Проект, 2006.-912 с.
203. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Наука. ГРВЛ, 1984
204. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер : статьи и выступления : пер. с нем. М., 1993. 447 е.;
205. Хуторянская А.Д. Картина мира в современной гуманитарной науке /Поволжский торгово-экономический журнал, № 4(16) 2010
206. Цатурян A.C. Антропологическое измерение этнической идентичности в контексте традиционной культуры [Электронный ресурс]: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология и философия культуры\ Цатурян A.C.- Ростов-на-Дону, 2007.- 158 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
207. Цивьян T.B. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990
208. Холтон Дж. Что такое «антинаука»?// Вопросы философии, 1992. - №
209. Чанышев А.Н.Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос.фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. Школа, 1981. - 374 с.
210. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии): Учеб. для вузов.- М.: Высш. шк., 2003.- 703 с.
211. Чанышев А.Н. Аристотель.- М.: Мысль, 1981.- 200 с.
212. Чалоян В.К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1979.- 216 с.
213. Чернявская Ю.В. К проблеме реальности новой науки: пути и перспективы современного культурологического исследования http://yvch.blog.tut.by/flles/2008/07/k-probleme-realnosti-novojj-nauki-puti-i-perspektivy-sovremennogo-kulturologicheskogo-issledovaniia.doc
214. Чуковенков Ю.А. Генезис христианской православной антропологии [Электронный ресурс]: дис. д-ра филос. наук: 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология и философия культуры/ Чуковенков Ю.А.- М.,
2004.- 486 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
215. Шакарбиева C.B. Рефлексия времени в культурной динамике общества [Электронный ресурс]: дис. канд. филос. наук: 090013/С.В. Шакарбиева. -М.,
2005.- 165 е.- Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
214. Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М., Гнозис, 1994.- 412 с.
215. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры/ Отв. редактор - составитель Т.Г. Щедрина. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007.- 712 с.
216. Штомпель Л. А. Культурная картина мира// Культурология. Спб., 2013, с.71-87.
217. Эйкен Рудольф. Философия истории. Философия в систематическом изложении. - М. Изд-й дом «Территория будущего», 2006 - 440 с.
218. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. Пер. с франц.- СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1998.- 374 с.
219.Юрченко М.А. Философско-антропологический анализ сущности одиночества [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13/ М.А. Юрченко; Педагогический институт Южного Федерального университета.- Ростов-на-Дону; ЗАО «Центр универсальной полиграфии», 2010.- 29 с. - Режим доступа - http: // www.diss.rsl.ru
220. Geertz CI. Ethos, World-View and the Analysis of Sacred Symbols. In: Hamme E. A. and Simmons W. S. Man Makes Sense. Boston: Little, Brown and Company, 1970
221. Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.