Межкультурные коммуникации в постиндустриальном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Иванова, Анна Валентиновна

  • Иванова, Анна Валентиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 205
Иванова, Анна Валентиновна. Межкультурные коммуникации в постиндустриальном обществе: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2006. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванова, Анна Валентиновна

Введение. С.

Глава первая. Теоретико-методологические основания исследования межкультурной коммуникации. С.

§1. Диалогическая сущность культуры и межкультурных взаимодействий. С.

§2. Понятие межкультурной коммуникации и его соотнесение с другими, смежными понятиями (коммуникация, общение, социальная коммуникация и др.). С.

§3. Модели познания межкультурных контактов в культурфилософских и этнографических концепциях.С.

Глава вторая. Трансформация коммуникативного пространства в эволюции постиндустриального общества.С.

§1. Социокультурные проекты постиндустриального общества. С.

§2. Диалог культур в условиях глобализации.С.

Глава третья. Векторы и механизмы межкультурных коммуникаций в постиндустриальном обществе.С.

§1. Технологические предпосылки реализации межкультурных коммуникаций. С.

§2. Наука и образование в контексте межкультурных коммуникаций.С.

§3. Межкультурные коммуникации и формирование нравственных установок личности. С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межкультурные коммуникации в постиндустриальном обществе»

Актуальность исследования.

Характерной чертой современной социокультурной ситуации является поиск качественно новых форм общения между культурами, народами, государствами, людьми.

В рамках научной парадигмы постиндустриального общества в конце XX века распространилась идея о стабильном движении человечества к консолидации, глобализации и взаимодействию различных политических, культурных и экономических систем. Однако уже в начале нового тысячелетия этот процесс проявляется неоднозначно, а подчас начинает демонстрировать свою несостоятельность. Это подтверждают серии анонимных массовых террористических актов, направленных на конкретного адресата в лице государства и чужой культуры, активизация некоторых религиозных конфессий, основанная на противопоставлении себя более распространенным конфессиям и другие формы проявления конфликтных ситуаций.

Постепенно человечество начинает осознавать, что способы и формы жизнедеятельности людей, принадлежащих разным культурам, не должны восприниматься по образу и подобию одной страны. Современная социокультурная динамика выражается в ускоряющихся процессах коммуникации людей, представляющих различные культуры. Поэтому главным вопросом повседневной реальности становятся различные способы решения коммуникативных проблем. Кроме того, очевидная выгода сотрудничества, потребность в достижении диалога, компромисса и неэффективность силовых методов заставляют усомниться в истинности традиционного этноцентризма. Поэтому, для общества актуальной остается проблема адаптации к инокультурной среде и организация поведения, адекватного решению жизненных задач и основанного на толерантном отношении к иной культуре.

Быстрые темпы изменения культурной обстановки в мире требуют организации такого поведения в мультикультурной среде, которое способствовало бы профилактике культурных конфликтов между коммуникантами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых ситуациях столкновения культур. Стабильность и коммуникация - чрезвычайно противоречивые, и в то же время, неразрывно взаимосвязанные феномены современного поликультурного общества. Факторы, характеризующие динамику взаимодействия этих феноменов, показывают новые возможности и ограничения. Поиски культурной политики, соответствующей современности, актуальны для многих поликультурных обществ и других культур. Важными представляются проблемы изучения сущности и специфики культур, механизмов межкультурного диалога, возможности гармоничного содружества религиозно-этнических групп с разными культурными традициями и ценностями.

В 90-е годы XX века С. Хантингтон предположил возможность возникновения третьей мировой войны, как войны цивилизаций, которые основаны на различных культурных традициях. Политические и экономические системы уже не являются столь доминирующим фактором. Конфронтация между различными этносами придает особую актуальность вопросам понимания культуры в общефилософском контексте и ее значения в стабильном функционировании современной цивилизации.

Следует также сказать, что современная постиндустриальная цивилизация ориентирована на производство и развитие знаний в различных областях и, хотя сейчас пока очень трудно четко зафиксировать специфику и особенности новой информационной реальности, она, безусловно, объединяет в себе множество возможностей индустриальной и традиционной культуры. Однако с уверенностью можно утверждать, что и в индустриальную эпоху, и на современном этапе технический прогресс играет большую роль в социокультурном развитии общества, в трансформации духовных ценностей в современных условиях межкультурного взаимодействия.

Актуальность данного диссертационного исследования связана с необходимостью теоретического решения задач и противоречий межкультурного взаимодействия, анализа его реального состояния и возможных прогнозов развития. Недостаточная культурологическая разработанность теории межкультурной коммуникации не позволяет осуществлять глубинную адаптацию личности к современному мультикультурному пространству и эффективно использовать внутренние ресурсы для достижения гармонизации в общении и намеченного результата в условиях культурной неустойчивости. Современная ситуация свидетельствует, что эпоха, которая ориентируется на ценности материально-технического развития, исчерпала себя. Ныне необходим переход от жесткого экономического детерминизма к ценностям духовным, от инструментального разума, к разуму, пропагандирующему «коммуникативные взаимодействия» человека с природой, человека с человеком, человека с культурой (Ю. Хабермас). Переход к постиндустриальному обществу выводит духовные ценности на первый план. Стремительные культурные движения меняют русло развития общества, в результате чего экономический рост перестает выступать в качестве главенствующего ориентира (Р. Инглегарт).

Поэтому закономерными и актуальными становятся такие вопросы: каким должно быть восприятие различных культур и их ценностного содержания, как выработать в мире приоритет общечеловеческих нравственных ценностей, как продумать культурную политику для всего мирового сообщества в условиях формирования постиндустриальной цивилизации и глобализации культурно-коммуникативного пространства.

Степень разработанности темы.

Проблемное поле, в рамках которого представлена тема межкультурных коммуникаций, довольно разнообразно. Поскольку межкультурная коммуникация многогранна, она является предметом изучения многих наук.

Первоначальный интерес к другим культурам и другим культурным практикам проявился в этнологии: Р. Бенедикт, Ф. Боас, Т. Вайц, А. Вайда, К. Гирц, М. Годелье Ф. Гребнер, А. Гольденвейзер, JI. Н. Гумилев, P. J1. Карнейро, Ш. Летурно, М. Мид, JI. Г. Морган, Э. Норденшельд, Р. Раппопорт, М. Салинс, Э. Сепир, Г.Спенсер, Д. Стюарда, Э. Тайлор, М. Харрис, М. Херсковиц, JI. Фробениус, Д. Фрэзер, В. Шмидт, Г. Шурц и др. В рамках смены эволюционисткой парадигмы в этнологии, наряду с проблемой универсалий культуры, необходимо также выделить стремление этнологов раскрыть функциональный смысл культурного взаимодействия, которым, в частности, занимались А. Бастиан, Э. Дюркгейм, Р. Линтон, Б. Малиновский, М. Мосс Л. Уайт, К. Уисслер, и др. Они и ученые других стран, жившие и работавшие позднее, накопили много материала по международным культурным связям.

Одной из важнейших предпосылок межкультурных взаимодействий является диалогическая сущность культуры. При реконструкции истории философского осмысления диалогической сущности культуры становится очевидным, что коммуникативная проблематика XX века (которая стала центральной в культурфилософской мысли) отчасти выросла из «проблемы диалога». Так, в начале XX века проблемой диалога занимались М. Бубер, Ф. Гогартен, Г. Коэн, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюссе, Ф. Эбнер и другие. Классиком теории диалога считается Мартин Бубер. Проблему диалога и взаимодействия культур в своих работах рассматривали также С. Н. Артановский, С. А. Арутюнов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. М. Бойкин, А. И. Доронченков, Т. М. Дридзе, С. Н. Еремин, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, И. В. Кучерук, С. Г. Ларченко, А. Г. Лапшин, К. Леви-Стросс, В. Л. Маклин,

Э. А. Орлова, Н. М. Перлина, В. Прозерский, В. Сагатовский, С. Темиров, Ж. Фаржи, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, В. А. Шапинский и другие.

Диалог как способ разрешения конфликтов в мультикультурной среде рассматривается в работах Ю. А. Сорокина, В. А. Сухарева, Э. Эриксона, В.

B. Шалина и мн. др.

Термин «межкультурная коммуникация» впервые был употреблен американским исследователем Э.Холлом. Понятие «межкультурная коммуникация» тесно связано с такими понятиями, как общение, коммуникация и др. Этой проблемой занимались Г. С. Батищев, С. В. Бориснев, А. Гасселл, О. JI. Гнатюк, Ж. Дарси, Дж. Доминик, Дж. Дьюи, М.

C. Каган, А. Кинси, Н. Луман, Г. М. Маклюэн, Т. Парсонс, Ю. В. Перов, А. В. Резаев, Э. Роджерс, Д. Трагер, Э. Холл, К. Черри, Ф. И. Шарков, К. Шеннон, И. П. Яковлев и др.

В первой половине XX века в западной философии актуализировалась идея кризиса культуры, вызванного техническим прогрессом, экспансией техники в прежде неподвластные ей сферы жизни общества. В развитии межкультурных коммуникаций техника также влечет за собой изменения различного характера. Глубоким беспокойством, внушенным перспективами развития технического прогресса в современной социокультурной обстановке Запада, пронизаны взгляды многих западных философов и культурологов. И здесь следует сказать о предшественниках современной технофобии и идей развития культуры в эпоху технологического прогресса: Н.Бердяеве, Г. Зиммеле, Г. Маркузе, Ч. Рейче, А. Дж. Тойнби, Э. Фромме, О. Шпенглере, К. Ясперсе и др. Их концепции так или иначе фиксировали процесс вторжения техники в культурную и социальную практику и отражали возникшую оппозицию техники и культуры в процессе становления индустриального общества, эволюция которого выдвинула новые социокультурные проекты следующей за ним стадии постиндустриального общества.

Существует большое количество стратегий развития постиндустриального общества. Они отражены в работах Э. Араб-Оглы, Д. Белла, А. В. Бузгалина, П. Дракера, В. Иноземцева, Г. Кана, М. Кастельса, А. Колганова, Э. Кочеткова, Р. Коэна, Н. Е. Марковой, Н. Н. Моисеева, О. Тоффлера, А. Турена, Ф. Фукуямы, Ж. Эллюля, Ю. В. Яковца и др. Это вылилось в целый ряд определений новой социальной реальности. Дж. Лихтайм говорит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф-посткапиталистическом, А. Этциони- постмодернистском, К. Боулдинг-постцивилизационном, Г. Кан и В. Иноземцев - постэкономическом, С. Алстром- постпротестантском, Р. Сейденберг- постисторическом, Р. Барнет предлагает термин «постнефтяное общество». Большинство из этих точек зрения восходят к понятию «постиндустриальное общество», которое в активный научный оборот ввел американский ученый Д. Белл.

В современной культурфилософской и социологической литературе вопросы информатизации техноцентристского общества, проблема влияния развитых технологий и техники на социкультурное развитие человечества рассматриваются преимущественно в социальном аспекте. Работы Э.А. Араб-Оглы, И. В. Баталова, 3. Бжезинского, Д. Грэбер, Д. Ж. Гэлбрейта, П. Дракера, А.П. Ершова, B.JI. Иноземцева, М. Кастельса, Р. Катца, Й. Масуды, Ф. Махлупа, Н. Н. Моисеева, М. Порат, А.И. Ракитова, Т. Стоуньер, Г. Тавризян, Т. Умесао, Р. Цвылёва, А. Фролова, А. Бузгалина и многих других исследователей посвящены вопросам трансформации общественных институтов при переходе от социальной организации традиционного индустриального типа к информационной цивилизации. Проблема развития культуры информационного общества и межкультурных коммуникаций затрагиваются лишь фрагментарно. Особенно активно анализируются проблемы становления и функционирования массовой культуры, постмодернистские проекты, трансформации новых аудиовизуальных технологий, разграничение и взаимодействие средств коммуникации и коммуникативных систем, проблемы универсальности экранной коммуникации, особенности киберпространства информационного общества, специфика виртуальной реальности в контексте психических процессов, зависимости экранной коммуникации от специфики конкретных культур, особенности распространения средств массовой коммуникации в различных регионах планеты. Эти и многие другие аспекты современной культуры и межкультурных коммуникаций рассматриваются в работах В. Беньямина, В. М. Березина, Т. Г. Грушевицкой, Ж. Делёза, В. М. Диановой, Д. И. Дубровского, Ф. Гваттари, Б. С. Ерасова, Б. С. Ионина, Я. Б. Иоскевич, Д. Комера, JI. К. Кругловой, Ю. Лотмана, М. Маклюэна, Б. В. Маркова, А. Моля, Э. Морена, А. В. Прохорова, М. М. Решетникова, А. П. Садохина, Б. Г. Соколова, Е. Г. Соколова, Е. Н. Устюговой, Ю. Хабермаса, Ю. Цивьяна, У. Эко и др.

Довольно много исследований посвящено динамике коммуникативного поля в условиях глобализации. Этой проблемой занимались Э. Араб-Оглы, У. Бек, А. Боровска, И. J1. Галинская, Э. Гидденс, Г.Г. Дилигенский, В. Мур, Дж. Нэсбитт, Р. Робертсон, Д. Роткопф, Б. Уилсон, М. Уолцер, И. А. Ушанова, С. Хантингтон, П. Эбурдин и др. Проблему поликультурности и идентичности в условиях процесса глобализации исследовали И. Апине, К. Ф. Завершинский, X. Джопке и С. Лукес, Ф. К. Кессиди, В. Кимлик, А. И. Куропятник, О. В. Лысикова, Г. Оллпорт, Дж. Рот, Д. Роулс, М. Сандель, С. Смухи и мн. др.

Векторы и механизмы межкультурных коммуникаций в поликультурном пространстве постиндустриального общества, перспективы межцивилизационного диалога отражены в работах Н. А. Авсеенко, П. Бергера, Н.В. Бордовской, Л. А. Волова, М. Г. Вохрышевой, Д. Грэбер, Н. К. Иконниковой, С. Н. Иконниковой, Т. Лукмана, В. В. Макаевой, 3. А. Мальковой, В. В. Миронова, Е. А. Мухлио, А. А. Реан, И. Н. Розиной, Л. Л. Супруновой, X. Триандис, А. Турена, С. Хантингтона, В. Е.Черниковой, Л. Ю. Шемятихиной, Г. Шеренги, Т. Г. Шершневой, Т. Элиота и других ученых.

Под влиянием новых информационных технологий весьма важным, на наш взгляд, является трансформация нравственных приоритетов в обществе, поликультурное воспитание в условиях мультикультуральности. Теоретические положения представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), а также, отечественных педагогов-гуманистов (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский) о ценности человека как носителя определенной культуры, о необходимости уважения его прав и свобод предполагают предоставление ему права на самобытность и индивидуальность, дают возможность учитывать его этнокультурные потребности. Поэтому весьма актуальным становится воспитание нравственных приоритетов личности, толерантности по отношению к другим субъектам и культурам в условиях техногенной цивилизации. Этими проблемами занимались Э. Араб-Оглы, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, JI. С. Выготский, М. К. Ганди, Ю. С. Давыдов, JT. Дробижева, Н. К. Иконникова, С. Н. Иконникова, Р. Инглегарт, Л. К. Круглова, Т. Г. Лебедева, Е. Н. Мастеница, Б. В Раушенбах, JI. JI. Супрунова, JT. Н. Толстой, А. Швейцер и другие ученые и мыслители XX столетия.

При видимом обилии литературы, посвященной проблемам постиндустриального общества, специальных трудов, анализирующих взаимосвязь сущностной трансформации культуры и связанной с этим эволюции межкультурных коммуникаций в этом обществе, а также влияние межкультурных коммуникаций на формирование нравственных установок человека, его духовного мира и психологического здоровья, на стабилизацию современного социокультурного пространства, явно не достаточно.

Цели и задачи исследования.

Цель данного исследования заключается в комплексном культурфилософском анализе динамики межкультурной коммуникации в постиндустриальном обществе.

Для реализации поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

• Рассмотреть диалогическую сущность культуры;

• выявить различные подходы к исследованию понятия «межкультурной коммуникации»;

• проанализировать соотношение понятия межкультурная коммуникация с такими понятиями, как «коммуникация», «общение», «социальная коммуникация», «культурная диффузия» и др.;

• охарактеризовать модели межкультурных, межэтнических контактов в философско-культурологических и этнографических концепциях;

• рассмотреть социокультурные характеристики постиндустриального общества;

• показать специфику межкультурных коммуникаций в постиндустриальном обществе;

• рассмотреть каналы и механизмы межкультурной коммуникации в условиях глобализации;

• продемонстрировать феномен мультикультурного пространства;

• определить влияние межкультурных коммуникаций на формирование нравственных установок личности.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической основой исследования является ряд принципов и подходов, которые позволили нам рассмотреть особенности межкультурных коммуникаций в постиндустриальном обществе. Специфика проблемы исследования предполагает применение системного анализа, принципа единства исторического и логического, дающего возможность проанализировать трансформацию представлений о межкультурной коммуникации в контексте эволюции техноцентристского общества.

Теоретико-методологическим основанием исследования стал анализ и обобщение научной литературы как отечественных, так и зарубежных авторов в области культурологии, этнологии, культурной антропологии, психологии,истории и социологии.

Научная новизна результатов исследования.

• На основе обобщения и систематизации культурологических, философских, историко-культурных, этнографических, психологических, социологических источников по данной теме, осуществлен комплексный, междисциплинарный подход к феномену межкультурной коммуникации.

• Выявлена диалогическая сущность культуры как основы межкультурных контактов и взаимодействий.

• Прослежена эволюция представлений о межкультурных контактах и коммуникации в философско-культурологической и этнографической литературе.

• Представлены различные социокультурные проекты развития постиндустриального общества в контексте их взаимосвязи с эволюцией межкультурных коммуникаций.

• Продемонстрированы основные каналы и механизмы межкультурной коммуникации в условиях глобализации.

• Выявлено значение межкультурных коммуникаций в стабилизации социокультурного пространства современного общества.

• Определена роль межкультурной коммуникации в трансформации нравственных приоритетов личности.

• Введены в научный оборот новые работы по исследуемой проблеме на иностранных языках.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования феномена межкультурных коммуникаций могут способствовать развитию и углублению теоретических представлений о механизмах межкультурных коммуникаций, роли нравственной культуры в практике межкультурных взаимодействий. Материалы диссертации и полученные в ходе исследования результаты способствуют лучшему пониманию специфики процессов, происходящих в современном культурно-коммуникативном пространстве.

Содержащийся в диссертации материал может быть использован при подготовке лекционных курсов по теории и истории культуры, философии культуры, прикладной культурологии, социологии культуры и др.

Апробация диссертации.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ 11 мая 2006г. Основные идеи и результаты работы отражены в выступлениях на следующих научных форумах:

1. Международный форум «Глобальное пространство культуры» 12-16 апреля 2005 г., СПб.

2. VI международная научная конференция «Рациональность и свобода» 16-17 ноября 2005 г., СПб.

3. Круглый стол «Философия культуры и культурология: вызовы и ответы» в рамках «Дней петербургской философии» 17-19 ноября 2005 г., СПб.

4. XIII международная конференция «Ребенок в современном мире: социальные опасности и тревоги» 19-21 апреля 2006 г., СПб.

5. IXX конференция международной ассоциации исторической психологии «Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции» 15 мая 2006 г., СПб.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Иванова, Анна Валентиновна

Заключение

В процессе рассмотрения диалогической сущности межкультурных коммуникаций, мы убедились, что диалог является их необходимым условием и средством. Уяснение его смыслового, содержательного и функционального значения помогает понять необходимость теоретического анализа межкультурных коммуникаций и их воплощения в практике культурного взаимодействия.

Интенсивная разработка коммуникативной проблематики в качестве центрального предмета гуманитарного дискурса стала приобретением философской мысли лишь в XX веке. В результате она превратилась в одну из актуальных тем во всех научных сферах. В контексте нашей темы мы сочли необходимым проанализировать модели межкультурных взаимодействий в философско-культурологической и этнологической мысли предшествующего периода, поскольку они имеют фундаментальное значение в определении роли, места и значения межкультурной коммуникации не только на ранних этапах своего развития, но и в современных условиях.

В ходе исследования межкультурных коммуникаций и культурных контактов появилась необходимость в углубленном исследовании таких понятий, как общение, коммуникация, социальная информация и др. Коммуникация - это необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, благодаря которому осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей занимает ведущее место в сфере социальных процессов. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных форм и символов коммуникации, предназначенная только для передачи мыслей, и именно с этого момента начинается традиционное развитие коммуникации.

Первоначальный интерес к другим культурам и другим культурным практикам появился в этнологии. И здесь необходимо подчеркнуть стремление этнологов раскрыть функциональный смысл культурного взаимодействия и культурных универсалий. Исходя из разных подходов и методик, этнологи пытались определить некий общий знаменатель культур. Обнаруженные ими в ходе исследования конкретных культур повторяющиеся универсалии - вовсе не означают сходство их культурного содержания.

Анализ социокультурных проектов постиндустриального общества показывает, что в основе многих из них лежит попытка построения гармоничного развития общества постиндустриального типа, которое развивается благодаря таким параметрам: уровень динамики производительных сил; последовательное восхождение общества на новый уровень технологического развития; смена характера диалога не только между культурами, но и между представителями различных культур; соотношение «закрепощенности» и свободы человека; возрастающее значение психологического и нравственного состояния общества и т.д.

В рамках глобализации возрастает международный диалог культур. Международный культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика. Если раньше казалось, что культуры Востока и Запада взаимно не переплетаются, то сегодня мы видим новые точки соприкосновения и взаимовлияния. Таким образом, культуры взаимодополняют и обогащают друг друга. Глобализация и глобальные проблемы способствуют диалогу культур. Проблемы открытости к диалогу и взаимопониманию в современном мире приобретают глубокий характер. Однако для взаимопонимания и ведения диалога необходима так называемая «кросс-культурная грамотность» (понимание чужой культуры), а это влечет за собой рассмотрение таких аспектов, как: осознание различий в обычаях, культурных традициях, ценностей, верований, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на культуру собственного сообщества глазами других народов. Однако, для того, чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть, прежде всего, открыт к культуре собственного народа. Диалог культур приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта, как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Такой процесс обеспечит оптимальное взаимодействие между народами и культурами и будет происходить в интересах каждой из сторон межкультурных коммуникаций. При этом необходимо учитывать, что у каждой культуры свой собственный стиль, свои индивидуальные характерные черты.

XXI век показал, что экономика стала глобальной, глобальными стали угрозы мировой безопасности, и, на наш взгляд, система культурных ценностей тоже неизбежно становится глобальной. Отличительной чертой современного пространства является открытость. Здесь мы можем увидеть активную коммуникативную деятельность (авиасообщения, культурные институты, спорт, образование, киберпространство и другие векторы коммуникации), которая распространяется по всему миру, как на межличностном уровне, так и на уровне государств. Тот, кто всячески отгораживается от других, обречен на изоляцию, бедность и отсталость.

Особенно актуальной в рамках процесса глобализации стала проблема «мультикультуральности», поскольку она охватывает не только те регионы, которые находятся на оживленных перекрестках культурного движения, новых информационных и технологических предпосылок, но также и менее развитых стран, интерес к культурам которых возрастает с каждым днем. Современный «мультикультурный» проект тяготеет к новым «культурным контекстам», «претендует на специфическое выражение и обоснование плюралистической социальной парадигмы» которая затрагивает различные аспекты культуры. Этот проект междисциплинарен и реализуется в различных областях науки. К несомненным достоинствам мультикультурализма следует отнести такие черты: сохранение и поддержание культурного многообразия; отказ от расовых и других предрассудков, ксенофобии; снижение напряженности общества и государства; воспитание терпимости и уважения к «другим». В диссертации вместе с тем подчеркивается, что нельзя не учитывать противоречивости и сложности мультикультурализма, особенно в условиях глобализации.

Аудиовизуальные технологии значительно расширяют возможности реализации межкультурных коммуникаций, поскольку «включают» в процесс культурного общения огромные массы представителей самых различных культур. Знакомство с другими культурными практиками закономерно приводит к идее утверждения уникальности собственной культуры, идее, которая, будучи абсолютизированной, может привести к неожиданным и далеко не всегда положительным реакциям и сценариям поведения.

Постиндустриальное общество изменяет каналы межкультурных • коммуникаций, которые становятся под влиянием аудиовизуальных технологий более разнообразными, появляются новые векторы и каналы межкультурных коммуникаций, трансформирующих традиционную составляющую культурного пространства, которая в условиях глобализации становится активным участником межкультурных взаимодействий. Так, например, изменяется процесс образования в ходе трансформации информационных технологий.

Основной целью коммуникации должно стать взаимопонимание носителей культуры и толерантность по отношению к индивидуальным чертам каждой культуры в отдельности (этот процесс сопровождается поликультурностью мышления современного человека). Важнейшим идеалом в информационном пространстве современной культуры остаются духовность, нравственность, культуротворчество и личностный рост, которые помогут преодолеть трудности в трансформации культурно-коммуникативного поля.

Нравственная культура является обязательным атрибутом любого значимого социокультурного взаимодействия на уровне межличностых контактов и диалога культур и цивилизаций. Как фактор, характеризующий это взаимодействие и его результат одновременно, нравственная культура определяет кодекс, стиль и нормы внутригруппового общения.

Таким образом, нравственная культура на практике воплощается в нравственной творческой силе каждого человека. Эта сила подразумевает процесс созидание себя, регулирование общественных отношений в соответствии с нравственными приоритетами, существующими в данных культурно-исторических условиях. Диалог культур способствует их продуктивному развитию, обогащая ценностное содержание каждой конкретной культуры. Такие процессы, как изменение векторов и механизмов межкультурных коммуникаций, становление, развитие и поддержание социально-коммуникативного поля, взаимодействие социальных субъектов при разрешении важных для общества проблем, а также стремление к взаимному партнерству, взаимопониманию и диалогу, можно выделить в качестве важнейших факторов социокультурной динамики постиндустриального общества.

186

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванова, Анна Валентиновна, 2006 год

1. Аверинцев С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Ежегодник Философского общества СССР. 1991 год. М., 1991 .

2. Айзенштадт Ш. Международные контакты: культурно-цивилизационное измерение // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 10.

3. Американская модель: с будущим в конфликте. Сборник статей, М., 1984.

4. Антипина О., Иноземцев В. Постэкономическая революция и глобальные проблемы // Общественные науки и современность. 1998. №4.

5. Апине И. Мультикультурализм и его возможности в политической культурной жизни Латвии // На перекрестке культур: Русские в Балтийском регионе. Калининград, 2004. Ч. 2.

6. Араб-Оглы Э. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. Год 2000. М., 1986.

7. Араб-Оглы Э. Взгляд из XXI века. Рецензия на книгу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с англ., под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. №12.

8. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. Л., 1967.

9. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

10. Ю.Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

11. П.Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации //

12. Социологические исследования. М., 2005. №1.

13. Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. М.,1995. №3.

14. З.Боровска А. Межкультурная коммуникация: Стереотипы и барьеры // На перекрестке культур: Русские в Балтийско регионе. Калининград, 2004. 4.2.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

17. Беззубова О. В. Традиционный художественный институт в глобальном пространстве новой эстетики // Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005г. СПб: Центр изучения культуры, 2005.

18. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.

19. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

20. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы Философии. М., 2002. №5.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

22. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

23. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социальная среда. Сборник обзоров. Выпуск II. М., 1992.

24. Беньямин В. Приозведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

25. Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.

26. Бердяев Н. Смысл истории М. 1990 .

27. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1991 .

28. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действие. М., 2003.

29. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991.

30. Бордовская Н. В., Реан А. А., Поликультурное воспитание: теоретический аспект. М., 2001.

31. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003.

32. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция. Философский Альманах. М., 1992.

33. Бузгалин А.В. Постиндустриальное общество тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы Философии. М., 2002. №5.

34. Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб., 1996.

35. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990.

36. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001 .

37. Винер Б. И. Этничность: в поисках парадигмы изучения // ЭО, 1998.

38. Вохрышева М. Г. Современные стратегии культурологического образования. Самара, 2001.

39. Выготский JI. С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1983. Т.1,3.

40. Высоцкая Н. Транскультура или культура в трансе? // Культурология. Дайджест. СПб., 2005. № 4.

41. Галинская И. JI. Мультикультурализм и межкультурная коммуникация // Культурология. Дайджест. 2005. № 4.

42. Ганди М. К. Моя вера в ненасилие. Вопросы философии. 1992. №3.

43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

44. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

45. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. T.l. М., 1968.

46. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М. 1967.

47. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

48. Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998. №29.

49. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

50. Глобализация и культура. Аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб 2003.

51. Гнатюк О.А. Наука о коммуникациях: коммуникология или медиология? // Философия человека и современный мир. Материалы всероссийской конференции «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации». СПб, 2004.

52. Голик Н. В. «Глобализация»: точка зрения экономиста-аутсайдера // Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума 12-16 апреля 2005г. СПб, 2005.

53. Голик Н. В. Мораль в культуре: соотношение абсолютного и относительного // Первый российский философский конгресс. Человек-философия-гуманизм. Том VI. Философия культуры. СПб., 1997.

54. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.

55. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. Под ред. Садохина А.П., М., 2002 .

56. Грякалов А. А. Текст и коммуникация: к метафизике текста М. М. Бахтина // Коммуникации в культуре. Материалы научно-теоретического семинара (14-16 марта 1996 года). Петрозаводск, 1996.

57. Гудков Д. Б. Теория и практика социальной коммуникации. М., 2003.

58. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

59. Давыдов Ю.С. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование и воспитание. М., 2003.

60. Дайзарт У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе, М., 1986.

61. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 2003.

62. Диалог культур // Котенев А.А, Лукьянов А.Е. Миросознание. М., Наука-Пресс, 2002.

63. Дианова В. М. Культурология: основные концепции. С.-Пб., 2005 .

64. Доронченков А. И. «Национальная идея» как политический феномен // Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. СПб., 1996.

65. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

66. Дробижева JI. Этнополитические конфликты. Причины и типология. М. 1993.

67. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М„ 1995.

68. Дудник С.И., Солонин Ю.Н. Парадигмы исторического мышления XX века: Очерки по современной философии культуры. СПб., 2001.

69. Елисеева Г. В. Сохранение национальных традиций в малых группах и иноэтнической среде обитания (объективные факторы реализации традиций) // История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. М., 1990.

70. Иванов Д. В. Современные теоретические модели глобализации // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. СПб., 2005.

71. Иванов И. С. Россия в современном мире. Ответы на вызовы XXI века. М., 2004.

72. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. №11.

73. Иконникова С. Н. Антропологическое измерение глобализации: вызовы и ответы //Дни Петербургской Философии 2005: Материалы круглого стола «Философия культуры и культурология: вызовы и ответы». СПб., 2006.

74. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: Учебное пособие: В 3 ч. СПб, 2001.

75. Иконникова С. Н. Региональная культурология и проблемы мультикультурализма // Материалы круглого стола. Культура российской провинции: прошлое, настоящее, будущее. СПб, 2005 .

76. Инглегарт Р. Культурные сдвиги в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. М, 1999.

77. Иноземцев B.JI. Социология Д. Белла и контуры современной цивилизации // Вопросы философии. 2002. №5.

78. Иноземцев B.JI. От «конца истории» к «постчеловеческому будущему» (Рецензия на книгу Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее») // вестник Российской академии наук. Т. 72. М, 2002. №11.

79. Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М, Наука, 1999.

80. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М, 2000 .

81. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая и вторая. СПб, 2001.

82. Каган М. С. Глобализация как закономерность процесса развития человечества в XXI веке // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. Коллективная монография. СПб, Янус, 2005.

83. Каган М.С. Мир общения. М, 1988.

84. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

85. Каган М. С, Халтухина Е. Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М, 1994.

86. Кайлз С. Глобализация и миграция // Международный журнал социальных наук. 1998. №23.

87. Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технократическая волна на Западе, М, 1986.

88. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

89. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. №2.

90. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М. 2000.

91. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы Философии, 2003. №1.

92. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

93. Коммуникации в культуре. Материалы научно-теоретического семинара (14-16 марта 1996 года). Петрозаводск, 1996.

94. Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве. Международная научно-практическая конференция. Волгоград, 19-21 мая 2005г. Волгоград 2005.

95. Кочетков Э. Неоэкономика новая цивилизационная модель экономического развития - и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

96. Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе, М., 1986.

97. Круглова JI. К. Дефицит культуры: пути преодоления. М., 1992

98. Круглова JI. К. Культура российской провинции в условиях глобализации // Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума 12-16 апреля 2005 г. СПб., 2005.

99. Кули Ч. Общественная организация // Тезисы по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. М., 1994. С.379.

100. Культурология. Учебник под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М., Юрайт, 2005 .

101. Куропятник А. И. Мультикультурализм, миграция и проблема социальной стабильности (на примере стран Северной Европы и России) // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. СПб., 2005.

102. Кучерук И. В. Диалог культур и цивилизаций приоритетное направление мирового сообщества на рубеже XX и XXI веков // Проблема межкультурной коммуникации: история и современность. Материалы научно-практической конференции. Вып. 7. Ростов-на-Дону. 2005.

103. Лапшин А. Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сборник статей. Владимир, ВГПУ. 1999. С.45-50.

104. Ларченко С. Г. , Еремин С. Н. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе. Новосибирск, 1991.

105. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

106. Леви-Стросс К. Раса и культура// Культурология XX век. Дайджест. Проблемно-тематический сборник. МЛ 997.

107. Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. М. 1998.

108. Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб, 1999.

109. Лихачев Д. С. Экология культуры // Культура и судьба мира. Универсализм регионального. М., 1997.

110. Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология. Под ред. А.А. Велика. М., 2001.

111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв М., 1992 .

112. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин. 1994.

113. Лурье С. В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. М., 1999, №4.

114. Макаев В.В., Малькова 3. А., Супронова JI.JI. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999.

115. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы Философии, 2003, №1.

116. Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003.

117. Маклюэн М. Оружие. Война Икон // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. СПб.-М., 2004.

118. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширение человека. М., 2003.

119. Малахов В. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература, 1997, № 11.

120. Мальковская И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира // Социологические исследования. 2005. № 12.

121. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994.

122. Манхейм К. Социология культуры: Избранное. М., СПБ., 2000.

123. Марков Б. В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире. СПб., 2003.

124. Марков Б. В. Философская антропология. СПб., 1997.

125. Маркова Н.Е. «Культуринтервенция». М., 2001.

126. Маркова Н.Е. «Технология уничтожения». М., 2002.

127. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

128. Маркузе Г. Очерк об освобождении. М., 1970.

129. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

130. Мастеница Е. Н. Культурное наследие и личность в информационном обществе // Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции. Ч. 2. Материалы XIX Международной научной конференции Санкт-Петербург, 15-16 мая 2006 г. СПб., 2006.

131. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Выпуск VI. СПб., 1998.

132. Межкультурная коммуникация. Сборник учебных программ. М., Изд-во МГУ, 1999.

133. Мень А. Трудный путь к диалогу. М., 1992.

134. Мид М. Мир детства. М., 1998.

135. Милютин Ю. Е. Некоторые социально-психологические особенности современной молодежной субкультуры // Дни Петербургской Философии 2005. Материалы круглого стола Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы. СПб., 2006.

136. Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. №2.

137. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона, М. 2004 .

138. Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность //Полис. 1993. №3.

139. Моль А. Социодинамика культуры. М., 2005.

140. Муравлева Н. В. Понимание и интерпретация фактов чужой культуры // Россия и Запад диалог культур. Выпуск 7.- М., 1999.

141. Мухлио Е. А. Глобальные процессы в системе образования. Социальные и экономические проблемы реформирования образования в России // Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума 12-16 апреля 2005г. СПб, 2005.

142. Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993 .

143. Негодаев И. А. Информатизация культуры. Росто-на Дону, 2003.

144. Никитин В. От диалога конфессий к диалогу культур // Русская мысль. Париж, 2000, 3-9 февраля.

145. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1990.

146. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

147. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

148. Новые аудиовизуальные технологии. Отв. ред. К. Э. Разлогов. М., 2005.

149. Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждёт в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1991 .

150. Общественные перемены и культура мира / Social change and culture of peace // Международный институт перспективных проблем социокультурного и политического развития. М., 1998.

151. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа: Роль университетов. Под ред. JI. И. Глухарева, В. Страды. М., МГУ, 1995.

152. Орнатская JI. А. «Мы-отношения» в концепции А. Шюца //Я и Мы. История, психология, перспективы. Материалы международной научной конференции 30-31 мая 2002 года. СПб., 2002.

153. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.

154. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

155. Перов Ю. В. Стратегии философского осмысления социального общения // Коммуникация и образование. Сборник статей.- Под ред. С. И. Дудника. СПб., 2004. С. 9.

156. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М, 2002.

157. Пинна Д. Исторические дома-музеи: вступление к теме // Meseum. 2001. №210.

158. Подопригорова С. Я, Первиль Т.Г. Межкультурная коммуникация как фактор модернизации общества // Глобальное пространство культуры, Материалы международного форума 12-16 апреля 2005 .

159. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М, 2001.

160. Проблема межкультурной коммуникации: история и современность. Материалы научно-практической конференции. Вып. 7. Ростов-на-Дону. 2005.

161. Прозерский В. Онтология культуры и диалогическая герменевтика М. М. Бахтина // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Метафилософия или философская рефлексия в пространстве традиций и новаций. Выпуск IV. СПб, 1998.

162. Прохоров А. В. Экранная культура сетевого общения // Компьютер. 2001. №9.

163. Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межнациональных отношений в полиэтническом регионе. Материалы всероссийской научно-практической конференции (2-22 ноября 2000, Астрахань). Астрахань, 2000.

164. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. Вопросы философии. 1994. № 4.

165. Раушенбах Б. В. Пристрастие. М, 2002.

166. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М, 2003.

167. Резаев А. В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. СПб, 1993.

168. Решетников М. М. Психоанализ депрессий. СПб, 2005.

169. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М., 2004.

170. Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола в декабре 2001 года, С.-Пб., 2001 .

171. Россия и Запад: диалог культур: Материалы 2-й международной конференции, 28-20 ноября, 1995 года. М: Центр по изучению взаимодействия культур, 1996.

172. Россия на пути к культуре мира: Доклад о реализации проекта «Культура мира: в России год 2000». М., 2001.

173. Сагатовский В. Н. Диалог культур и «русская идея» // Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. Выпуск 4. СПб., 1996.

174. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2005.

175. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000 .

176. Сазонов М. Г. Международные культурные связи: Русско-немецкое соответствие: Справочник. М., 1994.

177. Самосознание европейской культуры XX века. М.,1991.

178. Сергеев А. М. Коммуникации в культуре. Петрозаводск, 1996.

179. Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №2-5.

180. Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.

181. Соболева Е. С., Эпштейн М. 3. Роль российских музеев в формировании национальной идентичности // Studia culturae/ СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.№ 7.

182. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сборник статей. Под ред. Бодболотова П. А. СПб., 2003.

183. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

184. Соколов Б. Г. Генезис истории. СПб., 2004.

185. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001.

186. Сорокин Ю. А. Этническая конфликтология. Самара, 1994.

187. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 .

188. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000 .

189. Сорокина В. Н. Культура информационного общества // Введение в кульутрологию, СПб., 2003.

190. Сорокина В. Н. Культурные контакты в современном мире // Русская история и русский характер. Материалы международной конференции, посвященной «90-летию JI. Н. Гумилева». СПб., 2002.

191. Социокультурное пространство диалога. Ответственный редактор Э.В. Сайко.М., 1999.

192. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998

193. Степин B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. №2.

194. Сурова Е. Э. Динамика идентичности в условиях глобализации // Studia culturae. Выпуск V, СПб. 2003.

195. Сухарев В. А. , Сухарев М. В. Психология народов и наций. Донецк, 1997.

196. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек, М.,1986.

197. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

198. Темиранов С. Диалог культур // Жизнь национальностей.1999.№ 4.

199. Тенула Дж. История и культура решения конфликтов в Соединенных Штатах // Расы и народы. Выпуск 24. 2001.

200. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

201. Тойнби А. Постижение истории: Избранное. М., 2003 .

202. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Сборник: Перевод с англ. М., 2002 .

203. Тоффлер А. Третья волна. М., 1999.

204. Тоффлер А. Футурошок. СПб, 1997.

205. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

206. Уайт J1. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

207. Уваров М. С. Интернет @ // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 года. СПб., 2000.

208. Устюгова Е. Н. Стиль как зеркало интерсубъективности // Коммуникации в культуре. Материалы научно-теоретического семинара (14-16 марта 1996 года). Петрозаводск, 1996.

209. Устюгова Е. Н. Экология культуры в эпоху глобализации // Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума 12-16 апреля 2005 г. СПб., 2005.

210. Ушанова И. А. Перспективы мультикультурализма в условиях культурной глобализации // На перекрестке культур: Русские в Балтийском регионе.- Калининград, 2004. 4.2. С. 64-73.

211. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

212. Фаржи Ж. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сборник статей. Владимир, ВГПУ. 1999.

213. Философия человека и современный мир // Материалы всероссийской конференции «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации». СПб, 2004 .

214. Франк С. J1. Духовная основа общества. М., 1992.

215. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

216. Фромм Э. Бегство от свободы; человек для себя. Минск, 2000 .

217. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы Философии. М., 2002. №3.

218. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе / Перевод с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева, М., Академия. 1999.

219. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

220. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. М., 2006. №1.

221. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

222. Ханнерц У. Границы // Международный журнал социальных наук. 1998. №21.

223. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

224. Цвылев Р. Информационная революция: что она сулит миру? // Мировая экономика и международные отношения. М., 1991. № 4.

225. Черникова В. Е., Волова Л. А. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. Пятигорск, 2005.

226. Шалин В. В. Толеранстность. Ростов-на-Дону, 2000.

227. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М., 2003.

228. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

229. Шеренги Г. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.

230. Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. М, 1992.

231. Шнирельман В. А. Расизм вчера и сегодня // Pro et Contra. Сентябрь-октябрь. С.41-65. СПб, 2005.

232. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М, 1993г.; Т.2: Всемирно-исторические перспективы. М, 1998.

233. Шпенглер О. Человек и техника // Антология: Культурология XX век. М, 1995.

234. Эко У. Под Сетью // Искусство кино. 1997. № 9.

235. Эко У. Спите спокойно, книги никуда не денутся // Известия,- 20 мая 1998г.

236. Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб, 2001.

237. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М, 1996.

238. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М, 1988.

239. Юнг К. Г. Архетип и символ. СПб, 1991.

240. Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. № 1.

241. Яковлев И. П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестник Московского университета. Сер. 18. 1999. №3.

242. Яковлев И. П. Основы теории коммуникаций. Учебное пособие. СПб, 2001.

243. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М, 1986.

244. Beck U, Giddens A, Lash S. Reflexive Modernisierung. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1996.

245. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M, 1998.

246. Beck U. Vom Verschwinder der Solidarity / Suddeutsche Zeitung, 14./15.2.1993.

247. Bennet M.A. Toward Ethnorelativism: A Developmental Model of Intercultural Sensitivity // Cross-Cultural Orientaition: New Conceptualization and Application // R.M. Paige (Ed.) Lanhan, etc, Univ. press Of America, 1986.

248. Berger P. Cultural Diversity in the Contemporary World. 2002.

249. Bitner John R. Mass Communication, an introduction. Englewood Cliffs, New Jersey, 1989.

250. Bochner S., Furnman A. Culture Shock: Psychological Reactions to Unfamiliar Environments. L. & N.Y.: Methuen. 1986.

251. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden, Massachusetts, USA. Oxford, UK, 1996.

252. Cottle Simon. Media organization and production. London. 2003.

253. Dance F., Larson C. The Function of Human Communication. A Theoretical Approach. New York, 1976.

254. Defining Media Studies. Reflection on the Future of the field. New York, L., 1994.

255. Dewey J. Democracy and education. N.Y., 1916.

256. Dominick Joseph R. The Dynamics Mass Communication. New York, 1990.

257. Dordick H. S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park-L., 1993.

258. Eliot T. S. Notes towards a Definition of Culture. L., 1962.

259. Encyclopedia of Multicultural Education. Bruce Mitchel and Robert Salsbury (eds.) Westport, CT: Greenwood, 1999.

260. Fox J. M., Harper M. S. Corridors of culture. Washington, 1994.

261. Gesell A. et al. Language development // The first five years of life. New York, 1940.

262. Graber D.A. Mass Media and American Politics. N. Y., 2002.

263. Grillo R. Pluralism and Politics of Difference: State, Culture and Ethnicity in Comparative Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1998.

264. Herskovits M. The Man and his Works. The science of cultural anthropology. N. Y., 1949.

265. Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Zurich, 1949.

266. Jopke S. and Lukes S. Multicultural Questions. Op. Cit. 2001.

267. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.

268. Kimlicka W. Multicultural Citizenship. Oxford: Oxford University Press. 1995. ch.2.

269. Kymlicka W. Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe // Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. Oxford, 2001.

270. Kinsey A. S. et al. Sexual behavior in the human male. Philadelphia, 1948.

271. Kroeber A. L. The nature of culture. Chicago, 1952.

272. Kroeber A. and Klukhohn C. Culture. Critical Review of Concepts and Definitions. New York, 1964.

273. Levi-Strauss C. Anthropology structural. La Hobana, 1970.

274. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.

275. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1981.

276. McLuhan M. Understanding media. New York. 1964.

277. McLuhan M. War and Peace in the Global Village. New York. 1968.

278. Miller III, C. D. Personal Communication, 1990.

279. Moor W. Global Sociology: The World as a Singular System // American Journal of Sociology. 1966. № 5.

280. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Washington, 1978.

281. Raz, Joseph. Multiculturalism: A liberal Perspective, Ethics in the Public domain. Oxford: Clarendon Press. 1997. P. 159.

282. Rogers Everett M. A History of Communication Study. A Biographical Approach. N. Y., L., Toronto, Sydney, Singapore, 1997.

283. Roth J. Ost und West in Europa. Barrieren fur die Interkulturelle Kommunication im Integrationsprozess // Osteuropa zwischen Integration and Differenz. Holm Sundhaussen (Hg.), 1999.

284. Samovar L., Porter R., Stefani L. Communication between cultures. Belmont, 1998.

285. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.

286. The International Encyclopedia of Education. Vol. 7. Oxford. 1994.

287. Trager G., Hall E. Culture and Communication: A Model and Analysis // Explanations and Communication 3. 1954.

288. Triandis H.C. Essential of Studying Cultures // Handbook of Intercultural Training. Vol. 1. New York, 1983.

289. Wiseman R., Jolene K. Intercultural Communication Competence // Newbury Park, 1993.

290. Worterbuch der Volkerkunde. Berlin. 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.