Ингушские адаты как феномен правовой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич

  • Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 152
Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич. Ингушские адаты как феномен правовой культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕСТО ИНГУШСКИХ АДАТОВ В СИСТЕМЕ

ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ' 1.1. Проблемы изучения обычного права в этнографическом ингушеведении.

1.2. Правовой плюрализм в контексте культуры.

1.3. Адаты ингушского народа как регулятивная форма жизни.

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИНГУШЕЙ

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД.

2.1. Социокультурное основание правовой культуры: религиозные верования ингушей (доисламский период).

2.2. Сакральное происхождение обычая ингушей и его интегративные функции.

• 2.2.1. Родоплеменный союз. Социокультурный план перерастания правового обычая в обычное право . 73 х 2.2.2. Имущественные отношения в ингушском обществе как подоснова обязательственных отношений.

2.2.3. Обязательственные отношения ингушей. Регламентация внутри- и межэтнических отношений.

2.2.4. Регламентация семейных отношений ингушей.

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ АДАТОВ

КАК КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА.

3.1. Уголовное преступление по адату.

3.2. Судопроизводство по адату.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ингушские адаты как феномен правовой культуры»

Актуальность обращения к теме определяется несколькими факторами.

Большое количество накопленных исторических ошибок в культурной политике (нивелирование этнической идентичности отдельных народов СССР, формирование идеологической общности советского народа) привело к подтачиванию культурно-исторической формы этнической идентичности.

Этнонационализм в сфере управления и образования сформировал слои этнонациональных элит, борющихся за власть. Ложно понятая национальная польза стала подталкивать малые народы России к тупикам изоляционизма, нетерпимости и насилия (например, в Чечне). Нынешнее кризисное состояние в регионах вызвано не столько экономическими и технологическими изменениями, сколько культурно-нравственной деградацией общей культуры.

Необходимость перехода к новой культурной политике в региональном разрезе требует отказа от устаревших стереотипов в понимании природы и значения культурно-исторических форм этнической идентичности, существенной корректировки представления о соотношении между национальным и интернациональным. Напрашивается вывод о необходимости при формировании региональной национальной политики сосредоточить основные усилия на создании оптимальных условий для саморазвития народов, национальных групп и культур. Процесс .модернизации России вызвал распад целостности культуры на множество разобщенных направлений и форм. В условиях плюрализма культурных ценностей и давления массовой культуры с коммерческим направлением развития широкие круги населения ощущают внутренний дискомфорт, утрату твердых экзистенциальных ориентиров. Защитным механизмом от краха национально-этнических устоев культуры является фактор обращения людей к истории, традициям, народной памяти, в которой живет дух почитания обычаев и жизненного уклада прошлого.

В свете сказанного особое научно-теоретическое и практическое значение приобретает философское осмысление устойчивых культурных образований (образцов, ценностей, нравов, обычаев), регулирующих поведение и социальное взаимодействие в этнической общности. Среди устойчивых культурных образований, формирующих менталитет и этническую самобытность ингушского народа, особое (можно сказать, ведущее) место занимает система адатов.

Их правовое, политическое и нравственное содержание требует пристального внимания ученых и исследователей. Дать целостную реконструкцию содержания адатов как специфической формы культурно-исторической идентичности ингушского народа является одной из основных задач диссертационного исследования

Степень разработанности проблемы. Тема обычаев ингушей не нова, она привлекала внимание таких выдающихся исследователей Кавказа, как Б.Далгат, В.Итонишвили, М.Ковалевский, Е.Крупнов, Ф.Леонтович, Л.Марго-швили, Б.Скитский, Н.Яковлев и многих других, что позволяет говорить о появлении этнографического ингушеведения.

Глубокое научное освещение обычного права кавказских горцев, с точки зрения правоведения и социологии, дано в капитальных трудах профессора М. Ковалевского «Современный обычай и древний закон», «Закон и обычай на Кавказе».

Серьезные данные по обычному праву ингушей не восходят далее 1843 г., когда был составлен сборник адатов плоскостных чеченцев. До этого времени шариат или мусульманское право успели многое изменить в народном праве ингушей.

В сборниках адатов, составленных еще позднее, влияние на обычай шариата и законов Российской империи констатируется официально со времени учреждения горских словесных судов, т. е. с 1858 г. Таковы, например, «Сборник адатов горцев Владикавказского округа» Норденштрема (1849) или

Сборник адатов Ингушского округа», составленный в 60-х годах XIX в. окружным начальником. Одним из лучших считается сборник Фрейтага, достоинство которого умаляется тем, что автор (отчасти придерживаясь справедлиI вого мнения, что адаты всех горцев одинаковы) смешал обычаи ингушей и осетин и изложил их вместе. «Сборник адатов, составленный комиссиею для разбора народных дел во Владикавказском округе в 1849 году», к сожалению, весьма краток. Все эти сборники адатов помещены в II томе «Адатов» Ф.Леонтовича на с.78-183. Трудно переоценить значение этого изданного Ф.И.Леонтовичем свода адатов кавказских горцев. Здесь представлены материалы обычного семейного права кавказских горцев, не лишены значимости и замечания самого составителя.

Из популярной литературы о Кавказе для изучения обычного права необходимо отметить сочинение А.Берже «Чечня и чеченцы». Небольшой материал по праву горцев есть и в книге И.Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа». Что касается наиболее популярных книг о Кавказе: сочинения Н.Дубровина «История войны и владычество русских на Кавказе», в котором Чечне посвящена первая часть тома 1 (с. 366-496), а также сочинения Потто о кавказской войне, то их авторы лишь повторяют слова А.Берже, перелагая на него ответственность за достоверность сведений. Много ценной информации мы находим в «Сборнике сведений о Терской области» Благовещенского, а также в историко-статистическом очерке «Ингуши» Г.Вертепова, очерке о чеченцах Евг. Максимова, напечатанных соответственно во II и III выпусках «Терского сборника» за 1892 г. Из журнальных статей лучшими следует признать статьи в «Сборнике сведений о кавказских горцах» чеченца У.Лаудаева (1872. Вып. VI) и Н.Ф.Грабовского, в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (1871. Вып. III; 1876. Вып. IX). В 1860-х гг. начал свою деятельность первый ингушский этнограф Ч.Э.Ахриев.

Очень много нового дает статья Н.Н.Харузина «Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей», помещенная в III выпуске «Сборника материалов по этнографии», издававшегося при Дашковском музее. На многие стороны быта чеченцев и ингушей обратил внимание и дал им объяснение М.Ковалевский при сравнительном исследовании обычаев кавказских горцев.

Собственно говоря, о быте чеченцев и ингушей очень много писалось в X разных периодических изданиях и очерках путешествий; но все эти описания касаются или религиозных верований, или общественно-политической жизни чеченцев и истории войны с ними. Социальный же строй и правовой быт в них едва затронуты. Исключением является лишь книга профессора Н.Яковлева «Ингуши», где дано научное освещение родового быта ингушей, в особенности — кровной мести.

Особое место в исследовании ингушских адатов занимает работа Баши-ра Далгата «Материалы по обычному праву ингушей». Собранные материалы о родовом быте ингушей имеют ценность как для научной разработки их обычного права в рамках этнографии, так и изучения первобытного права вообще.

Важнейший материал для историко-этнографических реконструкций семейно-бытовых форм и отношений народов Северного Кавказа представлен М.М.Ковалевским, много сделавшим для исследования семейной общины и архаичных брачно-семейных форм.

К первой половине XX в. относятся несколько обобщающих работ видного кавказоведа Г.Ф.Чурсина, в разносторонние интересы которого входили и семейно-бытовые сюжеты.

Многие вопросы, связанные с организацией и бытом семьи в ее историческом прошлом, нашли глубокую разработку в трудах одного из основателей советского этнографического кавказоведения — крупного историка первобытного общества М.О.Косвена: характеристика большой семьи и семейно-родст-венной группы (патронимии), эволюция форм брачного поселения, генезис обычаев избегания, аталычество и др. Однако в изучении семейных форм и отношений у народов Кавказа М.О.Косвена интересовали преимущественно их генезис и древнейшие формы, но несравненно меньше - их конкретные функции в общем контексте меняющихся социально-бытовых условий.

Большое теоретическое значение для понимания исторического места семейно-родственных патронимических групп, существенно отличного от предложенного М.О.Косвеным, имеют работы А.И.Робакидзе. Быту горской семьи посвящены работы В.Д.Итонишвили. Главными объектами его исследования являются большая семья и характерные для нее имущественные отношения ингушей. Интересна работа Л.Ю.Маргошвили по этнографии ингушей и чеченцев с подробным описанием быта и семейных отношений кистов. Из других этнографических и смежных с ними публикаций позднейшего времени необходимо отметить работы Ф.И.Кудузовой, М.А.Мамакаева, К.Г.Мартиро-сияна, Х.Д.Ошаева, И.М.Саидова, В.П.Христиановича и др. Большой вклад в изучение истории и этнографии ингушей внес выдающийся ученый Е.И.Круп-нов, исследование которого, посвященное средневековой Ингушетии, дает бесценный материал по устройству родового общества.

Особое место в кавказской этнографии занимают исследования Я.С.Смирновой, посвященные семье и семейному быту народов Северного Кавказа. Вопросы формы брака, семейного этикета, прав и обязанностей членов семьи, положения женщины в семье ученый решает в плане выявления общего и национально-особенного в жизни народов Северного Кавказа: ингушей, чеченцев, осетин.

Таким образом, мы в основном следуем традиции научного изучения особенностей воспроизводства этнической традиции как в монокультурной среде, внутри самого общества, так и в условиях иноэтнического окружения, среди народов Северного Кавказа.

Трудно разобраться во всем обширном и подчас отрывочном литературном материале и выделить из него правовые нормы ингушей. Еще труднее выделить из них наслоения шариата и русского закона и получить чисто-народное право ингушей, имея в виду опять-таки чистоту неабсолютную, а относительную, так как отделить все чужеземные наслоения из чеченского адата нет никакой возможности, т. к. национальность чеченцев и ингушей остается еще не разгаданной. Влияние соседних народностей (кумыков, грузин, лезгин, осетин, кабардинцев и др.), влияние живших на Северном Кавказе ко чевников, иранское влияние и многие другие влияния, указанные В.Миллером и М. Ковалевским в быте осетин и других горцев, несомненно, не чужды были и быту чеченцев и ингушей»1.

Система адатов ингушского народа представлена в научных трудах исследователей по различным аспектам и направлениям:

• философия и методология правовой и гражданской культуры, включая вопросы правового плюрализма, рассматриваются в работах М.М.Ковалевского, Е.И.Крупнова;

• проблемам нормативной функции правовой и гражданской культуры посвящены исследования Ф.И.Леонтовича, Б.Далгата, В.Д.Итониашвили;

• в философии культуры XX в. наиболее полно предоставлены работы по деятельностным основаниям культуры и цивилизационной компаративистики;

• культурно-этническим взаимоотношениям на территории нынешней Ингушетии посвящены работы Г.Н.Генке, Я.С.Смирновой.

Ближе всего к нашей теме стоит диссертационная работа М.Ю.Вертия «Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры» (Ростов-н/Д, 2003). Следует согласиться с автором диссертационного исследования, что основные параметры обычно-правовой системы и ее компоненты, а также их системные связи и социокультурные функции не изучены в постсоветской научной литературе, а в ряде случаев даже не описаны. Между тем социокультурные функции обычного права заслуживают не только формапьно

1 Далгат Б. Многоликая Ингушетия. СПб, 1999. С. 169-170. юридического, но и философского, культурологического анализа в широком контексте исторических реалий. М.Ю.Вертию удалось выявить характерные признаки обычного права как феномена традиционной культуры, обеспечивающего преимущественно устную трансляцию соционормативной информации. Диссертация М.Ю.Вертия сосредоточена на выделении следующих социокультурных функций обычного права: интегративной (регламентация се» мейных и внутриэтнических отношений), миротворческой (регламентация отношений с другими обществами и этническими группами), коммуникативной (трансляция однотипной системы табу и установок во взаимодействии индивидов и социальных институтов), идентификационной (как основания осознания принадлежности к социокультурной группе). Именно система этих функций, взятых в их единстве, позволяет обычному праву выступать системообразующим и самовоспроизводящимся институтом этносоциума, без которого становится невозможным его устойчивое и преемственное развитие. Следует также согласиться с социально-исторической «пропиской» обычного права, как оно рассмотрено М.Ю.Вертием в качестве феномена традиционного общества на ступени его потестарной организации.

Вместе с тем системный анализ адатов как специфической формы культурно-исторической идентичности ингушского народа, взятой в единстве ее правовой, политической и этической сторон, отсутствует. Не прослежены исторические этапы становления адатов как формы правовой культуры и их роль как консолидирующего начала в процессе исторического развития ингушского народа как этноса. Восполнению этого пробела как раз и служит наше исследование в рамках кандидатской диссертации.

Главное отличие произведенной нами концептуализации обычного права (а ингушские адаты - его типичная разновидность) состоит в выявлении ин-тегративного ядра ингушских адатов, которое мы усматриваем в социокультурном содержании обязательственных отношений как исторической подосновы адатов.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования состоит в выявлении и теоретическом осмыслении адатов ингушского народа как феномена правовой культуры.

Объект исследования - адаты как специфическая форма культурно-исторической идентичности ингушского народа.

Предмет исследования - ингушские адаты как феномен правовой культуры и обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

Задачи:

• изучить роль и функцию адатов как устойчивого образования правовой культуры в регулировании поведения и социального взаимодействия в составе ингушского этноса;

• раскрыть содержание ингушских адатов как консолидирующего начала, продуцирующего и репродуцирующего этнокультурную самобытность;

• проанализировать догосударственное бытие адатов как наличной формы обязательственных отношений;

• рассмотреть естественно-правовой рационализм ингушских адатов;

• выявить специфику формирования культурно-исторической идентичности ингушского народа через кодекс чести эздел.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общефилософские, культурологические и этнокультурные методы и подходы. В анализе политического, правового и этнического содержания адатов автор стремился использовать достижения сравнительно-исторического и культурно-антропологического методов. В ходе исследования использовался ряд теоретических концептов, сформировавшихся в современной философии и теории культуры. Таковы в первую очередь концепты миросистемного подхода, позволяющие избежать крайностей европоцентризма и лаконизма.

Теоретической основой исследования является положение о том, что понять мировую культуру как систему взаимодействий этнических культур невозможно без понимания механизма самоорганизации жизнедеятельности этноса. В свете такой установки автор считает, что необходимо создать условия для раскрытия творческого потенциала национальных групп «изнутри», что предполагает моральное, организационное и материальное поощрение культурных инициатив национальных групп, опирающихся на опыт следования образцам, ценностям, обычаям, отвечающим интересам сохранения этниг ческой самобытности соответствующих общностей.

В качестве эмпирической базы диссертации выступают публикации норм обычного права как ингушей, так и других народов Северного Кавказа, а также исследования по юридической антропологии и юридической этнологии в качестве предмета вторичного культурологического анализа. Мы согласны с М.Ю.Вертием, что интересующий нас исторический пласт генезиса обычно-правовой системы ингушского этноса не обеспечен правовыми источниками и требует кропотливой реконструкции на основе исторических материалов различной степени достоверности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• на основе комплексного анализа эмпирического материала представлена целостная картина формирования и функционирования ингушских ада-тов как правовой формы культурно-исторической идентичности ингушского народа;

• адаты исследуются как способ трансляции этнической самобытности ингушского народа;

• адаты как феномен правовой культуры проанализированы с позиций этнокультурологии и исторического кавказоведения;

• для характеристики адатов как феномена правовой культуры выделены их определяющие роли: в продуцировании и репродуцировании этнокультурной самобытности ингушей; в регулировании имущественных, семейных и общеэтнических отношений через кодекс чести эздел; в установлении правовой ответственности при смене института саморасправы правовым институтом медиаторского суда.

Положения, выносимые на защиту.

1. Обычай как синтетическая форма социальности является культурным «стержнем» общества и личности, опорой морально-этнических ценностей, разрушение которых ведет не только к исчезновению того или иного культурного социума, но и к появлению деградированных личностей и общественных образований как результату разложения феномена культуры. Адаты ингушей как социальная норма и синтетическая форма культуры задавали и задают образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.

2. Адаты ингушей, несущие в себе политическое и правовое содержание, служат способом трансляции этнической культуры в смене поколений. Система адатов, взятая в целом, продуцирует и репродуцирует этнокультурную самобытность ингушей.

3. До государственная форма адатов складывалась на основе принципов архаичного аграрного коммунизма и семейно-родовой собственности. Для этой ступени исторического бытия адатов был характерен сакральный способ их легитимации. Источником естественных прав как личности, так и общества считалось их божественное происхождение. Отсюда проистекала связь обычая с жертвоприношениями и ритуальной символикой, включая «кочевые» склонности и обожествление солнца и коня. Все события жизненного цикла (свадьба, похороны, рождение ребенка, прием гостя) были подчинены ритуализированным формам обычая.

4. Большая семейная ингушская община была конституирована уважением к узам родства и мнению старшей родни. Семейный быт складывался под контролем широких родственных и общественных структур. Здесь господствовали половозрастное разделение обязанностей и половозрастные нормы взаимоотношений членов семьи. Семейно-бытовую культуру ингушей отличали особое покровительство детям мужского пола, этикет избегания в выражении чувств как признак благочестия, смена прав и обязанностей членов общины через возрастные интервалы и др. С таким образом жизни была связана живучесть военно-аристократического уклада (культ героя, оружия и коня).

5. Все имущественные и договорные отношения складывались под защитой адатов. В их основе лежало обязательственное право. Сами адаты выступали как кодифицированная форма обязательственных отношений. Вся хозяйственная деятельность опиралась на близкородственную трудовую и материальную взаимопомощь в рамках мглой семьи, тейпа, общества. Семья была первичным субъектом обычного права. Все имущественные отношения преломлялись через кодекс чести эздел, который предполагал за патриархом не просто право владения и управления имуществом, а и личную экзистенциальную ответственность и заботу старшего по отношению к младшим. Власть патриарха ц1ен-да принимала форму доал.

6. Регулирование правовой ответственности также подчинялось кодексу эздел, включающему требования принесения присяги, выполнения данного слова и др. Для правового содержания адатов был характерен естественно-правовой рационализм. Естественно-правовые категории преступления в обычном праве ингушей различали покушения: 1) на жизнь, 2) свободу, 3) имущество. В истории ингушского этноса отношения возмездности за понесенный ущерб и способы их регулирования эволюционировали от саморасправы к медиаторскому суду. Институт мести (пхъя-лех) и обязательство мщения (чир-лех) как справедливая привилегия потерпевших приобретали легитимную форму. Альтернативой цепной реакции взаимных убийств, не имеющих срока давности, становилось заключение мира (машара). Неудовлетворение естественных прав личности рассматривалось как покушение на достоинство и на унижение рода. Способами удовлетворения за нанесенную обиду были месть, поединок, выкуп. От подозреваемого в преступлении и свидетелей требовалась присяга, даваемая одновременно с соприсяжниками в количестве от 3 до 18 человек. За убийство, совершенное женой, наказывался муж. Судебное разбирательство производилось во дворе храма. В медиаторский суд избиралось до 5 человек: по двое со сторон истца и ответчика, председателя * приглашали сами медиаторы. Председатель мог отвести любого члена суда. При решении дела в суд не допускали никого, кроме участников процесса. Обе стороны должны были обязательно подчиниться вынесенному решению. Переход от частной саморасправы к медиаторскому суду происходил постепенно, по мере возрастания престижа последнего.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть применены в дальнейшей разработке теоретических проблем социокультурной динамики и представлять интерес для историков, культурологов, правоведов. Они могут стать существенным подспорьем при разработке философии и теории обычного права как части общей философии и теории права, а также для уточнения категориального аппарата философии культуры и юридической антропологии. Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке общих и специальных курсов по юридической этнологии и кавказоведению.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены и положительно оценены на семинаре Назранского филиала Современного гуманитарного университета (г. Москва) по проблемам социокультурных феноменов Ингушетии, на заседании отдела социальных и гуманитарных наук ГНУ «СКНЦ ВШ» и опубликованы в 4 работах по теме диссертации.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите отделом философии и культуры СКНЦ ВШ.

Структура работы и основное содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы сделаем некоторые выводы.

Объектом нашего исследования выступали ингушские адаты как феномен правовой культуры, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В контексте нашей работы представлены широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы, регулировавшие социальные отношения ингушского общества до начала XIX в., которые коррелируют с определенным уровнем развития данного общества на пути культурного прогресса или регресса.

Мы предприняли попытку не просто рассмотреть адаты ингушей в описательном плане, а пытались найти внутренние механизмы постоянного поддерживания этого культурного феномена, изучая его в контексте понятий «традиция», «функция», «норма» и особенно «центральная зона культуры».

В первой части нашей работы мы проанализировали соотношение понятий «культура», «правовая культура», «политическая культура», «адаты» с точки зрения миросистемного подхода, поскольку ни европоцентризм, ни крайний локализм неспособны объяснить сущность отдельно взятой культуры и ее феноменов. Но понимание мировой культуры как системы взаимодействий этнических культур невозможно без понимания культурных феноменов как функционального механизма самоорганизации жизнедеятельности этноса.

В таком контексте важнейшую роль играет понятие социокультурной регуляции как функции культуры по поддержанию упорядоченности взаимодействий внутри этноса и его связей вовне. В этом смысле адаты ингушей как феномен культуры продуцируют, репродуцируют и сохраняют социальные технологии, нормы, ценности, распредмечиваясь в форме регулятивов социальной деятельности.

Следовательно, необходим такой момент в общей динамике культуры, который обеспечил бы идентичную преемственность социокультурного опыта. Этой функции отвечают адаты ингушей как часть самобытной культуры народа, продуцируя и обеспечивая идентичность во имя самосохранения этноса.

Под таким углом зрения именно адаты ингушей как феномен культуры представляют особый интерес, поскольку ингуши создают и воссоздают элементы своих обычаев вне зависимости от места и социальных условий своего г существования.

Во второй части нашей работы данный вывод конкретизируется на материалах по социокультурной структуре ингушского общества.

Далее мы рассматриваем сакральный контекст обычая ингушей, основанного на мифологическом миропонимании, ценностях когнатского родства и обязательствах.

Ядром адатов ингушей, их внутренним стержнем мы считаем обязательственные отношения в рамках половозрастной стратификации и родства, которые сформировались в соответствии с историческими условиями состояния постоянной войны на Северном Кавказе и борьбы этноса за выживание.

В третьей части нашей работы отражено правовое содержание адатов ингушей. Исследовано понятие «преступление» у ингушей по адату. Рассмотрена система выкупа и судопроизводства.

Из рассмотренных положений следует, что обычаи являются культурным «стержнем» общества и личности, опорой морально-этнических ценностей. Их разрушение ведет не только к исчезновению того или иного культурного социума, но и к появлению деградированных личностей и общественных образований как результата разложения феномена культуры. Обычаи образуют сакральную основу общественного устройства и взаимоотношений ингушей.

Одной из характеристик культуры, способной служить трансляции в культурной смене поколений, являются адаты, включающие в себя политическое и правовое содержание, обязательства как принципы существование социальной личности (социального «Я») в рамках этнокультурной идентичности у ингушей.

Таким образом можно сделать вывод, что адаты ингушей могут выступать как:

• феномен сознания, образующий мир идеального бытия;

• культурный компонент ценностно-познавательной системы социальI ного субъекта;

• социальная норма и синтетическая форма культуры, задающая образцы поведения: обряды, обычаи, традиции;

• потенциальный источник права, содержащий общеправовые универсалии и нормы и способ кодифицирования обязательственных отношений (до формирования общегосударственных законов).

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Харсиев, Борис Магомет-Гиреевич, 2003 год

1. Агишев Н.М., Бушей В.Д., Рейнке Н.М. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПБ., 1912.

2. Адаты Дагестанской области и Закитальского округа. Тифлис, 1899.

3. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов. XIII-XIX вв. / Сост. В.К.Гарданов. Нальчик, 1974. 4

4. Акты кавказской археологической комиссии. Т. VII. Л. 917-918.

5. Большая советская энциклопедия. М., 1973.

6. Большой юридический словарь / Под ред. В.Е.Сухарева. 2-е изд. М., 2000.

7. Горская правда. 1923. 11 нояб.

8. Изв. Кавказ, отдела имп. Рус. геогр. о-ва. 1902. T.XV.

9. Ингуши: Сб. статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Саратов, 1996.

10. История мировой культуры. М., 1998.

11. История Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992.

12. Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1968. Вып. И: Очерки этнографии горной Ингушетии.

13. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

14. Культурология: Словарь-справочник. Ростов н/Д, 1996.

15. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX в. / Сост. В.К.Гарданов. Нальчик, 1956.

16. Народы Кавказа. М., 1960. T.I.

17. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. М., 1965.

18. Популярный энциклопедический словарь. М., 1999.

19. Потестарность: генезис и эволюция. СПб., 1997.

20. Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. М., 1997.

21. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIV вв.). Орджоникидзе, 1967.

22. Римское частное право. М., 2001.

23. Сборник этнографических статей. М., 1987.

24. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.

25. Советский энциклопедический словарь. М., 1997.

26. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.

27. Статистические сведения о кавказских горцах, состоящих в военно1народном управлении // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I.

28. Теория государства и права. М., 2000.

29. Философия. Ростов н/Д, 1998.

30. Хрестоматия по исории права государства Дагестана в XVIII-XIX вв. / Сост. Т.М.Айтберов. Махачкала, 1999. Ч .1-11.

31. Центр, гос. архив Даг. АССР (Махачкала). Ф. 1406. Д. 294. Л. 4-8.

32. Центр, гос. воен.-ист. архив. Ф.26, оп. 152, д. 514, л. 126-127. Рапорт ген. Ртищева военному министру Барклаю де Толли от 6 октября 1811 г. № 1858.

33. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. Ростов н/Д, 1996.

34. Чечено-русский словарь. М., 1961.

35. Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Элиста, 1990.

36. Энциклопедический юридический словарь. М., 1998.

37. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

38. Юридический словарь. М., 1953.

39. Акимов З.А. Свадебные обычаи и обряды чеченцев и ингушей // Сб. материалов по этнографии. М., 1888. Вып. III.

40. АлбуташвилиМ.О. Краткая биография. Тбилиси, 1939.

41. Андроникашвили М.К. Очерки по иранско-грузинским языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966.

42. Ариес Ф. Возрасты жизни // Ариес Ф. Философия и методология истории. М., 1977.

43. Ахриев Ч. Ингуши и ингушские праздники // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1875. Вып. VIII.

44. Ахриев Ч Ингушевские праздники // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871. Вып. V.

45. Бабич ИЛ. Месть в пореформенном адыгском обществе // Обычное право народов России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.

46. Бабич И.Л. Правовой монизм в Северной Осетии: история и современность. М., 2000.

47. Бабич И.Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. М., 2000.

48. Бабич И.Л. Судебная реформа и обычное право в адыгской общине // Этнографическое обозрение. 1999. № 2.

49. Багратиони В. География Грузии. Тифлис, 1904.

50. Бараниченко Н. Доисламские верование и культы в исторических системах общественных отношений вайнахов: Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1985.

51. Бардавелидзе В.В. Традиционные общественно-культурные памятники горной Восточной Грузии. Тбилиси, 1985. Т.Н.

52. Бергер А. Чечня. М., 1928.

53. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999.

54. Бочаров В.В. Антропология права: Антропологические и юридические аспекты // Человек и право: Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999.

55. Брошей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

56. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. 1,2.

57. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.

58. Вертепов Г. А. В горах Кавказа // Терский сборник. Владикавказ, 1903. Вып. 6.

59. Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966.

60. Виноградов В.Б., Чокаев КЗ. Древние свидетельства о названиях и размещении нахских племен // Археол.-этногр. сб. Грозный, 1966.

61. Владгширский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995.

62. Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа: опыт источниковедческого анализа// Изв. АН Азербайдж. ССР (Баку). 1987. № 2.

63. Гаджиев В.Г. Памятники обычного права Дагестана // Изв. СКНЦ ВШ. Обществ, науки. 1987. № 3.

64. Галунский С.А. Обычаи и право // Сов. государство и право. 1999. № 3.

65. Гамкрелидзе Б.В. Дневник Чечено-Ингушской этнографической экспедиции. 1963. Тетр. № 1 // Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1968. Вып. II.

66. Ган КФ. Экскурсия в нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 г. // Изв. Кавказ, отдела имп. Рус. геогр. о-ва (Тифлис). 1902. Т. XV.

67. Гарданов В.К Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.

68. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

69. Генко Г.Н. Из культурного прошлого ингушей // Зап. коллегии востоковедов. Л., 1930. T.V.

70. Гиренко Н.М. Некоторые замечания в связи с проблемой половозрастной стратификации // Сов. этнография. 1981. № 6.

71. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

72. Головинский П.А. Заметки о Чечне и чеченцах // Сб. сведений о Терской области. Владикавказ, 1878. Вып. 1.

73. Грабовский Н.Ф. Ингуши // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876. Вып. IX.

74. Грабовский Н.Ф. Ингуши. Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Саратов. 1996.

75. Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. ВыпЗ.

76. Гриценко Н.П. К вопросу о социально-экономических отношениях в Чечено-Ингушетии в пореформенный период // Изв. Чеч.-Ингуш. НИИ (Грозный). 1964. Т.1У. Вып. 1.с

77. Гутов М.А. Этюды о кавказском этикете. Нальчик, 1998.

78. Давидович С. В горах Кавказа (Путевые впечатления) // Природа и охота. М., 1893.

79. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Изв. Ингуш. НИИ краеведения (Орджоникидзе; Грозный). 1934-1935. Т. IV. Вып. II.

80. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей. Владикавказ, 1923.81 .Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей. Владикавказ, 1926.

81. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей. Владикавказ, 1929.

82. Далгат Б. Многоликая Ингушетия. СПб., 1999.

83. Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран. Киев, 1974.

84. Джавахишвили И.А. История грузинского народа. Тбилиси, 1948. Т. I.

85. Джугойты М. Воспитание чувств и обычай // Дружба народов. 1968. № 7.

86. Дубровин Н. История войны и владычество русских на Кавказе. СПб., 1892.

87. Дубровин Н. Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя: Сб. ист. материалов. СПб., 1871.

88. Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., 2002.

89. Егназарянц С. Брак у кавказских горцев // Юрид. вестн. 1978. Июнь.

90. Иванников И.А. Место обычного права в современной правовой культуре российского общества // Материалы науч.-практ. конф. «Обычное право в России». Ростов н/Д, 1999.

91. Иванов М.А. В горах между рр. Фортангой и Аргуном // Изв. Кавказ, отдела имп. Рус. геогр. о-ва (Тифлис). 1904. Т.ХУН. Вып. I.

92. Итонишвили В Д. Пережитки семейной общины в горной Ингушетии // Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1969. Вып. I—II.

93. Итонишвили В Д. Семейный быт горцев Центрального Кавказа (историко-этнографическое исследование): Автореф. дис. . д-ра ист. наук. Тбилиси, 1971.

94. Итонишвили В.Д. Семейный быт горцев Центрального Кавказа. Тбилиси, 1969.

95. ИтсР.Ф. Введение в этнографию: Учеб. пособие. JL, 1974.

96. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001.

97. Кчапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникиде, 1967.

98. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. СПб., 1905. Вып. I-II.

99. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т. I, И.

100. Кодзоев Н. Очерки истории ингушского народа с древнейших времен до конца XIX в. Назрань, 2000.

101. Кодзоев H Д. История ингушского народа. Магас, 2002.

102. Кокиев C.B. Записки о быте осетин // Сб. материалов по этнографии. 1885. Вып. I.

103. Колева Т.А. О некоторых вопросах развития обычаев // Сов. этнография. 1969. № 1.

104. Комаров С.А., Малько A.B. Теория государства и права. М., 2000.

105. Кон И.С. К проблеме возрастного символизма // Сов. этнография. 1981. №6.

106. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: Исследования и материалы. М., 1961.

107. Крупное Е.И. Грузинский храм Тхаба-Ерды на Северном Кавказе // Краткие сообщения Ин-та истории материальной культуры. 1947. T.XV.

108. Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

109. Кряжков В. А. Правовой обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия // Обычное право и правовой плюрализм (Материалы

110. XI Междунар. конгр. по обычному праву и правовому плюрализму). М.,t1997 (8).

111. Кудузова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный, 1991.

112. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1998.

113. JIaydaee У. Чеченское племя // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. 6.

114. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. Вып. II.

115. Леонтовнч Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. I—II

116. Максимов Е., Вертепов Г. Туземцы Северного Кавказа: Историко-стати-стические очерки. Владикавказ, 1892. Вып. I.

117. Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.

118. Мамакаев М. Чеченский тейп (род) и процесс его разложения. Грозный, 1973.

119. Мамбетов Г.Х. Пережиточные формы института взаимопомощи, связанные с семейным бытом кабардинцев и балкарцев в XIX начале XX вв. // Учен. зап. Кабард.-Балк. НИИ (Нальчик). 1974. Т.26.

120. Маргошвили Л.Ю. Кисты: Дис. канд. ист. наук. Тбилиси, 1970.

121. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические отношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в XIX и начале XX вв. Тбилиси, 1990.

122. Марковин В.И. Чеченские средневековые памятники в верховьях реки Чанты-Аргуна // Древности Чечено-Ингушетии. М., 1963.

123. Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушетия // Изв. Ингуш. НИИ краеведения. Владикавказ, 1928. T.I.

124. Миллер В. Материалы по истории Дагестана и Чечни // Археол. экскурсия (Материалы по археологии Кавказа). М., 1888. Вып. 1.

125. Миллер В. Терская область // Археол. экскурсия (Материалы по археологии Кавказа). М., 1888. Вып. 1.t

126. Никишенков A.A. Обычное право и проблемы его библиографии // Обычное право России. М., 1998.

127. Новикова Н.И. Правовой плюрализм в России: история и современность на примере законодательства в отношении коренных народов Севера // Материалы науч.-практ. конф. «Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.

128. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1997.

129. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1974.

130. Ошаев Х.Д. Вопросы истории чечено-ингушского народа. Грозный, 1963.

131. Ошаев Х.Д. Полевой дневник № 1. Грозный, 1963.

132. Пасынков Л.П. Быт и игры кавказских народов. Ростов н/Д, 1925.

133. Першиц А.И., Смирнова Я. С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа//Обществ, науки и современность. 1998. № 1.

134. Полищук В.И. Культурология. М., 1999.13в. Попов И. Ичкеринцы // Сб. статей Терского округа. Владикавказ, 1878, Вып. I.

135. Пронштейн А.П. Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988.

136. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.

137. ПуткарадзеЛ. Из истории права грузин-горцев. Тбилиси, 1954.

138. Пфафф В. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1871. Т. 1.

139. Рейнке С.М. Горские и народные суды Кавказского края. СПб., 1912.

140. Робакидзе А.И. Дневник Чечено-Ингушской этнографической экспедиции. 1962. Тетр. № 1, 15 // Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1968. Вып. II.

141. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе // Сов.

142. Робакидзе А.И., Гегечкори Г. Предисловие // Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1975. Вып.У.

143. Саидов И.М. Землевладение и землепользование у чеченцев и ингушей в XVIII-XIX веках // Материалы научной сессии по вопросам истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1964.

144. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов в XIX в. Махачкала, 1970.

145. Саидов И.М. Этнографические заметки. Мехк кхел // Изв. Чеч.-Ингуш. НИИ языка и литературы. Грозный, 1964. T.V. Вып. I.

146. Саламов A.A. Правда о «святых местах» в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1964.

147. Свечникова Л.Г. Гражданско-правовые отношения собственности в обычном праве народов Кавказа в XIX веке // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.

148. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингу-шии в 1925-1927 гг. //Изв. Ингуш. НИИ. Владикавказ, 1928. Т. I.

149. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингу-шии в 1928-1929 гг. // Изв. Ингуш. НИИ краеведения. Владикавказ, 1930. Т. II-III.

150. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингу-шии в 1930-1932 гг. // Изв. Ингуш. НИИ краеведения. Орджоникидзе, 1935. Т. IV.

151. Семенов Ю.И. Место обычного права среди форм общественной воли в доклассовом обществе // XI Междунар. конгр. «Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах» (Москва, 18-22 августа 1997 г.): Тез. М., 1997.

152. Семенов Ю.И. О некоторых теоретических проблемах истории первобытности // Сов. этнография. 1968. № 4.«

153. Семенов Ю.И. Туземцы Северо-восточного Кавказа. СПб., 1895.

154. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1999.

155. Скитский Б.В. К вопросу о феодальных отношениях в истории ингушского народа // Ингуши: Сб. статей. Саратов, 1996.

156. Смирнова Я.С. Детские и свадебные циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // Кавказ, этногр. сб. М., 1960. T.VI.

157. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1956.

158. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

159. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.

160. Taîuiop Э. Первобытная культура. М., 1989.

161. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов, 1997.

162. Токарев Б.Я. Место обычаев в системе социальных норм // Вопросы советского государства и права. Ростов н/Д, 1968.

163. Харадзе P.JI. Некоторые стороны сельско-общинного быта горных ингушей // Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1968. Вып. II.

164. Харадзе Р.Л., Робакидзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии // Кавказ, этногр. сб. Тбилиси, 1968. Вып. II: Очерки этнографии горной Ингушетии.

165. Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сб. материалов по этнографии. М., 1888. Вып. III.

166. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

167. Шакро (З.Гулисашвили). Панкисское ущелье // Иверия (Тбилиси). 1887. №21.

168. Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.

169. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М., 1970. Т.20.

170. Яковлев Н. Ингуши // Сб. статей и очерков по истории ингушского народа. Саратов, 1996.

171. Якушкин Е.И. Обычное право: Материалы для библиографии обычного права. М., 1909. Вып. IV.

172. Kayanagh D. Political and Political Behavior. London, 1983.

173. KirkL., Barton M. Meaning and Context: a Study of Contextual Shifts in Massai Personality Descriptors // American Ethnologist. 1977. Vol. 4. № 4.

174. Kroeber A.L. Anthropology. New York, 1948.

175. Pye L., Verba S. (eds). Political Culture and Political Development. Princeton, 1965.

176. Wintrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. New York, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.